Гадающая Светлана. Картина гадающая светлана


Гадающая Светлана Вики

«Гада́ющая Светла́на» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова, написанная в 1836 году на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Создана на тему русского национального быта. Хранится в Нижегородском государственном художественном музее.

История картины[ | код]

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, который пожаловал Брюллову должность профессора в Академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе и, получив распоряжение государя, сразу же направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник полгода жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану»[1]. Приезд художника в Москву совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова, а затем была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время в удовлетворительном состоянии[3],[4].

Сюжет[ | код]

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;‎К зеркалу садится;С тайной робостью она‎В зеркало глядится;Темно в зеркале; кругом‎Мертвое молчанье;Свечка трепетным огнем‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, надеясь увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].

Художественные особенности[ | код]

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].

В целом картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения[6]. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины[2]. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта[7].

Восприятие публикой[ | код]

Картина вызвала живой отклик в Москве, где жил тогда художник. Иван Дмитриев поспешил написать об этом П. Свиньину: «Он написал здесь… для Перовского небольшую картину, представляющую пригожую девушку в простонародной русской одежде». Шаликов напечатал по этому поводу в «Московских ведомостях» стихи:

Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркаломСклони чело, друг гения, пред тем,Кто творческим господствуя искусством,Бездушное вдруг наделяет всем — И жизнию, и красотой, и чувством.[8]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
  2. ↑ 1 2 Пикулева, 2004, с. 89.
  3. ↑ 1 2 Живопись XVIII - первой половины XIX вв. (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Проверено 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  4. ↑ Гадающая Светлана (рус.). Museum.ru. Проверено 6 июля 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  5. ↑ Гордеева, 2010, с. 19—21.
  6. ↑ 1 2 3 Душечкина, 2007, с. 333—334.
  7. ↑ 1 2 3 Казакова, 2008, с. 31—32.
  8. ↑ Э. Ацаркина. Брюллов. М., 1963. С. 165

Литература[ | код]

  • Гордеева, М. Великие художники. — М.: Директ-Медиа, 2010. — Т. 23.
  • Греков, Вл. Брюллов, Карл Павлович // Русский биографический словарь. — СПб.: тип. Главного упр. уделов, 1908. — Т. 3. — 699 с.
  • Душечкина, Е. В. Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с. — ISBN 5-9551-0163-2.
  • Казакова, Светлана. Карл Брюллов и Нестор Кукольник: история двух иллюстраций (рус.) // Третьяковская галерея : журнал. — 2008. — № 4.
  • Пикулева, Г. И. Брюллов. — М.: Олма-пресс, 2004. — 126 с. — (Галерея гениев). — 5 000 экз. — ISBN 5-94849-594-9.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Гадающая Светлана — Туркмения ВиКи

История картины

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, который пожаловал Брюллову должность профессора в Академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе и, получив распоряжение государя, сразу же направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник полгода жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану»[1]. Приезд художника в Москву совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова, а затем была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время в удовлетворительном состоянии[3],[4].

Сюжет

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;‎К зеркалу садится;С тайной робостью она‎В зеркало глядится;Темно в зеркале; кругом‎Мертвое молчанье;Свечка трепетным огнем‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, надеясь увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].

Художественные особенности

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].

В целом картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения[6]. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины[2]. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта[7].

Восприятие публикой

Картина вызвала живой отклик в Москве, где жил тогда художник. Иван Дмитриев поспешил написать об этом П. Свиньину: «Он написал здесь… для Перовского небольшую картину, представляющую пригожую девушку в простонародной русской одежде». Шаликов напечатал по этому поводу в «Московских ведомостях» стихи:

Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркаломСклони чело, друг гения, пред тем,Кто творческим господствуя искусством,Бездушное вдруг наделяет всем — И жизнию, и красотой, и чувством.[8]

Примечания

  1. ↑ Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
  2. ↑ 1 2 Пикулева, 2004, с. 89.
  3. ↑ 1 2 Живопись XVIII - первой половины XIX вв. (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Проверено 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  4. ↑ Гадающая Светлана (рус.). Museum.ru. Проверено 6 июля 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  5. ↑ Гордеева, 2010, с. 19—21.
  6. ↑ 1 2 3 Душечкина, 2007, с. 333—334.
  7. ↑ 1 2 3 Казакова, 2008, с. 31—32.
  8. ↑ Э. Ацаркина. Брюллов. М., 1963. С. 165

Литература

  • Гордеева, М. Великие художники. — М.: Директ-Медиа, 2010. — Т. 23.
  • Греков, Вл. Брюллов, Карл Павлович // Русский биографический словарь. — СПб.: тип. Главного упр. уделов, 1908. — Т. 3. — 699 с.
  • Душечкина, Е. В. Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с. — ISBN 5-9551-0163-2.
  • Казакова, Светлана. Карл Брюллов и Нестор Кукольник: история двух иллюстраций (рус.) // Третьяковская галерея : журнал. — 2008. — № 4.
  • Пикулева, Г. И. Брюллов. — М.: Олма-пресс, 2004. — 126 с. — (Галерея гениев). — 5 000 экз. — ISBN 5-94849-594-9.

Ссылки

tm.ru.net

Гадающая Светлана — узбекистан вики

История картины

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, который пожаловал Брюллову должность профессора в Академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе и, получив распоряжение государя, сразу же направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник полгода жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану»[1]. Приезд художника в Москву совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова, а затем была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время в удовлетворительном состоянии[3],[4].

Сюжет

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;‎К зеркалу садится;С тайной робостью она‎В зеркало глядится;Темно в зеркале; кругом‎Мертвое молчанье;Свечка трепетным огнем‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, надеясь увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].

Художественные особенности

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].

В целом картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения[6]. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины[2]. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта[7].

Восприятие публикой

Картина вызвала живой отклик в Москве, где жил тогда художник. Иван Дмитриев поспешил написать об этом П. Свиньину: «Он написал здесь… для Перовского небольшую картину, представляющую пригожую девушку в простонародной русской одежде». Шаликов напечатал по этому поводу в «Московских ведомостях» стихи:

Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркаломСклони чело, друг гения, пред тем,Кто творческим господствуя искусством,Бездушное вдруг наделяет всем — И жизнию, и красотой, и чувством.[8]

Примечания

  1. ↑ Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
  2. ↑ 1 2 Пикулева, 2004, с. 89.
  3. ↑ 1 2 Живопись XVIII - первой половины XIX вв. (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Проверено 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  4. ↑ Гадающая Светлана (рус.). Museum.ru. Проверено 6 июля 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  5. ↑ Гордеева, 2010, с. 19—21.
  6. ↑ 1 2 3 Душечкина, 2007, с. 333—334.
  7. ↑ 1 2 3 Казакова, 2008, с. 31—32.
  8. ↑ Э. Ацаркина. Брюллов. М., 1963. С. 165

Литература

  • Гордеева, М. Великие художники. — М.: Директ-Медиа, 2010. — Т. 23.
  • Греков, Вл. Брюллов, Карл Павлович // Русский биографический словарь. — СПб.: тип. Главного упр. уделов, 1908. — Т. 3. — 699 с.
  • Душечкина, Е. В. Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с. — ISBN 5-9551-0163-2.
  • Казакова, Светлана. Карл Брюллов и Нестор Кукольник: история двух иллюстраций (рус.) // Третьяковская галерея : журнал. — 2008. — № 4.
  • Пикулева, Г. И. Брюллов. — М.: Олма-пресс, 2004. — 126 с. — (Галерея гениев). — 5 000 экз. — ISBN 5-94849-594-9.

Ссылки

uz.com.ru

Гадающая Светлана — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1836 года

«Гада́ющая Светла́на» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова, написанная в 1836 году, на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Единственное полотно художника, созданное на тему русского национального быта. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см. Хранится в Нижегородском государственном художественном музее.

История картины

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, и тот пожаловал Брюллову должность профессора в академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе, и, получив распоряжение государя, сразу направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник задержался на полгода, жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану» за время своего пребывания в городе[1]. Приезд художника совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова. После неё была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время[3]. Текущий статус сохранности: удовлетворительный[4].

Сюжет

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;</br> ‎К зеркалу садится;</br> С тайной робостью она</br> ‎В зеркало глядится;</br> Темно в зеркале; кругом</br> ‎Мертвое молчанье;</br> Свечка трепетным огнем</br> ‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, в надежде увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].

Художественные особенности

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].

В целом, картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения[6]. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины[2]. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта[7].

Напишите отзыв о статье "Гадающая Светлана"

Примечания

  1. ↑ Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
  2. ↑ 1 2 Пикулева, 2004, с. 89.
  3. ↑ 1 2 [http://www.artmuseumnn.ru/zhivopis-xviii-pervoy-poloviny-xix-vv/ ЖИВОПИСЬ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВВ.] (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Проверено 2 июля 2016.
  4. ↑ [http://www.museum.ru/C2965 Гадающая Светлана] (рус.). Museum.ru. Проверено 6 июля 2016.
  5. ↑ Гордеева, 2010, с. 19—21.
  6. ↑ 1 2 3 Душечкина, 2007, с. 333—334.
  7. ↑ 1 2 3 Казакова, 2008, с. 31—32.

Литература

  • Гордеева, М. Великие художники. — М.: Директ-Медиа, 2010. — Т. 23.
  • Греков, Вл. Брюллов, Карл Павлович // Русский биографический словарь. — СПб.: тип. Главного упр. уделов, 1908. — Т. 3. — 699 с.
  • Душечкина, Е. В. Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с. — ISBN 5-9551-0163-2.
  • Казакова, Светлана. [http://www.tg-m.ru/img/mag/2008/4/024-033.pdf Карл Брюллов и Нестор Кукольник: история двух иллюстраций] (рус.) // Третьяковская галерея : журнал. — 2008. — № 4.
  • Пикулева, Г. И. Брюллов. — М.: Олма-пресс, 2004. — 126 с. — (Галерея гениев). — 5 000 экз. — ISBN 5-94849-594-9.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гадающая Светлана

Дама была прелестной и какой-то «воздушной» в своём скромном, белом, вышитом мелкими зелёными цветочками, летнем платье. Её чудесные пепельные волосы были схвачены сзади зелёной лентой, что делало её похожей на прелестную лесную фею. Она выглядела настолько юной, чистой и скромной, что я не сразу узнала в ней ту величественную и блистательную красавицу королеву, которую видела всего лишь несколько минут назад во всей её великолепной «парадной» красоте.

Французская королева Мария-Антуанетта

Рядом с ней, не сводя с неё глаз и ловя каждое её движение, шёл «наш знакомый» Аксель. Он казался очень счастливым и, в то же время, почему-то глубоко грустным... Королева лёгким движением взяла его под руку и нежно спросила: – Но, как же я, ведь я буду так скучать без Вас, мой милый друг? Время течёт слишком медленно, когда Вы так далеко... – Ваше Величество, зачем же мучить меня?.. Вы ведь знаете, зачем всё это... И знаете, как мне тяжело покидать Вас! Я сумел избежать нежелательных мне браков уже дважды, но отец не теряет надежду всё же женить меня... Ему не нравятся слухи о моей любви к Вам. Да и мне они не по душе, я не могу, не имею права вредить Вам. О, если бы только я мог быть вблизи от Вас!.. Видеть Вас, касаться Вас... Как же тяжело уезжать мне!.. И я так боюсь за Вас... – Поезжайте в Италию, мой друг, там Вас будут ждать. Только будьте не долго! Я ведь тоже Вас буду ждать... – ласково улыбаясь, сказала королева. Аксель припал долгим поцелуем к её изящной руке, а когда поднял глаза, в них было столько любви и тревоги, что бедная королева, не выдержав, воскликнула: – О, не беспокойтесь, мой друг! Меня так хорошо здесь защищают, что если я даже захотела бы, ничего не могло бы со мной случиться! Езжайте с Богом и возвращайтесь скорей... Аксель долго не отрываясь смотрел на её прекрасное и такое дорогое ему лицо, как бы впитывая каждую чёрточку и стараясь сохранить это мгновение в своём сердце навсегда, а потом низко ей поклонился и быстро пошёл по тропинке к выходу, не оборачиваясь и не останавливаясь, как бы боясь, что если обернётся, ему уже попросту не хватит сил, чтобы уйти... А она провожала его вдруг повлажневшим взглядом своих огромных голубых глаз, в котором таилась глубочайшая печаль... Она была королевой и не имела права его любить. Но она ещё была и просто женщиной, сердце которой всецело принадлежало этому чистейшему, смелому человеку навсегда... не спрашивая ни у кого на это разрешения... – Ой, как это грустно, правда? – тихо прошептала Стелла. – Как мне хотелось бы им помочь!.. – А разве им нужна чья-то помощь? – удивилась я. Стелла только кивнула своей кудрявой головкой, не говоря ни слова, и опять стала показывать новый эпизод... Меня очень удивило её глубокое участие к этой очаровательной истории, которая пока что казалась мне просто очень милой историей чьей-то любви. Но так как я уже неплохо знала отзывчивость и доброту большого Стеллиного сердечка, то где-то в глубине души я почти что была уверенна, что всё будет наверняка не так-то просто, как это кажется вначале, и мне оставалось только ждать... Мы увидели тот же самый парк, но я ни малейшего представления не имела, сколько времени там прошло с тех пор, как мы видели их в прошлом «эпизоде». В этот вечер весь парк буквально сиял и переливался тысячами цветных огней, которые, сливаясь с мерцающим ночным небом, образовывали великолепный сплошной сверкающий фейерверк. По пышности подготовки наверняка это был какой-то грандиозный званый вечер, во время которого все гости, по причудливому желанию королевы, были одеты исключительно в белые одежды и, чем-то напоминая древних жрецов, «организованно» шли по дивно освещённому, сверкающему парку, направляясь к красивому каменному газебо, называемому всеми – Храмом Любви.

Храм Любви, старинная гравюра

И тут внезапно за тем же храмом, вспыхнул огонь... Слепящие искры взвились к самим вершинам деревьев, обагряя кровавым светом тёмные ночные облака. Восхищённые гости дружно ахнули, одобряя красоту происходящего... Но никто из них не знал, что, по замыслу королевы, этот бушующий огонь выражал всю силу её любви... И настоящее значение этого символа понимал только один человек, присутствующий в тот вечер на празднике... Взволнованный Аксель, прислонившись к дереву, закрыл глаза. Он всё ещё не мог поверить, что вся эта ошеломляющая красота предназначалось именно ему. – Вы довольны, мой друг? – тихо прошептал за его спиной нежный голос. – Я восхищён... – ответил Аксель и обернулся: это, конечно же, была она. Лишь мгновение они с упоением смотрели друг на друга, затем королева нежно сжала Акселю руку и исчезла в ночи... – Ну почему во всех своих «жизнях» он всегда был таким несчастным? – всё ещё грустила по нашему «бедному мальчику» Стелла. По-правде говоря, я пока что не видела никакого «несчастья» и поэтому удивлённо посмотрела на её печальное личико. Но малышка почему-то и дальше упорно не хотела ничего объяснять... Картинка резко поменялась. По тёмной ночной дороге вовсю неслась роскошная, очень большая зелёная карета. Аксель сидел на месте кучера и, довольно мастерски управляя этим огромным экипажем, с явной тревогой время от времени оглядываясь и посматривая по сторонам. Создавалось впечатление, что он куда-то дико спешил или от кого-то убегал...

o-ili-v.ru

Описание картины "Гадающая Светлана" , около десяти предложений, срочно пожалуйста - Русский язык

В конце лета 1835 года картина Брюллова«Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, и тот пожаловал Брюллову должность профессора в академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе, и, получив распоряжение государя, сразу направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник задержался на полгода, жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану» за время своего пребывания в городе. Приезд художника совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни».

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова. После неё была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время. Текущий статус сохранности: удовлетворительный.

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русскомсарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, в надежде увидеть в отражении суженого. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского«Светлана».

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта.

09mog.ru

Гадающая Светлана - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Гада́ющая Светла́на» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова, написанная в 1836 году, на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Единственное полотно художника, созданное на тему русского национального быта. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см. Хранится в Нижегородском государственном художественном музее.

История картины[ | ]

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, и тот пожаловал Брюллову должность профессора в академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе, и, получив распоряжение государя, сразу направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник задержался на полгода, жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану» за время своего пребывания в городе[1]. Приезд художника совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова. После неё была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время[3]. Текущий статус сохранности: удовлетворительный[4].

Сюжет[ | ]

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;‎К зеркалу садится;С тайной робостью она‎В зеркало глядится;Темно в зеркале; кругом‎Мертвое молчанье;Свечка трепетным огнем‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, в надежде увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].

Художественные особенности[ | ]

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].

В целом, картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения[6]. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины[2]. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта[7].

Примечания[ | ]

  1. ↑ Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
  2. ↑ 1 2 Пикулева, 2004, с. 89.
  3. ↑ 1 2 Живопись XVIII - первой половины XIX вв. (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Проверено 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  4. ↑ Гадающая Светлана (рус.). Museum.ru. Проверено 6 июля 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  5. ↑ Гордеева, 2010, с. 19—21.
  6. ↑ 1 2 3 Душечкина, 2007, с. 333—334.
  7. ↑ 1 2 3 Казакова, 2008, с. 31—32.

Литература[ | ]

  • Гордеева, М. Великие художники. — М.: Директ-Медиа, 2010. — Т. 23.
  • Греков, Вл. Брюллов, Карл Павлович // Русский биографический словарь. — СПб.: тип. Главного упр. уделов, 1908. — Т. 3. — 699 с.
  • Душечкина, Е. В. Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с. — ISBN 5-9551-0163-2.
  • Казакова, Светлана. Карл Брюллов и Нестор Кукольник: история двух иллюстраций (рус.) // Третьяковская галерея : журнал. — 2008. — № 4.
  • Пикулева, Г. И. Брюллов. — М.: Олма-пресс, 2004. — 126 с. — (Галерея гениев). — 5 000 экз. — ISBN 5-94849-594-9.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Гадающая Светлана — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 февраля 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 февраля 2018; проверки требует 1 правка.

«Гада́ющая Светла́на» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова, написанная в 1836 году на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Создана на тему русского национального быта. Хранится в Нижегородском государственном художественном музее.

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, который пожаловал Брюллову должность профессора в Академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе и, получив распоряжение государя, сразу же направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник полгода жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану»[1]. Приезд художника в Москву совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова, а затем была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время в удовлетворительном состоянии[3],[4].

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;‎К зеркалу садится;С тайной робостью она‎В зеркало глядится;Темно в зеркале; кругом‎Мертвое молчанье;Свечка трепетным огнем‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, надеясь увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].

В целом картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения[6]. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины[2]. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта[7].

Картина вызвала живой отклик в Москве, где жил тогда художник. Иван Дмитриев поспешил написать об этом П. Свиньину: «Он написал здесь… для Перовского небольшую картину, представляющую пригожую девушку в простонародной русской одежде». Шаликов напечатал по этому поводу в «Московских ведомостях» стихи:

Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркаломСклони чело, друг гения, пред тем,Кто творческим господствуя искусством,Бездушное вдруг наделяет всем — И жизнию, и красотой, и чувством.[8]

  1. ↑ Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
  2. ↑ 1 2 Пикулева, 2004, с. 89.
  3. ↑ 1 2 Живопись XVIII - первой половины XIX вв. (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Проверено 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  4. ↑ Гадающая Светлана (рус.). Museum.ru. Проверено 6 июля 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  5. ↑ Гордеева, 2010, с. 19—21.
  6. ↑ 1 2 3 Душечкина, 2007, с. 333—334.
  7. ↑ 1 2 3 Казакова, 2008, с. 31—32.
  8. ↑ Э. Ацаркина. Брюллов. М., 1963. С. 165
  • Гордеева, М. Великие художники. — М.: Директ-Медиа, 2010. — Т. 23.
  • Греков, Вл. Брюллов, Карл Павлович // Русский биографический словарь. — СПб.: тип. Главного упр. уделов, 1908. — Т. 3. — 699 с.
  • Душечкина, Е. В. Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с. — ISBN 5-9551-0163-2.
  • Казакова, Светлана. Карл Брюллов и Нестор Кукольник: история двух иллюстраций (рус.) // Третьяковская галерея : журнал. — 2008. — № 4.
  • Пикулева, Г. И. Брюллов. — М.: Олма-пресс, 2004. — 126 с. — (Галерея гениев). — 5 000 экз. — ISBN 5-94849-594-9.

ru.wikiyy.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта