Шахматисты (картина Вероны). Картина шахматисты
Шахматисты (картина Домье) — Википедия
«Шахмати́сты» (фр. Les joueurs d'échecs) — картина французского художника Оноре Домье, созданная в 1860-е годы. Входит в коллекцию Малого дворца в Париже.
История
«Шахматисты» Оноре Домье в настоящее время находятся в коллекции музея Малого дворца в Париже, Франция. Техника — масло по дереву. Размер — 24.8 x 32 сантиметров[1]. Точная дата создания картины неизвестна. Картина предположительно создана между 1863 и 1867 годами (некоторые исследователи датируют картину даже 1868 годом[2]). Подпись внизу слева: «h Daumier». В каталоге работ художника картина значится под номером DR Number 7168[3].
До 1899 года картина находилась в частном собрании Эжена Жакетта (Париж). В 1899 году картина была передана в дар Музею изобразительных искусств города Парижа, расположенному в Малом дворце. Картина неоднократно представляла творчество художника на зарубежных выставках. Только в 1999—2000 годах картина была выставлена в музеях Оттавы и Вашингтона.
Малоизвестный и труднодоступный даже для специалистов по творчеству художника вариант картины находится в частном собрании. В каталоге произведений Оноре Домье он значится под номером DR Number 9590[4].
Существовал ещё один авторский вариант этой картины, где фигуры шахматистов занимают практически всю поверхность полотна, почти не оставляя места для интерьера. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником[5]. Современное местонахождение её неизвестно, существуют только плохо сохранившиеся чёрно-белые фотографии[6].
Видео по теме
Сюжет картины
В тускло освещённой комнате два шахматиста разного возраста, возможно, отец и сын[7], играют в шахматы; оба полностью погружены в игру. Атмосферу напряжённости подчёркивает крупный план изображения, фигуры почти полностью занимают пространство холста. Более молодой человек сидит, положив голову на руку, спокойно созерцая расположение шахматных фигур. Его выражение лица и положение тела приводят к мысли, что он, возможно, одерживает победу над своим соперником. Уверенный в своей победе, он ждёт ответного хода партнёра, чтобы сделать собственный решающий ход, который принесёт ему победу. Пожилой человек, кажется, испытывает беспокойство, его напряжённое тело слегка приподнимается со стула, и он рукой судорожно сжимает край стола. Он рассматривает позицию с озабоченным выражением лица, возможно, понимая, что его поражение неизбежно.
Домье подобрал цвета для одежды для шахматистов под цвет шахматных фигур. Белый костюм одного персонажа противостоит чёрному свитеру другого. Специалисты отмечают игру света и тени, усиливающие драматизм сцены.
Можно уверенно сказать, что Оноре Домье был в состоянии не только изобразить сцену противостояния между двумя противниками, но и сумел создать соответствующую атмосферу напряжённости в этой сцене.
Искусствовед Роберт Рей предполагает[8], что Домье никогда не имел достаточного времени, чтобы научиться хорошо играть в домино, шахматы или карты, а также постоянно практиковаться в этих играх из-за своих жёстких обязательств производить литографии. Тем не менее, в его творчестве большое количество литографий и несколько картин, в которых эти игры изображены. Он должен был иметь ярко выраженный интерес к ним.
Особенности изображения
Так как в период создания полотна художник уже начал терять зрение, фигуры шахматистов гротескные, утрированные, нарочито грубо прорисованные; работа близка творчеству импрессионистов.
Художник часто использовал театральные мотивы в своем творчестве. Домье свободно адаптировал для своих нужд образы, созданные актёрами на сцене, переносил их в пространство своих картин. В картине «Шахматисты» также присутствует некоторая наигранная театральность образов. Лица персонажей близки к маскам. Такая маска, ритуальная или театральная, строится по законам гротеска и гиперболы. При этом художник сознательно минимализирует отдельные черты лица[9]. Искусствоведы часто сравнивают его картины с особенностями итальянского театра Комедия дель арте.
Варианты композиции
Значительно чаще художник изображал игру в шашки[10], хотя эти работы не получили такой известности, как изображение игроков в шахматы.
Сатирический рисунок Оноре Домье в парижской газете «Ле Шаривари», созданный в 1847 году, также изображает двух мужчин, играющих в шашки, ещё один персонаж, сидя за столом, внимательно рассматривает позицию. Ироничная подпись гласит: «Парижане, над которыми никогда не нависнет угроза оказаться под надзором тайной полиции»[11].
Картина в филателии
См. также
Примечания
Литература
- Калитина Н. Н. Домье. М., Искусство, 1955.
- Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
wikipedia.green
Шахматисты (картина Домье) — википедия фото
История
«Шахматисты» Оноре Домье в настоящее время находятся в коллекции музея Малого дворца в Париже, Франция. Техника — масло по дереву. Размер — 24.8 x 32 сантиметров[1]. Точная дата создания картины неизвестна. Картина предположительно создана между 1863 и 1867 годами (некоторые исследователи датируют картину даже 1868 годом[2]). Подпись внизу слева: «h Daumier». В каталоге работ художника картина значится под номером DR Number 7168[3].
До 1899 года картина находилась в частном собрании Эжена Жакетта (Париж). В 1899 году картина была передана в дар Музею изобразительных искусств города Парижа, расположенному в Малом дворце. Картина неоднократно представляла творчество художника на зарубежных выставках. Только в 1999—2000 годах картина была выставлена в музеях Оттавы и Вашингтона.
Малоизвестный и труднодоступный даже для специалистов по творчеству художника вариант картины находится в частном собрании. В каталоге произведений Оноре Домье он значится под номером DR Number 9590[4].
Существовал ещё один авторский вариант этой картины, где фигуры шахматистов занимают практически всю поверхность полотна, почти не оставляя места для интерьера. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником[5]. Современное местонахождение её неизвестно, существуют только плохо сохранившиеся чёрно-белые фотографии[6].
Сюжет картины
Вариант картины в частном собранииВ тускло освещённой комнате два шахматиста разного возраста, возможно, отец и сын[7], играют в шахматы; оба полностью погружены в игру. Атмосферу напряжённости подчёркивает крупный план изображения, фигуры почти полностью занимают пространство холста. Более молодой человек сидит, положив голову на руку, спокойно созерцая расположение шахматных фигур. Его выражение лица и положение тела приводят к мысли, что он, возможно, одерживает победу над своим соперником. Уверенный в своей победе, он ждёт ответного хода партнёра, чтобы сделать собственный решающий ход, который принесёт ему победу. Пожилой человек, кажется, испытывает беспокойство, его напряжённое тело слегка приподнимается со стула, и он рукой судорожно сжимает край стола. Он рассматривает позицию с озабоченным выражением лица, возможно, понимая, что его поражение неизбежно.
Домье подобрал цвета для одежды для шахматистов под цвет шахматных фигур. Белый костюм одного персонажа противостоит чёрному свитеру другого. Специалисты отмечают игру света и тени, усиливающие драматизм сцены.
Можно уверенно сказать, что Оноре Домье был в состоянии не только изобразить сцену противостояния между двумя противниками, но и сумел создать соответствующую атмосферу напряжённости в этой сцене.
Искусствовед Роберт Рей предполагает[8], что Домье никогда не имел достаточного времени, чтобы научиться хорошо играть в домино, шахматы или карты, а также постоянно практиковаться в этих играх из-за своих жёстких обязательств производить литографии. Тем не менее, в его творчестве большое количество литографий и несколько картин, в которых эти игры изображены. Он должен был иметь ярко выраженный интерес к ним.
Особенности изображения
Так как в период создания полотна художник уже начал терять зрение, фигуры шахматистов гротескные, утрированные, нарочито грубо прорисованные; работа близка творчеству импрессионистов.
Художник часто использовал театральные мотивы в своем творчестве. Домье свободно адаптировал для своих нужд образы, созданные актёрами на сцене, переносил их в пространство своих картин. В картине «Шахматисты» также присутствует некоторая наигранная театральность образов. Лица персонажей близки к маскам. Такая маска, ритуальная или театральная, строится по законам гротеска и гиперболы. При этом художник сознательно минимализирует отдельные черты лица[9]. Искусствоведы часто сравнивают его картины с особенностями итальянского театра Комедия дель арте.
Варианты композиции
Значительно чаще художник изображал игру в шашки[10], хотя эти работы не получили такой известности, как изображение игроков в шахматы.
Сатирический рисунок Оноре Домье в парижской газете «Ле Шаривари», созданный в 1847 году, также изображает двух мужчин, играющих в шашки, ещё один персонаж, сидя за столом, внимательно рассматривает позицию. Ироничная подпись гласит: «Парижане, над которыми никогда не нависнет угроза оказаться под надзором тайной полиции»[11].
Картина в филателии
См. также
Примечания
Литература
- Калитина Н. Н. Домье. М., Искусство, 1955.
- Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
org-wikipediya.ru
Шахматисты (картина Домье) — WiKi
История
«Шахматисты» Оноре Домье в настоящее время находятся в коллекции музея Малого дворца в Париже, Франция. Техника — масло по дереву. Размер — 24.8 x 32 сантиметров[1]. Точная дата создания картины неизвестна. Картина предположительно создана между 1863 и 1867 годами (некоторые исследователи датируют картину даже 1868 годом[2]). Подпись внизу слева: «h Daumier». В каталоге работ художника картина значится под номером DR Number 7168[3].
До 1899 года картина находилась в частном собрании Эжена Жакетта (Париж). В 1899 году картина была передана в дар Музею изобразительных искусств города Парижа, расположенному в Малом дворце. Картина неоднократно представляла творчество художника на зарубежных выставках. Только в 1999—2000 годах картина была выставлена в музеях Оттавы и Вашингтона.
Малоизвестный и труднодоступный даже для специалистов по творчеству художника вариант картины находится в частном собрании. В каталоге произведений Оноре Домье он значится под номером DR Number 9590[4].
Существовал ещё один авторский вариант этой картины, где фигуры шахматистов занимают практически всю поверхность полотна, почти не оставляя места для интерьера. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником[5]. Современное местонахождение её неизвестно, существуют только плохо сохранившиеся чёрно-белые фотографии[6].
Сюжет картины
Вариант картины в частном собранииВ тускло освещённой комнате два шахматиста разного возраста, возможно, отец и сын[7], играют в шахматы; оба полностью погружены в игру. Атмосферу напряжённости подчёркивает крупный план изображения, фигуры почти полностью занимают пространство холста. Более молодой человек сидит, положив голову на руку, спокойно созерцая расположение шахматных фигур. Его выражение лица и положение тела приводят к мысли, что он, возможно, одерживает победу над своим соперником. Уверенный в своей победе, он ждёт ответного хода партнёра, чтобы сделать собственный решающий ход, который принесёт ему победу. Пожилой человек, кажется, испытывает беспокойство, его напряжённое тело слегка приподнимается со стула, и он рукой судорожно сжимает край стола. Он рассматривает позицию с озабоченным выражением лица, возможно, понимая, что его поражение неизбежно.
Домье подобрал цвета для одежды для шахматистов под цвет шахматных фигур. Белый костюм одного персонажа противостоит чёрному свитеру другого. Специалисты отмечают игру света и тени, усиливающие драматизм сцены.
Можно уверенно сказать, что Оноре Домье был в состоянии не только изобразить сцену противостояния между двумя противниками, но и сумел создать соответствующую атмосферу напряжённости в этой сцене.
Искусствовед Роберт Рей предполагает[8], что Домье никогда не имел достаточного времени, чтобы научиться хорошо играть в домино, шахматы или карты, а также постоянно практиковаться в этих играх из-за своих жёстких обязательств производить литографии. Тем не менее, в его творчестве большое количество литографий и несколько картин, в которых эти игры изображены. Он должен был иметь ярко выраженный интерес к ним.
Особенности изображения
Так как в период создания полотна художник уже начал терять зрение, фигуры шахматистов гротескные, утрированные, нарочито грубо прорисованные; работа близка творчеству импрессионистов.
Художник часто использовал театральные мотивы в своем творчестве. Домье свободно адаптировал для своих нужд образы, созданные актёрами на сцене, переносил их в пространство своих картин. В картине «Шахматисты» также присутствует некоторая наигранная театральность образов. Лица персонажей близки к маскам. Такая маска, ритуальная или театральная, строится по законам гротеска и гиперболы. При этом художник сознательно минимализирует отдельные черты лица[9]. Искусствоведы часто сравнивают его картины с особенностями итальянского театра Комедия дель арте.
Варианты композиции
Значительно чаще художник изображал игру в шашки[10], хотя эти работы не получили такой известности, как изображение игроков в шахматы.
Сатирический рисунок Оноре Домье в парижской газете «Ле Шаривари», созданный в 1847 году, также изображает двух мужчин, играющих в шашки, ещё один персонаж, сидя за столом, внимательно рассматривает позицию. Ироничная подпись гласит: «Парижане, над которыми никогда не нависнет угроза оказаться под надзором тайной полиции»[11].
Картина в филателии
См. также
Примечания
Литература
- Калитина Н. Н. Домье. М., Искусство, 1955.
- Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
ru-wiki.org
Шахматисты (картина Вероны) — WiKi
История реконструкции панно кассоне
Парная панель панно кассоне.Картина создана около 1475 года (распространённой является датировка между 1467 и 1476 годами). Размер деревянной панели — 34,9 на 41,3 сантиметров. Живописная поверхность — 33,3 на 40,3 сантиметров. Хранится в музее Метрополитен. Инвентарный номер 43.98.8. Поступила из частной коллекции по завещанию Мейтленд Ф. Григгс в 1943 году[4].
Данная картина и парная ей панель (1986.147) представляют собой фрагменты из живописной росписи кассоне (итал. cassone). Третий фрагмент находится в коллекции Бернарда Беренсона в Гарвардском Центре ренессансных исследований во Флоренции. Allen Weller (в 1940 году[5]) первым отметил, что панель из коллекции Беренсона находилась слева от сцены шахматной игры[4]. Только после идентификации третьего фрагмента росписи кассоне (фрагмента с девушкой, появляющейся в окне дворца) оказалось возможным установить это окончательно. Искусствоведческая экспертиза показала, что все эти три фрагмента являются фрагментами одной горизонтальной панели и образовывали непрерывную сцену, в которой фрагмент из коллекции Беренсона действительно находился между двумя другими[6].
Портрет Либерале да Верона в издании 1568 года книги жизнеописаний Джорджо Вазари. Типичный кассоне XV века, предназначен для хранения приданого к свадьбе.Сюжет картины и панно
Повествование панно делится на два последовательно происходящих эпизода, в первом эпизоде действие происходит на лоне природы перед дворцом, второй эпизод происходит в интерьере комнаты этого дворца. В этом эпизоде юноша в сопровождении трёх спутников сидит на камнях перед дворцом. Одетая в изысканное узорное платье девушка с тоской на лице появляется в окне дворца. Юноша протягивает руку к ней с мольбой, в то время как она поднимает правую руку, словно призывая его присоединиться к ней. Следующие два фрагмента кассоне образуют второй эпизод и имеют местом действия интерьер дворца. На фрагменте Беренсона группа молодых людей смотрит, как их друг играет в шахматы с девушкой, которая находится в окружении своих подруг. На втором фрагменте девушка потерпела поражение в партии, она кладет правую руку на руку победителя, кокетливо повернув голову в сторону, её взгляд устремлен вверх и в сторону. Подруги девушки явно расстроены её поражением.
Хотя отдельные элементы подобной истории (юноша у окна и шахматный поединок между двумя влюблёнными) присутствуют в ряде рыцарских романов, все попытки идентифицировать конкретный литературный источник не увенчались успехом. В качестве возможного первоисточника указывался роман о Гуоне Бордосском (фр. Huon de Bordeaux), в котором молодой рыцарь Гуон, представившись менестрелем, выигрывает право провести ночь с дочерью короля, победив её в партии в шахматы[7]. Тем не менее, этот рассказ не содержит эпизод, который соответствует более ранней сцене (девушка появляется у окна и юноша сидит на груде камней перед её дворцом).
Патрисия Саймонс[7] отмечала подчёркнуто эротический характер изображения игры в шахматы на картине. Наличие свидетелей партии, сопереживающих героям — постоянный мотив подобных изображений. Мотив любовника, впервые увидевшего свою любимую у окна также был весьма распространён в средневековой рыцарской литературе. В частности Данте имел видение Беатриче у окна в «Vita Nuova» (Глава XXXV). Предпринимались попытки отождествить панно с эпизодом «Декамерона» Боккаччо[8]. Подобное также происходит в рассказе Энея Сильвия Пикколомини о двух влюбленных, в котором есть подробное описание юноши, имеющее непосредственное отношение к изображению на кассоне: юноша описывается одетым в одежду с золотым шитьём, а его спутники имеют вьющиеся волосы и бледные лица[4]. Светлые волосы особенно ценились в Сиене (там существовала даже практика сознательного обесцвечивания волос на солнце)[4]. Кейт Кристиансен попыталась отождествить сцену игры в шахматы с эпизодом в куртуазном романе «La châtelaine du vergy» (в итальянской версии: «La dama del vergiù»), где рыцарь играет в шахматы с герцогиней в её дворце[9]. Кассоне, очевидно, включает в себя отдельные мотивы из различных рыцарских романов[10].
Существует версия, что изображение не связано с рыцарскими романами и отражает другую литературную традицию — аллегорических трактатов по шахматной игре, где объяснение отдельных правил чередуется с абстрактными аллегориями на этические темы. В частности, таким источником может быть книга Évrart de Conty «Нравоучительная книга о шахматах любви» (написана около 1405 года, манускрипт, выполненный Робине Тестаром в 1496—1498 годах, хранится в Bibliothèque Nationale de France в Париже; книга была опубликована в Монреале в 1993 году)[11].
Изображение шахматной позиции на доске
Доска нестандартных размеров (8 на 14 клеток), на ней присутствуют только чёрные фигуры. Отсутствует даже белый король, мат которому мог бы показывать победу юноши. Создаётся впечатление, что художник и его заказчик ориентировались на некий литературный источник, где упоминается поединок в шахматы, но сами в шахматы не играли, о правилах представления не имели и наблюдали подобные партии только мимоходом, не вдумываясь в смысл происходящего на доске. Фигуры на доске имеют некоторое сходство с реальными, используемыми в это время.
Атрибуция картины
Первоначально была широко распространена атрибуция этих фрагментов Франческо ди Джорджо, на этом уже в 1928 году настаивала Helen Comstock[12], она же первой установила соответствие этой панели панели MMA 1986.147, это соответствие в настоящее время является общепринятым. Такая атрибуция была решительно отвергнута Federico Zeri (впервые в 1950 году[13]), который утверждал, что это работа малоизвестного североитальянского художника и миниатюриста Джироламо да Кремона (итал. Girolamo da Cremona). Впоследствии эта точка зрения стала весьма распространённой[14][15].
Карло дель Браво (впервые в статье 1960 года[16]) приписал эти панели Либерале да Верона и отнёс создание панели к 1475 году. Его атрибуцию поддержали и другие специалисты[17].
Либерале да Верона испытал в своём творчестве влияние и Франческо ди Джорджио (влияние этих художников друг на друга было взаимным, предполагали даже наличие совместных работ двух художников), и Джироламо да Кремона. Xavier F. Salomon и Luke Syson (в 2007 году[18]) предположили, что кассоне выполнен не самим Либерале, а неизвестным сиенским художником, который испытытал сильное влияние Либерале да Верона, но был более эклектичен, чем этот мастер. Исследование двух фрагментов музея Метрополитен с помощью рефлектограммы показало богатство незамеченного прежде декора, а качество предварительного рисунка полностью соответствует тому, которое можно было бы ожидать от самого Либерале да Верона. Фигуры выписаны с большой уверенностью и есть признаки первоначального декора костюмов, который либо не был перенесен в живопись, либо был утерян впоследствии, но заметен на рентгенограмме.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/436884
- ↑ Название, закрепившееся за картиной в коллекции Метрополитен.
- ↑ Название, часто употребляемое в статьях специалистов-искусствоведов, особенно в 40-е — 60-е годы XX века.
- ↑ 1 2 3 4 Keith Christiansen. The Chess Players. The Metropolitan Museum of Art.
- ↑ Allen Weller. A Reconstruction of Francesco di Giorgio’s Chess Game. Art Quarterly 3 (Spring 1940). Р. 162-72, figs. 1, 5 (reconstruction), 6
- ↑ Keith Christiansen in Painting in Renaissance Siena: 1420—1500. Exh. cat., The Metropolitan Museum of Art. New York, 1988. Р. 291, 294-96, no. 57b.
- ↑ 1 2 Patricia Simons. (Check)Mating the Grand Masters: The Gendered, Sexualized Politics of Chess in Renaissance Italy. Oxford Art Journal 16, no. 1 (1993). Р. 65—69, 73 n. 74, fig. 6.
- ↑ Paul F. Watson. A Preliminary List of Subjects from Boccaccio in Italian Painting, 1400—1550. Studi sul Boccaccio 15 (1985—1986). Р. 162—63.
- ↑ Keith Christiansen in Carl Brandon Strehlke and Machtelt Brüggen Israëls. The Bernard and Mary Berenson Collection of European Paintings at I Tatti. Florence, 2015. Р. 361—362, 364—65, Companion B under pl. 50, figs. 50.1.
- ↑ Allen Weller. A Reconstruction of Francesco di Giorgio’s Chess Game. Art Quarterly 3 (Spring 1940). Р. 162—72, figs. 1, 5.
- ↑ Adrian W. B. Randolph. Touching Objects: Intimate Experiences of Italian Fifteenth-Century Art. New Haven, 2014. Р. 256 n. 49..
- ↑ Helen Comstock. Francesco di Giorgio as Painter. International Studio 89 (April 1928). Р. 33-36.
- ↑ Federico Zeri. Una pala d’altare di Gerolamo da Cremona. Bollettino d’arte 35 (1950). Р. 39.
- ↑ Burton B. Fredericksen. The Cassone Paintings of Francesco di Giorgio. Malibu. 1969. Р. 43—44.
- ↑ Burton B. Fredericksen and Federico Zeri. Census of Pre-Nineteenth-Century Italian Paintings in North American Public Collections. Cambridge, Mass., 1972. Р. 92, 498, 608.
- ↑ Carlo Del Bravo. Liberale a Siena. Paragone 11 (September 1960). Р. 32.
- ↑ Hans-Joachim Eberhardt in Maestri della pittura veronese. Ed. Pierpaolo Brugnoli. Verona, 1974. Р. 111.
- ↑ Xavier F. Salomon and Luke Syson in Renaissance Siena: Art for a City. Exh. cat., National Gallery. London, 2007. Р. 213, 215, no. 55, ill. р. 217.
ru-wiki.org
Шахматисты (картина Норткота) — WiKi
Вустерский музей искусств, где хранится картинаКартина создана в 1807 году Джеймсом Норткотом (англ. James Northcote, 1746—1831), членом британской Королевской академии искусств (иногда называется в качестве даты создания полотна 1831 год)[1]. Искусствовед Джейком Саймон ссылается на документы, свидетельствующие о приобретении картины у художника мистером Джаном Плоуденом 21 января 1809 года за 61 фунт стерлингов[2]. Историк шахмат Билл Уолл датировал её 1800 годом[3], а искусствовед Никас Сфикас относит её создание к 1806 году[4]. Техника — холст, масло. Размер — 106,7 на 144,8 сантиметров.
В настоящее время картина находится в коллекции Вустерского музея искусств, Вустер, штат Массачусетс. Она была передана музею в дар от Джанет Б. Дэниелс в память Брюса Годдарда Дэниелса[1]. Инвентарный номер 2005.71[1]. Чемпионка мира по шахматам гроссмейстер Александра Костенюк заинтересовалась сюжетом картины, она разместила сообщение о ней в своём личном блоге на английском языке, что привлекло к ней внимание широкой аудитории[5].
Автопортрет Джеймса Норткота, 1784 Позиция на картине Джеймса Норткота. Реконструкция. Ход белых[6]В отношении сюжета картины выдвигались различные версии:
I версия. Профессор Вустерского политехнического института Брайан Мориарти (англ.)русск. (известен как специалист по компьютерному дизайну) посвятил анализу картины одну из своих лекций. Он отмечает, что на картине изображены два хорошо одетых внешне похожих друг на друга джентльмена разного возраста, которые обдумывают расставленный на шахматной доске эндшпиль. Мальчик, также имеющий внешнее сходство с ними, стоит за одним из игроков (левым), а маленькая декоративная собачка сидит в углу[7].
Шахматисты не находятся в центре внимания художника. Они одеты в тёмные, неброские цвета, их фигуры растворяются в пространстве картины. Мальчик, напротив, изображён на парчовом фоне и одет в костюм золотого цвета с ажурным белым воротником. Это выглядит, по мнению искусствоведа, так, как если бы он находился под лучами прожектора. Он не проявляет никакого интереса к шахматной игре. Его внимание направлено в сторону от пространства картины. Кажется, что он смотрит прямо на зрителя. В левой руке он держит перед собой лист бумаги, покрытый непонятными символами. Его указательный палец правой руки указывает на нечто, находящееся в пределах его досягаемости: на лист бумаги или на человека рядом с ним[8].
По мнению Брайана Мориарти, три фигуры являются изображением трёх этапов жизни человека, они представляют одного и того же человека на разных этапах жизни. Мориарти основывает своё мнение на сходстве лиц и причёсок персонажей картины, а также на последовательности смены цвета одежды («старение»: от золота через коричневый цвет до серого). Менее вероятным он считает последовательное изображение трёх разных лиц, связанных кровным родством: сына, его отца и деда. Мальчик, по мнению искусствоведа, символизирует современность, он смотрит на зрителя. Взрослый персонаж находится перед ним, то есть обращён к будущему. Самый старый персонаж смотрит назад, в прошлое. Ему принадлежит право хода в шахматной партии, представленной на картине. Картина воспринимается Мориарти как аллегория быстрого хода времени[8].
В своё время художник был известен в первую очередь картинами животных. Он изображал кошек, слонов, собак и птиц… Собака была широко признанным символом благородства на картинах этого периода. Она также использовалась как символ верности, а иногда плотской похоти, но выражение благородства, по мнению Мориарти, является наиболее вероятным в контексте данной картины[8].
II версия. Выдвигалась гипотеза (Джан Ньютон), что третий персонаж является не юношей, а девушкой, переодетой в юношу (или которой сознательно приданы андрогинные черты), а в руке у неё не лист бумаги, а веер. В качестве доказательства приводятся следующие аргументы: причёска (по мнению исследователя, она — женская и характерна для периода Регентства 1811—1820 годов), макияж (помада на губах и румяна), кружевной воротник вместо галстука, принятого в то время у мужчин[8].
Уильям Оуэн. Тревор Плоуден. 1790-е годыIII версия. По мнению греческого искусствоведа Никаса Сфикаса, картина не является аллегорическим изображением, на ней изображены конкретные, реально существовавшие лица[4]:
- Уильям Генри Чичели Плоуден (англ.)русск. (21 апреля 1787 — 27 марта 1880) — английский политик. Он был управляющим Британской Ост-Индской компании. Плоуден был назначен Вторым суперинтендантом британской торговли в Китае королём Вильгельмом IV 10 декабря 1833 года, но в его отсутствие должность перешла к Джону Фрэнсису Дэвису. В 1847 году он был избран членом Лондонского королевского о́бщества по развитию знаний о природе, современники отмечают его живой интерес к науке. В 1847 году он был избран членом парламента от Ньюпорта, остров Уайт, но занимал депутатское место только в течение одного срока. Представлял консервативную партию. Он был женат дважды: в 1818 году на Кэтрин Хардинг, а после её смерти в 1827 году он снова женился в 1830 году на Джейн Аннет Кэмпбелл. Их сын Уильям Чичели Плоуден выполнял административные обязанности в Индии, как и отец становился членом парламента[9].
- Его старший брат — Тревор Джон Чичели Плоуден (4 июня 1784, Калькутта, Западная Бенгалия, Индия — 7 июля 1836, на борту корабля по пути на мыс Доброй Надежды). Работал в Ост-Индской компании. Супруга (брак был заключён 1 февраля 1808 года) — Фрэнсис Лина Эрскин (Плоуден, родилась до 1790 года). Тревор Плоуден имел четырёх детей. На могильном памятнике на кладбище Сент-Джонс в Калькутте высечено: «Памяти Тревора Джона Чичели Плоудена — ласкового мужа и отца, достойного государственного служащего и добродетельного гражданина, который в течение тридцати лет поклонялся Богу в этой церкви, этот простой памятник любви и уважения возвела его жена и дети. Родился 4 июня 1784 года, умер 7 июля 1836 года. Ты превратил мою печаль в радость. Ты снял с меня вретище и препоясал меня веселием»[10]. Сохранился его портрет кисти Уильяма Оуэна (англ.)русск.[11][12].
- Их наставник — преподобный Роберт Стивенс.
Сторонником этой точки зрения является также искусствовед Джейкоб Саймон. Он отмечает, что творчество художника было тесно связано с семьёй Плоуденов. В частности, он выполнил портрет Уильяма Генри Чичели Плоудена в 1814 году, а портрет матери братьев — Софии Плоуден с её сестрой Лукрецией (в девичестве Проссер, в 1777 году София выйдет замуж за Ричарда Плоудена) он исполнил ещё в 1776 году, когда только начинал свою карьеру живописца. Также он написал портрет Гамильтона Гамильтона — сына Лукреции Проссер, вышедшей замуж за адмирала Чарльза Гамильтона. Несколько раз он запечатлел облик и самого адмирала[13][14][2][15].
Для картины Джеймса Норткота характерно мастерство композиции и оригинальность в трактовке сюжета, но среди современников он не почитался как выдающийся рисовальщик или колорист. Работая под непосредственным руководством Джошуа Рейнольдса, он оказался под влиянием творчества малоизвестного сейчас художника Джона Опи (англ.)русск., которым он восхищался, хотя и воспринимал его как более успешного конкурента[16]. На протяжении всей своей жизни он был преданным почитателем Тициана. Картина Норткота — хороший образец английской школы живописи конца XVIII — начала XIX века[8].
Для картины характерна некоторая театральность. Интерьер заполняют персонажи, похожие на действующих лиц спектакля, а тяжёлая парчовая ткань за их спиной напоминает раздвинутый занавес на театральной сцене [8].
ru-wiki.org
Шахматисты (картина Домье) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Шахматисты.«Шахмати́сты» (фр. Les joueurs d'échecs) — картина французского художника Оноре Домье, созданная в 1860-е годы. Входит в коллекцию Малого дворца в Париже.
История
«Шахматисты» Оноре Домье в настоящее время находятся в коллекции музея Малого дворца в Париже, Франция. Техника — масло по дереву. Размер — 24.8 x 32 сантиметров[1]. Точная дата создания картины неизвестна. Картина предположительно создана между 1863 и 1867 годами (некоторые исследователи датируют картину даже 1868 годом[2]). Подпись внизу слева: «h Daumier». В каталоге работ художника картина значится под номером DR Number 7168[3].
До 1899 года картина находилась в частном собрании Эжена Жакетта (Париж). В 1899 году картина была передана в дар Музею изобразительных искусств города Парижа, расположенному в Малом дворце. Картина неоднократно представляла творчество художника на зарубежных выставках. Только в 1999—2000 годах картина была выставлена в музеях Оттавы и Вашингтона.
Малоизвестный и труднодоступный даже для специалистов по творчеству художника вариант картины находится в частном собрании. В каталоге произведений Оноре Домье он значится под номером DR Number 9590[4].
Существовал ещё один авторский вариант этой картины, где фигуры шахматистов занимают практически всю поверхность полотна, почти не оставляя места для интерьера. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником[5]. Современное местонахождение её неизвестно, существуют только плохо сохранившиеся чёрно-белые фотографии[6].
Сюжет картины
Вариант картины в частном собранииВ тускло освещённой комнате два шахматиста разного возраста, возможно, отец и сын[7], играют в шахматы; оба полностью погружены в игру. Атмосферу напряжённости подчёркивает крупный план изображения, фигуры почти полностью занимают пространство холста. Более молодой человек сидит, положив голову на руку, спокойно созерцая расположение шахматных фигур. Его выражение лица и положение тела приводят к мысли, что он, возможно, одерживает победу над своим соперником. Уверенный в своей победе, он ждёт ответного хода партнёра, чтобы сделать собственный решающий ход, который принесёт ему победу. Пожилой человек, кажется, испытывает беспокойство, его напряжённое тело слегка приподнимается со стула, и он рукой судорожно сжимает край стола. Он рассматривает позицию с озабоченным выражением лица, возможно, понимая, что его поражение неизбежно.
Домье подобрал цвета для одежды для шахматистов под цвет шахматных фигур. Белый костюм одного персонажа противостоит чёрному свитеру другого. Специалисты отмечают игру света и тени, усиливающие драматизм сцены.
Можно уверенно сказать, что Оноре Домье был в состоянии не только изобразить сцену противостояния между двумя противниками, но и сумел создать соответствующую атмосферу напряжённости в этой сцене.
Искусствовед Роберт Рей предполагает[8], что Домье никогда не имел достаточного времени, чтобы научиться хорошо играть в домино, шахматы или карты, а также постоянно практиковаться в этих играх из-за своих жёстких обязательств производить литографии. Тем не менее, в его творчестве большое количество литографий и несколько картин, в которых эти игры изображены. Он должен был иметь ярко выраженный интерес к ним.
Особенности изображения
Так как в период создания полотна художник уже начал терять зрение, фигуры шахматистов гротескные, утрированные, нарочито грубо прорисованные; работа близка творчеству импрессионистов.
Художник часто использовал театральные мотивы в своем творчестве. Домье свободно адаптировал для своих нужд образы, созданные актёрами на сцене, переносил их в пространство своих картин. В картине «Шахматисты» также присутствует некоторая наигранная театральность образов. Лица персонажей близки к маскам. Такая маска, ритуальная или театральная, строится по законам гротеска и гиперболы. При этом художник сознательно минимализирует отдельные черты лица[9]. Искусствоведы часто сравнивают его картины с особенностями итальянского театра Комедия дель арте.
Варианты композиции
Значительно чаще художник изображал игру в шашки[10], хотя эти работы не получили такой известности, как изображение игроков в шахматы.
Сатирический рисунок Оноре Домье в парижской газете «Ле Шаривари», созданный в 1847 году, также изображает двух мужчин, играющих в шашки, ещё один персонаж, сидя за столом, внимательно рассматривает позицию. Ироничная подпись гласит: «Парижане, над которыми никогда не нависнет угроза оказаться под надзором тайной полиции»[11].
Картина в филателии
См. также
Примечания
Литература
- Калитина Н. Н. Домье. М., Искусство, 1955.
- Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
wikiredia.ru
Шахматисты (картина Домье) — википедия орг
История
«Шахматисты» Оноре Домье в настоящее время находятся в коллекции музея Малого дворца в Париже, Франция. Техника — масло по дереву. Размер — 24.8 x 32 сантиметров[1]. Точная дата создания картины неизвестна. Картина предположительно создана между 1863 и 1867 годами (некоторые исследователи датируют картину даже 1868 годом[2]). Подпись внизу слева: «h Daumier». В каталоге работ художника картина значится под номером DR Number 7168[3].
До 1899 года картина находилась в частном собрании Эжена Жакетта (Париж). В 1899 году картина была передана в дар Музею изобразительных искусств города Парижа, расположенному в Малом дворце. Картина неоднократно представляла творчество художника на зарубежных выставках. Только в 1999—2000 годах картина была выставлена в музеях Оттавы и Вашингтона.
Малоизвестный и труднодоступный даже для специалистов по творчеству художника вариант картины находится в частном собрании. В каталоге произведений Оноре Домье он значится под номером DR Number 9590[4].
Существовал ещё один авторский вариант этой картины, где фигуры шахматистов занимают практически всю поверхность полотна, почти не оставляя места для интерьера. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником[5]. Современное местонахождение её неизвестно, существуют только плохо сохранившиеся чёрно-белые фотографии[6].
Сюжет картины
Вариант картины в частном собранииВ тускло освещённой комнате два шахматиста разного возраста, возможно, отец и сын[7], играют в шахматы; оба полностью погружены в игру. Атмосферу напряжённости подчёркивает крупный план изображения, фигуры почти полностью занимают пространство холста. Более молодой человек сидит, положив голову на руку, спокойно созерцая расположение шахматных фигур. Его выражение лица и положение тела приводят к мысли, что он, возможно, одерживает победу над своим соперником. Уверенный в своей победе, он ждёт ответного хода партнёра, чтобы сделать собственный решающий ход, который принесёт ему победу. Пожилой человек, кажется, испытывает беспокойство, его напряжённое тело слегка приподнимается со стула, и он рукой судорожно сжимает край стола. Он рассматривает позицию с озабоченным выражением лица, возможно, понимая, что его поражение неизбежно.
Домье подобрал цвета для одежды для шахматистов под цвет шахматных фигур. Белый костюм одного персонажа противостоит чёрному свитеру другого. Специалисты отмечают игру света и тени, усиливающие драматизм сцены.
Можно уверенно сказать, что Оноре Домье был в состоянии не только изобразить сцену противостояния между двумя противниками, но и сумел создать соответствующую атмосферу напряжённости в этой сцене.
Искусствовед Роберт Рей предполагает[8], что Домье никогда не имел достаточного времени, чтобы научиться хорошо играть в домино, шахматы или карты, а также постоянно практиковаться в этих играх из-за своих жёстких обязательств производить литографии. Тем не менее, в его творчестве большое количество литографий и несколько картин, в которых эти игры изображены. Он должен был иметь ярко выраженный интерес к ним.
Особенности изображения
Так как в период создания полотна художник уже начал терять зрение, фигуры шахматистов гротескные, утрированные, нарочито грубо прорисованные; работа близка творчеству импрессионистов.
Художник часто использовал театральные мотивы в своем творчестве. Домье свободно адаптировал для своих нужд образы, созданные актёрами на сцене, переносил их в пространство своих картин. В картине «Шахматисты» также присутствует некоторая наигранная театральность образов. Лица персонажей близки к маскам. Такая маска, ритуальная или театральная, строится по законам гротеска и гиперболы. При этом художник сознательно минимализирует отдельные черты лица[9]. Искусствоведы часто сравнивают его картины с особенностями итальянского театра Комедия дель арте.
Варианты композиции
Значительно чаще художник изображал игру в шашки[10], хотя эти работы не получили такой известности, как изображение игроков в шахматы.
Сатирический рисунок Оноре Домье в парижской газете «Ле Шаривари», созданный в 1847 году, также изображает двух мужчин, играющих в шашки, ещё один персонаж, сидя за столом, внимательно рассматривает позицию. Ироничная подпись гласит: «Парижане, над которыми никогда не нависнет угроза оказаться под надзором тайной полиции»[11].
Картина в филателии
См. также
Примечания
Литература
- Калитина Н. Н. Домье. М., Искусство, 1955.
- Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
www-wikipediya.ru