Федотов Павел Андреевич. Картины и биография. Fedotov Paul. Картина федотов


Критический реализм П.А. Федотова. История в картинах

Подробности Категория: Выставки Опубликовано: 17 декабря 2015 Просмотров: 8093

Зимний день. 20-я линия Васильевского острова

Выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения П.А. Федотова (1815 – 1852), проходит в Русском музее со 2 октября по 15 января 2016 года.

Павел Андреевич Федотов – великий русский живописец XIX века, основатель критического реализма, чьи картины являются незаменимым источником по истории повседневности «золотого века» отечественной истории.

Экспозиция в Русском музее

Экспозиция уникальна и включает в себя более 100 графических и около 40 живописных произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного исторического музея, а также Ивановского областного музея. Дополнят впечатление и позволят полностью погрузиться в обывательскую жизнь середины XIX столетия костюмы, предоставленные для выставки Александринским театром.

Биография Художника

Творческий путь Федотова нельзя назвать прямым. Родился он 4 июля 1815 года в большой и небогатой семье, его отец был титулярным советником, а мать – домохозяйкой. В 11 лет будущий художник был принят в Московский кадетский корпус, и к 1833 году, став лучшим на курсе, окончил его в чине прапорщика лейб-гвардии Финляндского полка, после чего переехал в Петербург. Уже тогда можно было отметить особенность характера Федотова и привычку, выдающую в нем художника, – он любил подолгу бродить по городу, после чего зарисовывал лица, обстановку и детали в тетрадь. По прошествии четырех лет службы Федотов начинает посещать вечерние курсы рисования Академии художеств. Его невероятное терпение, тщательное изучение особенностей человеческого тела, начинают давать плоды. Федотов часто посещает Эрмитаж, его привлекают творения Дау, Остаде, Брауэра, чьи картины были наполнены деталями и раскрывали быт, повседневную жизнь простых обывателей.

Первым успехом молодого художника можно назвать наброски и картины с изображением великого князя Михаила Павловича, которые быстро раскупались и приносили небогатому художнику необходимый доход.

В 1837 году по семейным обстоятельствам художник возвращается в Москву, где и пишет портрет своего отца – «Портрет А.И. Федотова», а также знаменитую в будущем «Прогулку», где запечатлевает себя, своего отца и свою сводную сестру Калашникову.

Портрет А.И. Федотова

Портрет А.И. Федотова

В начале лета того же года Федотов возвращается в Петербург и посещает Красносельский лагерь, где проходит действие сюжета картины «Встреча великого князя». Эта большая акварель, написанная в рекордно короткие сроки (3 месяца), с поразительной точностью содержит детализированные портреты всех участников события.  Сам великий князь Михаил Павлович отметил успех художника, преподнеся последнему в дар перстень в знак уважения.

Нехватка времени для рисования из-за службы приводит к тому, что художник, наконец, делает выбор: завершает военную службу и посвящает себя живописи. Решение это далось Федотову нелегко, так как на тот момент как художник он был неопытен, и даже Брюллов, к которому он обратился за советом, выражал сомнение по поводу возможности наверстать упущенное.

Художник переезжает на Васильевский остров в маленький домик, где живет со своим верным другом Коршуновым, и поступает в Академию художеств. До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом. Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г.». Но именно по наставлению Крылова, который, в отличие от большинства, поддержал художника в его желании заниматься жанровой живописью, Федотов бросает Академию и начинает свой самостоятельный путь.

Особенности творчества Федотова

Одна из главных особенностей творчества Федотова – бесконечное внимание к деталям. Каждая его картина, при внимательном обращении к ней зрителя, представляет целый мир, реальную сцену повседневного быта. Картины Федотова – не только произведение искусства, но и прекрасный источник по истории XIX столетия. Не случайно художника называли «Гоголем живописи», на полотнах нет ни одной лишней детали, каждая – дополняет общее впечатление, характеризует ситуацию и персонажа.

С именем Павла Андреевича связано также новшество в технике и подходе к изображению реальности – создание небольших рисунков, эскизов. Человеческие эмоции, слабости, карикатуры, детали, которые Федотов находил вокруг себя, в друзьях и быте – все это переносилось на холст.

Многие картины художника биографичны. Основой для сюжета известного полотна «Вдовушка», становится трагическая судьба сестры художника, у которой после смерти мужа также остались двое маленьких детей и невыплаченные долги.

Выставка картин художника в Русском музее пройдет до 15 января 2015 года

Пожалуй, одной из главных жемчужин выставки Федотова в Русском музее является картина «Сватовство майора», написанная в 1848 году. Это полотно принесло художнику известность, звание академика и ежегодные выплаты в размере 300 рублей «за невиданный ранее мир реального быта».

П.Федотов. Сватовство майора Смотрины в купеческом доме. 18501852. Холст масло

П.Федотов. Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). 1850–1852. Холст, масло. ГРМ.

Мы можем видеть, как менялось настроение художника, взглянув на то, как менялись сюжеты и цветовое решение его картин. «Анкор, еще анкор!», «Игроки», написанные в 1851 – 1852 годах, созданы в насыщенной, но темной гамме. Сюжет первой, если быть метафоричным, по сути, отражает жизнь самого художника – изредка наполненную яркими моментами, одинокую.

Финал жизни художника нельзя назвать трагически уникальным, история русской культуры не может привести большое количество примеров судеб, окончившихся счастливо. Семья его разорилась, несмотря на все старания художника, несчастливая любовь и нервная жизнь усугубили развитие психической болезни. Уже в начале 1852 года жизнерадостный художник стал замкнут и молчалив, как и его творчество. Теперь картины Федотова были наполнены грустью, а сюжеты – не смехом над пороками, а религиозностью.

Вдовушка

Вдовушка

Павла Андреевича поместили в петербургскую лечебницу для душевнобольных, сам Император приказал ежегодно выплачивать 500 рублей на содержание художника. Но Федотову становилось только хуже, постоянные головные боли, бессонница, замкнутость, прогрессирующее эмоциональное расстройство. В возрасте 37 лет художник ушел из жизни.

Экспозиция, представленная в Русском музее, выстроена таким образом, чтобы возможно было погрузиться не только в сюжет и художественное исполнение Федотова, но и в его жизнь. Судьба художника никогда не была ни «Завтраком аристократа», ни «Свежим кавалером» или «Сватовством майора», она развивалась постепенно. От сюжета полотна «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка» к картине «Художник, женившийся без приданного в надежде на свой талант», чтобы завершиться «Зимним днем. 20-ой линией Васильевского острова».

Выставка проходит в Корпусе Бенуа Михайловского дворца

П.Федотов. Бивуак лейб гвардии Павловского полка Отдых на походе. 18421843. Бумага на картоне акварель белила лак. ГРМ

П.Федотов. Бивуак лейб гвардии Павловского полка Отдых на походе. 18421843. Бумага на картоне акварель белила лак. ГРМ

 

Ольга Давыдова

 

historyrussia.org

Федотов Павел Андреевич. Картины и биография. Fedotov Paul. Проза и поэзия

 

федотов павел андреевич портретФедотов Павел Картины и биография Павла Федотова федотов завтрак аристократа Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи по улице жили одной семьей, и подрастающее поколение проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках. Художник Федотов рассказывал впоследствии о том, что все изображенное на его картинах есть плод его юношеских наблюдений в Огородниках и все типы, занимающие его, есть продукт чисто московский. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус.

Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры.

федотов свежий кавалер Завтрак аристократа, 1851 Третьяковская галерея, МоскваСвежий кавалер, 1848 Третьяковская галерея, Москва федотов сватовство майора

федотов разборчивая невеста Сватовство майора, 1848 Третьяковская галерея, МоскваРазборчивая невеста, 1847 Третьяковская галерея, Москва Средств у Павла Федотова не было никаких, и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. В свободное от службы время Федотов занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей. После долгих убеждений Павел Федотов решился оставить службу и с пенсией в 28 рублей 60 копеек в месяц вышел в отставку. Он на эту пенсию не имел права: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего его талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный живописец.

Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию художеств. С раннего утра Павел Федотов засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата, и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы. Работать художнику приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре, и Брюллов на первых порах заподозрил, что у Федотова нет способности к живописи. В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Художник решил уделять семье часть своей пенсии и питаться обедом из кухмистерской за 15 копеек, разделяя скудную трапезу с своим денщиком Коршуновым, добродушнейшим типом искренно и беззаветно преданного своему офицеру солдата.

федотов павел fedotov paulфедотов павел fedotov paulфедотов павел fedotov paulфедотов павел fedotov paulВдовушка 1851Портрет Надежды Петровны Жданович за фортепьяно, 1849Офицер и денщик 1850Портрет Егора Гавриловича Флуга, 1848 федотов павел fedotov paul

федотов павел fedotov paulфедотов павел fedotov paulфедотов павел fedotov paulИгроки 1852Львица 1849Все холера виновата! 1848Бивуак лейб-гвардии Финляндского полка, 1843 На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись.

Профессор требовал рутинной компоновки, той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их начальство на майских парадах. Федотову все это было не по сердцу, и дома он отводил душу, изображая самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. Чего не поняли Брюллов и Зауервейд, то понял Иван Андреевич Крылов — эта чисто славянская лениво-мощная натура. Он случайно увидел эскизы Федотова и, несмотря на всю свою лень, даже написал художнику письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков и приняться за настоящее дело — за жанр. Один художник чутко угадал другого; Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.

В1847 году живописцем была написана первая картина, которую Федотов решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась "Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог.

Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета. Еще более последнее влияние чувствуется на другой картине "Разборчивая невеста", написанной на текст известной басни Крылова. В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении.

На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины, и новая, гораздо более совершенная — "Сватовство майора". За последнюю картину художника удостоили званием академика.

 

Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этими картинами: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи. Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою "Женитьбу", опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни.

Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Мать, одетая по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье; старик отец наскоро запахивает свою сибирку; ключница, нянька и горничная суетятся у закусочного стола. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Она принесла художнику и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику.

Федотов мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни. Весной 1852 года его характер круто изменился; из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть еще фашины и камни, еще можно задержать течение. Им была задумана новая картина "Возвращение институтки в родительский дом".

Сюжет должен был быть развит в том направлении, что институт, где была барышня много лет, принадлежал к числу аристократических; она мечтала все время о возвращении домой, рисуя в грезах домашний очаг земным раем, и теперь, на пороге родительского дома, остановилась, пораженная беднотой встретившей ее обстановки. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил "Сватовство майора" и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте. Когда все деньги вышли, тогда только приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре. Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование, изредка посещаемый приятелями, иногда кроткий, иногда буйный.

Хоронили художника 18 ноября 1852 года, и большая толпа почитателей шла за его гробом. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. После Федотова картин осталось немного. Картина "Вдовушка" представляет повторение оригинала и изображает вдову офицера, собравшую свой скарб для переезда на другую квартиру.

Хотя полотно "Вдовушка" и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм. В Третьяковской галерее есть несколько акварелей и сепий, а также портрет масляными красками графини Е.

П. Растопчиной.

Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков.

Таков ряд набросков, изображающий Жизнь гениального живописца, которая начинается появлением звезды, возвышающей его рождение. Юмор иных рисунков очень тонкий, показывающий чрезвычайную, чуткую наблюдательность автора. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. Здесь живая наблюдательность художника выступает с поразительной красотой, а живой, здоровый юмор окрашивает все композиции добродушным колоритом. Павла Андреевича Федотова можно смело поставить во главе нового направления живописи: художник открыл собой тот цикл наших жанристов, который получил особенно яркое развитие в лице Перова и Владимира Маковского. П. П.

Гнедич "История искусств" Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

 

www.nitpa.org

Федотов П.А.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

П. А. Федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства" (А. Н. Бенуа), художник-живописец, рисовальщик мастер бытового жанра. Основатель критического субъективного реализма.

Федотов не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. Родился он в семье мелкого чиновника. В 1826 г. поступил в московский Кадетский корпус, где занимался настолько прилежно, что за успехи был при выпуске зачислен в гвардию. Начав службу в лейб-гвардии в Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.

Павел Андреевич Федотов - офицер, оставивший армию ради искусства. Еще кадетом Федотов увлекся рисованием, но оно, наряду с сочинением стихов и пением под гитару, долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он рисовал карикатуры и портреты друзей. Посещение вечерних классов при АХ и настойчивая самостоятельная работа расширили его возможности и пробудили желание стать художником. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой, исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой, и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844).

Живя в аскетическом уединении, трудясь без устали, он затеял серию сатирических нравоучительных рисунков, предполагая впоследствии перевести их в картины, по примеру английского художника У. Хогарта. Однако, охладев к своему замыслу, исполнил только 8 рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине - "Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее; некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися.

Картина "Свежий кавалер" - первое в русской живописи произведение бытового жанра, впоследствии породившее немало подражаний. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении - перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете - пестрота и перечерненность. Но уже в следующей картине - "Разборчивая невеста" (1847), - представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами.

Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина - "Сватовство майора" (1848). По-своему использовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображенная сцена выглядела естественно и одновременно по театральному выразительно. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в "Сватовстве майора", надолго вошел в практику русских художников. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848).

Триумф "Сватовства майора" был высшей точкой в жизни художника. Последние два года существования Федотова достаточно загадочны. Доброжелательный и общительный по природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцировать с помощью литографии собственные картины и издать серию своих великолепных иронических рисунков на темы городской жизни.

В то же время, как бы торопясь высказаться, Федотов лихорадочно работал над несколькими картинами, в которых ставил задачи, совершенно новые для него самого и для всей русской живописи. Большинство из них объединяло стремление художника выйти за пределы непосредственно видимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие "фантастический реализм".

Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели - показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. В картине "Анкор, еще анкор!" (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. 20-я линия Васильевского острова", он и в нем явился вестником будущей реалистической пейзажной живописи.

Художник был известен своими маленькими полотнами на сюжеты из жизни "бедных людей": горожан, чиновников, служащих, военных, купцов и мещан. Воистину Павел Андреевич создал настоящую энциклопедию русской городской жизни своего времени! Но и сам художник был частью этой жизни, как и его герои: он любил уличных музыкантов и представления в театрах.

Имя Федотова всегда почиталось высоко, но главным образом за ранние работы и особенно за "Сватовство майора", в котором он впервые решительно проложил реальности дорогу в русскую живопись, став родоначальником бытового жанра и предшественником художников-передвижников, явившихся четверть века спустя. В поздних же работах он так разительно обогнал свое время, что их долго не понимали - воспринимали сдержанно, недоуменно, даже скептически, - и лишь много позднее прояснился смысл и определилось значение его удивительных прозрений.

mirznanii.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта