Картина М.Ю. Лермонтова "Андрей Первозванный". Картина м


Картина М.Ю. Лермонтова "Андрей Первозванный"

Полотно, предположительно, является копией (1828 г.), сделанной М.Ю. Лермонтовым с картины А.П. Лосенко «Андрей Первозванный» (1764 г., холст, масло, 91,5 x 73 см).

 

Картина М.Ю. Лермонтова с работы А. Лосенко «Андрей Первозванный», 1828 год

 

Из истории бытования картины известно, что она всегда находилась в Тарханах: первоначально в доме Арсеньевой, в образной комнате, где было много икон, а затем в приходской церкви Михаила Архангела. Об этом в 1890-х годах П.К. Шугаев — собиратель воспоминаний тарханских старожилов — писал: «Около левого клироса (церкви Михаила Архангела) есть образ Апостола Андрея Первозванного, без ризы, весьма древней и замечательной живописи, тоже пожертвованный Елизаветой Алексеевной». Сейчас картина находится в экспозиции барского дома в образной комнате, на ее обратной стороне дата — 1828 год.

Долгое время считалось, что копию сделал неизвестный автор, но в 1972 году в процессе реставрации в левом нижнем углу была обнаружена надпись. В реставрационном заключении сказано: «После снятия лака в нижней части картины проявилась слабая надпись: Картина (второе слово неразборчиво) М.Ю. Лермонтова. Красочный слой надписи тонкий, сильно потерт, по характеру букв и по сохранности краски надпись старая». Работа была направлена на Всесоюзную центральную научно-исследовательскую лабораторию консервации и реставрации, где было дано следующее заключение: «... при освещении картины ультрафиолетовыми лучами в ее нижнем углу проступает надпись, не обнаруженная на рентгенограмме. Вероятно она сделана краской, близкой по своему составу к краске фона картины. С помощью различных фотометодов удалось прочесть все же: «Картина... М.Ю. Лермонтова». Установленная надпись сообщает, что писал картину Лермонтов в возрасте 14 лет. Вероятно ли это?

Как известно, рисовал Лермонтов с раннего детства. Обучение искусствам входило во все образовательные программы, в т.ч. и домашнего обучения, которое предусматривало изучение истории, географии, словесности, языков. Жаль, что никто из современников не назвал имени учителя, занимавшегося с юным Лермонтовым в Тарханах рисованием. Когда поэт приехал в Москву и поступил в Университетский благородный пансион, его занятия рисованием становятся систематическими, оно считалось обязательным предметом, и вели его профессионалы-художники.

В письме 1827 года к «тетушке» Марии Акимовне Шан-Гирей Лермонтов пишет: «Заставьте, пожалуйста, Екима (А.П. Шан-Гирея) рисовать контуры, мой учитель говорит, что я еще буду рисовать их с полгода; но я лучше стал рисовать: однако ж мне запрещено рисовать свое». А еще через год: «Скоро я начну рисовать c (buste) бюстов... какое удовольствие! к тому ж Александр Степанович (Солоницкий) мне показывает также, как должно рисовать пейзажи». Как видно из писем, Лермонтов уделяет большое внимание рисованию, его радуют удачи и продвижение вперед в этих занятиях. Конечно, «свое», то, что он рисовал до поступления в пансион, ему пришлось оставить, но его увлекало, по-видимому, все, связанное с живописью. К периоду занятий Лермонтова с Солоницким относятся рисунки юного поэта «Ребенок, тянущийся к матери» и «Мадонна с младенцем» - перерисовка с эстампов, распространенных в то время. Сам Лермонтов относился к Солоницкому с доверием и доброжелательностью, ему передал тщательно переписанную тетрадку своих стихотворений. По-видимому, успехи Лермонтова в рисовании были изрядными, потому что инспектор пансиона М.Г. Павлов интересовался им и хранил у себя его удачные рисунки. Известно имя еще одного лермонтовского учителя рисования. Это П.Е. Заболотский, у которого Лермонтов брал уроки, когда в 1832 году переехал в Петербург...

Возвращаясь к раннему — тарханскому — периоду жизни М.Ю. Лермонтова, когда он под руководством неизвестного нам наставника изучал живопись, к которой было у него особое тяготение, и рисовал «свое». Тогда он и мог сделать ученическую копию с картины Лосенко-мастера, чьи работы были широко распространены в эстампах. Вероятно, копия была далеко не мастерски сделана и учитель поправил и завершил работу. Он же, вероятно, сделал и надпись об авторстве своего ученика. Копию можно считать работой юного М.Ю. Лермонтов. Во-первых, чувствуется еще слабое владение кистью, допущены явные погрешности в изображении рук, плеч, шеи и живота. Во-вторых, хотя в копии цепко схвачен и передан общий колорит оригинала и манера письма Лосенко, все-таки в работе уже просвечиваются характерные для самого Лермонтова особенности его живописного дарования — экспрессивность и резкость, совершенно чуждые автору оригинала.

Источник: книга Т.М. Мельниковой «И дышит непонятная святая прелесть в них...», л. 67-73

www.tarhany.ru

Картины М.Тоненковой | Школа духовного развития "Млечный Путь"

         

О портрете  "Учитель Кут Хуми"

        На написание портрета Кут Хуми я получила разрешение в 1996 году. Этот портрет дался мне труднее. Это строгий Учитель. Но очень ясно ощущается его высшая справедливость и большая помощь в эзотерической работе. Он весьма осведомлён в направлении и качестве моей духовной работы и работает в сотрудничестве с моим Огненным Учителем, имя которого я назвать не имею права.  Если бы не эти Учителя, помогающие и защищающие, жизнь моя была бы ещё труднее. 

Учитель Кут Хуми

М. М. Тоненкова. «Учитель Кут Хуми»

 Авторская работа

ДВП, темпера, 40 х 30 см,  1996 г.

О портрете  "Учитель Сен-Жермен" 

    Портрет Учителя Сен-Жермена был написан после портрета Учителя Мории.  Но если при написании портрета Мории я ощущала душевный трепет от его грозных сил, то при написании портрета Сен-Жермена постоянно чувствовала его юмор и подтрунивание надо мной, осмелившейся писать портреты Великих Учителей, и доброту.

     Оба портрета были написаны быстро и легко. На их создание я получила от Учителей разрешение.

Учитель Сен-Жермен

М. М. Тоненкова. «Учитель Сен-Жермен»

 Авторская работа.

ДВП,  темпера,  40 х 30 см,  1995 г.

Дочь Лена

М.  Тоненкова.  "Портрет дочери Елены".

Авторская работа. (подарена дочери)

ДВП, масло. 50 х 40 см,   1995 г.

 

 

 Дочь Ольга

М.  Тоненкова.  "Портрет дочери Ольги".

Авторская работа. (подарена дочери)

ДВП, масло. 50 х 40 см, 1996 г.

 

 

 

Дина

М.  Тоненкова.  "Портрет Дины".

Авторская работа. (находится в частной коллекции)

ДВП,  масло.  50 х 40 см, 1999 г.

 

 

Космическая Дева

М. Тоненкова. "Космическая дева".

Авторская работа.    (Написана по видению в медитации на свой образ после развоплощения). 

ДВП, темпера. 60 х 40. 2001. (подарена Е. Н. Рогинской, г. Дзержинск)

 

 

Древо Любви и надежды. Вариант 1

М. Тоненкова.  "Древо Любви и Надежды". Вариант 1

Авторская работа. (подарена Ю. А. Крючкову, г. Москва)

Холст на ДВП, темпера, 2003 год. (второй вариант подарен Л. Н. Могилевич, г. Н. Новгород)

О картине "Космическая златовластка" 

      Картина возникла как идея на занятиях школы рисования, которую я проводила в Школе духовного развития «Млечный Путь» в Нижнем Новгороде. Цельное изображение было создано  за три показательных учебных занятия. Картина использована для обложки моей книги «Дети Духовных Огней, или Дети Индиго как они есть» – о детях новой цивилизации, приходящих на Землю. 

Космическая Златовласка

М. М. Тоненкова.  «Космическая Златовласка»

Авторская работа

(ДВП, темпера, 50х40см.) 2000 г.

Озеро горных духов вар. 1

М. М. Тоненкова. "Озеро Горных Духов". (Сибирь, Саяны, массив Ергаки).

Авторская картина.  Вариант 1  (подарена В. Д. Пудовой,    г. Н. Новгород)

Холст на  ДВП, масло. 70 х 50 см .2002 г.

 

 

Озеро горных духов вар. 2

М. М. Тоненкова. "Озеро Горных Духов". (Сибирь, Саяны, массив Ергаки).

Авторская картина. (находится в частной коллекции, г. Н. Новгород)

Холст на  ДВП, масло, 100 х 70 см, 2002 г.

 

 

Полёт души к Звезде

М. М. Тоненкова. "Душа, летящая к Звезде".

Авторская работа. (подарена О. В. Асауляк, г. Киев)

ДВП, темпера, 60 х 40 см, 1997 г.

Два мира или Синий вечер на реке

М. М. Тоненкова. «Два мира»  или «Синий вечер на реке»

Авторская работа

(ДВП, темпера, 60х43 см.) 1995 г.

О картине "Душа лотоса" 

        Однажды, проводя медитацию на розовый лотос и наблюдая его внутренним зрением, я задалась вопросом, какова душа у лотоса?  И вдруг через две-три секунды увидела прекрасный эфирно-астральный образ   девушки. Он был живым, подвижным, сияющим, добрым. Видение длилось секунд двадцать. Но я успела хорошо его рассмотреть. Потом образ стал таять и исчез.

Это видение как бы жило над цветком на фоне реки. На другой стороне реки я видела какие-то здания индийской архитектуры, которые запомнила не очень четко. Это видение взволновало меня, и я решила написать эту картину.

Душа лотоса

М. М. Тоненкова.   «Душа Лотоса»

Авторская работа

ДВП, темпера, 54 х 24 см, 2002 год.

Страсть

М. Тоненкова.  "Страсть". Авторская работа.

ДВП, масло. 44 х 35 см,  1994  г.    (подарена С. Н. Павловой, г. Дзержинск)

(Девушка получила воплощение в дереве. Душа рвётся, но земля её держит).

 

 

 

Живые цепочки в дальних мирах вар. -1

М.  М. Тоненкова.  «Живые цепочки в дальних мирах»

Авторская работа, вариант 1  

ДВП,  гуашь,  2 1х 18 см,   1999 г

 Живые цепочки в дальних мирах - вар. 2

М. М. Тоненкова.  «Живые цепочки в дальних мирах»

Авторская работа. Вариант 2  (находится в частной коллекции, г. Н. Новгород)

ДВП, гуашь,  1999 г.

Пространство дальних миров

М. М. Тоненкова.   «Пространство  дальних миров»

Авторская работа.    ДВП, темпера, 22 х 18 см , 1996 г.

Картина   «Церковь Небесная»

          Утверждает глубинный духовный настрой народа России на утверждение Святой Небесной Троицы, символически изображенной тремя куполами. Проявленный духовный настрой изображен в виде свечи, венчающей купол центрального храма.

     Скрытый духовный огонь России изображен в виде двух симметричных свернутых «подземных» потенциальных сил, дремлющих стражей. Они просыпаются тогда, когда кто-то наступает на свободную волю русского народа. Тогда они пробуждают русских богатырей к активному действию.

 Церковь небесная

М. М. Тоненкова   «Церковь Небесная»

Авторская идея и работа.  Написана для обложки к книге    «Эзотерическая роль России».

 ДВП, масло, 53 х 45 см,   1994 г.

Северная ночь

М. М. Тоненкова. «Северная ночь» . Вариант 1   Авторская работа                                                                  

 ДВП,  масло,  45 х 34 см.   1994 г. (второй вариант картины подарен Л. В. Зеленковой, г. Н. Новгород)

«Христос и Вифлеемская звезда»

             На картине изображен Христос, проявившийся в пространстве в виде светящейся золотистой фигуры. Его лицо спокойно и мудро. Оно слегка напоминает лицо, виденное мною в начале марта 1990 г.  во сне, когда я ехала в поезде из Украины в Россию по вызову сестры к  умирающей маме.  Это видение было предупреждением и поддержкой. И оно было подвижным как в кино. Изобразить его точно мне пока не довелось. Но я его помню отлично.

Фон картины повторяет то видение. Слева вверху была удивительная звезда, свет которой распространялся почти на полнеба. В центре верхней части светился крест, составленный из звездочек. В небе перемещались линии и знаки, составленные тоже из разноцветных звездочек.

Это было потрясающее видение каких-то дальних миров. Причем, – не физическое, а  тонко-энергетическое. С тех пор я на многих «космических» картинах использовала элементы того видения.

 Хистос и Вифлеемская звезда вар. - 1

 М. М. Тоненкова.  «Христос и Вифлеемская звезда»

Авторская работа, (1-й вариант)                                                               

 ДВП, темпера, 40х30 см. 1999 год. (подарена В. М. Радзевилову, г. Славянск)

 Христос и Вифлеемская звезда вар. - 2

  М. М. Тоненкова.  «Христос и Вифлеемская звезда»

Авторская работа, (2-й вариант)                                                               

 ДВП, темпера, 2000 год. (подарена Н. И. Воробьёву, г. Н. Новгород)

М. Тоненкова. "Домик в деревне". Авторская работа.

ДВП, масло, 80 х 50 см, 1996 год  (подарена А. В. Голубевой, г. Балахна)

Прикладное искусство

Дед и Баба на базаре

М. Тоненкова.    "Дед и Баба на базаре", Авторская работа.

Нарисовано на разделочной доске, 35 х 25 см, масло, 1996 год.

Дед и Баба - 2

М. Тоненкова. "Дед и Баба на базаре", Авторская работа. Вариант 2.

Нарисовано на двух разделочных  досках,     30 х 2 0 см, масло, 2000  год.

(подарены    В. Д. Пудовой,    г. Н. Новгород)

Дед и Баба - 3

М. Тоненкова. "Дед и Баба на базаре", Авторская работа. Вариант 3.

Нарисовано на двух разделочных  досках,     30 х 20 см, масло, 2003  год.

(подарены    Н. И. Воробьёву, г. Н. Новгород).

 

Картина "Заря"  

                Написана по заказу и сюжету Н. В. Виноградовой (Запорожье) на тему строк Б. Пастернака  «Со мной, с моей свечою вровень, миры расцветшие висят».

Надо мною Миры расцветшие висят

М. Тоненкова.   " Заря". Авторская работа.

ДВП, темпера. 70 х45 см.2004 г. (подарена Н. В. Виноградовой ,   г.  Запорожье)

 

Рождение душ

 М. Тоненкова.  "Рождение Душ".     Авторская работа.

ДВП, гуашь, 30 х 20 см.

Сокровище горМ.  Тоненкова.    "Сокровище  гор".

По мотивам  одноименной  картины Рериха.

 ДВП,    темпера. 74 х 56 см. 1996 г. (подарена  Н. А. Агранат, г. Н. Новгород)

               Главное сокровище – это информационный кристалл в пещере, на который поступает вселенская информация о Земле и человечестве.

М.  М. Тоненкова.    «Сосуд нерасплесканный»

    На картине хорошо освещён передний план и фигура юноши, несущего сосуд со священной водой (в отличие от изображения  на картине Рериха, затушевавшего передний план).

     На этой картине более чётко проступают контуры ступеней,  вырубленных в горах и ведущих в тайную пещеру посвященных, а также малый фрагмент долины, разделяющей передний затемненный горный массив и более светлый массив на заднем плане.

    Так я поступила по собственному желанию. Но тайна от этого не исчезла. Постороннему человеку этой тайны нельзя обнаружить. Тайна умеет прятаться.

 

Сосуд нерасплесканный вар. 1

М. М. Тоненкова.    «Сосуд нерасплесканный»

по мотивам Н. К. Рериха (вариант – 1)

ДВП, темпера, 50 х 38 см, 1996 г.

Сосуд нерасплесканный - 2

М. М. Тоненкова.    «Сосуд нерасплесканный»

по мотивам Н. К. Рериха (вариант – 2)

ДВП, темпера, 81 х 62 см, 1996 г. (подарен В. Д. Пудовой, г. Н. Новгород)

Христос

М. Тоненкова.  "Христос".  

По мотивам одноименной картины Н. К. Рериха.

ДВП, темпера. 59 х 47,5  см,  1995 г. (подарена Е. Н. Рогинской, г. Дзержинск)

 

 

 

Церковь Сергия

М. М. Тоненкова.    "Церковь Сергия Радонежского"

по мотивам  Н. К. Рериха

ДВП, темпера. (подарена Н. И. Воробьёву, г. Н. Новгород)

Огни победы (вариант - 1).

М. М. Тоненкова.    "Огни победы"

по мотивам  Н. К. Рериха

ДВП, темпера, 1999 г. (Подарена В. Горпинченко, г. Москва)

Огни победы. (вариант - 2

М. М. Тоненкова.    "Огни победы"

по мотивам  Н. К. Рериха (вариант - 2)

ДВП, темпера, 60 х 40 см, 2002 г. (Подарена Л. Н. Могилевич)

Путь на Кайлас

М. М. Тоненкова.    «Путь на Кайлас»

по мотивам Н. К. Рериха

ДВП, темпера, 55 х 40 см. (Подарена С. А. Животовской, г. Славянск)

Йог на вершине

М.М. Тоненкова    «На вершинах»

по мотивам Н. К. Рериха

 ДВП, темпера, 81 х 62 см  1996 г. 

Горы,их расположение и снежные вершины изображены по авторскому видению в конкретный момент написания картины.

 

 

 

М.  М. Тоненкова.    « Горное озеро»     по мотивам Н. К. Рериха 

 М. Тоненкова на даче за работой над картиной "Горное озеро". 1995 год

               Эта репродукция перевернула мою жизнь. Я  буквально «заболела» этой картиной. Она снилась мне во сне, виделась в медитациях. Я видела разное время дня, разный цвет воды, перламутровую воду священного озера Манасаровар. Я видела меняющееся небо, летящие огненные тучи и их отблески в водах озера. Это волшебное озеро, к которому приходят ламы узнавать будущее. И из озера поднимается знаковое облако, словно образ гигантского духа. Озеро  описано у Лобсанга Рампы в книге «Ты вечен».

                   Я писала разные варианты, находившие отклик у людей. Огненные краски, знакомые мне по разным картинам Рериха и моим медитациям, позволяли дать разные варианты. И я склонялась не к зелёной воде, а к серебристо-голубой и перламутровой. На сегодня сделано восемь вариантов:  1995 г., 1997 г, 2007 г., 2008 г., 2008 г., 2009 г., 2009 г., 2010 г.  Все они находятся в частных коллекциях. И до сих пор жгут моё сердце. Поступают заказы, но некогда писать.

Горное озеро - 1

М. Тоненкова. « Горное озеро» по мотивам Н. К. Рериха (Вариант – 1)

ДВП ,  темпера, 1995 г.      (В частной коллекции, г. Славянск)    

Горное озеро - 2

М.  Тоненкова.  « Горное озеро» по мотивам Н. К. Рериха  (Вариант – 2)

ДВП ,  темпера, 1997 г.    (Подарена В. Д. Пудовой, г Н. Новгород)

Горное озеро - 3

М.  Тоненкова.  « Горное озеро» по мотивам Н. К. Рериха  (Вариант – 3)

ДВП (неклеена ткань),  темпера, 2007 г. (Подарена О. А. Бондарюк, г. Запорожье)

Горное озеро - 4

М.  Тоненкова.  « Горное озеро» по мотивам Н. К. Рериха  (Вариант – 4)

ДВП (наклеена ткань),  темпера,    64 х 44 см, 2008 г

Горное озеро - 5

М.  Тоненкова.  « Горное озеро» по мотивам Н. К. Рериха  (Вариант – 5)

ДВП (наклеена ткань),  темпера,     2008 г. (Подарена Н. Гедзь, г. Запорожье)

Горное озеро - 6

М.  Тоненкова.  « Горное озеро» по мотивам Н. К. Рериха  (Вариант – 6)

ДВП (наклеена ткань),  темпера,    2009 г. (Подарена С. Н. Павловой г. Дзержинск)

Горное озеро - 7

М.  Тоненкова.  « Горное озеро» по мотивам Н. К. Рериха  (Вариант – 7)

ДВП (неклеена ткань),  темпера, 2009 г. (Подарена А. К. Будруевой, г. Н. Новгород)

Горное озеро - 8

М.  Тоненкова.  « Горное озеро», по мотивам Н. К. Рериха  (Вариант – 8)

ДВП (неклеена ткань),  темпера, 2010 г. (Подарена Л. М. Зеленковой, г. Н. Новгород)

Белое озеро в Гималаях

М. М. Тоненкова.    «Гималаи. Белое озеро»

по мотивам Н. К. Рериха

ДВП, гуашь, 46х38см., 1994 г.  (Подарена Гор. библиотеке, г. Славянск)

Завет учителя

М. М. Тоненкова.    «Завет Учителя»

по мотивам Н. К. Рериха

ДВП, гуашь, 4х3см., 1994 г.  (Подарена Э. А. Ермилову, г. Н. Новгород)

Закат в Гималаях

М. М. Тоненкова.  «Закат в Гималаях»

   по мотивам Н. К. Рериха  «Золотые горы»

ДВП, темпера, 47х33см., 2000 г.

Клад захоронёный

М. М. Тоненкова. "Клад захоронённый"

по мотивам Н. К. Рерих   

 ДВП, гуашь, 55 х 40 см, 1994 г  (Подарена Гор. библиотеке, г. Славянск)

Песнь о Шамбале вар. - 1

М. М. Тоненкова.    «Песнь о Шамбале»

по мотивам Н. К. Рерих   

 ДВП, гуашь, 55 х 30 см, 1994 г

Песнь о Шамбале вар. 2

М. М. Тоненкова.    «Песнь о Шамбале»

по мотивам Н. К. Рерих   

 ДВП, гуашь, 55 х 30 см, 2009 г. (Картина подарена Н. Гедзь,   г. Запорожье)

Приход Учителя

М. М. Тоненкова  «Приход Учителя»

по мотивам Н.К. Рериха

ДВП, темпера, 54 х 21 см, 1998 г.

Ожидание

М. М. Тоненкова   «Ожидание»

по мотивам Н. К. Рериха                                                    

 ДВП, темпера, 54 х 21 см, 1998 г.

Гора Голубка

М. Тоненкова. "Утро в Гималаях. Гора Голубка"

(ДВП, темпера, 44 х 34)

Гималайские этюды.

Гималаи вар.-1

Гималаи вар. - 2

Гималаи по мотивам Н. К. Рерих

(ДВП, гуашь. Картина подарена С. А. Животовской)

Эти три этюда "Гималаи" по мотивам Н. К. Рерих были первыми пробами,   которые  Маргарита Михайловна сделала в 1993 году. Картины были нарисованы в течении трёх дней. ( ДВП, гуашь, 35 х 26,5 см.)

Гималаи - 1

Гималаи - 2

Гималаи - 3

              В городе Славянске в 1996 году с 14 по 22 декабря   в Центральной  городской библиотеке была проведена персональная выставка картин  Маргариты Михайловны Тоненковой .

Интервью для ТВ-32 на выставке картин 14.12.96 г.

На ыставке М. Тоненковой 14.12.96 г.

Выставка картин М. Тоненковой 25.12.96 г.

Выставка Картин М. Тоненковой 25.12.96 г.1996 год

Выставка картин М. Тоненковой 25.12.96

На выставке картин 25.12.96 г.

                     На III междугородней конференции "Духовное развитие общества - основа прогресса России", организованной М. Тоненковой в Нижнем Новгороде в Доме Учёных, состоявшейся 20-21 марта 1999 года, были представлены пять выставок картин художников эзотериков, в том числе и М. Тоненковой.

Выставка картин на 3-й конференции в 1999 году

М. Тоненкова около своей экспозиции картин на III конференции

В Нижнем Новгороде в помещении общества "Знание" 19 января 2003 года был отмечен 10-летний юбилей Школы "Млечный Путь",  на котором была организована выставка картин учеников Школы.

Десятилетний юбилей Школы 19 января 2003 г.

На заднем плане расположена композиция картин Людмилы Константиновны Свитовой

Выставка картин на 10 летнем юбилее в 2003 г.Школы

На заднем плане расположена экспозиция картин М. Тоненковой

                            В г. Нижнем Новгороде в 2007 году с 4 по 14 октября в киноцентре "Рекорд" была проведена Первая выставка художников с экстрасенсорными способностями, в которой М. Тоненкова принимала участие.

На 1-й выставке картин Маргарита Михайловна и дети индиго в к-т Рекорд

На 1-й выставке художников с экстрасенсорными способностями 2007 год

На 1-й выставке В. Бочкарёв

 

 

                         В г. Нижнем Новгороде в 2009 году с 25 сентября по 14 октября в ТЦ  "Арбат"  была проведена третья выставка художников с удивительными способностями, в которой приняла участие М. Тоненкова.

М. Тоненкова на 3-й выставке около своих картин 2009 год

 М. Тоненкова и В. Бочкарёв на 3-й выставке

 

 

В городе Славянске в 2011 году с 25 ноября по 4 декабря активом Школы "Млечный Путь"  в Центральной  городской библиотеке была проведена 2-я персональная выставка картин Тоненковой Маргариты Михайловны. При открытии выставки дуэт "Славяне" выступили с концертом, в котором впервые исполнили песню "Помянем друзей наших", посвящённую Маргарите Тоненковой. Слова и музыку написал  Валерий Долбин.

В. Пономаренко и В. Долбин на открытии выставки картин 2011 г

Валерий Долбин (слева) и Василий  Пономаренко.

 

Экспозиция выставки

 

Выставка картин 25.11.11 г

 

Выставка картин 25.11.11 г.

 

На выст. картин 27.11.11 г.

 

 

Интересное по этой же теме:

izoterizm.com

Картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» » Выдающиеся художники

М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею" (фрагмент)

«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я» (М.В. Нестеров).

М.В. Нестеров был уверен, что «Видение отроку Варфоломею» – самое лучшее его произведение.

К религиозной тематике художник Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) пришёл в конце XIX в. Он занялся росписями церквей и создал цикл работ, посвящённых православной тематике.

В 1893-1894 гг. он исполнил запрестольный образ «Рождество Христово» в киевском Владимирском соборе, а в 1894-1896 – мозаику в храме Воскресения Христова в Петербурге. Делал росписи в церкви Александра Невского на Кавказе в 1899-1904 гг. и писал фрески для Марфо-Мариинской обители в Москве в 1907-1911 гг. В это же время он пишет цикл картин, посвящённых Сергию Радонежскому. «Видение отроку Варфоломею» – первая картина этого цикла, содержанием которой является эпизод из жизни одного из самых любимых и почитаемых на Руси святых. Нестеров, как и Достоевский, верил, что для России спасение «из народа выйдет, из веры и смирения его». Он искал реальный нравственный идеал и нашёл этот идеал в Сергии Радонежском, носившем в миру имя Варфоломея.

Сергий Радонежский (1314-1392)

Се́ргий Ра́донежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой, сейчас это Троице-Сергиева лавра. Сергий Радонежский много сделал для Русской церкви и для государства и почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный (угодивший Богу монашеским подвигом, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу). Сергий Радонежский считается величайшим подвижником Земли Русской.

Его ученик Епифаний Премудрый написал житие своего учителя, из которого можно узнать основные подробности биографии этого русского святого.

Он родился от благоверных родителей Кирилла и Марии в 1314 г. (дата приблизительная) в селе Варницы под Ростовом и был вторым ребёнком в семье, где было трое сыновей. Братьев отдали обучаться грамоте, но Варфоломею учёба давалась с трудом. Епифаний Премудрый пишет: «Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать, но как-то медленно и не прилежно». Родители его ругали, учитель наказывал, товарищи смеялись над ним, он же «со слезами молился Богу». «Однажды отец послал его искать лошадей. …он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося». Варфоломей подошёл к нему и по окончании молитвы сказал, что хочет научиться грамоте, но не способен её постичь. Он обратился к старцу: «Святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Старец подал мальчику святую просфору и сказал, что с этого дня он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников.

Старец хотел уйти, но Варфоломей попросил, чтобы он пошёл к ним в дом. Там мальчику было предложено прочитать псалом, но он, стесняясь своего плохого чтения, отказался, и тогда старец сказал, что с этого дня он будет очень хорошо читать. «И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал петь псалмы очень хорошо и стройно; и с того часа он хорошо знал грамоту». Родители и братья Варфоломея удивились произошедшей с ним перемене и «прославили Бога, давшего ему такую благодать». Уходя, старец сказал, что сын их будет «славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни» – «сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божьих заповедей».

Этот рассказ является основой знаменитой картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и памятника, установленного в Радонеже (скульптор В.М. Клыков).

Сергий Радонежский. Скульптура В.М. Клыкова

В дальнейшем Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергия, создал обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиев монастырь, став впоследствии Троице-Сергиевой лаврой. Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича (Донского). Перед тем как встретиться в битве с Мамаем, Великий князь Димитрий, впоследствии Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить. Преподобный Сергий благословил его на битву с Мамаем.

Теперь обратимся к картине М. Нестерова.

М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» (1890)

М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею". Холст, масло. 160х211 см. Государственная Третьяковская галерея

История создания картины

Художник писал картину в Уфе, используя «Жития преподобного Сергия» Епифания Премудрого. А зарисовки пейзажей были сделаны им в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Он поселился в деревне Комяково недалеко от Абрамцева (бывшее имение Аксаковых, а затем Мамонтова), но первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию. Место, где разворачивается сюжет картины – опушка одного из абрамцевских перелесков.

Нестерова очаровал наивный и поэтический рассказ Епифания Премудрого, его простодушная вера в чудо, и художник во время работы был полон этим ощущением. Но далеко не сразу он нашёл модель, чтобы через внешнее передать внутренний мир Варфоломея. Трудность задачи состояла в том, чтобы передать то неуловимое в облике мальчика, что сразу угадал неизвестный святой, увидев в нём «сосуд избранный». Художник уже отчаялся найти подходящий образ, и вот однажды на деревенской улице он неожиданно встретил хрупкую болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими прозрачными ручками. Это был образ «не от мира сего», и он узнал в нём своего Варфоломея.

Описание картины

Фрагмент картины М. Нестерова

На фоне милого сердцу художника среднерусского пейзажа на переднем плане картины стоят две фигуры: мальчик и явившийся ему под деревом святой в одежде схимника. Отрок застыл в наивной и трепетной надежде, сжав руки и широко открыв глаза, не отрываясь глядя на видение. Его глаза полны молитвы, и вместе с мальчиком как будто молится пейзаж. «Чарующий ужас сверхъестественного, – писал А. Бенуа, – редко был передан в живописи с такой простотой и убедительностью. Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося к дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой. Но самое чудное в этой картине – пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все-таки торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение».

Картина впервые была показана на XVIII Передвижной выставке и сразу же стала сенсацией, вызвав очень противоречивые мнения: одни искреннее негодовали, другие недоумевали, а третьи восторгались. Больше всего зрителей поражала трактовка самого сюжета, стиль картины и живопись. Полотно было приобретено П.М. Третьяковым для его галереи.

Критик того времени Дедлов писал: «Картина была иконою, на ней было изображено видение, да еще с сиянием вокруг головы, – общее мнение забраковало картину за ее «ненатуральность». Конечно, видения не ходят по улицам, но из этого не следует, что никто никогда их не видел. Весь вопрос в том, может ли его видеть нарисованный на картине мальчик».

Но публику волновало не само видение, а золотой венчик (нимб) вокруг головы святого. Зрителей почему-то больше всего волновал вопрос, допустимо ли золото в картине, которая вся должна быть написана красками? И не низводится ли художественная картина до церковного образа? Именно так: низводится, хотя до церковного образа надо подняться. Некоторые передвижники даже назвали картину Нестерова вредной. Г. Мясоедов, к примеру, даже уговаривал художника закрасить этот нимб. Но Нестеров не очень реагировал на эти замечания, поднятый вокруг картины шум произвели на художника обратный эффект: он ещё больше проникся созданным образом и в дальнейшем продолжил цикл, посвящённый этому святому.

Посмотрите эти картины, мы не даём к ним никаких комментариев, чтобы и вы прониклись тем трепетным отношением к преподобному Сергию Радонежскому, которое испытывал художник.

М. Нестеров "Юность Сергия Радонежского"

 

М. Нестеров "Труды преподобного Сергия"

 

М. Нестеров "Преподобный Сергий Радонежский"

www.palitra.co


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта