Художник Василий Ситников. Церковь в степи и Дунька-готтентотка. Василий ситников картины


васька : mi3ch

«Купание дочки» 1980

Василий Яковлевич Ситников (1915–1987) — русский художник, живописец и график.

В 1941 году, работая на окопно-оборонительных работах, собирал листовки, разбросанные фашистскими лётчиками, а также найденное оружие. Всё это у него было потом найдено дома, и его арестовали. Собирание листовок было вызвано следующей причиной:Летит немецкий самолет. Разбрасывает листовки, а они, говорит: розовые, желтые, голубые… ну как их не поднять, потому что, говорит, задняя сторона чистая, на ней же рисовать можно!

Был признан душевнобольным и направлен на принудительное лечение в Казань. В 1944, вернувшись в столицу, перебивался случайными заработками. В период «оттепели» примкнул к «неофициальному» искусству. Его в любой момент могли без всякого спроса в психушку. Он не имел права иметь при себе паспорт – его вытаскивали из психушки друзья. У него была необыкновенная коллекция икон. Там был, например, Спас XII века, домонгольского периода, причем, в идеальной сохранности, стоивший несколько миллионов золотых рублей.

Василий Яковлевич Ситников, или, как его все называли, «Васька», был крестьянского происхождения и абсолютно уникальным талантом, дошедшим до всего своим умом, писавшим философские трактаты, имевшим целую школу учеников, для которых создал особую систему преподавания. Со «школой Ситникова» был связан целый ряд художников: Владимир Вейсберг, Владимир Яковлев, Юрий Ведерников, Мария Стерлигова, Александр Харитонов, Алена Кирцова, Владимир Титов.

Васька был велик в своем гипнотическом воздействии на эту публику. Он, прежде всего, давал им в руки сапожную щетку, наливал на блюдце полужидкую краску, ставил холст или большой лист бумаги и говорил: «Делай изображение!» И сам показывал, как это делать. У него получались потрясающие образы, возникавшие из мглы и тумана. Обычно это были женские фигуры, - высокохудожественные образы, классно нарисованные, оттушеванные сапожной щеткой.

В 1956 работы Ситникова приобретены Музеем современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). С 1960-х участвовал в выставках в США, Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии.

В 1975 году Васька эмигрировал в Австрию, в 1980 — в США. Наиболее ценную часть своей коллекции икон (включая «Спаса из Гавшинки») отдал в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

1974. Церковь в степи

1975. Моя малая родина

1975. Обнаженная с зеркалом

1985. Единорог

Москва

1985. Ты моя фея

1985. Цыгане

1966. Обнаженная

1971. Обнаженная

1975. Отпустите Васю на Луну

1982. Девять измерений

1985. Ромашки для Е.К.П.

viaviavia

mi3ch.livejournal.com

«Вася – русский сувенир» (9 фото)

Василий Яковлевич Ситников

Среди творческих людей часто можно встретить неустроенные и даже трагические судьбы. Кажется, они совершенно не приспособлены к жизни в мире земном, они полностью погружены в свои особые творческие миры. Как, например, художник Василий Яковлевич Ситников.

Василий Яковлевич СитниковВасилий Яковлевич Ситников в мастерской.

Василия Яковлевича Ситникова вся дипломатическая и богемная Москва 60-х и 70-х, а также фарцовщики, осведомители КГБ, завсегдатаи Сандуновских бань и торговцы иконами, называли «Вася – Русский сувенир». Картины этого официально душевнобольного человека без паспорта, который не оставил после себя ни одной монографии и не дождался ни одной персональной выставки, сегодня хранятся в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке и в частных коллекциях.

Василий Яковлевич Ситников

На картинах Ситникова почти всегда снег.

Выставка под открытым небом, состоявшаяся 15 сентября 1974 года в Битцевском парке вошла в историю, как «бульдозерная». Тогда представители советского андеграунда выставили на всеобщее обозрение свои работы. Вместо социалистических строек — замоскворецкие дворы, пиво и россыпи раков, вместо портретов передовиков производства – портреты своих возлюбленных. Они не хотели рисовать по правилам соцреализма. Из работы провисели в парке около получаса, после чего художников и посетителей разогнали бульдозеры. Но других шансов выйти к зрителю у этих людей просто не было.

Василий Яковлевич СитниковАвтопортрет

Среди художников-нонконформистов, которые выставили свои полотна, был и Василий Ситников – один из самых своеобразных и талантливых художников авангарда. Жизнь этого человека полна страшных событий. Это настоящая череда испытаний, которые принимал он без ропота и со смирением. Во время войны он был арестован за то, что подбирал немецкие листовки в надежде использовать хорошую бумагу для рисования. Тюрьма, психиатрическая больница. Результат — галерея карандашных портретов своих сокамерников.

Василий Яковлевич СитниковХрам небесный

Попав в Москву, Ситников стал любимцем дипломатов и иностранцев, с удовольствием скупавших его картины. Его называли «Вася – Русский сувенир». Заработанные деньги он тратил на старинные иконы. Самую ценную из них – редчайшую работу домонгольского периода – он подарил московскому музею Рублева.

Василий Яковлевич СитниковМосква и москвичи

Затем эмиграция. Он уехал сначала в Европу, а потом в Америку с одной авоськой, в которой лежало мочало и мыло, не зная языка. Уехал, «чтобы научиться писать, как любимые великие художники». «Искусство – это качество исполнения и ничего больше», — говорил он.

Василий Яковлевич Ситников

Детали на картинах Ситникова можно рассматривать бесконечно

Сегодня картины Василия Ситникова хранятся в престижных частных коллекциях в Америке, Австрии, Англии и в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке. Работал он в фантастическом жанре, соединявшим лубочные московские пейзажи с саркастическими образами демонов.

Василий Яковлевич СитниковОбратите внимание на чёрного кота

Каждая из его работ поражает некой истерической интенсивностью. Есть в его наследии и потрясающие по тонкости исполнения почти абстрактные картины, а он признан выдающимся мастером живописи.

Василий Яковлевич СитниковКупола и снег

Скончался в Нью-Йорке. Стараниями сестры Тамары и брата Николая прах Василия Яковлевича Ситникова перевезен из США в Россию и захоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище

Василий Яковлевич СитниковИ тишина…

ribalych.ru

Впервые в Москве картины художника Василия Ситникова. Новости. Первый канал

Этого художника называют легендой послевоенного "неофициального искусства". Имя Василия Ситникова становится открытием даже для специалистов. Картины, которые для выставки собирали в музеях и частных коллекциях по всему миру, в советское время увидеть было невозможно. Власти считали их автора душевнобольным, ученики - гением.

Репортаж Алексея Зотова

Он знал, как бесполезный кусок фанеры превратить в шедевр, которым будут восхищаться.

Наталия Курникова, куратор выставки: "Этот человек брал сапожную щетку, и возникала фигура, легкая и прозрачная, светящаяся".

Всю жизнь Ситникова называли Васька-фонарщик, потому что он изучил старинное искусство, меняя слайды на лекциях в Суриковском училище. К нему настороженно относилась советская власть и часто упекала в психиатрические больницы. Зато легенду московского андерграунда обожали десятки молодых и свободомыслящих художников.

Таких уроков рисования, как в подпольной академии Василия Ситникова, не было ни в одном советском училище. Прежде чем изобразить, скажем, человека, нужно было долго тренироваться на картофельном пюре. Да и сами занятия проходили не совсем обычно. Прямо в подъезде на лестнице ученики рассаживались по ступеням, брали в руки холсты, а мастер ходил вверх-вниз и постоянно вносил поправки.

Чтобы стать учеником Василия Ситникова, нужно было постучать по стеклянной двери его квартиры, где на холстах то парили в воздухе, то появлялись из небытия, то утопали в цветах невесомые монастыри.

Часто прямо на картине Ситников делал для учеников важные записи. Это упоение - рисовать фигуры едва-едва уловимыми переменами тонов. И ничего лишнего.

Владимир Титов, художник, ученик Ситникова: "Он страшно был разгневан, когда одна его ученица нарисовала елочку. Никаких елочек, только небо и земля".

Его картины еще при жизни скупали коллекционеры и дипломаты. Но Ситников не выбрался из нищеты, даже когда в 1975 году уехал за границу. Там он, в основном, рисовал на заказ.

Алена Кирцова, художница, ученица Ситникова: "Если привести немощную старуху и сказать "вот в соседней комнате топор и плаха, рисуй картину", она и нарисует, потому что в человеке есть все знание, просто ему мешает страх".

Главную картину своей жизни Василий Ситников написал уже вдалеке от родины. Ироничный взгляд на суматоху советской действительности, где смешались храмы и психлечебницы, бандиты и милиционеры, и даже генсеки и сам нищий художник.

Он будто знал, что всё это скоро будет запорошено снегом. И каждому, кто заходил в гости, разрешал нарисовать еще одну, не похожую ни на что, снежинку.

www.1tv.ru

Сумасшедший художник Вася Ситников | Brave Defender

Василий Яковлевич Ситников / Вася Ситников (19 августа (1 сентября по ст. стилю) 1915 — 28 ноября 1987) — русский художник, живописец и график.

Этого художника называют легендой послевоенного «неофициального искусства». Имя Василия Ситникова становится открытием даже для специалистов. Картины, которые для выставки собирали в музеях и частных коллекциях по всему миру, в советское время увидеть было невозможно. Власти считали их автора душевнобольным, ученики — гением.

Натюрморт, 1982 г.

 

Адам и Ева, 1967 г.

 

Этюд, 1964 г.

 

Автопортрет, 1982 г.

 

Поле, 1974 г.

 

Похищение

репродукции сайтов нонконформист.народ.ру и лента.ру («Похищение»)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

У нас еще много очень интересных статей! Вот только несколько из них:

Хочешь хорошо провести время?

Сервис вопросов и ответов Askbooks.ru. Бесплатные юридически...

Доброе утро! Новости в начале 4 февраля 2013 года...

Где пьют кофе сотрудники офиса на Кутузовском проспекте, 22?...

Где находится точка G

Хочу пожелать вам в новом году

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

bravedefender.ru

Художник Василий Яковлевич Ситников

Источник: Ludiko 

 

(1915-1987) - "Вася - русский Ван Гог"

Человек без паспорта, официально душевнобольной, Василий Яковлевич Ситников по прозвищу "Вася – Русский сувенир". Художник, которого знала вся Москва 60-х и 70-х годов. Картины Ситникова в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке, в престижных частных коллекциях в Америке, Австрии, Англии. Сотни учеников, но ни одной монографии, ни одной персональной выставки.

На живописных полотнах Василия Ситникова среди излюбленных объектов первенствовала православная архитектура. Монастыри он писал немыслимое количество раз, на двухметровых холстах. Синие купола, увенчанные православными крестами, горели золотыми звездами. Под монастырской стеной пестрела простонародная толпа, олицетворяя бурное кипение советско-русской жизни.

 

На завершающем этапе работы Ситников любил накладывать многочисленных снежинок. Тонкой кистью он прорисовывал эти творения природы очень тщательно и кропотливо. При желании их даже можно пересчитать. Он покинул СССР. Жил в Австрии, затем в Соединенных Штатах - Нью-Йорке. Эмиграция с "двумя вареными морковками и зубной щеткой в авоське" была вынужденным ходом художника, считавшегося властями неблагонадежным. Скончался в Нью-Йорке. Стараниями сестры Тамары и брата Николая прах Василия Яковлевича Ситникова перевезен из США в Россию и захоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Сестра Автопортрет Василий Яковлевич Ситников  * * *

subscribe.ru

"Я могу любого научить рисовать голых баб даже сапожной щеткой" / ГОРДОН

РАССКАЗ "ХУДОЖНИК ВАСИЛИЙ СИТНИКОВ" ИЗ КНИГИ ИНГИ КАРЕТНИКОВОЙ "ПОРТРЕТЫ РАЗНОГО РАЗМЕРА"  

Василий Ситников или, как его называли, Вася-фонарщик показывал слайды на лекциях в Суриковском художественном институте. Каждый слайд опускался в фонарь и отражался на экране – другой техники тогда не было. Иногда Вася показывал слайды и в Музее изобразительных искусств.

Искусство он знал блестяще. Я слышала, как после какой-то лекции он сказал студенту, что "цель портрета вовсе не внешнее сходство, а стремление проникнуть в сущность личности, и такой гений как Рембрандт это мог".

Вася занимался живописью, и только через много лет, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, я увидела его великолепные картины –  обнаженных, городские пейзажи, церкви…

Картина Ситникова "Монастырь", 1967 год. Фото: liveinternet.ru

Картина Ситникова "Монастырь", 1967 год. Фото: liveinternet.ru

В Москве он жил в подвале и там же устроил себе мастерскую.

Женщин менял часто, то ли из-за влюбчивости, то ли просто любил разных натурщиц. После моей лекции в музее, когда он показывал слайды, мы пошли в буфет на винегрет и кофе – обычное там меню.

Вася говорил, не замолкая, что с ранней юности "жаждал махнуть в дальние страны". Потом рассказал, какая прекраснейшая модель сейчас живет у него: "Такое великолепное тело, которое неловкие чужие руки тут же изомнут". Потом перешел к Кандинскому, к духовности цвета. Потом стал расскзывать, что сам начал рисовать очень рано, наверное, раньше, чем начал ходить.

Я ему сказала, что мой трехлетний сын Митя все время просто рвется рисовать. Вася предложил его учить за небольшую плату и чашку кофе. Сказал, какие кисти и какую краску приготовить, и еще купить рулон светлых обоев, чтобы рисовать на их обратной стороне.

Через несколько дней он пришел к моей маме – Митя жил с ней, – соорудил маленький мольбертик, проверил кисти.

Мама восхищалась его уроками. Прежде всего он ставил Митю на подоконник, смотрели вместе на небо, облака, снег. Разная краска была разведена в банках. Он дал Мите большую кисть – и началось! Один раз я видела Васин урок. Он опускал кисть в одну из банок и свободно кидал мазок на бумагу на маленьком мольбертике, потом дал кисть Мите.

Абстракции получались прекрасные – яркие, легкие. Знакомые расхватывали их. Какие-то рисунки Ситников забирал. Когда ему говорили, как хорошо он учит, он соглашался и повторял: "Я могу любого научить рисовать голых баб даже сапожной щеткой".

Картина Ситникова "К свободе", 1970 год. Фото: http://artinvestment.ru/

Картина Ситникова "К свободе", 1970 год. Фото: http://artinvestment.ru/

Высокий, с бородой, в кирзовых сапогах, в телогрейке и меховых наушниках вместо шапки, ярком шарфе, он выглядел необычно, он был, не как все. Когда он приходил, мамина соседка – бывшая дворничиха – убирала из коридора свои калоши и пальто: "А то сразу украдет". И пожаловалась в домоуправление, что к маме приходит очень подозрительный тип.

Занятия продолжались несколько месяцев, потом Вася заболел, его положили в больницу нервных заболеваний, и на этом все прекратилось.

Потом как-то я видела его мельком. Он сильно изменился, постарел, но благородство его осанки сохранилось. Он сказал мне, что серьезно думает о монастыре. Но он просто уехал из России – то, о чем всю жизнь мечтал.

"ГОРДОН" публикует мемуары из цикла "Портреты  разного  размера" по субботам и воскресеньям. Следующий рассказ – о журналисте Юрии Зерчанинове читайте в субботу, 16 января.

Предыдущие рассказы читайте по ссылке.

gordonua.com

Художник Василий Ситников. Церковь в степи и Дунька-готтентотка

Церковь в степи

Известный советский и русский художник, график, иллюстратор и живописец.

Художник Василий Яковлевич Ситников родился в сентябре 1915 года в селе Ново-Ракитино Лебедянского уезда Тамбовской губернии, в семье сибирских крестьян.

В 1921 году семья переехала в Москву. В 1933 году Василий Яковлевич поступил в Московский судомеханический техникум, с огромным удовольствием занимался судомоделизмом. В 1935 году пытался поступить во ВХУТЕМАС – не случилось. Устроился работать строителем метро, был художником-мультипликатором и модельщиком у известного режиссера А.Л. Птушко, помогал на лекциях преподавателей Художественного института имени Сурикова – показывал диапозитивы, и к нему, с той поры, практически на всю жизнь приклеилось прозвище «Вася-фонарщик».

В 1941 году был мобилизован на рытьё окопов – собирал сброшенные с немецких самолётов листовки и брошенное оружие. Вскоре эти листовки и оружие были найдены у него при обыске на квартире. Однако, Ситникова не расстреляли (а могли, ввиду военного положения в Москве), а отправили лечиться в город Казань, в клинику для душевно больных.

В 1944 году Василий Ситников вернулся в Москву, перебивался случайной работой, увлёкся «неофициальным» искусством. С 1951 года художник много преподавал – в Москве была популярной неофициальная «школа Ситникова».

В 1975 году художник иммигрировал в Австрию, а 1980 году перебрался в США. Перед отъездом с Родины художник передал свою коллекцию икон в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва, а вот собственные работы художника впоследствии были полностью утрачены – они просто «рассеялись».

Очень небольшое количество работ осталось и от американского периода жизни художника.

Умер Василий Яковлевич Ситников в ноябре 1987 года в Нью-Йорке. Впоследствии родственники художника перевезли урну с его прахом в Москву и захоронили на Ваганьковском кладбище.

Я очень долго «перебирал» работы художника… Как совместить в одной галерее «Собор в тумане», «Проезд Параши Культяпкиной» и «Отпустите Васю на Луну»? Работы такие разные, очень серьёзные и просто источающие едкий сарказм, заставляющие крепко задуматься и рождающие лёгкую улыбку. Давайте смотреть.

КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА ВАСИЛИЯ ЯКОВЛЕВИЧА СИТНИКОВА

Монастырь

Собор в тумане

Монастырь в лунном свете

Синие купола

Цыгане

Монастырь зимой

Зимняя сцена

Град Китеж

Кремль в снегу

Монастырь зимой

Монастырь

Проезд Параши Культяпкиной

Монастырь

Москва

Кремль зимой

Моя малая родина

Куда кривая вывезет…

Отпустите Васю на Луну

Обнажённая

Красавица

Три грации

Две обнажённых

Обнажённая

Дунька-готтентотка

Идущая обнаженная

art.mirtesen.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта