Образ «пьяницы» в народной литературе Севера. Картина пьяницы
Живописное пьянство — Look At Me
Час веселья
Фрески со сценами пиршеств появляются еще в античности, равно как и сосуды, на которых герои древности и гетеры пригубляют вино. Однако самый, что ни на есть праздник, начинается в XVII веке. Веселится среди крестьян прикинувшийся простым парнишкой бог виноделия Вакх на картине великого испанца Веласкеса (1). Восседает в лесной чаще в окружении своей свиты рубенсовский Вакх (2). До сих пор с точностью неизвестно, чем должно было стать для самого Рубенса это полотно, где против традиции изображать бога вина молодым темноволосым юношей, мастер представил грузного немолодого мужчину. Аллегорический автопортрет, критика фламандского образа жизни, хитроумный проект фонтана? А вот уже в другой картине молодые сатиры сопровождают захмелевшего Силена – наставника и учителя Вакха (3).
Не уступают богам и смертные: вовсю гремят пирушки в картинах Йорданса «Бобовый король» (4-5). Герои Франса Хальса – весельчаки и жизнелюбы, словно и пришедшие в этот мир лишь ради того, чтобы испытать все его чувственные наслаждения, с неподдельной радостью то вкушают, то намереваются вкусить вино (6-7). Щеки краснеют, глаза радостно блестят. Хальс словно бы уподобляет опьянение вдохновению, радости, которую может принести музыка – недаром одинаково веселы и юноша, пьющий вино, и беззаботно смеющийся юноша с флейтой (8-9). Размахивает пивной кружкой гарлемская колдунья Малле Баббе (10). Опьянение становится метафорой чистой радости, экстатического наслаждения жизнью, завещанного потомкам богом вина.
Диего Веласкес, ВакхПитер Пауль Рубенс, Вакх
Друзья и пленники Зеленой феи
Век рассудка и просвещения, XVIII век, оставляет в стороне тему пьяного разгула. И после столетней паузы – в XIX она возвращается в живопись преображенной. Сходит радостный румянец с лиц героев, потухает взгляд, возведенный теперь уже ни к небесам, ни к собутыльникам, а направленный прямо на дно стакана. В печальном оцепенении сидят за столом жители парижского дна. В бокалах их не искрится рубиновым или янтарным цветом вино. Абсент – вот истинный напиток XIX века, его дурманящими парами пропитано не одно плотно (1-20). Что ж, ради мифа абсента – напитка гениев и эскцентриков, дам полусвета и парижских фланеров, потрудилось немало европейских умов – от Шарля Бодлера и Эдгара Дега (9) до Оскара Уайльда и Пабло Пикассо. Последний включил бокалы абсента не только в знаменитые изображения любительниц призрачно-зеленого напитка (13-16), но и в портрет близкого друга (17). Да и пикассовские арлекины не обходят абсент стороной (18-19). Не уступая коллеге, усаживается с бокалом за стол и нарядившийся в костюм малайца Эрнст Людвиг Кирхнер, свою картину он красноречиво называет «Пьяница» (20). Бокал на столе становится для художника знаком высокого изгнанничества и одновременно высшей избранности творческой личности, символом уединения. Недаром, к концу XIX-XX века из картин начисто выветриваются собутыльники, герой остается один на один со своим отражением в заполненном туманами стекле.
Эдуард Мане, АбсентВиктор Олива, Пьющий абсентЛацио Меднянский, Любитель абсента
Пьянству бой!
Ну, а что же русские художники, как отразилась тема пьянства и застолья в отечественной живописи. Приходится признать, что она прошла в истории нашей живописи отраженным светом. Да, конечно, заложил за воротник гитарист-бобыль и тренькает хмуро теперь на гитарке (1). Да, нетрезвы священник и паства в ранней картине Перова «Крестный ход» (2), а в его же более позднем «Последнем кабаке у заставы» (3) понуро ожидает в санях загулявшего спутника жена. Кажется единственным, кто не без удовольствия изукрасил свои картины раскрасневшимися щеками и сизыми носами, был Соломаткин (4-8), стоящий несколько особняком в истории русской живописи.
Апофеозом же отношения к алкогольной теме стала картина Маковского «Не пущу» (9), которая, кажется, подобно сражающейся с мужем-забулдыгой женщине, перекрыла пути к романтизации и эстетизации пагубной привычки.
В.Г.Перов, Гитарист-бобыльВ.Г.Перов, Крестный ходВ.Г.Перов, Последний кабак у заставыЛ.И.Соломаткин
P.S. Когда-то замечательный писатель Вадим Сергеевич Шефнер, описывая общество будущего, где никто не курит и не употребляет алкоголь, придумал два блестящих термина, определяющих падких до пороков людей прошлого, – «чекуртаб» (человек, курящий табак) и «чепьювин» (человек, пьющий вино – да и все, что с градусом). Что ж, если когда-то и настанет новая пора в истории человечества, где алкоголю просто не будет места, в истории мировой живописи всегда отыщутся для новых поколений красноречивые дидактические пособия на тему внешнего облика и характерного поведения «чепьювинов» прошлого.
www.lookatme.ru
Алкоголь в классической живописи - Медицинский центр "Энергия жизни"
Еще совсем молодым Бахус был назначен богом вина и веселья и был вверен заботам Силениуса, получеловека, полукозла, который занимался его образованием и сопровождал во всех странствиях.Питер Пауль Рубенс "Пьяный Силениус" 1620 г.
Drunken Peasant in a Tavern by BROUWER, Adriaen, 1624.
А. Брауэр. «Горький напиток», 1635.
А. Брауэр. "Драка",1637.
Юдит Лейстер. "Весёлый пьяница", 1629.
Jacob Jordaens. A Twelfth Night Feast of 1645
Jacob Jordaens. The King Drinks! 1645
Ван Красбек. "Два пьяницы",1660.
Иос Ван Красбек. "Пьяница",1640
Ян Стен. "Пьяницы",1660
Репин Илья. "Модест Мусоргский", 1881.
Репин И.Е. "Иван Грозный и сын его Иван", 1885.
Репин Илья Ефимович "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878–1891.
Ферхейден Ф. «Женщина с бутылкой», Фландрия, ХVI — ХVII вв..
Давид Тенирс. "Сцена в таверне", 1640г.
Веласкес. "Пьяница",1628-1629.
Пикассо П. "Любительница абсента" (1901)
П.Пикассо. "Абсент или Девушка в кафе", 1901.
П.Пикассо. "Любитель абсента или Портрет Анхеля Фернандеса де Сото", 1903.
П.Пикассо. "Усталая пьяная женщина", 1902.
Маковский В.Е. (1846-1920) «Пьяница».
Неизвестный художник. "Пьяница".
Марк Шагал. "Пьяница", 1911-1912.
В. Шинкарёв. "Один танцует",1988
В.Колотев. Выходной день
Чернего Роман. Пьяная женщина.jpg
doctor003.ru
Искусство и алкоголь — Artrue
Рассказ об известных живописцах, пристрастившихся к алкоголю.
С древних времен алкоголизм влияет на творчество людей различных профессий. В списке знаменитых алкоголиков можно увидеть поэтов и писателей (Эдгар По, Есенин, Хемингуэй), актеров и политиков (Хамфри Богарт, Уинстон Черчилль), скульпторов, живописцев и других.
Невозможно абсолютно точно утверждать положительно ли алкоголь влиял на творчество этих людей, так же как и обратное. Если с точки зрения медицины пагубная привычка, безусловно, считается смертельно опасной, никому неизвестно, какого рода произведения искусства создавались бы знаменитыми любителями выпить. Вероятно, без такого рода зависимости, на свет не появился бы жанр детектива, созданный По, мир могли не увидеть картины Ван Гога, а киноиндустрия лишилась бы многих талантливых актеров.
Список художников, так или иначе связанных с алкоголем, является не полным и раскрывает некоторые подробности жизни и творчества лишь самых знаменитых живописцев.
Караваджо
Знаменитый художник и один из самых известных представителей барокко был известен своим бурным нравом, а также страстью к спиртному. Одна из пьянок закончилась убийством юноши, в результате чего Караваджо на долгое время пришлось пуститься в бега.
Ужин в Эммаусе
Ван Гог
О духовных проблемах Винсента Ван Гога известно многое, хотя в первую очередь он знаменит своими картинами. В случае с этом мастером можно утверждать, что любовь к абсенту оставила отпечаток на творчестве.
Натюрморт с абсентомЗлоупотребление спиртного исказило восприятие цвета художника, последствия чего выражены в зачастую избыточном желтом цвете работ. Кроме того, алкоголь развил другие физические недуги Ван Гога, повлиявшие на его психику.
Красные виноградники в Арле. Ван Гог.
Пикассо
Несмотря на то, что Пабло Пикассо не был известен своим пристрастием к бутылке, стоит упомянуть о «голубом периоде» в творчестве мастера. В начале 20-го века художник помимо нищих, бедных и отчаявшихся людей, изображает также и алкоголиков.
Любительница абсентаВ целом, тема злоупотребления абсента неоднократно описывается в изобразительном искусстве.
Пьющий абсент. Виктор Олива.В других работах
Мучения пьяниц представлены в фрагменте триптиха Страшный суд Иеронима Босха.
Страшный суд. Фрагмент. Чревоугодие. Семь смертных грехов.В натюрморте Сезанна можно увидеть бутылку ликера.
Натюрморт с бутылкой мятного ликёраОдной строкой, над всеми натюрмортами с изображением бутылок и бокалов с вином, стоит отметить работы Элизабетты Рогаи, использующей вместо чернил, красок, акварелей или других традиционных решений именно этот алкогольный напиток.
Картина вином. Рогаи.artrue.ru
Пьяницы (картина Яна Стена) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ян Стен |
Пьяницы. 1660 |
англ. The Drinker |
дерево, масло. 39 × 30 см |
Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Пьяницы — известное произведение голландского художника 17 века Яна Стена.
Описание
В комнате у камина удобно разместились пожилые супруги. Семья бедная: об свидетельствуют дешевая мебель и одежда владельцев без атласа, позументов и украшений, драгоценных кружев.
Художник открыто подал главных персонажей пьяными. Мужчина еще держится на стуле, а его жена уже засыпает. Еще мгновение — и он может упасть на пол. Обзор комнаты усиливает впечатление беспорядка — оторванный занавес над камином, дыры на старой и давно порванной скатерти. На полу — разбитая фаянсовая трубка. Беспорядок в доме дополняют два сапога — один на полу, который обронила женщина, а второй — на полке рядом с посудой.
Это одна из немногих картин 17 века, которая сохранила деревянную панель, на которой и создано изображение.
См. также
Напишите отзыв о статье "Пьяницы (картина Яна Стена)"
Ссылки
- [http://www.wga.hu/html/s/steen/page2/drinker_.html Картина на сайте Web Gallery of Art]
Отрывок, характеризующий Пьяницы (картина Яна Стена)
– Думаю – нет... – опечалилась Анна. – Она была намного сильнее всех нас на Земле, да и её «испытание» намного страшнее моего было, потому, наверное, и заслужила большее. Ну и талантливее она намного была, конечно же... – Но для чего же было нужно такое страшное испытание? – осторожно спросила я. – Почему ваша Судьба была такой Злой? Вы ведь не были плохими, вы помогали другим, кто не имел такого Дара. Зачем же было творить с вами такое?! – Для того, чтобы наша душа окрепла, я думаю... Чтобы выдержать много могли и не ломались. Хотя сломавшихся тоже много было... Они проклинали свой Дар. И перед тем, как умирали – отрекались от него... – Как же такое можно?! Разве можно от себя отречься?! – тут же возмущённо подпрыгнула Стелла. – Ещё как можно, милая... Ох, ещё как можно! – тихо произнёс, до этого лишь наблюдавший за нами, но не вмешивавшийся в разговор, удивительный старец. – Вот и дедушка вам подтвердил, – улыбнулась девушка. – Не все мы готовы к такому испытанию... Да не все и могут переносить такую боль. Но дело даже не столько в боли, сколько в силе нашего человеческого духа... Ведь после боли оставался ещё страх от пережитого, который, даже после смерти, цепко сидел в нашей памяти и как червь, грыз оставшиеся крохи нашего мужества. Именно этот страх, в большинстве своём, и ломал, прошедших весь этот ужас, людей. Стоило после, уже в этом (посмертном) мире, их только лишь чуточку припугнуть, как они тут же сдавались, становясь послушными «куклами» в чужих руках. А уж руки эти, естественно, были далеко не «белыми»... Вот и появлялись после на Земле «чёрные» маги, «чёрные» колдуны и разные им подобные, когда их сущности снова возвращались туда. Маги «на верёвочках», как мы называли их... Так что, не даром наверное мы такое испытание проходили. Дедушка вот тоже всё это прошёл... Но он очень сильный. Намного сильнее меня. Он сумел «уйти», не дожидаясь конца. Как и мама сумела. Только вот я не смогла...o-ili-v.ru
«Триумф Вакха» (Пьяницы) картина Диего Веласкеса | Люди | Истории
13 сентября 2016, Люди
Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес, 1599-1660) - великий испанский художник. Картины этого живописца давно признаны шедеврами мирового уровня и стали достоянием всего искусства. Работы Веласкеса находятся в самых знаменитых музеях мира: музей Прадо, Национальная галерея Лондона, Эрмитаж и другие. Одной из известнейших картин художника является «Триумф Вакха», которая также известна, как «Пьяницы».
Картина «Триумф Вакха» была написана в 1629 году. В настоящее время находится в Мадриде, в музее Прадо. Размеры: 165 x 225 см (холст, масло). Эта работа знаменита тем, что является первой сюжетной картиной Веласкеса. Долгое время его коллеги говорили о том, что кроме портретов он больше ничего написать не сможет. В ответ на эти упрёки Веласкес пишет большую картину с жанровой сценой и несколькими персонажами. Как и многие другие художники его времени, он выбрал мифологическую тему. Вакх - бог вина и виноделия, на его полотне сидит за одним столом рядом с пьяницами, которые пьют вино.
На картине представлены обычные испанские крестьяне, которые любят выпить и повеселиться. Античных бог, который является их покровителем, здесь изображён, как помощник и податель. Одного из пьяниц, который, видимо, заслужил высокую награду за пристрастие к выпивке, Вакх венчает венком. Позади Вакха представлена ещё одна мифологическая фигура - помощник Сатир. Все люди, что представленные на картине, написаны с обычных людей, которые обременены заботами и занимаются тяжёлым физическим трудом. Только вино и весёлые посиделки могут на время отвлечь их от суровых будней. Их отдых и веселье кажется немного грубоватым и простецким, однако именно этот факт и придаёт картине душевности и натуральности. Присутствие на картине Богов можно назвать только символическим, подчеркивающим красоту и торжественность момента. Главными же на картине являются люди из обычных крестьянских сёл и деревень.
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
www.artinheart.ru
Образ «пьяницы» в народной литературе Севера | Статьи
Журнал «Знай наших!» №35 | Рубрика тема номера
15:59 | 28 декабря 2012
Теги: фольклор | андрей власов |
Публикуемый ниже (с разрешения автора) текст является лишь набором фрагментов стройного научного повествования, извлеченных редакцией «Знай наших!» на злобу дня и тему номера. Цитируемое не дает, естественно, полного представления о целях исследования Андрея Николаевича Власова как фольклориста-словесника.
Андрей Власов — доктор филологических наук, основатель и профессор кафедры фольклора и истории книги СыктГУ. Работает в отделе народнопоэтического творчества ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), профессор кафедры русской литературы, заведующий отделом редкой книги Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).
Проблема «самосознания» в народной культуре может выражаться не только и не столько собственно в знании, исполнении и сохранении обрядов, ритуальных предписаний, но и в той совокупности представлений, которые отражаются на уровне сюжетики и персонажной системы фольклора, самих по себе носителей традиции. В этом заключается одна из задач изучения фольклорных текстов со стороны фольклориста-словесника. Она позволяет выявить динамические процессы в сознании представителей народной культуры на фоне кажущейся незыблемой системы архаических представлений. Деформация этой системы во времени в результате усвоения новых религиозных, идеологических и других установок столь же естественна, как и в культуре профессиональной (или высокой).
Важно отметить, что тексты письменной старообрядческой культуры (условно — народной литературы Севера) сами по себе предстают как факты самопознания и самоидентификации. Это дает нам право с полным основанием рассматривать их в мире игры, а носителей традиции и их героев — в качестве участников ролевых игр.
«Голь кабацкая» — нарицательный тип пьяниц, потерявших имя собственное, но занявших совершенно определенное место в культуре среди ее героев. В этом образе «высокое» и «низкое», «сакральное» и «профанное» едва ли не отождествляясь, сосуществуют как единое целое, представляют собой определенный стиль поведения, в котором контрастируют, вызывая сильную реакцию, то униженная жалость и презрение, то восхищение.
Подобное явление в культуре можно оценивать только с позиций игровой деятельности ее представителей. При этом априори надо полагать, что условность игры должна заведомо приниматься участниками (или носителями традиции) как некая реальность. В этих условиях топос кабака (обстоятельства и место действия), образ пьяницы становятся маркирующими элементами не только повседневной жизни, но и культуры на Русском Севере. Сводить «пьянство» к обычаю и характеризовать его как явление этикета, исторически восходящего к ритуальным формам дохристианского языческого поведения, значит заведомо упрощать феноменологическую его сущность. Вместе с тем лишать «пьянство» и саму природу этого явления духовной значимости (в том числе и художественной) — значит исключать его из ряда такой деятельности, которая называется творчеством. Как известно, игра, несомненно, способствует проявлению творческих сил. Пьяный как бы переносится в иную реальность, он выглядит так нелепо, потому что ведет себя не по законам этого мира. В поиске иного состояния и высшей свободы, выходя из круга повседневности, очевидно, и кроются психологические истоки пьянства.
«…» Несомненно, тема пьянства, образ пьяницы родились в недрах книжной традиции и первоначально были окрашены в тона христианской дидактики. Древнерусские книжные тексты (слова, поучения, повести против пьянства) явились источником темы пьянства в народной устной и письменной литературе.
Само пьянство и пьяный, как правило, осуждались. К примеру, сюжет духовного стиха «О пьянице» (Василий Кесарийский) повествует о том, как Василий Великий должен был искупить свой грех пьянства, чтобы попасть в рай. В словах Богородицы в его адрес звучит наставление:
Рече Пресвятая Богородица:Свет Василие Кесаримския великий чудотворец!Не велено хмельного питья испиватиНи попам, ни архиереям, Cвященным иереямЦеркви божии соблюдати;Пономарю подобаетУ притвора церковного со жезлом стояти,Не велено пьяницу в церкви пущати,Пьяница идет в церковь не обиходом,Пьяница молитвы не сотворяетИ лица пьяница не перекрещает,Пьяница в церкви стоит — ни Бога страшится,Господу Богу не молится,Только Господа на гнев приводит.Пьяница в церкви священников ругает,Ругает — пересмехает,Всем народом пьяница помущает;Который человек над пьяницей посмеется,Поглумится пьяница.Не велено с пьяницей на пути встречаться,Велено от пьяницы в сторону сторониться.Который человек с пьяницей станет говорити,Пьяницу на ум наставляти,Только пьяницу добру не научит,Только пьяницу раздражнит,Пьяница на него осердится,Либо древом убьет, либо ножем зарежет.Тот человек сам себе убивец,Та душа навеки погибает,Тьмы промешные доставляет...
Здесь дается картина антисоциального поведения пьяницы и осуждение его, как в высшей степени греховного человека:
Который человек матерным словом избранится? — Пьяница.Который человек заутреню проспал? — Пьяница.Обедню простоял, прогулял? — Пьяница.Неумытые руки? — Пьяница.Раннее ядение? — Пьяница.Пьяница в тине валяется,Пьяница дьяволом похваляется,Пьяница ножом поношается,Пьяница — средолюбец,Пьяница — живопродавец, Пьяница — смертоубивец,На бою на драке? — Пьяница.Ложно божится? — Пьяница.По сторонам свидетелем становится? — Пьяница.Не видать пьянице царства небесного.
Подверженные пороку пьянства как бы вне мира социума, вне христианской морали. Подобное отношение можно дополнить и распространенными текстами повестей из Великого Зерцала. Например, в одной «Яко о том пьяница осужден по смерти пити огнь и смолу и серу» рассказывается о посмертной участи воина Радунгера великого винопийцы. В северной рукописной традиции была популярна известная легенда о происхождении винокурения, зафиксированная в сборнике XVI в. Интересно, что пьянство здесь расценивается как важное бесовское действо и что в иерархии нечистой силы «пьяный бес» занимает самое высокое положение у престола Сатаны. Старообрядческая традиция напрямую связывает это явление с наступлением последних дней перед концом света. Приведем в качестве примера выписку из старообрядческого сборника: «В нынешнее еретическое время вино умысли дьявол сотворити недавно, после Рождества Христова. В русскую землю пришли винокуренные заводы после отступления от православной восточной церкви или по исполнении нареченных лет Иоанном Богословом 1666-го, от завязания сатаны с того время нам християнам подобает имети опасенным, ибо сатана хитрый сие питие сотвори на осквернении християн. У еретиков и обычая такого нету, каких прежде держались святии отцы».
«…» «Кабак» и «голь кабацкая» в былинной тематике и образной системе кажутся привнесенными как бы извне. Они продукт более поздней эпохи и явно не синкретического народного сознания. Книжная традиция эпический пир заменила кабаком. С позиций христианской морали «кабак» превратился в преисподнюю на земле, а «голи кабацкие» — в великих грешников. Под таким углом зрения следует рассмотреть некоторые эпические сюжеты в печорской былинной традиции. Поэтому игровой характер этого явления иного свойства, он более сложен и представляет собой «сниженную» разновидность роковых игр — игр в судьбу, свойственных культуре более позднего времени. Отражение этих форм игры в русских былинах непосредственно связано с поздним типом апокалиптического сознания, характерного для старообрядческого мировоззрения. Влияние здесь книжной христианской культуры несомненно.
Пренебрегать устойчивым в былинах понятием «голь кабацкая», на наш взгляд, неправомерно, т.к. оно с XVII-XVIII вв. занимает довольно прочное положение в общественной жизни России и представляет собой не только социальный, но и культурный тип с особым стилем поведения и своим местом в социальной структуре русского общества. Гости кабацкие разделялись на два главные рода — одни придут, выпьют и уйдут, другие вечно сидят и пьют. Пьющие на кабаке опять разделяются на два рода: одни — пьяницы из народа, т.к. голь кабацкая: это — нищие, беглые, бродяги, воры, мастеровые. Между ними мужчины и женщины. Другие же пьяницы, вышедшие из городского общества, называемые кабацкими ярыгами: это — духовные, бояре и подьячие. Здесь преимущественно мужчины. А сам кабак становится мифологически значимым местом. В глазах народа он сделался чем-то проклятым: «Кабак — пропасть, тут и пропасть». Явилось поверье, что церковь, поставленная на место кабака, непременно провалится.
Именно это место становится своеобразным центром притяжения населения для занятий, которые не подпадали ни под понятие трудовой деятельности, ни религиозной. В кабаке «голь кабацкая», что называется, предавалась «праздности». И все, что включается в это понятие, можно было бы определить как «антиповедение» (злоупотребление спиртными напитками, развратные половые отношения, брань и т.д.). Под влиянием ужасных сцен, свершившихся в кабаке, — и вино, и кабак, и кабацкие пьяницы, — все это приняло дьявольское, темное, нечистое значение. Не перекрестивши рта, не перекрестивши стакана с вином, нельзя было выпить — иначе вместе с вином вскочит в рот дьявол. Опившиеся в кабаках или убитые там считались уже не чистыми, их не погребали, а зарывали в лесу. Патриарх Адриан повелел, чтоб всех, которые, играя, утонут или вином обопьются, не отпевать, а класть в лесу или на поле.
Отсюда-то распространилось злое, суеверное народное мнение, что если на общем кладбище похоронят опойцу, то быть неурожаю или засухе.
«…» Несомненно, в былинных текстах речь идет уже об устойчивом топосе кабака и сложившемся представлении о страдательном образе «голей кабацких» и типе поведения пьяницы в кабаке. Достаточно обратиться к тексту печорской былины «Илья Муромец и Угарище», где все это наличествует как данность:
Он заходит тогда да в стальной Киев град, Он проходит по цареву большу кабаку, Ко тому-де кружалу восудареву, Он становится под окошечко кабацкое, Где живут-же чумаки да человальники...
Затем, по сюжету, он просит целовальников выпить с дороги зелена вина на пятьсот рублей в долг. Однако целовальники не верят ему, т.к. он одет в платье калики. Ситуация вполне типичная. И далее:
Он зашел калика на большой кабак,Тут сидят сё-ле, пьют голи кабацькия...
Илья Муромец просит «голей», чтобы те сложились по гривенке: «Опохмелить меня удала-добра-молодца». Далее действие развивается по известной схеме: Илью Муромца купленные голями «не много не мало — полтора ведра» «не взвеселило у молодца буйну голову». Он закладывает свой крест серебряный в полтора пуда за пятьсот рублей и поит голей трое суток — тоже типичный срок пьяного загула:
Он как взял тут денежки пятьсот рублей,Он как стал тут пить да зелена вина,Он бы сколько сам пьет, вдвое голей поит,Он тут пил молоды время трои суточки,Одолила тут его тягость тяжолая,Забрала его хмелинушка великая,Заходил ён тут на пецьку на муравленку,Он как заспал, захрапел тут доброй молодеч...
Перед нами действительно разработанная сюжетная схема, которую наряду с мотивом пира можно выделить в отдельный эпический мотив и самостоятельную тему. При этом корректно говорить, что эта тема в эпосе появилась достаточно поздно, а именно в эпоху позднего средневековья, и не столько в силу социально-исторических причин, сколько в силу особой мировоззренческой установки, заключающейся в смене поведенческих стереотипов и в результате смены культурных ценностей.
В чем заключалась эта смена? Можно предположить, что в типе героя, как представителе новой идеологии. В нашем случае речь идет о старообрядческой идеологии.
Уже в былине об Илье и голях можно проследить эту тенденцию: топос кабака складывается в результате гротесковой травестии по отношению к топосу честного пира, княжеского пира. Он, как сниженный образ, создает условия для нового игрового пространства. В целом, даже в этой былине есть ощущение фатальности, если воспринимать кабак как место для фатальных игр.
Предпосылки характеризуют уже новый взгляд и новое мироощущение человека XIX-XX вв. Это не мироощущение человека средневековья, не средневековый апокалиптический взгляд на мир. Отсюда и типы поведения героя в условиях фатальной игры (кабака).
Читайте также
Культура 22 апреля на российские телеэкраны выйдет фильм «В сердце Пармы…» из цикла «Народы России. Финно-угры» 29 марта 2013 |
www.znainashix.ru