Кто нарисовал первые картины? Картина первая
Кто нарисовал первые картины?. Кто есть кто в мире искусства
Кто нарисовал первые картины?
Первыми художниками на земле были пещерные люди. На стенах пещер в южной Франции и в Испании обнаружены цветные рисунки животных, которые были выполнены в период с 30 тыс. по 20 тыс. год до нашей эры.
Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились, потому что в пещеры никто не заходил многие века. Древние люди рисовали диких животных, которых видели вокруг себя. В Африке и в восточной Испании были обнаружены очень незрелые по технике исполнения, но нарисованные в очень живых позах, человеческие фигуры.
Пещерные художники разрисовывали стены пещер разнообразными яркими красками. В качестве красителей использовали природную краску охру и марганец (металлический элемент). Они размельчались в порошок, смешивались с жиром, животным салом и наносились неким подобием кисточки.
Красителями, истолченными в порошок и смешанными с салом, наполняли деревянные палочки, которые становились, похожи на «цветные карандаши». Пещерные люди делали кисточки из шерсти животных или волокон растений. Линии нацарапывались острыми отточенными резцами из кремня.
Одна из самых ранних цивилизаций появилась в Египте. Художники того времени уже рисовали целые картины. Многие произведения искусства создавались для украшения пирамид и гробниц фараонов и других знатных людей. На стенном полотне гробниц художники увековечивали сцены из жизни человека. В Древнем Египте использовались акварельные краски и белила.
Другая древняя цивилизация — Эгейская — тоже достигла значительного уровня развития искусства живописи. Их художники работали в свободном и изящном стиле. Они изображали жизнь моря, животных, цветы, спортивные игры. Их рисунки делались на мокрой штукатурке. Этот особый вид рисования мы сейчас называем фресками.
Итак, вы видите, что рисование уходит своими корнями в очень ранние годы человеческой истории.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Картина первая. О Вечном…
Картина первая
Высокое помещение с открытыми пролетами колонн в глубине. На первом плане с двух сторон поднимаются снизу две лестницы. В пролеты колонн видно небо, освещенное пожарами. Яркие клубы дыма и искр. Слышны звуки труб и рожков. Битва. Временами — глухие удары камнеметов и стенобитных орудий. Все время, то удаляясь, то приближаясь, — лающая человеческая толпа: ay, ay, ay! Посередине за столом — старейшины. В пурпурных плащах. По лестницам снизу вбегают вестники, иногда истерзанные и раненые. Общий тон картины похож на "Зарево"[233].
Первый вестник (продолжая весть)…Ими овладело безумие. Наши отступают. Вождь ошибся. Он вступил в переговоры. Он собрал пленных и отпустил их. Они все высмотрели. Все узнали. Сегодня они опять бьются. Им дали новое оружие. Они уверены теперь, что позволено все. Думают, что они знают.
Второй старейшина (шепчет). Опять переговоры! Или трус? Или глупец?
Третий старейшина. Он отпустил заложников…
Второй вестник. Они ворвались в школы! Избивают юношей! Гибнут надежды народа. Их терзают восставшие против знания. Учителям они угрожают.
Третий вестник. Они захватили женщин. Влекут их. Насилуют. Если бы вы видели ужас! Они…
Четвертый вестник. Они пробили стены Палаты. Захватили кованые сундуки. Похитили священные сосуды. Ломают. Похищают золото и камни.
Пятый вестник. Они волокли за ноги раненых. Они разбивают черепа о перила. Они сбрасывают в воду. Топят камнями. Врачей они избивали.
Шестой вестник. Подожжены лучшие здания. Разрывали изображения. Разбивали лучшие статуи. Книги уничтожали. Выпущены из тюрем все убийцы. Преступники стали во главе избивающих. Кто-то платит им золото. Я сам видел, как сыпали монеты.
Седьмой вестник. Кто-то их опьяняет. Они грозят уничтожить знание. Здание Правосудия только что рухнуло. Я видел людей, обремененных добычей. Откуда столько грабителей? Неужели они скрывались здесь, между нами? Худо там, худо…
Первая старуха. Они изнасиловали моих дочерей. Им все можно. Говорят: "Старейшины, истребите злодеев!"
Вторая старуха. Месть грабителям! Они уничтожили целебные составы. Они издевались. Школа моя истреблена. Посмотрите на моих учениц Милосердия! Найдите их, уведенных войсками. Или это все нужно? Вы мудрецы!
Третья старуха. Или вы обессилели, старейшины? Люди вы или нет? Или грабителей вы послали?
Четвертая старуха. Или и вам заплатили золотом? За кровь наших детей!! Где ваше мудрое знание? Вы ослепли?
Пятая старуха. Моего сына тащили обнаженным. По камням тащили. И били! За то, что он был в школе. За то, что учиться хотел. Ваше знание искал. Учителей там задушили арканом.
Шестая старуха. Всех больных волокли по земле. Содрали с них одежды. Бросили их в подвалы укреплений. Неужели вы можете слушать мою весть?
Седьмая старуха. Они в храмах плясали. Священнослужителей убили. Хо-хо! Хо-хо! Там весело. Теперь идут вас задушить. Хо-хо! Там весело. Красно там. У вас тут темно. Хо-хо!
Семь стариков (спеша и перебивая друг друга). Они уничтожили все наши книги… Пропали знаки о новых звездных путях… Изображения камней и толкования в них заключенного разорваны… Линии звуков нарушены… все гибнет…
Первый земледелец. Все было спокойно. Мы кончали пашню. Готовились сеять. Вдруг всадник. Кричит: "Будут искать!" Что искать, мы не знали. Будут обыскивать. А там уже идут убийцы. С оружием пришли. Начали убивать…
Второй земледелец. Моим коням глаза выкололи. Овец заперли в хлев и сожгли. Овцы кричали человечьим голосом. Так громко…
Третий земледелец. Топили в реке зерно. Искали школы, чтобы их уничтожить. Учителя избили до смерти. Бороду вырвали. Дали молиться ему. Ждали. И растерзали потом. Спокойно терзали.
Четвертый земледелец. Где помогающие? С трудом я пробрался. Всего оборвали… Куда надо сообщить? Меня прислали просить помощь. Там уже сожгли, может быть! При мне убили священника. Моего соседа, белого — ему сто лет, — поймали, избивали уже. Не давали проститься с семьею. Глаза выбили. Его сыновьям камни привязали на шею. Бросили… Куда сказать?.. Кто поможет?.. Научите… Я с ними прошел… Я ничего не прибавил… Только правду… Соседи знают… Научите ж, куда сказать… Где помогающие?
Второй старейшина. Видите? Чуете? Поняли? Теперь помогите! Молчащие!
Сумасшедший (незаметно протолкался). Где же пожар? А у них у всех крылья. Они летают — красные птицы. Я полечу с ними… (Убегает.)
Старейшина. Выйдите, старцы. Выйдите, вестники. Мы обдумаем спасение знания. Наша скала неприступна. Велики запасы. Кто с нами, собирайтесь на нижнем дворе. И в храме. И по всем переходам. Идите!
Уходят.
Братья, а вы думайте все. Если бы мы знали, что они хотят насадить новое знание. Но они хотят только разрушить. Они думают, что из разрушения само возникнет новое знание. Глупцы! Мнят, что толпа может творить знание…
Второй старейшина (перебивая). Нет, они ничего не думают. Они идут путем лжи. Им надо только разрушить…
Третий старейшина. Они одержимы темными силами. Но они их не видят! Темные сами!
Старейшина (продолжая). Но мы знаем, что противостоит их разрушениям. Умереть знание не может. Только народ все еще не уверен в бессмертии знания. Бедные! А мы знаем. И потому мы не боимся…
Второй старейшина (перебивая). Но надо остановить ужас. Глупцы, уже тронули то, что их уничтожит. Знание! Просветленное.
Шестой старейшина. Как могли народ обмануть!
Восьмой старейшина. Где же мудрость?!
Девятый старейшина. Где благо?
Четвертый старейшина. Как же могут быть вождями народа люди, уличенные в преступлениях? Неужели могут вести народ ко благу, которые сами творили зло?
Пятый старейшина. Они поведут ко лжи… Они отдадут врагам землю! Старейшина. Знание…
Четвертый старейшина. Или приходит последний час знания?
Старейшина (перебиваемый шумом). Для знания нет последнего часа. Братья, мыслите! Вы сомнений не знаете. Нам толпы не страшны. Народный ум помутился. Слышали, и нам кричали, что мы продались. Кому мы можем продаться? Мы, мечтавшие всегда о дубраве! При блеске пожара я говорю о дубраве тишайшей. Но глупцы опять хотят отдалить радость мира. Единство им ненавистно. Для народа должны мы знание сберечь…
Второй старейшина. Наше знание бессильно. Обернитесь. Смотрите.
Седьмой старейшина. А я говорю, отдайте им все. Пусть возьмут. Тайны им недоступны. Может быть, время пришло. Знание мы унесем. В дубраву уйдем. Или погибнем. Все равно сохраним. Неужели вы будете с толпой состязаться? Разве для вас страшен огонь пожара? Вас он не опалит. Главное — сохранить знание. Время пришло. Огнем Владыко дохнул.
Шестой и пятый старейшины. Время пришло!
Восьмой старейшина. Разве мы знаем время? Скрыты сроки! Вижу разрушение. Что-то должно погибнуть. Насилие должно погибнуть. Эти толпы погибнуть должны. Вожди их погибнуть должны. Что мы знаем?
Второй старейшина. Помните, что в гневе и лицо пророка становилось страшным. Умейте быть грозным.
Девятый старейшина. Брат, ты знаешь, что углубление знания не приходит во лжи и насилии. Свободная, мирная воля знание творит. То, что мы видим, не утверждает и не творит. Время еще не пришло.
Восьмой старейшина. Что мы знаем о времени? Ничего мы не знаем.
Десятый старейшина (самый древний, как бы пророчествуя). Грохочут железом обитые ворота. По каменному полу стучат спешные шаги. От града до града. Спешим. Куда ходим? Кто зовет? Кто пылает? Вы кончили ваши дела? Кричат для молчанья. Горят. А пепел очистит… Близится время.
Пятый старейшина. Я предлагаю открыть плотины и затопить весь город. Волна сметет безумцев.
Шестой старейшина. Вызовем грозу и ливень.
Первый старейшина. При смерти множеств погибнут невинные. Нам нужно отразить восставших против знания. Их гибель принять мы можем, но остальных должны мы оберечь.
Пятый старейшина. Кто отличит восставших? Когда мятутся толпы? Во тьме? В огне?
Третий старейшина. Время идет. Надо призвать могучие силы.
Четвертый старейшина. Безмолвный глас! Неслышный грохот! Призовите Сурендру Гайятри.
Пятый старейшина. Гайятри ушел от нас. Он людей уже знает. Он в тихой дубраве. Что заставит его вернуться? Вступить в огонь пожара?
Старейшина. Мы заставим его вернуться. Правда! Знание он защитит. Он откроет новые силы. Он придет сам.
Третий старейшина. Силы он призовет. От людей он уже давно удалился. Прояснел его глаз. Его воля чиста.
Четвертый старейшина. Правда. Пойдемте все. Будем молить.
Одиннадцатый старейшина. Не попытаться ли еще толпу убедить? Объяснить им… Всем нам выйти. Знаменья дать. Объяснить им…
Старейшина. Вчера уже отвергли они все соглашенья.
Второй старейшина. Идите к Гайятри. Он скажет, есть ли надежда еще. Утром мне сообщили, что враг новый поднялся на нас. Этот на кораблях, при ветре попутном уже миновал острова. К нам плывет, чтобы стадо злодеев усилить.
Двенадцатый старейшина. А наше безумное войско встречает с восторгом врага.
Восьмой старейшина. Не говорите так. Не надо так говорить. Это только предатели!
Девятый и одиннадцатый старейшины. Мы так мало знаем!
Четвертый старейшина. Спешите к Гайятри. Кто идет? Скорее!
Старейшина. Идите вы трое. Вы знаете тайны затворов ворот. К тайнику вы пройдете. Ходом подземным выйдете за реку. Там в кряже скалистом у белого круга. Оттуда видны Синие горы. Знаете, Гайятри там, у подножья. В дубраве. Просите. Ведите. Скорей!
Третий, пятый и шестой старейшины. Скорей! Скорей! (Ушли.)
Второй старейшина. Хранилища можно было сберечь. Мы время имели. Уже три дня говорили вожди. Только безумец все лгал. О толпах мы знали. Жидким огнем тогда можно было залить, спалить их. Приблизиться к ним самому. Начать самому. Если кто знает, что он защищает. Тогда знанию ничто не грозило бы. Дайте сказать. Среди огня и паденья скажу. Я говорил и писал вам. О ложном учении предупреждал…
Восьмой старейшина. Не укоряй!
Другие. Не надо!
Второй старейшина. Погодите… Я называл разрушителей. Письма прочтите. Все, что я говорил, все сбылось. О подкупах я говорил.
Другие. Не надо!
Второй старейшина. Нужно знать. О зачатках сборищ вы знали. Вы знали прибывших подкупных убийц. И преступных вы сами сюда допустили. Пленники вы! Знание вы защитить не могли. Дайте, дайте скажу…
За арками — особенный грохот. Взлетают столбы искр. Старейшины спешат к колоннам и застывают, уцепившись за камни.
Все. Рухнуло хранилище книг!.. (Шепот.) Не унесли свитки… Рухнуло знание… После нас никто уже не упомнит… Рухнуло… Рухнуло… Погребено…
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
esoterics.wikireading.ru
Учеба и первая картина. Леонардо да Винчи [Настоящая история гения]
Учеба и первая картина
Детство Леонардо, незаконного сына нотариуса и простой крестьянской девушки, прошло в небольшом городке Винчи, в окрестностях Флоренции. Эти места мало изменились с тех пор, и если вам доведется посетить Винчи, то, скорее всего, вы увидите в окрестностях все те же пейзажи, что окружали Леонардо в годы его детства.[6]
Когда Леонардо исполнилось четырнадцать лет, отец привез его во Флоренцию, и юноша поступил учеником в мастерскую Андреа дель Вероккио. Вероккио – это прозвище, означающее «верный глаз». Здесь Леонардо перенимал практические навыки, необходимые в то время живописцу: как правильно приготовить краски, мастики, лаки, как загрунтовать доску или холст – ведь мастера в то время сами делали все необходимое, а не покупали краски в магазине. Художник в XV веке считался ремесленником.
Скульптура Андреа дель Вероккио «Давид». Сохранилась легенда, что моделью для данной скульптуры послужил юный Леонардо, ученик Вероккио
Вероккио был не только живописцем, но и скульптором, и ювелиром. В его мастерской изготавливали скульптуры, как бронзовые, так и мраморные. Также здесь изготавливали керамику, в том числе фигурки из терракоты. В мастерской брали заказы не только на изготовление скульптур и роскошных гробниц, картин и ювелирных украшений для церкви, но изготавливали конскую сбрую, оружие и знамена. Также Вероккио охотно занимался подготовкой праздников для дома Медичи.
Вот, к примеру, учебник, которым пользовался Леонардо, очутившись в мастерской Вероккио. Под заголовком идет краткое изложение того, что написано в книге.
Что же мог найти начинающий художник в этом учебнике?
Читаем:
«Как рисовать на разного рода поверхностях; как получить множество оттенков черного цвета, как следует хранить горностаевые хвосты, чтобы их не сожрали мыши».
Последнее замечание очень ценное – ведь из хвостов горностая (материал дорогой) изготавливались кисти для живописи. А мышей было в то время превеликое множество – в Средние века кошек считали пособницами ведьм и повсеместно истребляли.
Интересно одно из упражнений для будущего живописца: Леонардо лепил фигурки из глины, а потом драпировал их кусками полотна и раскрашивал – чтобы в будущем уметь изображать складки плащей и хитонов.
Однако времена менялись, и новый художник новой эпохи должен был изучать не только то, как изготовлять краски или защищаться от мышей, – живопись Ренессанса менялась буквально год от года. За пятьдесят лет до того, как Леонардо сделался учеником Вероккио, другой великий флорентинец Филиппо Брунеллески открыл закон линейной перспективы. Что это такое? На картине или рисунке все линии сходятся в воображаемой точке. Художники Античности тоже пытались использовать перспективу – достаточно взглянуть на сохранившиеся фрески погребенного под пеплом и вновь открытого города Помпеи, чтобы понять: да, художники Древнего Рима знали о перспективе. Но что-то в их фресках было не так… Дело в том, что на античных картинах линии сходятся не в одной точке, а на одной вертикальной линии, поэтому эффект объема так и не достигается полностью, изображение кажется искаженным. Что касается Средневековья, то в эти времена живопись вообще поза была, что такое объем, – фрески и картины давали лишь плоские изображения без какого-либо учета пространства. Открытие Брунеллески перевернуло прежние представления. Отныне ни рисунок, ни живопись не могли оставаться в средневековых рамках.
Ученик Брунеллески Леон Альберти написал учебник по живописи, куда включил открытие своего учителя. Альберти утверждал, что кроме технических навыков художник обязан знать геометрию, оптику и законы перспективы. По словам Альберти, во Вселенной существуют пропорции, которые выражают божественный замысел. Открыть их, найти связь между математикой и искусством – задача современного художника (то есть художника эпохи Возрождения).
Альберти предложил рассматривать картину как мир, который мы видим из окна. Поверхность картины – это стекло, сквозь которое проходит зрительная пирамида.
Именно Альберти придумал описывать перспективу с помощью зрительной пирамиды. Что это такое? При построении перспективы лучи сходятся в воображаемой точке на линии горизонта, а форма и размеры предметов меняются в зависимости от того, как далеко они расположены от художника.
Леонардо, изучавший труды Альберти, использовал математику в своих живописных работах и считал, что она – ключ ко всем знаниям. «Перспектива для живописи, что уздечка для лошади или руль для корабля» – находим мы фразу Леонардо в «Трактате о живописи». Об этом трактате будет рассказано в соответствующей главе. А пока продолжим наш рассказ, чтобы не уподобиться Леонардо в его недостатках и не перескакивать все время с одной темы на другую.
Занимаясь живописью, Леонардо не просто позаимствовал открытия Брунеллески и Альберти, но и сам провел немало опытов, изучая законы перспективы. Так, он в самом деле ставил перед собою стекло, имитируя поверхность картины, а затем двигал стоящие за стеклом вещи, стараясь определить, как они меняются в зависимости от расстояния и угла зрения. В итоге он пришел к выводу, что «перспектива делится на три части. Первая из них содержит только очертания тел; вторая свидетельствует об уменьшении цветов на различных расстояниях; третья – об утере отчетливости на разных расстояниях».
И если Альберти с помощью зрительной пирамиды уже определил, что размеры предметов будут казаться тем меньше, чем дальше они находятся от наблюдателя, то именно Леонардо заметил, что цвета меняются в зависимости от расстояния и становятся все менее насыщенными[7]. Причина этого – особенность человеческого зрения. Глаз просто не способен четко различать цвета на большом расстоянии. Поэтому с изменением расстояния меняется и колорит картины. Слой воздуха делает пейзаж вдали голубоватым, даже если на переднем плане он имел красно-коричневые оттенки. Особенно это касается темных предметов. Леонардо верно определил, что причина изменения колорита[8] с расстоянием – атмосфера. Чем дальше находится предмет от художника, тем более нейтральным видится его цвет. При этом светлые предметы, удаляясь от глаза наблюдателя, темнеют. А темные, наоборот, становятся светлее. Например, лес вдали будет выглядеть более светлым, чем те же самые деревья поблизости.
И наконец, чем дальше расположен предмет, тем более размытыми, нечеткими становятся его очертания. Именно эти приемы позволили Леонардо создать на своих картинах воздушную перспективу.
Так появилась глубина изображения не только за счет изменения размеров предметов и схождения линий изображения, но и за счет того, что дальние детали прорисованы менее четко, нежели те, что находятся на переднем плане, а также за счет изменения цветов. Воздух, наполненный светом и тенью, пронизывает живопись Леонардо и соединяет передний и задний планы картины.
Еще одно новшество, которое пришло в живопись того времени, – это масляные краски. В Античности и Средневековье писали в основном темперой – красками, которые изготавливали, смешивая яичные желтки с различными пигментами. До эпохи Возрождения масляные краски не применялись, хотя льняное масло в живописи было известно еще в Античности. В трактате XIII века мы находим подробное описание изготовления масляных красок, но они далеко не сразу вошли в обиход художников. Дело в том, что масляная живопись требует грунтовки и специальной техники. Прежде всего это специальный грунт: доску или холст, до того как начать писать картину, необходимо покрыть составом из мела и клея, иначе масло из красок впитается в древесину или холст, ткань при этом сделается хрупкой и «сгорит», а масляные краски потускнеют (пожухнут – говорят художники) и в скором времени осыплются. Художники потратили немало сил и времени, придумывая различные способы грунтовки. Выбранный грунт сильно влияет на результат – картина может сиять красками, как только что написанная, а может сделаться тусклой, «глухих» оттенков.[9] От грунта также зависит, как долго просуществует картина, насколько прочно красочный слой соединится с основой.
Леонардо писал все свои картины (за исключением настенной живописи) на досках, используя в основном тополь. После завершения картины и высыхания красок живописный слой покрывали лаком – для сохранения картины на долгие годы. Эта техника была разработана незадолго до Леонардо – в тридцатые годы XV века. Ее создание приписывают фламандскому художнику Яну ван Эйку. Именно масляные краски позволяли наносить десятки слоев один за другим, заставляя картину буквально светиться.
Леонардо провел в мастерской Андреа Вероккио шесть лет в качестве ученика. В то время к ученикам относились очень строго, они должны были беспрекословно подчиняться учителю. Только в самом конце обучения, после того как ученик постигал все остальные премудрости, его допускали к кистям и краскам и позволяли заниматься живописью.
Когда Леонардо исполнилось двадцать, учитель позволил ему написать ангела на своей картине «Крещение Христа». Кисти Леонардо также принадлежит пейзаж на заднем плане картины. При этом картина Вероккио написана темперой, в то время как ангел и пейзаж сделаны масляными красками. Так на картине появился «луч света», а с ним – иное восприятие, иные цвета и новая техника живописи. В итоге фрагменты, исполненные Леонардо, плохо вязались с тем, что изобразил его учитель. Но это уже не имело значения. Приговор современников прозвучал единогласно: ученик превзошел своего учителя и стал мастером.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
Картина первая. Кинематограф [сборник]
Картина первая
Невозможно не видеть картин, оглянувшись вокруг; понимаете, если мой отец был кузнец, а ваш – пэр Англии, мы с вами обязательно будем картинами в глазах друг дружки. И никакими усилиями не вырвемся из рам, хотя оба произносим абсолютно естественные для нас слова. Вы видите меня в дверях кузницы: как я стою с подковой в руках, прислонившись к косяку, – видите и думаете, проезжая мимо: «Картинно!» А я увижу, как вы вальяжно расселись в своем автомобиле и, кажется, вот-вот милостиво кивнете простолюдинам, увижу и подумаю: вот живая картина старой роскошной аристократической Англии! Конечно, мы оба глубоко заблуждаемся, но наши заблуждения неизбежны.
Только что, у поворота дороги, я увидела одну такую картину. Она могла бы называться «Возвращение моряка» или как-то в этом роде. Статный молодой моряк с узелком; девушка берет его под руку; соседи толпятся вокруг; буйство цветов в саду коттеджа; проезжая мимо, читаешь под картинкой пояснительный текст: мол, моряк вернулся из плавания в Китай, и в гостиной его ждет обильное угощение, а в узелке лежит подарок для молодой жены, а жена скоро родит ему первенца. Все хорошо, все как надо, все так, как и должно быть, – вот какое чувство вселяет эта картина.
Что-то здоровое, что-то отрадное содержалось в зрелище этого безмерного счастья, и жизнь друг показалась приятнее и завиднее, чем прежде.
С этой мыслью я проехала мимо, стараясь впитать картину целиком, насколько это было в моих силах: подметила цвет ее платья и цвет его глаз, увидела кошку песочной масти, которая выскользнула из дверей.
Какое-то время эта картина плавала в моих глазах, и сквозь нее почти все казалось намного ярче, теплее и проще, чем обычно; а что-то еще – пустяшным; а что-то третье – неправильным, а что-то четвертое – правильным и более осмысленным, чем прежде. В тот день и назавтра эта картина приходила мне на ум в самые неожиданные моменты, и тогда думалось с завистью – с белой завистью – о счастливом моряке и его жене; чем-то они заняты в эту минуту, о чем разговаривают? Фантазия подбрасывала другие картины, которые отпочковались от первой: вот моряк пилит дрова, достает воду из колодца, и говорят они о Китае; вот девушка ставит его подарок на каминную доску, чтобы видели все, кто ни зайдет, и она шьет вещи для малыша, и все двери и окна распахнуты настежь, в сад, чтобы птицы порхали и пчелы жужжали, и Роджерс – так его фамилия – прямо выразить не может, до чего ему все это приятно после китайских морей. А сам покуривает трубку, выставив ноги в сад.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
public.wikireading.ru
Картина первая
41
Сергей Сергеевич Прокофьев (-1953)
ОБРУЧЕНИЕ В МОНАСТЫРЕ
(Дуэнья)
Лирико-комическая опера в четырех действиях (девяти картинах)
по комедии Р. ШЕРИДАНА «ДУЭНЬЯ»
Либретто и музыка С. С; ПРОКОФЬЕВА
Стихотворные тексты
М. А. МЕНДЕЛЬСОН-ПРОКОФЬЕВОЙ
С.Прокофьев закончил оперу в сентябре 1940 года. В основе её либретто – текст Р Шеридана, созданный им в 1775 г. как либретто комической оперы. Шеридановская "Дуэнья" с музыкой Т.Линлея пользовалась при жизни её авторов немалым успехом. Прокофьев, следовательно, писал "либретто по либретто". И это обстоятельство не в последнюю очередь обеспечило этой работе столь высокий художественный уровень, что позволительно говорить о либретто прокофьевского "Обручения" как о едва ли не лучшем либретто комической оперы ХХ века.
Первоначально Профофьев предназначал свою "Дуэнью для постановки в Музыкальном театре К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Однако начало войны воспрепятствовало этим планам. В 1943 году планировалась постановка "Дуэньи" в Большом театре и композитор, сделал значительную переработку оперы. Но и эта постановка не состоялась.
Впервые опера увидела свет в 1946 г. в Ленинграде на сцене театра Театра им. Кирова. Далее последовали постановки в Лейпциге, Эрфурте, Берлине (все – в 1958 г.), в Оперной студии Московской консерватории, на сцене московского Музыкального театра К.С.Станиславского (обе в 1959 г.), далее – в Загребе, Неаполе, Дюссельдорфе (все – в том же 1959.) Из постановок последних лет отметим спектакль ГАБТа (1982 г. Режиссёр Б.Покровский, Дирижёр Р.Рождественский).
Действующие лица:
ДОН ЖЕРОМ, севильский дворянин – тенор
Дон ФЕРДИНАНД, его сын – баритон
ЛУИЗА, его дочь – сопрано
ДУЭНЬЯ при Луизе – контральто
Дон АНТОНИО – тенор
КЛАРА, подруга Луизы – меццо-сопрано (низкое сопрано)
МЕНДОЗА, богатый рыботорговец – бас
Дои Карлос, обедневший дворянин, приятель Мендозы – баритон
Отец Августин, настоятель монастыря – баритон
ОТЕЦ ЕЛУСТАФ, монах – тенор
ОТЕЦ ШАРТРЕЗ, монах – баритон
ОТЕЦ БЕНЕДИКТИН – бас
1-й послушник – тенор
2-й послушник – тенор
Лауретта, служанка Луизы – сопрано
РОЗИНА, служанка Клары – контральто или меццо-сопрано
ЛОПЕЦ, слуга Фердинанда – тенор
ПАБЛО, слуга Мендозы – тенор
ПЕДРО, слуга Мендозы – тенор (баритон)
МИГУЭЛЬ – бас
1-я МАСКА – тенор
2-я МАСКА – баритон
3-я МАСКА – бас
Приятель дона Жерома – без слов, играет на корнет-а-пистоне
Санхо, слуга дона Жерома – без слов, играет на большом барабане
Чумазый мальчишка – без слов
Слуги, служанки, монахи, монахини, гости, маски, торговки
Действие происходит в Севилье в XVIII веке
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Площадь перед домом дона Жерома. Мендоза и дон Жером.
ДОН ЖЕРОМ.
Но это химерично! Совсем, ну совсем, ну совсем невероятно!
МЕНДОЗА.
Невероятно, да!
Вся торговля рыбою во всей Севилье и почти на всем Гвадалквивире попадает, безусловно, в наши руки. Сложивши наши капиталы и скупив все лавки и баржи, всю рыбку приберем к рукам.
ДОН ЖЕРОМ. Это очень славно.
МЕНДОЗА (изображая руками движения плавающих рыб).
Плавай, плавай, рыбка, пока не вскочишь в сети.
Из сетей же прыг в баржу, а из баржи на рынок.
ДОН ЖЕРОМ и МЕНДОЗА.
Ждем вас, гостьи дорогие, розовые, жирненькие, розовые, жирненькне,
из Гвадалквивира, из Гвадалимара, из Гвадалбульона,
МЕНДОЗА. Ну, а также с моря.
ДОН ЖЕРОМ. А с моря – это выгодно?
МендоЗа. С моря тоже выгодно.
ДОН ЖЕРОМ. (изображая руками движения плавающих рыб).
Плавай, плавай, рыбка, пока не вскочишь в сети.
МЕНДОЗА. А сетей-то будет много – негде порезвиться.
Дои Жером и МЕНДОЗА.
Ни в Гвадалквивире, ни в Гвадалимаре, ни в Гвадалбульоне...
МЕНДОЗА. Ни даже в Средиземном море.
ДОН ЖЕРОМ. Так значит...
МЕНДОЗА. Дружбу...
ДОН ЖЕРОМ. И торговлю.
МЕНДОЗА. Скрепляем...
ДОН ЖЕРОМ. Скрепляем...
МЕНДОЗА. Рукою...
ДОН ЖЕРОМ. (протягивая руку) Рукою...
МЕНДОЗА. Вашей дочки
ДОН ЖЕРОМ.
Дочки? Да, да, мы говорили уж об этом.
(Про себя). Пожалуй, так неплохо. Пожалуй, этак крепче.
МЕНДОЗА. Решено?
ДОН ЖЕРОМ. Решено.
МЕНДОЗА. Совсем решено?
ДОН ЖЕРОМ. Э... э... совсем.
Мендоза, довольный и взволнованный, прохаживается.
Дон Жером критически рассматривает его.
Неказист. Сутуловат. Бороду бы сбрить и после выкинуть в Гвадалбульон.
А впрочем, ничего. Сойдет. Дела сулит почтенные.
Да и для дочки муж спокойный лучше, чем эти все молодчики без дуката за душою.
МЕНДОЗА.
Сеньор, я счастья не имел еще взглянуть на пашу дочку.
ДОН ЖЕРОМ.
Ах! Как взглянете – с ума сойдете от восторга. Какие глазки!
С лукавым огоньком, с веселой, плутоватой искрой. Восхищенье!
МЕНДОЗА. Плутовочка!
ДОН ЖЕРОМ.
А при улыбке на щеке малюсенькая ямочка, но только на одной.
МЕНДОЗА. Плутовочка... А-а...
ДОН ЖЕРОМ.
И на этих щечках, я сказал бы щечечках, нежненький пушок.
МендоЗа. Плутовочка! О-о...
ДОН ЖЕРОМ. Поет совсем как соловей: то громко, то тихо, то весело, то нежно, то умно, то...
МЕНДОЗА. Плутовочка! У-у...
ДОН ЖЕРОМ. Да, даю вам клад. (Похлопывает Мендозу по животу.) Не то, что ваши рыбы.
МЕНДОЗА.
Позвольте, вы, может быть, не знаете, что за рыбы водятся в Гвадалквивире,
в Гвадалимаре, в Гвадалбульоне?
Возьмите хоть форель. Кусочек положите в рот: ну, это просто поцелуй.
ДОН ЖЕРОМ. Плутовочка, плутовочка!
МендоЗа. Педро!
(Вбегает Педро.)
ПЕДРО. Я здесь, сеньор.
МЕНДОЗА. Нет, Пабло!
(Вбегает Пабло.)
ПАБЛО. К услугам сеньора.
МЕНДОЗА. Покажи форель. Глядите. Возьмите.
(Нагружает дона Жерома.) Пощупайте. Вот эту. И эту. И эту.
ДОН ЖЕРОМ. Плутовочка! О-о...
(Дважды целует форель.)
МЕНДОЗА.
А если обратимся к морю... Возьмите лангустнну. Какая нежность!
У лангустины под бронею, как под корсетом, скрыто тело.
ДОН ЖЕРОМ. Плутовочка, плутовочка!
МЕНДОЗА. Мигуэль.
МИГУЭЛЬ. К услугам сеньора.
МЕНДОЗА. Нет, Пабло!
ПАБЛО. К услугам сеньора.
МЕНДОЗА.
Подай нам лапгустину.
Взгляните, отломите шейку. Попробуйте на зуб.
Какой на свете поцелуи сравнится с лангустиной!
ДОН ЖЕРОМ. Плутопочка! Ай! За палец схватила клешней.
МЕНДОЗА. Пустяк, пустяк. Руку пожала вам для первого знакомства.
ДОН ЖЕРОМ. Ох, ох, ох! Пожмем и мы до завтрашнего утра.
МЕНДОЗА. Я домой.
ДОН ЖЕРОМ. И я домой.
МЕНДОЗА. Педро! Пабло! Мигуэль! Домой!
Все расходятся. Появляются Фердинанд и Лопец.
ФЕРДИНАНД. Что за насекомое?
ЛОПЕЦ. Мендоза.
ФЕРДИНАНД. Кто?
ЛОПЕЦ. Мендоза. Гнилою рыбою торгует.
ФЕРДИНАНД.
И сам гнилой, как рыба. Ах! Клара, Клара, дорогая, как жестоко,
беспощадно и безжалостно нарушила ты мой покой!
ЛОПЕЦ. И мой! И мой!
ФЕРДИНАНД. И твой?
ЛОПЕЦ.
Вы мечетесь, и я бегу за вами. Вы рыскаете под ее окном и тащите меня с собою.
Пошли бы отдохнуть, заснули бы на полчаса.
ФЕРДИНАНД.
Ах, Клара, капризная, упрямая, неверная, и взгляд насмешливый и злой,
насмешливый и злой. А если улыбнется... Ах, тут-то и несчастье.
За эту чудную улыбку я все готов отдать.
О боги, я умру, если потеряю Клару, чудную Клару.
Стемнело. Входит Антонио с гитарой.
ФЕРДИНАНД.
Сеньор, явились петь серенаду под окном моей сестры?
АНТОНИО.
Фердинанд, ну что за глупости! Здравствуй, милый. Я не заметил, что ты здесь.
ФЕРДИНАНД. Прекрасно. Не заметил!
АНТОНИО. И ты не замечай. Пойди и погуляй.
ФЕРДИНАНД.
Для того, чтоб дать возможность смущать мою сестру?
АНТОНИО. Послушай!
ФЕРДИНАНД.
Нет, сеньор, ступайте под окно в другое место. А впрочем, подождите.
(Про себя.) Прогнать легко, да вдруг тогда пойдет бренчать под окно к милой Кларе.
Нет, лучше пусть поет сестре. (К. Антонио) Желаю вам успеха, а я иду гулять.
Уходит.
АНТОНИО
(поет, аккомпанируя себе на гитаре).
К тебе в окно гладит луна
И велит она
Сорвать поскорей
С твоих дремлющих очей
Повязку сна.
Тебе в безмолвии ночи пою,
Как нежно я тебя люблю!
Я здесь, я жду, моя весна,
Сорви повязку сна,
Полетят часы, легки,
Как мотыльки.
Тобой одной до дна, до дна
Душа Антонио полна.
(Вбегают несколько масок.)
1-я МАСКА. А красотка не ответит.
2-я МАСКА А красотка крепко спит.
1-я МАСКА. И во сне целует нежно, нежно...
3-я МАСКА. Другого, не тебя.
1-я МАСКА. Другого, не тебя.
АНТОНИО. Идите! У меня есть шпага, довольно острая.
1-я и 2-я маски.
И во сне целует нежно, нежно богатого Мендозу. (Уходят.)
АНТОНИО. Севилье, спящей крепким сном,
Мы с тобою вдвоем, с тобой вдвоем
Будем счастливы в безмолвии ночном.
АНТОНИО. Приди ко мне из плена юных снов. Во тьме, звездой сияя, Пришла ты, дорогая. Во всей Севилье в этот час Влюбленных нет счастливей нас. | ЛУИЗА (выходя на балкон). Антонио! Из ночи донесся друга нежный зов. Ты ждешь меня, любимый, Зовешь меня, любимый, С тобой вдвоем В безмолвии ночном Так счастлива я... Ты жизнь моя, любовь моя. |
(В дверях появляется дон Жером о халате и колпаке.)
ДОН ЖЕРОМ.
Прекратите мяуканье, черт вас возьми!
Лукиза скрывается. Антонио раздраженно берет три аккорда на гитаре.
ДОН ЖЕРОМ. Кот бесхвостый, попадись мне.
Бросается вперед. Вбегают маски.
1-я МАСКА. Кота бесхвостого ищите.
2-я МАСКА. Кота с ногами без хвоста.
3-я МАСКА А вот и кот!
Ловит дона Жерома.
ДОН ЖЕРОМ. Да ну вас!
3-я МАСКА.
А вот и кот! Поймал!
ДОН ЖЕРОМ. Отстаньте!
3-я МАСКА. Поймал!
1-я МАСКА. Поймал!
2-я МАСКА. Держите!
ДОН ЖЕРОМ.
Отстаньте, черт возьми! Откуда только взялись?
Три маски.
Дон Жером, дон Жером, сегодня карнавал. Не надо обижаться.
(Убегают.)
ДОН ЖЕРОМ.
Если есть у вас дочь, это, верьте, чума.
Пусть супруга в гробу, дочь сведет вас с ума.
Где долг, где почтенье к родительской власти?
Подросшая дочь хуже всякой напасти.
Стоны, рыданья,
Письма, свиданья.
Подросшая дочь хуже всякой напасти.
Снова вбегают маски.
1-я МАСКА. Здесь кот мяукал.
3-я МАСКА. Кот мяукал.
2-я МАСКА. Кот с ногами без хвоста.
1-я МАСКА. Дон Жером!
2-я и 3-я маски. Лови его за хвост.
1-я МАСКА. Дои Жером!
2-я и 3-я маски. Лови его за хвост.
Три маски. Но как поймать, коль нет хвоста?
ДОН ЖЕРОМ. Да ну вас всех в Гвадалквивир!
Три маски.
Дон Жером, дон Жером, не надо обижаться.
А мы идём купаться.
(Убегают.)
ДОН ЖЕРОМ.
Где только уловки плутовки находят?
Любовники, письма нас в ярость приводят.
Отцовский же выбор насмешкой им служит.
Истерики, споры,
Укоры и ссоры.
Упрямая дочка – напасти нет хуже.
(Появляются танцующие маски.)
Скорее замуж, скорее выдать за Мендозу.
Того гляди, молодчики с гитарами украдут.
А тут спокойный сон. А тут обильные доходы, дукаты.
(Слегка приплясывая.) Рыба, дукаты, рыба, дукаты. Рыба, рыбка, рыбочка...
Уходит. Маски продолжают танцевать.
1-я МАСКА. Друзья, уходите.
3-я МАСКА. Друзья, не шумите.
2-я МАСКА. Опять раскричится сердитый старик.
1-я МАСКА. К тому же уж поздно, далёко за полночь.
2-я МАСКА. Севилья крепко, крепко спит.
1-я МАСКА. Тихонько.
2-я МАСКА. Совсем тихонько.
1-я МАСКА. Бесшумно.
2-я МАСКА. Совсем бесшумно.
3-я МАСКА. Бесшумно.
Три маски расходятся. Из темноты появляются силуэты новых масок.
Они бесшумно танцуют.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
studfiles.net
Картина первая
Лирические сцены в трех действиях (семи картинах) Текст по А. С. ПУШКИНУ Музыка П. И. ЧАЙКОВСКОГО
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Ларина, помещица .....меццо-сопраноТатьяна \ .......сопраноОльга / её дочери ......контральтоФилиппьевна, няня .... меццо-сопраноЕвгений Онегин ....баритонЛенский, поэт ..... тенорКнязь Гремин ......басРотный ......бас3 а р е ц к и й ....... басТ р и к е, гувернер ....... тенорГ и л ь о, камердинер Онегина.......персонаж без слов
Крестьяне, крестьянки, помещики, помещицы, офицеры, гости на балу.
Действие происходит в 20-е годы XIX века в деревне и в Петербурге.
Переход между картинами
Картина первая Картина вторая Картина третья
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Картина первая
Усадьба Лариных — дом и прилегающий к нему сад. Вечереет. Ларина и няня варят варенье. Из дома слышно пение Татьяны и Ольги.
Татьяна Слыхали ль вы за рощей глас ночной Певца любви, певца своей печали? Когда поля в час утренний молчали, Свирели звук — унылый и простой — Слыхали ль вы? Ольга Слыхали ль вы за рощей глас ночной Певца любви, певца своей печали? Когда поля в час утренний молчали, Свирели звук — унылый и простой — Слыхали ль вы? Ларина Они поют... и я, бывало,В давно прошедшие года —Ты помнишь ли? — и я певала... НяняВы были молоды тогда! Татьяна Вздохнули ль вы, внимая тихий глас Певца любви, певца своей печали? Когда в лесах вы юношу видали, Встречая взор его потухших глаз, Вздохнули ль вы? Ольга Вздохнули ль вы, внимая тихий глас Певца любви, певца своей печали? Когда в лесах вы юношу видали, Встречая взор его потухших глаз, Вздохнули ль вы? Ларина Как я любила Ричардсона! Няня Вы были молоды тогда! Ларина Не потому, чтобы прочла, Но в старину княжна Алина, Моя московская кузина, Твердила часто мне о нем. Ах, Грандисон! Ах, Ричардсон! Няня Да, помню, помню! В то время был еще жених Супруг ваш... Но вы поневоле Тогда мечтали о другом, Который сердцем и умом Вам нравился гораздо боле. Ларина Ведь он был славный франт, Игрок и гвардии сержант! Няня Давно прошедшие года! Ларина Как я была всегда одета! Няня Всегда по моде. Ларина Всегда по моде и к лицу. Няня Всегда по моде и к лицу. Ларина Но вдруг, без моего совета... Няня Свезли внезапно вас к венцу. Потом, чтобы рассеять горе, Сюда приехал барин вскоре... Ларина Ах, как я плакала сначала! С супругом чуть не развелась! Потом хозяйством занялась, Привыкла — и довольна стала. Няня Вы тут хозяйством занялись, Привыкли — и довольны стали. И слава богу! Ларина и няняПривычка свыше нам дана —Замена счастию она.Да, так-то, так!Привычка свыше нам дана —Замена счастию она.ЛаринаКорсет, альбом, княжну Полину,Стихов чувствительных тетрадь, Я все забыла...НяняСтали зватьАкулькой прежнюю Селину, И обновили, наконец... ЛаринаАх! Ларина и няняНа вате шлафор и чепец. Привычка свыше нам дана —Замена счастию она.Да, так-то, так!Привычка свыше нам дана—Замена счастию она. ЛаринаНо муж меня любил сердечно... НяняДа, барин вас любил сердечно...ЛаринаВо всем мне верил он беспечно.НяняВо всем вам верил он беспечно.Ларина и няняПривычка свыше нам дана — Замена счастию она.(Вдали слышится крестьянская песня.)ЗапевалаБолят мои скоры ноженьки Со походушки... ХорСкоры ноженьки со походушки.ЗапевалаБолят мои белы рученьки Со работушки...ХорБелы рученьки со работушки. Щемит мое ретивое сердце Со заботушки: Не знаю, как быть, Как любезного забыть, любезную ЗапевалаБолят мои скоры ноженьки Со походушки...ХорСкоры ноженьки со походушки.ЗапевалаБолят мои белы рученьки Со работушки...ХорБелы рученьки со работушки.(Входят крестьяне со снопом)КрестьянеЗдравствуй, матушка-барыня! Здравствуй, наша кормилица! Вот мы пришли к твоей милости, Сноп принесли разукрашенный: С жатвой покончили мы!ЛаринаЧто ж, и прекрасно! Веселитесь! Я рада вам.Пропойте что-нибудь повеселей!КрестьянеИзвольте, матушка!Потешим барыню!Ну, девки, в круг сходитесь!Ну, что ж вы? Становитесь, становитесь!
(Молодежь заводит хоровод со снопом, остальные поют. Из дома на балкон выходят Татьяна с книгой в руках и Ольга.)КрестьянеУж как по мосту-мосточку, По калиновым досочкам, — Вайну, вайну, вайну, вайну, — По калиновым досочкам, Тут и шел-прошел детина — Словно ягода-малина,— Вайну, вайну, вайну, вайну, — Словно ягода-малина. На плече несет дубинку, Под полой несет волынку, — Вайну, вайну, вайну, вайну, — Под полой несет волынку, Под другой несет гудочек. Догадайся, мил-дружочек! Вайну, вайну, вайну, вайну,— Догадайся, мил-дружочек! Солнце село. Ты не спишь ли? Либо выйди, либо вышли,— Вайну, вайну, вайну, вайну, — Либо выйди, либо вышли Либо Сашу, либо Машу, Либо душечку-Парашу,— Вайну, вайну, вайну, вайну, — Либо душечку-Парашу. Парашенька выходила,С милым речи говорила, — Вайну, вайну, вайну, вайну, - С милым речи говорила: Не бессудь-ка, мой дружочек, — В чем ходила, в том и вышла: В худенькой во рубашонке, — Во короткой понижонке, — Вайну, вайну, вайну, вайну, —В худенькой во рубашонке, Во короткой понижонке. Вайну!ТатьянаКак я люблю под звуки Песен этих Мечтами уноситься иногда куда-то, Куда-то далеко... ОльгаАх, Таня, Таня!Всегда мечтаешь ты. А я так не в тебя, -Мне весело, когда я пенье слышу.
(Приплясывая)Уж как по мосту-мосточку, По калиновым досочкам...Я не способна к грусти томной,Я не люблю мечтать в тишиИль на балконе ночью темнойВздыхать, вздыхать,Вздыхать из глубины души.Зачем вздыхать, когда счастливоМои дни юные текут?Я беззаботна и шаловлива,Меня ребенком все зовут.Мне будет жизнь всегда, всегда мила,И я останусь, как и прежде,Подобно ветреной надежде, Резва, беспечна, весела. Подобно ветреной надежде, Резва, беспечна, весела. Я не способна к грусти томной, Я не люблю мечтать в тиши Иль на балконе ночью темной Вздыхать, вздыхать, Вздыхать из глубины души. Зачем вздыхать, когда счастливо Мои дни юные текут? Я беззаботна и шаловлива, Меня ребенком все зовут.
Ларина (Ольге) Ну ты, моя вострушка, Веселая и резвая ты пташка! Я думаю, — плясать сейчас готова, Не правда ли?Няня (Татьяне)Танюша, а Танюша! Что с тобой? Уж не больна ли ты?ТатьянаНет, няня, — я здорова.Ларина (крестьянам)Ну, милые, спасибо вам за песни! Ступайте к флигелю!
(Няне)Филиппьевна,А ты вели им дать вина.Прощайте, други!КрестьянеПрощайте, матушка!(Крестьяне уходят. Няня также уходит вслед за ними. Татьяна садится на ступеньки террасы и углубляется в книгу.)Ольга (Лариной) Мамаша, посмотрите-ка на Таню!ЛаринаА что?
(Вглядывается в Татьяну)И впрямь, мой друг, Бледна ты очень!ТатьянаЯ всегда такая,—Вы не тревожьтесь, мама!Очень интересно то, что читаю. Ларина (смеясь) Так оттого бледна ты?ТатьянаДа как же, мама: повесть мук сердечных Влюбленных двух меня волнует, Мне так жаль их, бедных! Ах, как они страдают, Как они страдают!ЛаринаПолно, Таня! Бывало, я, как ты,Читая книги эти, волновалась.Все это вымысел! Прошли года,И я увидела, что в жизни нет героев.Покойна я...ОльгаНапрасно так покойны!Смотрите: фартук ваш вы снять забыли!Ну, как приедет Ленский, — что тогда?
(Ларина торопливо снимает передник. Ольга смеется. Слышен шум колес подъезжающего экипажа и звон бубенчиков.)ОльгаЧу! Подъезжает кто-то... Это он!ЛаринаИ в самом деле!Татьяна (смотря с террасы) Он не один...ЛаринаКто б это был?Няня (торопливо входя с казачком) Сударыня, приехал Ленский барин, С ним господин Онегин!ТатьянаАх! Скорее убегу!..
(Хочет бежать)Ларина (удерживая ее)Куда ты, Таня?Тебя осудят!.. Батюшки, а чепчик Мой на боку!..Ольга (Лариной) Велите же просить!Ларина (казачку)Проси скорей, проси!
(Казачок убегает. Все в величайшем волнении приготовляются встретить гостей. Няня охорашивает Татьяну и потом уходит, делая ей знак, чтоб та не боялась. Входят Ленский и Онегин. Ленский подходит к руке Лариной и почтительно кланяется девицам.)ЛенскийMesdames! Я на себя взял смелость Привесть приятеля. Рекомендую вам: Онегин, мой сосед!Онегин (кланяясь) Я очень счастлив!Ларина (конфузясь)Помилуйте, мы рады вам; присядьте! Вот дочери мои.ОнегинЯ очень, очень рад!ЛаринаВойдемте в комнаты! Иль, может быть, хотите На вольном воздухе остаться?Прошу вас,—Без церемоний будьте: мы соседи, — Так нам чиниться нечего!ЛенскийЛенскийПрелестно здесь! Люблю я этот сад, Укромный и тенистый! В нем так уютно!ЛаринаПрекрасно! (Дочерям.)Пойду похлопотать я в доме по хозяйству, А вы гостей займите. Я сейчас!
(Онегин подходит к Ленскому и тихо говорит с ним. Татьяна и Ольга в раздумье стоят поодаль.)
Онегин (Ленскому) Скажи, которая Татьяна,— Мне очень любопытно знать. Ленский Да та, которая грустна И молчалива, как Светлана. Онегин Неужто ты влюблен в меньшую? Ленский А что? Онегин Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет, Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. Я выбрал бы другую! Ленский Ах, милый друг! Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой, Как мы взаимной разнотой! Татьяна (про себя) Я дождалась, открылись очи! Я знаю, знаю: это он! Увы, теперь и дни, и ночи, И жаркий одинокий сон,— Все, все наполнит образ милый! Без умолку волшебной силой Все будет мне твердить о нем И душу жечь любви огнем! Ольга (про себя) Ах, знала я, что появленье Онегина произведет На всех большое впечатленье И всех соседей развлечет: Пойдет догадка за догадкой, Все станут толковать украдкой, Шутить, судить не без греха И Тане прочить жениха!
(Ленский подходит к Ольге. Онегин некоторое время разглядывает задумавшуюся Татьяну, потом подходит к ней.)Ленский (Ольге) Как счастлив, как счастлив я: Я снова вижусь с вами!ОльгаВчера мы виделись, мне кажется. ЛенскийО да! Но все ж день целый,Долгий день прошел в разлуке. Это вечность!ОльгаВечность!Какое слово страшное! Вечность — день один!ЛенскийДа, слово страшное, Но не для моей любви!
(Ленский и Ольга уходят в глубину сада.)Онегин (Татьяне) Скажите мне, — Я думаю, бывает вам Прескучно здесь, в глуши, Хотя прелестной, но далекой? Не думаю, чтоб много развлечений Дано вам было.ТатьянаЯ читаю много. ОнегинПравда,Дает нам чтенье бездну пищи Для ума и сердца,Но не всегда сидеть нам можно с книгой!ТатьянаМечтаю иногда, бродя по саду...Онегин О чем же вы мечтаете?ТатьянаЗадумчивость — моя подруга От самых колыбельных дней.ОнегинЯ вижу, — вы мечтательны ужасно,И я таким когда-то был!..
(Онегин и Татьяна, продолжая беседовать, удаляются по садовой аллее. Ленский и Ольга возвращаются.)ЛенскийЯ люблю вас,Я люблю вас, Ольга,Как одна безумная душа поэтаЕще любить осуждена:Всегда, везде одно мечтанье,Одно привычное желанье,Одна привычная печаль! Я отрок был, тобой плененный, Сердечных мук еще не знав, Я был свидетель умиленный Твоих младенческих забав! В тени хранительной дубравы Я разделял твои забавы, ах! Я люблю тебя, я люблю тебя, Как одна душа поэта только любит: Ты одна в моих мечтаньях, Ты одно мое желанье, Ты мне радость и страданье. Я люблю тебя, я люблю тебя, И никогда ничто: ни охлаждающая даль, Ни час разлуки, ни веселья шум — Не отрезвят души, Согретой девственным любви огнем!ОльгаПод кровом сельской тишины Росли с тобою вместе мы... Ленский Я люблю тебя! Ольга И, помнишь, прочили венцы Уж в раннем детстве нам с тобой наши отцы. Ленский Я люблю тебя, люблю тебя!
(Из дома выходят Ларина и няня. Темнеет; к концу картины совсем темно.)ЛаринаА, вот и вы! Куда же делась Таня?Няня Должно быть, у пруда гуляет с гостем. Пойду ее покликать.ЛаринаДа скажи-ка ей:Пора-де в комнаты, гостей голодных Попотчевать чем бог послал.
(Няня уходит.)Ларина (Ленскому) Прошу вас, пожалуйте!ЛенскийМы вслед за вами!
(Ларина идет в комнаты. За ней, чуть поотстав, уходят Ольга с Ленским. От пруда к дому медленно идут Татьяна и Онегин, за ними поодаль — няня.)Онегин (Татьяне)Мой дядя — самых честных правил. Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример — другим наука.
(Уже на террасе) Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь!
(Татьяна и Онегин входят в дом)Няня (про себя)Моя голубка, склонив головкуИ глазки опустив, идет смирненько...Стыдлива больно!.. А и то:Не приглянулся ли ей барин этот новый?..
(Уходит в дом, задумчиво качая головой)
Картина вторая
Комната Татьяны. Поздний вечер.
НяняНу, заболталась я! Пора уж, Таня! Рано тебя я разбужу к обедне. Засни скорей!ТатьянаНе спится, няня: здесь так душно! Открой окно и сядь ко мне!НяняЧто, Таня, что с тобой?ТатьянаМне скучно, Поговорим о старине.НяняО чем же, Таня? Я, бывало, Хранила в памяти не мало Старинных былей и небылиц Про злых духов и про девиц, А ныне все мне темно стало: Что знала, то забыла. Да, Пришла худая череда! Зашибло!..ТатьянаРасскажи мне, няня, Про ваши старые года: Была ты влюблена тогда?НяняИ, полно, Таня! В наши лета Мы не слыхали про любовь, А то покойница свекровь Меня бы согнала со света!ТатьянаДа как же ты венчалась, няня?НяняТак, видно, бог велел. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет. Недели две ходила сваха К моей родне, и, наконец, Благословил меня отец. Я горько плакала со страха, Мне с плачем косу расплелиИ с пеньем в церковь повели. И вот ввели в семью чужую... Да ты не слушаешь меня?ТатьянаАх, няня, няня, я страдаю, я тоскую,Мне тошно, милая моя;Я плакать, я рыдать готова!НяняДитя мое, ты нездорова; Господь помилуй и спаси! Дай окроплю тебя святой водою, Ты вся горишь...ТатьянаЯ не больна,Я... знаешь, няня... я... влюблена! Оставь меня, оставь меня: Я влюблена!НяняДа как же...ТатьянаПоди, оставь меня одну!... Дай, няня, мне перо, бумагу Да стол подвинь; я скоро лягу... Прости...НяняПокойной ночи, Таня!(Уходит.)
ТатьянаПускай погибну я, но прежде Я в ослепительной надежде Блаженство темное зову, Я негу жизни узнаю! Я пью волшебный яд желаний, Меня преследуют мечты: Везде, везде передо мной Мой искуситель роковой, Везде, везде он предо мною!
(Быстро пишет, но тотчас же рвет написанное.)Нет, все не то! Начну сначала!.. Ах, что со мной! Я вся горю! Не знаю, как начать...
(Задумывается, потом снова начинает писать.)Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня! Сначала я молчать хотела. Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Никогда!..
(Задумывается.)О да, клялась я сохранить в душе Признанье в страсти пылкой и безумной. Увы! Не в силах я владеть своей душой... Пусть будет то, что быть должно со мной,— Ему признаюсь я! Смелей! Он все узнает!
(Продолжает писать.)Зачем, зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я б никогда не знала вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?) По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать... Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете, То воля неба: я твоя! Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой! Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался Давно... Нет, это был не сон! Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Вот он!..Не правда ль, я тебя слыхала, Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску души?И в это самое мгновеньеНе ты ли, милое виденье,В прозрачной темноте мелькнул,Приникнул тихо к изголовью,Не ты ль, с отрадой и любовью,Слова надежды мне шепнул? Кто ты, мой ангел ли хранитель Или коварный искуситель, — Мои сомненья разреши. Быть может, это все пустое, Обман неопытной души, И суждено совсем иное?.. Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю, Умоляю!Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна! Я жду тебя,Я жду тебя! Единым взором Надежды сердца оживи Иль сон тяжелый перерви, Увы, заслуженным укором! Кончаю... Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю!
(Восходит солнце. Татьяна открывает окно.)Ах, ночь минула,Проснулось все, и солнышко встает...
(Доносятся звуки рожка.)Пастух играет... Спокойно все... А я-то, я-то?!
(Татьяна задумывается. Входит няня.)НяняПора, дитя мое! Вставай!Да ты, красавица, готова!О, пташка ранняя моя!Вечор уж как боялась я!..Но, слава богу, ты, дитя, здорова:Тоски ночной и следу нет,Лицо твое — как маков цвет!ТатьянаАх, няня, сделай одолженье...НяняИзволь, родная, — прикажи.ТатьянаНе думай... право... подозренье... Но видишь... Ах, не откажи!..НяняМой друг, вот бог тебе порукой!..ТатьянаИтак, пошли тихонько внука С запиской этой к О... к тому... К соседу... Да вели ему, Чтоб он не говорил ни слова, Чтоб он...Чтоб он не называл меня!НяняКому же, милая моя? Я нынче стала бестолкова.Кругом соседей много есть, —Куда мне их и перечесть!Кому же, кому же? Ты толком говори!ТатьянаКак недогадлива ты, няня!НяняСердечный друг, уж я стара, Стара, тупеет разум, Таня; А то, бывало, я востра:Бывало... бывало, мне слово барской воли...ТатьянаАх, няня, няня, до того ли! Что нужды мне в твоем уме! Ты видишь, няня, дело о письме!НяняНу, дело, дело, дело...ТатьянаЧто нужды, няня, мне в твоем уме!Няня Не гневайся, душа моя:Ты знаешь — непонятна я! ТатьянаК Онегину!НяняНу, дело, дело!ТатьянаК Онегину!НяняЯ поняла!Татьяна С письмом к Онегину Пошли ты внука, няня!НяняНу, ну, не гневайся, душа моя: Ты знаешь — непонятна я!
(Няня берет письмо.) НяняДа что ж ты снова побледнела?ТатьянаТак, няня... Право, ничего... Пошли же внука своего!
(Няня уходит. Татьяна садится к столу и, облокотившись, снова погружается в задумчивость.)
Картина третьяУединенный уголок сада при усадьбе Лариных. Дворовые девушки с песнями собирают ягоды.
ДевушкиДевицы, красавицы, Душеньки, подруженьки,Разыграйтесь, девицы, Разгуляйтесь, милые! Затяните песенку, Песенку заветную, Заманите молодца К хороводу нашему. Как заманим молодца, Как завидим издали, Разбежимтесь, милые, Закидаем вишеньем, Вишеньем, малиною, Красною смородиной. Не ходи подслушивать Песенки заветные. Не ходи подсматривать Игры наши девичьи.
(Девушки уходят в глубину сада. Вбегает взволнованная Татьяна и в изнеможении падает на скамью.)ТатьянаЗдесь он... здесь Евгений!..О боже, о боже, что подумал он!..Что скажет он?..Ах, для чего,Стенанью вняв души больной, Не совладав сама с собой, Ему письмо я написала! Да, сердце мне теперь сказало, Что насмеется надо мной Мой соблазнитель роковой... О боже мой, как я несчастна, Как я жалка!..
(Слышен шум шагов. Татьяна прислушивается.)Шаги... все ближе... Да, это он, это он!..
(Появляется Онегин и подходит к Татьяне.) ОнегинВы мне писали, Не отпирайтесь. Я прочел Души доверчивой признанья, Любви невинной излиянья. Мне ваша искренность мила; Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства. Но вас хвалить я не хочу; Я за нее вам отплачу Признаньем также без искусства. Примите ж исповедь мою: Себя на суд вам отдаю.Татьяна (про себя) О боже, как обидно и как больно!ОнегинКогда бы жизнь домашним кругомЯ ограничить захотел,Когда б мне быть отцом, супругомПриятный жребий повелел, —То, верно б, кроме вас однойНевесты не искал иной.Но я не создан для блаженства,Ему чужда душа моя;Напрасны ваши совершенства:Их недостоин вовсе я.Поверьте (совесть в том порукой),Супружество нам будет мукой.Я, сколько ни любил бы вас,Привыкнув, разлюблю тотчас.Судите ж вы, какие розыНам заготовит ГименейИ, может быть, на много дней.Мечтам и годам нет возврата,Ах, нет возврата;Не обновлю души моей!..Я вас люблю любовью брата,Любовью братаИль, может быть, еще нежней!Послушайте ж меня без гнева:Сменит не раз младая деваМечтами легкие мечты.ОнегинУчитесь властвовать собой:Не всякий вас, как я, поймет;К беде неопытность ведет!Девушки (за сценой)Девицы, красавицы, Душеньки, подруженьки,Разыграйтесь, девицы,Разгуляйтесь, милые!
(Онегин подает руку Татьяне, и они уходят по направлению к дому. Девушки продолжают петь, постепенно удаляясь.)ДевушкиКак заманим молодца, Как завидим издали, Разбежимтесь, милые, Закидаем вишеньем. Не ходи подслушивать, Не ходи подсматривать Игры наши девичьи.
operaibalet.ru
14 первых картин известных художников
До того как прославиться, они были такими же, как мы. Ну окей, почти такими же. Только рисовали изумительно.
1. Винсент Ван Гог, «Едоки картофеля», 1885
Первая крупная работа автора. Нарисована в темных тонах, чем разительно отличается от всех последующих картин. Зато, как и хотел Ван Гог, работа отразила мрачные реалии крестьянской жизни.
2. Моне, «Вид на Рюэль», 1858
Эта картина на несколько лет пропала из вида искусствоведов, но теперь она найдена и хранится в частной коллекции.
3. Сальвадор Дали, «Пейзаж близ Фигераса», 1910
Дали нарисовал это в 6 лет. Картина, как видно, гораздо менее сюрреалистична, чем большинство его знаменитых работ.
4. Джорджия О’Киф «Мертвый кролик с медным горшком», 1908
Рисунки О’Киф времен колледжа кажутся жутковатыми, тем не менее они сумели выиграть приз Лиги студентов-художников.
5. Микеланджело, «Мучения Святого Антония», 1487
Эту картину художник закончил, когда ему было 12 или 13 лет. «Мучения Святого Антония» – одна из четырех картин Микеланджело, нарисованных на мольберте. Работа была куплена Музеем Техаса в 2009-м. И да, выглядит она чудаковато.
6. Энди Уорхол, «Банки супа Кэмпбелл», 1962
Это первая картина Уорхола, которую выставили в галерее. Художник сделала 32 холста с изображением разных видов супа. Сегодня они продаются только все вместе за 1000$. Находятся картины в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
7. Леонардо да Винчи, «Поклонение волхвов», 1481
Эту картину заказали монахи-августинцы из монастыря Сан Донато (Скопето), но Леонардо уехал в Милан, так и не закончив ее.
8. Пабло Пикассо, «Пикадор», 1890
Работа 9-летнего ребенка. Уже в этом возрасте Пикассо создавал шедевры.
9. Фрида Кало, «Автопортрет в бархатном платье», 1926
Кало начала рисовать достаточно поздно. Это был ее первый автопортрет, который художница нарисовала для своего тогдашнего молодого человека Алехандро Гомеса Ариаса. Волны на заднем плане – символ жизни.
10. Рембрандт, «Избиение Святого Стефана», 1625
Эту большую работу Рембрандт закончил в 19 лет. Одного из участников избиения за Стефаном художник нарисовал по своему образу и подобию. Картина – яркий пример удачного использования светотеней.
11. Эдвард Мунк, «Больной ребенок», 1885
Нарисована после смерти сестры художника. Девушка умерла в 15-летнем возрасте от туберкулеза. Впоследствии на протяжении жизни Мунк создал еще несколько вариаций на тему этой картины.
12. Эдгар Дега, «Семья Беллели», 1858
Отличный портрет тети Дега, ее мужа и их двоих детей. На рисование его ушло почти что 10 лет. Сейчас картина висит в музее Орсэ в Париже.
13. Джексон Поллок, «Фреска», 1943
Некоторые критики убеждены, что «Фреска» – одна из самых важных работ в американской живописи. В ней – весь Поллок со своим неповторимым стилем. В данный момент картина принадлежи Университету Айовы.
14. Сандро Ботичелли, «Сила духа», 1470
Эта работа из серии картин, воспевающих четыре земные добродетели – уверенность, силу духа, разум, справедливость. Кроме того, Ботичелли рисовал веру, надежду и любовь. Все картины были заказаны коммерческими судами Флоренции. Некоторые критики убеждены, что женщина на этой работе беременна.
womanadvice.ru