Картина панно рисунок Рисование и живопись Картины в точку Акварель. Точками картины


Искусство рисования точками | linedot

ДОТ-АРТ

Стилей, техник и методов рисования много, среди них есть весьма интересная, трудоемкая, но, вместе с тем, несложная в некоторых методах – точечная техника рисования. Когда я обсуждаю с участниками своих занятий тему точечного рисования, то большинство понимают, о чем идет речь, но представляют это по-разному.

Тот, кто знает про искусство рисования точками как направление в живописи, которое называется пуантилизм, представляет себе примерно так:

искусство рисования точками, точечная роспись, дотарт

Кто-то вспоминает поп-арт с точками и горошинами.

искусство рисования точками, точечная роспись, пуантилизм

портрет Мэрилин Монро художника Бэна Хейна

Некоторые говорят о татуировке в стиле дотворк. А кто-то приводит подобные примеры, не зная как это называется:

искусство рисования точками, точечная роспись, поинт-ту-поинт

Наши представления о том, как выглядит точечная техника рисования, различны. И связано это с разнообразием методов дот арта и их названий.

Давайте сориентируемся в теме.

Разновидности дот арта

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), он же пуантель. Это, похоже, самое распространенное название, которое охватывает и графику, и живопись точками. В живописи это рисование мазками круглой или прямоугольной формы. Краски не смешиваются для создания перехода цвета, а именно точками создается иллюзия светотени, объемов.  Кстати, пуантилизм – это не только изобразительное искусство, но и техника композиции в музыке. Пуантилизм имеет также эквивалентное название стиля дивизионизм. На первом фото вверху картина яркого представителя пуантилизма — художника Поля Синьяка, жившего в 19 веке.

искусство рисования точками, точечная роспись

Дот арт — dot art (где dot – с англ. точка, art – искусство) — это также объемное, но более современное понятие для разных вариантов «точкования». То же самое означает и dots art, где дотс – точки во множественном числе. Такое рисование требует сосредоточения и кропотливой работы, но в простых своих формах часто применяется в зентанге и дудлинге, как элемент орнамента.

Есть интересная тема — «точечный гиперреализм», при рисовании в этой технике достигается эффект фотографии. Как и многие другие виды искусства, этот вид весьма спорный. С развитием фототехники, когда фотоснимок обладает таким высоким качеством, казалось бы, зачем рисовать изображение, создающее иллюзию фотографии? Причем чаще всего художники срисовывают именно с фотографии, а не с реального объекта, как это делали живописцы до кино/фото эры. При всем уважении к кропотливому многочасовому труду таких художников, закономерно возникает вопрос: «А в чем прикол?» Или, иными словами: «А в чем, собственно, искусство?»

искусство рисования точками, пуантилизм

Пуантиллизм — гиперреализм, художник Miguel Endara

Я думаю, что раз такой вид существует, значит это кому-то нужно. Сами художники, вероятно, получают от этого огромное удовольствие, раз занимаются такой колоссально трудоемкой работой, когда можно просто клацнуть по кнопочке фотика)))

Точечная роспись (point-to-point) – это тоже искусство рисования точками, но обратите внимание, что речь идет именно о росписи. В данном случае подразумевается искусство декорирования точками. На английском языке эта техника называется point-to-point, что в переводе дословно «точка к точке». Метод рисования отличается от пуантилизма тем, что точки выстраиваются в линии, образуя орнаменты. Этот метод пришел в современный декор из африканских, полинезийских, австралийских племен.Кстати, сапоги из предыдущей части статьи декорированы именно в этом стиле. Поинт-ту-поинт прекрасная техника для хобби, зенарта, так как доступна людям с разным уровнем рисования и деткам. Она может быть применима как форма медитативного рисования. В зенарте популярностью пользуются роспись камней цветными точками, мандалы и племенной стиль абстрактного точкования.

искусство рисования точками, точечная роспись

Если вы сами не рисовали в этом стиле, то уж точно видели множество предметов украшенных разноцветными или однотонными точками: шкатулки, вазы, кувшины, иную посуду, а также чехлы для телефонов, сумки и кошельки, — на просторах рунета чего только не увидишь в этой технике.

Дотворк (dotwork) – название состоит из двух слов dot –точка и work – работа, стало быть, «точечная работа».

Чем дотворк отличается от дотарта? Тем, что дотворк —  это стиль в татуировке. Это и техника набивания тату, и стиль. Мне особенно интересны в этом популярном стиле орнаментальные татуировки в виде мандал, геометрических орнаментов и цветов.

искусство рисования точками, дотворк, дотарт

Вот мой вариант мандалы с клевером для татушки, который я рисовала тонким маркером.Технически это не лучшее исполнение, но в данном случае моя была задача предложить дизайн, а ответственность за красоту и четкость легла на татуировщика.

dotwork_s

Рисование по точкам

Еще как вид дотарта можно рассматривать рисование по точкам. Хотя это не арт, а скорее забава для детей и взрослых, которая развивает мышление и память, помогает детям изучать числа. В этом виде рисунка точки нумеруются, и задача состоит в том, чтобы провести линии по порядку цифр и получить в итоге рисунок.

Вот такие интересные разновидности есть в дот арте. Можно бы приплюсовать к списку дотарта в широком смысле и чеканку. Это, конечно, не искусство рисования точками, но все-таки есть очевидные признаки «точкования».

Мне нравится эта тема, и в дальнейшем я буду еще не раз к ней возвращаться. На практике я использую точки как дополнительный изобразительный элемент, с декоративной целью, и даже применяю в фейс-арте.

искусство рисования точками, точечная роспись, дотарт

Моя работа с использованием дотарта в макияже

Иногда я использую эту технику для работы, и, конечно, развлекаюсь в стиле зендотс.

искусство рисования точками, точечная роспись

мой пример зендотса

Как видите, дот арт бывает и сложный, трудоемкий, и легкий расслабляющий, и я обязательно сделаю на эту тему занятия для детей и взрослых в рубрику Уроки рисования.

linedot.ru

Картины при помощи разноцветных точек

Такой вид живописи, как пуантилизм, далеко не нов. Многие художники работают с точками и линиями, создавая удивительные картины.

Однако художница из США, уроженка Словакии, Эрика Похибова-Джонсон смогла пойти дальше, работая в собственной уникальной манере исполнения.

Картины этой художницы намного ближе к понятию декоративно-прикладного искусства, но все же посмотреть есть на что.

художница Эрика Похибова-Джонсон

Эрика Похибова-Джонсон

Эрика Похибова-Джонсон увлеклась живописью благодаря мужу – талантливому художнику, чьи работы пополнили многие частные коллекции. Специального образования у нее не было, всему училась сама, вначале под руководством супруга, после – пошла собственной дорогой. В поисках себя Эрика остановилась на декоративной живописи, предусматривающей создание образа путем наложения разноцветных точек.

художница Эрика Похибова-Джонсон

художница Эрика Похибова-Джонсон

blog.zirka.life

Абстрактная этно картина «Ящерицы» своими руками

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня мы обратимся за вдохновением к искусству австралийских аборигенов. 

Тысячи выразительных точек, увлекающие взгляд ритмы, необыкновенные сюжеты, удивительный колорит, завораживающие орнаменты… Все эти эпитеты это лишь малая часть того, как можно описать искусство австралийских аборигенов.

Для того, что бы не быть голословной, я приведу в этом посте фотографии нескольких работ созданных невероятно талантливыми и искренними художниками аборигенами из Австралии.

Живопись аборигенов Австралии

Эти яркие, интересные и удивительно гармоничные сюжеты создавали люди, не имеющие никаких знаний о колористике или композиции. С помощью этих картинок австралийские аборигены пытались выражать свои чувства, взаимоотношения, показывать мир вокруг себя, все что их волновало, радовало, удивляло, страшило и….

Поскольку, эти сюжеты нарисованы очень просто, мы легко можем понять их смысл, или прочувствовать эмоции автора. Картины австралийских аборигенов сотканы из невероятного количества точек, плавных «утекающих» линий — что придает этим творениям особый шарм и загадочность.

Живопись австралийских аборигенов, кенгуру

Живопись австралийских аборигенов

Картина точками, кенгуру, австралийская живопись

Картина точками, кенгуру

Абстрактная живопись аборигенов, крокодил

Абстрактная живопись, крокодил

Это живопись австралийских аборигенов, орел

Это живопись, орел

Этно картина точками, ящерица, Австралия

Этно картина точками, ящерица

Это орнаменты аборигенов Австралии, змея

Это орнаменты, змея

Надеюсь, большинству читателей, точечная роспись по мотивам сюжетов австралийских аборигенов будет интересна, в плане созерцания и применения на практике, а также поиска новых творческих идей и своего уникального стиля.

Итак, если вам интересен сегодняшний необычный сюжет, переходим к практике.

Перечень материалов для написания абстрактной картины

Для работы понадобится холст (на этот раз можно взять и холст на картоне), я использовала холст 50 х 60 см, но думаю здесь можно использовать как значительно меньший формат, так и наоборот очень большой.

Рисовать сегодня мы будем акриловыми красками. Для создания такого сюжета понадобятся

следующие краски:

  • черный;
  • белила титановые;
  • красный;
  • коричневый ван дик;
  • синий цирулеум;
  • синий прусский;
  • фиолетовый;
  • желтый неаполитанский;

декоративные акриловые краски:

  • золото;
  • хамелеон;
  • графит;

и, как обычно:

  • баночка с водой,
  • пульверизатор,
  • кисти, большая плоская и тонкая круглая №2-3,
  • гигиенические палочки.
Морской мир, скаты нарисованы австралийскими аборигенами

Это картина, морской мир

Какой сюжет выбрать?

Сегодня я лишь даю идею, нового интересного и достаточно простого в исполнении сюжета, и хочу вас призвать не повторять точь-в-точь за мной то, что изображено на моем холсте. Сегодня, вы смело можете дать волю фантазии, и ни капельки не боятся, что у вас что-то не получиться. Возьмите какую-то идею за основу и развивайте ее по своему, используйте свои цвета, изменяйте сюжет….

Исходя из этого, список выше перечисленных красок немного теряет смысл, пользуйтесь теми цветами и красками, которые подходят именно вам.

Боитесь сделать слишком пестрый сюжет? Сузьте гамму, или выберите несколько гармоничных цветов.

Приступаем в работе

Фон картины

Создаем фон: покрываем холст достаточно плотным слоем краски, так, что бы он совсем не просвечивался. Фон, может быть заполнен каким-то одним цветом, а могут и быть некие полосы или пятна близких по гамме оттенков (к примеру: красный, оранжевый, желтый, коричневый; или синий, фиолетовый, голубой…).

Фоновую краску можно наносить достаточно «грубо» быстрыми мазками большой флейцевой кистью из щетины. Следы от мазков можно растушевывать, а можно и оставить. Все зависит от вашего замысла.

Эскиз карандашом

После того, как фоновая краска нанесена примерно набросаем сюжет простым карандашом. Я изобразила некий бесконечный овал, по которому одна за другой бегают две ящерицы. Похожий сюжет я нашла в интернете.

Далее берем в руки тонкую круглую кисть №2 и аккуратно обозначаем контуры основных объектов. Я наметила неаполитанским желтым контуры ящериц. Светлым голубым (черным, белилами и синим прусским) наметила очертания овалов, по которым движутся ящерицы. Линий, обозначающих контуры объектов, может быть несколько, идущих одна за другой.

Работа с цветом

Задаем цвет, отличающийся от фонового нашим зверюшкам, другим цельным фигурам и объектам. Мои ящерицы покрашены внутри контура в смесь красной кошенили с коричневым ван-диком (1/1). Овалы заполнены: синим цирулеумом с белилами; синим прусским с белилами; и фиолетовым.

Наносим точки

После того, как все цвета заданы берем в руки гигиенические ватные палочки, и орудуем ими как полноценным художественным инструментом. Заполняем наши объекты разноцветными точками.

Этническая живопись аборигенов Австралии

Этно мотивы, живопись аборигенов Австралии

Я пробовала писать эти точечки тонкой кистью и палочками. Скажу честно, палочками ставить точки куда быстрее и удобней. Что бы было еще быстрей и удобней советую расставлять сначала точки одного цвета, потом переходить к другому, третьему и т. д. Если потом каких-то точек будет не доставать их всегда можно добавить.

Есть в ватных палочках один небольшой минус, если вата намотана на стержень не очень туго, то после нескольких мазков этим инструментов выдергиваются ворсинки, которые мешают делать точные мазки. Впрочем, это не проблема, а просто замечание, покупайте для такого творчества качественный гигиенические палочки.

Уточняющие советы

Если вы, для своего сюжета выберете геометрический рисунок, в котором отсутствуют изображения каких-либо животных , а есть лишь некие направления, ритмы, видимость узора — вам сначала нужно будет карандашом наметить именно эти направляющие (волны, спирали, круги и т.п.). Потом внутри между заданными направляющими линиями заполнять остальное пространство точками, не забывая о едином ритме в каждой из маленьких частиц большого рисунка.

Украшаем декоративными красками

Когда все уже почти готово, все объекты вашего холста заполнены точками и линиями — придадим нашей работе немного лоска:

Ногти и язычки ящериц я покрасила декоративной краской «золото», это несколько приукрасило работу. Узоры в центральном овале написаны с добавлением декоративной краски «хамелеон». Также, темный фон — я покрыла волнистыми линиями краской «графит» потом их немного растерла, что бы слишком не бросались в глаза.

И очень удачный по-моему прием — это тени под фигурами ящериц. Жидкой, разведенной водой синей прусской я под нашими ящерицами наметила полупрозрачную линию- тень, не широкой синтетической кистью. Эта тень придала нашей достаточно плоской работе немного больше объема — ящерицы выдвинулись вверх над овалами, по которым они движутся.

Вот и все, картина готова!

Ящерицы, картина, живопись австралийских аборигенов

Картина по мотивам живописи австралийских аборигенов

Мне моя работа очень нравится, хотя я почти уверенна, что у многих из вас выйдет более завораживающий и интересный сюжет.

Видеоурок живописи

Желаю удачи, творческих успехов и вдохновения!

Рекомендуем публикации

  1. Абстрактная картина акриловыми красками: рисуем город в лучах заката
  2. Живопись пальцами: рисуем рыбок кои изучаем технику Айрис Скотт
  3. Масляная живопись: пейзаж «Парусная регата»
  4. Китайская живопись Гохуа
  5. Религиозная живопись
  6. Монохромная живопись: пишем картину в одном цвете
Загрузка...

artrecept.com

👩🏻‍🎨 Как можно рисовать с помощью точечной техники, пера, бумаги, туши

С помощью этого метода можно научиться рисовать все, что вам угодно. Допустим, я рисую семейство кошачьих.Но сначала необходимо ознакомится с техникой, а уже потом переходить к самому методу рисования и к кошачьим.

Рассмотрим материалы.Для этого Вам может понадобиться:1. Перья плакатные: очень тонкое и немного толще, а также пригодится черная тушь.Точечная техника рисования

2. Для более удачного рисунка плакатное перо необходимо будет еще и заточить. Т.к. точки могут быть довольно крупными для такого типа рисункаТочечная техника рисования3. Тряпочка, чтобы вытирать перо, т.к. тушь будет сохнуть, поэтому постоянно будет забиваться перо, и поэтому вы не сможете поставить ни одной точки. 4. Также понадобиться лупа, т.к. без ее наличия довольно сложно будет закрашивать пространство оттенками серого цвета. Точки будут лезть друг на дружку, получаться пятна и сливаться.

Рассмотрим предварительные упражнения.

Эта техника сложна и в тоже время проста.Требует большого терпения и усидчивости, поэтому считается сложной.При данном методе рисования совершенно не будет ни одной прямой линии. При этом всегда допускается исправление ошибок, сместив точки в необходимую сторону, при этом увеличив их плотность. С этой стороны эта техника считается простой.Давайте сделаем такой ряд упражнений, при помощи которых можно будет освоить данную технику.

1. Обведите крышку от любой бутылки, при этом вы получите круги, которые вам потребуются в работе с рисунком.Точечная техника рисования

2.Теперь весьма аккуратно необходимо обвести контур одного из кругов, при этом все точки не должны казаться одним целым, т.е. сливаться между собой, но необходимо попытаться добиться эффекта единого контура.Точечная техника рисования

3. На следующем этапе нужно закрасить всевозможными точечками сектора данного круга, так, чтобы плотность в секторах была примерно равномерной, а они имели разнообразный оттенок. Так вы будете учиться закрашивать все плоское.Точечная техника рисования

4. Следующим заданием будет попытка превратить круг в шар. Это делается с  помощью плавных переходов тени и света. Это пригодится, когда вы будете рисовать губки, нос и все, что имеет хоть какие-то закругления.Точечная техника рисованияВсегда начинать необходимо с того, что нужно заполнять пространство, которое закрашиваем светлыми оттенками.5. И далее  постепенно его затемнять.Точечная техника рисования

6. И практически в конце необходимо довести его до необходимой черноты.Точечная техника рисования

7. Из круга сделайте «меховой» шарик. Понадобится этот прием в том случае, когда будете  вырисовывать кошке подбородок и края с волосками.Точечная техника рисования

8. Еще нужно не забыть потренироваться делать усики. Проводить их нужно одним движением, делать их уверенно и тонко.Точечная техника рисования9. Сначала попробуйте нарисовать их на отдельном листе, пока не добьетесь необходимого результата. При самых корнях усов, имеются пятна черного цвета. Поэтому эти места необходимо научиться делать белым цветом (смотреть левый ус на рисунке).Когда освоите все это, то намного легче и проще будет рисовать.

Нарисуем тигра.Возьмем набросок тигра, сделанный карандашом. Необходимо взять плакатное перо, оно немножечко толще.Зальем все черные места тушьюТочечная техника рисования

Точечная техника рисования

Когда высохнет тушь, начнется самая неприятная и нудная работа. Необходимо закрасить точками темные места на мордочке тигра самым тоненьким перышком, которое у вас имеется. Я обычно начинаю с языка и носа.Точечная техника рисования

Точечная техника рисования

Теперь  заканчиваем разговор о тигре, так как создание его может занять не один день, а тем более месяц. Техника рисования очень долгая, обычно в день я уделяю этому рисунку не очень много времени, потому что он довольно быстро может надоесть и таким образом можно его испортить. Поэтому я приведу пример несколько других примеров моих работ.Точечная техника рисования

Точечная техника рисования

Точечная техника рисования

Вот несколько фрагментов, чтобы лучше рассмотреть технику, при помощи которой я рисую.Точечная техника рисования

Точечная техника рисованияЖелаю вам удачи и, самое главное, большого терпения!!!!

risuem.net

Турецкий художник создает оригинальные картины с помощью миллионов точек

Искусство – это всегда талант, вдохновение, кропотливый труд и терпение. Художник, который создает свои творенья с помощью миллионов точек об этом знает наверняка. Одна из вещей, вызывающих восхищение многоточечными картинами, которые насчитывают в себе до миллиона точек - это эффект неожиданности. Когда смотришь на них вблизи, это похоже на цифровую технологию пикселей, а отойдя, видишь неповторимое произведение искусства.

Направление искусства – пуантилизм (от французского - «точка») зародилось еще в 1885 году. К нему обращались в своем творчестве многие импрессионисты и художники классики, которые отказавшись от обычного смешивания красок, точечно наносили на полотно мазки разных цветов, что в итоге создавало удивительный оптический эффект.  

Кропотливая работа над картиной

Современные художники разных стран также обращаются к пуантилистической манере живописи, но уже видоизмененной и авторской, используя при этом цифровые технологии. 

Шедевр пуантилизма от турецкого художника Чагатая Одабаша

Шедевр пуантилизма от турецкого художника Чагатая Одабаша

Работы турецкого художника Чагатая Одабаша, которые выглядят как широкоформатные плакаты к известным фильмам, впечатляют воздушностью, особой яркостью и неоднозначностью. По мере того как зрители подходят к ним ближе, они обнаруживают, что на самом деле картины состоят из сотен тысяч крошечных точек, дающих живописное изображение. 

Шедевр пуантилизма от турецкого художника Чагатая Одабаша

Шедевр пуантилизма от турецкого художника Чагатая Одабаша

Сам же 37-летний художник из Стамбула считает, что его искусство в большей степени зависит от двух самых любимых занятий: просмотра фильмов с его любимыми актерами и игры с кирпичиками конструктора LEGO.  

Шедевр пуантилизма от турецкого художника Чагатая Одабаша

Шедевр пуантилизма от турецкого художника Чагатая Одабаша

Свои творческие проекты художник начинает с того, что выбирает кадры фильма, которые хочет воссоздать на своей картине. Выбранное изображение, делит на части до тех пор, пока ячейки-"пиксели" не превратятся в крошечные точки, которым присваивается определенный цифровой код, чтобы не ошибиться во время нанесения краски. 

Крошечные цветные точки - составляющие элементы картин художника

Крошечные цветные точки - составляющие элементы картин художника

Картины мастера состоят из 150-200 тысяч крошечных цветных кругов, которые наносятся на полотно вручную в соответствии с кодовой системой, образуя мозаичное многоточие.

Крошечные цветные точки - составляющие элементы картин художника

Крошечные цветные точки - составляющие элементы картин художника

Весь процесс очень сложен и требует много времени, поэтому у художника есть целая команда помощников. Но даже при таком раскладе ему иногда приходится работать по 18 часов в сутки, не покидая свою художественную студию.Время работы над каждой из его картин занимает от 2 до 3 месяцев кропотливого труда. Но, согласитесь, это того стоит. 

Смотрите также

russiaartnews.com

Картины в точку | Страна Мастеров

 В избранных: 10В избранных: 10

Поделиться:

Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой.

Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 1

Детали по-ближе. Картина вся заполнена точками

Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 2 Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 3 Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 4 Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 5

Эту картину под стекло, рисовала очень долго (недели три) Фон картины- хамелеон, под разными углами меняет свой цвет, становится перламутровым, изумрудным, золотым. Так же на акварельной бумаге, размер 30х40 (А3) Рисовала акварелью и гелевыми ручками белого, черного, серебряного и золотого цветов.

Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 6

По-ближе, эта картина так же вся проработана точками.

Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 7

Портрет на юбилей. Размер А4 (стандартный альбомный лист) Рисовала на акварельной бумаге. Белый маркер, и гелевые ручки.

Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 8

Акварель в дуэте с гуашью, и разумеется гелевые ручки белый, черный цвет.

Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 9

По-ближе

Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 10 Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 11

Акварель, с ручкой и немного деталей.

Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 12 Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 13 Моя первая картина под стекло, размер 30 х 40 (А3) на акварельной бумаге. Рисовала акварелью, гелевыми ручками: черной, серебряной, белой. фото 14

Экспериментировала с акварелью и ручками от души! Спасибо большое за комментарии, и поддержку! ВЫ- НЕВЕРОЯТНЫ! Желаю вам Вдохновения и отличного Настроения^^

stranamasterov.ru

§ 4. Способы задания и определения элементов картины

Выбор формы и размера картины. При создании картины художник выбирает ее форму и размеры в зависимости от замысла, содержания сюжета и его целевого назначения. Картина может быть прямоугольной с различным соотношением высоты и ширины, квадратной, круглой, овальной и т. д. Круглую форму картины чаще всего используют в портретной и миниатюрной живописи. На картине, вытянутой по горизонтали, показывают обычно большую глубину пространства. Например, изображают панораму военных действий, пейзаж с бескрайними просторами, сюжетные многолюдные композиции, такие, как спортивные соревнования, праздничные события и др. Вертикальное положение прямоугольной картины определяется высокими объектами изображения на переднем плане или находящимися на небольшой глубине. Например, городской пейзаж с высокими зданиями, сельский - с большими деревьями на переднем плане, сюжетная композиция с изображением людей и охватом небольшого пространства. При рисовании с натуры выбор размера и положения листа бумаги или холста также зависит от содержания, величины и взаимного расположения объектов изображения* Например, при рисовании портрета, гипсовой головы, фигуры стоящего человека выбирают, как правило, вертикальное расположение листа. Если изображаемые объекты больше по ширине, то лист бумаги или холста располагают горизонтально. При рисовании с натуры необходимо находиться от нее на таком расстоянии, чтобы весь объект изображения был в поле зрения человека (о поле зрения будет сказано ниже).

Выбор положения линии горизонта. Выбрав форму, размеры и положение картины, нужно правильно задать (или определить) ее элементы: линию горизонта, главную точку и дистанционное расстояние.

'' 

Создавая картину, художник в зависимости от творческого замысла выбирает положение линии горизонта и высоту точки зрения. Линия горизонта на картине может быть высокой (рис. 6, а), средней (рис. 6, б), низкой (рис. 6, в). Принято считать ее высокой, если она выше середины картины, и низкой, если она находится ниже ее середины. Заметим, что на рисунке 6 показано разное положение линии горизонта в зависимости от изменения высоты точки зрения. Но масштаб изображения на картине во всех случаях остался неизменным, так как ширина дороги (5 м) на основании картины по величине одинаковая. Высокий горизонт выбирают, как правило, в пейзаже для показа необъятных просторов полей, лесных массивов, речных далей, при изображении интерьера с видимой поверхностью паркетного пола и стоящих на нем предметов, в сюжетных картинах с охватом большой глубины пространства и др. Низкий горизонт используют для показа большой части неба в пейзаже, расписных потолков, карнизов и стен интерьеров, для придания монументальности сюжетной композиции при близком расположении каких-либо объектов (людей, зданий, деревьев и др.). Известно, что расстояние от основания картины до линии горизонта определяет высоту точки зрения, т. е. положение зрителя относительно предметной плоскости. Однако, меняя на картине положение линии горизонта, можно сохранить неизменной высоту точки зрения. Изменяться при этом будет только масштаб картины. Это обстоятельство можно пояснить следующим примером. На рисунке 7 один и тот же индустриальный пейзаж ограничен тремя рамками картины одинакового размера, но с разным положением линии горизонта. На первой картине (рамка задана штрихами) высокий горизонт. Большое пространство поверхности земли с идущей по диагонали дорогой, дымящиеся трубы и силуэты кранов стройки на фоне узкой полосы неба неудачно смотрятся при высоком горизонте. На второй картине (рамка задана точками) средний горизонт. При таком его положении уменьшилась поверхность земли и увеличилось пространство неба, подчеркнуты простор стройки и очертание облаков.

Рис. 7

На третьей картине (рамка задана сплошной линией) низкий горизонт, благодаря чему усилился силуэт стройки и увеличилось воздушное пространство широкой полосой неба. Таким образом, при различном положении линии горизонта на картине высота точки зрения осталась неизменной. В данном примере расстояние от линии горизонта до основания картины, соответствующее высоте точки зрения, в каждом из трех положений выбрано равным ширине дороги (величина а равна расстоянию от основания картины до горизонта в первой картине, величина б - во второй, величина в - в третьей). Однако масштаб картины изменился, так как величины а, б и в разные при одинаковой ширине дороги в натуре. На рисунке 8 даны два положения картины с изображением натюрморта. На горизонтальной картине линия горизонта почти совпадает с верхним ее краем. На вертикальной - положение линии горизонта несколько ниже. Вместе с тем высота точки зрения не менялась, так как рисующий находился на том же месте и сохранялось положение предметов относительно него, а следовательно, и линии горизонта. Таким образом, композиция с высоким горизонтом а сочетании с более возвышенным местом положения зрителя (рисующего) относительно предметной плоскости усиливает эффект глубины изображаемого пространства и его многоплановости. При рисовании с натуры известен практический прием использования видоискателя для определения положения листа бумаги,

Рис. 8 Рис. 9

правильного расположения на нем изображаемых объектов и задания высоты линии горизонта. В куске плотной бумаги (или картона) вырезают прямоугольник с пропорциональными сторонами листа, выбранного для рисования. Держа в руках и направляя видоискатель на изображаемый объект, при этом все время приближая и удаляя его, рисующий фиксирует через прямоугольное отверстие наиболее правильное композиционное размещение предметов на горизонтальном или вертикальном положении листа с учетом высоты линии горизонта. При рисовании с натуры очень важно уметь определять линию горизонта относительно изображаемых предметов и задавать ее положение на картине. На открытом месте линия горизонта четко видна как граница между небом и видимой частью земли. Если она закрыта различными сооружениями, холмами или деревьями, тогда ее легко находят с помощью стакана (или банки) с водой, который поднимают так, чтобы уровень воды стал виден как прямая линия. Этот же прием используют в помещении при рисовании с натуры. Выбор положения главной точки картины. Она задается, как правило, на середине линии горизонта или в средней трети ее части. Иногда, для того чтобы подчеркнуть смысловое содержание картины, главную точку смещают от середины. Например, в картине П. А. Федотова "Сватовство майора" она значительно смещена влево. Если в интерьере надо развернуть левую стену, то главную точку смещают вправо. При задании главной точки надо стремиться к тому, чтобы изображаемые предметы были хорошо видны, а их форма четко выявлялась. При рисовании с натуры, установив место положения линии горизонта относительно предметов, надо определить на ней главную точку картины. Для этого направляют карандаш острием к воображаемой линии горизонта и располагают его так, чтобы была видна только торцевая часть. Выбор дистанционного расстояния. В процессе создания картины особое значение для получения перспективного изображения, соответствующего зрительному восприятию человека, имеет правильный выбор дистанционного расстояния. Во многом это зависит от физиологического строения глаза, процесса восприятия окружающего мира и отображения в сознании человека образов. Глаз человека является основным органом, участвующим в зрительном восприятии реального мира и в построении перспективного изображения на картине. Он имеет сложное строение. Процесс восприятия предмета можно представить следующим образом (рис. 9). Лучи, отраженные от всех точек предмета, попадают на внутреннюю, чувствительную к свету сетчатку глаза и проходят через общую точку S - оптический центр. На сетчатке получается перевернутое изображение предмета за счет раздражения светочувствительных клеток. Эти раздражения передаются по глазному нерву в головной мозг, который синтезирует в нашем сознании реально существующий образ предмета. При рассматривании предметов (без движения головой) глаз охватывает пространство, ограниченное лучевым конусом зрения, вершина которого находится в оптическом центре хрусталика. Конус зрения, пересекаясь с плоскостью картины, расположенной перпендикулярно к оптической оси, определяет фигуру сечения, ограниченную эллипсообразной линией, которую называют полем зрения (рис. 10). Если через оптическую ось провести вертикальную и горизонтальную плоскости, то крайние лучи зрения образуют соответственно углы 110° и 140°. При этом с учетом строения глаза верхний луч с оптической осью составит 45°, нижний - 65°, а два боковых луча - по 70°. На рисунке 10 дан чертеж в трех проекциях конуса и поля зрения. Заметим, что в пределах поля зрения достаточно четко видна лишь небольшая его часть в виде чуть сплюснутого круга с центром в точке пересечения главного луча с картиной. Этот круг определяет поле ясного зрения, а лучи, направленные к точкам этого круга, образуют конус ясного зрения.

Рис. 10

На основе исследований физиологов и психологов доказано, что четкое восприятие (видимость) предметов глазом человека возможно

при угле ясного зрения в пределах 28...37°, а умеренная видимость - при угле зрения до 53°. Из схемы на рисунке 11 видно, что с увеличением угла зрения уменьшается зрительное (дистанционное) расстояние при рассматривании одного и того же предмета. Если за постоянную единицу измерения принять диаметр основания конуса ясного зрения, то установится следующая зависимость:

Рис. 11 Следует иметь в виду, что изображаемые объекты выглядят по-разному в зависимости от того, с какого расстояния на них смотрит зритель. На рисунке 12, о-е даны изображения одной и той же комнаты (передняя стена которой условно снята) с квадратным полом, с неизменным положением линии горизонта, главной точки и фигур людей. Однако зрительное впечатление от всех изображений неодинаковое, поскольку дистанционное расстояние взято во всех случаях разное. На рисунке 12, а комната кажется очень глубокой, и трудно представить, что пол в ней квадратный, как и плиты у краев основания картины. Боковые стены выглядят чересчур длинными, человеческие фигуры воспринимаются разными по высоте, а расстояние между ними кажется очень большим. На рисунке 12, б значительно уменьшилась глубина комнаты, но пол кажется все еще прямоугольным, нет резкого сокращения фигур по мере их удаления, на переднем плане квадратные плиты кажутся вывернутыми. На рисунке 12, в, г изображения комнаты, дверного и оконного проемов, а также фигур людей уравновешены. Они в большей степени соответствуют зрительному впечатлению, возникающему при рассматривании натурного пространства. На рисунке 12, д, е при большом увеличении дистанционного расстояния (удалении зрителя от картинной плоскости) глубина комнаты слабо выражена. Боковые стены, оконный и дверной проемы кажутся чрезмерно узкими, а фронтальная стена выглядит

Рис. 12

почти неудаленной. Фигуры людей, расположенные на разной глубине, имеют почти одинаковую высоту, а все изображение кажется плоским. Из этого примера можно сделать вывод, что при изображении на картине надо избегать слишком близкого или далекого расположения точки зрения. Первый и последний рисунки вызывают большое сомнение в правильности изображения комнаты, хотя перспективные построения в каждом случае выполнены с соблюдением всех правил. Для получения на картине достоверного зрительного образа следует правильно выбирать дистанционное расстояние. Так, например, рисуя жанровую картину в интерьере, нужно брать зрительное расстояние равным примерно 1,5 диаметра поля ясного зрения, чтобы зритель, рассматривающий ее, как бы стал участником изображаемого действия и находился в этой комнате. При увеличении зрительного расстояния до 2 диаметров основания конуса ясного зрения зритель будет воспринимать сюжетное действие как бы со стороны. Объекты, изображенные при зрительном расстоянии, равном более 2,5 диаметра, становятся значительно удаленными и при низком горизонте сливаются и воспринимаются плоскими. Следует иметь в виду, что при выборе очень малого допустимого зрительного расстояния (менее 1 диаметра) все предметы у края картины примут искаженную форму и их изображения не будут соответствовать правильному зрительному впечатлению. Чтобы перспективное изображение соответствовало наилучшему зрительному восприятию, вся картина должна находиться в пределах поля ясного зрения. Величина угла ясного зрения при этом должна быть в пределах 37...28°, что соответствует 1,5...2 диаметрам основания конуса ясного зрения. Отсюда нужно уметь правильно определять в соответствии с заданными элементами картины величину поля и угла ясного зрения, а следовательно, и дистанционное расстояние. На рисунке 13, а заданы картина и ее элементы (/г/г, Р, PD). Требуется определить поле и величину угла ясного зрения. Их строят следующим способом. Из главной точки радиусом, равным расстоянию от нее до наиболее удаленного угла картины, проводят окружность - поле ясного зрения. Соединив концы вертикального диаметра окружности с дистанционной точкой, определяют при ней натуральную величину угла ясного зрения (а).

Рис. 13

На рисунке 13, б заданы картина и ее элементы (/г/г, Р, а=40°). Требуется определить положение дистанционной точки. Вначале из главной точки радиусом до наиболее удаленного угла картины проводят окружность - поле ясного зрения. Затем через верхний (или нижний) конец вертикального диаметра проводят прямую параллельно линии горизонта и к ней строят угол 20°. Продолжив сторону угла до пересечения с линией горизонта, определяют положение дистанционной точки, которую соединяют с нижним концом вертикального диаметра. При дистанционной точке эти прямые образуют угол ясного зрения, который соответствует заданному, т. е. 40°. Заметим, что диаметр поля ясного зрения будет равен диагонали картины, если линия горизонта проходит по ее середине, а главная точка совпадает с ее геометрическим, центром. Как правило, на практике художники для определения дистанционного расстояния используют диагональ картины даже при смещенном положении главной точки от ее центра. Эта погрешность допустима, поскольку расхождение этих величин бывает невелико. На рисунке 13, в заданы картина и ее элементы (hh, P, PD). Требуется определить поле и величину угла ясного зрения практическим способом. На картине проводят диагональ и строят к ней серединный перпендикуляр, равный по величине дистанционному расстоянию (PD). Прямые, соединяющие концы диагонали и совмещенную точку зрения (S), перенесенную на перпендикуляр, образуют при ней угол ясного зрения (53 ). В данном примере дистанционное рас-, стояние равно диагонали картины. При рисовании с натуры важно также правильно определять расстояние от зрителя до изображаемых предметов или объектов, знать, как и где сесть рисующему, чтобы предметы попали в поле ясного зрения. При рисовании с натуры, например, фигуры человека достаточно отойти на расстояние, равное двум величинам его роста. При рисовании с натуры натюрморта поле ясного зрения, в которое должны попасть изображаемые объекты, определяют практическим приемом. На вытянутой руке раздвигают крайние пальцы (большой и мизинец), и расстояние между их концами определит радиус основания круга, соответствующего полю ясного зрения. При этом конец одного пальца должен совпадать с центром этого круга, т. е. с главной точкой картины. Таким образом, правильный выбор (или задание) элементов картины при рисовании способствует такому восприятию перспективного изображения объектов, которое наиболее близко зрительному восприятию. Некоторые отклонения в наглядности перспективных изображений и их причины. Очень часто изображения, построенные по правилам и законам перспективы, не создают в полной мере точного и ясного представления о предметах и не соответствуют зрительному восприятию их в натуре. Это явление естественное, и оно может иметь место по целому ряду причин. Назовем некоторые из них. Очертание картины и построенные на ней изображения по законам перспективы оказались за пределами поля ясного зрения человека, так как неточно было задано или определено дистанционное расстояние. Из ранее сказанного известно, что отображенный предмет на сетчатке глаза получается на сферической поверхности, тогда как в линейной перспективе изображения строят на плоскости. Поэтому полученный образ предмета и изображение его на картине несколько различаются. Известно, что восприятие человеком окружающего мира осуществляется двумя глазами, т.е. бинокулярным зрительным аппаратом, хотя получается один зрительный образ. В перспективе предполагается одна точка зрения, один глаз, т.е. монокулярное зрение. Практически можно убедиться в этом, если рассматривать, например, толстую пластину с близкого расстояния, расположив ее между глазами. Тогда одновременно можно увидеть две противоположные вертикальные ее грани. Поэтому при бинокулярном зрении возникает эффект обратной перспективы, если предмет слишком близко расположен и имеет резкое искажение. При отдалении предмета (пластины) различие в восприятии правым и левым глазом постепенно уменьшается. На большом допустимом расстоянии это различие станет незначительным и зрительное восприятие предмета будет приближаться к перспективному изображению. Восприятие двумя глазами условно соответствует восприятию одним воображаемым глазом, помещенным в середине между ними, и называется циклопическим. Таким образом, чтобы избежать перспективных искажений, в практике художников, архитекторов, дизайнеров делается соответствующая корректировка, которая устраняет это несоответствие и приближает изображения, построенные на картине, к зрительному восприятию натуры. Часто в картинах великих мастеров наблюдаются умышленные отступления от правил и законов линейной перспективы. Они вызваны необходимостью подчеркнуть замысел художника, раскрыть сюжет картины в определенном аспекте, сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, усилить зрительное впечатление.

Вопросы и упражнения для самоконтроля

1. Какие художники до XVIII в., по вашему мнению, внесли существенный вклад в развитие перспективы? Дайте обоснование вашему суждению. 2. Кто из русских художников-педагогов придавал большое значение изучению перспективы? 3. Что такое перспектива? Дайте определение понятию "перспектива". 4. Какие виды перспективы применяют в настоящее время в практике изобрази тельного искусства? В чем их сущность? 5. В чем заключается сущность метода центрального проецирования? 6. Назовите элементы проецирующего аппарата. 7. Назовите элементы картины. Как они связаны с элементами проецирующего аппарата? 8. Как задают элементы картины при создании композиции? Как определяют и задают элементы картины при рисовании с натуры? 9. Что такое поле зрения человека и как его определяют?

10. Что такое поле и угол ясного зрения? 11. Определите угол ясного зрения, если диаметр поля ясного зрения 40 мм, а дистанционное расстояние 60 мм. Определите дистанционное расстояние, если диаметр поля ясного зрения 50 мм,

studfiles.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта