Константин Сомов: жизнь и творчество художника. Картины сомова


Константин Сомов: портреты, биография

 Жанр портрета в творчестве художника. Коллекция картин Сомова

Дама в голубом

Дама в голубом

Константин Андреевич Сомов (1869-1939), – русский живописец и график, мастер портрета, представитель русского символизма и модерна.  Сын искусствоведа и музейного деятеля А.И. Сомова.  Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения.

 

Манера Константина Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью. Его творчеству присущи ретроспективизм, элегичность, изысканность.

“Мирискуснические” портреты Сомова ,

Одной из вершин творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности. Сомов создает новый тип портрета – ретроспективный. Своих современников он пишет в платьях ушедших эпох, на фоне старых парков.

Портреты представителей русской интеллигенции

Напротив, сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов  А.А.Блока, М.А.Кузмина, В. И. Иванова,  ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными.  Рисунки карандашом с подцветкой акварелью, а также выполненные гуашью, цветными карандашами или белилами, - все они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения.

Автопортреты Сомова

Сомов часто обращается к автопортрету. Он относится к себе с холодной пытливостью, как к постороннему. Почти во всех автопортретах есть налет "дендизма". Он проявляется как в облике Сомова, изысканности его одежды, так и в щегольстве графической манеры, колорита произведения.

Сомов вошел в русское искусство как умный и тонкий портретист, внесший много нового в этот трудный жанр.

Смотрите также другие картины Сомова по ссылке

Портреты Сомова

Портрет А.А.Блока. 1907

Портрет А.А.Блока. 1907

Автопортрет. 1909

Автопортрет. 1909 Константин Сомов

Автопортрет. 1898

Автопортрет. Константин Сомов

Автопортрет в зеркале. 1934

Автопортрет Сомов

Автопортрет в зеркале. 1928

Автопортрет

Портрет Е.П.Носовой. 1911

Портрет Е.П.Носовой. 1911

Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911

Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911

Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897

Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897

Портрет Александры Левченко. 1934

Портрет Александры Левченко. 1934

Портрет А.С.Пушкина. 1899

 

Портрет А.С.Пушкина. 1899

 

 

Сомов Портрет А.П.Остроумовой. 1901

Эхо прошедшего времени. 1903

Эхо прошедшего времени. 1903

Спящая женщина в синем платье. 1903

Спящая женщина в синем платье. 1903 Сомов

Сесиль де Воланж. 1934

Сесиль де Воланж. 1934

Портрет С.В.Рахманинова. 1925

картины Сомова Портрет С.В.Рахманинова. 1925

Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906

Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906

Портрет М.Д.Карповой. 1913

Портрет М.Д.Карповой. 1913

Дама в розовом. 1903

Дама в розовом. 1903

Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898

Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898

Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо (1642-1521). 1930-е

Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо (1642-1521). 1930-е

Портрет А.А.Нольде. 1911

Сомов Портрет А.А.Нольде. 1911

Портрет А.А.Попова. 1928

Портрет А.А.Попова. 1928

Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897

Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897

Портрет А.К.Бенуа. 1896

Портрет А.К.Бенуа. 1896

Дремлющая дама в черном платье. 1909

Дремлющая дама в черном платье. 1909

Портрет Е.Е.Лансере. 1907

Портрет Е.Е.Лансере. 1907

Портрет Д.Г.Карышевой. 1914

Портрет Д.Г.Карышевой. 1914

Портрет Б.Е.Поповой (Париж). 1926

 

Портрет Б.Е.Поповой (Париж). 1926

Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895

Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895

Портрет Ф.К.Сологуба. 1910

Портрет Ф.К.Сологуба. 1910

Портрет поэта М.А.Кузмина. 1909

Портрет поэта М.А.Кузмина. 1909

Портрет М.Г.Лукьянова. 1918

 

Портрет М.Г.Лукьянова. 1918

Портрет М.В.Добужинского. 1910

Портрет М.В.Добужинского. 1910

Портрет М.В.Брайкевича. 1934

Портрет М.В.Брайкевича. 1934

Портрет Луизы Морган. 1926

Портрет Луизы Морган. 1926

Портрет Е.С.Михайлова. 1916

 

Портрет Е.С.Михайлова. 1916

Портрет Е.П.Олив. 1914

Портрет Е.П.Олив. 1914

На заметку: Любители фотографии, обратите внимание на сайт chorno-belie.com, посвященный классике фотоискусства: черно-белой фотографии. Здесь публикуются только черно-белые фотографии. Коллекция высокохудожественных фотографий отсортирована по различным категориям для удобства просмотра. Понравившиеся фотографии можно скачать себе на компьютер. Все, кто любит черно-белые фотографии, не пропустите!

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Прекрасные акварели КА Сомова. А портреты какие!

Originally posted by art_tourism at К.А. Сомов. Акварелисты в поезде Московского метроКонстантин Андреевич Сомов (1869 - 1939)Константин Сомов. Автопортрет. 1898. Акварель, пастель, графитный карандашК.А. Сомов. Акварелисты в поезде метроПортрет А.А. Нольде. 1911. Бумага, акварель, 43,2х30,4К.А. Сомов. Акварелисты в поезде метроСомов Константин Андреевич (1869 - 1939)

Константин Андреевич Сомов унаследовал семейное увлечение искусством и музыкой: его отец был хранителем Эрмитажа, сам немного занимался живописью и офортом. Мать Сомова была способной музыкантшей, которой он и обязан серьезным интересом к музыке.

Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897

Уроки рисования Сомов начал брать еще в 1880 году, с 1884 года посещал рисовальные классы школы Общества поощрения художеств, в 1888 году поступил в Академию художеств, а с 1894 года обучался там в мастерской И.Е. Репина. Не окончив курса, в 1897 году он покинул Академию и продолжал совершенствоваться в одной из художественных студий Парижа.

Прогулка после дождя. 1896. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш, пастель

Пастораль. 1896. Бумага на картоне, акварель

В репинской мастерской Сомов написал ряд больших реалистичных портретов, в частности пленэрный портрет Н.Ф. Обер (1896, ГТГ) и портрет отца - А.И. Сомова (1897, ГРМ).

Портрет Н.Ф.Обер. 1896

Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897. Холст, масло, 95х65

С большим интересом он работал как пейзажист и был поначалу особенно увлечен пленэрной живописью.Сомов освоил приемы живописи импрессионистов, подчинив их декоративной задаче. Таковы "Купальщицы" (1899, ГТГ) , "Утро в саду" (1899, ГТГ), "Зимний склон за дорогой в Мартышкино" (1902, ГРМ).

Купальщицы. 1899

Сомов был прекрасным пейзажистом. У него "своя" зелень ясного летнего дня. Прекрасно удавалось ему уловить тот особый тон зелени, какой бывает после дождя, когда на облачном небе разгорается радуга.

Зеленый склон за дорогой. Мартышкино. 1902. Холст, масло. 42х65,4

Одна из лучших работ раннего Сомова - "Дама в голубом платье", портрет художницы Е.М. Мартыновой (1897 - 1900, ГТГ). Это произведение можно назвать программным для нового направления, которое представляли тогда Сомов и основатели "Мира искусства".

Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900. Холст, масло

Сомов был одаренным портретистом-психологом, о чем свидетельствует поэтически одухотворенный образ, созданный в портрете Анны Петровны Остроумовой (1901, ГРМ).

Портрет А.П.Остроумовой. 1901. Холст, масло, 87х63

Эхо прошедшего времени. 1903. Акварель, гуашь, графитный карандаш. 61х64

Специфическую славу Сомова составили "галантные" жанры, часто любовного содержания, навеянные эпохой рококо.

Волшебство. 1898 - 1902. Бумага на холсте, акварель, гуашь, бронзовая краска, графитный карандаш. 49,5х34,1

Отдых на прогулке. 1896. Бумага на картоне, акварель, бронза

Арлекин и дама (Фейерверк). 1912

Важную грань искусства Сомова представляет цикл графических портретов русской интеллиггенции - созданные в 1906 - 1910 годах портреты поэтов В.И. Иванова (1906), А.А. Блока (1907), М.А. Кузьмина (1909), художников Е.Е. Лансере (1907), М.В. Добужинского (1910), писателя Ф.К. Сологуба (1910).

Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906

Портрет А.А.Блока. 1907. Бумага, гуашь, графитный и цветной карандаш, 38х30

Портрет М.А.Кузмина. 1909. Бумага на картоне, акварель, гуашь

Портрет Е.Е.Лансере. 1907. гуашь, графитный карандаш. 38х30

Портрет М.В.Добужинского. 1910. Бумага, графитный карандаш. 44,5х31

Портрет Ф.К.Сологуба. 1910

Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895. Холст, уголь, графитный и цветной карандаш, акварель, белила, 38,2х29

Портрет А.К. Бенуа. 1896. Картон, пастель. 100х72

egul.livejournal.com

Забытые имена русских художников: Константин Сомов

У каждого художника есть свои фишки, свои любимые персонажи или образы. Если у мариниста Айвазовского — это море и пучина, то у Шишкина — леса да рощи дубовые. У Бориса Кустодиева — пышнотелые красавицы и купчихи, а работы Васнецова изобилуют сказочными персонажами, былинными героями. Суриков обожал Древнюю Русь, тогда как Михаил Врубель сходил с ума от демонов… На самом деле разобраться в русской живописи не так сложно — нужно только приглядеться к деталям. У каждого художника, повторюсь, свой фетиш.

Так вот, у неизвестного на первый взгляд живописца-иллюстратора Константина Сомова также был свой фетиш, причем не один. Его конек — это эротические и похотливые дамы, влюбленные Арлекины, бесконечные радуги, маскарады и праздники. И большая часть картин очень светлые, веселые, без скуки и депрессии… К слову, к неизвестным художникам Константина Сомова относить нельзя. Вспомнить хотя бы знаменитый портрет поэта Александра Блока, написанный Сомовым в 1907 году. Ведь, все его видели, но не каждый знает автора:

Blok

Но прежде чем перейти к знакомству с полотнами мастера, расскажу вам один любопытный факт:

29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) Константина Сомова на знаменитом аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко.

Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на том же аукционе «Кристис» в июне 2007 г. картиной того же художника — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).

Картины Сомова символичны. В каждую картину мастер прятал какую-нибудь интересную деталь. Автор заряжает особенным чувством, эмоцией поиска деталей, штрихов, разгадки маленьких тайн. Что-то отдаленно похожее на современный квест. Итак, смотрим и не забываем о деталях.

Лучшие работы Константина Сомова

Арлекин и дама (Фейерверк). 1912

arlekin-i-dama

Арлекин и дама. 1912 (обновленный вариант)

arlekin-i-dama-2jpg

Арлекин и дама. 1921

arlekin-i-dama-3jpg

Арлекин и смерть. 1907

arlekin-i-smerti

Влюбленный Арлекин. 1912

vliublennii-arlekin

Галантная сцена (В саду). 1918

galantnaya-scena

Итальянская комедия. 1914 

Ищем двух вьетнамцев)

italianskaya-komediya

Язычок Коломбины. 1915

…и вьетнамец в белом… в той же позе…)

kolombina

Пьеро и дама. 1910

dama-i-piero

Маскарад. 1925

maskarad

В лесу. 1914

v-lesu

Вечер. 1900-1902

vecer

Влюбленные. Вечер. 1910

vliublennie

Маскарад. 1930-е

maskarad

Осмеянный поцелуй. 1908

osmayannii-pocelui

Письмо (Таинственный посланец). 1896

pisimo

Поцелуй. 1914

pocelui

Праздник в окрестностях Венеции. 1930

prazdnik-v-okrestnosti

Семейное счастье. 1898-1900

semeinoe-scastie

Дама в голубом (Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой, 1900).

dama-v-golubom

Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912

dama-v-krasnom

Спящая молодая женщина в парке. 1922

speashaya

Спящая женщина в синем платье. 1903

speashaya-jenshina

Спящая молодая женщина. 1909

speashaya-jenshina-1jpg

Две дамы в парке. 1919

dami-v-parke

Заснувшая на траве молодая женщина. 1913

zasnuvshaya-jenshina

Лето. 1919

leto

Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937

obnajennii-iunosha

Боксёр 1933

bokser

Зима. Каток. 1915

zima-katok

Русский балет. 1930

russkii-balet

Фейерверк. 1922

feierverk

Пейзаж с радугой. 1915

peizaj-s-radugoi

Портрет С. В. Рахманинова. 1925

rahmaninov

Окно — дверь — пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934

okno-dveri-sad

Автопортрет в зеркале. 1934

somov

Константин Сомов еще при жизни получил известность всей Европы, экспонируя свои произведения на зарубежных выставках. И всё же в жизни талантливого художника присутствовала трагическая нота. После октябрьской революции в России, в период всеобщей разрухи и сумятицы некому было оценить утончённую изысканность его творчества, он становится непонятым и невостребованным. Вскоре Сомов уезжает в Париж, где и остаётся до самой смерти. Сомов никогда больше не приезжал в Россию, где по нему лишь после смерти осталась вечная память благодаря его бессмертным полотнам.

Автор

Graf Montecristo

yarcenter.ru

Константин Сомов: жизнь и творчество художника

Константин Андреевич Сомов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор.

Содержание

Биография Константина Сомова

Творчество Сомова

Интересные факты

Картины Константина Сомова

Библиография

Биография Константина Сомова

Константин Сомов родился в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая.

С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургской Академии художеств: основной курс — до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина.

Творчество Сомова

В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. С 1899 года жил в Петербурге.

Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.

Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905) и др.

В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств.

В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая „Книга маркизы“» дополненный ещё более фривольными иллюстрациями.

В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой.

В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее.

В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс (фр. Boulevard Exelmans) в Париже.

Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Интересные факты из жизни художника

  • 29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) на аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко. Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на аукционе «Кристис» в июне 2007 г. — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).

Библиография

  • К. А. Сомов. (1869—1939). Альбом / Автор вступ. ст. и сост. А. П. Гусарова. — М.: Искусство, 1973. — 32 с.
  • К. А. Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. — М.: Искусство, 1979. — 624 с., 32 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
  • К. А. Сомов. Дневник 31 октября 1928 — 26 ноября 1928 гг. // Русская проза: Литературный журнал (СПб.). Выпуск В (2013).

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Константин Сомов: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Константин Сомов: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

картины, биография художника "Мира Искусства"

Константин Андреевич Сомов (1869-1939)

Русский художник Константин Андреевич Сомов был одним из виднейших «мирискусников», то есть участников выставочного объединения, художественной группировки и журнала под одним названием «Мир искусства». В начале вежа Сомов почитался самым модным из художников-декадентов, тяготевших к болезненной изы­сканности и программно декларировавших уход от общест­венно-политической жизни и борьбы.

Несмотря на явные упадочнические тенденции в искусстве Сомова, оно как художественное явление представляет большой инте­рес, прежде всего благодаря блестящему владению худож­ника профессиональным мастерством. Сомов родился в Петербурге в интеллигентной, близкой к искусству семье. Отец его был старшим хранителем Эрмитажа, большим любителем и знатоком живописи. В 1888 году Сомов посту­пил в Петербургскую Академию художеств. Б. П. Виллевальде, К. Б. Вениг, В. П. Верещагин и П. П. Чистяков стали его учителями. В эти годы Сомов работает вполне в реалистическом духе, делает портретные и пейзажные эскизы в акварели и карандаше. Бывая в доме А. Н. Бенуа, он сближается с кружком лиц, впоследствии составивших ядро общества «Мир искусства».

После обновления академии в 1894 году Сомов посещает мастерскую И. Е. Репина. Его рисунок «Натурщик в рус­ском костюме», карандашные портреты А. К. и А. Н. Бенуа и лирические интимные пейзажи «Вечер в мае» и «Море в Мартышкине» отмечены вниманием к натуре. Но тогда же появляются и первые ретроспективные работы, одна из них — «Дама у пруда» — была представлена как эскиз на вольную тему в академию. Впоследствии именно увлечение XVIII веком определяет специфику творчества Сомова. Ин­терес к древним Греции и Риму, к русской сказочности, славянским преданиям, наконец, к XVIII веку был весьма моден в те годы, он проникал и в музыку и в литературу. И вот сомовские композиции с жеманными персонажами в фижмах и пудреных париках, такие, как «Письмо», «Про­гулка после дождя», «На террасе», «Пастораль», «Радуга», «Конфиденции», пришлись по вкусу тогдашним посетителям художественных выставок. Так определил себя Сомов. Но в этих работах 1896—1897 годов главной все-таки была передача состояния природы, а дамы и кавалеры в костю­мах времен Людовика XV служили лишь только тщательно подобранным стаффажем. В дальнейшем Сомов вырабатывает и свою манеру, завершенность человеческих фигур в его картинах обычно сочеталась с эскизностью окружения.

В начале 1897 года Сомов покинул Академию художеств и отправился в Париж. Здесь были созданы картины «В ав­густе» (1897), «В былые времена» (1898), «Волшебство» (1898), «Поэты» (1898) и «Белая ночь» (1898—1900), в кото­рых можно было наблюдать странную смесь старины с на­строением современности, воспринятой, конечно, по-декадентски с акцентировкой черт усталости, утонченности, греховности. Надо сказать, эти работы Сомова вызвали возмущение среди прогрессивного лагеря русского искусства. «Я знаю этого способного юношу,— писал И. Е. Репин,— и понять не могу его (притворства в напускании на себя такой глупости в красках, как его зеленая травка, такого идиотизма, как сцены его композиций с маленькими выло­манными уродцами лилипутами».

Возвратившись в Россию, Сомов начи­нает три своих наиболее известных произведения: «Дама в голубом», «Вечер» и «Остров любви». Образ дамы в голу­бом как нельзя более типичен для понимания Сомовым задач искусства. Изображена современная женщина нерви­ческого типа, с умным, чуть усталым лицоом, облаченная в пышное платье XVIII века. Такое сочетание не лишено своеобразной поэзии, но лишь в немногих вещах Сомов удержался на этом уровне. Очень скоро в его творчестве побеждают стилизация, узорчатая декоративность и откро­венная эротика, уводящая художника на путь мучитель­ных и бесплодных исканий.

Сомов работал и в графике, в своеобразной манере перо­вого рисунка с подцветкой. Главным образом он оформлял всякого рода увражи (дорогие художественные издания), иногда его рисунки появлялись на страницах журналов и книг. Сомовым исполнен также ряд портретов современ­ников — А. А. Блока, М. А. Кузьмина, М. В. Добужинского, Б. Б. Лансере.

Портреты Сомова смотрите здесь.

 Умер художник в эмиграции.

Картины Константина Сомова

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Сомов Константин Андреевич (1869 - 1939)

Имя Константина Сомова в искусстве стало почти синонимом слова "мирискусник", настолько его творчество воплотило все идеи этого художественного объединения. Манера Сомова соответствовала эстетике "мирискусников", соединяя мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью. Сомов был признанным мастером "галантных жанров", начало которым было положено еще в годы учения в Академии Художеств. Сюжеты небольших, тщательно сделанных картинок отличались преднамеренно поверхностной интригой; живописец любил сочинять незатейливые сценки с капризными манерными героями в комических, по большей части, ситуациях с эротической подоплекой. Присутствовала, однако, в этих милых, изящных пустячках нота драматизма, не дававшая очаровательным картинкам Сомова превратиться в карикатурный анекдот. Курьезные персонажи, изображенные с легкой иронией, были в то же время и любимыми персонажами. Во всех галантных сценках Сомова подспудно присутствовал оттенок щемящего душу переживания, своеобразное memento mori.

Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге, в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Мать была хорошим музыкантом, образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.

В 1889 г. Сомов поступает в Академию Художеств, где учился в мастерской И.Репина. Но учеба в Академии не удовлетворяла его, и в 1897 г. художник добровольно покидает ее и уезжает в Париж, где прожил два года.

В Париже в это же время работали А.Бенуа, Е,Лансере, А.Остроумова и другие "мирискусники". Здесь Сомов сблизился с А.Бенуа.

В 1898 г. Сомов вернулся в Россию, поселился в Петербурге. И занялся портретной живописью.

Сомов принимал участие в оформлении журнала "Мир искусства", а также периодического издания "Художественные сокровища России" (1901-1907), создал иллюстрации к "Графу Нулину" А.Пушкина (1899), повестям Н.Гоголя "Нос" и "Невский проспект", нарисовал обложки поэтических сборников К.Бальмонта "Жар-птица.Свирель славянина", титульный лист книги А.Блока "Театр" и другие.

Наряду с портретной и пейзажной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905) и другие.

Сомов экспонировал свои произведения на выставках "Мир искусства", Союза русских художников, на персональной выставке в Петербурге (1903), в берлинском и парижском салонах, чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе.

После Октябрсской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу. В декабре 1923 г. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петербурга. Но на родину он не вернулся, навсегда оставшись во Франции.

К.А.Сомов умер в Париже 5мая 1939 года.

cvetamira.ru

Галерея картин Сомова К.А.

 

ohota na katok

1915Холст, масло. 49x58 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Зима. Каток» — одна из наиболее известных и часто репродуцируемых картин художника. Совершенно великолепно в ней исполнен пейзаж: действительно, в Петербурге зимой можно увидеть и такое золотистое небо, какое изображено в картине, и узор темных ветвей высоких деревьев, создающий декоративный эффект дымчатого кружева на золотом фоне неба. Картина построена в виде триптиха, — к такой композиции Сомов обращался и в более ранних работах. Действие открывается в левой части, где мы видим степенно шествующих кавалера и даму в красной одежде, с муфтой из белого меха и в высоком белом головном уборе. Ее облик четко выделяется на фоне силуэта идущего рядом с ней спутника. На первом плане сидит на скамье отвергнутый любовник, который, с жестом отчаяния, подчеркнуто отворачивается от этой пары. В центральной части — беззаботно скользят по льду дама и кавалер, а справа, как это часто встречается в произведениях Сомова, уходит в глубину картины пустынная аллея, далекая перспектива которой будит воображение и зовет вдаль (в других работах — это аллея парка, лужайка или поляна). На катке, в этой части своеобразного триптиха, изображен упавший конькобежец, он лежит в смешной и нелепой позе. Сомов не может обойтись без некоторой лукавой насмешки над своими героями.

 

Автопортрет в зеркале 1934

Автопортрет в зеркале 1934

Константин Андреевич Сомов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург - 6 мая 1939, Париж) - русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, участник объединения Мир искусства, один из основателей одноименного журнала. Сын искусствоведа и музейного деятеля А.И. Сомова.

Арлекин и дама (Фейерверк) 1912

Арлекин и дама (Фейерверк) 1912

Арлекин и дама 1912

Арлекин и дама 1912

Арлекин и дама 1921

Арлекин и дама 1921

В детской 1898

В детской 1898

Весенний пейзаж 1910

Весенний пейзаж 1910

Вечерние тени Силламяги 1900-1917

 

Вечерние тени Силламяги 1900-1917

Влюбленные 1920

Влюбленные 1920

Влюбленные Вечер 1910

Влюбленные Вечер 1910

Волшебница 1915

Волшебница 1915

Галантная сцена (В саду) 1918

Галантная сцена (В саду) 1918

Дама в голубом (Портрет художницы Е М Мартыновой) 1897-1900

Дама в голубом (Портрет художницы Е М Мартыновой) 1897-1900

Дама у пруда 1896

Дама у пруда 1896

Дремлющая дама в черном платье 1909

Дремлющая дама в черном платье 1909

Куртизанки 1903

Куртизанки 1903

Лето 1919

Лето 1919

Натюрморт Интерьер 1931

Натюрморт Интерьер 1931

Ночное свидание 1920-е

Ночное свидание 1920-е

Окно - дверь - пейзаж (Открытая дверь в сад) 1934

Окно - дверь - пейзаж (Открытая дверь в сад) 1934

Осмеянный поцелуй 1908

Осмеянный поцелуй 1908

Остров любви 1900

Остров любви 1900

Пейзаж с озером 1896

Пейзаж с озером 1896

Пейзаж с радугой 1919

Пейзаж с радугой 1919

Письмо (Таинственный посланец) 1896

Письмо (Таинственный посланец) 1896

Русский балет 1930

Русский балет 1930

Спящая молодая женщина в парке 1922

Спящая молодая женщина в парке 1922

Фейерверк 1922

Фейерверк 1922

liveinternet.ru

subscribe.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта