История России в картинах польских художников. Картина посвящена


Смутное время в 15 картинах русских художников

История России знавала тяжелые времена, но Смутное время (1598–1613 гг.) ознаменовалось и стихийными бедствиями, и иностранной интервенцией, и государственными нестроениями. Русское государство превратилось в ничто, почти перестало существовать. Но захватчики были изгнаны, престол заняла новая династия, страна начала возрождаться. Как видели русские художники те события? В праздник, приуроченный к изгнанию захватчиков из Кремля – пятнадцать картин о Смутном времени.

1. Григорий Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862

Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать.

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…»

Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.

2. Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874

В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол.

Наигранность и неестественность происходящего – не только дань нередкой для исторической живописи театральности. Художник подчеркивает, насколько все участники происходящего понимают, что выполняют правила определенной игры.

Интересно, что в кабинете, где происходит действие, можно увидеть фигурки египетских сфинксов. В Европе они стали популярны спустя двести лет после Смутного времени, в XIX веке, после походов Наполеона в Египет.

3. Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862

Династия Годуновых не сложилась – сын Бориса Годунова Федор правил всего лишь с апреля по июнь 1605 года, его даже не успели короновать. Источники говорят о нем как о добром и умном человеке. Его современник, князь Иван Катырев-Ростовский, пишет о Федоре так: «Пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и поучении книжном со усердием прилежаше».

Федора готовили к тому, чтобы он стал просвещенным государем, но долго править ему было не суждено. По приказу Лжедмитрия I Федора сначала арестовали, а потом задушили вместе с его матерью Марией. Молодой царь отчаянно сопротивлялся, поэтому потом, когда тела были выставлены на широкое обозрение, никого не обмануло официальное объявление о том, что Годуновы-де «сами отравились». Москвичи отчетливо видели следы от веревки, которой были задушены Федор и его мать.

4. Сергей Иванов. В Смутное время. 1908

Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь уже Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор». Это был уже «самозванец в квадрате» – он выдавал себя не только за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, но и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I. Новый самозванец в Стародубе начал формировать настоящую повстанческую армию. В нее собирались самые разные люди: казаки, татары, остатки такой же повстанческой армии Болотникова, польские мятежники. Окончательной резиденцией самозванца стало Тушино. В нем заседала своя Боярская Дума, был патриарх, чеканилась собственная монета.

5. Павел Рыженко. Смутное время. 2003

Павел Рыженко говорит о полотне «Смутное время» так:

«В самом названии картины я заложил ответ. «Кругом трусость, измена и обман», – так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени, и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.

Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие – мор, голод и войны – обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход – обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги. Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни».

6. Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913

Боярские хоромы, дома служилых, церкви стоят вдоль мостовой, по которой мчатся два всадника: монах и воин. Кажется, что слышишь гулкий топот копыт в предутренней тишине, в воздух взметнулась стая птиц. Мастер точно передает тревожную обстановку начала смутного XVII века.

7. Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894

Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Огромное польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги и тушинских бунтовщиков совершенно не ожидало такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.

Гарнизон монастыря придерживался тактики активной обороны. Не только сопротивлялись наступающим ордам – но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. Многочисленная русская артиллерия нанесла значительный урон нападающим.

На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.

8. Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век

Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях преподобного Сергия. Он являлся не только защитникам Лавры. По преданию, в одну из ночей он пришел во сне ко многим осаждающим и предрек им гибель. Некоторые из них, устрашенные этим явлением, оставили лагерь и ушли домой.

9. Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841

Воевода из рода Волконских Михаил Константинович, прозванный Хромым, в конце XVI века служил в Сибири, был тобольским воеводой, основал город Березов. При Василии Шуйском он стал воеводой Боровска. Когда Лжедмитрий II направил войска на Москву, польские отряды под предводительством Яна Сапеги осадили Боровск, расположенный на пути к столице.

По преданию, после того как поляки взяли город, воевода заперся в церкви Свято-Пафнутьева монастыря. Когда враги ворвались и в церковь, он храбро отбивался и погиб со словами «Умру у гроба Пафнутия Чудотворца».

Художник написал картину в духе классицизма, потому герои картины одеты не так, как одевались люди, жившие в XVII веке.

10. Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896

Картина огромная – 698 на 594 сантиметра. О ней писал Максим Горький:

«Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».

Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажег толпу. Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбужденному Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой. Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична. Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течет из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в легких, белых облаках. Левый угол картины открывает зеленый кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев.

Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать ее историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю».

11. Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882

Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собираются люди, обсуждают, как собрать войско и где взять на это деньги. На картине – переломный момент. Посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение. Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.

12. Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008

Священномученик, второй Патриарх Московский и всея Руси Гермоген прославился многими своими делами. Известны его воззвания к русскому народу с призывами к борьбе против интервентов. Патриарх Гермоген благословил оба ополчения на освобождение Москвы от поляков. Когда в 1611 году ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, поляки бросили Патриарха в заточение. Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города.

Ответ Патриарха был твердым: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».

17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.

13. Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908

Второе ополчение полностью окружило польские силы в центре Москвы. 1 ноября 1612 года (по новому стилю) Второе ополчение под командованием Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город. Дмитрий Пожарский вошел в него с Казанской иконой Божьей Матери. Через два дня польский гарнизон капитулировал, а 4 ноября – сдался.

14. Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855

Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.

Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного близ села Домнина Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».

Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» авторства Михаила Глинки.

15. Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880

За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.

21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.

Читайте также:

www.pravmir.ru

Сибирский художник дописал незаконченную картину Леонардо да Винчи

08:2710.11.2016

(обновлено: 15:26 10.11.2016)

2721716615

КЕМЕРОВО, 10 ноя — РИА Новости. Художник из Новокузнецка Константин Дверин написал картину "Посвящение Леонардо да Винчи", которая стала авторской попыткой закончить начатую гением эпохи Возрождения в 1481 году работу "Поклонение волхвов". Об этом сообщает новокузнецкий художественный музей, где выставка одного полотна будет работать до 24 ноября.

Тайная вечеряИтальянский ученый рассказал о скрытом смысле "Тайной вечери" Да Винчи"Картина Константина Дверина — смелый художественный эксперимент, авторская попытка закончить работу Леонардо да Винчи. Заказанная монахами-августинцами из монастыря Сан Донато в Скопето в 1481 году, она так и осталась незавершенной, поскольку через год художник отбыл в Милан, и заказчики, озабоченные тем, что его отсутствие затягивается, обратились к Филиппино Липпи, чье "Поклонение волхвов" также находится в музее Уффици", — говорится в сообщении.

Как отмечают в музее, композиция "Поклонения волхвов" необычна и, по всей видимости, почти не имеет аналогов в итальянской живописи. На заднем плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям, языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке. В центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом, окруженная пришедшими поклониться паломниками. Молодой человек справа, предположительно, — сам Леонардо в возрасте 29 лет.

По словам новокузнецкого художника, известного далеко за пределами Кузбасса, написанию его версии картины предшествовала долгая подготовительная работа по изучению жизни и творчества Леонардо да Винчи. Дверин тщательно изучил художественные приемы итальянца.

Женщина рассматривает репродукции картины Мона Лиза Леонардо да Винчи. Архивное фотоСМИ: под "Джокондой" обнаружен скрытый портрет"Понятно, что это гениальная задумка гениального человека, и я задумался: а кто-нибудь пытался не то что закончить, а развить, продолжить идею? Никто за 540 лет не попробовал на эту тему что-то сказать. И тогда я подумал — а что мне мешает?… Особенно ничего не мешает, кроме, конечно, величия этого имени. Набрался наглости, смелости и попытался это сделать. Четыре месяца работал, результат перед вами", — сказал Дверин журналистам перед открытием выставки.

Стараясь не нарушить композиционный замысел, Дверин внес в полотно свои, довольно интересные, дополнения: отражение Вифлеемской звезды в роднике перед Марией, фигуры Рафаэля, Микеланджело, Боттичелли и изрядно состаренного да Винчи на переднем плане. Следуя традиции художников Возрождения изображать себя и людей своего круга, новокузнечанин также поместил среди персонажей картины друзей и знакомых.

Картина Леонардо да Винчи "Поклонение волхвов"

ria.ru

Рисунки из цветов и акварели от Limzy | Блогер Valenty_ на сайте SPLETNIK.RU 7 августа 2015

Рисунки из цветов и акварели от Limzy

Художница Лим Цзи Вэй, более известная под псевдонимом Лимзи (Limzy), с помощью акварели и свежих цветов создает невероятно живые и нежные произведения искусства. С ее легкой руки обычный акварельный рисунок становится красочной инсталляцией, где изысканные женские образы дополняются цветочными лепестками и бутонами, превращающимися в пышные длинные платья, балетные пачки и оборки юбок.

Родилась талантливая девушка в Малайзии, в 16-летнем возрасте переехала в Сингапур, где через несколько лет стала выпускницей Академии изящных искусств Наньяна. После окончания учебы Лимзи работала учителем рисования. Когда рабочий день заканчивался, она спешила домой воплощать свои креативные идеи в реальность. На рисование больших картин у художницы времени не оставалось, поэтому ей приходилось довольствоваться выражением своего вдохновения в создании небольших рисунков, украшенных различными необычными элементами, в том числе и цветами. Творческий процесс дарил ей колоссальное удовольствие, а плоды ее трудов вызывали огромный интерес у зрителей. Сегодня Лим все свое время посвящает любимому делу, создавая все более красивые картины.

Идея создания последней и, пожалуй, самой прекрасной серии фотоиллюстраций – акварельных рисунков с добавлением живых цветов – пришла к художнице, когда она размышляла над подарком для своей бабушки. Лим прикрепила несколько лепестков роз к книжной закладке, сделав из них платья для нарисованной девушки. Тогда и началась цветочная история, над которой талантливая мастерица продолжает активно работать.

Художница Лим Цзи Вэй уверена, что найти искусство можно не только в дорогих галереях.

Вдохновение Лимзи черпает из различных источников – природы, мира искусства, культурных событий и жизни обычных людей. Так одна из работ была создана после вручения премии Оскар в 2014 году – с помощью цветочного искусства она изобразила кенийскую актрису Люпиту Нионго, которая появилась на церемонии в голубом платье от Prada. Другая картина посвящена главной героине недавно вышедшего фильма "Малефисента", которую сыграла Анджелина Джоли.

Работы малазийской художницы получаются настолько живыми и легкими, что возникает ощущение летней свежести, а благодаря фотографиям, которые, по словам Лимзи, словно капсулы, останавливают время, ее творения будут жить вечно.

Свою страничку в Instagram (lovelimzy) девушка называет галереей, где она посредством искусства может передать каждому гостю кусочек счастья. На сегодняшний день профиль Лим имеет более 70000 подписчиков, которые покорены ее талантом создавать нежные и оригинальные цветочные инсталляции, сочетая акварель и лепестки живых цветов. Получать новые порции вдохновения от творчества Лимзи также можно в блоге художницы или на ее странице в Facebook.

 

Источник: udivitelno.ком

www.spletnik.ru

История одной картины в картинах:

Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Написал об этой картине А.С.Пушкин в 1830г.

Женская фигура, облаченная в прекрасное платье, выплыла из облаков, она несла чудесного ребенка. Глубокое чувство пронзило меня, и я залился слезами, которые невозможно было остановить. Я пытался сдержаться, и тогда я узнал, что картина, которая так глубоко ранила меня, и есть то самое знаменитое полотно галереи – Мадонна Рафаэля. Хенрик Стеффенс 1799 г.

Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Это не реальность, а зрелище. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Зрелище, преображающее реальность, в величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас. И зрелище это, волнует и по сей день.

Сколько прекрасных слов было о ней сказано давно уже во всем мире. Ибо, действительно, как на паломничество отправлялись в прошлом веке русские писатели и художники в Дрезден в Галерею Старых мастеров к "Сикстинской мадонне":

http://www.dresdenart.ru/stat8_2.html

Этой картине посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции "Сикстинской Мадонны" в своих рабочих кабинетах.

Жуковский писал: "Перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и все стеснено в малом пространстве, и, несмотря на то, все необъятно, все неограниченно… Занавесь раздвинулась, и тайна небес открылась глазам человека… В богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого движения; но чем более смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается".

Брюллов: "Чем больше смотришь, тем более чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, переполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем…"

Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о "Сикстинской Мадонне": "Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре". Также ему принадлежат слова: "В ее взоре есть что-то строгое, сдержанное, нет благодати и милости, но нет гордости, презрения, а вместо всего этого какое-то не забывающее своего величия снисхождение".

Достоевский видел в "Сикстинской Мадонне" высшую меру человеческого благородства, высочайшее проявление человеческого гения. Большая поясная ее репродукция висела у него над диваном, на котором он и скончался. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: "Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал "Сикстинскую Мадонну".

Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: "Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил".

Герцен уловил в ее глазах отчаяние. Все же в них больше милосердия. В задумчивой, беззащитно-провидящей мадонне есть и порыв, и остановка. И идет она, и парит. Взгляд неуловим: смотрит и на вас, и далеко-далеко; что-то знает, что-то видит…

Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: "Он творил всегда то, что другие только мечтали создать"

Так немеркнущая красота подлинно великих произведений искусства воодушевляет и в последующие века лучшие таланты и умы.

«Флоренция на Эльбе» – такой лестный титул Дрезден обрел в эпоху Просвещения не в последнюю очередь благодаря тому, что стал домом для шедевра Рафаэля, которому в прошлом году исполнилось ровно 500 лет.

В Дрездене подготовили уникальную выставку, рассказывающую об истории знаменитого полотна с момента создания до наших дней.

"Сикстинская Мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. Все важные и неотложные дела в Риме Рафаэль бросил, чтобы написать мадонну для церкви в глухой провинции. Словно чувствовал: станет она вершиной его творчества. "Сикстинская Мадонна" - самая знаменитая картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных. Рафаэль создавал ее в 1515-1519 гг.

Донна Велата. Рафпэль 1512-1513 (Палантинская галерея, Флоренция)

В этой женщине Рафаэль, должно быть, видел идеал женской красоты, черты которого просматриваются и в образе Сикстинской Мадонны. Донна Велата – одно из прекраснейших женских изображений, созданных Рафаэлем. Имя той, с кого писался портрет, неизвестно.

Сон Рафаэля. Франц Рипенхаузен, Иоханнес Рипенхаузен 1821г. (Собственность Фонда Рачинских в Национальном музее, Познань)

Мотивом этого полотна братьев Рипенхаузенов стала легенда, связанная с созданием Сикстинской Мадонны. На картине изображен погруженный в сон художник, черты которого напоминают Рафаэля. Он сидит перед незавершенной Мадонной, держа в правой руке кисть. Перед ним явление Девы Марии с младенцем, окутанное божественным светом. Картина немецких мастеров наводит на мысль, что идея создания Сикстинской Мадонны возникла у Рафаэля под влиянием видения Богородицы.

Вилла Рафаэля в Риме. Эрнст Фердинана Оме. 1834г. (Частная коллекция, Вюрцбург)

Сикстинскую Мадонну сопровождает много легенд. Некоторых писателей, например, взволновал вопрос о том, кто был моделью для Мадонны: безымянная Донна Вилата или же знаменитая дочь пекаря, возлюбленная Рафаэля? Оме иллюстрирует, как Рафаэль мог найти модель для Марии с младенцем. Великий Рафаэль, одетый в черное, проходит по залитому солнечным светом парку Виллы Боргезе и видит в одной из лоджий молодую мать с ребенком.

Дорогу Великому Рафаэлю! Адольф фон Менцель. 1855-1859гг. (Германский национальный музей, Нюрнберг).

После завершения двухгодичных переговоров с Римским папой, властями и таможенными учреждениями, 21 января 1734 года Сикстинская Мадонна покинула Пьяченцу. Зимой картина пересекла Альпы, а 1 марта 1754 года шедевр Рафаэля был выставлен в зале для аудиенций Дрезденского замка-резиденции. Как гласит легенда, со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!» Август III собственноручно отодвинул трон для того, чтобы свет лучше падал на картину. Этот момент и изобразил Менцель.

Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую Мадонну. Иоганн Фридрих Бури 1808-1809гг. (Музейный ландшафт земли Гессен в Касселе)

Иоганн Фридрих Бури после окончания учебы в Риме поселился в Берлине и преподавал живопись сестрам короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. В картине Бури заложен двоякий смысл, так как мотив, который изображает художница, и она сама соотнесены друг с другом. Голова принцессы Августы закрывает лицо Мадонны. Таким образом, она как бы заступает на место Богоматери, одновременно перенимая функцию Рафаэля, создавая картину.

Мерц-композиция. Валет, младенец, Мадонна и лошадь (гхмЪ)..Курт Швиттерс. 1921г. (Музей Шпренгеля, Ганновер)

Курт Швиттерс, создатель так называемых «мерц-композиций», коллажей, состоящих из найденных предметов и вырезок из газет, соприкоснулся с Сикстинской Мадонной во время своей учебы в Дрезденской академии художеств. Интересно, что в этом коллаже он проявляет сдержанность в приеме отчуждения Сикстинской Мадонны.В репродукции картины он заклеил ангелочков и изменил лицо Богоматери, наклеив на него головку молодой женщины с короткой стрижкой и в шляпке.

Кришна и Яшода М. Аббайи 1920-1930гг.

Эта цветная литография представляет собой один из важных примеров восприятия Мадонны в международном масштабе. Традиции адаптации сакральных художественных мотивов. Аббайи перенимает мотив стоящей Мадонны с младенцем на руках. Место Иисуса занимает Кришна, который в иудаизме почитается как Спасатель. Кришну держит на руках Яшода.

Спасенная Мадонна. Михаил Корнецкий. 1984-1985гг. (Латвийский Национальный художественный музей. Рига. Латвия)

На десять лет дрезденские картины исчезли в советских хранилищах. Для объяснения такого долгого периода их отсутствия была создана «легенда о спасении». Согласно ей во время Второй мировой войны полотна хранились в ужасных условиях и поэтому им требовалась реставрация в Советском Союзе. Некоторым картинам действительно необходима была реставрация, большая же часть, как и Сикстинская Мадонна, находилась в хорошем состоянии. В стиле социалистического реализма Корнецкий иллюстрирует «спасение» шедевра советскими солдатами и реставраторами.

А это узнаете?

Вышивка

Примерно в 1800 году оба ангела с нижней части картины были впервые выделены в качестве отдельного живописного мотива. С тех пор у них началась своя собственная «карьера»…..в области искусства дизайна и китча))))

Фейрбенковские ангелы 1890 г. Рекламная открытка фирмы по переработке свиного жира.

Вот такие трансформации…………………мы видим в наши дни….

alisa.nnov.org

Гадания на картинах русских художников.

По народным поверьям гадания особенно правдивы накануне зимних Cвяток — от cочельника (6 января) до Крещения (19 января). Пользуясь случаем, вспоминаем отражение этой темы в русской живописи вместе с Софьей Багдасаровой.

В западноевропейском искусстве гадалки и ворожеи появились в XVII веке, практически сразу после возникновения жанровой живописи. Своих «Гадалок» написали такие великие мастера эпохи барокко, как Караваджо (1594 год) и Жорж де Латур (между 1630 и 1639 годом). Они использовали тему гадания в назидательных целях, изображая наивных людей, которых та же предсказательница и обкрадывала (на картинах видно, как гадалка ворует деньги из их кармана или кольцо с пальца). Вдобавок художники противопоставляли персонажей из разных социальных классов — нарядных богачей и нищих бродяжек, выписывая контраст драгоценных кружев с грязными обносками.

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 1

Василий Шебуев. Гадание (Автопортрет с гадалкой). 1805. ГРМ

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 1

Вильгельм Голике. Гадание у колодца. 1839. ГРМ

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 1

Тарас Шевченко. Цыганка-ворожея. 1841. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев

Когда в конце XVIII — начале XIX века жанровая живопись начала развиваться в Российской империи, тема гадания проникла и к нам. Самые ранние картины на этот сюжет многое заимствовали у европейских образцов. Так, учившийся в Риме живописец Василий Шебуев явно цитирует в своем «Автопортрете с гадалкой» те полотна, которые он видел в Европе. Недаром на герое надет огромный воротник, какие перестали носить лет двести назад — как раз тогда, когда творили последователи Караваджо. И гадалка, которая держит его за руку, как положено — цыганка, чья темная кожа контрастирует с его изысканно-бледным лицом.

Противопоставлением занят и Вильгельм Голике в своем полотне «Гадание у колодца»: бродячая цыганка с темнокожим младенцем, примотанным к спине, здесь общается с фарфорово-прекрасной селянкой и отроком с льняными волосами. Картину можно было бы принять за работу любого из западноевропейских мастеров того времени, если бы не русский сарафан крестьянки и мужик, заламывающий шапку на заднем плане. Аналогична по трактовке и акварель студента Академии художеств Тараса Шевченко, будущего знаменитого поэта — только здесь девушка одета в малороссийский наряд.

Орест Кипренский также изображает за гаданием иностранку в национальном костюме, но картина посвящена совсем иному. Ею Кипренский открывает в русском искусстве тему гадания как символа общения с неведомым один на один, без посредников.

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 2

Орест Кипренский. Гадалка со свечой. 1828. ГРМ

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 2

Карл Брюллов. Гадающая Светлана. 1836. Нижегородский государственный художественный музей

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 2

Александр Новоскольцев. Светлана. 1889. Вольский краеведческий музей, Саратовская область

В первой трети XIX века наше искусство — речь идет и о литературе — занимается активной адаптацией на родной почве иностранных приемов. Например, Василий Жуковский и переводит сказки братьев Гримм, и создает на их основе свои «русские народные». Балладу Готфрида Бюргера года про девицу Ленору, гадавшую на жениха, Жуковский переложил в 1813 году. Героиня меняет национальность и имя, антураж преображается с немецкого на русский. Произведение имело колоссальный успех.

Романтическая, мистическая атмосфера гадания крещенским вечерком, созданная поэтом, вдохновила и художников — тем более что Светлана описана была как красавица. Эффект был таким сильным, что иллюстрация к Жуковскому стала, пожалуй, единственной картиной на «русскую народную» тему Карла Брюллова — гражданина мира и любителя полногрудых смуглых итальянок. Особого новаторства в изображении женщины в темноте со свечой и зеркалом нет — Жорж де Ла Тур в 1640 году так же написал «Марию Магдалину». Если не считать того, что русский народный костюм наконец получил полноправную прописку в высоком академическом искусстве.

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 3

Алексей Венецианов. Гадание на картах. 1842. ГРМ

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 3

Егор Солнцев. Гадание. 1844

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 3

Неизвестный художник. Гадание на картах. Начало XIX в. ГРМ

За любование народным бытом в отечественном искусстве того времени отвечал Алексей Венецианов, автор бесчисленных изображений крестьян за работой и отдыхом. Считать эти картины жанровыми трудно: слишком много в них романтизма и поэтичности. Но, в отличие от европейских живописцев, Венецианов не ощущал в крестьянском гадании ни аллегоричности, ни мистики. Для него это знакомая повседневность — он сам жил в деревне, а позже открыл школу живописи, куда охотно брал и крепостных. Его «Гадание на картах» изображает двух девушек, и карты для них — атрибут, а не намек на душевную драму.

По тому же пути бытописательства идут другие «крестьянские» художники 1-й половины XIX века. Егор Солнцев пишет сценку о святочном гадании с помощью курицы (судьба гадающего зависит от того, подойдет птица к тарелке с деньгами, или к зеркалу и т.п.). Анонимный примитивист, автор картины из Русского музея, в сцене гадания противопоставляет юную красоту хитрости и старости.

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 4

Иван Соколов. Гадание девушек на венках о замужестве. 1860-е. Черниговский областной музей

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 4

Генрих Семирадский. Ночь св. Андрея - Ворожба. 1887

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 4

Константин Маковский. Святочные гадания. Около 1905. Государственный музей истории религии

Во 2-й половине XIX века знаний о прошлом страны и ее обычаях становится больше. «История» Карамзина перестает быть полной открытий. Картины о гаданиях обрастают деталями, почерпнутыми из книг и этнографических наблюдений. Интерес к региональным традициям отражается и в искусстве, появляется много картин с национальным колоритом, в том числе и про гадания.

Украинок за гаданием изображают киевлянин Николай Пимоненко и обосновавшийся на Харьковщине Иван Соколов. Выходец из польских дворян Генрих Семирадский посвящает работу ворожбе в Андреев день (13 декабря), причем в этом достаточно салонном произведении живописец использует стандартные штампы: тут вам и драматическая светотень, и скрюченная старуха, и нежные девы — причем опять контрастные, одна в декольте, другая в вышиванке, то есть барышня и служанка. А Константин Маковский за колоритными деталями отправляется в глубь веков — его картина про гадание с помощью той же курицы изображает явно допетровское время.

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 5

Павел Кузнецов. Гадание. 1912. ГРМ

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 5

Павел Шиллинговский. Бессарабия. Гадание. 1911. Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 5

Михаил Врубель. Гадалка. 1895. ГТГ

На рубеже XIX–XX веков русская народная тема в искусстве приобретает сильный оттенок историзма, то есть «православия, самодержавия и народности». Исключение — модерн в «русском стиле», который творили Иван Билибин, Елена Поленова и другие художники круга Абрамцево и Талашкино, но там гаданиями не интересовались. Зато не забывают об этом обычае символисты и другие, увлекавшиеся соприкосновением двух миров — реального и потустороннего, а также любители красочных народных обычаев, правда — экзотических.

Так возникает среднеазиатская трактовка сюжета у Павла Кузнецова и молдавская — у Павла Шиллинговского. А Врубель создает свою «Гадалку» под впечатлением от оперы «Кармен», то есть она у него цыганка, причем, очевидно, испанская. Любопытно, что Врубель пишет ее поверх заказного портрета одного из Мамонтовых, который попросту ему надоел — то есть отвергает деньги ради красоты и стихии неизведанного.

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 6

Семен Кожин. Иван Купала. Гадание на венках. 2009. Фотография: wikimedia.org

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 6

Константин Васильев. Гадание. 1976. Музей Константина Васильева

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 6

Семен Кожин. Святочное гадание. 2008. Фотография: wikimedia.org

Социалистический реализм, хоть и благосклонен к крестьянской теме, суеверия отвергает, поэтому в ХХ веке в развитии сюжета наступает пауза. Под конец столетия становится свободнее: советские и российские мастера, заново открывающие для себя русскую историю, будто возвращаются в XIX век, следуя упоминавшемуся выше «историческому» подходу Константина Маковского. И только Константин Васильев, спорный, но самобытный, в своем «Гадании» больше интересуется потусторонним, поэтому его девушка со свечой почти также загадочна, как и брюлловская «Светлана».

www.culture.ru

История России в картинах польских художников

В польской живописи много картин на исторические темы, в том числе посвященных России и русским. «Историческая правда» публикует подборку наиболее интересных шедевров польской живописи, связанных с «русской» тематикой. Эти картины довольно ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому.

У поляков было немало талантливых мастеров. Например, Ян Матейко и его "романтический национализм" 19 века, баталист Войцех Коссак  и др.  Некоторые картины  антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад, пишет блогер uglich-jj.

Ян Матейко. "Станчик". 1862 г.

1514 год, очередная война Великого Княжества Литовского и Московии. Русские захватили Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Беларусь. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля - бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. 

Занятная деталь: бал - европейское развлечение.  1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.

Ян Матейко. «Стефан Баторий под Псковом». 1872 г.

Шут Станчик был прав. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине -  Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией короля Речи Посполитой и Великого князя литовского Стефана Батория. 

После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. 

Занятная деталь. Слева от Стефана - человек в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория по Падуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил  учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.

Царь Лжедмитрий I, портрет  неизвестного художника. Начала 17 в.

Эта картина также известна как «Портрет из Вишневецкого замка» (замок семьи Марины Мнишек - жены Лжедмитрия).  В Смутное время Речи Посполитой удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни  Demetrius IMPERATOR), на столе - корона и рыцарский шлем.

Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг.  А вот подишь ты: шляхта Речи Посполитой уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа - поколений через 5-7.

Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.

Карл Вениг. "Последние минуты жизни Лжедмитрия I". 1879 г.

Когда Лжедмитрия I скинули, войска Речи Посполитой захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия)  вместе с братьями,  и всех вывезли в Варшаву.  Там бывшего царя, заставили публично кланяться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.

Ян Матейко. "Царь Шуйский в Сейме в Варшаве". 1892 г.

Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!

Это событие получило в Польше название "Hołd Ruski" (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: "29.10.2011 - 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись".

На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена - и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.

Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты.  Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир - все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на «либерум вето» т.е. право на оппозицию королю, как мирную, так и немирную.

Вацлав Павлишак. "Казацкий подарок". 1885 г.

Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичам, сняв перед ними шапку.  Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. 

Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но, правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. 

Йозеф Хельмонский. "Выдача оплаты (суббота в фольварке)",1869 г.

Александр Коцис. "В шинке". Ок. 1870 г.

Пока шляхта плясала на балах, хлопу оставалось только идти в шинок (кабак). Это был популярный бизнес. Шинкарем был, например, прадед В.И.Ленина Моше Бланк из г. Староконстантинов на Волыни. В 1795 г. по третьему разделу Речи Посполитой Волынь вместе Моше Бланком и его таверной отошла к России.

Впрочем, в триаде "война, пьянка и понты" у польской элиты еще в 17 в. наметились проблемы именно с войной. Нет, поляки никогда не были трусами на войне. Проблема была в организации. Война - это созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитого рушения), а это - через сейм. И деньги на войну - тоже сейм. 

Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Речи Посполитой. Когда в 1648 г.  Украину охватило восстание Хмельницкого, поляки первоначально смогли выставить скромную армию всего в 40 тыс. чел. 

С восстания Хмельницкого начался закат Речи Посполитой. Соседи стали откусывать от неё по кусочку то тут, то там. И в итоге в конце 18 века поделили полностью. Причем подкупили сейм и тот сам за это проголосовал!

Ян Матейко. "Рейтан - упадок Польши". 1866 г.

Сейм в 1773 г. принимает решение согласиться с разделом Речи Посполитой. Шляхтич Тадеуш Рейтан, последний патриот Польши, в отчаянии пытается этому помешать: ложиться на выходе не давая депутатам разойтись после заседания. Депутатам многим стыдно, они только что продали свою страну. На стене - портрет Екатерины II (их спонсора), за дверью - русские гренадеры, наверху в ложе - русский посол Репнин с двумя дамами. Вот уж действительно - упадок Польши!

Польский народ, конечно, с упадком Польши не смирился. Было несколько крупных восстаний, подавленных державами - участниками раздела. 100 000 поляков-добровольцев участвовали в походе "Великой Армии" Наполеона на Москву в 1812 г., надеялись получить независимость.

Войцех Коссак. «Гусар Великой Армии», 1907 г.

На картине - поляк из армии Наполеона. Художник сам служил уланом в армии, так что кавалерию рисовал со знанием дела.

Еще Войцех Коссак. "Весна 1813 г.". 1903 г.

Снег сошел... А там остатки бравых кавалеристов.

Еще один занятный факт: поляки воевали за Наполеона не только в России, но и в Испании, давили герилью (испанское сопротивление французам).  Чтоб заслужить независимость себе, поляки лишали её испанцев.

Януарий Суходольский. "Штурм стен Сарагосы". 1845 г.

В 1808 г. Сарагоса восстала против французских оккупантов. Её осаждали 9 месяцев. Сражались все, женщины, дети. Погибло 50 тысяч человек. На картине -  поляки врываются в город.

Януарий Суходольский. "Битва на Сан-Доминго". 1845 г.

Это не Испания. Это карательная экспедиция Наполеона на остров Гаити (тогда - колония Сан-Доминго). Там против французов восстали местное население, а усмирять их вместе с французами приехали выходцы из Речи Посполитой.

Далее следуют картины, посвященные восстаниям на территории бывшей Речи Посполитой.

Войцех Коссак. "Ноябрьская ночь". 1898 г.

Это антицарское восстание 1830-31 гг. Началось в ноябре 1830 с нападения повстанцев на дворец Бельведер в Варшаве (резиденция наместника Польши). На картине - бой между повстанцами и русскими кирасирами в ночь с 29 на 30 ноября 1830 г.

Дворец повстанцы взяли, но наместник сбежал. Восстание было подавлено в 1831 войсками фельдмаршала Ивана Паскевича, который получил за это титул "Князь Иван Варшавский".

Войцех Коссак. "Эмилия Плятер в битве под Шауляем". 1904 г. Это снова восстание 1830-31 г.  В центре картины  - графиня Эмилия Плятер, нечто типа польской Жанны Д`Арк. Графиня командовала отрядом повстанцев, лично участвовала в боях. Во время одного из походов заболела и умерла в возрасте 25 лет. Легендарная личность в Польше.

Войцех Коссак. «Черкесы в Краковском предместье», 1912 г.

Это Восстание 1863 г.  Его еще называют Январское восстание. Краковское предместье - это проспект в Варшаве. В город врываются царские войска. Последних художник изобразил в виде орды черкесов, несущихся по городу  с православным знаменем. Правда, черкесы - мусульмане, но это не важно. Черкесы палят в воздух из всех видов оружия, машут плетками, прохожие разбегаются.

"Русская армия грабит польское поместье во время Январского восстания". Неизв. польский художник 19 в.

Автор постарался изобразить русских солдат и офицеров как можно более отталкивающе. Орда дикарей буйствует в культурном европейском доме, ребенка выбросили из коляски, уничтожают картины штыками.

Артур Гротгер. «Путь в Сибирь». 1867 г.

Участников восстания 1863 г. гонят в Сибирь.

Александр Сохачевский. «Прощание с Европой». 1894 г.

Польские повстанцы 1863 г. на пути в Сибирь. Дошли до обелиска на границе Европы и Азии.  Художник сам был участником восстания, получил 20 лет каторги (он где-то тут есть на картине, кстати, возле обелиска).

Один из сильных фрагментов.

Александр Сохачевский. "Пани Гудзинская". 1894 г.

Это реальный персонаж, участница восстания, которая была сослана на солеварни под Иркутск (как и автор картины). В Варшаве у неё остался муж и 2 детей. На солеварнях работала прачкой, целыми днями стирала в проруби, в Ангаре. Умерла на каторге в 1866 г.

Яцек Мальчевский. "Смерть на этапе". 1891 г.

Еще ужасы царского Гулага.

Яцек Марчельский."Вигилия в Сибири". 1892 г.

Вигилия  - ночное бдение у католиков перед Пасхой или Рождеством.  Польские ссыльные в Сибири верны своей вере. Кстати, ссыльные за столом выглядят вполне прилично -  упитанные, в костюмах, белых рубашках.

Станислав Масловский."Весна 1905 года." 1906 г.

Это уже революция 1905-1907 гг. Она охватила и польские земли. На картине казаки, выполнявшие роль царского ОМОНа, ведут арестованного. Контраст конвоя и арестанта: четверо лбов на конях ведут одного маленького человечка.

Войцех Коссак. "Погром". 1907 г.

Революция 1905 г. сопровождалась волной еврейских погромов, в т.ч. в Польше. На картине - русский казак в форме и с оружием на фоне погрома. Горят дома, на мостовой лежат трупы. Однако казак в данном случае - НЕ представитель сил правопорядка. Он сам погромщик и есть. Именно это хотел сказать художник Войцех Коссак. Вот, мол, она, русская армия: бандиты и убийцы.

Солдаты и царская полиция действительно были участниками ряда погромов, например, в Белостоке (1906 г.). Однако погромщиков хватало и среди местного населения. Просто на картину Коссака они не попали... А революция 1905 г. так и не принесла Польше свободы. Пришлось ждать 1918 года.

Войцех Коссак. "Улан конвоирует русских пленных". 1916 г.

Это Первая Мировая война. На коне - доброволец из т.н. польского легиона австрийской армии. Примерно 25 тыс. поляков пошли на службу к австрийцам и воевали на их стороне на Восточном фронте. Эти легионеры потом составили костяк офицерского корпуса независимой Польши.

В ноябре 1918 г. после капитуляции Германии и Австрии независимость Польши была, наконец, восстановлена.  И сразу началась серия войн за границы на Востоке. Сначала польско-украинская война 1918-19 гг., в которой поляки наголову разбили украинцев. Потом польско-большевистская война 1920 г., в которой поляки разбили и Красную армию. Война была с переменным успехом, а перелом наступил, когда войска Тухачевского дошли уже до Варшавы ("Чудо на Висле"). 

Войцех Коссак. "Советский враг".

Снова орда дикарей, один с бутылкой вместо шашки. Обратите внимание на фигуру убитого мирного жителя слева (над которым плачет девочка). Фигура один к одному с картины "Погром".

Ежи Коссак. "Чудо на Висле 15 сентября 1920 года".1930 г.

Ежи Коссак - это сын Войцеха Коссака. Картина посвящена контрнаступлению польской армии у Варшавы в августе 1920 г. Советские войска были окружены, польская столица спасена. На картине - неудержимая атака поляков, поддерживаемая с воздуха авиацией и Иисусом Христом.

Ежи Коссак. "Погоня за убегающим комиссаром". 1934 г.

Комиссар в красной рубахе тикает от польских уланов.

Возрожденная Польша просуществовала всего 21 год. Закончилось все в сентябре 1939-го.

Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1939 г.

С шашками на танки: уланы против Вермахта. Это из серии "одна винтовка на пятерых", польский вариант. Танки непонятной модели, сбоку люки, куда кавалеристы метают пики...

Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1943 г.

Отдельные непонятные моменты в первом варианте картины заставили художника переписать её спустя несколько лет.

После 1945 г. Польша входит в советский блок и там начинается соцреализм. 

Примерно вот такой.

Юлиус Студницкий. "Стахановка Гертруда Высоцкая". 1950 г.

На ящике слева  написано Centrala rybna. Главрыба!

Не все было, правда, так весело.

Феликс Кай-Кжевинский. "Польские пленные на пути в Сибирь". 1940 г.

Феликс Кай-Кжевинский. "Голодная степь. Казахстан". 1945 г.

Депортированные поляки в Средней Азии. На картине предположительно сестра художника Эльжбета Кжевинская.

Ежи Зелинский. "Улыбка, или 30 лет, или ха-ха-ха", 1974 г.

Знаменитая картина в стиле поп-арт. Зашитые губы символизируют цензуру и коммунистическую диктатуру в тогдашней Польше. При этом три креста -  это 30 римскими цифрами, как раз в 1974 г. исполнилось тридцать лет приходу советской армии в Польшу (1944), которая принесла и новую власть. Ну и наконец, если читать по-русски, это просто: «Ха-Ха-Ха».

www.istpravda.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта