Дамы Серебряного века в картинах Елены Киселёвой. Картина елена


Дамы Серебряного века в картинах Елены Киселёвой

Новость из мира искусства

Выставки в Музее русского импрессионизма продолжают радовать знакомством с малоизвестными, но замечательными Мастерами. С одной стороны, приятно открыть такую яркую художницу, как Елена Андреевна Кисилёва (1878-1974), а с другой стороны - очень жаль, что живопись такого качества в силу исторических обстоятельств была на некоторое время незаслуженно забыта.В 1967 году искусствовед из Воронежа М.И. Лунева выяснила, что Елена Киселёва-Билимович живёт в Белграде. Она списалась с художницей и переписывалась с ней до последних дней жизни Елены Андреевны. Беспокоясь о своем наследии, Киселёва передала большую часть своих картин городу, в котором она родилась, - в Воронежский музей изобразительных искусств. Вот так в воронежском музее оказалась большая коллекция работ этой художницы.В живописи Елены Киселёвой чувствуется дух того времени. Художница работала в разных жанрах, но её визитной карточкой заслуженно считается женский портрет. Характер её героинь передан через их позы, мимику, жесты, одежду. В картинах преобладают яркие насыщенные цвета. Портрет прекрасной Маруси стал лицом выставки "Элегантный век". Эту картину сама художница считала самой лучшей в своем творчестве. В 1929 году работу передала в дар Воронежскому музею изобразительных искусств мать Елены - Мария Эдуардовна, живущая в то время в Ленинграде.

Маруся, 1913

Елена Киселёва родилась в Воронеже, в семье педагога и математика Андрея Петровича Киселёва, который преподавал в Воронежском институте народного образования. Это его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в школе XX века, и это они определили уровень математической подготовки нескольких поколений в нашей стране. Его жена, Мария Эдуардовна, помимо воспитания троих детей, занималась благотворительностью, совместно с мужем открыла в собственной усадьбе Отрадное школу для крестьянских детей, которая после революции была превращена в детский дом. Киселевы были одним из самых передовых семейств города, много путешествовали, интересовались новыми изобретениями.Первые частные уроки рисования Елена Киселёва получила у Михаила Пономарёва, известного воронежского фотографа и художника. Затем обучалась в Воронежской рисовальной школе под руководством художника Льва Соловьёва, по окончанию которой поступила в Мариинскую женскую гимназию. Закончив гимназию с золотой медалью, Киселёва продолжила обучение на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге, на математическом факультете.Но в 1898 году, после перенесённого тифа, Киселёва осознала, что её больше привлекает творчество и поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств. Двумя годами позже она уже училась в Академии, в мастерской Ильи Репина и была одной из его любимых учениц. В 1903 году Репин поручил Елене и и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорам к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.За свою дипломную картину "Невесты. Троицын день" Елена Киселёва первой из женщин-выпускниц Академии получила возможность продолжить учёбу в Париже.

Невесты. Троицын день, 1907

Первый раз Елена Андреевна вышла замуж в 1905 году ещё будучи студенткой, за красавца-мужчину Н.А. Черного-Перевертанного, сына председателя Воронежского суда. Брак оказался неудачным и продолжался всего три года.

Девушка в красном, 1907 (справа)

Портрет Александры Шварц, 1900-е. Завтрак. Портрет Павла Щеголева, 1911

Для картины "Ревность" позировали сестра художницы Мария с мужем Дмитрием Комиссаровым.

Ревность, 1907. Собрание Олега Арюхина, Санкт-Петербург

Женский портрет (Портрет Татьяны Платоновой-Поздняк), 1907-1908

Прекрасная гортензия, 1908

В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет "Дома", где Киселёва изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А.И. Куинджи. На стенах мастерской висят, возможно, её собственные работы.

Дома, 1908

Художница с зелёной вазой. Автопортрет, 1910

Санди (Портрет художника Александра Стюарта-Хилла), 1910

Следующая картина написана в родительском имении Плясово-Юрасово под Воронежем. Позировала Виктория Федяевская, близкая знакомая семьи Киселёвых.

На балконе, 1910

Портрет Лизы, 1910

В Европе Киселёва училась в знаменитой Академии Эжена Каррьера и Академии Рудольфа Жюлиана, участвовала в международных выставках в Мюнхене и Риме. Живя и работая в Европе, Елена Киселева принимала активное участие в выставках: она демонстрировала свои работы в экспозициях Нового общества и Союза русских художников.

Розовый зонтик, 1910

Киселева быстро приобрела известность в московских и петербургских художественных кругах. Она много выставлялась как в России, так и в Европе.

В ресторане. Париж, 1911

В 1911 году художница вернулась в Россию. Лучшим периодом в творчестве Елены Киселёвой стали 1910-е годы. Художнице сопутствовал неизменных успех на многочисленных выставках, о ней много писала пресса, она пользовалась уважением и поддержкой со стороны Ильи Репина, часто бывала в усадьбе своего учителя в финском Куоккале. Критики были благосклонны, отмечая в творчестве художницы соединение классической школы и постимпрессионизма. Картины покупали охотно. Известно, что несколько полотен приобрел для собственной коллекции Максим Горький.

Лилии, 1910-е

На дачах в Куоккале Елена Киселева встречала много интересных людей.

Дачницы, 1915

С поэтессой Любовью Бродской, женой художника Исаака Бродского, она познакомилась в Куоккале у Чуковских. Любовь Бродская рисовала, занималась росписью по ткани и была членом Союза художников.

Портрет дамы (портрет Любови Бродской), 1916

Художница Елена Киселёва не раз подчёркивала, что ей очень нравится писать портреты красивых женщин и что для неё живописные задачи важнее психологизма.

В парке, 1908 год. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

В 1917 году Елена Киселёва переехала в Одессу. Здесь она встретила Антона Билимовича, с которым познакомилась еще в 1914 году во Франции. Профессор механики, позже ректор Новороссийского университета, Антон Билимович стал постоянным спутником жизни художницы. В мае 1917 года у них родился сын Арсений.

Портрет Антона Билимовича, 1925, ВОХМ им. И.Н. Крамского

В январе 1920 года Антон Билимович, Елена Киселёва и их маленький 2-х летний сын Арсений эмигрировали в Королевство сербов, хорватов и словенцев и поселились в Белграде, где профессор Билимович получил работу в университете. Жизнь семьи была обеспеченной, был свой дом, думать о куске хлеба Елене Андреевне не приходилось. Но вот творчества в ее жизни стало меньше, о чём она постоянно сожалела.На картине изображен Арсений Антонович Билимович (1918-1944), его судьба оказалась трагичной.

Портрет сына, 1925

Елена Киселёва постепенно отошла от художественной деятельности и полностью посвятила себя семье. В начале 30-х Киселёва ещё приняла участие в нескольких групповых выставках русских живописцев-эмигрантов. Но она так и не влилась в художественное сообщество Сербии.

Базар в Которе (Черногория). 1925

В своих воспоминаниях Елена Киселёва писала: "Мой муж был слишком большим учёным, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Всё было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой".

Коновланка,1920. Черногорка, 1920

Прекрасные дамы, 1927

Когда началась вторая мировая война, профессор Билимович, не желая сотрудничать с оккупантами, вышел в отставку. Семья осталась жить в оккупированном Белграде.

В этот период в жизни семьи Билимович произошла огромная трагедия. В 1942 году единственный сын художницы Арсений вместе с женой был арестован и отправлен в немецкий концлагерь. Спасти семью сына от отправки в Германию не удалось. В 1944 году сын и невестка вернулись домой живыми, но здоровье Арсения было абсолютно подорвано. Вскоре после возвращения из лагеря в этом же 1944 году он умер.

После кончины сына Елена Киселёва поставила окончательную точку в своём творчестве. В 1970 году Елена Андреевна похоронила своего мужа, Антона Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве, дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.

Кроме картин, на выставке представлены четыре костюма, которые помогают почувствовать ушедшую эпоху. Один из них создан для телефильма «Пелагия и белый бульдог» (реж. Юрий Мороз) и является исторической реконструкцией. В костюме использованы подлинные материалы начала XX века - шёлковый муар, кружево, бархат, искусственные цветы, перья райской птицы, хлопок, бамбук, ручка, лён.

На выставке "Элегантный век" в Музее русского импрессионизма - более 50 произведений Елены Киселёвой из частных собраний, Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русского языка и литературы «Пушкинский дом». Главный хранитель творческого наследия художницы, Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского, предоставил значительную часть своей коллекции и выступил в качестве соорганизатора выставки.

bellezza-storia.livejournal.com

В Москве раскрыли «секрет» картины воронежской художницы Елены Киселевой

Портал «Умбра Медиа» рассказывал о первой выставке работ воронежской художницы Елены Киеселевой в Москве. Экспозиция «Элегантный век» открылась в Музее русского импрессионизма 17 декабря при участии музея им. И. Н. Крамского. Во время подготовки выставки произошло интересное событие – сотрудники Музея русского импрессионизма нашли модель с портрета Елены Киселевой «Санди», который она написала в Париже в 1910 году. Долгое время, кто же изображен на картине, было загадкой.

Портрет с подписью «Санди» хранится в музее Крамского. Искусствоведы из-за андрогинной внешности модели до конца не могли определить, мужской или женский это портрет. Одежда модели подходила как для денди, так и для модной эмансипированной женщины. Сбивали с толку и яркие алые губы. А имя Санди могло относиться, как к мужчине, так и к женщине. Было предположение, что на портрете – малоизвестная актриса.

Сотрудникам Музея русского импрессионизма удалось отыскать модель. Оказалось, что Киселёва изобразила на картине шотландского художника Александра (Санди) Стюарт-Хилла. Будучи студентом Эдинбургского колледжа, он был награжден поездкой по Европе, некоторое время провёл во Франции, где они и познакомились с воронежской художницей. Во французском Невере Александр на протяжении всей Первой мировой войны служил в военном госпитале, там же встретил племянницу последней русской императрицы принцессу Луизу Маунтбеттен, с которой некоторое время был обручён.

Елена Киселева "Портрет Санди", 1910 год

Елена Киселева «Портрет Санди», 1910 год

Найти модель помогла развернутая надпись на портрете «Paris 1910 7 juin Sandy Stuart Hill». Двойная фамилия Стюарт-Хилл довольно редкая для Парижа. Современники шотландца вспоминали, что он крайне щепетильно относился к собственной внешности и гардеробу. А сходство изображенного на картине Киселёвой с «Автопортретом» Стюарт-Хилла из новозеландской Публичной художественной галереи Данидин и поздними фотографиями художника окончательно решают вопрос о том, кто позировал Елене Андреевне.

Кстати, открытие выставки «Элегантный век» произвело в Москве фурор. Познакомиться с картинами художницы пришли и знаменитости – певец Дмитрий Маликов, актер Александр Михайлов. Такой интерес к художнице неудивителен, ведь более ста лет назад ее картины покупал Максим Горький, а Илья Репин называл Киселеву любимой ученицей.

Дмитрий Маликов (слева) на открытии выставки "Элегантный век" (фото из группы Музея русского импрессионизма "ВКонтакте")

Дмитрий Маликов (слева) на открытии выставки «Элегантный век» (фото из группы Музея русского импрессионизма «ВКонтакте»)

В Москве выставка «Элегантный век» завершится 12 марта. В конце того же месяца музей им. И. Н. Крамского откроет персональную выставку художницы, где представит все работы Елены Киселевой из своей коллекции. Последний раз подобная персональная выставка художницы в Воронеже была более 40 лет назад.

СПРАВКА

Елена Киселёва родилась в Воронеже, училась в местной рисовальной школе. В 1898 году поступила в Императорскую Академию художеств в Петербурге и попала в мастерскую Ильи Репина. Именитый художник называл Киселёву любимой ученицей. Надежды мэтра Елена Андреевна оправдала. За дипломную картину «Невесты. Троицын день» Киселёва получила возможность продолжить учёбу в Париже за счёт Академии. Это был первый случай, когда такой оценки удостоилась женщина-художник. В Париже она бывала трижды – 1910, 1911 и 1913 годах. В это время в столице Франции творили ровесники Киселевой – Пабло Пикассо, Анри Матисс и Амадео Модильяни. Отец Елены Андреевны был известным математиком Андреем Киселевым, он смог купить дочери мастерскую в Париже.

Елена Киселева "Невесты. Троицын день", 1907

Елена Киселева «Невесты. Троицын день», 1907

После возвращения на родину карьера художницы бурно развивалась. Она первой из женщин стала членом Общества архитекторов-художников, её картины печатались в журналах «Аполлон» и «Огонёк».  Её произведения ставились критиками в один ряд с творчеством Зинаиды Серебряковой, Александра Бенуа и Льва Бакста. К сожалению, судьба приготовила для художницы нелегкие испытания. Успех в живописи сменился забвением после Октябрьской революции. Елена Киселёва вместе с мужем профессором математики Антоном Билимовичем и сыном Арсением в 1920 году уехала в Сербию. Они поселились в Белграде, муж устроился в местный университет.

Елена Киселева

Елена Киселева

В 1942 году единственный сын Киселевой Арсений попал в немецкий концлагерь. В 1944 году он вернулся и вскоре умер. Это событие так потрясло художницу, что она бросила живопись, написав «Портрет сына на смертном одре. И все же во время эмиграции художница успела создать несколько ярких работ – пейзажи с видами Сербии и Черногории.

Елена Киселева "Автопортрет с зеленой вазой", 1910

Елена Киселева «Автопортрет с зеленой вазой», 1910

На родине долгое время о творчестве художницы было мало известно. Сначала в воронежском музее была всего одна работа художницы – портрет «Маруся», который в дар передала мать художницы Мария Киселева в 1929 году из Ленинграда. Картину Киселева написала в 1913 году в Париже. В 1960-х сотрудникам музея им. И. Н. Крамского удалось разыскать Елену Андреевну в Сербии. Художница передала часть своих работ в родной Воронеж. Первая ее персональная выставка прошла в музее им. И. Н. Крамского в 1969 году. Сейчас в коллекции музея 42 работы художницы. В июле 1974 года Елены Киселевой не стало. Ей было 96 лет. Художница была кремирована, её останки захоронены на Новом кладбище в Белграде.

umbra.media

Дамы Серебряного века в картинах Елены Киселёвой: lilac2012

Выставки в Музее русского импрессионизма продолжают радовать знакомством с малоизвестными, но замечательными Мастерами. С одной стороны, приятно открывать таких ярких художников, как Елена Андреевна Кисилёва(1878-1974), а с другой стороны - очень жаль, что живопись такого качества в силу исторических обстоятельств была на некоторое время незаслуженно забыта.В 1967 году искусствовед из Воронежа М.И. Лунева выяснила, что Елена Киселёва-Билимович живёт в Белграде. Она списалась с художницей и переписывалась с ней до последних дней жизни Елены Андреевны. Беспокоясь о своем наследии, Киселёва передала большую часть своих картин городу, в котором она родилась, - в Воронежский музей изобразительных искусств. Вот так в воронежском музее оказалась большая коллекция работ этой художницы.Елена Андреевна Киселёва работала в разных жанрах, но её визитной карточкой заслуженно считается женский портрет. Характер её героинь передан через их позы, мимику, жесты, одежду. В картинах преобладают яркие насыщенные цвета. Портрет Маруси стал лицом выставки "Элегантный век".

Маруся, 1913

Елена Киселёва родилась в Воронеже, в семье педагога и математика Андрея Петровича Киселёва, который преподавал в Воронежском институте народного образования. Это его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в школе XX века, и это они определили уровень математической подготовки нескольких поколений в нашей стране. Его жена, Мария Эдуардовна, помимо воспитания троих детей, занималась благотворительностью, совместно с мужем открыла в собственной усадьбе Отрадное школу для крестьянских детей, которая после революции была превращена в детский дом.Первые частные уроки рисования Елена Киселёва получила у Михаила Пономарёва, известного воронежского фотографа и художника. Затем обучалась в Воронежской рисовальной школе под руководством художника Льва Соловьёва, по окончанию которой поступила в Мариинскую женскую гимназию. Закончив гимназию с золотой медалью, Киселёва продолжила обучение на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге, на математическом факультете.Но в 1898 году, после перенесённого тифа, Киселёва осознала, что её больше привлекает творчество и поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств. Двумя годами позже она уже училась в Академии, в мастерской Ильи Репина и была одной из его любимых учениц. В 1903 году Репин поручил Елене и и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорам к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.За свою дипломную картину "Невесты. Троицын день" Елена Киселёва первой из женщин-выпускниц Академии получила возможность продолжить учёбу в Париже.

Невесты. Троицын день, 1907

Первый раз Елена Андреевна вышла замуж в 1905 году ещё будучи студенткой, за красавца-мужчину Н.А. Черного-Перевертанного, сына председателя Воронежского суда. Брак оказался неудачным и продолжался всего три года.

Девушка в красном, 1907 (справа)

Портрет Александры Шварц, 1900-е. Завтрак. Портрет Павла Щеголева, 1911

Для картины "Ревность" позировали сестра художницы Мария с мужем Дмитрием Комиссаровым.

Ревность, 1907. Собрание Олега Арюхина, Санкт-Петербург

Женский портрет (Портрет Татьяны Платоновой-Поздняк), 1907-1908

Прекрасная гортензия, 1908

В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет "Дома", где Киселёва изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А.И. Куинджи. На стенах мастерской висят, возможно, её собственные работы.

Дома, 1908

Художница с зелёной вазой. Автопортрет, 1910

Санди (Портрет художника Александра Стюарта-Хилла), 1910

Следующая картина написана в родительском имении Плясово-Юрасово под Воронежем. Позировала Виктория Федяевская, близкая знакомая семьи Киселёвых.

На балконе, 1910

Портрет Лизы, 1910

В Европе Киселёва училась в знаменитой Академии Эжена Каррьера и Академии Рудольфа Жюлиана, участвовала в международных выставках в Мюнхене и Риме. Живя и работая в Европе, Елена Киселева принимала активное участие в выставках: она демонстрировала свои работы в экспозициях Нового общества и Союза русских художников.

Розовый зонтик, 1910

В ресторане. Париж, 1911

В 1911 году художница вернулась в Россию. Лучшим периодом в творчестве Елены Киселёвой стали 1910-е годы. Художнице сопутствовал неизменных успех на многочисленных выставках, о ней много писала пресса, она пользовалась уважением и поддержкой со стороны Ильи Репина, часто бывала в усадьбе своего учителя в финском Куоккале. Критики были благосклонны, отмечая в творчестве художницы соединение классической школы и постимпрессионизма. Картины покупали охотно. Известно, что несколько полотен приобрел для собственной коллекции Максим Горький.

Лилии, 1910-е

На дачах в Куоккале Елена Киселева встречала много интересных людей.

Дачницы, 1915

С поэтессой Любовью Бродской, женой художника Исаака Бродского, она познакомилась в Куоккале у Чуковских. Любовь Бродская рисовала, занималась росписью по ткани и была членом Союза художников.

Портрет дамы (портрет Любови Бродской), 1916

Художница Елена Киселёва не раз подчёркивала, что ей очень нравится писать портреты красивых женщин и что для нее живописные задачи важнее психологизма.

В парке, 1908 год. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

В 1917 году Елена Киселёва переехала в Одессу. Здесь она встретила Антона Билимовича, с которым познакомилась еще в 1914 году во Франции. Профессор механики, позже ректор Новороссийского университета, Антон Билимович стал постоянным спутником жизни художницы. В мае 1917 года у них родился сын Арсений.

Портрет Антона Билимовича, 1925, ВОХМ им. И.Н. Крамского

В январе 1920 года Антон Билимович, Елена Киселёва и их маленький 2-х летний сын Арсений эмигрировали в Королевство сербов, хорватов и словенцев и поселились в Белграде, где профессор Билимович получил работу в университете. Жизнь семьи была обеспеченной, был свой дом, думать о куске хлеба Елене Андреевне не приходилось. Но вот творчества в ее жизни стало меньше, о чём она постоянно сожалела.На картине изображен Арсений Антонович Билимович (1918-1944), его судьба оказалась трагичной/

Портрет сына, 1925

Елена Киселёва постепенно отошла от художественной деятельности и полностью посвятила себя семье. В начале 30-х Киселёва ещё приняла участие в нескольких групповых выставках русских живописцев-эмигрантов. Но она так и не влилась в художественное сообщество Сербии.

Базар в Которе (Черногория). 1925

В своих воспоминаниях Елена Киселева писала: "Мой муж был слишком большим учёным, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Всё было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой".

Коновланка,1920. Черногорка, 1920

Прекрасные дамы, 1927

Окончательную точку в своём творчестве Елена Киселёва поставила после кончины сына. Находясь на оккупированной немцами территории, Арсений вместе с женой в 1942 году попал в концлагерь. Два года спустя, после их возвращения в 1944 году, Арсений тяжело заболел и вскоре скончался.В 1970 году Елена Андреевна похоронила своего мужа, Антона Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве, дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.

Кроме картин, на выставке представлены четыре костюма, которые помогают почувствовать ушедшую эпоху. Один из них создан для телефильма «Пелагия и белый бульдог» (реж. Юрий Мороз) и является исторической реконструкцией. В костюме использованы подлинные материалы начала XX века - шёлковый муар, кружево, бархат, искусственные цветы, перья райской птицы, хлопок, бамбук, ручка, лён.

На выставке "Элегантный век" в Музее русского импрессионизма - более 50 произведений Елены Киселёвой из частных собраний, Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русского языка и литературы «Пушкинский дом». Главный хранитель творческого наследия художницы, Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского, предоставил значительную часть своей коллекции и выступил в качестве соорганизатора выставки.

lilac2012.livejournal.com

Картины Елены Черкасовой | Православие и мир

Елена ЧеркасоваЕлена Черкасова родилась в 1959 году в классической московской интеллигентной семье. Отец ее был крупным ученым, мать – преподавателем иностранного языка, дед страдал в сталинских лагерях, дядя – еще юношей был убит на войне. Учась в старших классах, Черкасова поступила в вечернюю художественную школу, которую, впрочем, не закончила. Отличалась характером бунтарским, официального советского искусства, так называемого “соцреализма”, не признавала, жить “правильно” не хотела, как не хотела и иметь чего-либо общего с комсомолом, делать официальную карьеру. В юности писала картины, имевшие некоторый успех в кругу ее друзей, андеграундной молодежи 80-х годов.

Однако хаос богемной жизни ее не устраивал, как бы выталкивал из себя. Пережив серьезный духовный кризис, Елена пришла к христианской вере, восприняв ее как спасительное чудо.

Вот что рассказывает о том времени старинный друг Черкасовой, священник Алексей Уминский: “Когда мы познакомились, мы были людьми совершенно другого круга. Мы были этакой московской богемой. Лена была художником, актрисой, поэтессой… Но когда наступило время задуматься о жизни, о самом главном, о вере, Лена пришла в Церковь и привела меня. Она бросила живопись, начала шить облачения священникам, пела на клиросе. Тогда же начала вписывать в богослужебные книги тексты утраченных страниц (отсюда, я думаю, в ее картинах такое место уделено слову, тексту)”.

После прихода к вере для Черкасовой начинается совершенно новая жизнь. Она глубоко изучает службу, читает много духовной литературы, общается с прихожанами и священниками. Служа псаломщицей, заботясь об одиноких стариках, зарабатывая скудные деньги шитьем облачений, Черкасова не видит для себя никакой возможности заниматься искусством. То, что она бы могла сделать как художник, ее уже заранее не устраивает, она даже не пытается продолжить рисовать. Одно время она думает заняться писанием икон, изучает иконописную традицию, но как раз в этот момент, в 1996 году, после 12-летнего перерыва, происходит возвращение к живописи. Сама Елена Черкасова рассказывает об этом как о внезапно пришедшем понимании иных, иносказательных возможностей говорить о Боге и о своей вере, не прибегая к языку иконописи и к языку традиционной реалистической живописи.Можно сказать, что за годы молчания Черкасова придумала, выносила свой собственный художественный язык – и однажды он пробился наружу.

С 1996 года Черкасова активно работает как живописец и график, практически не касаясь тем, не связанных с миром христианства. В 2001 году произошла ее встреча с московским галеристом Николаем Филимоновым, с тех пор регулярно проходят ее персональные выставки, в 2005 году вышел каталог ее работ с сопроводительной статьей искусствоведа Вильяма Мейланда.

Черкасова живет и работает в Москве, выезжая каждый год на несколько месяцев в деревню Теренькино под Угличем. Многие ее работы хранятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Живопись Черкасовой, если пытаться дать ей максимально короткую характеристику, можно назвать “живописью-проповедью”, – не исповедью, а именно проповедью, поскольку автор не рассказывает нам о своих “настроениях” или “подсознании”, все его внимание собрано вокруг героев и событий, вокруг того, что и о ком он говорит. Сам художник при этом находится как бы на служебном положении, и, видимо, именно благодаря этому в работах Черкасовой возникает такое редкое качество, как непридуманность, убедительность образа.

С первых минут знакомства с творчеством Черкасовой слегка озадаченному зрителю бросается в глаза внешняя неумелость, “наивность” ее живописной манеры. Однако благодаря такому непосредственному, внешне примитивному языку этих картин у художника появляется возможность своеобразного самоотречения и своеобразной объективности.

Мы разглядываем эти работы, вникаем в “происходящее” (а понимание сюжетов – непременное условие восприятия искусства Черкасовой) – и прямо у нас на глазах происходит обнажение смысла, а следом открываются глубина, значительность, эпическая мощь. Увидев с первой же минуты наивность, чуть позже зритель понимает, что перед ним “умная” живопись, где важнейшую художественную роль играет сам замысел, работа мысли художника над толкованием того или иного персонажа и сюжета.

Искусство Черкасовой, сосредоточенное на библейских, житийных, литургических сюжетах, ставит перед зрителем “классический” искусствоведческий вопрос об отношениях картины и иконы. Можно сказать, что ее картины находятся с традиционной иконой на смежных территориях. Перед нами абсолютно нешуточное, без всяких скидок на собственную малосильность, исповедание христианской веры в зримых образах. При этом у Черкасовой нет ни малейшего желания подделываться под икону, нет иконописных ликов и прямых “цитат”, столь любимых теми художниками, которым необходимо громко заявлять зрителю о своей близости к христианству (иначе об этом может никто и не догадаться). Черкасовой, как это явно следует из ее работ, демонстрировать ничего не надо, она вместе со своим искусством целиком живет внутри церковной православной жизни. Такое положение дел дает ей возможность не держаться двумя руками за некий уже существующий канон, а напротив, смело и неожиданно отступать от него и – изобретать. Здесь мы оказываемся перед важной особенностью ее художественного языка, которую можно назвать смелостью изобретения. Можно сказать, что персонажи и композиции Елены Черкасовой словно бы находятся в до-иконном времени, в той древности, когда еще не сформирован канон, готовых решений нет, и их приходится искать.

Одно из ключевых слов для характеристики художественного языка Елены Черкасовой – символизм. Как символически значимые, то есть насыщенные глубинным и неисчерпаемым до конца значением, воспринимает она и передает эпизоды Священного Писания и Священного Предания. Но тут важно уточнить: этот символический смысл не есть плод свободной фантазии художника, но всегда – результат точного следования за текстом, полного доверия к тексту. Оставаясь в скромном положении иллюстратора, Черкасова не имеет необходимости заниматься досочинением каких-то новых скрытых смыслов. В священных книгах ей вполне хватает того смысла, который в них есть.

Древнее искусство разных народов, в том числе и “народная икона” – это как раз та школа, которую Черкасова проходит как художник. Создаваемое поколениями безымянных мастеров и ко всему миру обращенное древнее искусство не противится заимствованиям, оно, наоборот, устроено как раз так, чтобы каждый желающий мог найти и взять оттуда, как из большой копилки, то, что ему требуется для его дела.

Разглядывая ее работы, приходишь к выводу, что Елена Черкасова относится к немногочисленному отряду художников “первичных” – если можно так определить некое качество, решительно отделяющее их от художников “вторичных”, то есть художественно несамостоятельных. Характерная для Черкасовой узнаваемость ее работ, сразу ощущаемое единство стиля не есть результат повторения какого-то однажды найденного приема; напротив, ее искусство разнообразно, оно не оставляет никакого впечатления монотонности и интеллектуальной сухости.

По сути, Черкасова дает свой вариант ответа на острейший духовный вопрос современного человека: как ему говорить о Христе и о своей вере своими словами.

Если мысленным взором окинуть все ее работы, то нельзя отделаться от ощущения, что перед нами возникает одно большое, развернутое во многих подробностях видение – видение Царствия Божия, небесных граждан, уже обитающих в Небесном Иерусалиме. Об этом небесном Граде и напоминает нам искусство Елены Черкасовой.

cherk_20

cherk_14

cherk_12

cherk_5

cherk_4

cherk_3

b_70

smokv

rai010

PC249278

memra05

memra04

kraski793614

kolimpiade

iliin

cherk_39

b_65 Троицкая вечерня

cherk_36

b_69

b_68

b_66

b_64

Текст: журнал Фома

Картины: открытые источники Интернет, Сайт журнала Фома, sergeserov.livejournal.com/41981.html

www.pravmir.ru

Елена Троянская (картина Сэндиса) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1867 года

«Елена Троянская» — картина английского художника-прерафаэлита Фредерика Сэндиса, созданная в 1867 году. В настоящее время картина находится в собрании Галереи Уолкера в Ливерпуле.

На картине представлена Елена, дочь Зевса и Леды, супруга царя Менелая[1]. Эта роковая женщина, считавшаяся самой прекрасной на земле, стала причиной начала Троянской войны. Живописцы множество раз обращались к образу Елены, не исключая и прерафаэлитов, в частности Данте Габиэля Россетти, Фредерика Лейтона, Эвелин де Морган.

Сэндис создает портрет Елены Троянской с рыжими волосами, характерной чертой для многих из его женских образов (например, Марии Магдалины), красивыми классическими чертами лица, ясными глазами — в рамках канона красоты, идеализированного автором. При этом, его Елена несет в себе возвышенный образ роковой женщины, приведшей к войне и её трагическому концу[2]. Сэндис создал своё полотно через четыре года после того как свой образ Елены создал Данте Габриэль Россетти. В результате между художниками стало нарастать напряжение, поскольку Россетти считал, что Сэндис занимается плагиатом его работ (это касалось не только «Елены Троянской», но и «Марии Магдалины»)[3][4].

Напишите отзыв о статье "Елена Троянская (картина Сэндиса)"

Примечания

  1. ↑ Apolodoro de Atenas. Biblioteca mitológica. — Alianza Editorial, 2004. — P. 167. — ISBN 84-206-5808-1.
  2. ↑ [ucm.academia.edu/IsabelRodr%C3%ADguez/Papers/1170632/Helena_de_Troya_Iconografia_griega_y_sus_pervivencias_en_la_tradicion_occidental ucm.academia.edu] (20 мая 2012).
  3. ↑ [shadowlight.gydja.com/preraphaelite.html Shadowlight: The Pre-Raphaelite Goddess]. Проверено 2 октября 2007.
  4. ↑ [preraphaelitesisterhood.com/helen-of-troy/ Helen of Troy]. Preraphaelite Sisterhood.

Отрывок, характеризующий Елена Троянская (картина Сэндиса)

– Аль уж ехать хочешь? – спросил он. Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину. – Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло? Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему. – По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он. – Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки. – Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил. Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки. Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла. Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования. Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам. К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.

wiki-org.ru

Художница Ильичева Елена - Художественные материалы

Оригинал взят у li_winogradova в Художница Ильичева Елена   Живописец  Ильичева Елена, использует для написания картин весьма необычную авторскую технику. Художник пишет картины рукой с надетым на нее… хлопковым носком. Этим особым приемом Елена добивается яркой выразительности образов, в которых отражается свойственное ей острое ощущение красоты окружающего мира.   Ее натюрморты восхищают виртуозной композицией, сочностью и утонченностью цветовой палитры. В них предметы выписаны тщательно, но кажутся слегка размытыми, что привносит в полотна некую таинственность и светлую магию...

IMG_1513_resize

2d83956bca9f

0a1f0525c60662f62e5d9e712bd653c3

0b0382fd16bce02ca29aa6f51b1874d5

Nepozvolitelnaya-e`kstsentrichnost-Elena-Ilicheva

1b7ef3430693

2f413beb70ac

79844550_large_vino_51_20090308_1396713703

94913727_original__2_

f_ochen-polezno-spat-na-kornyah-derevev_ilichev_pavel_1343726337

Информация взята с сайта: http://arts.in.ua/artists/aurumartcentre/best/

goods-for-art.livejournal.com

Живописные картины Елены Самарской

 

2795685_dc35693e67c750ba91a3e2b8ef2f415c_1 (300x299, 21Kb)

Самарская Елена Михайловна,  1968г. - родилась в городе Норильске;1984г. - с отличием закончила художественную школу;1990г. - Закончила Куйбышевский Архитектурно - Строительный Институт;

Профессионально живописью стала заниматься с 1992 года. Являюсь членом Лиги Самарских Свободных Художников. Член Союза Художников "ПАЛИТРА" г.Самары. Имею постоянную экспозицию работ на Самарском "Монмартре", а так же часть работ выставляю в художественных салонах города. Многие из них ушли в дальнее зарубежье.

 

 

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

 

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

Живописные картины Елены Самарской

art.mirtesen.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта