Рассмотри картину художника 19 века В.Е.Маковского «Свидание» (с.120). Попытайся объяснить, как ты понимаешь название картины. Составь словесные портреты. Рассмотрите картину
Как правильно рассматривать картины и говорить с ребёнком о живописи
Чтобы помочь ребёнку понять искусство, можно вместе рассматривать картины. Причём необязательно самому отлично разбираться в жанрах и сходу различать Моне и Мане. Искусствовед и преподаватель Виктория Цибульская рассказывает, как говорить о произведениях искусства и предлагает вместе рассмотреть картину Сандро Боттичелли «Весна».
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
- Очень важно, чтобы вы сами любили то, что хотите показать детям. Если вам набили оскомину репродукции «Утро в сосновом лесу» или «Бурлаков на Волге» в школьных учебниках, оставьте их на потом. Начните с любимого.
- Не волнуйтесь, если вы не помните, к какому направлению относится выбранная вами работа, в каком веке жил художник или какие технические средства он использовал. Это как любоваться цветами, вы можете делать это не зная, как они называются.
- Необязательно сразу читать надпись на табличке. Сначала постойте перед полотном, рассмотрите его. Дошкольникам нужно время, чтобы войти в мир картины, погрузиться в него. Пусть ребёнок сам расскажет, что он видит.
- Начать разговор о произведении искусства можно с простой констатации: нравится-не нравится. Потом можно задать вопросы: почему и что нравится-не нравится.
- Если картина зацепила, то обсуждение можно продолжить. Дошкольники с удовольствием ответят на вопросы: о чём она, кто или что на ней изображено, что делают герои, во что они одеты, какого цвета картина.
Давайте вместе посмотрим на одну из моих любимых картин. «Весна» Сандро Боттичелли никого не оставит равнодушным. Она не запутывает нас неопределённостью сюжета или показной сложностью. Как раз наоборот. Она символ гармонии, ясности и совершенства. Итак, что же мы видим?
Сандро Боттичелли "Весна"- Перед нами поляна в чудесном апельсиновом саду. В изумрудной траве пестрят цветы, их много (кто-то сосчитал, что на картине изображено 500 цветов, относящихся к 170 видам). Сочные плоды горят, как золотые шары на ветвях. Сад не кажется нам настоящим, слишком уж он идеален.
- Справа к нам приближается молодая женщина в венке и наряде, украшенном цветами. Это сама Весна. Она ступает гордо и уверенно, её сосредоточенный строгий взгляд устремлён мимо зрителя. За её спиной раздувает щеки Зефир — ветер Запада. Он тёмный и страшный. Под его порывами гнутся стволы деревьев. Он догнал и схватил спутницу Весны, нимфу Хлориду, в которую влюблён. Она оборачивается в страхе, пытается вырваться, но тщетно. И вот на наших глазах она преображается в богиню Флору.
- В центре под аркой, образованной кронами деревьев, мы видим нежную женскую фигуру в одежде, напоминающую Мадонну, как её много раз писал Боттичелли. Это Венера, богиня любви. Её правая рука выставлена в защитном жесте. Она как бы разделяет Любовь земную, которую олицетворяет страсть Зефира к Хлориде, от любви Небесной. И в этом смысле она — богиня духовной любви и поэтому благосклонна к целомудренным Харитам.
- Три прекрасные Хариты или Грации (Красота, Целомудрие и Наслаждение), одетые в полупрозрачные туники, исполняют медленный танец. Они так легки, что еле-еле касаются ногами земли. Этот танец нас завораживает, но не веселит. Наоборот, от него исходит ощущение покоя и меланхолии. Может быть, они грустят в ожидании любви? Тут как тут проказник Купидон с завязанными глазами целится в них из лука, в какую же он попадёт?
- С левого края картину замыкает фигура прекрасного бога Гермеса Трисмегиста («Трижды Великого»), который стоит спиной к другим персонажам на полотне. Он занят. Своим жезлом, кадуцеем, он разгоняет тучи. А может, вовсе и не тучи, а мрак невежества и предрассудков.
Мы описали основных персонажей картины, полюбовались их красотой, поняли их настроение, насладились богатым колоритом. Искусствоведы исписали тонны бумаги, описывая и анализируя эту картину, но разве нам это так важно?
Найдите то полотно, которое вдохновит именно вас, поделитесь им с детьми, они это обязательно оценят!
Фото: Unsplash (Michał Parzuchowski)
Рассмотри картину художника 19 века В.Е.Маковского «Свидание» (с.120). Попытайся объяснить, как ты понимаешь название картины. Составь словесные портреты
На картине изображена встреча матери — крестьянки с сыном, отданному в подмастерья в город. Мать с печалью смотрит на своего сына, её поза и грустный облик выдаёт тяжелое чувство, испытываемое при их редких встречах. Она не обнимает сына и не разговаривает с ним, наверно по причине усталости. Можно понять, что отдала она своего сына для обучения ремеслу по причине глубокой нужды.Одета она по-деревенски: на ней тулуп чёрного цвета, из под которого видна красная юбка, а поверх головы повязан чёрный платок. Судя по одеянию матери, она из деревни, пришла пешком, а время их встречи – зима.
Мальчик жадно ест калач, принесённый ему матерью, он буквально в него вцепился жадно жуя. Его лицо бледно и очень, не по годам серьёзное. Он очень плохо одет для работы в цехе. На нём нет обуви, хотя на улице зима, сверху рубаха поблекшего красного цвета, грубые штаны, поверх которых надет грязный фартук с под которого торчит грязная тряпка для вытирания рук. Ребенок трудится получая жалкие гроши за свою работу. Он как и его мать не ездят по балам и не одеты в меха и бархат.
Их встреча произошла в какой-то грязной комнате с деревянными стенами и потемневшим от времени земляным полом. Возможно, в ней рабочие отдыхают. На бочке стоит кувшин, чтобы можно было пить, а из окна слева тускло струится солнечный свет. В картине использованы преимущественно тёмный цвета, которые передают всю трагичность ситуации, так как последующее свидание матери и сына может не состояться. Ко всему, бедная женщина слишком устаёт от дальней дороги, чтобы часто видеться со своим сыном. Картина передаёт типичный вариант случая из жизни простых людей, что заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать их страдания и горе. Картина написана художником в 1883 году.
Рассмотрите картину известного русского художника...
Орест Адамович Кипренский – знаменитый русский художник, создавший целую галерею портретов героев Отечественной войны 1812 года. Его кисти принадлежит один из лучших портретов А.С. Пушкина. Кипренский стоит у истоков русского романтизма в живописи.
Будучи еще молодым, но уже известным художником, Кипренский О.А. рисует портрет Александра Челищева, которому едва исполнилось двенадцать лет и который готовится к поступлению в Пажеский корпус. Нарисована картина в 1809 году. В те годы художники не создавали детские портреты. Кипренский отважился сделать это. Картина «Портрет мальчика Челищева» оставила значительный след в живописи, так как стала провозвестником нового направления - романтизма.
Александр Челищев – личность известная. В пятнадцать лет он становится участником Отечественной войны. Затем судьба приводит его в тайное общество, откуда вышли декабристы. Но все это в будущем. На портрете же Кипренского изображен мальчик, который еще не знает, что будет потом. Его открытый взгляд пытливо смотрит на мир. Темные как вишни глаза внимательны и ясны. В них видна уже взрослая задумчивость, что контрастирует с детскими пухлыми губами, которые, кажется, вот-вот тронет веселая улыбка. Круглый овал бледного, слегка розоватого лица, обрамляющие его темные волосы, свободными прядями лежащие на широком лбу, лишь подчеркивают детскую непосредственность ребенка.
Но широкие мазки художника, контрастное сочетание цветов: темного, алого, белого – придают портрету загадочность. Мальчик на картине еще юн, но в нем чувствуется какая-то недетская сила, одухотворенность. Создается впечатление, что он всматривается в окружающий мир, пытаясь увидеть, что ждет его там, впереди. Кипренскому удалось передать в портрете неуловимый переход от детства к юности, когда ребенок еще может шалить, играть. Но иногда его одолевают недетские мысли. Он становится задумчивым. Куда-то исчезает вмиг детская игривость. Взгляд ребенка в такие моменты становится взрослым, пытливым. Он как будто хочет узнать свою будущую жизнь, увидеть свой путь на земле. Именно такую минуту, как мне кажется, сумел передать в своей картине «Портрет мальчика Челищева» О. Кипренский.
Оцени ответ
Рассмотрите картину художника А. П. Рябушкина «Русские женщины в XVII столетии в церкви» (с. 221), выполните задание и ответьте на вопросы.
Рябушкин написал образ московской девушки в 1903 году. На картине изображена молодая девушка, идущая вдоль улицы. Ее походка изящна и грациозна. Всем своим видом юная красавица показывает, как гордится тем, что она москвичка. По ее внешнему виду, нельзя понять к какому сословию она принадлежит. Одежда указывает на то, что она не из бедной семьи, но при этом и не из богатой.Руки девушки спрятаны в меховую муфту, а на голове высокая шапка сшитая, как и муфта из черного меха.Предметы одежды отличаются простотой, без излишеств и совершенно ничем не украшены.Поэтому девушка, скорее всего, принадлежит к среднему классу.Она идет, поджав губы и приподняв голову, всем своим видом показывая свое превосходство.За ее спиной длинная русая коса, в которую вплетена простая красная лента, развивающаяся на ветру.
Вдоль улицы стоят непримечательные и невзрачные постройки.На земле много снега, наверно это середина или конец зимы.На фоне бело-серого снега девушка выглядит особенно ярко.Ее величавая осанка сразу бросается в глаза.Она москвичка и гордится этим, это проглядывается не только в ее одежде, но и в том, как она идет и преподносит себя.Многие жители отдаленных деревень даже боялись мечтать о жизни в красивом чудесном городе.Поэтому московская девушка как бы хвастается, что она живет в городе, который многим только снится.
Художник нарисовал этот образ неспроста.Он хотел показать красоту русских девушек: белую кожу, румянец, длинные русые волосы и стройную фигуру.Белый снег только подчеркивает их красоту, на его фоне красота смотрится более выигрышно.Русские красавицы в зимнее время похожи на снежных королев и буквально завораживают своей ослепительной красотой.Поэтому именно в зимнюю пору Рябушкин изобразил образ русской девушки на фоне белого снега.
www.soloby.ru