Иван Владимиров. Великий иллюстратор раннего большевизма. Владимиров картины
Владимиров Иван Алексеевич Картины биография Vladimirov Ivan
Владимиров Иван Алексеевич — русский и советский живописец, художник-баталист, автор достаточно объективных картин революционной тематики и времён гражданской войны. Родился в 1869 году в Вильно. Мать художника была известной английской акварелисткой. Учиться живописи Иван Владимиров начал в Виленской рисовальной школе. С 1891 по 1893 год обучался в Петербургской Академии художеств под руководством Ф.А. Рубо, Б.П. Виллевальде, А.Д. Кившенко.
Долой орла, 1905 Погром винного магазина, 1918 Взятие Зимнего, 1918Уже со студенческой скамьи Владимиров каждое лето отправлялся на Кавказ и привозил оттуда зарисовки для будущих картин, например, «Перевязочный пункт во время Кавказской войны» или «Поражение кабардинцев на реке Малке» и другие этюды.
Также Иван Алексеевич Владимиров работал в качестве военного корреспондента во время русско-японской войны, балканских войн, Первой мировой войны, откуда привез большое количество этюдов и эскизов батальных картин («Орудие в опасности», «Разведка в ливень», «Допрос пленного» и другие картины). С первых месяцев Октябрьской революции работал в Петроградской милиции, сделал цикл документальных зарисовок событий 1917—1918 годов. В 1917 году вступил в Ассоциацию художников революционной России.
В дальнейшем Владимиров создавал работы по историко-революционной, героической и военной тематике («В.И. Ленин на митинге», 1923; «Бегство буржуазии из Новороссийска», 1926; военные плакаты, батальные картины, например, «Бой на улицах Берлина», 1946). В 1946 был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Владимиров Иван Алексеевич умер 14 декабря 1947 года в Ленинграде.
На этой и последующей странице представлены картины Владимирова из серии «Революционные зарисовки 1918 года», а также картины и акварели художника из других циклов и серий работ
Бывшие Сопровождение заключенных Допрос в комитете бедноты Продразверстка Голод В последний путь Агитатор С насиженных местsmallbay.ru
Иван Владимиров. Великий иллюстратор Гражданской Войны
Иван Владимиров считается советским художником. Он имел правительственные награды, среди его работ есть и портрет "вождя". Но главное его наследие - иллюстрации Гражданской войны. Им даны "идеологически верные" названия, в цикл включено нсколько антибелых рисунков (кстати, заметно уступающих остальным - явно не от души их рисовал автор), но всё прочее - это такое обличение большевизма, что даже удивительно, насколько слепы были "товарищи". А обличение состоит в том, что Владимиров - художник-документалист - просто отображал, что видел, и большевики на его рисунках оказались теми, кем они и были - гопниками, измывавшимися над людьми. "Настоящий художник должен быть правдив". В этих рисунках Владимиров был правдив и, благодаря ему, мы имеем исключительную живописную летопись эпохи.Реквизиция церковного имущества в Петрограде (1922)
В поисках сбежавшего кулака (1920)Допрос в комитете бедноты
Подборка картин Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне. Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1918 годов. В этот период он работал в Петроградской милиции, активно участвовал в ее повседневной деятельности и делал свои зарисовки не с чьих-то слов, а с самой что ни на есть живой натуры. Именно благодаря этому картины Владимирова данного периода времени поражают свой правдивостью и показом различных не очень приглядных сторон жизни той эпохи. К сожалению в последствии художник изменил своим принципам и превратился во вполне заурядного баталиста, который разменял свой талант и стал писать в стиле подражательного соцреализма (обслуживать интересы советских вождей).Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкойПогром винного магазинаЗахват белогвардейских шпионов
Восстание крестьян в имении князя Шаховского
Расстрел крестьян белоказаками
Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой
Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году
В подвалах ЧК (1919)Сжигание орлов и царских портретов (1917)Петроград. Переезд выселенной семьи (1917 - 1922)Русское духовенство на принудительных работах (1919)elena-sem.livejournal.com
Результаты Октябрьского переворота в подпольных картинах русского художника Ивана Владимирова
Иван Алексеевич Владимиров (1869, Российская империя — 14 декабря 1947, СССР) — русский живописец-баталист и рисовальщик, заслуженный деятель искусств РСФСР, награжден орденом трудового Красного Знамени. После 1917 г. ему приходилось писать картины на тему советского историко-революционного официоза, известные всем «Ленин и Сталин в разливе», «Сталин в ссылке», но что на самом деле он думал о «родной» советской власти выяснилось совсем недавно, когда были найдены «рисунки в стол», те которые как он думал будут свободно рассматриваться при падении коммунистического власти. Как любят выражаться современные коммуно-советские, Иван Владимиров оказался "злобной антисоветской сволочью, недостреляли..." и в отличие от скрывавшего советские образы в фантасмагории тюрликов Гелия Коржева, он создал реальные картины мерзкой действительности коммунизма.
Расстрел в чекистском подвале. 1918.
Слава к художнику Ивану Алексеевичу Владимирову (1869 - 1947) пришла трижды. Боевое столкновение. 1915
Оккупанты. Первая мировая война. 1914
Сначала как к блестящему выпускнику Петербургской Академии художеств, который всем прелестям богемной жизни в столице предпочел суровую работу художественного корреспондента (была в те годы такая должность в редакциях журналов – ведь фотографов на всех не хватало) и регулярно бывал на Кавказе в затерянных горных аулах, где еще тлела вражда к России. За серию «кавказских репортажей» Владимиров получил на выставках несколько золотых и серебряных медалей и звание классного художника. Далее, во время Русско-Японской войны, он отправился прямо на передовую.Иван Владимиров (справа) делает зарисовки с группы пленных японских офицеров. 1900-е
Также он рисовал окопную правду Балканской (1912-13) и 1-й мировой войн, и его работы заслужили как массу горячих откликов, так и волну презрения от столичной богемы – футуристов, модернистов и разных там дадаистов. В ответ Владимиров решил подшутить над модернистами. Он предложил свои картины для выставки художников-модернистов, но был с позором отвергнут. Тогда Владимиров написал несколько картин на финские сюжеты в манере футуристов, и под финским псевдонимом отдал эти картины на выставку. Работы были успешно проданы, некоторые из них были отмечены в журналах, и «талантливый финн» даже удостоился лестных слов от самого Бенуа. И только в конце выставки Владимиров письмом в газету разоблачил всю интригу. Скандал разгорелся нешуточным, зато имя Владимирова прогремело на всю Россию, и даже Репин прислал ему восторженную открытку, поздравив с удачным розыгрышем модернистов.
Второй раз слава к Владимирову пришла уже в советское время – его знали как признанного мастера социалистического реализма, заслуженного деятеля искусств, кавалера ордена Трудового Красного Знамени и нескольких медалей, а также автора эпического полотна «Ленин и Сталин в Разливе».Именно за эти работы его принимали в Союз художников, награждали премиями и званиями. и даже позволили оставить ему под мастерскую собственную дачу, купленную еще до революции на Морской улице в Петрограде.
Иван Владимиров «Бегство буржуазии из Новороссийска» 1926 Музей современной истории России
Захват врангелевский танков Красной армией под Каховкой. 1930
Вот только создавались эти картины уже не по личным впечатлениям художника, а по газетам, в лучшем случае – по рассказам очевидцев. Отдельных людей сменяет безликая масса, да и сюжеты полотен слишком типичны.
Расстрел крестьян белоказаками (1919).
Нужно отразить зверства «белых» — появляется картина «Расстрел крестьян белоказаками»; чтобы подчеркнуть военное превосходство революционных войск – пишется «Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховской».
Лояльность власти закреплялась членством Владимирова в художественных объединениях АХРР и Ленинградском союзе советских художников, его участием в официозных выставках с соответствующими называниями «Красная Армия в советском искусстве» (1930) или «15 лет РККА» (1933).
Символом доверия со стороны властей было участие Владимирова в работе Всемирной выставки в Париже (1937).
Иностранцы в Ленинграде. 1937Каноны социалистического реализма, расцвет которого начинается в тридцатые годы, требовали изображения вождей – не только в официальной обстановке, но и в кругу друзей, в минуты раздумий. Владимирову, художественный талант которого ни у кого не вызывал сомнений, тоже пришлось принять в этом участие. Он делал карандашные зарисовки с Ленина, хотя написать парадный портрет ему так и не поручили.Да и Сталина рисовать пришлось не раз: на картине «Сталин в ссылке» (1935) изображены враги царской власти, которые таскают тяжести, и ноша будущего «отца народов» куда тяжелее, чем у остальных.
"Ленин и Сталин в разливе 1917" (1937 г)
Третий же раз об Иване Алексеевиче заговорили уже много лет спустя после его смерти – совсем недавно, когда были опубликованы его тайные альбомы с совсем другими работами, на которых он изобразил, что в действительности творилось на улицах Петрограда после революции. А потом, устроившись на работу в Петроградскую милицию, сделал цикл документальных зарисовок о событиях в деревне, которые потом никому и никогда не показывал. Иван Алексеевич Владимиров умер 14 декабря 1947 года в Ленинграде на семьдесят девятом году жизни. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Погром в винном магазине. 1917
Взятие Зимнего дворца. 1917.
В театре. Царская ложа. 1918.
Долой орла! 1917Сжигание орлов и царских портретов. 1917.
Арест генералов. 1917.
Конвоирование арестованных. 1917.
Переезд выселенной семьи. 1918.
Разделка павшей лошади. 1919.
Поиски съедобного в помойной яме (1919).
Захват белогвардейских шпионов (1919)
Бывшие. 1919.
Царские чиновники на принудительных работах (1920).
С насиженных мест: крестьяне растаскивают имущество из барских поместий и отправляются в город в поисках лучшей жизни (1920).
Агитатор (1920).
Продразверстка (1920).
В поисках сбежавшего кулака (1921).
Допрос в комитете бедноты (1921).
Реквизиция церковного имущества в Петрограде (1922).
Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922).
Развлечения подростков в императорском саду Петрограда (1922).
Произведения художника, сохранившиеся в частных коллекциях, описывают отношение Ивана Владимирова к послереволюционным изменениям, его работы: «У рояля», «Субботник», «На посту», «В театре. Царская ложа», — несут в себе тончайший сарказм автора над происходящим.
Русское духовенство на принудительных работах. 1918 (1919?).Разгром помещичьей усадьбы. 1926.
За чтением газеты "Правда". 1923.
На посту. 1918
Субботник. 1923.
Игра в карты. 1922.На море.
На бесстыжем пляже. 1930.
Мордобой на пляже – культурное достижение по спорту! (1930). Автор: Иван Владимиров.
Выставка. Февраль 2017. К 100-летию революционных событий, на ней было представлено более 50 графических и живописных произведений художника, собранных из запасников музеев и тайных собраний. Также были обнаружены ранее неизвестные акварельные зарисовки и эскизы из американских собраний.
Ранее при исследовании творчества художника эксперты всегда удивлялись тому, что неужели такой художник как Владимиров видел только позитивные стороны происходящего в стране. А обнаружившиеся работы, где он показал пороки новой власти и революционных деятелей с неприглядной стороны, внесли ясность и расставили все точки над "i".Некоторые представленные здесь картины Ивана Владимирова не имеют названия и дат, так было в разных, указанных ниже источниках.
Источники: http://nnm2.com/blogs/west_yura/zerkalo-russkoy-revolyucii/https://www.liveinternet.ru/users/4706758/post424497709http://www.istpravda.ru/artifacts/2209/http://cultobzor.ru/2017/02/ivan-alekseevich-vladimirov-1869-1947/https://kulturologia.ru/blogs/020218/37631/
harmfulgrumpy.livejournal.com
Иван Владимиров. Великий иллюстратор раннего большевизма: kot_begemott
Иван Владимиров считается советским художником. Он имел правительственные награды, среди его работ есть и портрет "вождя". Но главное его наследие - иллюстрации Гражданской войны. Им даны "идеологически верные" названия, в цикл включено нсколько антибелых рисунков (кстати, заметно уступающих остальным - явно не от души их рисовал автор), но всё прочее - это такое обличение большевизма, что даже удивительно, насколько слепы были "товарищи". А обличение состоит в том, что Владимиров - художник-документалист - просто отображал, что видел, и большевики на его рисунках оказались теми, кем они и были - гопниками, измывавшимися над людьми. "Настоящий художник должен быть правдив". В этих рисунках Владимиров был правдив и, благодаря ему, мы имеем исключительную живописную летопись эпохи.Русское духовенство на принудительных работах (1919)
Реквизиция церковного имущества в Петрограде (1922)
В поисках сбежавшего кулака (1920)Допрос в комитете бедноты
Подборка картин Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне. Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1918 годов. В этот период он работал в Петроградской милиции, активно участвовал в ее повседневной деятельности и делал свои зарисовки не с чьих-то слов, а с самой что ни на есть живой натуры. Именно благодаря этому картины Владимирова данного периода времени поражают свой правдивостью и показом различных не очень приглядных сторон жизни той эпохи. К сожалению в последствии художник изменил своим принципам и превратился во вполне заурядного баталиста, который разменял свой талант и стал писать в стиле подражательного соцреализма (обслуживать интересы советских вождей).Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкойПогром винного магазинаВзятие Зимнего дворцаДолой орлаАрест генераловКонвоирование заключенныхС насиженных мест (Крестьяне растаскивают имущество из барских поместий и отправляются в город в поисках лучшей жизни)АгитаторПродразверстка (реквизиция)Допрос в комитете беднотыЗахват белогвардейских шпионов
Восстание крестьян в имении князя Шаховского
Расстрел крестьян белоказаками
Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой
Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году
В подвалах ЧК (1919)Сжигание орлов и царских портретов (1917)Петроград. Переезд выселенной семьи (1917 - 1922)Русское духовенство на принудительных работах (1919)Разделка павшей лошади (1919)Поиски съедобного в помойной яме (1919)Голод на улицах Петрограда (1918)Бывшие царские чиновники на принудительных работах (1920)Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922)Реквизиция церковного имущества в Петрограде (1922)В поисках сбежавшего кулака (1920)Развлечения подростков в императорском саду Петрограда (1921)Также смотри по данной теме другие материалы с тегами "Искусство" и "Гражданская война"kot-begemott.livejournal.com
Странности и тайны картин советского художника Ивана Владимирова
Был такой вполне революционный советский художник Иван Алексеевич Владимиров.
Правда, революцию он застал довольно поздно, уже в 48-летнем возрасте, но быстро сориентировался и начал писать адекватные новым временам картины в жанре соцреализма.
Например, такие:
Или такие:
Как видите, белогвардейцы изображены вполне в духе советской идеологии. Я не зря увеличил контраст на участках с автографами художника, чтобы было четко видно, как он подписывал свои работы. Но об этом чуть позже.
За свое "правильное" творчество Владимиров получил орден Трудового Красного Знамени и удостоился звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Однако в постсоветское время вдруг выяснилось, что художник-орденоносец, оказывается, держал в кармане увесистый кукиш в виде целой серии акварельных рисунков, которую можно озаглавить "Бесчинства большевицкого быдла".
Рисунки эти он якобы делал тайно от всех и так же тайно хранил даже в самые мрачные времена ежовщины, когда за подобные картинки можно было в два счета загреметь на Колыму или на тот свет.
Сейчас они широко разлетелись по интернету, наверняка многие интересующиеся историей видели если не все, то хотя бы некоторые из них.
Несколько характерных образцов, обратите внимание на типажи чекистов, красноармейцев, комиссара и "красной шпаны":
Одна из этих картин под названием "Погром винного магазина".
Еще одна загадочная картинка из той же подборки. Изображает ночное разграбление поезда с "гуманитаркой".
Думаю, многие заметили, что "советские" картины Владимирова подписаны по-русски, а "антисоветские" почему-то - латиницей, причем - на франко-германский манер - Wladimiroff.
А на некоторых из них подпись вообще отсутствует. Также можно заметить, что почерк, хоть и похож (в частности, воспроизведен характерный росчерк в конце), но не идентичен.
А теперь, давайте посмотрим, как подписывал Иван Алексеевич свои картины до революции. Вот его акварель, датированная 1913 годом.
И что же мы видим? Опять - кириллица и начертание букв очень похоже на подписи художника времен соцреализма. Невольно возникает вопрос: а может, "советские" и "антисоветские" рисунки делали разные люди? И не является ли "антисоветский цикл" Владимирова фальшивкой? История его появления непонятна, во всяком случае, я не нашел информации о том - кто, когда и где обнаружил эти акварели. Известность же они получили лишь после свержения советской власти и распада СССР.
В общем, вопрос интересный, думаю, искусствоведческая и почерковедческая экспертизы тут бы не помешали.
zagopod.com
Свидетель истории (тайное творчество художника Ивана Владимирова)
Кажется, никогда еще в России не было такого обостренно-нервного, такого ревнивого интереса к истории, как в наше время. Интерес этот обращается и к древности, и к новым временам, и к совсем недавним событиям. Ищут, как правило, основу для разных доводов и аргументов, часто с диаметрально противоположными целями – одни хотят оправдания нынешней ситуации событиями прошлого, другие, напротив, в прошедшем ищут и находят тот грех, что лежит на нас и детях наших. Идут непрекращающиеся споры о той или иной эпохе, о роли, значении и оценке того или иного государственного деятеля. Но при всей пестроте и широчайшем размахе этих исканий можно без труда увидеть их средоточие, их главный нервный узел, их болевой центр. И находится он, конечно же, в 1917 году, и значение его не юбилейной датой определяется. Пройдет этот печальный для всех юбилей (ибо проигравшие – все), а споры продолжатся с неослабевающей силой…Характерная черта этих дискуссий – массированное использование доводов, основанных на статистике, нередко непроверяемой в принципе (ибо черпается из закрытых до сих пор источников теми, кому дозволено), а также разнообразных домыслов, напоминающих своим стилем популярные в наше время альтернативно-исторические исследования. Массы цифр, документов, аргументов стали столь велики, что воображаемый беспристрастный аналитик, пожелавший честно разобраться в этом, подобен мальчику на берегу моря. Как отделить правду от вымысла, или даже бессовестной фальсификации? Можно ли здесь использовать принцип верификации, как в науке? Где критерии?
Да, но можно предложить уйму научных статей о составе морской воды, о его происхождении и значении (экономическом, экологическом и прочем), включая самые экстравагантные теории, но вкус этой воды знают все и постигают его с одного глотка. И поэтому в идущем споре мне нужна не безликая, ничего не выражающая статистика, бездушно перебирающая сотни тысяч и миллионы, но живое отношение, переживание, страдание, передающееся от сердца к сердцу. Искусство было, есть и будет окном, через которое человек может увидеть то, к чему никогда физически не прикоснется, то, в чем он никогда не будет участвовать. Это прошлое и будущее. И что бы ни говорили про ангажированность или даже лакейскую роль искусства, к настоящему не липнет эта грязь. Пускай твердят и доказывают что угодно, но мы лучше подойдем к полке и почувствуем, как «страницы книг, внезапно просветленных, жгут чувством истины» (Эмиль Верхарн, пер. М. Волошина).
Есть еще и великое прозрение Пушкина. «Гений и злодейство – две вещи несовместные» – обычно видят лишь одну сторону этой формулы, а именно неспособность злодея к гениальности. Но есть и другая. Не может гений воспевать зло, как бы ни старался. «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит». Уж как пытались воспеть Сталина, обожествить его в творениях искусства – и что от всего этого осталось? Груды безликих статуй и бюстов, бесконечная лента трескучих и пустых стихов. Но тогда, если художественное произведение останавливает зрителя, читателя, вырывает вздох из его груди, врезается в его память – не это ли критерий? Субъективный? Да, он таков. Как все человеческое, впрочем. И наши доказательства – человеческие, но и предназначены они людям, а не счетным машинам.
Об одном таком случае сильного воздействия искусства я и хочу рассказать. Произошло это в феврале 2017 года, накануне годовщины крушения Российской империи. В московском Музее современной истории (памятном пожилым людям как Музей революции, а русской культуре как Английский Клуб) состоялась примечательная выставка живописных работ художника Ивана Владимирова, посвященная как раз событиям вековой давности.
Иван Алексеевич Владимиров (1869 – 1947) был известным русским живописцем, заслуженным деятелем искусств РСФСР. Он уроженец Вильно, и первое художественное образование получил в Виленской рисовальной школе у выдающегося художника Ивана Трутнева, академика Императорской Академии художеств, мастера жанровой живописи и иконописи. В дальнейшем Владимиров обучался в Императорской Академии художеств, где сформировался как художник-баталист. Первые его работы были посвящены событиям Кавказской войны – он выезжал на места былых сражений и писал там картины, по сути реконструировавшие то, что было уже давно. Эти работы дали молодому художнику необходимую квалификацию и звания, после чего он мог начать самостоятельное творчество.
В годы русско-японской войны Владимиров работал на полях сражений в Манчжурии, и от этого периода остались картины, в которых, при обязательном батальном сюжете присутствует отчетливый жанровый элемент. Таков, например, портрет солдата из сахалинских ссыльных (их мобилизовали, когда дела стали идти худо). Видишь немолодого, потрепанного жизнью человека, поневоле обряженного в солдатскую форму, сидящую на нем кое-как, и вместе с тем замечаешь, что в глубине, в сути своей, человек этот и не злодей, а даже, может быть, неплохой, но запутавшийся и страшно усталый…
Эта жанрово-психологическая грань творчества Ивана Владимирова станет особенно важной в его творчестве, и именно ей мы обязаны появлением уникального цикла 1917-1918 годов. Но не будем спешить. Революционные события становятся темой творчества Владимирова рано, еще в 1905 году, когда он пишет баррикады на Пресне. А вслед за этим Владимиров обращается к чисто жанровым сюжетам, например, пишет крестьянских детей на уроке у дьячка, сельских девушек, возвращающихся из храма с освященным куличом и еще немало работ.
Между тем, годы, предшествовавшие революции, были временем расцвета авангардного творчества, представленного многими направлениями, молодого, энергичного. Реалист Иван Владимиров был редким исключением – он противостоял модернизму в изобразительном искусстве. Это противостояние выразилось в оригинальной акции – Владимиров написал несколько картин в стиле художников объединения «Мир искусства» и отдал их на выставку под псевдонимом. И что же? Картины имели успех и были проданы, мало того, их похвалил сам Бенуа. В конце выставки Владимиров раскрыл секрет. Цель понятна – писать в стиле символизма или модерна можно, но попробуйте написать реалистически, и увидите, что это гораздо сложнее. После этого розыгрыша Репин написал Владимирову так – «Дорогой Иван Алексеевич! Спешу приветствовать Вас за Вашу великолепную шутку над нахальными мазилками и жалкими пигмеями, вообразившими себя новаторами нашего родного искусства. Ваша шутка нанесла убийственный удар по всем декадентам и прочим мазилкам — врагам реализма в живописи».
Именно верность реализму и помогла Ивану Владимирову в годы революции. Он тогда устроился в Петроградскую милицию и служил там с 1917 по 1918 год. К этому времени относится большой цикл документальных зарисовок революционных событий, вызывающий наибольший интерес. Это серия небольших по размеру акварелей, каждая из которых убийственна – их смотришь с содроганием, их невозможно спокойно анализировать, как в плане художественности, так и в плане документальности – это тот редкий случай, когда «поэзия и правда» едины.
Революция? Давайте с начала. Вот работа «Взятие Зимнего». Угловая часть небольшого зала, на стенах портреты, ближайший к зрителю – Александр III, остальные узнать трудно, но думается, что это члены семьи Романовых, великие князья. С дюжину погромщиков (иного «цензурного» слова не подбирается) стреляют в картины, колют их штыками, рубят саблями. Несколько картин на полу, их топчут сапогами и валенками, тут же валяются под ногами обломки мраморной статуи, похоже, что это обнаженная Афродита или Венера, можно гадать, античная работа, или западноевропейская XVII-XVIII веков. Сразу вспоминается, что вот так погиб один из шедевров Валентина Серова – знаменитый «непарадный» портрет Николая II, представление о котором мы имеем благодаря авторскому повторению.
Собственно, это все не только делалось, но и декларировалось. Вот что писал в 1917 году пролетарский поэт Владимир Кириллов (1890-1937):
Мы несметные, грозные легионы Труда.Мы победители пространства морей, океанов и суши,Светом искусственных солнц мы зажгли города,Пожаром восстаний горят наши гордые души.
Мы во власти мятежного, страстного хмеля;Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты»,Во имя нашего Завтра - сожжем Рафаэля,Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.Мы сбросили тяжесть наследья гнетущего,Обескровленной мудрости мы отвергли химеры;Девушки в светлом царстве ГрядущегоБудут прекрасней Милосской Венеры...
И в том же духе далее еще несколько строф. Все понятно? Хорошо, следуем дальше. Большинство участников революции, надо сказать, не шибко утруждало себя футуристическими идеями о «дивном новом мире», «голубых городах» и прочих умных и красивых утопиях. Их интересовали более конкретные вещи. Вот следующая акварель - «Погром винного магазина». Толпа лезет в дверь, некоторые субъекты – в окна. Те, кто уже смог добыть, пьют из горла, отходят неровными шагами, а один, успевший полностью удовлетворить свое «стремление к счастью», лежит под ногами, его топчут, не замечая.
Пройдемся по улицам революционного Петрограда. Жуткое зрелище даже тогда, когда никакого насилия и ничего кровавого нет. Просто видишь на дальнем плане знаменитый памятник работы Паоло Трубецкого, постамент могучей конной статуи облеплен какими-то плакатами и воззваниями. Ближе к нам группа праздношатающихся – гармонист с двумя девицами топает в нашу сторону, а в противоположную бредут – расхристанный матросик, кривоногий тип с винтовкой, какие-то женщины. А на переднем плане трое. Старый генерал в шинели с красными отворотами, но без погон, его жена в черной кружевной шали, мальчик-гимназист в форме. Дама и мальчик оглядываются на веселую ватагу, в ее глазах презрение, в глазах мальчика любопытство, страх и ненависть собрались воедино. Глаза генерала направлены почти на нас, мы их видим особенно отчетливо. В них – все. Он все знает, все понял и ни на что не надеется. Безмерное отчаяние, скованное мужеством старого воина. И одна деталь. За спиной дамы видно лежащую на боку дохлую лошадь.
Смерть – вот что такое революция! Она не нуждается в маскировке, она предстает в открытую. «В последний путь» – дама в черном, надрываясь, тащит простой гроб на санках, ей помогает священник, сзади мальчик в ушанке и валенках толкает санки. Сугробы аж до заколоченных окон, холод и мрак. «Поиски съедобного в помойной яме» – две женщины, пожилая и помоложе, копаются в отбросах, рядом стоит девочка и что-то (съедобное??) засовывает себе в рот. «Разделка павшей лошади» – на набережной Фонтанки группа изможденных людей, бородатый мужчина в круглой черной шапке режет ножом падаль темного, густо-кровавого цвета, перекликающегося с цветом революционных стягов на другом берегу. А вот «Сопровождение заключенных», ведут, все штатских – один на профессора похож, с седой бородкой, в котелке, рядом с ним, похоже, купец с окладистой русской бородой, и еще высокий мужчина в форменной фуражке – то ли мастер с завода, то ли железнодорожник-инженер. А позади – даже дама в шубе, и за ее лицом видно в профиль усатого моложавого мужчину в серой шляпе, похожего на Дягилева. Куда их ведут? А вот куда. «В подвалах ЧК Петрограда» – двое расхристанных солдатиков держат за руки жертву, тянут, что есть силы, каждый в свою сторону, а палач в галифе и френче, выпятив бульдожью челюсть, стреляет в голову из пистолета. Вот и пришло избавление…
Но революция не только в городе совершалась, есть еще село… «Продразверстка» – просто и ясно – комиссар демонстрирует кулак остолбеневшему старику, пока его подручные, напоминающие банду дезертиров, вытаскивают мешки из амбара. Или вот работа – «С насиженных мест». Здесь по проселочной дороге движется весьма живописная компания. В центре – старик в лаптях несет на спине большие напольные часы западноевропейской работы, уже изрядно побитые, за ним баба с огромным мешком, сзади мальчик тащит парадный стул с золочеными ножками. Ближе к нам, почти на переднем плане молодой парень в картузе, с цигаркой в зубах, в кожанке, галифе с лампасами и хромовых сапогах, на правом плече у него винтовка с примкнутым штыком, а на левом граммофон, плюс еще он правой рукой прижимает к своему боку большое фарфоровое блюдо с кобальтовой росписью. Это именно то, о чем писал самый знаменитый пролетарский поэт –
Тащь в хату пианино,граммофон с часами!
Награбили, но пришлось уходить. А как грабили, Иван Владимиров тоже изобразил. В 20-х годах он написал несколько небольших картин маслом, продолжающих акварельную сюиту 1917-1918 годов. «Разгром помещичьей усадьбы» (1926) особенно примечателен. Здесь множество народу. Никто не спешит, все заняты «делом», разве что в дверях толкаются. Все что-нибудь несут – девочка несет трубу от самовара и какую-то коробочку, молодой мужчина граммофонный раструб и фарфоровое блюдо, бабка на переднем плане два больших мешка. Кто-то тащит серебряный самовар, кто-то – ковер, и так далее. Все берут вещи, представляющие бытовую ценность – это в первую очередь. А под ногами у них – картины в рамах, и листы, листы, листы бумаги. Кто знает, что погибло на этих листах?..
Посмотрев еще одну работу Владимирова, я понял, что пианино в хате из поэмы Маяковского – это далеко не предел. Видеть маленькую картину «У рояля» очень горестно, просто мучительно. Большой черный рояль стоит в свином хлеву. На его верхней деке расположилась батарея кувшинов и кринок. Крестьянские дети колотят ладошками по клавишам… Жутко. Впрочем, не меньшую жуть и отвращение вызывают «Развлечения подростков в императорском саду Петрограда» – там шпана калечит камнями мраморную Афродиту. И это тоже революция, означающая смерть.
Особое место занимают работы, посвященные «торжеству победителей». Здесь хочется остановиться на двух из них. «За чтением газеты «Правда» (1920) – молодой мужчина сидит между двумя женщинами и читает газету вслух. Молодая бабенка, видимо, жена, с восторгом на него смотрит. Лица пожилой женщины с поникшими плечами нам не видно, она смотрит на руки своего зятя, до непристойности унизанные награбленными кольцами и перстнями, плюс еще и часы золотые на запястье левой. На столе початая бутылка водки (или самогона) и два фужера.
А на картине «Некому защитить» (1921) уголок кафе, где к молодой красивой женщине пристают два омерзительных типа. Один, черноволосый, в фуражке, с хищным любопытством вглядывается в лицо женщины. Другой, бритый красноармеец в синих галифе крепко схватил ее за руку с золотым браслетом, и видно – уже не отпустит. Она через силу пытается улыбаться, не дает вырваться панике и ужасу, но ее положение безнадежно. Все остальные, кто есть на картине, повернулись к сцене спиной, только молодая девица в белом платье и с сигаретой в зубах бросает через плечо равнодушный взгляд.
Есть еще несколько работ с типажами «победителей» – в царской ложе театра, в ресторане, в пивной, на пикнике за игрой в карты. Удручающее зрелище молодых, но уже опухших от пьянства лиц, одинаковых в своей невыразительности, постоянно что-то пьющих, жрущих, курящих. Хочешь не хочешь, а вспоминаются рассказы Зощенко (которой, собственно, таких-то и изображал!). Только собрание рисунков и картин Владимирова много страшнее, что тоже понятно. Эта часть его творчества длительное время оставалась тайной. Иван Владимиров никогда не выставлял эти произведения и был известен другими, изображавшими Сталина в заключении, Ленина и Сталина в Разливе, иностранцев в советском Ленинграде. Он прожил долгую жизнь и пережил в старости страшные годы блокады Ленинграда. Последние работы Владимирова посвящены Великой Отечественной войне, известно, что сохранились его блокадные зарисовки.
Нужно признать, что Иван Владимиров сохранил для нас драгоценные свидетельства дней величайшего крушения России, времени, которое в течение многих десятилетий навязывалось нам как необходимое празднество, как торжество. Мы теперь хорошо видим, что это было за торжество, и хорошо знаем, какую цену заплатил за все это народ. Но есть люди (и их много!) кто все не унимаются, кто говорят, что «лимит на революции в России не исчерпан». Есть и такие, кто прямо планирует новое «народное возмущение», либо с очередной «экспроприацией экспроприированного» в духе «взять и поделить», либо с раскрытием ужасной правды о коррупционерах, и с последующими судами. За этими соблазнительными перспективами внимательный взгляд увидит определенный и отчетливый интерес. Впрочем, можно и не пытаться заглядывать в еще неясное будущее, достаточно посмотреть на некоторые соседствующие с Россией страны.
Одно меня печалит. Судьба художника, творца, вынужденного таить и скрывать свои работы, писанные кровью сердца, болью души, вынужденного жить под постоянным давлением своей страшной тайны, способной в одночасье раздавить и его, и близких. Только подумать – один донос – и все… Но, с другой стороны, такое катакомбное существование культуры – не есть ли оно само неопровержимое доказательство несправедливости режима и истинности творчества художника? Правда, как известно, глаза колет.
Никита Брагинhttp://rys-strategia.ru
#РОВС #100летреволюции #Петроград #воспоминания #художник
pereklichka.livejournal.com
Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947, Russian painter)
Художник Иван Алексеевич Владимиров. Время было такое.Иван Алексеевич ВладимировХудожник-баталист известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне. Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 — 1918 годов. В этот период он работал в Петроградской милиции, активно участвовал в ее повседневной деятельности и делал свои зарисовки не с чьих-то слов, а с самой что ни на есть живой натуры. Интересно, что смысл и названия картин почти угадываются. Оттого, что сцены отражают события, известные нам по истории становления после 1917г. Впечатляет картина "Расстрел в застенках ЧК, 1918г". Тоже известно нам происходило и в советское время.Поэтому и название: "Время было такое". Революция, разгром, развал, убийства, нищета, голод, разгром церквей и угнетение церковников, расстрелы белых и красных, колхозы, продразверстка. А жизнь людям дана лишь один раз... Именно благодаря этому картины Владимирова данного периода времени поражают свой правдивостью и показом различных не очень приглядных сторон жизни той эпохи.
1.
2.
3.
4.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.http://smallbay.ru/artrussia/vladimirov_pictures.html
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
ehdu.livejournal.com