Описание картины Павла Филонова «Крестьянская семья». Картина филонова


Павел Филонов

pavel_filonov1В декабре 1941 года в холодном блокадном Ленинграде умирал от голода  гениальный русский художник, поэт и философ, мистик и провидец Павел Филонов. Смерть застала его на боевом посту - на крыше, откуда он сбрасывал бомбы.

А рядом Ночью В глухом переулке Перепилен поперек, Четвертован Вулкан погибших сокровищ, Великий художник, Очевидец незримого, Смутьян холста Павел Филонов. Был он первым творцом в Ленинграде. Но худоба С голодухи, Погиб во время блокады, Не имея в запасе ни жира, ни денег. Картин в его мастерской Бурлила тыща. Но провели Кроваво-бурые Лихачи Дорогу крутую, И теперь там только Ветер посмертный Свищет (А. Кручёных)

pavel_filonov2

За несколько дней до смерти художник отнёс последние четыре картофелины своей любимой сестре Евдокии Николаевне Глебовой, той, которая сохранила  картины этого уникального русского художника, не продавая их даже когда сама голодала. Теперь эти картины можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга, куда, согласно завещанию брата, она их и передала.

В январе 2018 году Павлу Филонову исполнится ровно сто тридцать пять лет со дня рождения и этот текст - дань уважения и любви к гению художника, недооцененному ни при жизни, ни потом. Интерес к русскому авангарду не сделал художников этого направления более понятными.

Большинство по-прежнему не воспринимает ни Малевича, ни Кандинского, ни Ларионова, ни Лисицкого, ни Тышлера с Лентуловым. Казимир Малевич, которого так любят критиковать доморощенные «искусствоведы», делая из него чуть ли не исчадие ада, с грустью писал, что от искусства всегда требуют, чтобы оно было понятно, но те, кто этого требуют, не предъявляют к себе требования приспособить голову к пониманию.

pavel_filonov3

Но даже на этом фоне Павел Филонов занимает особую нишу. Он остается  таким же маргиналом и человеком не от мира сего, каким был и самый близкий ему поэт – Велимир Хлебников. Так и стоят они оба особняком: Художник для художников и Поэт для поэтов.

Павла Филонова сравнивают с Дюрером и Грюневальдом, Ван-Гогом и Мейднером, которых роднит общее ощущение трагедии, апокалипсиса и краха прежнего мироустройства. Прежний мир перестал существовать, разбившись вдребезги. Остались только осколки с острыми режущими краями, избежать ранения от которых  никому из живущих на переломе XIX-XX веков  не удалось.

Творчество Павла Филонова из всех дореволюционных художников оказалось наименее изученным, но таким же оно остаётся и в послереволюционные годы. После обвинений в 1933-м в формализме, упадничестве и буржуазности имя Филонова было вычеркнуто из истории советского искусства на долгие годы.

pavel_filonov4Первая выставка забытого художника прошла в конце шестидесятых в Академгородке Новосибирска, что вовсе не случайно, если знать, что художник называл себя исследователем и изобретателем, а творил с аналитической дотошностью, сделав своим лозунгом девиз: «Человек развивается через изучение и упорный труд и только так».

Старый мир исчез, новый творился далеко не только революционной массой, но и поверившими в революцию Филоновым, Хлебниковым, Маяковским, Блоком, Малевичем… В первые годы своего творчества Павел Николаевич создаёт такие шедевры как Пир королей, Масленица, Портрет сестры Е.Н.Глебовой, Святое семейство.

Тогда он был вместе с победителями и тоже думал о счастье, только его представление о счастье категорически не совпадало  с видением счастья большинством, для которого его мерилом  была сытость, а сытый голодного, как известно, не разумеет. Филонов – аскет, бессребреник, патриот, отказывавшийся продавать свои картины за границу даже в самые голодные и страшные для него годы.

pavel_filonov5Всё – для России, в дар любимой Родине. И сестра потом тоже отказывалась продавать его картины, потому что брат всё завещал стране, в которой родился, и неважно, что тогда  его творчество стране было не нужно.  Впрочем, его манера никогда не вызывала восторга и понимания у «классиков», за что трижды его исключали из числа достойных учиться в Академии живописи.

Но поступив туда, через два года он ушел из Академии сам: его революционный пафос далеко отстоял от генеральной линии не только академиков, но и художников русского авангарда. Последние больше ориентировались на французский авангард – кубизм, фовизм, импрессионизм, а Филонов тяготел к немецкому  экспрессионизму с его психологизмом и трагическим ощущением мира.

Художнику было тесно в посюстороннем мире, его, как представителя русского космизма, волновали фундаментальные вопросы мироздания и метафизики: жизни и смерти, первооснов бытия, стремление пересоздать мир на новых основаниях и формах. Филонов считал, что картина должна быть подобна Природе - Живой, расти и развиваться, как растет всё живое: животное, растение, человек…

pavel_filonov6Каждая клеточка – подобна целому миру, из которого складывается целое. Художник – это конструктор, создающий систему бытия, в которой существуют свои законы, она должна быть "сделана". И потому каждый атом и каждая клеточка тщательно прописываются, продумывается и анализируется. Его творчество сродни работе ученого.

Процесс создания картины, по мнению Филонова, похож на сотворение мира, где главное не техника, а технология последовательности действий. Холст – это то, с помощью чего художник осмысливает мир, инструмент, с помощью которого он выходит в Космос и слышит Вселенную, соединяя все времена в единый поток.

Вспомним Велимира Хлебникова с его попытками найти законы пространства-времени, в соответствии с которыми можно рассчитать с точностью до одного года возникновение того или иного события. Фактически Павел Филонов делает то же самое – он ищет закономерности эволюции видимого мира.

pavel_filonov7

Годы, люди и народы Убегают навсегда, Как текучая вода. В гибком зеркале природы Звезды — невод, рыбы — мы, Боги — призраки у тьмы. (В.Хлебников, 1915)

И как для Хлебникова слово-творчество было лишь продолжением его научных изысканий, в свете которых прошлое становилось  таким же прозрачным, как и будущее, так и для Павла Филонова живопись была лишь инструментом поиска надмирных закономерностей, что ставит обоих – и Хлебникова, и Филонова – в один ряд с Лобачевским, Чижевским, Пифагором и Кеплером. Не случайно многие филоновские картины называются формулами. Он открывал их в процессе создания своих картин:

"Формула Петрограда", "Формула буржуазии", "Формула революции", "Формула Вселенной", "Формула империализма", "Формула пролетариата", "Формула эволюции", "Формула вмешательства", "Формула весны"...

pavel_filonov8Павел Филонов становился в позицию надмирного субъекта, для которого не существует пространство, время, земное существование, он их преодолевает, выходя в открытый Космос, подобно тому, как это делал Циолковский. Все картины Филонова двадцатых годов – это Открытая Книга, которую надо изучать, читать и расшифровывать формулы, в которых зашиты законы развития Вселенной.

Картины Филонова во многом похожи на русские иконы. Как и иконы, они, помимо эстетическо-художественного аспекта, содержат множество смыслов и символов, через которые происходит общение с Вечностью и Абсолютом. На его картинах не столько пиджаки, сапоги и штаны, сколько Мысль, изобразить которую художнику было значительно важнее, чем просто зафиксировать видимое.

У художника идеология в мировом масштабе и предлагал он ее всему Человечеству, в попытке призвать его к тому, чтобы оно посмотрело на себя со стороны, с другого ракурса, чтобы вышло за пределы своего земного существования, за пределы времени и пространства. И это делает картины Павла Филонова устремленными в будущее, предназначенными не столько современникам, сколько их потомкам...

(Продолжение здесь)

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Описание картины Павла Филонова «Формула весны»

Описание картины Павла Филонова «Формула весны»

Великолепный художник Филонов, в этот раз представляет на суд зрителей, одно из своих лучших работ, которая всемирно признана таковой не только большим количество почитателей его творчества, но и серьезных художественных критиков и искусствоведов.

«Формула весны» является будто некой мелодией, которая наложена на строки жизни, создавая тем самым бурлящую симфонию хоралом высокого звучания.

Работа в действительности заслуживает звания монументальной. На первый взгляд, ее выполнение может показаться хаотичным, но на самом деле этот мозаичный ковер имеет упорядоченность. Этот калейдоскоп разлетающихся в разные стороны частиц, каждый из которых точечно прорисован и имеет свою огранку и цвет, представляет торжество формулы весны.

Эта работа представляет собой удивительное и невероятное соединение живого и мертвого миров, растительного и животного, неорганического и органики и т.д. Художник, будто не замечает этих разделений и не видит в них разницы. Это будто целая вселенная, в которой все процессы, подчиняются единому и в равной доле соединяются друг с другом, от чего в них и не существует никаких разделений.

Каждая частичка в этом случае, как каждый атом одновременно и движущиеся, и стояще на месте, и говорящие, и молчаливые, и кристаллические и биоморфные.

Художник изобразил на этом полотне не конкретно какую-то поверхность явлений, а исключительно их законы, по которым они живут, все процессы, которым они подвержены, что часто недоступно для глаза большинства художников. Процесс написания этой работы и подход к ней, в какой-то мере можно даже назвать научным.

Стоит отметить, что художник увлекался различными авторами, которые впоследствии сыграли на формировании его вкуса: Циолковский, Дарвин и т.д. Именно поэтому зрители имеют возможность видеть такие чудные работы.

opisanie-kartin.com

Картины Павла Филонова - Художественная галерея

Миры фентези [91]

Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные.

Готика и фентези. Картинки и фотографии [113]

Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации.

Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185]

Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ.

Мистические явления [277]

Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты.

Нелепые факты [280]

Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности

Мрачная готика [31]

Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт.

История Франции [79]

Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции.

Города Франции [126]

Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира.

Дворцы и замки Франции [84]

История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры.

Короли и императоры Франции [64]

История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров.

Легенды Франции [70]

Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки.

Музеи Франции [19]

Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое.

Храмы и соборы Франции [66]

Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне.

История Великобритании [83]

Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси.

Исторические личности Великобритании [64]

Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы.

Достопримечательности Великобритании [80]

Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр.

Легенды и мифы Великобритании [104]

Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде.

Мифы и легенды народов мира [56]

Мифы, саги, былины и легенды народов мира. Русские святцы, мир Славян глазами художников. Мифы о сотворении мира, Кельтские сказания.

История и культура Японии [123]

История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни.

Галерея фоторабот [391]

Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки.

Художественная галерея [689]

Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов

Красивое оформление для сайтов и блогов [215]

Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки.

Курсовые работы и не только они... [30]

Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе.

Праздники,которые мы празднуем [51]

Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое.

Самое удивительное в искусстве [10]

Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк.

Мистика [12]

Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума.

Фанфики по квестам [9]

Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров.

Юмор [10]

Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики

Проза [17]

Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления.

Фентези [17]

Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой.

Миры кота Баяна [23]

Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы.

vision7.ru

Описание картины Павла Филонова «Крестьянская семья»

Описание картины Павла Филонова «Крестьянская семья»

Павел Филонов – знаменитый русский художник – авангардист. Его работы славятся особым построением композиции, уникальностью и техникой изображения. Свою методику Филонов именовал “аналитической”. Его произведения – это тщательная разработка, пропись и прорисовка крохотных деталей, которые создают картине особый шарм.

Таким образом и возникали многоуровневые композиции, выполненные как единое целое. Филонов любил изображать предметы, явления или людей не такими, какими они могут быть в действительности, а образными. Его полотна хоть и считаются яркими, оригинальными, красочными, но они никогда не были красивыми, приятными на глаз.

Скорее наоборот, вызывали и вызывают отвращение, тяжелы для восприятия, долго смотреть на них и наслаждаться гармоничной картинкой не получится. Можно сказать о том, что автор преднамеренно делал свои работы такими неприятными, использовал грязные цвета, писал такие вызывающе-пугающие образы.

“Крестьянская семья” тоже довольно эксцентричное явление в русской живописи. Изначально зрителю может показаться, что он наблюдает не работу знаменитого авангардиста, а стерео-картинку. Работу можно разделить на передний и задний план – они очень сильно отделяются друг от друга визуально. Сначала можно увидеть семью из трех человек: мужчина, женщина и младенец. Рядом с ними находятся волк, лошадь, стоящие по разным сторонам от людей, и две птицы – курица и петух, обитающие в правом нижнем углу картины.

О фоне сказать трудно: художник изобразил цветы по всему периметру, неразделенные друг от друга пространством. Кроме того, они наполнены разнообразием образных фигур, которыми окружено крестьянское семейство. Тела людей и животных не подчинены никаким законам анатомии и, на первый взгляд, скорее вызывают двоякие ощущения. В работе преобладает красный цвет.

Сложно сказать о работе великого авангардиста. Жанр не подразумевает того, чтобы можно было трактовать произведения однозначно. Филонов передает напряжение, особую атмосферу, ассоциативный ряд. “Крестьянская семья” не оставит равнодушным ни одного зрителя, пробудив в нем самые глубокие ощущения, воспоминания и чувства.

opisanie-kartin.com

Описание картины Павла Филонова «Пасха»

Описание картины Павла Филонова «Пасха»

Павел Филонов – известный художник-авангардист, один из самых загадочных русских живописцев. Некоторые из своих работ он называл "формулами" – "формула цветка", "формула пролетариата" и т. п. Создавал статьи, где пытался сформировать принципы аналитического искусства. Себя он называл "художником-исследователем", пытаясь провести параллели между наукой и искусством.

"Упорно и точно рисуй каждый атом", – писал Филонов. Однако благодаря его нетипичной позиции в конце двадцатых годов творчество художника было признано враждебным общей концепции социализма. Автора обвиняли в формализме, в стремлении уйти от реальности в мир фантазий. В 1930 году была запрещена уже подготовленная и проанонсированная выставка художника; с этого времени его имя в СССР было под запретом.

Герои жанровых полотен Филонова – довольно своеобразный типаж. Часто художник изображает своих персонажей практически без одежды или в ветхом рубище. Фигуры утрированы и деформированы, искажены и изогнуты. На лицах фактически всех мужчин и женщин – тоска и беспредельное уныние. Самая популярная тема для Филонова – трапеза, изображение фигур за столом. К этому типу картин относится и "Пасха".

На холсте изображена небогатая семья в момент праздничного пасхального ужина. Наравне с членами семьи участие в трапезе принимают и ангелы – у Филонова это странные бесполые существа, каждый из которых обладает несколькими парами крыльев. Стол донельзя беден – одинокое блюдо с рыбой, кулич, яблоко. Зато тщательно выписаны крупные рюмки со спиртным в руках у каждого персонажа. Под столом – собака и кошка, ожидающие лакомого кусочка. Филонов примитивизирует фигуры, уплощает их, лишает деталей. Православное понятие Троицы полностью переосмыслено в этой картине – во главе стола трое обычных мужчин, чокающихся "за здоровье", а вот ангелов всего два.

opisanie-kartin.com

Описание картины Павла Филонова «Первая симфония Шостаковича»

Описание картины Павла Филонова «Первая симфония Шостаковича»

Павел Филонова – один из ярких и многосложных художников ХХ века. Его называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». Творчество художника усилило интерес к авангардистским течениям в СССР.

Картины П. Филонова отличались масштабностью, отторжением очевидной стороны реальности и стремлением отразить мир видимых и невидимых явлений, происхождение бытия. Его искусство носило аналитический характер, пытаясь доказать, что форма и цвет – не единственные инструменты передачи изобразительной мысли.

При таком подходе, замысел изображений П. Филонова всегда было трудно объяснить и понять. «Первая симфония Шостаковича» – одна из знаменитых интерпретаций, отражающих творческие принципы живописи мастера. Суть аналитического искусства художник объяснял изображением предмета с учетом разных точек зрения, создавая замысловатый рисунок. Метафоричные образы художника отображают эфирные формы мысли и сознания. Так, в композиции данного произведения из глубины «единиц действий» на поверхность всплывают человеческие лица.

Картина была написана в 1935 году под впечатлением услышанного по радио. П. Филонова заворожила музыкальная форма симфонии Шостаковича. Союз изобразительного искусства и музыки – области исключительной выразительности зарождающегося нового образа эпохи того времени. Художнику удалось визуализировать тронувшую его чувства и разум мелодию.

На полотне в вихревом потоке рождается «организм» государства. Разноцветный фон, словно пазл, бесформенной массой заполняет всё пространство. Обтекая лица, пестрая вязкая «топь» уподобляется медленному ходу времени, переменам и хаотичному сумбурному процессу эволюции эпохи.

Лица людей, запечатленные в разнообразных ракурсах, отражают музыкальные переходы музыкальной композиции и общественные настроения той поры. Тревога и грусть – лики в нижней части композиции, выражение лица справа напряжено, что подчеркивается плотно сжатыми губами и мрачно сдвинутыми бровями. Отталкиваясь от мрака и подхватывая партию флейты, слегка в стороне от центра проступает нежный хрупкий женский профиль с легким румянцем.

Третья часть симфонии – трагична, предвещая необратимые бедствия. Верх картины содержит однотипные профили, в глазах отражена обреченность и бесстрастность. Строители «государства-организма» полны противоречий и сомнений, пытаясь казаться невозмутимыми и с энтузиазмом устремляясь к новой жизни. Однако предчувствие катастрофы не отпускает их.

«Первая симфония Шостаковича» – сложная комбинация смыслов и символов. Преобладающую идею хаоса смягчают сквозные лучи и чистые голубые оттенки в лицах, выдавая призрачные надежды на возможное светлое будущее.

opisanie-kartin.com

Картины Филонова, биография художника

Выдающийся представитель русского авангарда Павел Николаевич Филонов с начала XX века стал известен как автор особой, аналитической живописи. Легендой стал его сильный характер, от которого произошла неколебимая убежденность художника в правоте своих открытий, его одержимость в работе и монашеское подвижничество в жизни.

Его творчество – неотъемлемая часть истории авангардистской живописи. При этом картины Филонова – явление удивительно самобытное, ставшее итогом теоретических разработок мастера, которые составили едва ли не важнейшую часть его наследия.

картины филонова

Начало

Будущий художник родился в 1883 году в бедной семье выходцев из рязанских крестьян, переехавших в поисках лучшей доли в Москву. Отец был кучером, мать – прачкой. Увлекшись рисованием, Павел скоро понял, что живопись будет делом всей его жизни.

После начального образования в приходской школе в Москве он окончил курсы в малярно-живописных мастерских в 1901 году уже в Петербурге. Туда, после того как они остались сиротами, он перебрался вслед за сестрой, вышедшей замуж. филонов картины

Работа маляром, приносившая скромный доход, иногда позволяла получать некоторую живописную практику. Так, художник вспоминает об участии в росписи стен какой-то богатой квартиры и в реставрации живописных изображений на куполе Исаакиевского собора.

Параллельно с этими занятиями Филонов посещает рисовальные классы «Общества поощрения художеств» и пытается подготовиться к поступлению в Академию художеств. Первая попытка – в 1903 году - оказалась неудачной, и Филонов поступает в частную студию Дмитриева-Кавказского, чтобы продолжить художественное образование.

В 1908 году он становится вольнослушателем Академии, но через два года добровольно уходит, не найдя понимания у профессоров из-за слишком своеобразных взглядов на живопись.

Художник-исследователь

Аналитический подход к живописному изображению выражают уже самые ранние картины Филонова с названиями «Головы» (1910), «Мужчина и женщина» (1912), «Две женщины и всадники» (1912), «Восток и Запад» (1912). В них нет ещё характерного для мастера составления изображения из множества мерцающих ячеек, но это уже явно абстрактные произведения.

Здесь профессиональное мастерство служит для выражения идеи, лишь опосредовано связанной с объектами, которыми насыщена картина. В разной степени эти работы художника задают вопросы о современном ему обществе, потерявшем цели, и выражают беспомощность перед грядущими потрясениями.павел филонов картины

Многозначность картины художника Филонова «Пир королей» (1912-1913) не дает покоя исследователям его творчества до сих пор. Пространство наполнено фигурами, имеющими явные библейские аллюзии, мифологическими символами наднационального масштаба.

Она полна загадочных намеков и таинственных ссылок. Её считают самой таинственной картиной мастера, при этом соглашаясь с её явными пророческими качествами. Разноплеменные цари и царицы, расположившиеся на тронах, составляют будоражащую композицию, созвучную общественным настроениям перед Первой мировой войной. Ритуальный пир королей Филонова вечен и актуален для любого времени.

Участник процесса

Рожденный в преддверии глобальных потрясений во всех сферах общественной жизни, Павел Филонов, картины которого отличают явная самобытность в форме и в смысловой устремленности, – часть всеобщего художественного процесса, и не только российского.

Он участвует в деятельности художественного объединения «Союз молодежи», позднее сотрудничает с поэтами-футуристами, в том числе Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым. В дискуссии с кубистами он окончательно определяется с идейными построениями своего творческого мировоззрения – аналитического искусства.художник филонов картины

В 1912 году Филонов предпринимает путешествие по Франции и Италии, передвигаясь, по его выражению, пешком и зарабатывая на жизнь в качестве чернорабочего. Он знакомится с наследием великих мастеров прошлого и с новомодными течениями бурно развивающейся художественной жизни Европы. Первые картины Пикассо и других кубистов он видит в самом центре авангардного искусства – в Париже - и составляет о них собственное мнение.

Теоретическое наследие Филонова

Склонность к постоянному и тщательному анализу – этим всегда отличался Филонов. Картины его - во многом производное такого анализа, а в истории искусства остались и теоретические работы мастера.

Так, в статье «Канон и закон» он выступает с резкой оценкой набиравшего победный ход кубизма и кубо-футуризма, а в манифесте «Сделанные картины» пытается сформулировать концепцию своего аналитического подхода к живописи.картины художника филонова

Как писал в своих текстах художник Филонов, картины Пикассо и его последователей имеют тот же дефект одностороннего взгляда на действительность, что и классический реализм. Подлинной связи с природой вещей и внутреннего мира человека им не достичь из-за количественной ограниченности художественных средств и методов. Их возможности по сравнению с неисчерпаемым многообразием свойств природы и мышления мизерны.

Для более точного взаимодействия с природой необходимы новые подходы, подразумевающие применение всего духовного арсенала человека-творца. Цель – создавать картины и рисунки при помощи упорной и могучей работы человека, работы над каждой частицей, каждым атомом.

Свобода и многообразие

Основополагающие для творчества художника, картины Филонова-абстракциониста обладают еще большей значительностью, когда становится понятен уровень его профессионального мастерства. В наследии мастера есть и портреты, написанные им в традиционной, классической манере. В основном на них изображены его сестры и близкие им люди.картины филонова с названиями

Осенью 1916 года Филонов попадает на войну – Павел Николаевич мобилизован и отправлен рядовым на русско-румынский фронт. Он пробыл там до 1918 года, когда после ликвидации фронта художник возвращается в Петроград уже при новой власти и активно включается в работу.

Тема мировой войны прослеживается исследователями только в работах, созданных до мобилизации, а после его возвращения с фронта картины Филонова наполняются совсем другим содержанием, хотя в них и присутствуют иногда постапокалиптические мотивы.

Борьба за новое искусство

Как и другие лидеры русского авангарда, Филонов ожидает от постреволюционного времени воплощения своих надежд на рождение нового искусства, не связанного никакими условностями. Он участвует в создании Института художественной культуры (Инхук), а став профессором Академии художеств, пытается провести её реорганизацию с позиций нового времени. Главным же его делом, кроме напряженной и упорной работы в мастерской, становится «Школа аналитического искусства», основанная им в 1925 году.

Учениками Филонова были около сотни молодых живописцев, разделявших его взгляды, изложенные в «Декларации мирового расцвета» (1923) – главном теоретическом труде мастера. В нем он провозглашает существование огромного мира явлений, которые не может обнаружить «глаз видящий», но которые доступны для «глаза знающего». Современный художник должен отражать эту другую реальность, представляя её в виде формы, им изобретаемой.

Многие ученики не могли избежать влияния энергии, которую излучали картины Филонова, и впадали в чистое подражание, но были и те, для кого идеи мастера становились мощным подспорьем для собственных творческих устремлений.

Живописные формулы

Филонов в 1927 году вместе с учениками оформляет интерьеры Дома печати, создаёт декорации и художественное оформление постановки гоголевского «Ревизора», работает над изданием книги «Калевала» и т.д.

Но основной составляющей жизни художника оставалась упорная работа над новыми картинами. Его приверженность своим идеям и самоотречение в работе одних восхищали, а других, как водится в творческой среде, раздражали.художник павел филонов картины

Среди наиболее значительных работ, созданных в 20-30-е годы, множество картин, названных формулами: «Формула петроградского пролетариата» (1921), «Формула весны» (1927), «Формула империализма» (1925) и т.д. Это было еще одним подтверждением верности идеям аналитической живописи, которую до конца своих дней сохранял художник Филонов.

Картины «Нарвские ворота» (1929), «Животные» (1930), «Лики» (1940) – это отображение того мира, который способен увидеть только подготовленный глаз настоящего художника.

«Филоновщина»

В пробах художника создать реальность, существующую отдельно от суровой действительности, официальная критика и идеологические органы того времени видели в лучшем случае попытку бегства с фронтов борьбы за светлое будущее, а в худшем – поползновение на подрыв единства армии и строителей коммунизма. И постепенно художник Павел Филонов, картины которого были так мало похожи на образцы соцреализма, становится изгоем.

Чтобы подтвердить верность идеям пролетарской революции, он пишет несколько картин на "правильные" сюжеты: «Рабочие рекордсмены на фабрике "Красная заря"» (1931), «Тракторный цех» (1931), но это не помогает – его лишают средств к существованию, подвергают травле и изоляции.

Судьбу мастера можно называть трагической (он погиб от истощения в первый же блокадный месяц, 3 декабря 1941 года), если не вспоминать о великой посмертной славе, пришедшей к нему в более щадящие времена. Сегодня его работы ценятся на уровне величайших мировых шедевров, а имя однозначно причисляется к самым значительным в истории живописного искусства.

загрузка...

fjord12.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта