Виктор Попков: «Живопись, графика»ARTinvestment.RU 17 мая 2013. Картины попкова
Виктор Попков: «Живопись, графика»
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки15 мая — 7 июля 2013Москва, ул. Академика Варги, 154 этаж Административного корпуса Академии
На этой неделе в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки открылась персональная выставка работ Виктора Попкова «Живопись, графика».
Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать.Тихо буду смеяться. Тихо буду рыдать.Тихо буду любить, Тихо буду болеть,Тихо буду я жить, Тиха будет и смерть.Если будет мне счастье, Если будет мой бог,Я не стану качаться, Я найду свой порог.Буду к людям я добрый, Буду все я любить,Буду в грусти смеяться, Буду в смехе грустить.И тебя не обижу. Даже подлость стерплю.Пожалей хоть раз в жизни. Смерть! Придешь? Я смолчу.
В ноябре 1974 года художник Виктор Ефимович Попков был убит выстрелом инкассатора, когда подошел к машине «Волга» и попросил водителя подвезти его. Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции. Похоронили художника на Черкизовском кладбище.
Тогда эта страшная, нелепая, ничем не объяснимая история не получила должной общественной огласки. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Так в 42 года оборвалась жизнь одного из самых значительных русских художников второй половины XX века.
Виктор Ефимович Попков (09.03.1932 — 12.11.1974), лауреат Государственной премии СССР, родился в семье рабочего. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948–1952) и Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1952–1958) у Е. А. Кибрика. Жил в Москве.
Советский художник-шестидесятник. Один из лидеров сурового стиля. Живопись Попкова отличается драматизмом, психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни, строгостью композиций и насыщенным колоритом. В период с 1956 по 1974 год Попков объездил Байкал, Сибирь, Подмосковье, Вологодчину, Север, где по впечатлениям создал серии работ маслом, гуашью, карандашом. На Западе его называли диссидентом. Его остросоциальные произведения часто вызывали раздражение у властей.
Из воспоминаний Виктора Попкова: «Я попытался написать работы, которые на первое смотрение некоторыми зрителями воспринимались как тяжелые, мрачные, пронизанные чувством тоски и угнетенности… И когда эти работы ругали и обвиняли в мрачности, мне было досадно не за свои работы, а за тех людей, баб-вдов, которых не хотели видеть, их горя…»
Но самое главное произведение Попкова — его судьба. Похожей нет ни у одного продвинутого концептуалиста, и, вполне вероятно, они многое бы за такую легенду отдали. Мальчик из рабочей семьи блестяще оканчивает Суриковский институт, за первую же большую картину «Строители Братской ГЭС» обласкан властями. В 27 лет, по тем меркам очень рано, вступает в СХ СССР, в 62-м едет в Финляндию на Фестиваль молодежи и студентов. В 67-м получает почетный диплом биеннале современного искусства в Париже. 30-летний Попков даже вошел в комитет по присуждению Государственных и Ленинских премий. Налицо был большой социальный успех.
А параллельно — алкоголь, попытка самоубийства (его буквально из петли вытащил тесть), предчувствие смерти. За пару недель до гибели Попков принес друзьям пластинки: «Поставьте музыку на моих похоронах». На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова «Осенние дожди (Пушкин)». Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи.
Отличительной чертой творчества Виктора Попкова является притчевый характер его произведений. Языком символов он пишет рассказ, повесть, роман пластикой линий, пятен, цвета, фактуры, достигая виртуозной техники исполнения. В его полотнах всегда есть тайна и загадочная притягательность. Сила его творчества еще и в том, что языком живописи он умел достичь оптимального результата в своих замыслах. Идея, колорит, композиция, виртуозный рисунок — все на высочайшем профессиональном уровне.
Виктор Попков был глубоко национальным художником. Его патриотические вещи касались всех сторон жизни в обществе и близких ему по духу людей. Он как режиссер вживался в материал и проникался сочувствием к персонажам своих полотен. Видимо поэтому, эмоциональная наполненность его холстов до сих пор находит отклик в сердцах многих зрителей.
Из воспоминаний о Викторе Попкове
«Попков — одна из ключевых фигур отечественного послевоенного искусства. За несколько лет он совершил скачок от социального в экзистенциальное» (Ян Брук, замдиректора ГТГ по научной работе).
«Когда рассматриваешь картины Виктора Попкова, невозможно отрешиться от воспоминаний о том выстреле и ранней, в 42 года, смерти. Попков оставил нам вечную загадку: почему?»
«Одни говорили: строй душил, надвигались застой и творческая несвобода. Но смерть — это такое большое событие, политическими причинами ее не измеришь и не объяснишь. Как бы то ни было, жизнь его явно тяготила, он искал случая от нее избавиться».
«Вот такая судьба. И живопись Попкова в преломлении этой судьбы воспринимается иначе — еще значительнее и куда трагичнее».
Дождь в душе художника
«Когда-нибудь, в Москве будет открыт музей Виктора Попкова, специально построенный, по особому проекту. В огромных светлых залах будут висеть его полотна — все: и те, которым присуждена Государственная премия, и те, которым еще предстоит быть оцененными критиками и потомками», — писала известный журналист и литератор Жанна Гречуха.
9 марта этого года исполнился бы 81 год со дня рождения художника Виктора Ефимовича Попкова. В Москве музея пока нет, а вот в Мытищинском художественном музее уже давно работает мемориал Виктора Попкова.
Имя художника является знаковым в изобразительном искусстве России. О нем до сих пор пишут, снимают кино, делаются его персональные выставки. В Государственной Третьяковской галерее и Русском музее более 150 работ мастера. Внимание к персоне живописца не случайно. Все, что касается русской национальной культуры, имеет огромный интерес. А Творчество Попкова глубоко национально. Для него родная земля не была пустым понятием. Художника-трибуна все касалось: и радость, и боль общества. Все его программные полотна об этом. «Шинель отца», «Вдовы», «Северная песня», «Строители Братской ГЭС», «Бригада отдыхает» и многие другие картины современны и сейчас и будут современны всегда. Поскольку темы, поднятые художником, настолько масштабны, что их нельзя отнести к какому-либо конкретному времени. Например, полотно «Лето. Июль», задуманное здесь, в Мытищах, где прошло его детство и юность. Родная земля послужила образом для многих картин Виктора: «Двое», «Мать и сын», «Больной ребенок», «Река Клязьма», «Студенты на практике», «Ожидание». Дома, в котором жили Попковы, на улице Силикатной, 30, теперь уже нет, но многочисленные рисунки, этюды, эскизы остались в истории города благодаря живописцу. Долгое время на том месте стояла береза, которую Виктор принес в шапке из леса и посадил. Но время и ее не пощадило.
Художник писал обычных людей в обычных жизненных обстоятельствах, а картины заставляли зрителя быть сопричастным к социальным проблемам общества, которые были видны в живописной пластике. Он всегда говорил: «Когда болит или радуется душа, тогда-то и получается настоящее произведение». Многие художники задаются вопросом: «А что сейчас писал бы Попков?» Творчество мастера было искренним и откликалось на впечатления, которые трогали сердце, мимо которых он не мог пройти, не оставив следа. Я думаю, в наше смутное время он обратился бы к истории России, к русскому национальному самобытному искусству, потому что сейчас это — болевая точка страны. В письме к художнице Наде Леже он писал: «Конечно, художник нашего времени призван писать о больших явлениях жизни. И о них, мне думается, нужно создавать или большие тематические полотна, или серии».
Однажды после работы над этюдом он решил искупаться в Клязьме недалеко от храма Покрова в Тарасовке. Когда вышел из воды увидел на своем пейзаже накарябанное матерное слово. Рядом стояли два подростка и смеялись. Художник в сердцах отвесил им подзатыльники, а они привели своих отцов, готовых наброситься на Виктора. Он пытался выяснить, как же они воспитывают своих детей, но это было бесполезно.
Искусствовед Г. Анисимов как-то показал мне альбом, подаренный ему Виктором. В альбоме были рисунки и наброски Р. Гамзатова, Е. Евтушенко, Д. Шостаковича, ансамбль песни Александрова в полном составе и другие, сделанные в период его работы в Комитете по присуждению Ленинских и Государственных премий, в состав которого он входил в начале 60-х годов. Самым ярким впечатлением о работе в Комитете был серьезный разговор с членом ЦК скульптором Е. Вучетичем после голосования по поводу присуждения премии А. Солженицыну. Е. Вучетич рекомендовал молодому художнику не зарываться и не проявлять своеволия в голосовании (Попков голосовал за присуждение). Виктор пытался спорить, но нарвался на такие серьезные угрозы, что на целую неделю уехал к матери в Мытищи — боялся, что убьют. Это было время оттепели, когда многие молодые творческие личности поверили в свободу творчества и надеялись, что так будет всегда. Ведь им, молодым актерам, писателям, художникам, доверили работу в Комитете по премиям. Обманувшись в ожиданиях, они не сложили оружия и продолжали бороться с коммунистической идеологией, довлеющей над творчеством. В. Попков, горячо выступая на заседаниях и съездах, иногда только потом осознавал опасность своих действий. В картине «Воскресенье» он аллегорически изобразил себя зажатым серостью и мечтающим о свободе. Партийные инструкторы, принимающие выставки, часто не вешали полотна В. Попкова по политическим соображениям, и он придумал знаковую систему образов, где через притчу смог говорить о том, о чем он не мог не писать. Он изобразил себя лежащим обнаженным на крыше над городом с бутылкой вина и смотрящим на свободно летающих голубей. Он мне объяснил смысл своего замысла так. Обнажен, потому что открыт для всех и искренен в своем творчестве. Он отождествляет себя с белой церковью, зажатой серыми крышами города и завидует свободе голубей.
Все, кому приходилось писать о Попкове, сходились на том, что во всем его творчестве поражают чистота и совестливость души, взволнованная личная интонация, прямая или косвенная автопортретность. Без этого нет художника Попкова.
Он своей натурой праведника никак не мог принять то, что человека можно оболгать, облить грязью публично, заклеймить позором тогда, когда для этого нет никакого повода. Ложь для его натуры была просто не приемлема.
Еще подростком в деревне он решил бодаться с местным бычком, а тот ему рогом саданул в переносицу. Еле жив остался. По сути, он всю жизнь бодался с властью. И она его не щадила. Он органически не принимал лжи и несправедливости. В своих картинах он мог донести до зрителя свои идеи и мысли. В любой картине он сам незримо присутствует как персонаж. Кажется, все происходящее происходило прямо перед ним, чему он был свидетель. Картина «Мой день» тому свидетельство. Он изобразил себя в зимнем пейзаже за этюдником. Слева старушка, справа молодая девушка. Он видел, как девушка выскочила из дома, поругавшись с матерью, и бросила на снег ключ. Сам художник сделал из этого события притчу о молодости и старости, об одиночестве, о времени. Он сам не знал, какую линию выбрать — у него их было несколько. Простая бытовая сцена обросла легендами и домыслами критиков. На вопрос критиков отвечал, что та ассоциация, которая у вас возникнет по поводу картины, та и будет правильной. Когда писал «Шинель отца» — плакал. Вспоминал отца, погибшего на фронте. Его учитель Е. Кибрик спросил как-то: «Виктор, у тебя в картине “Хороший человек была бабка Анисья” люди накрыты накидкой от дождя, а дождя нет. Почему?» — «Дождь в душе», — ответил Попков. Одна из самых знаковых картин живописца — «Осенние дожди. Пушкин». Было много вариантов эскизов после поездки в Михайловское: Пушкин целился из пистолета в свое изображение в зеркале, был изображен падающим, лежащим. Оптимальный вариант состоялся, когда Виктор почувствовал себя на месте Александра Сергеевича перед дуэлью. Пушкин бледный, опирающийся на колонну, стоящий спиной к зрителю, но лицом к вечности. Лестница вниз, летящие осенние листья, лужи дождя. Картина оказалась последней на мольберте живописца и, пожалуй, самой пронзительной в своей автобиографичности.
Из дневника художника 19 октября 1970
«Таруса. Солнечный день. Был на могиле Ватагина, Паустовского, Борисова-Мусатова. Святые могилы. Светла о них память. Какой же вывод сегодня я смог сделать? Они были жадными к жизни. Они хотели жить и отлично понимали — покой будет. Они не были ханжами к жизни. Они любили жизнь и жили ею полно и духовно и физически, в пределах отпущенных каждому природой.
И я теперь понимаю, для того, чтоб после твоей смерти о тебе вспоминали с благодарностью, нужно иметь мужество жить мучаясь, страдая от радости, любить радость, смех, здоровье, все красивое, сильное, живое и все, что движется, — тело, мысль, душу.
И еще: каждому возрасту свойственна своя красота и тела и духа. Но самое прекрасное тело в молодости, а дух в старости. И нужно любить тело, когда молод, и думать всегда о духе, а в старости только о духе. Поменьше нытья, Боже, дай здоровья и телу и духу. Научи радоваться, пока живем. Забыть мысли о насилии над жизнью».
Прошло почти 38 лет со дня гибели художника, но до сих пор к его памятнику в Тарасовке ложатся на снег алые гвоздики. О Викторе Попкове написано немало книг, статей, снято фильмов, сделано телепередач. Картины хранятся в крупных музеях, картинных галереях России и зарубежья. Коллекционеры считают за честь иметь работы Попкова. Это свидетельство той благодати, которую художник при жизни вложил в свои полотна. И значимость этой благодати с каждым годом все существенней, потому что любовь к творчеству художника множится в его произведениях.
Юрий Попков, художник
Источник: academy.andriaka.ru
artinvestment.ru
Художник Виктор Попков
Советский художник
БИОГРАФИЯ
Родился в 1932 году в семье рабочего. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. Жил в Москве. Убит выстрелом инкассатора, когда подошел к машине "Волга" и попросил водителя подвезти его. Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции. Похоронен на Черкизовском кладбище.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Основные произведения Виктора Ефимовича посвящены современной тематике:
- «Строители Братска» (1960—1961), ГТГ
- «Северная песня» (1968), ГТГ
- «Семья Болотовых» (1968), ГТГ
- «Бригада отдыхает» (1965), Союз художников СССР
- «Шинель отца» (1972), ГТГ
- «Двое» (1966), ГТГ
- «Хороший человек была бабка Анисья» (1973), ГТГ
- «Вдовы» (1966)
- «Автопортрет» (1963)
- «Осенние дожди. Пушкин» (1974), ГТГ, неоконченная
Несколько работ Попкова вошли в собрание Института русского реалистического искусства (ИРРИ).
ПАМЯТНИК
Надгробный памятник на могиле художника установлен в начале 1975 года. Скульптор — Алла Пологова. Рядом с художником похоронены его мать, брат и сестра.
НАГРАДЫ
- Государственная премия СССР (посмертно) (1975)
ПАМЯТЬ
- В Мытищинском историко-художественном музее есть мемориальная комната художника, хранятся эскизы его картин, графические работы, зарисовки, фотодокументы.
СЕМЬЯ
- Мать — Степанида Ивановна (8 ноября 1909- 8 сентября 1986)
- Отец — Ефим Акимович (1906—1941)
- Братья:
- Николай Ефимович (8 января 1930 — 1 апреля 1978), сын Юрий Николаевич (род. 12 января 1954), внучка Дарья Юрьевна (род. 12 мая 1979)
- Анатолий Ефимович (1941—1942)
- Сестра — Тамара Ефимовна (25 марта 1937 — 26 марта 1986), сын Михаил Николаевич (3 июня 1963 — 15 февраля 2007), внуки Наталия Михайловна (род. 20 мая 1987) и Артём Михайлович (род. 28 октября 1994), сын Сергей Николаевич (род. 14 ноября 1958), внук Никита Сергеевич (род. 22 ноября 1988)
-
- Жена — Клара Калинычева (род. 30 августа 1933)
- Сын — Алексей Викторович (род. 24 января 1958)
- Внучка — Алиса Алексеевна (род. 1984)
ПОПКОВ ВИКТОР ЕФИМОВИЧ (1932-1974) - РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ И ГРАФИК
Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать.Тихо буду смеяться. Тихо буду рыдать.Тихо буду любить, Тихо буду болеть,Тихо буду я жить, Тиха будет и смерть.Если будет мне счастье, Если будет мой бог,Я не стану качаться, Я найду свой порог.Буду к людям я добрый, Буду все я любить,Буду в грусти смеяться, Буду в смехе грустить.И тебя не обижу. Даже подлость стерплю.Пожалей хоть раз в жизни. Смерть! Придешь? Я смолчу.
Виктор Попков. О себе
Виктор Ефимович Попков - яркий представитель поколения шестидесятников. Он вошел в историю российского искусства стремительно и ярко. Сразу после окончания института им. Сурикова Виктор Попков стал заметным явлением в изобразительном искусстве страны. Три его работы из дипломной серии были куплены Государственной Третьяковской галереей, о нем писали в газетах и журналах, снимали на телевидении.
В 33 года Попков стал членом комитета по присуждению Государственных и Ленинских премий, в 1966 он был удостоен почетного диплома «Бьеннале» на выставке работ молодых художников в Париже за работы «Полдень», «Двое», «Семья Болотовых».
Мой день. 1960
Виктор Ефимович Попков – наследник великой традиции русского реализма, подобно Петрову-Водкину или Коржеву, Попков работал так, чтобы бытовую деталь и обыденную сцену сделать символом бытия вообще. Палитра Виктора Ефимовича почти монохромна, он часто использует иконописные приемы (пробела в работе с лицами, сплошные цветные фона), его рисунок угловат и порой тороплив, но главным в его картинах Попкова является то, что художнику есть о чем сказать зрителю.
Виктора Попкова успели забыть – память о нем заслонили бесконечные авангардные акции, аукционные успехи прощелыг, неразличимая пестрая продукция "второго авангарда" – поделки декоративного рынка новых буржуа.
Строители Братской ГЭС. 1960—1961
Попков – художник сугубо советский. Это значит, что его идеалом в искусстве является то, что было провозглашено общественным идеалом в годы советской власти – даром что нарушалось и предавалось. Он верил, что люди любят землю, на которой живут, готовы за нее умереть, помнят своих отцов, чтят их память, отвечают за общество – то есть за стариков и детей.
С наивностью и бесстрашием – потому что сентиментальное высказывание в искусстве опасно, проще быть циником – Попков рисовал старух и детей; это редкий случай, чтобы художник так много рисовал младенцев и беспомощных стариков – в то время авангардисты чаще рисовали беспроигрышные полоски и писали "Брежнев – козел", а вот любить мало кто отважился. Вы знаете, кого любила группа "Коллективные действия" или "Мухоморы"? Вот и они сами тоже не знали. Рисуя ребенка, легко сделать вещь пошловатой, и Попков часто срывался, – но продолжал рисовать; иногда у него получались шедевры.
Воспоминания. Вдовы. 1966
Подлинно воспитанные и интеллигентные люди занимались концептуализмом, рисование считалось устаревшим. Повсюду в интеллигентных компаниях усталые юноши говорили, что живопись умерла. В те годы считалось, что настоящий писатель – Пригов, а Пастернак написал неудачный опус – Доктор Живаго. Многим светским людям казалось, что мнение кураторов из Нью-Йорка и галеристов из Майами – суть критично в отношении того, какому искусству быть, а какому надлежит пропасть. Их стараниями – живопись объявили анахронизмом. Бойкие юноши занялись инсталляциями, и Попков со своей кисточкой старого образца смотрелся смешно. Мало того, что он тщился нарисовать картину, на этих картинах он рисовал никому не интересных людей – деревенских вдов, корявых мужиков, детей окраин, советских горожан. Это было такое вопиюще немодное творчество, постыдно искреннее. Ну, вообразите себе человека, который придет в интеллигентный дом, где читают Кафку и скажет, что он любит Родину, а его папа брал Берлин. Стыдно, правда? А Попков именно об этом и говорил – и не стеснялся.
Шинель отца. 1972
Некоторые его вещи (Мезенские вдовы, После работы, Мать и сын, Шинель отца) являются несомненными шедеврами живописи – он сделал то, чего не может сделать заурядный талант, а именно: он создал своего героя. Этим, собственно и замечательно пластическое искусство – в отличие от музыки или, например, философии – изобразительное искусство обладает способностью создать человека, наделить образ неповторимыми физическими чертами. Было бы затруднительно реконструировать наш мир по работам декоративного авангарда, – а по работам Попкова – можно. В мире отныне существует герой Виктора Попкова, так же точно, как существует герой Петрова-Водкина (рабочий интеллигент) или герой Корина (смятенный священник), герой Фалька (городской безбытный интеллектуал) или герой Филонова (пролетарий-строитель мира).
Двое. 1966
Герой Попкова – житель блочных районов окраины, муж и отец с небольшой зарплатой, которой ему хватает, – а лишнего не надо, – он не будет знать, на что ее использовать; он родственник героям Владимова и Зиновьева; это интеллигент, который уже ни во что не верит, но работает ради других и ради общественного долга – потому что "стране нужна рыба", выражаясь словами героя "Трех минут молчания".
Это несладкая судьба, неуютная судьба, и картины у Попкова грустные – не декоративные. Современный буржуй его картины оценит вряд ли. Попков был настоящим художником, в том числе подлинность выражалась в том, что он был художником неровным – иногда излишне сентиментальным, иногда слащавым. В лучших вещах – крупным реалистом, в самых лучших (есть один холст, где старуха сидит в углу избы) – великим живописцем.
В картинах Попкова исключительно силен мотив иконы – он настаивает на родстве реалистической (кто-то скажет: соцреалистической) живописи с иконописью. Его представления о живописной кладке столь же безыскусны и просты, как у провинциального иконописца, и то, ради чего он пишет картины, можно выразить ровно теми же словами, какими описываем причину возникновения иконы.
Время не помогло этого художника разглядеть. Он казался недостаточно современен, наше игрушечное, фальшивое время не любит все настоящее, – а хотелось пестрого и дерзкого: его забыли ради фантиков, точно так же, как забыли его европейских современников – Гуттузо или Моранди, открывать этих художников предстоит заново. Утрачен сам язык – нет искусствоведа, который умел бы сегодня анализировать картину, красочный слой, движение пальцев. Искусство очень долго оглупляли, вместо искусствоведов плодили кураторов.
Теперь предстоит учиться не только заново говорить, но и заново смотреть.
Бригада отдыхает. 1965
Жизнь — порой так казалось Попкову — приобретала черты нелепого фарса. А коль скоро так, избегнуть поис ков — не истины, нет, забвения — на дне стакана не удавалось. Попытка самоубийства. Предчувствие скорой смерти. За две недели до гибели принес друзьям пластинки: «По ставьте музыку на моих похоронах».
Гибель — тоже нелепая. И в этой нелепости, случайно сти слышится неумолимая поступь судьбы.
Его вообще не должно было быть в этот день в Мо скве. Он собирался уезжать. Но не уехал. В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на ули це Горького. Такси не останавливались. Приняв за такси ин кассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее. Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека уми рать на мостовой. В больницу Попкова привезли как банди та, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину, и лишь позднее обстоятельства «нападения» уда лось прояснить благодаря случайным свидетелям.
Хороший человек была бабка Анисья. 1973
А уже в 2 часа ночи по «Голосу Америки» передавали, что «полковниками КГБ убит известный русский ху дожник Попков». Во время гражданской панихиды и по хорон ждали «провокаций». Но провокаций не было, кро ме разве одной: входя в зал Дома художников на Кузнецком мосту, где проходила гражданская панихида, люди видели на сцене картину Попкова «Хороший человек была бабка Анисья». Несколько лет назад, когда картина впервые вы ставлялась в Доме художников, Попков именно здесь хотел поместить ее. Тогда не дали. Дали теперь.
Из дневника художника 19 октября 1970
«Таруса. Солнечный день. Был на могиле Ватагина, Паустовского, Борисова-Мусатова. Святые могилы. Светла о них память. Какой же вывод сегодня я смог сделать? Они были жадными к жизни. Они хотели жить и отлично понимали — покой будет. Они не были ханжами к жизни. Они любили жизнь и жили ею полно и духовно и физически, в пределах отпущенных каждому природой.
И я теперь понимаю, для того, чтоб после твоей смерти о тебе вспоминали с благодарностью, нужно иметь мужество жить мучаясь, страдая от радости, любить радость, смех, здоровье, все красивое, сильное, живое и все, что движется, — тело, мысль, душу.
И еще: каждому возрасту свойственна своя красота и тела и духа. Но самое прекрасное тело в молодости, а дух в старости. И нужно любить тело, когда молод, и думать всегда о духе, а в старости только о духе. Поменьше нытья, Боже, дай здоровья и телу и духу. Научи радоваться, пока живем. Забыть мысли о насилии над жизнью».
Возвращение. 1972
Прошло почти 38 лет со дня гибели художника, но до сих пор к его памятнику в Тарасовке ложатся на снег алые гвоздики. О Викторе Попкове написано немало книг, статей, снято фильмов, сделано телепередач. Картины хранятся в крупных музеях, картинных галереях России и зарубежья. Коллекционеры считают за честь иметь работы Попкова. Это свидетельство той благодати, которую Виктор Ефимович при жизни вложил в свои полотна.
subscribe.ru
В ПОИСКАХ КЛЮЧА - ТЕРРИТОРИЯ РАДОСТИ
Мой день. 1968 г.Современники говорили, что каждая новая картина Виктора Попкова вызывала резонанс не меньший, чем премьера спектакля в театре на Таганке. Глоток свободы, островок истины и доброты в мире казенщины и серости, – вот чем были работы Попкова в официально признанной живописи в 60-70-е годы. Интерес к его творчеству не угасает и теперь, спустя более чем тридцать лет после трагической гибели художника.
Двое. 1966 г.
Живопись Виктора ПопковаТекст Екатерины Гавриловой
Работа окончена. 1972 г.
Виктор Попков родился в 1938 году в Москве, куда его семья переехала из деревни. Отец его погиб на Великой Отечественной войне, мать одна воспитывала троих детей. С двенадцати лет Виктор ходил в изостудию, потом поступил в художественное училище, а после его окончания – в Суриковский институт к академику Е. А. Кибрику. Сокурсники и преподаватели Попкова отмечали не только его природный талант, но и необыкновенную работоспособность: к диплому он подготовил не 3-4 графические работы, как другие студенты, а целых 13. Защитился отлично, некоторые из его работ были даже приобретены Третьяковской галереей.
Хороший человек была бабка Анисья. 1973г.
Шинель отца. 1972 г.
Но, столь успешно дебютировав как график, Виктор практически сразу переключился на живопись, которой остался верен до конца своей жизни. За 42 года им были созданы более 70 картин и несметное количество этюдов, эскизов и рисунков.
Бригада отдыхает. 1965 г.
Поначалу он был востребован и обласкан властью. Государственная премия, участие в комитете по присуждению Ленинских премий, отклики и рецензии в газетах и журналах... Но внутренний нравственный и духовный суд художника оказался значительно строже. Он не остановился на достигнутом, не почил на лаврах, а постоянно искал что-то новое.
Сентябрь на Мезени. 1969г.
Одной из первых работ, четко обозначивших направление его творческого поиска, стала картина "Двое", получившая Гран При Биеннале в Париже. Вещь эта до сих пор вызывает интерес. Умение автора в простом сюжете подняться до высокого обобщения и глубокая литературная наполненность стали отличительной особенностью живописи Попкова.
Воспоминания. Вдовы. 1966 г.
Важнейшее место в ней занимает образ матери – Степаниды Ивановны, с которой у художника на всю жизнь сохранилась глубокая духовная связь. Он постоянно ездил к ней в Мытищи, много ее рисовал. Степаниде Ивановне посвящена замечательная работа "Мать и сын". По воспоминаниям друзей художника, мать его была не только настоящей русской женщиной – стойкой и бесконечно доброй, но и человеком глубоко верующим. В какой-то степени эту веру она передала и сыну.
Северная песня ("Ой, как всех мужей побрали на войну...). 1968 г.
Многие работы Попкова, написанные в скупой, почти иконописной манере, повествуют о скорби русских женщин, потерявших своих мужей на войне, о горестях одиночества и силе духа, с какой приняли вдовы свою нелегкую долю. В их жизни и воспоминаниях художник нашел отражение судьбы и своей матери.
Северная часовня. 1972 г.
Монастырь в Боровске. 1972 г.
Осенние дожди. Пушкин. 1974 г.
Последней работой художника стала тонкая и лиричная вещь "Осенние дожди" (1974), посвященная А. С. Пушкину. Образ поэта в ней далек от навязанных штампов. К сожалению, художник не успел дописать эту картину. Обращение Попкова к судьбе Пушкина кажется не случайным: художник, как и поэт, погиб от пули в расцвете духовных сил, возможно, на пороге нового этапа в творчестве. Виктору Попкову было 42 года, когда он ушел из жизни, но время, отпущенное ему, он использовал очень плодотворно. Он создал свой живописный язык – язык полифонической притчи, наполненной глубочайшими подтекстами и философией. Вместе c тем, его работы не были надуманными, "изобретенными" в мастерской, каждая тема была взята из жизни, каждую предваряли десятки, сотни натурных этюдов и рисунков.
Часовня в деревне Захново. 1972 г.
Правдивый, мощный и по-настоящему глубокий мастер, Виктор Попков черпал свои силы в традиции иконописи и в национальных мотивах, в истинно народном стремлении к правде и красоте, в духовном порыве.
Читайте также другие материалы рубрики "Галерея" на сайте "Фома.ру"
glazami-fomy.livejournal.com
Презентация "Работы художника Виктора Попкова в моей школе"
53335531463039513235404944384142294843374734365045565452
XСкопируйте код и вставьте его на свой сайт.
Работы художника Виктора Попкова в моей школе
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдУчебный проект «Работы художника Виктора Попкова в моей школе» Автор: Косякина Ксения Руководитель: Тесля Галина Васильевна Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики»
2 слайдВиктор Попков 1932 - 1974 Автопортрет. 1964 «Единственное, о чем я мечтаю – это сделать хорошую картину»
3 слайдМолодость. 1957 На работу. 1961 В 1950-х годах страна разворачивала капитальные стройки, и Попков был увлечен их грандиозностью. Художник стремился образно, поэтично и правдиво рассказать о своих современниках, он устремился на стройки, где находил героев будущих картин. На лесах Большого театра. 1959
4 слайдРубеж 50-60-х годов XX века в живописи утвердился «суровый стиль». Источником вдохновения для художников стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно – поэтическом духе. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Виктор Попков присоединился к «суровому стилю». Романтическое восприятие жизни определило и художественный строй его картины «Строители Братской ГЭС». Картина была приобретена Третьяковской галереей. Строители Братской ГЭС. 1961
5 слайдСтуденты на практике. 1965 Бригада отдыхает. 1965 В 1963-1966 гг. - «декоративный» период в творчестве Попкова, связан с приобщением художника к традициям древнерусской живописи. Сюжет картин упрощается, его значение подавляется пестрой красочностью. Попков пытается стилизовать свои картины под произведения русского народного творчества, вводит яркие цвета. Искусствоведы увидели в некоторых работах этого периода живописное переосмысление традиций русского лубка и палехского стиля.
6 слайдДвое. 1966 В 1966-1968 гг. Попков разрабатывает особый тип «картины-метафоры», в которой появляются аллегорические и символические мотивы. Картину «Двое» он посвятил теме любви, показывая ее, как сложные человеческие взаимоотношения. Отчужденность персонажей мы видим в их позах, в выражении лица девушки. Фигуры героев отделены пространством. Их объединяет лишь зеленоватая цветовая гамма окружающего поля. Пространство передано плоскостно, условно. Благодаря условности изобразительного языка картина выглядит символично. В 1967 году за картину «Двое» Виктор Попков получил Гран-при на Всемирной выставке молодых художников в Париже.
7 слайдОдна. 1966 В 1965-1968 гг. Попков создает цикл картин «Мезенские вдовы», которые явились данью его любви к Северу. Цикл посвящен женщинам, мужья которых не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. Вдовы предстают перед нами простыми и возвышенными, в них художник утверждает память о войне. В цикл «Мезенские вдовы» вошли такие картины, как «Воспоминания. Вдовы», «Одна», «Старость», «Северная песня». Старость. 1969
8 слайдВоспоминания. Вдовы. 1966 Попков создал образы, полные драматизма. Лица вдов печальны, сухие фигуры показаны преувеличенно заостренными. Создается впечатление человеческой печали и одиночества. Драматизм картины подчеркнут ярким красным цветом одежды вдов, который звучит резко на фоне серых бревенчатых стен избы. Художник намеренно отказался от всего натурного, его вдовы – некий символ страданий человеческих.
9 слайдСеверная песня. 1968 Художник в одном из северных сел встретил фольклорную экспедицию, которая собирала старинные народные песни. Композиция картины выстроена на контрастах – цветовых, композиционных и смысловых: здесь сталкиваются деревенская и городская культуры. Прибегая к символу и метафоре, художник ввел в картину девочку, очень хрупкую и одухотворенную. Она - символ надежды на преемственность поколений.
10 слайдТишина. 1972 В 1970-е годы особое значение в творчестве Попкова приобрела иносказательность. Художник использует новаторскую трактовку. Реальность он перевел в область символов: девочка – символ юности, весны и незащищенности, памятник – символ погибших, церковь – символ веры. Дома, украшенные флагами – символ майского праздника, радостного настроения. Мрачный символ беды, зла, войны и смерти - черная ворона. Художник сознательно пренебрегает натурным изображением. Впечатление целостности создает колорит картин, который соединяет разрозненные изображения единым психологическим состоянием. Майский праздник. 1972
11 слайдМой день. 1968 Художник в лесу. 1969 В последнее десятилетие своей жизни Попков в каждой картине ощущает себя соучастником созданного им образного мира. В его работах появляется автопортретная фигура. Попков представляет себя в качестве основного персонажа или участника сцены. Художник в деревне. 1967
12 слайдРабота окончена. 1972 Ссора. 1970 Мать и сын. 1970 Виктор Попков познает современность как бы через себя. Картины становятся выражением и личности автора, и психологии времени, преломленного сознанием художника. Многие работы воспринимаются, как исповедь.
13 слайдШинель отца. 1972 В основу этого автопортрета Виктора Попкова легло прощальное письмо с фронта отца художника, Ефима Акимовича Попкова. Он погиб на войне в возрасте 36 лет. Выносил раненого с поля боя. Раненый спасся - выжил, а сам отец погиб. Художник вспоминает об отце, о войне, о том поколении, которое ценой своей жизни дало возможность жить и творить ему и его современникам. Шинель – символ всех скорбящих по ушедшим. На дальнем плане картины проплывают тени мезенских вдов, символизирующие воспоминания.
14 слайдСтроительство Кабельного завода. 1973 В 1973 г. Виктор Попков побывал на Северном Кавказе, в городе Прохладный. В результате творческой командировки на Кавказ и появились работы: «Строительство кабельного завода» и «Волочильный цех. Отделение травильное. Артур Христианович Эбер». Эти работы ранее нигде не публиковались. Художник выбрал пейзажное решение темы. На первом плане - узнаваемый местный пейзаж с перекати - поле, на среднем - фигуры строителей; на дальнем-индустриальный пейзаж. Соединяет все три плана грунтовая дорога, уходящая вдаль, в будущее. Плывущие по небу облака придают пейзажу динамичность.
15 слайдВолочильный цех. Отделение травильное. Артур Христианович Эбер.1973 Портрет передовика производства. Движения рабочего точно подмечены, поза выразительна, в облике угадывается характер. Попков выявил особенность натуры, несколько утрируя, заостряя черты лица. Художник намеренно отрывается от натурного цвета, придает ему условность, чтобы придать заурядной сцене некую торжественность.
16 слайдДом А.С. Пушкина в Михайловском. 1973 А.С. Пушкин и А.П. Керн. 1974 Осенью 1973 года Попков приехал в село Михайловское и был очарован красотой мест, связанных с Пушкиным. Здесь он нашел созвучия своему настроению и в природе, и в пушкинской поэзии. Композиции Попкова, посвященные Пушкину более спокойны и мечтательно – романтичны. В них заметно изменение живописной манеры художника. Попков, как и Пушкин, любил осень, писал стихи, он видел в трагической судьбе поэта перекличку со своей собственной судьбой.
17 слайдОсенние дожди (Пушкин). 1974 Эта картина – импровизация на тему Пушкина. Она позволила художнику окунуться в мир поэтических переживаний. Стилистика картины изящна, изысканно живописна, в ней нет и следа от сурового стиля. Картина осталась незаконченной. 12 ноября 1974 года трагическая случайность оборвала жизнь художника. Ему было всего 42 года. В мастерской, на мольберте, осталось стоять именно это полотно, что весьма символично.
18 слайдСвою работу я старалась выполнить в манере, присущей Виктору Попкову, используя его палитру красок. Хотелось показать, что Попков был человеком очень добрым, искренним, переживающим за судьбы людей. Мне понравилось его очень уважительное отношение к матери и вообще к женщине. Я хотела передать свое отношение к художнику и его творчеству через эту композицию. К. Косякина. Портрет художника Виктора Попкова. 2012
19 слайдЗаключение Творчество художника Виктора Попкова до сих пор вызывает интерес у любителей искусства. Работы художника заставляют зрителя думать. Несмотря на раннюю трагическую кончину, Попков оставил большое творческое наследие - десятки картин, сотни этюдов, акварелей, рисунков. Он всю жизнь искал, смело экспериментировал, сказал свое слово в изобразительном искусстве, оно ни на кого не похоже. Художник выработал свою живописную манеру, у него интересные стилистические находки. Картины Попкова касались многих сторон жизни общества, близких ему людей, были очень патриотичны. В его творчестве сочетаются лиризм и драматичность. В каждой своей работе Виктор Попков был честен и искренен, а работы до сих пор не теряют своей актуальности. Все это позволяет считать Виктора Попкова одним из самых ярких художников второй половины XX века.
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
79277954813684078461862888519191
Презентации к уроку МХК
-
The “ALMATY RESIDENCE” Business Centre & Apart Hotel: a classical Tuscan manner adaptation / ppt-Presentation by Dr. Konstantin I.Samoilov. - Almaty, 2016. – 46 p.
-
The Almaty Lawn-and-park ensemble “Promenade”: Entertainment in the Architecture of mass culture stereotypes / Ppt-presentation by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2016. – 50 p.
-
The Almaty architecture from 2005 to 2015: between a Modernism and a Retrospectivism / The Ppt-Presentation of typical examples by Dr. Konstantin I.Samoilov. - Almaty, 2016. – 118 p.
-
THE KAZAKHSTAN’S MOST ANCIENT ARCHITECTURE: Geoglyphs / The Album of typical examples by Dr. Konstantin I.SAMOILOV. - Almaty, 2016
-
Ancient geoglyphs of the Kazakhstan (Forms and Positions) / Research papers by A.E.Dzubanov, M.G.Manatova, V.K.Sokolova, N.E.Sharipbek, V.A.Goriachikh, G.V.Pereboev, K.I.Samoilov. - Almaty, 2016.
-
драматический театр россии
-
The Kazakhstan’s architecture of the 21st century (2016) in the World architectural context / The Album of typical examples by Dr. Konstantin I.Samoilov.
-
культура франции 17 века
-
Идея вечной жизни
-
Культура и искусство Древнего Востока
-
The Almaty Modernism (1960’s – 1980’s): origins, evolution, effects / The Album of typical examples by Dr. Konstantin I.Samoilov. - Almaty, 2017. – 67 p.
-
ARCHITECTURAL RENOVATIONS: the modern Kazakhstan’s architecture building shapes remodeling in the World architectural context / the Album of typical examples / by Dr. Konstantin I.Samoilov. - Almaty, 2017. - 81 p.
338383384733906339453400434009340173401834101341073412534128
У вас есть презентация, загружайте:
Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.
uslide.ru
Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1971 – 1972 годы, страница 3 :: Артпоиск
Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1971 – 1972 годы.
Девочка и здесь как будто грезит, ее глаза закрыты, словно символизируя безотчетность детского восприятия мира, может быть, даже более правильного и цельного, чем у взрослых. Не случайно фигура девочки главенствует в композиции, выше нее только крест на церковной колокольне, а черная ворона у ее ног воспринимается как угроза. Насыщенный глубокой многозначной символикой красный цвет «», соединяясь с возвышенной иносказательностью художественного замысла картины, сближают эту работу с лучшими произведениям .
В 1973 г. эта мощная символическая линия в творчестве мастера была продолжена удивительным полотном под названием «1973-я », загадочной недосказанностью которого очень гордился, считая его явной удачей. Идея произведения возникла во время зимней поездки художника в Суздаль. Изображенное на картине кажется нереальным красочным видением, очевидно, рассчитанным на сотворчество зрителя, наделенного богатым воображением, который сумеет домыслить образ, созданный художником. Мерцающий сиреневатый колорит, проступающие в сумерках очертания домов, полыхающая огнями одиноко стоящая елка, напоминающая гигантский костер, и фигурка девушки, взволнованно вскинувшей руку, – все это создает странный празднично-маскарадный и одновременно пугающий пейзаж-настроение, в котором смешались тревога и надежда, затаенная горечь и атмосфера всеобщего веселья.
Наступало время последних шедевров. Один из них – проникнутый глубоким психологизмом автопортрет «» (1972) – сейчас, наверно, стал одной из работ, олицетворяющих творчество . Друг семьи Ю. Павлов рассказывал, что художник часто примерял шинель тестя. Шинель, в которой художник ходил в мастерской, стала источником творческого замысла картины. Поначалу хотел изобразить себя в шинели на голое тело, с раной на груди, тем самым дополнив образ аллюзией на евангельские темы, но вскоре отказался от столь смелой параллели. Не сразу определилось и количество персонажей картины: сохранились эскизы, на которых художник написал себя с братом Николаем, в другом варианте – с матерью, но в итоге все же пришел к выводу, что одна неоспоримо главная фигура сделает образ выразительнее и мощнее. В окончательном варианте художник стоит в шинели, окруженный образами мезенских вдов. Тема последствий войны не отпускала художника, но в этой картине он, скорее, задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Герой картины примеряет шинель в глубокой задумчивости, одна рука очень бережно держит край шинели, другая ощупывает суровую ткань. По всему видно, что к этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал».
Отец художника погиб на фронте в тридцать пять лет, самому Попкову на момент создания полотна было сорок: пережив тот возраст, в котором умер отец, автор размышляет о его смерти. Надев шинель, художник – герой картины – пытается понять, что чувствовали солдаты, защищавшие свою страну и умиравшие за нее. В жестах художника, сосредоточенности, вопрошающем выражении глаз – внутренний диалог с самим собой. Колорит работы траурный, как во «Вдовах», но при этом еще и сумрачно-приглушенный, словно в пространстве этой картины нельзя ни громко говорить, ни зажигать яркий свет. Единственной красочное пятно – палитра с красками на переднем плане – становится символом еще не созданных, еще только ждущих своего воплощения работ мастера.
Казалось, в этой работе трудно было найти какую-либо крамолу, но ее все равно не хотели включать в экспозицию выставки в Манеже – на том основании, что художник якобы изобразил себя на ней в ботинках импортного производства. Правда, в конце концов участие картины утвердили, но повесить на стену не успели. в полной уверенности, что картину не приняли, как это часто бывало с его работами, пришел в Манеж рано утром перед самым открытием выставки, снял чью-то картину со стены и повесил свою. В итоге «» осталась на этом месте в экспозиции, поскольку перевешивать ее в присутствии огромного количества людей было неудобно. Впоследствии эту работу купила Государственная Третьяковская галерея.
«» (1972) многими критиками считается лучшим произведением . Им завершается цикл автопортретов мастера, посвященный его размышлениям о месте художника в нашем мире. Виктор Ефимович изобразил себя изнуренным тяжелой работой, отдавшим все силы искусству и забывшимся сном; его худая фигура выглядит хрупкой и даже беззащитной, так что за него невольно становится тревожно. Город за окном, темный, мрачный и какой-то мутный, с мерцанием желтоватых огней, предстает почти живым существом, надвигающимся на усталого спящего человека. Темнота словно растворяет объемы домов, придавая пейзажу еще большую призрачность и тревожность. Отражающиеся в окне горящие лампочки мастерской, напоминающие огромные капли, спорят с бледным цветом городских ночных огней. Размытым очертаниям города противопоставлена тщательность, с которой автор изображает себя и мастерскую: занавеска на окне, клетчатый диван, сам спящий художник с босыми ступнями – все эти детали говорят о реальности мира мастерской в противоположность призрачному миру за окном. Хрупкая жизнь человека, окруженного огромным миром, полным страхов и тревог, – вот лейтмотив произведения. Символично, что под занавес тема «художник и мир» перерастает у Попкова в тему «человек и мир» – ведь, по сути, «» – картина не только о художнике, но, скорее, о человеке как таковом, не о конкретной профессии, но о судьбе и месте человека в мире.
Это произведение также вызвало негативную реакцию. Кто-то донес, что картина сомнительна: какое-то слишком большое окно, под ним лежит автор… Работникам управления культуры было дано указание: «Как увидите окно с занавеской – снимайте». Где конкретно в экспозиции висела картина, эти люди не имели представления… По пути им попалось полотно В. Орловского – автопортрет с сыном на фоне высокого окна, – которое, естественно, тут же потребовали снять со стены. Картину сняли. Пройдя чуть дальше, руководители поняли, что убрали не ту картину, но поскольку весь запал ушел на работу Орловского, на полотно махнули рукой: ладно, пусть висит. Таким, порой анекдотическим, путем его поздние работы пробивались к зрителю.
Особняком в творчестве мастера стоит картина «» (1972), написанная, вероятно, под влиянием русской иконописи. Глядя на созданный художником образ можно почувствовать, что сорокалетие стало для автора важным рубежом, поводом осмыслить собственную жизнь и то, что он успел сделать к этому сроку. В центре картины – ангел, бесплотное, почти полностью прозрачное существо с огромными распахнутыми крыльями, который держит в руках голову художника, тогда как тело последнего лежит обезглавленным у его ног. Без головы, с изломанными жестами рук, оно выглядит абсолютно беззащитным, но крыло ангела распростерлось и над ним тоже. Вокруг царит сумрак, подобно частоколу возвышаются силуэты больших деревьев. Невольно вспоминается дантовское: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Мрачно-мистическое настроение этой картины пугает, и теперь, спустя годы, нам, знающим о судьбе , кажется пророческим.
В это сложно поверить, но картина «» писалась одновременно с такой светлой, заставляющей вспомнить ранние вещи работой, как «» (1972). История замысла очень проста: художник и его друзья, собравшиеся в доме отдыха в Яремче, всей компанией решили ехать на экскурсию. Все уже вышли из дома, лишь Виктор Ефимович чуть задержался, и в тот момент, когда он вышел и увидел ждущих его друзей, родилась идея картины, тогда же был сделан первый набросок. Забавный момент, связанный с созданием этой картины, заключается в том, что на одном из рисунков к «» художник изобразил свою жену ведьмой (в тот день они как раз были в ссоре), но позже она вырезала себя из этого рисунка. Супруги, конечно, помирились, и потом Клара Ивановна даже позировала мужу для этой работы. На фоне белого снега и не ясных из-за снегопада очертаний домов в ряд выстроились друзья художника, его близкие. Герои выжидающим взглядом смотрят на зрителя, словно это именно он заставил их остановиться прямо посреди прогулки.
artpoisk.info
Виктор Попков : Блоги : Факты о России
В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Тогда эта страшная, нелепая, ничем не объяснимая история не получила должной общественной огласки. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Так в 42 года оборвалась жизнь одного из самых значительных русских художников второй половины XX века.Виктор Ефимович Попковпосле окончания института им. В. Сурикова стал заметным явлением в изобразительном искусстве страны. Три его работы из дипломной серии были куплены Государственной Третьяковской галереей, о нем писали в газетах и журналах.В 1966 году он был удостоен почетного диплома «Бьеннале» на выставке работ молодых художников в Париже за работы «Полдень», «Двое», «Семья Болотовых».Остросоциальные произведения художника вызывали раздражение у представителей власти. Может быть поэтому, на Западе его называли диссидентом.Виктор Попков был глубоко национальным художником. Его патриотические вещи касались всех сторон жизни в обществе и близких ему по духу людей. Он как режиссер вживался в материал и проникался сочувствием к персонажам своих полотен. Видимо поэтому, эмоциональная наполненность его холстов до сих пор находит отклик в сердцах многих зрителей.
(9 марта 1932, Москва — 12 ноября 1974, Москва)
Отличительной чертой творчества Виктора Попкова является притчевый характер его произведений. Языком символов он пишет рассказ, повесть, роман пластикой линий, пятен, цвета, фактуры, достигая виртуозной техники исполнения. В его полотнах всегда есть тайна и загадочная притягательность. Сила его творчества еще и в том, что языком живописи он умел достичь оптимального результата в своих замыслах. Идея, колорит, композиция, виртуозный рисунок – все на высочайшем профессиональном уровне.
"Мой день" 1968. ГТГ
Одними из самых значимых произведений стали эпические работы художника из цикла «Мезенские вдовы»: «Воспоминания. Вдовы», «Северная песня», «Сентябрь на Мезени», «Северная часовня», «Сени, «Одна», «Старость» и другие. Уже названия картин несут в себе и сопереживание, и внутреннюю боль за людей, прошедших тягости лихолетья, страданий и незаслуженно забытых.
Творчество этого мастера до сих пор волнует и вызывает неподдельный интерес не только в России. Виктор Попков удостоен звания лауреата Государственной премии, о нем сняты документальные фильмы, изданы альбомы, книги. В Третьяковской галерее находится 90 работ художника, более 20 работ - в Русском музее.
Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать. Тихо буду смеяться. Тихо буду рыдать.Тихо буду любить, Тихо буду болеть,Тихо буду я жить, Тиха будет и смерть.Если будет мне счастье, Если будет мой бог, Я не стану качаться, Я найду свой порог.Буду к людям я добрый, Буду все я любить,Буду в грусти смеяться, Буду в смехе грустить.И тебя не обижу. Даже подлость стерплю.Пожалей хоть раз в жизни. Смерть! Придешь? Я смолчу.
Виктор Попков "О себе"
"Строители Братска" 1960—1961
"Бригада отдыхает" 1965
"Воспоминания. Вдовы" 1966 ГТГ
"Воспоминания. Вдовы" 1966. ГТГ. Фрагмент
"Воспоминания. Вдовы" 1966. ГТГ. Фрагмент
"Двое" 1966
"Тётя Феня умерла. Горе" 1968
"Березы у пруда"
"Северная песня" («Ой, как всех мужей побрали на войну...»). 1968
"Северная песня" 1968, фрагмент
"Монастырь в Боровске" 1972
"Рожниковы обедают" 1966-1969
"Сентябрь на Мезени" 1969
"Северная часовня" 1972
"Деревня Кимжа" 1969. Пермская художественная галерея
"Часовня в деревне Зехново" 1972
"Хороший человек была бабка Анисья" 1973. ГТГ
"Тишина" 1972
"Перед зеркалом" 1973
"Ссора" 1970
"Работа окончена" 1972
"Шинель отца" 1972. ГТГ
Эта своеобразная жанровая картина завершает серию картин про войну. Это автопортрет художника, посвященый его отцу - Ефиму Акимовичу Попкову, погибшему в начале войны. На эскизе к картине - отрывок из последнего, вероятно, письма Ефима Акимовича жене Степаниде Ивановне Попковой: "Наша часть под Смоленском. Бои тяжелые. Стеша, передай Чувилкиной Маше, что Федор погиб. Вчера его подобрали еще живым. Умер при мне. Стеша, сегодня опять бой. Если что-то со мной случится, береги детей и себя. (Слова "целую, твой Ефим, 21 окт. 41 год" зачеркнуты.) Поцелуй крепко Томочку, Витю и Колю. Стеша, сейчас в бой. Допишу после боя..."
Не дописал.
Прощальные слова отца легли в основу замысла картины "Шинель отца". Своим глубоко личным воспоминанием об отце Попков ставил себя в ряд с северными женщинами-вдовами, связывая собственную судьбу с их проклятой бабьей одинокой долей. Вдовы словно выплывают из серо-зеленого, под цвет солдатской шинели фона и становятся рядом с ним, примеряющим шинель отца.
"Однажды вечером он пришел ко мне в шинели его отца, опустился на пол у стены и рассказал, как плакал сегодня, работая над картиной", - вспоминает xудожник К. Фридман.
Конечно, эта солдатская шинель не Ефима Акимовича, но она принадлежала отцу жены Виктора Попкова, художницы Клары Калинычевой, хранилась в семье как реликвия, и в то же время использовалась для дела во всех необходимых случаях.
Попкову при ясном и четком образном видении картины долго не давалась сама центральная фигура. Он несколько раз менял ее положение, поворот головы, жест руки, даже одежду, стараясь найти верные цветовые отношения и с цветом солдатской шинели, и с фоном картины. Не только созвучных тонов, но и контрастных. Завершающей точкой стало яркое пурпурное пятно на палитре. Кстати, многозначительный прием, который он ввел и в картину "Северная песня". Там завершающей точкой стал красный цветок герани на подоконнике.
Некоторые искусствоведы видят в "Шинели отца" отголоски былых споров о связи поколений. Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало. Связь поколений он испытывал кровно. Он питал огромную любовь к матери, к погибшему отцу, уважение к старшим художникам, но проблематика его работ гораздо шире сострадания к родным и близким.
***
"Попков — одна из ключевых фигур отечественного послевоенного искусства. За несколько лет он совершил скачок от социального в экзистенциальное". Ян Брук, замдиректора ГТГ по научной работе.
Но самое главное произведение Попкова — его судьба. Похожей нет ни у одного продвинутого концептуалиста, и, вполне вероятно, они многое бы за такую легенду отдали. Мальчик из рабочей семьи блестяще оканчивает Суриковский институт, за первую же большую картину "Строители Братской ГЭС" обласкан властями. В 27 лет, по тем меркам очень рано, вступает в СХ СССР, в 62-м едет в Финляндию на Фестиваль молодежи и студентов. В 67-м получает почетный диплом биеннале современного искусства в Париже. 30-летний Попков даже вошел в комитет по присуждению Государственных и Ленинских премий. Налицо был большой социальный успех.
А параллельно — пьянство, попытка самоубийства (его буквально из петли вытащил тесть), предчувствие смерти. За пару недель до гибели Попков принес друзьям пластинки: «Поставьте музыку на моих похоронах». На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова "Осенние дожди (Пушкин)".
"Осенние дожди. Пушкин" 1974. ГТГ
"Единственное, о чем я мечтаю, это сделать хорошую картину"
rufact.org
Описание картины Виктора Попкова «Шинель отца»
В.Е.Попков художник, работающий в своей, непохожей ни на что, манере написания картин. Картина «Шинель отца» не просто бытовой сюжет примерки гардероба, эта работа отражает глубокую философскую идею.
После окончания работы над картиной художник определенное время не снимал шинель и даже плакал. Живописец отобразил вопрос, который мучил его длительное время. Он ребенком пережил войну, а его отец защищал Родину. В.Е.Попков сам преодолел все тяготы войны и нес в своем сердце потери, которые обрел народ после этих страшных военных событий.
Мужчина примеряет шинель, его настигают страшные воспоминания. Он опустил взгляд и как будто замер. Художник изобразил за ним три размытые фигуры, которые и символизируют память о страшных событиях. Несмотря на отсутствие четких линий, можно разобрать, что фигуры женские. Три женщине разного возраста расположились за героем. Пожилая женщина уходит вдаль, женщина средних лет печально смотрит, на ее лице скорбь, а молодая женщина, что-то кричит.
Живописец очень реалистично передал трагедию через женские персонажи картины. Мужчина примерил не просто шинель, он примерил всю тяжесть военного времени. Его задумчивость говорит о сомнениях, сможет ли он преодолеть и пережить все то, что пережили солдаты того времени.
Художника волновал вопрос, не зря ли были такие жертвы? Оценивает ли новое поколенье подвиг своих дедов? Он ценил подвиг своего отца и хранил его шинель с благодарностью за все. Работая над картиной, он всегда надевал шинель. Он пропускал все события через себя. Палитра, лежащая на табуретке, говорит о профессии главного героя.
Табуретка является скромной мебелью, что говорит о скудном существовании художника. Украшением жилища служит одинокая картина на заднем плане, скорее всего, выполнена лично художником. Мастер всю жизнь терзался мыслью, а по плечу ему шинель отца или он недостоин ее примерить?
opisanie-kartin.com