Тициан, «Венера Урбинская». Тициан украл Венеру? Картина похищение венеры


Тициан, «Венера Урбинская». Тициан украл Венеру? | Культура

В 1538 году Тициан написал для Гвидобальдо II делла Ровере (герцога Урбинского) картину, которой дали имя по титулу заказчика.

Эту был подарок герцога молодой жене, которую звали Джулия Варано. Исторические факты на этом заканчиваются, дальше в различных источниках можно прочитать такое, что иначе как больным воображением это не назовёшь. Искусствоведы усматривают в ней (в картине) и мотив супружеской верности, и намёк на то, что жена должна удовлетворять мужа в постели, и что она должна рожать ему детей.

Что мы видим на картине? Поза красавицы несколько необычна: её голова как бы парит в воздухе, она не лежит на подушке. Вероятно, она только что проснулась и пытается поднять голову. Пухленькое тельце с едва развитой грудью, слегка увеличенный животик, рука, прикрывающая «милые тайны»… Воплощение соблазна! Очень может быть, что герцог хотел всегда видеть свою жену если не точно такой, то подобной. Это для неё должно было быть как мастер-модель. И тогда понятно, почему был сделан такой подарок.

Картина производит неизгладимое впечатление. Тёмный, почти чёрный, фон подчёркивает мастерство художника в изображении тела. Тёмно-коричневая занавеска делит поле зрения точно пополам и заканчивается там, где лежит левая рука.

Правее контраст несколько ослабевает: окно с закатным небом, тёмные шпалеры, коричневатый мозаичный пол. На втором дальнем плане белыми пятнами светят одежды служанок: одна стоит на коленях и роется в сундуке, вторая держит наготове платье.

Сейчас богиня встанет и начнёт одеваться — её ждёт вечерний приём гостей (или поездка в гости). Платье уже наготове, но ещё какую-то деталь туалета предстоит достать из сундука.

Из живых существ на полотне есть ещё собачка. Как она «пришла» в картину? Может быть, по привычке. Тициан не один раз её рисовал — и каждый раз в схожих позах.

Вот что новое — так это сундуки и платья. Вряд ли у Тициана была мысль их нарисовать, скорее всего — это прихоть заказчика. Как это истолковать? Как подсказку молодой жене, что надо быть бережливой, что всегда в запасе должно быть приличное одеяние?

(Из этой детали — сундуков — следует вывод: в те времена ещё не было вертикальных платяных шкафов, не было вешалок-плечиков, поэтому всё лежало стопкой, из которой на картине служанка достает подходящий наряд.)

Искусствоведы пишут, что «Венера Урбинская» сходна со «Спящей Венерой» Джорджоне. Весьма вероятно, что заказчик видел картину Джорджоне и указал на неё как на прототип. Сходство настолько велико, что Тициан вполне мог назвать своё произведение «Венера проснувшаяся» (не исключено, что Тициан не писал голое тело с натуры, а просто переписал, так сказать, телесную часть с картины Джорджоне и заменил только голову и правую руку).

Очередной вопрос, на который искусствоведы пытались дать ответ — с кого была написана Венера? Упоминают знатных дам — от самой жены герцога Джулии Варано до его матери. Есть предположение, что художник заменил голову спящей Венеры на голову своей дочери Лавинии. Сравнение лиц не дает стопроцентной уверенности в этом, но сходство однозначно улавливается.

Для зрителя в картине только один смысл: богиня любви просыпается…

P. S. Есть в этом полотне деталь, не освещённая исследователями, — служанка на коленях. Если принять во внимание, что всё в картинах несёт явный или тайный смысл, то естественно задать вопрос: зачем в произведении, изображающем богиню любви, надо было нарисовать такую совершенно неромантическую позу, которая достаточно сильно понижает градус «венеричности», сводит картину к жанровой живописи?

Какой-то секрет есть и в том, что платье — белое, оно притягивает взгляд. Линия, проходящая по белым рукавам стоящей женщины и по коленопреклоненной фигуре, приводит к месту, на котором лежит левая рука Венеры. Другая линия, не столь чётко выраженная, проходит от правого плеча до большого пальца левой ноги. Эти линии перекрещиваются в пальцах левой руки!

Что этим хотел сказать Тициан? Может быть, то, что сказал в своё время Александр Сергеевич Пушкин:

Я люблю в Венере грудь, Губки, ножку особливо, Но любовное огниво, Цель желанья моего… Что такое?.. Ничего!.. Ничего, иль очень мало…

Пожалуй, такая композиция подчёркивает само существо Венеры — плотская любовь, плотское желание, плодородие.

shkolazhizni.ru

Тициан · Галерея изображений · Энциклопедия античной мифологии

Тициан. Автопортрет

Тициан (Тициано Вечеллио; Tizianо Vecellio), 1476/77 или ок. 1487–1576 гг. · венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. В 1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы. Картина "Вознесение Богоматери" ("Ассунта"), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера.

Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия д'Эсте в Ферраре; несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе; в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Последние годы жизни Тициан провел в Венеции, исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий. Хотя в последние годы жизни силы Тициана стали угасать, он продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до самой смерти 27 августа 1576.

Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет XVI в. К 1510 Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне "Венера" (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе "Сельский концерт" (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Картина "Флора" (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине "Любовь земная и небесная" (Рим, галерея Боргезе).

В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ "Вознесение Богоматери" ("Ассунта") для церкви Санта Мария деи Фрари. Богоматерь возносится в небо, окруженная ангельским хором; ее фигура акцентирована простым сопоставлением трех основных цветов.

Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо д'Эсте: "Праздник Венеры", "Вакханалия" (обе в Прадо), "Вакх и Ариадна" (Лондон, Национальная галерея).

С 1519 по 1526 Тициан работал над "Алтарем семейства Пезаро" для церкви Санта Мария деи Фрари. В этой композиции изображение Мадонны на троне смещено относительно центра так, что в картине возникает нарастающее диагональное движение слева направо. Портреты Тициана, исполненные в течение 1520-х годов, выглядят более камерными. Обычно, как в "Мужском портрете" (Лондон, Национальная галерея), в них акцентируются черты личности модели.

В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Картина "Введение Марии во храм" (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе. Картину Тициана "Венера Урбинская" (1538, Уффици) можно сопоставить с "Венерой" Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Прекрасная женщина представлена величавой, исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. В "Портрете Франциска I" (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю, изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.

В 1540-е годы Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев. В парижской версии картины "Коронование терновым венцом" (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. На неоконченном "Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине "Даная" (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). "Конный портрет Карла V" (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.

К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название "позднего стиля Тициана". Для него характерны работа более жидкими красками и звучные, как бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре света. Метод наложения плотных слоев краски резкими, прерывистыми мазками, смешение которых обретает определенные формы только при взгляде с достаточного расстояния, обусловил интерес многих художников XIX-XX вв. к творчеству мастера. Воплощением этого позднего стиля является картина "Похищение Европы" (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. "Положение во гроб" (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены; фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Мюнхенская версия картины "Коронование терновым венцом" (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре; в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.

Последняя картина Тициана – "Оплакивание Христа" (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"

greekroman.ru

Мифологические сюжеты Питера Пауля Рубенса

             Аназонки -  В греческой мифологии - воинственное племя женщин, живших на берегах Меотиды (Азовского моря) или Малой Азии; они не вступали в брак, но, чтобы сохранить свой род, рожали от мужчин соседних племен. Потом мальчиков убивали или отдавали отцам, а девочек воспитывали сами, прежде всего учили их скакать на лошадях, метать копье. В пылу воинственности амазонки добирались и до Афин. В это время в Афинах правил Тесей., который ранее вместе с Гераклом сражался с амазонками, победил их и в награду себе взял в жены самую храбрую их них -  Антиопу (вариант Ипполиту).  И вот теперь амазонки разбили свой лагерь вблизи Афин. Тесей пытался разгромить армию воинственных всадниц, вместе с ним воевала и Антиопа, горячо любившая мужа; теперь воительницы, которыми она ранее повелевала, были ее врагами. В одном из боев копье вонзилось в грудь Антиопы. Тесей склонился над телом жены, обе армии прекратили бой. Вместе с объятыми горем афинянами амазонки похоронили молодую царицу, и, печальные вернулись к родным берегам далекой Меотиды.        Считалось, что амазонки происходят от греческого бога Ареса и Гармонии. Их имя происходит якобы от названия выжигать к девочек левую грудь для более удобного владения оружием. Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Амазонки участвовали во многих легендарных битвах. Например амазонка Пенсифелея помогала троянцам в войне и была убита Аххилом. Амазонкам приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. В мифах об амазонках и их борьбе с олимпийскими героями отразились элементы матриархата. Легенды об амазонках широко известны во всех частях света, являлясь либо по рождением местных традиций, либо распространением греческой..)

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса, 1625

Суд Париса,

Три грации

Грации, в римской мифологии (в древнегреческой - хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Имена граций (харит), их происхождение и число в разных мифах различны. В древние времена богинь изображали в ниспадающих мягкими складками хитонах, а позднее - обнаженными, чтобы ничто не скрывало их прелестей.Три Грации олицетворяют Красоту, Любовь и Удовольствие. Грации состоят в свите Венеры. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. В средневековом искусстве - грации - это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда - игральные кости.

"Грации либо обнажены, когда желают показать, чтобы в них нет обмана, либо одеты в полупрозрачные одежды, когда хотят подчеркнуть свои прелести и достоинства" (Сенека).

Диана и её служанки, застигнутые фавнами

Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. С этим храмом связано предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву богине в святилище на Авентине, обеспечит своему городу власть над всей Италией.

Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами. Диана отождествлялась с греческими Артемидой и богиней мрака и чародейств Гекатой. С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида - Диана в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы.Фавны, это мифологические творения древнего времени, - наполовину люди, наполовину козлы.

Симон (Цимон) и Перо

К теме "Симон и Перо", теме любви к родителям, часто обращались художники XVI-XVIII-ых столетий в Италии и Нидерландах.

Валерий Максим (Valerius Maximus) (I в. н. э.), римский писатель времен императора Тиберия, в сочинении, названном "De pietate in parentes" (лат. - "О почтении к родителям") (5:4), рассказывает о некоем Симоне - старике, ожидавшем казни в тюремной камере и по этой причине оставленном без пропитания. Тюремщик разрешил дочери Симона, Перо, навестить отца. Она накормила его, дав ему свою грудь.В неоклассицизме конца XVIII века эта тема трактуется как моральный пример дочерней любви.Венера в меховой накидке

Даже великие художники очень редко заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс — исключение. Он стал создателем живого, волнующе-яркого стиля художественного выражения, позже названного барокко. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, художник Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим... Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными»...

смотреть галерею »

Питер Пауль Рубенс. Венера перед зеркалом, 1615

Венера перед зеркалом, 1615. Дерево, масло, 124х98.Коллекция принца Лихтенштейна, Вена, Австрия

Женщины Рубенса Нигде так явственно не чувствуется задорный, веселый, полный здоровой жизни дух Рубенса, как в картинах, изображающих обнаженную женскую натуру. Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии. Вряд ли можно назвать противоречием, что этот величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм. По его мнению, тело человека до последней детали в такой же степени творение Божие, как и жизнь любого святого, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой, что отражало его крепкие религиозные убеждения. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Он рисовал пышных, полнотелых моделей не только потому, что они лучше отражали идеалы его времени, а еще потому, что... смотреть галерею »

Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа, 1617

Похищение дочерей Левкиппа

На знаменитой картине Питера Пауэла Рубенса «Похищение дочерей Левкиппа» запечатлен сюжет из древнегреческой мифологии: братья Диоскуры (Кастор и Полидевк) похищают Фебу и Гилаиру - дочерей царя Мессении Левкиппа.Феба была жрицей Афины, Гилаира же – Артемиды. Братья Диоскуры - Кастор и Полидевк - появились на свет от прекрасной Леды. Для того чтобы соблазнить ее, Зевс однажды обратился в лебедя. Кастор был сыном Зевса, Полидевк – сыном царя Спарты Тиндарея. По преданию, браться Диоскуры жили недалеко от Спарты, в местечке Ферапна. Они совершили много и подвигов, и проделок. Вместе со своими кузенами, сыновьями царя Афарея, Кастор и Полидевк однажды украли в Аркадии стадо быков. Но и этим не удовлетворились Диоскуры: они похитили еще и невест своих двоюродных братьев — дочерей царя Левкиппа.На картине «Похищение дочерей Левкиппа» (1619-1620 гг.) изображен кульминационный момент легендарного похищения. Загорелые и сильные, настоящие атлеты Кастор и Полидевк, одетые как для сражения, восседая на прекрасных и сильных скакунах, подхватывают прекрасных обнаженных дочерей Левкиппа.На полотне Рубенса девушки выглядят растерянными. Они, как видно, не ожидали подобного оборота событий. Длинные рыжие волосы девушек искусно заплетены по моде фламандского барокко, причудливо украшены жемчугом. Но обнаженных руках сестер – инкрустированные драгоценными камнями золотые браслеты. Прекрасные лица дочерей Левкиппа полны отчаяния. Феба и Гилаира взывают к небу, моля богов защитить их. Однако мальчк-амур – шаловливый крылатый младенец - вьется рядом с дочерьми Левкиппа. Неудивительно, что Амур покровительствует Кастору и Полидевку. В древнегреческой мифологии он является признанным божеством фривольных приключений.Насколько женственны и слабы Феба и Гилаира – настолько мужественны Кастор и Полидевк. Это противоречие мужского и женского - страсти и растерянности, непреклонной силы и слабого сопротивления - вступает в гармонию с единством прекрасного в изображении телесной и личностной красоты персонажей картины.По легенде, братья дочерей Левкиппа - Идас и Линкей - пытались спасти своих сестер от жестоких Кастора и Полидевка. Вернуть девушек не удалось, однако один из похитителей, Кастор, был убит. Зевс, который был отцом другого брата, Полидевка, обещал ему, что тот сможет через день посещать Кастора в царстве мертвых. Вот что пишет об этом в своей поэме «Немейские песни» древнегреческий поэт-лирик Пиндар:

Переменною чередоюДень они пребывают при Зевсе, милом отце,И день — в полых недрах Ферапны.Един их жребий,Ибо это Полидевку милей,Чем всецело быть ему богом и жить в небесах,А Кастору мертвым лежать в бою.

В древнегреческой мифологии братья Диоскуры - Кастор и Полидевк - стали символом крепкой братской дружбы. Их дружба символизирует жизнь и смерть, свет и тьму, ночь и день. Бывший при своей легендарной жизни отменным всадником Кастор в Древней Греции считался покровителем всадников. Искусный же в кулачном бою Полидевк покровительствовал тем, кто занимался этим искусством. А кроме этого, братьям Диоскурам приписывают изобретение военной пляски «пиррихи», некогда очень популярной в Спарте. Авторский материал:

Мария Кошель Оригинал статьи: http://www.reddycat.ru/mythology/mythology_20080615_002130.html

Венера и Адонис

Красивый юноша полюбился Афродите(Венере), которая доверила его царице подземного царства Персефоне. Персефона сама полюбила Адониса и не захотела возвращать его Афродите. Их спор решил Зевс, повелевший, чтобы треть года Адонис жил в подземном царстве, другую треть - у Афродиты, а остальное время сам распоряжался собой. Адонис воспользовался этим, чтобы увеличить срок своего пребывания у фродиты. Возмужав, он стал охотником и погиб, смертельно раненный вепрем.Согласно принятому толкованию мифов Адонис символизировал пробуждение природы весной и увядание осенью (уход в подземное царство). Праздник в честь него был распространен в древности на Ближнем Востоке и в Египте. Древний ритуал содержал два разных обряда: в первый день праздновалось возвращение из подземного царства к Афродите, что сопровождалось весельем; второй день, когда отмечался уход Адониса к Персефоне, был траурным. Следы ритуала сохранились в древнегреческой поэзии. Пятнадцатая идиллия Феокрита воспевает первый день, первая идиллия Биона ("Эпитафия Адониса") оплакивает смерть прекрасного юноши.

http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post128542409

alindomik.livejournal.com

Питер Пауль Рубенс - Журнал обо всём

Автор - Ludiko. Это цитата этого сообщенияPieter Paul Rubens|Классика жанра

 

Семейство Рубенса, Питер Пауль Рубенс, супруга  и сын.

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, в творчестве Рубенса ярко выражал мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента.

Четыре стихии

"Три грации" художник изобразил свою молодую жену Елену Фаурмент в образах античных богинь.

 

"Суд Париса". Этот мифологический сюжет неоднократно повторялся художником во многих картинах на протяжении всей его творческой жизни. Меркурий, чей алый плащ слегка колышет ветер, привел к Парису трех богинь: Юнону с павлином, Венеру с Купидоном и Минерву, которую можно узнать по шлему и щиту с головой Горгоны. Украшенные драгоценностями и почти нагие, женщины стоят перед пастухом Парисом, держащим золотое яблоко, которое он по велению богов должен присудить красивейшей из трех богинь.

 

"Святой Георгий и дракон"

 

"Туалет Венеры"

 

"Союз Земли и Воды". Картина ранее находилась в коллекции князя Киджи в Риме; между 1798-1800 годами она была приобретена для Эрмитажа. Картина Рубенса "Союз Земли и Воды" изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет чувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды - морского бога Нептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы. Союз Земли и Воды освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Собственно, в греческой мифологии богиня фригийского происхождения Кибела (Цибела, иногда Кибеба) является олицетворением регулирующего, упорядочивающего стихийные природные силы начала. Современники Рубенса считали, что художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог - залог и символ процветания Фландрии.

 

"Сад любви"

 

"Возвращение с войны".  Другое название этой мифологической картины живописца "Марс, обезоруженный Венерой". Эта картина написана Рубенсом совместно с художником Яном Брейгелем Старшим.

"Триумф Виктории"

 

"Леда и лебедь"

 

"Прометей прикованный". Картины мифологической всегда привлекали художника на протяжении всей его творческой жизни

 

"Умеренность". Эта аллегорическая картина создана по эскизу Рубенса в его мастерской. Эскизы Рубенса - великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) — писались быстро, запечатлевая замысел мастера; после того как картина при помощи учеников была готова, великий фламандец проходил ее своей кистью. Однако лучшие работы Рубенса созданы им самим от начала до конца.

 

"Похищение дочерей Левкиппа".  В картине фламандского живописца "Похищение дочерей Левкиппа" драматизм страстей, захватывающих героев, достигает апогея. Тела молодых женщин, борющихся с похитителями, вздыбленные кони образуют сложный по линейным и цветовым ритмам узор — он подчеркивает структуру композиции.

 

"Пьяный Силен".  В шокирующем плотском облике Силена, представленного пьяным в окружении Менады, сатиров, нимф и амуров, Рубенс воплотил земное, природное начало. Художник в своей картине создал атмосферу стихии вакханалии.

 

"Каледонская охота на кабана". Рубенс часто обращался к темам борьбы человека с природой.

 

"Венера бесчувственная"

 

"Даниэль в логове львов"

 

"Голова Медузы"

 

"Венера у зеркала"

* * *

 

 

 

 

http://kolybanov.livejournal.com/2603418.html http://kolybanov.livejournal.com/2837662.html

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Описание картины Питера Рубенса «Венера и Адонис»

Описание картины Питера Рубенса «Венера и Адонис»

«Венера и Адонис» восходит корнями к “Метаморфозам” Овидия, которые рассказывают историю первого смертного, который стал любовником Венеры. Адонис был молодым охотником, и Венера, когда была с ним, часто предупреждала его о том, насколько это может быть для него опасно. Но юноша не слушал предупреждений богини и все закончилось трагично – на одной из охот его насмерть задрал дикий вепрь.

По этой истории Шекспир написал пьесу, в которой немного изменил сюжет. Согласно его толкованию, Венера предложила себя Адонису, но тот был так увлечен охотой, что не принял её и не послушал её предостережений.

Картина Рубенса относится именно к этому, измененному, сюжету. На ней нагая Венера, представляющая современный Рубенсу идеал красоты, удерживает Адониса за руку. Она одновременно выглядит соблазняющей и умоляющей – в её движении столько чувственности, что он выглядит больше предложением, чем мольбой. Адонис смотрит на неё зачарованно, лицо у него мечтательное, немного глуповатое, и сам он – идеализированный охотник. Мускулистый, с рельефным телом, держится за копье. Его ногу обнимает маленький амурчик, возможно, прислуживающий Венере, и арбалет выпал из его руки.

Вроде бы, все хорошо. Никто никуда не идет и вепрь с клыками, выпирающими из пасти, не дождется молодого охотника. Однако уже оглядываются на хозяина собаки с пегими боками, тянут его за собой, и сколь бы ни была очаровательна Венера, стоит залаять одному из псов – и Адонис очнется от её чар.

В его теле уже кроется это будущее движение – в руке, которой он тянется к бедру богини, но одновременно готовится оттолкнуть её. Не грубо, с сожалением, но все же оттолкнуть.

Трагическая развязка заложена в позы. И оттого в глазах Венеры, в изгибе её губ видна тоска по молодому смертному, который вскоре подтвердит свое название и умрет, несмотря на то, что она предостерегала его.

opisanie-kartin.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта