Описание картины Тициана Вечеллио «Святой Себастьян». Картина себастьян
История искусства в одном сюжете: святой Себастьян • Arzamas
9 марта 2017Искусство, История
Как римский военачальник-христианин из немолодого бородатого мученика превратился в гей-икону
Автор Анна Киселева
Святой Себастьян — один из самых известных католических святых. В раннее Средневековье его почитали как мученика, не предавшего веру и достойно принявшего смерть во имя Христа, а с конца XIV века, после эпидемии чумы, поразившей в середине столетия всю Европу, — и как защитника от этой болезни. Себастьяна казнили, когда ему было около тридцати лет, и о его жизни известно немного. Краткость жизнеописания повлияла на иконографию святого: художников в основном впечатляла история его казни и связанные с ней сюжеты, а не рассказы о том, как римский легионер Себастьян обращал в христианство своих однополчан.
Благодаря миланскому епископу и богослову святому Амвросию мы знаем, что Себастьян родился в Милане, а умер в Риме. Больше подробностей (хотя и их немного) нам известно благодаря «Золотой легенде» — средневековому сборнику житий святых, составленному в XIII веке монахом Иаковом Ворагинским, впоследствии архиепископом Генуи. Себастьян родился в Нарбонне, жил в Риме при императоре Диоклетиане (284–305), служил начальником гвардии и тайно исповедовал христианство. Узнав об этом, император приказал расстрелять его из лука. Однако Себастьян остался жив и начал обличать власть в преступлениях против христиан. Тогда Диоклетиан отдал повторный приказ о казни. Себастьяна забили палками, от чего он и умер в 287 году. Благодаря хронографу 354 года Хронограф — памятник древней письменности, содержащий сводный обзор всеобщей истории. мы также знаем, что святой похоронен в римских катакомбах.
Мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово
Святой Себастьян. Деталь мозаики, изображающей шествие мучеников. Равенна, середина VI векаruicon.ruСамое раннее из дошедших до нас изображений святого Себастьяна — мозаика из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, созданная в середине VI века. Узнать Себастьяна можно только по соответствующей подписи: он лишь один из 26 участников процессии святых и мучеников, которые шествуют к престолу Иисуса Христа от дворца Теодориха Теодорих Великий (454–526) — король остготов, который к 493 году завоевал большую часть Италии и основал там королевство со столицей в Равенне. Теодорих был христианином, но исповедовал арианство, то есть cчитал, что Бог Сын сотворен Богом Отцом.. Во главе процессии, вероятно, был изображен сам Теодорих, но к концу столетия, когда Равенна оказалась под влиянием Византии, арианские мозаики заменили новыми, и на них Теодориха уже нет. Святые почти не отличаются друг от друга: все, кроме святого Мартина и святого Лаврентия, одеты в белые тоги римских патрициев и несут в руках терновые венцы — символ мученичества. Себастьян изображен немолодым бородатым мужчиной: возраст — единственная историческая деталь в его облике.
Андреа Мантенья. «Святой Себастьян» (1457–1459)
Kunsthistorisches Museum / Google Art ProjectНа картине Андреа Мантеньи тело святого напряжено, и привязан он не к дереву, а к колонне триумфальной арки, напоминая скорее мраморную статую, нежели человека. Фон картины символичен: языческий мир уходит в прошлое, арка разрушена, у ног святого разбросаны обломки античных статуй. Ступня в сандалии и голова могли принадлежать одному из 200 каменных идолов, которых, согласно «Золотой легенде», разрушил Себастьян. Чуть дальше лежит другой обломок — кусок рельефа с амурами, собирающими виноград, с античного саркофага: сбор винограда мог символизировать жертву Иисуса и евхаристию.
В облаке в верхней части картины, слева, видна фигура всадника. Возможно, Мантенья снова вспоминает «Золотую легенду», где приведена версия, согласно которой имя Себастьян происходит от слова basto — «седло», а значит, святой — седло Иисуса, где церковь — это конь, а сам Иисус — всадник.
Антонелло да Мессина. «Святой Себастьян» (ок. 1478)
Staatliche Kunstsammlungen DresdenПо-настоящему популярным образ святого Себастьяна становится в Италии XV века. На ренессансных картинах изображена первая казнь: Себастьян привязан к дереву, а тело его пронзают стрелы. Теперь святой выглядит молодо и у него нет бороды. Уменьшается и количество стрел, хотя Иаков Ворагинский писал, что во время первой казни святой напоминал ежа — так много стрел в него было выпущено. Но художники эпохи Возрождения сосредоточены на красоте тела Себастьяна, а не на количестве ран — боль редко искажает лицо святого.
Дерево, к которому привязан святой, растет у канала на одной из венецианских площадей. Сцена казни не нарушает праздного спокойствия города, его жители продолжают прогуливаться, а стражник — единственный персонаж, связанный с Себастьяном, — уснул. Балконы дворца украшены турецкими коврами: они напоминают о процветании Венеции, случившемся благодаря торговле с Оттоманской империей.
Почитание святого Себастьяна усилилось в XIV и XV веке вместе с пришедшей в середине XIV века черной смертью: считалось, что Себастьян помогает защититься от чумы. С приходом чумы в Венецию в 1477 году связывают и картину да Мессины. Впрочем, художник умер всего через год в своей родной Сицилии, так что неизвестно, мог ли он успеть получить и выполнить такой заказ.
Йос Лиферинкс. «Заступничество святого Себастьяна» (1497–1499)
Как свидетельствует жизнеописание святого Себастьяна, первый случай избавления города от чумы благодаря его заступничеству произошел в конце VII века, а именно в 680 году, когда мощи святого отправили из Рима в Павию, пораженную эпидемией. Реликвию поместили в церкви Сан-Пьетро ин Винколи, посвятили Себастьяну алтарь, после чего чума ушла.
В Павию мощи Себастьяна попали скорее по политическим, нежели религиозным соображениям. В то время культа Себастьяна как защитника от чумы еще не существовало, зато он считался, наравне с Петром и Павлом, покровителем Рима. Незадолго до начала эпидемии тогдашний римский папа Агафон заключил союз с лангобардами Королевство лангобардов (568–774) — государство на севере Италии, созданное одноименным германским племенем. В VII веке под властью лангобардов находилась большая часть современной Италии.. Перенесение мощей одного из самых влиятельных римских святых в Павию укрепляло этот союз, а последовавшее за этим исцеление города свидетельствовало о том, что союз одобрен Небесами.
В 1460-е годы, после почти векового отсутствия, чума вернулась на юг Франции, вспышки эпидемии в разных городах продолжались вплоть до начала XVI века. В Марсель чума приходила в 1476, 1483–1485, 1490 и 1494 годах. Спустя три года после очередной эпидемии, в 1497-м, авиньонский художник Йос Лиферинкс написал историю жизни святого Себастьяна для алтаря церкви Нотр-Дам-дез-Аккуль в Марселе. Алтарь посвящен и двум другим защитникам от болезней — святому Роху и святому Антонию. Одна из сцен изображает заступничество святого Себастьяна. Лиферинкс опирается на рассказ из «Золотой легенды», в основе которого — сюжет из «Истории лангобардов», написанной в конце VIII века средневековым монахом Павлом Диаконом. На картине изображена Павия, где свирепствует болезнь: живые не успевают хоронить мертвых, и прямо во время отпевания чума поражает одного из могильщиков. В небе видны два ангела: согласно «Золотой легенде», многие видели, как ангел в белых одеждах показывал ангелу смерти, какой дом поразить копьем, после чего оттуда выносили мертвецов. Вдалеке, на облаке, святой Себастьян молит Бога о спасении города. Впрочем, в Павии художник никогда не был, так что на картине, скорее всего, изображен его родной Авиньон.
Хусепе Рибера. «Святой Себастьян и святая Ирина» (1628)
Государственный ЭрмитажПосле того как Диоклетиан приказал лучникам расстрелять Себастьяна, святого оставили умирать привязанным к дереву. Ночью к месту казни пришла святая Ирина. Она вытащила стрелы из тела Себастьяна, отнесла его к себе домой и вылечила. Эта история появляется в середине XVII века в сборнике «Деяния святых», составленном иезуитом Жаном Болландом. В его основе — более ранние средневековые тексты. В искусстве же линия о святой Ирине возникает еще раньше — в XV веке.
Исцеление Себастьяна от ран и его способность останавливать чуму считались чудом: чума обойдет молящегося, как Себастьяна миновали стрелы палачей. В конце XVI — XVII веке, в эпоху Контрреформации, на изображениях казни святого все чаще появляется святая Ирина — и церковь всячески поддерживает этот сюжет, пытаясь восстановить доверие католиков. Образ Ирины являл христианам, и в особенности христианкам, пример сострадания и заботы о ближнем, а также рационально объяснял, каким образом Себастьян остался жив. К этой сцене часто обращались художники, находившиеся под влиянием Караваджо, в том числе Хусепе Рибера. Большую часть жизни он провел в Неаполе, где видел работы Караваджо.
На этой картине в теле святого осталась всего одна стрела. Внимание зрителя приковано к Себастьяну, тогда как женские лица остаются в полумраке. В отличие от большинства художников, изображавших Ирину и ее помощницу освобождающими Себастьяна от веревок, Рибера оставляет святого привязанным к дереву. Запрокинутая голова, голая шея, отведенная рука подчеркивают его беззащитность.
Лодовико Карраччи. «Святого Себастьяна сбрасывают в клоаку Максима» (1612)
The J. Paul Getty TrustПосле того как святая Ирина спасла Себастьяна, он пришел во дворец Диоклетиана и начал упрекать его в жестокости по отношению к христианам. Разгневанный император велел снова казнить святого, а именно забить его палками, после чего сбросить тело в клоаку Максима Клоака Ма́ксима, или Большая клоака, (от лат. Cloaca Maxima) — часть античной системы канализации в Древнем Риме. — до сих пор существующий канал канализационной системы, заложенной в VI веке до н. э.
В ночь после смерти Себастьян явился благочестивой римской матроне Луцине, показал ей, куда было сброшено его тело, и женщина похоронила его в катакомбах у Аппиевой дороги Аппиева дорога — одна из важнейших общественных дорог Рима, построенная в IV веке до н. э. В катакомбах на Аппиевой дороге были захоронены многие христианские святые и мученики. . Рядом с тем местом, где Луцина обнаружила тело святого, построили небольшую церковь, но в XVII веке ее пришлось снести, чтобы освободить место для базилики Сант-Андреа делла Валле. Чтобы сохранить память о том, что здесь произошло, одну из капелл новой базилики посвятили святому Себастьяну, а семейную капеллу Барберини расписали сценами из его жизни.
Эгон Шиле. Автопортрет в образе святого Себастьяна (1914–1915)
Wikimedia CommonsВ 1915 году в венской галерее «Арно» открылась персональная выставка Эгона Шиле. Для афиши Шиле использовал автопортрет в образе святого Себастьяна. На множестве своих портретов художник изображал себя смотрящим на зрителя в упор. Здесь же его глаза закрыты, а тело безвольно повисло в воздухе, встречая град стрел.
Пьер и Жиль. «Святой Себастьян» (1987)
© Pierre et Gilles / burnley college digital photography / Flickr.comНачиная с XV века художники, обращающиеся к образу святого Себастьяна, все чаще сосредоточивались на красоте его обнаженного тела, мученичество же отходило на второй план. Еще в первой половине XVI века Джорджо Вазари рассказывал в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», что в монастыре Сан-Марко во Флоренции решили убрать из церкви изображение святого Себастьяна: многие прихожанки на исповеди сознавались в том, что картина вызывает у них греховные мысли. Наконец, к XX веку образ этого красивого юноши стал частью гей-культуры. На блестящих, китчевых фотографиях Пьера и Жиля святой Себастьян выглядит слишком желанным: не скрывая своей иронии, художники утрируют те смыслы, которыми изображения святого Себастьяна наделяли их предшественники.
Источники
- Ворагинский И. Золотая легенда. Апостолы
- Кон И. Мужское тело в истории культуры.
М., 2003.
- Лазарев В. Н. История византийской живописи.
М., 1986.
- Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера.
М., 1972.
- Brown L. B. As Time Goes By: Temporal Plurality and the Antique in Andrea Mantegna’s «Saint Sebastian» and Giovanni Bellini’s «Blood of the Redeemer».
Artibus et Historiae. Vol. 34. Vienna, Cracow, 2013.
- Katz M. Preventive Medicine: Josse Lieferinxe’s Retabel Altar of Saint Sebastian as a Defence against Plague in 15th-century Provence.
Interfaces journal. № 26. Worcester, 2006.
- Piety and Plague: From Byzantium to the Baroque.
Ed. Franco Mormando, Thomas Worcester. Kirksville, 2007.
- The Age of Caravaggio.
Ex. Cat. New York, 1985.
Литература
Вирджиния Вулф: фрагменты биографии
Чаепития, приемы, пикники и другие подробности викторианского детства писательницы
arzamas.academy
Святой Себастьян - любимей католиков и геев
Себастьяно Дель Пьомбо. Святое семейство со св. Екатериной, св. Себастьяном и с донатором, или Сакра Конверзационе (Святоесобеседование). Венеция, 1485 ? — Рим, 1547
Джованни Антонио Больтраффио. Мадонна с младенцем, святыми Иоанном Крестителем и Себастьяном и двумя донаторами.
Начиная с XIII в., Святого Себастьяна стали постепенно раздевать и омолаживать. В XV в. итальянские художники, которых привлекала возможность изображения нагого и беспомощного мужского тела, сделали его нежным женственным юношей, почти мальчиком. Это один из самых популярных персонажей искусства XV в. Его писали Антонелло да Мессина, Марко Басайти, Джованни Беллини, Антонио Больтраффио, Сандро Боттичелли, Чима да Конельяно, Антонио Корреджо, Карло Кривелли, Андреа дель Сарто, Франческо Франча, Бенвенуто Гарофало, Доменико Гирландайо, Джорджоне, Ганс Гольбейн, Либерале де Верона, Филиппино Липпи, Лоренцо ди Креди, Андреа Мантенья, Ганс Мемлинг, Микеланд-жело, Пьетро Перуджино, Пьеро де ла Франческа, Антонио Полайоло, Якопо Понтормо, Рафаэль, Лука Синьорелли, Содома и многие другие.
Связанные за спиной или поднятые кверху, обнажая подмышки, руки святого Себастьяна делают его тело открытым взгляду и уязвимым. Его фигура часто женственно-расслаблена, а композиция картины, например, у Полайоло и Синьорелли, строится так, что зритель смотрит на него как бы снизу. При этом взгляд зрителя невольно совпадает с точкой зрения лучников, что делает его как бы соучастником казни, а в фокусе его внимания неизбежно оказываются гениталии мученика. Хотя они всегда прикрыты набедренной повязкой или плавками (зачастую символическими), многие художники умышленно привлекают к ним внимание зрителя специальными "указателями" - направлением стрел, струйкой крови и т.п.
Ганс Гольбейн Старший (ок.1465 - 1524)
Имело значение и количество стрел. Если стрел было много, как у Джованни дель Бьондо (1370 г., Флоренция, Собор), оно не выглядело нагим и соблазнительным. Но в большинстве случаев художники Возрождения довольствовались тремя или пятью, а Перуджино - даже одной или двумя стрелами.
Любителей искусства удивляет отсутствие во многих изображениях Святого Себастьяна какого бы то ни было страдания. Иногда он даже не привязан к дереву, а свободно стоит, прислонившись к колонне.
Однако нужно учитывать особенности сюжета картины: изображает она сцену мученичества Святого Себастьяна или же Святое Семейство вместе с несколькими святыми. Во втором случае Себастьян просто присутствует на приеме, пронзающие его стрелы -всего лишь условное обозначение его идентичности, подобно отрубленной голове другого святого. Но поскольку Себастьян привлекателен и популярен, его "приглашали" чаще других.
Ганс Бальдунг Грин (около 1484/86–1545)
В конце XV в. сформировались два альтернативных образа Святого Себастьяна - сентиментально-чувственный и мужественно-героический. У Антонелло да Мессина (1430-1479 г.г.) Святой Себастьян (1476 г., Дрезденская галерея) - привязанный к столбу прекрасный юноша с мягкими, женственными формами, в узких обтягивающих плавках, который спокойно стоит, слегка выставив вперед правую ногу. Мечтательный взгляд юноши устремлен в небо. На прохожих и на земную жизнь он не обращает внимания.
Иначе видит Святого Себастьяна Андреа Мантенья (1430/31-1506 г.г.). Самый известный его Святой Себастьян (ок. 1480-85 г.г., Лувр) - не мягкий юноша, а мужественный молодой мужчина, стоящий, как статуя, на каменном постаменте. Его глаза устремлены вверх, на лице глубокие морщины, оно выражает стоическое сопротивление страданию и злу. Еще более драматичны другие образы Мантеньи, подчеркивающие физическое страдание: у Святого Себастьяна, написанного в 1470 г. (Культурно-исторический музей, Вена), одна стрела пронзила шею, а другая торчит во лбу. На другой картине, написанной около 1490 г. (Венеция, дворец Са d"Ого), лицо Себастьяна искажено мукой.
Мягкий андрогинный образ Себастьяна (1485 г., Милан, Пинакотека Брера) рисует Либерале да Веро-на (1445-1527/28 г.г.). Фигура святого изображена на первом плане, поэтому он кажется значительно больше окружающих его домов, не говоря уже о людях.
Красив и спокойно-задумчив "Святой Себастьян" Сандро Боттичелли (1474 г., Берлин, картинная галерея).
Удивительно лиричен и нежен Святой Себастьян Джованни Антонио Больтраффио на картине "Дева семейства Касио" (Лувр).
Ганс Мемлинг (примерно 1433— 1494). Мученичество Св. Себастьяна.
Ганс Мемлинг. Воскресение с Мученичеством св. Себастьяна и Вознесением. Триптих.
Нередко художники обыгрывает контраст между Себастьяном и расстреливающими его лучниками. На картине Антонио Полайоло "Мучения Святого Себастьяна" (1475 г., Лондон, Национальная галерея) прекрасный нагой юноша, в маленькой набедренной повязке со связанными руками и ногами, стоит на стволе частично обрубленного дерева, возвышаясь над своими мучителями и устремив взгляд в небо. Мягкое, с неразвитой мускулатурой, бледное тело мученика оттеняется обнаженными мускулистыми руками и ногами окружающих его лучников.
Этот прием повторил Лука Синьорелли (1498 г.): почти нагого, в одной только узкой повязке, изящного Себастьяна расстреливают мощные полунагие или в плотно облегающих штанах лучники.
Один из самых чувственных Себастьянов принадлежит кисти Пьетро Перуджино (1490-1495 г.г., Лувр). Это прекрасный эфеб, нечувствительный к боли, с горящими глазами, его пенис едва прикрыт красивым шарфом, за которым видны лобковые волосы. Сцена казни является для художника лишь предлогом для демонстрации обнаженного тела. Перуджино даже написал на стреле собственное имя, что делает художника, с одной стороны, соучастником казни, а с другой может выглядеть как объяснение в любви.
Художники Ренессанса сумели представить обнаженное и связанное мужское тело не столько страдающим, сколько пассивным и получающим удовольствие от своей беспомощности. Это позволило им объективировать свои собственные (и зрительские) садомазохистские чувства и желания и одновременно подрывало традиционный фаллический стереотип мужчины как субъекта и хозяина положения.
До конца XVI в. изображение прекрасной мужской наготы было для многих мастеров самоцелью. Некоторые картины похожи на светские портреты, например, "Святой Себастьян" Аньоло Бронзино (1525-28 г.г., Мадрид, Тиссен-Борнемисса). "Святой Себастьян" Ван Дейка (1621 г., Мюнхен, Старая Пинапкотека) - фактически автопортрет художника, один из четырех "вкусных образов красивого Нарцисса, где художник представил себя непринужденным хорошо сложенным денди" (Даррьюл).
Однако, изображения обнаженного мужского тела, уместные в искусстве эпохи Возрождения, в эпоху контрреформации стали предметом нападок. Тридентский собор (1545-1563 г.г.) формально запретил изображение нагого тела в религиозной живописи. Образ Святого Себастьяна был в этом отношении особенно уязвим. В диалогах "Об ошибках и злоупотреблениях художников" (1564 г.) итальянский автор Джильо да Фабриано писал: "О, тщеславие человека, который делает бессмысленным то, что истинно, пристойно и важно, чтобы дать место фикциям, которые весят не больше соломинки... Я вижу побиваемого камнями Стефана без камней... Себастьяна -без стрел... О, тщеславная суета, бесконечная ошибка..." "Развратные зрелища голых мужчин могут заразить дух женщин. У Святого Себастьяна, когда он привязан к своему дереву и утыкан стрелами, все члены окрашены и покрыты кровью из ран, не нужно показывать его нагим, красивым, обаятельным и белым... ", - вторит ему автор "Трактата о живописи" Г. Ломаццо (1584 г.).
Во второй половине XVI в. в роли защитника от чумы Святого Себастьяна постепенно заменяет Святой Рош - зрелый бородатый мужчина, похожий на Христа, который держится серьезно, никого не соблазняет и, в отличие от Себастьяна, всегда одет.
alindomik.livejournal.com
Тициан Вечеллио Святой Себастьян: Описание произведения
Одна из последних картин, написанных Тицианом, «Святой Себастьян» (1570-1572) ныне является жемчужиной Эрмитажа, попавшей туда в середине 1850-х годов из семейного собрания династии Барбариго. В 1585-м году, спустя почти десятилетие после кончины художника, сын Тициана Помпонио продал отцовский дом вместе со всем содержащимся там движимым и недвижимым имуществом некому Кристофоро из знатного падуанского рода Барбариго. Частью этой оптовой сделки оказался и такой шедевр, как «Святой Себастьян».Легенда о Святом Себастьяне
В базилике Святого Себастьяна, расположенной в районе античных катакомб Рима, хранятся мощи легионера, капитана римских лучников, который за стойкость в исповедании веры был признан Католической церковью святым. Себастьян тайно принял христианство и приобщал к нему других язычников. За это император Диоклетиан назначил страшное наказание: легионера привязали к дереву и лучники из его когорты должны были пускать в Себастьяна стрелы, пока он не превратится, по словам одного доминиканского монаха, «в подобие дикообраза». Житие сообщает, что после этого истязания Себастьян выжил, однако был приговорен к повторной казни через побиение камнями. Его изувеченное тело обнаружила в придорожной канаве святая Лючия и предала земле близ Аппиевой дороги.
Художественное своеобразие картины Тициана «Святой Себастьян»
В определённом смысле «Святой Себастьян» представляет собой итог творческих исканий Тициана как величайшего колориста. Тициан мыслит не линиями, не объемами и массами, не светотенью или пропорциями, как другие художники, - он воспроизводит мир и воссоздаёт форму исключительно красками, через цвет и соотношение тонов. Тончайшие рефлексы желтого, розового, коричневого позволяют передать дыхание и трепет живой и страдающей плоти. Тревожный колорит картины, где ночь освещена языками пламени, бросающими на тело мученика капризные дрожащие отсветы, а мрачная земля сливается с апокалиптически черным небом, позволил искусствоведам увидеть в этом темном полотне «настоящую симфонию цвета».
Интересно, что если в ранний и зрелый периоды творчества Тициана основным носителем цвета выступали ткани и предметы интерьера, то в поздний период главным ретранслятором красочного звучания становится человеческое тело, беззащитное и прекрасное в своей наготе.
Поза Себастьяна, привязанного к дереву, но не сломленного, не утратившего достоинства и даже перед лицом надвигающейся смерти не открекшегося от Христа, выражает глубокую веру Тициана в стойкость человеческого духа.
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Описание картины Тициана Вечеллио «Святой Себастьян»
Во времена, относящиеся к раннему периоду Средневековья, среди населения распространялось предание о Себастьяне, родившегося в римском городе Нарбонна. Об этом молодом человеке, отправившимся в Рим после прохождения учебы в Милане, стало известно Диоклетиану, правителю империи. Тот его назначил командиром одной из когорт своей гвардии. Но вскоре стало известно, что Себастьян тайно придерживается христианского учения. Тогда молодого человека приговорили к смертной казни.
Образ великомученика, стойкого приверженца христианской веры, стал очень популярным среди людей искусства. Поэтому неудивительно, что венецианский художник Тициан изобразил его на своих полотнах.
Картина «Святой Себастьян» относится к поздним работам итальянца. Он изобразил святого, прикованного веревками к дереву, придав ему величественную позу. Художнику удалось четко передать стойкий нрав юноши, сохраняющего самообладание и спокойствие, несмотря на терзающую его боль. Он понимает, что смерть скоро овладеет им, и принимает ее наступление. Свет, падающий на лицо приговоренного, словно противоречит чувствам человека: он неровен и беспокойный.
Полную картину всего трагизма ситуации позволяет составить и окружающий фон. Полыхающий рядом костер вздымает вверх языки пламени, неверно освещая полуобнаженного юношу. Его ноги окружают клубы дыма. Небо темного цвета незаметно переходит в землю подобного оттенка. Отсветы, падающие на местность, создают впечатление, будто позади святого полыхает сильный пожар. Кажется, что вместе с Себастьяном умирает и остальной мир.
По замыслу Тициана, картина не отражает безысходность и отчаяние. Наоборот, она олицетворяет силу духа человеческого и его величие. Святой Себастьян не относится к религиозным фанатикам, посвятивших свою жизнь исключительно постам и молитвам. Это молодой человек, противоборствующий злу.
Картина «Святой Себастьян» строит на гармонии и равновесии линий и цветов. Именно последний выступает в качестве основного инструмента, позволившего передать главный замысел произведения. Как заметил один из исследователей, Тициан создал настоящую симфонию красок, отдав доминирующее положение темным оттенкам.
opisanie-kartin.com
Описание картины Сандро Боттичелли «Святой Себастьян»
Сандро Боттичелли – известный итальянский живописец эпохи Возрождения, посвятивший свое творчество преимущественно созданию картин духовной и религиозной направленности. Картина «Святой Себастьян», предположительно созданная в 1473 году является одним из лучших художественных произведений созданных кистью художника. Впервые свет ее увидел в 1474 году, полотно было выставлено в церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции.
Святой Себастьян согласно легенде жил во времена наивысшего рассвета гонений на христиан, был он командующим преторианским войском самого императора и тайно исповедовал новую запрещенную веру. После обнаружения его склонности к христианству Себастьян был привязан к столбу и расстрелян из лука собственными воинами.
Несмотря на то, что был он из богатой семьи, никто за него не вступился, и только одна сердобольная женщина проявила милосердие и, подобрав израненного Себастьяна, выходила его как родного. После выздоровления христианина эта женщина пыталась уговорить его уехать из города, но Себастьян решил, что будет отстаивать свою веру, даже если за это придется поплатиться жизнью.
Выступив перед самым императорским дворцом в защиту своей новой веры, Себастьян настолько прогневил императора, что тот отдал приказ о его вторичной казни. Невинный мученик был казнен и впоследствии стал одним из самых почитаемых святых – покровителей, которым молились все страждущие. Некоторое время больные чумой считали Святого Себастьяна своим личным заступником. Также покровительства святого испрашивали лучники и охотники.
Боттичелли изобразил святого в некой задумчивости стоящем у столба, руки его скрещены за спиной, возникает ощущение, что мученик вовсе не приготовился к смерти, а задумался о каком-либо важном и требующем незамедлительного решения деле. В тело его воткнуты несколько стрел, но кажется будто юноша их совершенно не замечает. За его спиной открывается вполне мирный пейзаж, которого святой вскоре лишится, но и это совсем его не волнует.
Картина вскоре стала гордостью всей Флоренции, прославив имя художника.
opisanie-kartin.com
Мученичество святого Себастьяна (картина де Латура) Википедия
«Му́ченичество свято́го Себастья́на» (такое название картины используется в научной литературе на русском языке[1], оригинальное название в каталоге Лувра и на официальном сайте музея — фр. «Saint Sébastien soigné par Irène», дословно — «Святой Себастьян, окружённый заботой святой Ирины» или «Святая Ирина, ухаживающая за святым Себастьяном»[3]) — полотно французского художника Жоржа де Латура, сохранившееся в двух вариантах. Вариант, входящий в состав коллекции Лувра, рассматривается многими искусствоведами как авторский, а вариант из Берлина — как работа сына художника Этьена, переработанная им самим[4].
Исследователи отмечают необычную для первой половины XVII века иконографию картины, которая в некотором смысле противоречит сюжету легенды о мученичестве святого Себастьяна[5], и уникальную для творчества де Латура композицию картины[6].
История создания и судьба картины
Жорж и Этьен де Латур. Святой Себастьян, 1650. Картина из коллекции Берлинской картинной галереиВариант картины, находящийся в коллекции Лувра, впервые привлёк внимание специалистов в 1945 году. Полотно стало объектом серьёзных исследований, которые основывались на сопоставлении его с ещё одним вариантом этой работы художника, находящимся в коллекции Берлинской картинной галереи. Исследователи творчества де Латура тогда на длительное время пришли к единому мнению, признав в обеих картинах оригиналы, принадлежащие кисти художника. Так продолжалось до выставки 1972 года в Париже, на которой были представлены оба полотна и специалисты впервые получили возможность их непосредственного сопоставления[7]. Оно продемонстрировало безусловное превосходство работы из Лувра, которое теперь признаётся всеми специалистами. Рентгенография этой картины, сделанная тогда, показала присутствие многочисленных авторских правок, которые подтверждают мнение искусствоведов. Французский искусствовед Жак Тюилье (фр.)русск. предположил, что берлинская версия картины была репликой Этьена (фр. Étienne de La Tour[8]), сына Жоржа де Латура, которая была завершена его отцом «и которая имеет право называться оригиналом». В настоящее время, как правило, эта версия считается добросовестной, но лишь ранней копией картины. «Святой Себастьян» из Лувра воспринимается, напротив, как поздняя работа самого художника, подаренная городом Люневилем губернатору Лотарингии маркизу Анри де Ла Ферте-Сеннетеру (фр.)русск. в конце 1649 года[4][9].
Вариант «Мученичества святого Себастьяна» из Берлинской картинной галереи
Размер картины из Берлинской картинной галереи — 160 на 129 сантиметров, техника — масляная живопись по холсту. Считается, что она выполнена около 1650 года (хотя в некоторых исследованиях указывается и 1634—1643 годы)[10][11].
В 1927 году на берлинскую картину впервые обратили внимание специалисты, когда она была представлена на нью-йоркском аукционе как произведение анонимного последователя Яна Вермеера Дельфтского. Абрахам Бредиус (англ.)русск. и Герман Фосс (нем.)русск. впервые определили её как творение де Латура, под его именем она была приобретена Музеем кайзера Фридриха. Французский искусствовед Шарль Стерлинг (англ.)русск. считал берлинскую картину примером раннего творчества художника[12]. София-Мод-Мери Фернес считала «Себастьяна» самой ранней картиной художника, мотивируя это тем, что на ранних картинах всегда присутствует видимый источник света (в данном случае — факел), а поздние якобы его лишены[13].
В настоящее время картина воспринимается специалистами как образец позднего творчества художника, в создании которого очевидно участие художников его мастерской (возможно, деятельное участие принимал сын художника — Этьен)[14].
Вариант «Мученичества святого Себастьяна» из Лувра
Обнаруженные документы позволили датировать картину 1649 годом, соотнеся с ней известие, что картина на данный сюжет была заказом де Латуру жителей города Люневиля для вручения правителю Лотарингии маркизу Анри де Ла Ферте-Сеннетеру. Она была оплачена 700 франками, а переговоры между художником и представителями городских властей настолько затянулись, что было заказано и выпито четыре кувшина с вином, оплаченные за городской счёт[14].
Вероятно, картина долгое время находилась в аббатстве Лир (фр.)русск. (фр. Lyre) вблизи города Эврё (ныне оно не существует). Она привлекла к себе внимание специалистов в 1945 году, когда находилась в церкви города Буа-Анзре (фр.)русск.. Затем картина находилась в приходской церкви Сен-Мартен (нем.)русск. в Брольи (фр.)русск. (1951). Картина была представлена в Лувре в ходе выставки произведений де Латура в 1972 году, тогда она оказалась впервые свободно доступна для публики и специалистов. Она была приобретена Лувром в 1979 году на средства «Общества друзей Лувра» (фр.)русск.. Инвентарный номер — R. F. 1979-53[3]. Демонстрируется в зале № 28 на втором этаже корпуса Сюлли. Высота картины из Лувра — 167, а ширина — 131 сантиметр, техника — масляная живопись по холсту[3].
Кроме оригинального названия в каталоге Лувра и на официальном сайте музея (фр. «Saint Sébastien soigné par Irène», «Святая Ирина, ухаживающая за святым Себастьяном»), полотно именуется также «Святой Себастьян, оплакиваемый святой Ириной» (фр. «Saint Sébastien pleuré par Sainte Irène»[15][16]), в научной литературе также употребляются и другие названия: «Святой Себастьян из Буа-Анзре» (фр. «Saint Sébastien de Bois-Anzeray») и «Вертикальный Святой Себастьян» (фр. «Saint Sébastien en hauteur»)[11].
На картине присутствуют хорошо заметные швы. Высказывалось предположение (Юлисс Муссалли), что художник сначала создавал некое композиционное ядро на особом холсте (такое ядро в картине «Святой Себастьян» имеет ширину около 95 сантиметров), а после этого подшивал к нему другие холсты с новыми отдельно написанными фигурами. При этом каждый новый подшитый холст представлял собой «эскиз в размере картины» (или «проект кадрировки»). Подобным образом действительно работали некоторые караваджисты, Муссалли этим объясняет отсутствие дошедших до нас рисунков, этюдов или эскизов де Латура. При таком методе работы они ему были не слишком нужны. Юрий Золотов объясняет присутствие швов провинциальным положением Люневиля, где жил художник. Здесь невозможно было, по его мнению, найти качественный холст большого размера[17].
Картина «Святая Ирина врачует святого Себастьяна» де Латура
По свидетельству автора XVIII века Огюстена Кальме, оригинал некоей картины работы Жоржа де Латура, изображающей святого Себастьяна, принадлежал французскому королю Людовику XIII. По версии современных искусствоведов, королю в 1634—1639 годах художник лично представил другую свою картину вытянутого в ширину формата — «Мученичество святого Себастьяна» («Святая Ирина врачует святого Себастьяна» или «Святой Себастьян в свете фонаря», фр. «Saint Sébastien en large», фр. «Saint Sébastien à la lanterne», иногда фигурирует и как фр. «Saint Sébastien soigné par Irène»), которая дошла до нашего времени только в многочисленных копиях[18]. Считается, что именно за неё он был пожалован званием Ординарного королевского живописца. В соответствии с этим свидетельством, король, получив картину от художника, приказал даже убрать все другие полотна из своей комнаты[19]:
«…[Латур] представил королю Людовику XIII картину в своей манере, изображающую святого Себастьяна в ночи; эта вещь была столь совершенного вкуса, что король велел убрать из своей комнаты все другие картины, оставив только её. Латур уже представил похожую герцогу Карлу IV. Эта картина находится в замке Удемон близ Нанси»— Юрий Золотов. Жорж де Ла Тур[20][21]
По данным некоторых историков искусства, копий полотна, не сохранившегося до нашего времени, может насчитываться до десяти, некоторые из которых были представлены в Париже на выставке, посвящённой художнику, в 1997—1998 годах[22][11].
Сюжет, его иконография и особенности его трактовки художником
Неизвестный художник. Копия с несохранившейся картины Жоржа де Латура («Святая Ирина врачует святого Себастьяна»), 1630-е годы, Кимбелл Арт Музеум (англ.)русск.По легенде, святой погиб мученической смертью при императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане. Он был воином элитной Первой когорты императорской гвардии. «Золотая легенда», популярная в средние века, рассказывает, что император Диоклетиан призвал святого к себе и сказал: «Я всегда отличал тебя среди первых моих придворных, ты же тайно умышлял нанести ущерб моему благополучию и бесчестил наших богов»[23]. Император приказал привязать его посреди поля и расстрелять из луков. Решив, что Себастьян умер, стражники ушли. Через несколько дней, чудесным образом освободившись от уз, святой поднялся по ступеням императорского дворца и стал обличать выходящих императоров в злодеяниях, которые они совершили против христиан. Тогда император приказал бить Себастьяна палками, пока тот не лишится жизни, и бросить его тело в клоаку, чтобы христиане не смогли почитать его как мученика. На следующую ночь святой Себастьян явился святой Луции и открыл ей, где находится его тело, приказав похоронить его рядом с останками апостолов[23]. В некоторых вариантах легенды утверждается, что некая жена святого мученика Кастула, по имени Ирина (итал.)русск., придя ночью, чтобы похоронить тело святого Себастьяна после его первой казни, нашла его живым и перенесла в свой дом. Святой через несколько дней излечился от ран и стал совершенно здоровым[24].
В живописи XVI — первой половины XVII века получили распространение два иконографических типа «Мученичества святого Себастьяна»[5]:
- Один характерен для художников, работавших в стиле барокко. Здесь представлена казнь святого — лучники расстреливают Себастьяна, привязанного к дереву.
- Второй вариант характерен для последователей Караваджо. Здесь представлена сцена посещения тяжелораненого Себастьяна богатой римлянкой Ириной, которую обычно сопровождают служанки. Караваджисты акцентировали страдания святого — Ирина часто вытаскивает стрелу из тела Себастьяна, доставляя ему тяжёлые страдания. На картине горизонтального формата де Латур придерживался именно этого варианта иконографии. Здесь Ирина извлекает стрелу из бедра святого (оригинал картины не сохранился, но дошло большое количество ранних копий полотна)[5].
Кэтрин Иббет связывает повышенный интерес художников к теме трагической судьбы святого Себастьяна и акта милосердия женщин по отношению к нему с Контрреформацией и религиозными войнами. В целом, по её мнению, французские полотна этого времени изображают почти исключительно процесс исцеления ран Себастьяна, а фигура святой Ирины становится не менее важной, чем самого Себастьяна. Она обращает внимание, что на картине «Святая Ирина врачует святого Себастьяна» лицо святого находится в тени, а вот рука Ирины, извлекающая стрелу, как и её лицо, освещены фонарём[25].
Картина из Лувра близка второму типу. Присутствует Себастьян, брошенный умирать своими палачами, и четыре женщины, пришедшие к нему. Однако есть существенные отличия в сравнении со вторым типом иконографии. Во-первых, не делается акцент на страдании, Ирина не предпринимает попытки дотронуться до стрелы, торчащей из тела Себастьяна, стрела только одна («Золотая легенда» Иакова Ворагинского утверждает, что в тело Себастьяна вонзилось столько стрел, «что он стал подобен ежу»[26]) и из-под неё видна лишь одна капля крови. Во-вторых, женщины охвачены скорбью, как если бы святой был уже мёртв, что противоречит сюжету, так как в этот раз Себастьян будет спасён от смерти, и только спустя время он будет забит до смерти по приказу императора Диоклетиана[5]. Фигуры женщин Золотов сравнивает с хором в древнегреческой трагедии, где разные голоса сливаются в монолитном звучании. Он называет эту картину реквиемом святому[27]. Вернер Вайсбах (нем.)русск. видел Ирину в коленопреклонённой фигуре справа, однако Ю. Золотов обращает внимание, что наиболее богато одета женщина (а именно это должно выделять богатую римлянку среди служанок) с факелом, к тому же она держит святого за запястье, словно пытаясь ощутить пульс тяжелораненого, что может показывать духовную близость с Себастьяном. Золотов, правда, оговаривается, что с факелом в то время в подобных сценах обычно изображали слуг. У ног Себастьяна лежит шлем, напоминающий, что не только его палачи, но и он сам является воином[5].
Голый ствол дерева с двумя дубовыми листками, обвитый верёвкой, показывает, что действие происходит прямо на месте мученичества святого. Задний план занимает горный пейзаж, что является редкостью в творчестве художника, пренебрегавшего изображением природы[5].
Ю. Золотов обращает внимание на вотивный характер изображения: в Лотарингии в это время свирепствовала чума, а святой Себастьян воспринимался католиками как защитник от неё[5]. В статье «Святой Себастьян: История культурной ассимиляции» (фр. «Saint Sébastien: histoire d’une assimilation culturelle») её автор Артур Тешмански утверждает даже, что де Латур написал это полотно по заказу городского совета, чтобы остановить эпидемию[28]. «Золотая легенда» рассказывает о спасении святым от моровой язвы Италии в правление короля лангобардов Гумберта после воздвижения алтаря Себастьяну в храме Святого Петра в оковах в Павии и перенесении туда мощей Себастьяна из Рима[29].
Художественные особенности картины
Плакальщица — фрагмент картины «Святой Себастьян» Караваджо. Положение во гроб, 1602—1603Верхняя часть картины как бы нависает над зрителем, а нижние объекты, напротив, изображены так, как будто зритель смотрит на них сверху. Юрий Золотов предполагает, что это связано с тем, что художник писал сидя, а модель ставил прямо перед собой на близком расстоянии. По его мнению, художник слабо представлял себе правила перспективного построения пространства полотна и подходил к проблеме изображения интерьера с интуитивной точки зрения[30].
Кэтрин Иббетт обращает внимание на то, что обычно имеющийся в скрытой форме эротический подтекст иконографической модели второго типа — трогательная забота Ирины об обнажённом Себастьяне — на этой картине практически отсутствует, так как святой представляется уже мёртвым. На самом полотне из-за отсутствия действия ход времени не отражён. По мнению Иббетт, художник использует необычный приём — зритель смотрит на женщин, но сами женщины смотрят на святого. Художник как бы приглашает зрителя реагировать на полотно так же, как женщины относятся к телу святого. Самое важное, что при этом отсутствует сам акт милосердия Ирины — «композиционная элегантность отменила дидактику»[25]. По мнению Иббетт, художник заставляет зрителя размышлять над тем, что означает быть наблюдателем события при отсутствии возможности воздействовать на него. Зритель, внутренний (святая Ирина и её служанки) и внешний (рассматривающий картину и вдумывающийся в её смысл современный человек), являются пассивными наблюдателями за неизбежными событиями истории, которые исключают возможность для индивидуального воздействия на их ход. Иббетт считает, что такая проблема стала одной из ключевых в трагедиях эпохи классицизма, где герой-«мученик» бросает вызов государственной власти и гражданскому порядку[25].
Проведённая рентгенография полотна показала, что художник прямо по ходу работы над картиной вносил поправки, наиболее часто он это делал в фигуре святого Себастьяна[31].
Необычным является изображение освещения на картине. Пламя факела освещает ближайшие к нему объекты — лицо женщины и ствол дерева. Затем идут две женские фигуры, находящиеся в тени, а после этого снова свет разгорается на фигуре плакальщицы, хотя никакого светильника рядом с ней нет и, по мнению Ю. Золотова, быть не может. Тёмные силуэты создают своим присутствием драматический контраст светлым фигурам[32].
Композиция картины уникальна для творчества лотарингского художника[6]. Фигуры на картине словно стоят на невидимой лестнице. Художник вводит каменные блоки в нижней части картины, чтобы показать значение пластической формы как важнейшего структурного элемента полотна[33]. Авторы коллективной работы по творчеству де Латура, изданной в Милане в 1988 году, находят сходство в композиции «Мученичества святого Себастьяна» и картины «Положение во гроб» (англ.)русск. (1602—1603, Ватиканская пинакотека) Караваджо. На обоих полотнах персонажи расположены по диагонали, которая начинается в верхнем правом углу и заканчивается в левом нижнем. Нисходящий ритм, формируемый фигурами скорбящих, заканчивается на дугообразной линии тела Себастьяна и Христа[6].
По мнению Золотова, большую роль в картине играют две диагонали, а не одна: первая — торс, левая рука святого, движения женщин и жест плакальщицы; вторая — от правой голени Себастьяна через блики на фигуре женщины с факелом к самому факелу (вторая диагональ выявлена слабее и имеет уравновешивающее первой значение). По мнению Золотова, две диагонали придают композиции жёсткость и устойчивость её конструкции. Большую роль, по его мнению, играет также вертикальная ось от движения руки женщины, держащей запястье Себастьяна, через движение руки женщины в тёмной одежде к сложенным рукам женщины в синем капюшоне[34]. Фланкируют эту центральную ось слева — ствол дерева, а справа — фигура плакальщицы, им вторят вертикально расположенный факел и вертикально падающие складки одежды женщин. Внизу размещены каменные блоки, укрепляющие устойчивость композиции. Большое количество прямых углов, изображённых на картине (рука и нога мученика и другие компоненты) показывают особенность мышления художника, которую некоторые исследователи называют «конструктивизмом»[35].
В верхней части картины тёмно-синий цвет вступает во взаимодействие с ярко-красным и золотистой охрой. В нижней части глубокая тень нанесена тёмно-коричневым цветом[36].
Исследователи неоднократно обращали внимание на детальность проработки «Святого Себастьяна» и глубокую продуманность композиции картины. София-Мод-Мери Фернес даже предполагала, что картина была выполнена художником для получения статуса мастера[37].
Примечания
- ↑ 1 2 Золотов, 1979, с. 13 и далее, Илл. 36—40.
- ↑ 1 2 Joconde
- ↑ 1 2 3 Georges de La Tour. Saint Sébastien soigné par Irène. Vers 1649 (англ.). Louvre. Проверено 15 августа 2017.
- ↑ 1 2 Dupont, Jacques. Georges de La Tour. Vic-sur-Seille, 1593 — Lunéville, 1652. Saint Sébastien soigné par Irène (фр.). La Société des Amis du Louvre. Проверено 15 августа 2017.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Золотов, 1979, с. 81.
- ↑ 1 2 3 Bergamaschi, Cogorno, De Fiore A., De Fiore G., 1988, с. 24.
- ↑ Святой Себастьян, оплакиваемый святой Ириной. ТВ «Культура». Проверено 15 августа 2017.
- ↑ Garric, Alain. Étienne de La Tour (фр.). Essai de Généalogie, par Alain Garric. Проверено 15 августа 2017.
- ↑ Choné, 1996, с. 146, но он называет 1650 год.
- ↑ Georges de La Tour. St Sebastien Attended by St Irene (англ.). The Web Gallery of Art. Проверено 15 августа 2017.
- ↑ 1 2 3 La Tour, 1998, с. 18.
- ↑ Золотов, 1979, с. 13.
- ↑ Золотов, 1979, с. 19.
- ↑ 1 2 Золотов, 1979, с. 44.
- ↑ Saint Sébastien pleuré par Sainte Irène. Georges de La Tour (1593—1652) (фр.). La Bibliothèque nationale de France. Проверено 15 августа 2017.
- ↑ Васильева, 2008, с. 14.
- ↑ Золотов, 1979, с. 88—89.
- ↑ D'après Georges de La Tour «Saint Sébastien à la lanterne» (фр.). l’Agence photographique de la Rmn-GP. Проверено 15 августа 2017.
- ↑ Золотов, 1979, с. 25, 114.
- ↑ Золотов, 1979, с. 114.
- ↑ Choné, 1996, с. 76.
- ↑ Saint Sébastien soigné par Irène. Georges de La Tour (1593—1652) (фр.). La Bibliothèque nationale de France. Проверено 15 августа 2017.
- ↑ 1 2 Иаков, 2017, с. 160.
- ↑ Дмитрий, 2016, с. 14.701.
- ↑ 1 2 3 Ibbett, 2016.
- ↑ Иаков, 2017, с. 164.
- ↑ Золотов, 1979, с. 111.
- ↑ Techmanski, 2015, с. 62.
- ↑ Иаков, 2017, с. 165.
- ↑ Золотов, 1979, с. 89.
- ↑ Золотов, 1979, с. 90.
- ↑ Золотов, 1979, с. 95.
- ↑ Золотов, 1979, с. 96.
- ↑ Золотов, 1979, с. 98.
- ↑ Золотов, 1979, с. 99.
- ↑ Золотов, 1979, с. 102.
- ↑ Золотов, 1979, с. 100.
Литература
- Васильева, Наталья. Французская живопись XVI–XVII веков. — М.: Белый город, 2008. — 127 с. — (История мировой живописи). — ISBN 9-785-7793-1614-9.
- Димитрий Ростовский, Святитель. Житие и страдание святого мученика Севастиана и дружины. Память 18 декабря // Жития святых.. — Москва-Берлин: Direct-Media, 2016. — Т. Месяц декабрь (11-20).
- Золотов Ю. К. Жорж де Ла Тур. — М.: Искусство, 1979. — 162, илл. 62 с. — 25 000 экз.
- Иаков Ворагинский. XXIII. О святом Себастьяне // Золотая легенда. — М.: Издательство францисканцев, 2017. — Т. 1. — С. 160—165. — 528 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89208-130-6.
- Bergamaschi, Giovanna; Cogorno, Luisa; De Fiore, Аngelo; De Fiore, Gaspare. Saint Sébastien soigné par Irène // La Tour. — Milan: Fabbri, 1988. — С. 24—25. — 35 с. — (Regards sur la peinture). — ISBN 2-907745-69-7.
- Choné, Paulette. Georges de La Tour: un peintre lorrain au XVIIe siècle. — Renaissance Du Livre, 1996. — 165 с. — (Les beaux livres du patrimoine). — ISBN 9-782-8046-0037-2.
- Berger, Jacques-Edouard. Saint Sebastian Tended by Irene / Saint Sébastien soigné par Irène // Georges de La Tour. — Fondation Jacques-Edouard Berger, 1959. — С. 19—21. — 75 с.
- Georges de La Tour. — Paris: La Réunion des musées nationaux, Мinistère de la Culture et de la Communication, 1998. — 48 с.
- Ibbett, Katherine. Chapter 2. The Politics of Patience: Staging the Spectator. // The Style of the State in French Theater, 1630–1660: Neoclassicism and Government. — Routledge, 2016. — 184 с. — ISBN 9-781-3518-8141-8.
- Techmanski, Artur Saint Sébastien: histoire d’une assimilation culturelle (фр.) // Źródła Humanistyki Europejskiej : Журнал. — 2015. — Vol. 8. — P. 57—73.
Ссылки
wikiredia.ru
Святой Себастьян (картина Перуджино) — Википедия Переиздание // WIKI 2
«Святой Себастьян» — картина итальянского художника эпохи Раннего Возрождения Пьетро Перуджино из собрания Государственного Эрмитажа.
Картина и является погрудным портретом раннехристианского Святого Себастьяна, пронзённого стрелами по приказу римского императора Диоклетиана. На стреле, застрявшей в шее, имеется подпись художника на латыни: «PETRUS PERUSINUS. PINXIT» (Петрус Перузинус писал), сделанная золотой краской[1]. Ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Т. К. Кустодиева, описывая картину, отмечала:
Особое внимание художник сосредоточил на лице Себастьяна. Это характерный, раз навсегда избранный мастером тип лица и его выражение: миловидные правильные черты, некоторая женственность образа, большие, томные глаза, пушистые кудри, рассыпанные по плечам. Одна-единственная стрела, использованная с чисто умбрийской склонностью к декоративности, указывает на то, о каком сятом идёт речь[2].
Вероятнее всего картина выполнена Перуджино в 1493—1494 годах и является дальнейшим развитием образа Святого Себастьяна, по сравнению с его же картиной 1490 года (ныне в Стокгольме в Национальном музее Швеции). Остановившись на этом образе, Перуждино в дальнейшем неоднократно обращался к нему и использовал в различных работах как посвящённых исключительно Святому Себастьяну, так и в многофигурных композициях.
Из многочисленных работ Перуджино наиболее близка к эрмитажной картина «Мадонна с младенцем между Святыми Иоанном Крестителем и Себастьяном» из галереи Уффици и одноименная картина из коллекции Лувра. В отличие от многих других работ эрмитажная картина является единственной, где лицо и тело главного персонажа как бы выступает из тьмы к зрителю, во всех остальных работах Св. Себастьян запечатлен на светлом фоне.
Картина находилась в собрании князей Волконских в Риме, затем была продана в коллекцию маркизы Н. В. Кампанари, откуда в 1910 году по инициативе Э. К. Липгарда была выкуплена для Эрмитажа. Выставляется в Большом (Старом) Эрмитаже в зале 213[3].
Другие сохранившиеся работы Перуджино со Святым Себастьяном:
Примечания
Эта страница последний раз была отредактирована 12 июля 2018 в 10:02.wiki2.org