Суриков Василий Иванович [1848—1916]. Картина ермак


Сочинение по картине Сурикова Покорение Сибири Ермаком описание

Покорение Сибири Ермаком

Легендарная картина, которую писал Василий Иванович Суриков почти 4 года, известна всем. Она олицетворение освобождения России от татарского хана, начавшаяся по приказу Ивана Грозного с ханом Кучумом. Главный герой казачий атаман Ермак талантливый полководец и просто мужественный человек, выступал против этого хана.

Здесь мы видим поле боя, а именно сражение Ермака и его верных казаков с кучумовцами. Наш главный герой на полотне почти не виден, так как автор выделяет не только главного персонажа, но и его всю армию. Его протянутая рука этот жест, который направляется на войско, говорит о его уверенности в победе. Очень остро и на высоком мастерстве показан пик сражения, а именно кульминация битвы. Производится обстрел из пушек и оружий татарских войск, а они тем временем отвечаю стрельбой из луков.

Вся картина оформлена в мрачных и тяжелых тонах. Это и серое небо, и коричневые воды, и скользкий берег реки. Только красный кафтан одного из бойцов оттеняет весь этот мрак. Это говорит нам о том, что казаки готовы драться не только до первой крови, но и до тех пор, пока смогут держать в руке оружие. Все полотно заполнено войной и болью от потерь, даже не видно продолжения реки, всё завалено мертвыми солдатами.

Лица солдат отражают нам чувства и мысли, которые наполнены различными эмоциями. Главное что объединяет всех это воля к победе над врагом. На картине отчетливо видны отблески блестящих орудий и выстрелы, а так же темные пятна крови. Особое значение имеют лики Христа и фигура Георгия Победоносца на знаменах, говорящие, что победа достается с Божьей помощью.

Очень грамотно художником показаны татары, которые в панике убегают с поля боя. Увидев напористых и непобедимых казаков, им остается только одно сдаваться и бежать. Этот момент дает понять зрителю, что победа близка и дает нам ее прочувствовать и прожить.

Глядя на картину, сам невольно переносишься в те минуты сражения, став их непосредственным участником. Кажется, что слышны залпы орудий, крики сражающихся, свист стрел. Потому что эта картина не только будоражит наши чувства, но и мысли. На особом уровне начинаешь понимать героизм наших предков, как они боролись за родные земли, как умирали и побеждали. Ведь никто и никогда нам не расскажет о подвигах наших дедов как произведения искусных  мастеров своего дела.

Вариант 2

Картина написана за пять лет до конца девятнадцатого века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.

Для своей работы художником был выбран батальный жанр, чтобы полней и ярче рассказать о вечности подвига русских казаков и отобразить силу духа воинствующих.

Бесчисленная рать сибирского хана Кучума была поставлена в противовес казачьему войску. По всем канонам избранного жанра окончание битвы зрителю очевидно, несмотря на то, что бой только завязался. Казачье войско, вознеся над собой христианские знамёна в подмогу победе в сражении, подвигаемые Ермаком, выглядят грозно и рьяно.

Противник представляет собой неизмеримую людскую массу, из которой возможно разглядеть лишь несколько человек. Уверенность и отвага казаков, охваченные злобой, но растерянные сибиряки. И это только один из множества образов, отображённых на картине.

Всё выглядит довольно уныло и серо из-за использования автором большого количества серого и коричневого цвета в основе картины. Но это позволяет отметить людей, одетых в красное, как например, человека в центре. Красная одежда позволяет не замечать на себе яркие пятна крови, сбивающие с толку и, умеряющие пыл во время битвы. Такие мужики выражают своё намерение драться до последнего издыхания, если закончится порох, в дело пойдёт сабля, если нечем будет сечь, то в ход пойдёт топор. И так до рукопашного боя, который, кстати, и происходит на заднем плане.

Вдали виднеется крепость хана, находящаяся в неминуемой опасности.

Хлопки оружейных выстрелов оглушают наблюдателей, пороховые газы наполняют прибрежный воздух и сжимают лёгкие своей резкостью, а эхо выстрелов заглушает крик людей, участвующих в битве. Зритель видит и слышит насколько сильно желание победы.

Описание настроения картины Покорение Сибири Ермаком

Чувства картины Покорение Сибири Ермаком

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Шишкина Осенний пейзаж

    Почти все картины, написанные этим художником, олицетворяют уникальность нашей природы и родных просторов, умелой рукой мастера на них запечатлено неподвижное изображение, которое полно льющихся звуков, запахов и движений природы.

  • Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс

    Когда зритель видит данную композицию, то невольно задумывается та ли эта картина. Ведь в название есть слова весна, а на картине вовсю лежит снег. Да, именно снег, Вы не ошиблись

  • Сочинение по картине Осенняя песня Борисова-Мусатова

    В.Э. Борисов-Мусатов – российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его полотна отличает необыкновенная чувственность и эмоциональность

  • Сочинение по картине Баян Васнецова 9 класс

    Художника запомнили очень веселой личностью, которая рисовала картины по сказочным сюжетам. Именно эта картина является показом Руси.

  • Сочинение по картине Тропинина Портрет сына 7 класс

    На картине можно увидеть мальчика на вид лет десяти – одиннадцати. Он явно не позирует перед своим отцом, а смотрит куда-то совершенно в другую сторону. Но взгляд, как мне кажется, не направлен на что-то определенное

sochinimka.ru

Иллюстрации. Ермак

Ермак Тимофеевич. Гравюра И. Розанова с портрета XVIII в.

Царь Иван Грозный. Надгробный образ. XVII в. (?)

Русская конница в XVI веке. Гравюра из книги С. Герберштейна.

Молодость Ермака. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова. 1689.

Ермак. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова. Фрагмент.

Палаты именитых людей Строгановых в Соли Вычегодской в 1565 году. Рисунок XIX в.

Ермак в вотчине Максима Строганова. Рисунок из «Кунгурской летописи» С. У. Ремезова. Конец XVII в.

Начало похода Ермака. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.

Представители сибирских народностей: A — якут; B — калмык; C — остяк; D — тангут. Гравюра из книги Н. Витсена. 1692.

Езда на нартах с парусом и езда на собаках. Гравюра из книги Н. Витсена.

Ермак Тимофеевич. Неизвестный художник. Первая половина XVIII в. Томский областной художественный музей.

Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок. XIX в.

Знамя Ермака.

Ермак в Чингиде (Тюмени). Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.

Шлем Кучума.

Покорение Сибири Ермаком. Битва на Чувашьей горе. Хромолитография по акварели А. Д. Кившенко. 1881.

Гибель Ермака. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.

Расправа над Сеид-ханом и Карачой в Тобольске. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.

Ермак Тимофеевич. Скульптура М. М. Антокольского. 1891.

Памятник Ермаку в Новочеркасске. Скульптор В. А. Беклемишев. 1904.

Покорение Сибири Ермаком. В. И. Суриков. 1895. Фрагмент.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Покоритель сибири Ермак - биография, фото и видео

Ермак — легендарный казачий атаман, положивший начало освоению необъятных Сибирских земель русскими, является одной из известнейших фигур в истории России. Ермак К сожалению, достоверных сведений о дате и месте рождения славного атамана Ермака Тимофеевича нет. Согласно народным преданиям он был родом из деревни, расположенной на Северной Двине. Полное его имя было Ермолай, сокращенное — Ермак. И родился он где-то в 30-40 годах шестнадцатого века. Не известно, по какой причине Ермак покинул северную деревню и оказался на волжских просторах. Здесь он провел не меньше четверти века, возглавлял казачью станицу и вместе с казаками и другими атаманами совершал набеги на ногайские становища. В этих набегах Ермак отличался огромной храбростью, отвагой и смекалкой, со временем он стал знаменитым казачьим атаманом. В Ливонской войне в 1581 году он командовал казачьей сотней.

После перемирия с поляками и литовцами Ермак вместе со своей дружиной двинулась на Яик, где объединились с отрядом казаков под командованием Ивана Кольцо. Согласно некоторых источников,Ермак вскоре он получил предложение от уральских купцов Строгановых поступить к ним на службу, дабы охранять от набегов сибирских татар их владения. За прошедшее с 1572 по 1582 годы татары совершили не меньше пяти крупных вторжений, в которых подверглись грабежу, убийствам и насилию русские поселения, расположенные вдоль рек Чусовой, Каме, Сылве. Неоднократно они осаждают небольшие гододки и острожки, а также основную крепость Пермского края — город Чердынь.

Строгановы обеспечили Ермака порохом, свинцом и продовольствием и в сентябре 1582 года казачья флотилия, в которой были в основном легкие суда, двинулась по рекам Чусовой и Серебрянке. Преодолев Ермак

расстояние в триста километров, двигаясь при этом против течения, казаки добрались до тагильских перевалов. Груз и суда через перевал они перенесли на руках, а затем по руслу рек, бравших свое начало у перевалов добрались до Тагила и дальше до Иртыша, преодолев еще более 1200 километров. Теперь быстрые сибирские реки сами несли легкие казачьи суда. По пути казакам приходилось вступать в бой с татарами и местными племенами, в устье Тобола был разгромлен важный сановник ханства Карачи.

Сибирский хан Кучум стал срочно собирать войско из татар и манси для битвы с казаками, командовал войском племянник Кучума, лучший полководец Маметкул. Согласно некоторых источников отряд Ермака насчитывал 540 казаков, в то же время войско хана Кучума в несколько раз превосходило их по численности. ОднакЕрмак о, казаки были намного лучше вооружены. 26 октября 1582 года под Чувышевым мысом состоялось сражение, в результате которого был ранен предводитель татарского войска Маметкул, а хан Кучум со своими людьми обратился в бегство. Ермак с казаками вошел в Сибирь (Кашлык или Искер) — столицу Кучумова ханства. Захваченную добычу Ермак поделил поровну между казаками. Однако, хан не хотел сдаваться и через пять недель против Ермака выступило отборная Сибирская орда под предводительством Алея. 5 декабря 1582 года в битве у озера Абалак, благодаря опыту и таланту выдающегося полководца, казаки Ермака наголову разбили превосходящие в несколько раз силы противника.

Несмотря на победы, Ермак со своими соратниками понимали, что без помощи из России в виде продовольствия, оружия и людей они не смогут удержать Сибирь.Покоритель сибири Ермак На казачьем кругу они приняли решение, имевшее величайшее историческое значение, о присоединении Сибири к государству Российскому. Ермак отправил к царю посла, им был атаман Иван Кольцо. Были отправлены гонцы и к купцам Строгановым. Узнав о взятии Сибири, Иван Грозный богато одарил казаков и осенью 1583 года отправил к Ермаку князя Волховского в качестве сибирского наместника и с ним еще 300 стрельцов. Казаки с нетерпением ждали стрельцов, которые должны были доставить съестные припасы. Однако, почти все припасы были истрачены в пути и с наступлением зимы пришла голодная смерть. От голода погибли стрельцы и почти половина казацкого отряда. Ермак погиб в ночь на 6-е августа 1585 года, когда он с сотней казаков плыли по Иртышу. На спящих казаков напали татары Кучума. Согласно преданиям, Ермак был тяжело ранен и пытался доплыть до стругов, но утонул в Иртыше из-за тяжелой кольчуги. Казакам пришлось ненадолго уступить Сибирь Кучуму, которые через год они вернулись сюда с царскими войсками. Ими был сделан самый важный и трудный шаг в деле освоения Сибири.

Похожие записи:

velikielyudi.ru

Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», страница 3 :: Артпоиск

Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Хладнокровно целятся казаки, в их руках примитивные ружья — грозное оружие, небольшая пушечка, оглушительно стреляя, торопливо посылает вперед раскаленные ядра. В гуле ее не слышен ли отзвук небесного грома? Может быть, и боги отвернулись уже от некогда всемогущего племени, предопределив победу этим бесстрашным иноземцам? Такие сомнения смущают души многих, хотя и яростно сопротивляющихся татар. Все больше растерянных, искривленных болью лиц, а двое в центре, побросав оружие, с поднятыми руками в ужасе обратились в бегство. Светложелтые силуэты их распластанных фигур, повторяющих друг друга (что усиливает мотив), сразу же вносят смятение в толпу татар, намечая дальнейшее развитие событий в пользу русских. Напрасны мольбы шаманов на берегу, взывающих к богам, бешеный скок конницы, устремившейся на помощь теснимым,— победа казаков неизбежна. Это не только победа огнестрельного оружия над оружием холодным, к которой так часто сводят основное содержание картины, но победа народа, уверенного в необходимости этой победы, народа исторически крепкой национальности над народом без твердого костяка, легко распадающегося на племенные и родовые образования. Их связал только страх за свою судьбу, лишь немногие среди них возвышаются до идеи патриотизма, защиты родных мест и через то себя, своих святынь, своей культуры. Этот стрелок в шишаке с медным шлемом, жарко пылающим в его руках, со страстной ненавистью готовящийся послать стрелу, — он не отступит, даже если останется совсем один. Мы найдем в толпе татар еще трех-четырех таких же героев, но в массе, пестрой племенной массе татар, вогулов, остяков и т.д. нет того единого духа, которым объединена в монолитное целое маленькая армия казацкого атамана.

Известно, как официальная историческая наука того времени старалась представить в нежно-розовом свете кровавую колонизаторскую политику русского царизма. Поход Ермака под пером верноподданных историков превратился чуть ли не в мирное «миссионерское» предприятие, а сам Ермак приобрел благостные черты верного слуги «царя и отечества». Лагерю либеральных историков Ермак рисовался в «разбойничьем», «кровавом» образе, столь же далеком от исторической правды. Он был превращен в беспринципного наемника, продававшего свой меч и свою жизнь после неудач вольной разбойничьей жизни всем, кто их покупал: сначала  Строгановым, потом царю.

Как к другим историческим деятелям прошлого, вроде Ивана III, Ивана IV, Петра I, так и к Ермаку либеральное общественное мнение относилось настороженно — в их делах видели только сопровождавшие их потоки крови, но не улавливали исторической необходимости и прогрессивности того, что было существом этих дел.

Между тем справедливейший в своих оценках народ давно причислил Ермака к своим любимым героям, а поэтичная «дума» декабриста Рылеева — «Смерть Ермака» — приобрела широкую популярность, быстро став народной песней:

Ревела буря,  дождь шумел; Во мраке молнии  блистали; И непрерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали... Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша Сидел Ермак, объятый думой...

Ермак в этой песне предстает храбрым, заботливым вождем, бесстрашным и находчивым в минуту смертельной опасности, а смерть его рисуется как результат случайности — «тяжелый панцырь, дар царя, стал смертии его причиной».

, несомненно, великолепно знал народные песни и легенды о Ермаке, и образ, который сложился в его представлении, был освещен народной молвой о храбром атамане — покорителе Сибири. Здоровым народным чутьем своим художник разглядел в нем черты народного вождя и сумел показать картину битвы за столицу Кучума как событие большого прогрессивного значения в жизни крепнущего русского государства.

Осененный знаменами, на переднем из которых изображен строгий лик Христа, стоит Ермак иа одной из лодок второго плана, спокойно и уверенно руководя боем. Сильное движение его руки, ритмически подкрепленное многократно повторенными параллелями ружейных стволов, увлекает всех вперед, на врагов. На нем тускло поблескивающие латы, островерхий шлем, из-под козырька которого сверкают зоркие глаза. Рядом с Ермаком держит ружье наготове его ближайший сподвижник — есаул Кольцо. В лихо заломленной шапке, с подкрученными, торчащими усами, он, в противоположность сдержанной силе Ермака, как бы олицетворяет страстное кипение, еле сдерживаемое нетерпение. Эти два основных характера развиваются и варьируются, художником в других персонажах группы казаков. Суриков убедительно вместе с тем противопоставляет характеры вождей обоих лагерей. Ермак — подлинный народный вождь, храбро идущий в авангарде своего войска, воодушевляющий его своим примером, решительным словом и жестом. Кучум же, сидящий на коне, показан далеким силуэтом на берегу, в отрыве от своей истекающей кровью орды.

Однако в обрисовке враждебного казакам лагеря не допустил ни малейшей неверной ноты. Его татары ничуть не похожи на «дикарей», как третировал царизм восточные и северные народы России, провозглашая их «неполноценными». Суриков обнаруживает в них всю гамму лучших человеческих качеств: беззаветный героизм и отвагу, любовь и дружбу, высокое человеческое достоинство. Их лица не только освещены внутренними переживаниями, но многие и по-настоящему прекрасны, как, к примеру, лицо воина с большим луком в центре. Недаром Суриков говорил: «Знаете, что значит симпатичное лицо? Это то, где черты сгармонированы. Пусть нос курносый, пусть скулы, а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали — сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти».

Нужно удивляться и тому, насколько неидеализированно изобразил Суриков и своих любимых героев. Подчеркнув беззаветную храбрость казаков, их выдержку и хладнокровие в разгаре боя, он не обошел молчанием и то, что они озлоблены яростным сопротивлением, которого, может быть, и не ожидали. Посмотрите на этого бородача в шапке с желтым верхом, сидящего в передней лодке. Он заряжает ружье, но его голова повернута к толпе врагов, глаза из-под насупленных бровей грозно сверкают. Такой, не щадя своей крови, обильно прольет и вражескую кровь. Да и у всех остальных лица суровые, сосредоточенные — победа дается нелегко. И в то же время зритель ясно видит, что ожесточение — не признак внутренней жестокости, бессердечия, причина его — встречное ожесточенное сопротивление противоположного лагеря. Грозная суровость казаков тае мешает вместе с тем и тому, что всем им присуща уверенность в достижении победы. У них решительные, неторопливые жесты, все четко знают свои обязанности, свое место в бою. Никакой суеты, никакого смятения, хотя навстречу несутся меткий стрелы. Повторы горизонталей ружейных стволов, чуть склоненных вертикалей стоящих фигур Ермака и его ближайших сподвижников, подкрепленных вздернутыми древками штандартов и пик,— вся эта четкая ритмика связывает казачий авангард в крепкую, компактную группу, Придает ей целеустремленное движение. С огромным композиционным мастерством ввел фигуру стоящего у лодки в воде стреляющего казака, видимого со спины. Если очерк группы в целом,, многие жесты, в том числе и жест Ермака, властно устремившего руку вперед, были найдены уже в первых. набросках, то с этой отдельно стоящей фигурой художнику пришлось немало повозиться. На ряде эскизов ее движение ритмически связывается с общим, причем ствол ружья этого казака располагается горизонтально, а он сам изображается почти в профиль. Но при этом группа казаков лишилась существенного акцента. В картине же он многое определяет. Действительно, эта фигура дает направление важной диагонали вглубь, придающей группе казаков очертание клина, входящего в растянутый полукруг татарского войска. Такое композиционное решение казачьего авангарда оказалось наиболее ярко выражающим его мощную устремленность вперед, его внутреннюю силу. Примечательно и то, что Суриков для усиления динамичности группы избрал диагональное построение ее слева направо, что в сравнении с обратным ему построением справа налево производит впечатление  движения гораздо более стремительного и напряженного (сравнивая, например, с медлительным, заторможенным движением саней в «»). Остановимся еще на одном из важнейших композиционных приемов, примененных здесь Суриковым. Мы уже отмечали в качестве первого же впечатления от картины ее огромный пространственный размах и ее массовость. Для достижения такого впечатления, крайне необходимого по существу тематического замысла, Суриков широко использовал систему нескольких горизонтов, тонко совместив воедино части, видимые на самом деле с разных точек зрения. Первопланная группа казаков рисуется нам так, как если бы мы смотрели на нее стоя на борту лодки. Это позволяет зрителю заглянуть в лица сидящих в передней лодке казаков и в то же время сразу же выделить взглядом центральную группу Ермака, возвышающуюся над ними. Первый ряд татарских стрелков, наделенных яркими индивидуальными характерами, изображен также с этой точки зрения. Однако дальше линия горизонта все более и более повышается, хотя всадников на крутом берегу и город Сибирь вдали зритель видит опять с пониженной точки. Это нарушение зрительной «правды» позволило художнику достигнуть в высокой степени яркой художественной правды и, уменьшив масштаб задних фигур, превратить какую-нибудь сотню татар в тысячное скопище племен.

Итак, столкновение народов — вот что прежде всего интересовало художника. «А я ведь летописи не читал, — говорил Суриков.— Она сама (картина.— В. 3.) мне так представлялись: Две стихии встречаются. А когда потом уж (по окончании картины) кунгурскую летопись начал читать, вижу, совсем как у меня...» Ведь и казаков в картине совсем не «горстка», как о том подчас неправильно толкуют. Показывая крупным планом авангард, Суриков символизирует следующую за ним массу множеством торчащих копий.

Вместе с этой величавой эпикой народной трагедии, разыгравшейся на фоне величественного, строгого ландшафта, Суриков, как мы говорили, насытил картину живыми человеческими страстями. Здесь не только столкновение армий, но и скрещение индивидуальных воль, и аил. Мы найдем в картине немало враждующих пар: лучник в центре и обращенный к нему стрелок-казак, лежащий в лодке; заряжающий ружье бородач и воин с медным щитом и т.д. Все это придает картине удивительную правдивость. Каждый участник битвы — живой человек, со своим индивидуальным характером, со своими переживаниями. Впервые в истории русской живописи, а может быть и мировой, была создана батальная картина, в которой сцена сражения была так глубоко раскрыта в ее психологическом содержании.

Высокие живописные качества «» достойны также самого пристального внимания. Картина обладает наредкость тонко сгармонизированным колоритом, цветовым единством и равновесием красочных пятен. Все пронизывает сумеречно-желтоватый отсвет облачного дня, отягчающий яркость каждой краски, но нисколько не лишающий ее индивидуальности. Мастерски пользуясь красочной перспективой, давая сочные, красочные акценты на переднем плане — красный, синий, желтый тона в одеждах казаков, розово-красный щит в руках татарского воина, разнообразные узорчатые одежды обороняющихся,— Суриков быстро приближает краски задних планов к серовато-голубому тону дали, создавая необычайно сильное впечатление глубины.

«» появилось на передвижной выставке 1895 года. Публика с большим вниманием отнеслась к новому произведению знаменитого мастера, однако единодушного признания у критики картина не получила. Даже Стасов, мнением которого особенно дорожил, не разглядел ее великих живописных достоинств и усомнился в ее тематической ценности. Многих настораживал официальный успех картины, которая еще в мастерской Сурикова была приобретена царем.

Однако большинство в демократической художественной среде горячо приветствовало произведение Сурикова, который с удовлетворением и гордостью Писал брату: «Когда я зашел на обед передвижников, все мне аплодировали. Был также устроен вечер в мастерской Репина, и он с учениками своими при входе моем тоже аплодировал...» Сурикова особенно трогало то, что даже простые солдаты приходили от картины в восторг. По его желанию был отдан приказ показать ее казачьим воинским частям, причем художник сам давал им пояснения, радуясь, что картина волнует тех, подвиги которых он прославлял.

В наши дни с особой полнотой раскрылась глубокая народность, немеркнущая красота великой картины Сурикова. В ней нам дорого то, что побуждением художника было прославление русского народа, правдиво показанного в героический момент его победы. Нам дорого и то, что он сумел раскрыть в своих героях лучшие стороны характера народа, которому отдал свое вдохновенное искусство, всю свою чистую, могучую жизнь.

В. Зименко Издательство «Искусство». 1948 год. Из серии «Массовая библиотека»

artpoisk.info

Неизвестный Ермак | Исторические сюжеты

65197016

Ермак Тимофеевич - российский казачий атаман. Национальный герой России. Походом в 1582-85 положил начало освоению Сибири Русским государством. Его подлинного имени мы не узнаем, затерялись и точные места его гибели и захоронения, но слава его пережила века…

Практически ничего достоверного нет о происхождении Ермака и о его жизни до начала сибирского похода. Официальных документов очень мало. По самым распространённым версиям, его называют Алениным Василием Тимофеевичем или Повольским Ермаком Тимофеевичем.

Есть утверждения о его происхождении с Волги, с Дона, с Урала, даже с Северной Двины. Имени Ермак в русском церковном обряде нет. Только через 36 лет после гибели атамана, в 1621 году, архиепископ Тобольский Киприан стал «кликать вечную память», ежегодное «вселенское поминание» о погибших. И Ермак стал героем народного эпоса и песен.

В 1636 году тобольский дьяк Савва Есипов составил первую сибирскую летопись «О взятии Сибирския земли». Тогда ещё были живы некоторые его соратники. Семён Ремезов, один из первых географов и историков Сибири, «по повелению государя самодержца Петра Алексеевича» нашёл могилу Ермака.

Путаницу внёс академик Герхард Фридрих Миллер, путешествовавший по Иртышу в 1734 году. Он не понял русских слов «прорва» и «перекопь», означавших кратчайший путь для судов, прямую протоку, спрямляющую реку, делавшую петлю. Миллер неправильно указал места гибели и захоронения Ермака. Ссылаясь на него, эту ошибку затем повторили многие другие.

YermakParsuna

Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах конца XVII — начала XVIII веков

В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак — благородного происхождения, тюркских кровей…

Слово «казак» или, как писали в старину, «козак» — тюркского происхождения. В основе его лежит корень «каза», имеющий двоякий смысл:

1. напасть, гибель, урон, утрата, лишение чего-либо;2. беда, бедствие, несчастье, злоключение, стихийное бедствие.

Казаками у тюркских народов называли людей, отставших от Орды, обособившихся, ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали звать и опасных людей, промышлявших разбоем, грабивших соплеменников. Тот факт, что понятие «казачество» зародилось у тюркских народов, может быть подтвержден материалами источников.

В 1538 году московские власти отмечали, что «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Заметьте, «с ними смешавшись ходят». Следовательно, национальность для казаков большой роли не играла, главное — образ жизни.

Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 1571 году он отправил гонцов к донским атаманам, пригласил их на воинскую службу и признал казачество как военную и политическую силу.

В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев, готовя контрудар.

Jan_Matejko-Batory_pod_Pskowem

Стефан Баторий под Псковом. Ян Матейко, 1872

Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся: «Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Шел июнь 1581 года.

В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен противнику.

Тогда же подняли головы и правители Большой Ногайской Орды, кочевавшие за Волгой. Они хоть и признавали себя подданными московского царя, но были не прочь поживиться и похозяйничать на русской земле, когда основные воинские силы сосредоточены на северо-западных границах. Назревал большой набег…

Ивану IV вовремя донесли об этом. В Ногайскую Орду направился посол В. Пепелицын с богатыми дарами для задабривания правящих ханов. Одновременно царь обратился к волжским казакам, чтобы они готовились к отражению набега. У тех с ногайцами были давние счеты. Многие казаки, взятые в плен, попали на невольничьи рынки, а то и просто были замучены.

Когда в августе 1581 года на реке Самаре появился Пепелицын, возвращавшийся из Орды с ногайским послом и 300 всадниками, казаки кинулись на них, не желая знать, для чего те пожаловали на русскую землю.

1402343855_azovskoe_sidenie600-2

Ногайцы были изрублены, несмотря на присутствие царского посла, и лишь 25 человек прискакали в Москву и пожаловались Ивану Васильевичу, что казаки порубили их товарищей. Перечислялись имена волжских атаманов: Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан.

Не желая обострять отношений с Ногайской Ордой, Грозный повелел хватать казаков и казнить их на месте. Но на самом деле то был лишь тонкий дипломатический ход.

Не останавливаясь на описании дальнейших событий, укажем лишь, что имена самого Ермака и его атаманов, участвовавших позже в сибирском походе, были довольно хорошо известны современникам.

Кроме названных выше, в различных сибирских летописях часто упоминаются Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза. У остальных сподвижников Ермака известны лишь имена без прозвищ, или, как мы сейчас говорим, без фамилий.

Имя или кличка?

Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам — по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк — человек, родом из Мещеры; Черкас — выходец из Украины; Пан — уроженец Польши.

YAitskie-Uralskie-kazaki-v-pohode

А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности характера, манеру поведения: Кольцо — человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком — «перекати-поле». Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый.

Брязга — от воровского термина того времени — бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге.

Карчига — прозвище человека с сиплым голосом. Про такого говорили: «Карчит, как ворон на ели». Болдырь — так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки, а в Архангельске — от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п.

Барбоша (от барабошить) — так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской — бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской — собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза — суровый, грозный человек.

Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген.

7_ErmakTimofeevichpokoritelSibiri_Lubok_

Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак.

Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина.

Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв, прорва . А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?

1337169299

Ермак. Парсуна.

Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины, Алачевы, Барашевы, Еникеевы, Ишеевы, Кошаевы, Мансуровы, Облесимовы, Сулешевы, Черкасские, Юсуповы и так далее — все это «инородческие» фамилии, выходцы из Золотой Орды, служившие русским царям. А русским в старину, да и сейчас тоже считают того, кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.

Говоря языком следователя, очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя — Аленин. То, что с «оленем» она никоим образом не связана, ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов, начинавшихся на букву "а". Арбуз, арба, алыча, аркан — все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин — фамилия, явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения.

Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал — алый, розовый; ала — пегий; алакола — пятнистый; алама — дурной человек; алапай — неопрятный человек; алга — вперед. Как видим, вариантов сколько угодно. И, наконец, аллах или алла — Бог, Божество.

Походят и имена: Али, Алей, Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск» и «волосом черен», а, согласитесь, для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина — Ермак имеет тюркское происхождение, да и Аленин от того же корня отросток!

IMG_3881_a

Портрет Ермака. С надписью на обороте: «Ермак Тимофеевич. Завоеватель Сибири». Неизвестный художник.

А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом, так почему не могло произойти и с нашим героем?

В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались, а если и была такая запись, то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную.

Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возможно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».

В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.

В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

IstSib086_1

«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова

И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать.

«Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».

Тело атамана было обнаружено через восемь дней после гибели под Епанчинскими юртами на Иртыше. Нашёл его внук Яныша Бегиша и извлёк труп из воды «виде одеяна пансыри и разумев не просту бытии», то есть поняв, что это не простой воин.

72clip_image001(2)

На Ермаке был подарок царя – кольчуга весом 11,7 кг в виде рубашки из 16 000 колец, с короткими рукавами и литой медной пластиной с двуглавым орлом на правой стороне груди.

Зачем Ермак в Сибирь ходил?

Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?

В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:

Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя; поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов; казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.

Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы похода.

Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.

attach.asp

Ермак является к Строгановым.

Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили «живота лишить».

В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь, и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила.

Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.

Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.

Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле, где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже изведавшие силу русского оружия, были бы гораздо сговорчивее.

Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные…

1

Искер - городище хана Кучума.

Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем — и на этом все заканчивается.

Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто победителем, но… хозяином этой земли?!

Вспомним, с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная, а каждый божий день надо бороться с голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле, где и родни полно, и с питанием не так сложно, да и защита от супостатов имеется. Ведь те же казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину.

А в отряде Ермака какой-то особый народ подобрался, что и домой идти не желает, и смерти не боится. Предположения, что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных подвигов, болел за государство, построены на песке…

И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них.

А на Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда, к несчастью, князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере, но двое других остались живы и Ермаку подчинились.

12

Что-то здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум.

Тогда становится понятным, почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом, а не с кем-то иным. Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.

Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком; как уже не раз отмечалось, имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк».

А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так то лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань.

Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум, да только потом на свою же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло, каждому школьнику известно.

Смена династий на сибирском троне

Именно такой вывод можно сделать, если внимательно прочесть следующий документ из Есиповской летописи:

«Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему, яко идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли, иже от убиения его крыся тамо, и воспомяну отечество свое и наследие восхоте, и отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет».

Далее сообщается, что Кучум «убоялся страхом велием» и, узнав, что от него бежал со своими людьми придворный визирь Карача, «восплакался плачем великим и рече» весьма горькие слова, смысл которых в следующем: кого Бог не милует, того и друзья оставляют, становясь врагами.

Кого Бог не милует… Вероятно, людей, нарушивших его заповеди, проливших кровь законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель.

Обратим внимание, что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении хана Кучума на Ермака и его дружинников, находящихся в Искере. Конечно, это можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский хан боялся казаков, то он давно ушел бы из этой земли, а меж тем воинство Ермака таяло буквально на глазах.

Нет, тут действовали иные законы, а не животный страх, который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если он, Кучум, испытывал страх, то это был страх перед законным правителем Сибирского ханства.

omskij_hor_gibel_ermaka

Последнее сражение Ермака. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.

И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском «ермаке». Но необходимо сразу оговориться, что сообщают об этом нападении русские источники, а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе. Да и можно ли верить показаниям людей, бросивших своего атамана, а затем уже излагающих картину боя в выгодном для себя свете?

Побывав на месте гибели легендарного атамана, мне так и не удалось найти место, откуда нападавшие могли бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много неясного, и любой следователь наших дней, поручи ему выяснить обстоятельства смерти казачьего атамана, нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.

Думается, Кучум выбрал ночное нападение, если принять русскую версию последнего боя, не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть незаметно для нападающих), а скорее для того, чтобы противник не мог знать, кто напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает лишь виновный!

Казаки, ожидавшие возвращения Ермака в Искере, потеряли не просто своего предводителя, но правителя завоеванной страны и «бежаша к Руси», а «град же Сибирь оставивша пуст». Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею, и он занял ханскую ставку.

Опять вопрос: почему не Кучум, а его сын? Ниже летописец объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу — возвратился князь Сейдяк:

«И собрался со всем домом и с воинскими людьми, и приде ко граду Сибири, и град взят, и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде».

Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.

На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком, русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир.

И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. Кучум, который кочует где-то вблизи, не нападает на законного правителя Сибири, а до русских ему, похоже, и дела нет. У Сейдяка, продолжившего традиции своего отца, к русским нет никаких претензий. Мир?

han_kuchum

Хан Кучум.

Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь, а русские поселенцы. Может, самому Сейдяку они и верят, но рядом с ним находится бывший визирь Кучума Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там расправился с ними.

Он обложил зимой казаков в Искере, когда многие умерли с голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма ординарное для того времени событие: князя Сейдяка, Карачу и некоего царевича Казачьей орды Салтана пригласили в «град Тобольск», усадили за стол и предложили испить вина за здоровье присутствующих.

Может, законы ислама не позволяли тем пить хмельное, может, вино оказалось чересчур крепким, но поперхнулись все трое. Это было истолковано как сокрытие злого умысла, и всю троицу повязали, перебив сопровождавшую их охрану. Правда, затем именитых сибирцев отправили в Москву «к великому государю», где их приняли с почестями и пожаловали землями с крепостными.

А что же Кучум? Летописи сообщают, что он и не пытался приблизиться к Тобольску, кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими подданными, но не с русскими.

Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим его сыновей, да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил, что он «вольный человек» и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.

Бегство_Кучума_из_города_Кашлык

Бегство хана Кучума.

Гибель двух противников — Ермака и Кучума — покрыта некой тайной. Неизвестны могилы их, и лишь предания живут в татарском народе.

Кстати, говоря о могиле Ермака, следует обмолвиться, что, по преданию, похоронили его на Баишевском кладбище «под кудрявою сосной» неподалеку от мавзолея преподобного Хаким-Аты — шейха-проповедника, принесшего ислам на сибирскую землю. Вряд ли мусульмане — а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве ислам как государственную религию — допустили бы погребение иноверца рядом с прославленным святым.

Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все летописи писаны русскими авторами, которые героев разводили на две стороны: с одной стороны — русские, с противоположной — татары. И все.

В результате и хан Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был), и Ермак с его тюркским, по сути, прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация поволжского атамана дала сказочного героя-богатыря наподобие Ильи Муромца, но тем самым притушила, стерла саму суть сибирского похода, оставив на поверхности лишь конечный результат — присоединение Сибири к России.

R002-013

Народ уже сказал свое слово и брать его назад не собирается. Да и нужно ли снимать краски с холста, чтобы убедиться, что под ярким красочным слоем находится грубая основа — серая и невзрачная?

Ермак в народном сознании сделался героем; Кучуму досталась участь злодея, хотя его трагическая судьба дает ему право на иной ореол, а свободолюбие и независимость делают честь его личности. Но теперь уже ничего не изменишь…

Вряд ли мы с вами сегодня сможем ответить, кто был на самом деле атаман Ермак, но то, что это был далеко не лубочный герой, которого мы привыкли видеть в нем, несомненно.

 

Софронов В.

 

 

 

 

 

 

link

storyfiles.blogspot.com

Картина Покорение Сибири Ермаком Сурикова

Картина Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" - один ярчайших шедевров русской живописи XIX века. Она входит в собрание знаменитых полотен русских авторов, посвященных событиям русской истории.

Василий Суриков и его картины

Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» - представитель старинного казачьего рода, издревле проживавшего на землях Придонья. Известно, что предок Василия Ивановича Сурикова в XVI веке ушел с Дона с дружиной Ермака и воевал на Иртыше с ханом Кучумом. Позже предки Сурикова обосновались на сибирских землях у Енисея. Сам В. И. Суриков говорил, что «идеалы исторических типов» Сибирь воспитала в нем с детства.

Картина

Картины Сурикова, в том числе и «Покорение Сибири Ермаком», полны патриотизма, глубокого национализма, высокой гражданственности. Автор мастерски воссоздал сибирские пейзажи. Внимательно относился к мельчайшим деталям, подчас достигая археологической точности. Пытливо изучал многочисленные исторические источники.

Именно поэтому образ эпохи, воссозданный им в полотнах, так ярок и близок к реальности. Василий Суриков – мастер демократического реализма. Он полагал, что только через понимание истории своей страны возможно осознать ее настоящее. Яркий пример - его картина "Покорение Сибири Ермаком".

Сюжет и история

В основу сюжета картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» легли подлинные факты русской истории. Иван Грозный присоединил к Руси Астраханское и Казанское княжества, а также Поволжье. В 1555 году ему подчинился сибирский хан Едигер на условиях выплаты небольшой дани. Она состояла из шкурок соболей и белок, в избытке водившихся в сибирских лесах.

В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.

Картина

Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.

Преимуществом русского войска в борьбе с ханскими войсками было владение огнестрельным оружием. Но завоеванием Кашлыка не закончилось противостояние с Кучумом, сбежавшим на юг и собравшим новое войско. Тем временем ряды зимовавшего в Сибирской столице отряда Ермака редели. И когда летом 1584 года вновь набранное войско Кучума осадило Кашлык, Ермак был вынужден покинуть город.

По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.

Краткое описание картины В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком"

Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, - красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.

Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске. Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое. Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.

Картина

Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.

Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине "Покорение Сибири Ермаком" хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.

Общие сведения

Картина

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная автором в 1895 году, создавалась около четырех лет. Полотно имеет не очень большие размеры - 285 х 599 см, написано маслом на холсте. Является одной из жемчужин коллекции произведений живописи XIX века Государственного русского музея Санкт-Петербурга (Инженерная ул., 4).

Источник

www.obovsyom.ru

Картина «Покорение Сибири Ермаком»

В.И. Суриков ПОКОРЕНИЕ СИБИРИ ЕРМАКОМ

В.И. Суриков ПОКОРЕНИЕ СИБИРИ ЕРМАКОМ 1895 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

БИТВА ЗА СИБИРЬ

В 1581 г. казачий атаман Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом перешёл Уральские горы, а в октябре 1582 г., недалеко от города Искера, там, где в Иртыш впадает река Тобол, произошла решающая сеча между дружиной Ермака и огромным сибирским войском.

В.И. Суриков АВТОПОРТРЕТ

В.И. Суриков АВТОПОРТРЕТ

Собирая материал для «Покорения Сибири», художник садился в седло и ехал сотни вёрст, шёл пешком по нехоженым местам, плыл в лодке там, где когда-то плыло казацкое войско. Ему хотелось испытать всё то, что испытала дружина Ермака, проникнуться психологией землепроходцев. В крошечной московской квартирке на Долгоруковской улице расположить огромный холст развёрнутым было невозможно. Приходилось закатывать высохшие края в трубку. Увидеть полотно полностью было невозможно, мешали стены. Чтобы закончить картину, Сурикову пришлось на время переселиться в просторный запасной зал Исторического музея.

ИСТОРИЯ НА ПОЛОТНЕ

Суриков считал, что композиция картины должна выражать главную идею произведения — победу в битве. Он разделил полотно по диагонали: справа — сибирское войско, слева — казацкая дружина, явно выходящая за диагональ, как бы занимая чужую территорию. Казаки на первом плане, их фигуры крупнее и кажутся более мощными, чем отодвинутые на второй план маленькие фигурки сибирских воинов, зажатых в ловушку крутым, скользким берегом Иртыша.

СИБИРСКОЕ ВОЙСКО

В сибирском же войске — паника. Несколько фигур повернуты спиной, от чего возникает разнонаправленное движение и впечатление сутолоки.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

Очень важно расположение полководцев: Ермак в гуще событий, а хан Кучум далеко — на берегу, на белом коне в красном кафтане. Подчиняясь жесту Ермака, казаки в едином порыве устремляются вперёд. Над дружиной Ермака — изображение Спаса Нерукотворного — покровителя русского войска. Предполагают, что такое же знамя реяло над полками Дмитрия Донского на Куликовом поле и в 1552 г. развевалось над войсками Ивана Грозного у стен Казани. Суриков решил, что этот героический стяг должен присутствовать и при окончательной победе над татарами, разгроме их последнего оплота — Сибирского ханства Кучума.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта