Самые известные картины Валентина Серова. Серова александра картины
Серов и царские портреты
Да, портреты кисти Валентина Серова — это не только девочки с персиками и без. Не только купцы, ученые и красавицы княгини. На открытой сейчас в Третьяковской галерее на Крымском валу выставке представлена и целая серия «царских» портретов.
Началось все-таки не с прямого царского заказа. А с заказа в 1892 году харьковского дворянства на написание картины «Император Александр III с семьей» — в память о спасении царской семьи после крушения поезда на станции Борки, что как раз недалеко от Харькова. Серову в этот момент 27 лет — из чего следует: в этом возрасте он уже успел приобрести имя.
Картины этой на выставке нет. Не потому, что ее не дали для экспонирования, а потому, что ее больше не существует. Портрет находился до 1941 года в Харьковском художественном музее и погиб во время войны. (Попытки найти хоть какое-то его воспроизведение успехом не увенчались.). Но некоторые подготовительные работы сейчас в Третьяковке присутствуют.
Можно только представить, насколько Серову было некомфортно работать. Известно, что над своими портретными полотнами он обычно трудился подолгу, требуя от моделей многочисленных сеансов. Не тут-то было: над образом царя работать пришлось вообще по фотографии, а посмотреть на него вживе лишь однажды.
Однако представление о том, что могли видеть современники, получить все-таки можно. Царский портрет из картины был повторен художником по просьбе великого князя Сергея Александровича, брата царя и московского генерал-губернатора.
До гибели самого Сергея Александровича портрет находился в его кабинете, впоследствии — у Николая II в Царском селе (что запечатлено на фотографиях его кабинета). Соответственно, сейчас в фондах этого музея.
Выставка дала зато возможность соединиться эскизным портретам царских детей. Точнее, трем из них. Эскизы уже писались с натуры, но тоже слишком быстро для Серова — всего за три сеанса.
Ксения, старшая дочь (ныне портрет — в Псковском музее-заповеднике). Здесь ей 17 лет. Ксения выйдет замуж за своего двоюродного дядю (но при этом почти ровесника — он был лишь на девять лет старше и с детства дружил с братом Ксении, будущим Николаем II), великого князя Александра Михайловича. В революцию они уцелеют и окажутся в эмиграции. Большинство ныне живущих Романовых — потомки Ксении и Александра.
Михаил, четвертый сын Александра III. Здесь ему 14. В 1918 году будет расстрелян пермской ЧК. Ну, и по мнению одних — он и был последним российским императором из династии Романовых («от Михаила до Михаила»), другие это решительно оспаривают. Портрет же — в Русском музее в Петербурге.
Ольга, младшая дочь императора. Здесь ей 11 лет. Как и у старшей сестры, ей предстоит после революции долгая жизнь в эмиграции. Портрет — в Русском музее.
Успех у группового портрета был большой. К Серову обращаются другие члены императорской фамилии, пожелавшие иметь портреты его работы. Мне среди них очень нравится портрет великого князя Павла Александровича — с конем и в форме лейб-гвардии Конного полка (чтоб не запутаться: Павел — это сын Александра II, но в силу разветвленности династии примерный ровесник своих племянников). Портрет — в Третьяковке.
Павел Александрович будет в 1919 году расстрелян в Петропавловской крепости вместе с еще рядом представителей семьи Романовых… в ответ на убийство Карла Либкнехта и Розы Люксембург в Германии.
Та же судьба постигла еще одного героя серовского портрета — великого князя Георгия Михайловича (как и Павел, он приходился внуком Николаю I, но по линии другого сына). Нумизмат, автор нескольких научных трудов, он много лет был управляющим Русского музея в Санкт-Петербурге, передал музею в дар свою коллекцию монет. По иронии судьбы расстрелян в Петропавловке близ Монетного двора.
К образу Александра III Серову, впрочем, придется еще не раз вернуться. Вот «Портрет императора Александра III с рапортом в руке», написанный по заказу 12-го гренадерского Астраханского полка. Ныне в Русском музее.
И здесь тоже очень хороши лошадки, пусть и на заднем плане.
А неизменную скрупулезность работы художника показывает и вот этот небольшой этюд: ордена для императорского мундира.
Еще любопытней портрет Александра в парадном мундире датской королевской лейб-гвардии (после женитьбы на датчанке Дагмар указом короля Кристиана IX Александр получил звание ее почетного полковника и всегда носил эту форму во время своих визитов в Данию). На нем также датские награды: орден Слона и орден Данеброг. Картина эта и сейчас находится в Офицерском фонде Королевской лейб-гвардии в Копенгагене и была предоставлена им на нынешнюю московскую выставку.
Император изображен стоящим у главной лестницы северного фасада дворца Фреденсборг в Дании. Готовясь к написанию картины, Серов посетил Данию. Ему даже позировал в соответствующем мундире некий сержант лейб-гвардии (этюд хранится в ГИМе).
Получил Серов заказ — в числе других живописцев — и на оформление альбома, посвященного коронованию Николая II. Натурные зарисовки были сделаны художником во время торжеств. Однако и здесь он продолжал тщательно исследовать даже фон событий. Вот его эскиз композиции «Миропомазание Николая II в Успенском соборе» (в ГТГ).
А вот этюд — внутренний вид того же собора (ныне в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске)
Не раз писал Серов и Николая II. Иногда также в парадном виде, как в форме Королевского шотландского драгунского гвардейского полка (в дар этому полку портрет и предназначался). Сейчас находится в музее полка в Эдинбурге. Получить портрет на московскую выставку не удалось, но он воспроизведен в каталоге.
А вот совсем не парадный так называемый «Портрет Николая II в тужурке» (повседневная форма лейб-гвардии Преображенского полка, которую Николай в обычное время и носил) был предназначен в подарок императрице и находился в ее кабинете. В 1917 году был уничтожен ворвавшимися в Зимний дворец солдатами (его просто изорвали штыками).
Что же в таком случае мы видим на выставке? Видим вполне настоящее авторское повторение. Зачем Серов его написал? Не исключено, что и сам был доволен своей работой, но при этом понимал, что «одолжить» его у императрицы для демонстрации на какой-нибудь выставке вряд ли станет возможным.
Завершился этот «роман с Романовыми» конфликтом с императрицей Александрой Федоровной. По свидетельствам мемуаристов, при написании очередного портрета Николая та попросила художника что-то переделать. Серов вежливо протянул императрице палитру и кисть: «Может быть, вы сами исправите, Ваше императорское величество?».
Так оно было или не так, но во дворце он больше не работал.
diletant.media
биография, семья, творчество :: SYL.ru
Валентин Серов является, наверное, самым крупным и узнаваемым мастером 19 века. Многие люди знакомы с его работами. Однако далеко не всем известна биография этого поистине гениального художника. Кто такой Валентин Серов? Личная жизнь художника, его жизненный путь будут подробно описаны в статье.
Семья Серовых
Валентин Серов родился в 1865 году в семье известнейшего композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова. Матерью художника была ученица Серова-старшего, Валентина Семеновна Бергман. На момент, когда 43-летний Александр Николаевич повстречал свою будущую супругу, Валентине Бергман было всего 17 лет. В этой семье был лишь один ребенок: Валентин Серов.
Биография знаменитого художника определялась в значительной степени моментами из ранних лет жизни. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Отец юного Валентина, большой любитель Вагнера и Россини, всячески пытался привить сыну любовь к искусству. Мать будущего художника также была известной личностью. Прогрессивная нигилистка, приверженка идей Николая Чернышевского, она часто собирала в своем доме интеллигенцию и представителей студенчества. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Возможно, именно благодаря этому маленький Валентин рос по-настоящему творческой личностью.
Детство Серова
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына. Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Автор "Распятия", "Тайной вечери" и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.
Валентина Семеновна Бергман, заметив пристрастие своего сына к искусству, отправилась вместе с ним во Францию. В Париже Валентин поступил на обучение к знаменитому на тот момент Илье Ефимовичу Репину. Долгое время Серов оставался во Франции один: его мать, в виду активной общественной деятельности, вынуждена была отправиться в Россию.
Закончив обучение, пятнадцатилетний Валентин вернулся в Москву. Здесь он поселился в доме одного мастера. Вся его деятельность была направлена на копирование холстов и работу с гипсом. Здесь же начинают зарождаться первые картины Валентина Серова.
Юность Валентина Серова
Находясь в Москве, юный Серов решает поступить в художественную Академию. В 1880 году он успешно сдает экзамены и начинает учебу. Учителем Серова был известнейший на тот момент профессор Чистяков. Его учениками были такие гении, как Поленов, Врубель, Репин, Суриков и многие другие художники. В этом ряду оказывается и Валентин Серов.
Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Он обладал авторитарным стилем обучения, постоянно насмехался над любыми, даже самыми небольшими ошибками учеников. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Профессор смог многое дать Серову: он познакомил его с экспонатами Эрмитажа, заинтересовал стилем старинных мастеров. Юный Валентин многое перенял от своего наставника: здесь стоит выделить и спокойную, "вдумчивую" манеру письма, и здоровый перфекционизм, и умение грамотно обращаться с цветовой гаммой. Вскоре Серов покидает академию. Произошло это спустя пять лет после поступления. Знаменитый художник много и сильно болел, из-за чего попросту не был способен продолжать обучение дальше.
Несмотря на то что Валентин решил покинуть стены Академии, он не растерял своих друзей-сокурсников. Так, Серов постоянно участвовал в Абрамцевских культурных мероприятиях, где исполнял роли в небольших спектаклях. Аудитория любила Серова и даже дала ему ласковое прозвище "Антоша".
Серов не был задействован в одних лишь театральных представлениях. Савва Мамонтов, давний друг Валентины Бергман, обеспечивал Серова многочисленными заказами на портреты. Этим он и смог доказать, что в первую очередь Серов Валентин - художник.
Первые творческие успехи
Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Картина "Девочка с персиками" стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Другая его работа, написанная годом позже, называлась "Девушка, освещенная солнцем". Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Вскоре уже по всей Москве было известно о новом молодом творце, имя которого - Валентин Серов.
Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Валентин Александрович состоял в творческом кружке, организатором которого был знаменитый купец Мамонтов. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Мало понимая в искусстве, он руководствовался лишь успешностью входящих в творческий кружок художников. Именно поэтому Врубелю, а также некоторым другим творцам столь сильно не везло; на фоне Серова они несколько "блекли".
Работы Серова
От Серова ждали картин в одинаковом жанре. Однако художник не желал оставаться на месте, а потому все время двигался вперед. Нередко он выходил за рамки, установленные прошлыми творцами. Именно поэтому Серов - это еще и какой-то мере новатор. Нельзя сказать, что подобный подход не нравился критикам. Напротив, они ценили желание молодого творца двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом и расширять границы в искусстве.
Творчество Валентина Серова все время усложнялось. Каждая новая работа художника приобретала необычные элементы. Тенденция к пересмотру существующих технических задач и приемов нравилась, однако, не всем. У Серова, как и любого другого гения, существовало немалое количество завистников и даже врагов. Большая часть из них - все те же художники, недовольные перспективой все время оставаться в тени. Они пытались повторить успех Валентина Александровича, но у них, как правило, ничего не выходило.
Модели Серова
Чему так завидовали многие художники конца 19 века? Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других? Одна из сложнейших техник Валентина Александровича - игра со светом. Для примера стоит взять всю ту же "Девушку, освещенную солнцем". Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. При этом сама картина относилась к жанру постимпрессионизма, для которого, как правило, совсем не характерна реалистичность. Здесь можно вспомнить Ван Гога, наиболее яркого представителя постимпрессионистского направления. Некая топорность, чрезмерная яркость, грубые и смелые мазки кисти - все эти черты присутствовали и в работе Серова. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности? Вопрос нерешаемый.
Картина, вышедшая в свет чуть раньше "освещенной солнцем", именовалась "Девочкой с персиками". Это типичный представитель классического импрессионизма. На полотне была изображена 12-летняя Вера Мамонтова, дочь организатора художественного кружка. Рядом с ней лежит блюдце, что является на самом деле некой отсылкой к работам абрамцевского кружка (Врубель в Абрамцево увлекался гончарным искусством).
Среди изображенных на полотнах личностей, помимо обыкновенных знакомых художника, было множество знаменитостей, с которыми лично общался Валентин Серов. Биография творца содержит в себе множество интересных знакомств и встреч. Отдельно стоит выделить итальянского музыканта Анджело Мазини, оперного певца Франческо Таманьо, художника Константина Коровина и многих других знаменитостей.
Крупные заказы
Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Среди них были и приближенные императора. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Биография творца на этом моменте пополнилась еще одним важным событием: художнику поступил крупный заказ от харьковских дворян, желавших приобрести портрет царя. В задачу Валентина Александровича входило написание как самого императора, так и его семьи. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. А где можно было брать основной материал? Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Фотографии - вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Валентин Александрович работал над портретом 3 года. За все это время он увидел царя всего раз, и то по чистой случайности.
Несмотря на свой высокий статус, Серов не хотел быть "придворным" художником. В его цели не входила постоянная лесть высокопоставленным лицам, а потому и поведение его было слегка вызывающим. Известен, например, случай конфликта Валентина Александровича с царицей. Последняя, указав на якобы имеющиеся ошибки в работе творца, получила резкий отпор со стороны Серова. Дело и вовсе закончилось извинениями Николая II перед художником.
Серов трудился над портретами многих князей, княгинь, актрис и прочих знаменитостей. При этом у него оставалось время и на пейзажи. О чем именно здесь можно рассказать?
Серов как пейзажист
Живопись Валентина Серова не ограничивалась лишь жанром портретов. Художник писал великолепные пейзажи, что, в общем-то, было для него не характерно. Все дело в том, что пейзажный стиль заинтересовал Серова уже в начале 20 века, то есть в поздний творческий период. Причина этого - опять же, нежелание Валентина Александровича стоять на месте. Постоянные эксперименты, желание выйти за рамки классического творчества, новаторский стиль - все это складывалось в новый жанр, которым хотел овладеть Серов Валентин.
Художник писал пейзажи, находясь у себя на финской даче или же в поместье друга, расположенном в Домотканово. Основной особенностью пейзажей Серова была некоторая тоскливость и мрачность. Иллюстрации осенних или зимних тропинок, пустынных полей или необитаемых дорог - все это выглядело немного неласково. При этом критики все так же оставались благосклонны к творцу.
Серов в товариществах
Серов Валентин Александрович за всю свою жизнь сменил немалое количество организаций и товариществ, где наряду с другими художниками принимал активное участие в развитии творческих начинаний молодых представителей искусства. Выше уже были упомянуты Абрамцевские встречи, на которых Валентин Александрович часто бывал в молодости, а также передвижные выставки купца Мамонтова, признанные не самыми удачными из-за тяжелого характера самого организатора.
В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием "Мир искусства". Деньги на содержание этого общества добывались в основном путем издания одноименной печатной газеты. "Мир искусства" считался действительно знаменитой организацией. Но Серов здесь как будто не находил места: то ли ввиду своего постоянного желания создавать что-то новое, то ли из-за сложного характера. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Серов и вправду многое перенял у своего наставника.
"Мир искусства" провел множество крупных выставок почти по всей Российской Империи. Отдельно стоит отметить знаменитую выставку портретов, организованную в 1905 году в залах Таврического Дворца. Здесь было представлено порядка 2 тыс. полотен от самых различных художников - как известных, так и не очень.
О личной жизни Серова
Жена Валентина Серова, Ольга Федоровна Трубникова, познакомилась со своим супругом в конце 80-х годов 19 века. Зимой 1889 года Валентин и Ольга обвенчались. Столь знаменитая и крупная даже по мировым масштабам личность, как Валентин Александрович Серов, решил организовать очень скромную и тихую свадьбу, о которой почти никто не узнал.
Ольга Федоровна нравилась всем. Скромная, отлично воспитанная женщина, она была прекрасна. Супруга была для Серова настоящей музой, а также надежной опорой и верой в свои силы. Современники только и говорили о том, сколь сильно любит свою жену Валентин Серов.
Дети художника, которых было шестеро, также влюбились в искусство. Причем отец бывал дома не очень часто - большую часть времени он путешествовал со своей выставкой. Ольга Федоровна, часто оставаясь одна, отлично воспитала своих детей. Каждый сын Валентина Серова смог получить качественное образование и прожить достойную жизнь.
Скончался художник в 1911 году, то есть на 46 году жизни. Причиной была обыкновенная стенокардия. Супруга художника, по словам современников, долго горевала и не могла поверить в смерть мужа. Но шестеро детей требовали внимания. Всю последующую жизнь Ольга Федоровна занималась воспитанием своих дочерей и сыновей, ставших впоследствии видными деятелями культуры.
www.syl.ru
Описание картины Валентина Серова «Портрет Александра III» Картины художников
Картина Серова «Портрет Александра III» была написана в 1899 году. В настоящее время произведение хранится в офицерском фонде королевской лейб-гвардии в Копенгагене. Император изображен в нарядном мундире и торжественной позе около одной из главных лестниц дворца Фреденсборг (Дания).
Художник писал этот портрет, находясь непосредственно в Копенгагене, куда наносил визиты не один раз. Дворец написан с натуры, но позировал ему, к сожалению, не сам Александр III, а простой сержант.
На ярко-красном полотне мундира сияют золотистые эполеты и почетные ордена, лицо полно радости и гордости, поза уверенная и величественная. Серов был блестящим портретистом (не зря к началу ХХ столетия он был признан первым портретистом Российской империи): он написал Александра по памяти, когда тот уже скончался.
Фон картины имеет большое значение, играет важную
роль в подчеркивании фигуры на переднем плане: повторяющиеся элементы окон и ступенек лестницы создают ритм, создавая ощущение динамики и торжественности, архитектура и высокопоставленная личность прекрасно гармонируют в рамках картины.
Многие знают, что художник относился к Александру III с особым трепетом, и император во многом помог ему на жизненном пути, в том числе в издании двухтомника статей его отца. За жизнь Серовым было написано множество портретов царской семьи, в которых чувствовались характеры, а не просто скопирована внешность. Причем Серов требовал не так уж много денег за свои работы, так как не хотел ощущать себя в плену, терять свободу творчества.
Однажды с картиной «Портрет Александра III» был такой случай: княгиня Юсупова хвалила этот портрет, называла его лучшим, а скромный художник отметил, что дело вовсе не в том, что он лучший. Дело в том, что другие портреты были совсем плохими.
Прислал: Давыдова Юлия . 2017-10-08 22:14:57
opisanie-kartin.iusite.ru
Именной указатель • Artist Index • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay |
www.tanais.info
Самые известные картины Валентина Серова
1. «Автопортрет» (1880-е)
Это картина – визитная карточка художника. Серов провёл тонкий самоанализ, взглянул вглубь своего внутреннего мира. Непослушные волосы и сжатые губы говорят о непростом творческом характере. Он начал свой творчески путь с самораскрытия перед своим зрителем.
2. «Девочка с персиками»(1887)
Эта знаменитая девочка – дочка русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Двенадцатилетней Веруше, как звали её все близкие, пришлось позировать целый месяц! Портретист добивался свежести картины.
Другой известный художник В.М. Васнецов написал потрет Веры, когда ей исполнился 21 год. Он имеет название «Девушка с кленовой веткой». Видимо, дочка мецената вдохновляла русских портретистов на создание шедевров.
3. «Девушка, освещённая солнцем» (1888)
Машенька Симонович, изображённая на полотне, была двоюродной сестрой Серова. После написания картины «Девочка с персиками» художник захотел создать портрет на лоне природы в селе Домотканово. Образ задумчивой девушки нёс в себе идею русской чистоты и скромности. Серов считал эту работу одной из лучших, хотя многие упрекали его в оттенках импрессионизма.
4. «Дети» (1899)
Серов очень хорошо и тонко чувствовал внутренний мир детей. Многие картины, на которых они изображены, проникнуты ощущением суровой нежности. Для данной работы позировали сыновья художника Саша и Юра. Мальчики, с одно стороны, очень похожи, но Серов смог передать их отличия в позе, жестах. Ему хотелось уловить тот момент, когда ребёнок погружается в мир своих мыслей и спокойно созерцает то, что происходит вокруг.
5. «Портрет Мики Морозова» (1901)
На этот раз на картине изображён пятилетний сын мецената Саввы Морозова Михаил. Микой его называли домочадцы. В отличие от своей сестры Веры, мальчик был очень подвижным, что видно даже в его позе на полотне. Художник стремился передать эту динамичность и беззаботность детства.
6. «Пётр I»(1907)
Серов проявлял особый интерес к исторической теме. Известный книгоиздатель И.Н. Кнебель заказал эту картину для репродукции в школьном наборе картин по русской истории. Безусловно, каждый художник имеет своё видение исторической личности, что отражается в его работах. Серов решил изобразить реформатора, уверенной походкой шагающего навстречу суровому ветру. За ним плетётся его свита. Одной из главных идей картины была ностальгия по сильному правителю.
7. «Похищение Европы»(1910)
Безусловно, речь идёт не о краже материка. Европа была дочерью финикийского царя, в которую влюбился Зевс. Под видом быка он выкрал красавицу и увёз на остров Крит, где она благополучно родила ему трёх сыновей.
Идея написания картины родилась в голове художника во время поездки на этот замечательный греческий остров, где археологи изучали найденные остатки Кносского дворца. Серов создал шесть вариантов этой работы.
www.nsk.kp.ru