«Своя линия» Выставка произведений Сергея Цигаля 18/01/2018. Цигаль сергей картины


Сергей Цигаль, биография, фото, личная жизнь

Кто такой Сергей Цигаль?

1057378.jpg

Сергей Викторович Цигаль родился 6 декабря 1949 года. По профессии - московский художник, кулинар-путешественник. С 1989 года является членом Московского Союза художников, а с 1980 года - участником выставок.

 Биография

Сергей Цигаль родился 6 декабря 1949 году в Москве. Отец - скульптор Виктор Цигаль, мать - художница Мирэль Шагинян. Со школьных лет Сергея Цигаля тянуло к путешествиям, в 16 лет он отправился в экспедицию на Южный Сахалин. Еще одним увлечением будущего художника-анималиста с детства была биология, которой он увлекся после того, как однажды учительница отвела его на кафедру ихтиологии. Там ему позволили заниматься вскрытием разных рыбок. И несмотря на то что Сергей Цигаль в итоге закончил факультет географии МГУ (в 1973 году), тяга к биологии не угасала. Он работал в лаборатории ГеЛАН (Гельминтологическая лаборатория Академии наук СССР), руководил которой Константин Иванович Скрябин, выдающийся отечественный ученый, основатель русской науки о паразитах (гельминтологии). Сергей Цигаль написал диплом по паразитам лососевых рыб и после университета стал сотрудником ВНИИ морского рыбного хозяйства и океанографии. В 30 лет он решил бросить карьеру ученого и стать свободным художником.

Профессиональная деятельность

53ed480c6cc82be5f8a70cf89c8b1efc.jpg

До 30 лет Сергей Цигаль нигде не учился рисованию. Но именно в этом возрасте с помощью отца он вступил в молодежный Союз художников. Сергей принял судьбоносное решение профессионально заниматься рисованием и поступил в знаменитое Строгановское училище на факультет «интерьер и оборудование». Он начал выезжать на этюды в Крым, заниматься ювелирными украшениями. Тогда же заводит борзую собаку - роль художника-анималиста зарождается именно в тот период. В 1989 году Сергей Цигаль становится членом Московского Союза художников. В настоящий момент его работы находятся в фонде Министерства культуры России, в Государственном музее Эквадора, в Музее современного искусства. Множество работ находится в частных коллекциях.

Картины Сергея Цигаля

Работы Сергея Цигаля находятся в Музейно-выставочном фонде Министерства Культуры России, Артотеке Музея Современного искусства, Государственном музее Эквадора, а также в частных коллекциях России, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, США, Израиля, Японии, Мексики, Швеции. Сергей Цигаль сотрудничает с различными галереями.

Фильмография

Люди в океанеШахбазян, матрос. 1980 год

Моя морячкамуж танцовщицы, 1990 год

День святого Валентина«Святой Валентин», 2000 год

Сын неудачника2000 год

Кулинарное шоу «Охотники за рецептами»

Ведущим-кулинаром Сергей Цигаль стал в 1995 году, когда по приглашению главного редактора еженедельника «Итоги» Сергея Пархоменко он начал вести кулинарную страничку. Затем стали появляться его работы в журналах «Ёж», «Путь и водитель», «Новое русское слово», «GQ» и во многих других. Для создания материалов Сергей Цигаль использовал богатый жизненный опыт, поездки за границу и по своей стране, многочисленных знакомых, которые делились своим опытом и помогали писать интересные статьи, и ни одна из них не обходилась без рецепта.

Личная жизнь Сергея Цигаля

img_item_541.jpg

Сергей Цигаль познакомился с Любовью Полищук в 1981 году, когда увидел ее в одном из спектаклей. Художник стал ходить на все спектакли с ее участием, подключил всех знакомых, кто хоть как-то мог помочь познакомиться с красавицей. В итоге актриса ответила взаимностью пылкому художнику. Они были счастливы вместе, но расписываться не собирались, до тех пор, пока не выяснилось, что Любовь Полищук ждет ребенка. Родители Сергея Цигаля горячо поддержали их решение узаконить отношения. Жена Сергея Цигаля родила дочку, которую назвали в честь бабушки Мариэтты Шагинян (но для многих она просто Маша). Двадцать лет Сергей Цигаль и Любовь Полищук прожили в счастливом браке.

mktravelclub.ru

Московские галереи современного искусства: экспозиции изучает художник Сергей Цигаль | Admagazine

Художник Сергей Цигаль выбрал четыре московские галереи современного искусства и вместе с журналом AD изучил их экспозиции.

Еще в начале встречи наш герой признался: он не совсем понимает, что относят к современному искусству сейчас: “Люди, живущие в одно время – современники. Но мне за шестьдесят, а кому-то двадцать, и мы воспринимаем и изображаем окружающий мир совершенно по-разному”. В то же время Сергей считает, что искусство ничего не должно: ни объяснять, ни извиняться за свои действия. Но есть два пункта, ­актуальные всегда. “Художник обязан уметь рисовать, а его работы должны быть понятны без лишних слов и аннотаций”, – уверен он.

МАММ

Мультимедиа Арт Музей, Москва (он же Московский дом фотографии). ­Выставки “Василий Ермилов. 1894–1968” и Андрея Бильжо “Это не всё”.

Василий Ермилов. “Обнаженная”, 1913, картон, графитный и угольный карандаши.

Василий Ермилов. “Обнаженная”, 1913, картон, графитный и угольный карандаши.

1. “Я считаю, что любая абстракция должна идти от умения. Если художник может вот так анатомически верно изобразить обнаженную натуру, то он сознательно уходит от реальной действительности в мир абстракции. Здесь и начинается настоящее изобразительное искусство”.

Василий Ермилов. “Геометрическая композиция”, бумага, гуашь, 1921.

Василий Ермилов. “Геометрическая композиция”, бумага, гуашь, 1921.

2. ”Автор никогда не учился рисованию. Он сам придумал себе манеру, героя, обстоятельства и в этом выдуманном мире существует уже много лет”.

Андрей Бильжо. Из серии “Мои классики. Мой Достоевский Ф. М.”, бумага, чернила, 1993–2012.

Андрей Бильжо. Из серии “Мои классики. Мой Достоевский Ф. М.”, бумага, чернила, 1993–2012.

Андрей Бильжо. Из серии “ЧБ”, 1985–2012.

Андрей Бильжо. Из серии “ЧБ”, 1985–2012.

3. “Я рисую понятные вещи, над которыми не надо задумываться. Для меня важнее не что изображено, а как. У Андрея Бильжо всё наоборот. Здесь мы видим “знаки”, они же язык, который существует в его выдуманном мире. Кстати, они отлично смотрятся, когда висят целой серией”.

Андрей Бильжо. Из серии “Острота зрения”, бумага, чернила, 1993–2008.

Андрей Бильжо. Из серии “Острота зрения”, бумага, чернила, 1993–2008.

4. ”Это далеко от классического рисунка. Кроме того, здесь мы видим творческую кухню: заметки в записной книжке, которые потом превращаются в карикатуры. Кстати, я нашел свою фамилию и фамилии других общих с автором друзей”.

Андрей Бильжо. Из серии “ЧБ”, бумага, чернила, 1984–2012.

Андрей Бильжо. Из серии “ЧБ”, бумага, чернила, 1984–2012.

“Роза Азора”

Галерея городской культуры. Выставка работ Екатерины Рожковой “Пора на дачу”. 

“Репродуктор”, карандаш, смешанная техника, 2009.

“Репродуктор”, карандаш, смешанная техника, 2009.

1. “На заднем плане – обычная круглая тарелка. Но заштриховать темным карандашом большое пространство так, чтобы было не скучно смот­реть, – настоящее мастерство”.

"Веранда”, холст, карандаш, 2012.

2. “Мне нравится, как художница передала образ старой подмосковной дачи. Скоро дома с такими верандами уйдут в небытие. Работа многослойная, здесь уже не только простой карандаш: присутствуют охра и голубой цвет. Эта картина создает ощущение уюта”.

"Умывальник”, холст, карандаш, 2012.

3. “Здесь мы видим “портрет” умывальника. Он перед нами как живой. От взгляда не ускользает ни одна деталь. Мы замечаем и отбитую эмаль, и обшарпанный кран”.

“Singer”, оргалит, карандаш, 2009.

“Singer”, оргалит, карандаш, 2009.

“Singer на голубом”, оргалит, карандаш, 2009.

“Singer на голубом”, оргалит, карандаш, 2009.

4. ”Художнице интересен этот объект, и она его по-своему изучает, разбирается в деталях: мы видим швейную машинку целиком и ее увеличенный фрагмент. Удивительно, как при помощи простого карандаша реалистично передан предмет”.

"Окно", холст, карандаш, 2012

 5. “Выставка называется “Пора на дачу”, и в галерее помимо картин есть другие атрибуты дачной жизни для создания реалистичной обстановки”.

"Табуретка в лопухах", холст, карандаш, 2009

6.“Красивая церковь – это уже законченное архитектурное произведение, и ты его просто срисовываешь. Здесь мы видим самую обыкновенную табуретку, которая стала произведением искусства. Видно, что работа создавалась долго, так же долго ее хочется рассматривать”.

RuArts

Галерея актуального искусства. Групповая выставка “Трапеза бытия” санкт-петербургских художников студии “Непокоренные 17” и экспонаты из хранилища.

Алексей Душкин. “Без названия”, из серии “Мебель в борьбе”, 2011.

Алексей Душкин. “Без названия”, из серии “Мебель в борьбе”, 2011.

1. ”Я учился на факультете конструирования мебели, поэтому вижу, как безупречно сделана скамейка. Мне нравится, что это не просто арт-объект, а вполне функциональная вещь”.

Татьяна Ахметгалиева.

Татьяна Ахметгалиева. "Территория взаимодействия", текстиль, шитье, нити, 2012

2. “Технически работа выполнена замечательно, я вижу настоящие, хорошо прорисованные кеды. Но мне не понятно, зачем они “вышиты”. Неужели их нельзя было изобразить по-другому?

Семен Агроскин

Семен Агроскин "Мост", холст, масло, 2010

3. “Художник решил сделать для своей картины оригинальную раму – из оконной створки. Но зачем он использовал ее таким неестественным образом? Рама вертикальная, а мост в ней горизонтальный. В реальной жизни из узкого окна такую панораму мы вряд ли увидим”.

Семен Агроскин.

Семен Агроскин. "Двор", серия "Город", холст, масло, 2004

4. “Как правило, все дворы многоплановые и уходящие куда-то вглубь. Художник это умело передал. Мне нравится картина, и она вполне интерьерная, хоть и большого размера. Кстати, у этого же автора есть полотна и поменьше”.

Alina & Jeff Bliumis.

Alina & Jeff Bliumis. "Хулахуп", бронза, 2010

5. ”Я ценю достоверную анатомию. Похоже, для этой работы отформованы настоящие человеческие кости. Здесь можно и пофилософствовать: человек выходит из земли и в нее же возвращается”.

“Крокин Галерея”

Одна из старейших московских частных галерей. Выставки Аркадия Насонова “Еще раз о кино” и Александра Джикии “Лениниана”.

Александр Джикия. Инсталляция “Формула вождя мирового пролетариата”, гипс, стекло, дерево, 2012.

Александр Джикия. Инсталляция “Формула вождя мирового пролетариата”, гипс, стекло, дерево, 2012.

1. “Эта инсталля­ция не очень веселая, зато концептуаль­ная. Она исклю­чительно выста­вочная. Смысл работы понятен только после прочтения пояснения: “Формула вождя мирового пролетариата”, олицетворяющая пятьдесят четыре года его земной жизни и год небесной”.

Александр Джикия. “Я Ленин, детище земли”, стекло, дерево, краска, 2012.

Александр Джикия. “Я Ленин, детище земли”, стекло, дерево, краска, 2012.

2. “Непонятно, что изображено на картине, но это и не важ­но. Мне нравится цветовая гамма. Рисунок выполнен на стекле. Вместо рамы — коробочка, которую автор, возможно, сколотил сам. А внизу стихотворение, сочиненное им же”.

Александр Джикия. “Да-Да”, стекло, дерево, краска, 2012.

Александр Джикия. “Да-Да”, стекло, дерево, краска, 2012.

3. “Мне понравились тема и воплощение. Это вовсе не культ Ленина, а ирония. Автор изобразил не вождя, а свои сны о нем. Фигура будто живая: посмотрите, как играют тень и процарапанные складки на костюме”.

Аркадий Насонов.

Аркадий Насонов. "Демиург.1969", холст, масло, 2008-2012

4. “Автор этой картины – внук режиссера Владимира Мотыля, поэтому и тематика его работ киношная. Здесь мы видим уходящего вдаль товарища Сухова и самого режиссера с рупором в руках”.

Аркадий Насонов.

Аркадий Насонов. "Заглавный титр", холст, масло, 2008-2012

5. “Мне не близка такая манера рисования. Но здесь соль не в этом. Главное – фантазия! А с ней у автора полный порядок”.

Андрей Бильжо. Из серии

Андрей Бильжо. Из серии "Мои классики. Мой Пушкин А.С.", бумага, чернила,1993-2012.

Текст: Ольга Сорокина

www.admagazine.ru

«Своя линия» Выставка произведений Сергея Цигаля

В МВК РАХ Галерее искусств на Пречистенке, 19 открывается выставка произведений Сергея Викторовича Цигаля «Своя Линия».

В экспозиции представлено более 120 графических произведений, выполненных в технике офорта, шелкографии, аэрографии и в смешанной технике, около 40 живописных полотен и ряд арт-объектов.

Название выставки заимствовано из статьи Вадима Абдрашитова, написавшего о творчестве Сергея Цигаля: «Офорты художника хочется рассматривать ещё и ещё: там движение, там жизнь. Потому, что у Цигаля своя линия. В том смысле, что нет линий случайных, как их нет в природе».

Художник позиционирует себя как анималист, множество его работ посвящено хрупкому миру живой природы. Мастер часто работает тематическими сериями: «Звери на черном фоне», «Насекомые», «Рыбки», «Коты», «Лоза», «Лотос» соединяют в себе интерес натуралиста и знаковость, утонченность восточной графики. Среди них и тёплые, лирические образы борзой Дуни и других домашних любимцев, играющих в графических листах «Дуня и Кися». Порой образы переплетаются и сливаются, превращаясь в причудливые орнаменты в работах триптиха «Восхождение на Казбек», серии «Случай в Иерусалиме».

В многочисленных путешествиях по стране, зарубежных поездках были собраны впечатления для серий «Торжок», «Вокруг Коктебеля», «Коктебельские камни», «Средняя Азия», «Венеция», «Парусники», «Китай» и многих других. Ностальгия, поэтичность, романтическая взволнованность отличают эти работы.

Произведения художника, полные восхищения природой, доброго юмора, пронизанные любовью к миру, никого не оставляют равнодушным.

Сергей Викторович Цигаль родился 6 декабря 1949 года в Москве. Он принадлежит к известной творческой династии Цигалей-Шагинян, отец – народный художник, график Виктор Цигаль, мать – художница Мирэль Шагинян. Со школьных лет Сергея Цигаля тянуло к путешествиям, в 16 лет он отправился в экспедицию на Южный Сахалин. Ещё одним увлечением будущего художника-анималиста с детства была биология. В 1973 году Сергей Викторович окончил МГУ им. Ломоносова, кафедру биогеографии географического факультета, участвовал в научной экспедиции по Индийскому океану. В 1986 году окончил МВХПУ им. С. Г. Строганова (бывшее Строгановское училище). Высокий профессионализм, прекрасное исполнительское мастерство помогли ему утвердиться ещё в начале творческого пути как самостоятельной творческой личности. Сегодня это зрелый мастер, участник свыше 200 художественных выставок.

Произведения С.В. Цигаля находятся в собраниях ГМИИ им. Пушкина, Государственного Русского музея, Государственного Дарвиновского музея, Российской государственной библиотеке (им. Ленина), музея «Природа и человек» в Ханты-Мансийске, в других региональных музеях. А также в частных коллекциях России, США, Швеции, Англии, Франции, Израиля, Дании и др.

Выставка продлится до 25 февраля 2018 года.

gallerix.ru

Выставка Сергей Цигаль Своя линия Галерея искусств Зураба Церетели Графика Живопись Арт-объекты

Открыть доступ

С 24.01 до 25.02.2018 в Галерее искусств Зураба Церетели.

В экспозиции представлено более 120 графических произведений Сергея Цигаля, выполненных в технике офорта, шелкографии, аэрографии и в смешанной технике, около 40 живописных полотен и ряд арт-объектов.

Название выставки заимствовано из статьи Вадима Абдрашитова, написавшего о творчестве Сергея Цигаля: «Офорты художника хочется рассматривать ещё и ещё: там движение, там жизнь. Потому, что у Цигаля своя линия. В том смысле, что нет линий случайных, как их нет в природе».

Художник позиционирует себя как анималист, множество его работ посвящено хрупкому миру живой природы. Мастер часто работает тематическими сериями: «Звери на черном фоне», «Насекомые», «Рыбки», «Коты», «Лоза», «Лотос» соединяют в себе интерес натуралиста и знаковость, утонченность восточной графики.

Среди них и теплые, лирические образы борзой Дуни и других домашних любимцев, играющих в графических листах «Дуня и Кися». Порой образы переплетаются и сливаются, превращаясь в причудливые орнаменты в работах триптиха «Восхождение на Казбек», серии «Случай в Иерусалиме».

В многочисленных путешествиях по стране, зарубежных поездках были собраны впечатления для серий «Торжок», «Вокруг Коктебеля», «Коктебельские камни», «Средняя Азия», «Венеция», «Парусники», «Китай» и многих других. Ностальгия, поэтичность, романтическая взволнованность отличают эти работы.

Произведения художника, полные восхищения природой, доброго юмора, пронизанные любовью к миру, никого не оставляют равнодушным.

Сергей Викторович Цигаль родился 6 декабря 1949 года в Москве. Он принадлежит к известной творческой династии Цигалей-Шагинян, отец — народный художник, график Виктор Цигаль, мать — художница Мирэль Шагинян.

Со школьных лет Сергея Цигаля тянуло к путешествиям, в 16 лет он отправился в экспедицию на Южный Сахалин.

Еще одним увлечением будущего художника-анималиста с детства была биология. В 1973 году Сергей Викторович окончил МГУ им. Ломоносова, кафедру биогеографии географического факультета, участвовал в научной экспедиции по Индийскому океану. В 1986 году окончил МВХПУ им. С.Г. Строганова (бывшее Строгановское училище).

Высокий профессионализм, прекрасное исполнительское мастерство помогли ему утвердиться еще в начале творческого пути как самостоятельной творческой личности. Сегодня это зрелый мастер, участник свыше 200 художественных выставок.

Произведения С.В. Цигаля находятся в собраниях ГМИИ им. Пушкина, Государственного Русского музея, Государственного Дарвиновского музея, Российской государственной библиотеке (им. Ленина), музея «Природа и человек» в Ханты-Мансийске, в других региональных музеях, а также в частных коллекциях России, США, Швеции, Англии, Франции, Израиля, Дании и др.

 

Персональная выставка. Графика, живопись, арт-объекты. Персональная выставка. Графика, живопись, арт-объекты.

 

Информация (на 17.01.2018):

Галерея искусств Зураба Церетели

Адрес: Пречистенка ул., 19.

Ближайшие станции метро – «Кропоткинская» и «Парк Культуры».

Время работы: вторник, среда, четверг, суббота с 12:00 до 20:00, в пятницу с 12:00 до 22:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей льготные категории – 100 рублей.

 

cultobzor.ru

Художник Сергей Цигаль

Виктор Шендерович: Мой гость сегодня – художник Сергей Цигаль. У прямого эфира есть некоторые особенности, и одна из этих особенностей заключается в том, что гость, например, может опоздать. Такое случается сейчас. Сергей уже на подходе и скоро придет в студию. И может быть даже в каком-то мне смысле повезло, потому что в глаза какие-то слова говорить неловко, а я скажу, пока он поднимается в нашем лифте. Сергей Цигаль –замечательный художник и замечательный человек. Впрочем, в каком-то смысле, не я первый это заметил, его замечательность была предопределена. Он, можете себе представить, одновременно внук Мариэтты Шагинян, сын замечательного скульптора Виктора Цигаля. Москвичи знают его памятник Рихарду Зорге. Замечательный памятник, который как бы выходит из стены. Памятники в Москве. Москва вообще не может похвастать в 20 веке выразительными, умными памятниками человеческими, это тот нечастый случай исключение. Виктор Цигаль – отец художника Сергея Цигаля. Ну и сам Сергей – человек очень известный, художник чрезвычайно известный. Но я должен сказать, что он может быть еще более известен способом и стилем жизни. Он очень яркий человек. Сейчас я вам попробую его описать. Вы, наверное, видели его не как художника, а как кулинара, была такая программа, которую он вел вместе со своей женой Любовью Григорьевной Полищук, «Охотники за рецептами». Они ездили по странам и континентам и готовили различные блюда. Он замечательный повар. И вы знаете, повар – частность, он человек, исповедующий некоторый яркий образ жизни, этот образ отражен у него на лице, он очень выразительный человек. И человек, который умеет делать праздник, делать искусство из самой жизни. Вот это довольно редкое умение, гораздо, на мой взгляд, более редкий и ценный витамин, чем умение даже рисовать. Сергей вот-вот появится в нашей студии. У нас уже есть звонок. Уже Сергей входит в студию, а мы пока слушаем звонок от Александра из Москвы. Здравствуйте, вы в эфире.

Слушатель: Здравствуйте, господин Шендерович. Я хотел вам задать такой вопрос. Вот Оруэлл в своей книге «1984 год» считал, что он изобразил социализм, а на самом-то деле он изобразил Америку нынешнего времени. Посмотрите: сейчас в Америке запрещают Марка Твена на том основании, что он полтораста лет назад писал «негр», а «афроамериканец» и писал «индеец», а не «коренной американец». Это что, если не новояз?

Виктор Шендерович: Александр, скажите, пожалуйста, в чем вопрос ко мне?

Слушатель: Вот вопрос: как вы считаете, кому Оруэлл относил это – к Советскому Союзу или к демократической Америке?

Виктор Шендерович: Александр, ваш вопрос очень простой. Он, разуется, относил это к Советскому Союзу и к нам. Потому что именно мы построили этот мир. И должен сказать, что мир с большой радостью отметил завершение 84 года, когда мир проскочил, когда земляне проскочили 84 год, то многие вздохнули с облегчением, потому что действительно это воспринималось как пророчество очень серьезное и очень опасное. Он, конечно, имел в виду социализм. Что касается ваших опасений за американскую культуру, я не знаю, откуда вы взяли, что в Америке запрещен Марк Твен. Не исключаю совершенно, что какой-нибудь чиновный идиот мог что-нибудь по этому поводу сказать. Но будьте спокойны, Марк Твен в Америке будет печататься и будет читаться с большой любовью.

Сергей Цигаль: Можно вверну немножко по поводу Марк Твена и Америки? В Нью-Йорке я видел дом, где было написано на мемориальной доске: «В этом доме проживал Марк Твен (Сэмюэл Клеменс), который написал «Тома Сойера и Геккельбери Финна». Представить себе, чтобы у нас было написано так: Николай Гоголь или Лев Толстой, который написал «Войну и мир» и «Анну Каренину».

Виктор Шендерович: Они, конечно, им надо объяснять. Ничего не могу сказать, наше среднее образование, это известно, что если что-то было хорошее, то это самое среднее образование. В нас иногда просто ломом вбивали в головы, но все-таки вбивали, чрезвычайно важные вещи. То, что американцы недостаточно знают свою литературу, то, что имя Фолкнер, думаю, на нашей территории довольно много, может быть больше, чем для них, известно.

Сергей Цигаль: Американцы узнали, где вообще Ирак находится, когда началась война в Персидском заливе, а так они были в неведении.

Виктор Шендерович: Они самодостаточны. Это, между прочим, свойство всех островных, континентальных. Англичане тоже известны были в Европе, как люди…

Сергей Цигаль: Америку островом не назовешь.

Виктор Шендерович: Нет, континентальность, окруженность, оторванность. Когда нация может позволить себе, не то, что позволить себе, а когда самой природой самодостаточность определяется. Ведь Америка живет в ощущении самодостаточности, это оборотная сторона провинциализма, как ни странно. Это может играть очень злую шутку с культурой. С одной стороны, хорошо, когда у тебя все есть, условно говоря, своя литература, своя музыка, свои горнолыжные курорты, то есть не надо никуда ехать отдыхать и работать, и машины, и искусство – все свое.

Сергей Цигаль: Все равно они знают, что есть Европа, что есть Париж, что был Хемингуэй.

Виктор Шендерович: Этот комплекс в них живет. Те, кто были в Америке, видели, с какой тщательностью, как они приподнимают свою историю. И когда, это очень забавно в сравнительном варианте, когда видишь у них церковь 18 века, то это подчеркивается. В Иерусалиме, если помните, все, что младше 9-го – это новодел, 14 век - новодел, всерьез не воспринимается.

Сергей Цигаль: Я сказал недавно своему товарищу: почему у вас все через, как бы сказать поделикатнее…

Виктор Шендерович: Не через то место.

Сергей Цигаль: Не через то место, как у всего мира? Почему вы начинаете рабочую неделю с воскресенья, а весь мир с понедельника? На что он резонно мне ответил: это у всего мира не через то место, Сережа. Это у нас три тысячи лет начинаем неделю с воскресенья, а весь мир с понедельника – это не есть правильно.

Виктор Шендерович: Это, как вы догадались, поскольку прозвучало три тысяч лет, вы догадались, что речь об Израиле, а не об Америке, где таких сроков нет. Вот Сергей Цигаль уже не только в студии, но уже выступил со спичем, не скажу, в защиту Америки, кстати говоря. Какое отношение? Сейчас антиамериканизм – такая модная штука.

Сергей Цигаль: Я не знаю, среди коммунистов, по-моему.

Виктор Шендерович: К сожалению, не только. Антиамериканизм – это такая…

Сергей Цигаль: Не знаю, мне Америка нравится.

Виктор Шендерович: А чем? Я буду адвокатом дьявола. Чем тебе нравится Америка?

Сергей Цигаль: А обязательно, так всегда, на «Эхо Москвы» так принято: если ты говоришь «да», то тебе сразу говорят «нет».

Виктор Шендерович: Мы, правда, на Свободе, ты сейчас конкурировал…

Сергей Цигаль: Я конкурентов похвалил?

Виктор Шендерович: Ничего, у нас можно.

Сергей Цигаль: Неправильно сказал. Виноват. Я там чаще бываю, чем здесь. Потому что там мне хорошо. Во-первых, там много друзей, которые уехали отсюда, живут там.

Виктор Шендерович: То есть Америка тебе нравится, потому что там много русских.

Сергей Цигаль: Там много моих друзей, мне нравится, как они относятся к жизни. Мне, вообще говоря, нравится то, что там происходит. Мне нравится, что там дешевле многократно все решительно, чем в Москве. Мне нравится их отношение, кстати говоря, к культуре, о которой вы говорили. Я очень люблю эти музеи.

Виктор Шендерович: Я должен сказать, мы, которые так любим говорить об американской бездуховности, большая часть людей, которые трендят это, повторяют об американской бездуховности, сколько концертов ежедневно, как посреди Манхеттена бесплатные, в обеденный перерыв. Ты можешь зайти в любой зальчик, там хорошая джазовая группа играет.

Сергей Цигаль: Джаз играет такой, который просто...

Виктор Шендерович: Причем ты ничего не платишь, ты просто приходишь – это вокруг тебя все время. Линкольн-Центр, Метрополитен-Опера – все время.

Сергей Цигаль: Кстати говоря, Метрополитен-музей, если ты приходишь и у тебя нет денег, то ты просто проходишь. Ты кладешь 6 долларов, если есть, а если нет, то ты проходишь.

Виктор Шендерович: Уже восемь. Но это если есть. А если нет, то ты просто проходишь. Это есть отношение к культуре. Вот не крик о том, что… Сейчас я с пейджера, это относилось не мне, но мне очень понравилось: «Россия – это империя духа». Пишет Геннадий, не мне, но это неважно. Я думаю, что мне написал бы то же самое. Культура – это не вопль о том, что мы империя духа, а все остальные бездуховные, а культура – это открытый музей, в который любой может войти с улицы, это бесконечная череда детей, которые бесплатно туда водятся, это на каждом углу джаз, оркестр.

Сергей Цигаль: И инвалиды, которые въезжают по пандусам, их возят по музеям, они ощупывают скульптуры, слепые люди, и это тоже дорогого стоит.

Виктор Шендерович: Когда вы говорили об отношении к жизни, я рад, что это входит в отношение к жизни, не только умение делать праздники и делать церемонию «Оскара», а вот это. Я должен сказать, что для меня я когда-то писал об этом, самым сильным впечатлением от одной из поездок в Америку, у меня был концерт в Бостоне, я вышел прогуляться перед, продышаться, и я увидел эту картину, как ехал на инвалидной коляске с управлением электронным человек, у которого, по-моему, работало два пальца, у него живые, он был абсолютно… То есть я не видел никогда таких людей. С ужасом подумал, что я не видел потому, что у нас просто они заперты, навсегда заперты в своих квартирах.

Сергей Цигаль: Они не могут спуститься по лестнице.

Виктор Шендерович: Они просто выброшены, их нет. Они живут, умирают, и мы ничего про них не знаем. Этот человек ехал из библиотеки, вот он выехал при мне по пандусу из библиотеки и ехал домой. Это был человек, можно было констатировать: он живет, он очень ограниченный, но он живет. Никакой абсолютно социальной ущербности в нем не было. Это я все к вопросу о бездуховности американской. У нас давно висит звонок от Натальи из Москвы. Здравствуйте вы в эфире.

Слушательница: Здравствуйте. Я хочу немножко высказать мнение и спросить. Во-первых, культура, она бывает разная в том плане, что кто-то за интернациональную культуру, кто-то за культуру своего народа, в хорошем смысле национальную.

Сергей Цигаль: В хорошем смысле не бывает.

Слушательница: Почему не бывает?

Сергей Цигаль: Потому что если…

Слушательница: Если я русская, я люблю свою культуру – это что, плохо?

Сергей Цигаль: Значит, а таджиков давайте будем бить.

Слушательница: Я говорю, если я русская, люблю свою культуру – это плохо? Я же не говорю, что нужно бить при этом таджиков.

Сергей Цигаль: Я не русский, но тоже люблю русскую культуру.

Слушательница: Вы же любите свою еврейскую культуру наверняка?

Сергей Цигаль: Я не люблю еврейскую культуру, я люблю русскую культуру.

Слушательница: Хорошо, вы еврей, любящий русскую культуру, тем более приятно.

Сергей Цигаль: Если вы, Наташа, делаете такие акценты, значит вы антисемит как минимум.

Слушательница: Вы все перевернули.

Сергей Цигаль: Патриот и антисемит – это практически…

Слушательница: А теперь вопрос можно? Я как к художнику к вам обращаюсь, художнику, пережившему потерю близкого человека, вот я хочу просто докричаться до тех, кто говорит, что перфоменсы и новое слово в искусстве – это поругание святыни, то есть Спасителя и Богородицы. Начинаю спрашивать: если возьмут в разработку вашего умирающего ребенка, либо над Холокостом начнут издеваться, в ироничной форме парную для детей изобразить, которых умерщвляли. Нет, говорят, ничего, все можно на этом свете.

Виктор Шендерович: Вопрос ваш понятен. Если снять болезненный интерес к национальности, давайте мы его снимем и выбросим к чертовой матери, хотя должен вам заметить, Наташа, для ясности терминологии, что в мире, из которого к нам пришел в студию Сергей Цигаль, англичанином считается гражданин Англии, американцем гражданин Америки, французом гражданин Франции. В этом смысле ваш болезненный интерес к крови просто Сергею непонятен, и слава богу.

Сергей Цигаль: Как раз хорошо понятен. Я вырос, между прочим, в этой стране и, наверное, немножко старше, чем наша радиослушательница.

Виктор Шендерович: Это неизвестно.

Сергей Цигаль: Есть ощущение.

Виктор Шендерович: Это неважно. Давай вернемся к довольно больному вопросу. Видимо, это имелась в виду и выставка «Запретное искусство» закрытая. Вопрос, давай снимем личный момент.

Сергей Цигаль: Я готов ответит как человек, потерявший близкого человека, и как вопрос к художнику, я готов легко ответить на этот вопрос. Люба никогда не любила попов, я их тоже терпеть не могу, попов сытых, нажравшихся и освящающих бассейны и яхты.

Виктор Шендерович: Бронетранспортеры…

Сергей Цигаль: Я видел много, я видел Валаам, я видел яхту, которую подарили, я видел эту святыню православную, я видел много чего. Я после смерти близкого человека, как вы говорили, стал категорически неверующим. Хотя у меня есть пять крестников и я крещеный. Я не знаю, ответил я на ваш вопрос или нет.

Виктор Шендерович: На частный вопрос ответили. Там был вопрос про искусство, до какой степени искусство имеет право вторгаться в чувства людей?

Сергей Цигаль: Искусство имеет право вторгаться право куда угодно. Я хотя художник не концептуальный и это мне не близко, то, что они делают, я считаю, что они имеют право делать все, что угодно, потому что это из области искусства. Из области духовного, ради бога, ходите в церковь, стойте в этой душной, темной, мрачной, плохо освещенной, в отличие от католической, например, где высокие потолки, красивые витражи, свежий воздух и лавки для людей, где можно сидеть, а не стоять в темноте, в полумраке со спертым воздухом с этим ладаном, когда тебе свечка капает на руки. Ради бога, это вопрос выбора.

Виктор Шендерович: Это, между прочим, по всем направлениям в некотором смысле рецепт. Когда мы недавно говорили о подавлении гей-парадов, о неразрешении гей-парадов, совершенно, с моей точки зрения, демократия предлагает правильную возможность разойтись всем по интересам. Если геи придут в церковь, я буду на стороне церкви, потому что как бы не стόит. Если православные идут колотить на гей-парад, я на стороне геев, разумеется, потому что не ходи туда, где тебя не надо. Что касается этой выставки «Запретное искусство», предыдущей выставки, там была замечательная история. Для того, чтобы оскорбиться, человек должен был не просто купить билет, войти, он должен встать на приступочку специальную и заглянуть в глазок, где на высоте выше человеческого роста, специально табуретку подтащить, демонстрировались эти картины, и после этого страшно оскорбиться. Дорогой мой, что же ты сюда пришел? Если предположить, что меня, допустим, раздражает какая-то религия или какая-то культура, шире, ну не ходи ты туда и всем будет хорошо.

Сергей Цигаль: Это то же самое, когда люди звонят на радио и говорят: что вы тут несете, мне это не нравится, что вы себе позволяете? Переключи кнопочку и все слушай другое.

Виктор Шендерович: Тут есть одно «но». Если то, что человек «несет», имеет уголовное содержание, предусмотренное во всех законах, тогда, пожалуйста, тогда надо в суд.

Сергей Цигаль: Церковь отделена от государства, кстати.

Виктор Шендерович: Но поскольку у нас церковь отделена от государства, то здесь вообще не о чем говорить.

Сергей Цигаль: Вот этот парень дальневосточный, якутский, который восстал против того, что очень сильно наша церковь приблизилась к государству…

Виктор Шендерович: Он сложный парень. Этот чукотский парень Диомид, по-моему, он сложный парень.

Сергей Цигаль: У него проблемы сейчас, я знаю.

Виктор Шендерович: У него проблемы. С другой стороны, перестройки в РПЦ никто не объявлял, там Горбачева не было. Леонид из Смоленской области, здравствуйте, вы в эфире.

Слушатель: Здравствуйте. До вас все-таки удалось дозвониться, а вот до Кара-Мурзы на днях я не смог.

Виктор Шендерович: И вы решили пожаловаться мне на это.

Слушатель: Нет, вы мне, пожалуйста, поясните, у него был какой-то человек, я не услышал фамилию. Дегтярь есть на канале ТВЦ?

Виктор Шендерович: Михаил Дегтярь, наш репортер, наш коллега.

Слушатель: Вот он у него был, и он сильно раскритиковал РЕН-ТВ, это такая гадость, он у себя стер.

Виктор Шендерович: А что я могу сделать?

Слушатель: Нет. Я хотел просто выразить свое удивление. Вы меня не перебивайте, я собьюсь.

Виктор Шендерович: А вы задайте вопрос.

Слушатель: Так вот, слушайте, он с детьми своими вечером включил РЕН-ТВ и увидел что-то не совсем приличное.

Сергей Цигаль: А, это «Сеанс для взрослых».

Слушатель: Слушайте, что это у него за дети, у которых вечер наступает в час ночи?

Виктор Шендерович: Вопрос понятен.

Сергей Цигаль: Может быть взрослые.

Виктор Шендерович: Леонид, я не сторож брату своему, Дегтярю, и почему он с детьми смотрит «Сеанс для взрослых» с Андреем Бильжо по РЕН-ТВ в час ночи я не знаю. И какого возраста дети. Хотя Миша мой ровесник, могут быть и взрослые дети. Тогда им ничего не грозит, должен сказать, от этой эротики.

Сергей Цигаль: Я тоже там участвовал и с Бильжо беседовал на эту тему.

Виктор Шендерович: Очень интересно – Бильжо, беседующий…

Сергей Цигаль: Бильжо думал, что там будут другие фильмы показывать.

Виктор Шендерович: Но это уже бедный Бильжо…

Сергей Цигаль: Угодил.

Виктор Шендерович: Хорошо. Видишь, как у нас по широкому кругу пошли темы.

Сергей Цигаль: Радио Свобода, по-моему, можно о чем угодно говорить.

Виктор Шендерович: Это то, что называется формат программы. Пока ты опаздывал, я немножко рассказал.

Сергей Цигаль: Извини, Христа ради.

Виктор Шендерович: Бывает. Я рассказал, что ты внук Мариэтты Шагинян. Правду ли пишут?

Сергей Цигаль: Правда, чистая правда.

Виктор Шендерович: Я точно знаю, что ты сын замечательного скульптора.

Сергей Цигаль: Нет.

Виктор Шендерович: Обманули?

Сергей Цигаль: Графика. Скульптор, который скульптор – это дядька Володя, дядька.

Виктор Шендерович: Я вам соврал.

Сергей Цигаль: А папа, между прочим, не менее замечательный график.

Виктор Шендерович: Памятник Зорге?

Сергей Цигаль: Памятник Зорге – это Володя Цигаль, это дядька. Памятник Зорге, памятник Хошимину, памятник Есенину, памятник Карбышеву, памятник Мусе Джалилю, памятник Пирогову – это дядька.

Виктор Шендерович: Когда начал рисовать?

Сергей Цигаль: Я?

Виктор Шендерович: Да.

Сергей Цигаль: Я рисовать начал, когда мне невозможно стало ходить в научно-исследовательский институт.

Виктор Шендерович: То есть так поздно?

Сергей Цигаль: Так поздно, да. Я закончил университет и занимался рыбками, работал в научно-исследовательском институте.

Виктор Шендерович: Какими рыбками?

Сергей Цигаль: Ну, разными. Вообще я собирался…

Виктор Шендерович: Ихтиолог, что ли?

Сергей Цигаль: Во всяком случае, в ихтиологическом отряде, в составе ихтиологического отряда я участвовал в шестимесячной экспедиции по Индийскому океану, было такое в моей биографии. А потом, когда я вернулся, меня позвали в очередной рейс, я понял, что больше я не могу, и ушел из этого, начал с ювелирки с Витей Прокловым, Сашей Зигаль, мы занимались, там лили ювелирочку серебряную.

Виктор Шендерович: Ты уже был большой мальчик.

Сергей Цигаль: Я уже был большой мальчик. В 30 лет я поступил в Строгановку, потому что папа сказал: нельзя, чтобы художник был без образования. И я поступил, закончив университет и даже кандидатский минимум защитил, пришлось переквалифицироваться в художника. Я ходил, рисовал. Меня отвели в зоопарк, я рисовал животных в зоопарке, а потом…

Виктор Шендерович: В 30 лет забавно.

Сергей Цигаль: Я развелся, я завел себе борзую собаку, я поменял образ жизни, все поменял. И началось все сначала.

НОВОСТИ

Виктор Шендерович: У нас, пока мы тут отдыхали, слушали новости, пришло сообщение на пейджер: «Марк Твен не запрещен в США, просто в нескольких штатах его книги исключены из школьной программы». Он дешево отделался. Там, кстати, действительно нет никакого единого учебника, там каждый штат решает сам. И это действительно проблема в каком-то смысле, политкорректность задним числом, я понимаю. Но как говорится в том старом еврейском анекдоте – нам бы ваши проблемы. Анна Аркадьевна из Москвы. Слушайте, Каренина практически. Здравствуйте, вы в эфире.

Слушательница: Здравствуйте. Вы знаете, что хотела сказать, чтобы говорить о культуре, согласитесь, что надо этой культурой обладать, хотя бы элементарной культурой, например, речи. Я удивляюсь, на радиостанции Свобода тут в программе Соколова Радзиховский всю программу – «на фига», Сатаров – «на хрена». И сегодня нас Шендерович порадовал – «к чертовой матери». Ну, братцы, немножко повысьте культуру речи, уважайте слушающих вас.

Виктор Шендерович: Спасибо.

Сергей Цигаль: «К чертовой матери» - это недостаточно культурно?

Виктор Шендерович: Видимо, да. Я вам советую почитать Пушкина, я уж не говорю – Баркова.

Сергей Цигаль: Баркова я могу даже прочитать.

Виктор Шендерович: Вот этого не надо. Анна Аркадьевна, уважаемая, «на фига», «на хрена» и «к чертовой матери» не является абсцентной лексикой даже. Я согласен, что материться не стоит в эфире, для этого есть другие, как сейчас говорят, форматы. В книжке, например, я отношусь к этому нормально, потому что книжка – дело интимное, ты с ней наедине, тебе это не нравится, тебя это оскорбляет, раздражает, ты закрыл, отложил. А с моей точки зрения литературной, когда говорят – из песни слова не выкинешь. Если при замене лексики теряется энергия и смысл, тогда надо оставлять. Если можно заменить, надо заменить. Но в любом случае я не думаю, что это относится к Радзиховскому, Сатарову и мне. Хотя призыв повышать культуру к нам, безусловно, ко всем это относится по факту. Александр из Краснодарского края, здравствуйте, вы в эфире.

Слушатель: Здравствуйте. Доброе утро. Михаил, вы меня слышите?

Виктор Шендерович: Михаил?

Сергей Цигаль: Михаил – это кто?

Виктор Шендерович: Михаила тут нет и утра тут нет.

Слушатель: Извините, я вас спутал с вашим хорошим напарником Соколовым.

Виктор Шендерович: Вопрос есть у вас?

Слушатель: Есть очень неприятный вопрос. Что делать, когда рано или поздно развеется миф о сталинских репрессиях, о газовых камерах Освенцима?

Виктор Шендерович: Понятно, все понятно. Это позвонил сумасшедший, который не отличает меня от Михаила, утро от вечера, и он спрашивает нас, что делать, когда развеется миф о Холокосте.

Сергей Цигаль: Не было такого?

Виктор Шендерович: Не было Холокоста.

Сергей Цигаль: Это же Краснодарский край, у них гнездо.

Виктор Шендерович: А сейчас утро, а я Михаил, а Холокоста не было. Василий из Вологодской… Вы знаете, я, между прочим, в Краснодарском крае знаю много приличных людей, это не всегда. Василий из Вологодской области, здравствуйте, вы в эфире.

Слушатель: Добрый вечер, Виктор, добрый вечер, гость. В советское время существовала контркультура, соответственно в музыке – рок-музыка, в искусстве – соцарт. В современное время есть какие-то подвижки, именно существует сейчас контркультура?

Виктор Шендерович: Вопрос понятен. Что такое контркультура?

Сергей Цигаль: Мне кажется, сейчас, когда все разрешено, я не знаю, что называть контркультурой.

Виктор Шендерович: Штука в том, слава богу, ее нет вроде бы. То есть искусство, которое своей целью ставит ниспровержение доминирующего. Для того, чтобы появились авангардисты и наш соцарт, нужно, чтобы появился соцреализм. Если 30 лет насаживать соцреализм, то на выходе Комар и Меламед получаются естественным образом, как противостояние, как инъекция, как прививка. Если, как говорил Ежи Лец, иногда ирония вынуждена восстанавливать то, что разрушил пафос.

Сергей Цигаль: Но сейчас существует и Комар, и Меламед, и реалисты, слава богу, они остались и живы и здравствуют.

Виктор Шендерович: Еще какие.

Сергей Цигаль: Еще я бы порекомендовал этим концептуалистам и контркультуре поучиться у наших реалистов, которые вышли оттуда, больших мастеров, поучиться рисованию.

Виктор Шендерович: Это больной вопрос.

Сергей Цигаль: Это вопрос очень больной. Сейчас каждый, кто плюнет на холст, считается концептуалистом, и он в это верит.

Виктор Шендерович: Он должен разломать раму и назвать «Концепция 217», тогда это будет…

Сергей Цигаль: Да.

Виктор Шендерович: Тогда это будет по-настоящему, тогда в Мюнхен. Немножечко научиться рисовать.

Сергей Цигаль: Надо поставить кубик и рисовать его карандашом.

Виктор Шендерович: И девочку на кубике. Я почему девочку на кубике вспомнил, потому что про Пикассо говорили, что он в 16 лет рисовал как Микеланджело, то есть на самом деле, сначала ты рисуешь как Микеланджело, а потом начинаешь ломать, разламывать пространство.

Сергей Цигаль: Я видел у Наташи Нестеровой, видел в мастерской так нарисованная обнаженная модель роскошно.

Виктор Шендерович: Пикассо?

Сергей Цигаль: Нет, свою, Наташи Нестеровой, которая потом ушла как бы в примитив. Так вот Наташа ушла в примитив от знания.

Виктор Шендерович: То есть не от того, что не умеешь по-другому.

Сергей Цигаль: Совсем не от этого.

Виктор Шендерович: В том-то и дело, этот вопрос я задаю часто, он для меня пункт раздражения, такой же как у вас, тем не менее, как отличить за пределами реализма такого гонимого, как отличить шарлатана от действительно человека концептуального? Потому что в реальном искусстве это более-менее понятно: он умеет рисовать, он рисует обнаженную натуру хорошо или перспективы не сходятся, условно говоря.

Сергей Цигаль: Я не знаю, этот вопрос не ко мне скорее, а к искусствоведам. Потому что я воспринимаю все на уровне чувства.

Виктор Шендерович: В тебя кто-нибудь попадает из не реалистов?

Сергей Цигаль: Да.

Виктор Шендерович: Тогда круг симпатий живописных, личных симпатий?

Сергей Цигаль: Сложно сказать. О больших, если говорить о больших мастерах, для кого-то, я не знаю, Мур уже не реалист, хотя он, конечно, мастерюга и большой мастер. Сальвадор Дали, который не реалист, он сюрреалист, но он рисовальщик. И вообще говоря, конечно, я от этого, я скорее от этого. Но, тем не менее, когда я смотрю абстрактную работу, которая решена, которая сделана пластически верно, где продуманы пустоты и где цвет меня не раздражает каким-то отвратительно ядовито-желтым, то мне это греет душу. На самом деле, когда смотришь «Бубновый валет», где не все реально, но невероятно красиво по живописи, вот это греет душу. А когда я смотрю Лентулова, мне хочется пискнуть, вот так по-детски пискнуть.

Виктор Шендерович: Кому-нибудь завидуешь из братьев-живописцев, включая классиков?

Сергей Цигаль: Нет, я никому не завидую. Я не завистливый. Я не завистливый, я не могу сказать, что я самодостаточный, но я не завистливый. Есть два вида зависти, принципиальное отношение, кем-то это было высказано, что если у нас кто-то в России видит дорогую роскошную, красивую машину, которой у тебя нет и ты ее никогда не достигнешь, то тебе хочется пнуть, поцарапать гвоздем, проколоть колесо, плюнуть и сделать какую-то гадость. А когда такую машину видит американец, он говорит: какая красивая, дорогая машина, у меня такой нет. Я буду стараться, я буду лучше работать, я буду больше денег зарабатывать и тоже куплю себе такую машину.

Виктор Шендерович: Тут палка о двух концах. Я вынужден не то, чтобы вступиться, но антропологически подходя к этой истории. Дело в том, что в Америке он действительно он будет больше работать и действительно в случае удачи… То есть там есть некоторая пропорция между вложенным. В России, причем это до Абрамовича, до появления в России Абрамовича, даже в сказках архетип наш. Ведь не рис он собирал как китайский мальчик из китайской сказки и нашел волшебную рисинку, а он, сука, спал, он лежал на печи. И ему приперло, и он пустил, дурак, не туда стрелу. Ведь пустили, хорошо стреляли, а он пустил, дурак, мимо. Но нет, она попала именно в это болото к этой принцессе. Вот каким-то образом в нашем архетипе никак не связано с трудом, с образованием.

Сергей Цигаль: Скатерть-самобранка.

Виктор Шендерович: Все само как-то валится и бутерброды из рукава падают. Поэтому если ты видишь у кого-то «Мерседес» рядом, то ты понимаешь, что это не потому, что он талантливее, умнее тебя, а, скорее всего, он, дурак, той стрелой попал в правильное болото, куда ты почему-то не попал. Поэтому иррациональный гнев возникает. И надо что-то написать, какое-то короткое понятное слово написать на борту гвоздем у этого «Мерседеса».

Сергей Цигаль: Например, из трех букв.

Виктор Шендерович: Зачем же из четырех, если можно из трех. Лариса Дмитриевна из Москвы, здравствуйте.

Слушательница: Добрый день. Очень рада вас слышать. Я просто хочу напомнить, я иногда вожу детей со школы в Третьяковку в течение 15 лет. Раньше не считали по головам детей, платишь за группу школьников, допустим, 20 человек, все, пропускали. Теперь, когда оплачиваешь экскурсию, каждого ребенка просчитывают, и не дай бог, на одного ребенка больше.

Виктор Шендерович: Спасибо. Тут даже не вопрос, тут к вопросу о духовности и бездуховности.

Сергей Цигаль: Я не понял, это что – не дай бог три копейки лишние не получишь.

Виктор Шендерович: Ты приведешь в Третьяковку не 20 человек, за которых заплачено, а 21. Тебе не позволят 21 привести. Это и есть отношение государства и общества, которое это государство создает, к культуре, вот это оно и есть. Сравни, повторяю, Метрополитен-Музей, где ты ходишь бесплатно и сколько угодно.

Сергей Цигаль: Во-первых. А во-вторых, еще наша книжечка «Пресса» позволяет тебе в музеи государственные во всех странах мира входить бесплатно.

Виктор Шендерович: Вот письмо, немудреное письмо: «Доминирующее искусство – это блатняк». Пишет некто неизвестный. Вот, понимаете, легче всего…

Сергей Цигаль: Что такое блатняк?

Виктор Шендерович: То есть вы известный художник, потому что вы чей-то друг, кому-то заплатили, не знаю, что он имеет в виду. Это слишком просто, мне кажется. Хотя элемент блатняка мы видим в том, что доминирует.

Сергей Цигаль: Ну, это никак не относится к нынешнему времени, совсем никак. Я допускаю, если откинуть лет 20-30 может быть. Но блатняк, не блатняк, а рисовать учили всех, и надо было рисовать. Невозможно тебя засунуть на выставку, если ты не умеешь этого делать.

Виктор Шендерович: Поскольку тут написано, Борис, простите, я сказал неизвестный – это Борис из города Миасс, он подписался, поскольку написано, искусство, а не живопись, расширим поле для разговора, я скажу так: я преподавал какое-то время и сначала учился, потом преподавал в театральном училище. И почти на каждом курсе кто-нибудь, есть какая-нибудь фамилия знаменитая: дочка, сын. Должен сказать, это полный бесполезняк. Либо это случай Константина Райкина, когда через какое-то время, как Костя нам говорил – я однофамилец великого артиста. Через какое-то время, очень скоро, ему не было еще 25, когда все понимали, что он сам по себе, что он просто талантливый человек. Есть другие случаи, не будем называть фамилию, но больше 10 секунд никому это неинтересно. Вот вышел человек на сцену, все шепчутся: это сын той, племянник того. Но через 10 секунд это уже никому не интересно, не выдерживает, не выживает блатняк. Принять можно, но на публику выпустить нельзя.

Сергей Цигаль: Моя дочка, когда поступала в институт, ей было неловко, она поступала в театральный институт, она тщательно скрывала мою фамилию, говорила: кто родители? Папа художник, а мама актриса. Как фамилия? Неважно. Она в Москве? Да. То есть она долго выкручивалась. Потом называла фамилию, и она говорила: сразу на меня по-другому посмотрели. То есть она честно пыталась откреститься.

Виктор Шендерович: Разумеется. Эмоционально понятно, невозможно, ведь человек не может заставить себя не помнить…

Сергей Цигаль: Это давит.

Виктор Шендерович: Но это двусторонняя штука. С одной стороны, легче привлечь к себе внимание, с другой стороны, вот это проклятье, которое помню с Константином Райкиным…

Сергей Цигаль: И есть еще третья сторона.

Виктор Шендерович: … когда все говорили: да, но не Аркадий, не Аркадий Райкин. А то Аркадий? Чарли Чаплин. Это проклятье очень серьезное.

Сергей Цигаль: Третья сторона, когда человеку все равно скажут, какой бы ты ни был.

Виктор Шендерович: Александр из Петербурга, здравствуйте, вы в эфире.

Слушатель: Добрый вечер. Виктор, вы не хотите наверное побыть в роли чиновника, а в роли просителя, так что вы мне мою минуту дадите. Я уложусь в регламент. Вопрос вот какой. Я вас ценю как поборника слова, как человека свободного выражения, свободного мироощущения каждого. Но гамбургский счет все-таки должен быть. То, что сказал ваш гость по поводу православной церкви, понимаете, это мне напоминает то, что говорят гопники, скинхеды - свинагога, сраль и так далее. Потому что так обозвать православную церковь, если человек, п

www.svoboda.org

Российский туризм / Персона / Художник Сергей Цигаль:

Художник Сергей Цигаль:

Сергей Цигаль – известный художник, его картины хранятся в Пушкинском, Русском, Дарвиновском музеях, частных коллекциях США, Европы, Израиля, Японии, со своими выставками он исколесил самые густонаселенные и самые потаенные уголки нашей матушки-России. А вот широкую известность получил как телеведущий, кулинар, «охотник за рецептами». Парадокс? Возможно. Но сам Сергей Викторович успешно успевает все: и картины писать, и в кулинарных шоу сниматься, и получать адреналин в своих многочисленных увлечениях. Ведь помимо всего прочего, он еще и удивительный путешественник, дайвер, теннисист, рыбак…

 

- Сергей, ваше увлечение экстремальными видами спорта, тест-драйвами - это откуда?

 

- Когда «железный занавес» распахнули, появилась возможность получать визы и летать по всему миру. А поскольку я во многих журналах вел и веду разные кулинарные рубрики, меня все время посылают в командировки. Последние годы меня приглашают – то на молодежный фестиваль «Русская волна» в Турцию, Египет, то на тест-драйв новых снегоходов в Сибирь… А гонки на выживание – это вообще такой класс! Лет семь назад случайно совершенно приехал поболеть и сам «заболел». 

 

- На чем гонки? На машинах?

 

- Машины – название условное, потому это такой ящик мятый, вместо стекол решетка, двери заварены, залезаешь через окно. Специальная трасса: лед, снежная каша. Ты пристегнут, в шлеме… Нажал на газ и пошел! Бывает такое, что до финиша доезжают не все. Но у меня есть призы за первые места среди любителей.

 

- Как часто вам удается отдыхать, отправляясь в путешествия?

 

- Езжу я очень часто. Правда, я бы не назвал это отдыхом в общепринятом смысле этого слова. Все-таки художники, как правило, не хотят на работу и не трудятся там от звонка до звонка. Но при этом, как я иногда в шутку говорю, художник даже когда ложится спать, он все равно компонует... Это непрерывный творческий процесс и можно сказать образ жизни. 

 

- Приходится ли на Россию хотя бы половина времени ваших поездок?

 

- Смотря как считать? Буквально вчера я вернулся из Крыма, из Коктебеля. Отмахал за рулем полторы тысячи километров… В данном случае я не разделяю Россия это или Украина – у меня там дом, при любой возможности я сажусь на мотоцикл и уезжаю туда. А например, послезавтра уеду в низовье Астрахани на рыбалку. Буду там дней пять сидеть в лодке и ловить своего любимого окуня. Это вам не подмосковный окунь – с полпальца, а под килограмм или за килограмм. Толстенный, хватает как собака. И при этом еще и невероятно вкусный. Вот это я люблю! 

 

Еще в течение пяти лет зимой ежегодно езжу в Ханты-Мансийск на фестиваль к Сергею Соловьеву «Дух огня». Совершенно удивительное место – с редчайшими горячими минеральными источниками, чистейшим снегом, потрясающими музеями, кстати. Маленький городок, а музеи, которым могут позавидовать многие города-миллионники. Езжу на другой фестиваль – в Абрау-Дюрсо…Недавно вернулся из своего любимого Питера – каждую весну я обязательно играю там в теннисном турнире. Так что по России я езжу. Тем более, что сбылась моя давнишняя мечта - наконец я купил мотоцикл Harley-Davidson  с коляской, который теперь меня донесет, куда угодно.

 

- Куда предпочитаете ездить в России, какой вид отдыха вам приятнее?

 

- Когда-то мой папа говорил: «Я бы вообще не выпускал за границу людей, которые не знают своей страны и никогда не ездили по ее просторам. В приказном порядке, не выпускал бы и все!» Это мера крайняя и, слава богу, не осуществимая, но в принципе он прав. Потому что все сейчас рвутся за границу, на теплые моря – там их «грызут» акулы, они все время наступают на «ежей», а на обратном пути они, видимо, с горя они еще вдобавок дебоширят в самолете... 

 

Между тем, в нашей необъятной стране есть просто сумасшедшие места, где мало кто побывал. Есть удивительная Камчатка и Дальний Восток, невероятный Байкал, потрясающей красоты Карелия, куда, кстати, я езжу часто и с удовольствием. 

 

Еще учась в школе, я ездил в экспедиции в Южно-Сахалинск, потом на Баренцево море на интродукцию молоди горбуши. В горном Алтае мы изучали и описывали флору и фауну. Озеро Манжерок, черневая тайга, мы поднимались в горы, выкапывали «золотой корень»…Вот где красоты уникальные! 

 

И таких мест просто сказочных – несметное множество. Многие из них я посетил и продолжаю периодически посещать и с экспедициями, и с выставками, поэтому у меня совесть чиста. Теперь я с совершенно чистой душой осваиваю другие части света, которые раньше были за «железным занавесом».

 

Какой отдых предпочитаю? Только не «овощной», когда люди ложатся песок, чтобы сгореть дочерна. И не охоту – все-таки люблю зверей, мне их жалко. Очень люблю бывать в новых местах – новых городах, городках, свернуть с большой трассы в какое-то неизведанное местечко, где раньше не был. Не важно, в России или это какая-нибудь Франция. Люблю ездить по Европе, ходить по потрясающим музеям. Люблю погружения с аквалангом, гонки на выживание. А больше всего – рыбалку и большой теннис! Теннис – это святое, если меня позовут играть, я бросаю все! 

 

- Назовите три причины для отдыха в России и три главных сомнения, которые при этом возникают.

 

- В прошлом году я познакомился с барменом из Сицилии, который, узнав, что мы русские, тут же достал карту и начал рассказывать, что мечта всей его жизни – проехать на поезде из Москвы до Владивостока и увидеть, как он выразился, «своими глазами всю вашу великую страну». Это я к тому, что веские доводы есть, их много. 

 

Конечно, инфраструктура туристическая у нас не так хороша, зато места умопомрачительные. Какая-нибудь поездка на Баренцево море, где мы ходили на морском катере с двигателем от танка Т-34, ни с чем на свете не сравнится. Мы ежедневно ловили столько трески, пикши, сайды и морского окуня, что не в состоянии были осилить, и мы ее просто сдавали. То есть обалденная природа, нехоженые места, рыбалка, нырялка, стрелялка, сплав по разным горным речкам на байдарках или плотах, плюс язык, который всех нас сближает… 

Одну Карелию с ее озерами объездить – жизни не хватит! Отдых более экстремальный, но уникальный. А контр доводы тоже известны. Для многих предпочтительнее купить «горящую» путевку в Египет или Турцию, чем ехать отдыхать в Сочи, потому что обойдется дешевле, а там комфортнее и всегда теплее, чем у нас. Плюс у нас фауны такой нету, как в Красном море. И таких музеев как в Лондоне, Париже или Мадриде. 

 

- Самое необычное воспоминание из ваших поездок.

 

- Лет восемь назад мы ехали компанией на рыбалку в Чупу на Белом море. Трасса Петрозаводск – Мурманск. белые ночи, июль месяц, я за рулем «Лэндкрузера»… Под Сегежем на скорости 130 км в час провалилась тормозная педаль. Когда удалось затормозить, из-под днища машины валил густой дым. Достали огнетушитель – он оказался пустым. Стали тушить пивом, но через несколько мгновений машина превратилась в огромный пылающий факел - вспыхнула и сгорела дотла на наших глазах. 

 

Сгорели все документы, деньги, провизия, снасти, телефоны, фото и видео аппаратура… Костер был такой, что расплавились диски колесные, стекла, машина легла на мосты и превратилась в прах. А редко проезжавшие машины, которым мы отчаянно махали руками, опасаясь, что идут бандитские разборки, прибавляли газу. Единственное, что мы успели выкинуть из багажника пока доставали огнетушитель, – ящик водки, ящик пива «Балтика», сапоги со свитером, этюдник, холсты и раскладную скамеечку. 

 

Все это очень пригодилось, пока наконец не остановился проезжавший мимо на мерседесе мужик с большой золотой цепью на шее... Потом приехала милиция, нас забрали друзья из Петрозаводска. Получился настоящий супер экстрим! 

 

Между прочим, я коллекционирую разные сувениры из путешествий. Например, из Кении у меня дома лежит палка с набалдашником, колотушка такая, которой масаи убивают льва. Еще - челюсть большой китовой почти четырехметровой акулы, пойманной нами в Намибии. Но самый дорогой для меня сувенир – как раз из той поездки, которой я только что рассказывал. У каждого из нас хранится дома капля, вытекшая из алюминиевого колесного диска с вплавленными кусочками оконного стекла. Она нам напоминает об этой «леденящий дух» истории.

 

- Где планируете отдыхать в ближайшее время?

 

- К сожалению, в этом году не получится поехать на Камчатку, но зато после Астрахани сяду на мотоцикл и опять съезжу в Коктебель. Потом слетаю в Англию, еще, если успею, на Азорские острова, в Абрау-Дюрсо, в Финляндию. Недавно мой товарищ подбивал меня пойти на паруснике в район Мыса Доброй Надежды. Вот где настоящий драйв! Этот парень прыгнул с 216-метрового моста в южной Африке, в свободном плавании с акулами и морскими леопардами находился. Прыгает и летает, ничего не боится. Меня это тоже манит…

 

СПРАВКА «РТ». Сергей Цигаль – художник-анималист. Бабушка – знаменитая писательница Мариэтта Шагинян, отец Виктор Цигаль – академик Российской академии художеств. Работы Сергея Цигаля находятся в Музейно-выставочном фонде Министерства Культуры России, Артотеке Музея Современного искусства, Государственном музее Эквадора, а также в частных коллекциях России, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, США, Израиля, Японии, Мексики, Швеции. Получил известность как телеведущий кулинарных шоу. Вместе с супругой народной артисткой России Любовью Полищук вели на Первом канале передачу «Охотники за рецептами», затем с дочерью Машей передачу «Дом в твоей тарелке на канале «Домашний». Неоднократный победитель теннисных турниров, гонок на выживание. Снимался в фильмах «Люди в океане», «Моя морячка», «День святого Валентина». 

russiantourism.ru

Сергей Цигаль: биография, фото

Человек с шикарной адмиральской бородой, известный в основном как художник, но при этом автор и ведущий программ «Охотники за рецептами» и «Дом в твоей тарелке», радиоведущий, автор колонок по кулинарии. Всё это Цигаль Сергей Викторович. Многосторонний человек, смело кидающийся в авантюры, вроде гонок на выживание на «развалюхах», и побеждающий в них, актёр и теннисист.

сергей цигальСемья

Семья Сергея происходит из Одессы, где его дед был инженером-строителем. То, что Сергей Цигаль стал известным художником, - событие, наверное, неслучайное. Он потомок талантливых и знаменитых людей. Его отец - известный скульптор Виктор Цигаль, чьи работы хорошо известны москвичам. А бабушка Сергея Мариэтта Шагинян, знаменитая советская писательница-фантаст, одна из первых в СССР начала творить в этом жанре. Ещё одним знаменитым членом семьи Сергея стала многими любимая актриса Любовь Полищук. Не говоря уж о дяде, кузене и прочих близких родственниках - похоже, что вся семья Цигалей щедро одарена талантом. А Машу Цигаль знают как талантливую актрису, чьи родители - Любовь Полищук и Сергей Цигаль.

Биография

сергей цигаль биография

Началась биография Сергея 6 декабря 1949 году в Москве. Родился он в семье скульптора Виктора Цигаля и художницы Мирэль Шагинян.

Со школьных лет у Цигаля стала проявляться тяга к путешествиям, в 16 лет он отправился в экспедицию на Южный Сахалин. Ещё одним увлечением будущего художника-анималиста с детства была биология, Сергей увлёкся ею после того, как однажды учительница отвела его на кафедру ихтиологии, где ему позволили заниматься вскрытием разных рыбок. И несмотря на то что Сергей Цигаль окончил впоследствии факультет географии МГУ (в 1973 году), тяга к биологии не пропадала. Он работал в лаборатории ГеЛАН (Гельминтологическая лаборатория Академии наук СССР), руководил которой К. И. Скрябин, выдающийся отечественный учёный, основатель русской гельминтологии (наука о паразитах). Увлёкшись этой наукой, Сергей Цигаль написал диплом по паразитам лососёвых рыб и после университета стал сотрудником ВНИИ морского рыбного хозяйства и океанографии.

В 30 лет он решил бросить карьеру учёного и стать свободным художником.

Карьера художника

цигаль сергей художник

Сергей Цигаль до 30 лет не учился рисованию и никогда не пробовал это делать. Но именно в этом возрасте с помощью отца он вступил в молодёжный Союз художников. Начал занятия в кружке рисования.

Решив профессионально заниматься рисованием, Сергей поступает в знаменитое Строгановское училище, где учится на факультете «интерьер и оборудование». В это время он начинает выезжать на этюды в Крым, заниматься ювелирными украшениями. Тогда же заводят себе борзую собаку и начинают её рисовать отец и сын - Виктор и Сергей.

Цигаль Сергей художник-анималист появляется именно в этот период.

В 1989 году он становится членом Московского Союза художников. Сейчас его работы находятся в фонде Министерства культуры России, в Государственном музее Эквадора, в Музее современного искусства. Множество работ находится в частных коллекциях.

Со своими выставками Сергей объездил всю нашу необъятную Родину и не только, но широкому кругу людей он известен в основном как ведущий-кулинар.

Карьера ведущего и журналиста

цигаль сергей викторович

Началась эта новая веха в жизни Сергея в 1995, когда, по приглашению главного редактора еженедельника «Итоги» Сергея Пархоменко, он начал вести кулинарную страничку. Затем были работы в журналах «Ёж», «Путь и водитель», «Новое русское слово», «GQ» и других. Помогли богатый жизненный опыт, поездки за границу и по своей стране, многочисленные знакомые, которые делились своим опытом, помогали писать интересные статьи, и ни одна из них не обходилась без рецепта.

Затем Сергей и его жена Любовь Полищук получили предложение от Михаила Ширвиндта и Александра Коняшова о создании серии кулинарных передач под названием «Охотники за рецептами». Показывали эту передачу по Первому каналу. А затем эта программа стала выходить на канале «Домашний», но вел её Сергей уже вместе с дочерью Машей. В передаче отец и дочь делятся кулинарными секретами, добытыми в разных уголках страны и у разных людей.

Личная жизнь

В 1981 году, увидев в одном из спектаклей Любовь Полищук, Сергей чётко решил, что это именно та женщина, с которой он хотел бы связать судьбу. Художник стал посещать все спектакли с её участием, подключил всех знакомых, кто хоть как-то мог помочь познакомиться с красавицей. Упорство было вознаграждено, актриса ответила взаимностью пылкому художнику. Они были счастливы вместе, но расписываться не собирались, до тех пор, пока не выяснилось, что Люба ждёт ребёнка. Родители Сергея горячо поддержали их решение узаконить отношения. А родившуюся дочку назвали в честь бабушки Мариэтты Шагинян (но для многих она просто Маша).

Это была очень гармоничная пара, они очень многое делали вместе - путешествовали, готовили, проводили каникулы в Крыму, спорили, но всегда поддерживали друг друга.

Сергей не сдавался до самого последнего момента, не опускал руки и не оставлял попыток вылечить Любовь от страшной болезни. Но, увы, судьба распорядилась иначе.

Двадцать лет в браке, наполненном любовью, счастьем, переживаниями, страстями, прожили Любовь Полищук и Сергей Цигаль. Фото это семейной пары всегда передают те светлые, добрые, искренние чувства, которые эти люди питали друг к другу.сергей цигаль фото

Цигаль и Макаров

Кроме Мариэтты, Сергей ещё занимался воспитанием сына Любови Полищук от первого брака. После того как пара оформила свои отношения, Любовь забрала сына из интерната, и они стали жить все вместе. Алексей Макаров, пасынок Цигаля, всегда отдыхал вместе с матерью и отчимом в Крыму и радовался появлению сестры. Но после смерти Полищук в семье произошёл раскол. Отношения Сергея и Алексея Макарова не сложились, оказалось единственное, что их связывало – это Любовь. Борьба за наследство не добавила теплоты их отношениям, и сегодня Сергей и пасынок почти не общаются.

Заключение

Сергей очень тяжело переживал потерю жены. Сильное горе привело к проблемам со здоровьем. В течение нескольких лет Цигаль никого не подпускал к своему сердцу, но в конце концов он снова встретил свое счастье, у него появилась женщина, по некоторым данным, очень похожая на первую жену.

fb.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта