Как произведения искусства действуют на мозг. Картина мозг


Поразительные оптические иллюзии ломающие мозг

Подборка поистине взрывающих мозг оптических иллюзий. Вас ждут картинки-головоломки и задания, выполняя, которые вы увидите много интересных визуальных эффектов, как на мониторе, так и на том что вас окружает. Не рекомендуется людям с частыми головными болями.

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Классика

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Из той же серии

 

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

 

Двигайте глазами по картинке и она начнет двигаться

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Посмотрите на белый круг в центре, а потом себе на руку или куда-нибудь ещё =)

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Видите чёрные круги между квадратами? Это иллюзия Германа Грида, ломает людям мозг с 1870 года

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

На самом деле это прямые паралельные линии. Эта иллюзия была открыта Ричардом Гёрингом, когда он смотрел на кафель в местном кафе в Бристоле, возможно во время похмелья

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Думаете спираль? Ан нет! На самом деле это круги. Иллюзия Фрейзера

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Круги в центре одинаковые! Называется иллюзия Эббингауза

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Эти 2 формы одинаковой длинны и одинакового размера.  Задумка психолога Джозефа Джастроу изобретенаяо в 1889 году

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Посчитайте сколько людей на картинке до и после перестановки.

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Смотрите 15 секунд на чёрную точку в центре изображения пока идет отсчет и черно-белый замок станет цветным! Чудеса! =)

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Увидите ли вы одного скрытого жирафа на этой картинке

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Куда смотрит девушка влево или вправо?

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

На самам деле эти 2 спирали одного цвета. Если не верите - можете проверить в фотошопе

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Нескончаемое чаепитие

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Как так то?!

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Фас или профиль?

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Смотрите на серый крестик в центре изображения, и боковым зрением вы увидите как лица знаменитостей будут превращаться в карикатуры

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Посмотрите на 4 точки в центре изображения Иисуса Христа, а потом посмотрите на стенку и поморгайте

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Ну тут всё просто

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Смотрите на черный крестик в центре анимации и вы увидите как появится зеленый кружок, а розовые круги исчезнут

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Посмотрите несколько минут на изображение и скажите в какую сторону крутится девушка

 

Оптические иллюзии, головоломка, визуальный эффект

Посмотрите в центр этого изображения, а потом на руку или какой-нибудь предмет

 

Внимание, это довольно сильный эффект. Смотрите на сменяющиеся буквы в центре, а потом посмотрите на любой предмет. 

4tololo.ru

14 фото. Таинственный мозг человека » Photolium

14 фото. Таинственный мозг человека. Мозг – это тот орган, которым мы думаем, или как говорят ученые – куда поступает информация из окружающего мира.

Законсервированный мозг человека.

Нейроны мозга способны на нелинейные мыслительные операции.

Снимки среза головного мозга человека в различных излучениях.

Двигательная область коры головного мозга – участок коры головного мозга, который отвечает за инициацию нервных импульсов, сопровождающих самопроизвольные движения скелетных мышц человека (находится в коре предцентральной извилины и парацентральной дольки). Существует возможность построения карты, на которой присутствуют все участки коры головного мозга; с помощью этой карты можно легко установить, какие ее участки отвечают за деятельность той или иной части тела человека. Так, например, двигательная область коры левого полушария мозга отвечает за движение мышц правой половины тела.

Зрительная зона коры головного мозга.

Слуховая зона коры головного мозга.

photolium.net

мозг Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

Illustration of the thought processes in the brain

#52391955 - Illustration of the thought processes in the brain

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Thinking process of the brain concept

#39549260 - Thinking process of the brain concept

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Brain Logo design vector template. Generate idea. Brainstorming logotype concept icon. #45455971 - Brain Logo design vector template. Generate idea. Brainstorming..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Various flat style color gears in shape of brain concept vector illustration
#45163892 - Various flat style color gears in shape of brain concept vector..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Memory loss concept and Alzheimer patient surreal symbol as a medical mental health care concept with an empty head shaped tree and a group of birds shaped as a brain for neurology and dementia or losing intelligence. Фото со стока

#46714602 - Memory loss concept and Alzheimer patient surreal symbol as a..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Left and right brain concept with colors music and science flat vector illustration Иллюстрация #44389524 - Left and right brain concept with colors music and science flat..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Neurons in the brain Фото со стока

#32155498 - Neurons in the brain

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Lightbulb ideas concept doodles icons set #43877911 - Lightbulb ideas concept doodles icons set

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Concept of human intelligence with human brain on blue background Фото со стока

#44957814 - Concept of human intelligence with human brain on blue background

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vector concept. Sciences and arts. Back to school icons. Left and right brain functions. #32124333 - Vector concept. Sciences and arts. Back to school icons. Left..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Brain left analytical and right creative hemispheres infographics set vector illustration Иллюстрация #33846713 - Brain left analytical and right creative hemispheres infographics..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Close up of businessman holding digital image of brain in palm Фото со стока

#43779665 - Close up of businessman holding digital image of brain in palm

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Close up of businessman hand holding brain in palm

#42999971 - Close up of businessman hand holding brain in palm

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Brain medicine mental health care concept as hands holding an open pill capsule releasing gears to a human head made of machine cog wheels as a symbol for the pharmaceutical science of neurology and the treatment of psychological illness.

#34381764 - Brain medicine mental health care concept as hands holding an..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Film MRI ( Magnetic resonance imaging ) of brain ( stroke , brain tumor , cerebral infarction , intracerebral hemorrhage ) ( Medical , Health care , Science Background ) ( Cross section of brain ) Фото со стока

#44846103 - Film MRI ( Magnetic resonance imaging ) of brain ( stroke , brain..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Left and Right brain functions #35524958 - Left and Right brain functions

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

The brain in cross section showing the basal ganglia, hypothalamus, amygdala and hippocampus #46940834 - The brain in cross section showing the basal ganglia, hypothalamus,..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

left and right brain functions concept, analytical vs creativity Иллюстрация #43562939 - left and right brain functions concept, analytical vs creativity

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Man pulls the rope with brain drain

#51891607 - Man pulls the rope with brain drain

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Athletic and fit brain pumping up mind muscles on bench press. Training powerful and smart mentality. Flat vector concept illustration. #49850043 - Athletic and fit brain pumping up mind muscles on bench press...

Вектор

ru.123rf.com

Как произведения искусства действуют на мозг: gorbutovich

«Красота — это страшная сила!» повторяем мы уже не один век строчку из стихотворения Семена Надсона. Как красивое произведение искусства действует на мозг? В последние годы влияние красоты на сознание изучают психологи и нейрофизиологи.

Иоганн Цоффани. Галерея Уффици, 1772-1777.По клику на изображении - до формата 5803 x 4606

Как красивое произведение искусства действует на мозг? В медицине известен так называемый синдром Стендаля. Впервые его описал этот французский автор в 1817 году. Посетив один из музеев Флоренции, он был так потрясён красотой выставленных там произведений искусства, что чуть не потерял сознание.

2.Келлская книга. Около 800 г. Фрагмент фронтисписа Евангелия от Марка.По клику - лист манускрипта полностью (1175 x 1600). Фрагмент крупнее: 796 x 1120

Научное описание этого состояния, возникающего под впечатлением от необычайно красивых произведений живописи, скульптуры, архитектуры, иногда — от красоты природы, впервые дала итальянский психиатр Грациэлла Магерини в 1979 году. У человека, восхищённого красотой, учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, может наступить помутнение сознания и даже обморок. Явление это не слишком частое, однако смотрителей флорентийских музеев теперь специально обучают приёмам первой помощи в таких случаях.

3.Братья Лимбурги. Великолепный часослов герцога Беррийского. Между 1412 и 1416 годами. Фрагмент миниатюры Январь.По клику - лист манускрипта полностью. Данный фрагмент крупно, до 2346 x 2880

В последние годы влияние красоты на сознание изучают психологи и нейрофизиологи. Так, недавно посетителей музея изящных искусств в швейцарском городе Санкт-Галлен обвешивали приборами, которые регистрировали путь посетителя по залам, время, проведённое около каждого экспоната, частоту пульса и влажность ладоней (когда человек волнуется, потоотделение усиливается). Вывод: великие произведения искусства вызывают приток эмоций, а они отражаются на физиологическом состоянии человека.

4.Сандро Боттичелли. Благовещение. 1481. Фрагмент фрески.По клику будет фреска целиком. Фрагмент крупно, до 2438 x 2302. Фреска полная в разрешении до 5305 x 2287

Дальше пошли испанские исследователи под руководством Камило Хосе Села-Конде. Они демонстрировали фотографии произведений искусства добровольцам, одновременно изучая распределение крови в их мозгу посредством функциональной магниторезонансной томографии (кровь приливает к тем участкам мозга, которые особенно активны в данный момент). Оказалось, что, хотя оценка красоты той или иной картины у мужчин и женщин в целом одинакова, приходят они к своему выводу с помощью разных нейронных цепей. У женщин красивая картина вызывает активность в обоих полушариях мозга, а у мужчин — только в правом.

5.Винсент ван Гог. Цветущие ветки миндаля. 1890.По клику файл 2000 x 1574. zoom

Канадские физиологи определили, что, когда человек смотрит на произведение искусства, он приходит к выводу «не нравится» за две секунды, а к положительному отзыву — за четыре. Во втором случае особо возбуждается зрительная кора, словно мозг, как компьютерная программа обработки изображений, усиливает яркость, контрастность и цвета видимой картинки. Кроме того, в обоих полушариях особенно активизируется веретёновидная извилина височной доли головного мозга, которая служит для распознавания лиц. Если же произведение искусства не понравилось, быстро падает активность орбитальной префронтальной коры (эта часть мозга находится прямо над глазами), словно мозг решает: нечего тратить время и силы на рассмотрение того, что не понравилось. А британский невролог Семир Зеки показал, что вид картин Энгра, Сезанна, Рембрандта и Моне повышает на 10 процентов приток крови к мозговым центрам удовольствия.

Текст: Журнал «Наука и жизнь» №12, 2013: Красота — это страшная силаВ материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «American Scientist», «Discover», «Science News» и «Smithsonian» (США), «Science et Vie» и «Ça m’interesse» (Франция).

Комментарии к изображениям:

Иллюстрации к статье подобраны мной.

1. Иоганн Цоффани (1733-1810). Галерея Уффици, 1772-1777. Королевская коллекция, Соединенное Королевство / Johann Zoffany (1733-1810). The Tribuna of the Uffizi, 1772-1777. The Royal Collection © Her Majesty Queen Elizabeth II. via

Публика 70-х годов 18 века осматривает произведения искусства, выставленные во Флоренции в Галерее Уффици. Все можно трогать.

2. Book of Kells. Dublin, Trinity College Library, MS A. I. (58), folio 130r. Фронтиспис Евангелия от Марка.

Знаменитейшая Келлская книга, также известная как "Книга Колумбы" / ирл. Leabhar Cheanannais / англ. Book of Kells - богато иллюстрированная рукописная книга, созданная ирландскими (кельтскими) монахами примерно в 800 году. Это одна из самых щедро украшенных изящными миниатюрами и орнаментами средневековых рукописей среди всех дошедших до нас. Книга содержит четыре Евангелия на латинском языке, вступление и толкования, украшенные огромным количеством цветных узоров и миниатюр. С 1661 г. Книга хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия. Формат книги в настоящее время 330х250 мм. Первоначально страницы не были одного размера, но в 18 столетии их обрезали, приведя к одинаковому виду, при этом некоторые фрагменты изображений были потеряны.

Писатель XII столетия, Джеральд Уэлсский, в своей книге Topographia Hibernica, описывает виденное им в Килдаре великое Евангелие, описание которого соответствует Келлской книге:

«Эта книга содержит гармонию четырёх евангелистов в соответствии с Иеронимом, почти каждая страница в ней украшена по-разному, разными цветами. В ней ты можешь видеть лицо Господа, божественно нарисованное, здесь есть мистические символы Евангелистов, каждый с крыльями, с шестью, с четырьмя, с двумя; здесь орёл, там телец, здесь человек, а там лев, и великое множество других фигур. Посмотри на них поверхностным взглядом, и ты подумаешь, что это подчистки, а не узор. Прекраснейшее искусство рядом с тобой, но ты можешь не заметить его. Ты обнаружишь лабиринты линий, таких тонких и изящных, полных переплетений и связей, с цветами такими свежими и живыми, что ты можешь сказать, что это — работа ангела, а не человека.»

Джеральд говорит, что видел книгу в Килдаре, поэтому возможно, что он видел другую, ныне утерянную, книгу, равную по качеству исполнения Келлской книге, или, возможно, в данном свидетельстве он ошибся с местом нахождения этой книги.

О Келлской книге: Википедия, bibliotekar.ru, пост с репостом Евангелие из Келлса

3. Братья Лимбурги (жили предположительно между 1385 и 1416) «Великолепный часослов герцога Беррийского». Folio 1: январь, между 1412 и 1416, велень, 22,5х13,6 см. Musée Condé Ms.65, f.1v. Миниатюра атрибутируется Жану Лимбургу(?). via

Сюжет: Обмен подарками при дворе герцога Беррийского во время встречи Нового года. Он сидит во главе стола в синей одежде. В толпе гостей, предположительно, Лимбурги изобразили себя - двое в красных тюрбанах и перед ними один в белом. В тимпане миниатюры изображены Козерог и Водолей. Это единственная иллюстрация из всего цикла, где действие происходит только в интерьере. По мнению Сен-Жана Бурдена, на миниатюре представлено не празднование наступления Нового года, а завершение переговоров с англичанами в замке Жиак 6 января 1414 года.-----К вопросу о том как произведения искусства действуют на мозг. Подготовила пост, а потом обнаружила, что эту миниатюру уже использовала в старой ЖЖ записи. Здесь выбрано всего четыре красивых изображения на всю историю искусства, а в том посте было использовано только две картинки на весь огромный Часослов. Неужели именно эта миниатюра так врезалась в мой мозг? Или просто дело в том, что Folio 1?

4. Сандро Боттичелли (1444/45-1510). Благовещение. Фрагмент. Комната Девы Марии. Галерея Уффици / Sandro Botticelli Annonciation Fresque détachée 243x555 cm Florence, Galleria degli Uffizi, 1481, la chambre et la Vierge

Фреска написана Боттичелли для паперти монастыря Сан Мартино де ла Скала в 1481 году. В 1624 г. произведение получило серьезные повреждения, когда его переносили из лоджии в атриум церкви. В самом начале XVIII века уникальная фреска была закрашена. В 1920 г. фреску передали в галерею Уффици, где была проведена реставрация. Фреска состоит из 2 частей, каждая из которых весит 65 кг, ее размер 2,43x5,55 м.

5. Винсент ван Гог (1853-1890). Цветущие ветки миндаля /нидерл. Amandelbloesem, 1890. Холст, масло. Музей Винсента ван Гога, Амстердам / Vincent van Gogh (1853-1890). Almond Blossom, 1890. Oil on Canvas, 73.5 х 92 cm. Van Gogh Museum, Amsterdam

gorbutovich.livejournal.com

Искусство Мозга. Введение. Мозг, как искусство Живописи.

Живопись - это Искусство Мозга

Мозг, как Искусство Живописи и наоборот. В данной статье я постараюсь обозначить вопросы касательно живописи и искусства в целом относительно работы Мозга. На ряд вопросв уже есть ответы. Часть из них анонсируеться мною, для дальнейших разбирательств.  

  Вопросы, которые задают люди касательно живописи, музыки, литературы и искусство в целом, достаточно много. Зачем живопись нужна? Для чего живопись человеку? Что происходит в Мозге? И почему этот интерес вообще возникает у людей?

Я достаточно много изучал научные статьи и доклады как иностранных, так и русскоговорящих профессоров, научных деятелей и просто «умных» людей. Я пытался сложить этот «паззл» и продолжаю это делать. Мне интересен «мой Мозг» и искусство в целом, а в частности живопись. Почему я взял в кавычки «Мой Мозг»? Потому что нет оснований полагать, что Мозг принадлежит мне или наоборот. Ведь выяснилось, в ходе экспериментальных исследований, что Мозг принимает решение за 20-30 секунд и только после этого посылает сигнал на нужные нам органы. Выходит, страшная картина, не правда ли? Кто я и, кто Мозг – оставим это в покое, иначе уйдём в другую тему разговора.

 

 Начать хочется с определения.

Что такое живопись?

  Википедия гласит: «Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.». На Википедии определение живописи меня устраивает, но с оговоркой. Я согласен с фразой «передачей зрительных образов», если имеется в виду конечная фаза (зрительная) передачи информации в нужные отделы Мозга для дальнейшего нанесения красок или других веществ на поверхность.

Если рассматривать это определение, то появляется больше вопросов, чем ответов и знаем мы меньше, чем нам кажется. Поясню. Мне интересен процесс или путь, которое проделывает Мозг для достижения конечного «продукта» или «произведения искусства» (как хотите называйте). Я всегда рисовал и рисую (пишу) не задумываясь об этом процессе. По бытовому это происходит так: я беру краску и мажу в определенном месте, основываясь на полученных знаниях. Хотя живопись и предполагает существительное (законченное действие), но иногда предполагает наречие плюс глагол «живо» и «пишу» (живопись – писать живо).

 

Писать

1) а) Изображать на бумаге или ином материале какие-либо графические знаки (буквы, цифры, ноты, символы). б) Уметь писать. 2) Быть годным для писания (о карандашах, перьях, кисточках и т.п.). 3) а) Изображая буквы, записывая слова, соблюдать правила орфографии. б) Владеть письменной формой речи. 4) а) Сообщать, извещать о чем-либо в письменной или печатной форме. б) Обращаться к кому-либо с письмом, сообщением, посланием. в) Сообщать что-либо письменно или печатно. г) Письменно или печатно высказывать какую-либо мысль, точку зрения. 5) Сочинять литературное, научное (научно-познавательное) или музыкальное произведение, записывая его. 6) а) Заниматься литературной деятельностью, созданием литературных произведений. б) Сотрудничать в каком-либо печатном органе. 7) а) Создавать живописное произведение. б) Изображать красками на картине или любой другой поверхности.

 

Живо

1) а) Близко к действительности. б) Ясно, точно, отчетливо. 2) а) Оживленно, одушевленно, бодро. б) Быстро, скоро (в разговорной форме). 3) Сильно, остро.

 

  Я понимаю, что создание одной картины – это наисложнейший процесс, большую часть которую берет на себя подсознание или «что-то» другое. Но что-же делает Мозг и как он в этом участвует? Участвует ли?Ученые выяснили (ЭЭГ головного Мозга), что у людей во время занятия творчеством, активна не только правое полушарие Мозга. Ранее были убеждены, что только правое полушарие занимается творчеством. Мозг во время занятия творчеством выполняет фантастическую работу, которую мы не осознаём либо Мозг не даёт нам такую информацию.

Живопись - Искусство Мозга. Картинка 1(Картинка 1)

 

Что мне интересно касательно процесса живописи?

  Я попытался изобразить те процессы, которые гипотетически могут возникать и возникают во время живописи (Картинка 1). Это всего лишь один из этапов, которые участвуют в этом процессе. Как не удивительно, но не только зрение работает и отвечает, за то, что будет нарисовано. Именно поэтому я согласен с термином в Википедии только с оговоркой, которую изложил выше. Вся информация, поступающая извне онлайн или записанная в памяти поступает и пытается «сыграться» для выявления той или иной «картины».

Например, в нашей памяти содержится информация о: запахе (нос; обоняние), вкусе (язык), цвете (глаза; зрение), звуке (ухо; слух), прикосновению (кожа; осязание), положение в пространстве и чувство равновесия (кинетические чувства; вестибулярный аппарат). Точно самое и происходит в режиме онлайн. Такой объём информации, одновременно с общением и обрабатыванием старой и новой информации создают новые связи нейронной сети в головном Мозге.

Живопись - Искусство Мозга. Картинка 2

Живопись - Искусство Мозга. Картинка 3

Постоянно возникающие «ошибки» (обведены на картинках красным цветом) при этом сумасшедшем общение приводят к «неправильной работе», которые могут сопровождаться «видимыми» и «невидимыми» галлюцинациями, что в итоге подхватывает «кто-то» и рождает новые или старые образы, которые целенаправленно сопоставляют и сливают в единую картинку, цвет, линию, форму и т.д., что чаще всего в итоге достраивает наша логика, что доказывает причастность к творчеству не только правого полушария, но и левого также (картинка 2; картинка 3).

Следуя из этого тезиса, можно быть уверенным в том, что при занятии любым видом искусства, а в частности живописи, тренируется Мозг. Даже если мы будем смотреть на любую картину минут 5, размышляя о увиденном, то наш Мозг после просмотра уже будет другой. Если придерживаться этому, то делаем вывод, что наш Мозг меняется физически всегда и даже прямо сейчас. Любая информация меняет наш Мозг, но искусство, а в частности речь идёт о живописи, «заставляет» Мозг работать с высокой активностью, что и было замечено и подтверждено в научном исследование ЭЭГ (Электроэнцефалограмма головного Мозга).

Когда мы смотрим на картину, то как минимум все те чувства, вступают в "дискуссию" между собой и не редко можно слышать звуки картин, запахи, видеть новые образы или предметы, осязать их и т.д. И это, прошу заметить, информация о картине поступила только через глаза. Что уж говорить о людях, причастные к искусству. Когда художник пишет картину, то Мозг испытывает колоссальные нагрузки. После такой работы, Мозгу нужен отдых и энергия. Самый лучший отдых для Мозга – это сон. Не редко я замечал по себе, что после рисования, хочется отдохнуть. Есть ощущение вытянутой энергии и опустошения.

Поэтому, в рамках искусства и Мозга, Живопись – это ряд мозговых процессов, обработанные им же, с последующим посылом на моторно-двигательную систему. При этом все процессы анализируются в обратном порядке так, как будет удобнее воспринимать эту информацию другим Мозгам, в основном через зрение. По-другому. Живопись – это удобная и адаптируемая конечная информация, полученная в ходе мозговой деятельности, с предполагаемой обработкой другим мозгом с помощью зрительного восприятия. 

А «страшное» в этом всё, что это делает Мозг. Вопрос, на который нет убедительного ответа до сих пор, звучит так: Где Я? 

 

Кто же эту живопись создаёт?

  Изучая этот вопрос, я вспоминаю свои ощущения, в момент занятием живописи и каждый раз ловлю себя на мысли, что есть некий «кто-то», который внедряется и в процессы в головном Мозге в том числе. «Кто-то» это я или «кто-то» или «что-то» другое, пока мне неизвестно. Конечно, мне известны выдвигаемые тезисы о существование «нечто» с призрачными доказательствами. Но они все звучат неубедительны лично для меня. Но если отталкиваться, от того, что знает наука, то можно с уверенностью сказать, что Искусство Мозга – это и есть Искусство. У меня нет оснований полагать обратное. Отсюда следует, если обратиться к названию темы, живопись – Искусство Мозга. Искусство вообще очень сильно влияет на Мозг.

 

Что можно точно подчеркнуть и понять из этой статьи?

  1. Живопись заставляет задействовать оба полушария Мозга;
  2. Живопись тренирует (развивает) Мозг;
  3. Живопись меняет Мозг физически;
  4. Живопись улучшает когнитивные способности.

Статья получилась очень сумбурной. Такой же, как и живопись в своём проявление красок. Такой же, как и наш Мозг в любом состояние.

Это всего лишь малая часть, которую мне удалось охватить. Я понимаю, что разом всё охватить и систематизировать, не удастся, поэтому в следующей статье я буду выбирать узкую ветвь для обсуждения, что бы более точно разобраться в Искусстве Мозга.

Например, могут быть очень интересные темы: «Как получить вдохновение?»; «Что такое озарение?»; «Как тренировать Мозг с помощью Искусства?»; «Кофе и чай улучшает работу Мозга»; и т. д.

 

Если хотите не пропустить новую статью, то добавляйте сайт www.endpopov.ru в избранное, вступайте в группу ВК.

Спасибо за комментарии и поддержку

Спасибо за внимание! С уважением, Виталий Попов!

 

www.endpopov.ru

22. Мозг и его картина окружающего мира

22. Мозг и его картина окружающего мира

Изучение эксплицитной пространственной памяти у мышей не могло не привести меня к более общим вопросам, которые в самом начале моей научной карьеры стимулировали увлечение психоанализом. Я снова стал размышлять о природе внимания и сознания — явлений психики, связанных не с простыми рефлекторными действиями, а со сложными психологическими процессами. Мне хотелось сосредоточиться на том, как представлен в мышином мозгу образ пространства, то есть внутренняя картина окружающего, в котором мышь ориентируется, и как внимание видоизменяет этот образ. Мне нужно было оставить работу с уже неплохо изученной нервной системой аплизии и перейти к изучению систем мозга млекопитающих, которое пока приносило (а отчасти и по-прежнему приносит) лишь немного интереснейших результатов и множество неразрешенных вопросов. Тем не менее пришло время попытаться продвинуть молекулярную биологию когнитивных функций еще на один шаг вперед.

Для исследования имплицитной памяти у аплизии я разработал нейробиологический и молекулярный подход к психическим процессам, который был построен на основаниях, заложенных Павловым и бихевиористами. Их методы были точны, но связаны с поведением в узком и ограниченном смысле, то есть прежде всего с двигательными реакциями. Наши же исследования эксплицитной памяти и гиппокампа ставили перед нами новую, сложнейшую научную задачу не в последнюю очередь потому, что запись и считывание пространственной памяти требуют участия осознанного внимания.

Я начал размышления о комплексной пространственной памяти и внутреннем отображении пространства в гиппокампе с того, что перевел внимание с бихевиоризма на когнитивную психологию — преемницу научного психоанализа. Ее создатели впервые занялись методичным исследованием того, как окружающий мир воссоздается и отображается у нас в мозгу.

Когнитивная психология возникла в начале шестидесятых как ответ на самоограничения бихевиоризма. Пытаясь сохранить в экспериментах свойственную бихевиоризму точность, основатели этой дисциплины сосредоточились на более сложных психических процессах, ближе к предмету психоанализа. Они, как и их предшественники, основавшие психоанализ, не удовлетворялись простым описанием моторных реакций, вызываемых сенсорными раздражителями. Их скорее интересовало изучение работающих в мозгу механизмов, которые обеспечивают связь раздражителя с реакцией на него, то есть преобразуют сенсорную реакцию в моторную. В рамках когнитивной психологии были разработаны эксперименты с поведением, позволяющие делать выводы о том, как сенсорная информация, поступающая от глаз и ушей, преобразуется в мозгу в образы, слова и действия.

Теоретическую основу когнитивной психологии составили два фундаментальных положении. Первым было кантовское представление о том, что в мозгу есть врожденные априорные знания — «знания, не зависимые от опыта». Эту идею впоследствии развили представители европейской школы гештальтпсихологии — еще одной предшественницы современной когнитивной психологии наряду с психоанализом. Гештальтпсихологи доказывали, что связность нашего восприятия есть конечный результат врожденной способности мозга находить смысл во всех явлениях окружающего мира, лишь некоторые черты которых отслеживаются органами чувств. Причина, по которой мозг может найти смысл, например, в ограниченных сведениях о видимой в поле зрения картине, состоит в том, что зрительная система не записывает картину пассивно, как видеокамера, а делает это творчески. Наше восприятие креативно: на основе двухмерных картин попадающего на сетчатку глаз света оно создает логически связное и устойчивое представление о воспринимаемом трехмерном мире. В нейронные проводящие пути мозга встроен сложный набор правил угадывания. Эти правила позволяют мозгу извлекать информацию из неполных картин, слагаемых входящими нейронными сигналами, и создавать на ее основе осмысленные образы. При этом наш мозг работает как настоящая машина для разгадывания всевозможных двусмысленностей.

Когнитивная психология продемонстрировала эту способность мозга в опытах с иллюзиями, то есть случаями, когда мозг неверно трактует зрительную информацию. Например, изображение, которое не содержит полных контуров треугольника, тем не менее воспринимается как треугольник, потому что мозг ожидает от зрительной информации, что она будет складываться в определенные образы (рис. 22–1). Подобные ожидания мозга встроены в анатомическую и функциональную структуру зрительных путей. Отчасти они определяются опытом, но во многом — врожденными особенностями строения зрительной системы.

22–1. Мозг достраивает картину, поступающую от органов чувств. Наш мозг интерпретирует двусмысленности, создавая на основе неполных данных цельные образы — например, дорисовывая недостающие границы треугольников. Если закрыть некоторые участки этих изображений, мозгу не на чем будет строить интерпретации, и треугольники пропадут.

Чтобы по достоинству оценить выработанные эволюцией навыки восприятия, стоит сравнить вычислительные способности нашего мозга и искусственных вычислительных устройств. Когда мы сидим в кафе под открытым небом и смотрим на прохожих, мы можем по совсем немногим признакам без труда отличать мужчин от женщин и знакомых от незнакомых. Нам кажется, что восприятие и распознавание предметов и людей не требуют особых усилий. Однако специалисты по информатике, которые разрабатывали искусственные распознавательные устройства, убедились, что для выявления таких отличий необходимы расчеты, которые еще не под силу современным компьютерам. Простая способность узнавать людей в лицо была бы огромным достижением для вычислительной техники. Все формы нашего восприятия (зрение, слух, обоняние и осязание) представляют собой колоссальные достижения в области вычислительных способностей.

Второе из положений, составивших основу когнитивной психологии, заключалось в том, что все эти достижения работают путем создания в мозгу внутреннего отображения окружающего мира (когнитивной карты), которое используется для формирования осмысленного образа всего, что мы видим и слышим. Затем эта когнитивная карта совмещается с информацией о событиях прошлого и настраивается через механизмы внимания. И наконец, полученные представления об окружающем мире используются для организации и планирования наших целенаправленных действий.

Идея когнитивной карты оказалась серьезным шагом вперед в изучении поведения и сблизила когнитивную психологию и психоанализ. Кроме того, она дала науке намного более общую и интересную концепцию психики, чем та, что была у бихевиористов. Но и у этой концепции имелись недостатки. Самый серьезный из них состоял в том, что понятие внутренних представлений, разработанное когнитивной психологией, было лишь хорошо продуманным предположением. Эти представления нельзя было напрямую исследовать, в связи с чем их сложно было подвергнуть объективному анализу. Чтобы увидеть эти внутренние представления, заглянув в черный ящик нашей психики, когнитивная психология должна была объединить усилил с биологией.

К счастью, в то самое время, когда зарождалась когнитивная психология, то есть в шестидесятые годы XX века, в биологии созревала другая дисциплина — физиология высшей нервной деятельности. В семидесятых и восьмидесятых годах началось сотрудничество бихевиористов и специалистов по когнитивной психологии с нейробиологами. В результате нейробиология — биологическая наука о нервной системе — начала сливаться с бихевиоризмом и когнитивной психологией — науками о психических явлениях. Из их слияния возникла синтетическая дисциплина — когнитивная нейробиология, важнейшим предметом которой стала биология внутренних представлений, а основу методологии составили два направления: электрофизиологические исследования того, как сенсорная информация отображается в мозгу животных, и томографические исследования работы сенсорных и других внутренних представлений в мозгу интактных, пребывающих в сознании людей.

Оба подхода были применены для исследований внутреннего представления пространства, которое мне и хотелось изучать, и результаты исследований показали, что ощущение пространства — действительно самое сложное из всех ощущений. Чтобы хоть как-то в нем разобраться, для начала нужно было принять к сведению все, что ученым уже удалось выяснить в ходе исследований более простых ощущений. К счастью для меня, самый большой вклад в эту область внесли Уэйд Маршалл, Вернон Маунткасл, Дэвид Хьюбел и Торстен Визел — люди, которых я знал и с работами которых был лично и хорошо знаком.

Электрофизиологические исследования сенсорных представлений начались с работ моего учителя Уэйда Маршалла, который первым исследовал, как осязание, зрение и слух представлены в коре головного мозга. Начал он с изучения осязания. В 1936 году он открыл, что соматосенсорная кора кошки содержит карту поверхности тела. Затем совместно с Филипом Бардом и Клинтоном Вулзи он очень подробно закартировал, как представлена вся поверхность тела в мозгу обезьян. Через несколько лет после этого Уайлдер Пенфилд закартировал соматосенсорную кору человека.

Эти физиологические исследования позволили открыть два принципа устройства сенсорных карт. Во-первых, как у людей, так и у обезьян каждая часть тела представлена в коре головного мозга в соответствии с определенной системой. Во-вторых, сенсорные карты — это не просто уменьшенные отображения поверхности тела в мозгу, а отображения с сильными искажениями. Каждая часть тела представлена в них пропорционально ее значению для сенсорного восприятия, а не размеру. Поэтому особо чувствительные кончики пальцев и губы представлены непропорционально шире, чем кожа спины, у которой намного больше площадь, но намного меньше чувствительность. Эти искажения отражают плотность сенсорной иннервации разных участков тела. Вулзи впоследствии обнаружил аналогичные искажения и у других подопытных животных. Например, у кроликов наиболее обширно представлена в мозгу поверхность морды и носа, потому что с их помощью кролики изучают окружающий мир. Как мы уже знаем, с опытом эти карты могут видоизменяться.

В начале пятидесятых Вернон Маунткасл из Университета Джонса Хопкинса сделал следующий шаг в изучении сенсорных карт, регистрируя сигналы в отдельных клетках. Он обнаружил, что отдельные нейроны соматосенсорной коры реагируют лишь на сигналы, поступающие от очень небольшого участка кожи, который он назвал рецептивным полем нейрона. Например, отдельный нейрон в области соматосенсорной коры левого полушария, соответствующей кисти прямой руки, будет реагировать лишь на раздражение определенного участка на кончике среднего пальца этой руки и ни на что другое.

Кроме того, Маунткасл установил, что осязание на самом деле состоит из нескольких подчиненных ощущений (субмодальностей). Например, чувствительность к прикосновению включает субмодальности сильного давления на кожу и слабого касания ее поверхности. Маунткасл обнаружил, что каждой субмодальности соответствует свой собственный проводящий путь в нервной системе и что обособленность этих путей поддерживается при каждой ретрансляции в мозговом стволе и таламусе. Интереснейшее проявление этой обособленности можно наблюдать в соматосенсорной коре, которая составлена из колонок нервных клеток, ведущих от поверхности в глубину. Каждая из этих колонок соответствует единственной субмодальности и единственному участку кожи. Поэтому все клетки одной колонки получают, например, только информацию о слабом прикосновении к самому кончику указательного пальца, а клетки другой — о сильном давлении на тот же участок. Работы Маунткасла показали, до какой степени сенсорная информация об осязательных раздражителях разбирается на составляющие. Все субмодальности анализируются отдельно и вновь собираются воедино лишь на поздних этапах обработки информации. Маунткасл также предложил ставшую теперь общепринятой идею, что эти колонки в коре головного мозга образуют элементарные модули обработки информации.

Другие ощущения (сенсорные модальности) устроены сходным образом. Особенно продвинутый анализ задействован у нас в зрительном восприятии. Зрительная информация, ретранслируемая из одной точки в другую по проводящему пути, ведущему от сетчатки в кору, тоже преобразуется строго определенным образом, вначале разбирается на составляющие, а затем вновь собирается воедино, причем мы всего этого не осознаем.

В начале пятидесятых годов Стивен Куффлер регистрировал сигналы отдельных клеток сетчатки и сделал неожиданное открытие: эти клетки передают сигналы вовсе не об абсолютном уровне освещенности, а скорее о контрасте между светлым и темным. Он обнаружил, что самым эффективным раздражителем, возбуждающим клетки сетчатки, служит не рассеянный свет, а маленькие пятнышки света. Дэвид Хьюбел и Торстен Визел установили, что аналогичный принцип работает и на следующем этапе ретрансляции — в таламусе. При этом они открыли одну поразительную вещь: как только сигнал достигает коры, он сразу преобразуется. Большинство нейронов коры не будет заметно реагировать на маленькие пятнышки света. Вместо этого они будут реагировать на контуры, протяженные границы между более светлыми и более темными участками, такими как края находящихся в нашем поле зрения предметов.

Самое удивительное, что каждый нейрон первичной зрительной коры отвечает только на границы светлого и темного, расположенные в поле зрения под определенным углом. Поэтому, если медленно вращать у нас перед глазами прямоугольный предмет, от чего будут изменяться углы наклона всех его сторон, на разные углы будут реагировать разные нейроны. Некоторые нейроны сильнее всего реагируют на вертикальные линии, другие — на горизонтальные, третьи — на расположенные под углом. Разборка зрительных образов на разнонаправленные линии служит, судя по всему, первым этапом кодирования формы видимых нами предметов. Впоследствии Хьюбел и Визел выяснили, что в зрительной коре, как и в соматосенсорной, нейроны со сходными свойствами (в данном случае — реагирующие на контуры со сходным углом наклона) тоже объединяются в колонки.

Эти работы вызвали у меня огромный интерес. Их вклад в развитие нейробиологии был очень велик: это были самые серьезные достижения в изучении устройства коры головного мозга со времен трудов Кахаля в конце XIX вена. Кахаль открыл, что популяции нейронов связаны друг с другом строго определенным образом, а Маунткасл, Хьюбел и Визел выяснили функциональное значение характера связей. Они показали, что эти связи позволяют фильтровать и преобразовывать сенсорную информацию на пути к коре и внутри коры и что кора состоит из функциональных модулей.

Благодаря работам Маунткасла, Хьюбела и Визела можно было начинать исследовать основы когнитивной психологии на клеточном уровне. Эти ученые подтвердили предположения гештальтпсихологов, показав, что наша уверенность в точности и непосредственности собственного восприятия представляет собой иллюзию вроде обмана зрения. Мозг не просто берет и воспроизводит поступающие от органов чувств необработанные данные. Каждая из его сенсорных систем вначале разбирает эти данные на составляющие и анализирует их, а затем вновь собирает воедино в соответствии со встроенными в данную систему связями и правилами — отголосками идей Иммануила Канта!

Наши сенсорные системы служат генераторами гипотез. Мы воспринимаем мир не напрямую и не таким, какой он есть, а так, как писал Маунткасл: «…от мозга, связанного с внешним миром несколькими миллионами тончайших нервных волокон — наших единственных информационных каналов, бесценных нитей, соединяющих нас с реальностью. Они же дают нам то, без чего невозможна сама жизнь: внешнюю стимуляцию, которая поддерживает наше сознание, чувство собственного „я“. Наши ощущения обеспечиваются кодировкой информации в сенсорных нервных окончаниях и работой интегрирующего нейронного аппарата центральной нервной системы. Чувствительные нервные волокна — это не высокоточные датчики, потому что одни свойства раздражителя они подчеркивают, а другими пренебрегают. Нейроны центральной нервной системы по сравнению с ними — настоящие выдумщики, которым никогда нельзя вполне доверять, потому что они допускают как качественные, так и количественные искажения. <…> Наше восприятие не воспроизводит окружающий мир, а создает его абстрактные модели».

Последующие исследования зрительной системы показали, что не только линии, образующие контуры зрительных образов, но и другие стороны зрительного восприятия (движение, удаленность, форма и цвет) тоже отделяются друг от друга и передаются по обособленным нейронным путям в мозг, где вновь собираются вместе и формируют согласованную единую картину. Важный этап этого обособления происходит в первичной зрительной коре, откуда берут начало два параллельных нейронных пути. Один из них (путь «что») передает информацию о форме видимых объектов, то есть о том, на что они похожи. Другой (путь «где») — о положении этих объектов в пространстве, то есть о том, где они находятся. Эти нейронные пути ведут в высшие области коры, которые осуществляют более сложную обработку информации.

Открытие того, что разные стороны зрительного восприятии могут обрабатываться в разных участках мозга, было предсказано Фрейдом еще в конце XIX века, когда он предположил, что неспособность некоторых пациентов распознавать определенные черты видимой картины мира связана не с расстройствами зрения (вызванными повреждениями сетчатки или зрительного нерва), а с нарушениями работы коры, влияющими на осмысление разных сторон этой картины. Такие нарушения, которые Фрейд назвал агнозиями (потерями знания), бывают весьма специфичными. Существуют, например, расстройства, вызываемые повреждениями нейронного пути «где» или нейронного пути «что». Человек с агнозией глубины, связанной с нарушением системы «где», не способен различать степень удаленности объектов, но в остальном может обладать прекрасным зрением. Один из таких людей не мог «оценить удаленность и толщину видимых объектов. <…> Даже очень полный человек мог быть движущейся картонной фигурой; все кажется совершенно плоским». В свою очередь люди с агнозией движения не ощущают движения объектов, но в остальном их восприятие может быть вполне нормальным.

Есть поразительные свидетельства того, что определенный участок пути «что» специализируется на распознавании лиц. Некоторые люди, перенесшие инсульт, понимают, что лицо — это лицо, но не способны увидеть в нем лицо конкретного человека. Люди с этим расстройством (прозопагнозией) нередко не узнают своих близких родственников и даже собственное лицо. Они не утрачивают способность отличать одного человека от другого, но утрачивают связь между лицом и конкретным человеком. Близких друзей и знакомых им приходится узнавать по голосу и другим не связанным со зрением признакам. Оливер Сакс в своей классической книге «Человек, который принял жену за шляпу» описывает страдавшего прозопагнозией пациента, который не узнал собственную жену, сидящую рядом с ним, и, думая, что это его шляпа, попытался взять ее и надеть себе на голову, прежде чем покинуть кабинет Сакса.

Как информация о движении, удаленности, цвете и форме, передаваемая по разным нейронным путям, собирается в единую связную картину восприятия? Эта проблема, так называемая проблема связывания, имеет отношение к проблеме единства сознательного опыта, то есть того, почему мы видим мальчика, едущего на велосипеде, не как движение без зрительного образа и не как неподвижную картинку, а как единый цветной и трехмерный движущийся образ. Считается, что проблема связывания решается путем временной ассоциации нескольких независимых нейронных проводящих путей, выполняющих разные функции. Как и где происходит это связывание? Об этом очень метко написал Семир Зеки — один из ведущих исследователей зрительного восприятия, работающий в Университетском колледже Лондона: «На первый взгляд проблема интеграции может показаться совсем простой. Логически она не требует ничего, кроме того, чтобы все сигналы, поступающие от специализированных зрительных областей, сошлись вместе, чтобы „отчитаться“ о результатах деятельности какой-то одной, главной области коры. Затем эта главная область должна произвести синтез информации, поступающей от этих разных источников, и дать нам окончательный образ — по крайней мере, так может показаться. Но у мозга своя логика. <…> Если все зрительные области отчитываются перед какой-то одной главной областью коры, то перед кем или чем отчитывается сама область? Сформулируем это более наглядно: кто смотрит на зрительный образ, выдаваемый этой главной областью? Данная проблема относится не только и зрительному образу и зрительной коре. Кто, например, слышит музыку, выдаваемую главной слуховой областью, или ощущает запах, выдаваемый главной областью обонятельной коры? На самом деле следовать этой красивой схеме нет смысла. Потому что здесь мы подходим к одному важному анатомическому факту, который может показаться не столь красивым, но, возможно, в итоге прольет больше света: единственной области коры, перед которой отчитываются все другие, не существует ни в зрительной, ни в какой-либо другой системе. Иначе говоря, кора должна использовать какую-то другую стратегию для создания интегрированного зрительного образа».

Ученый, занимающийся когнитивной нейробиологией, может, заглянув в мозг подопытного животного, увидеть, в каких клетках запускаются потенциалы действия, прочесть, что они говорят, и разобраться в том, что при этом воспринимает мозг. Но какой стратегией пользуется сам мозг, когда читает свои сигналы? Этот вопрос, связанный с природой единства нашего сознательного опыта, остается одной из многих неразгаданных тайн новой науки о психике.

Первые подходы к его исследованию разработали Эд Эвартс, Роберт Вурц и Майкл Голдберг из Национальных институтов здоровья. Они воспользовались методами, позволяющими регистрировать активность отдельных нейронов в мозгу интактных, находящихся в сознании обезьян, сосредоточившись на когнитивных заданиях, требующих действий и внимания. Эти новые методы позволили другим исследователям, таким как Энтони Мовшон из Нью-Йоркского университета и Уильям Ньюсом из Стэнфорда, найти связь между сигналами отдельных клеток мозга и сложным поведением (то есть восприятием и действиями) и отследить эффект стимуляции или подавления активности небольшой группы клеток на такое поведение.

Кроме того, эти методы дали возможность исследовать, как под действием концентрации внимания и принятия решений видоизменяются сигналы отдельных нервных клеток, задействованных в обработке информации, связанной с восприятием и двигательной активностью. Таким образом, в отличие от бихевиоризма, который сосредоточился на абстрактном понятии внутреннего представления, наука, возникшая из слияния когнитивной психологии с клеточной нейробиологией, открыла настоящие материальные представления (механизмы обработки информации), обеспечивающие определенные поведенческие реакции. Эти работы продемонстрировали, что неосознанные умозаключения, описанные Гельмгольцем в 1860 году, то есть процессы неосознанной обработки информации на пути от раздражителя до реакции, можно исследовать и на клеточном уровне.

Клеточные исследования внутренних представлений сенсорной и моторной деятельности в коре головного мозга получили дальнейшее развитие в восьмидесятые годы в связи с внедрением методов функциональной томографии мозга. Методы типа позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) позволили найти в мозгу места, ответственные за множество сложных поведенческих функций. Это был колоссальный шаг вперед на пути, который проложили Поль Брока, Карл Вернике, Зигмунд Фрейд и британские неврологи Джон Хьюлингс Джексон и Оливер Сакс. Благодаря новым методам исследователи смогли заглянуть в работающий мозг и увидеть в действии не только отдельные клетки, но и целые нейронные цепи.

Я пришел и убеждению, что для того, чтобы понять молекулярные механизмы пространственной памяти, нужно было прежде всего разобраться, как информация о пространстве представлена в гиппокампе. В связи с важностью пространственной памяти для эксплицитной памяти в целом можно было ожидать, что пространственная память об окружающем мире имеет обширное внутреннее представление в гиппокампе. Это ясно даже из анатомических соображений. У птиц, для которых пространственная память особенно важна (например, у тех, которые прячут запасы еды во множестве разных мест), гиппокамп крупнее, чем у других.

Еще один наглядный пример — лондонские таксисты. В отличие от работающих в других городах, в Лондоне таксистам нужно сдавать серьезный экзамен, чтобы получить право заниматься извозом. В ходе этой проверки они должны продемонстрировать, что знают названия всех улиц в Лондоне и наилучшие маршруты из одной точки в другую. Функциональная магнитно-резонансная томография показала, что после двух лет такого серьезного изучения ориентации по улицам города у лондонских таксистов развивается более крупный гиппокамп, чем у других людей того же возраста. Более того, размер их гиппокампа продолжает увеличиваться, пока они работают таксистами. Томографические исследования также показали, что гиппокамп активируется во время воображаемого движения, когда таксиста просят вспомнить, как доехать до того или иного места. Как же информация о пространстве представлена в гиппокампе на клеточном уровне?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, я воспользовался методами и достижениями молекулярной биологии в экспериментах, основанных на уже проводившихся ранее опытах с внутренним представлением пространства у мышей.

Мы начали с того, что использовали генетически модифицированных мышей для исследования влияния работы отдельных генов на долговременную потенциацию в гиппокампе и на эксплицитную пространственную память. Теперь мы были готовы заняться вопросом, как долговременная потенциация помогает стабилизировать внутреннее представление пространства и как внимание (необходимая составляющая формирования эксплицитной памяти) видоизменяет это представление. Комбинированный подход (включающий все от молекул до психики) открывал дорогу молекулярно-биологическим исследованиям обучения и внимания и дорисовывал контуры той синтетической дисциплины, из которой возникла новая наука о психике.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Художники, картины которых сломают вам мозг :: NoNaMe

Они владеют мастерством иллюзии лучше, чем любой фокусник.

Художники, картины которых сломают вам мозг

Искусство — это своего рода волшебство, и лучше всего об этом знают художники-сюрреалисты, а особенно те из них, кто посвятил свое творчество изучению оптических иллюзий. Они словно фокусники, только достают из своих шляп не кроликов, а новые миры, выворачивают реальность наизнанку и заставляют взглянуть на нее совершенно другими, изумленными и восхищенными глазами.

----------------------<cut>----------------------

Магический реализм Роба Гонсалвеса

Стиль, в котором рисует всемирно известный художник из Канады Роб Гонсалвес (Rob Gonsalves), некоторые называют сюрреализмом, но название «магический реализм» подходит ему куда лучше. Картины Гонсалвеса — это всегда волшебное объединение миров, незаметные метаморфозы, перетекание объектов из одной ипостаси в другую. Художник как бы намекает нам — все в мире взаимосвязано. Смесь Дали, Магритта и Эшера — так можно охарактеризовать картины Роба Гонсалвеса.

Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг

Параллельные миры Яцека Йерки

Польский художник Яцек Йерка (Jacek Yerka), в миру Яцек Ковальский, прославился на весь мир своими фантазийными картинами-загадками. Рисует с детства, и с самых ранних пор, а потом уже и в художественной академии ему приходилось отстаивать свой уникальный стиль: «Мои учителя почему-то всегда хотели, чтобы я вернулся в реальность и рисовал, как положено: традиционно, без лишних фантазий». Но Йерке все же удалось сохранить право на собственное, сюрреалистическое видение мира.

Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг

Двусмысленная живопись Нила Саймона

На картинах британского художника Нила Саймона (Neil Simone) все не так, как кажется на первый взгляд. «Для меня мир вокруг — это череда хрупких и постоянно меняющихся форм, теней и границ», — говорит Саймон. И на его картинах все действительно иллюзорно и взаимосвязано. Границы смываются, а сюжеты продолжают друг друга.

Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг

Многослойные метафоры Владимира Куша

Владимир Куш родился в Москве, где и получил художественное образование, но сюрреализм нашей стране был тогда не нужен, и Куш эмигрировал в США. Бизнесмен из Франции случайно заметил работы художника и впечатлился ими настолько, что устроил его выставку в Гонконге. После этого Куш стал по-настоящему знаменитым. Во всех его работах есть нечто притягательное — они как будто подсвечены изнутри, и создается впечатление, что зритель сам присутствует на картине.

Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг

Пронзительный сюрреализм Рафала Олбински

Рафал Олбински (Rafal Olbinski) — именитый художник-сюрреалист из Польши, один из немногих, кому удается заставить видеть совершенно обыденные вещи в непривычном ракурсе. Рафал начал свою деятельность как художник декораций для известных оперных постановок. Но в 36 лет он эмигрировал в Соединенные Штаты, где и началась его бурная карьера художника и иллюстратора.

Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг

Двойное дно живописи Олега Шупляка

Олегу Шупляку 47 лет, и по образованию он архитектор. Но свою жизнь он посвятил не проектированию зданий и сооружений, а живописи и преподаванию. Работал учителем рисования в своем родном селе, сейчас преподает рисунок и живопись в детской художественной школе небольшого украинского городка Бережаны. В искусстве его привлекают оптические иллюзии и возможность «прочитать» на одной картине два совершенно разных сюжета.

Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозг Художники, картины которых сломают вам мозгХудожники, картины которых сломают вам мозг

txapela.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта