Картины, написанные светом. Картина светом


syg.ma — Картина светом

В Доме Музыки произошло редкое событие, спектакль Театра черноеНЕБОбелое «La Llorona, прирученная смерть». Этот театр практически не удостаивается сейчас внимания театральных критиков, а когда-то любые их выступления собирали настоящих ценителей продвинутого театра, знатоков сильнодействующей, суггестивной клоунады. Видимо, в какой-то момент театральное комьюнити решило, что раз цирк Du Soleil и, скажем, постановки Лепажа объездили весь мир, то они затмили возможный интерес к черномуНЕБУбелому. Это глубокое заблуждение, ведь даже зрелый конструктивизм Лепажа все равно тюзовский, не говоря уже о нынешних техногенных цирках. Марчелла Солтан показывает зрителям архетипические движения в стиле, который до сих пор это невозможно назвать определенно — не contemporary dance, не клоунада, не драма, не дискотека, не кабуки, не Но, не Гигаку, не Пекинская опера, не Буто, не пантомима. Элементы всего перечисленного присутствуют, плюс феноменальная работа единственного режиссера со светом, под фонограмму тщательно отобранных фрагментов небанальной музыки.

Дмитрий Арюпин и Марчелла Солтан на монтаже. Фото автора

Дмитрий Арюпин и Марчелла Солтан на монтаже. Фото автора

Итак, Дмитрий Арюпин, как режиссер и художник написал очередную свето-звуковую компьютерную партитуру для Марчеллы Солтан. Хотя признался, что после «Триады»(2001), проникнутой идеями и образами немецкого конструктивизма и где была полновесная, последовательная смена световых картин, его методы записи программы для света стали ближе к идеологии записи электронной музыки на миди секвенсор. Теперь световых картин нет, есть нечто другое, сложно-описываемое. Спектакль произвел фирменное впечатление: как и на любом спектакле черногоНЕБАбелого, десяток девушек всех возрастов, схватив в охапку своих кавалеров, быстро выбежали, шелестя разными словами, но одним смыслом — это кошмарит. С моей точки зрения, лучшая похвала спектаклю. Все остальные зрители были глубоко захвачены движениями Солтан, к тому же у нее был пластичный партнер — Антон Мозгалев. Захват движениями подобен явственному сну, когда не знаешь, сколько времени прошло, но замечаешь полную встроенность внимания в происходящее на сцене.

Марчелла Солтан на монтаже. Фото автора.

Марчелла Солтан на монтаже. Фото автора.

Справка: Театр черноеНЕБОбелое (blackSKYwhite) создан в 1988 году Дмитрием Арюпиным и Марчеллой Солтан. На международном театральном фестивале КОНТАКТ 97 (Торунь, Польша) спектакль «Здесь был СССР» получил приз «Золотая Карета», а Марчелла Солтан была названа лучшей актрисой фестиваля. На фестивале THE THEATRES CRASH 98 спектакль «Игрушки Бертрана» был удостоен пяти наград. На крупнейшем в мире театральном фестивале Edinburgh Festival Fringe 2000 спектакль Игрушки Бертрана получил главный приз Fringe First за инновацию в театре и выдающийся новый спектакль, а также приз Total Theatre за концепцию дизайна и выдающуюся актерскую технику. На фестивале Zuercher Theater Spektakel за спектакль «Здесь был СССР» Марчелла Солтан получила главный приз Furder Prize. На фестивале MIMOS 2001 театр был награжден за спектакль «Здесь был СССР» главным призом Prix de la Critique. Театр черноеНЕБОбелое выступал с девятью спектаклями на почти сотне международных театральных фестивалей, в том числе на тех, где российское искусство никогда не было представлено. Так, например, в течение последних лет спектакли театра были важным событием театрального раздела фестиваля в Glastonbury, собирающего до 300 000 человек со всего мира

Антон Мозгалёв на монтаже. Фото автора.

Антон Мозгалёв на монтаже. Фото автора.

Эти спектакли, конечно, будят мысль, отвечающую на некоторые вертикальные вопросы. Почему для воприятия чНб мало изучить на их сайте модули-прототипы, из которых состоит любой спектакль чНб. Требуется пластичность восприятия. Это когда следишь за неуловимыми движениями живого существа и понимаешь: в человеке не только инсектоидность сидит в самой глубине, в человеке заложено все его нечеловеческое, кибернетическое будущее. Понимаешь, глядя на Марчеллу Солтан, что движение человека — это один цельный, неразличимый, неделимый, не пиксельный процесс. Только поэтому догоняет Ахиллес черепаху, только поэтому. Но почему мы это заметили? Только потому, что она на сцене прикасается к нечеловеческому, к кукольному миру автомеханики, где движения дробятся вплоть до «ничто», до пиксельного распада. Вспомнился триллер «Сайлент Хилл», в котором и костюмы, и движения адских персонажей как будто украдены из мастерской черногоНЕБАбелого.

« La Llorona» воспринимается как Greatest hits, собрание уже виденных образов из всех предыдущих спектаклей, да и нанизываются образы на единое веретено, на тему автоматичности любой мысли о смерти. Марчелла Солтан последовательно переходит от старикашки, вечного жида, кощея бессмертного, Фрэди Крюгера, «человека толпы» из рассказа Грина, и прочая и прочая — к довольно сказочной бабе Яге, только без тюзовского оптимистического флера. Старуха нянчится с неким дитем в полусфере, вдруг становится извивающейся зелено-красно-синей феминой, «анимой» и архетипом женского мира. Детеныш же оказывается зародышем того змея, что пожирает все живое. И то верно, смерти положено порождать смерть. Вообще-то говоря, связь образов сновидческая, что и есть главная сила спектаклей чНб. На монтаже было видно, насколько перспективны в этом плане цилиндры, покрытые изнутри отражающей фольгой. Отражение они дают сюрреальное, зеркальный двойник ужасает, а не веселит, как в комнате света — распластан по поверхности, но выпускает четкие щупальца-отражения в ответ на прямые лучи. Жаль, что не получилось выставить задуманный свет.

Марчелла Солтан. Фото автора

Марчелла Солтан. Фото автора

Дмитрий Арюпин во всех девяти спектаклях делает ставку на музыку, причем в смысле, понятном каждому собирателю винила сейчас, CD-дисков в 90-х, кассет в 80-х и бобин в 70-х. Надо часами, сутками, месяцами, годами вслушиваться в мировой звуковой ураган и отбирать то, что нравится мне, именно мне. Кстати, таков принцип синтеза звуков и всех творцов «групповой» музыки. Великие группы прошлого века именно в звуке нетеатральны, играют только свое. Так что Театр черноеНЕБОбелое можно смело назвать рок-группой в первичном смысле — все придумать самому, лично отобрать каждый звук, ничего не делать на заказ и вкус публики. С другой стороны, этот театр не пишет музыку, он сам себе диджей, легко меняет звуковой ландшафт от спектакля к спектаклю. На этот раз звук был особенно сложным образом изготовлен, не менее 50-ти фрагментов разных композиций вошло в партитуру. Но можно выделить основной поток музыкальных тем, текущий по островам с именами: ATRIUM CARCERI — PROTAGONIST- TRUART — LHASA — ANDREW LILES — PROTAGONIST- COH — NECROPHORUS — PROTAGONIST.

Электронный воздушный индастриал мутирует в кондовый панк, превращается в сладкую балладу, но вдруг вас бьет током нездешний dark ambient, треск разрядов на грани ультразвука. Неофолковый марш времен Второй мировой? Да, есть и такое. Парадокс, все и вся есть, все направления музыки, но это антиколлаж. Ощущение сугубо личностной окраски в отборе музыки таково, что Дмитрий Арюпин при других обстоятельствах был бы диджеем с мировым именем. Но так получилось, что он Физтех заканчивал, чтобы стать режиссером собственного уникального театра. Естественно, он все делает своими руками и все знает о техническом аппарате театра. Но существующий в театрах аппарат — довольно скучен, поэтому в плане новые технические разработки, позволяющие, к примеру, вывести спектакль «Омега» 2003 года на космическую орбиту. (Из записей на сайте театра: большинство из предполагаемых технологий оформления спектакля являются собственными разработками театра черноеНЕБОбелое в рамках проекта Медиатронный Театр, и воплощают новую парадигму инфраструктуры спектакля, что требует лавинообразно возрастающих вычислительных мощностей и технологических возможностей оборудования).

Вспоминая спектакли 90-х и 2000-х годов, прежде всего помнишь матрицу музыки, потому что и сам слушал то же самое или похожее, совпадение поразительное, не все же «технари», так сказать, слушают одно и то же. Смотрите, вот список: Lilith Orgazio, Muslim Gauze, Virago, Huglebar, Art Zoyd, Amon Tobin, Diamanda Galas — «Триада»; Александр Копейкин, Art Zoyd, Biota, Alfred 23 Harth, Coil — «Игрушки Бертрана»; Шостакович, Diamanda Galas, Coil, Art Zoyd, Schnitzler&Thomasius — «Здесь был СССР»; Александр Копейкин, Current 93, Ora Rosea — «Imitator Dei». Александр Копейкин, Zelwer, Ikeda, Lacrimosa, Noise Makers Fife’s, Current 93, Aith Ochnal, Coil, Bruno Moreigne, Einsturzende Neuebauten, Tiger Lillie’s — «Астрономия насекомых»; The visitors, Диаманда Галлас, Jocelyn Frances Pook — «ЕСМ». Я к тому, что если вам эта музыка близка, то и Театр черноеНЕБОРбелое скорее всего да.

Возникает вопрос, каков метод черногоНЕБАбелого? Ведь у самого запрятанного андерграунда есть план, расписание занятий, школьный учитель, парадигма и мировоззрение, в конце концов. Два года назад Дмитрий Арюпин мне говорил: «Никогда не могу сказать, что мы работаем над таким-то и таким-то спектаклем, который называется так-то. То есть тема сразу не определяется. Начинается с гимнастики все, а музыка феноменальной Жослин Пук или кого еще — пришла в результате опыта, эксперимента. В спектакле «ЕСМ» много было найдено в результате прямого физического эксперимента. Этот эксперимент состоит в том, что «центр решений» человека заменяется на музыку, буквально. Волевые импульсы, исходящие от моносинаптической рефлекторной дуги, от эмоционального центра, заменяются на импульсы музыки. Опыт в этом и состоит».

Тут, конечно, можно возразить, что волевые импульсы, может быть, совсем не из рефлекторной дуги исходят, но это не отменяет оригинальность такого подхода к основе театра, тренингу. Театр, как древний организм, синтезирующий разные виды искусств, зависит от всего телесного, это точно. И вот режиссер-математик, десять лет проработавший в ВЦ АН СССР, защитивший диссертацию по теме «Построение анализа на группе перестановок», добивается математически точных движений от своей жены, Марчеллы Солтан. А она феноменально одарена, нет в мировом театре таких рук, движений и жестов, точно нет. Да и выдающиеся костюмы сама проектирует. На мой неуклюжий вопрос, не на фортране ли Дмитрий писал первую в мире (!) программу управления светом в 1994 году, он ответил: «При чем здесь фортран? А еще астрономом называетесь. На С++ писали, но программу писал не я, а программисты, которые в то время еще не перевелись и стоили дешево. На диммеры я делал техзадание, а конкретное схемотехническое решение делал инженер-электронщик. Кроме того, я на все это зарабатывал деньги — весь проект, включая железо, работу и программирование стоил примерно $2500. Программа была написана под windows 3.1, была с богатым и модифицируемым интерфейсом, который был ближе всего к CUBASE. Планировались открытые коды или, по крайней мере, SDK. И все работало — не на столе дома, а на спектакле».

О премьере в Доме Музыки он сказал с точки зрения универсального театрального спеца — осветителя, компьютерщика, видеоинженера, звукооператора и прочая. Причем то, что театр выступает без единой репетиции на сцене, поражает театроведческое воображение: «Жаль, что неработающий радиоканал был обнаружен за пять минут до входа зрителей, и исправить его за это время не представлялось возможным. Как результат, вместо программы света на переднем плане была только красная заливка, написанная партитура работала только внутри цилиндра. Конструкция собиралась впервые в день спектакля. Я не знал, будет ли она работать, если соберется. Жаль что за двадцать восемь лет существования bSw у нас ни разу не было ни одной репетиции на сцене — это все равно как художник пишет картину вслепую, не видя к чему приводят его действия, а потом зажигается свет и он вместе с публикой впервые видит результат. В любом случае я рад, что это случилось».

На монтаже. Марчелла Солтан. Фото автора

На монтаже. Марчелла Солтан. Фото автора

Дома, в творческой лаборатории прямо в лесу за Зеленоградом, невозможно построить сцену, но Дмитрий Арюпин построил. Тем паче удивительно, что в таких условиях семейный театр продолжает удивлять подготовленного зрителя. В странных, блаженных 90-х годах было проще, то было грандиозное время перемен. Тогда андеграунд вышел на поверхность, миллионы зрителей знаменитых программ Дмитрия Диброва в конце 90-х увидели группу «Аукцыон» и театр черноеНЕБОбелое. В одной из передач Дмитрий Арюпин и Андрис Лиепа представляли телезрителям спектакль «Музей Оскара Шлеммера», который теперь существует только как серия «Антропологии» на Ютубе. И то ладно. Теперь вживую театр чНб видят сотни зрителей, но больше и не надо, ради спокойной творческой жизни.

syg.ma

Солнечный свет в картинах Стива Хенкса /  В мире позитива

Стив Хенкс - один из лучших признанных современных американских художников. Его картины наполнены деталями, позитивом, добротой и солнечным светом 🙂

Потертый узор старого одеяла,  игра света в узкой полоске прибоя на песке,  выразительные детские лица - все это Стив Хенкс рисует акварелью!Солнечный свет в картинах Стива Хенкса

Стив Хенкс родился в Сан-Диего в семье военных.

Солнечный свет в картинах Стива Хенкса

Он рос, играя в теннис и занимаясь серфингом на пляжах южной Калифорнии.

Солнечный свет в картинах Стива Хенкса

“Океан производил на меня сильное и устойчивое впечатление. Для моей детской души это было очень полезно - быть в воде, плавать, заниматься серфингом и соприкасаться с какой-то мистической силой океана”.

Солнечный свет в картинах Стива Хенкса

Хенкс называет свой стиль "эмоциональный реализм". Его картины и правда иногда реальнее самой хорошей фотографии!

Солнечный свет в картинах Стива Хенкса

Прежде чем прийти к этому стилю, он много экспериментировал с разными инструментами и направлениями в живописи.

"Если бы я не проводил столько много времени, совершенствуя свое мастерство, я бы не был тем, кто я есть".

Солнечный свет в картинах Стива Хенкса

Солнечный свет - также узнаваемый элемент в его стиле.

Солнечный свет в картинах Стива Хенкса

"Солнечный свет - мой любимый предмет рисования. Я очарован тем, как он проходит сквозь вещи, как наполняет комнату яркими красками. Часто мои рисунки больше о солнечном свете, чем о чем-то другом".

Солнечный свет в картинах Стива Хенкса

Женитьба и рождение трех детей принесли еще больше вдохновения в картины художника.

Солнечный свет в картинах Стива Хенкса

Солнечный свет в картинах Стива Хенкса

"Я стараюсь относиться ответственно к своему творчеству и привнести позитив в картины. Я надеюсь, что моя работа приносит комфорт, удовольствие и понимание людям".

Еще больше картин Стива Хенкса вы сможете найти в его галерее!

В мире позитива

Те, кто общается со мной довольно тесно, знают что я немного сдвинута на счастье. Уверена, что счастливым можно быть по собственному выбору. Уверенность эта подкрепляется тем, что иногда у меня получается 🙂 Моментами. Быть очень счастливой. Прямо всеми фибрами души ощущать это состояние. Но в остальное время я просто не несчастна. Если поискать закономерность, то становится понятно, что счастлива я бываю когда выключаю режим "Жизнь на автомате" и включаю режим "Осознанность". В общем решила устроить себе челленж - тренировать мозг сознательно вырабатывать нужные гормоны 🙂 Тоже считаете, что наше счастье в наших руках? Присоединяйтесь!

Ещё немного позитива

___________________________________________________________________________

Поделиться позитивом с друзьями

vmirepozitiva.ru

Наука о цвете и живопись - А. С. Зайцев

Источники света

Разговор о свете логично начать с рассмотрения того, что служит его источником. Известно, что свет как природное физическое явление представляет собой одну из форм энергии, называемую лучистой энергией, которая в виде электромагнитных колебаний распространяется в пространстве до тех пор, пока не встретит на своем пути какую-либо поверхность или вещество, преобразующие ее в другие виды энергии. Эту энергию излучают различные источники. Одни из них естественные: солнце, луна, звезды; другие — искусственные: огонь, лампы накаливания. В зависимости от своей величины, мощности и степени удаленности от освещаемых объектов источники образуют различные условия освещенности, разнообразные световые эффекты, которые издавна привлекали и привлекают к себе внимание ученых и художников.

Художника источник света может интересовать с разных точек зрения. Во-первых, ему небезразлично, при каком освещении работать — при солнечном полуденном свете или рассеянном свете облачного дня, при свете электрической лампы накаливания или при так называемом искусственном «дневном» свете. Солнечный свет наиболее естествен и привычен, и человеческий глаз лучше к нему приспособлен.

Электрический свет содержит в своем составе больше лучей длинноволновой части спектра и в силу того имеет несколько желтоватый оттенок, что заметно сказывается на восприятии цвета объектов, освещенных этим светом. Искусственный, так называемый «дневной» свет, который многие считают «мертвенным», «безжизненным», все же создает лучшие условия для живописи, чем обычный электрический, так как благодаря специальному устройству ламп накаливания он теряет часть длинноволновых лучей и уравновешивается в своем спектральном составе, а поэтому при пользовании им и сдвиги в восприятии цвета по сравнению с дневным светом будут весьма незначительны.

Твердое убеждение многих современных живописцев в том, что писать возможно лишь при дневном свете, не всегда было бесспорным. Есть основания предполагать, что многие старые мастера работали при искусственном освещении. Интересно одно замечание в связи с этим Рейнольдса: «...Гейнсборо, — писал он, — всегда стремился иметь свои объекты перед собой... У него была привычка писать ночью... При искусственном свете все кажется красивее, так как свет и тень ложатся более широко. Мне даже кажется, что оба великих колориста, Тициан и Корреджо, — хотя я и не знаю, наверное, писали ли они ночью, разрабатывали свои живописные приемы, изучая предметы при искусственном освещении».

Во-вторых, источники света издавна представляли интерес и сами по себе, как предмет изображения: солнце, луна, пламя огня всегда привлекали внимание художников и поэтов. По свидетельству античных авторов, Анфил и Апеллес были первыми из древнегреческих художников, которые начали изображать в живописи определенные источники света. Плиний говорит об Апеллесе: «...написал он также и то, что, собственно говоря, нельзя нарисовать: гром, зарницу, молнии». Однако мы знаем и более ранние изображения — например, солнца в древнеегипетских рельефах. Правда, изображения эти еще крайне условны, и солнце обычно изображается в них в виде диска, от которого исходят лучи-щупальца. Как известно, культ солнца лежал в основе религиозных представлений древних египтян, и поэтому обращение к нему как предмету изображения вполне понятно — изображение солнца имело символический характер и, скорее всего, роль его как источника освещения древнеегипетский художник не осознавал или же просто не интересовался ею.

Условным было изображение света и его источников и в средневековом искусстве. Нимб, который по идее должен быть выражением сияния, в искусстве средневековья часто получает вид материальной формы, а у художников эпохи Возрождения и изображается даже в перспективе. Но при всей их условности нимбы и ореолы содержат хотя и отдаленную связь с реальностью, так как, в сущности, представляют собой художественную интерпретацию явления так называемой сферической аберрации, возникающей при наблюдении источника света. Для средневекового искусства реальность изображения света и его источников не имела значения, для него более важной была символическая содержательность, что представляет отдельную и большую тему, не имеющую прямого отношения к рассматриваемым в данной работе вопросам.

Но главное, чем источник света может интересовать художника, — это то, что он определяет систему освещенности изображаемой предметной ситуации. Эта связь положения источника с освещением натуры впервые была осознана по-настоящему только в эпоху Возрождения. В изобразительной системе Ренессанса освещенность изображаемой сцены или пейзажа всегда, как правило, предполагает единственный источник света, подобно тому, как и геометрическое пространство строится с одной точки зрения. Источник света становится необходимым условием изображения, зримо или незримо присутствующим в картине. Истории искусства известны произведения монументальной живописи, в которых художники даже стремились органически соединить реальный источник освещения произведения с системой светотени в самой композиции стенописи. Так, в капелле Бранкачи во Флоренции, имеющей одно окно в стене, расположенной против входа, Мазаччо решил светотень в композициях на боковых стенах таким образом, как будто изображенные фигуры освещены светом, падающим из этого окна. Подобный же опыт проделал и Мантенья в капелле Оветри. Такое решение системы освещенности в картине должно было создавать иллюзию реальности.

Очевидно, искусственная увязка местоположения реального источника освещения с системой изображенной светотени была в эпоху Возрождения не случайностью, а своего рода правилом. В трактате Ченино Ченнини говорится: «Если же тебе придется когда-нибудь рисовать или изображать что-либо в часовне или писать в каком-либо другом неудобном месте, так что ты не сможешь иметь свет как тебе привычно, слева, следует придавать рельеф твоим фигурам или рисунку согласно расположению окон, которые находятся в этом месте и дают тебе свет».

Положение источника освещения и точка зрения художника всегда определенным образом в картине между собой связаны. Точка зрения, с которой сделано изображение, позволяет судить и о положении источника света. Верно и обратное — известное местоположение источника освещения дает возможность понять и точку зрения, с которой сделано изображение. В случаях, когда изображение не имеет единой точки зрения, становится невозможным и единый источник освещения. В произведениях средневековой живописи, где геометрическое пространство строилось в соответствии с так называемой обратной перспективой, предполагавшей «расщепление» зрительного пространства, приходилось невольно прибегать и к расщеплению единого источника освещения.

Меняя свое положение по отношению к предмету, источник света в каждом отдельном случае по-разному определяет характер распределения светотени на предмете. Когда он расположен на оси зрения наблюдателя, то есть фронтально относительно освещаемого предмета, то создаваемое им в этом случае освещение дает возможность отчетливо видеть как очертания общей формы предмета, так и контуры отдельных его частей, а также фактуру поверхности, градации светотени и цвета. Но при этом снижается видимая объемность формы и хуже прочитывается пространственная глубина, так как разница в яркости между освещенной частью предмета и фоном будет незначительной. Когда же источник занимает диаметрально противоположное по отношению к точке зрения наблюдателя место, находясь за предметом, то возникает тот эффект освещения, который принято называть «контражуром», — предмет воспринимается силуэтом, поскольку он весь оказывается в зоне тени, и его детали будут слабо различимы; при этом контраст между сильно освещенным фоном и затененной передней поверхностью предмета четко разделит видимое на два пространственных плана.

Леонардо да Винчи рекомендовал художникам располагать источник света фронтально по отношению к точке зрения и тем самым светлый фон противопоставлять теневой стороне, а темный — светлой. Дальнейшее развитие этого тезиса привело к возникновению известного приема — прикрывать источник света каким-либо предметом, находящимся между ним и точкой зрения. Этот прием имел большое распространение вплоть до конца XIX века. Однако это правило не было незыблемым. В нем усомнился уже Джошуа Рейнольдс, который в своих лекциях, читанных студентам Академии, говорил: «Если бы Леонардо дожил и увидел то превосходное и великолепное впечатление, которого впоследствии добились как раз обратным приемом — присоединением света к свету, тени к тени,— то он, без сомнения, был бы этим восхищен». Действительно, подобных примеров можно было бы указать достаточно, мы приведем здесь лишь один: «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова. Пламя свечей художник изобразил не на темном фоне, как того требует классическая теория, а на светлом, и добился тем не менее достаточно сильного эффекта свечения. Объяснение этому явлению, очевидно, следует искать в теории контраста, которая будет рассматриваться нами ниже.

Концентрированный свет, излучаемый точечным источником, в наибольшей мере характеризует объемно-пластические качества модели. Художник, стремившийся к выражению пластической формы, к пластическому идеалу, как правило, прибегал к освещению модели четко направленным светом.

Чаще же всего поэтому живописцы изображают предметы при боковом освещении — оно наиболее четко выявляет объемную форму объектов, их фактуру и цвет. При боковом освещении предмет визуально разделяется как бы на две части — освещенную и затененную, находящиеся между собой в сложном взаимодействии: они, с одной стороны, как бы отрицают друг друга, а с другой — стремятся к единству, основой которого служит принадлежность общей объемной форме. Рассеянный же свет упрощает форму, создает мягкость и пространственность и потому более импонирует художникам с собственно живописными устремлениями. Наибольшими возможностями для выявления пластических особенностей формы обладает верхний свет, при котором отсутствует заметное разграничение света и тени и все части объемной формы воспринимаются равномерно освещенными.

Недаром верхний свет предпочитают в своих мастерских скульпторы. С освещением снизу в жизни мы имеем дело сравнительно редко, и подобное расположение источника создает непривычную картину в распределение света и тени на предмете, что порой делает даже неузнаваемым освещенный таким образом предмет. «...Знай, — предостерегал Леонардо да Винчи, — что если человека даже очень хорошо тебе знакомого осветить снизу, то тебе трудно будет его узнать». Позже этот эффект был описан несколькими исследователями. Р. Грегори сообщает, что о нем писал английский ученый Д. Брюстер (1781-1868) в «Письмах о естественной магии», где говорится, что, если направление света, падающего на середину, меняется с верхнего на нижнее, то выпуклости становятся похожими на углубления: инталии превращаются в камеи и наоборот. Природу этих иллюзий Брюстер объяснял привычкой, «результатом деятельности нашего собственного разума, результатом нашей оценки форм и тел на основании тех знаний, которые нам сообщают свет и тень».

hudozhnikam.ru

СВЕТ и ТЕНЬ »

 

СВЕТ И ТЕНЬ, СВЕТОТЕНЬ — важнейшие парные категории теории и практики изобразительного  искусства.

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверх­ностями, но и с помощью светотени.

Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение  освещённости, создающей шкалу яркостей, очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Э. ДЕ ВИТТЕ. Внутренний вид церкви. Фрагмент

В физическом отношении свет представляет собой видимую часть спектра электромагнитного излучения Солнца, т. е. диапазон колебаний электромагнитного поля, который способен воспринимать глаз человека. Эти колебания, попадая на сетчатку глаза, вызывают возбуждение зрительных нервов, от которого возникает ощущение сияния. Способность различных предметов, их материальной поверхности по-разному поглощать, отражать и преломлять световые лучи вызывает ощущение окрашенности.

Однако явление света следует отделять от понятия тональных, в частности хроматических, отношений, т. е. цвета. Последнее качество субъективно, цвет существует только в процессе зрительного восприятия и представления предметов. Свет — «чуть что не тьма, первый проблеск света во тьме, первое проявление бытия из ничтожества«.

А. ГРИМШОУ. Вечер над Темзой

 

 

 

Белый, неокрашенный свет с помощью призмы можно разложить на семь цветовых лучей спектра и обратно: противоположные тона хроматического ряда при соединении дают белый цвет.

Однако в эстетическом  смысле свет неделим, при искусственном расщеплении он теряет собственное качество, снижается до материальности. Окраска света — не собственное его свойство, а результат взаимодействия с материальными телами и световой средой, которую он наполняет.

Жорж де Латур. Св. Иосиф-плотник. 1640-е гг. Париж, Лувр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свет — благо, всеобъемлющий символ Божественного происхождения мира (Ин. 1:5). Данте Алигьери в «Божественной комедии» называет «материальный свет» эмпиреем (греч. empyreios — «пламенная, огненная страна»). Отделение света от тьмы, космоса от хаоса является основой всех эстетических и философских представлений о мире.

В изобразительном искусстве эти представления выражаются с помощью полярных (противоположных) символов: солярных(солнечных) и лунных знаков, эмблем мужского и женского начал природы.

Борьба царства света и тьмы — основная тема мифов.

Э. ДЕГА. Репетиция балета. Фрагмент

 

В истории изобразительного искусства свет и тень взаимосвязаны, поскольку используются в качестве изобразительных средств. Отсюда обобщенное понятие:светотень, в котором подразумевается определенное количественное отношение качеств света и тени.

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользу­ются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи  форму, объем, фактуру пред­метов так убедительно, что они, казалось, оживали в произве­дениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники Э. де Витте («Внутренний вид церкви»), А. Грим-шоу («Вечер над Темзой»), Латур («Св. Иосиф-плотник»), Э. Дега («Репетиция балета») передали в своих картинах свет от разных источников освещения.

К. МОНЕ. Руанский собор в разное время суток Соборы у Моне — не конкретные архитектурные сооружения, а образы того, что свершается в определенный момент утром, днем и вечером.

 

Можно увидеть естественное освещение(природное) солнца и луны и искусственное освещение (созданное челове­ком) от свечи, лампы, прожектора и др.

Особый подход к освещению в театре, не случайно там рабо­тают художники по свету. Они создают поразительные свето­вые эффекты, удивительный волшебный мир — «живопись» и «графику» светом.

Свет искусственных источников мы можем изменить по на­шему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между све­том и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют светотональным. Оно дает возможность передать в рисунке боль­шее количество полутонов.

 

 

К. МОНЕ. Руанский собор в разное время суток Соборы у Моне — не конкретные архитектурные сооружения, а образы того, что свершается в определенный момент утром, днем и вечером.

 

Существует множество различных состояний солнечного ос­вещения, которые могут сильно изменить один и тот же пей­заж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ран­ним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.

Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. К тому же степень освещенности изображаемого оказывает значительное влияние на характер цветовых и тональных контрастов, на уравновешенность, взаимосвязь частей и целостность композиции.

Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых объектов, образующих всевозможные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами.

Объемные формы в природе воспринимаются так или иначе освещенными. Градации света и тени на их поверхности определяют понятиями: блик,свет, светораздел (полутон), тень, рефлекс.

К. МОНЕ. Руанский собор в разное время суток Соборы у Моне — не конкретные архитектурные сооружения, а образы того, что свершается в определенный момент утром, днем и вечером.

 

Различают следующие элементы светотени:

  • света — поверхности, ярко освещённые источником света;
  • блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
  • тени — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
  • полутень — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
  • рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Изображение градаций светотени помогает художнику выявить объем изображаемых тел на плоскости листа бумаги, картона, холста.

Тени подразделяют на собственные (на поверхности предмета) и падающие (отбрасываемые предметом на плоскость или другие предметы). Однако изображение светотени необходимо отличать от тональных (в том числе светотеневых) отношений изображения, которые подчиняются не оптическим, а композиционным закономерностям, т. е. отношениям светлоты, которые художник сознательно выстраивает на плоскости, в объеме или пространстве. Художник не изображает, а искусно компонует свет и тень. Поэтому можно сказать, что светотень в природе является оптической основой формообразования в искусстве.

 

Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной пер­спективы мы передаем пространство в рисун­ке, то в живописи не обойтись без учета изме­нений цветовых и тональных отношений на­туры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые — теплые.

РЕМБРАНДТ. Портрет старушкиИскусством использования света в живопи­си владел, как никто другой, великий Рем­брандт. Он зажег своей кистью свет, согрева­ющий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним све­том. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Величие ху­дожника — в его человечности. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе чело­века.

В его картинах свет, высвечивая из темно­ты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.

Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени.Форма и фактура выявляются слабо.

При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

Знание этих закономерностей построения света и тени мо­жет вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

 

Схема построения теней от солнцаСхема построения теней от солнца

 

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрите изо­бражения и обратите внима­ние на выразительные возможности фрон­тального, бокового и контр ажурного освеще­ний.

Фронтальное освещениеБоковое освещениеКонтражурное освещение

Фронтальное освещение — это когда ис­точник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хо­рошо выявляет форму, объем, фактуру объек­тов.

Деревья в контражурном освещении

 

 

 

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены де­ревья, вода или снег. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

В картине  может быть  один или  несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» художник И. Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами.

Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи.

И. ХРУЦКИЙ. Плоды и свеча

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и на­клона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко дога­даться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.

Схема построения теней от свечиЕсли приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое явление носит назва­ние световой перспективы.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

 

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство. Основы рисунка

natblog.ru

Картины, написанные светом « News In Photo

1. Амина Хату с сыном на руках в соломенной хижине в переполненном лагере беженцев на окраине Ситтве, Мьянма. Примерно 11 тысяч рохингья — наиболее преследуемого народа — были вынуждены покинуть свои дома из-за гонений на религиозной почве.

2. Модели готовятся к выходу на подиум. Неделя моды в Milk Studios, Нью-Йорк.

3. Помощник боцмана Вили Льюис из иллюминатора вертолета наблюдает за посадкой на палубу фрегата USS Underwood, патрулирующего территорию около Панамы в рамках международной программы пресечения торговли людьми.

4. Буддийские монахи учатся в монастыре в Мандалае, Мьянма.

5. Сирийские дети смотрят в окно автобуса на пересечение границы с Ливаном.

6. Жоанна Эскудеро покидает свой дом в Пуэрто де Йерро (Испания) вместе с малолетней сестрой. 54 семьи жили в этом местечке более 50 лет. В 2010 году они были выселены по причине нелегального проживания. Лишившиеся крова люди перебрались к родственникам, чьи дома уцелели.

7. Главный акушер Мария Антуанетта Кабрал Барбосса при свете фонарика держит малыша, который только что родился в госпитале Габу, Гвинея-Бисау. В Гвинее-Бисау материнская смертность — одна из самых высоких в мире: каждая 19-я женщина умирает при родах.

8. Снайперская позиция сирийских повстанцев в доме в спорном районе Кармаль Жаби, в центральном Алеппо.

9. Продавцы сладостей в торговых рядах в окрестностях Храмовой горы (Иерусалим, Старый город),которая также почитаема мусульманами как Благородное Святилище.

10. Палестинские пожарные пытаются локализовать огонь на фабрике, загоревшейся после нанесенного израильтянами авиаудара. Бейт Лахия, северная часть сектора Газа.

11. Полицейский наблюдает за участниками демонстрации против жестких экономических мер (Лилль, ноябрь 2012 г.). В демонстрации приняли участие тысячи людей из Франции и Бельгии.

12. Девочки-сироты занимаются в своей комнате в приюте для сирот Гульшан-Е-Баннат в Гопал Пора, Кашмир. В Джамму и Кашмире насчитывается более 200 000 сирот.

13. Женщина с тележкой на улице Мадрида.

14. Солнце на стенах жилого дома В Гонконге.

15. Этот автобус стал домом на колесах для Лю Чангшана и его жены. 39-летний Лю и его 36-летняя жена Жанг Дингмей живут в автобусе более 3 лет, чтобы неотлучно следить за своим бизнесом по продаже цемента и песка и передвигаться от одного строящегося объекта к другому.

16. Русскоязычные иммигранты собрались на фестиваль русской народной музыки в национальном парке Ган ХаШлоша в окрестностях Бейт Шин, Израиль.

17. С наступлением темноты портреты Ким Ир Сена, ныне покойного лидера Северной Кореи, освещаются прожекторами. Пхеньян, КНДР.

18. Пожарные борются с огнем на галантерейной фабрике. Дхака, Бангладеш.

19. Мужчина бежит по холму на фоне Сиднея.

20. Пакистанцы любуются закатом на берегу моря в Карачи.

21. Рыба на пирсе озера Уорт. 2 недели пирс был закрыт из-за разрушений, причиненных ураганом Сэнди осенью 2012 г. Запрет снят, и рыбаки возобновили ловлю.

22. Лодочная прогулка по Нилу в Каире.

23. Песчаная сульптура художника Раджа Капура в память о жертве группового изнасилования в автобусе Нью-Дели.

24. На набережной Галле Фас Грин в Коломбо.

25. Джон Джонсон, игрок бейсбольной команды Майами Марлинс в матче против Филадельфия Филлис в Филадельфии.

26. Индийские рабочие на металлургическом заводе в пригороде Агартала, Индия.

27. Открытие магазина Блумингдэйл, Нью-Йорк.

28. 15-летняя девушка едет в лимузине на бал дебютанток, организованный полицией в рамках миротворческой программы в фавелле Мангуэйра, Рио-де-Жанейро.

29. Маленькая москвичка на новогоднем представлении.

30. Переулок освещен разноцветными огнями в преддверии индуистского фестиваля огней Дивали в Мумбаи.

31. В лучах заходящего солнца Стефан Сигрист завершает восхождение на гору Сьерро-Станхарт, Патагония, Аргентина.

32. Люди на заснеженной дороге в окрестностях швейцарской деревни Хизрель.

33. Лебеди на озере Маларен в центре Стокгольма.

34. Женщина с собакой в осеннем парке в Пекине.

35. Верующая пьет воду после молитвы восходящему солнцу на празднестве Чхат в Катманду. Чхат — четырехдневное празднество, посвященное богу солнца.

36. Буддистские монахи на ежегодном фестивале священных танцев в монастыре Хеми в окрестностях Лех, Ладакх, Индия.

37. Уличный продавец в ожидании покупателей в Бхаптакуре, Непал. Бхактапур, или город преданных, — древнее место поселения неваров, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

38. Даоистский священник-отшельник медитирует, сидя в своей кровати в жилище на горе Маунт Жонган, Китай. Ежедневная медитация продолжается 7-8 часов.

39. Садху, индуистский святой, в ашраме — обители отшельников. Храм Пашупатинатх, Катманду, Непал.

40. Конголезские переселенцы обрели временый кров в храме города Мугунга, Демократическая Республика Конго. Противостояние повстанцев М23 с правительственными войсками вынудило тысячи людей покинуть свои дома.

41. Маленькие балерины готовятся к выходу на сцену. Александра, Южная Африка.

newsinphoto.ru

Живопись светом (Lightpainting)

 

Живопись светом (Lightpainting) — современная забавная техника, которая дает отличные результаты. Она получило своё название , из-за того что вы фактически рисуете выстреливая в камеру светом. Принцип состоит в том, что вы снимаете фотокамерой в режиме длинной выдержки, т.е. объектив вашей камеры остается открытым на долгий срок (от одной секунды до пяти минут). В таком режиме окружающие вас слабоосвещённые предметы оставаясь неподвижными получаются четкими на фото, а любое движение яркого света оставляет трассирующий след.

 

 

 

Вам не нужно много экспериментировать с такой техникой графити, просто убедитесь, что у вас есть следующие вещи:

1.  Камера, способная работать в режиме длинной выдержки — пленочная камера будет работать нормально, но если вы действительно хотите получить максимальную отдачу от съемки — используйте цифровую камеру. С ней вы сможете увидеть результаты в режиме реального времени  и внести коррективы в ходе съемки.

2. Хороший штатив.  Так как вы будете делать несколько снимков в режиме длинной выдержки убедитесь, что ваш фотоаппарат уверенно стоит на месте и не шатается.

3. Вспышка – хорошая вспышка нужна для подсветки окружающей вас панорамы.

4.  Если собрались рисовать у себя дома – лучше делать это в темной комнате . Если же вы рисуете снаружи — убедитесь, что вы не делаете это под фонарем, или там, где может проехать автомобиль, это засветит вашу съёмку и вам придётся начинать всё сначала..

 

 

 

 

 

Рекламировать свою компанию можно по разному. Учавствуя в выставке очень оригинально будет заказать бумажные флажки с логотипом и краткой информацией о вашей фирме и раздавать их посетителям! Флажок — это не флаер и вероятность быть выброшенным очень мала.

 

kayrosblog.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта