Описание картины Александра Иванова «Портрет Гоголя». Картина гоголь


Иллюстрации произведений Н.В Гоголя. Часть II

originalОднако многие гоголевские произведения оставались еще не иллюстрированными. Поэтому естественным было желание ряда художников второй половины века расширить круг иллюстрируемых произведений великого писателя.

В шестидесятых и, главным образом, в семидесятых годах были созданы многочисленные иллюстрации к украинским повестям Гоголя. В работе над ними художники обращаются к углубленному изучению народного быта Украины. Это соответствовало и растущему интересу со стороны передового русского искусства к национальному своеобразию братского украинского народа, к его нравам и обычаям.

Одним из ранних проявлений этого интереса явились рисунки к «Вию» скульптора и графика Михаила Осиповича Микешина (1836—1896), автора известных памятников «Тысячелетию России» (в Новгороде) и «Богдану Хмельницкому» (в Киеве).

Михаил Осипович Микешин (1835–1896)

Михаил Осипович Микешин (1835–1896)

Михаил Осипович Микешин родился 9 (21) февраля 1835 года в деревне Максимково Смоленской губернии близ Рославля. Обучался в Смоленске у местного иконописца. В 1852 поступил в Академию художеств, где обучался по классу батальной живописи под руководством Б. П. Виллевальде. В 1858 году с отличием закончил Академию, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург». Проявившееся в годы учёбы романтическая трактовка патриотических тем принесла ему внимание царской семьи и Микешин был приглашен обучать рисованию Великих княжен.

Несмотря на то, что Микешин был,прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника тысячелетия России в Новгороде победил на конкурсе (1859) и был принят к исполнению. Для того, чтобы руководить исполнением проекта, Микешин изучал скульптурную технику у И. Н. Шредера.

В результате М. О. получил множество подобных заказов. Созданные по его проектам памятники Кузьме Минину в Нижнем Новгороде, адмиралу Грейгу в Николаеве и Александру II в Ростове-на-Дону стали иллюстрацией официальной формулы «самодержавие-православие-народность».

Немногие Микешинские памятники пережили годы Советской власти. Среди них — памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873) и памятник М. Ю. Лермонтову, Богдану Хмельницкому в Киеве (1888), Ермаку в Новочеркасске (1904) и уже упомянутый памятник тысячелетия России в Новгороде. Проекты Микешина побеждали и в международных конкурсах (например, памятник Педро IV в Лиссабоне).

В 1876—1878 годах Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры и публиковал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко.

В 1892г. вместе с Ф.Ф. фон-Каналошый-Лефлером, будущим председателем, М.О. Микешин стал одним из главных основателей первого официально признанного Правительством (МВД) общества эсперантистов «Espero» («Надежда») в С.Петербурге. Обладая правами создавать свои отделения по всей стране и заниматься издательской деятельностью, это общество сыграло важную роль в распространении эсперанто в России.

Михаил Осипович Микешин скончался 31 января, 1896 года в Санкт-Петербурге.

Мысль иллюстрировать «Вия» явилась у Микешина, повидимому, еще в шестидесятые годы, хотя вплотную к этой работе он приступил лишь в семидесятых годах. Произведение Гоголя пленило художника смесью фантастического с реальным, широкой возможностью реалистически правдиво и вместе с тем не без юмора показать украинский народный быт, столь хорошо знакомый художнику и столь им любимый. Большинство иллюстраций к «Вию», дошедших до нас в самом разнообразном виде — и в оригинальных рисунках автора (сепией, карандашом, а иногда пером и тушью), и в гелиогравюрах (с последующей подгравировкой клише), и в литографиях, и в журнальных гравюрах на дереве, датировано 1872—1877 гг. Иллюстрации эти никогда не были собраны вместе, в одном издании. Поэтому попытка дать хотя бы предварительный перечень их представляет известн

litobozrenie.com

Иллюстрации к "Портрету " Н.В.Гоголя

 Александр Иванов. Портрет Н.В.Гоголя. 
<br /><br /><br /> Alexander Ivanov. Portrait of Nikolai Gogol.

  «... я изображен, как был в своей берлоге, – писал Гоголь об этом портрете, – , в халате  с длинными взъерошенными волосами и усами”»...Он не хотел выглядеть таким в глазах современников, а портрет опубликовали без его спроса и ведома .Есть более официальные портреты,известные из учебников литературы. Но этот-" глубоко домашний, где изображен Гоголь-весельчак, Гоголь приятельского круга"-гораздо более живой.   . А . Иванов писал его в Италии как подготовительный этюд и к окончательному портрету писателя, и  к картине "Явление христа народу". А Гоголь в это же время писал с Иванова своего героя повести "Портрет"-того,который сумел преодолеть дьявольскую силу  созданного им  без любви портрета ростовщика.  

Как только мы коснулись темы портрета ,стало ясно,что  гоголевская одноименная повесть является великолепным материалом,позволяющим говорить о том, чем должен являться портрет , и чем вообще отличается произведение искусства от претензии на него.http://www.youtube.com/watch?v=EmE14o-fJAs  -это небольшой сохранившийся фрагмент экранизации повести "Портрет" 1914 (15 ?) года.

Ну а нашим "учащимся классической гимназии " , прекрасно справившимся с анализом портретов 19 века, как и было обещано ,предлагаются на суд иллюстрации к повести Н.В.Гоголя "Портрет"- к той ее части,которую мы успели прослушать. 

                                  .

Попробуйте ответить на вопросы к одному или более из 5 изображений(№ 1,2,3,4,7) В ВИДЕ СВЯЗНОГО ТЕКСТА.Я даю вводную фразу и вопросы.Вы продолжаете текст.Итак....

  №1.       По пустынной петербургской улице идет художник Чартков с портретом в руках...

***Рад ли он своему приобретению? Почему? О чем он думает?Почему художница не изобразила других людей? Зачем ей понадобилось контрастное освещение?Почему даже окна выглядят как пустые слепые глазницы? Какое впечатление возникает у вас при взгляде на картину?

№1Пальникова М.А.  Цветная линогравюра. ( О способе изготовления таких изображений можно узнать здесь http://vimeo.com/30426502  )

№2 . Молодой художник Чартков медленно идет по набережной и несет под мышкой картину ,которую только что купил в лавке (маленький магазинчик)....

   *** Сюжет тот же ,что на первом изображении,но вИдение художницы иное.И художник,и картина повернуты к нам лицом. О чем  задумался Чартков? Какое у него настроение? Какое впечатление производит лицо на купленном им  портрете(хотя изображение неполное и нечеткое)?Что изображено на переднем плане картины Е.Кибрик и с какой целью? На картине есть три крупных темных  пятна-какие? Можно ли попробовать установить между ними связь?Какова,на ваш взгляд,главная мысль картины?

№2Кибрик Е.А.(№2,3)

№3    Чартков на картине Кибрик сидит перед кучей золотых монет ,но взгляд его устремлен не на них...    **** О чем он задумался? Заметна ли радость на его лице? Почему? Симпатичен ли вам этот человек?(обосновать) . Статуэтка на заднем плане и мольберт намекают на род его занятий . Связаны  они на картине с горкой денег на столе и если да,то каким образом? Какое решение примет этот человек? 

  №4 .одна из иллюстраций Кукрыниксов к повести 

Чартков стоит в лавке,скрестив на груди руки,и внимательно смотрит на портрет.

   ***.О чем он задумался и каков ход его мыслей, судя по выражению его лица?Нравится ли ему портрет ,и хочет ли он его покупать? Почему так сложно принять решение? Какими средствами авторы иллюстрации( Кукрыниксы-это три художника: КУприянов,КРЫлов,НИКолай Соколов ) заставили нас сосредоточить внимание на Чарткове?Кем является второй человек,находящийся в лавке? Чем он отличается от Чарткова?Что хотели показать нам Кукрыниксы,выбрав этот сюжет для своей картины?

.

   

 №5  ,6, 7. - это илл. В.Панова. К № 5 и 6  у меня никаких вопросов нет Просто посмотрите и получите удовольствие . А вот к последней- 7-й репродукции-есть. 

                     №7  Сюжет тот же,что на илл .№.3,  но художник иначе расставил акценты.

Чартков сидит за столом,глядя на груду денег перед собой.

.

****Что ощущает молодой человек?В каком направлении работают его мысли? Какую идею несет это изображение и как цвет помогает ее передать?отличается ли герой этой картины от Чарткова на репродукции № 3 ? (объяснить). Что,на ваш взгляд ,должно произойти с героем в ближайшем будущем?                

                   Желаю всем интересных идей!</lj-cut>

the-magic-of.livejournal.com

ЧТО РИСОВАЛ ГОГОЛЬ? - Всякая всячина

Bo4kaMeda

«Из Бадена Гоголь ездил со мной и моим братом на 3 дня в Страсбург, — сообщает задушевная подруга Гоголя Александра Осиповна Смирнова-Россет. — Там в кафедральной церкви он срисовывал карандашом на бумажке орнаменты над готическими колоннами, дивясь изобретательности старинных мастеров, которые над каждой колонной делали отменные от других украшения. Я взглянула на его работу и удивилась, как он отчетливо и красиво срисовывал.

— Как вы хорошо рисуете! — сказала я.

— А вы этого и не знали? — отвечал Гоголь.

Через несколько дней он принес мне нарисованную пером часть церкви очень искусно».✂…</font>">

Александр ИвановПортрет Н. В. Гоголя. 1841 Русский музей, Санкт-Петербург

Пётр СоколовПортрет А. О. Смирновой-Россет. 1834-1835Картон, акварельВсероссийский музей А. С. Пушкина

Если воспринимать слова прекраснейшей Александры Осиповны всерьёз, недолго решить, что Гоголь и впрямь был художником. Не гениальным художником слова, что очевидно и общеизвестно, но еще и мастером карандаша и кисти, рисунка и колорита.

Биография Гоголя, проводившего в Риме, месте паломничества (а официально говоря — стажировки) профессиональных художников, больше времени, чем в России, также наталкивает на мысль, что у писателя вполне могли быть какие-то художественные опыты. Бдения за мольбертом. Выезды на этюды. Может быть, даже не известные нам шедевры.

Тем более, в Риме Гоголь вращался среди живописцев. На известном дагерротипе «Гоголь с русскими художниками в Риме» он размещается в самом центре. Разве это может быть случайностью? Ведь кому, как не им, окружающим Гоголя плотным кольцом, знать, чего стоит визуальный центр композиции! «Гоголь — вот центральная фигура среди русских художников», — как бы сообщает нам расстановка персон на фото.

Гоголь с русскими художниками в Риме. 1845 год.В середине XIX века идея о том, что Гоголь сам иллюстрировал свои произведения, была столь популярна у публики и до такой степени не вызывала сомнений, что многие рисунки (к «Ревизору», например) совершенно необоснованно приписывались писателю.Анна Андреевна и Марья Антоновна. Рисунок к «Ревизору», приписывавшийся Гоголю. Местонахождение оригинала неизвестно.

Еще одна иллюстрация к комедии «Ревизор», ошибочно атрибутированная Гоголю.

Принадлежность этого рисунка 1836 года Гоголю до сих пор остается вопросом дискуссионным.

Понадобились усилия многих исследователей (например, профессора словесности Михаила Сперанского и литератора Петра Гнедича), чтобы доказать: в действительности Гоголь не мог быть автором этих иллюстраций. Он немного рисовал пером и карандашом, неплохо умел копировать, но его мастерство всё же оставалось на уровне дилетанта.

Для второго издания «Мертвых душ» Гоголь собственноручно оформил титульную иллюстрацию — виньетку, как её тогда называли. Она иногда повторяется и в современных изданиях. И это легко понять: всё, вышедшее из-под пера гения, априори считается бесценным. Всё, что даже неумело и бегло начертали его пальцы, не может не волновать: это нарисовал Гоголь! Выражение «исполнено рукою Гоголя» само по себе действует магически.

Николай Васильевич ГогольВиньетка для титульного листа «Мертвых душ»1840-еОднако находились и те, кто судил невзирая на лица и осмеливался трезво оценить недостатки рисунка. В первой трети ХХ века это был некто А. Некрасов — искусствовед, доказывавший, что рисунки к «Ревизору», показанные выше, принадлежал не Гоголю, а художнику Александру Иванову. Ученый писал: «Очень плоха по выполнению и крайне бедна по изобретательности известная виньетка титульного листа к изданию „Мертвых душ“ 1842 г. Составленная из однообразных неуклюжих завитков, тяжеловесная виньетка имеет несколько фигурных изображений совершенно кукольного характера, исполненных с тщательностью робких самоучек».

Юношеские рисунки Гоголя

Итак, самоучка. Гоголь и вправду пытался учиться живописи, однако все его попытки остались незавершёнными, хотя склонности к рисованию (или, как говорили в родной Малороссии, «малярству») у будущего автора «Портрета» и «Мёртвых душ» были с детства. Сохранилась страница из тетради 12-летнего Гоголя по ботанике с очень точным изображением лугового растения пижмы (тысячелистника).

Рисунок Гимназиста Николая Яновского из тетради по ботанике. 1820.Источник: РИА Новости

В Нежинской гимназии Гоголь мало преуспел в точных науках, зато увлекался театром, литературой и рисованием. Он завёл себе рукописный компендиум, который назвал «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия». Туда Гоголь вносил разнообразнейшие сведения из книг, уроков и просто разговоров, которые по каким-то причинам считал важным запомнить.

Как устроена одежда персов или кафтан русских бояр. Как одеваются малороссияне и в чем разница между жупаном и кунтушем. Чем ткань едамашка отличается от ткани полубатенок. Дрибушки — это мелкие косы, а синдячки — разноцветные ленты. Целая коллекция украинских идиом с русским переводом вроде «жижки у його дріжать» (ему сильно хочется) и «пускати бісики» (куры строить). Как празднуют свадьбы и в каком месяце определённый цветок нужно высаживать в землю. Как должны быть расположены ложи в театре и как правильно играть «в свиньи». Классификации, перечни, различия. Масса разношерстных сведений, одни из которых вскорости прямо попадут в «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», другие инкогнито проникнут в «Мертвые души» и «Петербургские повести», а третьи так и останутся неиспользованными.

Всё это Гоголь сопровождал иллюстрациями, которые увлеченно копировал из книг

Слева: Оружие и доспехи древних греков. Рисунок Николая Яновского (Гоголя) для издаваемой им в школьные годы «Книги всякой всячины, или Подручной Энциклопедии»

Справа: Музыкальные орудия древних греков. Рисунок Гоголя из «Книги всякой всячины, или Подручной Энциклопедии». (Место хранения – рукописный отдел Российской государственной библиотеки, в прошлом библиотеки им. Ленина, Москва)

Боярский костюм XVII века. Рисунок Гоголя из «Книги всякой всячины, или Подручной Энциклопедии».

«С Пушкиным на дружеской ноге»: Гоголь рисует Пушкина

История знакомства Пушкина и Гоголя общеизвестна. 1828 год. 20-летний выпускник Гимназии высших наук в Нежине Гоголь только-только явился в Петербург. Пушкин — уже поэт первой величины. В столице он снимает номер в гостинице «У Демута». Однажды днём туда направляется Гоголь — засвидетельствовать почтение. Его встречает заспанный слуга: «А барин спит еще — лёг под утро». «Верно, всю ночь работал?» — с придыханием спрашивает Гоголь. «Какой там! В карты резался!»

Пушкин хохотал над «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и подарил Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ». Сохранилось изображение троящегося пушкинского профиля, сделанное Гоголем в начале 1830-х годов.

Николай Васильевич ГогольАлександр Пушкин1830-еНо и этот рисунок не авторское видение Гоголя — скорее неумелая попытка скопировать пушкинские автопортреты. «Уловив типический профиль Пушкина, — пишет исследователь, — Гоголь совершенно не сумел поставить и вообще передать глаз, а также подбородок, хотя и пытался набросать профиль несколько раз. Как и в других случаях, мы видим робость и неуверенность линий и полное отсутствие моделированной формы».

А самобытных рисунков Гоголя, чего-то такого, что представляло бы самостоятельную художественную ценность или подтверждало бы его профессионализм как художника — их нет. Просто не существует в природе.

Рисунки Гоголя в письме к Александре Смирновой.Женские головки в изображении Гоголя

Рукописи Пушкина испещрены рисунками: собственный профиль, узнаваемые портреты друзей, очаровательные женские головки. По этим рисункам ученые с успехом воссоздавали детали пушкинской биографии. Историк Натан Эйдельман замечает, что для человека XVIII — начала XIX вв. умение рисовать было так же важно, как для нас сегодняшних — умение фотографировать.

У Гоголя — не так. Он почти не оживляет своих писаний рисунками. И, уж тем более, не рисует портретов привлекавших его женщин. Гоголь — полная психологическая противоположность Пушкину. Пушкин открыт и влюбчив. Гоголь болезненно скрытен и чуждается дам. Из пушкинских женских портретов составляется его «Донжуанский список»: Орлова и Раевская, Оленина и Корсакова, Калипсо Полихрони и Амалия Ризнич. И еще Закревская, Вельяшева, сестры Ушаковы… Изящные и живые, они — лучшая иллюстрация пушкинской пылкости, календарь его влюблённостей. Единственный документально подтверждённый роман Гоголя — его сватовство к дочери Вельегорских. Но история тёмная и в высшей степени странная.

А вот редчайшие образцы женских головок, изображённых рукой Гоголя. Никакого очарования и лёгкости. Они не влекут, как пушкинские. Скорее угрожают, внушают тревогу. Вглядишься в них подольше — и это будет уже не тревога, а какой-то хтонический ужас. И это то, как Гоголь видел и воспринимал женщин.

Поневоле вспоминаются слова философа и публициста Василия Розанова, одного из самых ярких гоголененавистников: «Интересна половая загадка Гоголя… Он, бесспорно, „не знал женщины“, т. е. у него не было физиологического аппетита к ней. Что же было? Поразительна яркость кисти везде, где он говорил о покойниках… Везде покойник у него живет удвоенную жизнью, покойник нигде не „мертв“, тогда как живые люди удивительно мертвы. Это — куклы, схемы, аллегории пороков…»«Так кто ж ты, наконец?»

Парадоксально, но в мемуарной литературе о Гоголе гораздо больше упоминаний о том, что он что-то рисовал, чем сохранившихся рисунков Гоголя. Их совсем немного, и те — лишь несмелые зарисовки.

Николай Васильевич ГогольУкраинская хата1830

Любимой темой набросков Гоголя была архитектура

Не без разочарования отмечают знатоки неуверенность линий, «дрожание рук», «отсутствие какой-либо личной системы или стиля автора» и исполнение «ниже всякого художества». В узком смысле слова художником, как бы нам ни хотелось обнаружить обратное, Гоголь не был.

Интереснее другое. Не будучи художником по профессии, Гоголь ведёт себя как художник, выстраивает свой публичный образ, то, что в ХХ веке назовут имиджем, — как художника. Он путешествует по Италии, он интересуется древностями, он сибаритствует, наконец, он экзотически одевается.

Гоголь сам по себе — живописен и колоритен. «У него была серая шляпа, светло-голубой жилет и малиновые панталоны, точно малина со сливками», — вспоминала Смирнова. «Гоголь явно щеголеватее заросших бородачей-живописцев», — замечает о фотопортрете Гоголя среди русских художников Леонид Парфёнов в фильме «Птица Гоголь». Совершенно разные малознакомые люди зовут Гоголя то «тальянцем» (итальянцем), то «гишпанцем» (испанцем), дивясь его наружности и повадкам.

Все три известных портрета Гоголя, исполненные Федором Моллером, — это не столько портрет русского писателя, сколько стилизация (причем не исключено — намеренная и сделанная под влиянием Гоголя) автопортретов великого фламандца Ван Дейка!

Федор Антонович МоллерПортрет Николая Гоголя1840-е

В начале 1848 года на австрийском пароходе «Истамбул» русский священник Петр Соловьев плыл к берегам Сирии. Конечной целью его путешествия являлся Иерусалим. Дорога была долгой и располагала к наблюдениям. Среди всех направлявшихся к святым местам внимание Соловьева привлёк «маленький человечек с длинным носом, черными жиденькими усами, с длинными волосами, причесанными a-la художник, сутуловатый и постоянно смотревший вниз. Белая поярковая с широкими полями шляпа на голове и итальянский плащ на плечах, известный в то время у нас под названием „манто“, составляли костюм путника. Всё говорило, что это какой-нибудь путешествующий художник…»

Сказать, что Гоголь странен — неверно. Он нервен, маниакально скрытен и параноидально подозрителен (психиатры полтора века дискутируют возможный диагноз, сгубивший Гоголя, — был ли это маниакально-депрессивный психоз или параноидальное расстройство). Пересекая границу, Гоголь никогда не показывал своего паспорта и всегда врал о том, куда направляется. Отсылал письма, указывая в них совсем не то место, где находился в текущий момент. Путал карты и заметал следы, хотя никто и не думал за ним гнаться или его преследовать.

Гоголю легче было прикинуться кем-то другим, чем открыться окружающим в своей подлинной сути. До сих пор ломаются копья о том, кем же был этот необычнейший человек на самом деле: аскетом или сибаритом, праведником или кощунником, поэтом (в том же смысле, в каком «Мертвые души» — поэма") или презревшим любое художество пророком?

Странствующий художник становится для Гоголя этакой ролевой моделью, маской, за которой ему удобно скрывать себя — настоящего. Да и какая, в сущности, разница, что он не писал картин и почти не оставил рисунков, если и за те немногие, что дошли до нас, любой коллекционер с удовольствием отдал бы не одну сотню «мертвых душ»?

Автор: Анна Вчерашняя

lera-komor.livejournal.com

Описание картины Александра Иванова «Портрет Гоголя»

Описание картины Александра Иванова «Портрет Гоголя»

Знаменитый «Портрет Гоголя» написан автором Александром Ивановичем Ивановым в 1841 году. Картина писана с использованием холста и масла, размер 14х13. В настоящее время картина хранится в Государственном музее Санкт – Петербурга. Знаменитый живописец работающий в жанре исторической картины.

Портрет Н. В Гоголя один из не многих портретов, которые написал Иванов. К написанию портрета художник подошел с особенным трепетом и усердностью. Иванов уважал и чтил Гоголя, он долго присматривался к облику Николая Васильевича. Современники придерживаются мнения, что именно портрет Гоголя, написанный Ивановым является правдивым прижизненным изображением поэта. Портрет был написан по заказу Жуковского. Автор работы решил написать произведение не с натуры, а с портретов, которые он саам ранее уже написал.

Художнику не составляет труда написать портрет, он улавливает тончайшие детали, изображая их на холсте. Портрет, написанный Ивановым считается одним из удачных портреров поэта, он не только передал сходство, но и показал психологическое состояние поэта. Изображение выполнено погрудно, помещено в овальную рамку. На Гоголе одет халат ярко – красного цвета, из-под которого можно увидеть белую рубашку. Поэт изображен в задумчивом, напряженном и в то же время благосклонном виде. В его лице виднеется задумчивость и грусть. Нет лишних деталей, которые отвлекли бы зрителя от персоны Гоголя. Потрясающее сходство, Иванов очень точно описывает черты лица поэта. Портрет написан в сдержанных тонах, небольшое количество цветов придают ему строгость и особенность, на изображении Гоголь словно оживает. Предстает перед зрителем в обыденной одежде, отсутствие лишних аксессуаров, все это придает романтичность изображению, что соответствует той эпохе.

opisanie-kartin.com

Иллюстрации к повести "Портрет" Гоголя (картинки, рисунки) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Повесть "Портрет" принадлежит к числу Петербургских повестей Николая Гоголя.  В этой статье представлены иллюстрации к повести "Портрет" Гоголя: картинки и рисунки таких художников, как М. Михайлов, И. Гуганава и В. Комаров.Смотрите: Все материалы по повести "Портрет"

Иллюстрации к повести "Портрет" Гоголя (картинки, рисунки)

Иллюстрации художника М. Михайлова

illjustracii-povest-portret-gogol-kartinki-risunki illjustracii-povest-portret-gogol-kartinki-risunki portret-gogol-kartinki-risunki povest-portret-gogol-kartinki-risunki

Иллюстрации художника Н. Гуганавы

illjustracii-povest-portret-gogol-risunki illjustracii-povest-portret-gogol-kartinki

Иллюстрация художника В. Комарова

illjustracii-povest-portret-gogol-kartinki-risunki

www.literaturus.ru

Описание картины Ильи Репина «Самосожжения Гоголя»

Описание картины Ильи Репина «Самосожжения Гоголя»

Картина Репина «Самосожжение Гоголя» написана великим художником в 1909 году. Полотно вызвало немало критики, поскольку многие считали такое изображение Гоголя неправильным и даже насмешкой над прославленным умом писателя. Но ничего общего с домыслами критиков название, да и сам сюжет картины не имел.

Художник изображает на картине двух людей: человека, мучимого душевными и по-видимому физическими терзаниями, который полулежит, раскинувшись на кресле у камина и его лекаря, либо прислугу. Лицо первого персонажа картины обезображено мучительной болью, но глаза светятся надеждой, что пожирающее его изнутри пламя станет очистительным и приведет к вратам Рая.

Фигура человека словно вопрошает у Господа соизволения прекратить выпавшие ему страдания и забрать к себе. Одежда его измята, ворот рубашки порват, в руке он держит листки бумаги – это сам Гоголь, и, скорее всего это та самая рукопись второй части «Мертвых душ», которая была сожжена писателем, поскольку показалась недостаточно осмысленной и удачной.

Второй человек, находящийся в комнате расположился по задумке Репина в тени, он старается облегчить страдания больного, что легко заметить по тому, как осторожно и даже трепетно он берет его за руку.

Лекарь, или слуга уговаривает Гоголя лечь в постель, освещаемую светом луны и камина, но больной отказывается, ему больше не нужен ни этот горящий камин, ни белоснежные простыни ни лекарь, он готов встретится со Спасителем и подымает глаза вверх, чтобы не пропустить мгновение этой встречи.

Художник заставляет зрителя выискивать и высматривать то, что так взволновало Гоголя, играет тенями, прорисовывая камин, роскошное кресло на котором покоится тело больного, второго персонажа, кровать и даже два окна, при помощи которых делает комнату еще более мрачной.

Картина полна скорби и страданий, но, тем не менее, она величественна и прекрасна, как прекрасна сама решимость отречь всю мирскую суету и пойти навстречу чему-то большему, не видимому оку простого человека.

opisanie-kartin.com

Образ Гоголя и гоголевские образы Виртуальная выставка

Образ Гоголя и гоголевские образы

  • Виртуальная выставка,

  • посвящённая 201 летию со дня рождения

  • Николай Васильевич Гоголь

  • (1 апреля 1809 г. - 4 марта 1852 г.)

Автографы Гоголя

Портреты Н.В. Гоголя известных мастеров

Портреты Н.В. Гоголя известных мастеров

Портреты Н.В. Гоголя известных мастеров

Портреты Н.В. Гоголя известных мастеров

Портреты Н.В. Гоголя известных мастеров

Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве

Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве

Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве

Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве

«Мёртвые души»

Иллюстрации к поэме «Мёртвые души»

Иллюстрации к поэме «Мёртвые души»

Иллюстрации к поэме «Мёртвые души»

Иллюстрации к поэме «Мёртвые души»

Иллюстрации к поэме «Мёртвые души»

Иллюстрации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Иллюстрации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Иллюстрации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Иллюстрации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Театральная постановка «Ревизора» 1949 г. (Малый театр, г. Москва)

Театральная постановка «Ревизора» 1949 г. (г. Москва)

Театральная постановка «Ревизора» 1949 г. (г. Москва)

Театральная постановка «Ревизора» 1949 г. (г. Москва)

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»

Иллюстрации Кукрыниксов к повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Иллюстрация Кукрыниксов к повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь или Утопленница»

Иллюстрации к повестям Н.В. Гоголя

Памятники Н.В. Гоголю

Памятник Н.В. Гоголю

Персонажи Н.В. Гоголя в бронзе и фарфоре

Сегодня: новые издания

Сегодня: новые издания

Сегодня: новые издания

Сегодня: граффити на улице Гоголя

Сегодня: граффити на улице Гоголя

Сегодня: фильмы и аудиокниги

Сегодня: фильмы и аудиокниги

Сегодня: компьютерные игры по Гоголю

Крылатые фразы Н.В. Гоголя

  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

  • Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.

Крылатые фразы Н.В. Гоголя

  • В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно.

  • Обращаться со словами нужно честно.

  • Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.

Крылатые фразы Н.В. Гоголя

  • Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.

  • Какой же русский не любит быстрой езды?

  • Женщине легче поцеловаться с чёртом, чем назвать кого красавицей.

  • Я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.

Спасибо за внимание! 

hnu.docdat.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта