Рождество, Новый год, святки в картинах русских художников. Картина рождество


Рождество Христово в русской живописи

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лука, 2:6–7). До начала V века Рождество праздновали одновременно и как праздник Богоявления. Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению – поклонение волхвов (царей), поклонение пастухов, которые не всегда включают изображение непосредственно рождения Христа.

Сон Иосифа.Александр Андреевич Иванов. 1850-е гг.Бумага, акварель, итальянский карандаш.Москва. Государственная Третьяковская галерея

* * *

Рождество Христово.Гагарин Григорий Григорьевич

* * *

Поклонение волхвов.Гагарин Григорий Григорьевич

* * *

Рождество Христово (Поклонение пастухов).Шебуев Василий Козьмич. 1847 г. Холст, масло. 233x139,5 см.Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге

* * *

Рождество Христово.Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73x53,3.Государственная Третьяковская галерея

* * *

Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.Иванов Александр Андреевич. 1850-е.Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4x39,7 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Славословие пастухов.Иванов Александр Андреевич. 1850 г.

* * *

Явление ангела пастухам.Петровский Петр Степанович (1814-1842). 1839 г. Холст, масло. 213х161.Череповецкое музейное объединение

За эту картину молодой художник — ученик Карла Брюллова — в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств. Полотно находилось в музее Императорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было передано Череповецкому краеведческому музею.

* * *

Рождество Христово.Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1896Росписи Владимирского собора в Киеве

* * *

Рождество Христово.Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.Из Троице-Петровского собора.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

* * *

Рождество.Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло.Тверская областная картинная галерея

* * *

Рождество Христово.Боровиковский Владимир Лукич. Холст, маслоИсторико-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

* * *

Рождество Христово. М.В. Нестеров. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41 x 31.Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собораГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15006

Рождество Христово.Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41x31,8Государственная Третьяковская галерея http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14959

Рождество Христово.М. В. Нестеров. 1890 г.

Коленопреклоненная фигура юноши с посохом в руке. Рука, держащая посох. Рука, поднятая к устам. М.В. Нестеров. Этюд. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, итальянский карандаш, уголь. 49x41. Подготовительные этюды для фигуры одного из пастухов композиции "Рождество Христово" (алтарь южного приделана хорах Владимирского собора в Киеве)Киевский государственный музей русского искусстваhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4661 

Рождество (Поклон царей). М.В. Нестеров. 1903 г.Фрагмент росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невскогоhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15189

Рождество (Поклон царей). М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза, алюминий. 31x49. Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского.Государственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15177

* * *

Волхвы. ЭскизРябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварельКостромской государственный объединенный художественный музей

* * *

Рождество Господа нашего Иисуса Христа.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)

Рождество Господа нашего Иисуса Христа.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)

Ангельское славословие в момент рождения Спасителя.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)

Рождество Христово.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816). Графика.Церковно-археологический кабинет МДА

Поклонение волхвов.Клавдий Васильевич Лебедев,Церковно-археологический кабинет МДА

* * *

Поклонение волхвов.Валериан Отмар. 1897 г. Холст, масло, 71x66.Оригинал мозаики для храма Спаса на крови

Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье.Мозаика по оригиналу И. Ф. ПорфироваХрам Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург

Рождество Христово.Мозаика по оригиналу И. Ф. ПорфироваХрам Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург

* * *

Рождество Христово и другие священные сцены из жизни Иисуса Христа и Богоматeри. И. Я. Билибин.Эскиз фрески для южной стены храма Успeния Богородицы в Ольшанах

* * *

Волхвы (мудрецы).Павел Николаевич Филонов. 1914 г. Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге. 37x39,2 см.Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургOlga's Gallery

* * *

Поклонение волхвов.Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Дерево, карандаш, гуашь. 45,7x34,9.Частная коллекцияПервоначально произведение находилось у сестры художника Евдокии Глебовой.17 окт.1990 г. было продано анониму на аукционе Sotheby's,затем 29 ноября 2006 года за 1,5 млн долл. вновь продано на аукционе Christie’s.Аукционный дом Christie’s 

Поклонение волхвов.Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Бумага, гуашь (темпера?), 35,5x45,5.Частное собрание, ШвейцарияПубликация Третьяковской галереи, 2006 г.http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf

Сайты-источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, Арт-каталог, etnaa — русская живопись

www.ippo.ru

Рождество, Новый год, святки в картинах русских художников

Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942). Иллюстрация для журнала "Нива". Гравировал Шюблер

Елочный торг.Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля 

* * *

Рождественский базар.Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.

* * *

Подготовительный рисунок к картине "Елочный торг". 1918Кустодиев Борис Михайлович

Елочный торг. Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98x98.Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и "слышит" работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников "Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко". Белый город, 2003.

* * *

За ёлкамиМ.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *

Возвращение с рождественской ярмарки.М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *

Подготовка к Рождеству. Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.

* * *

Рождественская ёлка.Корин Алексей Михайлович.1910 г.

* * *

Елка.Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.

* * *

Рождественская елка.Александр Моравов. 1921 г.

* * *

Новогоднее угощение.Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.

* * *

День Рождества. В монастыре.Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале "Нива"

* * *

Славильщики-городовые.Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, маслоГосударственный Русский музей

Славильщицы.Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.Государственный Русский музей

Славильщики.Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Славильщики.Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.Одесский художественный музей

Славильщики.Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.Ульяновский художественный музей

Городовые-христославы.Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 — 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог

В погребке на святочной неделе.Соломаткин Леонид Иванович (1837–1883). 1878 г. Холст, масло. 26,5x21,5.Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа ЮгрыПоступление: 2003 г.

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

* * *

Христославы. (Дети старой деревни).Федот Васильевич Сычков (1870 — 1958). 1935. Холст, масло. 63x83 смМордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи 

* * *

Со звездой.Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г. 

* * *

Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина

* * *

Колядки в Малороссии.Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г. Русская живопись 

Колядки.Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.Донецкий областной художественный музейmuseum-painting.dp.ua

* * *

Катание на святках.Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

www.ippo.ru

Рождество Христово: иконография, иконы, картины художников

Рождество Христово: в иконах и картинах зарубежных художников

Возникновение изображений того или иного праздника, как правило, связано с возникновением устойчивой традиции празднования. В ранней Церкви существовало празднование Эпифании (Богоявления), посвященное сразу двум событиям: Воплощению и Крещению. Это совмещенное празднование возникло не позднее III века. В VI веке сначала в Римской Церкви, а к концу века и на Востоке Рождество Христово выделяется из празднования Эпифании в самостоятельное отдельное торжество. Первые дошедшие до нас образы Рождества относятся именно к VI веку.

Источниками иконографии являлось как Священное Писание (Мф.:1-2; Лк.:2), так и устное Предание, зафиксированное в таких апокрифах как Протоевангелие Иакова (гл. 17-23) и Евангелие псевдо-Матфея гл. 13-14).

Воплощение Спасителя описывалось в изобразительном искусстве с помощью двух основных сюжетов: собственно «Рождество» и «Поклонение волхвов». Для каждого из этих сюжетов формируется своя иконография. Древнейшие изображения Рождества выполнены в технике рельефа на каменных саркофагах.

Саркофаг из Мантуи. Прорись. 320-335 г.

Саркофаг из Мантуи. Прорись. 320-335 г.

Схема этих сцен обычно очень лаконична: в центре помещаются ясли с Младенцем, рядом восседает на камне или в плетеном кресле Богородица, в небе — Вифлеемская звезда. У яслей изображаются осел и вол, о присутствии которых в вертепе повествует Предание. Вол понимается толкователями как символ подзаконного иудейского народа, а осел — как символ не ведающих истинного Бога язычников. Иногда в композицию включается изображение пастуха, пришедшего поклониться Христу.

Рождество и поклонение волхвов. Фрагмент саркофага. IV в. Музеи Ватикана, Рим

Рождество и поклонение волхвов. Фрагмент саркофага. IV в. Музеи Ватикана, Рим

При создании иконографии «Поклонение волхвов» художники использовали уже существовавший в античном искусстве сюжет поклонения побежденных варваров императору. Там, где поверхность имела протяженный горизонтальный формат (на саркофагах, пиксидах), сцена разворачивалась как шествие волхвов к восседающей Богородице, держащей Младенца на руках. Позади Девы Марии мог изображаться Иосиф Обручник. Композиция иногда дополнялась изображениями вола, осла, верблюдов.

Поклонение волхвов. Саркофаг «Двух Заветов» или «догматический». 325-350 г. Музеи Ватикана. Фрагмент

Поклонение волхвов. Саркофаг «Двух Заветов» или «догматический». 325-350 г. Музеи Ватикана. Фрагмент

Если поверхность допускала центрическую, симметричную композицию (пример: ампулы из Монцы), то фронтальное изображение Богоматери с Младенцем помещалось в центре, а по сторонам от престола размещались группы волхвов и пастухов. Приход волхвов хронологически произошел несколько позже поклонения пастухов, но в христианском искусстве допускалось совмещение этих событий. Главным для художника всегда было выражение глубинного смысла происходящего, поэтому некоторые формальные детали могли не акцентироваться или даже игнорироваться. В данном варианте иконографии основная тема — Воплощение Божества и поклонение Ему тварного мира в лице мудрых волхвов и простецов-пастухов.

Поклонение волхвов и пастухов. Прорись ампулы. Палестина. VI-VII в. Собрание собора г. Монцы, Италия

Поклонение волхвов и пастухов. Прорись ампулы. Палестина. VI-VII в. Собрание собора г. Монцы, Италия

На мозаике арки базилики Санта Мария Маджоре в центре композиции на богато украшенном престоле восседает только Младенец, а Богоматерь, праведный Иосиф, волхвы помещены справа и слева от Него. При изображении волхвов всегда соблюдается определенный историзм: они пришли с Востока, то есть откуда-то из Персии, поэтому одеты необычно для античного мира — в штаны и характерные фригийские шапочки.

Поклонение волхвов. Мозаика арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент

Поклонение волхвов. Мозаика арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент

В VI веке Богородицу начинают изображать не сидящей около яслей, а возлежащей на ложе. Эта особенность могла возникнуть в результате полемики с монофизитами, которые утверждали, что во Христе только одна природа — Божественная. Церковь, отвергая это еретическое заблуждение, отстаивала догмат о двух природах во Христе: Божественной и человеческой. В иконографической схеме опровержение монофизитства нашло свое иносказательное выражение. Христос рождается плотию совершенно реально, человеческая природа Его реальна, поэтому Богоматерь отдыхает после родов, которые хотя и не нарушили девства, но все же были родами, а не призрачным, ирреальным явлением.

Кафедра архиеп. Максимиана. 546-556 г. Архиепископский музей, Равенна. Фрагмент

Кафедра архиеп. Максимиана. 546-556 г. Архиепископский музей, Равенна. Фрагмент

Уже в раннехристианских памятниках появляется изображение «бабы» — одной из повитух, которые пришли к вертепу уже после рождения Христа. В произведениях средневизантийского периода изображаются обе повитухи, омывающие Младенца. Эта несколько «бытовая» сцена — омовение — не описана ни в Евангелии, ни в апокрифах. Ее включение в композицию еще раз подчеркивало подлинность человеческой природы Спасителя и реальность Рождества — после родов любого ребенка нужно омыть.

Первый станковый живописный памятник с изображением Рождества Христова — сцена, написанная на крышке реликвария из капеллы Санкта Санкторум. Стилистические особенности живописи позволяют предположить, что реликварий происходит из восточных провинции империи, из Сирии или Палестины. Художник изобразил вертеп как пещеру, поскольку хорошо представлял, как выглядит в Иудее укрытие для домашнего скота. Западные художники изображали то, что видели в своих землях — навес, крытый соломой или черепицей.

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана, Рим. Фрагмент

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана, Рим. Фрагмент

Напротив Богородицы на камне сидит Иосиф Обручник, подпирая склоненную голову рукой, в «позе меланхолии». Он выглядит задумчивым, как бы отстраненным; он созерцает непостижимость тайны Боговоплощения. С другой стороны, эта поза подчеркивает непричастность праведного Иосифа к этому рождению. На некоторых византийских и русских иконах Обручник изображается даже сидящим спиной к пещере. Такое композиционное решение делает невозможным понимание происходящего как своеобразной сентиментальной семейной сцены. Перед нами именно Боговоплощение, рождение плотию Предвечного Бога от Пресвятой Девы и любые детали, ассоциирующиеся с темой семьи, совершенно неуместны. Развившийся в Западной Европе образ «Святое семейство» с его очевидным семейным пафосом для восточно-христианского искусства был неприемлем.

В византийском искусстве небольшая горка с пещерой постепенно превращается в массивную гору, на фоне которой можно поместить все эпизоды: сам вертеп с Богородицей и Младенцем в яслях, над которыми склонились вол и осел, благовестие ангела пастухам, славящих Бога ангелов, поклонение волхвов (или же волхвов, скачущих верхом), омовение Чада повитухами, задумавшегося Иосифа. На некоторых иконах изображаются второстепенные сцены: волхвы перед Иродом, откровение Иосифу, бегство в Египет, избиение младенцев.

Икона. Конец XI - нач.XII в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона. Конец XI – нач.XII в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

Мотив горы является очень удачной композиционной находкой. Изображая горный пейзаж, художник автоматически получает высокий горизонт и, соответственно, много пространства для размещения всех фигур. Остается даже свободное место, заполняемое пасторальными мотивами: играющий на флейте пастушок, стадо у водопоя. Гора позволяет избежать нежелательного для иконы изображения глубины пространства и перспективного построения.

С другой стороны, изображением огромной горы все сцены объединяются в едином пространстве, и даже некотором едином времени. Хронологическая разновременность представленных сюжетов нивелируется. Все происходит как бы в настоящем, сегодня, «здесь и сейчас», как об этом и повествует кондак праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».

Оклад Евангелия. 2-ая половина VI в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Оклад Евангелия. 2-ая половина VI в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Поклонение волхвов. Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матенадаран, Ереван, Армения

Поклонение волхвов. Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матенадаран, Ереван, Армения

Икона. VII - IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона. VII – IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона. VIII - IX в. Византия

Икона. VIII – IX в. Византия

Поклонение волхвов. Фреска ц. Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция

Поклонение волхвов. Фреска ц. Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция

Византийская миниатюра. XI в. Афон, Греция

Византийская миниатюра. XI в. Афон, Греция

Фреска пещерной церкви Каранлик. XI-XIII в. Каппадокия, Турция

Фреска пещерной церкви Каранлик. XI-XIII в. Каппадокия, Турция

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция

Икона. Конец XI - нач.XII в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона. Конец XI – нач.XII в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция

Мозаика церкви Марторана в Палермо. 1146–1151 г. Италия

Мозаика церкви Марторана в Палермо. 1146–1151 г. Италия

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. Последняя четверть XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. Последняя четверть XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

Икона. 3-я четверть XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона. 3-я четверть XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синайм

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция

Мастер Мелхиседек. Миниатюра Евангелия. 1338г. Институт древних рукописей Матенадаран, Ереван, Армения

Мастер Мелхиседек. Миниатюра Евангелия. 1338г. Институт древних рукописей Матенадаран, Ереван, Армения

Фреска церкви Богоматери Перивлепты в Мистре. 2-ая половина XIV в. Греция

Фреска церкви Богоматери Перивлепты в Мистре. 2-ая половина XIV в. Греция

Икона из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля 1405г.

Икона из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля 1405г.

Икона из праздничного чина. 1-ая треть XIX в. Кыштым, Россия

Икона из праздничного чина. 1-ая треть XIX в. Кыштым, Россия

Икона из Луковецкой церкви Череповецкого р-на Вологодской обл. Кон. XVIII в. Череповецкое музейное объединение

Икона из Луковецкой церкви Череповецкого р-на Вологодской обл. Кон. XVIII в. Череповецкое музейное объединение

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия

Сандро Ботичелли. Поклонение волхвов. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Сандро Ботичелли. Поклонение волхвов. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари. Центральная часть. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари. Центральная часть. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Доменико Гирландайо. Поклонение пастухов. 1485г. Капелла Сассети церкви Санта Тринита, Флоренция, Италия

Доменико Гирландайо. Поклонение пастухов. 1485г. Капелла Сассети церкви Санта Тринита, Флоренция, Италия

Джорджоне. Поклонение пастухов. 1500-1505 г. Национальная картинная галерея, Вашингтон, США

Джорджоне. Поклонение пастухов. 1500-1505 г. Национальная картинная галерея, Вашингтон, США

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Рембрандт Харменс ван Рейн. Гравюра. 1654 г.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Гравюра. 1654 г.

Читайте также:

www.pravmir.ru

Сюжет Рождество Христово: gorbutovich

Из "Словаря сюжетов и символов в искусстве" Джеймса Холла:Не дословно.

Рождество Христово.

Только Матфей и Лука описывают Рождество Христово.

Psalter. France. 13th century. Aix-en-Provence, Bibliothèque municipale, ms. 15, fol. IXr

Быть может, именно краткость их рассказа и отсутствие деталей вынудило средневековых авторов создать столь обширную литературу в дополнение к рассказу Матфея (2:1-12) о волхвах, принесших свои дары, и Луки (2:1-12) о Младенце, положенном в ясли, и о пастухах, приведенных ангелом, чтобы поклониться ему.

2.Pamplona Bible, Navarre 1197. Amiens, Bibliothèque municipale, ms. 108, fol. 168r

К концу средневековья легенда превратила мудрецов-волхвов из жрецов в царей, сопровождаемых их свитами.

3.Тревиньо, Кондадо-де-Тревиньо, провинция Бургос, Испания. (?)Из Церкви Апостола Петра / Iglesia de San Pedro Apóstol. Treviño. Condado de Treviño, Burgos. Pinturas góticas procedentes de la iglesia de Arana. Source

В хлеву появились вол и осел, пастухи понесли свои простые дары, а сама Дева Мария стала изображаться стоящей на коленях перед Младенцем, поклоняясь ему.

4.The Magi. Detail of a miniature from the prefatory cycle of the Adoration of the Magi. Royal 1 D X, f. 2. Psalter. Origin England, Central (Oxford). 1st quarter of the 13th century, before 1220. Dimensions in mm: 350 x 240 (245 x 150), in one column. Language Latin. Script Gothic, written above top line. Parchment codex. The British Library. Source

1. Обустройство.

Матфей сообщает о мудрецах, следовавших за звездой, которые просто вошли в дом: "вошедши в дом" [Евангелие от Матфея, 2:11].

5-1.Часослов Екатерины Клевской. Утрехт, Нидерланды, около 1440 года. MS M.917, стр. 237. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк

Лука говорит, что Мария положила Младенца "в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк., 2:7).

5-2.Часослов Екатерины Клевской. Текст: латынь. Художник, называемый Мастер Екатерины Клевской. Утрехт, Нидерланды, около 1440 года. Темпера на пергамене. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк / Adoration of the Magi. Hours of Catherine of Cleves, in Latin. Illuminated by the Master of Catherine of Cleves. Utrecht, The Netherlands, ca. 1440. Tempera on vellum. 192 x 130 mm. MS M.917, p. 237. The Morgan Library & Museum. Source, zoom

Упоминание о пещере впервые сделано в ранней апокрифической Книге Иакова: "И нашел там пещеру, и привел ее... и облако сияющее появилось в пещере...

6.Рождественская сцена из Градуала, происходящего из францисканского монастыря Фрибург. Около 1300 года / Christmas scene in a 14th century manuscript. Graduale. Origin: Fribourg (Switzerland). Period: about 14th century. Fribourg/Freiburg, Couvent des Cordeliers/Franziskanerkloster, Ms. 9, f.11r. Source

И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился Младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии".

7.Бревиарий из Норвича. Между 1322 и 1325 годами. Британская библиотека / Nativity. Stowe 12, f. 16v. Detail of an historiated initial 'H'(odie) of the Nativity of Christ, at the beginning of the choir response during the morning prayers (lauds) for Christmas. Part 1 ff. 1-354. Breviary, Use of Sarum with Norwich variants ('The Stowe Breviary'). Origin: England, E. (Norwich). Date between 1322 and 1325. Language Latin. Script Gothic. Dimensions in mm 290 x 185 (200 x 125) in two columns. The British Library. Source

Апокрифическое Евангелие псевдо-Матфея (VIII(?) век) впервые упоминает о воле и осле: "Ангел снизошел и вступил в темную пещеру, которая при этом озарилась светом… На третий день Мария оставила пещеру и вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и вол и осел поклонились ему".

8.Рождество (Святая ночь). Ян Юст (Йост) Калькар, последователь. Около 1520. Дерево, масло. 85х57,5 см. Нидерланды. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. По клику: Source

Часто Рождество Христово изображается как ночная сцена, как ей и надлежит быть.

9.Альбрехт Альтдорфер. Святая ночь (Рождество Христово). Около 1513. Государственные музеи Берлина. Берлин / Albrecht Altdorfer (1480–1538). Nativity. Circa 1513. Oil on lime. 36.6 × 26 cm. Gemäldegalerie, Berlin. via

Здание обычно обветшалое – символ Ветхого Завета, который теперь отменен с рождением Спасителя.

2. Поклонение Девы Марии.

Образ Девы Марии, стоящей перед Младенцем на коленях и поклоняющейся ему, восходит к рассказу Бригитты Шведской, в 1370 году посетившей Вифлеем и написавшей "Откровения" о своих видениях Девы Марии.

10.Book of hours. Origin: Florence, Italy. 15th century. Genève, Bibliothèque de Genève, Comites Latentes 54, fol. 13r. Source

"Когда пришло время ей родить, сняла она свою обувь и белый плащ, сняла свое покрывало, и ее золотистые волосы упали ей на плечи. Тогда она приготовила пеленки и положила их рядом с собой. Когда все было готово, она опустилась на колени и стала молиться. Пока она так молилась, воздев руки, младенец неожиданно родился в таком ярком сиянии, что оно полностью поглотило слабый свет свечи Иосифа". Эта религиозная трактовка темы порой образует основу Sacra Conversazione /итал. Святое собеседование/ с предстоящими святыми и, возможно, донаторами.

11.Calendarium (Prayer calendar), Latin Bible selections: Liber Psalmorum, Cantica with prayers; Hymns, etc. Origin: Germany. Period: 13th/14th. Cologny, Fondation Martin Bodmer, Cod. Bodmer 30, fol. 9v. Virtual Manuscript Library of Switzerland. Source

3. Две служанки.

Восточная Церковь имеет иную традицию представлять Рождество Христово.

12.Nativity in Byzantine tradition with midwifes and Jesus first bath. 1131-1143. BL Egerton MS 1139, folio 2r. Psalter /The 'Melisende Psalter'. Languages Latin. Materials: parchment. Dimensions: 215 x 145 mm (text space: 135 x 75 mm). Script: Protogothic. Origin: Eastern Mediterranean (Jerusalem). British Library, London. Source

Византийские художники изображали действительные роды, когда Дева Мария лежит на кровати, а при ней две повитухи, одна из которых обмывает Младенца.

13.Мастер дворцовой капеллы в Палермо. Мозаика из капеллы Палатина в Палермо. Около 1150, Капелла Палатина, Палермо, Сицилия. Мозаики в Палатинской капелле выполнены византийскими и местными мастерами.

Апокрифическая Книга Иакова повествует о том, как одна из повитух – Саломея – усомнилась в том, что Мария могла родить и сохранить при этом девство свое, и, чтобы удостовериться в этом, она коснулась ее.

14.Мастер церкви Перивлепты в Мистре. Поздневизантийская живопись. Рождество Христово. Около 1348-1380. Фреска. Церковь Перивлепты, Мистра, Греция. via

Но в этот миг рука ее "отнялась как в огне". Затем, однако, рука исцелилась, когда Саломея взяла Младенца на руки.

15.Вторая половина XVII века. Северная икона. Из праздничного ряда иконостаса церкви в Астафьево близ Каргополя. Каргопольский государственный музей, Архангельская область. via Natalia Komashko. Source

Этот сюжет, который можно встретить также и в западном искусстве, совершенно исчез из живописи после того, как был осужден Тридентским собором в середине XVI века.

16.Мастер Франке, Алтарь св. Фомы, фрагмент левой внешней створки, сцена вверху. Рождество Христово. Около 1424, Кунстхалле, Гамбург

4. Дева Мария стоящая.

Другой рассказ приводит псевдо-Бонавентура (Джованни де Каулибус) в своих "Размышлениях": "Дева Мария поднялась ночью и прислонилась к колонне. Иосиф принес в хлев свечу и сноп сена, которое он положил на землю.

17.The Missal of Urbain Bonivard, Prior of Saint Victor in Geneva. Origin: Geneva, Switzerland. 15th century. Genève, Bibliothèque de Genève, Ms. lat. 30b, p. 13r. Source

Сын Божий, выйдя из утробы матери, не причинив ей никакой боли, мгновенно перенесся на сено к ногам Девы Марии". Порой колонна является существенной особенностью конструкции хлева; а на земле лежит охапка сена или соломы.

Поклонение волхвов / «Поклонение царей».

Сюжет из Евангелия от Матфея 2:1 и далее.

18-1.Мария с младенцем. Поклонение волхвов. Мастер Ландеронского диптиха, Германия. XVI век. Дерево, масло. 157х63 см, 158х66 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Source

Волхвы, ведомые звездой, пришли с Востока, чтобы увидеть царя иудейского.

18-2.Мария с младенцем. Поклонение волхвов, фрагмент. Мастер Ландеронского диптиха, Германия. XVI век. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Source

Иродом они были посланы в Вифлеем. Под предлогом, что он якобы сам хочет поклониться Младенцу, Ирод приказал волхвам сообщить ему о том, где Младенец находится. Однако на самом деле он боялся лишиться власти.

18-3.Поклонение волхвов, фрагмент. Мастер Ландеронского диптиха, Германия. XVI век. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Source

Волхвами, как свидетельствует история, были астрологи персидского двора, священники культа Митры, широко распространившегося в Римской империи в эпоху раннего христианства.

В настенной живописи римских катакомб и на некоторых византийских мозаиках волхвы носят типичные митраистские облачения и характерный «фригийский колпак» — своего рода шапочку с помпоном, спадающим наперед. Христианский писатель Тертуллиан (ок. 160-230) был первым, кто по-другому идентифицировал их, а именно, как царей. Их имена могли возникнуть в IX в. в Равенне.

19.The Wise Men offering Christ gifts, from the Bedford Hours, France (Paris), c. 1410-1430, Add MS 18850, f. 75r. British Library. Source

В живописи раннего Возрождения волхвы одеты по придворной моде того времени. Один из них может иметь портретное сходство с покровителем художника, что являлось свидетельством приверженности патрона христианству.

20.Наверное, самое знаменитое и многочисленное шествие волхвов. Фрагмент: процессия Молодого короля, восточная стена. Капелла волхвов в палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция, расписанная Беноццо Гоццоли в 1459-1460 гг. на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, в образе которых изображены члены семьи Медичи и многие их современники. По клику – разные фрагменты росписи соединенные в панораму, в новом окне / Chapel of the Magi. Frescoes by Benozzo Gozzoli. 1459. The Procession of the Three Kings - see in landscape mode. Source

В качестве приготовления к собственно поклонению волхвы иногда изображаются встречающимися на своем пути или шествующими вместе, каждый со своей свитой, направляемые путеводной звездой. Так они изображаются на фресках и в скульптуре, а также в иллюминированных манускриптах позднего средневековья.

21-1.Мастер больницы Святой Анны. Работал в Антверпене во второй четверти XVI века. Поклонение волхвов со сценами Рождества и Принесения во храм. Переносной триптих, фрагмент. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Source

Собственно сцена поклонения представляет Каспара или Яспира, самого старшего; он стоит коленопреклоненный перед Христом, сидящим на коленях у Марии. Каспар преподносит золотые дары.

21-2.Мастер больницы Святой Анны. Работал в Антверпене во второй четверти XVI века. Поклонение волхвов со сценами Рождества и Принесения во храм. Переносной триптих. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Source

За ним стоят чернокожий Балтазар и Мельхиор – самый младший.

22-1.Антверпенcкий мастер. Около 1520-1530. Поклонение волхвов, фрагмент. Переносной триптих. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Source

Свита волхвов часто демонстрирует очевидные знаки их восточного происхождения: тюрбаны, верблюды, леопарды, или, как нередко бывает, звезду и сарацинский полумесяц. Обычно в этой сцене присутствует Иосиф.

22-2.Антверпенcкий мастер. Около 1520-1530. Поклонение волхвов. Переносной триптих. На правой створке – Св. Иосиф. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Source

На заднем плане часто можно видеть Благовестие пастухам. На некоторых более поздних картинах, особенно XVII века, присутствует Дева Мария — она стоит. Вместилищем для даров волхвов, обычно на картинах XVI века, часто оказываются творения золотых дел мастеров, современников данного художника. Матфей ничего не говорит, сколько было волхвов, хотя число «три» можно вывести из числа даров. В раннехристианском искусстве волхвов бывает два, четыре, а порой и шесть.

23-1.Рождество. Поклонение волхвов, фрагмент. Мастер Лихтенштейнского замка, Германия. XV-XVI век. Дерево, темпера, позолота. 101х50 см, 101х50 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Source

Согласно Беде Достопочтенному (ок. 673-735), символика даров такова: золото — знак уважения к Царству Христову; ладан — признание божественности Христа; мирра, употреблявшаяся при бальзамировании, — пророчество смерти Христа.

23-2.Рождество. Поклонение волхвов. Мастер Лихтенштейнского замка, Германия. XV-XVI век. Дерево, темпера, позолота. 101х50 см, 101х50 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Source

В представлении людей Позднего средневековья волхвы, отдавая дань уважения Христу, явились, дабы персонифицировать три известных тогда части света — Европу, Африку и Азию. Отсюда традиционное изображение Балтазара – Африка как чернокожего. Но этот сюжет использовался также для того, чтобы символизировать подчинение светской власти Церкви. Этим и определяется то большое значение, которое этот сюжет имел в христианском искусстве. Праздник Богоявления – 6 января славит определенные моменты, в частности, поклонение волхвов, когда Христос предстал перед народом.

24.Терфенс, Австриия / Terfens. Source, via Дильшат Харман – ее комментарий: "не совсем уверенный волхв в середине – мы точно правильно стоим?"

Шапка.

На волхвах часто «Фригийская шапочка» — короткая остроконечная шапочка конической формы, которую первоначально носили персидские воины; ее макушка обычно свисала наперед. Ее можно видеть в ранних изображениях персидского бога Митры. Ее носили волхвы – священники этого бога. Культ Митры был распространен в Малой Азии в античную эпоху и в конце концов достиг Рима.

25.Book of Hours. Origin: Eastern France (?). First half of the 15th century. Trogen, Kantonsbibliothek Appenzell Ausserrhoden, CM Ms. 5, p. 59r. 15th century. Source

Аналогичный стиль — в утрированном виде — возродился в итальянской и французской моде в конце XIV - начале XV столетия. Как и тюрбан, фригийская шапочка иногда использовалась в искусстве, чтобы указать на восточное происхождение изображаемого.

Поклонение пастухов

Сюжет из Евангелия от Луки 2:8 и далее.

Уже в византийском искусстве изображалось Благовестие ангела пастухам в полях о рождении Мессии, традиционно считается, что благовествует Гавриил.

26.Bamberg Staatsbibliothek. Bamberger Apocalypse. Msc. Bibl. 140, fol. 63v. Reichenau, ca. 1010. via

Но сцены «Поклонение пастухов» не отыскать в искусстве вплоть до конца XV века. Пастухи с почтительностью обступают Младенца. Они сняли свои шляпы, и те из них, что ближе, преклонили колени. Обычно пастухов трое, и их дары, естественно, связаны с сельским бытом. Другие пастухи стоят позади, играя на дудочках. Сквозь открытую дверь вдалеке виднеется склон холма, где ангел сообщает о рождении Мессии тем, кто пасет свои стада. Дары пастухов не перечислены Лукой и, вероятно, были изобретены по аналогии с дарами волхвов.

27.Поклонение пастухов. Ридольфо Гирландайо, 1510 / Ridolfo Ghirlandaio (1483-1561)The Adoration of the Shepherds. 1510. Painting. Source

В ранних примерах этого сюжета они могут включать в себя ягненка со связанными ногами, символизирующего христианского жертвенного агнца, а также пастушеский посох и свирель. Иногда пастух несет на плечах ягненка — по образу Доброго Пастыря. В искусстве XVII века пастухи несут домашнюю птицу, крынку молока, корзину яиц и так далее. Свирель обычно заменяется волынкой или сиринксом. Идея ввести музыку в данном случае может происходить не только из пасторальной традиции, но иболее специфическим образом — из обычая в разных областях Италии играть на дудочках в Рождество перед образами Девы Марии с Младенцем.

28.IV в. Саркофаг Северы. Надпись: Севера - в Боге живы будем. Музей Пио-Клементино, Ватикан. via Кася Попова

29-1.Конец XVII века. Клеймо Рождество Христово. Фрагмент иконы Богоматерь Звезда Пресветлая. Александр Казанцев (?). Муром. 1690 (?). Дерево, темпера. Из собора Рождества Богородицы в Муроме. Муромский историко-художественный музей. Source

29-2.Богоматерь Звезда Пресветлая. 1690 (?). Муромский историко-художественный музей. 179x142 см. Александр Казанцев Иванов сын (1658-1730), иконописец Мурома, бобыль Благовещенского монастыря.

30.XVIII век. Четвероевангелие на арабском. Каир, Египет / 18th century. Cairo (Egypt). Utopia, armarium codicum bibliophilorum, Cod. 2 (Codex Pandeli), p. 11. The four gospels in Arabic. Virtual Manuscript Library of Switzerland. Source

Источник текста:

Джеймс Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Перевод с английского и вступительная статья Александра Майкапара. — М.: «Крон-пресс», 1999. С.483-485, 440-442, 622. Текст в данном посте приведен не дословно, отредактирован.= James Hall. Dictionary of Subjects and Symbols in Art, 1974.Точно такой же, как в книге "Словарь сюжетов..." текст почему-то без ссылки на Джеймса Холла (? или я ее не нашла), в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и исторические реалии в западноевропейском искусстве": CD-ROM. Словарь сюжетов и символов в западноевропейском искусстве. «Директ-Медиа», 2010. Переводчик превратился в автора.

Ранее:

Сон волхвовДары волхвов в изображениях 6-16 вековАрмянское Рождество на озере ВанРождество и повитуха Саломея как первая жертва своего неверия

gorbutovich.livejournal.com

Рождество в русской живописи - Irchy's Nest

Рождество Христово на Руси - великий праздник, по значимости своей уступающей только Светлой Пасхе. В вечер накануне Рождества - Сочельник - принято воздерживаться от приема пищи: "До первой звезды нельзя". По традиции, в этот день с появлением на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую, у верующих завершается четырехнедельный пост. Затем, ближе к полуночи православные идут в храм, чтобы там встретить Рождество.

Праздник Рождества Христова испокон веков был источником вдохновения для русских художников, поэтов и писателей.

Рождество стояло у окна и рисовало на стёклах морозные цветы, ждало, когда в доме вымоют полы, расстелют половики, затеплят лампады перед иконами и впустят Его... - Василий Акимович Никифоров-Волгин "Серебряная метель"

Анатолий Анатольевич Коробкин - Перед Рождеством. Холст, масло, 80х60. 2011 г.Анатолий Анатольевич Коробкин - Перед Рождеством. Холст, масло, 80х60. 2011 г.

...По душе ходило весёлым ветром самое прекрасное и душистое на свете слово - "Рождество". Оно пахло вьюгой и колючими хвойными лапками. - Василий Акимович Никифоров-Волгин "Серебряная метель"

Генрих Матвеевич Манизер - Ёлочный торг. Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. ВрубеляГенрих Матвеевич Манизер - Ёлочный торг. Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Борис Михайлович Кустодиев - Ёлочный торг, 1918 г. Холст, масло, 98x98.Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, КраснодарБорис Михайлович Кустодиев - Ёлочный торг, 1918 г. Холст, масло, 98x98.Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Александр Алексеевич Бучкури - Рождественский базар, 1906 г.Александр Алексеевич Бучкури - Рождественский базар, 1906 г.

Рождественский романс Твой Новый год по темно-синей Волне средь моря городского Плывет в тоске необъяснимой, Как будто жизнь начнется снова, Как будто будет свет и слава, Удачный день и вдоволь хлеба, Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево. - Иосиф Александрович Бродский (1961)

Владимир Юрьевич Жданов - СочельникВладимир Юрьевич Жданов - Сочельник

Виктор Лукьянов - Рождество, 2001 г.Виктор Лукьянов - Рождество, 2001 г.

Какое блаженство, что блещут снега, Что холод окреп, а с утра моросило, Что дико и нежно сверкает фольга На каждом углу и в окне магазина. Пока серпантин, мишура, канитель Восходят над скукою прочих имуществ, Томительность предновогодних недель терпеть и сносить — что за дивная участь...- Белла Ахмадулина, декабрь 1974

Алексей Михайлович Корин - Рождественская ёлка, 1910 г.Алексей Михайлович Корин - Рождественская ёлка, 1910 г.

Александр Викторович Моравов - Рождественская ёлка, 1921 г.Александр Викторович Моравов - Рождественская ёлка, 1921 г.

Алексей Соловьев - Прогулка в Сочельник. Холст,масло, 60 x 50см. 2007 г.Алексей Соловьев - Прогулка в Сочельник. Холст,масло, 60 x 50см. 2007 г.

Рождество

Мой календарь полу-опалыйпунцовой цифрою зацвел;на стекла пальмы и опалымороз колдующий навел.Перистым вылился узором,лучистой выгнулся дугой,и мандаринами и боромв гостиной пахнет голубой.- Владимир Набоков, 23 сентября 1921, Берлин

Сергей Михайлович Коровин (род. 1957) - РождествоСергей Михайлович Коровин (род. 1957) - Рождество

Ирина Владимировна Рыбакова - Рождество, 2009 г.Ирина Владимировна Рыбакова - Рождество, 2009 г.

Cергей Васильевич Досекин - Подготовка к Рождеству, 1896 г..jpgCергей Васильевич Досекин - Подготовка к Рождеству, 1896 г.

Леонтий Никифорович Мазанов - Рождественский вечер, 1919 г.Леонтий Никифорович Мазанов - Рождественский вечер, 1919 г.

Был вечер поздний и багровый,Звезда-предвестница взошла.Над бездной плакал голос новый -Младенца Дева родила.

На голос тонкий и протяжный,Как долгий визг веретена,Пошли в смятеньи старец важный,И царь, и отрок, и жена.

И было знаменье и чудо:В невозмутимой тишинеСреди толпы возник ИудаВ холодной маске, на коне.

Владыки, полные заботы,Послали весть во все концы,И на губах ИскариотаУлыбку видели гонцы.- Александр Блок (1902)

Сергей Смирнов - Сочельник. Час первой звездыСергей Смирнов - Сочельник. Час первой звезды

Где ночь бросает якоряВ глухих созвездьях Зодиака,Сухие листья октября,Глухие вскормленники мрака,Куда летите вы? ЗачемОт древа жизни вы отпали?Вам чужд и странен Вифлеем,И яслей вы не увидали.Для вас потомства нет — увы,Бесполая владеет вами злоба,Бездетными сойдёте выВ свои повапленные гробы.И на пороге тишины,Среди беспамятства природы,Не вам, не вам обречены,А звёздам вечные народы.- Осип Мандельштам (1920)

Юрий Николаевич Волков - Сочельник, 2000 г.Юрий Николаевич Волков - Сочельник, 2000 г.

В этот светлый праздник

В этот светлый праздник -Праздник РождестваМы друг другу скажемТеплые слова.

Тихо снег ложится:За окном зима,Чудо здесь свершитсяИ зажжет сердца.

Пусть улыбки вашиВ этот дивный деньБудут счастьем нашимИ подарком всем.

Льются звуки жизни,Счастья и добра,Озаряя мыслиСветом Рождества.- Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)

Александр Алексеевич Бучкури - Катание на святках. Холст, маслоАлександр Алексеевич Бучкури - Катание на святках. Холст, масло

Надежда Полуян–Внукова (Украина) - У бабушки перед РождествомНадежда Полуян–Внукова (Украина) - У бабушки перед Рождеством

Надежда Полуян–Внукова (Украина) - Рождественский вечерНадежда Полуян–Внукова (Украина) - Рождественский вечер

Звезда сияла на востоке,И из степных далеких странСедые понесли пророкиВ дань злато, смирну и ливан.

Изумлены ее красою,Волхвы маститые пошлиЗа путеводною звездоюИ пали до лица земли.

И предо мной, в степи безвестной,Взошла звезда твоих щедрот:Она свой луч в красе небеснойНа поздний вечер мой прольет.

Но у меня для приношеньяНи злата, ни ливана нет, -Лишь с фимиамом песнопеньяПадет к стопам твоим поэт.- Афанасий Фет (1887)

Константин Александрович Трутовский - Колядки в Малороссии, не позднее 1864 г.Константин Александрович Трутовский - Колядки в Малороссии, не позднее 1864 г.

Федот Васильевич Сычков - Христославы. (Дети старой деревни), 1935 г. Холст, масло, 63x83 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи.jpgФедот Васильевич Сычков - Христославы. (Дети старой деревни), 1935 г. Холст, масло, 63x83 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи

А ЕЩЁ:

- Новый год в русской и советской живописи- С первого по тринадцатое- Масленица в русской живописи- Снежные котики- Совы Босха- Зимние красавицы- Великая сила искусства- Будка Дюрера в Москве

irastrange.livejournal.com

Картина /800/600/http/www.maria-art.com/800/600/http/www.maria-art.comРождество. / Статьи / Паблик / Мария Иванова-Очерет

Паблик → Статьи

Рождество в европейском искусстве

 

Рождество Иисуса Христа – один из самых любимых сюжетов в мировом искусстве. Момент воплощения Бога на земле, когда мир горний и дольний сходятся воедино, а радость и печаль сливаются до неразличимости, обладает огромным изобразительным потенциалом. Художник может показать переживания героев, изобразить будущего царя земли и неба, а рядом с ним – обыкновенных животных; сопоставить богатых волхвов и бедных пастухов, полуразрушенный хлев и древний город на дальнем плане.

Первые дошедшие до нас изображения Рождества появились уже в 4 веке. В основном, это были рельефы на раннехристианских мраморных саркофагах. В европейской живописи редкий художник не обращался к данному сюжету: мировую известность обрели композиции Джотто, Робера Кампена, Мурильо, Рубенса. 

Мурильо Рождество

Мурильо. /800/600/http/www.maria-art.com/800/600/http/www.maria-art.comРождество.

Надо сказать, что из четырёх евангелистов лишь двое описывают рождение Христа: Матфей и Лука. Притом описания эти отличаются друг от друга. В частности, согласно Матфею, поприветствовать Иисуса явились восточные мудрецы – волхвы, у Луки — пастухи. Нужно заметить, что Матфей писал своё произведение для богатых иудеев, а Лука – для нищих язычников, и читатели (слушатели) могли буквально увидеть собственное отражение в священных словах, обрести образец для подражания. 

 

Рождество в русском искусстве

Русское искусство развивалось на почве восточного христианства, поэтому в изображении Рождества преобладала византийская традиция. В 18 столетии, с появлением Академии Художеств, отечественные мастера приобщаются к традиции западноевропейской живописи и на протяжении почти двух столетий стараются подражать своим заграничным коллегам во всём. 19 век подарил миру произведения Петра Басина, Василия Шебуева, /800/600/http/www.maria-art.comВладимира Боровиковского, Клавдия Лебедева.

 Боровиковский Рождество

/800/600/http/www.maria-art.comВладимир Боровиковский. Рождество Христово. 1790 г. Музей новый Иерусалим

В 60-е годы, в связи с выходом книги Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в русском обществе наблюдался всплеск интереса к евангельской тематике, переосмысленной в историческом и этнографическом контексте.

Так, в творчестве Ильи Репина можно встретить эскиз на тему Рождества (сегодня хранится в ГТГ), где священная сцена представлена как реальное событие практически без намёка на вмешательство Высших сил.

Однако основное внимание художники второй половины 19 столетия уделяли взрослой жизни Спасителя, описанной в Евангелиях от Марка и Иоанна. В это время русскую интеллигенцию интересовал образ Христа как человека, а Рождество – событие, слишком явно пронизанное ощущением чудесного.

 

Репин Рождество в русском искусстве

/800/600/http/www.maria-art.comИлья Ефимович Репин. Рождество Христово. 1890. ГТГ

 

На рубеже столетий в композициях сполна отражались тревожная атмосфера новой эпохи и поиск нового изобразительного языка (см., например, картину Павла Филонова «/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов», частное собрание).

 

Рождество в 20 веке Филонов

/800/600/http/www.maria-art.comПавел Филонов. /800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов.

Но закономерно, что в ХХ веке, в связи с секуляризацией, к теме Рождества стали образаться крайне редко. С распадом СССР художники решили восполнить пробел, и современные авторы осмысляют древние образы с позиций религии, этнографии, истории; обращаются к визуальным традициям прошлого.

 

Мария

Петербургский автор, Мария Иванова-Очерет, создала триптих на тему Рождества.

 

/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение пастухов Рождество Рождество картина Рождество в искусстве Christmas in art /800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов. Рождество в искусстве. Рождество Христово.

М.Иванова-Очерет, Рождественский Триптих.

 

 Центральную часть триптиха занимает изображение Святого Семейства.

Рождество картина Рождество в искусстве Christmas in art

Мария Иванова-Очерет. Святое семейство, центральная часть триптиха. 

Интересно, что в Евангелии от Луки не описано конкретное место, внутри которого происходило действие, хотя упоминаются ясли – кормушка для животных. В каком же помещении могли держать животных в Израиле? Западноевропейские художники изображали то, что видели собственными глазами: навес с соломенной или черепичной крышей.

А вот восточный мастер, сирийский или палестинский, изобразил бы скорее пещеру (/800/600/http/www.maria-art.comРеликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана, Рим).

Изображение Рождества Христова в средние века

/800/600/http/www.maria-art.comРеликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана, Рим. Фрагмент

Именно в византийской иконографии укоренилось изображение пещеры или даже горы как неизменного атрибута действия. Мария Иванова-Очерет продолжает данную традицию и помещает героев в одну из тех воздушных, сюрреалистических скальных волн, что так любил Сальвадор Дали. Эта декорация отделяет Святое Семейство от пейзажа, одновременно создавая диалог первого плана и экстерьера. Вдали виден город Вифлеем, и его облик, колорит суховатой песчаной дюны, каменистое плато с колючей растительностью напоминают подлинный ландшафт Вифлеема. Мария Иванова-Очерет ездила в Иерусалим, собирала данные по истории и этнографии этого края, как в своё время русский художник Василий Поленов. При этом современный автор использует в пейзаже яркие тона, создаёт эффект мерцания, переливчатости красок, опираясь уже на опыт импрессионистической живописи.

Главный цветовой акцент приходится на алый плащ Девы Марии. Традиционные тона Её одежды – красный (символ страдания и самопожертвования) и синий, знак небесной чистоты. Правда, в западной иконографии красным изображается обыкновенно платье (гиматий) Мадонны, а синим становится плащ. В византийской иконографии всё ровно наоборот, и Мария Иванова-Очерет предпочитает восточный вариант, где алый плащ-мафорий напоминает об императорских одеяниях. Чтобы уравновесить насыщенный, горячий тон плаща Богоматери, автор помещает в центре полотна крупное пятно зелёного цвета – одеяния Святого Иосифа (хотя его одежды в живописи тоже не всегда изображаются одинаково: присутствуют синий и жёлтый, либо зелёный и коричневый оттенки). Иосиф оказывается в центре картины и движением головы направляет взгляд зрителя к Младенцу.

Левая и правая створки триптиха представляют, соответственно, поклонение пастухов и волхвов. Хронологически поклонение волхвов состоялось несколько позднее поклонения пастухов, тогда, когда святое семейство уже разместилось в одном из домов Вифлеема. В европейской и русской живописи сюжеты из двух разных Евангелий, ещё и разделённые во времени, нечасто изображается одновременно. Если же оба мотива присутствуют, как в произведении /800/600/http/www.maria-art.comВ. К. Шебуева, то акцент всё равно делается на одном из них.

/800/600/http/www.maria-art.comВ. Шебуев 1847 образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в СПБ

/800/600/http/www.maria-art.comВ. Шебуев 1847 образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в СПБ

Но вот в византийской живописи разновременные события часто сочетаются в одной композиции: так, «/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов» и «/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение пастухов», «Благовестие пастухам» органично вливается в рассказ о Рождестве. Например, такой вариант можно видеть на ампуле из Монцы,

/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов и пастухов. Древнее изображение

/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов и пастухов. Прорись ампулы. Палестина. VI-VII в. Собрание собора г. Монцы, Италия

или в иконе из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля.

Икона из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г

Икона из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г

Стоит обратить внимание, что и мудрецам, и пастухам соответствует своя сторона иконы. Согласно священной иерархии, точкой отсчёта в восприятии иконы является не зритель, а главный герой – Иисус Христос. Поэтому говорить о расположении предметов в композиции следует так, как будто мы видим Его глазами. То, что находится справа от Христа (соответственно, для зрителя – слева), более важно и значимо, а то, что слева от Него – справа для зрителя, – становится менее важным. Исходя из этой логики, волхвы оказываются важнее, нежели пастухи.

Мария Иванова-Очерет меняет местами две сцены. Впрочем, и волхвов, и пастухов трое, они разделены композиционно, но расположены на симметричных створках триптиха и объединены уровнем горизонта. Псе персонажи триптиха оказываются в едином смысловом пространстве, а аристократы - волхвы и бедные пастухи оказываются равны на пути постижения Бога.

 

/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение волхвов.

Евангелист Матфей говорит, что волхвы пришли с востока. Поэтому изображали мудрецов в диковинных одеждах: в раннехристианском искусстве это были штаны (а не распространённые в античном мире хитоны), короткие рубахи и плащи, а на головах головы их шапки-колпаки, напоминающие головные уборы персидских воинов. Но Мария Иванова-Очерет одевает этих людей не в варварские костюмы, как в мозаиках Равенны, а в длинные тяжёлые одеяния, которые скорее напоминают зрителю о картинах Возрождения и даже театральной коллекции Рембрандта ван Рейна. Правда, один высокий головной убор всё же присутствует – и, надо сказать, именно изображение головы темнокожего волхва в вишнёво-красном уборе является живописной удачей автора.

Волхвы. /800/600/http/www.maria-art.com/800/600/http/www.maria-art.comРождество. Триптих. Картина Марии Ивановой-Очерет

М.Иванова-Очерет. Волхвы, правая створка триптиха. 

 

Восточные мудрецы показаны Марией как представители трёх возрастов: среди них есть старец, зрелый мужчина и, на дальнем плане, безбородый юноша. Ведь уже в раннехристианской иконографии такая возрастная градация существовала и как бы подчеркивала мысль о том, что всё человечество от мала до велика склоняется перед Спасителем. Отличия в одежде и облике героев позволяют также назвать их сынами трёх народов: согласно распространённому толкованию, волхвы были потомками Сима, Иафета и Хама. Их совместное изображение символизировало всемирную, Вселенскую Церковь. Подобное толкование привело к тому, что в Европе одного из волхвов стали изображать более смуглым, а в эпоху Возрождения – и вовсе чернокожим. В византийской иконографии эта традиция не прижилась, однако в 18 веке, когда русские художники стали вдохновляться живописью своих европейских коллег, позаимствовали у них и такую деталь. Петербургская художница продолжает европейскую традицию.

Три волхва несли три дара: золото, ладан и смирну (благовонное масло), которые располагались на небольших подносах, в кувшинах или ларцах. На картине Марии Ивановой-Очерет драгоценный ларец напоминает средневековые реликварии, а сосуд в руках волхва – золотую  чашу для причастия.

 /800/600/http/www.maria-art.comПоклонение пастухов

Левая створка изображает, скорее, благовестие пастухам, нежели поклонение: крестьяне ещё не обращаются к Младенцу, напротив: все они смотрят в разные стороны, тогда как ангел указывает им дорогу. Мальчик первым внял словам небесного вестника и уже готов повести взрослых по нужному пути (возможно, Мария Иванова-Очерет вспоминает о том, что в Библии дети описываются как чистые существа, восприимчивые к Истине). Позади них пастушеская собака, достаточно колоритная бытовая деталь; художник обращает внимание на одежды и головные уборы пастухов, на простонародные типажи их лиц.

/800/600/http/www.maria-art.comПоклонение пастухов Рождество картина Марии Ивановой-Очерет

М. Иванова-Очерет. /800/600/http/www.maria-art.comПоклонение пастухов, левая створка триптиха.

Все герои триптиха погружены в спокойное созерцание, сильных переживаний, радостных или печальных, зритель здесь не найдёт. И тем не менее, картина в целом даёт очень светлое впечатление: она очень яркая и нарядная, написана в светлой радостной гамме, что соответствует личному ощущению автора. Христианский праздник, глубоко прочувствованный Марией, представлен с позиций светского человека, и такая картина стала бы хорошим подарком, поздравлением как верующим, так и просто тем, кто интересуется современным искусством.

Искусствовед А. Коншакова

www.maria-art.com

Рождественские картины – Ярмарка Мастеров

зима

Снег под Рождество

Январь. Шестое число.День понедельник.Шел тихий снег под РождествоВ Святой сочельник.Он падал на поля и леснебесной манной,летел откуда-то с небесобетованных.Прекрасно было и светлоего паденье,природе жизнь несло оно,душе - смиренье.И утолялась страсть земнаяСвятой десницей,и разносилась весть благая:"Христос родится!"Александр Колосок2003 г.

снегНино Чакветадзе (Грузия, род. 1971) Рождество 2012 г.рождествоСажаев Михаил Петрович (род. 1948) В Сочельник утром.

2015 годБулыгин Иван Николаевич. Рождественский сочельник.

праздникСмирнов Сергей Иванович (род. 1954) Сочельник. Час первой звезды. 1997 г.

январьКолесников Степан Федорович (Россия, 1879-1955). Сочельник.

Колесников Степан Федорович (1879-1955). После службы.

Волков Юрий Николаевич (род. 1952). Сочельник. 2000 г.Под РождествоЛунная дорожкаПролегла стрелойНад замерзшей ледяной рекой.Выгляни в окошко,И увидишь тыТеплый свет рождественской звезды.Бабушкина сказкаЛьется, как вода.След от санок у искристого пруда.Вновь летят салазки,Снег со всех сторон...Ну, а может, это просто сон?Звездочка на елке,Шарики блестят,И гирлянды золотом горят.Все везде замолкло.Всюду сон.На сочельник будет вещий он.Москалева Елена Евдокимовна (род. 1952). Рождественская ночь.Терещенко Валентин Степанович (род. 1941). Сочельник.Anton Heinrich Dieffenbach (German, 1831-1914). A Christmas Party (Рождественская вечеринка).Carl Larsson (Swedish, 1853-1919). The Christmas Eve (Сочельник). 1904 г.Henry Tonks (British, 1862-1937). Steer at Home, 109 Cheyne Walk (on Christmas Eve) 1930 г.Josef Lada (Czech, 1887-1957). Vnoce (Рождество). 1955 г.Emil Czech (Austrian, 1862-1929). Heiligabend. Weihnachtstrume (Сочельник. Рождественские мечты). 1913 г.Marie (Rie) Cramer (Dutch, 1887-1977). A Chrismas Scene with Little Children dressed up Like Angels.Marie (Rie) Cramer (Dutch, 1887-1977). Drei Knige (Три царя).Franz Skarbina (German, 1849-1910) Bohemian Church on Christmas Eve (Церковь в Богемии в Сочельник). 1903 г. Stiftung Stadtmuseum, BerlinOtto Piltz (German, 1846-1910) Heilige 3 Knige (Святые три царя). 1907 г.Ugo de Cesare (Italian, born 1950) La sera di Natale (Рождественский вечер). 2006 г.Anders Zorn (Swedish, 1860-1920) Christmas Morning Service (Рождественская утренняя служба). 1908 г.***Пусть у каждой семьи, будет теплый, уютный очаг…Чтоб за общим столом все собрались в Рождественский вечер.Чтобы ангел-хранитель, задержался надолго в гостях,И провел всех живыми к Иисусу Христосу навстречу…Благодать пусть придет и наполнит любовью сердца,Пусть Господь сохранит и подарит любовь и надежду.Пусть не сходят улыбки и светятся счастьем глаза,И подарит сочельник всем светлую, добрую нежность…William C.Bauer (American, 1862-1904) Christmas Eve (Сочельник). William C.Bauer (American, 1862-1904) Christmas Eve (Сочельник).Гравер Э.Даммюллер Одна из моделей Вифлеема и его окрестностей, выставляемых в итальянских церквях на рождественских праздниках. 1874 г.

С Рождеством, дорогие друзья!

www.livemaster.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта