Голландский художник Ян Вермеер Дельфтский: жизнь и творчество. Картина вермеер
Ян Вермеер - загадка века
Новогодние праздники уже закончились, а я все продолжаю получать подарки. Вы, конечно, помните статью-расследование Татьяны Ткаченко «Девушка с жемчужной сережкой или Мона Лиза с севера», где она обещала рассказать и о самом художнике. Так вот сегодня - очередной сюрприз от нее, под названием "Ян Вермеер - "делфтский сфинкс", который я с удовольствием вам представляю. Кажется у меня появился соавтор 😉
«Золотой век» Голландии приходится на XVII век и, одним из ярких представителей этого времени, является художник Ян Вермеер, пожалуй, одна из самых загадочных фигур того столетия. Удивительна жизнь этого известного художника… Почему я поставила многоточие? Да потому, что именно отсюда и начнем мы с вами удивляться.Признанный при жизни и почитаемый окружением художник, в течение, почти целого столетия, был забыт… Забыт полностью, до тех пор, пока французский критик Торе-Бюрже не извлек из забвения имя известного теперь мастера живописи. Популярность Яна Вермеера росла и достигла необычайных высот к концу девятнадцатого века, ставя его на одну ступень с Питером де Хоохом, Рембрандтом и Франсом Хальсом.
Картина "Сводница". Предположительно фигурв слева - автопортрет Яна Вермеера
Казалось бы, настало время узнать о мастере бытового жанра все или почти все, но и тут, увы, нам остается только удивляться, потому что о художнике дошло совсем немного сведений. Порывшись на обширных просторах интернета, я кое-что раскопала, чем и поделюсь с вами. Ни о чувствах, ни о взаимоотношениях с родными и близкими узнать так я и не смогла.У художника даже нет даты рождения, восстановить его биографию удалось лишь по сохранившимся документам о рождении и крещении детей, накладных и закладных на дом и трактир «Мехелен», поручительства нотариусов, долговые расписки, завещания и другие документы. Сухие бесчувственные листы бумаг, они помогли восстановить лишь хронологию жизни художника.
Картина "Молочница"
Нет воспоминаний о том, действительно ли художник любил свою жену (нет любовных писем или записочек), каково было его отношение к родителям и почему ни одного ребенка он не назвал в их честь, хотя мать, после своей смерти, все наследство завещала ему. Каковы были отношения в семье и кто был художнику особенно дорог. Все кануло в лету и теперь можно только догадываться или давать волю фантазии, как и поступил режиссер фильма «Девушка с жемчужной сережкой». Ниже я предоставлю вам те сведения, которые смогла найти.
Первые двадцать лет
Итак, крестили Яна Вермеера 31 октября 1632 года, в городе Делфте (его так нередко и называли Вермеер Делфтский), предположительно, он прожил в нем всю свою жизнь, посетив только один раз Гаагу. Его отец, Янсон Рейнеер, родился в семье портного, но переехав с женой Дигне Балтес в город Делфт, зарегистрировался в гильдии Святого Луки, как торговец произведениями искусств.
Картина "Вид Делфта"
Видимо, образ жизни и окружение родителей оказало влияние на юное дарование. Так же известно, что Ян был в семье вторым ребенком, но единственным сыном, старшей сестре, на момент его рождения, было 12 лет. Когда сыну исполнилось 7 лет, Рейнер ван Вос (отец сменил имя и фамилию) покупает гостиницу «Мехелен», на долгие годы это будет одним из источников доходов семьи, а в будущем и самого художника. В 15 лет Ян Вермеер начинает свое художественное обучение в Гильдии Святого Луки.
Картина "Маленькая улочка"
Предположительно, Ян Вермеер жил в достаточно обеспеченной семье: мать управляла трактиром (по другим источникам - гостиницой) «Мехелен», что дало ему возможность получить образование и жить безбедно. Хотя есть еще один интересный факт, когда Вермееру было 17 лет, его будущая теща, Мария Тинс, разводится с мужем и получает кругленькую сумму, которая в дальнейшем позволит художнику долгие годы жить на эти деньги. Эти два факта говорят нам о том, что художник от голода не страдал и мог позволить себе рисовать одну или две картины в год, что следует из дальнейших строк моей статьи. Всего художником было написано около 40 картин.
"Женщина, держащая весы"
Когда Яну Вермееру исполнилось 18 лет, в Делфт приезжает Карел Фабрициус - талантливый художник и ученик Рембранта, который оказал свое влияние на пока еще не состоявшегося художника. Нельзя умолчать и о том, какое сильное впечатление произвели работы Питера де Хооха на дальнейшее творчество Яна Вермеера. В своих будущих работах молодой художник перенял стиль Питера де Хоха и развил его. В этом вопросе опять загадка, потому что мнения многих экспертов расходятся, никто толком не знает, кто наиболее сильно повлиял на художественный талант Вермеера и кто действительно был его учителем, нет ни документов, ни свидетельств очевидцев.
"Бокал вина"
В двадцать лет Ян Вермеер потерял отца, а в 21 год собирается жениться на Катарине Болнес. Мать избранницы возражает против этого брака. Почему, так и останется тайной, есть только предположения. Исследователи разделились на два лагеря: одни утверждают, что происхождение и финансовое положение семьи Вермеера не соответствовало богатой и почитаемой в городе семьи Болнес, либо сюда вмешалось разница в вероисповедании.Как бы там ни было, Вермееру пришлось, сменить свое лютеранское вероисповедание на католическое и, только после этого, будущая теща соглашается на союз молодых. Долгие годы супружеской жизни художника эта женщина будет ангелом хранителем семьи, помогая им финансово, а после смерти своей дочери возьмет заботу о младших внуках на себя.
"Женщина с жемчужным ожерельем"
О любви молодого художника свидетельствуют картины, где он нередко изображает свою жену, которая была источником его вдохновения. Вермеера нередко называют художником любви, именно она является лейтмотивом многих работ Яна Вермеера. Мастер отдает предпочтение сценам из повседневной жизни, где царят уют и покой, подчеркнутые мягким колоритом, игрой света и тени.Художник мастерски мог оживлять неодушевленные предметы, превращая их в источник мыслей и чувств. Аналогов живописи Вермеера среди известных художников нет. Своеобразность его проявилась и в том, что он никогда не датировал свои творения, не гнался за славой, а в годы жизни был известен только в узком кругу своих почитателей.
"Мастерская художника"
На этом наше знакомство с Яном Вермеером не заканчивается, но об этом Татьяна расскажет в следующий раз. Продолжение следует...
VK
Google+
Odnoklassniki
elligo.ru
Голландский художник Ян Вермеер Дельфтский: жизнь и творчество
Недолгую жизнь Вермеер (Вермер) Дельфтский (1632 —1675) прожил в городе, о котором должен был бы грезить, в который должен был бы бежать… Дельфт, изображенный на картинах голландского художника Вермеера, — город-убежище, город-приют: вермееровский Дельфт рассеивает тревоги и возвращает покой. Художник во власти загадочного, чуть сонного очарования города на реке, который сам уплывает точно детский кораблик. Дельфт Вермеера — город-кораблик и город-пристань.
Картина «Вид Дельфта» (художник Ян Вермеер)
Реальный Дельфт был городом-мастерской, где умели ценить искусный ручной труд, где понимали толк в красоте, где знали цену порядку. На всю Голландию Дельфт славился мастерицами кружев и мастерами фаянса. Здесь складывался благоустроенный быт, который уже был немыслим без музыки, без искусства. В любовно продуманных планировках дельфтских улиц Вермеер нашел свой идеальный композиционный канон. А дельфтский ландшафт, голубизна безоблачного неба, желтизна песчаных берегов подсказали Вермееру его нежную высветленную палитру. Суровый коричневый колорит — след неизжитого протестантского аскетизма — Вермеер отверг как тягостный и неживописный.
Особенности картин
Ян Вермеер был строгим мастером, и в нем жила очарованная душа. В жанровой живописи Голландии XVII века он выглядит художником и очень типичным и очень одиноким. «Малые голландцы» — жанровые живописцы той поры — погружались в обыденность в поисках нравоучительных тем. Попутно они касались тем рискованных, тем анекдотических. Вермеер искал в обыденности очарований. Урок музыки или примерку серьги он описывает тщательно и завороженно. Для Вермеера это строгий обряд и чудное мгновение жизни. Голландским бюргерам и солдатам такое искусство должно было казаться не слишком мужественным и слишком странным. В свою очередь. Вермеер видел в них мужланов. Он опоэтизировал дельфтских девушек, дельфтских дам, но дельфтских мужчин наметил едва-едва, с презрительным безучастием, уделив больше внимания мужской шляпе, нежели мужскому лицу. Блестящий портретист пишет портреты не надменных победителей в испанских войнах, но кружевниц, клавесинисток или даже случайных солдатских подруг. Женский образ Вермеера обыденно-лучезарный, образ искусницы, мастерицы, озаряющей жизнь и тайно жизнью руководящей. Улыбка вермеровских девушек — это власть, а осанка вермеровских мужчин — это лишь видимость власти. Жанровые картины Вермеера не чужды комизма, обаятельной театральности. В них присутствует более общая мысль: власть грубой силы в них кажется отмененной.
Картина «Офицер и смеющаяся девушка» (художник Ян Вермеер)
Образы «вечно женственного» у Вермеера сопоставлены с образом солнечного света. Солнечный свет — то, что более всего поражает на его картинах, хотя среди них мало пейзажей, а чаще всего изображен интерьер — комната бюргера или ателье живописца. Солнечный свет Вермер писал как виртуоз, а воспринимал как узник. Открытия и эксперименты Рембрандта он использовал для собственных целей и собственных тем. Свет Вермеера — свет утра, с мотивом утреннего света связана его лирическая философичность. Вермеер стремится изобразить и утренний свет, и утро света. Свет Вермеера — свет, не познавший некрасоты мира. На картинах Рембрандта — борьба света и тени. На картинах Вермеера — игра света и вещи, света и поверхности, света и силуэта. Это действительно первые радости света. В иную эпоху, подчиняясь иным импульсам, Блок напишет о «резком, неподкупном свете дня». Портретная поэзия зрелого Блока, как и портретная живопись зрелого В. Серова, пронизана дневным светом — резким и неподкупным. Резким и неподкупным светом освещены портреты зрелого Ван-Гога. В них нет того ликующего контакта света и человеческого лица, который создает неповторимое очарование портретов Вермеера. В «дневных» портретах Серова или Ван-Гога свет и лицо — скрытые недруги, тайные антагонисты: свет настигает, лицо прячется. В «утренних» портретах Вермеера свет и лицо ищут друг друга, как ищут друг друга цветок и солнечный луч. Подобным же образом строятся жанровые картины Вермеера. Жанровый мотив обозначен, но уводится в тень, как уводится в тень офицер, сидящий на первом плане против улыбающейся девушки. Улыбка девушки предназначена не ему. Вульгарно-прозаическую ситуацию Вермеер пересказывает поэтическим языком светотени. Живописцу заказана картина игривого свидания. Такие картины были очень популярны в чопорной Голландии XVII века. Вермеер выполняет заказ, но думает не о том, о чем думает заказчик. Что бы Вермеер ни писал, он пишет одно: свидание девушки и света.
Картина «Молочница» (художник Ян Вермеер)
История живописи знает великое произведение, созданное как антипод Вермееру. Это «Ночное кафе» Ван-Гога, картина, рисующая ночь света. Работая в Арле, на юге Франции, Ван-Гог много думал о Вермере и о XVII веке. Судя по письмам к брату Тео, он тосковал невозможностью достичь вермеровских гармоний. Натурные пейзажи Ван-Гога — поиски утраченного утра. Палитра Ван-Гога — палитра Вермеера, ставшая дисгармоничной. Сине-голубое и желто-лимонное враждуют друг с другом, друг друга изобличают, нежные краски странно и пугающе искажены. «Ночное кафе» — образ искаженной человечности, искаженной жизни. Ван-Гог писал, что здесь сходят с ума, замышляют убийство. «Ночное кафе» — образ искаженного света. Эффект электрического освещения, зловеще сияющего в синем сумраке ночи, Ван-Гог описал одним из первых и драматичнее, чем кто-либо после него. Электричество у Ван-Гога — световая подделка, световая мистификация. В картине нашла выражение одна из главных тем позднего Ван-Гога — влекущая и отталкивающая сила ложного света. Далекий предшественник Ван-Гога Вермеер видел и сумел облечь в краски свет истинный, свет неискаженный. Как он это умел, осталось его загадкой.
Картина «Девушка с жемчужной серёжкой» (художник Ян Вермеер Дельфтский)
Жизнь и живопись
О жизни Вермеера известно немногое. Мы даже не знаем его лица. Единственный автопортрет Вермера полон строгой и демонстративной неоткровенности. Художник изображен за мольбертом, сидящим спиной, написанной, впрочем, с замечательной чисто вермеровской выразительностью. В позе страстное напряжение, страстное нетерпение, страстный порыв. Между тем рука, держащая кисть, занята тщательной, кропотливой работой.
Картина Яна Вермеера Дельфтского «Искусство живописи»
(также известна как «Аллегория живописи», «Мастерская художника», «Художник и модель»)
В соединении страсти и кропотливости Вермеер видел тайну высокого мастерства. То же соединение страсти и кропотливости мы находим у вермеровской «кружевницы». Художник, утонченный эстет, работает так же, как девушка-простолюдинка. Его представления о жизни, о творчестве, о красоте так же не искажены. Не здесь ли разгадка его искусства? Ян Вермеер Дельфтский — художник, который ищет и который творит неискаженный образ в жизни. Терракотовые трещины старой кирпичной стены, желтизна лица молодой беременной женщины, роскошные краски почти что матиссовского ковра, изысканные краски почти что ренуаровского туалета — все это жизнь, это вызов, который жизнь бросает мастеру-живописцу. Вермеер тратит массу усилий, чтобы волнующие впечатления дня передать в безукоризненной форме идеальной картины.
Картина «Кружевница» (художник Ян Вермеер)
Творчество мастера-виртуоза не было и не могло быть продуктивным. Его современники, «малые голландцы», создавали свои опусы многочисленными сериями. Вермеер написал около 40 картин. В конце жизни, далеко не достигнув старости, Вермеер вообще отказался от работы живописца. Может быть, он сделал это, чтобы поддержать семью. Может быть, у него иссякли душевные силы. Не будем, однако, его жалеть. Умирав, Вермеер мог утешать себя гордой мыслью, что оставляет потомкам одни лишь шедевры.
В. Гаевский, журнал «Семья и школа», 1970 год
Похожие статьи:
mamotvet.ru
Художник 38 картин. Вермеер. - Блог настоящей тёщи
Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft, 1632—1675) — нидерландский художник, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Другие варианты — Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер ДельфтскийНаряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства. Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы.Brieflesendes Mädchen am offenen Fenster
О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.Прерванный урок музыки
ОбразованиеО годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.Женщина, читающая письмо
Семья и работа
20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.
В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.
Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.
В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.Женщина с жемчужным ожерельем
Последние годы жизни
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 г. и продолжавшейся до 1679 г. войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676 г., супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене. В 1675 г. Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.Пишущая женщина
НаследиеВ каталоге аукциона, состоявшегося 16 мая 1696, значились двадцать одна картина Вермеера, сегодня из них исследователям известны шестнадцать. Искусствоведы долгое время вели поиски неизвестных картин Вермеера. Огромная ценность этих работ стала причиной появления в 1930-х гг. ряда удачных подделок. Наиболее успешным фальсификатором — автором нескольких работ, проданных под видом работ Вермеера (например, «Христос в Эммаусе»), в том числе и руководителям Третьего рейха, был Хан ван Меегерен. На сегодняшний день достоверно подлинными считаются 34 картины Вермеера и дискуссионно — ещё 5. В России картин Вермеера нет.
Женщина в красной шляпеотсюда
povarisha.livejournal.com
Картины Яна Вермеера
Картины художника Яна Вермеера |
Здесь размещены изображения картин художника Яна Вермеера (1632—1675). Правильно говорить: Вермер (национальная голландская фамилия). В природе существует множество вариантов прочтения сего нерусского имени, среди которых, например, Иоганн ван дер Меер Дельфтский (потому что есть ещё неДельфтские Вермееры, они тоже Яны, и тоже все ван дер). Вермеер— нидерландский живописец, работавший в жанре бытового портрета. Известно, что Вермеер был очень малопродуктивен, он писал в год лишь по две картины. Благодаря чему на сегодняшний день достоверно подлинными считаются всего 34 его работы.Направление живописи: барокко. |
Автопортрет
(фрагмент картины). По крайней мере, принято считать, что это Вермеер Дельфтский
Цены, таблицы, рисунки и графики могут быть недоступны для просмотра. Заходите на сайт через полноценный монитор с работающей поддержкой скриптов.
КАРТИНЫ ВЕРМЕЕРАНА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — artgraphic.su/vermeer.html
Девушка с кувшином воды
Когда я смотрю на работы Вермеера, не могу отделаться от мысли, что они недописаны. Может, на самом деле так и есть. Например, на этой картине лицо девушки прописано намного хуже, грубее, чем многие окружающие её предметы, хотя, по всем канонам живописи, всё должно быть как раз наоборот.
Увеличить изображение картины Увеличить изображение картины«Молочница»
(это не диагноз, :).
Кто-то из искусствоведов заметил, что на многих картинах Вермеера изображена одна и та же комната, кочующая из картины в картину. Здесь размещено, кажется, три таких работы художника.
Увеличить изображение картиныПредставляю, как Вермеер корячился над изображением этого гвоздика на стене. С учётом того, что вся картина имеет размеры 45,5х41 см, несложные расчёты показывают, что размер этого объекта примерно 3 мм. А там вся штукатурка в дырочках...
«Бокал вина»
На картине чувак спаивает простую голландскую девушку.
Увеличить изображение картиныКАРТИНЫ ВЕРМЕЕРАНА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — artgraphic.su/vermeer.html
«Женщина, пишущая письмо»
И снова тот же принцип: лицо нарисовано очень схематично, в отличие от других мелких деталей картины. Возможно, поэтому многим исследователям не даёт покоя мысль о том, что Вермеер пользовался при рисовании камерой-обскурой. При просмотре его работ создаётся впечатление, что он вырисовывал только неподвижные объекты, а остальное получалось как бы смазанным.
Увеличить изображение картиныartgraphic.su
Вермеер Ян Делфтский (1632 - 1675)
Середина 17-го столетия - это новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы. Творчество некоторых художников бытового жанра достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода. Особенно этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера.
Вермеер - одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства 17-го столетия. Этот художник при жизни был известным мастером, но совершенно забытым уже на рубеже 18-го века. Его называли при жизни "Делфтским сфинксом", и он был очень популярен. Вермеер признан великим живописцем, его имя стали упоминать наравне с Рембрандтом и Хальсом.
Тем не менее знаем мы об этом художнике очень мало. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. В 1653 году он вступил в живописную гильдию св.Луки, где его несколько раз выбирали деканом. По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь его одна поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступил в роли эксперта при покупке итальянских картин.
Судя по всему, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался "для себя". Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).
О личности самого художника больше всего сведений, пожалуй, можно подчерпнуть непосредственно из его картин. Ранние произведения Вермеера имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения. Но он старается глубже вникнуть в суть итальянского искусства, обращает внимание на психологическую сторону сюжета в картине. Творческой зрелости достигает он рано. Уже после своего двадцатипятилетия художник окончательно предпочитает бытовой жанр в живописи.
Художник углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Образы в его произведениях часто очень похожи и как бы переходят из картины в картину. Их образы обладают особой самопогруженностью, внутренней независимостью.
Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделял особым светом, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, - бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. При этом он добивается ощущения гармонии. уравновешенности. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.
К сожалению, Вермеер создал всего два пейзажа, изобразив свой родной Дельфт, родные улочки.
И все же Вермеер - это признанный мастер бытового жанра. В его интимных сюжетах действие всегда происходит в комнате, куда через окно падает мягкий свет, заставляя сверкать нитку жемчуга, светлый локон или шляпку гвоздя в спинке стула. Излюбленные цвета Вермеера - небесно-голубой, лимонно-желтый и белый.
cvetamira.ru
Ян Вермеер. Биография и картины
Ян Вермеер Дельфтский (Jan Vermeer van Delft или Johannes Vermeer van Delft; 31 октября 1632, Дельфт — 15 декабря 1675, Дельфт) — культовый нидерландский художник-жанрист и портретист. Один из величайших мастеров живописи Золотого века Голландии.
Особенности творчества Яна Вермеера. Репутация «сфинкса из Дельфта» опирается на относительно небольшое количество картин. Темы для большинства своих работ он брал из повседневной жизни: молодая женщина, поглощённая чтением письма в освещённой солнцем комнате; девушка в красной шляпе с выражением ожидания на лице; черепичные крыши и церковные шпили Дельфта под бескрайним небом. Во всём этом художник обнаруживал вечные ценности и эмоции, трансформируя реальность и размышляя о вечных аспектах состояния человека. В некоторых его произведениях есть символические элементы с явными аллегорическими коннотациями. Тщательно выстроенные и наполненные смыслом, картины Вермеера интригуют и очаровывают зрителей на протяжении веков.
Известные картины Яна Вермеера: «Девушка с жемчужной серёжкой», «Молочница», «Женщина, держащая весы», «Урок музыки», «Мастерская художника (Аллегория живописи)», «Вид Дельфта«
Загадочный Янис
О культурной, социальной и политической ситуации в Дельфте XVII века известно много, а вот письменных свидетельств об одном из самых знаменитых художников города почти не сохранилось. Нет документов о его воспитании и ученичестве или деталей заказов, которые он получал. Большинство известных нам записей, где фигурирует Вермеер, относятся к его семье.
Своего второго ребёнка и первого сына Яна (Яниса) супруги Рейнир Янс и Дигна Балтенс крестили в Новой церкви (Ньиве керк) на главной площади Дельфта 31 октября 1632 года. Ткач Рейнир, изготовлявший тонкую атласную ткань под названием «caffa», был также членом городской Гильдии святого Луки как торговец произведениями искусства. Этим он занимался, по-видимому, на арендуемом постоялом дворе.
К 1641 году отец Вермеера стал достаточно преуспевающим, чтобы приобрести большой дом с постоялым двором «Мехелен» на Рыночной площади, где продолжил и куплю-продажу картин. Всё дело Ян унаследовал после смерти родителя в 1652 году. К тому времени 20-летний юноша уже избрал карьеру живописца, поскольку лишь год спустя, 29 декабря 1653-го, был зарегистрирован в Гильдии святого Луки в качестве мастера-художника.
Но имена учителей Вермеера, период ученичества (который должен был начаться в конце 1640 года), а также город или города, где оно проходило, остаются тайной. Никакие письменные источники не указывают, выезжал ли он за пределы Нидерландов — в Италию, Францию или Фландрию, — чтобы познакомиться с разными художественными традициями. Вероятность путешествий не исключена, но документы об этом, как и о многом другом, отсутствуют.
Тёща моя…
Особого упоминания заслуживает тёща живописца Мария Тинс. Традиционное представление о том, что она сопротивлялась браку своей дочери Катарины Болнес с Вермеером в апреле 1653 года, кажутся не совсем верными. Судя по всему, с художником у неё были близкие отношения. До брака он обратился в католичество, почти наверняка следуя пожеланиям будущей родственницы.
Мария Тинс владела скромной коллекцией картин утрехтской школы, которую унаследовала от своих родителей. Одна из этих работ, «Сводня» Дирка ван Бабюрена, есть на заднем плане как минимум двух полотен Вермеера — «Концерт» и «Дама, сидящая за вирджиналем». Другая, «Милосердие римлянки» (или «Отцелюбие римлянки»), видна в правой части «Урока музыки». Что хотел сказать художник, включив их в контекст своих произведений, можно лишь предполагать.
Собрание Марии Тинс может объяснить характер ранних произведений Вермеера (1, 2, 3), которые далеки от стилистических традиций Дельфта. Видимо, в период становления живописца мало интересовало не особо динамичное художественное сообщество города. Помимо работ из коллекции тёщи он мог вдохновляться произведениями коллег из Амстердама, а также Италии и Фландрии. Возможно, Вермеер видел их во время ученических поездок или в галерее отца.
Мало информации и о взаимоотношениях мастера с другими художниками. Мы знаем, что главным свидетелем на свадьбе Вермеера был Леонард Брамер, а вторую подпись на брачном договоре поставил Герард Терборх. Но их последующие контакты не подтверждены. Затем Арнольд Бон назвал Вермеера преемником Карела Фабрициуса в живописи, но ничего не известно о точках соприкосновения между ними.
Нет и документов, связывающих Вермеера с Яном Стеном и Питером де Хохом, которые работали в Делфте в 1650-х. Наконец, никакие записи не указывают на то, что Вермеер когда-либо встречался с живописцами из других городов, например, Николасом Масом из Дордрехта, Францем ван Мирисом Старшим и Габриелем Метсю из Лейдена и Амстердама.
Богатство и банкротство
К 1660-м годам Вермеер завоевал репутацию серьёзного и новаторского художника. В 1662 — 1663 годах его избрали одним из руководителей Гильдии святого Луки. Тогда же французский путешественник Бальтазар де Монконис отметил, что его картины чрезмерно дороги. В 1664 году картины Вермеера упоминаются в Гааге — важный признак того, что интерес к его творчеству переместился за пределы родного города. В 1671 — 1672 годах художник снова был избран главой Гильдии святого Луки в Дельфте, а в мае 1672-го приглашён в Гаагу как эксперт по итальянским картинам. Последний факт, пожалуй, самый примечательный и наводящий на размышления из известных искусствоведам.
Несмотря на своё уважаемое положение в художественных кругах Дельфта, Вермеер стал жертвой экономической катастрофы после вторжения Франции в Нидерланды в 1672 году. Живописец умер три года спустя, оставив жену и десять несовершеннолетних детей с огромными долгами. Через пару лет его вдова жаловалась в ходатайстве: «…во время разрушительной и затяжной войны [Вермеер] не только не смог продать ни одно из своих произведений, но и в ущерб себе не расстался с картинами других мастеров, с которыми имел дело».
Самой Катарине Болнес пришлось отдать две работы мужа пекарю в счёт уплаты огромного долга в 600 гульденов. Судя по описаниям, сейчас эти полотна известны нам под названиями «Гитаристка» и «Дама, пишущая письмо, и её служанка». Но, вместе с тем, вдова и её мать отчаянно боролись против продажи «Аллегории живописи» на открытом аукционе в Гильдии святого Луки. К сожалению, их усилия не увенчались успехом. Примерно 130 лет спустя автором этой картины считали Питера де Хоха. Взаимоотношения Вермеера с этим художником стоит рассмотреть отдельно.
Вермеер — де Хох
Несмотря на отсутствие документов о связи Яна Вермеера и Питера де Хоха, нет сомнений, что оба художника знали друг друга. Параллели между их работами конца 1650-х годов очевидны. Мало того, у них одновременно произошли изменения в стиле. Вермеер отказался от библейских и мифологических сцен в пользу жанра и городских пейзажей. А де Хох, который в родном Роттердаме специализировался на взаимоотношениях персонажей в казармах или тавернах, в Дельфте стал интересоваться интерьерами и внутренними дворами. Главными в его картинах стали солнечный свет и перспектива, а также изображение текстур.
Каждый художник по-своему продемонстрировал, насколько эффективно элементы архитектуры и фигуры из повседневной жизни могут соединяться для создания нового видения реальности.
Ни одна картина Вермеера того периода не датирована, а потому нельзя точно сказать, был ли «ведущий» и «ведомый» в паре Вермеер — де Хох или они пришли к своим стилям одновременно. После смерти обоих слава «сфинкса из Дельфта» угасла, и многие его работы приписывались де Хоху, который ценился выше. И хотя теперь Вермеер кажется нам более новаторским, стоит признать, что на протяжении всей своей карьеры он черпал вдохновение в работах коллег. Его собственная гениальность заключалась в способности превзойти эти источники, благодаря особому чувству композиции и умению придать особое настроение как историческим, так и жанровым полотнам.
Формула настроения
С самого начала карьеры Вермеер предпочитал передавать спокойные, задумчивые моменты, которые подчёркивают медитативную сторону жизни. Его техника в ранних религиозных и мифологических работах относительно свободна и смела. И хотя он усовершенствовал и усложнил её в более поздних жанровых сценах и городских пейзажах, навсегда сохранил способность внушить зрителю настроение, а не просто описывать форму и текстуру. Его «формула» включала три компонента: перспективу, цвет и свет.
Начав изображать сцены повседневной жизни, Вермеер использовал перспективу в качестве основного композиционного инструмента построения реалистичной обстановки. Например, в «Спящей девушке» перспектива создаёт иллюзию уходящего в глубину пространства. В то же время линия горизонта расположена довольно высоко, что вызывает у зрителя чувство меланхолии.
Художник прибегал и другим средствам для передачи подобия трёхмерной реальности. Например, часто размещал на переднем плане своих картин стул или стол, создавая барьер между персонажами и зрителем. В «Женщине с лютней» такой приём не только даёт ощущение глубины, но и усиливает атмосферу уединения, которая пронизывает сцену.
Поражает способность Вермеера передавать свет, проникающий сквозь виражное окно, как в «Молодой женщине с кувшином воды», а также изображать широкий спектр текстур — от полупрозрачного жемчуга до грубых черепиц на крышах Дельфта.
Не менее примечательна его тонкая чувствительность к цвету. Вермеер не только использовал лучшие доступные пигменты, придающие картинам светимость (например, натуральный ультрамарин и тот, что сейчас называется «жёлтый старых мастеров»). Он также понимал оптические характеристики цвета. Например, в «Женщине, держащей весы», художник тонко наложил синий слой на красновато-коричневый, тем самым добавив внутреннюю теплоту обычно холодному голубому тону.
Однако Вермеер не копировал реальность один в один. Он часто менял масштаб и форму объектов в угоду композиции. Так, огромная картина «Обретение Моисея» позади дамы, пишущей письмо, появляется и в «Астрономе», но в гораздо меньших масштабах. Меняет размер и настенная карта на полотнах «Дама в голубом, читающая письмо» и «Молодая женщина с кувшином воды».
Для достижения композиционного баланса художник даже искажал объекты. Так, в работе «Женщина, держащая весы» нижняя часть рамы «Страшного суда» заметно выше с левой стороны, чем за спиной героини. Вермеер манипулировал и светом, чтобы продлить момент, минимизируя переходные эффекты теней. В «Уроке музыки» и «Женщине, читающей письмо» он заливает светом стены, которые на деле должны частично находиться в тени.
Вермеер и камера-обскура
В камере-обскуре сфокусированные лучи света, проходя сквозь маленькое отверстие, создают перевёрнутое изображение на экране. Многие устройства представляли собой буквально затемнённые комнаты с единственным просветом. К середине XVIII века портативные приборы с линзами и фокусирующими трубками позволяли получать более или менее чёткие изображения объектов с разных расстояний.
Многим художникам камера-обскура открыла новые выразительные возможности. В период создания телескопа и микроскопа это оптическое устройство стало «привычно всем». Оно давало не только прекрасное изображение, но и понимание основных законов природы.
Интерес Вермеера к камере-обскуре и её роль в его рабочем процессе — чрезвычайно сложная тема. Устройство не оставляет физических следов, и доказать, что живописец использовал его можно лишь путём сопоставления оптических характеристик в работах. Наиболее очевидные из них — «Вид Дельфта», «Девушка в красной шляпе», «Кружевница» и та же «Аллегория живописи». Вероятно, он применял её для создания и других композиций.
Однако Вермеер постоянно модифицировал оптические эффекты в своих картинах, и это говорит о том, что он не слепо следовал камере. А, значит, остаются без ответа несколько интригующих вопросов. Например, закреплял ли художник с помощью обскуры свои стилистические находки или же эффекты оптического устройства поощряли его искать новые направления? Как Вермеер реагировал на обскуру на разных этапах своей карьеры? Похоже, для мастера, с одной стороны, это был инструмент для выявления оптических эффектов света и цвета в дополнение к законам перспективы. А, с другой, давал возможность выразить фундаментальные концепции, присущие его искусству.
Аллегория славы
24 февраля 1676 года вдова Вермеера Катарина Болнес передала своей матери Марии Тинс права на «шедевр покойного мужа, изображавший «Аллегорию живописи»», чтобы работа не досталась кредиторам. Однако год спустя этот персональный манифест художника всё же был выставлен на торги. Невозможно выяснить, что происходило с полотном, пока в 1813 году оно не появилось в коллекции Иоганна Рудольфа, графа Чернина. Он купил картину за символическую сумму у изготовителя сёдел в Вене, не подозревая, что приобретает самую известную работу великого мастера из Дельфта. Аристократ думал, что это картина Питера де Хоха, чьи произведения тогда стоили намного больше. Лишь осенью 1860 года директор Берлинского музея Густав Вааген признал «Аллегорию живописи» подлинником Вермеера.
История этой картины отражает репутацию её автора: после смерти он короткое время был известен в XVII веке, находился на грани забвения в XVIII столетии и был вновь открыт в XIX. В XX веке Вермеер получил статус суперзвезды. Тем не менее, говорить о художнике, как о «недопонятом гении» в корне неверно. Его творчество ценилось постоянно, просто доказательства этого приходится собирать по крупицам.
Автор: Влад Маслов
dosoaftor.ru
Единственная возможность увидеть Вермеера в России
Государственный Эрмитаж покажет российскому зрителю картину Яна (Йоханнеса) Вермеера «Географ», которую ему временно предоставил музей Штедель из Франкфурта-на-Майне. На сегодня это единственная возможность увидеть Вермеера в России, поскольку его произведения не представлены в собраниях российских музеев, сообщили в пресс-службе Эрмитажа.«В зале школы Рембрандта в рамках цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» открывается выставка картины «Географ» Йоханнеса Вермеера, одного из самых известных и вместе с тем загадочных мастеров Золотого века голландского искусства. В мире известно не более тридцати пяти его работ, а в музеях и коллекциях России нет ни одного произведения художника», — сказали в пресс-службе.
Картина «Географ» создана в 1669 году. Композиция небольшого «кабинетного» формата дважды подписана мастером. Кто именно изображен на картине, доподлинно неизвестно, но ландкарта на стене и модель земного шара на подставке послужили основанием для определения персонажа этой картины как географа. «Несомненно, создавая «Географа» художник не просто имел в виду ученого, занятого наукой, но вкладывал в образ более широкий философский смысл», — считают специалисты Эрмитажа.
На протяжении нескольких веков картина сменила множество владельцев и побывала в разных странах Европы. Теперь она принадлежит собранию Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне.
Эрмитаж уже не первый раз показывает у себя шедевры Вермеера. Ранее здесь выставлялись «Любовное письмо» и «Дама в голубом, читающая письмо». В отличие от произведений, ранее показанных в Эрмитаже, «Географ» отражает иную сторону сюжетного репертуара Вермеера.
Йоханнес Вермеер (1632-1675) — один из самых известных художников Золотого века Голландии, хотя общественное признание к его живописному наследию пришло лишь в середине XIX века. Его живописная техника, эксперименты с оптикой и перспективой, уникальная передача света, поэтический характер образов считаются непревзойденными по оригинальности и силе воздействия на зрителей. В ранний период творчества Вермеер предпочитал жанр пейзажа и религиозные сцены, позднее художник увлекся бытовой живописью. Многие его бытовые сцены относятся к популярному в XVII столетии жанру «картины-ребуса», в которой детали на втором плане становятся «ключом» к расшифровке всей сцены.
источник: http://artrussia.ru/artnews/140
Post Views: 43
www.dukoe.com