Загадка "Масленицы" - ПЕЧАЛЬНАЯ ПЕСНЬ ПАТОАНАТОМА. Картина масленица куплин
Загадка "Масленицы" - ПЕЧАЛЬНАЯ ПЕСНЬ ПАТОАНАТОМА
Что вы скажете об этой картине?
Вот здесь некоторые детали видны лучше.
Чем дольше я на неё смотрю, тем сильнее она кажется неприятной, даже жутковатой... Несмотря на то, что отдаю себе отчёт: именно кажется, вследствие её бэкграунда. Без него я вряд ли задержала бы на ней взгляд. В лучшем случае, подумала бы: "Экая псевдонародная мазня!" И лишь история её создания и сведения об авторе побуждают искать в этой, в общем, незамысловатой картине скрытые смыслы.
Автор, В. Куплин, непрофессиональный художник,страдавший душевной болезнью, заставлявшей не видеть вокруг себя ничего, кроме фантазий и желаемого, написал её в 1973 году - надо полагать, во время обострения или сразу после того, как миновала его самая тяжёлая фаза. Некоторое время она висела в холле гостиницы "Украина", причём никто не подозревал в ней ничего ненормального. Потом попала в Музей творчества аутсайдеров, где энтузиастам от общественности её удалось увидеть собственными глазами. Как и другую куплинскую картину - копию "Девятого вала" Айвазовского.
Да и "Масленица" вообще-то представляет собой копию картины некоего Антонова, предположительно изображающей празднование Нового года:
Но откуда, собственно, взялись энтузиасты? Из сообщества psyconsulting, где в ноябре 2006 года (как раз - пятилетний юбилей!) состоялось явление картины народу в сопровождении следующей легенды. Топикстартер сообщал, что в его институте читает лекции интересный (как многие психиатры) человек И. В. Филин, который показал студентам оную "Масленицу" в сборнике работ душевнобольных "Фрейд: новые иллюстрации".
Далее (цитирую):
Интрига вот в чем. Преподавателям были поставлены следующие условия: в этой картине есть признак, который со 100%-й вероятностью показывает, что художник - с психическими отклонениями, за 15 лет его преподавание в нашем инсте этот признак нашел лишь один студент. Если мы не находим этот признак(возможно деталь?), то он никогда нам на него не укажет и подсказок давать не будет. Вот так вот. Жестко, но справедливо. Единственная его подсказка была: дело не в мелких деталях.
Некоторые особенности картины: если вы попытаетесь найти себе место внутри нее - вы его не найдете, нормальому человеку там нереально провести время, вы понимаете, что вас там просто быть не может.
И ещё ряд подсказок от профессора: дело не в мелких деталях, ключевой момент вода+воздух и звук.
И - понеслось! Три дня и три ночи подряд рунет ломал голову над загадкой "Масленицы". В ходе этого захватывающего процесса нагородили 56 страниц собственных страхов и проекций, из которых наиболее часто повторялись
1. Люди в повозках - пациенты психушки (желтого дома, изображенного на заднем плане), поэтому у них такие печальные, нерадостные лица.
2. Людей в повозках куда-то (насильно) увозят навсегда, они сидят неподвижно, что подчеркивает трагичность ситуации.
3. Люди в повозках мчатся с праздника на большой пожар, отблески которого можно увидеть на снегу.
4. Люди напряженно смотрят на зрителя. Они увидели что-то пугающее, а бежать и прятаться им негде, так как в домах нет дверей (или доступ к ним перекрыт). Уклон холма таков, что сани и кони все равно сползут к реке. Людям на заднем плане до них нет никакого дела.
5. Лошади не скачут, а крутятся в водовороте.
6. Люди на конях не живут в картине, не живут в мире, а пребывают где-то между. Они смотрят на нас, но выбраться не могут.
7. Саней на самом деле нет - люди стоят по колено в свежевырытых могилах или сидят на тряпках.
8. Уши у ушанок возниц торчат, как рога у чертей.
9. Центральная повозка вообще горит.
и много, много ещё всяческого. Честно признаюсь, все 56 страниц не читала, поскольку уже по прочтении хотя бы пяти возникают сомнения в собственном душевном здоровье. Наподобие: "Если со мной всё в порядке, что ж я так увлечённо читаю эту хрень?"
А ведь ещё было (и до сих пор не уничтожено) сообщество ru_filin.livejournal.com...
Но каков же этот таинственный признак? Профессор Филин, дай ответ! Не даёт ответа. И в комментах не объявился, и вживую от вопроса ушёл. Так и не подтверждённую им версию ответа можно прочитать здесь. А также здесь. Однако последняя версия не выдерживает критики, поскольку оригинал из запасников Музея творчества аутсайдеров написан не на стекле, а на куске коробки.
Короче, теорема Ферма в наивной живописи...
А меня здесь больше другое занимает: профессор Филин - не тот ли это Филин, который преподавал у нас в Московском областном медицинском училище в 1986-88 гг.? За давностью лет не помню, как его звали, но совпадения знаменательные:1) достаточно редкая фамилия,2) психиатр,3) провокативный метод преподавания. Нам он давал разобрать рассказ Зощенко "История болезни" на предмет того, какие нарушения допустил медперсонал. Вообще, любил задать группе вопрос для обсуждения и наблюдать, как мы корчимся в мозговых судорогах.
Тогда он был ещё не стар, лет пятидесяти, с жёсткими чёрно-седыми волосами, которые из-за стрижки стояли ежом, врезаясь мысом в морщинистый низкий лоб. Иногда, помнится, надевал очки. Улыбка его была хороша: белозубая, треугольная - как, знаете, котята мяукают, треугольно открывая пасть, и вот из-за этого котёночьего намёка смягчалось всё лицо, обычно довольно суровое.
Неужели мои пути так рано пересеклись с одной из тайн рунета?
fotina.livejournal.com
Масленица (Картина) » Страшные истории » Сверхъестественный мир


Один студент в 2006 году написал в своем блоге пост про нее. Суть его сводилась к тому, что, по словам профессора одного из московских вузов, на картине есть один стопроцентный, но неочевидный признак, по которому сразу ясно, что художник — сумасшедший. И даже якобы по этому признаку можно сразу поставить верный диагноз.
Но, как писал студент, хитрый профессор признак не открыл, а только дал туманные намеки. И вот, мол, люди, помогите, кто может, ибо сам не могу найти, весь измучился и устал. Что тут началось — нетрудно себе представить.
Пост разошелся по всей сети, множество пользователей бросилось искать отгадку и ругать профессора. Картина обрела бешеную популярность, равно как и блог студента, и фамилия профессора. Разгадать загадку никому не удавалось, и под конец, когда от этой истории устали все, то решили:
1. Никакого признака нет, а профессор специально «развел» студентов, чтобы лекции не прогуливали. 2. Профессор — сам псих (даже приводились факты, что его действительно лечили заграницей). 3. Куплин ассоциировал себя со снеговиком, который маячит на заднем плане картины, и это-то и есть главная разгадка тайны. 4. Никакого профессора не было, а вся история — гениальный флэшмоб.
Кстати, приводилось и множество оригинальных отгадок этого признака, но ни один из них не был признан верным. История постепенно сошла на нет, хотя и сейчас можно иной раз натолкнуться на ее отголоски в Рунете. Что касается картины, на некоторых она действительно производит жутковатое впечатление и вызывает неприятные ощущения. 1)Картина Антонова. 2) картина Куплина
sn-world.do.am
Блог социально нездорового человека - Картина...
Картина “Масленица” . Куплин.
Вспомнил тут на днях про один старый “мем” РУнета, который увидел 1й раз в 2008 году, а вообще появился он в 2006м, в одном ЖЖ-сообществе психологов.
Вот собственно сабж :
“Обращаюсь к вам по следующему вопросу, так как именно вас мне посоветовали, как сообщество, в которым есть люди, способные помочь, но сначала опишу ситуацию.
Описываю ситуацию. В нашем инсте лекции читает один преинтереснейший человек — И. В. Филин. Как-то раз на одной из своих 1-х лекций, он решил нас немного развлечь и продемонстрировал нам интересную брошюрку «Фрейд: новые иллюстрации», которая заключала в себе подборку картин, написанных душевнобольными людьми, в частности больных шизофренией и ее наиболее тяжелыми формами. Развлечение заключалось вот в чем: он показывал нам картину, а мы пытались угадать ее название, конечно же, мы потерпели фиаско, но в конце была показана картина, название которой мы с легкостью узнали. Все же она таила собственную загадку. Она, так же как и все другие картины, показанные нам тогда, была написана человеком душевнобольным, название болезни я сейчас вам сказать не смогу, но суть ее была в том, что человек не видел вокруг себя НИЧЕГО, кроме своих фантазий и желаемого (только вдумайтесь). Название картины — «Масленица». Долгое время она висела в холле гостиницы «Украина», но никто даже не подозревал, что ее художник — глубоко больной человек.” - Исходный постhttp://lurkmore.ru/Масленица -вот здесь полно версий различныхДо конца так историю не разгадал, но вот мне кажется наиболее правдоподобная картина “Картина, репродукцию которой профессор Филин показал своим студентам, на самом деле какое-то время висела в холле гостиницы Украина. Но тот буклет, который показывал филин, не совсем точно показывает все ньюансы. Дело в том, что картина была полностью написана на стекле.(кстати, размещенное здесь фото явлеется сканированной-пересканированной копией картины - отсюда и вводивший в заблуждение сгиб по середине, и обрезанные края картины, на которых явно видны сколы). Ну так вот..Вы спросите, почему на стекле? И почему из этого следует, что автор картины был глубоко больным человеком? Все просто. В холле больницы, где наблюдался наш пациент, стоял аквариум. Так вот, сутками напролет наш бедолага сидел около этого аквариума, не видя и не слыша вокруг себя НИЧЕГО. Просто он был рыбкой в том аквариуме, на одной из стенок которого ему разрешили нарисовать (а точнее перерисовать одну из имеющихся в том же холле) картину, чтоб он-рыбка не сильно боялся замкнутого пространства в этом аквауриме. Он просто думал, что он рыбка.”Раньше мог часами залипать у монитора и вглядываться в детали, от некоторых версий в дрожь бросало:-Люди в повозках — пациенты психушки (желтого дома, изображенного на заднем плане), поэтому у них такие печальные, нерадостные лица.-Саней на самом деле нет — люди стоят по колено в свежевырытых могилах или сидят на тряпках.-Желтый дом с решетками на окнах — психушка. В этом доме не горит свет. Потому что:пациентов не пустили на праздник, уложили их спатьпациенты все выехали оттуда на повозках праздновать-У дома, где стоят женщины, есть балкончик, а выхода на него нет.
therelifif.tumblr.com
Масленица — Lurkmore
« | Sach ltl (17:21:23): знаешь, как заинтересовать идиота? Максимка (17:21:50): нет))) Максимка (17:26:38): ну? | » |
— 187475 |


Масленица — языческий праздник, а также старый мем конца 2006-го года за авторством профессора И. В. Филина, преподавателя некоего shaltai_baltai. Согласно легенде, профессор задал своим студентам непосильную задачку, о которой означенный Шалтай сделал в сообществе psyconsulting такой пост:
Обращаюсь к вам по следующему вопросу, так как именно вас мне посоветовали, как сообщество, в которым есть люди, способные помочь, но сначала опишу ситуацию. Описываю ситуацию. В нашем инсте лекции читает один преинтереснейший человек — И. В. Филин. Как-то раз на одной из своих 1-х лекций, он решил нас немного развлечь и продемонстрировал нам интересную брошюрку «Фрейд: новые иллюстрации», которая заключала в себе подборку картин, написанных душевнобольными людьми, в частности больных шизофренией и ее наиболее тяжелыми формами. Развлечение заключалось вот в чем: он показывал нам картину, а мы пытались угадать ее название, конечно же, мы потерпели фиаско, но в конце была показана картина, название которой мы с легкостью узнали. Все же она таила собственную загадку. Она, так же как и все другие картины, показанные нам тогда, была написана человеком душевнобольным, название болезни я сейчас вам сказать не смогу, но суть ее была в том, что человек не видел вокруг себя НИЧЕГО, кроме своих фантазий и желаемого (только вдумайтесь). Название картины — «Масленица». Долгое время она висела в холле гостиницы «Украина», но никто даже не подозревал, что ее художник — глубоко больной человек. Интрига вот в чем. Преподавателям были поставлены следующие условия: в этой картине есть признак, который со 100%-й вероятностью показывает, что художник — с психическими отклонениями <…> |
Добрый вечер дамы и господа! |
[править] Версии и диагнозы
Рассуждая о природе сего явления, участники сообщества сгенерировали 56 страниц чистого безумия, в ходе рассуждений перебрав не один десяток версий относительно происходящего на картине и самого автора.
Примеры копипасты
Люди и лошади
- Люди в повозках — пациенты психушки (желтого дома, изображенного на заднем плане), поэтому у них такие печальные, нерадостные лица.
- Людей в повозках куда-то (насильно) увозят навсегда, они сидят неподвижно, что подчеркивает трагичность ситуации.
- Люди в повозках мчатся с праздника на большой пожар, отблески которого можно увидеть на снегу.
- Люди напряженно смотрят на зрителя. Они увидели что-то пугающее, а бежать и прятаться им негде, так как в домах нет дверей (или доступ к ним перекрыт). Уклон холма таков, что сани и кони все равно сползут к реке. Людям на заднем плане до них нет никакого дела.
- Лошади не скачут, а крутятся в водовороте.
- Люди на конях не живут в картине, не живут в мире, а пребывают где-то между. Они смотрят на нас, но выбраться не могут.
- Саней на самом деле нет — люди стоят по колено в свежевырытых могилах или сидят на тряпках.
- Уши у ушанок возниц торчат, как рога у чертей.
- Центральная повозка вообще горит.
- Лыжники, стоящие на маленькой горке, катятся вниз. Внизу находится покрытая льдом река, куда они неминуемо провалятся и погибнут.
- Лошади бегут, а сани стоят.
- Одежда пассажиров символизирует градации цветов типичного пламени (проверьте на спичке): синий, красный, жёлтый. На других санях как бы тлеют угли (жёлтый, красный, чёрный), но гармонисты уже раздувают меха. Классическая градация элементов: земля, вода, огонь, воздух.
- У извозчика на средних санях на шею петлей накинуты вожжи, у крайних в руках петли.
- Автор на всех лицах изобразил свое собственное лицо.
- Силуэты троек расположены так, что все вместе напоминают волну.
- Ноги лошадей очень похожи на такие маленькие шестипалые ручки, которые скребутся, царапаются и выскребают мозг. Или на паука.
- В пассажирах повозок (особенно центральной) автор изобразил близких ему людей (например, медсестер, которые к нему хорошо относились). Женщина в синем — возможно, его мать.
- Лошади — это машины, люди — светофоры. На картине изображен нерегулируемый перекресток со сломанными светофорами. Одно мгновение до неминуемой аварии.
- Первая (сверху) тройка лошадей выступает, как ниоткуда. Две остальные тройки явно не могут вместить рядом третью, вот и не в тему.
- Изображены люди, которые заняты праздником, и до автора никому нет дела. Автор погибает (захлебывается, ему нечем дышать), поэтому рисует упряжки с лошадьми, которые могут его вытащить.
- Художник изобразил ад и ТРИ тройки! А три тройки — это девять! Перевернутое дает шесть. Три шестерки передних копыт — это число зверя! Художник явно сошел с ума на Апокалипсисе.
- Продолжая тему Апокалипсиса — в каждой повозке отнюдь не лошади, а церберы, пришедшие из преисподней. При внимательном рассмотрении становится понятно, что это совсем не три лошади в каждой повозке, а один монстр с тремя головами, имеющий 8 паучих лап (2 задних и 6 передних), и с тремя хвостами. Заметим так же, что глаза этих чудовищ горят белым светом, символизируя их одержимость Люцифером. Также правые головы каждого цербера мертвы и болтаются на ветру, показывая, что ненормальных вытащили насильно, и, когда их сажали в гроб, они попытались сопротивляться и смогли умертвить одну из голов цербера. Теперь картина набирает новый смысл — псы из преисподней прибыли за ненормальными, чтобы отправить их прямиком в ад, посадив в горящие гробы и забрав всякую надежду на спасение. Рогатые наездники указывают путь, баянист играет «Прощание славянки». Позади видны следующие жертвы, за которыми обязательно прибудут церберы с чертями на спинах: женщина и её подруга с ребенком в коляске, которые провалятся под лед, когда огни ада, исходящие из под гробов, растопят реку, и несколько лыжников, которые провалятся под лед, раньше чем он успеет растаять. Светлый православный праздник превращается в настоящее торжество ада.
Дома
- Деревенские постройки сочетаются с городскими.
- Желтый дом с решетками на окнах — психушка. В этом доме не горит свет. Потому что:
- У дома, где стоят женщины, есть балкончик, а выхода на него нет.
- Бросается в глаза отсутствие в домах дверей. Единственный проем, который может быть намеком на дверь, закрывает женщина с коляской.
- Свет в домах есть, а линий электропередач на картинах нет.
- Справа и слева картины художник изобразил одну и тут же группу домов, но с разных ракурсов.
- Слева — вид спереди, справа — вид сзади.
- Дома стоят на льду, на поверхности замерзшего озера.
Пространство картины
- Картину можно разрезать на две части, верх и низ, которые могут существовать независимо:
- Картину можно разрезать вертикально на две части и получится как бы два кадра одного и того же события. Повторяющийся сюжет, правая часть — частичная копия левой.
- На картине изображено всего три предмета — один коричневый дом, один желтый дом, и одни сани с лошадьми. Но художник рисует эту композицию три раза, с разных сторон, с разными деталями.
- Искаженная перспектива, отсутствие обозначений ветра, статичность поз указывает на то, что действие происходит под водой. Воздух в этой картине является водой.
- Дело происходит на небе. Цвет домов и других желтых пятен в композиции принимается художником за солнце, пробивающееся сквозь облако.
- Картина создает ощущение вакуума.
- Все на картине вращается вокруг одной точки, как внутри юлы (волчка). Мир зациклен, все бесконечно движется по кругу.
- Пространство картины заполнено водой, и все происходит под водой.
- Картина похожа на карусель. Синее пятно в центре — центр, вокруг не холм, а вращающийся диск. Если разрезать картину горизонтально, тройки летят в пропасть.
- Все происходящее на картине засасывается в огромную воронку.
- В картине нет устойчивости, как бы скатываешься.
- Если перевернуть картинку, то все как бы стекает в воду (небо на картине является водой). Все засасывает в это озеро.
- Своей перспективой картина похожа на новогодний сувенирный шар.
- На заднем плане не небо, а море. Все изображенное находится на маленьком островке в океане, и лошади мчатся в воду.
- Наполненный снежинками воздух — ни что иное, как рябь на воде.
- В левом нижнем углу находится река (куда могут упасть и лыжники, и кони).
- Холм — это вулкан, а снег — вулканический пепел.
- Полускрытое домом тёмное пятно — это центр ВОДОВОРОТА. Картина скручивается в водоворот, справа это очевидно по следам от саней и далее по направлению склона, слева (не столь очевидно) — линия от полутени на снегу.
- В картине нет центра — он пустой, все объекты находятся по периметру картины.
- Картина вызывает головокружение.
- Может быть, это автопортрет? В профиль, лицом вверх. Лоб — там где перевернутый желтый дом слева, на месте дома с красными ставнями — дырка от (для) глаза, потом перспектива искажается: нос остается где-то за домами помельче, а губы съезжают вправо, там где ложбинка и 2 чувака стоят. В левом нижнем углу — волосы.
- Картина напоминает больничную койку, застеленную белоснежной простыней и с подушкой, лежащей на ней. Художник, видимо, выступает тут в роли наблюдателя. Он придумал сценку, которую разыграл прямо на больничной койке: все такое белоснежное — значит пускай будет снегом. Стена за кроватью — это небо. А тут, вместо пустого пространства (тот изгиб, где кончается койка), пускай течет речка. В пустующей же части простыни он насадил деревьев, выстроил дома, вообразил людей и сани с запряженными в них лошадьми.
- Не хватает теней, и непонятно, откуда идет свет.
- В картине нет композиции. Нет целостности. Каждый объект является самостоятельным и никак не связан с другими. Картина просто не воспринимается целиком.
- Вокруг поляны-холма можно разглядеть штук пять медведей. Люди веселятся, не зная, что на них хотят напасть медведи. Чувак боялся неожиданного нападения диких зверей.
Если убрать всё лишнее с картины, то получится…


- пустое место
- снеговик
- половые органы
- грудь
- глаз
- мозг
- отсутствие праздника
- если убрать людей, и оставить только дома, то получится кладбище
- кусок земного шара, вид из космоса
- живот беременной женщины
Что мы услышим?
- удары плетей по лошадям и звук аккордеона
- оглушающую тишину
- лошадиный топот и громкий храп (ржание?)
- шум бурлящей реки
Автор этой работы…
- Смотрит на происходящее из окна психушки.
- Видит себя
- снеговиком, который скоро растает
- солнцем или богом, на которого смотрят люди в санях
- чучелом, которое скоро будет сожжено
- кучером центральной тройки, который спасает от смерти близких ему людей
- птицей на дереве
- повешенным, который висит на дереве, люди едут мимо и ничем не могут помочь
- костром для чучела
- весной, которая придет и разрушит этот зимний мир/уничтожит зиму и холод, которых боится автор
- девочкой со светлыми волосами, которая сидит в одно из повозок, которую насильно куда-то увозят навсегда
- Автор смотрит в прорубь и видит все происходящее там. Можно заметить концетрические круги, как от брошенного камня.
- Автор едет на санях с горки наперерез коням.
- Автор стоит на трибуне, перед которой проходит парад троек. Сидящие в санях выстроены по росту. Мания величия в общем. Внутри звучит парадный марш.
- Автор — теща! Ее хоронят — рвут баяны!
Диагнозы
- Спацефобия (боязнь пустого пространства): заполнил все жуткими людьми, которые на него смотрят.
- Агорафобия.
- Страх слишком быстрых перемен: все утечет, когда снег растает.
- Страх вулканов и их извержений, так как действие картины происходит на вулкане, а снег — это пепел.
- Танатофобия:
- все погибнут, потому что их закручивает в воронку
- все погибнут, потому что действие происходит на поверхности замерзшего озера, которое растает и все утонут
- Страх шума
- Арахнофобия (страх пауков), потому что ноги лошадей напоминают паука
- Страх темноты, потому что
- художник все заполнил светом (и солнечным без солнца, и звездным, и электрическим)
- если убрать с картины все, то получится унылый пейзаж, изображающий страх художника, поэтому он заполнил все пространство образами, реально не существующими
- Страх солнечного света (гелиофобия), потому что много сочетаний красного и желтого, плюс сюжетом выбрана Масленица (проводы темного времени суток, что удручает художника)
- Клаустрофобия
- Страх воды, потому что автор расположил себя высоко от земли, где он не касается снега (то есть воды)
- Страх бегущей воды, потому что лошади бегут по льду, под который вот-вот провалятся, и все погибнут
- Страх огня и пожара, потому что изобразил пылающие пожары в домах, плюс языки пламени на средней повозке
- Социофобия, потому что автор как бы смотрит на происходящее через окно, так как боится оказаться рядом с людьми внизу
- Боязнь комет и солнечных затмений, потому что на картине изображено типичное солнечное затмение посреди дня
- Страх утонуть, потому что на картине вместо воздуха — вода
- Страх быстрой езды, потому что лица у сидящих в повозках очень напряженные, нерадостные
- Термофобия, потому что все теплые цвета утоплены в холодном снеге
- Боязнь ночи и темноты (никтофобия)
- Эпилепсия, выраженная в детализации, и на картине есть все необходимое, кроме жизни
Отдельно было высказано мнение, что загадка не имеет ответа, так как, судя по описанию профессора, пациент был онейроидом. В остром состоянии такие пациенты лежат неподвижно, переживая разного рода галлюцинации и живя в воображаемом мире. В общем, картин в таком состоянии писать невозможно.
Различные мнения
Обратите внимание на левый нижний угол, в котором течет речка, в ней колосья, трава, и на детей вверху на горке, которые едут вниз, и на течение и расположение реки! У автора был, видимо, запущенный случай маниакально-депрессивного синдрома, то есть все эти сани с конями и дети — все мчатся прямиком в реку (в тартарары), автор посылает их на верную смерть (характерные суицидальные наклонности?), некая безвыходность, то есть САМА БЕССМЫСЛЕННОСТЬ ПРАЗДНИКА, ведь праздник закончится всеобщей трагедией. (+ все эти мамаши с колясками, преспокойно стоящие поодаль и мирно наблюдающие исход…) |
Это кладбище. После этого на картину страшно смотреть стало. Люди не в санях — они из-под земли как бы наполовину вылезли. Фобия — боязнь смерти. ОНИ ИДУТ… Идут… УЖЕ ВЫКАПЫВАЮТСЯ… |
Здесь изображен пейзаж какого-то реально существующего дурдома, причем вид из больничной палаты. |
Если бы я появился на этой картине, то стоял бы один. И никому до меня небыло бы дела. Мамы говорят о чем-то СВОЕМ, дети играют между СОБОЙ, люди едут по СВОИМ делам. Эта картина передает одиночество. А нормальный человек полного одиночества долго не стерпит… |
Всё кончилось фейлом. Был создан аккаунт какбэ профессора Филина, заявившего, что правильного варианта названо не было, но он скоро-скоро все расскажет. Конечно, Филин больше не прилетал, хотя очень многие, затаив дыхание, ждали, когда пророк откроет им глаза.
[править] А на самом деле


На самом деле, никакого глубинного смысла нет и не было. Спасибо доброму Анонимусу, доставившему сию копипасту:
ОЙ, ЛЮДИ!!! Я вам открою глаза сейчас! Я этим вопросом мучилась еще 6 лет назад, когда заканчивала тот самый институт, где преподавал тот самый Филин. В то время я перерыла весь интернет — не нашла ни одной ссылки на эту тему, не нашла даже такой картинки (как сейчас выясняется, это и не картина вовсе, а миниатюра на шкатулке). Мне это показалось странным, потому что действительно в то время изображение этой картинки было на рекламных щитах то ли банка какого-то, то ли шоколада — я уже не помню. И мне показалось странным, раз картина такая известная и имеет такую печальную историю автора, должно быть хоть что-нибудь… И вот я очень рада этой теме, спустя столько лет. История была такая же — Филин нас заразил этой идеей и обещал на следующем уроке раскрыть тайну. Так продолжалось весь семестр или два (сколько там этот предмет шел). Обе наши группы ходили как в кино на его лекции. По дороге, на переменах всё обсуждали с ним, давали ему свои идеи, а он их отклонял, ну все по сценарию, как описал аффтар. Так вот, с высоты прожитых лет, а также проанализировав его приемчики, которые он на нас отрабатывал, мы с нашими одногрупниками пришли к выводу, что нет никакой загадки — это был трюк, для того, чтобы привлечь наше внимание к его лекциям. Ну вот вам пример его приемов (это было по теме): он спрашивает нас “один мой знакомый спокойно перешел ленинский проспект в час пик, в тот момент когда в обе стороны неслись машины по 5-ти полосам со скоростью 80-120 км\ч, и остался цел и невридим. Невозможно? Хотите знать как это ему удалось?” Ну мы тут давай всякие предположения ему: по подземному переходу, но проводам с шестом, гаишником он был, ну и я уже не помню — короче всякую хрень… Он опять спрашивает: “Хотите знать?” А мы, как бараны, все хором, подогретые интересом: “ДАААААА”. Он говорит одной девушке: “Возьми бумагу и сложи самолетик — мне так надо для объяснения”, она сложила и передала ему. Дальше мы ждем в нетерпении, ну что же он нам щас тут покажет с этим самолетиком… А ничего. Смысл его истории был лишь в том, чтобы получить самолетик. Таким образом он продемонстрировал, как можно манипулировать людьми. Вообще манипулирование людьми — его пунктик, он много лекций посвящал этой теме… Ну а нам это было очень интересно… Может быть в этом и заключался ключ — преподаватель заинтриговал своих слушателей и обеспечил практически 100% посещаемость на свои лекции? И в этом как раз и заключался сакральный смысл его слов «Единственная его подсказка была: дело не в мелких деталях». |
Или еще вариант:
Картина, репродукцию которой профессор Филин показал своим студентам, на самом деле какое-то время висела в холле гостиницы Украина. Но тот буклет, который показывал филин, не совсем точно показывает все ньюансы. Дело в том, что картина была полностью написана на стекле.(кстати, размещенное здесь фото явлеется сканированной-пересканированной копией картины - отсюда и вводивший в заблуждение сгиб по середине, и обрезанные края картины, на которых явно видны сколы). Ну так вот..Вы спросите, почему на стекле? И почему из этого следует, что автор картины был глубоко больным человеком? Все просто. В холле больницы, где наблюдался наш пациент, стоял аквариум. Так вот, сутками напролет наш бедолага сидел около этого аквариума, не видя и не слыша вокруг себя НИЧЕГО. Просто он был рыбкой в том аквариуме, на одной из стенок которого ему разрешили нарисовать (а точнее перерисовать одну из имеющихся в том же холле) картину, чтоб он-рыбка не сильно боялся замкнутого пространства в этом аквауриме. Он просто думал, что он рыбка. |
Масленица — празднуй очередной цикл бытия! | |
Масленица — налетай, торопись, покупай живопись! | |
lurkmore.to
Вот он - верный ответ!: ru_filin
Проверяя, не было ли чего-нить похожего в комментах, очень удивился, что при таком обилии подсказок и иллюстративного материала многие комменты писались «исключительно, в качестве очередного бреда))». Это, конечно, очень весело – «весь этот бред», но в целом варианты, основанные на всяких домыслах, изощренностях и прочих снеговиках со сведЕнием к минимуму использования психологии и логики, не слишком приближают нас к нахождению решения. Это как пальцем в небо...Сначала о том, почему следует отмести некоторые распространенные варианты.Итак, следующие утверждения неверны или маловероятны (курсивом объясняется почему):1) профессора нет, он всех разыграл, илиshaltai_baltai всех разыграл, или профессор просто не знал, что картина срисована с картины настоящего художника, а потому ошибся.Это очень маловероятно. Во-первых, профессор Филин, судя по тому, что о нем писали на Сачке, - прекраснейший человек и вряд ли стал бы так жестоко обманывать своих студентов, только чтобы посмотреть, какие у них фобии или еще по какой-нить причине. Шалтай-балтай также вызывает у меня доверие. Во-вторых, то, что в гостинице Украина (или в какой там?) висела скорее нормальная копия картины Антонова, а не наша любимая)) Масленица – каждый может ошибиться, память не резиновая. Но то, что Масленица присутствует в альбоме с названием «Фрейд: новые иллюстрации» явно показывает, что какая-то болезнь, определяемая по картинке, у нарисовавшего ее Куплина все-таки есть.
2) дело в решетках на окнахВполне возможно, что когда-то эта или похожая картина и упоминалась в связи с тем, что психбольной не может себе представить дома без решеток. НО – 1) назвать запечатленное на картине решетками язык не поворачивается; 2) даже если в хорошем качестве там видны решетки – это вовсе не признак никакой особенной фобии, человек привык к решеткам на домах и рисует их на домах… возможно, отчасти это и может указывать на нечто наподобие агорафобии, но, в любом случае, решетки, даже если они и есть, - это частный признак, а «дело не в мелких деталях».
ну и 3) дело в снеговикеНадеюсь, что все кто еще сомневается насчет снеговика, поймут, наконец, что чел просто пошутил так…
Конечно, все комменты во всех темах я не просматривал. Просмотрев небольшую часть, я юзал поиск по словам в остальных постах. Из того, что нашел, вот несколько предположений, которые были наиболее близки к нахождению верного имхо решения:1) «тут нужно что-то более обширное… возможно взаимодействия всего на этой картине…» (сорри, имя автора не скопировал)
Именно этим и займемся.
2) «Ребят я все-таки хочу обратить ваше внимание, что человек жил в мире собственных иллюзий… Мне кажется это тоже ключ…Получается так что переделывая оригинал, он убрал от туда все что не хотел видеть…» (сорри, опять без имени автора)
3) hovon2006-12-03 01:51 pm UTC (ссылка)«Мне кажется, важно обратить внимание на то, что автор картины жил в мире своих фантазий.«человек не видел вокруг себя НИЧЕГО , кроме своих фантазий и желаемого( только вдумайтесь).»
«-- агорофобия, по его словам очень близко»Давайте сопоставим… человек который живет в мире собственных фантазий страдает чем-то близким к агорофобии.С одной стороны, если вдуматься это кажется просто нереальным.Как он может страдать агорофобией … если он в это же время может быть где угодно и видеть все что захочет…»
Итак, Куплин, «срисовывая» картину, основывается на каком-то реальном оригинале. Нам следует сосредоточить внимание на отличиях куплинской картины от оригинала. То, что он в картину привносит от себя – уже явно основывается либо 1) на его самостоятельном желании, чтобы было так (и именно ЖЕЛАНИИ, а не страхе, раз он выдает желаемое за действительное), либо 2) на отсутствии мастерства настоящего художника. Вторым фактором как раз можно объяснить всякие неестественные позы коней и прочие мелочи, которые иногда приводились юзерами как возможные признаки умственного расстройства.На картине много свободного пространства и автор Масленницы его не боится – вместо агорафобии, боязни широких пространств, тут кое-что почище. Куплин не отождествляет себя с людьми на санках, он смотрит на них, а они смотрят на него.
4) mashusena2006-11-29 06:24 pm UTC (ссылка)«Проанализировав версии (плюс то, что экзаменатор сказал отбросить все лишнее на картине), мне кажется, что это кладбище. После этого на картину страшно смотреть стало. Они из-под земли как бы наполовину вылезли. Фобия-боязнь смерти. ( ну или ему казалось, что он мертвых видит).»
Mashusen’ой и многими другими разрабатывалась версия о смерти. Но Филин сказал, что люди, вылезающие из могил – мимо...И вот еще последняя цитата:
5) olegin2006-11-30 07:45 pm UTC (ссылка)«Ответ был: вы правы, но вы не в роли чучела, немного другое.не вы а сам автор картины, он патологически боялся смерти»
В точку – в роли чучела сам автор картины, но мимо - боязнь смерти.
и теперь самое главное – ответ на замучивший людей вопрос:
Куплин был человеком, который боялся не смерти, он БОЯЛСЯ ЖИТЬ ДАЛЬШЕ. Он жаждал умереть, он всеми силами своей больной души стремился оказаться в могиле. Возможно, он был из таких пациентов, которым в психушке не давали вилок, и кисточки у него были какие-нибудь особенные, чтоб без острых концов.Куплин, видимо, обожал свою картину – это его «желаемое», автор видел себя чучелом масленницы.Что можно такого заметить на картине, что подтверждало бы эти слова??
В отличие от оригинала Антонова на картине нашего больного:
1) черные дома стоят строго впереди желтых. Черные дома символизируют землю могилы, желтые - надгробия. конечно, надгробия чаще светлее, не желтого цвета, но восприятие у психических особенное, желтый цвет опять же любят... хотя один светлый домик сзади есть все-таки – это надгробие ракурс сбоку)) - поэтому земли не видно. А там, где два черных впереди одного желтого – это родственники похоронены – надгробная плита общая
2) рядом с черными домами геометрически правильные огороженные территории, за которыми растут кустики там всякие, тогда как у Антонова растительность расположена кусочками как придется. Эти ограды – как на кладбище.
3) хотя кони типа куда-то рвутся, а погонщики типа машут, правильно было замечено, что картинка создает впечатление абсолютной статичности – люди сидят на санях, улыбаются (спасибо dvanoltri, ибо если не приглядываться – кажется, что многие грустят) – смотрят на могилу Куплина и прощаются с ним. Другие люди стоят кучками у других могил. Он так рад, что они там наверху, а он уже успокоенный – в земле. Естественно, Куплин все-таки срисовывал картину, поэтому ему ПРИШЛОСЬ нарисовать коней там всяких, но они получились совершенно никакими, а вот улыбающиеся лица народа, смотрящие на масленницу-куплина – все-таки жутковаты… (хотя для куплина – самое оно)
4) ну и стандартный аргумент - само название картины – Масленица, тогда как в оригинале что-то про новый год. Сжигание чучела масленницы символизирует положение в могилу Куплина.
Естественно, автор не мог в этом случае нарисовать кладбище и себя на нем непосредственно, ибо срисовывал с другой картины, но его бессознательные желания во всем своем цвете отразились на куске коробки, скрываясь под масками других предметов, что вполне соответствует фрейдовской теории.
А теперь, перечислю некоторые не названные еще косвенные признаки, которые также подтверждают мою версию:
• агорафобия, действительно, получается близко – только он боится не широкого пространства, а быть в пространстве вообще – хочет лечь в гроб и умереть• сразу понятно, откуда происходят неестественность картины, невозможность присутствовать в подобном месте – просто вещи, срисованные с оригинала художника Антонова, перемешиваются в ней с бессознательными устремлениями Куплина• и самое существенное – точно такая же тема желания смерти в куплинском Девятом валу.Два Девятых вала есть здесь:http://i28.photobucket.com/albums/c203/alexonya/maslenitsa/ayvaz.jpghttp://i28.photobucket.com/albums/c203/alexonya/maslenitsa/shtorm.jpg
Объясняю про Девятый вал.У Айвазовского «Девятый вал» - картина романтическая, она о судьбе людей-героев, которые из последних сил борются со стихией, и вот уж солнце выглядывает и есть надежда, что страшная волна пройдет, они уцелеют и все будет замечательно. Потрясающая картина! Что же у Куплина? ну не считая техники и тому подобного. Первое, что бросается в глаза – люди – беспомощные, скованные, невесть как выживающие на этой мачте, да и вообще на этой земле. Один из них, кажется, приподнимается на мачте, чтобы встретить своего избавителя – волну! Ну и главное тут – волна! Сравните – у Айвазовского по центру идет огроменная волна, а за ней, справа, собирается еще одна большая волна, но не такая уж критическая, даст Бог, пронесет – справятся человеки. А у Куплина по центру тоже волна ого-го, но справа, справа-то ваще что-то нереальное – ровная всепоглощающая волна еще только начинает собираться, а уже почти выше той, что по центру. Создается впечатление, что эта волна через миг сомкнется с небом и у потерпевших крушение не останется никаких шансов. Но, как же это – никаких шансов – грит Куплин – все в кайф: все захлебнутся и утонут, ох, как же это сладко)) Его воображение опять рисует перед ним картину «желаемого», на этот раз он ассоциирует себя с одним из людей на мачте – благо, никто из них не смотрит с картины прямо на нас, как в Масленице.
Конечно, все это толкование не совсем полно. Подсказка о том, что ключевыми словами являются вода и воздух остается непримененной, хотя возможно, что между профессором и Шалтай-болтаем просто возникло недопонимание, и профессор Филин имел ввиду что-нибудь другое. Может он, например, хотел, чтоб студенты мыслили через категории вода, воздух.. ну а там и до земли недалеко – могилы и все такое. Может, конечно, профессор под заболеванием и совсем другое что-нибудь имел ввиду. Но все равно, я думаю, что главная проблема Куплина заключалась именно в стремлении к смерти и, соответственно, страхе продолжать жить... А в перерывах между срисовыванием известных картин он развлекался рисованьем гробиков, трупиков и пр. и пр. брррррр..... =))
з.ы. спасибо alexonya за замечательную систематизацию дискуссии по Масленице
аввы
ru-filin.livejournal.com
масленица - запись пользователя Келена (kelaino) в дневнике
Вы помните про «Масленицу»?Она тогда немного потерялась в общем шуме, потому что в 2006 году был «Превед», а потом покупка ЖЖ компанией СУП, вообще качественной движухи было не в пример больше, я не знаю, почему так, но сейчас, конечно, этого не будет уже никогда.
Кто не застал «Масленицу», я расскажу, в чём дело.
В ноябре 2006 года один студент-психиатр запостил в тематическое комьюнити загадку, которую им загадал профессор. Профессор показывал им примеры творчества душевнобольных, и просил угадать название, а потом и заболевание. И под конец он показал им эту картину (та-даааам!):
Название угадали быстро: «Масленица». Но заболевание не угадал никто. Профессор подлил масла в огонь: сказал, что за 12 лет только один студент правильно назвал расстройство, и сказал, что не даст правильного ответа, пока сами студенты не додумаются.
В посте было обращение за помощью.
Сначала тамошние члены комьюнити выдвигали свои версии, потом загадка быстро расползлась по ЖЖ и привлекла массу диванных психологов-любителей. Автор поста предпринял попытку поделиться версиями с профессором, получил подсказки, которые раззадорили народ ещё сильнее.
Подсказки потом добавлялись и в целом были такими:
1. Дело не в мелких деталях.2. Ключевые слова это «вода» и «воздух».3. Попробуйте представить себя внутри этой картины — что вы слышите?4. Помимо заболевания которое надо угадать, больной страдал выдаванием желаемого за действительное.5. А также больной очень боялся за свою жизнь.
Были и другие, но это уже не интересно.
А вот теперь чтобы вы понимали, каким был тот ЖЖ, и почему в нём было не западло проводить премии и высказываться не зассав, я расскажу, что сделали люди для решения этой задачи, вместо того чтобы постить тупую копипасту и писать «+1».
1. Узнали фамилию больного: Куплин.2. Год написания картины: 1973.3. Нашли и притащили в пост кучу людей, которые тоже учились у этого профессора, работали с ним, и так далее.4. Создали специальное комьюнити, куда постили креативы и обсуждали версии.5. Отфотошопили картинку всяко-разно-ракообразно, чтобы посмотреть, как там с композицией и деталями.6. Сворачивали её распечатку в трубу и вертели на камеру, а потом выкладывали ролик, чтобы другие тоже посмотрели.7. Наконец, нашли оригинал картины: «Новый год» художника Антонова:
8. В конце-концов выяснили, что оригинал картины Куплина хранится в Москве в Музее аутизма аутсайдера, съездили туда, не нашли картину, позвонили директору музея (!!!) и узнали что картина в запасниках, и поехали посмотрели на неё второй раз.9. Нашли там ещё одну картину этого же человека: репродукцию «Девятого вала» Айвазовского. Сфоткали и выложили в комьюнити, потом её тоже всяко крутили-вертели.
Я не представляю, как коллективный разум каких-то 5 лет назад мог стихийно самоорганизовываться и творить такой ебический пиздец и чудеса дедукции просто потому что интересно и в кайф, а сейчас скатиться до хуй знает чего и даже за деньги постить унылую хуету.
Ну ладно, продолжим.
Очень долго загадку никто не мог отгадать, подсказки только лишний раз будоражили воображение. Было высказано пару-тройку «железных» версий, которым нельзя было доверять, но которые породили дополнительные споры — правда/неправда.
Говорили что дело в снеговике, в решетках на окнах желтого дома — это те, про которые говорилось, что инфа 100% — версий был адов миллиард, их даже классифицировали.
Потом в пост пришёл кто-то назвавшийся тем самым профессором, обещал дать ответ через несколько дней, потом автор поста заявил, что аккаунт профессора взломали и он не даст ответа, и все обвинили автора в том, что это фейк, но разгадывать продолжали.
Активная фаза разгадывания велась вплоть до конца 2007 года, потом страсти поутихли (комментарии в посте пишут до сих пор).
Разгадку нашли только летом 2009 года. Как я только что выяснил, случайно залезши в комментарии к уже забытому посту.
Дело в том, что (как оказалось) картина Куплина нарисована на стекле.Это было стекло аквариума, стоявшего в холле больницы.Там же висела и копия картины Антонова (оригинал был в гостинице «Украина»).
Куплин был аутистом, который боялся внешнего воздействия. Он, ощущая себя внутри этого аквариума, срисовывал картину на его стенку.
Разгадка — горизонт. У Антонова он отчётливо виден. У Куплина на картине — 360-панорама, как на фото. Он как бы смотрит на всё происходящее в картине изнутри аквариума, в полной тишине (в воде же нет звуков). А панорамная композиция расширяет замкнутое пространство.
Все фантазии про шапки-рога, сани-могилы, лошадей-похоронщиков, дома-психушки, снеговиков, а также про половые органы и молочные железы оказались мимо.
Ура, наконец-то я узнал ответ.Сколько я башку ломал, вы себе не представляете.
если новый год пора чудес,то где моя лошадь?www.babyblog.ru
еще раз Масленица - верный ответ? )): psyconsulting
Проверяя, не было ли чего-нить похожего в комментах, очень удивился, что при таком обилии подсказок и иллюстративного материала многие комменты писались «исключительно, в качестве очередного бреда))». Это, конечно, очень весело – «весь этот бред», но в целом варианты, основанные на всяких домыслах, изощренностях и прочих снеговиках со сведЕнием к минимуму использования психологии и логики, не слишком приближают нас к нахождению решения. Это как пальцем в небо...Сначала о том, почему следует отмести некоторые распространенные варианты. Итак, следующие утверждения неверны или маловероятны (курсивом объясняется почему):1) профессора нет, он всех разыграл, илиshaltai_baltai всех разыграл, или профессор просто не знал, что картина срисована с картины настоящего художника, а потому ошибся.Это очень маловероятно. Во-первых, профессор Филин, судя по тому, что о нем писали на Сачке, - прекраснейший человек и вряд ли стал бы так жестоко обманывать своих студентов, только чтобы посмотреть, какие у них фобии или еще по какой-нить причине. Шалтай-балтай также вызывает у меня доверие. Во-вторых, то, что в гостинице Украина (или в какой там?) висела скорее нормальная копия картины Антонова, а не наша любимая)) Масленица – каждый может ошибиться, память не резиновая. Но то, что Масленица присутствует в альбоме с названием «Фрейд: новые иллюстрации» явно показывает, что какая-то болезнь, определяемая по картинке, у нарисовавшего ее Куплина все-таки есть.
2) дело в решетках на окнахВполне возможно, что когда-то эта или похожая картина и упоминалась в связи с тем, что психбольной не может себе представить дома без решеток. НО – 1) назвать запечатленное на картине решетками язык не поворачивается; 2) даже если в хорошем качестве там видны решетки – это вовсе не признак никакой особенной фобии, человек привык к решеткам на домах и рисует их на домах… возможно, отчасти это и может указывать на нечто наподобие агорафобии, но, в любом случае, решетки, даже если они и есть, - это частный признак, а «дело не в мелких деталях».
ну и 3) дело в снеговикеНадеюсь, что все кто еще сомневается насчет снеговика, поймут, наконец, что чел просто пошутил так…
Конечно, все комменты во всех темах я не просматривал. Просмотрев небольшую часть, я юзал поиск по словам в остальных постах. Из того, что нашел, вот несколько предположений, которые были наиболее близки к нахождению верного имхо решения:
1) «тут нужно что-то более обширное… возможно взаимодействия всего на этой картине…» (сорри, имя автора не скопировал)
Именно этим и займемся.
2) «Ребят я все-таки хочу обратить ваше внимание, что человек жил в мире собственных иллюзий… Мне кажется это тоже ключ…Получается так что переделывая оригинал, он убрал от туда все что не хотел видеть…» (сорри, опять без имени автора)
3) hovon 2006-12-03 01:51 pm UTC (ссылка) «Мне кажется, важно обратить внимание на то, что автор картины жил в мире своих фантазий.«человек не видел вокруг себя НИЧЕГО , кроме своих фантазий и желаемого( только вдумайтесь).»
«-- агорофобия, по его словам очень близко»Давайте сопоставим… человек который живет в мире собственных фантазий страдает чем-то близким к агорофобии.С одной стороны, если вдуматься это кажется просто нереальным.Как он может страдать агорофобией … если он в это же время может быть где угодно и видеть все что захочет…»
Итак, Куплин, «срисовывая» картину, основывается на каком-то реальном оригинале. Нам следует сосредоточить внимание на отличиях куплинской картины от оригинала. То, что он в картину привносит от себя – уже явно основывается либо 1) на его самостоятельном желании, чтобы было так (и именно ЖЕЛАНИИ, а не страхе, раз он выдает желаемое за действительное), либо 2) на отсутствии мастерства настоящего художника. Вторым фактором как раз можно объяснить всякие неестественные позы коней и прочие мелочи, которые иногда приводились юзерами как возможные признаки умственного расстройства.На картине много свободного пространства и автор Масленницы его не боится – вместо агорафобии, боязни широких пространств, тут кое-что почище. Куплин не отождествляет себя с людьми на санках, он смотрит на них, а они смотрят на него.
4) mashusena 2006-11-29 06:24 pm UTC (ссылка) «Проанализировав версии (плюс то, что экзаменатор сказал отбросить все лишнее на картине), мне кажется, что это кладбище. После этого на картину страшно смотреть стало. Они из-под земли как бы наполовину вылезли. Фобия-боязнь смерти. ( ну или ему казалось, что он мертвых видит).»
Mashusen’ой и многими другими разрабатывалась версия о смерти. Но Филин сказал, что люди, вылезающие из могил – мимо... И вот еще последняя цитата:
5) olegin 2006-11-30 07:45 pm UTC (ссылка) «Ответ был: вы правы, но вы не в роли чучела, немного другое.не вы а сам автор картины, он патологически боялся смерти»В точку – в роли чучела сам автор картины, но мимо - боязнь смерти.
и теперь самое главное – ответ на замучивший людей вопрос:
Куплин был человеком, который боялся не смерти, он БОЯЛСЯ ЖИТЬ ДАЛЬШЕ. Он жаждал умереть, он всеми силами своей больной души стремился оказаться в могиле. Возможно, он был из таких пациентов, которым в психушке не давали вилок, и кисточки у него были какие-нибудь особенные, чтоб без острых концов. Куплин, видимо, обожал свою картину – это его «желаемое», автор видел себя чучелом масленницы. Что можно такого заметить на картине, что подтверждало бы эти слова??
В отличие от оригинала Антонова на картине нашего больного:
1) черные дома стоят строго впереди желтых. Черные дома символизируют землю могилы, желтые - надгробия. конечно, надгробия чаще светлее, не желтого цвета, но восприятие у психических особенное, желтый цвет опять же любят... хотя один светлый домик сзади есть все-таки – это надгробие ракурс сбоку)) - поэтому земли не видно. А там, где два черных впереди одного желтого – это родственники похоронены – надгробная плита общая
2) рядом с черными домами геометрически правильные огороженные территории, за которыми растут кустики там всякие, тогда как у Антонова растительность расположена кусочками как придется. Эти ограды – как на кладбище.
3) хотя кони типа куда-то рвутся, а погонщики типа машут, правильно было замечено, что картинка создает впечатление абсолютной статичности – люди сидят на санях, улыбаются (спасибоdvanoltri, ибо если не приглядываться – кажется, что многие грустят) – смотрят на могилу Куплина и прощаются с ним. Другие люди стоят кучками у других могил. Он так рад, что они там наверху, а он уже успокоенный – в земле. Естественно, Куплин все-таки срисовывал картину, поэтому ему ПРИШЛОСЬ нарисовать коней там всяких, но они получились совершенно никакими, а вот улыбающиеся лица народа, смотрящие на масленницу-куплина – все-таки жутковаты… (хотя для куплина – самое оно)
4) ну и стандартный аргумент - само название картины – Масленица, тогда как в оригинале что-то про новый год. Сжигание чучела масленницы символизирует положение в могилу Куплина.
Естественно, автор не мог в этом случае нарисовать кладбище и себя на нем непосредственно, ибо срисовывал с другой картины, но его бессознательные желания во всем своем цвете отразились на куске коробки, скрываясь под масками других предметов, что вполне соответствует фрейдовской теории.
А теперь, перечислю некоторые не названные еще косвенные признаки, которые также подтверждают мою версию:
• агорафобия, действительно, получается близко – только он боится не широкого пространства, а быть в пространстве вообще – хочет лечь в гроб и умереть• сразу понятно, откуда происходят неестественность картины, невозможность присутствовать в подобном месте – просто вещи, срисованные с оригинала художника Антонова, перемешиваются в ней с бессознательными устремлениями Куплина• и самое существенное – точно такая же тема желания смерти в куплинском Девятом валу.Два Девятых вала есть здесь:http://i28.photobucket.com/albums/c203/alexonya/maslenitsa/ayvaz.jpghttp://i28.photobucket.com/albums/c203/alexonya/maslenitsa/shtorm.jpg
Объясняю про Девятый вал. У Айвазовского «Девятый вал» - картина романтическая, она о судьбе людей-героев, которые из последних сил борются со стихией, и вот уж солнце выглядывает и есть надежда, что страшная волна пройдет, они уцелеют и все будет замечательно. Потрясающая картина! Что же у Куплина? ну не считая техники и тому подобного. Первое, что бросается в глаза – люди – беспомощные, скованные, невесть как выживающие на этой мачте, да и вообще на этой земле. Один из них, кажется, приподнимается на мачте, чтобы встретить своего избавителя – волну! Ну и главное тут – волна! Сравните – у Айвазовского по центру идет огроменная волна, а за ней, справа, собирается еще одна большая волна, но не такая уж критическая, даст Бог, пронесет – справятся человеки. А у Куплина по центру тоже волна ого-го, но справа, справа-то ваще что-то нереальное – ровная всепоглощающая волна еще только начинает собираться, а уже почти выше той, что по центру. Создается впечатление, что эта волна через миг сомкнется с небом и у потерпевших крушение не останется никаких шансов. Но, как же это – никаких шансов – грит Куплин – все в кайф: все захлебнутся и утонут, ох, как же это сладко)) Его воображение опять рисует перед ним картину «желаемого», на этот раз он ассоциирует себя с одним из людей на мачте – благо, никто из них не смотрит с картины прямо на нас, как в Масленице.
Конечно, все это толкование не совсем полно. Подсказка о том, что ключевыми словами являются вода и воздух остается непримененной, хотя возможно, что между профессором и Шалтай-болтаем просто возникло недопонимание, и профессор Филин имел ввиду что-нибудь другое. Может он, например, хотел, чтоб студенты мыслили через категории вода, воздух.. ну а там и до земли недалеко – могилы и все такое. Может, конечно, профессор под заболеванием и совсем другое что-нибудь имел ввиду. Но все равно, я думаю, что главная проблема Куплина заключалась именно в стремлении к смерти и, соответственно, страхе продолжать жить... А в перерывах между срисовыванием известных картин он развлекался рисованьем гробиков, трупиков и пр. и пр. брррррр..... =))
з.ы. спасибоalexonya за замечательную систематизацию дискуссии по Масленице
psyconsulting.livejournal.com