Рождение Венеры в мировой живописи. Картина венеры


о чем говорит мне эта картина?

Богиня любви и красоты на картине Боттичелли грустна и отрешена от мира. Ее печальное лицо притягивает наш взгляд. Почему в ней нет счастья, радости открытия и узнавания мира? О чем хотел поведать нам художник? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют.

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли: о чем говорит мне эта картина? «Рождение Венеры» (1483-1485, Галерея Уффици, Флоренция) – одно из самых известных произведений Сандро Боттичелли (1445–1510), великого итальянского живописца эпохи раннего Возрождения, представителя Флорентийской школы живописи.

«ЛЮБОВЬ СОЕДИНЯЕТ ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ»

Мария Ревякина, искусствовед:

Венера, олицетворяющая любовь, стоит в морской раковине (1), которую бог ветра Зефир (2) несет к берегу. Раскрытая раковина в эпоху Возрождения была символом женственности и буквально трактовалась как женское лоно. Фигура богини скульптурна, а ее поза, характерная для античных статуй, подчеркивает непринужденность и скромность. Ее непорочный образ дополняет лента (3) в волосах, символ невинности. Красота богини завораживает, но она выглядит задумчивой и отрешенной на фоне других персонажей.

В левой части картины мы видим супружескую пару – бога ветра Зефира (2) и богиню цветов Флору (4), сплетенных в объятии. Зефир олицетворял любовь земную, плотскую, и Боттичелли усиливает этот символ, изображая Зефира с супругой. В правой же части картины изображена богиня Весны Ора Талло (5), символизирующая целомудренную, небесную любовь. Эта богиня также ассоциировалась с переходом в иной мир (например, с моментом рождения или смерти).

Считается, что мирт, гирлянду (6) из которого мы видим на ее шее, олицетворял вечные чувства, а апельсиновое дерево (7) было связано с бессмертием. Так композицией картины поддерживается основная идея произведения: о соединении земного и небесного через любовь.

Цветовой ряд, где преобладают голубые тона, придает композиции воздушность, праздничность и вместе с тем холодность

Не менее символичен и цветовой ряд, где преобладают голубые тона, переходящие в бирюзово-серые оттенки, что придает композиции воздушность и праздничность, с одной стороны, и некую холодность – с другой. Голубой цвет в те времена был типичным для молодых замужних женщин (им окружена супружеская пара).

Неслучайно и наличие большого зеленого цветового пятна в правой части полотна: этот цвет ассоциировался как с мудростью и целомудрием, так и с любовью, радостью, торжеством жизни над смертью.

Цвет платья (5) Оры Талло, переходящий из белого в серый, не менее красноречив, чем пурно-красный оттенок мантии (8), которой она собирается укрыть Венеру: белый цвет олицетворял чистоту и невинность, а серый трактовался как символ воздержания и Великого поста. Возможно, цвет мантии здесь символизирует власть красоты как силу земную и священный огонь, который появляется каждый год на Пасху, как силу небесную.

«ВОСХИЩЕНИЕ КРАСОТОЙ И БОЛЬ ПОТЕРИ»

Андрей Россохин, психоаналитик:

В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Заботливым материнским движением она хочет накинуть на Венеру плащ, словно защитить ее от соблазняющего ветра Зефира. И это напоминает поединок за новорожденную. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.

А сама Венера при этом спокойна, она словно застыла в противоборстве двух сил. Обращает на себя внимание ее грусть, отрешенность от происходящего. Почему в ней нет счастья, радости открытия и узнавания мира?

Я вижу в этом предчувствие близкой смерти. В первую очередь символической – она отказывается от своей женственности и сексуальности ради божественной материнской силы. Венера станет богиней любовного наслаждения, которая сама этого удовольствия никогда не испытает.

Кроме того, на лицо Венеры падает еще и тень реальной смерти. Флорентийская дама Симонетта Веспуччи, которая предположительно позировала Боттичелли, была идеалом красоты той эпохи, но скоропостижно умерла в 23 года от чахотки. Художник начал писать «Рождение Венеры» через шесть лет после ее смерти и невольно отразил здесь не только восхищение ее красотой, но и боль от потери.

У Венеры нет выбора, и в этом причина грусти. Ей не суждено испытать влечение, желание, земные радости

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли: о чем говорит мне эта картина?

Одежды Оры (5) очень похожи на одежды Флоры из картины «Весна», которая выступает символом плодородия и материнства. Это материнство без сексуальности. Это обладание божественной властью, а не сексуальным влечением. Как только Ора укроет Венеру, ее девственный образ тут же превратиться в материнско-божественный.

Мы можем даже заметить, как край мантии превращается художником в острый крюк: он втянет Венеру в закрытое пространство-тюрьму, обозначенное частоколом деревьев. Во всем этом я вижу влияние христианской традиции – за рождением девушки должно последовать непорочное зачатие и материнство, минуя греховную стадию.

У Венеры нет выбора, и в этом причина ее грусти. Ей не суждено быть женщиной-любовницей, подобной той, которая парит в сладострастных объятиях Зефира. Не суждено испытать влечение, желание, земные радости.

Вся фигура Венеры, ее движение направлены к матери. Еще одно мгновение – и Венера выйдет из раковины, которая символизирует женское лоно: она ей больше не будет нужна. Она ступит на мать-землю и оденется в материнские одежды. Она обернется в пурпурную мантию, которая в Древней Греции символизировала границу между двумя мирами – в нее заворачивали как новорожденных, так и умерших.

Так и здесь: Венера рождается для мира и, едва успев обрести женственность, желание любить, мгновенно теряет жизнь, живое начало – то, что символизирует раковина. Спустя мгновение она продолжит существовать только как богиня. Но до этого момента мы видим на картине прекрасную Венеру в самом расцвете своей девственной чистоты, нежности и невинности.

Об экспертах

Андрей Россохин

Андрей Россохин — психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

Мария Ревякина

Мария Ревякина — искусствовед, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

Читайте также

www.psychologies.ru

ВЕНЕРА (сюжеты, символы и смыслы)

    Вероятнее всего, ни одну из античных богинь художники разных времен и эпох не изображали на своих полотнах так часто как римскую Венеру, отождествляемую с греческой богиней любви и плодородия Афродитой.    Но известно ли вам (я сейчас обращаюсь к любителям искусства, а не к профессиональным искусствоведам, которым, как известно, все известно, и не к тем, кому совершенно безразлично, каким именно смыслом наполнена та или иная картина), что именно художник хотел сказать, изображая Венеру с теми или иными атрибутами, в той или иной позе, одетой или обнаженной?    Если нет, то этот пост вам будет, я надеюсь, интересен.
  Среди многочисленных атрибутов, с которыми изображается Венера, чаще всего встречаются: пара голубей или лебедей (и те, и другие могут везти ее колесницу), створка раковины, дельфины (и то, и другое напоминает о ее рождении из моря), ее волшебный пояс, горящий факел (оба служат для разжигания любви), пламенеющее сердце, красная роза, окрашенная ее кровью, вечнозеленый, подобно любви, мирт (и роза, и мирт являлись священными растениями Венеры).

  Венера - часто просто синоним обнаженной женской натуры в искусстве, не содержащий мифологического или символического значения, за исключением нескольких обусловленных традицией атрибутов, таких как зеркало или голубь. Такие изображения Венеры часто имеют сходство с женой или возлюбленной художника или его покровителя. Обнаженная Венера может принимать большое количество канонизированных поз - стоя или лежа.    Некоторые фигуры стоящей Венеры возникли в античной скульптуре, например, Venus Pudica (Венера Целомудренная), которая стоит примерно так, как изобразил Боттичелли в "Рождении Венеры".

  Типичная поза лежащей Венеры возникла в творчестве Джорджоне и вскоре утвердилась в качестве образца для более поздних художников.     Любовь небесная и любовь земная.

    Идея двух Венер - сестер, представляющих два рода любви, была выражена флорентийскими гуманистами XV века. Небесная Венера символизировала любовь, которая возбуждалась размышлениями о вечном и божественном, тогда как Земная Венера представляла красоту, созданную в материальном мире, а также принцип продолжения человеческого рода. Для гуманистов обе они были добродетельными - Земная Венера считалась ступенью к Венере Небесной. В искусстве их можно различить по убранству.    Земная Венера богато одета, украшена драгоценностями - символами земной суетности;

   Небесная Венера - обнаженная и иногда держит вазу, в которой горит огонь божественной любви.   Для искусства эпохи Ренессанса нагота означала чистоту и невинность. Две рядом стоящие женские фигуры в средневековом искусстве - одна обнаженная, другая нет - олицетворяют контрастные идеи, например, такие как Старая и Новая Ева (Новая - Дева Мария).

  "Sine Baccho et Cerere fliget Venus" ("Без Вакха и Цереры в Венере жара нет").

    Эта фраза римского комедиографа Теренция означает, что любовь остывает без вина и застолья. Эта тема была особенно популярна в XVII веке, особенно у фламандских художников, подражавших в ее трактовке Рубенсу. К непринужденно лежащей Венере приближается Церера, предлагая ей рог изобилия, и Бахус с виноградными гроздями и чашей вина.

    Триумф Венеры.

    Венера торжественно восседает в своей колеснице, которую везут голуби или лебеди. Ее может сопровождать Купидон, летящий рядом. Эта тема чаще всего встречается в итальянской живописи XV - начала XVI века, когда в итальянских городах были популярны процессии, которые устраивались как триумфы языческих божеств.

Мифологические сюжеты  Венера и Адонис.    Венера воспылала неразделенной любовью к кипрскому царевичу Адонису, причиной которой явилась царапина от случайной стрелы Купидона. Но Адонис был убит на охоте вепрем. Венера, услышав стоны своего умирающего возлюбленного, спустилась к нему с небес на своей колеснице, но было поздно. Художники изображают две сцены:

Адонис, с копьем в руке и сворой охотничьих собак уходит, в то время как Венера старается удержать его. Но все ее старания тщетны: Купидон (на заднем плане) дремлет под деревом, иногда держа потухший факел, указывающий на отсутствие любви Адониса.

В лесу скорбящая Венера склоняется над мертвым телом Адониса, проливая нектар, чтобы его кровь оплодотворила землю. Ей помогает Купидон.

  Венера и роза.

    Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но в тот момент, когда Венера спешила на помощь умирающему Адонису, колючка вписать ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, окрасив их в красный цвет. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, а Купидон ей помогает.

  Рождение Венеры.

    Согласно древнегреческой мифологии, Венера (Афродита) родилась из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана, выброшенные в море Кроносом. Она плывет к берегу в раскрытой раковине и причаливает на Кипре - одном из главных мест почитания ее культа в античности. Венера, выходящая из воды, изображенная выжимающей воду из волос, - один из самых популярных сюжетов в искусстве.

  Венера и Марс.    Этот сюжет имеет две формы:    Первая часто встречается во французской живописи XVIII века. Венера, жена Вулкана (Гефеста), влюбилась в Марса (Ареса) и изменила мужу, о чем тому сообщил бог солнца - Гелиос. Обманутый муж в гневе выковал тончайшую невидимую сеть, которую он прикрепит к ложу любовников. Когда они в следующий раз отдались друг другу, сеть их опутала, не давая им возможности шевельнуться. Вулкан призвал других богов стать свидетелями измены Венеры.    Вторая характерна для картин эпохи Ренессанса, которые создавались по случаю помолвки, при этом фигуры Венеры и Марса изображались с портретным сходством помолвленных. На таких картинах Венера и Марс полулежат вместе, обычно в пасторальной обстановке. Марса охватывает сон, а маленькие амуры играют с его доспехами и оружием.   Возможно, я здесь рассмотрел не все сюжетные линии, которые можно увидеть на картинах с изображением Венеры. В таком случае, я буду рад, если вы дополните этот пост своими конструктивными замечаниями.

  С уважением, Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Рождение Венеры в мировой живописи – Ярмарка Мастеров

Доброго времени суток, дорогие рукодельницы!

Сегодня подумала о том, насколько у людей разное восприятие одних и тех же образов, и как тяжело придится сейчас детям - ведь на них выливается такой поток визуальной информации. Ведь когла читаешь книгу, то мысленно представляешь ее героев, обстановку, одежду, когда же смотришь фильм - то простора для фантазии уже не остается.

Представим на минуточку ситуацию - миф "Рождение Венеры" был бы не рассказан словами, а дошел бы до нас в виде комикса. Тогда бы мы себе точно предсатвляли  -как выглядит Венера! Слава, богу, такого не случилось:)

И мы можем на картинах разных художников лицезреть таких различных Венер.

Наиболее известно - полотно Сандро Ботичелли

венера

А сам миф звучит, кстати, так:

Рождение богини Афродиты (Венеры),  было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант — крови в сочетании семенем), упавших в море — богиня Афродита.

Кровь Урана, в тот момент ещё бывшего верховным богом, попав в море, образовала белоснежную пену, из которой появилась на свет Афродита. Отсюда её эпитет — Пенорожденная.

Посмотрите на работы разных авторов

Вильям Бугро

живопись

Франсуа Буше

мифы

рождение венеры

Амори Дюваль

вдохновение

Жан-Леон Жером

бугро

Александр Кабанель

маковский

Франсуа Эдгар Пико

ботичелли

Одилон Редон

Жан Огюст Доминик Энгр

Константин Маковский

Почти во всех картинах есть и пена, и ракушка.

А моя самая любимая Венера тоже написана Константином Маковским

Так  и видишь, как Венера потягивается, зевает, оглядывается вокруг и смотрит на мир:)

Но как бы то ни было, и мифы, и картины дарят нам вдохновение и радость творчества.

www.livemaster.ru

Боттичелли.Рождение Венеры. | Волшебная сила искусства

 

    Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли. Некогда эта картина помещалась в одном из залов виллы Медичи, теперь она украшает собой флорентийскую Галерею Уффици. К "Рождению Венеры" нет другого отношения, кроме безусловного поклонения.

   Несколько слов об авторе этого шедевра.Настоящее его имя Алессандро Филипепи.Боттичелли-"бочёночек",такое прозвище было у него в детстве.Был он,что называется, не от мира сего.Мечтательно пуглив,фантастичен в суждениях.Верил в озарения и не заботился о богатстве.Не построил своего дома,не создал семьи.Русский философ Н,Бердяев назвал его самым прекрасным и волнующим,поэтическим художником Возрождения.

     Картина "Рождение Венеры"(1485г)была заказана ему для виллы Кастелло,которая принадлежала правящей во Флоренции (300лет) династии Медичи.

    Портреты женщин редко встречаются у Сандро Боттичелли, но он воспел и прославил Симонетту Веспуччи - женщину, знаменитую своей красотой и любовью. Она была возлюбленной другого человека - Джулиано Медичи. Она - сама Красота, царица всемогущего искусства. И оттого с такой болезненной страстью греет Боттичелли руки у чужого костра. И оттого говорит о Симонетте Веспуччи то, что "никогда еще не было сказано ни об одной женщине".

   По ней сходили с ума все знатные мужчины города, её благосклонности добивались братья Джулиано и Лоренцо Медичи.

     Её современник так описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности.

    Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы."

 

    Картина изображает рождение Венеры из пены моря,или таинство явления в мир Красоты.Только что рождённая из морской пены,она подплывает к берегу.

    Вглядитесь в эту Венеру,в эту стыдливую девушку,в глазах которой блуждает какая-то светлая печаль,будто на мучения идёт она в земную жизнь.А лицо богини стало для многих символом боттичеллевского настроения.

   Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Следуя древнеримским поэтам, Боттичелли изображает волосы, разделенные на пряди и колеблемые морским ветром. Это зрелище очаровывает.

   Чувственный облик прекрасной богини любви и красоты художник наделил чистотой и почти сакральной возвышенностью. Дождь роз, мерно ниспадающих в море, передан ясным языком линий и цвета.

  

  Слева неё дует Зефир,проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры.От их дыхания сыплются розы и словно наполняют картину тонким благоуханием.Ритм их падения подобен ритму волн,образуемых движением раковины.

    Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной.

    В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты.

  В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии.

  

   Каждая деталь этой композиции подобна музыке.Ритм  присутствует во всей картине- и в изгибе юного тела,и прядях волос,так красиво рвущихся к ветру,и в общей согласованности её рук,в отставленной ноге,в повороте головы и фигурах,которые её окружают.

   На картине Сандро Боттичелли царствует обнаженная женщина, сотканная из ритмов мягких линий и целомудренно прикрывающая грудь и лоно...

    На картине запечатлен тот момент, те часы полуночные, когда (по словам поэта В. Брюсова) еще "...не властен свет", но уже "расточилась тьма". Предрассветное утро, легкой рябью подернуто и еле-еле плещется пустынное море... Лишь на заднем плане картины виднеется голый берег с несколькими острыми мысками, да на берегу с правой стороны колышутся апельсиновые деревья.

   Интересная судьба во всех,кто причастен к этой картине.Симонетта умирает от чахотки очень молодой,ей было всего 22 года.Так рассказывают о её похоронах:

   "С непокрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел ее… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни ее считали не­превзойденной.      Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти (chiesa di Ognissanti) во Флоренции (построена членом рода Веспуччи) . Джулиано погиб ровно через два года после её смерти, тоже 26 апреля.

 Церковь Оньиссанти,где похоронены художник и его муза.

   Художник при жизни боготворил свою музу и завещал похоронить его рядом с ней.Через 34 года после смерти Симонетты Сандро Боттичелли был похоронен во  Флоренции в церкви Орньиссанти в ногах своей музы.

maxpark.com

Венера - Все о Венере

Все о Венере >> Венера - Богиня любви, весны и плодородия >> Венера в живописи

Венера в живописи

 

              Человечество на протяжении своей истории искало идеалы красоты, как мужской, так и женской. Со времен античности самым востребованным для искусства, как для изобразительного, так и для создания скульптуры, стал образ богини Венеры. И художники, и скульпторы, и литераторы поклонялись только ей, только ее воспевали превозносили ее красоту. Как известно, излюбленным образов творцов была обнаженная Венера, идеальная, недосягаемая, великолепная. Сейчас самые известные музеи мира хранят эти образцы восхищения в картинах и статуях богини.

            Не секрет, что каждое божество греческого, а затем и римского пантеона являлось олицетворением каких-либо человеческих достоинств. Да, среди римских богинь было не мало красавиц, но безоговорочно и небожители, и простые смертные поклонялись Венере как самой прекрасной женщине. Высокая, светловолосая, красивая как лицом, так и телом, Венера, богиня любви и красоты, изображалась на мозаике храмов, украшала белоснежными мраморными статуями дома богатых людей. Вечная юность, всепоглощающая любовь, самая жаркая страсть - божественной красавице подвластны самые сильные чувства и управляет она ими умело, применяя где нужно хитрость, где нужно - строгость, но главное качество Венеры - щедрость любви. И люди, и боги никогда не чувствуют недостатка любви и благодарят Венеру за каждой мгновение счастья.

            Каждый мастер старался изобразить Венеру в полной ее красоте, раскрыть образ полностью, превзойти конкурентов, воздать славу прекрасной богине. Как бы ни было искусство привязано к классическому образу Венеры, у каждого свое видение, свое понимание, свое приемы, поэтому нет двух совершенно одинаковых картин или статуй Венеры. У каждой свой характер, своя история, свое настроение. Да и как совместить в одном произведении искусства все ее удивительные способности? Она - весна, она - любовь, она - красота, она - покровительница плодородия.

            В традиционной классификации античного периода искусствоведы относят классическое изображение Венеры как величественной обнаженной женщины, с идеальной фигурой, нежными чертами лица и изящной прической к периоду поздней классики, расцвет которой пришелся на четвертое столетие до нашей эры. А потом каждая эпоха наделяла бессмертную богиню новыми чертами, оставляя неизменным лишь ее титул - прекраснейшей из женщин. И складывается впечатление, что она живая, что в любые времена самых талантливых творцов сопровождая прекрасная Венера, являясь им во снах и давая силы создавать великие произведения искусства под стать покровительнице.

            Современное искусство чаще использует образ Венеры как синоним идеального обнаженного женского тела, который лишен мифологической или символической нагрузки. Просто любование красивой натурой. Иногда в образе Венеры художники изображают своих возлюбленных.

            Самый известный, самый красивый и самый загадочный сюжет в живописи, связанный с Венерой - это момент ее рождения. Неземная красота, вышедшая на песок из белоснежной пены, красивое женское тело с капельками морской воды, застывшими на нежной коже. Многие художники решались лишь один раз изобразить миг появления Венеры, Франсуа Буше, например, много раз пытался создать полотно еще более великое и красивое. Но самая известная картина, со времен Возрождения и по сей день восхищающая человечество, это работа Сандро Ботичелли.

venera-all.ru

Картина Венера Урбинская

Тициан

Как называется картина: Венера Урбинская

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1538
  • Оригинальное название картины на английском: Venere di Urbino
  • Холст, масло Уффици

Описание картины "Венера Урбинская"

«Венера Урбинская» — одно из известнейших произведений величавого итальянского художника Тициана.

Содержание

1 История сотворения 2 Описание 3 Эталон женской красы 4 Предшественницы 5 Техника 6 Достойные внимания факты 7 Кино

История сотворения

Она была написана по заказу барона Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Может быть, макетом Венеры Урбинской послужила молодая жена Гвидобальдо Джулия Варано. По другой версии моделью для картины послужила любовь Тициана, которую он изобразил само мало на трёх полотнах. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мама Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве меж портретом Элеоноры работы Тициана и «оголенной дамой», а не считая того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка.

Аньоло Бронзино. Портрет Гвидобальдо делла Ровере. 1532. Палаццо Питти. Флоренция

9 марта 1538 года Гвидобальдо выслал в Венецию к послу собственного отца курьера с предписанием привезти два полотна, заказанных им у Тициана. Курьер не должен ворачиваться без полотен, хотя бы ему и пришлось ожидать два месяца. Речь шла о портрете самого Гвидобальдо II делла Ровере и la donna nuda, обнажённой дамы.

Описание

На фронтальном плане картины в шикарных интерьерах дворца изображена лежащая юная голая дама, которую отождествляют с богиней Венерой. На ней только несколько украшений — кольцо, браслет и серёжки. Открытый взор дамы ориентирован прямо на зрителя. В правой руке Венера держит цветочки, её левая рука прикрывает лоно, образуя центр композиции картины. У ног Венеры дремлет малая собачка. На заднем плане картины справа изображены две служанки, занятые сундуком с нарядами.

Существует две противоречащие друг дружке версии интерпретации тициановской голый кросотки. Согласно какой-то из них, картина символизирует узы брака. Сундук с нарядами на заднем плане при всем этом рассматривается как приданое обнажённой девицы. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» — портрет куртизанки, практически предлагающей себя зрителю. Вероятнее всего, Тициан желал поведать в собственной картине о сексапильности в браке, соединив волнующую эротику с добродетелями брака и сначала с верностью, которую олицетворяет изображённая на картине собачка.

Эталон женской красы

У Тициана дама держит в руке розы, считавшиеся эмблемой Венеры. Кто бы ни была дама: Венера либо donna nuda, её тело отражает эталон красы и является эротическим эмблемой эры высочайшего Возрождения. Высочайший лоб, считавшийся эмблемой красы в средние века, ради которого дамы выщипывали волосы на лбу, не стал быть эталоном. Сейчас волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. Любимым цветом волос стал не тёмный, как практически у всех итальянок от природы, а светлый. Практически у всех мифологических фигур, изображённых живописцами итальянского Ренессанса, были светлые волосы. Грудь числилась прекрасной, если она была малая, круглая и упругая.

Животик дамы Тициан изобразил немного округлым. На готических полотнах животы у дам изображали обычно более выпуклыми. В эру Ренессанса живописцы отказались от схожей практики и находили более натуральные формы. Все же животик все равно числился центром тела женщины, эмблемой плодородия и продолжения рода.

Предшественницы

Джорджоне. Спящая Венера. 1508—1510. Картинная галерея. Дрезден

В 1508—1510 гг. появилась «Спящая Венера» Джорджоне, в разработке которой по воззрению искусствоведов учавствовал ученик Джорджоне Тициан. Разумеется типологическое сходство 2-ух картин.

Техника

В «Венере Урбинской» отыскали своё полное отражение все соответствующие черты живописи Тициана. А именно волосы, кожа, меха, цветочки, ткани и драгоценные камешки переданы художником с натуральностью, близкой к оптическому обману. Этим эстетическим средством, также сфумато, окружающем женское тело, Тициан показывает зрителю собственный высочайший уровень художественного мастерства.

Кроме величавых полотен на религиозные темы Тициан написал огромное количество портретов как исторических лиц, так и неидентифицированных персонажей. Целый ряд в творчестве Тициана составляют полупортреты неведомых дам, в каких Тициан символическим языком ведает о силе женской соблазнительности. Посреди изображённых на портретах дам были бы и венецианские куртизанки, которые в XVII в. занимали высочайшее соц положение.

Достойные внимания факты

Эдуар Мане. Копия тициановской «Венеры Урбинской». 1856 Эдуар Мане. Олимпия. 1863. Музей Орсе. Париж Тициановская «Венера Урбинская» вдохновила Эдуара Мане на создание его известной «Олимпии».

Кино

В кинофильме «Эль Греко» (2007 г.; Реж.: Яннис Смарагдис) есть эпизод, в каком показан Тициан во время сотворения «Венеры Урбинской». По сюжету испанские посланники, прибывшие в Венецию, посещают мастерскую Тициана как раз тогда, когда он работал над «Венерой Урбинской».

Тициан

Любовь небесная и Любовь земная (ок. 1514) • Дама перед зеркалом (1515) • Флора (1515) • Динарий кесаря (1516) • Венера Анадиомена (1520) • Портрет Томмазо Мости (1520) • Вакх и Ариадна (1520—1523) • Венера Урбинская (1538) • Возложение тернового венца (1543) • Се человек (1543) • Даная (1545—1546) • Конный портрет Карла V (1548) • Портрет Карла V в кресле (1549) • Венера и Адонис (1553) • Даная (1553—1554) • Венера перед зеркалом (1555) • Диана и Актеон (1556—1559) • Диана и Каллисто (1556—1559) • Благовещение (1559—1564) • Погибель Актеона (1559—1575) • Кающаяся Мария Магдалина (ок. 1565) • Несение креста (1565) • Пьета (1575—1576) • Коронование терновым венцом (1570–1576)

peresvetovgallery.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта