"Мир искусства" и Константин Сомов. Картины к сомов


Константин Андреевич Сомов (1869–1939). Мастера исторической живописи

Константин Андреевич Сомов

(1869–1939)

Даже получив всемирную известность, Сомов не переставал учиться рисовать. Он изучал живопись старых мастеров, пытаясь освоить их приемы, посещал художественные мастерские в Париже и занятия с начинающими живописцами, которые проводили в школе Званцевой его товарищи Л. Бакст и М. Добужинский, рисовал натурщиц в студии В. Матэ. Сомов работал упорно и много, добиваясь совершенства и необыкновенного изящества линий. Его друзья — А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, работавшие вместе с ним в Версальском парке, могли выполнить несколько этюдов, а Сомов создавал лишь один, но зато какой! Художник обладал удивительным чувством цвета и ритма, поэтому его гармоничные работы напоминают чудесную мелодию, созданную талантливым композитором.

Русский художник Константин Сомов родился в 1869 году. Его родители были интеллигентными и высокообразованными людьми. Отец, Андрей Иванович, работал старшим хранителем Эрмитажа. Он собрал довольно большую коллекцию произведений старых русских и западных мастеров и сам неплохо рисовал. Дом Сомовых часто посещали известные художники, и мальчик слышал разговоры о выставках, театральных постановках. Мать будущего художника, Надежда Константиновна, стремилась приобщить сына к музыкальному искусству и учила его петь и играть на рояле. Рисовать Константин начал с 3 лет.

В возрасте 10 лет Константин Сомов поступил в частную гимназию, где подружился с Александром Бенуа. Кроме того, он посещал вечерние классы Рисовальной школы, открытой при Обществе поощрения художеств. В 1888 году Сомов окончил гимназию. Юноша обладал прекрасным голосом и хотел сделать карьеру певца, но любовь к живописи оказалась сильнее. Вскоре Константин поступил в Академию художеств. Учебная программа, по которой велось преподавание, устарела, и многие молодые художники оставляли академию. Но Сомов продолжал старательно и добросовестно учиться и даже получил несколько академических наград за свои работы.

Большую роль в формировании художественной манеры Сомова сыграл круг общения, в котором юноша вращался. В доме Александра Бенуа Константин встречался со своими товарищами по гимназии. К ним присоединились Лев Бакст и Сергей Дягилев. Молодые люди обсуждали вопросы литературы и искусства, говорили о театре и музыке, читали журналы.

Вскоре в академии были проведены реформы. Преподавать пригласили многих известных художников-передвижников. Во вновь открытых творческих мастерских работали В. А. Беклемишев, И. Е. Репин, А. И. Куинджи, И. И. Шишкин, В. В. Матэ. В 1894 году Сомов начал заниматься в мастерской Репина. В ранних работах молодого художника чувствуется влияние знаменитого живописца («Портрет Обер», 1896, Третьяковская галерея, Москва). Некоторое время Сомов увлекался импрессионизмом, но яркая индивидуальность очень скоро проявилась в его работах, особенно в рисунках («Портрет девочки Оли», 1896, Русский музей, Санкт-Петербург).

К. А. Сомов. «Отдых на прогулке», 1896, Русский музей, Санкт-Петербург

Каждое лето художник проводил за городом, работая над масляными, акварельными, карандашными этюдами. Внимание Сомова привлекали самые простые мотивы — лесные поляны, березы, скромные деревенские дворики.

В 1896 году художественная манера молодого мастера несколько изменилась. Летом семья Сомовых жила в живописных местах, расположенных по Петергофскому шоссе (Стрельна, Ораниенбаум, Мартышкино, Сергиево), где можно было любоваться старинными дворянскими усадьбами, заросшими парками с беседками, мостиками, прудами. Сомов увлекся живописью Ф. Буше, А. Ватто и других известных мастеров рококо. Он слушал камерную музыку Моцарта, Глюка, Гретери, Рамо. Именно с этого времени в его пейзажах стали появляться мотивы, связанные с прошлым. Но историзм творчества Сомова не совсем обычен, его скорее можно назвать ретроспективным.

Воображение мастера создало покрытую цветами поляну английского парка, дам в пышных платьях и шляпках и галантных кавалеров, одетых по моде первой половины XIX столетия, в большой акварели «Прогулка после дождя» (1896, Русский музей, Санкт-Петербург). Очаровательна композиция «Отдых на прогулке» (1896, Русский музей, Санкт-Петербург), в которой также оживают образы далекого прошлого. Дама с кавалером, одетые в костюмы XVIII века, вышли из кареты и подошли к реке. Впечатление старинной картины подчеркивает овальная форма акварели.

Возможно, главной причиной этого увлечения прошлым являлась неудовлетворенность художника существующей действительностью. Такие настроения на рубеже XIX–XX веков были свойственны многим талантливым русским мастерам — Л. Баксту, Н. Рериху, В. Борисову-Мусатову, М. Нестерову, которые также обращались в своем творчестве к образам прошлого. В 1911 году критик С. П. Яремич писал: «…Сомов по своей природе мощный реалист… и драматизм его положения заключается в раздвоении, в которое попадает каждый выдающийся русский живописец. С одной стороны, его влечет и манит жизнь как самое ценное и восхитительное, с другой стороны, несоответствие общей жизни с жизнью художника отвлекает его от современности в иные области, более далекие, где художник предоставлен самому себе».

Хотя Сомов любуется старинной архитектурой, обстановкой, одеждой своих героев, его отношение к ним несколько иронично. Персонажи его картин обладают привлекательностью и очарованием, но они не похожи на живых людей, это скорее легкие призраки, готовые исчезнуть при малейшем дуновении ветерка («Две дамы на террасе», 1896, Русский музей, Санкт-Петербург; «Дама у пруда», 1896, Третьяковская галерея, Москва).

К. А. Сомов. «Дама в голубом» (портрет Е. М. Мартыновой), 1897–1900, Третьяковская галерея, Москва

Большинство работ Сомова этого времени выполнено акварелью. Такая техника позволяла ему передать самые тонкие цветовые градации и прозрачность света. Фигуры на картинах кажутся необыкновенно грациозными, а предметы — изящными и воздушными. Краски акварелей свежи и звучны, именно с помощью цвета художник создает объемы. Иногда, чтобы добиться большей художественной выразительности и красочности, наряду с акварелью, Сомов использовал белила, гуашь, бронзу. Наставник Сомова, И. Репин, увидел несомненный талант молодого художника. Но знаменитого передвижника, твердого приверженца реализма не могло обрадовать выбранное учеником направление, и Сомову пришлось оставить Академию художеств. В 1897 году он уехал в Париж, где уже жили А. Бенуа, Е. Лансере, Л. Бакст. Вместе с ними он посещал Лувр, Люксембургский музей и Карнавале, бродил по окрестностям Парижа и ездил в театры.

Большое удовольствие Сомову доставляли поиски старинных вещей и книг в антикварных и букинистических магазинах. В академии Коларосси он рисовал обнаженную натуру.

К. А. Сомов. «Поцелуй». Заставка для журнала «Jugend», 1904, частное собрание, Москва

В 1898 году вместе со своими единомышленниками Сомов вошел в новое объединение «Мир искусства», главной целью которого стала организация выставок и издание художественного журнала. Главную роль в создании «Мира искусства» сыграли С. П. Дягилев и А. Н. Бенуа.

Кроме Сомова, в работе объединения приняли участие Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, Я. И. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, Н. К. Рерих и др.

Вместе с А. Бенуа, Е. Лансере, Л. Бакстом Сомов принимал участие в оформлении журнала «Мир искусства». Его рисунки украшали обложки, титульные листы, он создавал виньетки, занимался разработкой шрифтов. Работал художник и для других изданий. Эти рисунки отличаются совершенством линий, изяществом, в них переплетаются причудливые узоры из фруктов, цветов, листьев («Поцелуй». Заставка для журнала «Jugend», 1904, частное собрание, Москва).

К. А. Сомов. «Итальянская комедия», 1914, частное собрание, Москва

Наряду с книжным оформительством, Сомов занимался декоративно-прикладным искусством. Он создавал эскизы для ювелирных украшений, вееров, табакерок. Увлекала художника и скульптура. По моделям, выполненным мастером, Императорский фарфоровый завод сделал несколько статуэток («Влюбленные», «Влюбленный», «Дама, снимающая маску» — все 1905).

Важное место в творчестве Сомова занимают портреты. Один из лучших — «Дама в голубом» (портрет Е. М. Мартыновой, 1897–1900, Третьяковская галерея, Москва). На полотне изображена молодая женщина, которую художник знал с юных лет, — Елизавета Мартынова. Хотя и здесь художник обращается к мотивам прошлого (за спиной модели, одетой в платье 1840-х годов, расположились отдыхающие — дама и кавалеры в костюмах первой половины XIX века), эта картина не похожа на прежние акварели. Женщина задумчиво смотрит на зрителя, ее взгляд полон глубокой печали. Поразительно точно сумел Сомов передать душевное состояние модели, чувства горечи и тоски. Неудавшаяся художница, страдавшая туберкулезом, Мартынова прожила недолгую жизнь, полную разочарований.

Многие портреты Сомова, как и его пейзажи, отличаются большой реалистичностью. В то же время особое своеобразие творчеству художника придают произведения с мотивами прошлого. Но теперь это уже не легкие и изящные, а более сложные, полные таинственной притягательности образы. Такова картина «Эхо прошедшего времени» (1903, Третьяковская галерея, Москва).

На фоне интерьера дворянского дома изображена юная девушка в бальном платье. Она неподвижно застыла перед зрителем, опустив худые руки и вытянув обнаженную тонкую шею. На ее губах играет насмешливая улыбка. Во всем облике грациозной девушки-подростка ощущается чувственное очарование. Такой же загадочной кажется и сидящая на диване женщина в старинном платье на картине «Дама в розовом» (1903, Третьяковская галерея, Москва). В этих женских образах художнику удалось выразить внутреннюю надломленность, свойственную многим его современницам, жившим на рубеже веков.

К. А. Сомов. «Зима. Каток», 1915, Русский музей, Санкт-Петербург

Главным мотивом творчества Сомова в первые десятилетия XX века становятся любовные сцены на фоне пейзажа или интерьера. Кавалеры в атласных камзолах и дамы в кринолинах сидят в беседках и на скамейках в парке, прогуливаются по аллеям. Изображая своих персонажей в забавных ситуациях, автор как будто смеется над ними. Критик В. Дмитриев писал в 1913 году: «Сомов как никто проник в интимную сущность эпохи фижм и пудры, он связан с этим временем духовными узами. Но вместе с тем сомовские произведения — едкий разрушительный анализ нашего XVIII века. Его „ретроспективные мечтания“ — не возрождение художественной культуры екатерининских времен, но осуждение ее (здесь ирония истории!), и сказанное так решительно, как не сказали бы сотни книг… Сомовские люди — призраки, играющие в людей, мертвецы, пытающиеся вновь двигать застывшими членами, вновь думать и любить, потревоженные злой властью художника».

В годы революции 1905 года Сомов работал в журнале политической сатиры «Жупел». Он сочувствовал революции. После ее поражения в живописи мастера появились скептические настроения. Картины этого периода откровенно насмешливы и эротичны («Осмеянный поцелуй», 1908, Русский музей, Санкт-Петербург). В 1910-х годах в произведениях Сомова появляются образы героев комедии дель арте — Арлекин, Коломбина, Полишинель, Пьеро («Арлекин и дама», 1912, Третьяковская галерея; «Итальянская комедия», 1914, частное собрание, Москва). Актеры стараются развеселить зрителей, и невозможно понять, реальная ли это жизнь или спектакль, который скоро закончится, а его герои исчезнут. В такой же манере выполнена и картина «Зима. Каток» (1915, Русский музей, Санкт-Петербург). Катающиеся на катке дама и кавалер кажутся актерами, разыгрывающими перед зрителем комедию.

Сомов получил большую известность не только на родине, но и за рубежом. В 1903 году его выставки были организованы в Петербурге, Берлине, Гамбурге, Лейпциге. Музеи и частные коллекционеры охотно покупали картины художника, а издатели заказывали ему оформление и иллюстрирование книг.

В 1913 году Сомову присвоили звание академика, а в 1918 году он стал профессором Высшего художественного училища по живописному отделению. Последние четырнадцать лет своей жизни Сомов провел во Франции. Тоскуя по родине, он писал уже не одетых в изысканные наряды дам, а крестьянских девушек.

К этому периоду относятся также многочисленные натюрморты с цветами и портреты («Портрет С. В. Рахманинова», 1925, Русский музей, Санкт-Петербург).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

"Мир искусства" и Константин Сомов: philologist

Автопортрет (1898)

Константин Андреевич Сомов, –  русский живописец и график, мастер портрета, представитель русского символизма и модерна. Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения. Свою личную жизнь он тщательно оберегал от огласки.Родился 18/30 ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Сын искусствоведа и музейного деятеля А.И. Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.

Отдых на прогулке 1896 г.

Портрет Н.Ф.Обер 1896 г.

Дама у пруда 1896 г.

Две дамы на террасе 1896 г.

Прогулка зимой 1896 г.

Вечерняя прогулка верхом 1897 г.

Пейзаж с беседкой 1897 г.

В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 г.

Афиша выставки русских и финляндских художников 1897 г.

Наталья Павловна 1899 г.

В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 — 1900).

Дама в голубом. Портрет Е.М. Мартыновой 1897-1900 г.г.

    Учащиеся петербургской частной школы Карла Мая — А. Бенуа, В. Нувель, Д. Философов и К. Сомов объединились для изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.

     В объединение влились художники московской школы середины 1890-х годов (входившие в состав абрамцевского кружка) — К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров. Именно их картины в начале 1898 г. были продемонстрированы на организованной Дягилевым и Философовым выставке русских и финских художников в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.

    Движение издавало и одноименный журнал, первый номер которого вышел в ноябре 1898 г., впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени.

    Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.

    Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева — Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.

    Манера Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.

Волшебство 1900-1902 г.г.

Эхо прошедшего времени 1903 г.

Дама в розовом 1903 г.

Поцелуй 1904 г.

Сугубо реальны своей интеллектуальной энергией созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов  А.А.Блока, М.А.Кузмина, В. И. Иванова), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными.  Рисунки карандашом с подцветкой акварелью, а также выполненные гуашью, цветными карандашами или белилами, - все они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения.Портрет А.А.Блока 1907 г.

Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”, а также периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 — 1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал обложки поэтических сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В. Иванова “Cor Ardens”, титульный лист книги А. Блока “Театр” и др.

Эскиз иллюстрации к повести Н.В.Гоголя Невский проспект 1901 г.

Экслибрис А.Н.Бенуа 1902 г.

Экслибрис С.П.Зенгер 1902 г.

Обнаженный среди цветов 1903 г.

Гёте, муза и Амур 1906 г.

Дама с собачкой 1906 г.

Поцелуй (Силуэт) 1906 г.

Книга маркизы. Иллюстрация  Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции.К. Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon d'Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу.

Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде 1909 г.

Влюбленный Арлекин 1912 г.

Язычок Коломбины 1915 г.

Юноша на коленях перед дамой. 1916 г.

Синяя птица 1918 г.

Ночное свидание

Маскарад 

В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции.

Купальщицы на солнце 1930 г.

Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя 1 1930 г.

Портрет Бориса Снежковского 1933 г.

Обнаженный юноша (Б.М.Снежковский) 1937 г.  

К. А. Сомов умер в Париже 5 мая 1939 г.

Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо 1939 г.

philologist.livejournal.com

СОМОВ КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ18 (30) ноября 1869 Петербург – 6 мая 1939 Париж

03:24 pm - СОМОВ КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ18 (30) ноября 1869 Петербург – 6 мая 1939 ПарижЯна, semiotika, тебе и твоему дофину посвящается)

Константин Андреевич Сомов родился 18/30 ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру. В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 г. В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 — 1900). Манера Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью. Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”, а также периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 — 1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал обложки поэтических сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В. Иванова “Cor Ardens”, титульный лист книги А. Блока “Театр” и др. Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: “Граф Нулин” (1899), “Влюбленные” (1905) и др. К. Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon d'Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу. В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции. К. А. Сомов умер в Париже 5 мая 1939 г.

Распределю все его картины нескольки странным образом..Начну с тех,что нравятся мне самой..

С ЖЕНСКИХ портретов.Вот два портрета Спящей молодой женщины

Сомов К. "Эхо прошедшего времени", 1903Сомов К. "Дама в розовом", 1903

Сомов К. А. Спящая женщина в синем платье. 1903

.

Сомов К. А. Портрет М.Д.Карповой. 1913

Сомов К. А. Портрет Луизы Морган. 1926

Сомов К. А. Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900

Любовная тема Сомова лично мне, честно говоря, не нравится..Она постановочна и не очень искрення..Но все равно, выложу..Спасибо Парашутову, картины в хорошем качестве от него..причуды любви

К.Сомов Идиллия 1905 г.

К.Сомов Поцелуй (Силуэт) 1906 г.

К.Сомов Осмеянный поцелуй 1908 г. Русский музей, Санкт-Петербург

К.Сомов Влюбленные. Вечер. 1910 г. Национальная галерея Армении, Ереван

К.Сомов Пьеро и дама 1910 г. Художественный музей, Одесса

К.Сомов Влюбленный Арлекин 1912 г. Частная коллекция

К.Сомов В лесу 1914 г. Русский музей, Санкт-Петербург

К.Сомов Юноша на коленях перед дамой 1916 г. Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург

К.Сомов Галантная сцена. В саду. 1918 г. Частная коллекция

К.Сомов Влюбленные 1920 г. Художественный музей им. Радищева, Саратов

К.Сомов Арлекин и дама 1921 г. Русский музей, Санкт-Петербург

К.Сомов Дафнис и Хлоя 1930 г. Музей Ашмолеан, Оксфорд

еще одна Дафнис и ХлояК.Сомов Поцелуй 1908 г.

К.Сомов Поцелуй 1914 г.

К.Сомов Поцелуй 1918 г. К.Сомов Арлекин и дама

Благодаря rodich3007 (пост)я нашла удивительные открытки, которые К. Сомов нарисовал в 1904 для "Общины Св. Евгении".Всего семь открыток - по количеству дней недели.</strong></font>

</div>

Ну и закончу я одним его ну очень известным портретом..А.Блока мы представляели себе со школьной скамьи именно по нему..

Сомов К. А. Портрет А.А.Блока. 1907Иллюстрация К. Сомова для книги Блока "Театр"

биография отсюда</div>

pheonae.livejournal.com

Константи́н Андре́евич Со́мов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж)

Малявин Филипп Андреевич. Портрет художника Константина Андреевича Сомова. 1895

Отец художника, А. И. Сомов, много лет состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время со знанием дела собирал хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К. А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за мольбертами.Автопортрет, 1895

В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, в стенах которой находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И. Е. Репина.

Портрет матери.1895

Портрет А.Бенуа.1895

Портрет Анны Крловны Бенуа.1896

Оленька.1896

Письмо.1896

Портрет отца художника.1897

Дама в голубом. Портрет Е.М.Мартыновой.1897-1900

Автопротрет.1898

Афиша.1898

В боскете.1898

Жанровая сцена. Набросок.1899

Здесь он создал две свои картины: "Дама у пруда" и "Людмила в саду Черномора". В них проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность - то, что впоследствии определяло манеру художника.

В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и работали А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова и другие "мирискусники".

Волшебство.1898-02

Экслиброс.1900

Портрет Е.М.Боголюбовой.1900

Вечер.1900

??Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале "Мир искусства" за 1898 г. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер), "малых голландцев" и русской живописи первой половины XIX в.

Портрет А.П.Остроумовой.1902

Натурщица.1903

Декоративный мотив для журнала Мир Искусства.1903

Куртизанки.1903

??

Эхо прошедшего времени.1903

Пашня.1900

Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901). Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности. Особое место занимают графические портреты Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.

Табель-календарь.1905

??

Портрет Дамы.1905

Портрет А.Блока.1907

Спящая дама.1907

Фронтиспис к сборнику стихов В.Иванова "Cor ardens".1907

Осмеянный поцелуй.1908

Портрет Михаила Кузьмина.1909

??

Репетиция.1909

Пьеро и дама.1910

Наброски костюма Коломбины для А.Павловой.1909

Портре Евфимии павловны Носовой.1911

Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники "Мира искусства", среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы - шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки - должны были составлять единое целое.

Арлекин и Смерть.1907

Маскарад ??

Маскарад ??

Маскарад ??

??Наряду с другими "мирискусниками" Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов "Мир искусства" и "Парижанка", периодического издания "Художественные сокровища России" и др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил "Книгу маркизы" Ф. фон Блея (1918), используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные "китайские мотивы". Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет "Графа Нулина" А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А. С. Пушкина (1899), в котором юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого вдохновения. "Мирискуснические" черты - ретроспективизм и интерес к мистификациям - прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В. Гоголя "Портрет" и "Невский проспект". Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова "Corardens", титульный лист книги А. А. Блока "Театр" (все 1907) и др. Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника.

Иллюстрация для книги А.Блока "Театр".1909

Обложка книги А.Блока "Лирические драмы".1908

Арлекин и дама.Фейерверк.1912

??

Эскиз занавеса для Московского Свободного театра.1913

Портрет А.Левченко.1914?

Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы - "Сумерки в старом парке", "Конфиденции" (обе 1897), "Поэты" (1898), "Купальщицы" (1899) и др. - отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы. Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в. прослеживаются в таких картинах, как "Вечер" (1902), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах. Чарующий неподвижный пейзаж, плоскост-ный и декоративный, характерен и для картины "Волшебство" (1920) с ее томной и жеманной героиней. Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы картины "Эхо прошедшего времени" (1903), "Арлекин и смерть" (1907), "Осмеянный поцелуй" (1908), "Зима. Каток" (1915).

Язычок Коломбины.1915

??

??

Зима.Каток.1915

??

??

Пейзаж с радугой.1915

??

??

??

В лесу.1914

Портрет Н.Г.Высоцкой.1917

Помимо живописи и графики художник много и успешно работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905)и др. Экспонируя свои произведения на выставках "Мира искусства", СРХ, персональной выставке 1903 г. в Петербурге, на берлинском "Сецессионе" и парижском Осеннем Салоне 1906 г., Сомов приобрел широкую известность. Февральскую революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую - сдержанно, но лояльно. И хотя на его антикварную коллекцию была дана охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог. Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской выставкой в США, он охотно согласился.

Лето.1919

Летнее утро.1920

Арлекин и дама.1921

??

Фейерверк.1922

Спящая.1922

??

В начале декабря 1923 г. устроители выставки покинули Россию. Сомов тогда даже не предполагал, что больше не вернется на родину. Однако, оказавшись в Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был поглощен насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с друзьями и единомышленниками. Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции, Сомов навсегда остался во Франции. Последние годы жизни художник был тяжело болен, с трудом ходил, но и тогда продолжал интенсивно работать.

Портрет С.Рахманинова.1925

??

Портрет Луизы Морган

Автопортрет в зеркале

??

??

??

??Информация с сайтов:ru.wikipedia.org/wiki/К.Сомовwww.artsait.ru/art/s/somov/art1.phpwww.bibliotekar.ru/kSomov/index.htmmarinni.livejournal.com/176507.html

arts-journal.livejournal.com

Национальная гордость. Художник Сомов - Давыдов.Индекс

В лесу. 1914

Фейерверк. 1922

Константин Андреевич Сомов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала.

(Названия появляются при наведении мыши на картину)

Август. 1885

Язычок Коломбины. 1915

Юноша на коленях перед дамой. 1916

Эхо прошедшего времени. 1903

Эскиз костюма маркизы для Т.П.Карсавиной ( для танца на музыку Моцарта ). 1924

Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде. 1909

Эскиз занавеса для Свободного театра в Москве. 1913

Фигуры в парке. 1919

Фейерверк. 1904

Фейерверк в парке. 1907

Фарфоровые фигурки на каменной полке. 1930

Сумерки в старом парке. 1897

Султанша. 1899

Спящая молодая женщина. 1922

Спящая молодая женщина. 1909

Спящая молодая женщина в парке. 1922

Спящая женщина в синем платье. 1903

Синяя птица. 1918

Сесиль де Воланж. 1934

Семейное счастье. 1898-1900

Свидание. 1910-е

Садик. 1897

Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды. 1932

Русский балет. 1930

Роща на берегу моря. Силламяги. 1900

Радуга2. 1908

Радуга1. 1908

Радуга. 1897

Пьеро и дама. 1910

Прогулка после дождя2. 1896

Прогулка после дождя1. 1896

Прогулка зимой. 1896

Праздник в окрестностях Венеции. 1930

Поэты. 1898

Поцелуй. 1914

Поцелуй. 1904

Поцелуй (Силуэт). 1906

После грозы

Портрет художницы Е.Н.Званцевой. 1903

Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895

Портрет Ф.К.Сологуба. 1910

Портрет танцовщика Н.С.Познякова. 1910

Портрет С.П.Званцевой. 1911

Портрет С.П.Дягилева. 1893

Портрет С.В.Рахманинова. 1925

Портрет поэта М.А.Кузмина. 1909

Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906

Портрет Н.Ф.Обер. 1896

Портрет Н.Е.Добычиной. 1921

Портрет Н.Г.Высоцкой. 1917

Портрет матери художника. 1895

Портрет М.Д.Карповой. 1913

Портрет М.Г.Лукьянова. 1918

Портрет М.В.Добужинского. 1910

Портрет М.В.Брайкевича. 1934

Портрет М.А.Кузмина. 1909

Портрет Луизы Морган. 1926

Портрет Е.С.Питс-Билибиной. 1926

Портрет Е.С.Михайлова. 1916

Портрет Е.П.Остроумовой. 1904

Портрет Е.П.Олив. 1914

Портрет Е.П.Носовой. 1911

Портрет Е.Е.Лансере. 1907

Портрет Д.Г.Карышевой. 1914

Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911

Портрет Б.Е.Поповой (Париж). 1926

Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897

Портрет Александры Левченко. 1934

Портрет А.С.Пушкина. 1899

Портрет А.П.Остроумовой-Лебедевой. 1909

Портрет А.П.Остроумовой. 1901

Портрет А.К.Бенуа. 1896

Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897

Портрет А.А.Сомовой-Михайловой. 1920

Портрет А.А.Сомовой-Михайловой. 1897

Портрет А.А.Попова. 1928

Портрет А.А.Нольде. 1911

Письмо (Таинственный посланец). 1896

Пейзаж с радугой. 1919

Пейзаж с радугой. 1915

Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой. 1918

Остров любви. 1900

Осмеянный поцелуй. 1908

Осень. 1905

Окно - дверь - пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934

Обложка сборника стихов К.Д.Бальмонта Жар-птица. Свирель славянина. 1907

Ночное свидание. 1920-е

Новый и старый год. Обложка табель-календаря на 1905 год. 1904

Натюрморт. Интерьер. 1931

Наталья Павловна и граф Нулин. 1899

Наброски костюма Коломбины для Анны Павловой. 1909

На траве. 1919

На балконе. 1901

Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912

Маскарад. 1930-е

Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы А.С.Пушкина Руслан и Людмила. 1897

Летом. 1921

Лето. 1919

Лето. 1904

Летнее утро. 1932

Летнее утро. 1920

Лес. 1900

Куртизанки. 1903

Купание. 1904

Купальщицы. 1899

Купальщицы на солнце. 1930

Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо (1642-1521). 1930-е

Концерт. 1900

Конфиденции. 1897

Как одевались в старину (Дама и кавалер). 1903

Итальянская комедия2. 1914

Идиллия. 1905

Зима. Каток. 1915

Заснувшая на траве молодая женщина. 1913

Жадная обезьянка. 1929

Дорога в Секерино. 1893

Девушка с грибами под радугой. 1922

Девушка на солнце. 1930

Две дамы на террасе. 1896

Две дамы в парке. 1919

Дама у пруда. 1896

Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898

Дама с собачкой. 1906

Дама с весенним пейзажем. 1897

Дама в розовом. 1903

Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900

Голова девушки (Е.Е.Владимирская). 1908

Волшебница. 1915

Влюбленный Арлекин. 1912

Влюбленные. Вечер. 1910

Влюбленные. 1920

Вечерняя прогулка верхом. 1897

Вечер. 1900-1902

В детской. 1898

В боскете. 1898-1899

Арлекин и смерть. 1907

Арлекин и дама. 1921

Автопортрет. 1909

Автопортрет в зеркале. 1934

Автопортрет в зеркале. 1928

davydov-index.livejournal.com

Константин Сомов

Когда впервые знакомишься с «Книгой Маркизы», которую сотворил  уникальный русский художник Константин Сомов, тебя с головой накрывает радость, счастье, детский восторг и упоение от встречи с настоящим искусством.

Это чувствуешь сразу, как только открываешь  первую страницу, с которой лукаво и игриво смотрит сама Маркиза в полуобнаженном виде  и читаешь послание: «Маленьким любовницам» от имени Шевалье де ла Морлиер.

«Эту книгу я посвящаю вам, прекрасному полу, полному чарующей грации, которую я лишь вкратце обрисую; вы как бальзам для сердца, как чистое обнаженное искусство; пусть эта книга будет вашим достоянием, храните и лелейте ее, как младенца. Вы, вы одни способны властвовать над книгой, ее счастливая судьба – знак вашего благословения, какой из смертных осмелился бы восстать против такой защиты?

Откройте первые страницы, проснувшись поутру в объятиях нежного любовника, когда еще не испарилось благоухание сладкой ночи иль не рассеялся туман приятных снов, не утоляющих желаний, но зато волшебных. Читайте книгу в будуаре, и пускай чтение прервется шаловливыми проказами аббата – соблазнителя иль пылкой страстью дерзкого вояки; пусть станет эта книга свидетельницей беспорядка и скомканной постели поутру, когда красавица еще раздета; свидетельницей кокетливых отказов, и упреков, и нежной брани, так похожей на приглашение к возобновлению любовных глупостей…»

Эта книга -  книга-праздник,  утверждающая красоту эротики и  любовной игры; книга, равной которой в русском книжном издательстве просто нет, хотя с момента выхода в Мюнхене ее первого издания в 1907 году прошло уже более ста лет. К счастью,  настоящее искусство с годами становится только ярче и яснее, как  вино, приобретающее настоящий аромат только с годами.

Книга  - вершина не только русского  оформительского искусства,  но и торжество живописи и графики Константина Сомова. Здесь не просто художник: здесь он открывает свою философию жизни, свое понимание жизни, свою горечь и боль оттого, что родился не тогда, когда романтика,  изящество, нежность и томность  были  смыслом жизни, что, вопреки своим устремлениям, он вынужден жить в другом мире, в другом теле и в другом веке.

«Книга Маркизы» - это мечта-греза о том, где ему было бы хорошо и комфортно, где не надо было стыдиться любви, а эротика являлась естественной частью жизни и потребностью человека, где искусство не мыслилось без эротики и где она была главной сущностью всего.

Ироничный, утонченный, меланхоличный и изысканный русский живописец Серебряного века Константин Сомов под маской ловеласа, любителя любовных утех и увеселительных шоу скрывает свою личную трагедию. Он глядит на весь этот маскарад чуть свысока, со скепсисом человека XX века, знающего, что этот праздник – все лишь пир вовремя чумы, спектакль, который разыгрывается на подмостках жизни, но тень смерти уже витает над этим изящным миром.

Фривольность рококо XVIII века действительно сменилась моралью мелкого буржуа-обывателя, подвергавшего остракизму всех, кто противостоял новоявленным поборникам общественной нравственности. Они судили Бодлера - за «Цветы зла», Флобера - за «Госпожу Бовари», Лоуренса – за «Любовника леди Чаттерлей…

Так случилось и с «Книгой Маркизы». Книга вышла сначала на немецком языке и всего с тремя (по другим данным – шестью) иллюстрациями Константина Сомова, остальные цензура запретила как непристойные. Всего художник  подготовил 31 иллюстрацию. Книга по содержанию является хрестоматией эротической литературы, которую собрал Франц Бляй. Однако, на обложке составителем значится  Сомов.

Какие приготовил грёзы Любовник деве молодой? Он языком по кромке нежной Проводит, пылок и игрив, Рукою жадной обхватив Прелестный кубок белоснежный. Так ту, в которую влюблен, Приуготовил к неге он. Ведет к божественным высотам Свою любовницу Вальсен; Блажен, кто просвещен Эротом, И просвещающий – блажен!

Через восемь лет, в 1915 году, Константин Андреевич вновь возвращается к этой книге. Он готовит новый сборник, в который включает новые  тексты, обновляет иллюстрации и  выступает действительно как составитель, как иллюстратор и как автор концепции книги в целом. Главное здесь, конечно, концепция. Нашелся и спонсор, готовый вложить пять тысяч на выпуск 25 экземпляров.

Книга задумывалась как единое целое, главная роль в ней отводилась маске. Она - везде: на заставках,  на центральной иллюстрации «Маскарад», на лицах персонажей.  Все в книге продумано  до мелочей: бумага, переплет, обрез, титульная обложка, виньетки, зачала, концовки и собственно иллюстрации.

Иллюстрации выполнены в разной технике, в основном – пером: Константин Сомов был виртуозом линии. Часть картинок  выполнена в черно-белом варианте, часть - в виде силуэта, еще часть – в цвете.

Эти иллюстрации есть и отдельно, без книги, но, честно говоря, выдернутые из книжного контекста, они  производят совершенное другое впечатление, сниженное отсутствием текста, к которому они строго привязаны. Художник к каждому стихотворению или прозе, анекдотам или письмам готовил свои иллюстрации.

Собранные вместе и размещенные каждая на конкретном и не случайном месте, рисунки производят совершенное иное впечатление, потому что понимаешь, почему они здесь. Например,  это стихотворение открывает такая заставка:

Ты в десять лет как девичья тетрадь Дневник, в котором девственны страницы. В пятнадцать – ты ларец: его взломать Придется, чтоб узнать, что в нем таится. А в двадцать – куст: чтоб цель свою настичь Охотник  ждет и тайно сети ладит. А в тридцать – ты сама такая дичь Гляди, на вертел всяк тебя насадит. Ты в сорок – крепость : сколько раз подряд Снаряды эти стены пробивали! И старое огниво – в пятьдесят, Забывшее о труте и кресале.

А анекдоты, в том числе скатологические (так в тексте), некоторые из которых  привожу ниже,  открывает своя:

В одной из деревушек Пуату одна женщина впала в летаргический сон; все решили, что она умерла и понесли ее хоронить; но по дороге простыня, под которой лежала спавшая, зацепилась за ветку терновника; почувствовав укол, женщина проснулась. Ее отвели домой, и она прожила еще лет десять. Когда она умерла по-настоящему и тело ее проносили мимо старого терновника, муж крикнул: «Только не заденьте за колючки!» (Монденар де Роклор)

Скатологические анекдоты

Один аптекарь сказал своей любовнице: «Сударыня, дух мой поражен  таким запором в кишках моего невежества, что ему потребна микстура ваших познаний, дабы разжижать субстанцию моих мыслей!».

***

Одна женщина, присев под кустик, освобождалась от груза, не скажу какого, вы без труда угадали, каким делом она занималась. Мимо шел вельможа; она хотела подняться, но он остановил ее: «Сидите, голубушка, сидите! Я лучше посмотрю на курицу, чем на яйцо!»

***

Жена одного помещика писала на природе… Вдруг она заметила в нескольких шагах от себя крестьянина , который занимался тем же. «Твое здоровье, Пьер», - сказала она насмешливым тоном. «Ваше здоровье, мадам, может быть чокнемся?»

Книга с  полным набором иллюстраций,  умеренно-благопристойных, вышла  только в 1918 году, но очень ограниченным тиражом: 800 экземпляров.  В ней было 194 страницы, 21 иллюстрация, каждая на отдельном листе, были иллюстрации и в тексте.

Книга стала настоящим прорывом в русской эротике,  которая произвела эффект разорвавшейся бомбы,  равный по силе только выходу «Любовника леди Чаттерлей».  Я никогда не держала эту книгу  в руках, но увидев ее в Интернете, просто обмерла!!! А счастливые ее обладатели должны жить в ощущении непреходящего блаженства, что  являются собственниками этого чуда.

Через полгода после выхода второго издания, появляется новый  тираж  в 50 экземпляров – для очень близкого круга друзей и любителей искусства. Это издание нигде и никогда не продавалось и полностью разошлось среди «своих». За изданием  была устроена настоящая охота. Константин Сомов писал своему другу, врачу, профессору МГУ  А.П.Ланговому, который просил достать экземпляр для него лично:

«Многоуважаемый Алексей Петрович, сделаю все возможное от меня, чтобы и у Вас был особенный экземпляр издающейся моей книги у Голике. Прошу Вас только, если возможно, держать это мое обещание в секрете от наших общих знакомых. Мне было невозможно, если бы явились еще желающие приобрести такие экземпляры, их удовлетворить ввиду небольшого количества этого издания».

Третье издание, называемое «Большая Маркиза», дополненное самыми фривольными иллюстрациями,  давно стало библиографической редкостью. Иллюстрации здесь носят наиболее откровенный характер, в них обилие «жезлов страсти» и «трепетных роз», но вкус и талант Константина Сомова не дали ему опуститься до уровня порнографии, хотя не исключаю, что и сегодня найдутся те, кто скажет: «Какая мерзость!»

ГрезаС моим возлюбленным в кроватиПосле четвертого объятья,Привычно лежа на спине,Я задремала и, бледнея,Вдруг вижу - въяве ли, во сне:Держу в руках большого змеяОгромного, и, цепенея,Гляжу, как он ко мне приникИ вроде стал еще длиннее!Я пробудилась в тот же миг,Как будто избежала смерти,И что же вижу я? Поверьте -Держу в руках, что было сил,Того, кто Еву соблазнил!

После 1918 года книга не издавалась и, казалось, утрачены оригиналы, с которых печатались иллюстрации к книге. Но неожиданно, в 2000 году, в далеком Нью-Йорке, умер один эксцентричный коллекционер.

Его наследница стала разбирать доставшееся ей наследство и обнаружила под матрацем  кровати, под старыми газетами и журналами, три папки с эротическими картинками. По надписи «K. Somov» она поняла:  автор - русский художник.

Она обратилась к специалистам в аукционный дом, у которых от удивления,  как у нас говорят, «отпала челюсть». Это же настоящий Сомов!!! Его картины уходят влет за миллионы долларов! Если типографские издания стоят тысячи, то сколько же будет стоить эта  коллекция легендарной книги!?

Коллекция была продана с аукциона, но не за объявленную стоимость в полтора миллиона, а чуть ниже. Но дело не в этом, а в том, что найдены оригиналы шедевра русского декоративно-прикладного искусства одного из лучших русских рисовальщиков XX  века Константина Сомова, чье эротическое искусство  продолжают открывать в России и сегодня.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта