Сочинение по картине Василия Перова «Странник». Картина странник
Описание картины Василия Перова «Странник»
Картина была создана Перовым в 1870 году. Художественное произведение «Странник» является первым касанием данной темы. Картина имела большое личное значение для своего мастера. Перов писал образ с человека, которому хотел помочь, а когда тот отказался и предпочел нищенскую жизнь, очень обиделся на него.
В создании образа странника Перов отталкивался от христианской темы. Его герой не стыдится нищенского существования и сохраняет чувство достоинства. Старик довольно ухоженный хоть и носит поношенную одежду. Изображенный на картине человек проявляет практичность. У него при себе имеется все необходимое для путешествий – котомка, жестяная кружка, зонт. Странник пронзает своим взглядом, наполненным мудростью и жизненным опытом. Герой смотрит на нас с полотна довольно сурово.
При создании произведения Перов опирался на свое представление о странничестве, при этом создал в нем высокую нравственность. Кажется, как будто герой взывает нас обратиться к своей совести.
Фигуру старца автор поместил в мрачное пространство с отсутствием источников освещения. Но, не смотря на это, свет все же присутствует в произведении. Создается впечатление, что свет идет от самого странника. Перов добавил блики света в седую бороду и темные волосы, морщинистый лоб, впалые щеки, озарив весь стан героя каким-то внутренним свечением. При этом нет даже намека на отблески в фоне картины. Пространство вокруг старца не принимает идущий от него свет, создавая контраст в игре тьмы и света на полотне.
Перов уделил акцент рельефу плоскости. Он приподнял воротник, сделал складки одежды острыми, а перепады объемов резкими. Благодаря этим приемам взгляд постоянно останавливается на отдельных частях и не скользит по полотну ровно.
Перов показывает нам странничество не как бродяжничество, а как образ жизни человека.
Образ странника-богомольца в русской живописи
Русские художники часто обращались к образу паломника, богомольца и странника, как раньше называли человека, ходящего на богомолье, по святым местам, и живущего милостыней. Пешее путешествие по святым местам России, даже к Гробу Господню, было достаточно распространенным явлением царской России, особенно среди крестьянского (черного) люда.
Странник
....Странники и пришельцы на земле (Евр. 11:13)
-Ты куда идешь, скажи мне.Странник с посохом в руке? -Дивной милостью ГосподнейК лучшей я иду стране. Через горы и долины, Через степи и поля, Чрез леса и чрез равнины Я иду домой, друзья.
- Странник, в чем твоя надеждаВо стране твоей родной?- Белоснежная одеждаИ венец весь золотой. Там источники живые И небесные цветы. Я иду за Иисусом Через жгучие пески.
- Страх и ужас незнакомыРазве на пути тебе?- Ах, Господни легионыОхранят меня везде. Иисус Христос со мною. Он направит Сам меня Неуклонною тропою Прямо, прямо в небеса.
- Так возьми ж меня с собоюГде чудесная страна.- Да, мой друг, пойдем со мною -Вот тебе моя рука. Недалёко уж родная И желанная страна. Вера чистая, живая Нас ведет с тобой туда.
Дореволюционный автор неизвестен, распространяется как народные духовные стихи или исполняется как песня
***
Украинские паломницы в Палестине.Соколов Петр Петрович (1821-1899). Бумага, цветные восковые карандаши, 43,8х31.Частное собрание
***
В святые местаПопов Л.В. 1911 г.
***
Странник. Василий Григорьевич Перов. 1859 г. Саратов
Паломники. На богомолье. Василий Григорьевич Перов. 1867 г. Рис. 31,6х47, 3.Государственный Русский музей
Юродивая, окруженная странницами. Василий Григорьевич Перов. 1872 г. Рис. 15,8х22. Государственная Третьяковская галерея
Путник. Перов Василий Григорьевич. 1873 г. Бумага, графитовый карандаш, 15,4х13,.5. Государственная Третьяковская галерея
Странник. Василий Григорьевич Перов. 1869 г. Холст, масло, 48x40.Луганск
Прием странника.Перов Василий Григорьевич. 1874. Холст, масло. 93x78. artcyclopedia.ru
Странница в поле. Василий Григорьевич Перов. 1879 г. Холст, масло, 63х94Нижний Новгород
Странник. Василий Григорьевич Перов. 1870 г. Холст, масло, 88х54.Государственная Третьяковская галерея
Паломница. Перов Василий Григорьевич. Холст, масло.Ташкент
***
Путник. Бронников Федор Андреевич (1827 - 1902). 1869 г. Холст, масло. 70 x 57.Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенкоhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=11315
***
Будущий инок.Николай Петрович Богданов-Бельский 1889 г. В 1889 г. за картину «Будущий инок» автор получил большую серебряную медаль и звание классного художника.
После окончания иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры С.Рачинский определил Богданова-Бельского в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский и И. М. Прянишников.Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое.С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево и встречается с Рачинским. Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок.«Инок» закончен. Радости детей, окружения, самого Рачинского не было предела. На картине изображена встреча странника с маленьким мальчиком. Идет беседа.Глаза мальчика, его душа воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее — таким был и сам автор картины.Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе кутерьма!»«Будущий инок» — работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины.В январе 1891 года картина была представлена в экспозиции передвижной выставки в Киеве.После посещения выставки художник М. В. Нестеров в письме своим родным пишет: «…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…»Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет. bibliotekar.ru
***
Странники.Крыжицкий Константин Яковлевич (1858-1911). Холст, масло.Национальная галерея Республики Коми
***
Дорога во ржи.Мясоедов Григорий Григорьевич.1881 г. Холст, масло 65х145.Государственная Третьяковская галерея, Москва
В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины.
***
Созерцатель.Иван Николаевич Крамской. 1876 г. Холст, масло, 85х58. Киевский музей русского искусства
Фёдор Достоевский в своём романе «Братья Карамазовы» использовал эту картину Крамского для описания одного из персонажей — Смердякова: «У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно».
***
Странник.В.А.Тропинин. 1840-е гг. Холст, масло.Ульяновский областной художественный музейnearyou.ru
***
Странник. Шиловский Константин Степанович. 1880-е гг. "Альбом рисунков К. Шиловского". Рисунок. Бумага, карандаш, тушь, перо. 29,7х41,8; 10,9х7,6 Инв. номер: Г-I 1472Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России
***
***
Странники на отдыхе.Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938). 1895 г. Холст; масло. 54х61,4.Инв. номер: Ж 191 Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры "Тамбовская областная картинная галерея"
В произведениях же большинства художников к. XIX - нач. XX вв., в частности молодых передвижников, на смену социально-критическому «классическому» жанру приходит более созерцательно-поэтический взгляд на мир. Происшедший в русской живописи заметный сдвиг в сторону пейзажа сообщает «пейзажную окраску» и бытовой картине. Типично для этих тенденций раннее полотно С.А. Виноградова «Странники на отдыхе» (1895), в котором, сохраняя жанровую основу художник основные акценты переносит с повествовательности и внешнего действия на живописное и эмоциональное восприятие натуры, настроение.
На переднем плане сидящие на бревнах на серой земле, в ряд шесть странников. Слева два старика с седыми волосами и бородами, с котомками за плечами, в темной одежде (на сидящем слева с темнофиолетовым оттенком, сидящем справа, в кепке - коричневым). В правой части четыре старых женщины: левая, в темной одежде, закрыла часть лица рукой, правее две в светлой одежде, справа женщина в рыжеватой юбке. Фигуры их даны эскизно. За фигурами весенний пейзаж: в левой части уходящее вдаль серое поле с двумя пахарями, слева три тонких деревца с желтоватой кроной; в правой части среди бледной зелени и высоких темных деревьев здание. Светлоголубое в белых облаках небо. Госкаталог музейного фонда России
***
Нищие.Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938). 1899 г.
***
Путник. Михаил Васильевич Нестеров. 1921 г. Холст, масло. 81 x 92.Государственная Третьяковская галереяИнв. номер: ЖС-1243http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1081
Путник.Михаил Васильевич Нестеров. 1921 г. Холст, масло. 82 x 106.Тверская областная картинная галерея
Путник. Михаил Васильевич Нестеров. Эскиз. 1921 г. Бумага на картоне, темпера, графитный карандаш. 14,3x18,6.Собрание И.В.Шретер, внучки М.В.Нестерова, при ее жизни.Справа внизу кистью подпись: М. Нестеровъ. На обороте чернилами пером авторская надпись: Анн Васильевн Бакшеевой / на память отъ Мих Нестерова / 1921 въ день 9 Августа / Эскиз къ картин «Путникъ».В октябре 2013 выставлен на аукцион Magnum Ars.
Этюд был подарен А.В.Бакшеевой, дочери В.А.Бакшеева – товарища Нестерова по учебе в МУЖВЗ, в период жизни на его даче в деревне Дубки, вблизи платформы Жаворонки Брестской (Белорусской) железной дороги. Возвратившись в 1920 году из Армавира в Москву, Нестеров оказался без квартиры и мастерской, его картины, библиотека, архив и имущество были разграблены. В течение трех летних сезонов в 1921-1923 годах он жил в Дубках, работал в предоставленной Бакшеевым мастерской и старался творчески преодолеть ощущение катастрофы, вызванное событиями 1917 года. Работа над картиной «Путник» нашла отражение в письме к другу автора А.А.Турыгину из Дубков от 10 августа 1921 года: «Пишу тебе, Александр Андреевич, из деревни, куда переехал недели полторы и уже начал работать, писать этюды и картину «Путник». Содержание ее таково: в летний вечер среди полей по дороге идут и ведут беседу Путник и крестьянин, встретившаяся женщина приветствует Путника низким поклоном» (Нестеров М.В. Переписка. М., 1988. С.276). В том же году осенью Нестеров сообщал Турыгину из Москвы: «Работаю я много, сделал повторение «Путника» (там же, с. 277). Повторение не означало копирования. В настоящее время известны несколько вариантов «Путника», картин маслом, с фигурой Христа в образе странника, бредущего по российским дорогам. В них меняются персонажи, знакомые по более ранним картинам Нестерова, и нестеровские типично русские пейзажи. Чувствуется, что тема странствующего скорбного Христа глубоко волновала автора. Во всех картинах он стремился создать образ «русского Христа», не отмененного новой властью и дающего утешение и спасение верующим людям. Представленный эскиз, ранее неизвестный, дает нам представление о начальном варианте темы «Путник», и содержит в себе основные образные и композиционные аспекты темы. Работа имеет музейное значение. Экспертиза Е.М.Жуковой http://magnumars.ru/lot/putnik
За Волгой (Странник).Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г. Холст, масло. 83 x 104.Национальный художественный музей Республики Беларусь http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15065
За Волгой (Странник).Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г. Холст, масло. 83 x 104.Национальный художественный музей Республики Беларусь
Необозримые волжские просторы. Вечерний час. По розовой дорожке берега идут двое: девушка в красивом узорчатом платке и темно-синем сарафане, и мужчина в белом монашеском одеянии с посохом в руке. Аскетически-суровое лицо и весь облик странника излучают напряженную духовную энергию. Кажется, только что отзвучали его слова. Девушка внимательно слушает, склонив голову. Мгновение сосредоточенной тишины, «остановленное» художником, исполнено глубокого смысла. Много странников ходило тогда по Руси, ее святым местам, утоляя свою духовную жажду. Нестеров создает образ человека, живущего высокими помыслами, способного своею верой увлечь других. Напряжение чувств, ощущаемое зрителем, передается и природе: тревожно трепещут на ветру ветви молодых берез, небо как будто таит в себе предчувствие грозы. Великолепен рисунок, создающий основу композиции. Удивительно красива цветовая гамма, в которую рукою мастера вплетено множество тончайших оттенков серого, голубого, зеленого, розового, золотистого цветов. Национальный художественный музей РБ.Путники. За Волгой.М.В. Нестеров. Подписана и датирована 1922 г. Холст, масло, 81,5х107,5.Продан на аукционе на аукционе MacDougall's за 3 млн.долл.http://www.macdougallauction.com/Indexx0613.asp?id=19&lx=a
Вершиной позднего творчества М.В.Нестерова стала серия картин о Христе–путнике, в которых духовное и народное сливаются воедино в «земном» лике странствующего Спасителя. Над циклом художник работал около трех лет, создавая разные варианты трактовки, почти все они находятся в частных коллекциях. Из известных вариантов три были написаны в 1921 году (две из них находятся в Третьяковской галерее в Москве и Тверской картинной галерее), один – в 1936 (находится в частной коллекции). В июне 2013 года на аукционе MacDougall's был выставлен на продажу из одной частной коллекции Европы ранее неизвестный эскиз 1922 года. Моделью для образа Христа послужил священник из Армавира Леонид Федорович Дмитриевский, с которым Нестеров познакомился в 1918 году, покинув послереволюционную голодную Москву. Возвратившись в столицу, Нестеров приступил к созданию серии про путника-Христа, причем прятал от атеистической власти картины за высокой спинкой дивана, чем и обусловлен их размер.
В 1923 году Михаил Нестеров написал: "Как знать, если бы мы не стали лицом к лицу с событиями 1917 года, я, вероятно, попытался бы еще более уяснить себе лик "русского" Христа, сейчас же приходится останавливаться над этими задачами и, по-видимому, навсегда их оставить".
На родине Аксакова. Михаил Васильевич Нестеров. 1923 г. Холст, масло.Музей русского искусства, Ереван
Странник на берегу реки. Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г.
Странник Антон. М.В. Нестеров. Этюд. 1896 г. Холст на картоне, масло. 27 x 21 смБашкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова
В 1897 году Нестеров завершил работу над ещё одним произведением «Сергиевского цикла» – триптихом «Труды Преподобного Сергия Радонежского» (ГТГ), а за год до этого, весной 1896 года, в поисках натуры для него совершил поездки в подмосковные монастыри, расположенные вблизи Троице-Сергиевой лавры. Среди заинтересовавших его «людей божьих» был странник Антон. Нестеров увидел его в одном из любимейших своих мест – в Хотьковском монастыре – и там же с натуры написал его живописный портрет, который намеревался включить в триптих. Но случилось, что «Странник Антон» был введён в другое, чрезвычайно важное в контексте духовных поисков Нестерова 1900-х годов произведение – в картину «Святая Русь» (1901–1905, ГРМ). По словам художника, этой картиной он хотел подвести итоги своих «лучших помыслов, лучшей части самого себя». Критика же назвала «Святую Русь» художественной неудачей Нестерова, кризисом его мировоззрения, а Лев Толстой – «панихидой русского православия». Разобраться в существе этой дилеммы позволяет второе название картины – «Придите ко Мне все страждущие и обремененные, и Аз успокою вы»: по евангельской легенде, с этими словами обратился к народу Христос во время Нагорной проповеди. То есть суть нестеровской картины заключается во всеобщем примирении на почве христианской идеи. Но именно этот гуманистический призыв и был отвергнут его соотечественниками: они, «дети» первой русской революции, были настроены не на пассивное созерцание, а на решительную борьбу (напомним, что в 1914 году такое же неприятие вызовет картина Нестерова «На Руси (Душа народа)», повторившая духовную концепцию «Святой Руси»). Для нас же эта полемика только увеличивает значение этюда «Странник Антон». Не говоря уже о том, что этот этюд самым непосредственным образом проецируется на историю и место «Святой Руси» в творчестве Нестерова, образ Антона – образ остро психологический, связанный с историей русского странничества, и именно благодаря своей высокой образности он поднимается над уровнем только этюда, становясь самостоятельным, законченным произведением, демонстрирующим к тому же особенности портретного творчества Нестерова 1900-х годов. Башкирский государственный музей им. М.Нестерова
***
Странник.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916)
***
Ночное. Странник.И. Горюшкин-Сорокопудов. Холст, масло. 75,5 х 160,5. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
***
Странник. Из серии «Русь. Русские типы».Кустодиев Борис Михайлович. 1920 г. Бумага, акварель 27 x 33.Музей-квартира И. И. БродскогоСанкт-Петербург
****
БогомольцыМ.М. Гермашев (Бубелло). Открытка
***
К Троице.Коровин Сергей Алексеевич (1858 — 1908). 1902 г. Холст, масло. 75,5х90,5.Государственная Третьяковская галерея
Владимирка.Исаак Левитан. 1892 г. Холст, масло. 79×123.Государственная Третьяковская галерея, Москва
За несколько сеансов с натуры знаменитый художник изобразил Владимирский тракт, по которому когда-то вели арестантов в Сибирь. Ко времени написания картины арестантов уже возили поездом. Сумрачное небо и пустынность навевают грустное воспоминание об узниках в кандалах, уныло когда-то бредших по этой дороге. Но на горизонте видна светлеющая полоска неба и белая церковь, что вселяет луч надежды. Крошечная фигурка одинокой странницы у придорожной иконы как бы сводит к минимуму человеческое присутствие в этом сюжете и заставляет задуматься о смысле бытия.
Эскизы и этюды к картине И.Е.Репина "Крестный ход в Курской губернии"
Паломник.1880 г. Бумага, акварельЧастное собрание
Паломник. Заостренный конец посоха паломника. 1881Этюд для картины «Крестный ход в Курской губернии» (1881-1883), находящейся в ГТГБумага, акварель, графитный карандаш. 30,6х22,8 смГосударственная Третьяковская галереяИнв. номер: 768Поступление: Дар автора в 1896
Странник. Этюд1881 г. 30х17.Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого
Странник.Суриков Василий Иванович (1848 - 1916). 1885 г. Холст, масло. 45 x 33 см. Этюд для картины "Боярыня Морозова"Государственная Третьяковская галерея
Образ странника в декоративно-прикладном искусстве
Странник. Эскиз мужского костюма к опере "Рогнеда", рассказывающая об одном из эпизодов истории Киевской Руси. Москва, Московская опера С.И. Зимина.Щекотихина-Потоцкая Александра Васильевна. 1916 г. Серая бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь. 30,8 х 23,5.Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России
Странник. Эскиз мужского костюма к опере "Рогнеда", рассказывающая об одном из эпизодов истории Киевской Руси. Москва, Московская опера С.И. Зимина.Щекотихина-Потоцкая Александра Васильевна. 1916 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь. 20,7 х 14,1; 22 х 15,7 (подложка).Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России
Странник. Гипс, роспись полихромная.8,3 х 3,2 х 3,4 | Странник. Фарфор, роспись надглазурная. 7,7 х 3,2 х 2,6. | Странник. Фаянс, роспись подглазурная8,7 х 3,3 х 2,7 |
Странник. Фарфор; роспись надглазурная7,8 х 3,4 х 2,9 | Скульптуры "Странник" Организация-изготовитель:Производственный образец НЭКИН Место создания: Московская область, район Гжели (?) Период создания: 1930-е годы (?) Местонахождение: ФГБУК «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства» Госкаталог музейных фондов России | Странник (Старик в шубе). Гипс, роспись полихромная9,1 х 3,8 х 3,2 |
Образ паломников в фотографии см. в статье: Русский паломник XIX века. Л.Н. Блинова
www.ippo.ru
Сочинения по картинам Перова.
Василий Перов. Странник. 1870. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В иконостас «лучших людей русских» включаются не только писатели и другие представители русской интеллигенции, но и портреты крестьян. Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет ни бедных, ни богатых, а люди-братья будут работать на благо всех. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова — «Странник». В его облике ощущается чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная старость.
Вскоре по завершении работы над «Последним кабаком у заставы» Перов обращается к образу странника. Пребывая, в отличие от монахов, в миру, странник удаляется от него внутренне, поднимаясь над его суетностью и страстями. Бремя тяжкое, мало кому посильное и избираемое не столько по своей воле, сколько по промыслу Божию. И потому странничество — это не бродяжничество, а образ жизни, который изначально предполагает нищету, проистекающую из наставлений Христа своим ученикам, отправляясь в путь, «обуваться в простую обувь и не носить двух одежд» (Мк. 6, 9). Но нищета не самоцель, а средство смирения, так как «ничто так не смиряет,— писал Иоанн Лествичник, — как пребывание в нищете и пропитание подаянием». Само же смирение есть не что иное, как самоотречение от собственной воли и «обнищание в отношении ко злу», утверждал Игнатий Брянчанинов. Именно такие люди и являют собой пример нищих духом, а само странничество есть зримое воплощение духовной нищеты, вобравшей в себя, по слову Иоанна Лествичника, «недерзновенный нрав, неведомую премудрость, утаиваемую жизнь... хотение уничижения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчание глубины».
Поднять столь сложную и весьма актуальную тему тогда, в атмосфере все разраставшегося процесса расцерковления общественного сознания, оказалось делом трудным.
Перовского «Странника» можно считать вообще одним из первых, если не самым первым прикосновением изобразительного искусства к данной теме. И дело здесь даже не в самом освоении темы, а в ее интерпретации.
Перов в трактовке образа, несмотря на его некоторую противоречивость, отталкивался все же от христианских посылов. Его герой в соприкосновении с миром выявляет стойкость своих высоких помыслов и не только не чурается своей нищеты, но, напротив, пребывает в ней достойно и независимо. Правда, независимость эта даже несколько утрирована. Уж очень он оказался практичным человеком, запасшимся на все случаи жизни: и котомкой, и большой жестяной кружкой, и даже зонтом от дождя и зноя. Как говорится, все свое ношу при себе. Но эта сугубо житейская мудрость прагматика противоречит самой сути странничества, предполагающей как раз отсечение «суетных попечений», в плену которых и оказался перовский герой. Это несоответствие отразилось и в пластической трактовке его фигуры. Художник активно рельефит плоскость: то приподнятым воротником, то острыми складками одежды на груди, то резкими перепадами объемов на рукавах. Плоскость холста как бы вскрывается, взламывается художником, и потому глаз не скользит по ней ровно и мягко, а все время цепляется за пластические формы, соотносящиеся друг с другом в несколько хаотическом, суетном ритме.
Пронзительный взгляд странника исполнен мудрости, в которой все же больше жизненного опыта, нежели «молчания глубин». Нет в этом взгляде даже намека на «обилие любви и отречения от тщеславия». Вместо них— суровый укор. Но ведь вообще-то странник, по сути своей, не судья, поскольку, как писал Иоанн Лествичник, «осуждая оскверняющихся, и сам осквернится». Похоже, что в своем понимании странничества Перов опирался скорее на свои собственные ощущения, а не на церковные догматы. Но при всем том связывал сам образ странника все же с человеком, стоящим на необычайной нравственной высоте, с которой открываются и природа зла, и его масштаб. Потому и взирает перовский герой взглядом, словно пронизывающим душу, взывая к человеческому стыду и совести. Потому и помещена фигура старика в пространство, заполненное мраком, при полном отсутствии какого бы то ни было естественного источника освещения. И тем не менее свет активно присутствует в картине. Он, словно скульптор, формует, моделирует объемы, преодолевая натиск и мрачного фона, и теней, наползающих снизу. И потому можно сказать, что фигура самого странника — словно столп света, вырывающегося из теневого плена.
Сосредоточенный исключительно на фигуре странника свет по мере своего восхождения становится все ярче, все острее. Разбеливающим бликом прошелся он по седой бороде, по впалым щекам, глубоким впадинам глазниц, высокому, морщинистому лбу, темным с проседью волосам, осветив весь облик старца каким-то особым, почти мистическим сиянием. При этом никаких рефлексов, никакого светового отблеска в фоне. Окружающее пространство не воспринимает света, идущего от фигуры странника, и тем резче этот контраст между ними, тем непримиримее противостояние мрака, заполнившего собою все, и света, источником и носителем которого является сам странник.
Эта картина имела для мастера огромное значение — и не только художественное, но и сугубо личное. Чем глубже проникал он в процессе работы над ней в мир странничества, тем больше укреплялся в своей вере, тем большую духовную опору обретало и его искусство. В значительной мере отсюда поиск людей, тем и моделей, общение с которыми обогащает не столько интеллектуально, сколько духовно.
Марина Владимировна Петрова.
Источник: http://www.tanais.info/art/perov31more.html
Похожие записи
design-kmv.ru
Образ странника-богомольца в русской живописи
Русские художники часто обращались к образу паломника, богомольца и странника, как раньше называли человека, ходящего на богомолье, по святым местам. Пешее путешествие по святым местам России, даже к Гробу Господню, было достаточно распространенным явлением царской России, особенно среди крестьянского (черного) люда.
В этой подборке размещены репродукции картин русских художников, в основном посвященные странничеству как явлению, которое было больше образом жизни. Такие богомольцы-странники надолго покидали свои дома или вообще их не имели, ходили по святым местам, жили милостыней, ночевали, где придется.
Картины, изображающие богомолья знати и прочего люда, которые совершались по обету или по большим праздникам (а затем люди возвращались домой, к своим делам), можно посмотреть на странице Выезды и походы на богомолье в русской живописи.
Странник
....Странники и пришельцы на земле (Евр. 11:13)
-Ты куда идешь, скажи мне.Странник с посохом в руке? -Дивной милостью ГосподнейК лучшей я иду стране. Через горы и долины, Через степи и поля, Чрез леса и чрез равнины Я иду домой, друзья.
- Странник, в чем твоя надеждаВо стране твоей родной?- Белоснежная одеждаИ венец весь золотой. Там источники живые И небесные цветы. Я иду за Иисусом Через жгучие пески.
- Страх и ужас незнакомыРазве на пути тебе?- Ах, Господни легионыОхранят меня везде. Иисус Христос со мною. Он направит Сам меня Неуклонною тропою Прямо, прямо в небеса.
- Так возьми ж меня с собоюГде чудесная страна.- Да, мой друг, пойдем со мною -Вот тебе моя рука. Недалёко уж родная И желанная страна. Вера чистая, живая Нас ведет с тобой туда.
Дореволюционный автор неизвестен, распространяется как народные духовные стихи или исполняется как песня
***
Нищие странники.П. П. Соколов (1821-1899). 1872 г.Государственный Русский музей
***
Странник. Василий Григорьевич Перов. 1859 г. Саратов
Юродивая, окруженная странницами. Василий Григорьевич Перов. 1872 г. Рис. 15,8х22. Государственная Третьяковская галерея
Путник. Перов Василий Григорьевич. 1873 г. Бумага, графитовый карандаш, 15,4х13,.5. Государственная Третьяковская галерея
Странник. Василий Григорьевич Перов. 1869 г. Холст, масло, 48x40.Луганск
Прием странника.Перов Василий Григорьевич. 1874. Холст, масло. 93x78. artcyclopedia.ru
Странница в поле. Василий Григорьевич Перов. 1879 г. Холст, масло, 63х94Нижний Новгород
Странник. Василий Григорьевич Перов. 1870 г. Холст, масло, 88х54.Государственная Третьяковская галерея
***
Путник. Бронников Федор Андреевич (1827 - 1902). 1869 г. Холст, масло. 70 x 57.Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенкоhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=11315
***
Будущий инок.Николай Петрович Богданов-Бельский 1889 г. В 1889 г. за картину «Будущий инок» автор получил большую серебряную медаль и звание классного художника.
После окончания иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры С.Рачинский определил Богданова-Бельского в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский и И. М. Прянишников.Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое.С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево и встречается с Рачинским. Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок.«Инок» закончен. Радости детей, окружения, самого Рачинского не было предела. На картине изображена встреча странника с маленьким мальчиком. Идет беседа.Глаза мальчика, его душа воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты бытия. Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее — таким был и сам автор картины.Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе кутерьма!»«Будущий инок» — работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины.В январе 1891 года картина была представлена в экспозиции передвижной выставки в Киеве.После посещения выставки художник М. В. Нестеров в письме своим родным пишет: «…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…»Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет. bibliotekar.ru
***
Странники.Крыжицкий Константин Яковлевич (1858-1911). Холст, масло.Национальная галерея Республики Коми
***
Дорога во ржи.Мясоедов Григорий Григорьевич.1881 г. Холст, масло 65х145.Государственная Третьяковская галерея, Москва
В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины.
***
Созерцатель.Иван Николаевич Крамской. 1876 г. Холст, масло, 85х58. Киевский музей русского искусства
Фёдор Достоевский в своём романе «Братья Карамазовы» использовал эту картину Крамского для описания одного из персонажей — Смердякова: «У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно».
***
Странник.В.А.Тропинин. 1840-е гг. Холст, масло.Ульяновский областной художественный музейnearyou.ru
***
Странник. Шиловский Константин Степанович. 1880-е гг. "Альбом рисунков К. Шиловского". Рисунок. Бумага, карандаш, тушь, перо. 29,7х41,8; 10,9х7,6 Инв. номер: Г-I 1472Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России
***
Отдых в пути. Бурхардт Федор Карлович (1854 - около 1919). 1889 г. Бумага, тушь, перо, 25,3 х 18,2 см (в свету).Слева внизу: «Ө. Бурхардтъ 89.».Частная коллекцияhttp://auction-rusenamel.ru/gallery?mode=product&product_id=2082600
***
Странники на отдыхе.Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938). 1895 г. Холст; масло. 54х61,4.Инв. номер: Ж 191 Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры "Тамбовская областная картинная галерея"
В произведениях же большинства художников к. XIX - нач. XX вв., в частности молодых передвижников, на смену социально-критическому «классическому» жанру приходит более созерцательно-поэтический взгляд на мир. Происшедший в русской живописи заметный сдвиг в сторону пейзажа сообщает «пейзажную окраску» и бытовой картине. Типично для этих тенденций раннее полотно С.А. Виноградова «Странники на отдыхе» (1895), в котором, сохраняя жанровую основу художник основные акценты переносит с повествовательности и внешнего действия на живописное и эмоциональное восприятие натуры, настроение.
На переднем плане сидящие на бревнах на серой земле, в ряд шесть странников. Слева два старика с седыми волосами и бородами, с котомками за плечами, в темной одежде (на сидящем слева с темнофиолетовым оттенком, сидящем справа, в кепке - коричневым). В правой части четыре старых женщины: левая, в темной одежде, закрыла часть лица рукой, правее две в светлой одежде, справа женщина в рыжеватой юбке. Фигуры их даны эскизно. За фигурами весенний пейзаж: в левой части уходящее вдаль серое поле с двумя пахарями, слева три тонких деревца с желтоватой кроной; в правой части среди бледной зелени и высоких темных деревьев здание. Светлоголубое в белых облаках небо. Госкаталог музейного фонда России
***
Нищие. Псково-Печерский монастырь. Виноградов Сергей Арсеньевич (1870 - 1938). 1928 г. Холст, масло. Местонахождение неизвестно
***
Нищие.Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938). 1899 г.
К преподобному.Виноградов Сергей Арсеньевич. 1910 г. Холст, масло. 47x66.Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
***
Путник. Михаил Васильевич Нестеров. 1921 г. Холст, масло. 81 x 92.Государственная Третьяковская галереяИнв. номер: ЖС-1243http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1081
Путник.Михаил Васильевич Нестеров. 1921 г. Холст, масло. 82 x 106.Тверская областная картинная галерея
Путник. Михаил Васильевич Нестеров. Эскиз. 1921 г. Бумага на картоне, темпера, графитный карандаш. 14,3x18,6.Собрание И.В.Шретер, внучки М.В.Нестерова, при ее жизни.Справа внизу кистью подпись: М. Нестеровъ. На обороте чернилами пером авторская надпись: Анн Васильевн Бакшеевой / на память отъ Мих Нестерова / 1921 въ день 9 Августа / Эскиз къ картин «Путникъ».В октябре 2013 выставлен на аукцион Magnum Ars.
Этюд был подарен А.В.Бакшеевой, дочери В.А.Бакшеева – товарища Нестерова по учебе в МУЖВЗ, в период жизни на его даче в деревне Дубки, вблизи платформы Жаворонки Брестской (Белорусской) железной дороги. Возвратившись в 1920 году из Армавира в Москву, Нестеров оказался без квартиры и мастерской, его картины, библиотека, архив и имущество были разграблены. В течение трех летних сезонов в 1921-1923 годах он жил в Дубках, работал в предоставленной Бакшеевым мастерской и старался творчески преодолеть ощущение катастрофы, вызванное событиями 1917 года. Работа над картиной «Путник» нашла отражение в письме к другу автора А.А.Турыгину из Дубков от 10 августа 1921 года: «Пишу тебе, Александр Андреевич, из деревни, куда переехал недели полторы и уже начал работать, писать этюды и картину «Путник». Содержание ее таково: в летний вечер среди полей по дороге идут и ведут беседу Путник и крестьянин, встретившаяся женщина приветствует Путника низким поклоном» (Нестеров М.В. Переписка. М., 1988. С.276). В том же году осенью Нестеров сообщал Турыгину из Москвы: «Работаю я много, сделал повторение «Путника» (там же, с. 277). Повторение не означало копирования. В настоящее время известны несколько вариантов «Путника», картин маслом, с фигурой Христа в образе странника, бредущего по российским дорогам. В них меняются персонажи, знакомые по более ранним картинам Нестерова, и нестеровские типично русские пейзажи. Чувствуется, что тема странствующего скорбного Христа глубоко волновала автора. Во всех картинах он стремился создать образ «русского Христа», не отмененного новой властью и дающего утешение и спасение верующим людям. Представленный эскиз, ранее неизвестный, дает нам представление о начальном варианте темы «Путник», и содержит в себе основные образные и композиционные аспекты темы. Работа имеет музейное значение. Экспертиза Е.М.Жуковой http://magnumars.ru/lot/putnik
За Волгой (Странник).Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г. Холст, масло. 83 x 104.Национальный художественный музей Республики Беларусь http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15065
За Волгой (Странник).Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г. Холст, масло. 83 x 104.Национальный художественный музей Республики Беларусь
Необозримые волжские просторы. Вечерний час. По розовой дорожке берега идут двое: девушка в красивом узорчатом платке и темно-синем сарафане, и мужчина в белом монашеском одеянии с посохом в руке. Аскетически-суровое лицо и весь облик странника излучают напряженную духовную энергию. Кажется, только что отзвучали его слова. Девушка внимательно слушает, склонив голову. Мгновение сосредоточенной тишины, «остановленное» художником, исполнено глубокого смысла. Много странников ходило тогда по Руси, ее святым местам, утоляя свою духовную жажду. Нестеров создает образ человека, живущего высокими помыслами, способного своею верой увлечь других. Напряжение чувств, ощущаемое зрителем, передается и природе: тревожно трепещут на ветру ветви молодых берез, небо как будто таит в себе предчувствие грозы. Великолепен рисунок, создающий основу композиции. Удивительно красива цветовая гамма, в которую рукою мастера вплетено множество тончайших оттенков серого, голубого, зеленого, розового, золотистого цветов. Национальный художественный музей РБ.
Путники. За Волгой.М.В. Нестеров. Подписана и датирована 1922 г. Холст, масло, 81,5х107,5.Продан на аукционе на аукционе MacDougall's за 3 млн.долл.http://www.macdougallauction.com/Indexx0613.asp?id=19&lx=a
Вершиной позднего творчества М.В.Нестерова стала серия картин о Христе–путнике, в которых духовное и народное сливаются воедино в «земном» лике странствующего Спасителя. Над циклом художник работал около трех лет, создавая разные варианты трактовки, почти все они находятся в частных коллекциях. Из известных вариантов три были написаны в 1921 году (две из них находятся в Третьяковской галерее в Москве и Тверской картинной галерее), один – в 1936 (находится в частной коллекции). В июне 2013 года на аукционе MacDougall's был выставлен на продажу из одной частной коллекции Европы ранее неизвестный эскиз 1922 года. Моделью для образа Христа послужил священник из Армавира Леонид Федорович Дмитриевский, с которым Нестеров познакомился в 1918 году, покинув послереволюционную голодную Москву. Возвратившись в столицу, Нестеров приступил к созданию серии про путника-Христа, причем прятал от атеистической власти картины за высокой спинкой дивана, чем и обусловлен их размер.
В 1923 году Михаил Нестеров написал: "Как знать, если бы мы не стали лицом к лицу с событиями 1917 года, я, вероятно, попытался бы еще более уяснить себе лик "русского" Христа, сейчас же приходится останавливаться над этими задачами и, по-видимому, навсегда их оставить".
На родине Аксакова. Михаил Васильевич Нестеров. 1923 г. Холст, масло.Музей русского искусства, Ереван
Странник на берегу реки. Михаил Васильевич Нестеров. 1922 г.
Странник Антон. М.В. Нестеров. Этюд. 1896 г. Холст на картоне, масло. 27 x 21 смБашкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова
В 1897 году Нестеров завершил работу над ещё одним произведением «Сергиевского цикла» – триптихом «Труды Преподобного Сергия Радонежского» (ГТГ), а за год до этого, весной 1896 года, в поисках натуры для него совершил поездки в подмосковные монастыри, расположенные вблизи Троице-Сергиевой лавры. Среди заинтересовавших его «людей божьих» был странник Антон. Нестеров увидел его в одном из любимейших своих мест – в Хотьковском монастыре – и там же с натуры написал его живописный портрет, который намеревался включить в триптих. Но случилось, что «Странник Антон» был введён в другое, чрезвычайно важное в контексте духовных поисков Нестерова 1900-х годов произведение – в картину «Святая Русь» (1901–1905, ГРМ). По словам художника, этой картиной он хотел подвести итоги своих «лучших помыслов, лучшей части самого себя». Критика же назвала «Святую Русь» художественной неудачей Нестерова, кризисом его мировоззрения, а Лев Толстой – «панихидой русского православия». Разобраться в существе этой дилеммы позволяет второе название картины – «Придите ко Мне все страждущие и обремененные, и Аз успокою вы»: по евангельской легенде, с этими словами обратился к народу Христос во время Нагорной проповеди. То есть суть нестеровской картины заключается во всеобщем примирении на почве христианской идеи. Но именно этот гуманистический призыв и был отвергнут его соотечественниками: они, «дети» первой русской революции, были настроены не на пассивное созерцание, а на решительную борьбу (напомним, что в 1914 году такое же неприятие вызовет картина Нестерова «На Руси (Душа народа)», повторившая духовную концепцию «Святой Руси»). Для нас же эта полемика только увеличивает значение этюда «Странник Антон». Не говоря уже о том, что этот этюд самым непосредственным образом проецируется на историю и место «Святой Руси» в творчестве Нестерова, образ Антона – образ остро психологический, связанный с историей русского странничества, и именно благодаря своей высокой образности он поднимается над уровнем только этюда, становясь самостоятельным, законченным произведением, демонстрирующим к тому же особенности портретного творчества Нестерова 1900-х годов. Башкирский государственный музей им. М.Нестерова
***
Странник.Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916)
***
Ночное. Странник.И. Горюшкин-Сорокопудов. Холст, масло. 75,5 х 160,5. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
***
Странник. Из серии «Русь. Русские типы».Кустодиев Борис Михайлович. 1920 г. Бумага, акварель 27 x 33.Музей-квартира И. И. БродскогоСанкт-Петербург
***
Владимирка.Исаак Левитан. 1892 г. Холст, масло. 79×123.Государственная Третьяковская галерея, Москва
За несколько сеансов с натуры знаменитый художник изобразил Владимирский тракт, по которому когда-то вели арестантов в Сибирь. Ко времени написания картины арестантов уже возили поездом. Сумрачное небо и пустынность навевают грустное воспоминание об узниках в кандалах, уныло когда-то бредших по этой дороге. Но на горизонте видна светлеющая полоска неба и белая церковь, что вселяет луч надежды. Крошечная фигурка одинокой странницы у придорожной иконы как бы сводит к минимуму человеческое присутствие в этом сюжете и заставляет задуматься о смысле бытия.
Две странницы. Маковский Владимир Егорович (1846 - 1920). 1885 г. Дерево, масло, 16x12.Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, КазаньИнв. номер: Ж-576
Богомолки-странницы. Этюд. Репин Илья Ефимович (1844 - 1930). 1878 г. Холст, масло. 73x54. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эскизы и этюды к картине И.Е. Репина "Крестный ход в Курской губернии"
Паломник.1880 г. Бумага, акварельЧастное собрание
Паломник. Заостренный конец посоха паломника. 1881Этюд для картины «Крестный ход в Курской губернии» (1881-1883), находящейся в ГТГБумага, акварель, графитный карандаш. 30,6х22,8 смГосударственная Третьяковская галереяИнв. номер: 768Поступление: Дар автора в 1896
Странник. Этюд1881 г. 30х17.Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого
Образ странника для картины И.Е. Репина "Боярыня Морозова"
В поисках образа странника к картине "Боярыня Морозова" Суриков обратился непосредственно к типажам, подсмотренным в реальной жизни. Как вспоминала дочь П.М. Третьякова Вера Павловна Зилоти: "В половине 80-х годов наняли Суриковы на лето избу в Мытищах. Село это знаменито центральным водопроводом для снабжения всей Москвы питьевой водой. Лежит оно на Троицком, собственно, Ярославском шоссе, по которому столетиями шли целый год, особенно летом, беспрерывные вереницы богомольцев, направлявшихся в Хотьковский монастырь, затем в Троице-Сергиеву лавру; шли со всех краев России, сначала поклониться мощам множества московских угодников, а в Лавре - мощам Сергия Преподобного. Разнообразию типов не было конца. Мы сразу догадались, что Суриков задумал писать картину с толпой, народную историческую картину. Село Мытищи отстояло от деревни Тарасовки по тому же шоссе, только верст на 10 ближе к Москве. Суриков писал, захлебываясь, всех странников, проходивших мимо его избы, интересных ему по типу. Когда смеркалось, часто он пешком "отмахивал", по его выражению, десять верст и появлялся неожиданно у нас в Куракине. Пили чай на балконе, живо, интересно беседовали; потом переходили в дом, где в гостиной засаживали меня, грешную, за фортепьяно, и надолго. Василий Иванович всегда тихо и звучно просил: "Баха, Баха, пожалуйста"... К осени, как дни становились короче, Василий Иванович все чаще приходил "послушать Баха" и за дружеской беседой отдохнуть от утомительного дня писания прохожих странников, с которыми не обходилось иногда без недоразумений всякого рода".
Есть мнение, что в лице странника нашли отражение черты лица самого Сурикова. Исследователь творчества Василия Ивановича В.С. Кеменов отметил, что образ Странника в картине «Боярыня Морозова» представляет собой слегка измененный автопортрет художника.
Странник.В.И. Суриков.Фрагмент картины "Боярыня Морозова". 1887 г.Странник с посохом написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.
Рука странника с посохом.В.И. Суриков. 1884-1887 гг. Холст, масло, 25 х 34,7. Этюд для картины «Боярыня Морозова» 1887 г., находящейся в Государственной Третьяковской галерее.Справа вверху подпись: В. Суриковъ.Приобретена в 1927 г. у Е. С. Карензиной.Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 25580.http://www.tez-rus.net/ViewGood21656.html
Странник.И.Е. Репин. Бумага, итальянский карандаш. 41 x 33 см.Эскиз к картине "Боярыня Морозова" Государственная Третьяковская галерея, Москва
Странник.Суриков Василий Иванович (1848 - 1916). 1885 г. Холст, масло. 45 x 33 см. Этюд для картины "Боярыня Морозова"Государственная Третьяковская галерея
Странник. Василий Иванович Суриков. 1886 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, 33 x 24.Этюд для картины "Боярыня Морозова" Государственная Третьяковская галереяПриобретен в 1940 г. у К.В. Игнатьевой
Образ странника в декоративно-прикладном искусстве
Странник. Эскиз мужского костюма к опере "Рогнеда", рассказывающая об одном из эпизодов истории Киевской Руси. Москва, Московская опера С.И. Зимина.Щекотихина-Потоцкая Александра Васильевна. 1916 г. Серая бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь. 30,8 х 23,5.Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России
Странник. Эскиз мужского костюма к опере "Рогнеда", рассказывающая об одном из эпизодов истории Киевской Руси. Москва, Московская опера С.И. Зимина.Щекотихина-Потоцкая Александра Васильевна. 1916 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь. 20,7 х 14,1; 22 х 15,7 (подложка).Государственный центральный театральный музей имени А.А.БахрушинаГоскаталог музейного фонда России
Странник. Гипс, роспись полихромная.8,3 х 3,2 х 3,4 | Странник. Фарфор, роспись надглазурная. 7,7 х 3,2 х 2,6. | Странник. Фаянс, роспись подглазурная8,7 х 3,3 х 2,7 |
Странник. Фарфор; роспись надглазурная7,8 х 3,4 х 2,9 | Скульптуры "Странник" Организация-изготовитель:Производственный образец НЭКИН Место создания: Московская область, район Гжели (?) Период создания: 1930-е годы (?) Местонахождение: ФГБУК «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства» Госкаталог музейных фондов России | Странник (Старик в шубе). Гипс, роспись полихромная9,1 х 3,8 х 3,2 |
Образ паломников в фотографии см. в статье: Русский паломник XIX века. Л.Н. Блинова
ros-vos.net
Описание картины Николая Рериха «Странник Светлого града»
Полотно создано в 1933 году маслом на холсте.
Николай Рерих уникальная личность в русской истории. Он был художником, писателем, философом и археологом. Много путешествовал и был общественным деятелем. За свою жизнь написал семь тысяч полотен.
Рерих внес свой вклад в церковное наследие страны, занимался проектированием и росписью храмов. Его творчество было оценено при его жизни, выставки всегда имели много посетителей. По всему миру создано множество музеев, посвященных Николаю Рериху. Его деятельность включала в себя различные сферы жизни.
Рерих создал экспедицию в Азию, что повлияло на всю его жизнь и творчество. Также он провел несколько лет в эмиграции начиная с 1917 года. Под влиянием Азии, учений древних мудрецов, Индийских и Тибетских лам, он создает литературные труды и полотна, посвященные странствиям и поискам истины. Все они производят впечатления на зрителей по всему миру.
Картина «Странник Светлого Града» – это одна из работ посвященная душевным поискам истины. На картине изображен путник, который после долгой дороги наконец нашел чудесный город. Что это? Шамбала или Беловодье? Места, которые ищут миллионы странствующих по всему все свету, чтобы получить ответы и познать знания древних мудрецов. Рерих изобразил в этом дивном городе храмы, чтобы показать, что не может быть истины без религии.
Мир и гармонию в душе можно найти только через Бога. Все в этом месте говорит о том, что путник найдет свой центр мира. Дивная страна, где-то высоко в горах, о которой писалось еще тысячелетия назад. Она словно уходит в небеса. Земной рай, наполненный светом, умиротворением и смыслом бытия.
Сюжет картины переплетается со всеми остальными полотнами, написанными Рерихом о поиске Шамбалы, города Богов, Беловодья и центра мира.
Картина находится на хранении в Музее Рериха. Нью-Йорк.
opisanie-kartin.com
Сочинение по картине Василия Перова «Странник»
Основными характеристиками известной картины Василия Перова «Странник», написанной в 1870 году, являются целый ряд существенных характеристик простого русского крестьянина, который, согласно той идеализирующейся идеи по поводу сонма «лучших русских людей», также входит в эту когорту. При этом он разделяет это место вместе с множеством людей, которые представляют высшие слои общественного строя того времени, а именно писателей, поэтов, аристократов.
Однако «Странник» Перова имеет и свои уникальные особенности, которые были взяты в первую очередь из библейской тематики, согласно которой бродяжничество является несомненным условием отнюдь не недостойным, а такого способа жизни, основной идеей которой выступает отрешенность от грешного мира и поиск истины с помощью такого отношения к жизни.
Несмотря на то, что герой картины Перова в соприкосновении с грешным миром выявляет реально хорошую стойкость своих высоких помыслов, этот человек весьма практичен, потому как имеет в своем инвентаре и зонтик от дождя, и котомку, а также жестяную кружку, и означает это также и то, что этот человек тесно соприкасается, в том числе, и с этим грешным миром.
Перов весьма активно рельефит поверхность картины, благодаря которой изображение странник приобретает своеобразный вид, и основными характеристиками которой можно назвать острые складки одежды на груди, немного приподнятый воротник и много других, особых характеристик.
Сама плоскость холста словно взламывается и от этого возникает эффект хаотичности и суетности ритма, который дополняется также и самим восприятием картины со стороны зрителя, ведь взор человека не останавливается на какой-то одной, конкретной детали, а все время скользит по рисунку, словно цепляясь за пластические формы изображения Странника.
Герой картины Перова больше опирается на свою собственную мудрость, на свой богатый жизненный опыт, нежели на какую-то любовь к ближнему или нечто подобное. На зрителя Странник смотрит будто с некоторым укором, в то же время пребывая в каком-то своем, особом внутреннем мире, но и не теряя связь с этим миром. Он будто всматривается в саму душу человека, и это более чем явственно ощущается в связи с тем, что и помещен он в мрачную, лишенную ярких красок атмосферу.
Для самого Перова эта картина была своего рода способов укрепления собственной веры в себя, своих устремлений и убежденности в собственные убеждения. К тому же именно она дала ему возможность также и укрепить свою духовную веру, причем в большей степени благодаря тому, что образ Странника был, по сути своей, сборным образом тех людей из крестьянской среды с которыми доводилось общаться художнику.
school-essay.ru
Картина Перова – отклик на Время
Василий Григорьевич Перов (1833-1882) прожил короткую и в личном плане непростую жизнь. Его произведения разных жанров характеризовали поиски художника, отражая зрелость мастерства. Они многогранно показывают современную мастеру жизнь. Он не замыкается у себя в мастерской, а показывает людям свои раздумья. Для создания нового живописного языка многое сделал Перов, описание картин которого будет дано ниже. Поэтому его живопись не потеряла актуальности до наших дней. С полотен В.Г. Перова с нами говорит Время.
«Странник», 1859 г.
Эта картина Перова написана еще учеником, и она не удостоилась медалей. Однако показателен выбор темы, непринятой в то время. В этом произведении соединяются характерные для художника интересы: к портрету и к простому обездоленному человеку, которыми в дальнейшем будет отмечен весь его творческий путь. Молодой двадцатипятилетний художник представил зрителю старого, много перенесшего в жизни человека, который видел больше горестей, чем радостей. И вот теперь совсем старик, без крова над головой, ходит, побираясь Христа ради. Однако он полон достоинства и спокойствия, которые есть далеко не у каждого.
«Шарманщик»
Эта картина Перова написана в Париже в 1863 году. В ней мы видим не люмпена, но относительно по русским меркам благополучного человека, чисто и аккуратно одетого, который вынужден работать на улице. Других способов существования он найти не может. Однако характер французского народа сравнительно легок. Парижанин читает много газет, охотно спорит на политические темы, питается только в кафе, не дома, много проводит времени на прогулках по бульварам и в театрах или просто глазея на выставленные на улицах товары, любуется красивыми женщинами. Вот и шарманщик, у которого сейчас пауза в работе, ни за что не пропустит проходящего мимо мсье или мадам, которой обязательно скажет цветистый комплимент, и, заработав денег, пойдет в любимое кафе посидеть за чашечкой кофе и поиграть в шахматы. Все не так, как в России. Недаром В. Перов запросился обратно домой, где ему было более ясно, чем живет простой человек.
«Гитарист-бобыль», 1865 г.
Картина Перова в этой жанровой сценке многое говорит русскому человеку, даже спустя сто пятьдесят лет после ее создания. Перед нами одинокий человек. У него нет семьи. Свое горе горькое он топит в стакане вина, перебирая струны гитары, его единственной собеседницы. В пустой комнате холодно (гитарист сидит в верхней, уличной одежде), пусто (нам виден только стул и часть стола), не ухожено и не убрано, на полу валяются окурки. Волосы и борода давно не видели гребня. Но человеку все равно. Он давно махнул на себя рукой и живет, как получается. Кто ему, немолодому, поможет найти работу и обрести человеческий образ? Никто. Никому до него нет дела. Безысходностью веет от этой картины. Но она правдива, вот что главное.
Реализм
Выступив пионером в этой области живописи, Перов, картины которого являются новостью и открытием для русского общества, продолжает разрабатывать тему маленького, зависимого человека. Об этом говорит первая созданная после возвращения картина Перова «Проводы покойника». Зимним пасмурным днем, под надвинувшимися на небо облаками, медленно идут сани с гробом. Управляет ими крестьянка, по обе стороны от гроба отца сидят мальчик и девочка. Рядом бежит собачка. Все. Больше никто не провожает человека в последний путь. И этот никому не нужен. Перов, картины которого показывают всю бесприютность и униженность человеческого существования, выставлял их на выставках Товарищества передвижников, где они находили отклик в душах зрителей.
Жанровые сценки
Житейские, легкие бытовые сцены также интересовали мастера. К ним относятся «Птицелов» (1870), «Рыболов» (1871), «Ботаник» (1874), «Голубятник» (1874), «Охотники на привале» (1871). Остановимся на последней, поскольку дать описание картин Перова всех, каких хочется, просто невозможно. Три охотника удачно провели день, побродив по полям, заросшими кустиками, в которых прячется полевая дичь и зайчишки. Одеты они довольно ободранно, зато имеют отличные ружья, но это такая мода у охотников. Рядом лежит добыча, которая показывает, что не убийство – главное в охоте, а азарт, выслеживание. Об одном эпизоде с энтузиазмом рассказывает двум слушателям рассказчик. Он жестикулирует, глаза его горят, речь льется потоком. Три удачливых охотника, показанных с легким юмором, вызывают симпатию.
Портреты Перова
Это безусловное достижение мастера в его творчестве позднего периода. Все перечислить невозможно, но главные его достижения – это портреты И.С. Тургенева, А. Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, В.И. Даля, М.П. Погодина, купца И.С. Камынина. Супруга Федора Михайловича очень ценила портрет своего мужа, считая, что Перов уловил момент, когда Ф.М. Достоевский находился в творческом состоянии, когда у него зрел какой-то замысел.
Картина Перова «Христос в Гефсиманском саду»
Личные утраты, потерю первой жены и старших детей В.Г. Перов перенес, прямо выплеснул на полотно. Перед нами человек, раздавленный трагедией, которую он осознать не в силах.
Ее можно только, покоряясь высшей воле, принять и не роптать. Вопросы, которые возникают при горестных потерях близких и тяжелых болезнях, а Перов в это время был уже тяжело и безнадежно болен, за что и почему это случилось, никогда не находят ответа. Остается только одно – терпеть и не жаловаться, потому что только Он поймет и даст, если нужно, утешение. Люди ничем при таких трагедиях ослабить боль не могут, они продолжают жить своей повседневной жизнью, не вникая глубоко в чужую боль. Картина темна, но вдали встает рассвет, дающий надежду на перемены. Все проходит, пройдет и это.
Василий Перов, картины которого актуальны во многом по сегодняшний день, не боялся сходить с проторенных путей и меняться. Его ученики М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, А.С. Архипов стали известными русскими художниками, всегда помнившими своего учителя как человека с большим сердцем.
fb.ru