Что такое автопортрет в искусстве? Автопортрет картина
10 cамыx известныx автопортретов — Artrue
Подборка лучших автопортретов.
Знаковые автопортреты
Хотя художники создавали автопортреты еще во времена древнего Египта, сама портретная живопись стала неотъемлемой частью искусства около 15-го века. Почти все великие мастера с тех пор рисовали самих себя, а некоторые даже специализировались в этом жанре.
Автопортрет в соломенной шляпе
Автор: Луиза Элизабет Виже Лебрен.Год создания: 1782.
Мадам Лебрен в 18 веке написала множество портретов королевской семьи. Художница впервые изобразила героев своих картин в модной, стильной и очаровательной манере. Именно эти приемы и помогли создать известный автопортрет.
Автопортрет с подсолнечником
Автор: Антонис ван Дейк.Год создания: 1641.
Антонис ван Дейк являлся уважаемым мастером портретной живописи. Данная работа является предметом многочисленных исследований и дискуссий. Особенно яро спорят о значении золотой цепи, которая, вероятно, досталась художнику при посвящении в рыцари. Помимо этого, загадкой остается скрытый символизм подсолнечника.
Отчаявшийся
Автор: Гюстав Курбе.Год создания: 1845.
Густав Курбе известен, по большей части, как художник реалист, но эта знаменитая работа относится к романтическому периоду карьеры. Автопортреты — способ творческого самовыражения для мастера.
Автопортреты с гримасами
Автор: Эгон Шиле.Год создания: 1910.
Эгон Шиле был мастером экспрессионизма, его карьера известна интенсивностью. Шиле создал множество автопортретов, на которых выражение лица искажено, тело аномально худощавое, а конечности изгибаются в необычные формы.
Автопортрет в 28
Автор: Дюрер.Год создания: 1500.
Вероятно, один из самых величайших художников Северного Возрождения Альбрехт Дюрер был еще и мастером автопортретов. Этот портрет был написан незадолго до его двадцать девятого дня рожденья и считается знаковой работой. Фигура на картине имеет сходство с образом Иисуса Христа. Некоторые эксперты и критики считают, что это символ самолюбия, другие утверждают, что полотно изображает страдание.
Автопортрет в терновом ожерелье с колибри
Автор: Фрида Кало.Год создания: 1940.
Перенеся в семнадцать лет тяжелейшую автомобильную аварию, Фриде Кало пришлось сделать 35 операций, но сильная боль и невозможность иметь детей не пропали до самой смерти. Еще одним отголоском проишествия стало то, что она оставила медицину и начала карьеру художника. В автопортретах женщины отражены образы физических и психологических ран.
Красный автопортрет
Автор: Уорхол.Год создания: 1986.
Энди Уорхол считается величайшим художником движения поп-арт. Эта известная работа относится к серии автопортретов, которые он писал в последние годы. Имеется пять цветовых вариантов портрета: зеленый, синий, фиолетовый, желтый и красный.
Автопортрет с беретом и поднятым воротником
Автор: Рембрандт.Год создания: 1659.
По мнению многих экспертов в автопортрете с поднятым воротником можно увидеть «напряженность и изменение жизни, усугубляемой творческим триумфом, личными и творческими неудачами». Данная работа была написана художником в возрасте 50 лет и демонстрирует безжалостное отношение к самому себе.
В 2016 году было высказано предположение, что автопортрет создавался с использованием системы зеркал, проецирующих отражение на холст.
Автопортрет с перевязанным ухом
Автор: Винсент Ван Гог.Год создания: 1889.
Самый известный автопортрет Винсента Ван Гога является не первым. Художник в течение своей жизни написал их более 30. После инцидента с Полем Гогеном, Ван Гог отрезает часть уха бритвой, затем отправляется в бордель и заказывает проститутку по имени Рейчел.
Туринский автопортрет
Автор: Леонардо да Винчи.Год создания: 1512.
Туринский автопортрет является единственным портретом Леонардо да Винчи, сохранившимся до наших дней. Портрет изображает старого и мудрого человека с длинными волосами и бородой, который смотрит на зрителя. Стоит отметить, что существует несколько ученых и историков, которые не считают картину автопортретом. В основном это связанно с тем, что фигура выглядит немного старше, чем Леонардо, которому в то время было 60 лет. Однако, широко распространено мнение о том, что Винчи специально старил себя.
artrue.ru
19 автопортретов великих художников – Ярмарка Мастеров
Автопортрет — это жанр всех видов изобразительного искусства, взгляд со стороны на собственное «я». В этой публикации я предлагаю вам ознакомиться с автопортретами известных художников разных веков. Художники создавали автопортреты еще во времена древнего Египта, используя в работе зеркало. Почти все великие мастера рисовали самих себя, а некоторые даже специализировались в этом жанре.
Портрет мужчины в красном тюрбане, Ян ван Эйк / Jan Van Eyck, 1433.
Это спорная картина фламандского живописца эпохи раннего Возрождения Яна ван Эйка. Большинство искусствоведов склоняется к тому, что это автопортрет. Люди на портретах того времени обычно смотрели в сторону, а изображенный мужчина сидит так, словно разглядывает самого себя в стоящем перед ним зеркале. Другой аргумент в пользу этого — слова, написанные псевдо греческими буквами на верхней части подлинной рамы картины. Эта надпись («Als Ich Can»), в переводе с фламандского, означает: «Как умею».
Диего Веласкес (Diego Rodríguez Velázquez) «Менины»
Диего Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV Художник изобразил себя в процессе создания живописного полотна. Эта картина уникальна тем, что в ней соединены жанровая сцена, групповой портрет, автопортрет.
Автопортрет с женой Саскией, Рембрандт ван Рейн / Rembrandt van Rijn, 1635
Рембрандт — крупнейший представитель золотого века голландской живописи. На картине «Автопортрет с женой Саскией» Рембрандт изобразил себя женихом, одетым в нарядный костюм, он держит на коленях свою жену-Саскию, также облаченную в старинное платье, купленное художником у антиквара. Полотно наполнено светом и радостью, весельем, нежностью и любовью.
Автопортрет с приветствием, Эдгар Дега / Edgar Degas, 1855–1856
Эдгара Дега — французский живописец, один из представителей импрессионистского движения, часто его называют «живописцем танцовщиц».
Дега изобразил себя весьма важной персоной: поза, взгляд успешного человека, парадный костюм и цилиндр в руках.
Автопортрет с перевязанным ухомАвтор: Винсент Ван Гог.Год создания: 1889.
Винсент Ван Гог в течение своей жизни написал более 30 автопортретов, «Автопортрет с перевязанным ухом» один из самых узнаваемых.Версий написания этой картины много. Самая распространенная такая: Ван Гог поссорился со своим другом художником Полем Гогеном и в приступе душевного расстройства отрезал себе часть уха...
Автопортрет «Отверженные», 1888 г., Поль Гоген
Поль Гоген — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош».
Среди автопортретов Поля Гогена картина «Отверженные» занимает особое место. Этот автопортрет художник создает в подарок Винсенту ван Гогу. Полотно создано в тяжелое для художника время, он действительно чувствовал себя «отверженным»: отверженным обществом, покинутым женой, утратившим возможность общаться с детьми, которых он очень любит...
Автопортрет с палитрой, Пабло Пикассо / Pablo Picasso, 1906
Полное имя — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо — испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.
«Автопортрет с палитрой» первый значительный автопортрет Пикассо с 1901 года. К этому времени Пикассо занимает весомое место в среде художественного авангарда Парижа. По мнению искусствоведов, автопортрет говорит об уверенности в собственных силах — сбитая массивная фигура, правая рука сжата в кулак. Невозмутимое лицо выписано в суровой примитивистской стилистике.
Картина находится в Художественном музее Филадельфии.
Мягкий автопортрет с жареным беконом, Сальвадор Дали / Salvador Dali, 1941
Сальвадор Дали — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. На картине изображено аморфное подобие человеческой головы, черты лица «оплывают» под собственным весом, многочисленные подпорки создают некую ажурную конструкцию. На постаменте мы видим кусок бекона (еда и люди -один из любимых приемов Дали). Единственная деталь, передающая портретное сходство — это знаменитые закрученные усы...
Автопортрет с китайскими фонариками, Эгон Шиле / Egon Schiele, 1912
Эгон Шиле, «Автопортрет в обнаженном виде, гримаса», 1910
Эгон Шиле — австрийский живописец, представитель экспрессионизма, один из основоположников жанра обнаженного автопортрета, он написал их более сотни. Художник создает разные образы самого себя, примеряет «маски», разыгрывает роли, гримасничает; в некоторых автопортретах он изображает себя обнаженным. Шиле придавал большое значение экспрессивным жестам, позам и мимике.
Марк Шагал «Прогулка». 1917-1918
Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» — это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица — он счастлив, у него есть и синица в руках, и журавль в небе.
Микеланджело. Фрагмент фрески «Страшный суд»,1537-1541
На этом фрагменте изображен святой Бартоломью, в своей правой руке он держит нож, при помощи которого согласно легенде с него была заживо снята кожа, в левой — он держит саму кожу, включающую искривленное муками лицо. Эта «кожа» и есть автопортрет Микеладжело. Современники отмечали поразительное сходство застывшей в муке гримасы с упрямым и меланхоличным лицом художника.
Красный автопортрет, Уорхол,1986.
Энди Уорхол считается величайшим художником движения поп-арт. Эта известная работа относится к серии автопортретов, которые он писал в последние годы. Имеется пять цветовых вариантов портрета: зеленый, синий, фиолетовый, желтый и красный.
Туринский автопортрет, Леонардо да Винчи / Leonardo da Vinci, 1512
Туринский автопортрет является единственным портретом Леонардо да Винчи, сохранившимся до наших дней. На картине изображен старый человек с длинными волосами и бородой, который смотрит на зрителя. Стоит отметить, что существует несколько ученых и историков, которые не считают картину автопортретом. В основном это связанно с тем, что фигура выглядит немного старше, чем Леонардо, которому в то время было 60 лет. Однако, широко распространено мнение о том, что да Винчи специально старил себя.
Автопортрет с подсолнечником, Антонис ван Дейк. 1641.
Антонис ван Дейк мастер портретной живописи. Данная работа является предметом многочисленных исследований и дискуссий. Особенно яро спорят о значении золотой цепи, которая, вероятно, досталась художнику при посвящении в рыцари. Помимо этого, загадкой остается скрытый символизм подсолнечника.
Фрида Кало «Две Фриды»,1939 г
История жизни мексиканской художницы Фриды Кало стала широко известна после выхода фильма «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Кало писала в основном автопортреты и объясняла это просто: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией до испанского периода.
Автопортрет с ожерельем из шипов, Фрида Кало / Frida Kahlo, 1940
За свою жизнь Фрида написала 55 автопортретов, среди которых наиболее известен — «Автопортрет с ожерельем из шипов и колибри». Этот портрет Фрида завершила в 1940 году ровно через год после болезненного разрыва отношений с возлюбленным — мексиканским художником Диего Риверой. На картине художница запечатлела себя с пантерой и обезьяной. Выбор этих животных обусловлен, в том числе и тем, что во время семейной жизни Фрида и Диего держали в доме обезьянок в качестве домашних животных. Злые языки говорили, что так они компенсируют отсутствие детей. В центре внимания — украшение из безжизненного терновника. Увядшие ветви оплетают шею Фриды, причиняя ей страдания, впиваясь в кожу шипами. В реальности Фрида стойко переносила бракоразводный процесс, поэтому выбрала такой символ для передачи внутренних эмоций и переживаний.
Караваджо. Давид с головой Голиафа.1610 год.
В лице поверженного Голиафа, весьма узнаваем сам Караваджо, в нормальном виде, предстающий нам с других автопортретов. Здесь же, художник обезображивает свои собственные черты, искажая свое лицо в гримасе ненависти и страдания, увековеченной смертью.
Сын человеческий, Альбрехт Дюрер / Albrecht Durer, 1500
Автопортрет художник создал в 1500 году, изобразив себя в анфас,что в то время было допустимо только в изображениях Иисуса Христа. На автопортрете есть надпись которая гласит «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет». Некоторые эксперты и критики считают этот автопортрет символом самолюбия, художник сравнивает себя с богом.
Эта картина использовалась в фильме Френсиса Форда Копполы «Дракула», как портрет Дракулы.
Спасибо за просмотр!
www.livemaster.ru
Что такое автопортрет в искусстве?
На протяжении многих веков люди упражнялись и достигали высот в изобразительном искусстве, перенося то, что видят глаза и чувствует душа, на камень и холст. Статуи царей и правителей, людей, живших в далёкой древности, гравюры, расписные стены, картины, даже наскальные рисунки возвращают нас в далёкое прошлое и позволяют впитывать знания, накопленные тысячелетиями. Подобные творения искусства помогают учёным восстанавливать историю нашего мира, больше познавать психологию человека и его развитие.
Искусство как часть жизни
Человеческая натура склонна к любознательности, нередко люди задаются многочисленными вопросами по поводу видов и жанров искусства. Многим хочется узнать новое, начиная от того, как зарождалось искусство, до ответов на вопросы «что такое автопортрет?» и «как создаётся скульптура?». Но начать следует с малого, находя ответы постепенно.
Виды изобразительного искусства
Среди видов художественного творчества различают:
- живопись;
- скульптуру;
- фотографию;
- графику;
- декоративно-прикладное искусство.
Жанры изобразительного искусства
В каждом виде искусства есть свои жанры, например портрет, пейзаж или натюрморт в живописи. Среди жанров также выделяют и другие: исторический, символический, аллегорический, мифологический, бытовой, батальный (военный), религиозный. Все эти виды искусства включают в себя многочисленные разновидности, к примеру в жанре пейзажа – маринистика, изображение моря. Портрет предполагает большое количество разновидностей: исторический, религиозный, костюмированный и автопортрет.
Автопортрет - загадка портретного жанра
Автопортрет – это не только жанр изобразительного искусства. Он доступен и музыкантам, писателям, поэтам. Отвечая на вопрос, что такое автопортрет в искусстве, нужно понимать, что сам феномен этого жанра заключен в стремлении к самопознанию, взгляду со стороны на собственное «я». Практически в любой деятельности можно отобразить свою личность, что и будет относить работу к этому жанру. Сложно ответить на вопрос «что такое автопортрет?». Определение этого жанра не так однозначно, как кажется. Ответ на столь простой, но и одновременно с этим сложный вопрос заключается в поиске причины возникновения данного вида работ.
Автопортрет – это изображение автором самого себя. Вопреки общему мнению, это не только жанр живописи, но также скульптуры, графики и фотографии. Зачастую авторы, изображая себя на холсте или высекая из камня, использовали зеркало, так было до появления и широкого распространения фотоаппаратов. После этого создавать автопортрет стало проще, достаточно было запечатлеть себя и работать по фотографии. Некоторые деятели решили не заходить так далеко и промежуточную стадию фотографирования тоже превратили в разновидность искусства.
Что такое автопортрет
Искусствоведы на протяжении долгого времени искали и изучали ответ на вопрос «что такое автопортрет?». Значение этого термина складывает из двух частей: «авто», что значит «автор», и «портрет» - изображение человека. Настоящие деятели искусства всегда вкладывают в свои работы душу, вдохновение, стремятся донести до публики не только зрительный образ, но и сами мысль и чувство. Как и говорилось ранее, автопортрет – это портрет, в котором изображают самих себя художники и скульптуры. Когда человек рисует самого себя, он пытается перенести на материал не только внешность, черты лица и сложение тела, он пытается подарить собственному изображению личность. Давно известно, что мы не воспринимаем своё отражение так, как видят его другие со стороны. Так и художник, и скульптор, оценивая себя с другой, более критичной стороны, изображает себя так, как видится ему. Этот факт даёт возможность не просто наслаждаться шедеврами известнейших творческих людей, но и оценивать работу с психологической точки зрения.
Виды автопортрета в живописи
В поисках ответа на вопрос, что такое автопортрет в живописи, обратимся к его разновидностям.
Вставным автопортретом называется работа, в которой художник помещает себя в группу людей на картине, зачастую не играя главную роль на ней.
В групповом художник рисует себя также среди нескольких людей, но они являются родственниками или друзьями, а сама работа создана для сохранения в памяти моментов жизни.
Символический автопортрет может быть выполнен в жанре историческом, мифологическом или костюмированном. Автор картины добавляет черты своего лица персонажу истории или мифологии или же просто «переодевает» себя в другую одежду.
Естественный автопортрет наиболее приближен к оригиналу. На нём художник изображает себя в одиночестве в домашней или рабочей обстановке.
Естественный автопортрет также делится на несколько разновидностей:
- Профессиональный – художник изображает себя за работой в мастерской.
- Личностный – перенос автором на картину своего душевного состояния, стремление показать не внешний вид, а эмоции.
- Эротический.
Психология автопортрета
Автопортрет – это оценка художником своей личности. Первые работы такого жанра датируются 420-м годом до нашей эры, упоминание о них находили в истории Древней Греции и Египта. Но тогда авторы не индивидуализировали себя, они рисовали важные исторические события, а себя помещали на изображения как неотъемлемую часть истории. Зачастую это не встречало понимания зрителей. Так, скульптор Фидий в своё время изобразил себя среди участников в «Битве амазонок», что, как отметил после древнегреческий философ Плутарх, было крайней дерзостью. Наибольшую популярность это жанр приобрёл в эпоху Возрождения, но даже тогда создавать изображение самого себя считалось эксцентричным, ведь подобные работы в то время считались нарциссическими. Критики утверждали, что авторы увековечивали себя ради славы.
Творческая личность мыслит по-другому, поэтому верно будет утверждать, что с психологической точки зрения художник или скульптор отличается от остальных. В истории были художники, которые страдали неврологическими и психическими болезнями. Автопортреты, которые были сделаны ими, изучают до сих пор в поиске разгадки тайны личности.
В античном искусстве этим работам не придавалось большого значения, но в последующие века стала прослеживаться цель художников - оставить в памяти не только своё изображение, но и личные впечатления о тех временах. Например, когда наибольшее волнение у людей вызывала религия, авторы считали наиболее уместным изображать себя в покаянии, духовном стремлении, молитве.
В Ренессанс, период расцвета культуры, работы знаменитых мастеров стали обретать символические черты. Появилось в их трудах много драмы и душевных переживаний. Микеланджело подарил черты своего лица маске-коже, снятой с грешника, и отрубленной голове Голиафа.
Самые популярные автопортреты
Наверняка многим на ум приходят знаменитые автопортреты таких художников, как Леонардо да Винчи, Ван Гог или Фрида Кало. История изобразительного искусства насчитывает сотни авторов, которые оставили о себе память в живописи, написав собственные портреты. Альбрехт Дюрер стал одним из первых художников, выбравших жанр автопортрета как центральный в своей работе. Он написал 50 полотен со своим изображением. Однако Фрида Кало отняла у него пальму первенства по количеству созданных автопортретов, на её счету их 55. Иногда к рекордсменам по написанию картин с собственным изображением относят Рембрандта. Его работ такого жанра насчитывается около 90 штук. Большая часть из них, однако, на самом деле выполнена другими художниками, а часть картин невообразимо маленьких размеров (самая мелкая из них - 17 на 20 см).
Итальянские художники Джотто, Маззачо и Боттичелли включали собственные изображения в свои работы. Предполагают даже, что известная картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» тоже является автопортретом мастера, только в женском теле.
Скульптурных автопортретов насчитывают не так много, в основном их создание приходится на нынешнее время. Одними из известных скульпторов считаются Марк Куинн, который создал серию скульптур, изображающих автора, и Коненков Сергей, чью работу можно увидеть в Третьяковской галерее.
Автопортрет - это не только создание себя из камня или посредством переноса красок на холст, но ещё жанр фотографии. Наиболее популярное название этого жанра знакомо многим – селфи или "фотография себя", сделанная с вытянутой руки или с помощью зеркала.
fb.ru
Зинаида Евгеньевна Серебрякова За туалетом. Автопортрет: Описание произведения
В 1910 году автопортрет «За туалетом» стал главным событием весенней выставки Союза русских художников в Петербурге. Он удивил не только критику и зрителей, но и Александра Бенуа, дядю Зинаиды Серебряковой.Каким образом эта милая, застенчивая и необщительная девушка, вместо активного участия в «художественной жизни» воспитывающая детей и наслаждающаяся счастливой семейной жизнью, сумела заставить говорить о своей работе завзятых посетителей художественных салонов и самих художников? Возможно, в свежести ее восприятия и было дело. От картины исходит ощущение молодой, беспричинной радости, радости не «потому что», а от самого процесса бытия.
Портрет очень светлый – и по выбранным краскам, и по настроению. Красивая, молодая женщина, перехватив одной рукой копну густых волос, в другой держит гребень, которым расчесывает их. Несколько лукавый, радостный взгляд словно говорит: «Как же хорошо!» Хорошо всё это – быть красивой и молодой, ощущать тяжесть волос в руке, сверкать глазами, просто жить! Картина завораживает жизнелюбием, оптимизмом. И да, перед нами не автопортрет художника, какой представляют собой, например, «Желтые лилии» Наталии Гончаровой. Будут подобные и у Серебряковой – когда писать она будет не от избытка счастья, а спасаясь от жесткого мира и стремясь заработать деньги, чтобы прокормить детей. А пока художница изобразила себя среди атрибутов женской красоты – склянки, флаконы, бусики, заколки. Даже свеча перед зеркалом, привычный символ тайных мистерий и сумрачных дел, здесь говорит о том, как молодая женщина вечерами смотрит в зеркало, всё такая же счастливая, всё такая же красивая. Вытянутый подсвечник вступает в ритмическую перекличку с изящной фигурой героини. Кстати, в «Автопортрете со свечой» свеча, показанная только в виде отблесков на лице героини, тоже кажется символом тепла и уюта.
Известный искусствовед Дмитрий Сарабьянов назвал главной эстетической ценностью этой картины естественную красоту. Зинаида Серебрякова проводила в том году зиму в имении мужа в Нескучном. Борис отбыл в командировку, а она с детьми осталась на хуторе. Выпало много снега, но в доме было жарко натоплено, тепло и уютно. Писатель Ефим Дорош проводит аналогию между автопортретом Серебряковой и пушкинской Татьяной Лариной, подразумевая не литературный образ, а саму поэтику русской деревни, открытую и показанную Пушкиным. Пушкин, кстати, на всю жизнь остался любимым поэтом Зинаиды Серебряковой. Чистота и очарование неиспорченной юности тоже роднит героиню картины с Татьяной, а вот задорной радости, восторга от жизни у изображенной на портрете на порядок больше, чем у Татьяны Лариной.
Серебрякова изобразила себя перед зеркалом. Подразумеваемое, но практически невидимое зрителю, оно создает некую границу, отделяющую героиню от зрителя. И это позволяет говорить, что вопреки сознательным взглядам художницы, абсолютно нетерпимой к всевозможным революционным, авангардистским течениям в искусстве, она интуитивно воплотила в картине элементы модерна. Несмотря на очевидную реалистичность изображения, создаваемая зеркалом и игрой отражения отгороженность, отдельность модели от мира, воплощает то, что Сарабьянов называл пребыванием одновременно «в потусторонней и посюсторонней реальности». Александр Бенуа тоже находил элементы ар-нуво в работе своей племянницы, хотя сама она так не считала. Зинаида Серебрякова, воспитанная на идеалах «мирискусников», оказалась «более роялистом, чем сам король», как пошутил кто-то из их окружения, сравнивая художественные взгляды Серебряковой и Бенуа.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Автопортреты - Вспомнить, подумать...
Автопортреты
История автопортрета - 1
Автопортрет – произведение изобразительного искусства, для которого в качестве модели художник избрал самого себя.
Пабло Пикассо. Автопортрет.
Существует несколько видов автопортрета:- вставной автопортрет — художник изображен в группе персонажей какого-либо сюжета,- представительский (символический) автопортрет — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного персонажа,- групповой портрет — художник изображен с членами своей семьи или другими реальными лицами.- отдельный или естественный автопортрет — художник изображен один.
Естественный автопортрет в свою очередь может быть:- профессиональный — художник изображен за работой,ь- личностный — раскрывающим моральные и психологические черты автора,- эротический.
Большинство автопортретов было исполнено при помощи одного или нескольких зеркал, что диктует их основную технологическую особенно¬сть - перевернутость изображения.Характерная особенность автопортрета заключается, прежде всего, в том, что художник «говорит» со зрителем от первого лица. Это своего рода его живописный монолог.
Мастер Аврам. Врата Софийского собора в Новгороде.
Возникновения автопортрета непосредственно связано с развитием портретной живописи как таковой.Древнейшими из сохранившихся автопортретов можно считать изображения художников в древнеегипетской живописи и скульптуре. Считается, что портретное изображение скульптора фараона Эхнатона датируемоеприблизительно 1365 годом до нашей эры является автопортретом.Встречаются автопортреты и в древнегреческой вазописи. А Плутарх упоминает, что древнегреческий скульптор Фидий изобразил себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи Афины в Парфеноне.В эпоху средневековья также встречаются скульптурные автопортреты – принадлежащие скульпторам XIV века Авраму в Новгороде и Петеру Парлержу в соборе Святого Вита в Праге.
Петер Парлерж. Автопортрет. Скульптура трифория собора св. Вита в Праге. XIV в.
Итальянский художник Джотто ди Бондоне (1267-1337 гг.) включил себя в цикл «выдающихся людей» в росписи в церкви Кастель Нуово в Неаполе.Но подлинное рождение портретной живописи как самостоятельного жанра, а вместе с ней и автопортретапроисходит в Эпоху Возрождения.Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на библейские имифологические темы (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Б. Гоццоли, Лука Синьорелли). Так Мазаччо изобразил себя в качестве одного из апостолов в росписи часовни Бранкаччи. А Беноццо Гоццоли рисует себя в «Шествии волхвов», а чтобы не возникало сомнений в том, что это именно он подписываетсвое имя на шляпе. Сандро Боттичелли сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».
Сандро Боттичелли. Автопортрет. Фрагмент картины «Поклонение волхвов».
Доминико Гирландайо. Автопортрет. Деталь фрески «Изгнание Иоакима из храма».Капелла Торнабуони, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Томазо Мазаччо. Автопортрет. Фрагмент фрески в церкви Санта Мария дель Кармине, Пиза. 1426 г.
«Взгляд, устремлённый прямо на зрителя, и несколько неестественная асимметрия абриса лица, возникшая за счет зеркального переворота изображения – характерные приметы, по которым обычно опознаются автопортреты в многофигурных композициях» — так характеризует автопортрет Раннего Возрождения искусствовед В. Н. Гращенков.
Лука Синьорелли. Автопортрет. Деталь фрески «Падение антихриста».Капелла Сан Бризио Кафедрального собора Орвето, Орвето. 1499-1502 гг.
В искусстве Высокого Возрождения автопортрет свидетельствовал о возросшем общественном положении художника.
Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506 г.
Идеал прекрасной и гармоничной личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510 г.), безграничное могущество мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1512 г.) – таковы ключевые образы Высокого Возрождения.
Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г.
Живописцы Позднего Возрождения раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности. Таковы автопортреты Тинторетто и Тициана.
Якопо Тинторетто. Автопортрет. Деталь. ок. 1588-90 гг.
На «Автопортрете с Орацио и Марко Вечелио» изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко. Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.
Тициан. Автопортрет. Ок. 1566 г.
Паоло Веронезе изображает себя под видом одетого в белое скрипача в картине «Брак в Кане Галилейской» (1562 г).
Паоло Веронезе. Автопортрет, деталь картины «Брак в Кане Галилейской».
Паоло Веронезе. Автопортрет, деталь картины «Пир в доме Левия». 1573 г.
Полагают, что Микеланджело придал сходство с собственным лицом изображению содранной со святого Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.
Страшный суд. Фреска из Сикстинской капеллы.Фрагмент. (предполагаемый автопортрет Микеланджело).
Пармиджанино. «Автопортрет в выпуклом зеркале». 1524 г.
Зыбок и изменчив «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино.
Микеланджело да Караваджо. «Медуза». 1598-1599 гг.
Откровенно эпатажна «Медуза» Караваджо (1598-1599 гг.), где художник придаёт автопортретные черты отрубленной голове Горгоны.
Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложнённость внутреннего мира мастера (Понтормо).
Якопо Понтормо. Автопортрет. 1515 г.
Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене. Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк».
Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини». 1434 г.
Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет в возрасте 26 лет. 1498 г.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500 г.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет с цветком.
Источник: enc.vkarp.com
ngasanova.livejournal.com
Автопортреты женщин - художников - agent_40
Ответ на вопрос - почему же не было великих женщин-художниц - кроется в природе существующих социальных институтов мужского мира и того, что они запрещают или поощряют. Женщин не брали учиться в Академии живописи,запрещали изучать анатомию человека, им был закрыт свободный доступ к обнаженной модели от эпохи Возрождения и почти до конца XIX в., хотя тщательное и продолжительное обучение рисованию обнаженной натуры составляло основу художественного ученичества для любого молодого художника,не допускали к участию на выставках и конкурсах. Студентки Королевской академии в Лондоне не допускались на занятия рисунком с обнаженной натурой вплоть до 1893 года, а позже, если их туда и пускали, модель должна была быть «частично задрапирована». Они могли учиться только дома или у своих родственников,поэтому такие выдающиеся художницы, как Мариэтта Робусти, Лавиния Фонтана, Артемизия Джентилески, Элизабет Шерон, мадам Виже-Лебрен и Анжелика Кауфман — все они без исключения были дочерьми художников. Берта Моризо,например, была близка с Мане и позже вышла замуж за его брата, а немалая часть работ Мэри Кассат основана на стилистике ее близкого друга Дега. К тому же на женщине лежал быт,дети,семейные обязательства,она не могла полностью посвятить себя художественной карьере,как это делали мужчины.И несмотря на всё это, они добивались большого успеха и среди них было много достойных хороших художников,а некоторых из них как,например,Софонисбу Ангиссолу,Анжелику Кауфман и Элизабет Виже-Лебрён,приглашали ко двору писать портреты.
"Забавный пример этого табу на встречу одетой женщины с обнаженным мужчиной дает нам групповой портрет членов Королевской академии в Лондоне 1772 г. кисти Цоффани. Академики у Цоффани собрались в светлом зале перед двумя обнаженными натурщиками: присутствуют все уважаемые члены академии, за одним достопримечательным исключением: единственная женщина-академик, знаменитая Анжелика Кауфман, из соображений пристойности присутствует здесь в виде своего портрета, висящего на стене. " Линда Нохлин
Софонисба Ангиссола Автопортрет 1556 г. Испания -- первая известная художница эпохи Ренессанса,все пять сестёр в семье были художницами.
Артемизия Джентилески. Автопортрет. 1630г. Италия
Розальба Каррьера Автопортрет 1715 Италия
Мариетта Робусти (дочь знаменитого Тинтаретто) Автопортрет Италия
Анна Васер Автопортрет. Швейцария
Катарина ван Хемессон Бельгия
Элизабетта Сирани. Автопортрет. Италия
(прожила всего 27 лет,была принята в Академию,открыла худ.школу для женщин)
Элизабет Виже - Либрен. Автопортрет в соломенной шляпе 1782г. Франция (у неё много замечательных автопортретов,написанных в разные годы жизни)
Мария Бракемон Франция
Ева Гонсалес Франция
Джованна Франтеллини Автопортрет Италия
Ангелика Кауфман Автопортрет 1787г. (была членом многих европейских Академий художеств)
Аделаида Лабиль - Жиар. Автопортрет с двумя моделями 1785г. Франция
Ролинда Шарплс (Чаплин) Автопортрет с матерью 1820 г.
Маргарита Жерар. Автопортрет с гитаристкой 1803 г.
Юдит Лейстер 1630 Нидерланды
Роза Бонёр Франция
Берта Моризо Автопортрет 1885 Франция
Мари-Женевьева Бульяр Франция
Луиза Голландина - дочь короля Чехии. Автопортрет
Туве Янссон Финляндия
Фрида Кало Мексика
Мария Башкирцева - прожила 23 года,внесена в международный художественный рейтинг
Софья Сухово- Кобылина - первая женщина,окончившая Академию с золотой медалью
Зинаида Серебрякова (множество автопортретов)
Тамара де Лемпицка Автопортрет
Марианна Верёвкина
Наталья Гончарова
Елизавета Бём
Ольга Делла-Вос-КардовскаяЕлизавета Кругликова АвтопортретМария Воробьёва-Стебельская (Маревна) Автопортрет 1929Наталия Агапьева АвтопортретЯ привела тут лишь незначительную часть автопортретов женщин-художников,ниже по двум ссылкам вы можете посмотреть ещё 223 автопортрета и это,конечно,не полный перечень всех художниц. Как видите, женщин -художников во все времена было очень много. И совершенно несправедливо, что очень многие из них оказались забыты, их женские имена из истории живописи вымараны, а их творческое наследие утрачено."Через что только не приходится проходить женщине, избравшей артистическую карьеру, хотя бы одаренной и крупным, выдающимся талантом? Как бы талантлива она ни была, всегда она будет позади посредственного художника, и всегда предпочтут дать заказ третьестепенному художнику, чем женщине с явным и ярким талантом: как-то неловко... Ее, может быть, даже будут хвалить в газетах, будут говорить о ней и признавать в художественном мире, но поручить ей ответственную работу никто не решится, ее постараются дружными, сплоченными.усилиями никуда не пропустить. Сколько таких примеров я видела в жизни! (...) Женщина с гораздо большим талантом может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается только с невероятными усилиями... И сколько из них погибает или бьется всю жизнь в нищете! " Мария Тенишева
По этим ссылкам можно посмотреть лишь 223 автопортрета женщин-художников:http://syn-snow.livejournal.com/460758.htmlhttp://femart.livejournal.com/5232.htmlagent-40.livejournal.com
Автопортрет — Циклопедия
Изображение самого себя долгое время было предметом творчества художников. Интересует эта проблема и философов, и психологов, и медиков. На картине Караваджо «Нарцисс» изображен мифологический герой, который, увидев в реке своё изображение, не смог с ним расстаться Антиселфи: шокирующие фото в контексте современности // BBC Russian [2:02]Автопортрет — портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, кинематографические и т. д.
Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали свое изображение в групповые портреты. Полагают, что некоторые художники писали с себя портреты персонажей противоположного пола. Некоторые художники, страдавшие неврологическими заболеваниями, оставили после себя автопортреты. Эти картины позволили медикам проанализировать нарушения работы мозга; многие из них прочно вошли в учебники неврологии.
[править] Автопортрет в изобразительном искусстве
[править] Виды автопортрета
Искусствовед Васильева-Шляпина выделяет два основных вида автопортрета: профессиональный, то есть тот, на котором художник изображен за работой, и личностный, раскрывающий моральные и психологические черты. Она также предлагает более детальную классификацию: 1) «вставной автопортрет» — художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета; 2) «представительский, или символический, автопортрет» — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя; 3) «групповой портрет» — художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами; 4) «отдельный или естественный автопортрет» — художник изображен один.
-
На профессиональном автопортрете, как вот на этом, принадлежащем кисти Карлa Людвигa Йессенa, художник изображает себя за работой.
-
Этот автопортрет Дюрера личностный, так как он передает духовный облик автора.
-
Картина Боттичелли «Поклонение волхвов» содержит вставной автопортрет художника.
Изображения художников за работой встречаются в древнеегипетской живописи, а также на древнегреческих вазах. Одно из первых упоминаний об автопортрете конкретного художника встречается у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. 45 — ок. 127), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) включил самого себя в число персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне. Битва греков с амазонками была высечена на щите статуи Афины, а также на западной стене храма.
[править] Эпоха Возрождения
Итальянский художник и архитектор Джотто (1267—1337) включил себя в цикл «знаменитых людей» в неаполитанской кастели.
Итальянский живописец Мазаччо (1401—1428) изобразил себя одним из апостолов в росписи капеллы Бранкаччи.
Тосканский художник Боттичелли (1447—1515) сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».
Наиболее известное изображение Леонардо да Винчи (1452—1519) многие исследователи считают поздним и единственным автопортретом. Однако, другие искусствоведы полагают, что принадлежность этой работы Леонардо полностью не доказана. Существует версия, впервые высказанная писателем Мережковским, что Леонардо положил в основу знаменитой картины «Мона Лиза» собственный автопортрет.
Изображали себя и Рафаэль (1483—1520), и Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Полагают, что Микеланджело придал сходство собственному лицу изображению содранной со святого Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.
Тициан (1477—1576) выполнил «Автопортрет с Орацио и Марко Вечелио», который, по мнению критиков, имеет глубокое философское содержание. На полотне изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко. Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.
Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер (1471—1528). Первый (рисунок серебряным карандашом) был создан, когда художнику было тринадцать лет. Двадцатидвухлетний Дюрер изображен также на Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Мадридский Автопортрете (1498, Прадо) изображает Дюрера человеком солидного достатка, добившимся признания. На следующем автопортрете художник изобразил себя в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).
Большое количество автопортретов написал Рембрандт (1606—1669). Художнику одно время приписывалось около 90 картин, содержащих его собственное изображение. Однако, как показал анализ, 20 «автопортретов» на самом деле были выполнены другими художниками. Отвергнут был, например, «автопортрет», приобретенный Штутгартской галереей в 1962 году. Недавно был обнаружен самый маленький автопортрет Рембрандта, составляющий восемь дюймов в высоту и около семи дюймов в ширину.
[править] Постимпрессионисты
Автопортрет Ван Гога. Голова забинтована, так как художник сам себе отрезал часть уха.Ван Гог написал более двадцати автопортретов, причем всего за два года.
Среди рекордсменов по количеству автопортретов Фрида Кало. Она писала саму себя 55 раз.
[править] Живописные автопортреты известных литераторов
Автопортрет Пушкина на юбилейной монетеРисовали автопортреты и великие русские поэты: Пушкин, Лермонтов.
[править] Диагностика по автопортрету
Автопортреты художников, страдавших теми или иными заболеваниями, дают медикам уникальную возможность для исследования самовосприятия у людей с психологическими, психиатрическими или неврологическими нарушениями.
Российский сексолог Кон в своей статье о мастурбации[1] отмечает, что привычка мастурбировать запечатлена в произведениях искусства, в частности живописи. Так австрийский художник Эгон Шиле изобразил себя за этим занятием на одном из автопортретов. Кон считает, что художник передает этой картиной не удовольствие от мастурбации, а чувство одиночества. Творчество Шиле анализируют и другие исследователи сексуальности, в частности исследователи педофилии.
- ↑ www.gay.ru/science/kon/young/masturbation2006.html
[править] Искусствоведение
- Г. Л. Васильева-Шляпина. Автопортретный жанр в мировом изобразительном искусстве. Вестник КрасГУ. (PDF).
[править] Психология самовосприятия
- Wegner DM (2003) The mind’s self-portrait. Ann N Y Acad Sci 1001: 212—225. Автопортрет личности. Психология и нейронауки приближаются к пониманию разума и сознания. Между тем, каждый человеческий разум содержит автопортрет, содержащий самооценку мыслительных процессов. Этот автопортрет полагает, что действия человека управляются мыслями и, таким образом, тело управляется сознанием. Автопортрет приводит к убеждению, что мы сознательно желаем что-то делать. Исследования показывают, что такой автопортрет является карикатурой на функции мозга, но в то же время он является основой ощущения авторства и ответственности за собственные действия.
- И. С. Кон ОТКРЫТИЕ «Я» (Историко-психологический этюд), журнал «Новый Мир» 1977, N8. Позднее автор вернулся к этой теме в своей книге «В поисках себя (личность и ее самосознание)», М., Политиздат, 1984 .
[править] Автопортреты в неврологии
- Tielsch AH, Allen PJ (2005) Listen to them draw: screening children in primary care through the use of human figure drawings. Pediatr Nurs 31(4): 320—327. Посмотрите, как они рисуют: диагностика детей по рисункам людей. Этот обзор литературы фокусируется на методе рисования людей в качестве метода диагностики. Детские рисунки могут распознать умственные расстройства. Авторы описывают использование автопортретов для диагностики эмоциональных расстройств у детей от 6 до 12 лет. Хотя эта методика не позволяет поставить окончательный диагноз, она полезна для распознавания проблем.
- Morin C, Pradat-Diehl P, Robain G, Bensalah Y, Perrigot M (2003) Stroke hemiplegia and specular image: lessons from self-portraits. Int J Aging Hum Dev 56(1): 1-41. Гемиплегия после инсульта и зеркальное изображение: уроки, почерпнутые из автопортретов. Больные с гемиплегией имеют разнообразные проблемы самовосприятия, которые обусловлены неврологическими поражениями представления тела, либо психологическими проблемами с восприятием собственного я.
[править] Автопортреты в литературе
cyclowiki.org