Войти на сайт. Картина умирающий денди


Нильс Дардель - ни на кого не похожий, и вобравший в себя всех

 

 

 

 

Нильс Дардель - классик шведской живописи, скончавшийся в 1943 году в возрасте 54 лет, оставивший после себя "Умирающего денди", "Транссибирскую магистраль", "Черную Диану", "Пылающее сердце", "Отца", "У эксцентричной дамы"...

 

"Умирающий денди"

 

"Транссибирская магистраль"

 

"Черная Диана"

 

"Пылающее сердце"

 

"У эксцентричной дамы"

У любого жителя европейского Севера мало-мальски знакомого с искусством за этими названиями сразу встают в воображении и сами картины. И собраны они, главным образом, в музеях Скандинавии. Художник оставил после себя собственное, пусть пока и местного значения, направление в искусстве: «дарделизм».

 

- Дарделизм - понятие, введенное в обиход профессором истории искусств Рагнаром Юсефссоном, в конце 1930-х годов, - мы беседуем с директором Музея современного искусства города Мальмё, куратором стокгольмской выставки работ Нильса Дарделя, Юном Петером Нильссоном. -  Дарделизм распространяется на картины, написанные Дарделем с конца 1910 годов  до середины 1930-х, и которые можно описать как "водовороты подсознания", из которых выныривают кошмарные звери.   Профессор считал, что Дардель не укладывается в рамки существующих "измов".

 

В 1908-1910 годах Нильс Дардель учился в Стокгольмской академии художеств, после чего увлекся фовизмом Матисса и кубизмом. После этого Дардель начал искать собственный путь в искусстве. В Париже. Отметим, что в 1911 году в Париж уехал и Марк Шагал. Его влияние на Дарделя тоже видится в работах шведского художника.

 

Работы Нильса Дарделя хранятся в музеях Стокгольма, Гётеборга, Мальмё, Осло... Скандинавии, стало быть, главным образом. Распространения по миру, так сказать, он не получил.

 

- Это небольшая загадка, - замечает наш собеседник, - Нильс увлекался и увлекал и мужчин и женщин. Он рано уехал в Париж и прожил там всю жизнь, практически, общался с авангардистами-космополитами. Но за границей его работы выставлялись на одной выставке в Германии. Непонятно, почему не состоялся международный прорыв.

 

Пару лет назад причудливый "Водопад" Нильса Дарделя ушел в Стокгольме с аукциона за 24 миллиона крон, около 4 миллионов долларов тогда, рекорд для работ шведских авангардистов. "Авангардисты" - понятие, в данном случае, условное.

 

 

Сравнительно недавно, Стокгольмский аукцион продал и "Транссибирскую магистраль". Почти за 5 миллионов шведских крон. Картина с 1918 года находилась в одних руках и, судя по всему, осталась в Швеции. Магистральная, можно сказать, картина в творчестве художника. Он впервые смешивает там разные временные и пространственные изображения, прием, который в искусстве называется симультантизм.

 

- Картина находится в шведском владении, - подтверждает куратор выставки. - В принципе, все картины Дарделя находятся в шведском владении.

 

По Транссибирской магистрали Нильс Дардель возвращался в Европу с Нитой Валленберг, дочерью шведского посла в Токио, со своей большой и несчастной любовью: семья Валленбергов была против этого брака и заставила Ниту расстроить помолвку. Нита Валленберг занимает центральное место во многих произведениях Дарделя: в "Преступной страсти" - убийство из ревности - стреляет она, "Эксцентричная дама" - тоже она, а на картине "Экзекуция" изображен в образе палача её отец Густав Оскар Валленберг. Палач сбрасывает в пропасть молодого человека.

 

"Преступная страсть"

 

"Экзекуция"

В 1919 году была расстроена помолка, в 1921 году Нильс Дардель женился на Туре Аксельсдоттер, с которой прожил 23 года, в этом браке у них родилась дочь: Ингрид фон Дардель.

 

- На рубеже прошлого и позапрошлого веков Ницше декларировал: "бог мертв", и человек сам должен управлять своей жизнью. Фрейд говорил о том, что в одном человеческом теле уживаются несколько "я"... Весь "проект" создания "нового" человека строится на идее личного, частного, индивидуального раскрепощения человека.

Нильс Дардель всю жизнь создавал свой собственный образ в искусстве. Миф, в конце концов, стал реальностью.

 

"Отец"

 

"Колумбово яйцо"

 

"Оле Лукойе"

 

"Юноша в черном, девушка в белом"

 

Источник

subscribe.ru

Нильс Дардель - ни на кого не похожий, и вобравший в себя всех

 

 

 

 

*Совершенно случайно, "гуляя" по интернету, я "вышла" на удивительного художника, и он просто очаровал меня! Необычайная сила притяжения, что-то необъяснимое, я не могла оторвать взгляда от его уникальных картин! Предлагаю и Вам, уважаемые читатели, "познакомиться" с незаурядной Личностью художника и его дивными творениями.

 

Нильс Дардель - классик шведской живописи, скончавшийся в 1943 году в возрасте 54 лет, оставивший после себя "Умирающего денди", "Транссибирскую магистраль", "Черную Диану", "Пылающее сердце", "Отца", "У эксцентричной дамы"...

"Умирающий денди"

 

"Транссибирская магистраль"

 

"Черная Диана"

 

"Пылающее сердце"

 

"У эксцентричной дамы"

   У любого жителя европейского Севера мало-мальски знакомого с искусством за этими названиями сразу встают в воображении и сами картины. И собраны они, главным образом, в музеях Скандинавии. Художник оставил после себя собственное, пусть пока и местного значения, направление в искусстве: «дарделизм».

 

- Дарделизм - понятие, введенное в обиход профессором истории искусств Рагнаром Юсефссоном, в конце 1930-х годов, - мы беседуем с директором Музея современного искусства города Мальмё, куратором стокгольмской выставки работ Нильса Дарделя, Юном Петером Нильссоном. -  Дарделизм распространяется на картины, написанные Дарделем с конца 1910 годов  до середины 1930-х, и которые можно описать как "водовороты подсознания", из которых выныривают кошмарные звери.   Профессор считал, что Дардель не укладывается в рамки существующих "измов".

 

В 1908-1910 годах Нильс Дардель учился в Стокгольмской академии художеств, после чего увлекся фовизмом Матисса и кубизмом. После этого Дардель начал искать собственный путь в искусстве. В Париже. Отметим, что в 1911 году в Париж уехал и Марк Шагал. Его влияние на Дарделя тоже видится в работах шведского художника.

 

Работы Нильса Дарделя хранятся в музеях Стокгольма, Гётеборга, Мальмё, Осло... Скандинавии, стало быть, главным образом. Распространения по миру, так сказать, он не получил.

 

- Это небольшая загадка, - замечает наш собеседник, - Нильс увлекался и увлекал и мужчин и женщин. Он рано уехал в Париж и прожил там всю жизнь, практически, общался с авангардистами-космополитами. Но за границей его работы выставлялись на одной выставке в Германии. Непонятно, почему не состоялся международный прорыв.

 

Пару лет назад причудливый "Водопад" Нильса Дарделя ушел в Стокгольме с аукциона за 24 миллиона крон, около 4 миллионов долларов тогда, рекорд для работ шведских авангардистов. "Авангардисты" - понятие, в данном случае, условное.

 

"Водопад"

Сравнительно недавно, Стокгольмский аукцион продал и "Транссибирскую магистраль". Почти за 5 миллионов шведских крон. Картина с 1918 года находилась в одних руках и, судя по всему, осталась в Швеции. Магистральная, можно сказать, картина в творчестве художника. Он впервые смешивает там разные временные и пространственные изображения, прием, который в искусстве называется симультантизм.

 

- Картина находится в шведском владении, - подтверждает куратор выставки. - В принципе, все картины Дарделя находятся в шведском владении.

 

По Транссибирской магистрали Нильс Дардель возвращался в Европу с Нитой Валленберг, дочерью шведского посла в Токио, со своей большой и несчастной любовью: семья Валленбергов была против этого брака и заставила Ниту расстроить помолвку. Нита Валленберг занимает центральное место во многих произведениях Дарделя: в "Преступной страсти" - убийство из ревности - стреляет она, "Эксцентричная дама" - тоже она, а на картине "Экзекуция" изображен в образе палача её отец Густав Оскар Валленберг. Палач сбрасывает в пропасть молодого человека.

 

"Преступная страсть"

 

"Экзекуция"

    В 1919 году была расстроена помолка, в 1921 году Нильс Дардель женился на Туре Аксельсдоттер, с которой прожил 23 года, в этом браке у них родилась дочь: Ингрид фон Дардель.

 

- На рубеже прошлого и позапрошлого веков Ницше декларировал: "бог мертв", и человек сам должен управлять своей жизнью. Фрейд говорил о том, что в одном человеческом теле уживаются несколько "я"... Весь "проект" создания "нового" человека строится на идее личного, частного, индивидуального раскрепощения человека.

Нильс Дардель всю жизнь создавал свой собственный образ в искусстве. Миф, в конце концов, стал реальностью.

 

"Отец"

 

"Колумбово яйцо"

 

"Оле Лукойе"

 

"Юноша в черном, девушка в белом"

 

Источник

subscribe.ru

Художник Nils Dardel/Нильс Дардель - КОРОЛЕВСТВО ШВЕЦИЯ

Нильс Дардель/Nils Dardel - классик шведской живописи.

Нильс Элиас Кристоффер фон Дардель/Nils Elias Christoffer von Dardel (1888-1943) происходил из знатного шведского рода фон Дардель/von Dardel. Скончался в 1943 году в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Ему было 54 года и он оставил после себя "Умирающего денди", "Транссибирскую магистраль", "Черную Диану", "Пылающее сердце", "Отца", "У эксцентричной дамы"...

У любого жителя мало-мальски знакомого с искусством за этими названиями сразу встают в воображении и сами картины. И собраны они, главным образом, в музеях Скандинавии, а основное собрание находится в «Музеи современного искусства» в Стокгольме.В 1908-1910 годах Нильс Дардель учился в Стокгольмской академии художеств, после чего увлекся Матиссом и кубизмом. После этого Дардель начал искать собственный путь в искусстве. В 1910 году уехал в Париж. В 1911 году в Париж уехал и Марк Шагал. Его влияние на Дарделя тоже видится в работах шведского художника. Особое влияние на его творчество оказали пост-импрессионисты, фовисты, повлияла и японская гравюра. Среди картин художника есть выполненные в духе кубизма, абстракционизма, есть и реалистические работы, но наиболее известны его картины, близкие к сюрреализму.3318563_1772_1376

Пару лет назад причудливый "Водопад" Нильса Дарделя ушел в Стокгольме с аукциона за 24 миллиона крон, около 4 миллионов долларов.

800px-NILS_VON_DARDEL,_-Vattenfallet-.jpg

Совсем недавно Стокгольмский аукцион продал и "Транссибирскую магистраль". Почти за 5 миллионов шведских крон. Магистральная картина в творчестве художника.

Он впервые смешивает там разные временные и пространственные изображения, прием, который в искусстве называется симультантизм.

sweden-info.livejournal.com

ЖЗЛ (НИЛЬС ФОН ДАРДЕЛ. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ. Часть IV - Две верных подруги - любовь и разлука.)

ПРОДОЛЖЕНИЕ Часть IV

Нита

В 1917 году Нильс с Рольфом прибыли в Японию. Страна оказала большое влияние на творчество Дардела. Он влюбился в японские гравюры с их линейным стилем и яркими цветами. В его работах постепенно исчезла техника пятен фовистов, и стали всё чаще появляться фиксированные линии. Древние японские басни вызвали интерес художника к животным, на его картинах изображаются, например, обезьяны и кролики. Но, самое главное, в Японии Нильс влюбился.

Нильс Дардел в Токио. 1917 г.

В Токио он с Рольфом был приглашен на мероприятие ежегодного Императорского вишневого фестиваля, который считается в Японии национальным праздником поминовения.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Påfåglar (Павлины). 1918 г.

На этом празднике он познакомился с дочерью шведского министра, представителя дипломатической миссии в Японии Густава Оскара Валленберга – Нитой (так ее звали домашние, под этим именем она и вошла в историю). Полное имя Ниты Валленберг (Nita Wallenberg, 11 апреля 1896 – октябрь 1966) – Эбба Мария Засница. Третье имя ей дал отец в честь паромного сообщения Треллеборг – Засниц, президентом которого он был в 1890-х годах.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Nita Wallenberg. 1917 г.

Нильс влюбился в девушку «без памяти», впрочем, чувства у молодых людей были взаимными. Это стало большим ударом для де Маре, и он «с разбитым сердцем» раньше времени покинул страну. Отмечу, что страдал Рольф недолго, поскольку очень скоро в его жизни появился танцовщик Жан Бёрлин, ради которого де Маре и затеял свой проект "Шведский балет".

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Eleganter i Japan (Элегантное общество в Японии). 1918 г.

Когда в мире стали говорить о русской февральской революции, Дардел в компании с Нитой решил возвращаться на родину. Они переживали, что не смогут возвратиться в Швецию, поскольку путь назад предстояло совершить по Транссибирской железной дороге, проходящей по территории России. Во Владивостоке влюбленные отпраздновали день рождения Ниты, купив клубничный торт, а дальше отправились на Транссибирском экспрессе в Санкт-Петербург. В столицу Российской империи они прибыли буквально перед октябрьским мятежом, и в последний момент успели выехать в Швецию. Долгое путешествие по железной дороге стало источником вдохновения для художника. Вернувшись домой, Дардел суммировал свои воспоминания о поездке и выразил их в картинах «Транссибирский экспресс» (Transibiriska Expressen) и «Смерть гусаров» (Dödens husaret).

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Transsibiriska expressen. 1918 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Dödens husaret. 1919 г.

Во время путешествия молодые люди дали друг другу клятву в вечной любви. Мало того, Нильс с Нитой совершили тайную помолвку.

Успех и трагедия денди

Вернувшись в Стокгольм, Дардел стал готовиться к своей первой персональной выставке. Ему было, что показать соотечественникам, он освоил несколько «измов»: символизм, кубизм, фовизм, а также наив. Как написали в одном эссе, «теперь он просто брал то, что было ему нужно, из шкафа своего опыта и смешивал с впечатлениями от путешествий». Искусствоведы отмечают, что в картинах Дардела всегда присутствует сочетание мечты и реальности, они образны и полны фантазии, но всегда в них выражается личный опыт в элегантном и изысканном оформлении».На выставке художник представил одну из самых известных своих работ – картину «Умирающий денди» (Den döende dandyn, 1918), которая находится сейчас в Музее современного искусства в Стокгольме. Отмечу, что художник выполнил два варианта картины, которые отличаются цветовой гаммой и некоторыми деталями, но в обоих вариантах центральной фигурой является умирающий молодой человек, который одну руку держит на сердце, а в другой руке сжимает веер (а позже зеркало).

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Den döende dandyn (Умирающий денди). II версия. 1918 г.

Напомню, что термин «денди» (dandy) появился в XVIII веке в Британии, им обозначали британских аристократов, вернувшихся домой из обязательного образовательного путешествия в Италию, которое называли Гранд Тур. Уже в XIX веке эстетику этого термина разработал Оскар Уайльд, и термин "денди" стал обозначать умение формировать свой образ.На выставке художник представил, как новые свои произведения, например, «Сломанная статуя» (Den sönderslagna Statyn), посвященная Ните Валленберг, и «Беседа» (Konversation), а также старые работы, написанные еще «во времена Санлиса».

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Den sönderslagna statyn (Сломанная статуя). II версия. 1917 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Konversation (Беседа). 1918 г.

В результате, творчество Дардела было признано критикой, картинами заинтересовались коллекционеры, и они поднялись в цене. Дардел «купался» в успехе и любви, но счастье это было непродолжительным.В 1919 году, когда семья Ниты узнала о тайной помолвке и желании Дардела жениться, разразился семейный скандал. Помолвка была аннулирована, отец Ниты запретил дочери даже думать о браке с художником. Семья считала, что жених «не отвечает требованиям, предъявляемым к браку в этой семье». Дардела считали богемным халявщиком, который будет бесполезным в семейном бизнесе, кроме того, отец был наслышан о его разгульной ночной жизни, да и само творчество художника Валленбергу-старшему не нравилось.Отношения Ниты и Нильса прекратились, девушке было запрещено даже видеться со вчерашним женихом. Нильс, увы, не стал бороться за свое счастье, он быстро сдался и, страдая от разрушенной любви, заперся в студии и буквально за день написал картину «Смертная казнь (Экзекуция)» (Exekution, 1919), в которой изобразил отца Ниты в образе палача, сталкивающего ногой молодого человека в пропасть.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Exekution. 1919 г.

Личное горе Нильса стало поводом для творческого всплеска. Отмечу, что Ниту художник изобразил на десятке своих известных картин, написанных в 1917-1922 годах. Возможно, благодаря терзаниям любви, как утверждают историки, «искусство Дардела достигло своего апогея». Но если в ряде картин, таких, например, как – «Водопад» (Vattenfallet, 1921), «Юноша в черном, девушка в белом» (Yngling i svart, Flicka i vitt, 1919) или «Юноша и девушка» (Ynglingen och flickan, 1919), Дардел изображает молодых людей (читай – себя и Ниту), предполагая лишь невозможность их любви, но изображая героев рядом, даже у обрыва или на скале водопада, то после разрыва любимые темы его «жизнеописательных» картин становятся «убийственно-кровавыми».

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Vattenfallet. 1921 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Yngling i svart, flicka i vitt. 1919 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Ynglingen och flickan.1919 г.

На картине «Без милосердия» (Utan pardon, 1919) художник изображает себя в окружении монстров, растерзавших лежащую у его ног девушку, на картине «Визит эксцентричной дамы» (Visit hos excentrisk dam, 1919) он повешен, в «Мечтах и фантазиях» (Drömmar och fantasier, 1922) – заколот. А на картине «Преступление страсти» (Crime Passionnel, 1921) Нита, изображенная в своей любимой красной пижаме, стреляет в художника из пистолета.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Utan pardon. 1919 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Visit hos excentrisk dam. 1921 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Drömmar och fantasier. 1922 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Crime passionnel. 1921 г.

Завершая рассказ об этой любовной драме, напишу, что Нита Валленберг была вынуждена сжечь все письма Дардела, она была определена на работу в семейный банк, но еще долго не могла забыть Нильса. В 1922 году она вышла замуж за датчанина Карла Йохана Кируллфа и родила ему в 1926 году дочь Биргитту, которая потом вышла замуж за кузена своей матери Генри Валленберга. А в 1930 году Нита вышла повторно замуж за Карла Акселя Сёдерлунда, в 1931 году родился сын Густав, но и этот брак распался в 1944 году. Нита Валленберг умерла в 1966 году в Стокгольме, в возрасте 70 лет.

Тора

Историки пишут, что спасаясь от страданий и воспоминаний, Нильс вскоре уехал в Париж, где пытался найти спасение в привычном для себя беспорядочном образе жизни. Хотя Дардел понимает, что у него больное сердце, и знает, что оно может привести к смерти, он по-прежнему начинает злоупотреблять алкоголем и заводить романы как с женщинами, так и с мужчинами.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) The bar. 1920 г.

Потом он с головой окунается в работу. Спасение Нильс находит в театре и балете. Рольф де Маре, простивший его «измену», приглашает к сотрудничеству, и Дардел даже вступает в ассоциацию «Шведский балет» и становится одним из сценографов проекта, придумывает декорации и эскизы костюмов.В 1920 году Дардел создает декорации к спектаклю «Midsommarvaka» с музыкой Уго Альфвена, потом - для танцевальной драмы «Сумасшедший дом» (Maison де Fous) на музыку Викинга Даля.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Dekorskiss till baletten Midsommarvaka. 1920 г.

Историки отмечают, что и картины этого периода часто напоминают эскизы декораций к спектаклям. Некоторые критики даже называли новые работы художника слишком литературными и повествовательными, мол, «его стиль интеллектуальным посетителям салонов кажется очень приземленным».В этот период художник познакомился с девушкой, которая волей судьбы в течение десяти лет будет его женой.Тора Клинковстрём (Thora Maria Theresia Alexandra Axelsdotter Klinckowström, 24 мая 1899 - 19 марта 1995) была дочерью шведского барона, ученого, исследователя и писателя, доктора философии, профессора зоологии, известного бактериолога и обладателя золотой медали Шведской академии (1907) Акселя Клинковстрёма (24 декабря 1867 - 12 мая 1936). Подумал сразу – везло же Нильсу на именитых папаш! Тора родилась в приходе Стокгольма - Лидингё, у нее был старший брат Харольд и сестра Линда. Сначала девушка изучала искусство в художественных школах Стокгольма и Копенгагена, а осенью 1919 года отправилась в Париж, где уже учился ее брат Харольд. 20-летняя Тора поступила в художественную Академию де ла Гранд Шомьер (Académie de la Grande Chaumière) на Монпарнасе, начала изучать скульптуру, став ученицей великого Эмиля Антуана Бурделя (Emile Antoine Bourdelle, 30 октября 1861 - 1 октября 1929). Кроме того, девушка подрабатывала в роли натурщицы, ей даже посвящена статья в недавно выпущенной «Энциклопедии моделей художников». Естественно, именно таким образом Тора легко попала в общество художников Монпарнаса.Интересная деталь, с Дарделом девушка познакомилась не в Париже, как считают некоторые биографы, а на корабле, который вез Тору к новой жизни, а Нильса гнал прочь от старой. Думаю, молодой девушке было лестно знакомство с соотечественником-художником, у которого в Швеции уже состоялась персональная выставка. В Париже они случайно встретились в одном из кафе и продолжили общение, часто бывали в знаменитом кафе «Ротонда» и в ресторанчике «У Розали», где тоже постоянно собирались художники. Именно там Нильс познакомил Тору с Амедео Модильяни, который читал ей стихи на итальянском и даже подарил пару рисунков. Спустя некоторое время Амедео через Дардела испросил у девушки разрешение написать ее портрет.

Amedeo Modigliani (Italian, 1884-1920) Thora Klinckowstrom (Dardel). 1919 г.

В конце 1919 года портрет был написан. Никто из них не знал, что 24 января 1920 года Модильяни не станет. О своих встречах с художником Тора потом подробно написала в мемуарах.В начале 1921 года Нильс перенес тяжелую форму пневмонии, Тора во время болезни за ним ухаживала, что позволило сблизиться 22-летней студентке и 33-летнему художнику.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Self-Portrait. 1923 г.

Нильс влюбился в Тору и сделал ей предложение, сказав, что они всегда смогут развестись, если их свадебные договоренности кого-либо из них не устроят. Уже 23 июля 1921 года Дардел женился на баронессе Клинковстрём. Среди гостей на свадьбе были художники Брак и Леже, а композитор Эрик Сати написал специальное музыкальное приветствие молодоженам.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Thora Dardel 1923 г.

Молодая семья сняла мансардную студию в верхней части Монмартра, там частыми гостями были друзья Нильса - Кокто, Брак, Леже и Шагал. Парижскую зиму Нильс и Тора провели в постоянных компаниях других художников и обнаженных моделей различных национальностей и возрастов, которые все были увлечены искусством и считали себя «La Boheme». С кубистом Браком они иногда ужинали в ресторане парка Робинсон, заказывая любимую «фуа-гра» и запивая всё огромным количеством вина.Выйдя замуж, Тора бросила учёбу у Бурделя и уже 27 мая 1922 года родила дочь Ингрид.

Nils Dardel (Swedish, 1888 – 1943) Ole Lukøje, den store Danske med paraplyen (Оле Лукойе, известный датчанин с зонтиком). 1927 г.

Надо сказать, что десять лет брака с Торой были самыми спокойным периодом в жизни художника.После рождения дочери супруги весь год жили в Париже, а на всё лето уезжали либо к морю, либо в Швецию, на родину отца Торы - в поместье на Екерё, где Нильс мог спокойно заниматься творчеством.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Villa Balestrino, Corsica. 1923 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Dansbanan (Танцпол). 1922 г.

Он часто писал семью, стал активно получать заказы на портреты. Историки пишут, что Нильс был портретистом – виртуозом, имея способность приукрашивать свои модели. Например, в портрете шведского прозаика и драматурга Яльмара Бергмана (Hjalmar Frederik Bergman, 1883-1931) художник уменьшил талию мужчины и удлинил шею.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Hjalmar Bergman. 1924 г.

Свою студию на Монмартре он с иронией называл «эстетический салон красоты».

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Russian girl. 1920 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Tollie Zellman. 1930 г.

Искусствоведы отмечают также, что этот способ «приукрашивания» Дардел использовал и в своих автопортретах, представляя себя в качестве чувствительного и хрупкого человека, поддерживая сложившийся у публики образ денди. Или тот образ, которому художник пытался следовать...

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Fiskaren (Рыбак). 1931 г.Предположительно автопортрет художника.

Тора, бросив изучение скульптуры, не перестала заниматься творчеством. В 1920-х годах она работала в качестве репортера и фотографа для еженедельника "Bonniers Veckotidning», свои публицистические произведения печатала под псевдонимом «Вуаля» (Voila). В 1924 году Тора Дардел опубликовала свой первый роман «Девушка, которая путешествовала одна» и начала карьеру писателя.Любопытно, что через два года брака Дардел написал картину «Семейная идиллия» (Family Idyll), на которой изобразил семейную пару, сидящую со скучающим видом спиной друг к другу. В ней художник выразил отсутствующий интерес к статьям и главам будущих книг жены.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Familjeidyll. 1923 г.

В его картинах вновь стали появляться сюжеты, в которых желаемое выдавалось за действительное. Увы, творческие интересы Торы и Нильса расходились всё дальше, к тому же у мадам Дардел появился новый творческий стимул, она стала работать в киноиндустрии. Буквально с 1930 года супруги уже жили каждый своей жизнью.В итоге, как и договаривались перед свадьбой, в 1932 году Дарделы развелись. Тора с дочерью покинула Париж и вернулась в Стокгольм. В 1934 году она вновь вышла замуж за лорда Maка Гамильтона (1903-1952), но и этот брак в 1944 году распался.Тора Дардел на основе своих дневников издала мемуары «Я приехала в Париж» (I come to Paris, 1941), написала книгу о Дарделе (1953), опубликовала художественные романы «Хозяйка короля» (Kungens frilla, 1958) и «Сын короля Эрика» (Fils Kung Eriks, 1960). Умерла Тора Дардел в Стокгольме в 1995 году, в возрасте 96 лет, и была похоронена на кладбище в Екерё.

Эдита

1930-е годы оказались нестабильными не только в семейной жизни Дардела, весь мир окунулся в хаос мирового экономического кризиса. В Париже поднялись цены на жилье и развлечения, многие скандинавы уехали из Франции, а вот Дардел остался, он просто снял более дешевую квартиру. Правда, художник стал получать меньше заказов, поэтому он снова "нырнул" в депрессию с кутежами и запоями, хотя и здоровье стало хуже, и сердечные боли тревожили.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Paranoikern (Параноик). 1925 г.

В начале 1930-х, когда было понятно, что брак с Торой рушится, Нильс познакомился с 28-летней шведкой Эдитой Моррис (Edita Morris). С этой женщиной Дардел проведет остаток своей жизни, хотя, судя по источникам, законной супругой художника Эдита так и не стала.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Portrait of Edita Morris. 1936 г.

Дардел написал ее портрет и изобразил на картинах «Сердце в огне» (Hjärta i brand, 1930) и «Свадебное путешествие» (Wedding trip, 1931).

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Ett hjärta i brand (Сердце в огне). 1930 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Wedding trip (Свадебное путешествие). 1931 г.

Действительно, почти все следующее десятилетие Нильс и Эдита много путешествовали, они побывали в Италии (Капри, Венеция, Сицилия, Генуя), в Алжире (Бискра, Эль-Уэд, Константина) и Тунисе (Таузар). Большинство его картин 1930-х годов - это портреты людей, которых он встречал во время путешествий.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Turkisk man (Турок).

Nils Dardel (Swedish, 1888 – 1943) I solnedgången (На закате). 1936 г.

Триумф на родине

В конце 1930-х о художнике вспомнили в Швеции. В 1938 году состоялась большая ретроспектива Дардела в Гетеборге, где он представил более 140 картин, написанных за прошедшие четверть века. Выставка пользовалась таким большим успехом, что в следующем году была организована еще одна ретроспектива в выставочном зале «Liljewalchs», на ней были представлены 144 работы. Это была последняя прижизненная выставка Дардела, которую в течение месяца посетило более пятнадцати тысяч любителей живописи. Среди посетителей были замечены члены королевской семьи, многие известные шведские художники и другие знаменитости. В прессе появились большие рецензии историка Рагнара Джозефсона (1891-1966) и писателя Стига Алгрена (Stig Ahlgren, 1910-1996).

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Self-Portrait. 1935 г.

После этих выставок художник стал по-настоящему знаменит в родной Швеции. Но историки отмечают, что, несмотря на большую репутацию художника во Франции, Дардел получил международное признание не в 1920-х, когда много и интересно писал, а только после этих двух выставок в Стокгольме.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Svarta Diana (Черная Диана) II версия. 1929 г.

Америка

Когда началась Вторая мировая война, в 1940 году Дардел с Эдитой эмигрировали через Кубу в Нью-Йорк. Прибыв в США, художник увидел, что здесь в фаворе творчество эмигрировавших за океан чуть раньше сюрреалистов – немца Макса Эрнста (1891-1976) и испанца Сальвадора Дали (1904-1989), которых Дардел посчитал слишком вульгарными.После нескольких незначительных успехов в американских галереях, Нильс не стал заниматься «завоеванием» новой страны. Он со своей спутницей отправился в путешествие по странам Центральной Америки.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Ung mexikanska med flätat hår (Молодая мексиканка с заплетенными волосами). 1936 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Mexican boy (Мексиканский юноша). 1940 г.

Он побывал в Перу, Мексике и Гватемале, где был вдохновлен культурой индейцев, много писал портретов местных жителей. За несколько месяцев, проведенных в поездках по этим странам, художник сделал около 40 акварельных портретов. Стоит отметить, что в последние годы жизни Дардел вернулся к традиционному реализму.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Hustrumördaren (Убийца жены). 1940 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Lantman från Guatemala (Гватемальский крестьянин). 1940 г.

В Нью-Йорк художник вернулся в апреле 1943 года совсем больным, но, собрав силы, организовал выставку, которая прошла в одной из нью-йоркских галерей с 3 по 22 мая 1943 года. Умер Нильс фон Дардел 25 мая, через три дня после закрытия экспозиции, в отеле, где он жил, прямо во время коктейль-party, посвященного прошедшей выставке, от сердечного приступа.Всё, чего смог добиться художник в Америке – это временного вида на жительство…

Послесловие

Работы Нильса Дардела представлены в Национальном музее и Музее современного искусства Стокгольма, художественных музеях Гетеборга и Мальме, Национальной галерее Осло, галереях Гамбурга и Вальдемарсудде.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Mexikansk Bergobock (Мексиканский горный хребет). 1928 г.

«Возрождение» Дардела произошло в 1980-х годах, которые многие историки в Европе называют «постмодернистским временем». Один из искусствоведов предположил, что картины художника, наполненные смесью серьезности и ироничности, даже стали своеобразным символом протеста против аскетической и политкорректной социальной жизни Швеции в 1970-х. А картина «Умирающий денди» стала просто «иконой десятилетия». Кстати, эта работа была продана в 1984 году на аукционе за 3 млн 400 тысяч шведских крон, что явилось рекордом суммы, заплаченной за картину шведского художника.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Den döende dandyn (Умирающий денди). I версия. 1918 г.

Этот рекорд был побит в октябре 2012 года, опять же, картиной Дардела «Водопад». Она ушла с молотка за 25 миллионов крон (3,7 млн долларов).К столетию со дня рождения художника в 1988 году в Швеции была выпущена серия почтовых марок, а историк Эрик Наслунд написал биографическую книгу о нем. В 1989 году по заказу шведского телевидения был снят художественный фильм "Умирающий денди" режиссера Андерса Вальгрена, посвященный семейной истории и браку Нильса и Торы Дардел. Одна из недавних выставок, посвященных художнику, открылась в Музее современного искусства в Стокгольме 29 мая этого года, называется она «Демократичный денди» и продлится до 14 сентября 2014 года.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Marthe. 1930 г.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

Источники – Википедия, сайт, посвященный семье Дардел, сайт Музея современного искусства Стокгольма, сайты 1, 2, 3.

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com

ЖЗЛ (НИЛЬС ФОН ДАРДЕЛ. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ. Часть III - Парижский денди шведского разлива.)

ПРОДОЛЖЕНИЕ Часть III

Рольф де Маре

В 1913 году Дардел познакомился и подружился с земляком Рольфом де Маре (Rolf de Maré, 9 мая 1888 - 28 апреля 1964), с которым художника свяжут на протяжении десяти лет творческое сотрудничество и близкие отношения. Историки отмечают, что этих двух молодых людей свела судьба, ведь Нильс был не очень богат, зато талантлив, а де Маре восхищался искусством и у него были деньги.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Rolf de Maré. 1916 г.

Рольф де Маре был не только "богатеньким сынком" и коллекционером произведений искусства, в 1920 году он станет инициатором и создателем Шведского балета (Ballets Suédois), который будет с успехом гастролировать в Театре Елисейских Полей в Париже в 1920-1925 годах. Вместе с Дарделом они образуют коммерчески и творчески успешный дуэт, который плодотворно проработает все пять лет существования этого балетного проекта. После того, как Шведский балет прекратил в Париже свое существование, де Маре даже не пытался восстановить или повторить этот проект. Видимо, понял, что вторым Дягилевым ему не стать!

Зато в 1933 году он основал в Париже первый в мире Музей танца, при котором существовал Архив международного танца (Les Archives internationales de la Danse (AID)), являвшийся своеобразным исследовательским центром, куда приезжали со всех концов мира, чтобы посмотреть выставки или воспользоваться огромной библиотекой. Этот танцевальный центр публиковал свой собственный журнал, издавал книги, проводил лекции в здании, построенном де Маре специально для мероприятий. После Второй мировой войны архив и коллекция музея стали такими огромными, что частному лицу очень трудно стало всё это хранить. Рольф закрыл архив и музей и подарил часть коллекции - около 6000 книг, гравюр и других предметов французскому правительству, которое передало всё это в музей и библиотеку Парижской оперы. Тем не менее, музей оперного театра отказался принять две существенных части коллекции де Маре: материалы о Шведском балете и результаты исследования, привезенные в 1936 году из экспедиции в Индонезию, где Рольф задокументировал историю и виды национальных танцев.Пришлось де Маре везти эти материалы в Стокгольм, где он в 1953 году с успехом открыл Музей танца в подвале Королевской шведской оперы. В начале 1960-х годов Рольф подарил часть коллекции своих картин Музею современного искусства в Стокгольме. Умер де Маре от инсульта в Барселоне в 1964 году. После его смерти Музей танца стал единственным наследником огромного состояния, что позволило сотрудникам делать новые приобретения для коллекции. Напомню, что на протяжении всей жизни, Рольф был еще и известным коллекционером предметов искусства. Отмечу лишь, что некоторые историки, невзирая на тот огромный вклад, который сделал де Маре для развития хореографии и музейного дела Швеции, все время ставят под сомнение его значение в качестве знатока хореографического искусства.Но всё это будет в будущем, а пока же, в начале 1910-х Нильс и Рольф наслаждались общением, строили планы и вместе (за счет Рольфа!) путешествовали.

Богема…

Жизнь Дардела в Париже многие биографы описывают, как сумбурно-беспокойную. Художник вёл богемный образ жизни, встречался постоянно с коллегами в кафе и ресторанах на Монмартре и Монпарнасе. Легко заводил знакомства, что не раз выливалось в новую портретную работу. Именно в этот период были созданы портреты известных в Париже творческих личностей, которые не только слыли настоящими денди и были постоянными гостями парижских великосветских салонов, но и прославились, как представители нетрадиционной ориентации.Например, французский писатель, сын поэта и драматурга Эдмона Ростана - Морис Ростан (26 мая 1891 - 21 февраля 1968), который писал стихи, романы и пьесы, дружил с Жаном Кокто и Люсьеном Доде. О своей бурной юности он написал в 1948 году в мемуарах «Исповедь через полвека».

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Maurice Rostand 1913 г.

Clémentine-Hélène Dufau (French, 1869-1937) Portrait de Maurice Rostand. 1909 г.

Или французский журналист, редактор, театральный директор и режиссер Жак Эберто (Jacques Hébertot, 28 января 1886 - 19 июня 1970), который имел непосредственное отношение и к созданию Шведского балета и к прекращению проекта.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Jacques Hébertot. 1914 г.

Вообще-то, настоящее имя Эберто – Андре Давьель (André Daviel), он родился в дворянской семье в Руане. Среди его предков были друг Дени Дидро и хирург Людовика XV Жак Давьель, министр юстиции в 1851 году и первый почетный президент Апелляционного суда Руана Альфред Давьель, поэтому, когда юноша увлекся театром и литературой, стал вращаться в творческой среде, его отец стал опасаться за репутацию семьи. Тогда в 1903 году 17-летний Андре взял себе псевдоним, соединив имя своего предка -доктора с названием небольшой деревни рядом с семейной усадьбой. К 19 годам Жак написал несколько пьес, опубликовал сборник стихов, поработал редактором журнала и основал свой журнал, а также художественный театр в Нормандии. После службы в армии в 1911 году Эберто был нанят в качестве театрального критика журнала «Жиль Блас», в 1912 году совершил тур с лекциями по Скандинавии в рамках Французского Альянса, в это время он общался и дружил с представителями художественного авангарда - Аполлинером и Максом Жакобом, композиторами Сати и Стравинским, художником Фернаном Леже. Во время Первой мировой войны Жак служил сержантом в 81-м артиллерийском полку, воевал в Шампани и Вердене, был награжден Военным крестом.В 1919 году Эберто по заказу Министерства иностранных дел организовал литературно-театральный тур по Скандинавии. Тогда же и произошла встреча Жака с Нильсом Дарделом, которого он знал уже несколько лет по Парижу, его другом и покровителем Рольфом де Маре и его спутником, танцором Жаном Бёрлиным (Jean Börlin, 13 марта 1893 - 6 декабря 1930). Историки пишут, «как Вацлав Нижинский был музой и любовником Дягилева, так Бёрлин был тем же самым для де Маре».

Per Krog (Norwegian, 1889-1965) Poster of Jean Börlin. 1920 г.

Рольф де Маре и Жак Бёрлин в фильме режиссера Рене Клера (René Clair, 1898-1981) "Антракт". 1924 г.

Во время этой встречи и родилась идея создать скандинавский балет во Франции. Поскольку де Маре являлся большим поклонником русского балета, он предложил создать подобный национальный проект во Франции, и начать его с организации сольной презентации Бёрлина в Париже.Эберто на три ночи (25-27 марта 1920 года) арендовал Театр комедии на Елисейских полях, собрал оркестр из 45 музыкантов, и 28 марта в театре с большим успехом прошел вечер Жака Бёклина, на котором танцовщик исполнил несколько композиций, в том числе, "Сиамский танец". Сиам - тайское королевство в центральной части Индокитайского полуострова.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Jean Börlin i Siamesisk dans. 1919 г.

Рольф поручает Эберто снять зал в Париже для базирования «Шведского балета». После неудачных попыток подписать договор аренды с Парижской оперой и театром Сары Бернар, 1 августа 1920 года Жак арендует всё помещение Театра комедии на Елисейских полях, который отныне становится базой шведского балета в Париже. Кроме того, Театр Елисейских полей стал важным культурным центром, где ставились театральные постановки и проводились музыкальные мероприятия. А в Галерее Монтень при театре проводится первые выставки Модильяни и дадаистов. В 1925 году, поссорившись с Рольфом де Маре из-за финансовых проблем, Жак Эберто покидает Театр Елисейских полей, и проект «Шведский балет» прекращает свое существование. В 1940 году Эберто становится директором Театра искусств (Théâtre des Arts), бывшего театра Батиньоль, построенного в 1838 году на бульваре Батиньоль в семнадцатом округе Парижа, и переименовывает его в Театр Эберто. Театр знаменит тем, что там дебютировали французские кинозвезды Жан Маре, Жерар Филип, Мишель Буке и Жан Рошфор, режиссер Жан Вернье и хореограф Морис Бежар, был поставлен первый спектакль по пьесе Альбера Камю, ставились пьесы Жана Кокто, Жана Жироду, Джона Стейнбека, Юджина О'Нила и др.

Photo Roger-Viollet Portrait of Jacques Hébertot.Roland Mascart (French, 1909-1988) Jacques Hébertot. 1950 г.

Историки называли деятельность Эберто «творческой булимией». В 1952 году он задумал в родной Нормандии создать региональный центр искусств и международную академию, но в 1959 году по причине отсутствия средств пришлось отказаться от этого дорогостоящего и амбициозного проекта. Весной 1957 года Жак пробивал идею создания национального еженедельника, посвященного искусству в целом, который предлагал назвать «Павлин», мол, «нам есть чем гордиться!», но и этот проект не был осуществлён. Умер Жак Эберто 19 июня 1970 года. В газете «Le Monde» написали: «Смерть мэтра имеет эффект упавшего в семейном парке очень старого дерева. Театральной элиты больше не существует…»Что-то я увлекся биографиями персонажей портретов Нильса Дардела и совсем забыл, что большинства событий, о которых я написал, еще не произошло, ведь в моем биографическом эссе о Дарделе по хронологии только 1913 год… Чтож, продолжим…

Первая мировая

По официальным данным в 1914 году Дардел окончил учебу в Академии Матисса.1913-1914 годы были интенсивным временем для Нильса и в творчестве, и в жизни. Правда, периоды активного творчества часто сменялись периодами, когда художник страдал от депрессии и отчаяния, глушил свою тоску (или, может, постоянный страх перед смертью, который возник после юношеской болезни) алкоголем.Я обратил внимание, что во многих статьях о художнике, в описаниях его жизни с середины 1910-х-1920-х годов часто встречаются эпитеты «трагикомик с сексуальной амбивалентностью», «андрогинный плейбой с пожизненной любовью к красоте», «пьяный аристократ», «безродная богема». Учитывая, что андрогинность – это явление, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские, и мужские качества, а амбивалентность – двойственность отношения к чему-либо, в особенности в переживаниях, то вырисовывается типичный персонаж представителя богемы начала ХХ века.

Marie Laurencin (French, 1883-1956) Portrait of Nils Dardel. 1913 г.

Не знаю, сколько в этих эпитетах правды, а сколько иронии, но судя по тому, что Дардел восхищался Оскаром Уайльдом и сексуальной амбивалентностью, что сохранившаяся переписка с Рольфом показывает, что между ними были отношения очень романтического характера, в это можно поверить. Некоторые историки прямо заявляют, что Нильс был любовником своего покровителя Рольфа де Маре.

Rolf de Maré 1930 г.

Косвенными свидетельствами бисексуальности художника можно считать также знакомство и общение с теми, кого художник изобразил на своих картинах: театральным режиссером Эберто, которого вообще считали «коллекционером молодых мальчиков», или известным в Париже геем - писателем Ростаном.Отмечу, что Париж первых десятилетий ХХ века часто называли «свободной зоной для альтернативных отношений». Поэтому Нильсу, приехавшему из Швеции, где гомосексуализм был уголовно наказуем вплоть до 1944 года, эта «парижская свобода» нравилась, поскольку она будоражила не только чувства, но и вдохновение. Что касаемо творчества Дардела в эти предвоенные годы, то он написал немало интересных картин под впечатлением посещения Санлиса, в которых, правда, было больше фантазий, чем реальности. Историки пишут, что «он парил в мире фантазий и ассоциаций. Перед мольбертом он ощущал себя самым счастливым, потому что не хотел видеть реальность, каковой она была на самом деле, и понимал, что реальному миру он неинтересен». Но, при этом, он написал картину «Похороны вдовствующей королевы Софии» (Änkedrottningen Sofias Begravning), которая продолжила тему похорон в Санлисе, и отображала как раз реалии мира.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Änkedrottningen Sofias Begravning. 1914 г.

Возможно, картина эта писалась не из-за патриотических чувств, просто Нильс знал, что его «Похороны в Санлисе» видели много людей на выставке, они же говорили, что написано хорошо и вызывает эмоции. Дардел считал, что это одна из первых его картин, которой можно гордиться, поэтому просто решил повторить тему похорон.В течение двух лет (1913-14) художник также много путешествовал в компании с де Маре. Когда началась Первая мировая война, Дардел вернулся в Стокгольм, продолжал общаться с Рольфом, и возобновил совместные вояжи только в 1916 году. Друзья побывали в Испании и на острове Тенерифе. В Мадриде Нильс был очарован творчеством Эль Греко (1541-1614), особенно его шедевром «Погребение графа Оргаса», написанным созданная в 1586-88 годах для приходской церкви Сан-Томе в Толедо. Эта картина стала источником вдохновения для создания знаменитой работы Дардела «Умирающий денди» несколько лет спустя. Там же были написаны картины «Туристы на Тенерифе» (Turisten på Teneriffa, 1916) и «Порт на берегу Атлантического океана» (Hamn vid Atlantiska Oceanen, 1916).

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Turisten på Teneriffa. 1916 г.

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Hamn vid Atlantiska oceanen. 1916 г.

Историки пишут, что после войны Нильс с де Маре совершили почти кругосветное путешествие. Де Маре к тому времени уже вовсю коллекционировал произведения искусства, и Нильс часто выступал в роли советчика или эксперта при покупках. Некоторое время они провели в Тунисе и Алжире, где Дардел заинтересовался ориентализмом и восточными темами, которые появились у него, например, в картинах «Город в Тунисе» (Stad i Tunisien), а позже в «Индийских танцовщицах».

Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Bayadères (Indian dancers). 1918 г.

В 1917 году художник совершил с де Маре путешествие в США, а оттуда отправился через океан в Японию. Посещение «страны восходящего солнца» изменило на время жизнь Дардела.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com

«Водопад» шведского художника Нильса Дарделя купили почти за 3 млн евро

Нильс Дардель / Nils von Dardel "Водопад"" / "The waterfall" (1921) 113 x 145 см

Нильс Дардель / Nils von Dardel«Водопад» / «The waterfall» (1921)113 x 145 см

Картина шведского художника Нильса Дарделя «Водопад» стала самой дорогой покупкой прошлого года на торгах в Стокгольме аукционного дома Bukowskis. Картина из коллекции дочери художника Игрид Эквалль была выставлена на продажу ее наследником — внуком художника Нильсом Экваллем. На аукционе, прошедшем с 17 по 23 октября 2012 года,  она была куплена почти за 25 млн  шведских крон ( 2 850 300 евро).

Нильс фон Дардель/ Nils von Dardel "Юноша и девушка" / "Ynglingen och flickan" (Young man and girl). (1919)47 x 31 см

Нильс фон Дардель/ Nils von Dardel «Юноша и девушка» / «Ynglingen och flickan» (Young man and girl).(1919)47 x 31 см

Год назад, в 2011 году акварель Нильса Дарделя «Юноша и девушка» (1919 год) была продана более чем за 3 млн шведских крон (340 200 евро).

Нильс фон Дардель

Нильс фон Дардель

Нильс Элиас Кристофер фон Дардель (Nils Elias Christoffer von Dardel) (25 October 1888 – 25 May 1943) – шведский художник постимпрессионист.

Родился 25 октября 1888 года в местечке Беттна в Швеции. Учился в Королевской академии изящных искусств в Стокгольме. Умер в Нью-Йорке 25 мая 1943 года.

В 1986 году о жизни художника был снят художественный фильм «Умирающий денди».

 

Из других продаж на аукционах Bukowskis в 2012 году можно отметить такие произведения искусства.

Андерс Цорн/ Anders Zorn Reveil, Boulevard Clichy.(1892)36 x 24

Андерс Цорн/ Anders ZornReveil, Boulevard Clichy.(1892)36 x 24

Акварель шведского художника Андерса Цорна ушла за 15 млн шведских крон ( 1,6 млн евро).Читайте: «Картина шведского художника Цорна была куплена более чем за полтора миллиона евро»

Карл Фредрик Карл/ Carl Fredrik Hill "Семья"/"Familjen - variation I" (The Family - variation I).55 x 75 cm

Карл Фредрик Хилл/ Carl Fredrik Hill«Семья»/»Familjen — variation I» (The Family — variation I).55 x 75 cm

В декабре 2012 года на аукционе  были проданы две работы шведского художника Карла Фредрика Хилла. За «Семью» заплатили 9,8 млн шведских крон (1,1 млн евро).

Carl Fredrik Hill Mörka moln över falaiserna, Luc-sur-Mer.(1876) 58 x 72 см

Карл Фредрик Хилл /Carl Fredrik HillMörka moln över falaiserna, Luc-sur-Mer.(1876)58 x 72 см

Картина «Тучи над скалами» обошлась новому владельцу в 8,2 млн крон (950 тысяч евро).

На том же декабрьском аукционе интерес вызвала картина финской художницы Хелене Шерфбек.

Хелене Шерфбек/ Helene Schjerfbeck "Hyresvärden I" (The landlord). (d)Signed H. . Executed 1928. Relined canvas 48.5 x 38.5

Хелене Шерфбек/ Helene Schjerfbeck «Hyresvärden I» (The landlord)(1928) 48.5 x 38.5 см

За ее картину «Землевладелец» коллекционер заплатил 6,8 млн крон (почти 800 тысяч евро).Подробнее о художнице читайте: Хелене Шерфбек в музее «Атенеум» (Хельсинки)

Хелене Шерфбек/ Helene Schjerfbeck "Flickprofil i grön klänning" (Girl profile in green dress).193332 x 32 см

Хелене Шерфбек/ Helene Schjerfbeck «Flickprofil i grön klänning» (Girl profile in green dress).193332 x 32 см

Примерно за такую же сумму два года назад на аукционе была продана и другая ее картина — «Flickprofil i grön klänning».

 

 

Рекомендуем:

  1. Картина шведского художника Цорна была куплена более чем за полтора миллиона евро
  2. «Спящая красавица» за 56 000 евро
  3. Проект шведского художника Ульфа Линделла «Требуется рассеянное внимание»
  4. Акварель норвежского художника Торгейра Шёльберга — пронзительно по-северному
  5. Исаак Грюневальд и Сигрид Хейертен: подражатели Матисса стали классиками шведского модерна

nordicdesign.ru

ФИЛЬМЫ О ХУДОЖНИКАХ (УМИРАЮЩИЙ ДЕНДИ)

September 3rd, 2014, 11:43 am

ФИЛЬМЫ О ХУДОЖНИКАХ (УМИРАЮЩИЙ ДЕНДИ)

Умирающий денди Den döende dandyn

Автор сценария и режиссер Андерс Вальгрен (Anders Wahlgren) Продолжительность: 90 мин. Жанр: историческая драмаГод выпуска: 1989Фильм снят по заказу шведского телевидения (SVT) и компании Suecia FilmВ ролях: Рейне Бринольфсон (Reine Brynolfsson) – Нильс фон ДарделПернилла Август (Pernilla August) – Тора ДарнелДаниэль Месгуих (Daniel Mesguich) – Жюль Паскини др.

Центральное место в фильме «Умирающий денди» занимает драматическая история взаимоотношений и семейной жизни шведского художника Нильса фон Дардела (1888-1943) и писательницы Торы Клинковстрём (1899-1995) в Париже с 1919 до 1930 год. В годы после Первой мировой войны много шведов, увлеченных живописью, поехали в Париж, считавшийся столицей искусства в Европе. Одним из них был художник Нильс Дардел. Осенью 1919 года он на пароходе, плывущем во Францию, знакомится с Торой. В Париже он знакомит ее с богемным художественным обществом. У Нильса слабое сердце, он понимает, что смерть постоянно идет за ним по пятам. Эта тема становится повторяющимся мотивом и в его творчестве. Поэтому художник спешит жить «на всю катушку», переживает конфликты и успехи, заводит романы, как с женщинами, так и с мужчинами. Десятилетний брак двух творческих людей составляет основу повествования. Фильм был показан во многих европейских странах и получил несколько международных наград.

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта