Картина да Винчи "Тайная вечеря" "несет" в себе сакральное значение. Картина тайная
Неизвестные факты о самой загадочной картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Само название знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» несет в себе сакральное значение. Действительно, многие полотна Леонардо овеяны ореолом загадочности. В «Тайной вечере», как и во многих других работах художника, прослеживается много символизма и скрытых посланий.
Недавно была завершена реставрация легендарного творения. Благодаря этому удалось узнать немало интересных фактов, связанных с историей картины. Смысл ее до сих пор не вполне ясен. По поводу скрытого посыла «Тайной вечери» рождаются всё новые догадки.
Леонардо да Винчи — одна из самых загадочных личностей в истории изобразительного искусства. Одни практически причисляют художника к лику святых и пишут ему хвалебные оды, другие, напротив, считают его богохульником, продавшим душу дьяволу. Но при этом никто не сомневается в гениальности великого итальянца.
История создания картины
С трудом верится, но монументальная роспись «Тайная вечеря» была сделана в 1495 году по заказу миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своим распутным нравом, у него была очень скромная и благочестивая жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.
Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.
Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Размеры росписи составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метра вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с фреской злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.
Знаменитая фреска расположена на одной из стен трапезной в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такой же стол и посуду, какими пользовались на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (Добро и Зло) находятся гораздо ближе, чем мы думаем.
Интересные факты
1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно становились предметом споров. Судя по надписям на репродукции полотна, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.
2. Многие историки считают, что на росписи изображена евхаристия (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже...
3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи дались образы Иисуса и Иуды. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.
Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнений: вот оно — воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».
Последним персонажем, прототип которого художнику всё не удавалось найти, был Иуда. Да Винчи часами бродил по узким итальянским улочкам
ofigenno.com
Тайная вечеря (картина Ге) Википедия
«Та́йная ве́черя» — картина русского художника Николая Ге (1831—1894), оконченная в 1863 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге ( Ж-4141). Размер картины — 283 × 382 см[1].
Николай Ге работал над этим полотном в 1861—1863 годах в Италии, во Флоренции, во время его пенсионерской поездки за границу. После того как Ге привёз картину в Петербург, она экспонировалась на Академической выставке 1863 года. Совет Академии художеств высоко оценил мастерство художника, проявленное им при написании этой картины, и присвоил ему звание профессора исторической живописи, а само полотно было приобретено императором Александром II для музея Академии художеств[2][3].
На картине изображена тайная вечеря — описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них — Иуда Искариот — предаст его[4].
Картина пользовалась большим успехом, её много обсуждали, но мнения критиков разделились: одни одобряли новаторскую трактовку евангельского сюжета, а другие считали, что образы Христа и апостолов слишком далеки от традиционного понимания, и они написаны недостаточно убедительно[5].
Николай Ге создал по крайней мере два уменьшенных авторских повторения картины, одно из которых принадлежит коллекции Государственной Третьяковской галереи, а другое находится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева[1].
История
В качестве пенсионера Императорской Академии художеств (ИАХ) Николай Ге в 1857 году вместе со своей женой уехал в Италию. С августа 1857 года они жили в Риме, где у них родились двое сыновей — Николай (30 сентября 1857 года) и Пётр (21 августа 1859 года). В 1860 году они переехали во Флоренцию. Там же в августе 1861 года Ге приступил к работе над картиной «Тайная вечеря»[2][6][7]. К этой теме, сюжет которой привлёк его «присутствием драмы», Ге пришёл в результате перечитывания Евангелия, а также изучения книги Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Иисуса»[8]. Сам художник писал: «Приехав из Рима во Флоренцию, я <…> читал сочинения Штрауса и стал понимать Св. Писание в современном смысле, с точки зрения искусства»[9].
Из-за работы над новой картиной художнику пришлось пересмотреть свои планы, о которых он ранее проинформировал Академию художеств. 16 февраля 1862 года Николай Ге сообщил Совету ИАХ, что он «оставил работу над картиной „Разрушение Иерусалимского Храма Титом“ и вышлет новую картину „Тайная вечеря“»[9]. Эскиз неосуществлённой картины «Разрушение Иерусалимского храма», которую упоминает Ге, хранится в Государственной Третьяковской галерее (1859, холст, масло, 61,7 × 75 см, 2609)[10][11].
По мере работы над «Тайной вечерей» Николай Ге несколько раз переделывал её композицию. Об этом, в частности, свидетельствуют воспоминания художницы Екатерины Юнге, которая жила во Флоренции зимой 1861/1862 годов и навещала мастерскую Ге. С точки зрения общепринятой иконографии первоначальная композиция картины была более традиционной, чем в её окончательном варианте: в частности, стол был параллелен краю полотна, а апостолы были расположены вокруг стола правильным полукольцом[12]. Юнге так описывала эту версию полотна[13]:
Положение Христа на прежней картине было то же, что и теперь, но выражение лица было мягче; Иоанн сидел на ложе, так что Христа было менее видно; Пётр также сидел, яркого пятна на скатерти не было. <...> Иуда стоял почти в профиль, гордо закинув плащ за левое плечо, и рисовался не таким тёмным пятном, как теперь, а был написан в сероватых полутонах <…> и в позе, и в драпировках носил отпечаток академизма, походил более на оскорблённого патриция или гидальго, чем на еврейского простолюдина. Фигура эта не согласовывалась с общим характером картины. |
После этого Ге дважды переписывал картину. Возможно, промежуточному варианту соответствует эскиз, который в настоящее время находится в Днепропетровском художественном музее (1862, бумага, тушь, перо, 10,5 × 14,5 см, Г-746)[14]. Художник в своих воспоминаниях приводил рассказ Ге о том, как появился окончательный вариант картины[15]:
Когда я писал «Тайную вечерю», то ночью ходил со свечой смотреть картину. Всю группу «Тайной вечери» с углом комнаты я вылепил из глины. <…> Как-то ночью пришёл смотреть картину и поставил свечу в другом месте и смотрю, что такое освещение на скульптурной «Тайной вечери» лучше того, что я написал. Вся группа была дана в ином повороте, и Иуда стоял посередине картины. Я тотчас взял мел, нарисовал на холсте и начал писать по совершенно оконченной картине и до выставки оставалось всего 3 недели. Первая картина была написана тщательно и законченно, а эту писал быстро и свободно… |
Николай Ге привёз окончательный вариант «Тайной вечери» в Петербург и 7 сентября 1863 года представил её Совету ИАХ в качестве отчёта за свою пенсионерскую поездку в Италию. Совет Академии высоко оценил мастерство художника и присвоил ему звание профессора исторической живописи (которое было выше, чем звание академика ИАХ) за картину, «которая исполнена с особенным искусством и с сильным психическим выражением»[2][16]. Начиная с 13 сентября 1863 года, картина экспонировалась на Академической выставке в Петербурге[2][3], а 12 февраля 1864 года полотно было приобретено императором Александром II для музея Академии художеств[2] — за картину было заплачено 10 тысяч рублей серебром[17].
На Академической выставке 1863 года картина «Тайная вечеря» имела большой успех: по некоторым оценкам, «ни одна картина русского художника после „Последнего дня Помпеи“ К. П. Брюллова не собирала такого количества публики и столь много отзывов в прессе»[18]. При этом наблюдалась значительная поляризация мнений: одни критики «яростно отвергали» эту картину, а другие её «шумно восхваляли»[18].
Картина «Тайная вечеря» в ГРМВ 1867 году картина «Тайная вечеря» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже[19], где, кроме неё, в российском художественном павильоне были выставлены «Княжна Тараканова» Флавицкого, «Последняя весна» Клодта и «Портрет Ф. П. Толстого» Зарянко[20]. Николай Ге присутствовал на этой выставке, проведя в Париже апрель и май 1867 года[2].
В 1897 году картина была передана из Академии художеств в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)[1]. По воспоминаниям Александра Бенуа, после открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с картинами «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого и ещё двумя-тремя произведениями Айвазовского[21][22]. В каталоге Русского музея 1917 года картина фигурировала под названием «Последняя вечеря Христа с его учениками»[1]. В настоящее время полотно выставлено в зале № 26 Михайловского дворца, где, кроме него, находятся другие известные картины Ге, среди которых «Саул у Аэндорской волшебницы», «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», портреты Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина, а также авторское повторение картины «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»[23].
Сюжет и описание
Тайная вечеря — описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них — Иуда Искариот — предаст его. Считается, что «любимым Евангелием Ге» было Евангелие от Иоанна[24], в котором события, связанные с тайной вечерей, были описаны так[4]:
21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. |
Сюжет, связанный с Тайной вечерей, встречался у многих известных художников. Находясь в Италии, Ге мог видеть некоторые из этих произведений в оригинале — в частности, в Милане находилась знаменитая фреска Леонардо да Винчи, а в Венеции — картина Тинторетто. Трактовка событий, предложенная Ге, отличалась от канонической интерпретации. Как писала искусствовед Алла Верещагина, «Ге нашёл свой путь: главной стала тема раскола в среде бывших единомышленников»[25]. По словам Татьяны Карповой, «в измене Иуды художник увидел не низкий поступок изменника, а протест против учения Христа»[26].
Сам художник так рассказывал о том, как ему пришла идея написания этой картины[16][27]:
Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика — человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидел Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт. Вот, понял я, что мне дороже моей жизни, вот тот, в слове которого не я, а все народы потонут. Что же! Вот она картина! Через неделю была подмалёвана картина, в настоящую величину, без эскиза. |
В правой части полотна находится тёмный силуэт уходящего Иуды. Изображённый против света, он как бы противопоставлен тем, кто остаётся в освещённом помещении. По словам Аллы Верещагиной, это имеет символическое значение: «Чёрное дело измены воплощает тёмная фигура освещённого со спины Иуды. Свет же объединяет группу единомышленников»[28]. Из остающихся апостолов слева стоит Иоанн, а справа — Пётр, которые, «чуть наклонившись к центру, образуют своеобразную „арку“ над полулежащим Христом». За ними, в глубине помещения, сидят остальные апостолы[29].
Иисус Христос выделен не только композиционно, но и своей глубокой задумчивостью, которая «контрастирует с волнением окружающих: с демонстративно уходящим Иудой, со вскочившим Петром, с испуганно привставшим Иоанном и встревоженно переговаривающимися учениками»[29]. Он глубоко переживает крушение идеалов и горечь разочарования, понимая, что его ученик безвозвратно отказывается от его заветов[30]. Бездействие Христа — знак не только глубокой печали и покорности судьбе, но и «осознанной жертвенности»[29].
Считается, что при написании образа Христа Ге использовал фотопортрет Александра Герцена, созданный известным фотографом Сергеем Левицким. Писатель Владимир Порудоминский даже высказывал предположение, что именно эта фотография «сформировала замысел» картины «Тайная вечеря»[31]. Искусствовед доказывает, что это не так: хотя снимок был сделан в Париже в 1861 году, доставлен он был из Лондона во Флоренцию (возможно, А. А. Бакуниным, братом анархиста Михаила Бакунина) только в феврале 1862 года, то есть уже после начала работы над картиной[32].
Кроме этого, при написании Христа Ге использовал нарисованные им самим карандашные портреты оперного певца Геннадия Кондратьева[33][34] и симбирского помещика [33][35]. Искусствовед в своей книге о Ге в этом отношении упоминает только изображения Герцена и Кондратьева. Она пишет, что Ге «воспользовался фотографией Герцена, который был для него идеалом писателя-гражданина», но при этом «в какой-то мере прообразом для Христа послужил и портрет певца Кондратьева». При этом она отмечает, что «реальные черты Герцена и Кондратьева значительно переработаны в картине, подверглись обобщению и героизации»[36]. В своём более позднем исследовании помимо фотографического портрета Герцена упоминает карандашные портреты и Грибовского, и Кондратьева, «исполненные в связи с работой над образом Христа»[37].
Апостола Петра Николай Ге написал с самого себя[36][38][39], а голову Иоанна — со своей жены Анны Петровны[36].
Этюды и повторения
В Государственном Русском музее находится этюд для этой картины — «Голова Иоанна Богослова» (холст, масло, 36 × 31 см, Ж-4148), поступивший туда в 1920 году из собрания [1].
Ещё два этюда находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи — «Голова Иуды» (холст, масло, 48,5 × 38,2 см, начало 1860-х, 10350) и «Голова Апостола Андрея» (бумага на холсте, масло, 49 × 38 см, начало 1860-х, 11062). Первый из них был приобретён в 1928 году у , а второй поступил в 1929 году из Музея Остроухова, побывав перед этим в коллекциях А. Ф. Петрова (до 1903 года) и И. С. Остроухова[40].
Голова Иоанна Богослова (этюд, ГРМ) | Голова Иуды(этюд, ГТГ) | Голова апостола Андрея (этюд, ГТГ) |
Кроме этого, было известно о существовании ещё двух этюдов к этой картине — «Голова Иуды» и «Этюд головы», чёрно-белые изображения которых были приведены в альбоме произведений Ге, изданном его сыном Николаем в 1904 году. В настоящее время местонахождение этих этюдов неизвестно[41][42][43].
Существует несколько уменьшенных авторских повторений этого полотна[1][44]. Одно из них, датированное 1864 годом, находится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева[1] (холст, масло, 67 × 90 см, Ж-849)[45][46]. Оно сначала было в Аничковом дворце, затем перешло в Государственный Русский музей, а в 1928 году было передано в Саратовский художественный музей[47]. Другое уменьшенное повторение, датированное 1866 годом, принадлежит коллекции Государственной Третьяковской галереи (холст, масло, 66,5 × 89,6 см, 5228)[44][48]. Оно было написано по заказу известного предпринимателя и коллекционера Козьмы Солдатёнкова. После его смерти, последовавшей в 1901 году, его коллекция согласно завещанию была передана Румянцевскому музею, а после расформирования музея в 1925 году картина поступила в Третьяковскую галерею[44].
Отзывы и критика
Писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин писал в статье, посвящённой картине Ге, что «зритель не может ни на минуту сомневаться, что здесь произошло нечто необыкновенное, что перед глазами его происходит последний акт одной из тех драм, которые издалека подготовляются и зреют и наконец-таки вырываются наружу со всем запасом горечи, укоризн и непреклонной ненависти»[49].
Литературный критик и писатель Николай Ахшарумов отмечал, что «во всей картине никаких признаков театральности, холодно целящей на эффект, или сухой, академической чопорности и манерности», так что, по его мнению, «общее впечатление картины прежде всего реальное, потом глубоко драматическое»[50].
С другой стороны, художественный критик Владимир Стасов писал, что «главные мотивы избранной задачи поняты у него [Ге] слабо или неверно». В частности, Стасов отмечал недостаточную убедительность образа Христа[51][52]:
Его Христос не заключил в себе ни одного из тех высоких качеств, под влиянием которых в мире совершился переворот беспримерный, неслыханный: перед нами представлен лишь слабый, бесхарактерный человек, почти растерявшийся в каком-то выдуманном, бог знает откуда взятом споре; перед чем же мог до такой степени упасть духом и уныть Тот, Кто явился для всемирного переворота? |
Критически отозвался о картине и Фёдор Достоевский. В своей статье «По поводу выставки», написанной в 1873 году, он отмечал[53]:
Из своей «Тайной вечери», например, наделавшей когда-то столько шуму, он [Ге] сделал совершенный жанр. Всмотритесь внимательнее: это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей. <…> Тут совсем ничего не объяснено, тут нет исторической правды; тут даже и правды жанра нет, тут всё фальшивое. С какой бы вы ни захотели судить точки зрения, событие это не могло так произойти: тут же всё происходит совсем несоразмерно и непропорционально будущему. <…> В картине же г-на Ге просто перессорились какие-то добрые люди; вышла фальшь и предвзятая идея, а всякая фальшь есть ложь и уже вовсе не реализм. |
Искусствовед Андрей Сомов писал, что «Ге обратился к чистому источнику искусства и внёс в русскую живопись живую струю, которая должна освежить поблекший исторический род живописи и показать, что история и господствующий в нашей школе жанр не подлежат резкому разграничению». И далее он отмечал, что Ге «взглянул на задачу исторического живописца здравыми глазами и понял, что такой живописец не должен быть простым иллюстратором исторического сказания, но обязан читать между его строками и передавать не столько внешний факт, сколько дух эпохи и её общечеловеческое значение». По словам Сомова, «в этом отношении у г. Ге только один предшественник — бессмертный Иванов»[5][54].
Коллекционер и меценат Павел Третьяков сожалел, что ему не удалось заполучить эту картину в его собрание. В письме к художнику Ивану Крамскому от 5 февраля 1881 года он писал: «Из всего выставленного в Академии ярко выделяется и царит (помимо этюдов Иванова) картина Ге. Жаль, что она в Академии — не там бы ей место! Чудесная картина!»[55]
Писатель Лев Толстой считал «Тайную вечерю» «самой замечательной» картиной художника, отмечая, что «произошла странная вещь: его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге»[56].
Высоко ценил картину Ге и художник Илья Репин. В своей автобиографической книге «Далёкое близкое» он писал: «Люди шестидесятых годов помнят великую славу Ге и громадное впечатление, произведенное его картиною „Последний вечер Христа с учениками“». И далее он продолжал: «Не только у нас в России, но, можно смело сказать, — во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему»[57].
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Каталог ГРМ, 1980, с. 91.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Татьяна Карпова, Светлана Капырина (составители). Летопись жизни и творчества Николая Николаевича Ге (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2011, № 3, с.52—63.. Проверено 18 сентября 2015.
- ↑ 1 2 А. Г. Верещагина, 1988, с. 30.
- ↑ 1 2 Новый Завет, Евангелие от Иоанна: Ин. 13:21-30
- ↑ 1 2 А. Г. Верещагина, 1988, с. 31—32.
- ↑ А. Г. Верещагина, 1990, с. 192.
- ↑ В. Баева, 2010, с. 10—11.
- ↑ Т. Л. Карпова, 2002, с. 9.
- ↑ 1 2 Н. Ю. Зограф, 1983, с. 85.
- ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 190—192.
- ↑ Ге Николай Николаевич — Разрушение Иерусалимского храма (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 19 сентября 2015.
- ↑ Н. Ю. Зограф, 1983, с. 85—86.
- ↑ Н. Ю. Зограф, 1983, с. 86.
- ↑ Тайная вечеря (эскиз-вариант) — Ге Николай Николаевич (HTML). www.icon-art.info. Проверено 23 сентября 2015.
- ↑ Н. Ю. Зограф, 1983, с. 88—89.
- ↑ 1 2 Н. Н. Ге, 1978, с. 49.
- ↑ Т. Л. Карпова, 2002, с. 17.
- ↑ 1 2 . «Тайная вечеря» Н. Н. Ге. Некоторые аспекты интерпретации. // В книге «Николай Ге. Вектор судьбы и творчества» (издание Государственной Третьяковской галереи и Государственного института искусствознания, 264 с.). — Москва, 2014. — С. 36—51. — ISBN 978-5-98287-082-7.
- ↑ Большая иллюстрированная энциклопедия живописи. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — С. 142. — 632 с. — ISBN 9-785-373-03516-3.
- ↑ Эльвира Попова. Два живописца // Огонёк. — 1968, № 42 (12 октября). — С. 8—10.
- ↑ Александр Бенуа. Мои воспоминания, книга 4, 5. — Москва: Наука, 1980. — С. 201.
- ↑ Елена Ляшенко. Сделано в России. Кто и как создавал Государственный Русский музей (HTML). Аргументы и факты — www.spb.aif.ru (19 марта 2015). Проверено 15 сентября 2015.
- ↑ Михайловский дворец, зал 26 (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Проверено 14 сентября 2015.
- ↑ В. И. Порудоминский, 1970, с. 45.
- ↑ А. Г. Верещагина, 1988, с. 23.
- ↑ Т. Л. Карпова, 2002, с. 12.
- ↑ С. М. Даниэль, 1999, с. 27.
- ↑ А. Г. Верещагина, 1988, с. 25.
- ↑ 1 2 3 А. Г. Верещагина, 1988, с. 24.
- ↑ Т. Н. Горина, 1961, с. 6.
- ↑ В. И. Порудоминский, 1970, с. 29.
- ↑ Н. Ю. Зограф, 1983, с. 99.
- ↑ 1 2 Н. Ю. Зограф, 1983.
- ↑ Портрет Г. П. Кондратьева — Ге Николай Николаевич (HTML). www.icon-art.info. Проверено 18 сентября 2015.
- ↑ Портрет П. М. Грибовского — Ге Николай Николаевич (HTML). www.icon-art.info. Проверено 18 сентября 2015.
- ↑ 1 2 3 Т. Н. Горина, 1961, с. 7.
- ↑ Н. Ю. Зограф, 1983, с. 94.
- ↑ Т. Л. Карпова, 2002, с. 11.
- ↑ Голова апостола Петра — Ге Николай Николаевич (HTML). www.icon-art.info. Проверено 20 сентября 2015.
- ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 194.
- ↑ Альбомъ художественныхъ произведеній Николая Николаевича Ге. — Санкт-Петербург: Н. Н. Ге и «Посредникъ», 1904. — С. 22—23. — 105 с.
- ↑ Голова Иуды — Ге Николай Николаевич (HTML). www.icon-art.info. Проверено 20 сентября 2015.
- ↑ Этюд головы к «Тайной вечере» — Ге Николай Николаевич (HTML). www.icon-art.info. Проверено 20 сентября 2015.
- ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 196.
- ↑ Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Русская живопись XVIII — начала XX века. Каталог.. — Москва: Трилистник, 2004. — Т. 1. — 560 с.
- ↑ Ге Николай Николаевич, 1831—1894, Тайная вечеря, 1864.. Отдел геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ. Проверено 21 сентября 2015.
- ↑ Карточка ресурса: Тайная вечеря (N 207966) (HTML). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — school-collection.edu.ru. Проверено 18 сентября 2015.
- ↑ Ге Николай Николаевич — Тайная вечеря (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 15 сентября 2015.
- ↑ М. Е. Салтыков-Щедрин, 1970, с. 154.
- ↑ Н. Н. Ге, 1978, с. 54.
- ↑ В. В. Стасов, 1950, с. 44.
- ↑ . «Тайная вечеря» или «Отшествие Иуды»? (HTML). «Наука и религия», 2011, № 11, www.n-i-r.su. Проверено 16 сентября 2015.
- ↑ Ф. М. Достоевский. По поводу выставки // В книге: Собрание сочинений в 15 томах, том 12. — Ленинград: Наука, 1988—1996. — С. 90—91.
- ↑ Н. Н. Ге, 1978, с. 55—56.
- ↑ . Павел Михайлович Третьяков и Николай Николаевич Ге (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2011, № 3, с.20—31. Проверено 18 сентября 2015.
- ↑ К картине Н. Н. Ге („Тайная вечеря“) (HTML). tolstoy.ru. Проверено 29 сентября 2015.
- ↑ Репин об искусстве. / О. А. Лясковская. — Москва: Издательство Академии художеств СССР, 1960. — С. 85. — 192 с.
Литература
- Баева В. Николай Николаевич Ге. — Москва: Директмедиа Паблишинг и Комсомольская правда, 2010. — 48 с. — (Великие художники, том 35). — ISBN 978-5-7475-0012-9.
- Верещагина А. Г. Николай Николаевич Ге. — Ленинград: Художник РСФСР, 1988. — 184 с. — (Русские живописцы XIX века).
- Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. — Москва: Искусство, 1990. — 229 с. — ISBN 5-210-00311-6.
- Н. Н. Ге. — Москва: Государственное издательство изобразительного искусства, 1961. — 66 с. — (Мастера русского искусства).
- Русская живопись. Между Востоком и Западом. — Санкт-Петербург: Аврора, 1999. — 287 с. — ISBN 5-7300-0767-1.
- Николай Ге. — Москва: Изобразительное искусство, 1974. — 168 с. — (Мастера мирового искусства).
- Творческая история картины Н. Н. Ге «Тайная вечеря» // В книге «Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования». — Ленинград: Художник РСФСР, 1983. — С. 81—102.
- Карпова Т. Л. Николай Ге. — Москва: Белый город, 2002. — 64 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0291-X.
- Порудоминский В. И. Николай Ге. — Москва: Искусство, 1970. — 330 с. — (Жизнь в искусстве).
- Салтыков-Щедрин М. Е. Картина Ге // В книге: Собрание сочинений в 20 томах, том 6. — Москва: Художественная литература, 1970. — С. 148—155.
- Стасов В. В. Избранное: живопись, скульптура, графика. — Искусство, 1950. — Т. 1 — Русское искусство.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Николай Николаевич Ге: письма, статьи, критика, воспоминания современников / . — Москва: Искусство, 1978. — 399 с.
Ссылки
wikiredia.ru
Картины, описание картин — Тайная вечеря
В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет находится шедевр шедевров - фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Эту композицию Леонардо да Винчи написал по заказу правителя Милана герцога Лодовико Моро после смерти его жены, Беатриче.Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам - один из вас предаст меня». «Один из вас предаст меня...» - и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов. После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Юный Филипп, готовый к самопожертвован ию, склонился к Христу, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми сребрениками... Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение. Все в этой фреске выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими. У Леонардо (как и у Джотто) все фигуры композиции расположены на одной линии - лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов.
«Тайная вечеря» - одно из великих творений Леонардо. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и варварство людское. А между тем сколько времени, сколько вдохновенного труда и самой пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание своего произведения! Рассказывают, что часто можно было видеть, как он, внезапно бросив все дела, бежал среди дня в самую сильную жару в церковь Святой Марии, чтобы провести одну-единственн ую черту или поправить контур в «Тайной вечере». Он был так увлечен своей работой, что писал беспрестанно, с утра до вечера, забыв о пище и питье. Бывало, однако, что несколько дней он совсем не брался за кисть, но и в такие дни он по два-три часа оставался в трапезной, предаваясь размышлениям и рассматривая уже написанные фигуры. Все это весьма раздражало приора монастыря доминиканцев, которому (как пишет Вазари) «казалось странным, что Леонардо добрую половину дня стоит погруженный в раздумье и созерцание. Он хотел, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде. Настоятель пожаловался самому герцогу, но тот, выслушав Леонардо, сказал, что художник тысячу раз прав.
Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Там он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете. В трактирах он усаживался за стол вместе с бедняками и рассказывал им разные истории - то веселые, то грустные и печальные, а иногда и страшные. И внимательно присматривался к лицам слушателей, когда те смеялись или плакали. Заметив какое-нибудь интересное выражение на их лицах, он тут же быстро зарисовывал его.
Художник не обращал внимания на докучливого монаха, который кричал, бесновался и жаловался герцогу. Однако, когда настоятель монастыря стал опять надоедать Леонардо, тот заявил, что если он не найдет ничего лучшего для головы Иуды, а его будут торопить, то он воспользуется как моделью головой этого столь навязчивого и нескромного настоятеля.
Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, а старые мастера изображали его сидящим отдельно. Но Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, окутав его черты тенью. Иисус Христос - центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо - идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств.
То, что увидели пораженные зрители, когда зимой 1497 года они вслед за герцогом и его пышной свитой заполнили простую и строгую трапезную, было совершенно непохоже на предшествовавши е росписи подобного рода. «Картины» на узкой стене, противоположной входу, как будто бы совсем и не было. Видно было небольшое возвышение, а над ним потолок с поперечными балками и стены, образующие (по замыслу Леонардо) живописное продолжение реального пространства трапезной. На этом возвышении, замыкавшемся тремя окнами с видом на горный пейзаж, был изображен стол - точно такой же, как и другие столы в монашеской трапезной. Стол этот покрыт такой же скатертью с простым тканым узором, какими покрыты столы и других монахов. На нем стоит такая же посуда, как и на других столах.
Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольник ом столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю. Таким образом, когда сидящие за явственным столом монахи могли быть легче увлечены мирскими прельщениями, им надлежало на вечное поучение показать, что в сердце каждого невидимо может вкрасться предатель и что Спаситель болеет о каждой заблудшей овце.
От центра - Иисуса Христа - движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной. Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность.
Создавая свою «Тайную вечерю», Леонардо никак не мог нарисовать лицо Иисуса Христа. Он тщательно написал лица всех апостолов, пейзаж за окном трапезной, посуду на столе. После долгих поисков написал Иуду. Но лицо Спасителя осталось на этой фреске единственным не завершенным.
Казалось бы, что «Тайная вечеря» должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения. Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой.
В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. Спасаясь от смертельной опасности, они (может быть, и против собственной воли) не могли надлежащим образом позаботиться о фреске. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии. Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой головой Иисуса Христа. В дальнейшем австрийские и французские солдаты как будто соперничали между собой в вандализме по уничтожению этого сокровища. В конце XVIII века трапезная монастыря была превращена в конюшню. Но даже и в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление. Французский король Франциск I, захвативший Милан в XVI веке, был в восторге от «Тайной вечери» и пожелал перевезти ее в Париж. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эти фрески во Францию. И только потому оставил этот проект, что инженеры отступились перед трудностью данного предприятия.
www.art-drawing.ru
Картина да Винчи "Тайная вечеря" "несет" в себе сакральное значение
Само название знаменитой картины да Винчи «Тайная вечеря» несет в себе сакральное значение. Действительно многие полотна Леонардо овеяны ореолом загадочности. В «Тайной вечере», как и во многих других работах художника, прослеживается много символизма и скрытых посланий.Недавно была завершена реставрация легендарного творения. Благодаря этому удалось узнать немало интересных фактов, связанных с его историей. Смысл картины до сих пор остается для многих мутным и не совсем ясным. Вокруг скрытого смысла «Тайной вечери» рождаются всё новые и новые догадки.Леонардо да Винчи — одна из самых загадочных личностей в истории изобразительного искусства. Одни чуть ли не причисляют художника к лику святых и сочиняют ему хвалебные оды, другие, напротив, считают его богохульником, продавшим душу дьяволу, при этом никто не сомневается в гениальности великого итальянца.
История создания картины
Сложно верится, но картина «Тайная вечеря» была написана в 1495 году на заказ миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своей распутной жизнью, у него была очень скромная и благонравная жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом тзаказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.
Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метров вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с ним злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие на одной из стен трапезной в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) находится гораздо ближе, чем мы думаем.
Интересные факты:
1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно были предметом споров. Судя по надписям на репродукции картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.
2. Многие историки считают, что эта картина изображает евхрастию (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже…3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи во время написания картины дались Иисус и Иуда. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнения: вот оно — воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».Последним персонажем, прототип которого художнику так и не удавалось до последнего найти, был Иуда. Художник часами бродил узкими итальянскими улочками в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года, да Винчи нашел то, что искал. В канаве валялся пьяный мужчина, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.
После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад его было не узнать: он пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.
Так, по предположениям историков, Иисус и Иуда были написаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Этот факт служит метафорой того, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа расположен вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образовывается буква «М». Якобы она означает слово «Matrimonio», которое переводится как «брак».
5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина — девой.6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви, было разрушено практически всё, кроме стены, на которой была изображена фреска.Однако в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам картины. уть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.7. Не менее интересны размышления жрецов искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.
8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.
Смотрите также
ukraineartnews.com