Рейхет, Виктор Иосифович. Рейхет виктор картины
Ольга Несмеянова. «Живая традиция и настоящая история в картинах Виктора Рейхета» — Журнал Клаузура
Искусство ценно, полнится, живет традицией и новацией. И нет другого механизма накопления и становления культуры. Причем как бы кому и что ни хотелось переиначить или представить, но традиция является приоритетным механизмом накопления культуры.
Ибо только то, что осело в архив, сохранилось, повторяется, живет в памяти, ритуалах, стилях, школах, образовании, музее, библиотеке, коллекции и может быть оттуда в любой момент извлечено, использовано или представлено и есть культура. То, что возникло вновь и исчезло, растворилось, чего нет, не является ничем. Даже предметом разговора или обсуждения
Именно традиция, а не новация первична. Т.к. лучшая участь, которая ждет новизну, это попадание в традицию, укрепление в ней. А не наоборот. Что мы кстати сейчас и наблюдаем воочию со всеми самыми передовыми и новыми достижениями авангарда, постмодерна, актуального искусства. Самое желанное для любого самого нового и необычного культурного объекта – быть сохраненным, остаться в памяти, попасть в музей, коллекцию, т.е. закрепится в любом архиве, откуда их можно по мере надобности извлекать, ими любоваться, или пользоваться, их воспроизводить в т.ч. на новом уровне.
История эта началась в конце 2009 года и продолжается до сих пор. Причем все ее участники – так получилось! – оказались реальными творцами и участниками художественной традиции, становящейся на наших глазах историей искусства.
А началось все с, казалось бы ерунды, мелочи, пустяка – я , желая украсить блог своего Живого Журнала красивой качественной живописью, поместила туда просто так, без всякого умысла и прицела, изображение картины выдающегося советского живописца В.Рейхета «Ляля обнаженная»
В.Рейхет. "Ляля обнаженная"
Конечно, картину именно Рейхета я выбрала не случайно — это имя для сведущих людей является культовым. Виктор Рейхет – один из лучших отечественных современных живописцев(если понимать под словом «живопись» определенное качество метастиля, а не просто все, что изображено масляными красками), преподавателей, профессор своего дела, пожалуй последний из наиболее полно представляющих т.н. ленинградскую(а по сути лучшую и наиболее последовательную в стране) школу живописи, как принято считать, официально скончавшуюся в 90-е годы прошлого века. И это большая потеря для искусства на самом деле.
При этом, можно говорить даже не о русской и не о ленинградской школе живописи, а о школе Рейхета. В Петербурге представлять Виктора Рейхета не надо.Десятки лет возглавляя одну из лучших мастерских, народный художник России — Виктор Рейхет подготовил сотни художников, которые по всему миру разнесли его энергичный мазок и «божественный серый цвет».
Однако оказалось что при множестве выпущенных им дипломированных учеников практически нет способных и главное – желающих продолжать это нелегкое дело – традицию школы Рейхета: заниматься наработкой, развитием традиции отечественной ленинградской школы живописи, если есть более легкое, денежное и приятное – упростить, приукрасить и хорошо зарабатывать, превратив живопись в салонное искусство.
«Виктор Иосифович Рейхет был наделен подлинным даром живописца: видение валеров, цвета, его сокровенных обертонов, умение в скупой гамме найти множество нюансов, любовь к живописной технике, к «святому ремеслу» искусства, разнообразие и маэстрия мазка, — всем этим одарила его природа и годы настойчивой работы» — пишет Михаил Герман профессор, доктор искусствоведения, член Международной Ассоциации Художественных критиков (AICA), главный научный сотрудник Государственного Русского музея
Для справки:
Рейхет Виктор Иосифович (1922-2000) — из семьи обрусевших немцев, живописец, народный художник России;с 1942 по 1945 г.г. — участник Великой Отечественной войны; с 1949 по 1955 обучался в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; в 1975 г. избран на должность профессора кафедры живописи и композиции.
Долгие годы преподавал в мастерской вместе с Борисом Сергеевичем Угаровым. Затем руководил персональной мастерской в Институте им. И.Е. Репина и творческой мастерской Российской Академии художеств. Работы находятся в: Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств (Санкт-Петербург), Музей истории Санкт-Петербурга, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Хочется заметить, что масштаб такого явления в культуре как Виктор Рейхет безусловно выше всем известных басковых-волочковых, однако уверена – его не знает никто из читающих, картины «Ляля обнаженная» нет в интернете и все же редкие, отдельные знатоки и специалисты могут оценить и уровень, и масштаб этого явления. Скажу, забегая вперед – история с его картиной чудесным образом стала складываться как бы сама собой без всякого внешнего намерения и плана, вопреки обстоятельствам, превращаясь на наших глазах в живую традицию, собирая и притягивая к себе людей! Как это было я и хочу рассказать
Поскольку Виктор Иосифович долгие годы преподавал, он имел довольно много учеников, но так сложилось, что никто из них, кроме одного( а я специально одно время занималась поисками и отслеживала возможных продолжателей ценной культурной традиции) не является его подлинным учеником,т.е. продолжателем, хотя среди них есть весьма известные и финансово успешные художники, безбедно существующие за счет продажи своих салонных работ, при этом не имеющих ничего общего и ничем не напоминающих о традиции ленинградской школы живописи и школы Рейхета. Наверное они пошли своим путем. И все же я знала довольно давно – есть один чудак, странный человек, ученик В.Рейхета, живущий по съемным углам или скитающийся по родственникам и знакомым в Санкт-Петербурге, перебивающийся случайными заработками, но тем не менее не сдавшийся и не спившийся как могло бы быть, на тот момент не являющийся даже членом СХ, но тем не менее не предающий традицию и своего учителя – это Михаил Шевченко. Сейчас поймете к чему это я, а пока запомните это имя.
Итак, я поместила «Обнаженную Лялю» в свой ЖЖ. Ничего не предвещало, но вдруг в размеренное обсуждение картины вмешалась женщина и заявила, что именно она и есть «Ляля»,т.е. это она была натурщицей и позировала В.Рейхету. Я бы не поверила, подумала бы что это шутка очередного тролля, но из юзерпика этой женщины смотрела точно Ляля, но фотографическая. Никакого сомнения. Ляля(а ее на самом деле звали Ирина) рассказала( в дальнейшем цитаты из блога):
«…я была просто моделью, несколько сеансов за деньги и всё…Просто одно время, около полугода, я подрабатывала в Академии натурщицей и Виктор Иосифович предложил мне попозировать. Несколько сеансов в его мастерской на Московском проспекте и все. Вскоре я поступила в муз.училище, потом 17 лет пела в хоре сначала Оперной студии консерватории, потом Михайловского театра. У меня 12-ти летний сын. Мне всегда была интересна судьба портрета, но я не знала где он, кстати и до сих пор не знаю, и тем более не знала, что он называтся «Ляля». Спасибо интернету!»
Скажу сразу, я попросила Ирину-Лялю выслать свои фотографии того периода, чтобы убедиться в сходстве.
Вот что она мне прислала:
Да, действительно, зачастую судьба картин лучших соцреалистов и туманна, и порой печальна. Тогда мы еще не знали, где находится шедевр Рейхета, но уже было решено: его надо искать. Ляля-Ирина продолжал свой рассказ:
« Я знаю, что пару лет назад картина участвовала в выставке, которую рекламировали по каналу «Культура», я буквально на секунду увидела рекламу, так и не поняла, где была выставка. Это дает надежду, что судьба картины не такая грустная, как могла бы быть!»
Неожиданно в разговор вмешивается неизвестная женщина и обращается к Ляле-Ирине:
«Меня зовут Марина. Я большая поклонница той знаменитой картины, прообразом которой вы стали. И мне очень интересны вы как человек, когда-то вдохновивший художника. И есть веские основания считать, что картина скоро будет найдена и доступ к ней будет открыт. Я хотела бы заказать ваш новый портрет одному из лучших ныне живущих у нас в стране художников и предложила бы назвать его — Ляля 20 лет спустя. Рада была бы с вами поговорить».
А ведь это идея – вот так продолжить традицию парным портретом к имеющемуся, но сделанному 20 лет спустя, в уже других условиях и уже другим художником, конечно же непременно хранителем стиля и школы!
Тут уже настала моя очередь высказаться: «Насчет заказать портрет и выставить их оба — идея кажется чудесной. Но вы же понимаете, что художник должен быть хотя бы такого же примерно уровня, как был Рейхет.Потому вношу свою кандидатуру на написание портрета — это питерский художник Михаил Шевченко — прекрасный высококлассный живописец и (что важно) ученик Рейхета. С ним можно связаться. Я думаю это будет наилучший вариант для нового портрета».
Неведомая Марина обещала, что примет предложение к сведению.
Однако на этом чудеса с картиной не закончились, она продолжала собирать вокруг себя людей(хочу отметить специально, что НИ С КЕМ (кроме М.Шевченко) из участников этой истории до того я не была знакома, понятия не имела об их существовании, люди возникали вдруг, приходили ниоткуда совершенно незнакомые мне, мы узнавали друг о друге прямо-таки тут, в интернете – было ощущение какого-то чуда, как будто кто-то специально и продуманно нас вместе собирает. Итак, следующим, кто вмешался в этот разговор была внучка Виктора Рейхета, Вера:
«… удивительное рядом!а я — внучка художника)) и Марина, которая, как я понимаю, уже связалась с Лялей действительно очень долго ее разыскивала.Вера Р.»
Я не поверила – ну не может быть таких чудес и совпадений:
«Неужели вы и вправду внучка Рейхета? У вас есть какие-то доказательства, ну там фото Веры с дедушкой или еще что?» (надо сказать, что фото с дедушкой впоследствии было-таки предоставлено, помещаю его здесь)
Виктор Рейхет с внучкой Верой, в центре на коленях
«Вправду-вправду!!!» — ответила Вера, — «фотографий на компьютере у меня нет, т.к. дедушка умер 10 лет назад. фото нужно сканировать и тд. так что это вопрос доверия.Если вам необходимо провести расследование, можете приобрести некоторые книги о Рейхете и сравнить мои фото там (они, правда, 15-летней давности) и мои фото в моем ЖЖ.Портретов моих дед написал несколько: один — «Лето», где я с бабушкой, мне там 5 лет, так что сходство весьма сомнительное; другой — «Верочка с яблоком» — ныне находится в частной коллекции, мне там 12 лет; и еще один, того же времени, как называется — не знаю, он был сразу куплен».
И что вы думаете? К разговору несколько дней спустя присоединяется еще одно действующее лицо, мужчина сообщает на последнюю реплику Веры о портрете «Верочка с яблоком»:
В.Рейхет. «Верочка с яблоком». 1992 год.
«У меня ещё такая картина висела в галерее, пока не продалась. Тоже очень красивая. На ней внучка В.И. Рейхета изображена. Её фото проще, конечно, найти будет…Кстати, портрет Лилии, кажется, висел или висит в «Галерее Третьякова» на Петроградке…
Имел ввиду, что интересно и рядом с этим портретом тоже фотки модели выложить — тогда и сейчас. При случае спрошу у Петра Рейхета (сына), у него должны быть…»
Это был один из питерских собирателей живописи ленинградской академической школы, Александр Георгиевич Гейнрихс, совладелец известного в СПб художественного салона «Русский портрет», в дальнейшем он принял самое активное участие в разворачивающихся событиях с картинами Рейхета. Его мечта сравнить реальную Верочку с картиной, подобно тому как это случилось с «Обнаженной Лялей» как ни странно не долго оставалась мечтой. К Александру Георгиевичу обратились из телекомпании НТВ с просьбой, чтобы он помог организовать съемку сюжета по картине «Верочка с яблоком», которой заинтересовались в Лондоне: как сообщили в телекомпании НТВ, картина профессора академии имени Репина Виктора Рейхета, которой долгое время любовались студенты вуза, может уйти с аукциона «Сотбис» (Sotheby’s) за несколько десятков тысяч фунтов стерлингов.
Но как связаться с внучкой художника и его учеником Михаилом Шевченко никто кроме меня не знал. Таким образом и я стала участницей создания сюжета о картине «Верочка с яблоком», о чем А. Гейнрихс поведал в своем блоге:
«Спасибо огромное Ольге за её оперативную помощь. Ситуация, как и всегда с телевидением, разворачивалась довольно быстро. И если б не она, то сюжет бы мог быть отснят без «виновницы торжества», модели — Верочки. Спасибо, конечно и самой Вере – она мгновенно откликнулась на наше приглашение поучаствовать в съёмке. Помимо этого в «артистическую бригаду» вошли Дарья Колегова и Михаил Шевченко – ученики Виктора Иосифовича. Им тоже огромное спасибо за участие и расторопность.
Вчера бригада НТВ во главе с Павлом Рыжковым снимала в «Русском портрете» сюжет как раз про картину Виктора Рейхета «Верочка с яблоком», на которой изображена его внучка – Вера»
А корреспондент НТВ Павел Рыжков вот каким образом рассказал о необычной истории полотна и ее авторе в отснятом сюжете(цитирую)
«Сотрудники галереи смогли найти и ту самую девочку с портрета. Это внучка художника Верочка. Оказывается, Рейхет работал над полотном в Баден-Бадене. Тогда юной натурщице было всего 12 лет.
Картина уже не принадлежит семье. Ее приобрел петербургский бизнесмен. Советский монументалист прославился своими военными работами в духе соцреализма. Но вот Запад увидит совсем другого художника. Как говорят ученики, — лучшего колориста ХХ века.Только по предварительной оценке, начальная цена «Верочки с яблоком» — несколько десятков тысяч фунтов стерлингов. Многим специалистам хотелось бы оставить ее в российских музеях, но найти для этого деньги пока не удалось»
Этот ролик до сих пор можно без труда найти на просторах интернета, стоит только ввести в поисковую строку «Верочка с яблоком. НТВ»
Но мы совсем забыли про «Обнаженную Лялю», с которой и начались приключения картин Виктор Рейхета. Загадочная Марина, которая первой высказала мысль о парном портрете, сделанном с той же самой натурщицы лучшим нынешним живописцем, неожиданно материализовалась в виде не менее загадочного и таинственного Петра Ивановича(назовем его так!), который приезжает неизвестно откуда на дорогой машине, своей фамилии принципиально не называет и о себе не сообщает ничего. Он арендует на данный момент для Михаила Шевченко мастерскую, где и идет работа над парным портретом. Михаил делает портрет с той же самой натурщицы – Ляли-Ирины. Это сложная работа и периодически мы с Михаилом обсуждаем ее проблемы. Главная на данный момент видится в том, что работа практически заказная,т.е. заказчик поставил жесткие условия: портрет должен быть такого же размера и формата, Ляля должна сидеть в той же позе, что и у Рейхета, но в зеркальном отражении. При этом она должна быть творческой и не вызывать впечатления подражания, повторения – очень сложная задача.
Михаил иногда по электронной почте высылает мне эскизы картины, но пока что устраивающий всех вариант не найден.
И все же я верю – Ляля двадцать лет спустя состоится. И тогда в галерее Третьякова на Петроградке, где сейчас находится «Обнаженная Ляля» Виктора Рейхета будет устроена выставка двух картин как живой традиции и истории нашего отечественного искусства.
И последние мысли по поводу. Эту историю сделала сама жизнь, в ней ничего не выдумано и не подстроено специально. Однако о ней мало кто знает, весь народ у нас считает свадьбы одной дивы и бриллианты другой. А реальная история искусства, живая, интересная, творится на самом деле не там, и проходит мимо. И никаким гос. структурам она неизвестна и до нее никому нет дела. Печально
И еще я думаю – а если бы я тогда просто так не решила разместить в своем ЖЖ картину с обнаженной красавицей, случились бы все эти события? И встретились бы все эти люди?
klauzura.ru
О. Несмеянова. История с картиной Виктора Рейхета
История с картиной Виктора Рейхета
Искусство ценно, полнится, живет традицией и новацией. И нет другого механизма накопления и становления культуры. Причем как бы кому и что ни хотелось переиначить или представить, но традиция является приоритетным механизмом накопления культуры.
Ибо только то, что осело в архив, сохранилось, повторяется, живет в памяти, ритуалах, стилях, школах, образовании, музее, библиотеке, коллекции и может быть оттуда в любой момент извлечено, использовано или представлено и есть культура. То, что возникло вновь и исчезло, растворилось, чего нет, не является ничем. Даже предметом разговора или обсуждения
Именно традиция, а не новация первична. Т.к. лучшая участь, которая ждет новизну, это попадание в традицию, укрепление в ней. А не наоборот. Что мы кстати сейчас и наблюдаем воочию со всеми самыми передовыми и новыми достижениями авангарда, постмодерна, актуального искусства. Самое желанное для любого самого нового и необычного культурного объекта – быть сохраненным, остаться в памяти, попасть в музей, коллекцию, т.е. закрепится в любом архиве, откуда их можно по мере надобности извлекать, ими любоваться, или пользоваться, их воспроизводить в т.ч. на новом уровне.
История эта началась в конце 2009 года и продолжается до сих пор. Причем все ее участники – так получилось! – оказались реальными творцами и участниками художественной традиции, становящейся на наших глазах историей искусства.
А началось все с, казалось бы ерунды, мелочи, пустяка – я , желая украсить блог своего Живого Журнала красивой качественной живописью, поместила туда просто так, без всякого умысла и прицела, изображение картины выдающегося советского живописца В.Рейхета «Ляля обнаженная»
В.Рейхет. "Ляля обнаженная"
Конечно, картину именно Рейхета я выбрала не случайно - это имя для сведущих людей является культовым. Виктор Рейхет – один из лучших отечественных современных живописцев(если понимать под словом «живопись» определенное качество метастиля, а не просто все, что изображено масляными красками), преподавателей, профессор своего дела, пожалуй последний из наиболее полно представляющих т.н. ленинградскую(а по сути лучшую и наиболее последовательную в стране) школу живописи, как принято считать, официально скончавшуюся в 90-е годы прошлого века. И это большая потеря для искусства на самом деле.
При этом, можно говорить даже не о русской и не о ленинградской школе живописи, а о школе Рейхета. В Петербурге представлять Виктора Рейхета не надо.Десятки лет возглавляя одну из лучших мастерских, народный художник России – Виктор Рейхет подготовил сотни художников, которые по всему миру разнесли его энергичный мазок и «божественный серый цвет».
Однако оказалось что при множестве выпущенных им дипломированных учеников практически нет способных и главное – желающих продолжать это нелегкое дело – традицию школы Рейхета: заниматься наработкой, развитием традиции отечественной ленинградской школы живописи, если есть более легкое, денежное и приятное – упростить, приукрасить и хорошо зарабатывать, превратив живопись в салонное искусство.
«Виктор Иосифович Рейхет был наделен подлинным даром живописца: видение валеров, цвета, его сокровенных обертонов, умение в скупой гамме найти множество нюансов, любовь к живописной технике, к «святому ремеслу» искусства, разнообразие и маэстрия мазка, – всем этим одарила его природа и годы настойчивой работы» – пишет Михаил Герман профессор, доктор искусствоведения, член Международной Ассоциации Художественных критиков (AICA), главный научный сотрудник Государственного Русского музея
Для справки:
Рейхет Виктор Иосифович (1922-2000) - из семьи обрусевших немцев, живописец, народный художник России;с 1942 по 1945 г.г. – участник Великой Отечественной войны; с 1949 по 1955 обучался в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; в 1975 г. избран на должность профессора кафедры живописи и композиции.
Долгие годы преподавал в мастерской вместе с Борисом Сергеевичем Угаровым. Затем руководил персональной мастерской в Институте им. И.Е. Репина и творческой мастерской Российской Академии художеств. Работы находятся в: Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств (Санкт-Петербург), Музей истории Санкт-Петербурга, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Хочется заметить, что масштаб такого явления в культуре как Виктор Рейхет безусловно выше всем известных басковых-волочковых, однако уверена – его не знает никто из читающих, картины «Ляля обнаженная» нет в интернете и все же редкие, отдельные знатоки и специалисты могут оценить и уровень, и масштаб этого явления. Скажу, забегая вперед – история с его картиной чудесным образом стала складываться как бы сама собой без всякого внешнего намерения и плана, вопреки обстоятельствам, превращаясь на наших глазах в живую традицию, собирая и притягивая к себе людей! Как это было я и хочу рассказать
Поскольку Виктор Иосифович долгие годы преподавал, он имел довольно много учеников, но так сложилось, что никто из них, кроме одного( а я специально одно время занималась поисками и отслеживала возможных продолжателей ценной культурной традиции) не является его подлинным учеником,т.е. продолжателем, хотя среди них есть весьма известные и финансово успешные художники, безбедно существующие за счет продажи своих салонных работ, при этом не имеющих ничего общего и ничем не напоминающих о традиции ленинградской школы живописи и школы Рейхета. Наверное они пошли своим путем. И все же я знала довольно давно – есть один чудак, странный человек, ученик В.Рейхета, живущий по съемным углам или скитающийся по родственникам и знакомым в Санкт-Петербурге, перебивающийся случайными заработками, но тем не менее не сдавшийся и не спившийся как могло бы быть, на тот момент не являющийся даже членом СХ, но тем не менее не предающий традицию и своего учителя – это Михаил Шевченко. Сейчас поймете к чему это я, а пока запомните это имя.
Итак, я поместила «Обнаженную Лялю» в свой ЖЖ. Ничего не предвещало, но вдруг в размеренное обсуждение картины вмешалась женщина и заявила, что именно она и есть «Ляля»,т.е. это она была натурщицей и позировала В.Рейхету. Я бы не поверила, подумала бы что это шутка очередного тролля, но из юзерпика этой женщины смотрела точно Ляля, но фотографическая. Никакого сомнения. Ляля(а ее на самом деле звали Ирина) рассказала( в дальнейшем цитаты из блога):
«…я была просто моделью, несколько сеансов за деньги и всё…Просто одно время, около полугода, я подрабатывала в Академии натурщицей и Виктор Иосифович предложил мне попозировать. Несколько сеансов в его мастерской на Московском проспекте и все. Вскоре я поступила в муз.училище, потом 17 лет пела в хоре сначала Оперной студии консерватории, потом Михайловского театра. У меня 12-ти летний сын. Мне всегда была интересна судьба портрета, но я не знала где он, кстати и до сих пор не знаю, и тем более не знала, что он называтся "Ляля”. Спасибо интернету!»
Скажу сразу, я попросила Ирину-Лялю выслать свои фотографии того периода, чтобы убедиться в сходстве.
Вот что она мне прислала:
А вот еще:
Да, действительно, зачастую судьба картин лучших соцреалистов и туманна, и порой печальна. Тогда мы еще не знали, где находится шедевр Рейхета, но уже было решено: его надо искать. Ляля-Ирина продолжал свой рассказ:
« Я знаю, что пару лет назад картина участвовала в выставке, которую рекламировали по каналу "Культура”, я буквально на секунду увидела рекламу, так и не поняла, где была выставка. Это дает надежду, что судьба картины не такая грустная, как могла бы быть!»
Неожиданно в разговор вмешивается неизвестная женщина и обращается к Ляле-Ирине:
«Меня зовут Марина. Я большая поклонница той знаменитой картины, прообразом которой вы стали. И мне очень интересны вы как человек, когда-то вдохновивший художника. И есть веские основания считать, что картина скоро будет найдена и доступ к ней будет открыт. Я хотела бы заказать ваш новый портрет одному из лучших ныне живущих у нас в стране художников и предложила бы назвать его – Ляля 20 лет спустя. Рада была бы с вами поговорить».
А ведь это идея – вот так продолжить традицию парным портретом к имеющемуся, но сделанному 20 лет спустя, в уже других условиях и уже другим художником, конечно же непременно хранителем стиля и школы!
Тут уже настала моя очередь высказаться: «Насчет заказать портрет и выставить их оба – идея кажется чудесной. Но вы же понимаете, что художник должен быть хотя бы такого же примерно уровня, как был Рейхет.Потому вношу свою кандидатуру на написание портрета – это питерский художник Михаил Шевченко – прекрасный высококлассный живописец и (что важно) ученик Рейхета. С ним можно связаться. Я думаю это будет наилучший вариант для нового портрета».
Неведомая Марина обещала, что примет предложение к сведению.
Однако на этом чудеса с картиной не закончились, она продолжала собирать вокруг себя людей(хочу отметить специально, что НИ С КЕМ (кроме М.Шевченко) из участников этой истории до того я не была знакома, понятия не имела об их существовании, люди возникали вдруг, приходили ниоткуда совершенно незнакомые мне, мы узнавали друг о друге прямо-таки тут, в интернете – было ощущение какого-то чуда, как будто кто-то специально и продуманно нас вместе собирает. Итак, следующим, кто вмешался в этот разговор была внучка Виктора Рейхета, Вера:
«… удивительное рядом!а я – внучка художника)) и Марина, которая, как я понимаю, уже связалась с Лялей действительно очень долго ее разыскивала.Вера Р.»
Я не поверила – ну не может быть таких чудес и совпадений:
«Неужели вы и вправду внучка Рейхета? У вас есть какие-то доказательства, ну там фото Веры с дедушкой или еще что?» (надо сказать, что фото с дедушкой впоследствии было-таки предоставлено, помещаю его здесь)
Виктор Рейхет с внучкой Верой, в центре на коленях
«Вправду-вправду!!!» – ответила Вера, – «фотографий на компьютере у меня нет, т.к. дедушка умер 10 лет назад. фото нужно сканировать и тд. так что это вопрос доверия.Если вам необходимо провести расследование, можете приобрести некоторые книги о Рейхете и сравнить мои фото там (они, правда, 15-летней давности) и мои фото в моем ЖЖ.Портретов моих дед написал несколько: один – "Лето”, где я с бабушкой, мне там 5 лет, так что сходство весьма сомнительное; другой – "Верочка с яблоком” – ныне находится в частной коллекции, мне там 12 лет; и еще один, того же времени, как называется – не знаю, он был сразу куплен».
И что вы думаете? К разговору несколько дней спустя присоединяется еще одно действующее лицо, мужчина сообщает на последнюю реплику Веры о портрете «Верочка с яблоком»:
В.Рейхет. «Верочка с яблоком». 1992 год.
«У меня ещё такая картина висела в галерее, пока не продалась. Тоже очень красивая. На ней внучка В.И. Рейхета изображена. Её фото проще, конечно, найти будет…Кстати, портрет Лилии, кажется, висел или висит в "Галерее Третьякова” на Петроградке…
Имел ввиду, что интересно и рядом с этим портретом тоже фотки модели выложить – тогда и сейчас. При случае спрошу у Петра Рейхета (сына), у него должны быть…»
Это был один из питерских собирателей живописи ленинградской академической школы, Александр Георгиевич Гейнрихс, совладелец известного в СПб художественного салона "Русский портрет”, в дальнейшем он принял самое активное участие в разворачивающихся событиях с картинами Рейхета. Его мечта сравнить реальную Верочку с картиной, подобно тому как это случилось с «Обнаженной Лялей» как ни странно не долго оставалась мечтой. К Александру Георгиевичу обратились из телекомпании НТВ с просьбой, чтобы он помог организовать съемку сюжета по картине «Верочка с яблоком», которой заинтересовались в Лондоне: как сообщили в телекомпании НТВ, картина профессора академии имени Репина Виктора Рейхета, которой долгое время любовались студенты вуза, может уйти с аукциона «Сотбис» (Sotheby’s) за несколько десятков тысяч фунтов стерлингов.
Но как связаться с внучкой художника и его учеником Михаилом Шевченко никто кроме меня не знал. Таким образом и я стала участницей создания сюжета о картине «Верочка с яблоком», о чем А. Гейнрихс поведал в своем блоге:
«Спасибо огромное Ольге за её оперативную помощь. Ситуация, как и всегда с телевидением, разворачивалась довольно быстро. И если б не она, то сюжет бы мог быть отснят без «виновницы торжества», модели – Верочки. Спасибо, конечно и самой Вере – она мгновенно откликнулась на наше приглашение поучаствовать в съёмке. Помимо этого в «артистическую бригаду» вошли Дарья Колегова и Михаил Шевченко – ученики Виктора Иосифовича. Им тоже огромное спасибо за участие и расторопность.
Вчера бригада НТВ во главе с Павлом Рыжковым снимала в "Русском портрете” сюжет как раз про картину Виктора Рейхета «Верочка с яблоком», на которой изображена его внучка – Вера»
А корреспондент НТВ Павел Рыжков вот каким образом рассказал о необычной истории полотна и ее авторе в отснятом сюжете(цитирую)
«Сотрудники галереи смогли найти и ту самую девочку с портрета. Это внучка художника Верочка. Оказывается, Рейхет работал над полотном в Баден-Бадене. Тогда юной натурщице было всего 12 лет.
Картина уже не принадлежит семье. Ее приобрел петербургский бизнесмен. Советский монументалист прославился своими военными работами в духе соцреализма. Но вот Запад увидит совсем другого художника. Как говорят ученики, — лучшего колориста ХХ века.Только по предварительной оценке, начальная цена «Верочки с яблоком» — несколько десятков тысяч фунтов стерлингов. Многим специалистам хотелось бы оставить ее в российских музеях, но найти для этого деньги пока не удалось»
Этот ролик до сих пор можно без труда найти на просторах интернета, стоит только ввести в поисковую строку «Верочка с яблоком. НТВ»
Но мы совсем забыли про «Обнаженную Лялю», с которой и начались приключения картин Виктор Рейхета. Загадочная Марина, которая первой высказала мысль о парном портрете, сделанном с той же самой натурщицы лучшим нынешним живописцем, неожиданно материализовалась в виде не менее загадочного и таинственного Петра Ивановича(назовем его так!), который приезжает неизвестно откуда на дорогой машине, своей фамилии принципиально не называет и о себе не сообщает ничего. Он арендует на данный момент для Михаила Шевченко мастерскую, где и идет работа над парным портретом. Михаил делает портрет с той же самой натурщицы – Ляли-Ирины. Это сложная работа и периодически мы с Михаилом обсуждаем ее проблемы. Главная на данный момент видится в том, что работа практически заказная,т.е. заказчик поставил жесткие условия: портрет должен быть такого же размера и формата, Ляля должна сидеть в той же позе, что и у Рейхета, но в зеркальном отражении. При этом она должна быть творческой и не вызывать впечатления подражания, повторения – очень сложная задача.
Михаил иногда по электронной почте высылает мне эскизы картины, но пока что устраивающий всех вариант не найден.
И все же я верю – Ляля двадцать лет спустя состоится. И тогда в галерее Третьякова на Петроградке, где сейчас находится «Обнаженная Ляля» Виктора Рейхета будет устроена выставка двух картин как живой традиции и истории нашего отечественного искусства.
И последние мысли по поводу. Эту историю сделала сама жизнь, в ней ничего не выдумано и не подстроено специально. Однако о ней мало кто знает, весь народ у нас считает свадьбы одной дивы и бриллианты другой. А реальная история искусства, живая, интересная, творится на самом деле не там, и проходит мимо. И никаким гос. структурам она неизвестна и до нее никому нет дела. Печально
И еще я думаю – а если бы я тогда просто так не решила разместить в своем ЖЖ картину с обнаженной красавицей, случились бы все эти события? И встретились бы все эти люди?
Источник:
Copyright PostKlau © 2014
www.postklau.ru
ВИКТОР РЕЙХЕТ: «ДРУГАЯ ЖИЗНЬ» - Статьи и публицистика
... так мало времени остается для другой жизни. Надо наконец начинать. Что начинать? Делать то, что волнует воистину. У каждого человека должно быть то, что волнует воистину. Но надо до этого доползти, докарабкаться...
Юрий Трифонов
Мучительная двусмысленность советской реальности никем, пожалуй, не была понята так тонко и так тонко описана, как Юрием Трифоновым. Реальность эта ломала практически каждого: не было человека, тем более, художника, наделенного сердцем и умом, хоть раз не ощутившего, что не дали ему стать самим собою вполне.
Не хочу сказать, что Виктор Иосифович Рейхет прожил не свою, насильственно навязанную ему творческую жизнь. Скорее, напротив. Он многого достиг, много сделал, успешно работал, вряд ли приходилось ему ломать природу своего дарования. И все же неизбежная подмена приоритетов оставалась. Иное дело: профессиональное достоинство и работоспособность помогли художнику постоянно писать не только тематические картины, благодаря которым стал он более всего известен, но и полотна для себя, писать этюды. Просто - писать. Это не было потайной, тем паче, запретной «территорией тайной любви», но так восполнялась беда многих одаренных мастеров - невостребованность в том, быть может, даже главном, в чем более всего мог бы реализоваться талант. Сказанное не означает, что масштабные полотна, посвященные, скажем, войне, или, как говорили тогда, «историко-революционной теме», Виктор Рейхет писал против воли - вовсе нет. Традиции отечественной живописи, укорененной в социальной, нравственной проблематике, свойственные русской живописи испокон века обостренная совестливость и нравственная ответственность, принципы советской художественной школы, воспитание, та реальность, в которой воспитывались целые поколения с младенчества, школы и до студенческой скамьи - все это формировало совершенно определенный образ мыслей и весьма конкретное, решительно не подлежащее обсуждению понимание роли искусства. Но нынче речь об ином. О той другой жизни мастера, что составляла огромную часть его пути и творчества, часть, масштаб которой, вероятно, не был в полной мере угадан и прочувствован даже и им самим. Виктор Иосифович Рейхет был наделен подлинным даром живописца: видение валеров, цвета, его сокровенных обертонов, умение в скупой гамме найти множество нюансов, любовь к живописной технике, к «святому ремеслу» искусства, разнообразие и маэстрия мазка, - всем этим одарила его природа и годы настойчивой работы. А серьезнейшая академическая школа (при всех ее - справедливо и не очень - постоянно отмечаемых в наше время недостатках) отточила его мастерство, едва ли в чем-то сумев ему помешать. Разумеется, все, что касается выбора и трактовки темы, достаточно консервативные композиционные приемы в Академии не слишком поспешествовали оригинальности в построении картины. Но это - об ином, хотя и здесь Рейхет нашел довольно оригинальности. При всем внешнем благополучии его творческого пути в судьбе Виктора Рейхета была тревожная особливость. Сын немца-дворянина, он не раз мог ощущать вокруг себя известное отчуждение, или, во всяком случае, быть готовым к нему. И хотя жизнь его до того, как стал он пpoфессиональным художником, была обычной жизнью советского юноши тридцатых (неудачная попытка стать «учлетом», работа школьным учителем, служба в армии с 1940 почти до конца войны, контузия), он никогда в этой жизни не был вполне до конца «своим». Он с детства говорил по-немецки - как все в его семье, он не мог не ощущать принадлежности и к иной культуре, которая долгие годы была более, нежели чужой в Советской России. Опять же – здесь не было серьезной драмы, но оставалась некая постоянная не то чтобы тревога, но отдаленная память о ней. Напомню - в сталинское время человек с немецкой кровью и не русской фамилией имел все основания постоянно ощущать основанный страх. Однако на живописный факультет Академии (Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина) Рейхета приняли легко. И с учителями ему в сущности повезло. Можно по-разному относиться к официальным композициям В. Орешникова или А. Мыльникова, но они, несомненно, обладали серьезной колористической культурой, умели учить, воспитывать профессионализм. Годы в творческой мастерской Орешникова (после защиты диплома) были началом успеха. Но «историко-революционная тема» не заставила художника забыть о природе искусства. Когда он в 1949 году стал студентом, западное искусство новейшего времени почиталось запретным, отечественный авангард - тем паче, информации и о том и о другом не было. Вместо нее - лишь мало аргументированная, но безапелляционная хула. Даже импрессионистов прятали в запасниках. Лишь со временем удалось узнать и оценить все богатство западноевропейской живописной культуры. Но основные пристрастия Виктора Иосифовича Рейхета, определившиеся в годы «железного занавеса», в принципе не изменились и тогда, когда можно было видеть все и везде, когда он побывал во многих странах. Даже повидав крупнейшие музеи мира, он в течение всей своей творческой жизни сохранил верность молодым пристрастиям. На первом месте - Валентин Серов и Константин Коровин. Конечно, Рейхет понимал и чувствовал разность масштабов. В искусстве, однако, есть разные привязанности: научиться быть таким, как Серов, немыслимо, стремиться к Коровину - куда реальнее. К тому же, каким бы божественно недостижимым не осталось навсегда искусство Серова, у Коровина была некая особая и для молодого художника необычайно притягательная свобода кисти, непосредственная и вольная артистичность, тот самый «этюдизм», что так свойственен русской версии импрессионистической манеры. Культ свободного мазка в сочетании с точнейшим чувством цвета и тона, в такой высокой степени присущий Константину Коровину, с младых ногтей и на всю жизнь стал едва ли не главным преимуществом работы и Виктора Рейхета. Это принесло ему известную долю независимости. Внутри всего, что он писал, оставалась, если можно так выразиться, «независимая территория живописи», где «вольно дышала» кисть, где всегда была возможность профессионального эксперимента. Опять- таки, я вовсе не хочу сказать, что здесь случилась драма, что чистая живопись стала неким подпольем, что художник раздваивался. Кто тогда так думал и чувствовал? Уж во всяком случае, не двадцатисемилетний студент-живописец, прошедший войну и только начинающий путь в искусстве. В конце сороковых его художественное мировосприятие, можно предположить, было совершенно цельным. Более того, рассматривая его зрелые холсты, посвященные драматической истории России, тогда воспринимавшейся и толковавшейся исключительно в героико-революционном ключе, видишь, что написаны они с достаточной искренностью, хотя и не лишены естественного для времени и стиля мышления пафоса. Но можно с уверенностью сказать, что пафос не был ни конъюнктурным, ни ложным, люди так думали, лучшие умы и таланты не были свободны от тогдашних идей: «Тут ни убавить, ни прибавить, - так это было на земле» (Александр Твардовский).Впрочем, внутри искусства Виктора Иосифовича Рейхета постоянно мерцала некая суровая печаль. Возможно, нынче, когда творческая жизнь художника воспринимается единым целым и во временном отдалении, об этом можно говорить более обоснованно. И речь не просто о горьких сюжетах, речь о том, что прорывалось редко, о драме глубинной, словно бы невольно проступившей из скрытых «слоев» картины.
«На Эльбе. Год 1945». Картина, заметим, написана в семидесятом - это ведь год столетнего юбилея Ленина, год бесконечных циклопических празднеств, официозного ликования и все более усиливающегося давления цензуры. А в полотне - нечто едва ли сопоставимое с тем временем: строгое достоинство живописного вещества и совершенно неожиданная для выбранной темы угрюмая растерянность победителей. Судьба души воевавших и победивших, эта мучительная изнанка победы занимала многих писателей. В живопись, однако, подобные проблемы проникали редко. Отсутствие занимательного сюжета и фанфарных интонаций позволяет внимательному зрителю оценить строгую нежность валеров, характерность цветом обозначенных архитектурных ритмов немецкого - чужого этим людям - но пленительного своей изысканной стариной города. И, конечно, особенно внимательно вглядеться в лица персонажей, так не похожих на героев привычных батальных картин. «Понять себя, Боже мой, для начала», - писал уже цитированный Юрий Трифонов.
Может быть, и к счастью, подобные мучительные мысли - редкие гости в мастерских живописцев. Природа изобразительного искусства, устремленного к зримой красоте, взыскует радости как непременного условия самореализации. Это, скорее, писатель, и особенно в России, тщится, более всего, определить нравственную и социальную позицию. «Жизнь русского человека целиком протекает под знаком склоненного чела, под знаком глубоких раздумий, после которых любая красота становится ненужной, любой блеск -ложным» (Рильке). А Виктор Рейхет - при всей преданности традиционной содержательности - как истинный живописец, для которого соприкосновение красочных пятен на холсте с юности и до последних дней всегда оставалось таинством, имеющим вечную и неоспоримую ценность, вовсе не был склонен омрачать тенью «склоненного чела» сам художественный процесс, неизменно обещающий художнику прежде и более всего именно радость.
О картинах Виктора Рейхета, принесших ему известность, высокое положение, официальное, да и зрительское признание, сказано в общем много. Что-то, вероятно, принадлежит миновавшим временам и вкусам, что-то имеет и общее значение. Но здесь речь об ином. В советское время искусство живописи существовало в этюде как в своего рода эмиграции, и приведенные примеры, касающиеся Рейхета, эту мысль подтверждают. Более века назад Крамской писал, восхищаясь французской живописью: «Контуров нет, света и тени не замечаешь, а есть что-то ласкающее и теплое, как музыка. То воздух охватит тебя теплом, то ветер пробивается даже под платье, только человеческой головы с ее ледяным страданием, с вопросительною миною или глубоким и загадочным спокойствием французы сделать не могли и, кажется, не могут по крайней мере, я не видел» . Крамской сформулировал главную драматическую проблему русского искусства, всегда (или почти всегда) разделявшего «ледяное страдание человеческой головы» и самое «художественное вещество». Проблемой этой мучился, как известно, и Лев Толстой. Даже то, что принято называть «Русским импрессионизмом», в сущности, не более чем пленэрный этюд. Этюд, который словно бы не рисковал, не осмеливался встать в один ряд с большим сюжетным полотном, от которого привычно ожидали «величественно-степенной идеи» (Гоголь). Порой лишь некоторые внешние импрессионистические приёмы, этюдная небрежность вносили и в «тематические картины» живость и известную маэстрию, но не стремились к передаче драгоценного эффекта мгновенного состояния. Это оставалось опять-таки в пространстве этюда. Во всяком случае, у Виктора Рейхета это было так. Но всегда даже самый широкий, внешне небрежный, импровизированный его мазок сохраняет если не прямую связь с предметом, то всё же известную зависимость от него. Ради того, чтобы полностью принадлежать плоскости картины, мазок Рейхета не расстается с предметным миром. В этом смысле он здесь идёт по пути, намеченному Серовым и Коровиным. Он - в пространстве своей «другой жизни» - ограничивается классическими мотивами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Последнее - редкость, часто пишет он лишь цветы - тоже ведь ипостась, частица природы.
Этюд - это прежде всего пейзаж. «Поехать, пойти на этюды, писать этюды» - исконное занятие художника, интимный и счастливый процесс, особенно ежели этюд пишется не для какой-то картины, а как потребность зрения, рук и души, потому что ты художник и писать - способ существования.Что и говорить, в выборе мотива, точки зрения, Рейхет более всего последователь именно Валентина Серова. Можно наудачу выбрать его юношеские этюды и холсты, написанные уже на излете жизни, но корневая система ощутима непременно и повсюду, как бы ни были робки ранние и артистичны и индивидуальны поздние работы.Прежде всего, это умение, вероятно, совершенно сознательно выбрав мотив, лишенный пластической или цветовой интриги, разыскать в нем потаенные колористические и пространственные богатства. Метерлинковская фея Берилюна утверждала: «Все камни одинаковы, все драгоценны, но человек видит лишь некоторые из них». Это суждение в основе работы каждого истинного живописца - не столько передать то, что поразило красотой, сколько выявить красоту, невидимую обычным зрением, чтобы видны стали и те драгоценности, которые различает лишь художник. Разумеется, когда художник пишет этюд, он не рассуждает подобным образом, скорее, вообще не столько размышляет, сколько погружается взглядом, чувством в потаенные глубины цвета, поначалу едва различимые в общей гамме, в пятне, кажущемся почти локальным, а потом мало-помалу открывающем художнику чудо оттенков, дрожание светов, напитывающих цвет и его преобразующих. И потом торопливое и отточенное годами движение кисти, подхватывающей краски, стремительно, с намеренной неокончательностью смешивающие их на палитре, и это прикосновение к холсту, и мазок, резонирующий впечатлению, а сразу - другой, и ложась рядом, плотные мазки еще мгновение назад мертвой краски рождают на полотне цвет... Это всегда новое чудо, превращающее природу, впечатление, мысль в нечто, чего еще не было и теперь оно есть: живопись, открывшая что-то еще до сих пор не увиденное, не пережитое.
На удачу взятый этюд: белая лошадь во дворе, эти жемчужно-золотистые, затуманенные оттенки, всплеск синих пятен - густо-яркого на платке женщины и тускло-разбеленного - на дуге...
Рейхету действительно близок именно «этюдизм» Коровина, и он, в сущности, далек от стремления импрессионистов остановить время, сделать главным мотивом краткость впечатления, «портрет мгновения». Он вглядывается в природу с ласковой сосредоточенностью, да и преходящие эффекты света интересуют его все же меньше, чем состояние, продленное во времени.
Когда-то Репин, увидев картину Коровина «Хористка» (1883), заметил раздраженно: «Это живопись для живописи только». У Рейхета нет этой дистанцированности от натуры, его мир предметен, хотя вовсе не лишен поэзии: он сохранил рыцарственную преданность убеждениям юности и естественный вкус к тщательному, хотя и избавленному от педантичных подробностей изображению реальности. Художник, тяготеющий к классическим и вечным ценностям Живописи, он, естественно, много пишет обнажённую натуру. Отлично зная анатомию, структуру тела, он, прежде всего, видит и воспринимает его как живописец. Пластика тела, его конструкция, его характер – всё это строится в первую очередь цветом. Тональная лепка им почти не используется, форма строится исключительно цветом, валерами, в немалой степени и с помощью тонких и смелых фактурных приемов. Иные его ню по тщательности проработки, по «разобранности» оттенков и анатомической точности позволяют предположить, что они писались в мастерской вместе с учениками: они подобны мастер-классу, хотя общий цветовой эффект делает подобные вещи равновеликими законченной картине. Но в поздних вещах он подымается до артистизма и лёгкости, в которых зрелая маэстрия соединяется с удивительно сохранившейся свежестью восприятия. Поразителен холст «Верочка с зеленым яблоком», написанный в Баден-Бадене в 1992 году, - несомненно, одно из принципиа ных достижений Рейхета-живописца. Не сформированное еще вполне, но прелестное в своем угадываемом будущем совершенстве тело девочки-подростка написано практически без теней и вылеплено лишь цветом, свободным, легким и мощным. Цвет организует и острый, нежный рисунок, который своей редкой и характерной точностью создаёт подлинный портрет тела - редкая удача, доступная немногим художникам. Взгляд Рейхета на отношения художника и натуры с годами принципиально не изменился или изменился очень мало. Уже поездив по свету, открыв для себя в полной мере не только живопись импрессионистов, но и реальность, ими изображавшуюся, художник не отказался от внимательного и пристального восприятия. Но та свобода видения, та независимость искусства, которой обладали импрессионисты, а главное, Париж, встречи с которым ждет каждый неравнодушный человек и художник, тем более, имели для живописи Рейхета существенное значение. Художнику двадцатого столетия не увидеть Париж, минуя оптику и открытия импрессионистов. Как нельзя нынче воспринимать русскую золотую осень, не вспоминая холсты Левитана, рощи Англии - не думая о Констебле, так и Париж входит в наше сознание, высветленный и опоэтизированный веселым покоем импрессионистического видения. Сам город, давно ставший символом творческой художественной свободы, с его способностью пленять прохожего не только царственной архитектурой прославленных площадей и дворцов, но и скромным изяществом обычных улиц, его высокое неяркое небо, пыльные от времени дома, расцвеченные яркими пятнышками навесов над витринами, ставен, вывесок, нежная голубоватая зелень платанов - это особый живописный мир, где приехавший и впервые художник сразу же ощущает себя своим, будто вернувшимся на родину своей души. Виктор Рейхет, чья кисть была воспитана неброской спокойной поэтичностью природы средней России, с удивительной точностью почувствовал и написал Францию, своего рода «портретные этюды» Парижа.
Вот небольшой этюд «Улица Вандрезан (Rue Vandrezanne)». В самом деле, здесь безошибочно найдено «лица необщее выраженье» Парижа: ведь нет здесь решительно никаких классических примет французской столицы. Но художник уже в один из первых дней пребывания здесь заметил, оценил и написал то совершенно парижское, что ощутимо здесь, на этой пустынной улице отнюдь не фешенебельного 13 округа за площадью Италии: пепельная розоватость стен, прозрачно-сизые тени, высокие трубы на фоне чуть лиловеющего от летнего зноя неба и непременное ярко-красное пятнышко навеса над кафе или лавкой. Париж Рейхета узнаваем именно в «выражении», колорите, потаенной ритмике, в умении акцентировать именно художественные, а не архитектурные или бытовые приметы города. И даже когда художник пишет Сену, она узнается прежде всего по именно парижским цветовым отношениям особым колористическим соприкосновениям неба и крыш, по этому торжественному и своеобразному сочетанию общего и частностей - опять-таки не предметных - пластических. Вообще надо сказать, что Рейхет обладал незаурядной тонкостью в определении особенностей живописного облика разных стран: достаточно взглянуть на его этюды, написанные в Италии, Германии, Венгрии - именно колористическая суть этих стран и земель - от голубоватой дали Лациума за тягучим и резким рисунком линий до аппликативной яркости черепичных крыш венгерских деревень…Со временем, когда Виктор Рейхет не только стал много ездить, но и подолгу жил в Германии, которую ощущал как страну, столь близких ему культуры и языка, это качество – видения особливости места, его решительной непохожести на все иное и только ему свойственной привлекательности - ещё возросло. Германия стала после России вторым пространством его творческой деятельности. Она почти перестала быть для него «заграницей», в немецких пейзажах присутствует уверенный покой, чувство почти собственной среды обитания. Немецкая культура, существовавшая прежде в сознании как источник не только глубокого и естественного интереса, но и тревоги, стала, наконец, близкой, почти родной - немецкий язык, язык детства сделался и языком зрелых лет.
Рейхет приезжал в Германию часто, жил в ней подолгу, используя посланные судьбой покой и комфорт для чрезвычайно напряженной и плодотворной работы. В Германии он получил признание уже не столько как автор тематических картин, сколько как портретист и пейзажист.
Портреты Рейхет писал с юности, и надо сказать, что «социальные портреты», портреты героев труда, которые, естественно, занимали в его работе значительное место, вряд ли могут соперничать с его, так сказать, лирическими портретами. Ясная, не перегруженная психологическими изысками манера, забытая простая правдивость принесли ему в Германии огромный успех. В сущности, в написанных в Германии - в Карлсруэ и Баден-Бадене - картинах Виктор Рейхет делал то же, что и всегда, хранил себе верность. Он отдал дань тому, уходящему времени, которому принадлежал, но, по счастью, искусство оказалось долговечнее политических ситуаций.
Живопись Виктора Иосифовича Рейхета прошла через разные времена, сохранив, как и сам художник, преданность собственному достоинству и собственной сути. «Другая жизнь» мастера теперь уже вполне открыта зрителю. Это - событие серьезное и значительное. За ним - понимание того, что самые разные направления в искусстве, сосуществуя, вовсе не мешают друг другу. Скорее, напротив, способствуют пониманию, терпимости, мудрости.
Михаил ГЕРМАН
профессор, доктор искусствоведения, Академик Академии Гуманитарных наук,член Международной Ассоциации Художественных критиков (AICA), главный научный сотрудник Государственного Русского музея
sovjiv.ru
В новом номере журнала "Клаузура" давняя история с картиной: betelgeise_7
Искусство ценно, полнится, живет традицией и новацией. И нет другого механизма накопления и становления культуры. Причем как бы кому и что ни хотелось переиначить или представить, но традиция является приоритетным механизмом накопления культуры.
Ибо только то, что осело в архив, сохранилось, повторяется, живет в памяти, ритуалах, стилях, школах, образовании, музее, библиотеке, коллекции и может быть оттуда в любой момент извлечено, использовано или представлено и есть культура. То, что возникло вновь и исчезло, растворилось, чего нет, не является ничем. Даже предметом разговора или обсуждения
Именно традиция, а не новация первична. Т.к. лучшая участь, которая ждет новизну, это попадание в традицию, укрепление в ней. А не наоборот. Что мы кстати сейчас и наблюдаем воочию со всеми самыми передовыми и новыми достижениями авангарда, постмодерна, актуального искусства. Самое желанное для любого самого нового и необычного культурного объекта – быть сохраненным, остаться в памяти, попасть в музей, коллекцию, т.е. закрепится в любом архиве, откуда их можно по мере надобности извлекать, ими любоваться, или пользоваться, их воспроизводить в т.ч. на новом уровне.
История эта началась в конце 2009 года и продолжается до сих пор. Причем все ее участники – так получилось! – оказались реальными творцами и участниками художественной традиции, становящейся на наших глазах историей искусства.
А началось все с, казалось бы ерунды, мелочи, пустяка – я , желая украсить блог своего Живого Журнала красивой качественной живописью, поместила туда просто так, без всякого умысла и прицела, изображение картины выдающегося советского живописца В.Рейхета «Ляля обнаженная»
В.Рейхет. "Ляля обнаженная"
Конечно, картину именно Рейхета я выбрала не случайно - это имя для сведущих людей является культовым. Виктор Рейхет – один из лучших отечественных современных живописцев(если понимать под словом «живопись» определенное качество метастиля, а не просто все, что изображено масляными красками), преподавателей, профессор своего дела, пожалуй последний из наиболее полно представляющих т.н. ленинградскую(а по сути лучшую и наиболее последовательную в стране) школу живописи, как принято считать, официально скончавшуюся в 90-е годы прошлого века. И это большая потеря для искусства на самом деле.
При этом, можно говорить даже не о русской и не о ленинградской школе живописи, а о школе Рейхета. В Петербурге представлять Виктора Рейхета не надо.Десятки лет возглавляя одну из лучших мастерских, народный художник России – Виктор Рейхет подготовил сотни художников, которые по всему миру разнесли его энергичный мазок и «божественный серый цвет».
Однако оказалось что при множестве выпущенных им дипломированных учеников практически нет способных и главное – желающих продолжать это нелегкое дело – традицию школы Рейхета: заниматься наработкой, развитием традиции отечественной ленинградской школы живописи, если есть более легкое, денежное и приятное – упростить, приукрасить и хорошо зарабатывать, превратив живопись в салонное искусство.
«Виктор Иосифович Рейхет был наделен подлинным даром живописца: видение валеров, цвета, его сокровенных обертонов, умение в скупой гамме найти множество нюансов, любовь к живописной технике, к «святому ремеслу» искусства, разнообразие и маэстрия мазка, – всем этим одарила его природа и годы настойчивой работы» – пишет Михаил Герман профессор, доктор искусствоведения, член Международной Ассоциации Художественных критиков (AICA), главный научный сотрудник Государственного Русского музея
Для справки:
Рейхет Виктор Иосифович (1922-2000) - из семьи обрусевших немцев, живописец, народный художник России;с 1942 по 1945 г.г. – участник Великой Отечественной войны; с 1949 по 1955 обучался в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; в 1975 г. избран на должность профессора кафедры живописи и композиции.
Долгие годы преподавал в мастерской вместе с Борисом Сергеевичем Угаровым. Затем руководил персональной мастерской в Институте им. И.Е. Репина и творческой мастерской Российской Академии художеств. Работы находятся в: Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств (Санкт-Петербург), Музей истории Санкт-Петербурга, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Хочется заметить, что масштаб такого явления в культуре как Виктор Рейхет безусловно выше всем известных басковых-волочковых, однако уверена – его не знает никто из читающих, картины «Ляля обнаженная» нет в интернете и все же редкие, отдельные знатоки и специалисты могут оценить и уровень, и масштаб этого явления. Скажу, забегая вперед – история с его картиной чудесным образом стала складываться как бы сама собой без всякого внешнего намерения и плана, вопреки обстоятельствам, превращаясь на наших глазах в живую традицию, собирая и притягивая к себе людей! Как это было я и хочу рассказать
Поскольку Виктор Иосифович долгие годы преподавал, он имел довольно много учеников, но так сложилось, что никто из них, кроме одного( а я специально одно время занималась поисками и отслеживала возможных продолжателей ценной культурной традиции) не является его подлинным учеником,т.е. продолжателем, хотя среди них есть весьма известные и финансово успешные художники, безбедно существующие за счет продажи своих салонных работ, при этом не имеющих ничего общего и ничем не напоминающих о традиции ленинградской школы живописи и школы Рейхета. Наверное они пошли своим путем. И все же я знала довольно давно – есть один чудак, странный человек, ученик В.Рейхета, живущий по съемным углам или скитающийся по родственникам и знакомым в Санкт-Петербурге, перебивающийся случайными заработками, но тем не менее не сдавшийся и не спившийся как могло бы быть, на тот момент не являющийся даже членом СХ, но тем не менее не предающий традицию и своего учителя – это Михаил Шевченко. Сейчас поймете к чему это я, а пока запомните это имя.
Итак, я поместила «Обнаженную Лялю» в свой ЖЖ. Ничего не предвещало, но вдруг в размеренное обсуждение картины вмешалась женщина и заявила, что именно она и есть «Ляля»,т.е. это она была натурщицей и позировала В.Рейхету. Я бы не поверила, подумала бы что это шутка очередного тролля, но из юзерпика этой женщины смотрела точно Ляля, но фотографическая. Никакого сомнения. Ляля(а ее на самом деле звали Ирина) рассказала( в дальнейшем цитаты из блога):
«…я была просто моделью, несколько сеансов за деньги и всё…Просто одно время, около полугода, я подрабатывала в Академии натурщицей и Виктор Иосифович предложил мне попозировать. Несколько сеансов в его мастерской на Московском проспекте и все. Вскоре я поступила в муз.училище, потом 17 лет пела в хоре сначала Оперной студии консерватории, потом Михайловского театра.У меня 12-ти летний сын. Мне всегда была интересна судьба портрета, но я не знала где он, кстати и до сих пор не знаю, и тем более не знала, что он называтся “Ляля”. Спасибо интернету!»
Скажу сразу, я попросила Ирину-Лялю выслать свои фотографии того периода, чтобы убедиться в сходстве.
Вот что она мне прислала:
Да, действительно, зачастую судьба картин лучших соцреалистов и туманна, и порой печальна. Тогда мы еще не знали, где находится шедевр Рейхета, но уже было решено: его надо искать. Ляля-Ирина продолжал свой рассказ:
« Я знаю, что пару лет назад картина участвовала в выставке, которую рекламировали по каналу “Культура”, я буквально на секунду увидела рекламу, так и не поняла, где была выставка. Это дает надежду, что судьба картины не такая грустная, как могла бы быть!»
Неожиданно в разговор вмешивается неизвестная женщина и обращается к Ляле-Ирине:
«Меня зовут Марина. Я большая поклонница той знаменитой картины, прообразом которой вы стали. И мне очень интересны вы как человек, когда-то вдохновивший художника. И есть веские основания считать, что картина скоро будет найдена и доступ к ней будет открыт. Я хотела бы заказать ваш новый портрет одному из лучших ныне живущих у нас в стране художников и предложила бы назвать его – Ляля 20 лет спустя. Рада была бы с вами поговорить».
А ведь это идея – вот так продолжить традицию парным портретом к имеющемуся, но сделанному 20 лет спустя, в уже других условиях и уже другим художником, конечно же непременно хранителем стиля и школы!
Тут уже настала моя очередь высказаться: «Насчет заказать портрет и выставить их оба – идея кажется чудесной. Но вы же понимаете, что художник должен быть хотя бы такого же примерно уровня, как был Рейхет.Потому вношу свою кандидатуру на написание портрета – это питерский художник Михаил Шевченко – прекрасный высококлассный живописец и (что важно) ученик Рейхета. С ним можно связаться. Я думаю это будет наилучший вариант для нового портрета».
Неведомая Марина обещала, что примет предложение к сведению.
Однако на этом чудеса с картиной не закончились, она продолжала собирать вокруг себя людей(хочу отметить специально, что НИ С КЕМ (кроме М.Шевченко) из участников этой истории до того я не была знакома, понятия не имела об их существовании, люди возникали вдруг, приходили ниоткуда совершенно незнакомые мне, мы узнавали друг о друге прямо-таки тут, в интернете – было ощущение какого-то чуда, как будто кто-то специально и продуманно нас вместе собирает. Итак, следующим, кто вмешался в этот разговор была внучка Виктора Рейхета, Вера:
«… удивительное рядом!а я – внучка художника)) и Марина, которая, как я понимаю, уже связалась с Лялей действительно очень долго ее разыскивала.Вера Р.»
Я не поверила – ну не может быть таких чудес и совпадений:
«Неужели вы и вправду внучка Рейхета? У вас есть какие-то доказательства, ну там фото Веры с дедушкой или еще что?» (надо сказать, что фото с дедушкой впоследствии было-таки предоставлено, помещаю его здесь)
Виктор Рейхет с внучкой Верой, в центре на коленях
«Вправду-вправду!!!» – ответила Вера, – «фотографий на компьютере у меня нет, т.к. дедушка умер 10 лет назад. фото нужно сканировать и тд. так что это вопрос доверия.Если вам необходимо провести расследование, можете приобрести некоторые книги о Рейхете и сравнить мои фото там (они, правда, 15-летней давности) и мои фото в моем ЖЖ.Портретов моих дед написал несколько: один – “Лето”, где я с бабушкой, мне там 5 лет, так что сходство весьма сомнительное; другой – “Верочка с яблоком” – ныне находится в частной коллекции, мне там 12 лет; и еще один, того же времени, как называется – не знаю, он был сразу куплен».
И что вы думаете? К разговору несколько дней спустя присоединяется еще одно действующее лицо, мужчина сообщает на последнюю реплику Веры о портрете «Верочка с яблоком»:
В.Рейхет. «Верочка с яблоком». 1992 год.
«У меня ещё такая картина висела в галерее, пока не продалась. Тоже очень красивая. На ней внучка В.И. Рейхета изображена. Её фото проще, конечно, найти будет…Кстати, портрет Лилии, кажется, висел или висит в “Галерее Третьякова” на Петроградке…
Имел ввиду, что интересно и рядом с этим портретом тоже фотки модели выложить – тогда и сейчас. При случае спрошу у Петра Рейхета (сына), у него должны быть…»
Это был один из питерских собирателей живописи ленинградской академической школы, Александр Георгиевич Гейнрихс, совладелец известного в СПб художественного салона "Русский портрет", в дальнейшем он принял самое активное участие в разворачивающихся событиях с картинами Рейхета. Его мечта сравнить реальную Верочку с картиной, подобно тому как это случилось с «Обнаженной Лялей» как ни странно не долго оставалась мечтой. К Александру Георгиевичу обратились из телекомпании НТВ с просьбой, чтобы он помог организовать съемку сюжета по картине «Верочка с яблоком», которой заинтересовались в Лондоне: как сообщили в телекомпании НТВ, картина профессора академии имени Репина Виктора Рейхета, которой долгое время любовались студенты вуза, может уйти с аукциона «Сотбис» (Sotheby’s) за несколько десятков тысяч фунтов стерлингов
Но как связаться с внучкой художника и его учеником Михаилом Шевченко никто кроме меня не знал. Таким образом и я стала участницей создания сюжета о картине «Верочка с яблоком», о чем А. Гейнрихс поведал в своем блоге:
«Спасибо огромное Ольге за её оперативную помощь. Ситуация, как и всегда с телевидением, разворачивалась довольно быстро. И если б не она, то сюжет бы мог быть отснят без «виновницы торжества», модели – Верочки. Спасибо, конечно и самой Вере – она мгновенно откликнулась на наше приглашение поучаствовать в съёмке. Помимо этого в «артистическую бригаду» вошли Дарья Колегова и Михаил Шевченко – ученики Виктора Иосифовича. Им тоже огромное спасибо за участие и расторопность.
Вчера бригада НТВ во главе с Павлом Рыжковым снимала в “Русском портрете” сюжет как раз про картину Виктора Рейхета «Верочка с яблоком», на которой изображена его внучка – Вера»
Вера и Верочка. Фото для публикации предоставил А.Гейнрихс из личного фотоархива
А корреспондент НТВ Павел Рыжков вот каким образом рассказал о необычной истории полотна и ее авторе в отснятом сюжете(цитирую)
«Сотрудники галереи смогли найти и ту самую девочку с портрета. Это внучка художника Верочка. Оказывается, Рейхет работал над полотном в Баден-Бадене. Тогда юной натурщице было всего 12 лет.
Картина уже не принадлежит семье. Ее приобрел петербургский бизнесмен. Советский монументалист прославился своими военными работами в духе соцреализма. Но вот Запад увидит совсем другого художника. Как говорят ученики, — лучшего колориста ХХ века.Только по предварительной оценке, начальная цена «Верочки с яблоком» — несколько десятков тысяч фунтов стерлингов. Многим специалистам хотелось бы оставить ее в российских музеях, но найти для этого деньги пока не удалось»
Этот ролик до сих пор можно без труда найти на просторах интернета, стоит только ввести в поисковую строку «Верочка с яблоком. НТВ»
Но мы совсем забыли про «Обнаженную Лялю», с которой и начались приключения картин Виктор Рейхета. Загадочная Марина, которая первой высказала мысль о парном портрете, сделанном с той же самой натурщицы лучшим нынешним живописцем, неожиданно материализовалась в виде не менее загадочного и таинственного Петра Ивановича(назовем его так!), который приезжает неизвестно откуда на дорогой машине, своей фамилии принципиально не называет и о себе не сообщает ничего. Он арендует на данный момент для Михаила Шевченко мастерскую, где и идет работа над парным портретом. Михаил делает портрет с той же самой натурщицы – Ляли-Ирины. Это сложная работа и периодически мы с Михаилом обсуждаем ее проблемы. Главная на данный момент видится в том, что работа практически заказная,т.е. заказчик поставил жесткие условия: портрет должен быть такого же размера и формата, Ляля должна сидеть в той же позе, что и у Рейхета, но в зеркальном отражении. При этом она должна быть творческой и не вызывать впечатления подражания, повторения – очень сложная задача.
Михаил иногда по электронной почте высылает мне эскизы картины, но пока что устраивающий всех вариант не найден.
И все же я верю – Ляля двадцать лет спустя состоится. И тогда в галерее Третьякова на Петроградке, где сейчас находится «Обнаженная Ляля» Виктора Рейхета будет устроена выставка двух картин как живой традиции и истории нашего отечественного искусства.
И последние мысли по поводу. Эту историю сделала сама жизнь, в ней ничего не выдумано и не подстроено специально. Однако о ней мало кто знает, весь народ у нас считает свадьбы одной дивы и бриллианты другой. А реальная история искусства, живая, интересная, творится на самом деле не там, и проходит мимо. И никаким гос. структурам она неизвестна и до нее никому нет дела. Печально
И еще я думаю – а если бы я тогда просто так не решила разместить в своем ЖЖ картину с обнаженной красавицей, случились бы все эти события? И встретились бы все эти люди?
betelgeise-7.livejournal.com
Рейхет, Виктор Иосифович Википедия
Виктор Иосифович Рейхет (18 августа 1922, село Мариново, Одесская область, Украинская ССР — 9 февраля 2000, Санкт-Петербург) — советский живописец и педагог, Народный художник России, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР)[1]. По мнению С. В. Иванова, один из представителей ленинградской школы живописи[2].
Биография
Творчество
Виктор Рейхет участвовал в выставках с 1955 года. В его раннем творчестве ведущее место занимала военная тема. Виктор Рейхет ушёл на фронт курсантом Вольского авиатехнического училища и встретил Победу в освобожденной Вене. После демобилизации он окончательно утвердился в желании стать художником. В 1960—1980 годы Рейхет создал целый цикл произведений, посвященных Великой Отечественной войне. В него вошли картины «Непокоренная» (1958), «К партизанам» (1963), «Проводы» (1967), «Солдатки» (1981) и другие, принёсшие художнику заслуженное признание и известность.
Портреты Рейхета представляют собой быстрые наброски-этюды, и одновременно законченные портреты-картины. Картины, написанные свободно, широкой кистью помимо отражения особенности внешнего облика модели, передают внутреннее состояние портретируемого. Чаще всего художник изображал хорошо знакомых и близких ему людей. Отдельное место в творчестве Виктора Рейхета занимают портреты жены, Ларисы Сергеевны Ореховой. Заметное место в своем творчестве Рейхет уделял пейзажу. За годы работы им была создана галерея правдивых и выразительных образов. Многие из них были написаны художником в ходе поездок по России, а также по Франции и Германии. В 1989—1992 годах работы В. И. Рейхета с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L' Ecole de Leningrad во Франции[4]
Примечания
- ↑ Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1987. — с.110.
- ↑ Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.9, 398, 400, 403, 443, 445.
- ↑ Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М., Союз художников России, 2000. С.233.
- ↑ L' Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. — Paris: Drouot Richelieu, 16Juin 1989. — p.48-49.
Источники
- Григорьева Н. Всесоюзная художественная // Ленинградская правда, 1963, 26 декабря.
- Колесова О. Широка страна моя … Творческий отчёт ленинградских художников, посвящённый 50-летию образования СССР. // Ленинградская правда, 1972, 23 сентября.
- Арбузов Г. С мыслью о родине // Ленинградская правда, 1972, 10 октября.
- Дмитренко А. Мир современника // Ленинградская правда, 1975, 12 октября.
- Богданов А. О людях труда // Вечерний Ленинград, 1975, 3 ноября.
- Аникушин М. Создавать произведения, созвучные эпохе. Ленинградская правда, 1976, 9 января.
- Дмитренко А. Человек на своей земле // Ленинградская правда, 1977, 20 ноября.
- Леняшин В. Поиски художественной правды // Художник. 1981, № 1. С.8-17.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1987. — с.110.
- Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М., Союз художников России, 2000. С.233.
- Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.9, 398, 400, 403, 443, 445. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — СПб: 2007.
- Герман М. Виктор Рейхет. Другая жизнь — СПб: 2006. ISBN 5-98592-004-6.
- Орехова-Рейхет Л. Виктор Рейхет. — СПб: «Сударыня», 2008. ISBN 978-5-88718-010-2 (ошибоч.).
- Академическая дача. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Союз художников, 2009. — с.2,8-9.
Ссылки
См. также
wikiredia.ru
Рейхет, Виктор Иосифович Википедия
Рейхет Виктор Иосифович | |||
18 августа 1922(1922-08-18) | |||
с. Мариново, Березовский район,Одесская область | |||
9 февраля 2000(2000-02-09) (77 лет) | |||
Санкт-Петербург | |||
СССР СССР Россия Россия | |||
Институт имени Репина | |||
|
Виктор Иосифович Рейхет (18 августа 1922, село Мариново, Одесская область, Украинская ССР — 9 февраля 2000, Санкт-Петербург) — советский живописец и педагог, Народный художник России, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР)[1]. По мнению С. В. Иванова, один из представителей ленинградской школы живописи[2].
Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 3 Примечания
- 4 Источники
- 5 Ссылки
- 6 См. также
Биография[ | код]
- С 1938 г. по 1940 г. учился на физико-математическом факультете Одесского Государственного университета.
- В период с 1939 по 1940 год работал учителем математики в Лозоватской средней школе Одесской области.
- В 1940 г. по комсомольскому призыву направлен в Вольское авиа-техническое училище.
- С 1942 по 1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне[3].
- В 1945 г. после демобилизации поступает в Одесское художественное училище.
- С 1949 по 1955 проходил обучение в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в мастерской В. М. Орешникова.
- 1956—1958 гг. — аспирант Института им. И. Е. Репина.
- С 1957 г. начинает педагогическую деятельность на кафедре живописи и композиции Института им. И. Е. Репина в мастерской В. М. Орешникова.
- В 1975 г. избран на должность профессора кафедры живописи и композиции
ru-wiki.ru
Рейхет Виктор
Виктор Иосифович Рейхет (18 августа 1922, село Мариново, Одесская область, Украинская ССР – 9 февраля 2000, Санкт-Петербург) – советский живописец и педагог, Народный художник России, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года – Ленинградской организации Союза художников РСФСР). Один из представителей ленинградской школы живописи. С 1938 г. по 1940 г. учился на физико-математическом факультете Одесского Государственного университета. В период с 1939 по 1940 год работал учителем математики в Лозоватской средней школе Одесской области. В 1940 г. был направлен в Вольскоеавиа-техническое училище. С 1942 по 1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне. В 1945 г. после демобилизации поступает в Одесское художественное училище. С 1949 по 1955 проходил обучение в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в мастерской В. М. Орешникова. 1956–1958 гг. — аспирант Института им. И. Е. Репина. С 1957 г. начинает педагогическую деятельность на кафедре живописи и композиции Института им. И. Е. Репина в мастерской В. М. Орешникова. В 1975 г. избран на должность профессора кафедры живописи и композиции Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Виктор Рейхет участвовал в выставках с 1955 года. В его раннем творчестве ведущее место занимала военная тема.В 1960 –1980 годы Рейхет создал целый цикл произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Портреты Рейхтера представляют собой быстрые наброски-этюды, и одновременно законченные портреты-картины. Чаще всего художник изображал хорошо знакомых и близких ему людей. Отдельное место в творчестве Виктора Рейхтера занимают портреты жены, Ларисы Сергеевны Ореховой. Заметное место в своем творчестве Рейхет уделял пейзажу. Многие из работ автора были написаны художником в ходе поездок по России, а также по Франции и Германии. В 1989–1992 годах работы В. И. Рейхета с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L' EcoledeLeningrad во Франции.
www.lyssak.com