Битва под Оршей в деталях. Картина битвы


Картина битвы - Mировая цифровая библиотека

Описание

Здесь представлена одна из 21 акварели (первоначально их было 27) из альбома, посвященного истории сибирского казачества. Этот альбом хранится в Фонде редких и ценных изданий Российской государственной библиотеки в Москве. Акварели написаны Николаем Николаевичем Каразиным (1842‒1908 гг.), художником, этнографом и писателем. Этот альбом создавался в качестве подарка будущему царю Николаю II (1868‒1918 гг., годы правления 1895‒1917 гг.), августейшему атаману всех казачьих войск (главнокомандующему всех казачьих войск; титул пожалован Николаем I), и был вручен ему летом 1891 года, когда будущий царь возвращался в Санкт-Петербург через Сибирь из поездки на Дальний Восток России. Каразин долгое время жил в Сибири и Центральной Азии, сначала как солдат российской армии, а затем как летописец местных событий. В оригинальном альбоме каждая акварель сопровождалась текстом на двух страницах с названием и описанием изображенного события. В копии, хранящейся в Российской государственной библиотеке, для 11 акварелей отсутствуют названия и сопроводительный текст. Альбом посвящен истории казачества восточнее Урала за более чем трехсотлетний период, начиная с победы гетмана (атамана) Ермака Тимофеевича (умер в 1585 году) над ханом Кучумом в 1582 году. Официально вторжение русских войск в Сибирь датируется сентябрем 1581 года, когда Ермак во главе дружины из 840 казаков перешел за Урал. Весной 1582 года отряд Ермака достиг центральных районов Сибирского ханства, где нанес поражение его правителю, хану Кучуму, и занял столицу ханства на реке Иртыш. Ермак действовал в интересах семьи купцов Строгановых, которой в 1558 году царь предоставил во владение территорию в Сибири, где они вели добычу полезных ископаемых для своих предприятий. Ермак погиб позднее в другой битве с ханом Кучумом. Альбом был оцифрован в Российской национальной библиотеке в рамках проекта «Встреча на границах», осуществлявшегося с 1998 по 2004 год. Этот проект финансировался Конгрессом США и проводился по руководством Библиотеки Конгресса. В нем приняли участие более 50 библиотек, музеев и других учреждений культуры в США, Канаде, России и Германии. Цель проекта состояла в том, чтобы представить параллельные и взаимосвязанные повествования о Сибири, Дальнем Востоке России, Аляске и американском Западе на основе редких и уникальных документов из этих регионов и об этих регионах.

www.wdl.org

Битва под Оршей в деталях

Картина, выставленная сегодня в галерее Национального музея в Варшаве, изображает битву под Оршей, состоявшуюся 8 сентября 1514 года между войском Великого княжества Московского и союзной армией Королевства Польского и Великого княжества Литовского. История картины известна со второй половины XIX в., когда она оказалась в музее Силезских Древностей в Бреслау. Многочисленные детали картины, написанной, вполне вероятно, очевидцем или даже участником сражения, представляют большой интерес для профессиональных историков и просто интересующихся историей людей. Рассмотрим 23 фрагмента картины, на которых изображены ключевые моменты сражения пятивековой давности и его главные действующие лица.

​1. Идентификация сюжета картины принадлежит немецким историкам искусства А. Шульцу и Й. Царо, которые в работе, опубликованной в 1877 г. приписали ее авторство художнику Юргену Бро Младшему, ум. в 1547 г. Этот вывод был в 1935 г. оспорен двумя другими немецкими искусствоведами, Н.Й. Холстом и Ц. Мюллером, которые связывали ее создание с творчеством неизвестного художника круга Лукаса Кранаха Младшего, работавшего в Кракове в 1514 – 1515 гг. Эта точка зрения в настоящий момент является преобладающей. - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru
1. Идентификация сюжета картины принадлежит немецким историкам искусства А. Шульцу и Й. Царо, которые в работе, опубликованной в 1877 г. приписали ее авторство художнику Юргену Бро Младшему, ум. в 1547 г. Этот вывод был в 1935 г. оспорен двумя другими немецкими искусствоведами, Н.Й. Холстом и Ц. Мюллером, которые связывали ее создание с творчеством неизвестного художника круга Лукаса Кранаха Младшего, работавшего в Кракове в 1514 – 1515 гг. Эта точка зрения в настоящий момент является преобладающей.

1. Идентификация сюжета картины принадлежит немецким историкам искусства А. Шульцу и Й. Царо, которые в работе, опубликованной в 1877 г., приписали её авторство художнику Юргену Бро Младшему, умершему в 1547 г. Этот вывод был в 1935 г. оспорен двумя другими немецкими искусствоведами, Н. Й. Холстом и Ц. Мюллером, которые связывали создание картины с творчеством неизвестного художника круга Лукаса Кранаха Младшего, работавшего в Кракове в 1514–1515 гг. Эта точка зрения в настоящий момент является преобладающей.

​2. Художник применил в картине сложную структуру, одновременно представив рядом несколько разнесенных по времени событий. Ключевые моменты битвы, а также и главные герои показаны по нескольку раз, в различных местах доски без каких-либо условных разделений. Общая перспектива представлена движением справа на лево, частями сверху вниз. Всю композицию можно поделить на три части: 1) переправа польско-литовского войска через Днепр; 2) сражение; 3) поражение московского войска и преследование бегущего противника. Каждая часть, в свою очередь, состоит из отдельных сцен, число которых может достигать 47 - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru
2. Художник применил в картине сложную структуру, одновременно представив рядом несколько разнесенных по времени событий. Ключевые моменты битвы, а также и главные герои показаны по нескольку раз, в различных местах доски без каких-либо условных разделений. Общая перспектива представлена движением справа на лево, частями сверху вниз. Всю композицию можно поделить на три части: 1) переправа польско-литовского войска через Днепр; 2) сражение; 3) поражение московского войска и преследование бегущего противника. Каждая часть, в свою очередь, состоит из отдельных сцен, число которых может достигать 47

2. Художник применил в картине сложную структуру, одновременно представив рядом несколько разнесённых по времени событий. Ключевые моменты битвы, так же как и главные герои, показаны по нескольку раз, в различных местах доски без каких-либо условных разделений. Общая перспектива представлена движением справа налево, частями сверху вниз. Всю композицию можно поделить на три части: 1) переправа польско-литовского войска через Днепр; 2) сражение; 3) поражение московского войска и преследование бегущего противника. Каждая часть, в свою очередь, состоит из отдельных сцен, число которых может достигать 47.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

3. На правом берегу реки изображён литовский гетман князь Константин Острожский, которого можно узнать по длинной седой бороде и вислым усам. Гетман одет в пурпурную ферязь, расшитую спереди золотом, на шее две золотые цепи, золочёная венгерская сабля на поясе. Пальцем правой руки он указывает на поле битвы. С гетманом беседуют два старших военачальника. Тот, что впереди, одет в костюм, сшитый по польской моде того времени. Позади него виден литовский командующий, с широким лицом, бородатый, в меховом колпаке и красной шубе.

В глубине сцены, за гетманом и литовским командующим, знаменосец держит красный гетманский значок с золочёными гербовыми знаками.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

4. Ниже предыдущей сцены к переправе приближается отряд из 14 гусар. Во главе отряда командир, брюнет с чёрными усами и бородой, в гусарской шляпе из чёрного фетра, с металлическим золочёным околышем и золочёной втулкой без пера. Он носит пурпурный доломан, расшитый золотыми галунами, его плащ-ментик подбит горностаем. Вероятно, это портрет Ежи Радзивилла по прозвищу Геркулес, киевского воеводы и знаменитого воина, участника этого сражения.

Дюжина гусар представляет собой верную галерею лиц, головных уборов и одежд. Они вооружены длинными копьями, венгерскими саблями с широким клинком и венгерским же щитом с вырезом для копья. У некоторых виден восточный круглый щит с вытянутым в шип умбоном.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

5. Ещё ниже к переправе приближается отряд из 14 копейщиков. Впереди и немного слева командир отряда, который изображён без шлема. У него лицо мужчины в расцвете лет, волосы тёмные, длинные, усы опущены вниз. На шее поверх латного доспеха он носит золотую орденскую цепь. Этого человека можно идентифицировать как Януша Сверчовского или Войцеха Самполиньского, одного из двух предводителей польских военных частей, которые в этот день вели в бой тяжеловооружённых всадников.

Рыцари выстроены в три ряда. Всадник на правом фланге, возможно командир, носит шлем-салад с поднятым забралом. У остальных шлемы типа армэ, полный латный доспех с выпуклыми нагрудниками. Кони покрыты полными пластинчатыми бронями, с кольчужным прикрытием шеи и с шипом на налобнике. Вооружение всадников состоит из мечей с S-образными перекрестиями, некоторые держат в руках боевые молоты. Копий не видно, возможно, на марше они перевозились отдельно.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

6. Ниже предыдущей сцены изображён отряд пехоты, марширующий в направлении моста. Усатый командир в красной шапке с алебардой поднял правую руку вверх, как бы отдавая приказ. Обращает на себя внимание большое разнообразие солдатских шлемов и головных уборов: салад с открытым забралом, шлем с наушами, сфероконический шлем с высокой втулкой, чешуйчатый шлем. Одеты солдаты в кафтаны-вамсы с рукавами-буфами, поверх них кирасы, наплечники, кольчужные воротники. Для защиты они носят щиты-павезы. Среди древковго оружия видны алебарды, копья с крестовиной, протазаны, списы и артиллерийские пики.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

7. Переправа через понтонный мост тяжёлого орудия – картауны. Мост собран из брёвен, уложенных на огромные бочки, которые держат на воде всю конструкцию. За переправой следит командир орудия, одетый по немецкой моде в красный берет, золотистый разрезной вамс на красной подкладке и чёрные чулки, на поясе у него меч. Он командует семью солдатами, тянущими лафет с орудием. Оно изображено с большой точностью и знанием предмета. Ствол имеет тяжёлое укрепление дульной и казённой части, «дельфины», блок и рычаги для регулирования угла наводки. Он помещён на деревянном четырёхколёсном лафете с металлическими оковками, передком и дышлом.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

8. На другом берегу Днепра в верхней части картины видна укрывшаяся в перелеске хоругвь из 14 всадников лёгкой конницы. Их снаряжение похоже на гусарское, но менее единообразно. Воины носят шапки с меховой опушкой, стожковые восточные шапки, мадьярки и шляпы в гусарском стиле. Доломаны перепоясаны поясами из ткани, за них заткнуты булавы. Видны шесть копий со значками и один венгерский щит. Все всадники вооружены саблями венгерского типа, большая часть с лучными саадаками.

Позади хоругви видны три гусара или лёгких кавалериста, сохнущих на берегу. Двое лежат на спине, у каждого щит подложен под голову, из сапог выливается вода. Третий солдат лежит на животе; на плече у него лук, на поясе колчан со стрелами. На земле видны две сабли и меч с S-образной рукоятью.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

9. Ниже предыдущей сцены изображены две группы, одна из которых представляет 7 гусар, отдыхающих после переправы. Рядом с ними виден военный оркестр, состоящий из барабанщика и трёх трубачей. Барабанщик одет по немецкой моде в золотистый вамс и чёрный берет с помпонами. В руках он держит деревянные палочки, с правой стороны коня барабан с красной завесой.

Чуть ниже стоят также отдыхающие после переправы 6 рыцарей-копейщиков, ещё один лежит на земле, опираясь о седло с высокой передней лукой. Один из рыцарей уже в шлеме, другие в чепцах, служащих подкладкой под шлем, двое в беретах. Копья держат в руках, мечи на боку, один опирается, как на трость, на боевой молот.

Ниже изображены два рыцаря-копейщика, сохнущих на берегу. Один, в кирасе, лежит на животе с поднятыми вверх ногами, выливая воду из сапог. Другой сидит на земле. Он одет в белую рубаху, широкие штаны и чулки. Вокруг разложены детали снаряжения: шлем – закрытый армэ, раскрытая кираса, воротник доспеха, меч и боевой молот.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

10. Группа пехотинцев с аркебузами. Солдат, стоящий впереди группы, имеет накинутый на плечи белый плащ типа пелерины. Первый справа солдат носит шляпу на чепце, красный вамс и зелёный кафтан без рукавов, а через плечо – бандольер с ёмкостями для пороха. На поясе сзади у него небольшая чёрная грушевидная пороховница – натруска, в левой руке он держит ружьё с крюком у ствола, в который пытается вложить шомпол.

Справа от группы стрелков изображён одиночный невооружённый человек, сидящий на пне спиленного дерева. Согласно некоторым гипотезам, он является автопортретом неизвестного автора картины.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

11. Левее лёгкой хоругви и выше группы отдыхающих рыцарей на изображении второй раз появляется князь Константин Острожский. Князь в том же, что и ранее, уборе, правая рука вытянута вперёд, на указующем пальце золотой перстень. При нём находятся два адъютанта в гусарской одежде, один из них держит гербовый значок гетмана.

Командующий отдаёт приказ артиллерии, укрытой на правом фланге войск в еловом перелеске. У лафетов видны ящики. На передке одного из орудий лежит артиллерийский циркуль, на земле мотыга, заступ, шомпол и шуфла. Мастер, наводящий одно из орудий, очень похож на того, что руководил переправой большого орудия через понтонный мост. У него красный берет, золотистый вамс и меч на поясе. Рядом с ним стоит канонир с тяжёлым шомполом в руке.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

12. В центре картины изображён большой отряд копейщиков, выстроенных сомкнутыми рядами, который представляет главные силы польско-литовского войска. Предводитель отряда виден на левом фланге. Это тот самый офицер, который вёл копейщиков на переправу, показанный на картине во второй раз. Он по-прежнему без шлема, в правой руке сжимает поднятый металлический шестопёр.

Отряд в пять шеренг, в среднем по восемь рыцарей в ряд, т.е. всего можно насчитать около сорока всадников. Все они единообразно одеты в полный максимилиановский доспех и шлемы с поднятыми забралами. Над отрядом возносится огромная красная хоругвь, древко увенчано навершием.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

13. Польско-литовские пешие части ведут схватку с московской конницей. В первой линии изображены семь тяжеловооружённых рыцарей в полных доспехах и металлических юбках, использовавшихся для пешего турнира, с закрытыми шлемами типа армэ с поднятыми или опущенными забралами. Один воин носит итальянский салад. Основным вооружением являются списы или протазаны, древка которых воины держат обеими руками.

Во второй линии одиннадцать тяжеловооружённых воинов в открытых саладах составляют стену из больших щитов-павез. В третьей линии семь стрелков с аркебузами, из которых они стреляют по нападающим. Головы стрелков прикрыты бургундскими шлемами с гребнем, сфероконическими или чешуйчатыми шлемами. Воины, стоящие в задних рядах, заряжают аркебузы и передают их впередистоящим.

Перед строем пехоты установлено одиннадцать орудий-серпентин с длинными стволами, однотипных спрятанным в засаде.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

14. Выше артиллерии изображена атака лёгкой конницы на правом фланге строя. Отряд состоит из вооружённых «по-татарски» конных лучников и гусар с копьями и саблями, носящих асимметричные венгерские тарчи и круглые турецкие щиты. Над отрядом красная хоругвь, которую держит хорунжий в литовской меховой шапке. Впереди гусар, широко замахнувшийся саблей слева из-за головы. Рядом с ним изображён командир отряда с поднятым шестопёром. В нижней части сцены видна серпентина с обслуживающим её пушкарём.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

15. Ниже позиции артиллерии изображена атака лёгкой конницы на левом фланге строя. В первой шеренге скачут гусары с копьями наперевес, один из них в странной шапке, спереди украшенной орлиным пером. Следующая четвёрка скачет с копьями, опущенными под углом, один с круглым щитом, остальные с венгерскими щитами. Рядом с гусарами атакуют лучники, с сильно выгнутыми луками, которые натянуты по татарскому обычаю «до уха». В последнем ряду бородатый хорунжий в коричневом, вероятно, кожаном берете держит зелёную хоругвь с обозначенными полосами.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

16. В верхней части картины изображена атака гусарской конницы с польского правого крыла на московский полк левой руки. Атакующий отряд состоит из 26 всадников, копья уставлены к атаке. В первом ряду виден командир отряда с шестопёром в руке, рядом с ним гусар, замахнувшийся саблей, как на сцене 14. Над отрядом развивается хоругвь с Белым орлом на красном поле.

На переднем плане отряда видна рукопашная схватка московского всадника и польского гусара. Чуть ниже изображён потерявший своего коня и шишак бегущий московит.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

17. В верхней части картины, с правой стороны, гетман Константин Острожский отдаёт приказ преследовать противника. Гетман здесь появляется уже в третий раз, в том же самом уборе, но с поднятым шестопёром. Он галопом приближается к отряду литовских татар, некоторые всадники повернули головы в его сторону, слушая приказы. Татары носят характерные высокие округлые шапки, под которыми кое-где блестят шлемы, кафтаны из толстого сукна и ватники без рукавов. Над ними развивается голубая литовская хоругвь. Впереди на сивом коне скачет их командир в шлеме с тюрбаном из белой ткани, при сабле, с луком в левой руке.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

18. Правее предыдущей сцены на дороге вдоль реки изображены два гусара в погоне за московскими всадниками. Гусары с уставленными копьями, первый из бегущих московитов защищается саблей, два других отстреливаются из луков.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

19. Левее центра картины изображено московское войско. В центре выстроен Большой полк, который включает около сотни фигур всадников. Большинство всадников изображены мужчинами в возрасте, с отпущенными бородами и усами. Вооружение и одежда изображены единообразно и несколько схематично. Шлем имеет сфероконическую форму, плавно вытянутую вверх, со шпилем, иногда с флажком, т.н. яловцем, белого цвета. Кроме шлемов, воины также носят белые войлочные колпаки с меховой опушкой.

Доспех большинства всадников представляет собой бехтер, состоящий из рядов вертикально набранных пластин, связанных кольчужным плетением. Ряды пластин могут иметь или полностью серебристый цвет, или чередоваться с рядами золотых, набранных в различном порядке. Бехтеры лишены рукавов и надеты на толстые ватные кафтаны-стёганки, т.н. тегиляи, с длинными полами. Многие воины носят тегиляи в качестве самостоятельного доспеха. Штаны обычно белые, широкие, сапоги красные с задранными носками по восточной моде. Наступательное оружие включает лук с колчаном со стрелами, который носится с правой стороны. На поясе всадники носят турецкие сабли или топорки. Характерна посадка московских всадников на коротких стременах, с согнутыми ногами.

На правом крыле Большого полка несколько впереди шеренг своего войска виден воевода Иван Андреевич Челяднин. У него седая борода, вислые усы, на голове большая шапка из белого фетра, с околышем из голубой ленты, с золотой брошью с рубинами и опушкой из коричневых соболей. Одет он в длинный парчовый кафтан, обшитый внизу горностаевыми хвостами, и пурпурное верхнее одеяние без рукавов. На поясе сзади у правого бока колчан, полный стрел. Его левая рука поднята вверх, как при отдаче приказа. На большом и указательном пальцах видны драгоценные перстни.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

20. Перед Большим полком изображён Передовой полк, ведущий встречный бой с противником. На правом крыле отряда и немного сзади командир в белой шапке с меховой опушкой, в красном кафтане, обшитом горностаями. Под ним сивый конь. Около него бояре в шлемах и бехтерях. Всадники выстроены в длинные шеренги, две передние шеренги сражаются с противником врукопашную саблями, секирами и булавами. Всадники в задних рядах стреляют из луков, натягивая тетиву до уха с помощью большого и указательного пальца.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

21. Левый фланг Передового полка, на который направлена атака литовской конницы. Художник изобразил ожесточённую рукопашную схватку, раненных и сбитых со своих коней воинов. На земле лежат убитые, с левого фланга начинается бегство.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

22. В нижней части картины слева представлен разгром полка Правой руки. Повсюду большое замешательство, вперемешку видны дерущиеся, погибающие и бегущие с поля битвы московские всадники. Сброшенные в реку воины падают с коней, руки тонущих поднимаются над водой, плывут белые фетровые шапки, погружается большая белая хоругвь.

Посреди сцены видна фигура воеводы – у него широкое лицо с рыжей бородой, на голове сановная соболиная шапка с голубой лентой и медальоном. Вероятно, эта фигура изображает второго командующего, князя Михаила Голицына. Его бегство прикрывает лучник, стреляющий с разворота.

​ - Битва под Оршей в деталях | Военно-исторический портал Warspot.ru

23. В верхней части картины слева показан разгром полка Правой руки. Массы московской конницы частью ещё в наступлении, частью уже обратившись в бегство, некоторые воины поднимают руки в знак сдачи, многие уже погибли.

Литература:
  • Жигульский мл. З. «Битва под Оршей» — структура картины // Rocznik Historii Sztuki. T. 12. Wroclaw-Warszawa-Krakow-Gdansk, 1981. S. 85—132.
  • Лобин А.Н. Битва под Оршей 8 сентября 1514 г. Спб, 2011. — 264 с.

warspot.ru

Битва негров в темной пещере глубокой ночью — что это?

«Битва негров в темной пещере глубокой ночью» — картина Альфонса Алле, которая абсолютно схожа с «Черным квадратом» Малевича и написана за 30 лет до него. Однако, по мнению российских экспертов, картина является шуточной и сравниться с шедевром Малевича не может, так как тот является манифестом супрематизма. В чем эта картина точно не может сравниться с «Черным квадратом», так это в цене.

Альфонс Алле

Эксцентричный писатель и журналист, Альфонс Алле родился в городе Онфлер в 1854 году. Он считается родоначальником концептуализма и минимализма практически во всех основных направления искусства: в музыке, живописи и даже литературе. Больше всего он прославился своими абсурдистскими выходками и черным юмором.

черная картина

Картина «Битвы негров в темной пещере глубокой ночью»

Его пьеса «Месть Магнума» на 50 лет обогнала введение минимализма в театре. А в 1882-1884 он начал рисовать картины, которые относятся к так называемой монохромной живописи. Такие картины представляли собой прямоугольники белого, зеленого, красного цвета и носили названия наподобие «Первого причастия бледных девушек в снежную пору».

Однако первая картина в виде четырехугольника черного цвета принадлежит не ему, а его близкому другу Бийо. Бийо стал автором картины «Битва негров в подземелье», которую он нарисовал в 1882 году. Картина положила начало серии шуточных монохромных полотен в которую в последующие годы и входили картины Алле и Бийо, и, по мнению некоторых экспертов, тот же «Черный квадрат».

Минималистское произведение Джона Кейджа «4'33», которое являет собой четыре с половиной минуты молчания, также не первое в своем роде. Тут первенство принадлежит Алле и его «Похоронному маршу на смерть Великого Глухого».

Юмористом Алле был не по должности, а по жизни и получал от этого массу удовольствия. Шуткой сопровождалась вся жизнь Алле, шуткой она и закончилась. В последний вечер перед смертью врач ему велел оставаться в постели еще полгода, иначе долго бы Альфонс не прожил, однако он не следовал рекомендациям врача.

Он пригласил своих друзей в ресторан и провел там последний вечер. Альфонс утверждал, что лучше смерть, чем полгода в постели. Другу, который его сопровождал, он сказал, что не доживет до завтра и это будет своего рода шуткой, над которой смеяться он уже не будет. На следующий день он действительно скончался.

Битва негров в глубокой пещере

Так как из предшественниц картины Малевича эта картина обладает наибольшей известностью, именно она чаще всего и сравнивается с «Квадратом». Некоторые эксперты склонны считать «Черный квадрат» плагиатом. Некоторые — продолжением серии шуток, но основная часть отечественных экспертов, в том числе и племянник Малевича категорически настаивают, что картина Алле вовсе никакого отношения к Малевичу не имеет. Но так ли это на самом деле?

Недавнее открытие показало, что под основным слоем первого «Черного Квадрата» Малевича имеются также два дополнительных, отличающихся от квадрата, цветных, но тоже абстрактных. Кроме того, на картине обнаружена надпись «Битва негров в темной пещере», что, по всей видимости, относит шедевр к серии шуточных картин. Но дата нанесения надписи не указана, хотя больше все-таки похоже на то, что ее сделал автор, просто, возможно, несколько позже, чем картина была нарисована. Большинство современников сразу же начали негодовать. По их мнению, такое обстоятельство может незаслуженно удешевить картину.

Кроме того, до Малевича, как оказывается, существовали не только эти две картины с черными фигурами в виде прямоугольника, но и полотно Роберта Фладда «Великая тьма», датируемое XVII веком, и «Сумеречная Россия» Гюстава Доре. Отметая их «шедевральность», заявляется, что квадрат Малевича уникален именно тем, какой эффект он произвел, а не своей оригинальностью или художественными особенностями. Существует еще одно мнение, которое объясняет такую высокую популярность квадрата элементарной раскрученностью.

Картина занимает свою нишу в мировом искусстве. И хотя она не имеет столь высокой ценности, как шедевр Малевича, она имеет право на справедливую оценку. Альфонса Алле уж точно нельзя упрекнуть в плагиате.

dedpodaril.com

Картины, описание картин — Битва Александра Македонского, 1529.

Опи сание картины Альбрехта Альтдорфера: Битва Александра Македонского с Дарием.

Грандиозное сражение изображено маслом на холсте не менее грандиозным художником. Для создания этого шедевра Альтдорферу понадобилось не так много времени, как можно предположить, глядя на картину. Очень насыщенный сюжет, полнота и прорисовка множества деталей. Поистине великое творение. Ведь не зря эта картина стала любимым произведением живописи для Наполеона Бонапарта и украшала стену его кабинета целых 15 лет.На передний план картины выходят могущественные воины, которые изображены в общей массе многочисленными фигурками. Однако и в этой массе можно различить, на чьей стороне превосходство. Явно видно, как персы начинают отступление. Славная армия Александра Македонского, словно единая стена грозно надвигаются на врагов, заставляя тех испытывать ужас и отступать. Великая победа изображена настолько красиво и живописно, что просто поражает воображение.Очень примечательно, что большое место в картине уделяется прорисовке неба. Огромное, разделенное словно на две стороны цветом, оно изображается одновременно с солнцем и луной. Словно автор противопоставля ет друг другу свет и тьму, персов и русских. Солнце на небе показано восходящим, его лучи словно прорываются через мрак темного неба и дарят тепло и поддержку воюющим храбрецам. Так как картина очень насыщенна по смысловому сюжету, это выражается и в цветах, использованных художником.Преобладают насыщенные, сочные тона красного, зеленого, голубого, синего, желтого и различных оттенков коричневого цветов. Это делает картину еще более привлекательной , грандиозной и торжественной. Общее впечатление от пейзажа выражается в каком-то немом благоговении перед значительностью исторического события и перед силой и мощью изображенных персонажей.

www.art-drawing.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта