Гадающая Светлана. Гадающая светлана картина


Гадающая Светлана картина Брюллова

«Гадающая Светлана» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Картина была написана в 1836 году. Холст, масло. Размеры: 94 × 81 см. Находится в Нижегородском Государственном художественном музее, Нижний Новгород. Данная картина интересна тем, что является единственной во всём творчестве Брюллова, которая посвящена русскому национальному быту.

Картина была написана во время пребывания Карла Брюллова в Москве. В Москве великий художник оказался проездом из Константинополя в Петербург, куда его вызвал сам император Николай I, после того как Брюллов прославился в мире живописи своей картиной «Последний день Помпеи». В Москве Брюллов жил у писателя Алексея Перовского на протяжении полугода, где и написал картину на тему святочных гаданий.

Приезд художника удачно совпал со Святками, во время которых, по традиции, девушки занимаются гаданиями. Святочных гаданий существует достаточно много, в некоторых областях России они могут отличаться деталями. На картине «Гадающая Светлана» Брюллов изобразил обряд гадания у зеркала. Сам сюжет был навеян балладой  В. А.

Жуковского «Светлана» и является иллюстрацией к одному из эпизодов данной баллады. То, что художник смог наблюдать обряд лично, позволило ему создать картину более реалистичной.

Строчки из баллады В. А. Жуковского «Светлана», которые послужили основой для написания картины:

Вот красавица одна; ‎

К зеркалу садится;

С тайной робостью она ‎

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом ‎

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем ‎

Чуть лиет сиянье…

На картине мы мужем увидеть момент гадания у зеркала. Девушка в традиционном наряде — в кокошнике и русском сарафане — сидит за столом. Перед ней стоит зеркало, сбоку горит свеча. Девушка напряжённо смотрит в зеркало, в ожидании, что увидит образ суженого. Атмосфера в картине одновременно и сказочная и даже мистическая. Сам Жуковский, автор «Светланы», в знак признательности за картину, которая была написана на основе его произведения, назвал Брюллова Карлом Великим.

Картина «Гадающая Светлана» Брюллов

Гадающая Светлана Брюллов

art-assorty.ru

Гадающая Светлана — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1836 года

«Гада́ющая Светла́на» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова, написанная в 1836 году, на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Единственное полотно художника, созданное на тему русского национального быта. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см. Хранится в Нижегородском государственном художественном музее.

История картины

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, и тот пожаловал Брюллову должность профессора в академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе, и, получив распоряжение государя, сразу направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник задержался на полгода, жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану» за время своего пребывания в городе[1]. Приезд художника совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова. После неё была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время[3]. Текущий статус сохранности: удовлетворительный[4].

Сюжет

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;</br> ‎К зеркалу садится;</br> С тайной робостью она</br> ‎В зеркало глядится;</br> Темно в зеркале; кругом</br> ‎Мертвое молчанье;</br> Свечка трепетным огнем</br> ‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, в надежде увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].

Художественные особенности

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].

В целом, картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения[6]. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины[2]. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта[7].

Напишите отзыв о статье "Гадающая Светлана"

Примечания

  1. ↑ Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
  2. ↑ 1 2 Пикулева, 2004, с. 89.
  3. ↑ 1 2 [www.artmuseumnn.ru/zhivopis-xviii-pervoy-poloviny-xix-vv/ ЖИВОПИСЬ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВВ.] (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Проверено 2 июля 2016.
  4. ↑ [www.museum.ru/C2965 Гадающая Светлана] (рус.). Museum.ru. Проверено 6 июля 2016.
  5. ↑ Гордеева, 2010, с. 19—21.
  6. ↑ 1 2 3 Душечкина, 2007, с. 333—334.
  7. ↑ 1 2 3 Казакова, 2008, с. 31—32.

Литература

  • Гордеева, М. Великие художники. — М.: Директ-Медиа, 2010. — Т. 23.
  • Греков, Вл. Брюллов, Карл Павлович // Русский биографический словарь. — СПб.: тип. Главного упр. уделов, 1908. — Т. 3. — 699 с.
  • Душечкина, Е. В. Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с. — ISBN 5-9551-0163-2.
  • Казакова, Светлана. [www.tg-m.ru/img/mag/2008/4/024-033.pdf Карл Брюллов и Нестор Кукольник: история двух иллюстраций] (рус.) // Третьяковская галерея : журнал. — 2008. — № 4.
  • Пикулева, Г. И. Брюллов. — М.: Олма-пресс, 2004. — 126 с. — (Галерея гениев). — 5 000 экз. — ISBN 5-94849-594-9.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гадающая Светлана

В Петербурге, так же как и в Москве, атмосфера нежных, любящих людей окружила Пьера. Он не мог отказаться от места или, скорее, звания (потому что он ничего не делал), которое доставил ему князь Василий, а знакомств, зовов и общественных занятий было столько, что Пьер еще больше, чем в Москве, испытывал чувство отуманенности, торопливости и всё наступающего, но не совершающегося какого то блага. Из прежнего его холостого общества многих не было в Петербурге. Гвардия ушла в поход. Долохов был разжалован, Анатоль находился в армии, в провинции, князь Андрей был за границей, и потому Пьеру не удавалось ни проводить ночей, как он прежде любил проводить их, ни отводить изредка душу в дружеской беседе с старшим уважаемым другом. Всё время его проходило на обедах, балах и преимущественно у князя Василия – в обществе толстой княгини, его жены, и красавицы Элен. Анна Павловна Шерер, так же как и другие, выказала Пьеру перемену, происшедшую в общественном взгляде на него. Прежде Пьер в присутствии Анны Павловны постоянно чувствовал, что то, что он говорит, неприлично, бестактно, не то, что нужно; что речи его, кажущиеся ему умными, пока он готовит их в своем воображении, делаются глупыми, как скоро он громко выговорит, и что, напротив, самые тупые речи Ипполита выходят умными и милыми. Теперь всё, что ни говорил он, всё выходило charmant [очаровательно]. Ежели даже Анна Павловна не говорила этого, то он видел, что ей хотелось это сказать, и она только, в уважение его скромности, воздерживалась от этого. В начале зимы с 1805 на 1806 год Пьер получил от Анны Павловны обычную розовую записку с приглашением, в котором было прибавлено: «Vous trouverez chez moi la belle Helene, qu'on ne se lasse jamais de voir». [у меня будет прекрасная Элен, на которую никогда не устанешь любоваться.] Читая это место, Пьер в первый раз почувствовал, что между ним и Элен образовалась какая то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль в одно и то же время и испугала его, как будто на него накладывалось обязательство, которое он не мог сдержать, и вместе понравилась ему, как забавное предположение. Вечер Анны Павловны был такой же, как и первый, только новинкой, которою угощала Анна Павловна своих гостей, был теперь не Мортемар, а дипломат, приехавший из Берлина и привезший самые свежие подробности о пребывании государя Александра в Потсдаме и о том, как два высочайшие друга поклялись там в неразрывном союзе отстаивать правое дело против врага человеческого рода. Пьер был принят Анной Павловной с оттенком грусти, относившейся, очевидно, к свежей потере, постигшей молодого человека, к смерти графа Безухого (все постоянно считали долгом уверять Пьера, что он очень огорчен кончиною отца, которого он почти не знал), – и грусти точно такой же, как и та высочайшая грусть, которая выражалась при упоминаниях об августейшей императрице Марии Феодоровне. Пьер почувствовал себя польщенным этим. Анна Павловна с своим обычным искусством устроила кружки своей гостиной. Большой кружок, где были князь Василий и генералы, пользовался дипломатом. Другой кружок был у чайного столика. Пьер хотел присоединиться к первому, но Анна Павловна, находившаяся в раздраженном состоянии полководца на поле битвы, когда приходят тысячи новых блестящих мыслей, которые едва успеваешь приводить в исполнение, Анна Павловна, увидев Пьера, тронула его пальцем за рукав. – Attendez, j'ai des vues sur vous pour ce soir. [У меня есть на вас виды в этот вечер.] Она взглянула на Элен и улыбнулась ей. – Ma bonne Helene, il faut, que vous soyez charitable pour ma рauvre tante, qui a une adoration pour vous. Allez lui tenir compagnie pour 10 minutes. [Моя милая Элен, надо, чтобы вы были сострадательны к моей бедной тетке, которая питает к вам обожание. Побудьте с ней минут 10.] А чтоб вам не очень скучно было, вот вам милый граф, который не откажется за вами следовать. Красавица направилась к тетушке, но Пьера Анна Павловна еще удержала подле себя, показывая вид, как будто ей надо сделать еще последнее необходимое распоряжение. – Не правда ли, она восхитительна? – сказала она Пьеру, указывая на отплывающую величавую красавицу. – Et quelle tenue! [И как держит себя!] Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя! Это происходит от сердца! Счастлив будет тот, чьей она будет! С нею самый несветский муж будет невольно занимать самое блестящее место в свете. Не правда ли? Я только хотела знать ваше мнение, – и Анна Павловна отпустила Пьера. Пьер с искренностью отвечал Анне Павловне утвердительно на вопрос ее об искусстве Элен держать себя. Ежели он когда нибудь думал об Элен, то думал именно о ее красоте и о том не обыкновенном ее спокойном уменьи быть молчаливо достойною в свете. Тетушка приняла в свой уголок двух молодых людей, но, казалось, желала скрыть свое обожание к Элен и желала более выразить страх перед Анной Павловной. Она взглядывала на племянницу, как бы спрашивая, что ей делать с этими людьми. Отходя от них, Анна Павловна опять тронула пальчиком рукав Пьера и проговорила: – J'espere, que vous ne direz plus qu'on s'ennuie chez moi, [Надеюсь, вы не скажете другой раз, что у меня скучают,] – и взглянула на Элен.

wiki-org.ru

Гадающая Светлана — WiKi

История картины

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, который пожаловал Брюллову должность профессора в Академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе и, получив распоряжение государя, сразу же направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник полгода жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану»[1]. Приезд художника в Москву совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова, а затем была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время в удовлетворительном состоянии[3],[4].

Сюжет

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;‎К зеркалу садится;С тайной робостью она‎В зеркало глядится;Темно в зеркале; кругом‎Мертвое молчанье;Свечка трепетным огнем‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, надеясь увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].

Художественные особенности

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].

В целом картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения[6]. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины[2]. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта[7].

Восприятие публикой

Картина вызвала живой отклик в Москве, где жил тогда художник. Иван Дмитриев поспешил написать об этом П. Свиньину: «Он написал здесь… для Перовского небольшую картину, представляющую пригожую девушку в простонародной русской одежде». Шаликов напечатал по этому поводу в «Московских ведомостях» стихи:

Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркаломСклони чело, друг гения, пред тем,Кто творческим господствуя искусством,Бездушное вдруг наделяет всем — И жизнию, и красотой, и чувством.[8]

Примечания

  1. ↑ Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
  2. ↑ 1 2 Пикулева, 2004, с. 89.
  3. ↑ 1 2 Живопись XVIII - первой половины XIX вв. (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Проверено 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  4. ↑ Гадающая Светлана (рус.). Museum.ru. Проверено 6 июля 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  5. ↑ Гордеева, 2010, с. 19—21.
  6. ↑ 1 2 3 Душечкина, 2007, с. 333—334.
  7. ↑ 1 2 3 Казакова, 2008, с. 31—32.
  8. ↑ Э. Ацаркина. Брюллов. М., 1963. С. 165

Литература

  • Гордеева, М. Великие художники. — М.: Директ-Медиа, 2010. — Т. 23.
  • Греков, Вл. Брюллов, Карл Павлович // Русский биографический словарь. — СПб.: тип. Главного упр. уделов, 1908. — Т. 3. — 699 с.
  • Душечкина, Е. В. Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с. — ISBN 5-9551-0163-2.
  • Казакова, Светлана. Карл Брюллов и Нестор Кукольник: история двух иллюстраций (рус.) // Третьяковская галерея : журнал. — 2008. — № 4.
  • Пикулева, Г. И. Брюллов. — М.: Олма-пресс, 2004. — 126 с. — (Галерея гениев). — 5 000 экз. — ISBN 5-94849-594-9.

Ссылки

ru-wiki.org

Гадающая Светлана Википедия

«Гада́ющая Светла́на» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова, написанная в 1836 году на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Создана на тему русского национального быта. Хранится в Нижегородском государственном художественном музее.

История картины[ | код]

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, который пожаловал Брюллову должность профессора в Академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе и, получив распоряжение государя, сразу же направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник полгода жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану»[1]. Приезд художника в Москву совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова, а затем была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время в удовлетворительном состоянии[3],[4].

Сюжет[ | код]

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;‎К зеркалу садится;С тайной робостью она‎В зеркало глядится;Темно в зеркале; кругом‎Мертвое молчанье;Свечка трепетным огнем‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, надеясь увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].

Художественные особенности[ | код]

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта

ru-wiki.ru

Гадающая Светлана Википедия

«Гада́ющая Светла́на» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова, написанная в 1836 году на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Создана на тему русского национального быта. Хранится в Нижегородском государственном художественном музее.

История картины

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, который пожаловал Брюллову должность профессора в Академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе и, получив распоряжение государя, сразу же направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник полгода жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану»[1]. Приезд художника в Москву совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова, а затем была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время в удовлетворительном состоянии[3],[4].

Сюжет

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;‎К зеркалу садится;С тайной робостью она‎В зеркало глядится;Темно в зеркале; кругом‎Мертвое молчанье;Свечка трепетным огнем‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, надеясь увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].

Художественные особенности

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].

В целом картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения[6]. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины[2]. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта[7].

Восприятие публикой

Картина вызвала живой отклик в Москве, где жил тогда художник. Иван Дмитриев поспешил написать об этом П. Свиньину: «Он написал здесь… для Перовского небольшую картину, представляющую пригожую девушку в простонародной русской одежде». Шаликов напечатал по этому поводу в «Московских ведомостях» стихи:

Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркаломСклони чело, друг гения, пред тем,Кто творческим господствуя искусством,Бездушное вдруг наделяет всем — И жизнию, и красотой, и чувством.[8]

Примечания

  1. ↑ Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
  2. ↑ 1 2 Пикулева, 2004, с. 89.
  3. ↑ 1 2 Живопись XVIII - первой половины XIX вв. (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Проверено 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  4. ↑ Гадающая Светлана (рус.). Museum.ru. Проверено 6 июля 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  5. ↑ Гордеева, 2010, с. 19—21.
  6. ↑ 1 2 3 Душечкина, 2007, с. 333—334.
  7. ↑ 1 2 3 Казакова, 2008, с. 31—32.
  8. ↑ Э. Ацаркина. Брюллов. М., 1963. С. 165

Литература

  • Гордеева, М. Великие художники. — М.: Директ-Медиа, 2010. — Т. 23.
  • Греков, Вл. Брюллов, Карл Павлович // Русский биографический словарь. — СПб.: тип. Главного упр. уделов, 1908. — Т. 3. — 699 с.
  • Душечкина, Е. В. Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с. — ISBN 5-9551-0163-2.
  • Казакова, Светлана. Карл Брюллов и Нестор Кукольник: история двух иллюстраций (рус.) // Третьяковская галерея : журнал. — 2008. — № 4.
  • Пикулева, Г. И. Брюллов. — М.: Олма-пресс, 2004. — 126 с. — (Галерея гениев). — 5 000 экз. — ISBN 5-94849-594-9.

Ссылки

wikiredia.ru

WikiZero - Гадающая Светлана

Wikipedia Open wikipedia design.

«Гада́ющая Светла́на» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова, написанная в 1836 году на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Создана на тему русского национального быта. Хранится в Нижегородском государственном художественном музее.

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, который пожаловал Брюллову должность профессора в Академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе и, получив распоряжение государя, сразу же направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник полгода жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану»[1]. Приезд художника в Москву совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова, а затем была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время в удовлетворительном состоянии[3],[4].

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;‎К зеркалу садится;С тайной робостью она‎В зеркало глядится;Темно в зеркале; кругом‎Мертвое молчанье;Свечка трепетным огнем‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, надеясь увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].

Художественные особенности[править |

www.wikizero.com

Гадающая Светлана — википедия фото

История картины

В конце лета 1835 года картина Брюллова «Последний день Помпеи», принёсшая ему славу, прибыла из Италии, где была написана, в Петербург. Полотно произвело впечатление на императора Николая I, который пожаловал Брюллову должность профессора в Академии художеств и немедленно вызвал его в столицу. Художник на тот момент находился в Контанстинополе и, получив распоряжение государя, сразу же направился в Петербург. Поездка его проходила через Москву, куда он прибыл 25 декабря 1835 (6 января 1836) года. В Москве художник полгода жил у А. Перовского, для которого и написал «Гадающую Светлану»[1]. Приезд художника в Москву совпал с кануном святок, и Брюллову удалось наблюдать обряд гадания в доме Перовского, что помогло придать картине «жизни»[2].

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова, а затем была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время в удовлетворительном состоянии[3],[4].

Сюжет

Из баллады «Светлана»

Вот красавица одна;‎К зеркалу садится;С тайной робостью она‎В зеркало глядится;Темно в зеркале; кругом‎Мертвое молчанье;Свечка трепетным огнем‎Чуть лиет сиянье…

В. А. Жуковский

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, надеясь увидеть в отражении суженого[5][6]. Сюжет был навеян популярной в то время балладой В. А. Жуковского «Светлана»[6].

Художественные особенности

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].

В целом картина является иллюстрацией не столько к конкретному эпизоду баллады, сколько к некоему поэтическому образу гадающей девушки, который укрепился в общественном сознании на волне успеха произведения[6]. Сам Жуковский называл художника Карлом Великим в знак признательности за написание картины[2]. К слову, это не единственная иллюстрация Брюллова к сочинениям Жуковского. В 1839—1843 годах художник работал над картиной «Пери и ангел» на сюжет одноимённой баллады поэта[7].

Восприятие публикой

Картина вызвала живой отклик в Москве, где жил тогда художник. Иван Дмитриев поспешил написать об этом П. Свиньину: «Он написал здесь… для Перовского небольшую картину, представляющую пригожую девушку в простонародной русской одежде». Шаликов напечатал по этому поводу в «Московских ведомостях» стихи:

Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркаломСклони чело, друг гения, пред тем,Кто творческим господствуя искусством,Бездушное вдруг наделяет всем — И жизнию, и красотой, и чувством.[8]

Примечания

  1. ↑ Русский биографический словарь, 1908, с. 401—411.
  2. ↑ 1 2 Пикулева, 2004, с. 89.
  3. ↑ 1 2 Живопись XVIII - первой половины XIX вв. (рус.). Нижегородский государственный художественный музей. Проверено 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  4. ↑ Гадающая Светлана (рус.). Museum.ru. Проверено 6 июля 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  5. ↑ Гордеева, 2010, с. 19—21.
  6. ↑ 1 2 3 Душечкина, 2007, с. 333—334.
  7. ↑ 1 2 3 Казакова, 2008, с. 31—32.
  8. ↑ Э. Ацаркина. Брюллов. М., 1963. С. 165

Литература

  • Гордеева, М. Великие художники. — М.: Директ-Медиа, 2010. — Т. 23.
  • Греков, Вл. Брюллов, Карл Павлович // Русский биографический словарь. — СПб.: тип. Главного упр. уделов, 1908. — Т. 3. — 699 с.
  • Душечкина, Е. В. Культурная история имени: Светлана // Имя: Семантическая аура. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 360 с. — ISBN 5-9551-0163-2.
  • Казакова, Светлана. Карл Брюллов и Нестор Кукольник: история двух иллюстраций (рус.) // Третьяковская галерея : журнал. — 2008. — № 4.
  • Пикулева, Г. И. Брюллов. — М.: Олма-пресс, 2004. — 126 с. — (Галерея гениев). — 5 000 экз. — ISBN 5-94849-594-9.

Ссылки

org-wikipediya.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта