Описание картины Ганса Гольбейна «Мертвый Христос». Картина гольбейна
«Послы» Ганса Гольбейна Младший, двойной портрет «Послы»
Портрет Шарля де Солье. 1534-35 гг
В портретах Ганса Гольбейна чувствуются светские гуманистические идеи, в которые иногда вплетены религиозные мотивы и античные образы. Эти черты характерны для всего Северного возрождения, однако, образы, которые создает Гольбейн — очень своеобразны. Люди в его портретах гармонично и органично вписаны в мир предметов, которые их окружают. Кроме внешней гармонии, Гольбейн передает и гармонию внутреннюю — лица спокойны, уравновешенны и человек полностью сливается со своим пространством. Альбрехт Дюрер писал портреты с тенью мук и страданий человеческой души, его герои мятежны по своей натуре. Специфика и притягательность портретов Гольбейна в том, что ему удалось показать мир и человека в его естественности и ясности, передав через них свое оптимистическое, жизнеутверждающее мировоззрение. Ганс Гольбейн родился в Аугсбурге предположительно в 1497 году, учился живописи у своего отца. Но карьера большого художника началась, когда он в 1514 году переезжает в Базель — один из крупнейших культурных центров того времени. Первой крупной работой художника стали иллюстрации к произведению Эразма Роттердамского «Похвала глупости». Роттердамский был для Гольбейна не просто заказчиком, но и хорошим другом. Помимо портретов и иллюстраций, Ганс пишет несколько религиозных картин, а также занимается декорированием интерьеров, ксилографией и росписью фасадов. Однако, в 1526 году из-за разгоревшихся в Базеле религиозных столкновений — Гольбейн, получив ряд рекомендаций от Роттердамского, переезжает в Англию и останавливается у Томаса Мора (тогда он пишет его портрет). Через два года он вернется в Базель, но в 1532 году окончательно переедет в Англию, оставив в Швейцарии жену и дочь. За годы его отсутствия многое изменилось: влиятельные в Лондоне люди, которые помогли Гансу во время первого визита, попали в немилость к королю Генриху VIII; Томас Мор, убежденный католик — был обвинен в государственной измене и казнен главой новоиспеченной англиканской церкви.Король Генрих VIII
Тем не менее, Гольбейн не только устраивается в непростой обстановке, но и становится придворным живописцем короля. В эти годы Гольбейн пишет свои самые значимые работы — в основном это заказы влиятельных англичан. После смерти своей жены, король Генрих подыскивал кандидатуру для четвертого брака и чтобы сделать правильный выбор, поручал Гансу рисовать портреты потенциальных невест — настолько велико было доверие к Гольбейну и его портретам. В 1533 году Гольбейн пишет одну из своих лучших работ — двойной портрет «Послы». На картине изображены французские посланники — Жан де Дентевиль и епископ Жорж де Сельв. Дентевиль хотел биографический портрет и подробно описал Гольбейну все элементы и детали будущего шедевра. Специфика двойных портретов в том, что здесь нет единого центра для зрительского внимания — фигуры людей дополняют друг друга с помощью предметов, которые в свою очередь создают символическую нить произведения. Двойной портрет невероятно сложный жанр в живописи, поскольку важно удержать баланс между действующими лицами и в то же время показать их связь друг с другом и с пространством.Верхняя же полка располагает предметами «высшего» назначения. Солнечные часы, астрономический глобус, квадрант и гномон — все эти предметы предназначены для постижения законов Вселенной, космоса и времени. Предметы на верхней полке этажерки как будто парят на изысканном восточном ковре над всем земным миром. К слову, ковер задает стиль всей картине — без него получилась бы совсем не то. Очень удачно подобрана и зеленая драпировка, которая создает глубину пространства и цвета. В верхнем левом углу можно заметить часть небольшого серебряного распятия, которое всегда следит за делами человека и напоминает о смерти. Но эпоха Средневековья закончилось и здесь лик Христа уже только выглядывает из-за занавески.
Наконец, переходим к самому интересному, загадочному и важному элементу картины. Непонятное вытянутое пятно в нижней части картины — искаженный в перспективе человеческий череп. Этот, странный на первый взгляд, элемент и сделал шедевр Гольбейна столь популярным. Прием намеренного искажения формы получил название «анаморфоз» и впервые был описан в записях Леонардо да Винчи. Чтобы увидеть истинное изображение — человеческий череп — зритель должен переместиться вправо от центра картины. Пользуясь компьютером, вы можете попробовать изменить угол обзора но, разумеется, естественную форму черепа можно увидеть только на подлиннике. Гольбейн использует этот оптический прием, чтобы показать образ двойного зрения при взгляде на жизнь и на смерть. Когда зритель смотрит на картину в привычном положении — он видит жизнь двух людей, с их интересами, заботами, радостями; а смерть предстает иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимание. Но при особом рассмотрении — смерть становится единственной реальностью, она перечеркивает всю жизнеутверждающую часть картины, жизнь кажется иллюзорной и ни научные достижения, ни власть, ни деньги, ни прогресс — ничто не кажется реальным и значимым перед лицом смерти. Ганс Гольбейн создал настоящий шедевр — картина, в которую вложены все гуманистические представления того времени. Картина об истинных ценностях бытия, о жизни и о смерти. Гольбейн написал не портрет двух послов, а портрет эпохи.
Ганс Гольбейн Младший | Artifex.ru
Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein der Jüngere) – немецкий живописец, с детства постигший тайны профессии. Его отец, Ганс Гольбейн Старший, прививал сыну любовь к искусству и обучал его живописи. Поэтому неудивительно, что у мальчика рано сформировались понимание прекрасного и собственный творческий стиль.
В 18 лет юноша переехал из Аугсбурга в Базель (Швейцария). Там он вместе со своим братом работал в мастерской Хербстера. Уже тогда художнику удалось выполнить несколько важных заказов. Например, он написал портрет бургомистра и его жены.
Но успех к юному Гольбейну пришел не сразу. Ему приходилось писать не только портреты: фрески, иллюстрации для книг, декор фасадов зданий – всё это стало сферой его деятельности. Разнообразный труд помог Гольбейну найти себя, утвердиться в выбранном направлении и подготовиться к более серьёзной работе.
Влиятельные городские персоны проявляли интерес к творчеству Ганса. Так, по заказу бургомистра Якоба Мейера в 1526 году Ганс Гольбейн Младший написал полотно «Мадонна бургомистра Мейера». Взглянув на него, невольно вспоминаешь великих итальянских художников Возрождения. Лаконичность в изображении фигур, гармония цвета, лицо и волосы Девы Марии, словно подёрнутые дымкой…
Но внимательный зритель не даст ввести себя в заблуждение. В несколько грубоватой реалистичности людей на картине, в контрасте света и тени ясно виден стиль немецкого художника.
Но правдивость в работах Гольбейна не всегда была такой же безобидной, как в случае с «Мадонной». Одна из самых известных картин живописца «Мёртвый Христос в гробу» одновременно и отталкивает, и пленяет.
Вокруг неё было множество споров, ведь Гольбейн изобразил мёртвого Христа не безмятежным и нетленным, а пугающе материальным, таким, каким выглядит умерший человек. За эту работу Гольбейна священнослужители не раз называли безбожником, ругали и осуждали его на протяжении веков. Но, пожалуй, никто не поспорит с тем, что работа производит на зрителя колоссальный психологический эффект.
На теле Христа на этой картине видны следы разложения, он совершенно один и находится в темноте. Необычный размер полотна (30,5 на 200 см) усиливает гнетущее ощущение. Дерзкое творение Гольбейна попало даже в русскую классику: в романе Достоевского «Идиот» князь Мышкин говорит, что «от этой картины у иного вера может пропасть».
С 1526 по 1528 год Ганс Гольбейн Младший жил в Англии, где его с радостью принял Томас Мор – знаменитый автор «Утопии». Там художник с головой погрузился в создание портретов. Но более насыщенным стало его второе пребывание в Лондоне, во время которого Гольбейн стал придворным художником короля Генриха VIII и рисовал многочисленные портреты этого монарха.
Стали ли работы Гольбейна менее интересны зрителю сейчас, спустя пять веков после их создания? Можно утверждать, что нет. Напротив, его творчество часто напоминает не произведения 16 столетия, а современное искусство. Особенности изображения человеческой головы, цветовые решения и необычные приёмы композиции словно пришли к живописцу из будущего. Вспомним хотя бы его «Портрет дамы с белкой»: выбранный ракурс, соотношение фона и фигуры на первом плане наводят на мысль об искусстве XX-XI веков.
А такие символы, как белка и скворец дают почву для размышлений, зачем они появились на портрете и почему им уделено столько внимания. Ганс Гольбейн Младший умел не только решительно и точно изображать на холсте действительность, но и задавать скрытые вопросы, ответы на которые спрятаны слишком глубоко.
artifex.ru
Графика Ганса Гольбейна Младшего | В мире интересного
Ганс Гольбейн (1497–1543 гг.) родился в городе Аугсбурге в семье живописца. Брат Ганса – Амброзиус пошел по стопам отца, дед был золотых дел мастером. Несмотря на то что аристократический Аугсбург давал широкие возможности творческого роста, Ганс Гольбейн Младший переезжает в Базель – свободный город на Рейне, прославленный своими гуманистами и теологами.
Ганс Гольбейн. «Астролог и теолог». Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. 1515-1516 гг.
«Есть из них и такие, которые предсказывают будущее по течению звезд, возвещают чудеса … и на счастье свое находят людей, которые всему этому верят» (Эразм Роттердамский).
Одной из первых работ Гольбейна в области книжной иллюстрации являются его рисунки на полях издания «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. Книга нидерландского мыслителя первый раз была издана в 1511 году и выдержала около 40 изданий. Экземпляр 1515 г., находившийся у базельского гуманиста и учителя Гольбейна, был украшен рисунками нескольких художников. Всего книга содержала 82 рисунка, 27 из которых выполнил Ганс Гольбейн, а 23 – его родной брат Амброзиус.
Изображения, приписываемые Гольбейну, принято разделять на две стилистические группы: рисунки коричневатыми чернилами, обнаруживающие некоторую угловатость, и иллюстрации, выполненные черным тоном, отличающиеся большей изяществом и мастерством. И те, и другие миниатюры могли быть выполнены одним и тем же художником, варьирующим свою еще не устоявшуюся манеру рисунка.
Стилистика графики молодого Гольбейна связана с традициями гравюры: короткий штрих, четкость контура. Изображения при всей своей композиционной стройности и живости не образуют с текстом продуманного ансамбля: рисунки иногда перекрывают текст, не вписываясь в узкие рамки полей. Однако эта особенность не является художественным недостатком, так как легкие рисунки, не перегружающие рукопись активными тоновыми пятнами, прекрасно сочетаются с рукописными замечаниями базельского учителя Гольбейна.
Этот комментарий вместе с повторяющимися витиеватыми росчерками пера усложняет содержательную структуру страницы, на которой помещен основной текст и печатный комментарий на полях, принадлежащий Эразму Роттердамскому. Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги, и, наконец, изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания.
В своих композициях молодой художник часто использует профильные изображения из-за их характерности и тяготению к плоскости, силуэтности. Благодаря этому приему, миниатюры хорошо «садятся» на страницу, не нарушая эстетики двухмерного пространства.
Шутливый язык нидерландского гуманиста и обилие риторических красот в его произведении находят в лице молодого художника талантливого интерпретатора. Ганс Гольбейн довольно тонко чувствует литературную специфику оригинала, однако, в его иллюстрациях присутствует больше мягкости, чем в саркастических рассуждениях Эразма Роттердамского, подвергающего насмешкам все явления жизни и не предлагающего ничего, кроме тотального отрицания существующего миропорядка.
В 1520-е годы Гольбейн работает для печатни Иоганна Фробена. В эти годы он находит талантливого исполнителя своих произведений в технике ксилографии – резчика Ганса Лютцельбурга. К этому времени относятся не только характерные титульные листы, отличающиеся сложным и изысканным композиционным решением, но и книжные иллюстрации.
Гравюры Гольбейна отличаются агрегатным принципом композиции, то есть нарочито плотным заполнением пространства, характерным для искусства готики и барокко. Интересно отметить, что в творчестве некоторых немецких художников принципы готической изобразительности, минуя ренессансный этап, постепенно приобретают барочные черты. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Выразительные фигуры в обрамлении из акантов и рогов изобилия производят впечатление изображения-эмблемы. Тоновая однородность ксилографий сообщает им сходство со страницей текста, что дает возможность гармоничного взаимодействия печатного слова и изображения.
Алфавиты Ганса Гольбейна.
В числе элементов книжного дизайна, над которыми работает художник, нужно назвать такую интересную сферу его творчества как фигурный инициал. Он создает много произведений в этой области, изобретая целые тематические алфавиты, число которых достигает пятидесяти.
Традиции украшения книги как единого художественного ансамбля в Германии тесно связаны с венецианской книгоиздательской традицией. Она включала титул с историческим или аллегорическим сюжетом в архитектурном обрамлении, орнаментальную рамку для первой страницы текста, заставки, инициалы, издательский знак.
Первыми опытами художника в этой сфере являются орнаментальные алфавиты, связанные с венецианской традицией. Гольбейн дополняет идею растительного орнамента изображением зверей. Впоследствии он, в основном, разрабатывает фигурные инициалы с разнообразными сюжетами и персонажами.
В 1522–24 гг. художник создает Большой и Малый Детские алфавиты с изображением играющих путти. Эта тема приходит в европейское искусство из античных декоративных композиций, которые стали известны, благодаря сохранившимся раннехристианским памятникам.
«Игры амуров» – сюжет, встречающийся как в живописи Возрождения, так и в искусстве последующих эпох. Он по-разному интерпретировался в эпоху рококо и классицизма и показал большую долгожизненность. Персонажи Гольбейна играют, занимаются ремеслами, моются в бане, соревнуются друг с другом. Изобретательность мастера в данном случае не знает предела.
Цикл «Плясок смерти» Ганса Гольбейна.
Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям. Многие рядовые произведения средневековой книжности касаются этой темы, которая превратилась в своеобразный канон рассуждения о бренности земного бытия. Этот канон включает следующие положения: смерть посекает молодых и старых, от нее не спасется даже монарх, с ней невозможно воевать, от нее нельзя откупиться.
По этой схеме обычно строится почти любой текст на данную тему, предполагая большую или меньшую степень развернутости. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Расширение данной риторической формулы происходит за счет нанизывания новых, иногда однотипных, мотивов. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Данная книга, являясь настоящей энциклопедией ходовых средневековых сюжетов, включает, конечно, и традиционное размышление о смерти.
«О смерть! Всех сметает с земли твоя длань бедоносная! …
Сметешь и меня: всем живым ты противница злостная; …
О смерть! Пред тобою сильнейший ничтожен и слаб,
Никто из твоих беспощадных не вырвется лап,
Равны пред тобой злой и праведный, рыцарь и раб,
Ты в жалкую персть обращаешь монархов и пап …
Нельзя от тебя убежать, невозможно укрыться,
Нельзя с тобой спорить, нельзя от тебя откупиться,
Кто знает, когда к его полю пожалует жница?»
(Хуан Руис. «Книга благой любви». XIV в.).
В художественной культуре данная тема также имела достаточный резонанс, являясь поводом создания монументальных церковных росписей.
Чаще всего данный сюжет изображался в виде хоровода, в котором чередуются образы представителей разных сословий и возрастов с человеческими остовами, символизирующими смерть.
Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г.
Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти. Особенностью этой композиции является отсутствие повторов. Обращает на себя внимание разнообразие линейного, пластического и пространственного ритма.
Хотя изображение очень невелико по размеру, художник удивительным образом добивается эффекта плановости, помещая живых и инфернальных участников хоровода то на первом, то на втором плане.
Вторично к данной теме мастер обращается в жанре фигурного инициала. Алфавит «Пляски смерти» был издан в печатне Бебеля и Кратандера в 1524 г. В этой графической работе мастер разбивает традиционный хоровод на пары, нарушая старую традицию и сообщая своим персонажам острые психологические характеристики, которые передаются лишь динамикой движения.
Третий раз художник интерпретирует тему «Плясок смерти» в жанре небольших ксилографий, которые образуют цикл из 58 гравюр под названием «Imagines moris» («Образы смерти»), 1523–1524 гг.
dosoaftor.ru
Описание картины Ганса Гольбейна «Автопортрет»
Художник создает небольшой автопортрет. При этом он использует скупые средства. Именно к ним он прибегает в своем творчестве все чаще и чаще.
Традиционно Гольбейн изображал своих моделей на абсолютно нейтральном фоне. Но здесь он делает его золотистым, чтобы напомнить о Средних веках. В те времена такой цвет был символом небес. Данный прием позволяет перевести изображение в некий возвышенный план.
Гольбейн максимально четко передает каждую деталь своей внешности. Лицо его немного широкое, глаза слегка косят, пушистая борода имеет небольшую длину.
Взгляд впечатляет особой сосредоточенностью. Мы видим, что в них сквозит невероятно искренний интерес ко всему происходящему. Но при этом смотреть так может лишь тот человек, который привык смотреть на все под невероятно широким углом. Именно так свойственно смотреть на мир настоящим художником. Взгляд вблизи позволяет очень широко охватить всю панораму.
Гольбейн изображает себя вполоборота. Но при этом зритель чувствует на себе пытливый взгляд его мудрых темных глаз. Правильные черты лица и плотно сжатые губы говорят нам о том, что живописец – волевой человек. Можно почувствовать его мудрость и особый взгляд на мир.
Живописец умело пользуется цветами. Мазки его кисти поражают особой выразительностью. Оттенки коричневого и синего цветов создают особую гармонию. Гольбейн пишет невероятно живой портрет. Кажется, еще одно мгновение, и художник улыбнется зрителям или скажет что-то.
Перед нами мастерская работа портретиста. Перед написанием каждой картины художник сначала наблюдал за моделью. При этом он стремился выделить главные черты характера человека. В результате он давал очень точную и обязательно полную характеристику. Таким же образом он работает и над своим автопортретом. В результате ему удается подметить главные черты своего характера и изобразить их.
opisanie-kartin.com
Описание картины Ганса Гольбейна «Мертвый Христос»
Гольбейн – один из величайших немецких художников. Жил в 16 веке, был небогат, не брезговал ремесленными работами, чаще всего писал на религиозные либо мифологические темы. Для него характерна легкость и живость кисти, внимание к деталям, некоторый едкий сарказм и отсутствие склонности к лести. Среди его картин портреты и фрески, иконы для знатных семей и работы “для души”, которые, как правило, кажутся потомкам наиболее стоящими внимания.
“Мертвый Христос” написана против всяких канонов, в манере своеобразно дерзкой и даже немного жуткой. Обычно Христос, изображающийся в гробу, представляется художникам величественным и спокойным, даже во смерти сохранившим некое божественное достоинство. Он нетронут разложением, на нем чистые одежды, он выглядит всецело готовым к собственному торжеству над смертью.
“Мертвый Христос” же Гольбейна – обычный, всецело человеческий труп. Он уже окоченел, видна рана от копья под ребрами, кровавые раны на руках и ногах от гвоздей, царапины на лбу. Волосы слиплись и сбились в колтун, остекленевшие глаза закатились, рот приоткрыт, и видна уже легкая тень тления, которая неудивительна, учитывая трехдневный срок заключения во гробу. В нем нет ни величия, ни тихого покоя. Он выглядит также, как выглядел бы любой мертвый распятый.
Многие считают эту картину следствием безбожия Гольбейна. Достоевский, устами князя Мышкина в “Идиоте” говорил о ней – “Ведь от такой у иного и вера может пропасть”. Другие же считают, что вся неприглядность, вся пустота и мерзость смерти была показана Гольбейном именно для того, чтобы ярче и восхитительнее было воскресение. Из настоящей смерти, неподдельной, со всей её грязью и отвращением – в жизнь вечную, в нетленность и покой.
Определенности, впрочем, нет. Сам художник уже несколько веков в могиле и ничего уже никому не объяснит.
opisanie-kartin.com
Описание картины Ганса Гольбейна «Генрих 8»
Ганс Гольбейн много внимания уделял передаче пластичных свойств предметов, образованию света. Его привлекали материалы, которые были сделаны из изображаемых им вещей. Он очень умело передавал на картине аксессуары, одежду, которая окружает человека. В историю живописи он вошел как очень крупный мастер портрета.
Когда шли религиозные войны, Гольбейн переехал в Англию. И там много лет он служил при дворе в качестве придворного живописца. Его произведение «Портрет Генриха VIII» – это единственный портрет работы этого мастера, который дошел до наших дней.
Король Англии Генрих VIII – очень противоречивая фигура. Он был очень способным в науках, музыке. Умел играть на нескольких инструментах, у него был красивый голос. За 38 лет его правления произошло много запоминающихся событий, и прежде всего тем, что у него было шесть жен, двоих из них он велел обезглавить.
На костюме изображенного короля пуговицы, украшения сделаны из золота, а фон создан с помощью очень драгоценного в те времена, синего пигмента (ультрамарина).
Еще не зная, кто изображен на картине, сразу видно по его позе, одежде, украшениям, что изображен очень знатный человек. Король был крупного телосложения. У него очень гордая, прямая осанка, в полусогнутой руке держит перчатку, на обеих руках есть перстни. В его глазах угадывается ум, твердость характера, определенный жизненный опыт. Само его лицо мало отражает какие-либо эмоции, что может указывать на его небольшую скрытность.
Его сжатые и тонкие губы говорят о том, что он человек тщеславный, быстро стремится достичь желаемого. Такой человек всегда серьезно говорит о своих намерениях.
Нижняя губа толще верхней, что указывает на умение убеждать, способности сосредотачиваться на делах. Про таких говорят, что любит больше дел, меньше слов.
opisanie-kartin.com