История картины баян
интересные факты, видео, история, фото, слушать
Музыкальный инструмент: Баян
Звуковая палитра мира музыкальных инструментов чрезвычайно богата - это скрипка с ее чарующим голосом, арфа с хрустальным звуком или труба с блестящим тембром. Среди большого разнообразия музыкальных инструментов есть один, который по праву можно назвать маленьким оркестром. Этот инструмент - баян, имеющий редкую способность имитации различных тембров, он может звучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Баяну, с его большими художественными возможностями, подвластно многое - от аккомпанемента простых народных песен, до сложных шедевров мировой классики. Пользующийся большой популярностью, он звучит и на больших концертных сценах, и является неизменным участником праздничных застолий, недаром баян называют - «душа русского народа».
Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.
Звук
Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.
Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.
Баян, в силу своей конструктивной особенности (наличие регистров), обладает разнообразной тембральной палитрой звука - от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло на баяне очень похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.
Диапазон баяна довольно большой и составляет 5 октав, начиная от «ми» большой октавы и заканчивая «ля» четвертой.
Фото:
Интересные факты:
- Инструмент с названием «баян» существует только в России, в других странах подобные инструменты называют кнопочными аккордеонами.
- Предшественница баяна - «ливенская» гармонь имела необычайно длинные меха, почти два метра. Такой гармонью можно было себя обмотать.
- В Москве находится самый большой в мире музей гармоник, одной из разновидностей которой является баян.
- В советское время лучшие концертные баяны индивидуальной сборки «Россия» и «Юпитер» изготавливаемые на московской государственной фабрике и, отличавшиеся высоким качеством звучания, стоили очень дорого. Их стоимость равнялась цене легкового отечественного автомобиля, а иногда даже двух, в зависимости от марки. Сейчас стоимость концертного многотембрового баяна довольно высока и доходит до 15 тысяч евро.
- Первый концертный многотембровый баян был создан в 1951 году для баяниста Ю. Кузнецова.
- На концертных баянах есть очень удобное приспособление - переключение регистров находится под подбородком у исполнителя, что дает возможность музыканту не отвлекаться во время исполнения.
- В Советском Союзе одно время производили электронные баяны, однако это нововведение не прижилось, поскольку в то же время в обиход вошли синтезаторы, которые получили большое распространение.
- Звучание баяна во время Великой Отечественной Войны поднимало боевой дух солдат, вдохновляло на подвиги. Он звучал всюду: в землянках, на привалах и на полях сражений.
- Звучание баяна очень эффектно используют в своих композициях современные музыкальные группы, такие как «Любе», «Вопли Видоплясова», «Billy’s Band».
- Известные фирмы по производству профессиональных концертных баянов, которые пользуются спросом и хорошо зарекомендовали себя, находятся в России - это московская фабрика «Юпитер» и «Тульская гармонь», а также в Италии: «Bugari», «Viktoria», «ZeroSette», «Pigini», «Scandalli», «Borsini».
- В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую «затрепанную», «бородатую» уже застарелую шутку или анекдот.
Конструкция
Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.
1. Правая часть инструмента - это коробка прямоугольной формы, с прикрепленными к ней грифом и декой, с вмонтированными в нее механизмами. При нажатии на клавишу, механизм поднимает клапаны, тем самым пропуская воздух к резонаторам с голосовыми планками и язычками.
Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.
К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.
На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.
2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.
В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.
Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.
Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.
Разновидности
Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.
Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.
- Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
- Готово–выборная имеет две системы: готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Выборная система имеет полный хроматический звукоряд, что увеличивает исполнительские возможности инструмента, но в то же время усложняет технику игры.
Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:
- первый - инструменты отличаются по звуковысотному диапазону: контрабас, бас, тенор, альт, прима, и пикколо;
- второй - отличаются по тембру: баян-труба, фагот, флейта, кларнет, гобой.
Применение и репертуар
Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.
Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.
Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Н. Паганини, Л.В. Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа, К. Дебюсси, Д. Верди, Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков.
Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.
Произведения
Н. Чайкин - Концерт для баяна и оркестра (слушать)
П. Макконен - "Полёт над временем" (слушать)
Исполнители
Поскольку в России баян очень быстро завоевывал популярность, исполнительское искусство на нем развивалось очень интенсивно. В связи постоянным усовершенствованием инструмента перед музыкантами открывались все больше творческих возможностей. Особо следует отметить вклад в развитие исполнительского мастерства баянистов–новаторов: А. Палетаева, который первый перешел на пятипальцевую аппликатуру вместо используемой ранее четырехпальцевой, увеличив тем самым технические возможности инструмента; Ю. Казакова - первого исполнителя на многотембровом готово-выборном баяне.
Российская баянная школа сейчас очень хорошо известна во всем мире, и исполнительское искусство в настоящее время все более процветает. Наши музыканты постоянно становятся лауреатами различных международных конкурсов. На большую концертную сцену выходит очень много молодых исполнителей, однако необходимо выделить имена таких выдающихся музыкантов, как И. Паницкий, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Вострелов, Ю. Ткачёв, В. Петров, Г. Зайцев, В. Гридин, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий, О. Шаров, А. Беляев, В. Романько, В. Галкин, И. Завадский, Э. Митченко, В. Розанов, А. Полетаев, которые своим немеркнущим, исполненным вдохновения искусством, внесли весомый вклад в развитие современной исполнительской школы.
История
У каждого инструмента есть своя история, а у баяна есть еще и предыстория. Началась она в Древнем Китае во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Именно там родился инструмент, являющийся прародителем современного баяна. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри. В России он появился во времена монголо–татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.
В Европе в начале 19 века, использовав принцип звукоизвлечения шэна, немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогавший ему в настройке инструментов, и который впоследствии стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф.Бушмана, преобразовав его в первую гармонь.
В России гармоника появилась во второй четверти 19 века, ее привозили из-за границы, покупали на ярмарках у иностранных торговых людей как диковинку. Инструмент, который мог сыграть мелодию и аккомпанировать, быстро завоевал популярность среди городских и сельских жителей. Без ее участия не проходило не одно празднество, гармонь наряду с балалайкой стала символом русской культуры.
Во многих русских губерниях стали создаваться мастерские, а затем и фабрики, которые изготавливали свои местные разновидности гармоней: тульские, саратовские, вятские, ливанские, бологоевские, череповецкие, касимовские, елецкие.
У первых русских гармоней был только один ряд кнопок, двухрядными они стали во второй половине 19 века, по аналогии с конструкцией, которую тогда усовершенствовали в Европе.
Музыканты-гармонисты были в основном самоучки, но вытворяли чудеса исполнительского мастерства, несмотря на то, что инструмент по конструкции являлся достаточно примитивным. Одним из таких самородков был рабочий из города Тулы Н.И. Белобородов. Будучи заядлым гармонистом, он мечтал о создании инструмента, который бы имел больше исполнительских возможностей.
В 1871 году под руководством Н.И. Белобородова мастер П. Чулков создал двухрядную гармонь, имеющую полный хроматический строй.
В конце 19 века, в 1891 году, после усовершенствования немецким мастером Г. Мирвальдом, гармонь стала трехрядной, с хроматическим звукорядом, последовательно расположенным по косым рядам. Несколько позже в 1897 году итальянский мастер П. Сопрани запатентовал свое новое изобретение – извлечение готовых мажорных и минорных трезвучий, доминантсептаккордов на левой клавиатуре. В этом же году, но в России, мастером П.Чулковым на выставке был представлен инструмент с гнутой механикой в "левой руке", которая тоже позволял одним нажимом на клавишу извлекать готовые аккорды. Таким образом, гармонь постепенно преобразовывалась и становилась баяном.
В 1907 году мастером-конструктором П. Стерлиговым. по поручению музыканта-гармониста Орланского-Титаренко. был изготовлен сложный четырехрядный инструмент, получивший название «Баян», в память древнерусского сказителя. Инструмент быстро совершенствовался и уже 1929 году П. Стерлигов изобрел баян с готово-выборной системой на левой клавиатуре.
Рост популярности инструмента сопровождается постоянным его развитием и совершенствованием. Тембральные возможности баяна делают его поистине уникальным, ведь он может звучать как орган или как духовые и струнные инструменты. Баян в России всенародно любим - это и академический инструмент, звучащий со сцены в большом концертном зале, и символ хорошего настроения, веселящий народ на сельской завалинке.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: слушать баян
soundtimes.ru
Описание картины В. М. Васнецова Баян
Картина «Баян» считается последним завершенным холстом Виктора Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году, хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.Некоторые, например, Нестеров, подвергли её резкой критике, указывая на закат творчества Васнецова. Другие, как Брюсов, напротив, восторгались ею.
Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Панорамность просторов Руси, изображённая на этой картине, обозначает собирательный образ российской природы. Главного персонажа автор разместил несколько сбоку, вложив ему в руки большие гусли.
Согласно народным поверьям, Баян был прекрасным рассказчиком, особенно часто он повествовал о боевых сражениях. В частности, именно он является главным персонажем «Слова о полку Игореве», хотя из своего персонажа автор картины сделал собирательный образ. Его фигура резко выделяется среди остальных.
Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру.
Кстати, рассматривая как-то свой почти написанный холст, Васнецов подумал, не слишком ли «власы вьются», однако, поразмыслив, что для былины чрезмерное - нормально, оставил Баяна как есть.
В отличие от главного героя произведения, окружающие певца богатыри неподвижно сидят, заворожено застыв перед силой голоса оратора. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков. Одно из изображенных Васнецовым лиц было написано с сына живописца, Владимира.
Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников.
Помимо описания картины В. М. Васнецова «Баян», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к
написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.
www.coolreferat.com
Картины, описание картин — Баян 1910 г.
О картинеВ 1909-1910 годах Рерих исполнил серию панно "Богатырский фриз" для особняка видного промышленника и почетного гражданина Петербурга Ф.Г. Бажанова (ул. Марата, 72). Дом был построен по проекту архитектора П.Р. Алешина в 1907-1908 годах в стиле модерн. Каждый его интерьер отличался неповторимым оформлением, но тема героической Древней Руси была доминирующей. Панно Н.К. Рериха украшали столовую дома.Серия состояла из восьми сюжетных ("Садко", "Витязь", "Баян", "Илья Муромец", "Микула Селянинович", "Город", "Вольга Святославович", "Соловей-разбой ник") и одиннадцати декоративных композиций.Фриз начинали два панно, расположенные по сторонам от дверного проема, - "Баян" и "Витязь". Баян с гуслями поет о подвигах русских богатырей. Как говорится в "Слове о полку Игореве", Баян "свои вещие персты на живые струны возлагал, они же сами князьям славу рокотали". Его слушает молодой витязь. Оба панно предваряли собою образный мир всей серии."Богатырский фриз" создавался в очень трудный для России период (с 1907 по 1910 гг.) после разгрома первой русской революции, когда свирепствовала реакция и многие представители интеллигенции переживали "сумерки духа", отчаяния и неверия в будущее. Н.К. Рериху же всегда был свойственен исторический оптимизм. В "Богатырском фризе" в образах былинных богатырей он утверждал свои мысли о народе, славил его трудовой и ратный подвиг, силу, красоту, талантливость и тем самым проявлял твердую веру в его прекрасное будущее.В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. В 1964 году "Богатырский фриз" был передан в Государственный Русский музей. Большую работу по его восстановлению провел старший художник-рестав ратор К.В. Бернякович. Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке художника осенью 1974 года.(Использованы данные из книги В.П. Князевой "Н.К.Рерих. Жизнь и творчество". Сборник статей. М.: "Изобразительно е искусство", 1978).
Булахов М.Г. "Слово о полку Игореве" в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедическ ий словарь / Под ред. Л.А. Дмитриева. Минск: Университетское , 1989.БОЯН - древнерусский поэт-певец; жил, как предполагается, во второй половине XI - начала XII в. Благодаря высокому исполнительском у мастерству Боян стал легендарным певцом. Впервые он упоминается в "Слове о полку Игореве", где назван "внуком Велеса" (одного из языческих богов), "вещим" певцом, "соловьем старого времени". Время жизни Бояна ориентировочно определяется указанием "Слова" на то, что он воспевал дела и подвиги таких русских князей, как "старый Ярослав" (ум. в 1054), Мстислав Владимирович (ум. ок. 1036), Роман Святославович (ум. в 1079).
Рерих Н.К. Новый Год / Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996.Вот и Новый Год! Будет ли он новый или опять старый - увидим. Может быть, вернее сказать: "еще один год". Бывало, мы никогда "нового" года не встречали, а провожали старый год с благодарностью. Каков новый год, еще неизвестно - пусть покажется. А в прошлом году - жили, трудились, творили, и за это спасибо. Беды миновали, трудности преодолевались, друзья обретались, и за это спасибо.Как подумаешь о десятках миллионов несчастных, обездоленных, озлобленных - ужас берет. А радио кричит: "зима суровая, снежная", всюду недостача и как вопль отчаяния - забастовки! А цены растут, и нет надежды, что они "чудесно" опустятся. И в людях замечается какая-то смуть. Но все же скажем молодому году: переживем, не бывать бы счастью, да несчастье помогло. Поет Баян: "Несчастья - радостей залог". Вот русские герои превозмогли беды и устремились к строительству. Любо читать и слышать о новой русской стройке...01.01.1946 г.
www.art-drawing.ru