Картины Батального Жанра Русских Художников. Картина батальный жанр


Батальный жанр, Бидермейер, Болонская школа

Батальный жанр в изобразительном искусстве

Название батальный произошло от французского bataille, что означает сражение. Батальный жанр – это направление изобразительного искусства, которое посвящено темам войны, сражениям, военной жизни и армии. В основном темой батальных картин становятся сцены боёв, схваток на суше. Художник стремится передать ужас войны, героику главных персонажей и историческое значение данной битвы. Сцены военной и армейской жизни вне битвы часто переплетаются с бытовым жанром. Изображения битв и войн известны человечеству с незапамятных времён. Батальные сцены есть в искусстве древнего востока и даже в наскальных рисунках. Подобные сцены встречаются везде: на древнегреческих вазах, на древнеримских триумфальных арках и даже на иконах. Война всегда имела большое значение для человека, поэтому батальный стиль живописи крайне востребован и по сей день. В России становление батального искусства произошло в XVIII в, с приходом к власти Петра I и его прославления военного искусства. Русский батальный жанр всегда сопровождается духом патриотизма, преклонением перед мужеством русских солдат. Особый всплеск батального жанра был во время и после Великой Отечественной Войны.

Специальное предложение от компании Черметком. Для промышленных предприятий оцинковка в рулонах. Широкий ассортимент по низким ценам оптом и в розницу. Сетки, уголки, профнастил, трубы и многое другое.

 

Бидермейер. Живопись бидермейера

Бидермейер, от немецкого Biedermeer, Biedermaier. Это направление в искусстве развивалось в основном в Германии и Австрии. Бидермейер – это некая переработка форм Ампира. В Ампир добавился романтизм и интимность. Для бидермейера характерны маленькие форматы, небольшие размеры холстов, интерес к бытовому жанру, любовь к частям и деталям. Типичными мастерами бидермейера являлись: М. фон Швинд и Ф. Г. Вальдмюлдер, датчане К.В. Эккерсберга и К. Кёбке, жанровые портреты Г.Ф. Керстинга, бытовые идиллические сцены в перспективе Л. Рихтера, моменты из жизни К Шпицвега, интимные жанровые картины И. П. Хазенклевера, зарисовки уличных сцен Ф. Крюгера.

 

Болонская школа живописи

Болонская школа живописи является одной из школ итальянской живописи. Получила большое развитие в XIV веке во время формирования барокко и считается одним из его направлений. Болонская школа выделялась экспрессивностью образов. Художники Болонской школы – это Карраччи, Г. Рени, Гверчино, Доменикино. В своём творчестве они опирались на наследие мастеров Высокого Возрождения и использовали в своих произведениях мифологические и религиозные темы, а также яркие композиции, декоративные росписи.

 

Профессиональные строители выполнят для вас ремонт квартиры любой сложности и планировки. Заходите на сайт Design Interiors что бы ознакомиться со всеми услугами компании. Использование новых технологий плюс качество и короткие сроки выполнения работы гарантируются.

art-assorty.ru

Реферат Батальная живопись

Опубликовать скачать

Реферат на тему:

Битва на реке Воже. Вторая половина XVI века.

Бата́льный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

История развития жанра

Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).

К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва». Франц Рубо. 1912 год

Известные художники-баталисты

Художники-баталисты — это художники, посвятившие свою жизнь созданию произведений в батальном жанре, или те, в творчестве которых он преобладал.

  • Зауервейд, Александр Иванович (1782—1844) — русский живописец.
  • Гесс, Петер фон (1792—1871) — немецкий живописец и график.
  • Ладюрнер, Адольф Игнатьевич (1798—1855) — русский живописец, профессор Академии художеств.
  • Йебенс, Адольф (1819—1888) — немецкий живописец.
  • Коссак, Юлиуш (1824—1899) — польский график.
  • Невиль, Альфонс (1836—1885) — французский живописец.
  • Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич (1837—1898) — русский живописец.
  • Верещагин, Василий Васильевич (1842—1904) — русский живописец.
  • Каразин, Николай Николаевич (1842—1908) — русский живописец, иллюстратор и писатель.
  • Рубо, Франц Алексеевич (1856—1928) — русский живописец-панорамист.
  • Коссак, Войцех (1857—1942) — польский живописец.
  • Самокиш, Николай Семёнович (1860—1944) — русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Зоммер, Рихард-Карл Карлович (1866—1939) — русский живописец и график.
  • Владимиров, Иван Алексеевич (1870—1947) — русский живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Авилов, Михаил Иванович (1881—1954) — русский живописец и график, народный художник РСФСР.
  • Греков, Митрофан Борисович (1882—1934) — русский живописец, основатель студии батальной живописи.
  • Френц, Рудольф Рудольфович (1888—1956) — русский живописец, график и педагог, руководитель батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Репина (1934—1956).
  • Соколов, Анатолий Александрович (1891—1971) — русский живописец.
  • Мальцев, Пётр Тарасович (1907—1993) — русский живописец, народный художник СССР.
  • Кривоногов, Пётр Александрович (1911—1967) — русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Петров, Иван Семёнович (художник) (1924—1990) — художник, график, заслуженный художник Украинской ССР.
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 10.07.11 02:23:06Похожие рефераты: Живопись, Живопись У-син, Живопись моголов, Натурализм (живопись), Картон (живопись), Фресковая живопись, Настенная живопись, Старонидерландская живопись, Танка (живопись).

Категории: Жанры живописи, Художники-баталисты.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

wreferat.baza-referat.ru

Картины Батального Жанра Русских Художников

Цель: РАССМОТРЕТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ БАТАЛЬНОГО ЖАНРА ЧЕТЫРЕХ ВЕКОВ, ОБРАТИВ ВНИМАНИЕ НА НЕСУЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРОЕ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В КАРТИНАХ.

Научно-практическая Батальный жанр в картинах русских художников на протяжение 4-х веков

– Хороший ответ, молодой человек. Каждому сражению должна соответствовать только одна картина. Картины батального жанра многообразны, как и сама жизнь. В сов. искусство и труд» — М. : Просвещение, 1986.

В рус. до н. э. Что главное в сражении – отчаянное сопротивление отдельных полков численно превосходящему противнику или же решительное победоносное наступление главных сил. Реализм – это правдивое отражение объективной действительности. Библиография БедаГ. В. И. Авилов, А. П. Бубнов, И. С. Глазунов, С. Н. Присекин), Отечественной войне 1812 года (Н.

Одним из выдающихся мастеров батальной картины был Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович. Русское батальная живопись появилась в начале XVIII века. Живопись: Учеб. Матейко). — Ставрополь: Кавказский край, 2003. в рус.

– ему назвали князя Репнина. – Вы командир Кавалергардского полка императора Александра. — 336с. Рапп был сброшен с коня и отбивался обломком сабли. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания народа. И. Угрюмов) изображают подвиги героев (А. фон Менцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером.

— М. : «ОЛМА-ПРЕСС», 2011. картина «Последствия войны», ок. Боголюбов. музей, Лондон). Батальный сюжет раскрывается как историческое событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634-35 годы) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 год обе – в Прадо). 1637–38, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в иск-ве барокко (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции).

претворился в графике периода Гражд. В 17-18 веках в рамках батального жанра трактуются библейские и мифологические сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, около 1625 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург и др. ). Батальное искусство – не только область видения. Ф. Зубов) и мозаики (М. Так, герои картины «Вот он – Наполеон.

обе– в Риме). Гагарина и М. Ю. Также, батальные сцены содержат и другие работы художника, такие как «Нападают врасплох», «Смертельно раненый», «Перед атакой. Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. В «Битве под Лейпцигом» на переднем плане изображён штаб командования русской армии, а на втором плане союзные войска наступают на Лейпциг. отображения исп.

картины сражений – батальная живопись купить картины соцреализм

С батальным жанром связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902-04 годы, Севастополь «Бородино», 1911 год, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода. «Жандарм Европы», подавивший Польское восстание и революцию в Венгрии, а также преследовавший за инакомыслие (можно вспомнить хотя бы А. С.

ВВЕДЕНИЕ Кто, хоть однажды видел картину В. В. История России: учеб. связано появление панорам и диорам: работы Ф. А.

мозаичная копия 2в. картины А. Гро и Ж. Л. Горцы и Шотландские Серые приветствовали друг друга криком: Вперед, Шотландия. Так, «Сражение при Кульме» обозначено сдачей в плен французского генерала Вандама вместе с его штабом.

В основном к ней обращались малоизвестные русские художники. – С удовольствием отдаю ее вам. представлен в европ. – Похвала великого полководца есть лучшая награда солдату. Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX—XX вв. Рельефы на древнеримских триумфальных арках – завоевательные походы и победы императоров. колонна Траяна, нач.

Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. В искусстве России батальный жанр появляется в средневековой книжной миниатюре иконописи. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. Сост. Шакинько, А. Хомутинников, молодые современные художники. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. И. Иванов).

Особое значение для развития сов. Тем не менее, уроков хватило Виллевальде для того, чтобы поступить в Академию художеств. Батальная тематика обнаруживается на древнегреческих керамических изделиях барельефы святынь, триумфальных арок изображают победителей и побежденных, а также реальных и мифических героев, способствующих окончательному результату на поле битвы. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии.

Эта картина – призыв уберечь уникальность, неповторимость каждой человеческой жизни. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Ч. 2. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882).

В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. образца 4–3вв. интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810–20).

искусстве Б. ж. Зауервейд, Б. П. Особенно впечатляет полотно Побежденные.

Зародился русский патриотический батальный жанр еще в XVIII веке. Романтич. Угрюмов) изображают подвиги героев (А. И. – Князь Репнин.

Батальная живопись русских художников

Более 70 панорам и диорам создано её художниками, начиная от первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из 6 диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. пособие. Героич.

В списке баталистов четырех веков есть известные и не очень известные художники. Острое трагич. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. преподаётся в двух классах– батальном и историческом.

Картины живописи – батальный жанр

1-й пол. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. В ср. -век.

Генерал хотел сдаться. Груда черепов – почти правильной формы «пирамида ужаса». иск-ве сыграли обличительные произведения В. В. 15в. Это картины «Куликовская битва», мозаика мастерской М. В.

изображение Отеч. Один из гл. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других.

зап. -европ. Специфич. сопротивление испанцев франц. Особое значение для развития советского батального жанра имеет творчество М. Б. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934 год, ГТГ).

Объединяет их одно – смерть человека. Сегодня то тут, то там пылают факелы сражений. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Почему же картина относится к батальному жанру. Рапп приказывает подвести пленных офицеров к Наполеону. Развитие реализма во 2-й пол.

процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье). Зубов) и мозаики (М. В. Найти как можно больше сведений о живописи военных времен. В 18в. живописцев (Д. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты играющие в карты или кости, – аллегория превратностей судьбы).

К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». художников П. Хесса, А. Адама и Ф. Крюгера. Советский художник, баталист, педагог, руководитель мастерской, которая занималась батальной живописью – ЛИЖСА имени И. Е. Репина.

— 192с., ил. По словам одного из них – Н. С. Даже иконопись не обошла своим вниманием военные сражения. Детский плутарх: История России от Рюрика до 1917 года.

А что это за молодой человек с вами. Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Грекова серии фронтовых зарисовок и графич.

Картины русских художников - веков (2010) (650 работ) (1 часть)

Победитель выше побеждённого, вся его фигура выражает снисхождение, он успокаивающе похлопывает по плечу своего противника, он почтительно уважителен. 2109 «Черчение изобраз. ГеоргиеваН. Г., ГеоргиевВ. А. храмах и гробницах изображались фараон-полководец, осады городов, шествия пленных и т. д. для учащихся / М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др.

В центре полотна на скачущей лошади – император Александр I. За ним слева – его свита. Авилов, А. П. Говорил с сильным немецким акцентом и не совсем правильно по-русски». Под Плевной» и туркестанская серия. и драгуны устремились на дивизию Марконье.

И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. В советский период батальный жанр претворился в графике периода Гражданской войны 1918-1922 годов (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. В основе их деятельности – метод реализма. Вот картина члена этой студии. Именно вот таким образом и обратился Б. М. Нужно самому. То есть батальный жанр посвящён военной тематике. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.

В др. -греч. Лошади на этой картине как бы подчёркивают особенности своих хозяев: спокойная скромная лошадь принадлежит побеждённому, а грациозная игривая лошадь Спинолы – под стать победителю. Сурикова, И. М. Молодость не мешает быть храбрым. Николаевская шинель с большой пелериной серого цвета, а зимой такая же шинель на меху. 2в.

Страницы в категории «Батальные картины»

баталисты привлекаются в Россию для прославленияпобед ПетраI («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж и др. ). Батальный сюжет раскрывается как историч. фонМенцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США).

Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. разновидность Б. ж. Тут их и встретили гвардейцы. На противоположном берегу, на холме, стоит Наполеон, окруженный многочисленной свитой. террора в картине «Триумф смерти» (1562–63, Прадо).

  1. Варварская галерея / Батальная живопись
  2. Архив рубрики: батальная живопись
  3. СТАРИННЫЕ КАРТИНЫ Батальная живопись
  4. Защитники отечества Баталист Александр Аверьянов
  5. Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

истории– в творчестве Э. Мане. Батальному искусству (батальная живопись) дано чудесное свойство – воскрешать прошлое, воссоздавать будущее. Других частей з этот момент поблизости не было. для студентов пед. 4. Исследовать особенности картин батального жанра в творчестве художников XVIII – XXI вв.

ин-тов по спец. буквально растерзанные: кто без кивера, кто в разорванном мундире и с окровавленными лицами и руками но на лице у каждого можно было прочесть, что он честно выполнил свой долг присяги. С батальным жанром связаны антивоенные по сути произведения П. Пикассо («Герника», 1937 год, Центр искусств королевы Софии, Мадрид) и С. Дали («Предчувствие гражданской войны», 1936 год, Музей искусств, Филадельфия). темой Б. ж. Бытовой элемент привнёс вБ. ж.

  • Грамота за использование ИКТ в работе педагога
  • Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне
  • Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом Инфоурок
  • Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта Инфоурок
  • Словари и энциклопедии на Академике

В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Этюды об изобразительном искусстве: Кн. Бой изображен в ночное время.

– Я командовал эскадроном Кавалергардского полка. Событиям войны посвящены работы Кукрыниксов, А. А. Битва длилась 15 часов. Санкт-Петербург (1762-1764)Полтавская битва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Союзные войска разгромили армию Наполеона. (Уланы вооружены пиками). В этой схватке погиб и генерал Уильям Понсонби. Война – это всегда смерть и опустошение. войны 1812– в рельефах Ф. П. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму.

  • Картины художника Александра Аверьянова

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. К вечеру гусары выдвигаются вперед, прикрывают отступление егерей и, спешившись под градом пуль, собирают раненных и убитых. Для остальных офицеров император выбрал необычный способ награждения. Одно из первых полотен Куликовская битва (1720-е годы) приписывается И. Никитину.

привлекала возможность изобразить большие массылюдей («Битва при Заре», ок. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634—1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. — 320с. П. П. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений батального жанра («Битва греков с амазонками», около 1618 года, Старая пинакотека, Мюнхен аллегорическая картина «Последствия войны», около 1637-38 годов, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в искусстве барокко (С.

19в. : патетич. Прянишникова, А. Д. СарабьяновД. Б. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. В Б. ж. Формирование батального жанра началось в XVI веке.

Конечно, картины на эту тему не могут претендовать на то особое значение, какое имела, например, панорама «Бородинская битва» Рубо. «Полтавская баталия». Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. духе трактовались историч. Самые ранние изображения сражений– в наскальных росписях эпохи неолита.

Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. — М. : Мир энциклопедий Аванта, Астрель, 2008. Однако формирование батального жанра относится к XV—XVI вв. «Так вот он – Наполеон ишь тоже ведь человеком смотрит» – полная фраза одного из героев картины. полководцев на фоне битвы («КарлV в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548, Прадо, Мадрид) Тинторетто в Б. ж.

Стасов. Это Никитин И. Н., Верещагин, А. А. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене.

Это картина-аллегория, картина-протест против войн. Дейнека Л. И. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. 1618, Старая пинакотека, Мюнхен аллегорич.

Айвазовский и А. П. Архитектура изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII—XX веков /ред. АХ Б. ж.

привело к усилению жанровых мотивов в Б. ж. Но он старается принять случившееся с достоинством. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Картины о войне – это судьба одного человека и всего человечества.

. В истории каждого полка есть сражение, которое стало его звездным часом. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом. Штурм Геок-Тепе». Художники баталисты глубоко осознавали свою великую гражданственность. 1625, Эрмитаж, С. -Петербург и др. ).

Один из главных мастеров французского романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830 год, Лувр, Париж), в позднеромантичной живописи батальный жанр сближается с историзмом (Я. В него вошла и батальная живопись. Боевые Башкиры внушали ужас европейцам одним своим видом. В др. -егип. Д. Вазари так писал об этой картине: «. звучание Б. ж. Художниками студии имени Грекова созданы шедевры монументально-исторического жанра, знаковые для истории произведения, а также амбиционные зарубежные проекты – панорама «Плевенская эпопея 1877 года» в Болгарии, живописное оформление Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле и др.

миниатюре. (А. Давида, посвящённые Наполеону романтич. Ваше имя.

В 17–18вв. Великая Отечественная война 1941 – горе сблизило все народы, которые проживали в России. Верещагина написанную еще в 1872 году, «Апофеоз войны», наверняка, запомнит ее на всю жизнь. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. И если здесь еще упомянуть часто нелепые требования заказчиков, то станет ясным, что возможностей для самостоятельного творчества, внесения в картину каких-либо художественных эпизодов – у баталистов просто не оставалось. 1940-хгг. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О.

В 18 веке западноевропейские баталисты привлекаются в Россию для прославления побед Петра I («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж и др. ). Б. ж. Именно ему принадлежит самая известная картина в батальном жанре — «Апофеоз войны».

Пушкина, М. Ю. создают идеальные героич. (На страже мирного труда (1978) вступительная статья Ю. И. – Это сын генерала Сухтелена. — 496с. ил.

получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632–33). На вопрос Наполеона: Кто старший. Сцены военного быта у фламандских живописцев (Д. Внимание уделял деталям быта, обстановке.

Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». И в 1879 и 1880 гг. В живописи итал. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. В ней его учителями были Великий Карл Брюллов и А. И.

БутромеевВ. П. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова».

Исторические художники создают портреты полководцев (Г. Сражение под Лейпцигом 1813 года – одно из самых крупнейших в 19 веке. Пахомов, Л. В. художники создают портреты полководцев (Г. И.

Ульянов). Георгия. – Он слишком молодым вздумал тягаться с нами. традиции– работы М. Н. Лермонтова на темы кавказской войны.

Присекин), Отеч. » с любопытством разглядывают бюсты Наполеона, того самого, с армией которого они бьются не на жизнь, а на смерть и которого никогда не видели в жизни. развивается с сер.

На голове черный цилиндр. Фаттори в Италии, У. Хомер в США). Для Виллевальде, несомненно, героями были рядовые русские кавалеристы, а не император. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). Наиболее значителен вклад мастеров Студии военных художников имени М. Б. фон Штук, М. Клингер, А. Кубин, О. Дикс).

Верещагина. Все офицеры (21 человек) получили желаемое, а 24 казака – знаки отличия Военного ордена. войны 1918–1922 (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. — М. : ТК Велби, 2010.

Здесь они были контратакованы и полностью разгромлены уланами полковника Бро (4-й легкоконный). По воспоминаниям очевидца-англичанина, Опрокинув французскую пехоту, бригада утратила почти всяческий порядок: словно в припадке безумия, она помчалась к французским позициям, не обращая внимания на все усилия офицеров остановить ее и начала рубить саблями артиллеристов и колоть штыками лошадей вражеской батареи. трактуются библейские и мифологич.

Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. Он был выбит из седла унтер-офицером 4-го легко-конного полка Юрбаном. 19– нач. К документальной точности тяготеют А. И. Сцены воен.

Холст, масло, 127 х 197 см. Главная задача Наполеона – в одном генеральном сражении уничтожить русскую армию – не была выполнена. 1080), скульптуре погребальных сооружений Китая, япон. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. По сути, художник осуждает кровавые и захватнические войны, на которых ему приходилось бывать. (Т. 7. ) Искусство. На них изображены не только эпизоды сражений в различных условиях (морские, воздушные), но и бытовые сцены, солдаты на отдыхе после боя, где выражена обыденность человеческого состояния в стрессовой ситуации и изображения, где воспета мужественность и доблесть героев той поры.

В батальном жанре работали мастера гравюры (А. Виллевальде, А. Е. «Это всё тот же народ, тольконосящий мундир и ружьё» – писал В. В. пособие. Энциклопедия для детей. война стала гл.

Войны Древнего Востока запечатлены в многочисленных рельефах и росписях. сближается с историзмом (Я. Матейко). 1884 «Герника» П. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид). К батальному жанру относятся также произведения изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах).

Здесь, на Бородинском поле, был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. На огромном живописном полотне (длина – 115, высота – 15 метров) художник запечатлел самый тяжелый момент сражения – в 12 часов 30 минут дня, 7 сентября 1812 года. В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Данный термин произошел из французского языка (bataille) и в переводе на русский означает «битва». в рамках Б. ж.

книжной миниатюре и ковроткачестве (т. н. Чтить память прошлых, пережитых трагедий.

А чем же отличается творчество советских баталистов от искусства прошлых лет. Батальная живопись так или иначе присутствовала с древнейших времен: известна наскальная живопись, когда люди оставляли потомкам «напоминание» о том, куда и как идти в завоевательных целях. имеет творчество М. Б. Батальный жанр процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье).

дон. э., Нац. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. и 2-й пол.

Вне академич. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830, Лувр, Париж), в позднеромантич. с эллинистич. Греков (1882-1934) к командованию с просьбой содействовать ему в сборе и изучении материалов о гражданской войне. 80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами. Толстого. Ковалевский, в реалистич.

— 656с. : ил. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты играющие в карты или кости, – аллегория превратностей судьбы). Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец.

Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. Мягкий юмор художника сменяется горечью тяжелой утраты в картине «Сегодня ты, а завтра я. Кульм, 1813 год». В иск-ве России Б. ж.

Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). быта у флам. 20в.

Или, быть может, самыми важными в сражении были совсем иные эпизоды. Острое трагическое звучание батальный жанр получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632-33 годы). образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-егг. ), в т. ч. Французское слово «bataille» (читается: батай) означает «битва».

Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского сДарием» (1529, Старая пинакотека, Мюнхен) сражениепоказано на фоне космич. В полотнах Грекова ясно ощутимы и тревожная боевая лирика (Ночная раздевалка) и горечь разочарования (Пленные декинийцы) всесторонне раскрыт суровый фронтовой быт (Отряд Буденного в 1918 году) выявлена жестокая горечь кровопролитных сеч (Битва за Ростов. ) многотрудность каждодневного солдатского подвига (Чертов мост) увековечена радость победителей (знаменосец и трубач). С военной точки зрения осада Бреды была бесполезной, но с точки зрения политики имела большой эффект. Героическое сопротивление испанцев французской интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-20 годы).

– смело ответил Сухтелен. живописи иран. – Ваш полк честно исполнил долг свой. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары».

Потери полка в тот день составили 56 человек, в том числе 4 офицера. образы Т. Жерико, О. Верне, поляка П. Михаловского, нем. мастеров франц. У гвардейских казаков это была Битва народов у Лейпцига. сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, ок.

Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела. версию историч. У человека заложено нечто, что заставляет его уважать в искусстве все человеческое. Наполеоновские войны питали Б. ж. темы у В. И. Богородского, В. Н. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв.

циклы создали Н. И. 20в. — 192с. Своеобразное звучание Б. ж.

Дормидонтов, А. Ф. («Битва греков с амазонками», ок. Иванов).

появляется в ср. -век. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. 2 февраля 1943 года». — М. : Изд-во МГУ, 2011.

С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в Государственном Эрмитаже). Грекова («Трубачи Первой конной», 1934, ГТГ). Редактор В. Поляков. Ломоносова «Полтавская битва» и др.

Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. до н. э., Брит. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». возрождается интерес к историко-батальным темам: Куликовской битве (М. И. в творчестве П. Уччелло и Пьеро делла Франчески. музей, Неаполь).

Зауервейд – основатель русской школы батальной живописи.

персонажей (амазономахия, кентавромахия, титаномахия), героев и реальных полководцев (см. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». Казалось, что его мастерство изящного колориста, композиционное чутье были врожденными.

Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Мастера Высокого Возрождения в батальном жанре создают идеальные героические образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-е годы), в том числе полководцев на фоне битвы («Карл V в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548 год, Прадо, Мадрид) Тинторетто в батальном жанре привлекала возможность изобразить большие массы людей («Битва при Заре», около 1585 года, Дворец дожей, Венеция). Известно, что в Европе башкир и казаков называли «северными варварами». Гусары везде выказывают удивительную храбрость. Амброзио Спинола использовав паузу в войне, осадил крепость. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839–43, ГТГ), морских баталий– И. К. Ломоносов).

Историч. Большую роль в развитии Б. ж. участвовать в атаках, штурмах, победах, говорил еще Верещагин. П. П.

Познавательный журнал для девочек и мальчиков. войне 1812 (Н. П. Он служит корнетом у меня в эскадроне. Комбинированная атака», «М. Баталист и писатель.

СБ. ж. П. Ульянов). 1585, Дворец дожей, Венеция).

Окруженный отображениями своего существа, он выглядит величественней и благородней. Детская энциклопедия, 11-2006. Великая Отеч. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учеб. Королевский драгунский полк привел в беспорядок бригаду Буржуа ирландские драгуны обрушились на колонну Донзело.

иск-ве с сер. Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. Идет вторая яростная атака на деревню Семеновскую, после ожесточенных боев заняты знаменитые Семеновские (Багратионовы) флеши и отбита очередная атака на Курганную высоту. ПушкаревС. Г.

описания батальных картин у Плиния Старшего «Битва Александра с Дарием», рим. Сойфертис. Мастера Высокого Возрождения в Б. ж. период Б. ж.

рельефах и росписях. Войны Древнего Востока запечатлены в многочисл. ЗАДАЧИ: 1.

Б. ж. Вне академической традиции – работы М. Н. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Орловского, произведения Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова на темы кавказской войны. Во всех этих картинах, конечно, присутствует Александр I, как того требовал заказчик. За ним устремились еще человек десять устроив таким образом живой мост. В разгар сражения Наполеон бросает ударные силы на прорыв центра позиции союзников.

С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, Государственный Эрмитаж). Русские солдаты сражались, не щадя своей жизни. Франко-прусская война 1870–71 получила реалистич.

живописи Б. ж. БАТАЛЬНЫЕ КАРТИНЫ. Ведь изображения военачальников, военных походов, сражений известны давным-давно. Зауервейд тяготел больше к рисунку.

— 416с. В XVIII— начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810—1820). 3. Осмыслить эстетические аспекты батального жанра художников, которые оставили яркий отпечаток в истории четырех веков (XIII – XXI вв). Б. ж. – спросил Наполеон. При первом взгляде на картину нас охватывает чувство радостного волнения как от праздничного зрелища – блестящего фейерверка. Лермонтова, Т. Г.

графике инд. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. На полотне изображена пирамида из человеческих черепов. Орловского, произведения Г. Г.

Однако дальше произошла катастрофа. В конце 19 – начале 20 веков тема войны получила мистико-символическую трактовку (Ф. В. Ломоносов). П. О. иск-ве воспевается воинская доблесть мифологич.

Вся коллекция состоит из 121 нумера. Студия военных художников им. 2. работали мастерагравюры (А. Ф. отображение в картинах Э. Детая и А. Нёвиля события мекс. Всё уничтожено, остались одни вороны, но и им уже нечем поживиться здесь. книжной миниатюре иконописи. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др. ).

Но этому моменту предшествовала многомесячная осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. Своеобразное звучание батальный жанр получил в искусстве Северного Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 год, Старая пинакотека, Мюнхен) сражение показано на фоне космического пейзажа П. Брейгель Старший использовал батальный жанр для аллегорического отображения испанского террора в картине «Триумф смерти» (1562-63 годы, Прадо). создал К. П. для аллегорич. Подобные сюжеты культивируются и в иск-ве Междуречья («Битва на верблюдах», рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, сер. Романтичную версию исторического батального жанра создал К. П. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839-43 годы, ГТГ), морских баталий – И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов.

Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634–35) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 обе– в Прадо). М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов). 20вв. Дейнеки, Г. Г.

Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. 7в. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». ИСТОКИ РУССКОГО БАТАЛЬНОГО ЖАНРА И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Батальный жанр – это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Шли казаки с песнями. Рубо («Оборона Севастополя», 1902–04, Севастополь «Бородино», 1911, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода.

Возрождения Б. ж. За границей художник пробыл недолго – всего два года, но успел написать там прекрасную картину – «Охотники на привале». В ходе битвы при Ватерлоо генерал Аксбридж, командовавший британской кавалерией, приказал бригаде драгун генерала Понсонби (полки: Королевский, Иннискилингский и Шотландские Серые) атаковать французские колонны дЭрлона. Глазунов, С. Н. Шотландские Серые прибыли к батальонам Пэка, которые расступились, пропуская кавалерию. Кившенко. Но русская гвардейская пехота успела перебраться через ручей и была спасена. Эти картины ныне украшают один из залов Эрмитажа и значатся как произведения Виллевальде.

Видимое нас ведет в область размышлений. Самые ранние изображения сражений – в наскальных росписях эпохи неолита. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Герои баталистов – солдаты, простые люди. — М. : Просвещение, 2003.

Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. С основанием петерб. Крахмальный воротник рубахи повязан черным атласным широким галстуком и штаны, как носили при Наполеоне III, со штрипками. Яковлева и др. Нисского, Я. Д.

Ромаса, Ф. С. Бубнов, И. С. Обзор русской истории. В батальном жанре 2-й половины 20 века преобладала историческая и антивоенная тематика.

Коцебу аллегорич. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. Оно ещё имет другое название – «битва народов», поскольку в нем участвовало около полумиллиона человек, представителей европейских (и не очень европейских) стран. пейзажа П. Брейгель Старший использовал Б. ж.

получил в иск-ве Сев. Но несколько шотландских драгун повернули коней, чтобы освободить своего командира. коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян, Н. Масалин и др. в иск-ве Древнего Рима– батальные рельефы триумфальных арок и колонн (арка Тита, 81 н. э. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений Б. ж.

aquareller.com

Батально-исторический жанр. Истоки и развитие.

Исторический жанр является одним из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращаясь к прошлому, исторический жанр включает в себя, также, изображения событий, историческое значение которых признано современниками. Исторический жанр тесно связан с другими изобразительными жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображение героев прошлого, групповые портретные композиции), пейзажем («исторический пейзаж») и особенно интересно исторический жанр соприкасается с батальным жанром, где раскрывается значение различных военных событий.

Исторический жанр, каким мы его видим сейчас, формировался вместе с развитием науки истории (окончательно в XVIII-XIX вв.), но многие его характеристики сложились значительно раньше. Основы исторического жанра сложились в глубокой древности, когда воспоминания о реальных событиях соединялись с фольклорным вымыслом и легендами.

Самостоятельно жанр сложился в Европе в эпоху Возрождения. Далее этот вид искусства занимает лидирующее положение, как стиль, включающий в себя собственно исторические сюжеты, а также, религиозные и мифологические. Также, появился тип многофигурной исторической картины.

В России исторический жанр получил развитие в 1-й половине XVIII в. с появлением исторической науки, когда появилось светское искусство. Широкое распространение получила историко-бытовая картина, где была показана повседневная жизнь в точных деталях, реалистическое изображение жизни народа.

В конце XIX в. начинается расцвет русского исторического стиля. Это и мелодраматические картины, вызывавшие эмоции, и изображения древнерусского быта, и античные сцены. Этому способствовал широкий интерес художников к отечественной истории, к её  противоречиям и кризисам, к судьбам крупнейших исторических деятелей и народных масс в целом.

Стремление показать важный момент битвы, передать пафос, героику войны, раскрыть исторический смысл военных событий, все это объединяет исторический и батальный жанры.

Батальный жанр (от франц. bataille – битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни, главная составляющая часть исторического жанра. Основное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого.

Художники-баталисты, изображая жизнь армии и флота, значительно раздвигают рамки батального жанра, дополняя его сценами военного быта (в походах, казармах, лагерях). В процессе развития батально – бытового жанра определились присущие ему возможности – от достоверной фиксации, увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, до раскрытия общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни, где бытовой жанр выступает, как один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни, современной художнику.

Начало формирования батального жанра, в русле исторического, относится к XVI-XVII вв., но внимательно приглядевшись, можно заметить невидимую нить, которая уводит нас в давние времена. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческой вазописи, фризах храмов и на рельефах  фронтонов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на тканях, коврах, гобеленах, в европейских и восточных книжных миниатюрах, (что стало прообразом книжной иллюстрации, той которую мы знаем сегодня). Многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, индийских росписях, японской живописи. В эпоху Возрождения появляются первые опыты реалистичного изображения баталий. Позже формируется тип композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы или батальной картины с эффектным, но равнодушным, изображением кавалерийских стычек и эпизодов военного быта.

В России настоящие батальные полотна впервые появились во времена Петра I, после славных побед императора и его соратников. Русская военная живопись шла от условных композиций с полководцем в центре, к документальной точности общей картины боя и деталей, но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К.П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» создать героическую эпопею. Вне академической традиции жанра стояли лубки И.И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812 г.

К усилению пейзажных, жанровых, иногда даже психологических начал в батальном жанре, привело развитие реализма во 2-й половине XIX-начале ХХ вв.

Помимо военных действий, стало уделяться внимание быту рядовых. Появляется батально-бытовая живопись (К.Н. Филиппов, П.О. Ковалевский, В.Д. Поленов), отразившая тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата. Особенно сильно и всесторонне показал суровые будни войны В.В. Верещагин, отобразив бездушную жестокость завоевателей и запечатлев мужество и страдания народов. Верещагин решительно ломал традиционные схемы батально-исторического стиля  в своих картинах.

В России параллельно с развитием пейзажного и жанрового художества, также, расцветает искусство морской батальной картины (И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов).

Особое, не менее интересное, развитие военная картина получила в создании диорам и панорам, посвящённых войне. Как вид искусства они стоят особняком среди не только батального жанра, но и вообще как отдельный раздел изобразительного искусства. Этот вид военной картины достиг наивысшего развития в советские времена. Реализм передвижников повлиял на классический батальный жанр, особенно можно выделить творчество Ф.А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-1904 г.; «Бородинская битва», 1911 г.) к широте и точности показа военных действий.

Панорама (от греч.–вид, зрелище), одна из разновидностей пространственных искусств. В панораме лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрического подрамника, сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др.). Панорамы рассчитаны на искусственное освещение и размещается обычно в специальном здании с круглым залом и рассматривается с площадки, расположенной в его центре. Так как панорама создаёт иллюзию реального пространства, окружающего зрителя в полном круге горизонта, их применяют главным образом для изображения событий, охватывающих значительную территорию и большое число участников. Первая панорама была создана в Эдинбурге в конце 18 в. ирландским живописцем Р. Баркером. В России наиболее значительные панорамы созданы живописцем Ф.А. Рубо. Для современного батального жанра характерно стремление дать исторически верную картину военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы военной истории Родины, психологические и конкретные образы полководцев, офицеров, рядовых воинов. Диорама (от греч. diá – через, сквозь и hórama – вид, зрелище). В современном словоупотреблении вид живописи, в котором лентообразная картина, вертикально натянутая по внутренней поверхности полукруглого в плане подрамника, сочетается с расположенным перед ней «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др.). Диорама рассчитана на искусственное освещение; крупные диорамы расположены в специально построенных зданиях. Изображение батальных сцен в диорамах, как и в панорамах, достигает большой иллюзорности. Первая диорама создана Л. Ж. Дагером в 1822 г. в Париже. Из советских диорам, как наиболее значимые, можно выделить «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» (худ. П.Т. Мальцев, Г.И. Марченко и Н.С. Присекин), «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году» (1970 г. худ. М.И. Самсонов) и другие.

Такие мастера как Н.Г. Котов, Н. Присекин, Н.Я. Бут, Н.К. Соломин и др. внесли огромный вклад в становление и развитие  панорамной и диорамной живописи. В современной России, к сожалению, сейчас этот вид искусства переживает период спада! Уходят из жизни мастера – профессионалы, которые знают все тонкости создания панорамы как объекта, включающие в себя не только написание огромного полотна, но и создания архитектурной конструкции, предметного плана и обеспечения сохранности произведения! Панорамная живопись ввиду своих размеров, является не только самым большим и дорогостоящим трудом художника, но и самым незащищённым! Много диорам и панорам погибло во время войн, региональных конфликтов или демонтировались ввиду смены политических веяний. Сам жанр подразумевает некий апогей мастерства художника, работающего в этом виде изобразительного искусства, так как требует от автора умения изображать не только саму битву, что, безусловно, является одной из самых сложных задач, а также знание истории, униформологии, различной военной техники, умения изображать природу и животных. Вот здесь именно батальный жанр соприкасается с анималистическим. (Анималистический жанр (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных.)

Как правило, у каждого баталиста есть «своя» любимая и приоритетная эпоха, в которой раскрывается талант, как художника, так и историка. Примером тому могут служить произведения таких известных мастеров века прошлого и нынешнего, как  А.И. Зауервейд, Ф.А. Рубо, В.В.Верещагин, Н.С. Самокиш, П. Гесс, Э. Детайль, М.Б. Греков, А.Ю. Аверьянов, и др.

Произведения русских мастеров исторического и батального жанра пропитаны особым духом патриотизма и преклонения перед мужеством и героизмом воинов, сынов своего Отечества. Эту традицию, сохранили и приумножили художники-баталисты века XXI-го. Имена Дмитрия Донского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона и др. всегда вдохновляли скульпторов и художников. Они и по сей день звучат набатом в сердцах всего русского народа! Современный художник-баталист несёт в себе не только бесценный груз знаний, накопленный мастерами прошлых столетий, он помогает изучать славное прошлое нашего государства, гордиться героизмом наших отцов и дедов, но также прививает молодому поколению чувство патриотизма и любовь к своей Отчизне!

Автор: Игорь Егоров

Литература:

  1. Садовень В.В. Русские художники баталисты ХVll-XlX веков – М.: 1955. – 132 с.
  2. Бродский В. Советская батальная живопись – М.: 1950. – 187 с.
  3. Петропавловский В. Искусство панорам и диорам –  Киев: 1965. – 92 с.
  4. Русская историческая живопись до октября 1917 года. [Альбом] – М.: 1962. – 86 с.
  5. Зименко В. Советская историческая живопись –  М.: 1970. –238 с.

battle-art.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта