ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович – Галерея произведений (119 изображений). Добужинский картины


Мстислав Добужинский. Живопись, графика, рисунки, иллюстрации, литографии, картины

Мстислав Добужинский. Живопись, графика, иллюстрации, литографии

  • Хвалебный гимн Чижову... Карикатура. 1898-1899
  • Мюнхен. Мастерская школы А. Ашбе. 1900
  • Натурщик. 1900
  • Карикатура на А. Г. Явленского. Ок. 1900 г.
  • Автопортрет. 1900-1901
  • Автошарж. 1900-е
  • Карикатура на И. Э. Грабаря. Нач. 1900-х гг.
  • Этюд. 1900-1901
  • «Город пышный, город бедный...» 1902
  • Уголок Петербурга. 1904
  • В Ротах. Зима в городе. 1904
  • Карикатура на А. А. Венценосцева. 1904
  • Домик в Петербурге. 1905
  • Вильна. Стеклянная улица. 1906
  • Карикатура на С. П. Дягилева. 1900-е гг.
  • Карикатура на Вяч. Иванова. 1906-1908
  • Вильно. Трущобы. 1907
  • М. В. Луначарский. 1907
  • Н. Н. Евреинов. 1902-1909
  • М. В. Луначарский. Карикатура. 1907
  • Бесовское действо. Эскиз декорации пролога. 1907
  • А. Н. Бенуа. 1908
  • Карикатура на В. Н. Аргутинского. Конец 1900-х гг.
  • Типы Петербурга. Безногий. 1908
  • Набережная в Санкт-Петербурге. 1908
  • Месяц в деревне. Эскиз декорации. 1909
  • Месяц в деревне. Эскиз костюма Верочки. 1909
  • Месяц в деревне. Эскиз костюма Наталии Петровны. 1909
  • Типы Петербурга. Охтенка. 1909
  • Карикатура на М. А. Кузмина. 1909
  • Типы Петербурга. Продавцы сбитня. 1910
  • Типы Петербурга. Ломовик. 1910
  • Автопортрет. 1910
  • Е. Н. Званцева. 1910
  • Николай Ставрогин. Эскиз декорации. 1913
  • Грим Лебядкина. 1913
  • Е. О. Добужинская. 1913
  • Е. Е. Лансере. 1914
  • А. П. Остроумова. 1914
  • К. А. Сомов. 1914
  • С. П. Яремич, А. Н. Бенуа, Н. Е. Лансере. 1914
  • Петербург. 1914
  • Б. М. Кустодиев. 1915
  • А. А. Блок. 1910-е гг.
  • Петербург. Крыши в снегу. 1916
  • Фронтиспис книги «Граф Калиостро». 1918
  • Страница книги «Граф Калиостро». 1918
  • Ребус «Сто рож». 1918
  • В. П. Добужинский. 1918
  • Роза и крест. Эскиз костюма Бертрана. 1923
  • Пляж у моря. 1923
  • Пиковая дама. Эскиз декорации. 1925
  • Пиковая дама. Эскиз костюма. 1925
  • «У жизни в лапах». Эскиз декорации. 1927
  • «Ревизор». Эскиз костюма Марии Антоновны. 1927
  • Деревянные куклы. 1927
  • Улица де ля Томб Изуар. Париж. 1927
  • Петербург. Ростральная колонна. 1929
  • К. С. Станиславский. 1929
  • «Борис Годунов». Эскизы декораций: 1, 2, 3. 1930
  • Тангейзер. Эскиз декорации «Грот». 1930
  • Тангейзер. Эскиз костюма. 1930
  • Дворик в Каунасе. 1930
  • Цирк в Мариамполе. 1930
  • Каунас. Чайная в Старом городе. 1930
  • Король Лир. Эскиз декорации
  • Опера Ш. Гуно «Фауст». Эскизы декораций: 1, 2. 1931
  • Опера Ш. Гуно «Фауст». Эскизы костюмов: 1, 2. 1931
  • «Гамлет». Эскизы декораций: 1, 2. 1932
  • «Гамлет». Эскизы костюмов: 1, 2. 1932
  • Борисас Даугувиетис в роли Клавдия. 1932
  • Каунас. Костел Шаричай. 1931
  • Каунас. Дома на улице Даукантас. 1931
  • Каунас. Старые дома. 1931
  • Каунас. Тюремный переулок. 1931
  • Каунасский государственный театр. 1931
  • Крыши Лондона. (Вид из окна квартиры Каринской). 1931 (?)
  • Эскиз фриза. 1932
  • Костел в Скаруляй. 1932
  • «Дон Жуан». Эскизы декораций: 1, 2. 1933
  • «Дон Жуан». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4. 1933
  • «Ревизор». Эскизы декораций: 1. 1933
  • «Ревизор». Эскизы костюмов: 1. 1933
  • Кедайняй. Мост. 1933
  • Кедайняй. Городской вид. 1933
  • «Спящая красавица». Эскизы костюмов: 1, 2. 1934
  • «Пиковая дама». Эскизы декораций: 1, 2, 3, 4, 5. 1934
  • «Пиковая дама». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6. 1934
  • Князь Игорь. Эскиз костюма. 1934
  • Клайпеда. 1934
  • Ночь на Темзе. Лондон. 1935
  • Сад Тюильри. 1935
  • Евгений Онегин. Эскиз декорации. 1935
  • Жизель. Эскиз декорации. 1935
  • Карлик-гренадер. Эскиз декорации. 1935
  • «Арлекинада». Эскиз костюма Феи. 1935
  • «Радвила Перкунас». Эскизы декораций: 1, 2, 3. 1936
  • «Радвила Перкунас». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. 1936
  • «Тайна пирамиды». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. 1938
  • «Золотая грамота». Эскиз декорации. 1938
  • «Сказки Андерсена». Эскиз декорации. 1939
  • «Сказки Андерсена». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 1939
  • «Одержимые». Эскизы декораций: 1, 2. 1939
  • «Одержимые». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14. 1939
  • Церковь в Бостоне. 1940
  • Эскиз к картине «Водоем в Тэнгль Вуде. США». 1940
  • Водоем в Тэнгль Вуде. США. 1940
  • Ундина. 1940
  • Бал-маскарад. Эскиз костюма. 1940
  • Сорочинская ярморка. Эскиз декорации. 1941
  • «Русский солдат». Эскизы декораций: 1, 2. 1941
  • «Русский солдат». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4. 1941
  • «Королева Анна Английская». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16. 1941
  • Крыши Нью-Йорка. 1942
  • Ленинградская симфония. Эскиз декорации. 1943
  • «Мадемуазель Анго». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 1943
  • Парк перед домом. 1945
  • Сад перед домом. Ньюпорт. 1945
  • Интерьер на Род-Айленде. США. 1945
  • «Коппелия». Эскиз костюма. 1945
  • Комната в саду. 1946
  • Сады в Бельвю. 1946
  • Воздушный корабль. Иллюстрация, 1947
  • Комната в нью-йоркской квартире М. В. Добужинского. 1947
  • Интерьер с камином. США. 1947
  • Пейзаж. Париж. 1947
  • Интерьер в Бельвю. Розовая комната. Медон. 1947. Бумага, тушь, акварель.
  • Интерьер в Бельвю. Розовая комната. Медон. 1947. Бумага, гуашь.
  • Терраса в Бельвю. 1947
  • Война и мир. Эскиз занавеса «Война». 1947
  • Война и мир. Эскиз занавеса «Мир». 1947
  • Комната Комиссаржевского. 1948
  • Хованщина. Эскиз декорации. 1949
  • «Любовь к трем апельсинам». Эскизы костюмов и гримов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. 1949
  • «Четыре грубияна». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 1948-1951
  • Воццек. Эскиз декорации. 1952
  • Наша комната. Лондон. 20, Wetherly Gardens, SWS. 1955
  • «Кавказский пленник». Эскизы костюмов: 1, 2, 3, 4, 5. 1957

dobuzhinsky.com

Добужинский Мстислав Валерианович — русский художник

Русский художник Добужинский Мстислав Валерианович . Автор картин: В Скворечниках. Эпилог. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин».; В ротах. Зима в городе; Вильно. Базар у стены; Вильно. Ночная сцена; Вильно. Старая стена; и многих других.

Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957)

М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена.

Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.

Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал - сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).

Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю "Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы". Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н. С. Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.

В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э. Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными - он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.

Картины художника

В Скворечниках. Эпилог. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин». — Добужинский Мстислав Валерианович

В Скворечниках. Эпилог. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин».

В ротах. Зима в городе — Добужинский Мстислав Валерианович

В ротах. Зима в городе

Вильно. Базар у стены — Добужинский Мстислав Валерианович

Вильно. Базар у стены

Вильно. Ночная сцена — Добужинский Мстислав Валерианович

Вильно. Ночная сцена

Вильно. Старая стена — Добужинский Мстислав Валерианович

Вильно. Старая стена

Витебск — Добужинский Мстислав Валерианович

Витебск

Город — Добужинский Мстислав Валерианович

Город

Городские типы (Гримасы города). — Добужинский Мстислав Валерианович

Городские типы (Гримасы города).

Дания. Театрик — Добужинский Мстислав Валерианович

Дания. Театрик

Домик в Санкт-Петербурге — Добужинский Мстислав Валерианович

Домик в Санкт-Петербурге

Из жизни Петрограда — Добужинский Мстислав Валерианович

Из жизни Петрограда

Канал Хаарлем — Добужинский Мстислав Валерианович

Канал Хаарлем

Кукла — Добужинский Мстислав Валерианович

Кукла

Лондон. Монумент — Добужинский Мстислав Валерианович

Лондон. Монумент

Мойка у Нового Адмиралтейства — Добужинский Мстислав Валерианович

Мойка у Нового Адмиралтейства

Набережная в Петербурге — Добужинский Мстислав Валерианович

Набережная в Петербурге

Неаполь — Добужинский Мстислав Валерианович

Неаполь

Ночь в Санкт-Петербурге — Добужинский Мстислав Валерианович

Ночь в Санкт-Петербурге

Окно парикмахерской — Добужинский Мстислав Валерианович

Окно парикмахерской

Омнибус в Вильно — Добужинский Мстислав Валерианович

Омнибус в Вильно

Петербург. 1914г — Добужинский Мстислав Валерианович

Петербург. 1914г

Петербург. Александринский театр — Добужинский Мстислав Валерианович

Петербург. Александринский театр

Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра Первого — Добужинский Мстислав Валерианович

Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра Первого

Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании. Набросок — Добужинский Мстислав Валерианович

Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании. Набросок

Поцелуй — Добужинский Мстислав Валерианович

Поцелуй

Провинция 1830-х годов — Добужинский Мстислав Валерианович

Провинция 1830-х годов

Провинция. Воронеж — Добужинский Мстислав Валерианович

Провинция. Воронеж

Сад — Добужинский Мстислав Валерианович

Сад

Садик в городе — Добужинский Мстислав Валерианович

Садик в городе

Скворечники. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин». — Добужинский Мстислав Валерианович

Скворечники. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин».

wearts.ru

Добужинский Мстислав Валерианович (1875 - 1957)

Мстислав Валерианович Добужинский - своеобразнейший мастер городского пейзажа, поэт Петербурга, блестящий театральный декоратор, строгий изощренный художник книги. Добужинский принадлежал к "Миру искусства". Он считал, что современность бездуховна, уродлива, отравлена торгашеством и лишь художник-творец может вернуть миру утерянную гармонию, лишь он, наследник сокровищ человеческой культуры, должен сберечь красоту, утвердить в искусстве и жизни ее законы.

Отвращение к миру корысти, к миру, лишенному поэзии, заставляло мастеров "Мира искусства" искать мотивы и сюжеты для своих произведений или в прошлом, или в мире образов, навеянных произведениями литературы, воображением. Из всех них Добужинский один наблюдал и претворял явления современности, его художнический взгляд притягивало как раз то, что принес новый век.

Петербург стал главным героем большинства его лучших произведений. Но это не был город величавых и стройных ансамблей, горделивых дворцов, прекрасных набережных, как у Бенуа, Лансере, а город глухих задворков, угрюмых окраин, подозрительных закоулков, как бы подбирающихся к прекрасно задуманному и совершенно изваянному "граду Петра", разъедающих, оскверняющих его. Лишь осколки старого Петербурга - города, соразмерного человеку, уютного, гармоничного, - фрагментами входят в картины Добужинского.

От пейзажей, изображающих конкретные уголки города, художник приходит в конце 1910-х годов к листам отвлеченно символическим: "Город- спрут", "Безмолвие", создает цикл "Городские сны".

Романтическая символика урбанистических видений Добужинского сродни поэзии его современников - Брюсова, Блока. Романтичен и изобразительный язык произведений Добужинского. Прирожденный график, он пользуется острой, иногда гротескной выразительностью линии, мастерски оттачивает деталь. В рисунках, особенно для книг, обращается к филигранному арабеску и изысканному силуэту.

Заветная страница в истории культуры для Добужинского был стиль и уклад России 30-х - 40-х годов 19-го века - России гоголевской поры.

Добужинский увлеченно работал над созданием декораций для спектаклей: "Месяц в деревне" И.Тургенева, "Николай Старыгин" по Достоевскому. Самое лиричное создание Добужинского - "Белые ночи". Духовная жизнь героев Достоевского, да и само их существование в книге Добужинского, кажется порождением призрачно-хрупкого, щемяще-неверного мерцания ночного света, претворяющего чеканную оду дневного державного Петербурга в робкую напевную поэзию чистых душ.

Первые послереволюционные годы Добужинский плодотворно работает в области книжной иллюстрации, оформляет "Свинопас" Андерсона, "Тупейный художник" Лескова, "Скупой рыцарь" Пушкина.

В 1924 году Добужинский уезжает в Литву. Затем долгие годы живет в Европе, Америке. В 1943 году пишет декорации к балету на сюжет Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича и либретто к нему. Создает акварельные листы на тот же сюжет. Герой этих листов - город на Неве, навсегда вошедший в творчество художника.

Умер Добужинский в Нью-Йорке почти восьмидесяти лет.

cvetamira.ru

Городские пейзажи художника Мстислава Добужинского

Мстислав Валерианович Добужинский – (1875, Новгород — 1957, Нью-Йорк) — русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.

Городские пейзажи художника Мстислава Добужинского

Он родился в Новгороде в 1875 году в семье военного. Его отец служил в Петербурге и в чине генерал-майора вышел в отставку. После рождения Мстислава родители развелись и мама будущего художника (певица, либералка) оставила семью и уехала. Мстислав остался с отцом.

Впоследствии он встречался с матерью и периодически проживал вместе с ней.

Жил в Кишиневе вместе с отцом, потом учился в гимназии в Вильно. Потом была Императорская школа общества поощрения художеств в Петербурге.

Начал выставлять свои работы с 1902 года, был членом объединения «Мир искусства» .

Уже в советский период (в 1922 году) получил звание профессора в Академии художеств, в Петрограде. Много работал для театров, в частности для БДТ.

В 1924 году получил литовское гражданство и покинул СССР. Некоторое время работал в Риге, потом для Парижского театра Н.Ф. Балиева, преподавал в частных школах, рисовал для литовских газет.

В 1935 году переехал в Англию, а в 1939 – в США, где много работал и скончался в 1957 году.

Мстислав Добужинский часто говорил, что его любимый город – это Петербург. Не парадные проспекты и площади, а «изнанка» города – дворики, улочки, городские окраины.

В начале творческого пути (1902—1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века — А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. По стилю Добужинский был близок к символистам.По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» — закоулки, дворы и тому подобное.

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»). Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др.Добужинский работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим произведениям А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям.В 1941 году Добужинский писал декорации для балета Михаила Фокина «Русский солдат».

dosoaftor.ru

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович – Галерея произведений (119 изображений).

Открыть доступ

М.В.ДОБУЖИНСКИЙ

(1875 – 1957)

Мстислав Добужинский относится к художникам, творчество которых принадлежит как русской, так и мировой культуре. Литовец по отцу, русский по матери, он родился и жил в России, затем в Литве, Америке, многие годы провёл в европейских странах – Англии, Франции, Италии.

Крупнейшие театры мира хранят память об оформленных им спектаклях, его произведения находятся во многих музеях и собраниях Старого и Нового Света.

Испытав влияния различных художественных школ и направлений, творчество Добужинского тем не менее сохраняет цельность, в основе которого лежит верность русской культуре – её темам и художественным принципам, сложившимся в начале 20 века в «Мире Искусства».

Добужинский не был в числе основателей объединения, но, примкнув к нему в 1902 году, в самый разгар его многообразной деятельности, вошёл в ядро «Мира Искусства» и стал с наряду с другими его ведущими художниками выразителем наиболее характерных особенностей его мировоззрения и творчества, пойдя во многом дальше своих товарищей.

Он вошёл в историю русского искусства как выдающийся график, мастер красивой выразительной линии, тонкий и умный иллюстратор и оформитель книги, талантливый художник театра.

Незаурядный декоративный дар, высокая культура, умение проникнуть в сущность художественных стилей ушедших эпох, острое чувство современности определяют его место в искусстве.

Особой поэтичностью, глубиной философских раздумий отмечен «город Добужинского» — это и таинственный и призрачный Петербург, обладающий особой властью над человеком, и русская провинция, уютная, полная забавных курьёзов, и европейские города, в каждом из которых художник умел выявить его неповторимый характер.

Мстислав Валерианович Добужинский родился 2 (14) августа 1875 года в Новгороде в семье военного. В 1884-1885 годах посещал Рисовальную школу ОПХ. В период обучения на юридическом факультете С.-Петербургского университета (1895-1899) посещал рисовальную школу кн. М.К.Тенишевой, учился в частной мастерской Н.Д.Дмитриева-Оренбургского.

В 1899-1901 годах жил в Мюнхене, учился в школах А.Ашбе и Ш.Холлоши, занимался офортом у В.В.Матэ (1901). С 1902 примкнул к объединению «Мир Искусства» (член объединения с 1903, с 1910 года возглавлял его вместе с Н.К.Рерихом).

Сотрудничал с журналами «Стрекоза», «Шут», «Золотое руно», «Сатирикон», «Новый сатирикон», «Аполлон»принимал участие в издании и оформлении журналов «Жупел», «Адская почта».

С 1907 года Добужинский работал как театральный художник. Оформлял спектакли Театра В.Ф.Комиссаржевской, в 1909-1917 был художником МХТ. В 1914 работал для Русских сезонов С.П.Дягилева в Париже и с балетной труппой Анны Павловой в Лондоне.

После Октябрьской революции оформлял уличные празднества в Петрограде, работал в Комиссии по охране памятников культуры и старины. В 1918-1919 по приглашению Марка Шагала участвовал в организации и руководил мастерской Народного художественного училища в Витебске.

В 1919 участвовал в организации Большого оперного театра в Петрограде, заведовал его художественной частью. Работал также с БДТ и Малым театром в Москве.

В 1923 году Мстислав Добужинский принял литовское гражданство, с 1925 жил в Литве, работал для театров в Берлине, Дрездене, Риги, Лондона, Парижа и других. В 1929-1939 жил в Каунасе, был художником Литовского государственного театра. Преподавал в Каунасской художественной школе, вёл собственную художественную студию.

В 1938 году Добужинский был приглашен М.А.Чеховым в Англию для работы в его театре. С 1939 жил в Нью-Йорке, оформлял спектакли Метрополитен-опера, Сити-центра, Оригинального русского балета Монте-Карло для его гастролей в Америке.

С 1947 года подолгу жил и работал преимущественно как художник театра во Франции, Италии (около двух лет он был художником театра Ла Скала в Милане), Швейцарии и в других европейских странах. Незадолго до смерти вернулся в Нью-Йорк, где ушёл из жизни 20 ноября 1957 года.

 

1. Добужинский Мстислав "Улица в Мюнхене" 1901 Бумага, пастель 37х29 Государственный Русский музей 1. Добужинский Мстислав «Улица в Мюнхене» 1901 Бумага, пастель 37х29 Государственный Русский музей 2. Добужинский Мстислав "Петербург. Мойка у Нового Адмиралтейства" 1903 Литография 2. Добужинский Мстислав «Петербург. Мойка у Нового Адмиралтейства» 1903 Литография 3. Добужинский Мстислав "Петербург. Александринский театр" 1902 Литография 3. Добужинский Мстислав «Петербург. Александринский театр» 1902 Литография 4. Добужинский Мстислав "Петербург. Фонтанка. Летний дворец Птера I" 1902 Литография 4. Добужинский Мстислав «Петербург. Фонтанка. Летний дворец Птера I» 1902 Литография 5. Добужинский Мстислав "Двор" 1903 Бумага на картоне, пастель, карандаш 46х54 Государственная Третьяковская галерея 5. Добужинский Мстислав «Двор» 1903 Бумага на картоне, пастель, карандаш 46х54 Государственная Третьяковская галерея 6. Добужинский Мстислав "Город" 1904 Бумага, пастель 40х33,5 Вятский областной художественный музей 6. Добужинский Мстислав «Город» 1904 Бумага, пастель 40х33,5 Вятский областной художественный музей 7. Добужинский Мстислав "В ротах. Зима в городе" 1904 Бумага, акварель, белила, графитный карандаш 20,8х17,9 Государственный Русский музей 7. Добужинский Мстислав «В ротах. Зима в городе» 1904 Бумага, акварель, белила, графитный карандаш 20,8х17,9 Государственный Русский музей 8. Добужинский Мстислав "Октябрьская идиллия. Рисунок для журнала "Жупел" 1905, №1" 1905 8. Добужинский Мстислав «Октябрьская идиллия. Рисунок для журнала «Жупел» 1905, №1″ 1905 9. Добужинский Мстислав "Умиротворение. Рисунок для журнала "Жупел" 1905, №2" 1905 9. Добужинский Мстислав «Умиротворение. Рисунок для журнала «Жупел» 1905, №2″ 1905 10. Добужинский Мстислав "Старый домик" 1905 Бумага, графитный карандаш, гуашь 25,6х30,9 Государственная Третьяковская галерея 10. Добужинский Мстислав «Старый домик» 1905 Бумага, графитный карандаш, гуашь 25,6х30,9 Государственная Третьяковская галерея 11. Добужинский Мстислав "Домик в Петербурге" 1905 Бумага на картоне, пастель, гуашь 37х49 Государственная Третьяковская галерея 11. Добужинский Мстислав «Домик в Петербурге» 1905 Бумага на картоне, пастель, гуашь 37х49 Государственная Третьяковская галерея 12. Добужинский Мстислав "Садик в городе" 1905 Картон, акварель, белила, тушь, перо 29х33,5 Частное собрание 12. Добужинский Мстислав «Садик в городе» 1905 Картон, акварель, белила, тушь, перо 29х33,5 Частное собрание 13. Добужинский Мстислав "Кукла" 1905 Бумага, акварель, белила, уголь, карандаш 33,6х48,2 Государственная Третьяковская галерея 13. Добужинский Мстислав «Кукла» 1905 Бумага, акварель, белила, уголь, карандаш 33,6х48,2 Государственная Третьяковская галерея 14. Добужинский Мстислав "Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга" 1905-1906 Бумага на картоне, уголь, акварель, белила 63,3х99,6 Государственная Третьяковская галерея 14. Добужинский Мстислав «Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга» 1905-1906 Бумага на картоне, уголь, акварель, белила 63,3х99,6 Государственная Третьяковская галерея 15. Добужинский Мстислав "Окно парикмахерской" 1906 Бумага, акварель, гуашь, уголь 29,7х21,7 Государственная Третьяковская галерея 15. Добужинский Мстислав «Окно парикмахерской» 1906 Бумага, акварель, гуашь, уголь 29,7х21,7 Государственная Третьяковская галерея 16. Добужинский Мстислав "Омнибус в Вильно" 1906-1907 Бумага, пастель, итальянский карандашь, акварель, гуашь 53х37 Государственный Русский музей 16. Добужинский Мстислав «Омнибус в Вильно» 1906-1907 Бумага, пастель, итальянский карандашь, акварель, гуашь 53х37 Государственный Русский музей 17. Добужинский Мстислав "Лондон. Монумент" 1906 Бумага, графитный карандаш, акварель, белила 33,3х29,3 Частное собрание 17. Добужинский Мстислав «Лондон. Монумент» 1906 Бумага, графитный карандаш, акварель, белила 33,3х29,3 Частное собрание 18. Добужинский Мстислав "Мост в Лондоне" 1908 Картон, пастель, темпера 80х57 Государственный Русский музей 18. Добужинский Мстислав «Мост в Лондоне» 1908 Картон, пастель, темпера 80х57 Государственный Русский музей 19. Добужинский Мстислав "Вильно. Улица" 1906 Бумага, акварель, гуашь ГМИИ имени А.С.Пушкина 19. Добужинский Мстислав «Вильно. Улица» 1906 Бумага, акварель, гуашь ГМИИ имени А.С.Пушкина 20. Добужинский Мстислав "Стеклянная улица в Вильно" 1906 Бумага, графитный карандаш, акварель, белила 29,5х35,3 Государственная Третьяковская галерея 20. Добужинский Мстислав «Стеклянная улица в Вильно» 1906 Бумага, графитный карандаш, акварель, белила 29,5х35,3 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5 6

cultobzor.ru

Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев

Среди работ художников, которые удалось собрать за свою жизнь отцу НА художнику А. Васильеву, есть следующая.

Добужинский М.В.

Иллюстрация к повести Ю. Олеши «Три толстяка»

Осип Браз     Портрет М В Добужинского

 

 

 

Мстислав Валерианович Добужинский (1875 — 1957) 

Родился в Новгороде в семье военного, потомка обрусевшего старинного литовского рода. 

Учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также у А.Ажбе (Мюнхен) и у Ш.Холлоши (Венгрия)- в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ.  Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.

Еще ребенком три года прожил в Кишиневе.

Дебютировал Добужинский в графике — рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами Петербурга. Один из самых ярких представителей объединения «Мира искусств».

Добужинский был выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром (БДТ), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами.

Работая в книге с 1906, он создал в этой области немало шедевров- среди них – оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1925) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1928).

С 1939 года жил в США. Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен…  Об этом чуть ниже.

Иллюстрация Добужинского к «Трем толстякам» из коллекции А. Васильева не раз участвовала в  выставках в Кишиневе, в других городах Молдовы и за ее пределами.

Сохранился каталог одной из них.

Мстислав Валерианович Добужинский биография

Выставка произведений русских и украинских художников из частных собраний.

Мстислав Валерианович Добужинский биография

Одесское областное управление культурой

 Одесский художественный музейЖивопись, графикаОДЕССА — 1976

Мстислав Валерианович Добужинский биографияДобужинский Мстислав Валерианович (1875 — 1957).

 ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ Ю. ОЛЕШИ «ТРИ ТОЛСТЯКА».Б(умага)., тушь, акв(арель). 10.5х14Собрание А. А. Васильева. Кишинев.

Каталог информирует, что работа выполнена на бумаге тушью и акварелью. Глядя на рисунок (см. выше), трудно определить присутствие акварели. Тушь есть, а акварели нет.

Это означает, что, несмотря на то, что работа хранилась под стеклом, оберегалась от попадания прямых солнечных лучей, не удалось избежать типичного для графики процесса выцветания красок.

 

Увидеть рисунок  в цвете поможет маленькая Наташа (будущая Наталья Алексеевна), которой ее папа в марте 1951 года дал  задание скопировать произведение Добужинского.  

В отличие от работы прославленного художника, работа Наташи Васильевой из ее детского альбома совсем не выцвела…  Это ответ на вопрос, как лучше всего хранить графику. 

Иллюстрация к повести Ю. Олеши "Три толстяка"

Том ХIII, стр 105 

Копия с рисунка Добужинского к «Трем толстякам»

26 марта 1951 года

Наташа скопировала даже цифру в верхнем правом углу — 22 (См. ниже — рисунок без оформления)

 

На этом мы предполагали закончить сообщение, но в последний момент задались вопросом: что говорит Интернет по поводу иллюстраций Добужинского к «Трем толстякам»? В процессе поиска  были найдены все иллюстрации художника к повести Олеши, в том числе и наш рисунок.

 

 

Юрий Олеша ТРИ ТОЛСТЯКА РОМАН ДЛЯ ДЕТЕЙ с 25 рисунками в красках художника М. Добужинского

Юрий Олеша

ТРИ ТОЛСТЯКА

РОМАН ДЛЯ ДЕТЕЙ

с 25 рисунками в красках

художника М. Добужинского

«ЗЕМЛЯ и ФАБРИКА»

Москва — Ленинград

Теперь становится понятной цифра 22.  Это 22  по счету из 25 рисунков Добужинского к повести Олеши.

 

Не совсем понятны разночтение в страницах (на рисунке — 105, а рисунок в книге на 171.). Возможно, это объясняется разными изданиями «Трех толстяков». Два издания вышли одно за другим. Первое издание в 1928 году, а следующее, через 2 года в 1930 году.

Из приведенных двух фотографий рисунка Добужинского заметны различия в цветовых оттенках. Сине-фиолетовый цвет нижнего рисунка явно «сдает» перед верхним.

Работа Наташи Васильевой, которая говорит в пользу верхнего рисунка, выступает здесь в качестве исторического «арбитра».

То, что акварельные работы выгорают (а работы Добужинского к «Трем толстякам», нам представляются,  сделаны из особо нестойких к выгоранию красок), иногда приводит к накладкам.

одна из иллюстраций Добужинского к "Трем толстякам".

Показывается одна из иллюстраций Добужинского к «Трем толстякам».

Нам хотят сказать, что иллюстрация черно-белая.  Но… — это не так.

 

иллюстрации Добужинского к "Трем толстякам"

И последнее.

По биографиям М.В.  Добужинский умер в Америке в Нью-Йорке, но… покоится художник на русском кладбище Сан Женевьев де Буа под Парижем.

Брат НА, когда был в Париже, по ее просьбе сфотографировал могилу великого художника.

могила Добужинского

Так выглядела могила Добужинского в конце 1980-х годов

Почти в самой середине кладбища возвышается мраморный крест серого цвета с рифленой поверхностью. 

Внизу – керамическая овальная эпитафия «под гжель». Надпись: «Семья Добужинских» на русском и французском языках. На четырех частях эпитафии начертаны четыре имени и даты: 

                          [1]                                        [3] 

Мстислав Валерианович               Ростислав Мстиславович

                  1875 – 1957                          1903 – 2000 

                          [2]                                         [4] 

         Елизавета Осиповна,           Лидия, по прозвищу Тата, 

     урожденная Волькенштейн          рожденная Коптяева

                   1874 – 1965                          1898 – 1966 

На мраморном памятнике сияет золотом православный крест.

 

 

Конец

www.na-vasilieva.ru

Картина М.В.Добужинского "Гримасы города", 1908

 
Картина М.В.Добужинского* "Гримасы города"(1908)
     Городские пейзажи Мстислава Валериановича Добужинского (1875 – 1957) привлекают графической  изысканностью, тревожной таинственностью. Урбанистические  мотивы художника предваряли позднейшие творческие  искания европейского искусства. Так же, как символисты, Добужинский заботится о повышении эмоциональной выразительности языка искусства, так же, как и они, стремится к музыкальному воздействию образа (символисты считали музыку самым совершенным символом, поскольку она умеет внушить сущность, не называя ее). В 1902 году он сблизился с художниками "Мира искусства", разделял их ретроспективный эстетизм и культ Старого Петербурга, "полного горькой поэзии и тайны", в создании которого он сам принимал непосредственное участие. "Меня интересовала больше всего "изнанка" города... Я рисовал Питер, его "уголки", а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало...  За парадный С.-Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и "заказчиков", хотя довольно рано, с 1903 – 4 г.: большие графические рисунки – Зимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором" (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал. 1975. № 120. С. 174 – 175).
 

     Добужинский постоянно ощущал «присутствие тайны в мире и жизни» и поэтому, «чувствовал склонность к мистике». Он выискивает «гримасы и курьезы» на улицах города, в природе, музеях. Его записные книжки, альбомы, полки полны зарисовок с натуры причудливой формы труб, фонарей, деревьев и пней, похожих очертаниями на какие-то странные существа. Собирает он и забавные тексты реклам, вывесок.         Следует заметить, что Петербург Ахматовой во многом перекликается с работами Добужинского стремлением к постижению в интуитивно-лирическом переживании таинственной души мира, скрытой за его обыденной и часто пошлой оболочкой. «Ветер рвал со стены афиши, / Дым плясал вприсядку по крыше, / И кладбищем пахла сирень. / И царицей Авдотьей заклятый, Достоевский и бесноватый / Город в свой уходил туман / И выглядывал вновь из мрака / Старый питерщик и гуляка / Как пред казнью бил барабан…».*        Нетрудно проследить в этом отрывке параллели с картиной Добужинского «Гримасы города», где над торжественным траурным шествием, возглавленным факельщиками, царят огромный декольтированный торс и белозубая улыбка вульгарной краснощекой красавицы на рекламе какао. Она выглядит куда более живой и активной, чем фигуры, наполняющие пейзаж. Механически замедленны движения факельщиков. Зрители на первом плане скрыты зонтами. Среди них шарманщик с обезьянкой. Она так же, как ее хозяин, сняла свою шляпу с перьями перед зрелищем смерти. Почти в зеркальном отражении повторяются два жеста: руки уличного зеваки в сторону погребальной процессии и, как иронический парафраз, руки на рекламе.       Город Добужинского – это живой организм, в котором воедино слиты история и современность, быт и миф, умирающее и зарождающееся, высокое и пошлое, быт и фантастика, проза и поэзия, – словом, все те парадоксы, без которых немыслимо творчество Добужинского.

*Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957) – русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения "Мир искусства", художественный критик, мемуарист. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы "Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон"), писал исторические картины. вернуться

 

literatura5.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта