Утро (картина Яблонской). Картина яблонской
Утро (картина Яблонской) — Википедия
| ||
Татьяна Яблонская | ||
Утро. 1954 | ||
укр. Ранок | ||
Холст, масло. 169 × 110 см | ||
Третьяковская галерея, Москва |
«Утро» (укр. «Ранок») — картина советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1954 году в Киеве[1]. На ней изображена девочка, делающая утреннюю гимнастику. Картина считается ярким явлением раннего периода хрущёвской оттепели[2].
Содержание
- 1 История создания картины и её судьба
- 2 Сюжет и его трактовка художницей
- 3 Примечания
- 4 Литература
История создания картины и её судьба[править | править код]
На картине изображена с
ru.bywiki.com
Утро (картина Яблонской) — Википедия
К:Картины 1954 года«Утро» (укр. «Ранок») — картина советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1954 году в Киеве[1]. На ней изображена девочка, делающая утреннюю гимнастику. Картина считается ярким явлением раннего периода хрущёвской оттепели[2].
История создания картины и её судьба
На картине изображена старшая дочь художницы Лена (от первого брака Татьяны Яблонской с Сергеем Отрощенко) в возрасте тринадцати лет[3]. Действие происходит в полученной семьёй художницы квартире в центре Киева, которая находилась в доме по улице Красноармейская, 46, где она жила в 1949—1955[4]. Репродукция этой картины вскоре была напечатана в популярном журнале «Огонёк», неоднократно выпускалась на почтовых открытках. Картина была помещена в учебнике «Родная речь», советские школьники должны были писать об этой картине сочинение[5]. В последующее время картина также использовалась в преподавании, в частности, она рекомендовалась на Украине в 2000-е годы для изучения в курсе «Русский язык» за 4 класс[6].
Картина «Утро» сыграла особую роль в личной жизни её главной героини. Дочь художницы Елена во время учёбы в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова на факультете декоративного оформления тканей познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Будучи ещё мальчиком, он влюбился в девочку на репродукции картины «Утро», которая висела у него дома. Елена и Арсен поженились. Старшая дочь Татьяны Яблонской живёт в Казахстане (её муж скончался в 2000 году), она — член Союза художников и Союза кинематографистов Республики Казахстан[7]. В Алма-Ате в 1962 году у неё родился сын Зангар, также ставший художником[5][3].
Техника создания картины — масляная живопись по холсту. Размер — 169 на 110 см. Картина была показана на III выставке работ действительных членов и членов-корреспондентов Академии художеств СССР в 1954 году, получила одобрение зрительской аудитории и критиков[8]. В том же году она была приобретена Государственной Третьяковской Галереей, где находится в коллекции по настоящее время[9]
Сама художница не была удовлетворена результатом работы над картиной. В письме Анне Сергеевне Галушкиной, датированном августом 1963 года, где речь шла о возможном приобретении для Третьяковской галереи другой картины Яблонской («Свадьба»), она пишет: «Мне б, конечно, очень бы хотелось ещё раз попасть на священные стены галереи. И мне кажется, что эта картина, во всяком случае, лучше бы воспринималась, чем моя работа „Утро“»[9]. Ещё более определённо она утверждала в конце жизни: «В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. И всё казалось хорошо, „художественно“. Противная, антиживописная картина „Утро“. А ведь по замыслу неплохая. Вдохновил меня на неё Е. Волобуев. Но по живописи она абсолютный ноль»[10].
Гаяне Атаян (укр.)русск., дочь художницы, считала, что негативный отзыв о картине был дан автором под влиянием настроения и не отражает подлинное отношение Татьяны Яблонской к полотну «Утро»: "Это было написано в 90-е годы. Мама вообще была человеком настроения. Так ей показалось на тот момент. И о картине «Хлеб» она одно время говорила, мол, это плакат, а уже в конце жизни, анализируя свое творчество, то сказала: «Всё-таки лучшая моя картина — это „Хлеб“. Я всегда ею гордилась… А Евгений Всеволодович Волобуев был для мамы и для всех нас непререкаемым авторитетом. Всегда. Это очень тонкий живописец, человек острого ума, мог одним словом так очертить какое-то явление, что ни дать, ни взять. Если о чьей-то работе отзывался положительно, мы это очень ценили. Мне повезло немного с ним общаться. Работ, которые одобрил дядя Женя, у меня немного»[11].
Видео по теме
Сюжет и его трактовка художницей
К 1954 году Татьяна Яблонская уже создала несколько произведений на спортивную тему: «Перед стартом» (1947), «На Днепре» (1952). Обе эти работы показывают спорт как массовое движение, они ставят в центр внимания участника-зрителя, ориентированы на творчество Александра Дейнеки[12]. «Утро» — первая значительная картина Яблонской, написанная после смерти Сталина. Она знаменует отход художницы от ориентации на творчество Александра Дейнеки. Сцена, изображённая на картине, была знакома всем советским людям. Из радиоприёмников в то время звучала бодрая музыка, диктор под неё проводил дистанционную утреннюю зарядку: наклоны, приседания… Девочка на картине Яблонской запечатлена во время такой зарядки. Она только что встала (слева видна неубранная постель). Одежда девочки лежит на стуле у открытой двери из комнаты на балкон, сама она, в майке и трусах, поднимает руки и правую ногу[13]. Солнце за окном и зелень листьев, склоняющихся к девочке подчёркивают её юность[8]. Перед зрителем художник представляет мир повседневной, частной жизни. Однако, по мнению О’Махоуни, падающий из глубины свет, и избранный ракурс (зритель смотрит несколько сверху) создают эффект не домашней зарядки, а подготовленного выступления перед публикой. Он обращает внимание на то, что юная спортсменка выполняет не примитивные упражнения, которые входили в состав радиогимнастики, а стоит в весьма сложной профессиональной позиции, как если бы она находилась на занятии в балетном классе или в гимнастическом зале[13]. Догадку британского искусствоведа подтверждает и сестра изображённой на картине девочки: «В юности Лёля занималась гимнастикой, любила танцевать, ей даже говорили, что может быть балериной»[11]. Подтверждала это и сама Елена в своих интервью: «Я в детстве очень хорошо танцевала. Мне поначалу прочили балетную, потом гимнастическую карьеру»[3]. Искусствовед сопоставляет дату создания картины (1954) с выдающимися успехами советских спортсменов и спортсменок именно в гимнастике на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Двадцать две медали (в том числе девять золотых) достались гимнастам СССР. В 1930-е годы гимнастика занимала важное место в системе военной подготовки, входила в программу физкультурных институтов, но только после войны она широко распространилась практически по всей территории СССР. Самыми популярными среди девочек секциями в детских спортивных школах стали гимнастические[13].
По мнению О’Махоуни, юная гимнастка Яблонской — не изображение массового участия в физкультурном движении, а символ профессионализма молодых спортсменов, которые своими победами прославляют советский народ. Он также обращает внимание, что юная героиня картины по замыслу художницы — украинка. На это указывают предметы в комнате (отмеченные национальной спецификой), яркое солнце, теплый южный воздух, веющий с балкона, причёска девочки. Кроме того, что сама художница жила в это время на Украине, именно с Украины приехали в Хельсинки будущие победители и призёры Олимпиады 1952 года: Виктор Чукарин, Дмитрий Леонкин, Мария Гороховская и Нина Бочарова. В обстановке позднего сталинизма подчёркивание украинской национальной идентичности воспринималось как вредное и опасное. Акцент, сделанный Яблонской на национальной принадлежности юной гимнастки, по мнению О’Махоуни, предполагает, что в близком будущем можно было ожидать перемен в этой сфере[14]. О’Махоуни отмечает, что «украинская национальная идентичность здесь, через отсылки к физкультуре и спорту, связывается с более широкими целями и задачами современного многонационального советского государства»[2].
«Утро» Яблонской, по мнению искусствоведа, — произведение, запечатлевшее атмосферу раннего периода «оттепели». Художница изобразила переход девочки
«от сна к бодрствованию, от тьмы к свету, от хаоса (неубранная постель) к новому порядку, равновесию, гармонии. Юная гимнастка воплощает надежды и чаяния, вызванные к жизни окончанием сталинской эры»
— Майк О’Махоуни. Спорт в СССР. Физическая культура визуальная культура[2]
Примечания
- ↑ О’Махоуни, 2010, с. 214.
- ↑ 1 2 3 О’Махоуни, 2010, с. 217.
- ↑ 1 2 3 Лисниченко, 2007.
- ↑ Звід пам'яток історії та культури. Книга I: Київ, частина III: С—Я, с. 1930.
- ↑ 1 2 Гончарук, 2017.
- ↑ Журавко, О. И. Русский язык. 4 класс: Планы-конспекты уроков. — М: Ranok Publishing House Ltd, 2007. — С. 248—249. — 272 с. — ISBN 9-789-6608-1873-6.
- ↑ Валуйская, Наталья Ты увидишь утро сияющим // Казахстанская Правда : Газета. — 2015. — 20 Март.
- ↑ 1 2 Владич, 1958, с. 39.
- ↑ 1 2 Полянская, 2014.
- ↑ Татьяна Яблонская: о себе // Зеркало недели. Украина : Газета. — 2005. — 24 Июнь.
- ↑ 1 2 Атаян, 2010.
- ↑ О’Махоуни, 2010, с. 214-215.
- ↑ 1 2 3 О’Махоуни, 2010, с. 215.
- ↑ О’Махоуни, 2010, с. 216.
Литература
- Атаян, Гаяне Старшая дочь Народного художника Украины Татьяны Яблонской Елена: «Мама увлекалась йогой и могла голодать до 40 дней» (укр.) // Журнал Верховної Ради України «Віче» : Журнал. — 2010. — Березень (№ 5).
- Владич Л. В. Т. Н. Яблоньска. — Киев: Государственное издательство изобразительного искусства и музыкальной литературы, 1958. — 99 с. — (Библиотека украинского искусства). — 3500 экз.
- Гончарук, Оксана Татьяна Яблонская: гений соцреализма, переживший систему // Комсомольская правда : Газета. — 2017. — 24 Февраль.
- Лисниченко, Ирига «Шкода, що мама не дожила до щасливого часу, коли побачила світ ця книга «Тетяна Яблоньска» // Факты и комментарии : Газета. — 2007. — 23 февраль.
- О’Махоуни, Майк. Спорт в СССР. Физическая культура визуальная культура. — М: Новое литературное обозрение, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-8679-3815-4.
- Полянская, Ольга Год 1949. Горячее сердце Татьяны Яблонской // Третьяковская галерея : Журнал. — 2014. — № 4 (45).
wikipedia.green
Утро (картина Яблонской) — WiKi
На картине изображена старшая дочь художницы Лена (от первого брака Татьяны Яблонской с Сергеем Отрощенко) в возрасте тринадцати лет[3]. Действие происходит в полученной семьёй художницы квартире в центре Киева, которая находилась в доме по улице Красноармейская, 46, где она жила в 1949—1955[4]. Репродукция этой картины вскоре была напечатана в популярном журнале «Огонёк», неоднократно выпускалась на почтовых открытках. Картина была помещена в учебнике «Родная речь», советские школьники должны были писать об этой картине сочинение[5]. В последующее время картина также использовалась в преподавании, в частности, она рекомендовалась на Украине в 2000-е годы для изучения в курсе «Русский язык» за 4 класс[6].
Картина «Утро» сыграла особую роль в личной жизни её главной героини. Дочь художницы Елена во время учёбы в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова на факультете декоративного оформления тканей познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Будучи ещё мальчиком, он влюбился в девочку на репродукции картины «Утро», которая висела у него дома. Елена и Арсен поженились. Старшая дочь Татьяны Яблонской живёт в Казахстане (её муж скончался в 2000 году), она — член Союза художников и Союза кинематографистов Республики Казахстан[7]. В Алма-Ате в 1962 году у неё родился сын Зангар, также ставший художником[5][3].
Техника создания картины — масляная живопись по холсту. Размер — 169 на 110 см. Картина была показана на III выставке работ действительных членов и членов-корреспондентов Академии художеств СССР в 1954 году, получила одобрение зрительской аудитории и критиков[8]. В том же году она была приобретена Государственной Третьяковской Галереей, где находится в коллекции по настоящее время[9]
Сама художница не была удовлетворена результатом работы над картиной. В письме Анне Сергеевне Галушкиной, датированном августом 1963 года, где речь шла о возможном приобретении для Третьяковской галереи другой картины Яблонской («Свадьба»), она пишет: «Мне б, конечно, очень бы хотелось ещё раз попасть на священные стены галереи. И мне кажется, что эта картина, во всяком случае, лучше бы воспринималась, чем моя работа „Утро“»[9]. Ещё более определённо она утверждала в конце жизни: «В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. И всё казалось хорошо, „художественно“. Противная, антиживописная картина „Утро“. А ведь по замыслу неплохая. Вдохновил меня на неё Е. Волобуев. Но по живописи она абсолютный ноль»[10].
Гаяне Атаян (укр.)русск., дочь художницы, считала, что негативный отзыв о картине был дан автором под влиянием настроения и не отражает подлинное отношение Татьяны Яблонской к полотну «Утро»: "Это было написано в 90-е годы. Мама вообще была человеком настроения. Так ей показалось на тот момент. И о картине «Хлеб» она одно время говорила, мол, это плакат, а уже в конце жизни, анализируя свое творчество, то сказала: «Всё-таки лучшая моя картина — это „Хлеб“. Я всегда ею гордилась… А Евгений Всеволодович Волобуев был для мамы и для всех нас непререкаемым авторитетом. Всегда. Это очень тонкий живописец, человек острого ума, мог одним словом так очертить какое-то явление, что ни дать, ни взять. Если о чьей-то работе отзывался положительно, мы это очень ценили. Мне повезло немного с ним общаться. Работ, которые одобрил дядя Женя, у меня немного»[11].
К 1954 году Татьяна Яблонская уже создала несколько произведений на спортивную тему: «Перед стартом» (1947), «На Днепре» (1952). Обе эти работы показывают спорт как массовое движение, они ставят в центр внимания участника-зрителя, ориентированы на творчество Александра Дейнеки[12]. «Утро» — первая значительная картина Яблонской, написанная после смерти Сталина. Она знаменует отход художницы от ориентации на творчество Александра Дейнеки. Сцена, изображённая на картине, была знакома всем советским людям. Из радиоприёмников в то время звучала бодрая музыка, диктор под неё проводил дистанционную утреннюю зарядку: наклоны, приседания… Девочка на картине Яблонской запечатлена во время такой зарядки. Она только что встала (слева видна неубранная постель). Одежда девочки лежит на стуле у открытой двери из комнаты на балкон, сама она, в майке и трусах, поднимает руки и правую ногу[13]. Солнце за окном и зелень листьев, склоняющихся к девочке подчёркивают её юность[8]. Перед зрителем художник представляет мир повседневной, частной жизни. Однако, по мнению О’Махоуни, падающий из глубины свет, и избранный ракурс (зритель смотрит несколько сверху) создают эффект не домашней зарядки, а подготовленного выступления перед публикой. Он обращает внимание на то, что юная спортсменка выполняет не примитивные упражнения, которые входили в состав радиогимнастики, а стоит в весьма сложной профессиональной позиции, как если бы она находилась на занятии в балетном классе или в гимнастическом зале[13]. Догадку британского искусствоведа подтверждает и сестра изображённой на картине девочки: «В юности Лёля занималась гимнастикой, любила танцевать, ей даже говорили, что может быть балериной»[11]. Подтверждала это и сама Елена в своих интервью: «Я в детстве очень хорошо танцевала. Мне поначалу прочили балетную, потом гимнастическую карьеру»[3]. Искусствовед сопоставляет дату создания картины (1954) с выдающимися успехами советских спортсменов и спортсменок именно в гимнастике на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Двадцать две медали (в том числе девять золотых) достались гимнастам СССР. В 1930-е годы гимнастика занимала важное место в системе военной подготовки, входила в программу физкультурных институтов, но только после войны она широко распространилась практически по всей территории СССР. Самыми популярными среди девочек секциями в детских спортивных школах стали гимнастические[13].
По мнению О’Махоуни, юная гимнастка Яблонской — не изображение массового участия в физкультурном движении, а символ профессионализма молодых спортсменов, которые своими победами прославляют советский народ. Он также обращает внимание, что юная героиня картины по замыслу художницы — украинка. На это указывают предметы в комнате (отмеченные национальной спецификой), яркое солнце, теплый южный воздух, веющий с балкона, причёска девочки. Кроме того, что сама художница жила в это время на Украине, именно с Украины приехали в Хельсинки будущие победители и призёры Олимпиады 1952 года: Виктор Чукарин, Дмитрий Леонкин, Мария Гороховская и Нина Бочарова. В обстановке позднего сталинизма подчёркивание украинской национальной идентичности воспринималось как вредное и опасное. Акцент, сделанный Яблонской на национальной принадлежности юной гимнастки, по мнению О’Махоуни, предполагает, что в близком будущем можно было ожидать перемен в этой сфере[14]. О’Махоуни отмечает, что «украинская национальная идентичность здесь, через отсылки к физкультуре и спорту, связывается с более широкими целями и задачами современного многонационального советского государства»[2].
«Утро» Яблонской, по мнению искусствоведа, — произведение, запечатлевшее атмосферу раннего периода «оттепели». Художница изобразила переход девочки
«от сна к бодрствованию, от тьмы к свету, от хаоса (неубранная постель) к новому порядку, равновесию, гармонии. Юная гимнастка воплощает надежды и чаяния, вызванные к жизни окончанием сталинской эры»
— Майк О’Махоуни. Спорт в СССР. Физическая культура визуальная культура[2]
ru-wiki.org
Утро (картина Яблонской) — Википедия РУ
На картине изображена старшая дочь художницы Лена (от первого брака Татьяны Яблонской с Сергеем Отрощенко) в возрасте тринадцати лет[3]. Действие происходит в полученной семьёй художницы квартире в центре Киева, которая находилась в доме по улице Красноармейская, 46, где она жила в 1949—1955[4]. Репродукция этой картины вскоре была напечатана в популярном журнале «Огонёк», неоднократно выпускалась на почтовых открытках. Картина была помещена в учебнике «Родная речь», советские школьники должны были писать об этой картине сочинение[5]. В последующее время картина также использовалась в преподавании, в частности, она рекомендовалась на Украине в 2000-е годы для изучения в курсе «Русский язык» за 4 класс[6].
Картина «Утро» сыграла особую роль в личной жизни её главной героини. Дочь художницы Елена во время учёбы в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова на факультете декоративного оформления тканей познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Будучи ещё мальчиком, он влюбился в девочку на репродукции картины «Утро», которая висела у него дома. Елена и Арсен поженились. Старшая дочь Татьяны Яблонской живёт в Казахстане (её муж скончался в 2000 году), она — член Союза художников и Союза кинематографистов Республики Казахстан[7]. В Алма-Ате в 1962 году у неё родился сын Зангар, также ставший художником[5][3].
Техника создания картины — масляная живопись по холсту. Размер — 169 на 110 см. Картина была показана на III выставке работ действительных членов и членов-корреспондентов Академии художеств СССР в 1954 году, получила одобрение зрительской аудитории и критиков[8]. В том же году она была приобретена Государственной Третьяковской Галереей, где находится в коллекции по настоящее время[9]
Сама художница не была удовлетворена результатом работы над картиной. В письме Анне Сергеевне Галушкиной, датированном августом 1963 года, где речь шла о возможном приобретении для Третьяковской галереи другой картины Яблонской («Свадьба»), она пишет: «Мне б, конечно, очень бы хотелось ещё раз попасть на священные стены галереи. И мне кажется, что эта картина, во всяком случае, лучше бы воспринималась, чем моя работа „Утро“»[9]. Ещё более определённо она утверждала в конце жизни: «В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. И всё казалось хорошо, „художественно“. Противная, антиживописная картина „Утро“. А ведь по замыслу неплохая. Вдохновил меня на неё Е. Волобуев. Но по живописи она абсолютный ноль»[10].
Гаяне Атаян (укр.)русск., дочь художницы, считала, что негативный отзыв о картине был дан автором под влиянием настроения и не отражает подлинное отношение Татьяны Яблонской к полотну «Утро»: "Это было написано в 90-е годы. Мама вообще была человеком настроения. Так ей показалось на тот момент. И о картине «Хлеб» она одно время говорила, мол, это плакат, а уже в конце жизни, анализируя свое творчество, то сказала: «Всё-таки лучшая моя картина — это „Хлеб“. Я всегда ею гордилась… А Евгений Всеволодович Волобуев был для мамы и для всех нас непререкаемым авторитетом. Всегда. Это очень тонкий живописец, человек острого ума, мог одним словом так очертить какое-то явление, что ни дать, ни взять. Если о чьей-то работе отзывался положительно, мы это очень ценили. Мне повезло немного с ним общаться. Работ, которые одобрил дядя Женя, у меня немного»[11].
К 1954 году Татьяна Яблонская уже создала несколько произведений на спортивную тему: «Перед стартом» (1947), «На Днепре» (1952). Обе эти работы показывают спорт как массовое движение, они ставят в центр внимания участника-зрителя, ориентированы на творчество Александра Дейнеки[12]. «Утро» — первая значительная картина Яблонской, написанная после смерти Сталина. Она знаменует отход художницы от ориентации на творчество Александра Дейнеки. Сцена, изображённая на картине, была знакома всем советским людям. Из радиоприёмников в то время звучала бодрая музыка, диктор под неё проводил дистанционную утреннюю зарядку: наклоны, приседания… Девочка на картине Яблонской запечатлена во время такой зарядки. Она только что встала (слева видна неубранная постель). Одежда девочки лежит на стуле у открытой двери из комнаты на балкон, сама она, в майке и трусах, поднимает руки и правую ногу[13]. Солнце за окном и зелень листьев, склоняющихся к девочке подчёркивают её юность[8]. Перед зрителем художник представляет мир повседневной, частной жизни. Однако, по мнению О’Махоуни, падающий из глубины свет, и избранный ракурс (зритель смотрит несколько сверху) создают эффект не домашней зарядки, а подготовленного выступления перед публикой. Он обращает внимание на то, что юная спортсменка выполняет не примитивные упражнения, которые входили в состав радиогимнастики, а стоит в весьма сложной профессиональной позиции, как если бы она находилась на занятии в балетном классе или в гимнастическом зале[13]. Догадку британского искусствоведа подтверждает и сестра изображённой на картине девочки: «В юности Лёля занималась гимнастикой, любила танцевать, ей даже говорили, что может быть балериной»[11]. Подтверждала это и сама Елена в своих интервью: «Я в детстве очень хорошо танцевала. Мне поначалу прочили балетную, потом гимнастическую карьеру»[3]. Искусствовед сопоставляет дату создания картины (1954) с выдающимися успехами советских спортсменов и спортсменок именно в гимнастике на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Двадцать две медали (в том числе девять золотых) достались гимнастам СССР. В 1930-е годы гимнастика занимала важное место в системе военной подготовки, входила в программу физкультурных институтов, но только после войны она широко распространилась практически по всей территории СССР. Самыми популярными среди девочек секциями в детских спортивных школах стали гимнастические[13].
По мнению О’Махоуни, юная гимнастка Яблонской — не изображение массового участия в физкультурном движении, а символ профессионализма молодых спортсменов, которые своими победами прославляют советский народ. Он также обращает внимание, что юная героиня картины по замыслу художницы — украинка. На это указывают предметы в комнате (отмеченные национальной спецификой), яркое солнце, теплый южный воздух, веющий с балкона, причёска девочки. Кроме того, что сама художница жила в это время на Украине, именно с Украины приехали в Хельсинки будущие победители и призёры Олимпиады 1952 года: Виктор Чукарин, Дмитрий Леонкин, Мария Гороховская и Нина Бочарова. В обстановке позднего сталинизма подчёркивание украинской национальной идентичности воспринималось как вредное и опасное. Акцент, сделанный Яблонской на национальной принадлежности юной гимнастки, по мнению О’Махоуни, предполагает, что в близком будущем можно было ожидать перемен в этой сфере[14]. О’Махоуни отмечает, что «украинская национальная идентичность здесь, через отсылки к физкультуре и спорту, связывается с более широкими целями и задачами современного многонационального советского государства»[2].
«Утро» Яблонской, по мнению искусствоведа, — произведение, запечатлевшее атмосферу раннего периода «оттепели». Художница изобразила переход девочки
«от сна к бодрствованию, от тьмы к свету, от хаоса (неубранная постель) к новому порядку, равновесию, гармонии. Юная гимнастка воплощает надежды и чаяния, вызванные к жизни окончанием сталинской эры»
— Майк О’Махоуни. Спорт в СССР. Физическая культура визуальная культура[2]
http-wikipediya.ru
Утро (картина Яблонской) Вики
«Утро» (укр. «Ранок») — картина советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1954 году в Киеве[1]. На ней изображена девочка, делающая утреннюю гимнастику. Картина считается ярким явлением раннего периода хрущёвской оттепели[2].
История создания картины и её судьба[ | код]
На картине изображена старшая дочь художницы Лена (от первого брака Татьяны Яблонской с Сергеем Отрощенко) в возрасте тринадцати лет[3]. Действие происходит в полученной семьёй художницы квартире в центре Киева, которая находилась в доме по улице Красноармейская, 46, где она жила в 1949—1955[4]. Репродукция этой картины вскоре была напечатана в популярном журнале «Огонёк», неоднократно выпускалась на почтовых открытках. Картина была помещена в учебнике «Родная речь», советские школьники должны были писать об этой картине сочинение[5]. В последующее время картина также использовалась в преподавании, в частности, она рекомендовалась на Украине в 2000-е годы для изучения в курсе «Русский язык» за 4 класс[6].
Картина «Утро» сыграла особую роль в личной жизни её главной героини. Дочь художницы Елена во время учёбы в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова на факультете декоративного оформления тканей познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Будучи ещё мальчиком, он влюбился в девочку на репродукции картины «Утро», которая висела у него дома. Елена и Арсен поженились. Старшая дочь Татьяны Яблонской живёт в Казахстане (её муж скончался в 2000 году), она — член Союза художников и Союза кинематографистов Республики Казахстан[7]. В Алма-Ате в 1962 году у неё родился сын Зангар, также ставший художником[5][3].
Техника создания картины — масляная живопись по холсту. Размер — 169 на 110 см. Картина была показана на III выставке работ действительных членов и членов-корреспондентов Академии художеств СССР в 1954 году, получила одобрение зрительской аудитории и критиков[8]. В том же году она была приобретена Государственной Третьяковской Галереей, где находится в коллекции по настоящее время[9]
Сама художница не была удовлетворена результатом работы над картиной. В письме Анне Сергеевне Галушкиной, датированном августом 1963 года, где речь шла о возможном приобретении для Третьяковской галереи другой картины Яблонской («Свадьба»), она пишет: «Мне б, конечно, очень бы хотелось ещё раз попасть на священные стены галереи. И мне кажется, что эта картина, во всяком случае, лучше бы воспринималась, чем моя работа „Утро“»[9]. Ещё более определённо она утверждала в конце жизни: «В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. И всё казалось хорошо, „художественно“. Противная, антиживописная картина „Утро“. А ведь по замыслу неплохая. Вдохновил меня на неё Е. Волобуев. Но по живописи она абсолютный ноль»[10].
Гаяне Атаян (укр.)русск., дочь художницы, считала, что негативный отзыв о картине был дан автором под влиянием настроения и не отражает подлинное отношение Татьяны Яблонской к полотну «Утро»: "Это было написано в 90-е годы. Мама вообще была человеком настроения. Так ей показалось на тот момент. И о картине «Хлеб» она одно время говорила, мол, это плакат, а уже в конце жизни, анализируя свое творчество, то сказала: «Всё-таки лучшая моя картина — это „Хлеб“. Я всегда ею гордилась… А Евгений Всеволодович Волобуев был для мамы и для всех нас непререкаемым авторитетом. Всегда. Это очень тонкий живописец, человек острого ума, мог одним словом так очертить какое-то явление, что ни дать, ни взять. Если о чьей-то работе отзывался положительно, мы это очень ценили. Мне повезло немного с ним общаться. Работ, которые одобрил дядя Женя, у меня немного»[11].
Сюжет и его трактовка художницей[ | код]
К 1954 году Татьяна Яблонская уже создала несколько произведений на спортивную тему: «Перед стартом» (1947), «На Днепре» (1952). Обе эти работы показывают спорт как массовое движение, они ставят в центр внимания участника-зрителя, ориентированы на творчество Александра Дейнеки[12]. «Утро» — первая значительная картина Яблонской, написанная после смерти Сталина. Она знаменует отход художницы от ориентации на творчество Александра Дейнеки. Сцена, изображённая на картине, была знакома всем советским людям. Из радиоприёмников в то время звучала бодрая музыка, диктор под неё проводил дистанционную утреннюю зарядку: наклоны, приседания… Девочка на картине Яблонской запечатлена во время такой зарядки. Она только что встала (слева видна неубранная постель). Одежда девочки лежит на стуле у открытой двери из комнаты на балкон, сама она, в майке и трусах, поднимает руки и правую ногу[13]. Солнце за окном и зелень листьев, склоняющихся к девочке подчёркивают её юность[8]. Перед зрителем художник представляет мир повседневной, частной жизни. Однако, по мнению О’Махоуни, падающий из глубины свет, и избранный ракурс (зритель смотрит несколько сверху) создают эффект не домашней зарядки, а подготовленного выступления перед публикой. Он обращает внимание на то, что юная спортсменка выполняет не примитивные упражнения, которые входили в состав радиогимнастики, а стоит в весьма сложной профессиональной позиции, как если бы она находилась на занятии в балетном классе или в гимнастическом зале[13]. Догадку британского искусствоведа подтверждает и сестра изображённой на картине девочки: «В юности Лёля занималась гимнастикой, любила танцевать, ей даже говорили, что может быть балериной»[11]. Подтверждала это и сама Елена в своих интервью: «Я в детстве очень хорошо танцевала. Мне поначалу прочили балетную, потом гимнастическую карьеру»[3]. Искусствовед сопоставляет дату создания картины (1954) с выдающимися успехами советских спортсменов и спортсменок именно в гимнастике на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Двадцать две медали (в том числе девять золотых) достались гимнастам СССР. В 1930-е годы гимнастика занимала важное место в системе военной подготовки, входила в программу физкультурных институтов, но только после войны она широко распространилась практически по всей территории СССР. Самыми популярными среди девочек секциями в детских спортивных школах стали гимнастические[13].
По мнению О’Махоуни, юная гимнастка Яблонской — не изображение массового участия в физкультурном движении, а символ профессионализма молодых спортсменов, которые своими победами прославляют советский народ. Он также обращает внимание, что юная героиня картины по замыслу художницы — украинка. На это указывают предметы в комнате (отмеченные национальной спецификой), яркое солнце, теплый южный воздух, веющий с балкона, причёска девочки. Кроме того, что сама художница жила в это время на Украине, именно с Украины приехали в Хельсинки будущие победители и призёры Олимпиады 1952 года: Виктор Чукарин, Дмитрий Леонкин, Мария Гороховская и Нина Бочарова. В обстановке позднего сталинизма подчёркивание украинской национальной идентичности воспринималось как вредное и опасное. Акцент, сделанный Яблонской на национальной принадлежности юной гимнастки, по мнению О’Махоуни, предполагает, что в близком будущем можно было ожидать перемен в этой сфере[14]. О’Махоуни отмечает, что «украинская национальная идентичность здесь, через отсылки к физкультуре и спорту, связывается с более широкими целями и задачами современного многонационального советского государства»[2].
«Утро» Яблонской, по мнению искусствоведа, — произведение, запечатлевшее атмосферу раннего периода «оттепели». Художница изобразила переход девочки
«от сна к бодрствованию, от тьмы к свету, от хаоса (неубранная постель) к новому порядку, равновесию, гармонии. Юная гимнастка воплощает надежды и чаяния, вызванные к жизни окончанием сталинской эры»
— Майк О’Махоуни. Спорт в СССР. Физическая культура визуальная культура[2]
Примечания[ | код]
- ↑ О’Махоуни, 2010, с. 214.
- ↑ 1 2 3 О’Махоуни, 2010, с. 217.
- ↑ 1 2 3 Лисниченко, 2007.
- ↑ Звід пам'яток історії та культури. Книга I: Київ, частина III: С—Я, с. 1930.
- ↑ 1 2 Гончарук, 2017.
- ↑ Журавко, О. И. Русский язык. 4 класс: Планы-конспекты уроков. — М: Ranok Publishing House Ltd, 2007. — С. 248—249. — 272 с. — ISBN 9-789-6608-1873-6.
- ↑ Валуйская, Наталья Ты увидишь утро сияющим // Казахстанская Правда : Газета. — 2015. — 20 Март.
- ↑ 1 2 Владич, 1958, с. 39.
- ↑ 1 2 Полянская, 2014.
- ↑ Татьяна Яблонская: о себе // Зеркало недели. Украина : Газета. — 2005. — 24 Июнь.
- ↑ 1 2 Атаян, 2010.
- ↑ О’Махоуни, 2010, с. 214-215.
- ↑ 1 2 3 О’Махоуни, 2010, с. 215.
- ↑ О’Махоуни, 2010, с. 216.
Литература[ | код]
- Атаян, Гаяне Старшая дочь Народного художника Украины Татьяны Яблонской Елена: «Мама увлекалась йогой и могла голодать до 40 дней» (укр.) // Журнал Верховної Ради України «Віче» : Журнал. — 2010. — Березень (№ 5).
- Владич Л. В. Т. Н. Яблоньска. — Киев: Государственное издательство изобразительного искусства и музыкальной литературы, 1958. — 99 с. — (Библиотека украинского искусства). — 3500 экз.
- Гончарук, Оксана Татьяна Яблонская: гений соцреализма, переживший систему // Комсомольская правда : Газета. — 2017. — 24 Февраль.
- Лисниченко, Ирига «Шкода, що мама не дожила до щасливого часу, коли побачила світ ця книга «Тетяна Яблоньска» // Факты и комментарии : Газета. — 2007. — 23 февраль.
- О’Махоуни, Майк. Спорт в СССР. Физическая культура визуальная культура. — М: Новое литературное обозрение, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-8679-3815-4.
- Полянская, Ольга Год 1949. Горячее сердце Татьяны Яблонской // Третьяковская галерея : Журнал. — 2014. — № 4 (45).
ru.wikibedia.ru
Утро (картина Яблонской) — ВиКи
На картине изображена старшая дочь художницы Лена (от первого брака Татьяны Яблонской с Сергеем Отрощенко) в возрасте тринадцати лет[3]. Действие происходит в полученной семьёй художницы квартире в центре Киева, которая находилась в доме по улице Красноармейская, 46, где она жила в 1949—1955[4]. Репродукция этой картины вскоре была напечатана в популярном журнале «Огонёк», неоднократно выпускалась на почтовых открытках. Картина была помещена в учебнике «Родная речь», советские школьники должны были писать об этой картине сочинение[5]. В последующее время картина также использовалась в преподавании, в частности, она рекомендовалась на Украине в 2000-е годы для изучения в курсе «Русский язык» за 4 класс[6].
Картина «Утро» сыграла особую роль в личной жизни её главной героини. Дочь художницы Елена во время учёбы в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова на факультете декоративного оформления тканей познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Будучи ещё мальчиком, он влюбился в девочку на репродукции картины «Утро», которая висела у него дома. Елена и Арсен поженились. Старшая дочь Татьяны Яблонской живёт в Казахстане (её муж скончался в 2000 году), она — член Союза художников и Союза кинематографистов Республики Казахстан[7]. В Алма-Ате в 1962 году у неё родился сын Зангар, также ставший художником[5][3].
Техника создания картины — масляная живопись по холсту. Размер — 169 на 110 см. Картина была показана на III выставке работ действительных членов и членов-корреспондентов Академии художеств СССР в 1954 году, получила одобрение зрительской аудитории и критиков[8]. В том же году она была приобретена Государственной Третьяковской Галереей, где находится в коллекции по настоящее время[9]
Сама художница не была удовлетворена результатом работы над картиной. В письме Анне Сергеевне Галушкиной, датированном августом 1963 года, где речь шла о возможном приобретении для Третьяковской галереи другой картины Яблонской («Свадьба»), она пишет: «Мне б, конечно, очень бы хотелось ещё раз попасть на священные стены галереи. И мне кажется, что эта картина, во всяком случае, лучше бы воспринималась, чем моя работа „Утро“»[9]. Ещё более определённо она утверждала в конце жизни: «В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. И всё казалось хорошо, „художественно“. Противная, антиживописная картина „Утро“. А ведь по замыслу неплохая. Вдохновил меня на неё Е. Волобуев. Но по живописи она абсолютный ноль»[10].
Гаяне Атаян (укр.)русск., дочь художницы, считала, что негативный отзыв о картине был дан автором под влиянием настроения и не отражает подлинное отношение Татьяны Яблонской к полотну «Утро»: "Это было написано в 90-е годы. Мама вообще была человеком настроения. Так ей показалось на тот момент. И о картине «Хлеб» она одно время говорила, мол, это плакат, а уже в конце жизни, анализируя свое творчество, то сказала: «Всё-таки лучшая моя картина — это „Хлеб“. Я всегда ею гордилась… А Евгений Всеволодович Волобуев был для мамы и для всех нас непререкаемым авторитетом. Всегда. Это очень тонкий живописец, человек острого ума, мог одним словом так очертить какое-то явление, что ни дать, ни взять. Если о чьей-то работе отзывался положительно, мы это очень ценили. Мне повезло немного с ним общаться. Работ, которые одобрил дядя Женя, у меня немного»[11].
К 1954 году Татьяна Яблонская уже создала несколько произведений на спортивную тему: «Перед стартом» (1947), «На Днепре» (1952). Обе эти работы показывают спорт как массовое движение, они ставят в центр внимания участника-зрителя, ориентированы на творчество Александра Дейнеки[12]. «Утро» — первая значительная картина Яблонской, написанная после смерти Сталина. Она знаменует отход художницы от ориентации на творчество Александра Дейнеки. Сцена, изображённая на картине, была знакома всем советским людям. Из радиоприёмников в то время звучала бодрая музыка, диктор под неё проводил дистанционную утреннюю зарядку: наклоны, приседания… Девочка на картине Яблонской запечатлена во время такой зарядки. Она только что встала (слева видна неубранная постель). Одежда девочки лежит на стуле у открытой двери из комнаты на балкон, сама она, в майке и трусах, поднимает руки и правую ногу[13]. Солнце за окном и зелень листьев, склоняющихся к девочке подчёркивают её юность[8]. Перед зрителем художник представляет мир повседневной, частной жизни. Однако, по мнению О’Махоуни, падающий из глубины свет, и избранный ракурс (зритель смотрит несколько сверху) создают эффект не домашней зарядки, а подготовленного выступления перед публикой. Он обращает внимание на то, что юная спортсменка выполняет не примитивные упражнения, которые входили в состав радиогимнастики, а стоит в весьма сложной профессиональной позиции, как если бы она находилась на занятии в балетном классе или в гимнастическом зале[13]. Догадку британского искусствоведа подтверждает и сестра изображённой на картине девочки: «В юности Лёля занималась гимнастикой, любила танцевать, ей даже говорили, что может быть балериной»[11]. Подтверждала это и сама Елена в своих интервью: «Я в детстве очень хорошо танцевала. Мне поначалу прочили балетную, потом гимнастическую карьеру»[3]. Искусствовед сопоставляет дату создания картины (1954) с выдающимися успехами советских спортсменов и спортсменок именно в гимнастике на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Двадцать две медали (в том числе девять золотых) достались гимнастам СССР. В 1930-е годы гимнастика занимала важное место в системе военной подготовки, входила в программу физкультурных институтов, но только после войны она широко распространилась практически по всей территории СССР. Самыми популярными среди девочек секциями в детских спортивных школах стали гимнастические[13].
По мнению О’Махоуни, юная гимнастка Яблонской — не изображение массового участия в физкультурном движении, а символ профессионализма молодых спортсменов, которые своими победами прославляют советский народ. Он также обращает внимание, что юная героиня картины по замыслу художницы — украинка. На это указывают предметы в комнате (отмеченные национальной спецификой), яркое солнце, теплый южный воздух, веющий с балкона, причёска девочки. Кроме того, что сама художница жила в это время на Украине, именно с Украины приехали в Хельсинки будущие победители и призёры Олимпиады 1952 года: Виктор Чукарин, Дмитрий Леонкин, Мария Гороховская и Нина Бочарова. В обстановке позднего сталинизма подчёркивание украинской национальной идентичности воспринималось как вредное и опасное. Акцент, сделанный Яблонской на национальной принадлежности юной гимнастки, по мнению О’Махоуни, предполагает, что в близком будущем можно было ожидать перемен в этой сфере[14]. О’Махоуни отмечает, что «украинская национальная идентичность здесь, через отсылки к физкультуре и спорту, связывается с более широкими целями и задачами современного многонационального советского государства»[2].
«Утро» Яблонской, по мнению искусствоведа, — произведение, запечатлевшее атмосферу раннего периода «оттепели». Художница изобразила переход девочки
«от сна к бодрствованию, от тьмы к свету, от хаоса (неубранная постель) к новому порядку, равновесию, гармонии. Юная гимнастка воплощает надежды и чаяния, вызванные к жизни окончанием сталинской эры»
— Майк О’Махоуни. Спорт в СССР. Физическая культура визуальная культура[2]
xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai
Описание картины Татьяны Яблонской «Весна»
Эта картина никогда не нравилась художнице. Она обвиняла себя в «пассивном» натурализме и фотографичности, оценивая в целом качество картины как весьма среднее. Однако подобное самоуничижение художницы объясняется отнюдь не посредственностью картины (чего и в помине не было), а чувством, в котором Яблонская не хотела признаваться даже себе, – гнета и необходимости писать на тему и на заказ. И если написание «Хлеба» можно было оправдать творческим порывом, который воодушевил художницу, то вынужденные компромиссы в лице «Весны», отмеченные второй Сталинской премией, получили клеймо неудачи.
И зря! Ведь это полотно вбирает все приметы стиля Яблонской, и социальный заказ здесь абсолютно ни при чем. Художница в качестве объекта изображения выбрала матерей, гуляющих со своими детьми в парке. Тем самым задается тема детства, очень продуктивная для дальнейшего творчества Яблонской («Утро», «Простудилась»). Натурализм, в котором себя так безосновательно обвиняла художница, – все тот же импрессионизм.
«Впечатление дороже знания», – говорила Яблонская. Эти слова вполне могли стать достойным девизом любого импрессиониста. Яблонская очень умело передает выражения лиц женщин, сидящих на лавочках, – нежные, умиленные и в то же время строгие, сосредоточенные. О детях и говорить не приходится: для каждого маленького персонажа своей картины художница нашла эмоцию. Кто-то завороженно смотрит вдаль, кто-то с глубоким интересом рассматривает некий предмет у себя в руках. Добавим, что полотно все преисполнено движением увлеченно играющих детей и мирно разговаривающих о домашних делах женщин. Все это создает ощущение света, которое несет в себе каждое произведение художницы.
В дальнейшем Яблонская сделает еще пару зарисовок на бытовые темы, которые откроются широкой публике через пятнадцать лет после их написания. Обращение к этой теме после «Весны», ее развитие говорит о неслучайности присутствия этой картины в творческой эволюции художницы.
opisanie-kartin.com