Русская жанровая живопись: подборка картин. Соловьев картина монахи


Приплыли...: evgensemenihin

Лев Григорьевич Соловьёв (1837, Лушниковка, ныне в составеОстрогожска — 1919, Усманские Выселки) — российский художник.

Родился в крестьянской семье, учился в иконописной мастерской в Воронеже, затем в 1872—1878 гг. жил в Санкт-Петербурге, вольнослушателем посещая занятия в Академии художеств.

Вернувшись в Воронеж, много работал как иконописец, писал жанровые картины и портреты, иллюстрировал произведения Н. А. Некрасова.

Наиболее известная картина Соловьёва — жанровое полотно «Монахи. Не туда заехали», находящееся в Сумском художественном музее и в непрофессиональных источниках приписываемое Илье Репину под названием «Приплыли».

«Монахи. Не туда заехали»

Кто не слышал выражение: «Картина Репина «Приплыли»? Эта фраза, намекающая на некий конфуз, уже стала частью народного фольклора. А между тем знаменитый живописец такого полотна вовсе не создавал. Хотя произведение, породившее поговорку, действительно существует. Его автор – другой замечательный художник, Лев  Соловьев.

В основе сюжета картины – на первый взгляд совершенно бытовая сцена: женщины устроили купание в реке. Кто-то из них еще раздевается, кто-то уже во всей обнаженной красе заходит в воду. Но чуть поодаль изображены …три оторопевших монаха в лодке, которую принесло к купальщицам коварное течение. Иноки помоложе так и застыли с веслами в руках, словно не зная, как реагировать на неожиданную встречу. А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли!»

Этот холст, пронизанный мягким юмором, был написан Соловьевым в 1870-е годы и носит название «Монахи. Не туда заехали». В советское время волею судеб он оказался в музее города Сумы. Картина экспонировалась рядом с работами Ильи Репина. Данное соседство и породило путаницу в «массовом сознании».

Особенно живописцу удавались сюжетные картины и портреты. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной ро

Взято вhttp://www.infovoronezh.ru/

Лев Соловьев. Сапожники. 1875. Холст, масло

И.Репин. "НЕ ждали".

evgensemenihin.livejournal.com

о какой картине идёт речь, и кто действительно её автор: spetsialny

Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Картина, ставшая частью фольклора, действительно существует. Вот только Илья Репин никакого отношения к ней не имеет.

Картину, которую народная молва приписывает Репину, создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Называется полотно «Монахи. Не туда заехали». Написана картина была в 1870-х, и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей.

«Монахи. Не туда заехали». Л.Соловьёв.

В 1930-х годах картина висела на музейной выставке рядом с полотнами Ильи Репина, а посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли».

В основе сюжета картины Соловьева – сцена купания. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Несколько женщин на картине, прекрасных в своей наготе, заходят в воду. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение.

Центральные фигуры картины.

Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник удивительным образом сумел передать эмоции и изумление на лицах участником этой встречи.

Лев Соловьёв – художник из Воронежа – широкому кругу поклонников живописи мало знаком. По дошедшим о нём сведениям был он человеком скромным, трудолюбивым, философского склада. Любил писать бытовые сцены из жизни простых людей и пейзажи.

Лев Соловьёв и его картина «Сапожники».

До нашего времени работ этого художника дошло совсем немного: несколько этюдов в Русском музее, две картины в галерее г. Острогожска и жанровая картина «Сапожники» в Третьяковке.

источник

spetsialny.livejournal.com

Русская жанровая живопись: подборка картин : oleg_kulagin

Картина Репина "Приплыли" -  наверное, слышали это выражение. На самом деле у Репина нет такой картины. Есть картина Льва Соловьева "Монахи. Не туда заехали" (1870-е гг), действительно очень смешная. Монахи на лодке по ошибке приплыли по реке на пляж к голым купальщицам. Течение несет их прямо к ним,  монахи и голые бабы застыли в полном изумлении,  глядя друг на друга.

Лев Соловьев. "Монахи. Не туда заехали". 1870 е гг.

Лев Соловьев. Монахи (не туда заехали). 1870-е, музей г.Сумы

Лев Соловьев - воронежский художник 19-начала 20 в, не особо известный. Если бы не именитый мастер, которому приписали его работу, вряд ли бы шедевр с монахами был оценен по достоинству. Прославил Репин Соловьева, сам того не желая.

Похожая история была с картиной  "Опять двойка", помните такую в школьных учебниках? Нарисовал её в 1952 г.  Федор Решетников, крупный мастер соцреализма. А также автор разных подобстрастных картин про Сталина ("Великая клятва" и проч.). Картина "Опять двойка" хороша, конечно, но вот её  "оригинал" 19 века:

Дмитрий Жуков. "Провалился". 1895 г.

41 Жуков Д.Е. Провалился. 1885.

Сюжет почти тот же: расстроенная мать, преданный пёс, двойка. Только вот грустно всё тут. Мать - видимо, вдова, небогатая, подрабатывает шитьем. Отец смотрит на сына с портрета на стене... Дмитрий Жуков - тоже не очень известный художник 19 в.. И если б не Решетников, вряд ли б кто оценил всю гениальность сюжета с гимназистом-двоечником.

Вообще русская жанровая живопись ДО 1917 г., т.е. до эпохи тотальной цензуры - один сплошной шедевр. Так живописать жизнь и быт собственного народа, с таким юмором и меткостью - это уметь надо. Ниже - небольшая подборка картин старых мастеров.

Николай Неврев. "Купец-кутила".1867 г.Шикарная картина. Забухал мужик, сигара, цепь золотая от часов, шампанского взял...

Н. Неврев. Купец-кутила. 1867

Владимир Маковский. "В швейцарской". 1893 г.Насмотрелся дед за свою жизнь на таких кутил...

V_shveycarskoy_1893

Василий Бакшеев. "За обедом. Неудачники". 1901 г.Бедность, не повезло им (с отцом).

Василий Бакшеев. За обедом. неудачники. 1901

Фирс Журавлев. "Кредитор описывает имущество вдовы". 1862 г.Кредитор смотрит свысока: "Допрыгались!". Хотя "прыгал"-то покойный.

Ф. Журавлёв. Кредитор описывает имущество вдовы. 1862

Ниже - польская картина, ну не мог удержаться. Украина же кругом, бандеровцы :)

Каспер Желеховский. "Неумолимый кредитор. Сцена из галицийской жизни". 1890 г.Другое название этой картины - "Экспроприация".  Одолжил западенец у еврея, галицийская жесть.

Желеховский Каспер Экспроприация 1890

Владимир Маковский. "Утомленный...Ею". 1899 г.Девушка - украинка, судя по наряду. Чем она его утомила?

Владимир Маковский. Утомленный...Ею. 1899 г.

Александр Красносельский. "Покинутая". 1867 г.На заднем плане, чуть слева от покинутой, из тумана виднеется верстовой столб, я правильно понимаю?

Николай Ярошенко. "Выгнали". 1883 г.Прислуга, работала по дому, забеременела.

Н. Ярошенко. Выгнали.

Молодые служанки, учителя в доме, старый сюжет, вполне интернациональный.

Феликс Шлезингер (Германия). "Поцелуй". 1910 г.

Felix Schlesinger. Поцелуй. 1910

Николай Касаткин. "Кто?". 1897 г.Родила! А муж на войне был. Процесс установления отцовства в разгаре.

34 Николай Касаткин. Кто 1897

В избе погром, конечно. Но мужик правильно ставит вопрос. Это вам не Гейропа какая-то.

Джон Генри Фредерик Бэкон (Англия). "Соперники". 1904 г.

John Henry Frederick Bacon The Rivals (Соперники). 1904 г.

Слева - Цискаридзе, вылитый.

Николай Пимоненко. "Соперницы". 1909 г.Там соперники, тут  - соперницы. Парень меркантильный, похоже. Выбрал ту, что с коровой.

Николай Пимоненко. Соперницы. 1909

Василий Пукирев. Прием приданого по росписи. 1873 г.Картина про широту русской души. Прежде чем жениться - не забудьте пересчитать наволочки.

Василий Пукирев. Прием приданного по росписи. 1873

Хотя, конечно, корова и сундуки в женщине не главное. Главное - чтоб экономная была.

Сергей Грибков. "В лавке". 1882 г.Молодая хозяйка, босая, симпатичная, грустно смотрит на драгоценности в лавке у еврея. Задумалась. Купила жратву - домой неси, не останавливайся!

Сергей Грибков. В лавке. 1882

Бережливость и аскетизм - это прекрасно для жены. А еще желательно, чтоб охраняла домашний очаг.

Василий Максимов. Кто там. 1879 г.

Василий Максимов. Кто там. 1879

Ну а если вы жених с прицепом, чтоб вот такого тоже не было:

Фирс Журавлев. "Мачеха". 1874 г.

Ну а если без прицепа - надо цеплять!

Кирилл Лемах."Новое знакомство". 1886 г.Братья и сестры пришли знакомится с мелким. Очередным. Я насчитал пятерых (не считая новорожденного).

А теперь о грустном. Родить - полдела, особенно в России 19 века.

Николай Ярошенко. "Похороны первенца". 1893 г.

Ярошенко Николай. Похороны первенца. 1893

Это 1893 г.  Средняя продолжительность жизни в Российском империи - 32 года. До 40% детей умирало, не дожив до трех лет.

Владимир Маковский. "За лекарством". 1884 г.Ад русских больниц. Отец с сыном. Лекарство нужно ребенку, у которого перевязана рука.

Za_lekarstvom_1884

Виктор Васнецов. "Взятие Карса". 1878 г.Зато Карс наш! По случаю взятия Карса у турок трактир №31 украшают имперкой и неким сине-желто-красным флагом (княжества Молдавии и Валахии, видимо).

Виктор Васнецов. Карс взят. 1878

Армянский (ныне турецкий) город Карс, Молдавия, Валахия... Империя! И её братушки. Великий художник Константин Савицкий про эту войну сильную картину написал:

Константин Савицкий. "Проводы на войну".1878 г.

Призывники выписаны хорошо:

К.А.Савицкий. На войну. 1888 г. )фрагмент)

Завсегдатаи трактира №31 помянут их , если что.

К.А.Савицкий. На войну. 1888 г. (фрагмент 2)

Дети (если есть) вырастут как-нибудь.

Георгий Белащенко. "Первая папироса". Конец 19 в.

Георгий Вас. Белащенко. Первая папироса. Кон 19в

В школу пойдут.

Николай Богданов-Бельский. "У дверей школы". 1897 г.

Николай Богданов-Бельский. У дверей школы 1897

А там и светлое будущее подоспеет. И живопись начнется совсем другая.

Самуил Адливанкин."Девушка и красноармеец". 1920 г.

Самуил Адливанкин Девушка и красноармеец (1920 год)

PS. Кому интересно, милости прошу в другие залы моей галереи русской (советской) живописи :)

Россия 19.в.: картины маслом.Свинцовые мерзости дикой русской жизни...Приколы соцреализма. Часть 1Приколы соцреализма. Часть 2Последний Гольштейн (династия Романовых в картинках)История России в картинах польских художников

oleg-kulagin.livejournal.com

Описание картины Льва Соловьева «Монахи не туда заехали» Картины художников

Описание картины Льва Соловьева «Монахи не туда заехали»

Воронежец Лев Соловьёв не особо известен широкому зрителю, знают его лишь большие ценители искусства да художники, и то, возможно, не все. Однако произведение сие знакомо многим.

Только вот автор его Соловьёв незаслуженно забыт, и, если бы не Репин и не одна курьёзная ошибка, никто бы о нём и не знал… Дело в том, что, по странному стечению обстоятельств, картину приписали кисти Ильи Ефимовича Репина, да ещё и под другим названием – «Приплыли».

Отсюда и пошло знаменитое «Картина Репина – приплыли!» — при попадании в неловкие, конфузные, анекдотические ситуации. Скорее всего, работа Соловьёва на какой-нибудь выставке висела по соседству с репинскими полотнами, и кто-то в суматохе перепутал, «придумав» название «Приплыли» по аналогии с известной картиной Репина «Не ждали».

Тем временем, как уже было сказано, «Монахи» принадлежат кисти Льва Соловьёва, который был

больше известен как иконописец.

Находящееся сегодня на Украине полотно иллюстрирует лежащую в тумане речку где-то на окраине какого-то села. Видимость ужасная, посему и монахи, путь державшие явно не в эти края (монахи всё-таки!), заплывают в самую что ни на есть женскую баню. Здесь моется, купается и приводит себя в порядок множество голых сельских баб. Самое время монахам произнести: «Ну вот, картина Репина – приплыли!».

Но самое интересное и забавное тут то, что монахи даже не удосуживаются отвернуться со словами «ох, срам-то какой, Господи помилуй!», они без смущения и стеснения глядят на голые телеса дам. Вот вам и дьявольское искушение-наваждение!

Впрочем, нас с вами, многоуважаемые зрители, тоже «ловят» на этом непотребном разглядывании моющихся барышень: да-да, те самые двое детишек, которые, улыбаясь и смеясь, смотрят на зрителя, единственные со всей картины.

Интересно также приглядеться к тому, насколько разные реакции у женщин: здесь и смущение, и испуг, и безразличие, и смех…

Прислал: Миронова Алина . 2017-10-08 22:22:20

opisanie-kartin.iusite.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта