Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927). Картина кустодиев
Борис Михайлович Кустодиев.
Родился 23 февраля 1878 года в Астрахани - умер 26 мая 1927 года в Ленинграде. Трудно, наверное, найти в мировой живописи пример более преданного служения именно русскому искусству, чем жизнь и творчество нашей отечественной любви и гордости - Бориса Михайловича Кустодиева. Прикованный последнее десятилетие жизни к инвалидной коляске, испытывающий постоянные мучительные боли, часто работающий лежа под установленным над ним холстом, художник именно в эти годы создал особенно много полных красочности и жизнелюбия полотен. Он как бы творил в соответствии с имеющей хождение в наши годы народной прибауткой - хорошего должно быть много.
Много русского раздолья и удали в "Масленице" (1916), таланта и широты русского человека в "Портрете Федора Шаляпина" (1921), доброго, женского и, следовательно, прекрасного в "Красавице" (1915, 1921), "Купчихе за чаем" (1918), "Купчихе с зеркалом" (1920), "Русской Венере" (1925-1926).
А родился Кустодиев в небогатой семье в Астрахани, где до сих пор чувствуются следы некогда процветавшего купеческого сословия. После смерти отца (1879) юный Борис учился в духовном училище и семинарии (кстати, все четверо детей рано умершего Михаила Лукича Кустодиева и ставшей молодой вдовой Екатерины Прохоровны учились на казенный счет).
В 1895 году Б. Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Очень скоро юноша был замечен И.Е. Репиным, который предлагает ему все же в качестве соавтора, нежели помощника, работать над масштабной картиной "Заседание Государственного совета". Студентом пишет портреты известных деятелей культуры."Автопортрет" 1912
"Портрет художника Ивана Яковлевича Билибина" (1901) и "Портрет профессора гравирования Василия Васильевича Матэ" (1902) приносят Б. Кустодиеву широкую известность. Окончив в 1904 году Академию, художник уезжает в пенсионерскую поездку, побывает во Франции и Испании. До окончания срока командировки возвращается в Россию, где продолжается его интенсивная жизнь в русском искусстве: портреты, широкие народные гуляния и просто быт, русские красавицы, иллюстрирование книг, борьба с болезнью и снова живописные полотна, рисунки, иллюстрации, оформление спектаклей.
"Портрет художника Ивана Яковлевича Билибина" 1901
"Постановка натуры в мастерской И. Репина" 1899
"Портрет И.Е.Репина" Этюд. 1902
"Император Николай II" 1915
"Портрет А.Н.Протасовой" 1900
"Портрет Д.Ф.Богословского" 1900 ГТГ
"Натурщик в шинели" 1900
"Возмущение слобод против бояр (Бунт против бояр на старой Руси)" 1897
"Выход царя Ивана Грозного" 1900
"Портрет М.Е.Хейлика" 1901
"Автопортрет" Начало 1900-х
"Портрет Степана Лукича Никольского, дяди художника" 1901
"Портрет Василия Васильевича Матэ" 1902
"Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой, жены художника" 1903
"Масленица" 1916
"Провинция" 1919
"В старом Суздале"
"Венеция" 1907
"Кони Св. Марка" 1907
"Портрет коменданта Мариинского дворца генерал-майора Павла Аркадьевича Шевелева" 1903
"Утро" 1904
"Портрет женщины в голубом (Портрет П.М. Судковской)" 1906
"На террасе" 1906
"Портрет священника и дьякона" 1907
Портрет А.Д.Романовой" 1908
"Портрет писательницы Александры Васильевны Шварц" 1906
"Портрет Ю.Е.Кустодиевой"
"Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой" 1907
"Монахиня" 1908 (Игуменья Страроладожского монастыря Олимпиада )
"Портрет Р.И.Нотгафт" 1909
"В ложе" 1909
"Монахиня" 1908
"Портрет П.Л.Барка" 1909
"Портрет дамы. Модель" 1908
"Портрет Т.Ф. Давыдовой" 1912
"Купание"
"Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт" 1914
"Лежащая натурщица" 1915
"Одалиска"
"Красавица" 1915
Станислав Садальский пишет: "Несомненно и сам художник был влюблен в свою натурщицу.Позировала ему 21-летняя актриса МХАТ Фаина Шевченко - будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий )) Позировать красавица согласилась легко, но когда узнала, что раздеться надо полностью, отказалась.- Мне такой позор не нужен, - сказала она. Я – актриса Художественного театра. И что? Тысячи людей увидят меня голой?Долго и нежно уговаривал Фаину Борис Михайлович. Не для себя, а «для искусства ради».И уговорил.
Фаина Шевченко в спектакле МХАТ "Царь Федор Иоаннович"
"Балаганы" 1917
После революции художник не оставил своего «призвания»; однако, в его творчестве появились новые типы и мотивы в которых он видит тот же русский быт. «Говорят, что русский быт умер, что он «убит» революцией. Своей новой композицией «Матрос и милая», вызывавшей нарекания его друзей, он особенно гордился и дорожил, замечая, что эта сцена «подсмотрена из жизни».
"Матрос и милая" 1921
С 1911 года обострилось давнее недомогание художника – мучительные боли в спине. Он подолгу лечился в больницах и клиниках, в том числе и за границей, перенес несколько тяжелых операций. В 1916 году опухоль на позвоночнике была удалена, но художник оказался до конца жизни прикованным к постели и инвалидной коляске. Однако, он продолжает работать и поражает своей неутомимостью, силой воли и желанием жить и радоваться. Революционные события 1917 года воспринимались им как проявление самой жизни. Он искал новые пути в творчестве: если и раньше он, интересуясь литографией, работал в мастерской В.В.Мате, теперь начинал осваивать линогравюру и много работать для иллюстрирования книг, занялся политическим и рекламным плакатом. Кустодиев участвовал в оформлении Петрограда к революционным праздникам, сотрудничал со многими петроградскими издательствами (с 1919). Несмотря на трудности передвижения, Кустодиев работал над театральными постановками. С 1911 года он был художником нескольких московских театров: театра К.Н.Незлобина, МХТ (1914–1915), МХАТ-2 (1924). Дебютом художника как театрального художника стало оформление пьесы А.Н.Островского "Горячее сердце" в московском театре Незлобина.
"Площадь на выезде из города" Эскиз декорации к спектаклю А. Н. Островского «Горячее сердце»
Он много работал над декорациями, костюмами, придумывал грим в постановках пьес Островского, Салтыкова-Щедрина, к операм Н.А.Римского-Корсакова А.Н.Серова, М.П.Мусоргского. Оформил спектакль "Блоха" по Н.С.Лескову. Работа для театра привлекала художника возможностью воссоздания «воображаемой жизни», когда на сцене возникает иллюзия ожившей картины – игра актера соединяется с работой художника. В послереволюционном Петрограде полупарализованный художник оказался в тяжелейших условиях. Не имея уже возможности выехать за границу для лечения, прикованный к креслу, он продолжает работать. Многие люди, даже и не бывшие его близкими знакомыми раньше, приходили навестить Кустодиева, зная о его бедственном положении. Так к нему заходили М.В.Нестеров, К.А.Сомов. Маленький Дмитрий Шостакович, друг его дочери Ирины, приходил к ним в гости и играл на фортепиано. В 1920 году в Петрограде прошла единственная прижизненная персональная выставка художника. В 1923 его приглашали в образованную в 1922 году Ассоциацию художников революционной России (АХРР) единственного члена объединения "Мир искусства". Незадолго до смерти художника, в 1925 году, вышла монография Воинова о Борисе Михайловиче Кустодиеве. Эта книга создается при непосредственном участии художника; Воинов часто бывал в их доме, зачитывал свои главы, Кустодиев сам работал над оформлением книги. Весной 1927 года, не достигнув 50-летия, художник умирает в Ленинграде, окруженный любящей семьей. Многие откликнулись на смерть Кустодиева статьями, некрологами, воспоминаниями: М.Горький, Ф.И.Шаляпин, К.С.Петров-Водкин, И.Э.Грабарь, И.И.Бродский, М.В.Добужинский.
"Купчиха пьет чай" 1918
"Купчиха за чаем" 1918
"Пасхальный обряд (Христосование)"
"Купчиха" 1918
"Kупчиха с зеркалом" 1918
"Купчиха за чаем" 1920
"Купчиха и домовой" 1922
"Купчиха за чаем" 1923
Купчиха с покупками. 1920
Купчиха. 1919
Купчиха. 1920
Купчихи. 1912
В березовой роще
Варвара. 1920
Встреча (Пасхальный день). 1917
Девушка на Волге. 1919
Купчиха
"Портрет искусствоведа и реставратора А.И.Анисимова" 1915
Эскиз группового портрета художников объединения «Мир искусства». 1916-1920
"Портрет А.П.Остроумовой-Лебедевой" Этюд к неосуществлённой картине 1910
"ПОРТРЕТ Н.К. РЕРИХА" 1915
"Портрет художника Е.Е.Лансере"
"Портрет художника К.А.Сомова" 1914
"Портрет Льва Бакста" 1910
"Портрет художника и историка искусства И.Э.Грабаря" 1916
"Портрет Я.И.Лаврина" 1909
"Портрет графини Грабовской" 1917
"Портрет Любови Борисовны Боргман" 1915
«Заснеженный русский город» 1917
"Морозный день" 1913
"Масленница"
«Зимний пейзаж» 1919
"Летний пейзаж"
"Портрет Георгия Семеновича Верейского" 1917
"Женщина с чашкой"
"Портрет Н. К. фон Мекка" 1913
"Портрет Т.Н.Чижовой" 1925
"Женщина с зеркалом" 1926
"Евгений Замятин"
Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника" 1926
"Портрет композитора Д.В.Морозова" 1919
"Портрет академиков Петра Леонидовича Капицы и Семёнова" 1921
«Фурначева» 1914
«Зимняя ярмарка» 1921
«Машка - дочь купеческая» 1924
"Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского" 1922
"Портрет Ф.И.Шаляпина" 1922
"У окна" 1921
"Портрет Ю.Е.Кустодиевой" 1915
"Портрет К.Б.Кустодиева" 1922
"Наталья Оршанская"
"Портрет Волошина" 1924
"Портрет Н.И.Ивановой" 1926 изображения кликабельны
Русская венера. 1926. http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post209750940/ http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post155330261/
art.mirtesen.ru
Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927). Мастера исторической живописи
Борис Михайлович Кустодиев
(1878–1927)
Едва ли не самый лучший портрет великого русского певца Ф. И. Шаляпина был создан Кустодиевым. Тяжело больной художник писал его, сидя в кресле, и холст приходилось все время наклонять, чтобы мастер мог достать до него кистью. Кустодиев не мог отойти и увидеть свое творение целиком, поэтому писал как бы по частям. Тем не менее портрет удался и очень понравился Шаляпину.
Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани, в семье учителя духовной семинарии, преподававшего словесность и логику. Мать будущего художника хорошо рисовала и увлекалась музыкой.
Б. М. Кустодиев. «Москва. I. Вступление. 1905», 1905
В семье было четверо детей, и когда в 1879 году отец умер, матери пришлось заняться вышиванием, чтобы прокормить семью.
Большую роль в воспитании Бориса сыграла няня матери, бывшая крепостная, жившая у Кустодиевых много лет.
Флигель, где жила семья, стоял во дворе купеческого дома, и мальчик с раннего детства видел повседневную жизнь астраханского купечества.
С юных лет Борис наблюдал за суетой города на берегу Волги, видел работу грузчиков, рыбаков, моряков, купцов, продающих лес и рыбу. Особенно любил он многоголосые и нарядные ярмарки. Эти впечатления детства навсегда остались в памяти художника и отразились во многих его работах.
В 1887 году Кустодиев поступил в Астраханское духовное училище, а по окончании его в 1892 году стал студентом духовной семинарии. Иного выбора у юноши не было: из-за бедности семьи он мог учиться лишь в семинарии за казенный счет.
Но интересовала Кустодиева только живопись. Первые уроки рисунка он получил у матери и художника-любителя В. А. Кастальского, своего дальнего родственника. Позднее его учителем стал живописец П. А. Власов, выпускник Академии художеств и воспитанник В. Г. Перова и П. П. Чистякова. Власов, основавший Астраханский кружок любителей живописи и рисования, был прекрасным педагогом и многому научил юношу. Именно ему, призывавшему учеников больше внимания уделять натуре, Борис был обязан своим любовным отношением к природе.
В 1896 году Кустодиев уехал в Петербург и поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. К этому времени в стенах академии была проведена реформа, и учебные мастерские возглавили известные передвижники.
Уже в первых работах молодого художника проявился его необыкновенный талант. В первый год своего обучения Кустодиев принял участие в Выставке опытов художественного творчества. За эскиз «В мастерской художника» он был награжден премией.
Б. М. Кустодиев. «Ярмарка», 1906, Третьяковская галерея, Москва
Вскоре Кустодиев стал учеником знаменитого И. Е. Репина. Замечательный педагог Репин не стремился подавить индивидуальность своих воспитанников, и молодой художник, многому научившийся в репинской мастерской, сохранил неповторимость своего таланта.
Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др.) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Кустодиев, так же как и Иванов, использует прием фрагментарности, в результате чего изображение приобретает вид кадра, момента, выхваченного из прошлого.
Кустодиева всегда интересовала жизнь народа. Художник понимал, что обратиться к настоящему невозможно, не заглянув в прошлое, поэтому изучал быт старой Руси, памятники архитектуры, исторические костюмы.
Б. М. Кустодиев. «Большевик», 1920, Третьяковская галерея, Москва
Лето 1900 и 1901 года живописец провел в селе Семеновское-Лапотное Костромской губернии. Здесь, работая над этюдами к конкурсной картине и игнорируя приглашения местных дворянских семей, Кустодиев познакомился с миром крестьянства, глубже узнал народный быт и культуру.
За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) живописец получил золотую медаль и право на заграничную поездку. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Он побывал во многих картинных галереях и познакомился с живописью известных европейских мастеров. Но Кустодиева тянуло домой, на родину, и, не дождавшись окончания срока командировки, весной 1904 года он вернулся в Петербург. Заграничные впечатления не отразились в творчестве Кустодиева: его интересовала лишь Россия, ее прошлое и настоящее.
В период революции 1905–1907 годов художник занимался графикой и живописью, писал портреты, бытовые сцены, а также картины публицистического характера, отразившие политические события, взволновавшие всю страну. В журнале «Жупел» был опубликован рисунок Кустодиева «Москва. I. Вступление. 1905» (1905), сюжетом которого стал разгром восстания московских рабочих.
Автор показал панораму улиц Москвы, баррикады, толпу со знаменами и противостоящих ей вооруженных солдат. А над людьми и домами движется огромный скелет — символ смерти. На страницах «Жупела» были опубликованы сатирические карикатуры на представителей российского «Олимпа» — монархической верхушки: Победоносцева, Коковцова, Горемыкина и др. Рисунки вошли в серию, получившую название «Олимп».
Б. М. Кустодиев. «27 февраля 1917 года», 1917, Третьяковская галерея, Москва
Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). В своих рисунках мастер выступает не только сатириком-обличителем, но и свидетелем знаменательных исторических событий начала XX столетия. Произведения бытового жанра, рассказывающие о жизни провинциального городка или села, выполненные Кустодиевым красочно и живо, теперь стали своеобразной исторической иллюстрацией эпохи. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Тема ярмарки встречается на многих полотнах мастера, но эта, пожалуй, самая многолюдная и оживленная. Почти половину холста занимает пестрая человеческая толпа: нарядно одетые крестьянки, бородатые мужики, старики, дети, изумленно застывшие возле ярких игрушек. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Над крышами палаток виднеются купола церквей и крестьянские избы, синева леса и облачное небо.
В «ярмарках», «масленицах», «праздниках», «гуляньях» Кустодиева центральным героем является не отдельная личность, а народ. Художник не выделяет никого из своих персонажей, все они равноценны для него.
Композиционный центр отсутствует и в картине «Праздник в деревне» (1907, Третьяковская галерея, Москва), показавшей не только крестьянский праздник, но и приметы деревенских трудовых будней. Автор изобразил гулянье на фоне золота осеннего леса, сжатых полей, бедных изб с соломенными кровлями. Даже в праздник мысли о ежедневных заботах не оставляют крестьян.
В своей любви к родине и ее истории, к русскому народу, к которому художник относился с глубоким уважением и любовью, Кустодиев близок к В. И. Сурикову и А. П. Рябушкину, искусством которых он всегда восхищался.
Множество произведений Кустодиева связано с Волгой. «Волга и Кустодиев неразъединимы», — писал И. Я. Билибин. Проводя каждое лето в своем имении «Терем», художник изучал жизнь провинциального волжского города, который и был для него истинной Россией. Правда, живописца занимала лишь праздничная, нарядная сторона. Отсюда и фантастические картины, в которых мастер стремился воплотить свою мечту о гармонии («Гулянье на Волге», 1909).
В этот же период Кустодиев вновь обратился к теме прошлого. Вместе с другими известными живописцами он принял участие в создании полотен для серии «Картины по русской истории», выпущенной издателем И. Н. Кнебелем. Одно из таких произведений Кустодиева — «Школа в Московской Руси».
Школа, показанная на картине, являлась неотъемлемым элементом города и села по всей России в XVI–XVII веках. Средства на содержание школы и зарплату учителю собирали родители, который занимался с детьми всех возрастов. Ученики изучали чтение и письмо, а также ноты, по которым должны были петь. Среди предметов быта художник изобразил горшок с кашей: некоторые родители оставляли своих детей жить при школе, вероятно, считая это полезным для них.
Такие школы играли огромную роль в деле просвещения. Еще до прихода к власти в России Петра I в стране грамотными были все купцы, священники, 60 % представителей дворянского сословия и монахов, 50 % посадских людей и почти 15 % крестьян.
В 1909 году Кустодиев некоторое время преподавал в частной художественной студии Е. С. Зарудной-Кавос. В этот же период у него проявились первые признаки тяжелого заболевания — прогрессирующей опухоли спинного мозга. Но, превозмогая сильные боли, художник продолжал упорно работать. В конце 1900-х годов Кустодиев стал широко известен не только на родине, но и за границей.
В 1907 году за портрет В. В. Матэ на VII Международной художественной выставке в Венеции он был удостоен Большой золотой медали. В 1910 году министр искусств Италии предложил мастеру написать автопортрет для галереи Уффицы во Флоренции. В этом же году Кустодиев стал академиком живописи в Петербурге, а спустя два года — членом Совета Академии художеств. Несмотря на болезнь, мастер принимал активное участие в выставках в России и за рубежом.
В 1912 году, находясь в лечебнице швейцарского курорта Лейзена, прикованный к постели художник работает над картиной «Купчихи». Четыре пышные красавицы, одетые в нарядные одежды, стоят на улице маленького города. Они словно сошли со страниц пьес А. Н. Островского. Пейзаж и вывески лавок, окружающие купчих, поразительно похожи на театральные декорации.
В 1914 году Кустодиев начал писать свою знаменитую «Купчиху» (1915), ныне хранящуюся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Вслед за ней появилась «Красавица» (1915).
Серией «Купчих» художник открыл еще одну страничку прошлого, знакомящую зрителя с бытом русского купечества.
Б. М. Кустодиев. «Школа в Московской Руси», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913
Любуясь чувственной красотой своих героинь, их тяжеловесной грацией, автор в то же время слегка иронизирует над ними, осуждая их самодовольство и ленивое равнодушие. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Он писал: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии. Их называют „натуралистическими“ только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая никогда не существовала». И все же, несмотря на такую фантастичность, картины очень точно, живо и ярко передают особенности русского быта.
К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен, изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Написанные яркими красками разноцветные балаганы, торговые палатки, карусели, нарядные тройки, катания с гор создают радостное, мажорное настроение. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена; «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался.
Создавая картины с изображением патриархального российского быта и веселых праздников, Кустодиев не остался в стороне от современных ему политических событий. Вкладом в художественную летопись истории стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917, Третьяковская галерея, Москва). Происходившее мастер мог видеть лишь из окна: тяжело больной, он был прикован к постели.
Вместе с другими известными художниками Кустодиев принимал участие в праздничном оформлении Петрограда к 1–й годовщине Октябрьской революции. Он выполнял эскизы для украшения Ружейной площади, создавал лубки, плакаты, картины на темы революции («Праздник в честь II Конгресса Коммунистического Интернационала на площади Урицкого», 1921, Русский музей, Санкт-Петербург).
С помощью своей фантазии художник создал аллегорическое полотно «Большевик» (1920, Третьяковская галерея, Москва), немного наивное, но очень искреннее. Гигантская фигура рабочего с красным флагом в руке возвышается над толпой демонстрантов, над домами и храмами. Монументальное по своему ритму полотно имеет вовсе не такие большие размеры, как кажется (101 x 141).
В творческом наследии мастера, кроме станковых работ, — книжные иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, 1923). Интересны также работы Кустодиева для театра. Он оформил множество спектаклей, но самым большим успехом пользовалась «Блоха» Е. И. Замятина, поставленная вторым МХАТом в 1925 году.
После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Образы героев Гражданской и Великой Отечественной войн предстают на картинах Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, Сергея Васильевича Герасимова и др. Многие живописцы, стараясь показать в своих работах неразрывную связь эпох, обращались к далекому прошлому России. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Русское искусcтво: Кустодиев Борис Михайлович
Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский художник.
Краткая биография
Отец Бориса Михайловича умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.
В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург).
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России.
«На базаре». 1902-1903
В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. В силу болезни работы он был вынужден писать лежа. Однако, именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.
Стартовая площадка – ярмарка
Ярко-праздничный крестьянский быт и жизнь провинциального купечества – основные темы живописи выдающегося русского художника Бориса Михайловича Кустодиева.
Автопортрет Кустодиева Бориса Михайловича. 1912
Задорный колорит и смелая игра цветов присущи работам художника, посвящённым изображению праздников, ярмарок и масленичных гуляний. Дородные купцы в длиннополых шубах, пышнотелые купчихи, разодетые в пёстрые платья, столы, ломящиеся от сладостей, звенящие бубенцами тройки и приподнятое настроение народной толпы – вот темы и мотивы, неизменно ассоциирующиеся с творчеством Б.М. Кустодиева.
Кустодиев превращал бытовые сцены в театрализованные постановки, тем самым создавая собирательные образы своих персонажей, олицетворяющие сытую купеческую Россию. Борис Михайлович серьезно работал над становлением своего индивидуального стиля. Обобщением форм, игрой линий и пятен, настроением лёгкой иронии и ностальгии создавалась сказка о русской провинциальной жизни. В картинах этого плана художник ставил перед собой весьма сложные задачи, совмещая пейзаж с портретом или жанр с интерьером. Достаточно вспомнить такие работы, как «Купчиха за чаем» (1918 г., Государственный Русский музей),
Купчиха за чаем. 1918
«Московский трактир» . 1919 г., Государственная Третьяковская галерея
«Русская Венера» 1925 г., Нижегородский художественный музей.
Работы зрелищные, декоративные, в полной мере раскрывающие русский характер, в том числе и благодаря виртуозному совмещению различных жанров и приёмов, о чём писал Д.В. Сарабьянов:
«Интересно, что Кустодиев, несмотря на свой интерес к народному быту, на использование приёмов вывески, лубка, тем не менее обращается подчас к элементам классицистической формы»
Этот интерес к поиску и выражению нового через синтез различных приёмов в значительной степени проявился в раннем творчестве Б.М. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. В портретах он совершенно другой мастер, сумевший воплотить в образах запечатлённых им людей лучшие достижения русской живописи XIX столетия с её тяготением к сложным психологическим задачам и новаторские открытия западноевропейского искусства конца XIX — начала XX вв.
От пейзажа, до портрета
В искусствоведческой литературе, как правило, портретам Б.М. Кустодиева уделяется меньшее внимание по сравнению с его картинами на «купеческую» тему. Между тем, портреты этого выдающегося мастера поразительно интересны как для его времени, так и для XXI века. Сегодня мы попытаемся оценить вклад художника в развитие русской живописи и проследить эволюцию индивидуальной творческой манеры Б.М. Кустодиева в его портретах.
Творческую деятельность художник начинал именно с портретов. Еще будучи студентом Академии художеств он выполнил ряд первоклассных портретов – Д.Л. Мордовцева, Д.С. Стеллецкого, Д.Ф. Богословского, – в которых проявил себя как отличный портретист. Позже за портрет графика и театрального живописца И.Я. Билибина (1901 г.) он был удостоен золотой медали на Международной выставке в Мюнхене. В этой работе Кустодиев предстаёт перед нами как серьезный и опытный художник, талантливый мастер колорита и умелый рисовальщик.
Широким мазком пишет Кустодиев интерьер, более плотным — одежду и тонко моделирует лицо и руки. Свободное положение модели в пространстве и даже артистизм позы изображённого сочетаются с некоторой фрагментарностью композиции, характерной для импрессионизма и модерна, а тщательная лепка лица органично контрастирует с эскизной манерой письма в изображении одежды.
Борис Михайлович, несмотря на популярность бытового пейзажа в своих картинах запомнился, как художник портретист.
Портрет Р.И.Нотгафт. 1909
Такое сочетание реалистических и импрессионистических приёмов с композиционными принципами модерна станет характерной особенностью многих портретов Кустодиева.
Преемник Репина
Как ученик Ильи Ефимовича Репина он участвует в работе «Заседание Государственного Совета» (1901-1903 гг.).
Картина Ильи Репина «Заседание Государственного совета» была написана с участием Кустодиева.
Это полотно считается самым масштабным в истории мировой живописи рубежа столетий. Работа над картиной уже тогда вылилась в настоящее соперничество крупных мастеров. Кустодиев, не обделенный талантом, создавал удивительно живые импрессионистические этюдные портреты. Он добивался сходства с Репинским мастерством.
«Само собой разумеется, что из бесталанного не создать таланта. Но развить талант, дать ему верное направление, поставить его на высоту – это благодарная задача профессора…»
– говорил сам Борис Кустодиев, через всю жизнь сохранивший в своём сердце признательность к своему великому наставнику.
В портретах Кустодиева изображены те люди, которые его окружали и с которыми у него складывались особые, часто дружеские отношения. Это произведения, которые говорят о сложившейся творческой индивидуальности художника, о мощи его дарования. В 1902 году он пишет портрет профессора гравирования В.В. Матэ.
«Портрет профессора гравирования В.В. Матэ. 1902
Великолепное композиционное построение, основанное на прихотливых линиях модерна, и лихие импрессионистические мазки характеризуют работу, в которой вновь, как и в портрете И.Я. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. И построением композиции, и смелой, непринуждённой манерой письма Кустодиев подчёркивает настроение творческой атмосферы, царящей в мастерской Матэ, отдававшего себя полностью искусству и своим ученикам. Умелое решение задач портрета и бытовой живописи также характеризует эту работу Кустодиева и свидетельствует об интересе мастера к совмещению различных жанров.
Муза художника
На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Портреты супруги в творчестве Кустодиева – особая тема, поскольку эти работы согреты необычайно искренним чувством к Юлии Евстафьевне, находящейся всегда рядом с ним и в радости, и в горе. Один из самых известных портретов жены художника, созданный в 1902 году, где Юлия изображена на террасе с собакой, написан легко и непринуждённо. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Лицо Юлии Евстафьевны выписано тщательно, а зелень сада, окружающие предметы и собака в эскизной импрессионистической манере.
Портрет Ю.Кустодиевой, жены художника. 1903
Несмотря на развивающуюся болезнь, Кустодиев продолжает упорно работать, много времени уделяя портретам, в том числе изображая своих близких. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Любовь к ней отражается в каждой работе. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».
Личный и неповторимый стиль
В 1915 году Кустодиев пишет портрет искусствоведа и реставратора древнерусской живописи А.И. Анисимова.
Портрет искусствоведа и реставратора А. И. Анисимова. 1915
Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Он напряжен и пытлив, направлен прямо на зрителя, благодаря чему создаётся ощущение непосредственного контакта модели со зрителем. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Лицо портретируемого написано в лучших традициях реалистической живописи передвижников, а пейзаж напоминает фоны картин на купеческо-народную тему. Такое решение вновь иллюстрирует желание мастера совместить различные жанры, в данном случае портрет и пейзаж.
Мастерски совмещает Кустодиев изображение интерьера и портрет в работе «Монахиня» (1908 г.), в которой изображена игуменья Староладожского монастыря Олимпиада.
Монахиня. 1908
Детали интерьера в этой работе написаны с большим вниманием к фактурным особенностям предметов. Но главным героем картины является, конечно же, монахиня, женщина с сильным характером и мудрой душой. В этом портрете Кустодиев, обладавший даром портретиста-психолога, выступает как носитель традиций реалистической школы, как художник, прошедший крепкую академическую школу.
«Сохраняя традиции отечественной портретной школы, художник создал органичный и правдивый образ человека твёрдого и убеждённого, уверенного в себе и своём деле. Написанное Кустодиевым полотно тяготеет к жанру большого парадного портрета, проявляя при этом черты так называемого кустодиевского портрета-типа, характерного для более поздних лет его творчества»
В портретах конца 1910-ых и 1920-ых годов Кустодиев всё чаще обращается к реалистическому подходу, тщательно выписывая элементы антуража в картине. Но при этом остаётся верен неустанному поиску оригинальной композиции, основанной на диагональных линиях и расположении модели в трёхчетвертном развороте и часто в угловой части помещения. Подобные построения были популярны в период модерна (портрет композитора Д.В. Морозова, 1919 г., портрет архитектора и скульптора И.С. Золотаревского 1922 г.).
Портрет композитора Д.В.Морозова. 1919
Портрет И.С. Золотаревского. 1922
И в эти же годы он пишет портрет знаменитого певца Ф.И. Шаляпина, в котором фигуру модели монументализирует и максимально конкретизирует, а пейзажный фон строит с изображением народных гуляний зимой, столь распространённых в его картинах на темы из жизни русской провинции и купечества.
Выводы:
Проведённый краткий анализ портретного творчества Б.М. Кустодиева позволил увидеть отчётливое желание мастера обогатить портретный жанр использованием приёмов импрессионизма и модерна в том, что касается манеры письма и построения композиции.
При этом он всегда оставался верен лучшим традициям русской реалистической школы и принципам академического воспитания. Кроме того в своих портретах Кустодиев стремится совместить портрет и пейзаж, портрет и бытовую живопись с изображением интерьера. Такие творческие принципы мастера позволяют говорить о полистилизме и полижанровости портретов Б.М. Кустодиева. И все эти новаторские находки художника были призваны реализовать главное кредо мастера в его портретном искусстве, выраженное в его словах:
«Похожий портрет – это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. И тут нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности»
Портреты этого выдающегося русского мастера вошли в сокровищницу не только Российской империи, но и мирового портретного искусства наравне с его работами на народную тему.
Почти весь «Серебряный век» русской культуры отражен в его портретах, что и не дает забыть о таком портретисте, как Б.М. Кустодиеве.
Вячеслав Кривцов
imperor.net