Описание картины: «Христос в пустыне». Христос картины


Иван Николаевич Крамской Христос в пустыне: Описание произведения

Картину «Христос в пустыне» Крамской, по его признанию, писал слезами и кровью. Работал он над ней долго, создавал эскизы, отбрасывал их, искал единственно верную интонацию. Тема искушения Христа занимала его еще в период обучения в Академии. Первым толчком стала картина Александра Иванова «Явление Христа народу» . Крамской был глубоко взволнован этим произведением. Для себя задачу он сформулировал так: «Поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу». На протяжении 10 лет он к ней постоянно возвращался, писал эскизы, делал наброски. Известен вариант 1867 года, его художник счел неудачным. И действительно, вертикальному формату недоставало ширины, бескрайности, «контекста», в который заключен погруженный в думы Спаситель. Через два года Крамской поехал в Европу. Осматривая произведения признанных мастеров, он все время держал в уме свой образ, сопоставлял его с другими трактовками, нащупывал верное решение. Дописывал картину в Крыму, вскакивал спозаранку и мог провести у холста весь день – уже видел, какой она должна быть.

Сюжет картины взят из Нового Завета – искушение Христа в пустыне, куда он удалился на 40 дней после крещения. Христос Крамского, как и «Христос в Гефсиманском саду» Ге,  выглядит не владыкой, а страждущим, мятущимся, сомневающимся человеком.

Крамской хотел показать момент нравственного выбора. Внешнего действия как такового в картине нет, его заменили внутренние переживания героя. По сути, сюжет картины – сама жизнь духа. В известном письме Всеволоду Гаршину художник дает пояснения к картине: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?». Именно в момент таких раздумий запечатлен Сын Божий.

Композиция картины безупречна. Лицо и руки Христа – два смысловых центра, притягивающие взгляд, всё остальное словно вокруг них написано. На лице – следы мучительных раздумий. Он мог бы сказать:Если только можно,Авва Отче,Чашу эту мимо пронеси (Б.Пастернак)

Но есть в его лице уже и смирение, и принятие своей судьбы. Чаша не будет пронесена мимо, он изопьет ее до дна. Линия горизонта разделяет картину на два мира: холодная, безжизненная пустыня и занимающаяся заря. Это зарево нового дня словно провозглашает победу света. Крепко стиснутые руки Христа расположены точно на стыке миров – этими руками будет создаваться новая жизнь. Ноги Христа изранены о камни, они оставляют ощущение, будто прикасаешься к тому, что болит. Окровавленные ступни вносят свой элемент в «сюжетность», глядя на них, мы понимаем, что утренним раздумьям предшествовала бессонная ночь, неприкаянный долгий пусть сквозь тьму. Наступает рассвет – и этот путь подходит к завершению.

Критики упрекали Крамского за то, что святости маловато в облике его Христа – слишком уж он живой и чувствующий, мол. Но это тот упрек, который скорее похвала. Крамской выставил картину «Христос в пустыне» на второй выставке передвижников. Она произвела фурор. Художник признавался, что не было трех человек, которые бы придерживались одного взгляда на его «Христа».

Но сам Крамской считал, что по-настоящему увидеть его картину и услышать то, что он пытался ею сказать, никому не удалось. Однако желающих приобрести полотно было много. В итоге оно досталось Павлу Третьякову, отдавшему запрошенные автором шесть тысяч рублей. Позднее коллекционер признавался, что это одна из самых любимых его работ. А Крамской обещал: «Продолжение следует…» К сожалению, оно не последовало. Попытка была – на протяжении многих лет он работал над картиной «Хохот» (альтернативные названия: «Радуйся, царю иудейский!», «Христос во дворе Пилата»), на которой хотел изобразить осмеяние Христа после суда Понтия Пилата. Всей душой Крамской стремился к работе над этой картиной. Но необходимость постоянно писать портреты, чтобы обеспечивать семью, смерть двух любимых сыновей и подорванное здоровье не дали ему закончить «Хохот». Сейчас недописанная картина хранится в петербургском Русском музее.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Пасха - Светлое Христово Воскресение в русской живописи

Православие — религия Пасхи. Важно не только то, что Бог воплотился, но и зачем. Св. Ириней Лионский сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Этот праздник указывает высоту, к которой должен стремиться человек. Русская иконопись, а за ней и живопись, подчеркивали светоносность, преображенность Христа и его последователей. В восточно-христианской традиции к теме Пасхи тесно примыкает сюжет Сошествия во ад, откуда Христос освободил праведников, что стало еще одним символом победы над смертью. 

Источники репродукций: АrtLib, Арт-каталог, Исаакиевский собор, Неофит, Русская икона, Русская живопись, etnaa — русская живопись, Библиотека Якова Кротова, ArtScroll.RU, Галерикс  

Сошествие во ад

Сошествие во ад.Эскиз образа иконостаса храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас на Крови).М. В. Нестеров. 1895 г.Б. на к., темпера, тушь, бронза, соус, графитный карандаш. 40,4х51,2Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сошествие во ад.Оригинал для мозаики иконостаса храма Воскресения Христова.М. В. Нестеров. 1897 г. Холст, масло. 146,5х93.Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Сошествие во ад.По оригиналу М. В. НестероваМозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-ПетербургИсточник: блог Мозаика и не только

Сошествие во ад.В. М. Васнецов. 1896–1904 гг. Акварель. Эскиз мозаики для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сошествие во ад.В. М. Васнецов. 1896–1904 гг.  Холст, масло.Запрестольный образ в правом приделе Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.Картина демонстрировалась в 2010 г. на выставке в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Сошествие во ад.Николай Андреевич Кошелев. 1900 г. 200х350.Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, ИерусалимИсточник: Википедия

Воскресение Христа

Воскресение Христово.А. Л. Шустов. 1810 г.Казанский собор, Санкт-Петербург 

***

Воскресение Христа.К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло.Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора

***

Христос воскресший.К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177х89.Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве.Замысел не осуществлен.Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

***

Иисус Христос.В.Е Маковский. 1893 г. Холст, масло, 79x45.Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Иисус Христос.В.Е Маковский. 1894 г.

***

Воскресение. ЭскизА. А. Иванов 

***

Воскресение Христа.Алексей Егоров. 1823–24 гг. Голубая бумага, бистр, перо,графит.28,1х43,8.Набросок для церкви штаба прусского короля в Кракове

Воскресение Христово.Егоров А.Е. Иллюстрация для журнала "Нива"

***

Воскресение Христово.Клавдий Васильевич Лебедев. 1901 г.Церковно-археологический кабинет МДА

***

Воскресение Христово.Билибин И. Я. Эскиз фрески для храма Успeния Богородицы в Ольшанах 

***

Воскресение Иисуса Христа.Валериан Степанович Крюков (1838-1916) 

***

Воскресение.М. А. Врубель. 1887 г. Бумага, акварель, графит, карандаш. 22,5х35,5.Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.Киевский музей русского искусства

Воскресение. Триптих.Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.М. А. Врубель. 1887 г.

***

Воскресение.Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собораМ. В. Нестеров. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40,9х34Государственная Третьяковская галерея

Воскресение.М. В. Нестеров. 1890 г.

Воскресение Господне.Эскиз запрестольного образа левого придела Владимирского собора в КиевеМ. В. Нестеров. Нач. 1890-х. Холст, масло. 88,5х110,5Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Воскресение. Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40 x 34.Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собораГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14961

Воскресение. Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г. Роспись алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собораhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15219

Воскресение.М. В. Нестеров. 1890-е. Бумага, акварель. 50,8х27,7Государственный музей истории религии

Воскресение Христа.М. В. Нестеров. 1922 г. Дерево, масло. 120х77Государственный музей истории религии

Воскресение.Оригинал для мозаики южного киота храма Воскресения ХристоваМ. В. Нестеров. 1894 г. Холст, масло. 142х79Государственный музей истории религии

Воскресение.Мозаика южного киота храма Воскресения Христова.М. В. Нестеровhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15088

Воскресение Христа.По оригиналу М. В. НестероваМозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург

Главная утверждающая тема – надежда и спасение – нашла отражение в мозаике М. В. Нестерова Воскресение Христа на северном фасаде храма. На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке. Несмотря на смиренное выражение лица Господа весь Он – воплощение торжества жизни над смертью. Справа – бесплотная фигура ангела с развернутыми крыльями. Неяркий, сдержанный колорит, некоторая внешняя вялость помешали созданию яркого монументального образа Иисуса Христа. Источник: блог Мозаика и не только

Воскресение Христово. Нестеров Михаил Васильевич. 1895 г. Эскиз мозаики северного фасада храма Воскресения ХристоваБумага на картоне, графитный карандаш, акварель, гуашь, бронза. 37 x 63 смГосударственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15209

Воскресение Христово.Мозаика северного фасада храма Воскресения Христова.Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942)http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15210

***

Воскресение Христово.П. И. Бромирский. 1918 г.

Великое Воскресение. Василий Кандинский. 1911 г. Темпера, глазурь, серебро на стекле, 24×24.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Импрессия VI (Воскресенье)Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло,107×95.Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Жены-мироносицы у Гроба

Мироносицы.Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893)

Жены-мироносицы.Мария Башкирцева. Эскиз. 1884 г. Холст, масло. 46х38,5. Саратовский музей им. Радищева

Вестники Воскресения.Николай Николаевич Ге. 1867 г.

Жёны-мироносицы у Гроба Господня.А.Л. Витберг. 1811 г. Холст, масло.Из собрания Государственного музея истории религии

Жены-мироносицы.М. В. Нестеров. 1889 г. Холст, масло. 73х38.Эскиз одноименной картины, впоследствии уничтоженной авторомГосударственная Третьяковская галереяИнв. номер: 27820Поступление: Приобр. в 1947 у Елизаровой

Жены-мироносицыМ. В. Нестеров. Холст, масло.Сумский художественный музей

Воскресение (Утро Воскресения). Триптих. М.В. Нестеров 1908-1909 гг. Бумага, гуашь. 49 x 55.Эскиз к росписи южной стены церкви Покрова БогородицыГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15151

Воскресение.М. Нестеров. 1910 г. Роспись южной стены церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители

Ангел, сидящий на гробе.М. В. Нестеров. 1908 г.Фрагмент композиции Воскресение в Покровском храме Марфо-Мариинской обители в Москве

Жены-мироносицы у гроба Господня (Воскресение Христово). М. В. Нестеров. 1899-1900 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, бронза. 31x48. Эскиз росписи южной стены церкви во имя благоверного князя Александра НевскогоГосударственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15178

Ангел отваливает камень от гробаА. А. Иванов. 1850-е. 26х40.Государственная Третьяковская галерея, Москва

И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Евангелие от Матфея

Явление Христа Марии Магдалине.А. Е. Егоров. 1818 г.

Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения.А. А. Иванов. 1835 г. 242х321.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. Евангелие от Иоанна

Картина повергла в восхищение Академию. «Какой стиль!» – изрек перед нею почтенный профессор Егоров. Больше ничего говорить и не надо было, все стояли в восхищении. Это был единственный общественный успех в жизни Иванова, доставивший ему известность. Ему было присуждено звание академика, что открывало блестящие возможности для карьеры. Неофит.ру

Иисус Воскресший и Мария Магдалина.Клавдий Васильевич Лебедев.Церковно-археологический кабинет МДА

Явление Христа Марии по Воскресении.Михаил Васильев (?). Втор.пол. XIX века. Масло, картон, 67,5x43.Государственный Русский Музей, Санкт-ПетербургИсточник: Библиотека Якова Кротова 

Христос и Мария Магдалина (Утро Воскресения).И. Е. Репин. 1920–1922 гг. Холст, масло, 212х141.Частное собрание, Москва

Тему встречи Магдалины с воскресшим Христом трактовали десятки художников всех времен и стран, от мастеров Возрождения до Александра Иванова, но все их композиции в основном были построены на появлении Христа где-то вдали от своей гробницы, в прежнем виде и обычной одежде.Не то у Репина, давшего новое, небывалое, смелое решение. У него действие происходит у самого склепа. Магдалина, по мысли художника, пошла на рассвете к дорогой для нее гробнице и тут-то и натолкнулась на Христа, только что отвалившего камень и вышедшего на волю. Он еще весь укутан пеленами, движения его скованы, жесты не свободны, руки прижаты к телу.Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди, следы ее ясно видны. Голова Магдалины писана с Веры (дочь художника), но черты лица значительно утончены и облагорожены. Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Этот экзальтированный взгляд у Магдалины излишне утрирован, да и глаз не сидит в орбите, что значительно снижает ценность картины. Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком. Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно. Илья Репин

Весть о Воскресении.Н. Н. Ге. 1866 г. Холст, масло. 59x95.Киевский музей русского искусства

Возвестила радость плачущим.Из цикла картин «Из жизни Христа».В. Д. Поленов. 1899 г. Холст, масло. 141x80Самарский художественный музей, Самара

Христос с учениками после Воскресения

Христос среди учеников после Воскресения.И. Е. Репин. 1886 г. Бумага, граф.карандаш.Эскиз композиции.Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Явление воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус. К. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.Изд. Москва, начало XX в.Из собрания Государственного музея истории религии

Христос на пути в Эммаус.Алексей Егоров. 1820-е. Бумага синяя, сепия, кисть, карандаш, 25,8x18,2Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Христос является ученикам на пути в ЕммаусЕгоров А.Е. Гравюра. 27,3×19,6

Явление Христа ученикам по Воскресении.А. А. Иванов. 1850-е гг.

Явление Христа на пути в Эммаус.Михаил Васильевич Нестеров. 1895 г. Бумага на картоне, темпера, бронза, графитный карандаш.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На пути в ЭммаусМихаил Васильевич Нестеров. 1897 г. Холст, масло. 71,5х98,5.Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова, Красноярск

Явление воскресшего Господа апостолу Фоме.К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.Изд. Москва, начало XX в.Из собрания Государственного музея истории религии

www.ippo.ru

«Христос в пустыне» — Мегаобучалка

Холст, масло. 180х210

Иисус сидит на камне, и ждет восход солнца. Линия горизонта делит холст на две части: холодную каменную пустыню - с одной стороны, и небо - мир света и надежды, символ будущего преображения - с другой. Ровно в середине холста, на границе этих двух миров, изображены сомкнутые кисти рук Христа, которые вместе с его лицом представляют зрительный и смысловой центры картины. Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы.Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского - «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. Вечные, общечеловеческие проблемы, противостояние добра и зла были центральными темами в творчестве художника и писателя.

Третьяков не раз говорил, что «Христос в пустыне» - одна из его самых любимых картин.

«Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Художник рассматривает религиозный сюжет с гуманистической, морально-философской точки зрения и предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. В результате фигура Христа, одетого в тёмный плащ и красную тунику, господствует над пространством картины, но при этом находится в гармонии с окружающим её суровым ландшафтом.

Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность его образа. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя.

Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить. На вопросы, которые задавали зрители художнику: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой? — я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», — писал Крамской. Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней.

Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55,5 × 41,5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.

В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины, изображающей Христа. Известно, что для этой картины ему позировал конкретный человек — крестьянин Строганов из слободы Выползово Переяславского уезда. Однако этот вариант не удовлетворил художника, поскольку Крамской посчитал ошибочным решение использовать вытянутый по вертикали формат холста, который практически весь был занят сидящей фигурой Христа, так что практически не оставалось места для изображения каменистой пустыни.

В конце 1869 года Крамской посетил ряд европейских музеев, сначала в Германии, а затем в Вене, Антверпене и Париже, знакомясь с искусством старых и новых мастеров, но при этом находясь в поисках «своего» Христа.

Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. Академия художеств даже хотела присудить Крамскому звание академика, но верный своим принципам не иметь ничего общего с официальным искусством художник отказался. Картина была также представлена на Второй выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей которого являлся Крамской. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму).

megaobuchalka.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта