«Дурочка Аленушка». Картина дурочка
Алёнушка (картина) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1881 года«Алёнушка» — картина Виктора Васнецова, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее.
История
За основу сюжета была взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось 3 этюда того времени.
-
Пруд в Ахтырке.jpg
Пруд в Ахтырке, 1880 год
-
Аленушкин пруд ( Пруд в Ахтырке ).jpg
Алёнушкин пруд (Пруд в Ахтырке), 1880 год
Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы. Сам Васнецов так отзывался о своей картине:
| «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё. |
Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот (по-другим сведениям, юродивых)[1].
-
Эскиз «Аленушки».jpg
Эскиз «Алёнушки», 1881год
-
Этюд сидящей девочки.jpg
Этюд сидящей девочки, 1881 год
-
Аленушка. 1881 (этюд 2).jpg
Этюд сидящей девочки, 1881 год
-
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден
Обложка 1 тома лит. приложений «Нивы» 1914 года. Пишущая девушка в кокошнике («Алёнушка») и её брат («Иванушка») в библиотеке
В 2013 году в честь 165-летия со дня рождения Виктора Васнецова крупнейшая в мире поисковая система Google на главной странице поменяла логотип Google на дудл, основанный на картине «Аленушка». При этом кусты на заднем плане были перерисованы так, чтобы из них сложилось название компании[значимость?][2].
Напишите отзыв о статье "Алёнушка (картина)"
Примечания
- ↑ [www.echo.msk.ru/programs/tretiakovka/56789 Виктор Васнецов и его картина «Алёнушка». Совместный проект радио «Эхо Москвы» и «Третьяковской галереи», эфир 02.12.2007]. [www.webcitation.org/6CaaUyrXX Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012].
- ↑ [ria.ru/science/20130515/937468583.html Google и «Яндекс» отметили логотипами 165-летие Васнецова]
Ссылки
- [www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/246 «Алёнушка»] в базе данных Третьяковской галереи
- [www.poezia.ru/article.php?sid=57372 С. Минаков, «Алёнушка. Васнецов»]. [www.webcitation.org/6CaaaXAP0 Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012].
- [web.archive.org/web/20090323112508/www.ssga.ru/erudites_info/art/vasnezov/4.html В поисках идеала].
- [web.archive.org/web/20090323112453/www.ssga.ru/erudites_info/art/vasnezov/12.html Алёнушка].
Отрывок, характеризующий Алёнушка (картина)
Он сделал вид, что привстает. Генералы откланялись и удалились. Было уже за полночь. Князь Андрей вышел.wiki-org.ru
История одной картины. «Дурочка Алёнушка» Виктора Васнецова - @vp-painting
Да-да, первоначально картина именно так и называлась – «Дурочка Алёнушка», и при этом художник не иронизировал и уж тем более не собирался никого обижать. Просто «дурочками» в те времена называли всех сирот и юродивых женского пола.
Если исходить из «сказочной» версии создания полотна, то всё сходится: Алёнушка с братцем Иванушкой рано лишились родителей, а когда к этому несчастью добавилась история с потерей непослушного братца, Алёнушкино сиротство усилилось, ведь она осталась одна-одинёшенька на всём белом свете... В чём, собственно, и заключается суть картины. Впрочем, не всё так однозначно.
Некоторыми критиками «сказочная» версия картины не поддерживалась. Они подчёркивали, что в образе Алёнушки художник воплотил жалкую долю юных крестьянок, которых в ту пору было немало в любой российской деревушке. А сказка тут совсем ни при чем.
Так кто же изображён на картине?
Что бы ни утверждали критики и что бы ни предполагал обыватель, подробности внешности Алёнушки всё же указывают на то, что на картине – не абстрактная фигура, а совершенно реальный тип простой девушки из народа. Об этом, считают искусствоведы, можно судить и по старенькому, явно застиранному, сарафану, и по огрубевшим ступням, и по растрепавшимся волосам.
И хотя некоторые черты лица имели определённую схожесть с девушкой Верой – дочкой С. Мамонтова, позировавшей Серову (помните «Девочку с персиками»?), всё остальное говорит о том, что первообраз центральной фигуры – всё же обычная селянка, встреченная Васнецовым в Ахтырке – имении Мамонтовых, где и находился художник в тот момент.
Кстати, на это указывает и признание самого Васнецова, что разом снимает все остальные догадки (однако сказочность при этом каким-то образом не исчезает):
Но посмотрите, вот еще высказывание художника, и оно куда подробнее раскрывает создание образа этой картины:
В общем, похоже, что образ Алёнушки вобрал в себя «многое из многих» женских персонажей. Всё подсмотренное, подмеченное острым глазом талантливого художника воплотилось в этом шедевре.
Любимая картина
Васнецов не раз говорил друзьям, что «Алёнушку» он любит больше других своих картин. В ней, по его мнению, нет ни одной детали, которая бы нарушила единство настроения персонажа и окружающей природы. Вот и критики отмечали, что вся история отечественной живописи до «Алёнушки» не знала примеров, где бы передача душевных тревог была подана с помощью тонко воссозданного состояния природы.
Посмотрите, ведь и правда, общий настрой создается художником при помощи метких элементов пейзажа: неслышного природного увядания, тёмного омута, приглушённых красок, тусклого неба, палой листвы на водной глади и на бережке, подчёркивающей безысходность на личике девушки. Наряду с этим пейзаж не условен и не абстрактен, а очень даже узнаваем (любой скажет, что это средняя полоса России).
Искусствовед Н. А. Прахов отзывался об «Алёнушке», как о «вещи неувядаемой красоты». Впрочем, были и другие мнения… Например, художественный критик В. В. Стасов, известный своей принципиальностью в плане достоверности воспроизведения действительности, называл «Алёнушку» «плаксивой, уродливой и сентиментальной фигурой, вовсе не свойственной таланту Васнецова». Кто-то подмечал непропорциональные части тела героини, а кто-то – недостаточно прорисованную траву и отражение девушки в воде...
Возможно, эти взгляды имели некоторое влияние на решение Павла Третьякова о приобретении картины для галереи. Будучи дальновидным, известный меценат в этот раз ошибся: он не стал покупать «Аленушку», она оказалась в другом собрании, и лишь в 1900 году была приобретена Третьяковкой, где и находится сегодня на радость поклонникам Виктора Васнецова.
P.S. Издавна из уст в уста народ передаёт такую легенду. Московскому обществу начала XX века стало известно, что крестьянке, с которой Васнецов писал свою героиню, удалось счастливо выйти замуж. А потому приезжающим на заработки в столицу деревенским девушкам следовало обязательно побывать у этой картины, что сулило им непременное семейное счастье. Позже у «Алёнушки» стали простаивать, внимательно всматриваясь в изображение, не только бедные крестьянки… Так рождаются традиции.
Автор статьи — @bovary
Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»*
goldvoice.club
«Дурочка Аленушка» » Хочу все знать
Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент
Мы уже вспоминали как то про Знаменитые картины и их тайны, а вот еще одна картина и одна тайна.
Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.
Вот как это было …-
Виктор Васнецов. Автопортрет
 -
Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.
 -
А. Куинджи. Портрет В. Васнецова
 -
Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.
 -
Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881
 -
 -
Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».
 -
Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880
 -
Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.
 -
Виктор Васнецов. Аленушка, 1881
 -
Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.
 -
Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево
 -
Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.
 -
*Аленушкин пруд* в Ахтырке
 -
Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Аленушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.
 -
Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894
 -
В конце XIX в., когда была написана картина, никто и заподозрить не мог, что случится вскоре со многими художниками, гостившими в усадьбе в Абрамцево.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/061115/27061/
Что еще вам сказать, ну вот например, что «-Черный квадрат»- Малевича —- это плагиат, а вот такой есть взгляд на Современное искусство. Вот например Сказки от художника Матеуша Озмински и корабли Художника Юстина Копаня (Justyna Kopania)
masterok.media
«Дурочка Аленушка» » ИнфоГлаз
Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент
Мы уже вспоминали как то про Знаменитые картины и их тайны, а вот еще одна картина и одна тайна.
Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.
Вот как это было …-
Виктор Васнецов. Автопортрет
 -
Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.
 -
А. Куинджи. Портрет В. Васнецова
 -
Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.
 -
Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881
 -
 -
Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».
 -
Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880
 -
Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.
 -
Виктор Васнецов. Аленушка, 1881
 -
Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.
 -
Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево
 -
Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.
 -
*Аленушкин пруд* в Ахтырке
 -
Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Аленушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.
 -
Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894
 -
В конце XIX в., когда была написана картина, никто и заподозрить не мог, что случится вскоре со многими художниками, гостившими в усадьбе в Абрамцево.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/061115/27061/
Что еще вам сказать, ну вот например, что «-Черный квадрат»- Малевича —- это плагиат, а вот такой есть взгляд на Современное искусство. Вот например Сказки от художника Матеуша Озмински и корабли Художника Юстина Копаня (Justyna Kopania)
infoglaz.ru
"Алёнушка" Васнецова изначально называлась"дурочкой". - Журнал обо всём
. Это цитата
"Алёнушка" Васнецова изначально называлась"дурочкой".Почему «Алёнушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картине.
Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент
Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Алёнушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.Виктор Васнецов. Автопортрет
Васнецов признавался Рериху в том, что «Алёнушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.
А. Куинджи. Портрет В. Васнецова
Старенький сарафан с поблёкшими цветами, растрёпанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Алёнушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел её в Ахтырке, где находился в то время.
Виктор Васнецов. Этюды к картине «Алёнушка», 1881
Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».
Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Алёнушкин пруд, 1880
Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и её брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.
Виктор Васнецов. Аленушка, 1881
Общее настроение художник создаёт с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, тёмный омут у ног Аленушки, приглушённые тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчёркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.
Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево
Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.
«Аленушкин пруд» в Ахтырке
Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Алёнушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.
Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894
kolybanov.livejournal.com
Почему «Аленушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой», или Сказочное и реальное в знаменитой картине / Живопись / magSpace.ru
Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент
Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.
Виктор Васнецов. Автопортрет
Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.
А. Куинджи. Портрет В. Васнецова
Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.
Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881
Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».
Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880
Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.
Виктор Васнецов. Аленушка, 1881
Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.
Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево
Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.
*Аленушкин пруд* в Ахтырке
Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Аленушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.
Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894
magspace.ru
"Дурочка Аленушка": bykovvg_1952
Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. ФрагментМы уже вспоминали как то про Знаменитые картины и их тайны, а вот еще одна картина и одна тайна.
Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.
Вот как это было ...
Виктор Васнецов. Автопортрет
Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.
А. Куинджи. Портрет В. Васнецова
Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.
Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881
Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».
Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880
Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.
Виктор Васнецов. Аленушка, 1881
Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.
Пруд возле усадьбы Мамонтовых в Абрамцево
Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.
*Аленушкин пруд* в Ахтырке
Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Аленушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.
Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы, 1894
В конце XIX в., когда была написана картина, никто и заподозрить не мог, что случится вскоре со многими художниками, гостившими в усадьбе в Абрамцево.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/061115/27061/</p>
Что еще вам сказать, ну вот например, что "Черный квадрат" Малевича - это плагиат, а вот такой есть взгляд на Современное искусство. Вот например Сказки от художника Матеуша Озмински и корабли Художника Юстина Копаня (Justyna Kopania)
bykovvg-1952.livejournal.com