Народ.Ру: Новая страница. Чингисхан картины


По следам Чингисхана - zemnoe_nebesnoe

чингисхан

 Взятие Срединной столицы Цзинь, города Чжунду{Впоследствии город был переименован монголами в Хан-Балык и уже при внуке Чингисхана Хубилае стал фактической столицей Монгольской империи, хотя формальной столицей еще долго считался монгольский Каракорум.

 После этого Чжунду – Хан-Балык еще не раз менял имена, пока за ним окончательно не закрепилось современное название – Пекин.

 Обреченная Цзинь еще продолжала бороться и даже отказалась принять предложенный Чингисханом унизительный мир (по нему чжурчжэни должны были отдать монголам все земли к северу от Хуанхэ, что составляло две трети державы, а правитель Цзинь – распрощаться с императорским титулом и довольствоваться рангом вана – то есть фактически стать вассалом монгольского хана).

 Даже сами эти условия, совершенно неприемлемые для чжурчжэньского императора, показывают, что Чингисхан с этого времени считал задачу покорения Северного Китая практически решенной.

  Легенда гласит... легенда ли? В общем, то самое, что сейчас трактуется пред светлый лик человечества как биография человека, оказавшего во втором миллениуме... простите, тысячелетии самое великое влияние на историю этого самого человечества, гласит, что во время поездки, целью которой являлся поиск будущей жены Тэмучжину, которому было только девять-одиннадцать или тринадцать-пятнадцать лет... привыкнем же к неточности многих дат, во всяком случае — ранних биографических, до провозглашения ханом всех монголов... будущий великий император, самый великий из всех, каких когда-либо носила земля, лишился отца.

  Недолго продлилось счастливое, отнюдь не босоногое — обутое в гутулы (возможно, в башмаки; слово «башмак», кстати, как и «колпак», и «ямщик» — монгольского происхождения, но об этом — позже), детство Тэмучина (Тэмучжина), сына Есугей-батыра (Ясугай-Баатура), внука или правнука (даже возможно, прапраправнука; трудно спустя 8 веков точно сказать: свидетели и метрики гражданского состояния запропастились куда-то в монгольскую Лету) Хабул-хана, первого значительного монгольского правителя, впервые объединившего в XII веке несколько племён и родов в союз «Хамаг моногол улус».

  Но мальчик, положившись на волю великого Тэнгри, верховного языческого бога монголов, и доверившись, как считается, помощи старика, приставленного к нему поскорее «откормить» опасного пленника до необходимой для казни «взрослости», сбегает из враждебного племени и находит в бескрайних монгольских степях свою семью, теперь нищенствующую. Надо признать, что у не менее коварных, чем те татары, родственничков был вполне серьёзный повод не признать Тэмучжина вождём — мать его Оэлун была родом из племени меркитов, а значит, он не был чистокровным монголом. Исторические, вернее сказать, признаваемые историческими, источники утверждают, что нетипично для монголов рыжеволосый Чингисхан и во всём остальном не очень-то походил на истинного монгола.

http://www.proza.ru/2008/08/03/431

  Интересно, что на китайских портретах он больше походит на китайца, а на среднеазиатских — на «среднеазиата», прошу простить за изобретение слова, коим, чтобы не навлечь на себя праведного гнева, отдав предпочтение бездоказательно, попытался объединить все народы, претендующие на это генетическое и историческое наследование. А таковых ныне объявилось немало: буряты, якуты, казахи, китайцы, киргизы, татары, собственно монголы и даже — не верь глазам своим, белый человек! — украинцы...

скульптура чингисхана в лондоне

 Конная статуя была установлена у Лондонского городского совета Вестминстера рядом с Мраморной аркой в рамках проходящего в городе фестиваля «Город скульптур». Негодование местных жителей выразил парламентарий Пол Димболденберг: «В каких облаках витали консерваторы в Вестминстере, когда принимали решение об установке статуи рядом с Мраморной аркой? Кто следующий у них на очереди? Сталин? Пол Пот? Саддам Хусейн?».

скульптура чингисхана

 Чингисхан же тем временем приступил к решению других наболевших проблем. Осенью 1216 года он отправляет Субэдэй-багатура с большим войском (по некоторым данным, с Субэдэем двинулся и Джучи, а значит, в войске имелось не менее двух туменов) в дальний поход на запад, в заиртышские степи. Задача поставлена предельно ясно: разыскать меркитов, этих извечных врагов рода Борджигинов, и уничтожить их до последнего человека. Видимо, тогда же он посылает другого своего крупного полководца Борохула на север для подавления восставших хори-туматов. О действиях Субэдэя будет сказано ниже, поход же Борохула закончился для монголов катастрофой. Великолепные знатоки родных лесов, хори-туматы устроили монгольскому войску засаду и почти полностью его уничтожили. В сражении погиб и сам Борохул. Это унизительное поражение от небольшого племени и смерть своего любимого нукера Чингисхан воспринял очень близко к сердцу и даже собирался лично идти в поход на непокорных мятежников. Соратники с большим трудом отговорили его от этой опасной затеи, и к хори-туматам был отправлен опытный и осторожный Дурбан. Лесовики попытались повторить свою воинскую хитрость, но Дурбан на эту удочку не попался. Хори-туматы были разбиты, Ботохой взята в плен и позже отдана замуж за освобожденного из плена Худуху-беки. Свое возмещение за счет хори-туматов получил и спасенный Дурбаном Хорчи (тридцать туматских девушек), и наследники несчастливого Борохула.

.... Битва при Инде, тем самым, знаменовала собой конец организованного сопротивления монгольскому нашествию. Монголы занимают большую часть державы Хорезмшахов – от Инда до Каспийского моря, и весной 1223 года прибывший в Самарканд Чингисхан уже может подводить итоги войны. Для поддержания порядка он оставляет в Мавераннахре сына Джагатая – с этого времени начинается полуторавековая история Джагатайского улуса, окончательно уничтоженного только Тамерланом. Завершение покорения Ирана он возлагает на крупный (четыре тумена) корпус Чормагана, сам же с основным войском начинает неспешное возвращение на родину, в монгольские степи.

 Чингисхан, после того как ему перевалило на седьмой десяток, начал задумываться о приближающейся смерти.

чингисхан

 Тогда-то ему и доложили: есть, дескать, некий китайский мудрец, который владеет секретом бессмертия.

 И вот по приказу монгольского владыки старого монаха доставляют со всеми почестями в Среднюю Азию.

 Великий хан спросил только одно: «Скажи мне, мудрый старик, как избежать смерти и жить вечно?» И бесстрашный даос не побоялся сказать правду жестокому повелителю народов: «есть много средств для продления жизни, но нет ни одного средства для бессмертия».

http://oldevrasia.ru/library/Aleksandr-Domanin_Mongolskaya-imperiya-CHingizidov--CHingiskhan-i-ego-preemniki/12чин

zemnoe-nebesnoe.livejournal.com

Чингисхан - притяжения и отталкивания

Чингисхан - притяжения и отталкивания

Объединение «Чингисхан» появилось тогда, когда всё вокруг разъединялось. Лейтмотивом эпохи была «рапсодия распада», рушилось то, что казалось не­рушимым. Семь художников, как семь легендарных мудрецов попытались противопоставить всеобщему разложению своё созидательное стремление, основанное на творчестве и товариществе.

Попытка создания объединения была далеко не первой в Уфе. Распадом был пропитан воздух, с распадом нужно было бороться. Так что опыт уча­стия в объединениях имелся и у будущих чингисхановцев: Наиль Латфул- лин состоял в «Сары Бия», ее состав был неустойчивым и постоянно обнов­лялся. «Инзер», «Март», «Пятый угол» - групп было много, однако все они прогибались и трещали под напором переменного тока времени. Феномен «Чингисхана» в том, что он выжил, и живёт до сих пор. У инициатора соз­дания группы, Наиля Латфуллина, есть картина «Формула незавершённого устремления», не завершено и устремление чингисхановцев к созиданию, группа живёт, несмотря на трагический уход из жизни вдохновителя, не­смотря на стремительную смену эпох.

За 18 лет своей истории творческое объединение стало свидетелем кру­шения империи, мучительного эха этой катастрофы, надежды на возроже- ние и новых имперских претензий. Но почти ничего этого мы не различим поверхностным взглядом на их полотнах. Каждый из художников ориенти­рован на другую временную шкалу, прислушивается к гулу вечности. Как давший имя объединению Чингисхан стал историей, так и творческое объе­динение живёт и дышит вечностью, а в таких масштабах любое бытовое со­бытие кажется ничтожным. Под «бытовым» здесь, конечно, нужно разуметь в том числе и происшествия государственной важности - смену правителей и правительств. Потому что именно быта в строгом смысле художники не избегают: сельский клуб или мешок картошки, отправленный прямо с хол­ста в другое время в подарок отцу - темы, конечно, бытовые, но для них най­ден такой ракурс, что злободневность отступает туда, куда ей и положено - к берегам Леты.

Чигисхан - это группа единомышленников. Но одноимённо заряженные частицы, как известно, отталкиваются. Творчество участников группы после объединения вовсе не стало похожим, как не было оно таковым до создания группы. Даже напротив, чем основательнее становилось на ноги объедине­ние, тем дальше в индивидуальной манере расходились художники.

Творческое объединение Чингисхан

Творческое объединение Чингисхан

Астрофизика говорит, наша вселенная устроена таким образом, что каж­дое мгновение все галактики в ней удаляются друг от друга, и происходит так с самого момента ее возникновения. Отдаление, «разлёт» галактик не просто фоновое событие повседневной реальности, это неотъемлемое свой­ство обозримой вселенной. Что удивительно, мир от этого не распадается, наоборот, вселенная таким образом расширяется, космос отвоёвывает у не­определённое™ всё новые области. Вот и «Чингисхан» благодаря поискам своих участников стал по охвату масштабов объединением глобальным. Тут и контуры, и рисунок, и примитив, и наивность, и флуктуации древнего хаоса. Можно было бы сказать «на любой вкус», если иметь в виду высокий художественный вкус.

В наследии «Чингисхана» есть всё, чего ищет зритель. «Город - единство непохожих» напоминает нам социальная реклама в метро изречение Ари­стотеля. Город Чингисхана - это единство всеобъемлющего многообразия. Богатейшая палитра живописных стилей создает единственный в своём роде причудливо-экзотичный, но стилистически безупречно выдержанный творческий портрет группы.

Художник Василь Ханнанов

Художник Василь Ханнанов

Центральной фигурой для группы является Наиль Латфуллин, именем которого назван музей современного искусства в Уфе, а сам он дал имя груп­пе. Показательно, что группа продолжает жить и после его ухода из жизни. Присутствие Латфуллина по-прежнему ощущается в пространстве «Чингис­хана». Может быть, еще и потому что имя и пространство всегда тесно свя­заны друг с другом.

Имя, разумеется, никогда не бывает случайным. Чингисхан и «Чингисхан». Монгольский хан, покоритель мира, даже нескольких миров, жестокий, це­леустремленный, сыграл в истории прежде всего роль объединяющего на­чала, а монгольская империя, которую он начал создавать, по обширности превзошла все когда-либо существовавшие государства. В этом смысле на­звание подходит группе как нельзя лучше. Из названных характеристик, по­жалуй, только жестокость оказывается лишней в определении «Чингисха­на». Чингисхан был воин, и это был его путь, его целью было объединение земель, и он не видел этому другого способа. «Чингисхан» пошел дальше, противопоставив хаосу и распаду искусство.

В свое время Ф.И. Тютчев написал: «“Единство, - возвестил оракул наших дней, - / Быть может спаяно железом лишь и кровью...” / Но мы попробу­ем спаять его любовью - / А там увидим, что прочней...». На сегодняшний день видно, что в исполнении «Чингисхана» второй путь противодействия распаду, как минимум, оказался не менее действенным и, наверное, более достойным. Наполеон, Александр, Тимур - созданные ими империи распа­дались сразу после их смерти. Чингисхан добился большего, созданное им сохраняло единство сорок лет после того, как не стало его самого, а его по­томки правили на этих территориях еще около ста лет. Сколько будет оста­ваться единым пространство «Чингисхана»? Очевидно, пока человеческий глаз может смотреть на их полотна. А древние римляне учат, что ars longa.

Борис Орехов

artageless.com

Народ.Ру: Новая страница

Hosted by uCoz на главную Антон Успенский Империя живописи (отредактированный вариант статьи опубликован в каталоге выставки творческого объединения "Чингисхан" в галерее искусств З. Церетели на Пречистенке, 2008.) Творческое объединение «Чингисхан» – такое имя требует внимательного отношения, и начать разговор о художниках-единомышленниках необходимо с названия группы. Найденное без долгих рефлексий, оно, между тем, лишено произвольности, в нем заключена энергия, как утверждают философы, – потенциальная смысловая энергия взаимопонимания вещи с ее окружающим. В этимологии заложен немалый пафос, и, следуя логике названия, на вопрос: «Ваши творческие планы?» ответ должен быть: «Мировое господство!». Но художник всегда играет на повышение, без заявленных амбиций он становится чем-то вроде травоядного тигра. Главное в этом имени – утверждение этнической позиции и следование традициям, определение себя как преемников, то есть – изначально конструктивная стратегия. Поводом для образования «Чингисхана» в 1990 году стала подготовка к выставке художников из Уфы в Ленинграде, в знаменитом оплоте нонконформизма – Доме культуры им. И. И. Газа. «То, что со временем образовалась творческая группа «Чингисхан», лидером которой и стал Наиль Латфуллин, получилось как-то само собой. Мы даже программу не выдвигали, не декларировали: вот, мол, объединились для того и для сего» (Василь Ханнанов). Уход от идейных деклараций и прокламаций не говорит о безыдейности участников, здесь идеология имеет внутреннее, невербальное происхождение. Для того чтобы определить общность художников-живописцев «Чингисхана» по отношению к лидерам и аутсайдерам того времени, необходимо представить ситуацию на арт-сцене тех лет. В 1980-х на европейском пространстве живопись стала самым актуальным искусством – немецкий неоэкспрессионизм, итальянский фигуративный трансавангард, одинокий английский маршрут Фрэнсиса Бэкона. В Москве начинало штормить от гигантских холстов «Южнорусской волны», в Ленинграде уверенно держался левый живописный академизм в мастерской Моисеенко. Следовать путем живописца – это было характерно, и даже неизбежно в восьмидесятых годах для многих активно работавших художников, а вот доверять избранному языку в частности, и живописи в целом, уже через десять лет было довольно сложно. В Москве с конца 1980-х самой актуальной позицией, по внутренним московским меркам, оставалось НОМА – «круг людей, описывающих свои края с помощью совместно вырабатываемого комплекса языковых практик» (П. Пепперштейн). Самая знаменитая столичная выставка живописи 1990 года – «Вавилон» художников «Южнорусской волны». Московские «критики отреагировали на «Вавилон» с доброжелательностью, иногда переходящей в восторг, но художники из круга «номы» увидели… только «живопись», которая, по тогдашним «номным» понятиям, была табуирована по определению» . Верность пластическому наследию сохраняли живописцы Иван Лубенников, Александр Токарев, Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова – они, и не только, «гнули свою линию» в столице. Из-за видовой инфляции многие творцы ожидали сверхприбылей от концептуальных, не нуждающихся в живописи дискурсов: «заниматься живописью в середине 1990-х в Москве было дерзостью или пошлостью» (Ф. Балахновская). И только в начале третьего тысячелетия живопись была реабилитирована теоретиками и «терминодержателями». Начальные приоритеты живописного для «Чигисхана» не случайны, они исходят из динамики художнических судеб, соотносятся со временем учебы и первых самостоятельных опытов уфимских художников. Отдаленные географической дистанцией, не вовлеченные непосредственно в арт-мейнстрим или в актуальную оппозицию, они смогли без суеты сохранить в себе то качество, которое определяется замечательным пушкинским словом «самостояние». Александр Шевченко в начале ХХ века утверждал: «Дух Востока так вкоренился в нашу жизнь, что подчас трудно отличить, где кончается национальная черта и где начинается восточное влияние». Русским художникам для обновления выразительных средств искусства требовалось напомнить: «…в нас течет добрая половина татарской крови». Бенедикт Лившиц в «Полутораглазом стрельце» (1933) подобно скифскому всаднику оборачивается «лицом назад» и ретроспективно видит, как несутся художники времен авангарда «навстречу Западу, подпираемые Востоком». И среди залитых «ослепительным светом праистории атавистических пластов» мы находим пласт национального языка пластического искусства. Специфическая оптика коренных жителей Великой степи создана равной отдаленностью от Запада и Востока, что рождает творческую избирательность, основанную на интуитивных критериях. Национальное содержание работ художников «Чингисхана» проявлялось органично, колонизация новых образных территорий шла в процессе практической живописной работы, а не по букве теоретических манифестов. В то же время живописцы из Уфы на рубеже 1990-х годов синхронно со своими европейскими коллегами принимались за поиски аутентичности, переучет собственных ресурсов и средств, и, прежде всего, средств связи со зрителем. Причем под главным зрителем подразумевался образованный профессионал: интеллектуал, коллега, искусствовед. Процессы эти незначительно отличались в советских республиках этого времени, но заострялись этнически и географически обоснованным темпераментом. Обновление языка происходило через тематизацию индивидуального опыта, через освоение пограничных видовых пространств живописи. «Чингисхан» – единство непохожих, союз сложившихся, на момент их объединения, мастеров, что исключило внутри группы центробежные силы конкуренции и соперничества. Здесь необходима индивидуальная, а не стилевая дифференциация художников, рассмотрение их личных творческих кривых, с широтой амплитуды, вмещающей противоречивые позиции. Наиль Латфуллин – инициатор создания и первый руководитель творческого объединения «Чингисхан», график, живописец и поэт. Его называют самым оппозиционным художником Башкирии того времени, он положил начало неофициальным выставкам, стал первым художником в республике, которому предложили контракт владельцы европейских галерей. Творчество его, как и судьба, часто сопровождается определениями: неровно, импульсивно, страстно. Латфуллин работал одновременно с несколькими комплексами пластической лексики, совмещал абстрактную и фигуративную живопись. Множественность и разнообразие стилевых источников его творчества запутывает исследователей, затруднена или невозможна датировка работ, большинство из которых не атрибутировано. «Искусство Наиля Латфуллина – явление неожиданное, поражающее внутренней напряженностью и силой. Его работы впечатляют зрителя монументальностью, почти скульптурной осязаемостью образов, «зрелищностью» самой живописной фактурой, упругостью и динамикой мазка»(А. Гарбуз). Попробую выделить главное для работ Латфуллина рубежа 1990-х годов. Это – декоративность, помнящая о плоскости; принципиальная установка на фрагментарность изображенного – не универсум, а деталь, дающая представление о целом; внимание к фактуре как экзистенциальному следу автора-художника. В «Лоскутном одеяле» он обнажает структуру своего мира, определяет его в названии картины. Символический слой почти отсутствует, было бы натяжкой опознать в главной форме лежащую чашу, нет, скорее, это – прасимволические элементы. Прямоугольники и окружности – элементы языка, части единого конструктора, касса букв и слогов, разложенная на мотажном столе демиурга. В «Обнаженных» активности фона противопоставлено аморфное предстояние персонажа. В одном случае пластика фигуры перекликается с обобщенным опытом европейского модернизма, в другом – через модернизм, и с его подсказками (Пикассо и Клее) обращается к примитиву африканской скульптуры. В том случае, когда проработка форм достигает иллюстративности с оттенками экзотики, появляются такие композиции, как «Философ» и «Чаепитие». Плодотворно решение «Башни», где главная форма (с безусловной национальной памятью) создает иерархию цветовой и фактурной полифонии. Возможно, это могло бы стать прецедентом для перехода к скульптуре и арт-объектам, об этом несомненном «резерве трехмерности» говорят и многочисленные «Решетки» Наиля Латфуллина. Василь Ханнанов руководит творческим объединением «Чингисхан» с 1992 года, он известен как живописец, график, автор ассамбляжей и инсталляций, организатор перформансов и разноплановых художественных проектов. «Супрематический» период в его живописи совпадает с общим хронологическим пиком, когда возросла интенсивность обращений к «Черному квадрату». Большинство произведений, отсылающих к одной из культовых работ в искусстве ХХ века, в основном были созданы в десятилетие, последовавшее за выставкой «Москва-Париж» (1981), на которой впервые после пятидесятилетнего перерыва экспонировался шедевр Казимира Малевича. Интерпретации Ханнанова на тему «Черного квадрата» находятся в русле геометрической абстракции аналитической направленности. Художник ищет не просто «дорогу к храму Малевича», он размышляет о конкретном входе в супрематическое пространство – об этом рассказывают диптихи «Преддверие» и «Двери». С предельным лаконизмом средств и скупостью палитры ставятся вопросы о возможностях личного контакта с супрематизмом, установленного посредством интеллектуальной геометрической игры. Продолжая диалог с Малевичем, Ханнанов от ментальных упражнений переходит к приемам парадоксального и скептического толкования канона. Максимальной иронии достигает «Корова», внутри которой просвечивает несколько потраченный квадрат, – что может быть несъедобнее русского авангарда? Однако и он усвоен с помощью сакрального животного. Безупречное по пластике «Похищение Европы» сохраняет узнаваемость и женского торса и спины быка, который сведен к главному своему символу – широким рогам. В то же время третья составляющая композиции – звезда – допускает иную расшифровку. Полумесяц и звезда – это традиционная восточная метафора влюбленной пары. Отношения Европы и Азии, свидание Запада и Востока, где квадрату отдана женская, ведомая роль. Следом было написано «Супрематическое похищение Европы», где золотой полумесяц встречается с черным квадратом – религиозные традиции сопрягаются с новейшим атеизмом? Или найден новый прибавочный элемент, развивающий чаше-купольную систему Владимира Стерлигова и Павла Кондратьева? Художник оставляет большой зазор для вариантных толкований. Параллельно с аппеляциями к иконе супрематизма, Ханнанов пишет пуристскую, доведенную до знаковости, графическую живопись. Антропоморфный символ доводится до совершенного рапорта, фрагмента узора – «Модуль грации», либо обретает убедительность объемного иероглифа – «Алтын чеч». Причем «златовласка» может быть трактована как эскиз круглой скульптуры, и этот переход к объему свидетельствует об истоках будущей работы над ассамбляжами. Важным пунктом творческого выбора видится мне работа «Колыбельная-91». К давним знакомцам – плоским фигурам квадрата и полумесяца неожиданно подключается третья, объемная, и сразу ставится в доминирующее положение. Хрупкое равновесие миров, сон адепта геометрии, гипноз Малевича – во всех версиях есть ограниченность. Ввиду нынешней работы Ханнанова с трехмерными коллажами, «Колыбельная» видится мне точкой возврата, где ревизуются путем столкновения объекты из разных измерений. Вряд ли художник помнил на момент создания картины о поисках Павла Мансурова, который писал: «…Малевич утвердительно говорил, что плоские формы более действенны на зрителя, чем объемные. Я заспорил и сказал, что я как зритель весьма действенно бываю захвачен и в Эрмитаже, и у Щукина именно объемными формами и что объемные формы могут быть более динамичными, чем плоские. Я сказал, что я уже пробовал, а завтра вам покажу свои попытки» (Цит. по: Ковтун Е. Русский период Мансурова // Павел Мансуров. Петроградский авангард. Каталог. ГРМ. 1995. С. 18). Думается, что сегодняшние объекты и ассамбляжи Ханнанова продолжают вести тот давний внутренний спор. Рината Харисова давно называют классиком современной живописи Башкортостана. Его творчество, как пишут критики, – «это яркий пример идеального включения этнического материала в явно нереалистический метод исполнения. Пример тонкого балансирования на столь скользкой грани». Интересно присмотреться к материалу и методу «живого классика», к его способу балансирования. Первичный материал Харисова – элементы низовой визуальной культуры, пропущены им через фильтры культуры личной, художнической, как практической, так и преподавательской. Примитивизирующая тенденция его сюжетов проходит через «венер» и «солдат» Михаила Ларионова – к лубочной картинке. Характерные работы этого типа – «Водяная» и «Татарская пастораль», когда вглядывание, вчувствование в национальный тип красоты не мыслится без образцов народного искусства. Для Харисова главным уровнем разработок остается пласт маргиналий, особенности «транзитного» фольклорного сознания и образного мира, преломленного через этническую оптику и пластику. Причем в ракурсе национального фольклора советского времени, узнаваемого в приметах – здесь и космический миф: «Сяду я в ракету – полечу я на луну / И оттуда, сверху глядя, я тебя найду». И популярная во всех уголках страны комедия: «Сегодня в клубе деревни Кашкалау будет картина, "Мистер Питкин в тылу врага" называется. Товарищи, кино очень хорошее, посмотрите». И традиции эпистолярного жанра: «Пишу тебе письмо, душа как ласточка рвется к тебе, мой соловей...». Все эти приметы включаются в мир Харисова, на равных входят в систему маргинального, но устойчивого единства времени и места. Его жанровые картины – «сцены из жизни» – герой, героиня, подбор знаковых декораций-предметов и – вербальный ряд. Последний важен не только абсолютным попаданием в афористичную пластическую структуру картин, безошибочно услышанной интонацией, но и визуальными свойствами, скрепляющими текст с национальной эпиграфикой. Поэтика Харисова пришла, конечно же, из его детства, культуру повседневности которого он транслирует на текстовом, визуальном, образном уровнях, переплетая их в ткани своих картин. Для того, чтобы избежать ловушек профанности, художник строго следует законам народной, национальной эстетики, никогда не оставаясь со своими персонажами «на дружеской ноге». Работа с маргинальными образами требует осторожности и дистанцированности, но нет ни малейшего отчуждения – автор увлечен композиционными и цветовыми вариациями, сохраняющими столь непростой баланс. Баланс между остранением и чувственностью, между персональностью и маргинальностью, между иронией и поэтикой. Ближайшими единомышленниками Харисова, многим обязанными такой эстетике, я вижу москвича Аркадия Петрова (периода первой половины 1980-х) и, в отдельных вещах, малоизвестного пока ленинградца Владлена Гаврильчика. Коренное отличие мира Харисова – в отчетливой этнической канве и последовательной работе с исторической трансформацией национальной культуры и субкультуры. В живописи Расиха Ахметвалиева всегда присутствовал отчетливый «французский акцент». Приверженность традиционному живописному процессу, без каких-либо покушений на модные проекты и формальных уловок, вызывает чувство глубокого уважения к последовательному пути художника. Такая позиция требует соответствующей обстановки – ортодоксальной мастерской, даже ателье, с запахами лака и краски, с холстами, сохнущими у стен и видом из окна, желательно на Монмартр. Пишу это без тени иронии – художник сегодня востребован и условия его творчества немногим отличаются от описанных. Замечательно, что возникла обратная связь – практический процесс письма, насыщение художественного пространства экзистенцией автора притянуло его именно во Францию, где в Париже нашлось место для его студии. Три тематических направления соединяются в живописи художника – национально-символическое, абстрактное и предметно-фигуративное. Этника имеет диапазон от лирического «Восточного мотива» до эпического «Кояш». Последняя работа не просто «рассуждение с кистью в руках» о солярном символе. За названием стоит образ из башкирского эпоса, где Кояш (Солнце) омывает свою дочь из живого родника, а отведавший этой воды одержит победу над самой Смертью. В абстрактных работах преодолевается противоречие и разнесенность Запада и Востока, живописная европейская культура прививается на штамм национального колорита. Фигуративность Расиха Ахметвалиева заключает компромисс с беспредметной средой, сближаясь в этом с композициями Латфуллина. Сюжетом может стать как личный эмоциональный опыт – «Мальчики и небо», так и исследование иконографии «Троицы» – стихия живописи находит универсальный, но изменчивый метод, ставший мировоззрением художника. Ильдар Ахметвалиев – убежденный живописец-станковист, выпускник Петербургской академии художеств, ее левого крыла –мастерской Е. Е. Моисеенко. Школа этого академического ремесла до сих пор славится своим непреложным профессионализмом и установкой на живописную сделанность, прочность. Ильдар Ахметвалиев, обретя опору на европейском «культурном слое», использовал его как основу для личного узора, собственной пластической фактуры. Так появились абстрактные холсты, закомпонованные по ковровому принципу заполнения, тяготеющие к квадратным форматам. Разнообразие техник и приемов письма, транспарентные эффекты приводят к рождению образов, связанных ризоматической сетью со многими культурными кодами и приумножающими их число. Ковер художника – поле его деятельности, его наследие и система ценностей. Мидат Мухаметов использует систему усложненной оптики, видя целью чуть ли не создание новой символической шкалы. Область памяти и способов корреспондирования с ней стала основной темой его холстов, способных воплотиться как в рельефе, так и в объемной пластике. Потраченные временем письмена, родственные петроглифам, мусульманская эпиграфика и, возможно, опыт модернистской скульптуры (Миро, Джакометти, Тэнгли) соединены Мухаметовым в «новый традиционализм». Наиль Байбурин также тематизирует память и наследование как систему духовных ориентиров. Это может реализоваться в серийных живописных объектах, картинах-свитках, так и в адресном диалоге с предшественниками, например, с Велимиром Хлебниковым. Мирас Давлетбаев ведет разговор не с отдельными мастерами, а со всей эпохой русского авангарда, проводя к ней энергетические линии своих геометрических абстракций. Здесь названы имена не всех художников, связанных с объемной и продолжительной деятельностью ТО «Чигисхан». Их много, этих «уфимских сообщников», сумевших объединить свою творческую разноплановость в сущностную основу культурной жизни региона, что «сыграло заметную роль в становлении нового сознания уфимской художественной среды»(Г. Файзрахманова). «Чингизиды» избежали соблазна немедленных успехов, быстрого оборота художественных инвестиций, они сумели удержаться в тех пределах, которые ставят перед искусством живописи проблемы ее роста. Сосредоточенность на пластических задачах позволила сберечь «долгое дыхание», практически занимаясь сердцевинными проблемами искусства – сохранением и обновлением выразительных средств и, через них, – самого языка живописи. Сегодня ТО «Чингисхан» превратилось из творческой группы-долгожителя практически в арт-корпорацию, под брендом которой объединяются и координируются различные культурные программы. Это и художественные, в том числе молодежные экспериментальные проекты, и выпуск «ВысокоХудожественного журнала», посвященного современному искусству Башкортостана. В Уфе открыт Музей современного искусства Республики Башкортостан имени Наиля Латфуллина, «Чингисхан» является соучредителем одной из самых востребованных уфимских галерей «Мирас». Совместная творческая деятельность выросла до масштаба образовательных, кураторских и культуртрегерских проектов. Персональные выставки мастеров объединения не мешают им проводить совместные экспозиции или перформансы. Многие из них стали «гражданами мира», живя и работая в России, Турции, Франции, Канаде. Собирает их вместе найденное однажды и закономерно, имя – «Чингисхан». В связи с этим мне вспомнилась документальная история, записанная историком Львом Гумилевым. Одному казахскому другу Гумилева, весьма образованному и талантливому искусствоведу, пришлось заночевать в доме, где собралось много казахов, в том числе людей с высшим образованием и высоким общественным положением. «В компании был и один бедный старичок, ведущий свою родословную от потомков Чингисидов. Эти люди в степи пользуются большим уважением. За шумной застолицей возникли споры на родовой почве, перешедшие в яростную ссору. Заблестели ножи, зазвенело стекло разбиваемых бутылок... И тогда старичок вскочил и крикнул: «Чингис-дык роух шакрым!». Что означало: «Дух Чингиса слышит!». Это отрезвило всех мгновенно. Ножи были убраны в ножны, и люди разошлись». Далее речь ведется о генетической и исторической памяти, хранимой каждым из нас, и формирующей наше поведение. Имя творческого объединения «Чингисхан», действуя методом сигнальной наследственности, помогает художникам забывать старые счеты, оставлять свои личные проблемы и дела, и собираться вместе ради созвучных понятий – дружество, землячество, творчество. на главную

uspensky.narod.ru

Чингисхан | Я - Рус !

История Евразии в именах и названиях.

В начале было Слово

«…хочешь узнать истинную историю этноса, познай историю его языка. Именно там, в недрах лингвистики, лежат ответы на многие вопросы…»История развития человеческого общества на просторах Евразии создавалась трудами многих поколений ученых. Через призму их восприятия и трактовку явлений, событий и фактов сложились устойчивые стереотипы и взгляды на прошлое мировой цивилизации, что, в свою очередь, определило мировоззрение общества. Но человечество непрерывно развивается, появляется новая формация людей, имеющих свой, основанный на современных достижениях науки, взгляд на развитие мира, его зарождение и становление, позволяющий по-новому, объективно, без лакировки и идеализации осветить и осмыслить все значимые события, факты, явления, имевшие глобальное значение в развитии общества. Это сообщество ученых, исследователей, обладающих современными научными знаниями, владеющих передовыми технологиями, неординарным мышлением, независимым взглядом, умеющих без политизированности суждений, без мифологизации и вымысла, при наличии весомых аргументов опровергнуть и разрушить стереотипы и дать свою трактовку официальной истории Евразии. Однако до сих пор недостаточно уделено внимания роли и значимости влияния предков казахов — аборигенов евразийской степи на ход истории, неполно и недостоверно изучены причины миграции кочевников. На мой взгляд, именно это является недостающим логическим звеном в цепи эволюции цивилизации на материке Евразия.Вместе с тем нельзя отрицать значимое влияние предков казахов на историю развития народов, окружавших Степь, чему есть и лингвистические доказательства.«В русском языке очень много заимствований из тюркских языков. Это количество сопоставимо с заимствованиями из западно-европейских языков. А кто-нибудь задумывался, сколько слов вошло в русский язык из армянского, грузинского и молдавского? Очень мало…», — это высказывание проходит красной нитью в трудах многих известных филологов.В предыдущей статье я акцентировал внимание читателей на том, что предки казахов, молодые мужчины, из-за устройства общества-полигамии, в котором превалировало многоженство и, как следствие, недостаток женщин, не могли создать семью, и поэтому были вынуждены уходить из степи в окружающие народы и племена, как гастарбайтеры, т.е. работники добровольно приехавшие для работы по приглашению. Это перемещение больших групп мужского населения (десятки, сотни тысяч в год) получило название в истории как «великое переселение народов» и создало условия для возникновения государств насилия на территориях вокруг Евразийской степи. (Н.Абуев. «Теория происхождения государств или события, которые изменили мир», «Казахи — загадка истории».).В этой статье я хочу обратиться к лингвистике, а именно, к названиям и именам, проникшим в языки народов, окружавших Степь, для того, чтобы наглядно подтвердить факт миграции предков казахов в соседствующие племена и народы. Для примера рассмотрим русский язык, сформировавшийся на территории Руси.Как было сказано ранее, юноши из степи мигрируют на территорию современной европейской части России, где в период до 15 столетия возникает целая система государств насилия, то есть княжеств, объединивших местные славянские и угро-финские племена, и где идет конкурентная борьба в виде жестоких вооруженных столкновений, именуемая в официальной истории, как раздробленность и междоусобица. Победителем в этом противостоянии выходит Московское княжество, как «собиратель земель русских».Известно, человек как особь, как индивид выживает только в группе. Группы объединены в управленческие структуры, от примитивных до более совершенных. Все структуры имеют общие признаки: название общества, структура его управления, штатное расписание (руководитель-лидер, приближенная к нему элита и народ), взаимоотношения между членами общества (положение о его структуре, должностные инструкции, определяющие обязанности, идеология, которая обеспечивает моральную поддержку существующего порядка) и виды производственной деятельности, т.е. условия и способы получения дохода. У каждого элемента структуры есть свои названия. Предметом моего исследования являются терминология, а также имена и названия составных частей общества, которое возникло на территории Руси примерно к 16 веку.

Сначала обратимся к тому, как было организовано общество предков казахов — кочевников, проживающих на территории Евразийской степи, какие существовали названия элементов структуры управления. В казахской степи, в отличие от саван, прерий и пампасов, населенных примитивными охотниками, сформировалось общество, производственной деятельностью которого было ведение организованного, высокопродуктивного кочевого животноводства. Это была организация первого в мире массового производства ликвидных товаров широкой товарной линейки: универсальный транспорт, продукты питания, сырье для производства товаров народного потребления. Идеология, которая объединяла предков казахов, была основана на кровном родстве и многоженстве. Это основа моей версии на исторические факты, события, происходящие на материке Евразия! Тем не менее, социальная иерархия и дифференциация в обществе присутствовали: простой народ, элита и лидер. Объединение кочевников называлось ордой. Лидером был хан. Хозяйственная элита (производители материальных благ, «красные директора-хозяйственники») – это байлар( множ.ч. ). Бай — это человек, стоявший во главе рода, обладающий волевыми, интеллектуальными и физическими качествами, способный управлять многоженной семьей, где количество жен доходило до нескольких десятков. Байлар управляли аулами и были непререкаемыми авторитетами. Все это происходило в условиях постоянных перекочевок. Экономической же основой степного общества был аул.Кроме байлар, в орде была военная элита, люди из народа, наделенные исключительной физической силой, боевым духом и управленческим талантом, — это батыры. Батыры решали военные вопросы.

Хан тесно взаимодействовал с баями и батырами. Также у него была охрана, состоявшая из преданных воинов, – уланы. С казахского «ул» переводится как сын. Уланы — люди с сыновьей преданностью хану. Консультативные дела орды решались с аксакалами, обладающими жизненным опытом и мудростью старцами. Были в степном обществе и авторитетные, грамотные люди, которые решали сложные спорные вопросы. Это судьи – бии, от «билим» – знания, а также переводчики – тoлмач (телмаш) от казахского слова («теле») – язык. Роскошное жилище хана называлось сарай – дворец, легкое передвижное жилище – шатыр, а передвижное жилище народа – юрта. Общее собрание байлар для выбора хана и принятия стратегических решений именовалось курултаем. Гость в ауле – конак.

Молодые мужчины у казахов — джигиты, а уважаемых, влиятельных людей в народе называли мырза. Себя же предки казахов называли казак. Соседи, жители московского княжества, до правления династии Романовых называли казахов Казаками Ордынскими, а территорию их проживания-Ордой Казачьей. Интересно то, что в Европе военные объединения рыцарей называли «ордо»(лат.), «орден»(нем.) Таким образом прослеживается родственная связь с тюркским «орда». Стоит отметить, что только при Романовых казахов начали называть киргиз-казаками или киргиз-кайсаками. Денежные отношения у предков казахов определялись тенге, а деловые отношения сводом правил — жасак. На казахском «жасак»–трудиться.Язык жителя степи сохранялся в устной форме, рифмовался и ложился на музыку. Основным музыкальным инструментом для передачи культурного наследия, традиций и быта последующим поколениям была домбра.В степном обществе казахов не собирали налоги, так как в нем было сильно развито кровное родство, родовой семейный коммунизм. Это послужило причиной того, что у казахов не было профессиональной армии, профессионального научного и культурного сообщества. Поэтому кочевой народ уступил будущим, созданным по централизованным принципам, государствам в культурном, техническом и военном отношении.

Итак, выходцы из степи, обладая навыками, приобретенными в условиях проживания в степи: верховая езда на лошадях, дисциплина, трезвость, взаимовыручка, выгодно отличались от жителей той местности, куда иммигрировали. И это позволило им занять привилегированные места в административном управлении территорий. По численности в вооруженных силах, в органах правопорядка, в сборе налогов они составляли значительную часть от штатной численности данных структур государств насилия (княжеств). Пришедшие из степи джигиты принесли с собой не только свои устои и порядки, но и язык.Если мы обратимся к русскому языку, то увидим, что он впитывал в себя язык степняков и адаптировал их под свое произношение. Рассмотрим несколько примеров.На Руси существовала система племен и прибывшие туда гастарбайтеры из степи, приняв активное участие в насильственном объединении этих племен в княжества, стали элитой на новых местах. Эти люди составляли русскую конницу и называли себя байлар, что затем перешло в русский язык как слово бояре. Из группы бояр избиралась боярская дума, которая выдвигала князя и принимала стратегические решения в управлении страной по примеру степного курултая.Проследим этимологию слова сарай. В тюрском языке сарай — это дворец. Так почему же в русском языке сарай– это место, где содержат скот? Но этому есть объяснение: в сарае – дворце казахской элиты, было и жилое помещение и, как у истинных конников, место для содержания и кормления лошадей. Всего лошадей в сарае-дворце содержалось не меньше десятка голов, там же хранились сено и прочие корма. Естественно, что это здание имело специфические запахи. Именно поэтому местное население воспринимало сарай как помещение для содержания скота. Но на самом деле сарай – это элитное жилище, место проживания лидера и содержания его транспортных средств -лошадей.Обратимся к слову царь. Есть много версий происхождения этого слова: и кесарь (др.греч.), и цезарь (лат.). Но мы только что говорили, что хан казахов жил во дворце, который назывался сарай. Хан – это правитель Орды, проживающий в Сарае или правитель Сарайский, а потом Сарский, Царский. Впоследствии слово трансформировалось в Царь Ордынский, а близкие родственники соответственно: царица, царевич, царевна. Подтверждением этого является название ставки хана на Волге: Сарай-Бату — Царицын. Подобная трансформация названия видна на примере религиозных организаций. В Сарай-Бату была организована православная церковь, и первоначально она называлась Сарайская епархия. Потом название трансформировалось в Сарскую епархию (1261-1788 и 1918). В период усиления Московского княжества Сарская епархия была переведена в Москву и правителя Сарского стали называть Сарский владыка.Как в степи абсолютная власть принадлежала хану, так на Руси местным князьям. Но княжеская власть была слабее влияния русской православной церкви и распространялась только на одно княжество, да и эту власть приходилось делить с боярской думой. Таким образом, владыка мог конкурировать в борьбе за власть с князьями и иметь большую силу, чем они. Князь Иван Грозный, благодаря проведенным жестоким административным реформам, известным в истории как «опричнина», сумел укрепить свою власть так, что Боярская дума и православная церковь оказались в его подчинении. По примеру абсолютного лидера степи Царя Ордынского в 1547г. Грозный взял себе титул абсолютного лидера всех князей и подчиненных территорий — Царя Всея Руси.Подтверждением этого является посвященная императрице Российской империи Екатерине Великой знаменитая ода Г.Державина «Фелица» (1782г.) «Богоподобная царевна киргиз-кайсацкия орды…. Мурзам твоим не подражая, почасту ходишь ты пешком …»Еще одним заимствованным тюркизмом является слово улан. У казахов это был преданный хану воин, находящийся в его подчинении. Впоследствии так стали называть гвардейские конные части на Руси, в Польше, Болгарии.На Руси физически сильных, талантливых и умелых воинов из простого народа называли богатырями. Батыр и богатырь созвучные слова, и, возможно, богатырь – это более позднее образование от первоначального казахского слова батыр.Атаманом у казахов называли главаря бандитов. Перешедшее в украинский язык это слово потеряло негативное значение и стало обозначать предводителя неженатых мужчин — конников-казаков (запорожских, донских и прочих, т.е. хохлов), промышлявших набегами на соседей.Еще одним заимствованием из тюркского языка является слово караул. Его этимологию проследить нетрудно. В казахском языке карааул – смотреть за населенным пунктом. То есть караул – это служба охраны, а переводчиков в Московском княжестве, как было сказано выше, называли толмач.На Руси долгое время имело хождение слово ясак – деятельность по получению дохода от сбора дани, уплачиваемой обыкновенно натурой, главным образом, пушниной. Происходит оно от казахского жасак – дело или свод правил, регулирующих основную деятельность государства — сбор налогов и их трата.Весьма прозрачно сходство русского слова казна (одно из значений «хранилище ценного имущества») и казахского казан (емкость для хранения и приготовления пищи), т.е. место из которого кормится государство.Финансовые взаимоотношения на Руси определялись в эквивалентном товаре, который назвали деньги. Это созвучно степной денежной единице — тенге.Также очевидно, что русское слово былины (устные поэтические сказания) родственно казахскому названию билим – знания.Если касаться искусства, то самый древний музыкальный инструмент Московского княжества назывался домра, а не балалайка, как многие думают, т.к. балалайка появилась только в 18 веке. Домра – это струнный щипковый музыкальный инструмент, что очень напоминает домбру предков казахов.Все перечисленные названия обозначали структуры, должности, деятельность, культуру окружающих Степь оседлых народов в сравнении со степными народами — предками казахов.Теперь рассмотрим, какие имена несли сами народы.Жителей Московского княжества соседи не называли русскими, как сейчас, их называли москалями, московитами, кацапами. А те, в свою очередь, украинцев называли хохлами. Остановимся подробнее на слове хохол. Казахи в те времена носили чубчик. Было два вида чубчиков: айдар – чуб взрослого мужчины и кекил – чуб холостого молодого мужчины. А по-украински хохолок называется хихол, что родственно казахскому кекил. Вот и судите, есть здесь родство или нет?У меня есть мнение и относительно происхождения слова русский. В основе Российской империи было Московское княжество — военизированное государство, которое не жило набегами, так как ни у кого не было складов и товаров длительного хранения. Доходы от такой деятельности были нестабильны, непривлекательны. Вместо этого княжество осуществляло захват народов, накладывало на них обязательство регулярно выплачивать часть его доходов, т.е. налоговое бремя. Это была эффективная экономическая политика по сравнению с набегами. Но она требовала администрирования захваченных территорий, перепись населения, обмер земель, разработку налогов и их сбор. Московское княжество было государством воинов и вело жестокую оккупационную политику, т.е. «собирало земли». Администрация и армия состояли из выходцев из степи, которые воевали в конном строю и использовали в схватках холодное оружие: сабли, копья, дубинки. Воевать таким оружием приходилось в ближнем бою, что очень тяжело психологически, поэтому воинам нужно было иметь сильный дух, и, наступая на противника, они подбадривали друг друга громким боевым кличем «Ур-аа!!», что по-казахски означает «бей», «ударь», «дави» и деморализовали противника. Занимательно и то, что ругань, ссора, бой, битва, сражение на казахском языке – урыс. Таким образом, мы видим, что жители Московского княжества из-за проводимой ими оккупационной политики в отношении предков казахов были воинственными боевыми людьми, а значит, склонными к конфликтам, агрессии, отстаивающие свои интересы с помощью войны, т.е. урыс. Отсюда, из-за клича «Урра!!», из-за воинственности «Урыс» жители степи стали называть жителей Московии – урыс (орыс), что трансформировалось в слово рус, а страна в Русь. Данное название распространилось на все подчиненные ей (Руси) славянские племена и народы с последующей их русификацией и названием русский и страна Россия. По данному сценарию развивались и соседние государства: Киевское княжество, Галицко-Волынское государство, Великом Княжество Литовское, Польша, Болгария, Молдавское княжество, Валахия, но в жестокой конкурентной борьбе за лидерство они уступили право на гегемонию в регионе Московскому княжеству. Так легла карта истории. Но это отдельная тема.Дополнить можно еще одну версию существовавших названий. Если объективно оценить, как на самом деле велись боевые действия прошлых времен, насколько гуманным образом, то увидим отвратительные картины. И Московские военные, которые сражались кривыми саблями на конях, не исключение. Чтобы победить, они разрубали своих противников на куски, превращали в фарш все, что попадалось на пути, после штурма военные ходили по полю сражения по колено в крови, добивая противника! Эти действия походили на работу умелых специалистов по разделке туш животных-мясников. Мясник на казахском языке – касап. Отсюда и одно из названий победителей истории, профессиональных военных московитов -кацап.Обратимся к российской и европейской историографии и попытаемся узнать, откуда появились названия народов: татары и монголы. В связи с тем, что с приходом во власть династии Романовых истории Руси был навязан, скажем так, евростандарт, наименование ордынцы перестало существовать. В европейской истории благодаря императору Филиппу II (11-12 в) в употребление вошло название выходцев из степи — татары, что и закрепилось в официальной науке: энциклопедиях, учебниках, в программах учебных заведений. В древнегреческой мифологии словом Тартар обозначали страшное место на земле, находящееся в степях Евразии. Стоит отметить, что буква «р» в название Тартарии не произносится из-за правил чтения германских языков: tartar – [ta:tar], т.е. звучит как Татария. Если до Романовых предков казахов называли Казаками Ордынскими, то во время Петра уже татарами, а в последующем киргиз-казаками, киргиз-кайсаками.Поэтому степные общества и государства, где администрация и армия состояли из степняков, европейцы называли Татарией, а Московское государство – Московской Татарией. Помимо Московской Татарии на зарубежных картах 16-18 веков, а также в документах и энциклопедиях Европы были обозначены и другие страны на степных просторах — Великая Татария, Чина Татария и т.д. Соответственно жителей всех этих государств называли татарами. Вышеперечисленные примеры лингвистики раскрывают влияние предков казахов на Восточную Европу.Подобное происходило и на востоке от степи при формировании Китайской империи. Изучение лингвистических факторов доказывает это. Особенно убедительно это раскрыто в трудах известного на западе британского профессора-синолога Эдуарда X. Паркера (1849-1926) на рубеже XIX-XX вв. Он удивил научный мир своими оригинальными исследованиями древней истории тюркских народов по китайским источникам. Результатом этих исследований стало создание научной монографии «Тысяча лет из истории татар», изданной в конце XIX в. Книга принесла английскому ученому и дипломату мировую известность. В книге он доказывает, что в китайском языке в значительном количестве присутствуют тюркизмы, особенно пекинский диалект. «…Этот более испорченный татарским языком жаргон стандартного китайского языка, возможно, является наиболее худшим выбором, поскольку поиск любого сходства с татарским звучанием было намеренно желательным; однако, этот диалект наиболее знаком в Китае…». Данное произведение мало известно русскоязычным народам. Отсюда следует, в китайской истории предки казахов из степи сыграли значительную роль, чему свидетельствуют лингвистические доказательства по примеру состояния русского языка, где очень много присутствуют тюркские слова.Единственным местом, которое не называлось в европейской историографии и картографии Татарией, была Моголия или Империя Великих Моголов, где также жили выходцы из казахских степей. Это государство возникло на территории современной Индии, Пакистана и южного Афганистана. Но почему выходцы из той же степи европейцы назывались моголами, а не татарами? Дело в том, что термин могол применялся в Индии для обозначения мусульман Северной Индии и Центральной Азии. В 16 веке предводитель кочевников-степняков из Средней Азии Бабур пошел на Индию и захватил ее. Местные народы – индийцы назвали захватчиков моголами, то есть мусульманами. Впоследствии британские историки в период колонизации Индии Великобританией внесли в европейскую науку название «Моголы», а европейцы государям знаменитой тюркской династии дали титул «Великие Моголы»(1521-1870 г.) Так получилось, что один и тот же народ, предки казахов, в европейской историографии получил два названия: моголы и татары. И когда приглашенные в Россию немецкие ученые, а также прочие европейские историки (поляки, французы и т.д.) создавали историю Российской империи, то они объединили эти два названия в одно «татаро-монголы», а миграции неженатых молодых мужчин из степи в оседлые народы дали определение «татаро-монгольское нашествие». Местом исхода захватчиков историки обозначили далекую пустынную местность в районе Алтая и современную Монголию, где ее жители, ойраты, халха и другие также, как и предки казахов, вели кочевое животноводство, говорили на халха-монгольском языке, но они были малочисленны и проповедовали буддизм. Фактически представители названных выше народов появились на территории Европы лишь в 17 веке, как наемные конные части Российской империи, а в 16-18 веках они участвовали в конных формированиях Китайской империи. Калмыки-джунгары за плату, вооружение и обучение, выполняли исторический заказ созданных централизованных государств, России и Китая, по уничтожению предков казахов на просторах Евразии. Данные представления об истории отражены полно, всесторонне, красочно в трудах современных авторов, тем самым сильнее укрепляют в сознании человечества версию татаро-монгольского нашествия.Когда царь Петр I пришел к власти, он занялся европеизацией русского народа, его быта и истории и стал внедрять, как бы выразились сейчас, «евростандарт». Он убрал старую элиту, состоящую из выходцев из степи, а его потомки переписали историю на европейский лад, пригласив ученых из заграницы: немцев, голландцев, шведов и т.д. Петр I в корне менял традиции. Православная религия предполагала у русских ношение бороды, запрещало курение, одежда была консервативна, женщины были затворницами. Петр I заставил мужчин обрезать бороды, обязал употреблять табак, носить обтягивающие ноги панталоны, а женщины надели смелые наряды, платья с декольте. Все это подрывало православные устои. Дополнительно он ввел орган Синод и должность прокурора, который следил за церковью. Таким образом, Петр I перестраивал положение церкви на европейский лад, как и в Европе, где власть церкви стояла далеко не на первом месте. Он отказался и от титула «царь» в пользу европейского «император». Дал наказ своим потомкам: «чтобы бусурманского духу на Руси не осталось». Немецкие историки Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, Г.З.Байер и др., приглашенные последователями Петра I, писали историю России через призму европейской науки. И, как следствие проводимой политики европеизации, все народы Российской империи стали татарами с определениями: сибирские татары, волжские, уфимские, казанские, крымские, азиатские, финские, польские, литовские, петербургские, омские, московские, крещеные и т.д. Казахам дали название киргиз-кайсаки, киргиз-казаки, а моголами –монголами стали халха и ойраты — жители современной Монголии.Хочу выразить свою точку зрения по поводу существующей весьма спорной интерпретации имен ханов – Бату хана и Чингисхана. В бескрайней, простирающейся на сотни верст, плоской, открытой как океан, степи было очень трудно ориентироваться. Без знания навигации, без ориентиров, она была ловушкой для человека, гиблым местом. Казахи взяли за основу ориентации в пространстве направления сторон света: восход и заход солнца. В казахском языке восход — шыгыс, заход – батыс. Отсюда Восток-Шыгыс, а Запад-Батыс. Главным святым направлением был восток. Если встать лицом к востоку, то справа (в каз.языке правая сторона — он) будет Онтустик–Юг, а слева (в каз.языке — сол), соответственно, Солтустик-Север. В связи с этим, все что находится на западе от степи для казахов имело приставку бату, а на восток-шыгыс. Отсюда правитель Западных территорий Руси назывался у них Бату ханом. А ханом Востока – Китая был Шыгыс хан. Это не было именем одного человека, а было собирательным названием, нарицательным именем для всех ханов-правителей данных направлений и территорий.Веденное в обиход в средние века название Татар является заблуждением историков и филологов трех последних столетий, считавших его историко-этнографическим, что дало им основание развивать во многом ошибочные гипотезы о генеалогии и миграции племен и народов. Не только арабские и персидские писатели заблуждались, обозначая многочисленные тогда тюркские народы безразличным общим названием турки и татары, но и труды великих европейских ученых содержат те же ошибочные названия больших и малых этносов, ономастические и топонимические заблуждения, неправильные трактовки. При этом напрочь игнорируется и искажается исконное происхождение слов.В своих размышлениях я на приведенных лингвистических примерах пытаюсь еще раз показать, что взаимоотношения жителей степи и окружающих народов не просто имели место быть, но они были обширными, длительными, взаимопроникающими, и что эта ассимиляция внесла весомый вклад в развитие цивилизаций. Что молодые мужчины из степей, уходя в окружающие народы, как гастарбайтеры, принимали активное участие в их развитии. Они брали в жены местных невест, а родившихся детей матери воспитывали по своим обычаям. И хотя терялся язык, облик, традиции, но сохранялась у потомков память о родине их отцов, бескрайней степи. К сожалению, в мировой истории сложилось несправедливое, негативное мнение о вкладе степняков в развитие государственности многих народов. Поэтому у меня назрела необходимость поделиться своими мыслями и внести недостающее звено в теорию развития цивилизации на материке Евразия.Все, что было сказано в этой статье, гипотетично, но любая гипотеза стоит того, чтобы иначе посмотреть на привычные и устоявшиеся вещи, и решить, что есть правда, а что просто историческая подтасовка, принятая за факт.Абуев Нуркасым [email protected]Источник http://www.ia-centr.ru/expert/14723/

ja-rus.ru

Хасаев Чингисхан - Чеченская Респ. г.Грозный

Хасаев Чингисхан
  • На сайте с: 28.03.09
  • Дата рождения: 24.08.72
  • Email: [email protected]
  • Телефон: +7 (928) 641-46-78
  • Страна: Россия
  • Город: Грозный
  • Общий рейтинг: 699
  • Рейтинг по разделу "Живопись": 699
  • English version
  • Сайт на Arts.In.UA
Чингисхан Висихаевич ХАСАЕВ

Родился 24 августа 1972 года в с. Садовое, Ставропольского края. С 2007 года проживает в городе Грозном. Окончил Чеченский Государственный Университет. Победитель V Московского Международного фестиваля искусств «Традиции и современность» в 2010 г. Победитель международной выставки в г. Нью-Йорке «Глобал тайд» в 2011 г. В 2012 году присвоено почетное звание «Заслуженный художник Чеченской Республики». Член ВТОО «Союз Художников России» с 2014 года. В 2016 году награжден медалью Министерства культуры Чеченской Республики «За развитие культуры».

Произведения Чингисхана Хасаева — это результат философского осмысление жизни и поэтапной последовательной работы автора над полотном - крайне детализированная техника. Практически все сюжеты картин Чингисхана фантастичны и основаны на смешении впечатлений от реальной жизни и сновидений. Фантазия автора выражена в городских и горных пейзажах, как правило, с изображением стаффажа, как будто открывающие вид в параллельную реальность, где могли бы существовать подобные сложные архитектурные сооружения и природные ландшафты. Искусство Чингисхана выделяется новой эстетикой в чеченском изобразительном искусстве, содержанием и манерой исполнения особенно проявившейся в картинах «5-й Рим» и «XX-17». В урбанистических пейзажах, созданных художником - соотношение объемов и масс в архитектуре большого города, текущие в этих объемах потоки автомобильного движения, нагромождения зданий - все это благодаря своей грандиозности приобретает футуристический вид. В своих новых работах автор обращается так же к привычным для него жанрам, но в новом прочтении и технике — меняется характер нанесения красок, появляются ночные пейзажи, где «сложно писать тени в тени теней» - как образно говорит Чингисхан.

Персональные выставки Ч. Хасаева и участие в общих выставках.

2006г. Декабрь, г. Грозный, выставочный зал здания министерства культуры ЧР. Участие в Республиканской выставке, по случаю Нового Года. Картина: «День» (1999). 2007г. Апрель, г. Грозный, Национальный музей ЧР. Участие в выставке, по случаю открытия Национального музея ЧР. Картина: «ХХ-17» (2002). 2007г. Май, г. Пятигорск, Музей-заповедник М. Ю. Лермонтова. Участие в выездной выставке чеченских художников. Картина: «ХХ-17» (2002). 2009г. Апрель, г. Грозный, выставочный зал Комитета ЧР по делам молодежи. Первая персональная выставка Ч. Хасаева. Выставлено 15 картин. 2009г. Май, г. Москва, Центральный выставочный зал «Манеж». Участие в III Московском международном фестивале искусств «Традиции и современность». Картины: «5-й Рим» (2001), «ХХ-17» (2002), «Каньон» (2007), «День» (1999), «Аромат весны» (2009)… 2010г. Июнь, г. Москва, Крокус Экспо. Участие и победа на IV Московском международном фестивале искусств «Традиции и современность». Картины: «2020 год. Грозный» (2009), «Грозный, 1969-й» (2010), «Аромат весны» (2009), «5-й Рим» (2001)… 2010г. Ноябрь, г. Грозный, Мемориальный комплекс Аллея Славы. Вторая персональная выставка Ч. Хасаева. Выставлено более 25 картин. 2011г. Январь, г. Нью-Йорк, Манхеттен Малл. Участие и победа на международной выставке «Глобальная волна». Картины: «19 75» (2010), «5-й Рим» (2001), «Свет, после тысячи дней дождя» (2010)… 2011г. Февраль, г. Ставрополь, выставочный зал СКДНТ. Третья персональная выставка Ч. Хасаева «Мой город будущего». Выставлено 25 картин. 2012г. Апрель, г. Москва, Государственный Кремлевский Дворец. Участие в Фестивале искусств народов Северо-Кавказского Федерального Округа. Картина: «Город Грозный. Зимняя сказка» (2011). 2013г. Апрель, г. Грозный, Мемориальный комплекс Аллея Славы. Четвертая персональная выставка Ч. Хасаева «Лабиринт». Выставлено 39 картин. 2014г. Январь, г. Грозный, Мемориальный комплекс Аллея Славы. Участие в Республиканской выставке «Живи и процветай, Республика моя», ко Дню восстановления Республики. Картина: «Мечты о возвращении домой» (2013). 2014г. Сентябрь, г. Грозный, Мемориальный комплекс Аллея Славы. Участие в Зональной выставке Союза Художников России «Юг России». Картина: «Город гроз и радуги» (2012). 2015г. Март, г. Грозный, Мемориальный комплекс Аллея Славы. Участие в межрегиональной выставке «Цветы весны» к Международному женскому дню. Картина: «Весна» (2015). 2016г. Май, г. Москва, Центральный выставочный зал «Манеж». Участие в Х Московском международном фестивале искусств «Традиции и современность». Картина: «Вечерний Грозный» (2015). 2016г. Август, г. Грозный, Мемориальный комплекс Аллея Славы. Участие в Республиканской выставке «Художники Чеченской Республики» (юбилейная выставка ЧРО СХР). Картина: «Грозный. Дождливый день» (2016), «Шёпот весны» (2016). 2016г. Сентябрь, г. Грозный, Национальный музей ЧР. Участие в Республиканской выставке «Грозный. По переулкам памяти моей», ко Дню города Грозного. Картины: «Вечерний Грозный» (2015), «Город гроз и солнца» (2015). 2016г. Сентябрь, г. Грозный, Центр современного искусства. Пятая персональная выставка Ч. Хасаева «Контражур». Выставлено 25 картин.

arts.in.ua


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта