10 интересных фактов о «Прогулке» Марка Шагала. Картина прогулка шагала


8 символов, зашифрованных в "Прогулке " Марка Шагала

 

Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.

8 символов, зашифрованных в "Прогулке " Марка Шагала

В 1909 году в Витебске подруга Шагала представила ему свою бывшую одноклассницу. «И я понял — это моя жена», — вспоминал художник.

Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. И соседей, когда однажды ночью вылезла из мастерской через окно, не желая будить хозяина квартиры. Родня Беллы осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но чувства девушки были серьезными. Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж.

Революция все перевернула: имущество родителей Беллы конфисковали большевики, а Шагал был назначен в родной Витебск комиссаром искусств. В этот период он написал несколько картин о безмятежном счастье с молодой супругой, в их числе «Прогулку».

Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей«Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал изобразил себя: он стоит, опустив правую руку, а в ладони, близко к земле, бьется птица. Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия… Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Поэтому он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу.

1 Полет. «Человеком воздуха» («люфтменч» на идише) называют того, кто полон идей, далеких от реальности. Но Шагал, который любил изображать персонажей своих картин летящими, придает оторванности от земли другой смысл. «Чтобы взлететь, — утверждал художник, — мало мечтательности, нужен темперамент, восторг, теснящий грудь, страсть, поднимающая в воздух». Шагал показывает чувства как физические действия: героиня «Прогулки» летит, окрыленная любовью и счастьем.

8 символов, зашифрованных в "Прогулке " Марка Шагала

2 Художник. Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»). Здесь он счастливый влюбленный, который вот-вот оторвется от земли вслед за летящей избранницей. Правда, искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в «картине-представлении» «Прогулка» несколько деланая улыбка (художника. — Прим. «Вокруг света») заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции.

8 символов, зашифрованных в "Прогулке " Марка Шагала

3 Белла. Она «парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет» — так писал художник о супруге. Белла была советчицей живописца, вдохновительницей и сквозным персонажем его картин. Шагал постоянно рисовал жену, даже после ее смерти. Образ Беллы присутствует более чем в 2000 его работ.

8 символов, зашифрованных в "Прогулке " Марка Шагала

4 Город. Родной Витебск, где прошли детство и юность Шагала, также стал одним из сквозных образов в его произведениях. Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом». Но Витебск Шагала — это не только место с узнаваемыми деталями, но и Вечный город, подобный Иерусалиму, ключевому образу библейской вселенной. Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм».

8 символов, зашифрованных в "Прогулке " Марка Шагала

5 Храм. Спасо-Преображенскую церковь было видно из окна комнаты художника в родительском доме. «Этот пригорок с церковью я не раз и всегда с удовольствием изображал на своих картинах», — вспоминал Шагал. До наших дней она не сохранилась. Для художника эта церковь не только часть дорогого ему пейзажа из воспоминаний детства: Храм — атрибут совершенного Города.

8 символов, зашифрованных в "Прогулке " Марка Шагала

6 Графин и бокал с вином на узорчатой скатерти подчеркивают праздничное настроение картины.

8 символов, зашифрованных в "Прогулке " Марка Шагала

7 Пасущееся животное. Окраины Витебска в то время мало отличались от деревни, местные жители держали скот. Лошади и коровы часто появляются в живописи и графике Шагала, в данном случае — для усиления пасторальной атмосферы.

8 символов, зашифрованных в "Прогулке " Марка Шагала

8 Земля для Шагала — воплощение материнского начала. «Вообще люблю лежать, уткнувшись в землю, шептать ей свои горести и мольбы», — писал он в автобиографии. Здесь земля и дома, стоящие на ней, зеленые. Это любимый цвет Шагала, и на картинах он часто связан с ощущением радости и любви к жизни.

8 символов, зашифрованных в "Прогулке " Марка ШагалаХУДОЖНИКМарк Шагал

1887 — Родился в еврейском местечке Витебска в семье грузчика селедочной лавки.1907–1910 — Учился живописи в Петербурге.1910–1914 — Уехал в Европу, жил в Париже.1912 — Написал «Автопортрет с семью пальцами».1915 — Женился на Белле Розенфельд.1914–1918 — Писал «Над городом».1917–1918 — Создал «Прогулку», «Двойной портрет с бокалом вина».1918–1920 — Руководил основанным им в Витебске художественным училищем.1922 — Эмигрировал в Европу.1938 — Написал «Белое распятие».1941 — Уехал с семьей в США.1948 — Вернулся во Францию.1985 — Умер в лифте своего дома в Сен-Поль-де-Ванс (Лазурный Берег).

Читайте: Такое искусство любого заставит отказаться от кожаных вещей!

©

korysno.pro

История одного шедевра: «Над городом» Шагала

О любви немало песен сложено, да и картин написано предостаточно. Казалось бы, еще одну — полотно «Над городом» — нам представляет Марк Шагал, художник с тонкой душевной организацией, преданностью первой жене и нежным взглядом на мир. Но не тут-то было. Что скрывается за романтическим образом, рассказывает Снежана Петрова.

«Над городом» Марка Шагала (1918)

Сюжет

Марк и Белла летят над Витебском. Конечно, первое, что приходит в голову при взгляде на полотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев и возносит их над повседневностью (представленной в виде городского пейзажа с козой и мужиком со спущенными штанами).

Но полет — это и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Макс и Белла. Это и состояние: созерцание, не участие, отстраненность.

Все женские образы Шагала списаны с первой жены

Витебск здесь — такой же полноправный участник сюжета, как и Марк с Беллой, как и коза с мужиком. В зависимости от трактовки полета, образ города также приобретает разные грани. Это и город как таковой, с его суетой и повседневными заботами. Это и метафора жизни, происходящих событий. Это и некий фон, на котором ярче выступают тезисы о том, что самые главные вещи — не вещи. Это и ларец воспоминаний о детстве, юности и взрослых годах (ведь Витебск — родной Шагалу город, куда он неоднократно возвращался).

Как выглядел Витебск в первой четверти XX века

О персонажах на полотне, по-честному, нельзя говорить «двое». То, как их изобразил художник, напоминает историю о половинках, которые ищут друг друга и, если повезет, находят. Поэтому у них по одной руке, мужской корпус как бы перетекает в женский, ноги переплетены практически до состояния единения. Опять же, трактовать это можно и на физическом, и на метафизическом уровнях.

Контекст

Марк Шагал был художником-однолюбом. Да, женат он был не единожды. Но практически на всех полотнах женские образы вдохновлены одной прекрасной дамой — Бертой (Беллой) Розенфельд.

Шагал пишет Беллу

Познакомились они в 1909 году. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. «С ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал в книге «Моя жизнь». К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.

Витебск — полноценный герой полотен Шагала

Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв помог взлететь героям не только этой картины художника, но и других, например, «Прогулка».

«Прогулка», Марк Шагал (1918)

Судьба художника

Марк Шагал прожил почти 100 лет. Своим творчеством он смог обиться такого признания и авторитета, что в конце 1970-х в Лувре была устроена выставка работ художника, приуроченная к его 90-летию. Чтобы вы понимали всю торжественность момента, Лувр никогда до этого не выставлял работы при жизни автора.

А начинался путь Шагала с 27 рублей, которые отец бросил ему под стол и сказал, что больше на образование дать не может. Для молодого амбициозного Марка и этого было достаточно, чтобы очертя голову броситься в круговерть петербургской богемной жизни. Надо сказать, что где бы он не жил, никогда не терял времени даром: учился, знакомился с тусовкой, одним словом — нетворкинг. Даже со своей первой женой он познакомился на одной из таких вечеринок «для своих».

Шагал считал себя не русским и не французом, но евреем

На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Прогремел художник уже после возвращения на родину. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». Уже в это время проявился почерк Шагала, который в последующих работах и обеспечил ему известность и узнаваемость. Образы и объекты на холсте не детализированы. Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики — вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.

Ученики Шагала вспоминали, как он рассказывал им необыкновенные истории о взаимоотношениях предметов в композиции, об их любви и вражде. Нравилось художнику наделять неодушевленный предмет свойственными человеку чувствами и мыслями.

Лувр, нарушая традиции, устроил выставку Шагала при жизни художника

В начале 1920-х он окончательно простился с Россией. После эмиграции Шагал был крайне успешен. Так называемый отрыв от почвы не помешал ему не только найти новые жанры для выражения идейных замыслов, но и заработать приличное состояние, а также сменить несколько жен после смерти незабвенной Беллы.

Считается, что Франция и Россия оспаривают, чей Шагал художник — русский или французский. Если пойти грубо математически, то в пользу Франции говорит тот факт, что Шагал был ее гражданином 62 года (из 97-ми прожитых). Если метафизически, то вопрос гражданства в истории художника — дело десятое. Шагал не тот и не другой. Его больше беспокоили еврейские корни, культура. Сюжет большинства его картин — переведенный на язык живописи еврейский фольклор.

«Еврейская свадьба», Марк Шагал (1910)

В одном из эссе он говорит: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».

JSON error: -1

diletant.media

10 интересных фактов о «Прогулке» Марка Шагала

Марк Шагал. Прогулка. 1917 год. Холст, масло. 170х163,5 сантиметров. Государственный Русский музей.

1. Марк Шагал – один из самых известных представителей русского авангарда, родился в Витебской губернии (его настоящее имя Мовша Хацкелевич), а умер в Париже. В общем, далеко не самая уникальная судьба для человека, появившегося на свет в самом конце XIX века. Однако Шагал прожил 97 лет и стал настоящим символом своего времени. Необычайно плодовитый, он не только написал несколько тысяч картин, но занимался сценографией и сложением стихов на идише. И все же одной из вершин его творчества многие специалисты считают картину «Прогулка», появившуюся в тяжелом для страны 1917 году.

2. Творчество Шагала вообще очень автобиографично. Поэтому у исследователей творчества художника нет сомнений в том, что на полотне он изобразил себя и свою жену Беллу (Берту) Розенфельд. Шагал встретился с ней впервые в 1909 году, и спустя шесть лет они поженились. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Родня осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но Беллу не остановила даже четырехлетняя разлука с любимым – Шагал уезжал в заграничную поездку для стажировки. Белла на долгие годы стала музой авангардиста. Он часто изображал ее на своих картинах. Более того, в чертах всех женщин, появившихся на полотнах Шагала можно разглядеть и черты Беллы. По некоторым подсчетам образ этой удивительной женщины присутствует более чем на 2 тысячах работ Шагала.

3. Революция перевернула привычный быт Шагала и его семьи. Имущество родителей Беллы конфисковали большевики. А художника отправили в родной Витебск комиссаром искусств. Но если посмотреть на картины Шагала того периода, то кажется, что жизнь супругов оставалась безмятежной. Именно в этот трудный период он написал несколько картин о счастье с молодой женой. В том числе и «Прогулку».

4. Как и большинство картин Шагала, «Прогулка» метафорична. Лирический полет – это желание оторваться от земли, непростого быта, революции. И, конечно, раскрыть заново тему любви. В своей автобиографической книге он писал: «Художнику надо иногда быть в пеленках». Это вовсе не означает незрелость. Скорее речь здесь идет об умении видеть все чистыми глазами ребенка. Как будто с тобой это происходит в первый раз. Поэтому Шагал – признанный лирик и юморист, бунтарь против правил в искусстве.

5. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения. Похоже, что в «Прогулке» он решил вступить в спор с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал не просто изобразил себя на картине. Он стоит, опустив правую руку, а в его ладони у земли бьется птица. Но хитрец Шагал крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Значит, подсказывает нам художник, выбор иногда можно и не делать.

6. Витебск – это не только декорации, на фоне которых разворачивается сюжет, но и полноправный герой картины. Свой родной город Шагал писал много. Для него это больше чем захолустный городишко на западной окраине большой империи. Это аллегория Иерусалима. В «Прогулке» отражены некоторые детали быта Витебска. Например, бледно-розовая Спасо-Преображенская церковь – ее было видно из окна комнаты художника в родительском доме. А еще – лошади, пасущиеся невдалеке.

7. Можно заметить, что на картине художник изобразил две силы. С одной стороны – это земля, расположенная под ногами самого Шагала, а с другой стороны – небо, в котором парит его жена. Кстати говоря, такое резкое разделение картины на условные «землю» и «небо» берут свое начало в иконописи. И в «Прогулке» Шагал использует эти приемы. Зато, в отличие от икон, настроение в этой картине полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.

8. В 1917 и 1918 году Шагал много и напряженно работает. Так что неудивительно, что «Прогулка» стала частью триптиха. Кроме этого полотна в серию входят также работы «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» герои только готовятся к полету – Белла сидит у Шагала на плечах. А в картине «Над городом» уже пролетают над мостовыми вдвоем.

9. Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей. Такой мотив встречался у Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели - вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. Но в «Прогулке» Шагал стремился сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и счастья. Во всех картинах триптиха герои преодолевают земное тяготение с такой легкостью, что у зрителя и мысли не возникает о неестественности полета.

10. Сейчас триптих «разлучен». Картина «Над городом» попала в Третьяковскую галерею. В 1973 году во время визита в Советский Союз уже сильно пожилой Шагал пожелал навестить ее и долго стоял у полотна. А «Прогулка» выставлена в Русском музее. Впрочем, в эти дни она «путешествует». В ближайшее время она окажется в Малаге на выставке «Шагал и его российские современники». И уже потом вернется в Петербург.

Марк Шагал. "Прогулка"

Марк Шагал. "Прогулка"

СПРАВКА "КП"

Марк Шагал родился в 7 июля 1887 года в Витебске. В двадцать лет покинул родной город, переехав в Петербург.

В 1910- 1914 годах Шагал жил в Париже, где продолжал учиться живописи. Резкие деформации и цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом, оказали большое влияние на развитие сюрреализма.

Перед революцией Шагал вернулся на родину, но с 1923 года обосновался в Париже. В 1933-м пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника. Когда началась Вторая мировая война Шагал с его еврейским происхождением оказался в опасности. В 1941-м ему удалось эмигрировать из подконтрольной фашистам Франции в США.

Он прожил 97 лет и умер 28 марта 1985-го в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова

Согласно легенде, в юношеском возрасте Василий Поленов увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу», и она произвела на него такое впечатление, что студент академии художеств решил создать полотно на схожую тему (подробнее)

www.yar.kp.ru

10 интересных фактов о «Прогулке» Марка Шагала

Марк Шагал. Прогулка. 1917 год. Холст, масло. 170х163,5 сантиметров. Государственный Русский музей.

1. Марк Шагал – один из самых известных представителей русского авангарда, родился в Витебской губернии (его настоящее имя Мовша Хацкелевич), а умер в Париже. В общем, далеко не самая уникальная судьба для человека, появившегося на свет в самом конце XIX века. Однако Шагал прожил 97 лет и стал настоящим символом своего времени. Необычайно плодовитый, он не только написал несколько тысяч картин, но занимался сценографией и сложением стихов на идише. И все же одной из вершин его творчества многие специалисты считают картину «Прогулка», появившуюся в тяжелом для страны 1917 году.

2. Творчество Шагала вообще очень автобиографично. Поэтому у исследователей творчества художника нет сомнений в том, что на полотне он изобразил себя и свою жену Беллу (Берту) Розенфельд. Шагал встретился с ней впервые в 1909 году, и спустя шесть лет они поженились. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Родня осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но Беллу не остановила даже четырехлетняя разлука с любимым – Шагал уезжал в заграничную поездку для стажировки. Белла на долгие годы стала музой авангардиста. Он часто изображал ее на своих картинах. Более того, в чертах всех женщин, появившихся на полотнах Шагала можно разглядеть и черты Беллы. По некоторым подсчетам образ этой удивительной женщины присутствует более чем на 2 тысячах работ Шагала.

3. Революция перевернула привычный быт Шагала и его семьи. Имущество родителей Беллы конфисковали большевики. А художника отправили в родной Витебск комиссаром искусств. Но если посмотреть на картины Шагала того периода, то кажется, что жизнь супругов оставалась безмятежной. Именно в этот трудный период он написал несколько картин о счастье с молодой женой. В том числе и «Прогулку».

4. Как и большинство картин Шагала, «Прогулка» метафорична. Лирический полет – это желание оторваться от земли, непростого быта, революции. И, конечно, раскрыть заново тему любви. В своей автобиографической книге он писал: «Художнику надо иногда быть в пеленках». Это вовсе не означает незрелость. Скорее речь здесь идет об умении видеть все чистыми глазами ребенка. Как будто с тобой это происходит в первый раз. Поэтому Шагал – признанный лирик и юморист, бунтарь против правил в искусстве.

5. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения. Похоже, что в «Прогулке» он решил вступить в спор с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал не просто изобразил себя на картине. Он стоит, опустив правую руку, а в его ладони у земли бьется птица. Но хитрец Шагал крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Значит, подсказывает нам художник, выбор иногда можно и не делать.

6. Витебск – это не только декорации, на фоне которых разворачивается сюжет, но и полноправный герой картины. Свой родной город Шагал писал много. Для него это больше чем захолустный городишко на западной окраине большой империи. Это аллегория Иерусалима. В «Прогулке» отражены некоторые детали быта Витебска. Например, бледно-розовая Спасо-Преображенская церковь – ее было видно из окна комнаты художника в родительском доме. А еще – лошади, пасущиеся невдалеке.

7. Можно заметить, что на картине художник изобразил две силы. С одной стороны – это земля, расположенная под ногами самого Шагала, а с другой стороны – небо, в котором парит его жена. Кстати говоря, такое резкое разделение картины на условные «землю» и «небо» берут свое начало в иконописи. И в «Прогулке» Шагал использует эти приемы. Зато, в отличие от икон, настроение в этой картине полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.

8. В 1917 и 1918 году Шагал много и напряженно работает. Так что неудивительно, что «Прогулка» стала частью триптиха. Кроме этого полотна в серию входят также работы «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» герои только готовятся к полету – Белла сидит у Шагала на плечах. А в картине «Над городом» уже пролетают над мостовыми вдвоем.

9. Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей. Такой мотив встречался у Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели - вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. Но в «Прогулке» Шагал стремился сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и счастья. Во всех картинах триптиха герои преодолевают земное тяготение с такой легкостью, что у зрителя и мысли не возникает о неестественности полета.

10. Сейчас триптих «разлучен». Картина «Над городом» попала в Третьяковскую галерею. В 1973 году во время визита в Советский Союз уже сильно пожилой Шагал пожелал навестить ее и долго стоял у полотна. А «Прогулка» выставлена в Русском музее. Впрочем, в эти дни она «путешествует». В ближайшее время она окажется в Малаге на выставке «Шагал и его российские современники». И уже потом вернется в Петербург.

Марк Шагал. "Прогулка"

Марк Шагал. "Прогулка"

СПРАВКА "КП"

Марк Шагал родился в 7 июля 1887 года в Витебске. В двадцать лет покинул родной город, переехав в Петербург.

В 1910- 1914 годах Шагал жил в Париже, где продолжал учиться живописи. Резкие деформации и цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом, оказали большое влияние на развитие сюрреализма.

Перед революцией Шагал вернулся на родину, но с 1923 года обосновался в Париже. В 1933-м пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника. Когда началась Вторая мировая война Шагал с его еврейским происхождением оказался в опасности. В 1941-м ему удалось эмигрировать из подконтрольной фашистам Франции в США.

Он прожил 97 лет и умер 28 марта 1985-го в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова

Согласно легенде, в юношеском возрасте Василий Поленов увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу», и она произвела на него такое впечатление, что студент академии художеств решил создать полотно на схожую тему (подробнее)

www.tomsk.kp.ru

10 интересных фактов о «Прогулке» Марка Шагала

Марк Шагал. Прогулка. 1917 год. Холст, масло. 170х163,5 сантиметров. Государственный Русский музей.

1. Марк Шагал – один из самых известных представителей русского авангарда, родился в Витебской губернии (его настоящее имя Мовша Хацкелевич), а умер в Париже. В общем, далеко не самая уникальная судьба для человека, появившегося на свет в самом конце XIX века. Однако Шагал прожил 97 лет и стал настоящим символом своего времени. Необычайно плодовитый, он не только написал несколько тысяч картин, но занимался сценографией и сложением стихов на идише. И все же одной из вершин его творчества многие специалисты считают картину «Прогулка», появившуюся в тяжелом для страны 1917 году.

2. Творчество Шагала вообще очень автобиографично. Поэтому у исследователей творчества художника нет сомнений в том, что на полотне он изобразил себя и свою жену Беллу (Берту) Розенфельд. Шагал встретился с ней впервые в 1909 году, и спустя шесть лет они поженились. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Родня осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но Беллу не остановила даже четырехлетняя разлука с любимым – Шагал уезжал в заграничную поездку для стажировки. Белла на долгие годы стала музой авангардиста. Он часто изображал ее на своих картинах. Более того, в чертах всех женщин, появившихся на полотнах Шагала можно разглядеть и черты Беллы. По некоторым подсчетам образ этой удивительной женщины присутствует более чем на 2 тысячах работ Шагала.

3. Революция перевернула привычный быт Шагала и его семьи. Имущество родителей Беллы конфисковали большевики. А художника отправили в родной Витебск комиссаром искусств. Но если посмотреть на картины Шагала того периода, то кажется, что жизнь супругов оставалась безмятежной. Именно в этот трудный период он написал несколько картин о счастье с молодой женой. В том числе и «Прогулку».

4. Как и большинство картин Шагала, «Прогулка» метафорична. Лирический полет – это желание оторваться от земли, непростого быта, революции. И, конечно, раскрыть заново тему любви. В своей автобиографической книге он писал: «Художнику надо иногда быть в пеленках». Это вовсе не означает незрелость. Скорее речь здесь идет об умении видеть все чистыми глазами ребенка. Как будто с тобой это происходит в первый раз. Поэтому Шагал – признанный лирик и юморист, бунтарь против правил в искусстве.

5. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения. Похоже, что в «Прогулке» он решил вступить в спор с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал не просто изобразил себя на картине. Он стоит, опустив правую руку, а в его ладони у земли бьется птица. Но хитрец Шагал крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Значит, подсказывает нам художник, выбор иногда можно и не делать.

6. Витебск – это не только декорации, на фоне которых разворачивается сюжет, но и полноправный герой картины. Свой родной город Шагал писал много. Для него это больше чем захолустный городишко на западной окраине большой империи. Это аллегория Иерусалима. В «Прогулке» отражены некоторые детали быта Витебска. Например, бледно-розовая Спасо-Преображенская церковь – ее было видно из окна комнаты художника в родительском доме. А еще – лошади, пасущиеся невдалеке.

7. Можно заметить, что на картине художник изобразил две силы. С одной стороны – это земля, расположенная под ногами самого Шагала, а с другой стороны – небо, в котором парит его жена. Кстати говоря, такое резкое разделение картины на условные «землю» и «небо» берут свое начало в иконописи. И в «Прогулке» Шагал использует эти приемы. Зато, в отличие от икон, настроение в этой картине полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.

8. В 1917 и 1918 году Шагал много и напряженно работает. Так что неудивительно, что «Прогулка» стала частью триптиха. Кроме этого полотна в серию входят также работы «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» герои только готовятся к полету – Белла сидит у Шагала на плечах. А в картине «Над городом» уже пролетают над мостовыми вдвоем.

9. Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей. Такой мотив встречался у Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели - вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. Но в «Прогулке» Шагал стремился сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и счастья. Во всех картинах триптиха герои преодолевают земное тяготение с такой легкостью, что у зрителя и мысли не возникает о неестественности полета.

10. Сейчас триптих «разлучен». Картина «Над городом» попала в Третьяковскую галерею. В 1973 году во время визита в Советский Союз уже сильно пожилой Шагал пожелал навестить ее и долго стоял у полотна. А «Прогулка» выставлена в Русском музее. Впрочем, в эти дни она «путешествует». В ближайшее время она окажется в Малаге на выставке «Шагал и его российские современники». И уже потом вернется в Петербург.

Марк Шагал. "Прогулка"

Марк Шагал. "Прогулка"

СПРАВКА "КП"

Марк Шагал родился в 7 июля 1887 года в Витебске. В двадцать лет покинул родной город, переехав в Петербург.

В 1910- 1914 годах Шагал жил в Париже, где продолжал учиться живописи. Резкие деформации и цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом, оказали большое влияние на развитие сюрреализма.

Перед революцией Шагал вернулся на родину, но с 1923 года обосновался в Париже. В 1933-м пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника. Когда началась Вторая мировая война Шагал с его еврейским происхождением оказался в опасности. В 1941-м ему удалось эмигрировать из подконтрольной фашистам Франции в США.

Он прожил 97 лет и умер 28 марта 1985-го в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова

Согласно легенде, в юношеском возрасте Василий Поленов увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу», и она произвела на него такое впечатление, что студент академии художеств решил создать полотно на схожую тему (подробнее)

www.irk.kp.ru

10 интересных фактов о «Прогулке» Марка Шагала

Марк Шагал. Прогулка. 1917 год. Холст, масло. 170х163,5 сантиметров. Государственный Русский музей.

1. Марк Шагал – один из самых известных представителей русского авангарда, родился в Витебской губернии (его настоящее имя Мовша Хацкелевич), а умер в Париже. В общем, далеко не самая уникальная судьба для человека, появившегося на свет в самом конце XIX века. Однако Шагал прожил 97 лет и стал настоящим символом своего времени. Необычайно плодовитый, он не только написал несколько тысяч картин, но занимался сценографией и сложением стихов на идише. И все же одной из вершин его творчества многие специалисты считают картину «Прогулка», появившуюся в тяжелом для страны 1917 году.

2. Творчество Шагала вообще очень автобиографично. Поэтому у исследователей творчества художника нет сомнений в том, что на полотне он изобразил себя и свою жену Беллу (Берту) Розенфельд. Шагал встретился с ней впервые в 1909 году, и спустя шесть лет они поженились. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Родня осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но Беллу не остановила даже четырехлетняя разлука с любимым – Шагал уезжал в заграничную поездку для стажировки. Белла на долгие годы стала музой авангардиста. Он часто изображал ее на своих картинах. Более того, в чертах всех женщин, появившихся на полотнах Шагала можно разглядеть и черты Беллы. По некоторым подсчетам образ этой удивительной женщины присутствует более чем на 2 тысячах работ Шагала.

3. Революция перевернула привычный быт Шагала и его семьи. Имущество родителей Беллы конфисковали большевики. А художника отправили в родной Витебск комиссаром искусств. Но если посмотреть на картины Шагала того периода, то кажется, что жизнь супругов оставалась безмятежной. Именно в этот трудный период он написал несколько картин о счастье с молодой женой. В том числе и «Прогулку».

4. Как и большинство картин Шагала, «Прогулка» метафорична. Лирический полет – это желание оторваться от земли, непростого быта, революции. И, конечно, раскрыть заново тему любви. В своей автобиографической книге он писал: «Художнику надо иногда быть в пеленках». Это вовсе не означает незрелость. Скорее речь здесь идет об умении видеть все чистыми глазами ребенка. Как будто с тобой это происходит в первый раз. Поэтому Шагал – признанный лирик и юморист, бунтарь против правил в искусстве.

5. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения. Похоже, что в «Прогулке» он решил вступить в спор с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал не просто изобразил себя на картине. Он стоит, опустив правую руку, а в его ладони у земли бьется птица. Но хитрец Шагал крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Значит, подсказывает нам художник, выбор иногда можно и не делать.

6. Витебск – это не только декорации, на фоне которых разворачивается сюжет, но и полноправный герой картины. Свой родной город Шагал писал много. Для него это больше чем захолустный городишко на западной окраине большой империи. Это аллегория Иерусалима. В «Прогулке» отражены некоторые детали быта Витебска. Например, бледно-розовая Спасо-Преображенская церковь – ее было видно из окна комнаты художника в родительском доме. А еще – лошади, пасущиеся невдалеке.

7. Можно заметить, что на картине художник изобразил две силы. С одной стороны – это земля, расположенная под ногами самого Шагала, а с другой стороны – небо, в котором парит его жена. Кстати говоря, такое резкое разделение картины на условные «землю» и «небо» берут свое начало в иконописи. И в «Прогулке» Шагал использует эти приемы. Зато, в отличие от икон, настроение в этой картине полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.

8. В 1917 и 1918 году Шагал много и напряженно работает. Так что неудивительно, что «Прогулка» стала частью триптиха. Кроме этого полотна в серию входят также работы «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» герои только готовятся к полету – Белла сидит у Шагала на плечах. А в картине «Над городом» уже пролетают над мостовыми вдвоем.

9. Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей. Такой мотив встречался у Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели - вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. Но в «Прогулке» Шагал стремился сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и счастья. Во всех картинах триптиха герои преодолевают земное тяготение с такой легкостью, что у зрителя и мысли не возникает о неестественности полета.

10. Сейчас триптих «разлучен». Картина «Над городом» попала в Третьяковскую галерею. В 1973 году во время визита в Советский Союз уже сильно пожилой Шагал пожелал навестить ее и долго стоял у полотна. А «Прогулка» выставлена в Русском музее. Впрочем, в эти дни она «путешествует». В ближайшее время она окажется в Малаге на выставке «Шагал и его российские современники». И уже потом вернется в Петербург.

Марк Шагал. "Прогулка"

Марк Шагал. "Прогулка"

СПРАВКА "КП"

Марк Шагал родился в 7 июля 1887 года в Витебске. В двадцать лет покинул родной город, переехав в Петербург.

В 1910- 1914 годах Шагал жил в Париже, где продолжал учиться живописи. Резкие деформации и цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом, оказали большое влияние на развитие сюрреализма.

Перед революцией Шагал вернулся на родину, но с 1923 года обосновался в Париже. В 1933-м пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника. Когда началась Вторая мировая война Шагал с его еврейским происхождением оказался в опасности. В 1941-м ему удалось эмигрировать из подконтрольной фашистам Франции в США.

Он прожил 97 лет и умер 28 марта 1985-го в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова

Согласно легенде, в юношеском возрасте Василий Поленов увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу», и она произвела на него такое впечатление, что студент академии художеств решил создать полотно на схожую тему (подробнее)

www.amur.kp.ru

10 интересных фактов о «Прогулке» Марка Шагала

Марк Шагал. Прогулка. 1917 год. Холст, масло. 170х163,5 сантиметров. Государственный Русский музей.

1. Марк Шагал – один из самых известных представителей русского авангарда, родился в Витебской губернии (его настоящее имя Мовша Хацкелевич), а умер в Париже. В общем, далеко не самая уникальная судьба для человека, появившегося на свет в самом конце XIX века. Однако Шагал прожил 97 лет и стал настоящим символом своего времени. Необычайно плодовитый, он не только написал несколько тысяч картин, но занимался сценографией и сложением стихов на идише. И все же одной из вершин его творчества многие специалисты считают картину «Прогулка», появившуюся в тяжелом для страны 1917 году.

2. Творчество Шагала вообще очень автобиографично. Поэтому у исследователей творчества художника нет сомнений в том, что на полотне он изобразил себя и свою жену Беллу (Берту) Розенфельд. Шагал встретился с ней впервые в 1909 году, и спустя шесть лет они поженились. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Родня осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но Беллу не остановила даже четырехлетняя разлука с любимым – Шагал уезжал в заграничную поездку для стажировки. Белла на долгие годы стала музой авангардиста. Он часто изображал ее на своих картинах. Более того, в чертах всех женщин, появившихся на полотнах Шагала можно разглядеть и черты Беллы. По некоторым подсчетам образ этой удивительной женщины присутствует более чем на 2 тысячах работ Шагала.

3. Революция перевернула привычный быт Шагала и его семьи. Имущество родителей Беллы конфисковали большевики. А художника отправили в родной Витебск комиссаром искусств. Но если посмотреть на картины Шагала того периода, то кажется, что жизнь супругов оставалась безмятежной. Именно в этот трудный период он написал несколько картин о счастье с молодой женой. В том числе и «Прогулку».

4. Как и большинство картин Шагала, «Прогулка» метафорична. Лирический полет – это желание оторваться от земли, непростого быта, революции. И, конечно, раскрыть заново тему любви. В своей автобиографической книге он писал: «Художнику надо иногда быть в пеленках». Это вовсе не означает незрелость. Скорее речь здесь идет об умении видеть все чистыми глазами ребенка. Как будто с тобой это происходит в первый раз. Поэтому Шагал – признанный лирик и юморист, бунтарь против правил в искусстве.

5. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения. Похоже, что в «Прогулке» он решил вступить в спор с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал не просто изобразил себя на картине. Он стоит, опустив правую руку, а в его ладони у земли бьется птица. Но хитрец Шагал крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Значит, подсказывает нам художник, выбор иногда можно и не делать.

6. Витебск – это не только декорации, на фоне которых разворачивается сюжет, но и полноправный герой картины. Свой родной город Шагал писал много. Для него это больше чем захолустный городишко на западной окраине большой империи. Это аллегория Иерусалима. В «Прогулке» отражены некоторые детали быта Витебска. Например, бледно-розовая Спасо-Преображенская церковь – ее было видно из окна комнаты художника в родительском доме. А еще – лошади, пасущиеся невдалеке.

7. Можно заметить, что на картине художник изобразил две силы. С одной стороны – это земля, расположенная под ногами самого Шагала, а с другой стороны – небо, в котором парит его жена. Кстати говоря, такое резкое разделение картины на условные «землю» и «небо» берут свое начало в иконописи. И в «Прогулке» Шагал использует эти приемы. Зато, в отличие от икон, настроение в этой картине полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.

8. В 1917 и 1918 году Шагал много и напряженно работает. Так что неудивительно, что «Прогулка» стала частью триптиха. Кроме этого полотна в серию входят также работы «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» герои только готовятся к полету – Белла сидит у Шагала на плечах. А в картине «Над городом» уже пролетают над мостовыми вдвоем.

9. Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей. Такой мотив встречался у Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели - вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. Но в «Прогулке» Шагал стремился сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и счастья. Во всех картинах триптиха герои преодолевают земное тяготение с такой легкостью, что у зрителя и мысли не возникает о неестественности полета.

10. Сейчас триптих «разлучен». Картина «Над городом» попала в Третьяковскую галерею. В 1973 году во время визита в Советский Союз уже сильно пожилой Шагал пожелал навестить ее и долго стоял у полотна. А «Прогулка» выставлена в Русском музее. Впрочем, в эти дни она «путешествует». В ближайшее время она окажется в Малаге на выставке «Шагал и его российские современники». И уже потом вернется в Петербург.

Марк Шагал. "Прогулка"

Марк Шагал. "Прогулка"

СПРАВКА "КП"

Марк Шагал родился в 7 июля 1887 года в Витебске. В двадцать лет покинул родной город, переехав в Петербург.

В 1910- 1914 годах Шагал жил в Париже, где продолжал учиться живописи. Резкие деформации и цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом, оказали большое влияние на развитие сюрреализма.

Перед революцией Шагал вернулся на родину, но с 1923 года обосновался в Париже. В 1933-м пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника. Когда началась Вторая мировая война Шагал с его еврейским происхождением оказался в опасности. В 1941-м ему удалось эмигрировать из подконтрольной фашистам Франции в США.

Он прожил 97 лет и умер 28 марта 1985-го в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова

Согласно легенде, в юношеском возрасте Василий Поленов увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу», и она произвела на него такое впечатление, что студент академии художеств решил создать полотно на схожую тему (подробнее)

www.ryazan.kp.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта