Подготовка к сочинению по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря» Цель: интегрируя материалы истории, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев. Картина поход игоря
Картины, описание картин — Поход Игоря 1942 г.
24 Июня 1940 г.ГималаиРерих Н.К. Знамя / Нерушимое. Рига: Виеда, 1991....Каждая победа над тьмою будет следствием большой и трудной борьбы. Потому-то и велика победа Света над тьмою. Лишь в полном осознании условий этой борьбы мы можем воистину радоваться каждой победе Света.Все знают, что Свет и тьма, о которых говорится, вовсе не отвлеченность. Это не только действительност ь, но даже очевидность, доступная каждому глазу. Здесь, на земле, в труде и борении, мы видим служителей Света. Здесь же мы усматриваем и злобных, исполненных ненавистью ко всему сущему, слуг тьмы. Здесь, в жизни, мы научаемся приемам шествия Света, а также убеждаемся и в мрачной согласованности темных легионов. Последнее не может огорчать, ибо было бы неуместно огорчаться и тем обессиливаться тогда, когда призваны все полки Светлые. Наоборот, можно всегда радоваться каждому блистанию Света, как молнии, очищающей сгущенные тучи. (...)Свет побеждает тьму.15 апреля 1935 г.Цаган Куре.
www.art-drawing.ru
интегрируя материалы истории, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев
Тема: подготовка к сочинению по картине Н. Рериха « Поход князя Игоря»Цель:
- интегрируя материалы истории, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев.
- формировать умение сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы,;
- подготовить к написанию сочинения по картире Н. Рериха « Поход князя Игоря».
- воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.
- учить работе в группах, поддержке, взаимовыручке.
1.Сообщение темы. Сегодня мы познакомимся с картиной известного советского художника Н.К.Рериха «Поход князя Игоря», будем работать над ней ,чтобы завтра написать коллективное сочинение. Художник глубоко и серьёзно изучал историю далекого прошлого России. И, конечно же, этот интерес нашёл своё отражение в его художественном творчестве. Для того чтобы наша работа была успешной прежде поговорим об одном историческом факте – походе князя Игоря против половцев в 1185 г., о том, как проходил поход, каковы его последствия, и какое значение он имел для Руси. (1 мин.)
Итак, обратимся к истории.
2.Историческая справка. ( слайд№1).В XII веке Киевская Русь пребывала в состоянии раздробленности. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств. Небольшие княжества стремились к самостоятельности, вели междоусобные братоубийственные войны.
В 1178 году, молодой князь Игорь начал княжить в Новгород-Северском уделе.
В это время в южно-русских степях кочевали половцы и совершали опасные набеги на Русь. Отдельные княжества вели противоборство с половцами. Ранней весной 1185 года половецкий хан Кончак выступил в поход на Русь. Вышедшие против него киевские князья нанесли поражение половцам и взяли богатую добычу. Узнав о победах киевлян, князь Игорь, как говорят летописи, воскликнул: «А мы что же, не князья, что ли?! Пойдём в поход и себе тоже славы добудем!» — и двинулся на половцев. Когда многочисленные войска князя подошли к границе, отделявшей Киевскую Русь от половецких степей. участники похода увидели солнечное затмение, которое многими было расценено как страшный предвестник провала похода. Но полководец не придал природному явлению значения, вступил в бой с половцами. Он сказал: «Если мы вернёмся не бившись, то позор нам будет пуще смерти. Так положимся на волю Божью!»
Первое столкновение с неприятелем произошло 10 мая. Половцы бежали. Игорь с войском заночевал в степи, а на заре его стан был окружён половцами. Два дня продолжалось жестокое сражение. Русичи бились храбро, но силы были неравными. Игорь был пленён, а дружина разбита.
Вот так выглядело поле брани после побоища (слайд№2) Карт. Васнецова).
Именно этот поход закончился для Игоря бесславно. Причина поражения в том , что войско Игоря билось с врагами в одиночку, без поддержки русских князей.
Только через год Игорь при помощи своих друзей бежал на Родину из плена.
После этого неудачного похода отважный полководец неоднократно воевал с половцами, на этот раз все сражения заканчивались победой. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202
Вот такие сведения о князе Игоре дает история Отечества.
-В каком веке произошел раздел Руси на княжества?
-как имя князя, потерпевшего поражение с половцами?
- Почему поход князя Игоря против половцев оказался неудачным, а дружина разбита?(4 мин). 3. Словарная работа. Сегодня в устной и письменной речи мы будем использовать исторические термины и новые слова.( читаю) Подберем к данным словам синонимы, т.е. близкие по смыслу слова.
Записываем в тетрадях , обращая внимание на ударение и выделенные орфорграммы.
Половцы- враги
Символ-знак, примета
Силуэт-фигура
Рать, дружина- войско
Ратники -воины
б).Разбор слова по составу:
Выделить корень в слове дружина, разбирая его по составу.
в). По схеме пообобрать и записать однокоренные слова.
Как называются однокоренные слова?.- родственные.
Кто?- друг, какой?- дружный, что делать? –дружить, как?- дружно
Что значит дружно? Вместе делать одно дело.
Записные слова будет сегодня на уроке для нас ключевым. Надо помнить всегда, что любое дело в одиночку сделать труднее, чем вместе.(4 мин) 4.Работа по теме:
а). Работа по анализу репродукции.(На доске репродукция. Слайд №3). А теперь обратимся к репродукции картины
Давайте посмотрим, как автор рассказал о данном событии в своем произведении. Помогут мне в этом ученики –информаторы.Учитель: Обратите внимание: мы видим очень необычное сочетание красок. Диск солнца закрыт луной, но потемнела только самая верхняя часть неба, она насыщена синим цветом. Но большая часть неба залита золотым солнечным светом. Сочетание жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и грусть по предстоящим потерям, и утверждение конечной победы.
.1 ученик: Посмотрите сюда: зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ободком обозначает затмение. Это символ или знак беды. На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются темные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты.
2 ученик: Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью колышутся флаги и длинные пики.
3 ученик: Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди - враги. Там ждут его грозные испытания
Учитель: Вы уже знаете, что этот поход князя закончился серьезным поражением. Как вы думаете, почему?
Ученик : потому что он пошел в поход один, без поддержки русских князей. А надо было объединиться.
Учитель :
Действительно, для победы необходимо единение сил — в этом и заключается основная идея картины Рериха. Впоследствии князь Игорь всегда одерживал победы над врагами и поэтому художник как бы говорит нам, что всякому затмению бывает конец, всё равно свет восторжествует и за поражением придёт победа.
б). Фронтальный опрос по описанию содержания картины:Давайте разберемся, как вы поняли описание картины. Помните, что строить красивые полные предложения- ответы вам помогут мои вопросы.
-Какое событие изображено на картине? ( поход князя Игоря против половцев).
-Кто изображен на картине? ( на картине изображен князь Игорь и его дружина).
-Как расположены силуэты на картине: поодиночке, группами, строем?
-Почему?( строем так художник показал желание войска вместе победить врага).
-Какие краски использовал художник?( художник использовал яркие и темные краски).
- Какие символы использовал художник? ( Художник показал нам солнечное затмение).
-Что означает солнечное затмение( солнечное затмение – означает беду, это примета беды).
Что обозначают темные и яркие краски? (беду, свет. ) ( 5 мин)
физминутка. ( ученые доказали
В). Работа в группах.
Итак, мы готовы к работе по подготовке к сочинению. ( на столах репродукции)
- читаем задание к упр. 149. стр. 106
Читаем план
Работать будем в группах.
Руководители групп Толмачев Виктор и Прокушева Дарья будут регулироватьконтролировать выполнение работы.Алгоритм работы 1 гр. Руководитель группы Толмачев Виктор
1. Запишите в тетради первый пункт плана:
План.
1.Вступление.
В поход.
2. Прочитайте по очереди словосочетания, называя пропущенные орфограммы.
3. Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые относятся к 1 пункту плана.
4. Проверьте написание словосочетаний по учебнику.
5 . Запишите в тетрадь 3 пункт плана.
3аключение.
Возвращение.
6. Прочитайте по очереди словосочетания, называя пропущенные орфограммы.
7. Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые относятся к 3 пункту плана.
8. Проверьте написание словосочетаний по учебнику.
9. Руководитель группы назначает 2 учеников, которые будут отвечать классу.
Алгоритм работы 2 группы. Руководитель группы
1. Запишите в тетради второй пункт плана :
План.
2. Главная часть.
Кровавая битва
Пленение князя.
Побег.
2. Прочитайте по очереди словосочетания, называя пропущенные орфограммы.
3. Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые относятся ко 2 пункту плана.
4. Проверьте написание словосочетаний по учебнику.
5. Руководитель группы назначает ученика, который будет отвечать классу.
Проверка. Ученики читают словосочетания.(5 мин)
Г). Самостоятельная работа по восстановлению деформированных предложений. Дополнить предложения, используя нужные словосочетания.
Ученики сам-но работают на листах. 2, 3 гр.- по 1, 3 пунктам плана,1гр- по 2 п. плана. И сам-но проверяют тексты с доски.
1. Великий князь Игорь собрал дружину.
Он отправился в поход на половцев.
2.На огромном поле произошла встреча с врагом.
С дикими криками понеслись ратники на половцев.
Повсюду слышался свист тонких стрел, треск острых копий.
Но русская дружина потерпела тяжелое поражение.
Враги схватили князя. Он оказался в половецком плену.
Только через год князь Игорь сбежал из плена.
Темной ночью он услышал условный знак, вскочил на коня.
4.Полководец мчался домой, как ветер.
Отважного воина радостно встречали, пели ему славу.
Самопроверка ( на доске текст, ученики самостоятельно проверяют свою работу). Чтение текста по частям.(5мин)
Завтра на уроке мы напишем колл. Срч. Используя те знания кот. вы получили сегодня.
Мне понравилось как вы работали
Д). слушание музыки.Но разговор наш будет неполным, если я не скажу о том, что от последствий похода страдала не только Родина. Каждого воина ждали доиой матери, жены, дети. С нетерпением ждала возвращения князя Игоря жена его – Ярославна. Посмотрите. Вот стоит она на стенах древнего кремля. Взгляд ее устремлен в бесконечную даль. Горестно сжав руки, обращается к пресветлому солнцу, ветру и реке. Ярославна умоляет, заклинает, просит вернуть к ней горячо любимого мужа.
Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из “земли незнакомой” и возвращается домой. Послушайте « Плач Ярославны» из оперы А. Бородина «Князь Игорь».5). Итог урока
С каким произв. Худ Рериха мы познакомились?
О каком ист.событии мы говорили?
Кака закончилось сражение князя Игоря Какова основная мысль произведения? Любое дело легче делать вместеЮ, чем в одиночку что тьму всегда побеждает све т
ist.na5bal.ru
Подготовка к сочинению по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря» | |
Конкурс 2012/13 — Педагогические идеи и технологии: среднее образование | |
Постоянный адрес работы (URL): https://educontest.net/component/content/article/22629 | |
Автор работы: Колтунова Евгения Ивановна, КУ НКОШ VIII вида | |
Дата публикации: 30.05.13 06:46 | |
Просмотров работы участниками: 1583 | |
Пояснительная записка: Цель: • интегрируя материалы истории, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев. • формировать умение сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы,; • подготовить к написанию сочинения по картире Н. Рериха « Поход князя Игоря». • воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства. • учить работе в группах, поддержке, взаимовыручке. Оборудование: карта “Русь в XII – нач. XIII вв.”; картины Н.К. Рериха “Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”, рисунок М.А. Рыбниковой “Плач Ярославны” и др.; запись “Плач Ярославны”, фрагмент оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”; карточки-информаторы, с содержанием которых ученики знакомятся заранее. |
educontest.net
интегрируя материалы истории, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев
Тема: подготовка к сочинению по картине Н. Рериха « Поход князя Игоря»Цель:
- интегрируя материалы истории, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев.
- формировать умение сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы,;
- подготовить к написанию сочинения по картире Н. Рериха « Поход князя Игоря».
- воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.
- учить работе в группах, поддержке, взаимовыручке.
^
1.Сообщение темы. Сегодня мы познакомимся с картиной известного советского художника Н.К.Рериха «Поход князя Игоря», будем работать над ней ,чтобы завтра написать коллективное сочинение. Художник глубоко и серьёзно изучал историю далекого прошлого России. И, конечно же, этот интерес нашёл своё отражение в его художественном творчестве. Для того чтобы наша работа была успешной прежде поговорим об одном историческом факте – походе князя Игоря против половцев в 1185 г., о том, как проходил поход, каковы его последствия, и какое значение он имел для Руси. (1 мин.)
Итак, обратимся к истории.
^ В XII веке Киевская Русь пребывала в состоянии раздробленности. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств. Небольшие княжества стремились к самостоятельности, вели междоусобные братоубийственные войны.
В 1178 году, молодой князь Игорь начал княжить в Новгород-Северском уделе.
В это время в южно-русских степях кочевали половцы и совершали опасные набеги на Русь. Отдельные княжества вели противоборство с половцами. Ранней весной 1185 года половецкий хан Кончак выступил в поход на Русь. Вышедшие против него киевские князья нанесли поражение половцам и взяли богатую добычу. Узнав о победах киевлян, князь Игорь, как говорят летописи, воскликнул: «А мы что же, не князья, что ли?! Пойдём в поход и себе тоже славы добудем!» — и двинулся на половцев. Когда многочисленные войска князя подошли к границе, отделявшей Киевскую Русь от половецких степей. участники похода увидели солнечное затмение, которое многими было расценено как страшный предвестник провала похода. Но полководец не придал природному явлению значения, вступил в бой с половцами. Он сказал: «Если мы вернёмся не бившись, то позор нам будет пуще смерти. Так положимся на волю Божью!»
Первое столкновение с неприятелем произошло 10 мая. Половцы бежали. Игорь с войском заночевал в степи, а на заре его стан был окружён половцами. Два дня продолжалось жестокое сражение. Русичи бились храбро, но силы были неравными. Игорь был пленён, а дружина разбита.
Вот так выглядело поле брани после побоища (слайд№2) Карт. Васнецова).
Именно этот поход закончился для Игоря бесславно. Причина поражения в том , что войско Игоря билось с врагами в одиночку, без поддержки русских князей.
Только через год Игорь при помощи своих друзей бежал на Родину из плена.
После этого неудачного похода отважный полководец неоднократно воевал с половцами, на этот раз все сражения заканчивались победой. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202
Вот такие сведения о князе Игоре дает история Отечества.
-В каком веке произошел раздел Руси на княжества?
-как имя князя, потерпевшего поражение с половцами?
- Почему поход князя Игоря против половцев оказался неудачным, а дружина разбита?(4 мин). ^ . Сегодня в устной и письменной речи мы будем использовать исторические термины и новые слова.( читаю) Подберем к данным словам синонимы, т.е. близкие по смыслу слова.
Записываем в тетрадях , обращая внимание на ударение и выделенные орфорграммы.
Половцы- враги
Символ-знак, примета
Силуэт-фигура
Рать, дружина- войско
Ратники -воины
б).Разбор слова по составу:
Выделить корень в слове дружина, разбирая его по составу.
в). По схеме пообобрать и записать однокоренные слова.
Как называются однокоренные слова?.- родственные.
Кто?- друг, какой?- дружный, что делать? –дружить, как?- дружно
Что значит дружно? Вместе делать одно дело.
Записные слова будет сегодня на уроке для нас ключевым. Надо помнить всегда, что любое дело в одиночку сделать труднее, чем вместе.(4 мин) 4.Работа по теме:
а). Работа по анализу репродукции.(На доске репродукция. Слайд №3). А теперь обратимся к репродукции картины
Давайте посмотрим, как автор рассказал о данном событии в своем произведении. Помогут мне в этом ученики –информаторы.Учитель: Обратите внимание: мы видим очень необычное сочетание красок. Диск солнца закрыт луной, но потемнела только самая верхняя часть неба, она насыщена синим цветом. Но большая часть неба залита золотым солнечным светом. Сочетание жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и грусть по предстоящим потерям, и утверждение конечной победы.
.1 ученик: Посмотрите сюда: зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ободком обозначает затмение. Это символ или знак беды. На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются темные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты.
2 ученик: Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью колышутся флаги и длинные пики.
3 ученик: Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди - враги. Там ждут его грозные испытания
Учитель: Вы уже знаете, что этот поход князя закончился серьезным поражением. Как вы думаете, почему?
Ученик : потому что он пошел в поход один, без поддержки русских князей. А надо было объединиться.
Учитель :
Действительно, для победы необходимо единение сил — в этом и заключается основная идея картины Рериха. Впоследствии князь Игорь всегда одерживал победы над врагами и поэтому художник как бы говорит нам, что всякому затмению бывает конец, всё равно свет восторжествует и за поражением придёт победа.
б). Фронтальный опрос по описанию содержания картины:Давайте разберемся, как вы поняли описание картины. Помните, что строить красивые полные предложения- ответы вам помогут мои вопросы.
-Какое событие изображено на картине? ( поход князя Игоря против половцев).
-Кто изображен на картине? ( на картине изображен князь Игорь и его дружина).
-Как расположены силуэты на картине: поодиночке, группами, строем?
-Почему?( строем так художник показал желание войска вместе победить врага).
-Какие краски использовал художник?( художник использовал яркие и темные краски).
- Какие символы использовал художник? ( Художник показал нам солнечное затмение).
-Что означает солнечное затмение( солнечное затмение – означает беду, это примета беды).
Что обозначают темные и яркие краски? (беду, свет. ) ( 5 мин)
физминутка. ( ученые доказали
В). Работа в группах.
Итак, мы готовы к работе по подготовке к сочинению. ( на столах репродукции)
- читаем задание к упр. 149. стр. 106
^
Работать будем в группах.
Руководители групп Толмачев Виктор и Прокушева Дарья будут регулироватьконтролировать выполнение работы.Алгоритм работы 1 гр. Руководитель группы Толмачев Виктор
1. Запишите в тетради первый пункт плана:
План.
1.Вступление.
В поход.
2. Прочитайте по очереди словосочетания, называя пропущенные орфограммы.
3. Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые относятся к 1 пункту плана.
4. Проверьте написание словосочетаний по учебнику.
5 . Запишите в тетрадь 3 пункт плана.
3аключение.
Возвращение.
6. Прочитайте по очереди словосочетания, называя пропущенные орфограммы.
7. Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые относятся к 3 пункту плана.
8. Проверьте написание словосочетаний по учебнику.
9. Руководитель группы назначает 2 учеников, которые будут отвечать классу.
Алгоритм работы 2 группы. Руководитель группы
1. Запишите в тетради второй пункт плана :
План.
2. Главная часть.
Кровавая битва
Пленение князя.
Побег.
2. Прочитайте по очереди словосочетания, называя пропущенные орфограммы.
3. Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые относятся ко 2 пункту плана.
4. Проверьте написание словосочетаний по учебнику.
5. Руководитель группы назначает ученика, который будет отвечать классу.
Проверка. Ученики читают словосочетания.(5 мин)
Г). Самостоятельная работа по восстановлению деформированных предложений. Дополнить предложения, используя нужные словосочетания.
Ученики сам-но работают на листах. 2, 3 гр.- по 1, 3 пунктам плана,1гр- по 2 п. плана. И сам-но проверяют тексты с доски.
1. Великий князь Игорь собрал дружину.
Он отправился в поход на половцев.
2.На огромном поле произошла встреча с врагом.
^ понеслись ратники на половцев.
Повсюду слышался свист тонких стрел, треск острых копий.
Но русская дружина потерпела тяжелое поражение.
Враги схватили князя. Он оказался в половецком плену.
Только через год князь Игорь сбежал из плена.
Темной ночью он услышал условный знак, вскочил на коня.
4.Полководец мчался домой, как ветер.
Отважного воина радостно встречали, пели ему славу.
Самопроверка ( на доске текст, ученики самостоятельно проверяют свою работу). Чтение текста по частям.(5мин)
Завтра на уроке мы напишем колл. Срч. Используя те знания кот. вы получили сегодня.
Мне понравилось как вы работали
Д). слушание музыки.Но разговор наш будет неполным, если я не скажу о том, что от последствий похода страдала не только Родина. Каждого воина ждали доиой матери, жены, дети. С нетерпением ждала возвращения князя Игоря жена его – Ярославна. Посмотрите. Вот стоит она на стенах древнего кремля. Взгляд ее устремлен в бесконечную даль. Горестно сжав руки, обращается к пресветлому солнцу, ветру и реке. Ярославна умоляет, заклинает, просит вернуть к ней горячо любимого мужа.
Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из “земли незнакомой” и возвращается домой. Послушайте « Плач Ярославны» из оперы А. Бородина «Князь Игорь».5). Итог урока
С каким произв. Худ Рериха мы познакомились?
О каком ист.событии мы говорили?
Кака закончилось сражение князя Игоря Какова основная мысль произведения? Любое дело легче делать вместеЮ, чем в одиночку что тьму всегда побеждает све т
shkolnie.ru
биография, фото и интересные факты :: SYL.ru
Северскому и черниговскому князю Игорю Святославичу суждено было стать одним из самых узнаваемых русских правителей XII века. Причиной послужил его неудачный поход в половецкую землю в 1185 году. Те события легли в основу знаменитой средневековой поэмы «Слово о полку Игореве». Хотя Игорь и запомнился потомкам как незадачливый полководец, были в его жизни и яркие победы.
Ранние годы
Родившийся в 1151 году Игорь Святославич был сыном черниговского князя Святослава Ольговича. Матерью являлась дочь новгородского посадника Петрилы Екатерина. Брак с ней оказался для Святослава вторым. Ростовская летопись свидетельствует, что свадьба стала причиной громкого скандала. Архиепископ Новгорода Нифонт отказался венчать пару. Считается, что по причине недавней смерти первого супруга невесты.
Так или иначе, но Игорь Святославич считался законным наследником своего отца. В 1169 году он принял участие в своем первом военном походе. Боевое крещение состоялось во время войны коалиции 11 князей во главе с Андреем Боголюбским против Киева. Спустя еще два года Игорь отправился в степь, где с дружиной Новгорода-Северского перешел Ворсклу и победил войско половцев, которым командовали ханы Кончак и Кобяк. В дальнейшем князь войдет в историю именно благодаря своей борьбе с опасными кочевниками.
Отношения с половцами
Весь XII век русские княжества регулярно воевали с половцами. В условиях политической раздробленности орды степняков стали серьезной опасностью для славянских земель. Черниговские владения были одними из самых уязвимых, так как находились на юге и вплотную примыкали к местам кочевий половцев.
Степняки никогда не были монолитной силой. С кем-то из них Рюриковичи договаривались и даже использовали в своих междоусобных войнах в качестве наемников. Не был исключением и князь Игорь Святославич. Когда в 1180 году на Руси вновь завязалась новая внутренняя распря, он вместе с половцами и своим двоюродным братом Ярославом Всеволодовичем атаковал земли смоленских правителей, братьев Ростиславичей.
Северский князь
Во все том же 1180 году Игорь Святославич впервые стал князем, наследовав Новгород-Северский, который он получил после смерти своего старшего брата Олега. Правитель занимал этот престол без малого 18 лет.
Первые годы княжения Игоря оказались мирными и спокойными. Идиллия прекратилась в 1184-м. В тот год русские князья, наконец замирившись, объединили свои дружины, чтобы вместе отправиться в рейд по половецкой земле. Лидерами коалиции были владелец Святослав Киевский и Рюрик Овручский. Накануне общего похода Игорь Святославич вместе с Владимиром Переяславским был посланы ими в степь для рассредоточения сил противника.
Поход привел к ссоре. Игорь не позволил Владимиру ехать впереди себя (такой порядок символизировал бы старшинство последнего). Оскорбленный переяславский князь развернул свои полки и разграбил владения Игоря. Правитель Новгорода-Северского тем временем продолжил рейд. Он встретился с половцами на берегах Хирии и разбил их. Затем вместе со своими родственниками из рода Ольговичей им был убит еще не один половец. Игоря Святославича, однако, не было в битве на Орели, где русская дружина одержала свою главную победу. В том сражении погибли и были пленены 14 половецких ханов.
Сепаратный поход
Игорю не давал покоя успех Святослава Киевского. Его съедало уязвленное честолюбие и нежелание оставаться в тени удачливого соседа, отпраздновавшего триумф на Орели. В новом 1185 году он решил продемонстрировать, что сам может добиться победы не менее громкой, чем получилась у правителя Киева.
Весной Святослав Всеволодович отбыл в свой удел, чтобы вновь собрать армию и уже все оставшееся лето воевать с половцами в районе Дона. Поход Игоря Святославича состоялся раньше и отдельно, что и послужило причиной его провала. К князю присоединились лишь его ближайшие родственники. Это были Всеволод Курский, Святослав Рыльский, Владимир Путивльский, а также ковуи (зависимые от Чрнигова кочевники, жившие на берегах Днепра).
Обстоятельства рейда
Историки по-разному оценивают цели, ради которых затевался поход князя Игоря Святославича. Факты говорят о том, что русская дружина направилась к Северскому Донцу. Тем не менее бытует версия, что князь собирался возродить Тмутараканское княжество – далекий анклав, некогда существовавший на Таманском полуострове.
Как бы там ни было, но войска Игоря Святославича направились в самое сердце половецких владений. Именно поэтому против них выступили почти все племенные группы кипчаков (дурут, токсоба, етоба и т. д.). Готовясь к войне, Игорь провел в дружине некоторые реформы. Если верить летописям, то в 1185 году русская армия впервые включила в себя общий стрелковый полк, который был собран из сил всех князей коалиции.
Поражение и плен
Начальные события похода в степь оказались для Игоря Святославича удачными. В первой стычке славянские силы разбили попавшийся на пути отряд половцев. Была захвачена значительная добыча. Еще накануне Игорь и его соратники стали свидетелями солнечного затмения. В суеверные средневековые времена знамение было расценено как дурной знак. Князь даже заколебался, однако, приободренный друзьями, все-таки выступил во главе армии. Первая победа как будто подтвердила – опасаться нечего, после нескольких прошлогодних поражений разрозненные половцы не представляют опасности. Легкомысленное впечатление оказалось обманчивым.
Главные силы кочевников поджидали славян на берегах реки Каялы. Противник обладал подавляющим численным превосходством, которое позволило ему полностью окружить русское войско. Помощи Игорю ждать было неоткуда, и он сам был виноват в этом, так как высокомерно решил, что в одиночку сможет бросить вызов всем южным степнякам. Северская дружина потерпела сокрушительное, но закономерное поражение. Перехватив инициативу, половцы сами вторглись на Русь, сожгли множество сел и город Римов. Сам князь попал в плен, правда, вскоре ему удалось бежать на свободу.
Наследие
В 1198 году умер черниговский князь Ярослав Всеволодович, и Игорь стал его преемником. Этот престол он занимал не больше трех лет. В 1201 году князь скончался. Его короткое правление ничем примечательным не запомнилось. Совсем другое наследие оставил знаменитый поход Игоря Святославича против половцев. Вскоре после его завершения неизвестный автор написал поэму, ставшую главным памятником древнерусской литературы. Речь идет о «Слове о полку Игореве». Долгие годы этот артефакт хранился в монастырских библиотеках и не был известен ни исследователям, ни широкой публике. И только на рубеже XVII-XVIII столетий «Слово» попало в печать и тут же вызвало эффект разорвавшейся бомбы.
На основе поэмы была создана популярная опера Александра Бородина «Князь Игорь». Неудачному побоищу с половцами также посвящена известнейшая картина Виктора Васнецова. Сегодня «Слово» – главный источник знаний о древнерусском языке и обычаях Руси XII века. Это произведение является важной частью школьной программы по литературе.
www.syl.ru
Помогите пожалуйста написать Сочинение-миниатюры.В нем...
. По летописи ,князь Игорь,говорит:"А мы что же, не князья,что ли?! Пойдем в поход и себе славы добудем!".Вот перед нами картина Рериха -"Поход Игоря".И изобразил художник поход Игоря против половцев..При взгляде на картину тебя захлестывает какая-то тоска,какое-то нехорошее предчувствие На картине изображена дружина,выходящая из-за потемневших башен города,сам Игорь восседает на своем коне,все в каком-то напряжении,хотя еще ничего не произошло. У дружинников-копья,щиты ,в руках некоторых-хоругвии,стяги. Краски на картине имея необычное сочетание,создают настроение.у зрителя, В небе солнышко,закрытое тенью Луны-это затмение,но темна только верхняя часть неба,изображенная синими красками.Сочетание жёлтого, синего и красного цветов создаёт изумительный эффект,звучит торжественно,в нем и грусть по будущим потерям и торжественность.Затмение художник изобразил,что бы показать,что над родиной нависла грозная тень врага. Рерих пишет в своих дневниках: ''Знаем, что гибельная беда не коснётся народа русского". Луна не способна погасить сияния солнца и вокруг очень много солнечных лучей,изображенных золотыми красками. Копья дружинников сверкают,как бы предупреждая печенегов о скорой встрече.Поход Игоря закончился поражением,потому что он один со своей дружиной ушел в поход,а не попросил помощи у русских князейРерих на картине опускает описание битвы,видимо не хочет показывать кровь и боль самой битвы,потери дружинников русского войска,а в этой картине есть надежда на Победу,что никакая нечисть не может затмить радости победы.
.Здесь я описала картину не по вашему плану,но включила из него ваши пункты,чтобы был связный рассказ.
obrazovalka.ru
Сочинение по картине Рериха поход князя Игоря на половцев... -reshimne.ru
Школьное сочинение на тему «Поход Игоря Святославича». Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя, поросшая буйной травой, дикая степь. Бесконечные покатые спуски к далеким рекам. Скрытые от глаз кустарники и рощи по оврагам. Со всех сторон опасность: степь принадлежит тем, кто в ней кочует, идущим с юга, чтобы захватить детей, женщин, мужчин, поживиться золотом, мехами, тканями, оружием. Степняки объединены, сплочены, у них быстрые кони, катапульты, чтобы брать города, огромные самострелы, передвигающиеся на телегах, тетиву которых натягивают пятьдесят человек. Воюя, они движутся всем народом: их жены и дети – в походных войлочных домах на телегах. Это страшный враг, ужас и проклятие Руси – половцы. Медленно движется в диком поле небольшое войско новгород-северского князя Игоря Святославича и его немногих соратников. Они идут уже давно, идут навстречу врагу. Со всех сторон – с фронта, с флангов и с тыла – войско окружено таинственной и враждебной неизвестностью. Каждый день пути увеличивает опасность.Воины помнят о грозной примете – солнечное затмение 1 мая, которое застало их в начале похода у берегов Оскола. Игорь Святославич сказал тогда боярам своим и дружине: «Видите, что есть этот знак?» Те опустили головы: «Князь! Это не к добру знак этот». Игорь возразил:« Братья и дружина! Тайны божьей никто не знает. А нам что создаст бог, – или добро, или зло, – то нам и видеть». Другими словами: мы сами увидим нашу судьбу и нечего о ней думать заблаговременно. Тяжелое было прощание с семьей, которая пряталась за пограничным холмом: «О, Русская земля! Уже ты за холмом!». Войско идет, сопровождаемое зловещим вниманием хищников, идут по пятам за ним, ожидая добычи на полях будущих сражений. Хищные птицы то отстают, то обгоняют полки. Волки прячутся по оврагам. Люди и звери, ожидающие их гибели, идут вместе все дальше на юг.Во время ночлега многим не спится. Короткие переходы кажутся утомительным. Долго догорают звезды. В темноте и опасности слух обостряется до крайности. Кажется, слышно скрип половецких телег, несущихся навстречу русским. Или это клич лебедей, испуганных следованием войска? Когда высланная вперед разведка донесла, что захватить половцев врасплох не удалось, что половцы вооружены и готовы к бою, Игорь не повернул лошадей, но и не стал уверять своих воинов в близкой победе. Он только обращается к их чувствам чести, к их чувствам долга и мужества. Когда после первой легкой победы над передовыми отрядами половцев небольшое русское войско вскоре увидело, что оно собрало против себя «всю половецкую землю», оно окружено, что половецкие полки наступают со всех сторон и русские князья не знали, кому и куда выступить со своими полками, Игорь снова ободрил своих: «Мы знали, что делали, выступая в поход».
reshimne.ru