Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Ермак картина
Картина "Покорение Сибири Ермаком" Сурикова :: SYL.ru
Картина Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" - один ярчайших шедевров русской живописи XIX века. Она входит в собрание знаменитых полотен русских авторов, посвященных событиям русской истории.
Василий Суриков и его картины
Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» - представитель старинного казачьего рода, издревле проживавшего на землях Придонья. Известно, что предок Василия Ивановича Сурикова в XVI веке ушел с Дона с дружиной Ермака и воевал на Иртыше с ханом Кучумом. Позже предки Сурикова обосновались на сибирских землях у Енисея. Сам В. И. Суриков говорил, что «идеалы исторических типов» Сибирь воспитала в нем с детства.
Картины Сурикова, в том числе и «Покорение Сибири Ермаком», полны патриотизма, глубокого национализма, высокой гражданственности. Автор мастерски воссоздал сибирские пейзажи. Внимательно относился к мельчайшим деталям, подчас достигая археологической точности. Пытливо изучал многочисленные исторические источники.
Именно поэтому образ эпохи, воссозданный им в полотнах, так ярок и близок к реальности. Василий Суриков – мастер демократического реализма. Он полагал, что только через понимание истории своей страны возможно осознать ее настоящее. Яркий пример - его картина "Покорение Сибири Ермаком".
Сюжет и история
В основу сюжета картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» легли подлинные факты русской истории. Иван Грозный присоединил к Руси Астраханское и Казанское княжества, а также Поволжье. В 1555 году ему подчинился сибирский хан Едигер на условиях выплаты небольшой дани. Она состояла из шкурок соболей и белок, в избытке водившихся в сибирских лесах.
В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.
Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.
Преимуществом русского войска в борьбе с ханскими войсками было владение огнестрельным оружием. Но завоеванием Кашлыка не закончилось противостояние с Кучумом, сбежавшим на юг и собравшим новое войско. Тем временем ряды зимовавшего в Сибирской столице отряда Ермака редели. И когда летом 1584 года вновь набранное войско Кучума осадило Кашлык, Ермак был вынужден покинуть город.
По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.
Краткое описание картины В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком"
Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, - красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.
Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске. Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое. Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.
Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.
Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине "Покорение Сибири Ермаком" хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.
Общие сведения
Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная автором в 1895 году, создавалась около четырех лет. Полотно имеет не очень большие размеры - 285 х 599 см, написано маслом на холсте. Является одной из жемчужин коллекции произведений живописи XIX века Государственного русского музея Санкт-Петербурга (Инженерная ул., 4).
www.syl.ru
Эта слава не оскудеет в веках. Картина «Покорение Сибири Ермаком»
Покорение, завоевание, присоединение Сибири – что это было? Была экспансия или все проходило относительно мирно? Споры в среде ученых-историков не утихают.
Продвижение русских на Восток
Оно включало постепенное покорение территорий до Тихого океана и Камчатки. Поход Ермака в Сибирь – это частный эпизод. При этом русских местное население называло казаками. Самое сильное сопротивление оказало Сибирское ханство и племена хантов. Об этом расскажет картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
Строгановы пригласили небольшой отряд Ермака на Каму для защиты своих владений от нападений вогулов и остряков. Произошло несколько сражений по мере продвижения отряда на Восток, за Урал. Осенью примерно в 1581 году хан Кучум собрал войско, состоявшее из разных сибирских племен. Их набралось почти пятнадцать тысяч человек. Отряд Ермака был значительно меньше, но часть войск хана бросила его, и он проиграл это сражение. Именно эту стычку при слиянии Тобола и Иртыша изображает картина «Покорение Сибири Ермаком».
Работа над этюдами и композицией
Мысль написать историческое полотно пришла В. Сурикову, когда он находился на родине в Красноярске в 1891 г. Он много работал в Сибири, создавая эскизы и подыскивая типажи.
Работа велась на Оби и в Хакассии. Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. Если внимательно вглядеться, то будет явно виден треугольник, созданный из отряда Ермака, который острым клином врезается в кишащую массу войск хана. Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком». На берегах Оби сначала был нарисован пейзаж без людей, который позже, найдя типажи, Суриков заполнит массой войск. Вот как выглядел первоначально пустынный берег.
Это потом будет картина «Покорение Сибири Ермаком». Кроме этого, живописец тщательно работал как этнограф, создавая подлинные предметы давнего быта на полотне: щиты, луки, шлемы, кольчуги, одежду, лодки и струги. Все это послужило для создания исторически верной атмосферы на полотне. Очень долго художник искал будущий образ Ермака. Нашел его на Дону, как, впрочем, и казаков.
Недаром работа велась четыре года. Суриков изучил исторические записи, песни о Ермаке. Все вместе взятое сложилось в батальное произведение, известное как картина «Покорение Сибири Ермаком».
Противоборство
Слева находится небольшой русский отряд. Все воины плотно слиты, они объединены одной идеей, волей к победе. Выражение их лиц не дает возможности усомниться в их отваге. Один из бойцов выскочил из лодки и стоит в холодной мутной глинистой воде. Он стреляет, но если откажет ружье, у него есть сабля, сломается она, тогда пригодится топор, который он заткнул за пояс.
Фигура Ермака (картина «Покорение Сибири Ермаком») центральная. Она выделена движением руки атамана казаков, которая дает направление его маленькому отряду. Идет самый разгар битвы. Но враги, это видно на заднем плане, уже не выдерживают напряжения и готовы отступать, даже видны их спины. Кое-кто уже повернул назад. Еще немного - и исход боя будет решен.
Колорит
Замечательный сдержанный колорит выбрал Суриков. «Покорение Сибири Ермаком» (картина) не блистает яркими красками, но переливается изумляющей игрой оттенков и письма. Художник вник в жизнь каждого персонажа, в каждую складку его костюма, в блеск стали на стволах, мечах и стрелах. Все выдержано в золотисто-коричневой гамме, но картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» сумрачна и тяжела. Темен суровый пейзаж Сибири осенним днем. Тяжело катит глинистые бурые воды река. Давит серое небо на уже бегущих всадников. Но невозможно не заметить единственную фигуру казака, которую автор картины «Покорение Сибири Ермаком» выделил красной киноварью. Мерцают отсветы выстрелов, облачка дыма от них. Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно.
Наступление, преодоление препятствий, победу – все показал Суриков в своем полотне. Действие происходит в Сибири, но оно касается России, потому что татарский хан Кучум уже подошел к Уралу и начал угрожать Поволжью. Для самого художника тема была близка потому, что его предки пришли в Сибирь и были основателями Красноярска. Так возрождается в творчестве художника прошлое. Оно становится частью настоящего, не музейного, но живого.
fb.ru
Портреты Ермака | Туризм на Урале: походы, маршруты, альпинизм, рыбалка
Подлинных портретов Ермака нет, они не были написаны при его жизни.
Но в XVII, XVIII и в первой половине XIX столетий художники не раз пытались создать образ народного героя по рассказам, преданиям, легендам.
Некоторые из портретов дошли до нашего времени и хранятся в музеях. Известны гравированные портреты русских мастеров на иностранный образец. На них Ермак похож па упитанного малоподвижного купца. Одет он в кафтан, на голове широкополая шляпа, в руках трость.Можно предположить, что художник — иностранец писал портрет с какого — то немецкого бюргера.
Известный русский художник Карл Брюллов изобразил Ермака в военных доспехах, закованным в латы.
Живого лица не получилось, хотя художнику удалось передать богатырскую мощь героя.
Одно изображение Ермака писал казанский профессор А. М. Миронов.
На одной картине представлена фигура в профиль, изображающая не атамана казаков, а скорее тип французского рабочего, с непокрытою головой, начёсанными на лоб волосами, крупным римским носом, короткой французской бородкой и усами. На нём рабочая куртка с открытым воротом. Под нею рубашка, рабочие штаны, локтем левой руки он опирается на большой камень в виде разбитой колонны, а правой рукой держит большое знамя с надписью «Сибирь. 1578». Надпись на камне гласит: «Александр, принц Белосельский». Эта гравюра явно польского происхождения.
Портрет Ермака
В Ремезовской летописи, составленной в г. Тобольске, записано:
«Ермак вельми мужествен, и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, вельми черн брадою, и власы прекудрявы, возрастом средний, плоск и плечист».
Сохранился ряд портретов Ермака Тимофеевича, которые хотя и созданы вымыслом, но как — то соответствуют этому летописному свидетельству.
В Казани, в Государственном музее Татарии, среди экспонатов, отображающих русское искусство XVIII века, есть редкая парсуна (старинный портрет) Ермака на полотне восьмиугольной формы.
В том же музее находится и ещё один его портрет. На небольшом квадрате железа нарисован казак с жёлтым лицом и с приплюснутым шлемом на голове.
На эти изображения Ермака похож и портрет, хранящийся в Свердловском областном краеведческом музее. Он тоже на железе, и предполагают, что все они по одному образцу: казанский портрет Ермака поступил в музей в 1920 году из коллекции купцов Рябушинских, возможно, из Тобольска, где была развита живопись по железу.
Кто же был автором портретов Ермака на железе?
Предполагают, что казанский портрет на железе написан во второй половине XVII столетия. Рисовали его или Иван Безмин, или Дорофей Ермолин. Оба этих русских живописца были учениками художника — голландца Вухтерса, работавшего с 1667 года несколько лет в Москве.
Под влиянием казанского портрета, возможно, и создан неизвестным художником портрет из Екатеринбурга.
Портрет Ермака Тимофеевича
Туринский художник Б. Неймышев, также изображал образ Ермака на своих исторических картинах покорения Урала. Но образ Ермака на них очень идеализирован. Красавец, богатырь, наш современник.
А может действительно Ермак таким и был?!
krayural.ru
Покорение Сибири Ермаком Суриков Картина
Живопись русских художников Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло, размер картины 285 × 599 см. Едва завершив «Взятие снежного городка», Суриков начал работу над грандиозным полотном «Покорение Сибири Ермаком». Эта тема не могла не волновать человека, предки которого пришли в Сибирь вместе со знаменитым атаманом. С детства он слышал предания и рассказы о Ермаке и его доблестных сподвижниках, которые смогли победить несметную армию хана Кучума.
В сборе материалов помогли и ранние акварели, написанные в Минусинских степях, и личный опыт кулачных боев «стенка на стенку». Василий Иванович колесил по всему краю, заезжая в самые дальние села в поиске типов татар, остяков, вогулов, жизнь и быт которых почти не изменились с XVI века. Побывал он и на Дону — родине своих далеких предков, чтобы зарисовать характерные черты донских казаков еще без примеси разноплеменной сибирской крови. Каждый сантиметр огромной картины впитал в себя историческую достоверность, каждая ее деталь, будь то элемент одежды воинов хана Кучума, наконечники и оперение их стрел, пищали и казацкие сабли ермаковцев, лодки и весла обеих армий — все добывалось в долгих поисках по всей необъятной стране.
Полотно поражает масштабностью и величием изображенного исторического события. Композиция выстроена таким образом, что зрители смотрят на ханское войско со стороны казаков, словно плывут в соседней лодке. Прямо перед глазами, почти переплескиваясь через раму, кипит серо-бурой зыбью Иртыш. Мы становимся невольными участниками битвы под древним знаменем, с которым еще Дмитрий Донской ходил на Мамая, и удивительным образом сливаемся в едином порыве с ермаковцами. Очевидно, что сила на стороне Ермака и его рати. Воины хана (на правой стороне), несмотря на многочисленность, шаманские пляски, призывающие на помощь богов, и натянутые луки, выглядят беспомощными и побежденными. Их лица почти парализованы растерянностью перед напором казаков и страхом при виде огнестрельного оружия.
Создавая эту большую горизонтальную картину, Суриков впервые получил возможность работать в мастерской, расположенной в одной из башен Исторического музея. Все предыдущие писались им дома, где из-за тесноты художник порой с трудом мог разглядеть их полностью. Для этого приходилось отходить к дальней стене прихожей и смотреть сквозь открытые двустворчатые двери. Теперь же закончить картину «Покорение Сибири Ермаком» в доме оказалось совершенно невозможно: некуда было отойти, чтобы на расстоянии проверить верность цвета и композиции.
Хмурым холодным утром начала февраля 1895 года Василий Иванович следил, как свернутую картину заколачивают в ящик, чтобы отправить в Петербург на Двадцать третью выставку передвижников. Странное гнетущее беспокойство не покидало мастера, и он не мог понять его причины... В те же дни, 6 февраля, в далеком Красноярске заколачивали гроб с телом его матери Прасковьи Федоровны, о чем художник узнал только спустя три недели.
За день до открытия выставки передвижников ее посетил царь Николай II с царицей. Венценосная чета приобрела новую работу Сурикова за сорок тысяч рублей. В это время как раз праздновались трехсотлетие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, так что Василий Иванович случайно «попал в точку», оказавшись в неловкой для себя роли «официального» живописца. Совет Академии 20 марта 1895 года присудил Сурикову звание академика.Далее →
smallbay.ru
Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»
Эта картина далась автору непросто, он писал ее года четыре. Закончил над ней работу только в 1895 году. Ведь он совсем не случайно решил написать именно эту картину, потому, что очень значимым оказалось для России освобождение от татарского хана. Помимо этого, сам автор был рожден на Сибири, поэтому испытывал глубокие чувства к своей Родине.
На полотне картины изображено сражение отряда отважного Ермака с кучумовцами. Четко видно, что русские берут «верх». Сам же герой никак не выделен художником, как бы сообщая о том, что полководец не слишком-то и выделял себя из отрядов своих воинов. Единственное, что выдало нам атамана, это его рука, точнее жест, который твердо и решительно направляет свои войска на битву и в атаку.
Лица казаков наоборот выражают бурю различных эмоций – несокрушимые воля и стремление к победе и свободе. Не важно, что битва только в разгаре, но уже четко видно, как и чем закончится сражение. Поверженные, полчища татар в панике бегут с поля битвы.
Не без скрытого умысла выбран для борьбы и мрачный пейзаж – осеннее небо в серых тонах, быстрые воды реки также не прозрачны, берег реки скользок и глинист. Глядя на это пасмурное изображение реального сражения, невольно становишься его участником, наблюдателем, болельщиком…
Отчетливыми остаются лишь блестящие стволы орудий и вспышки выстрелов вздымаются над полем битвы розовыми облачками. Особое место определено и для пятна крови. Алое пятно досталось именно казаку, как признак преданности и самопожертвования во имя Родины и чести.
Даже простой зритель, не искушенный искусством, найдет в этой картине массу чувств и переживаний, станет лучше принимать, понимать и воспринимать русскую культуру, задумается над тем, за что сражались наши предки и каких целей добивались.
Полотно «дышит» войной, всепоглощающей битвой, в которой нет ни победителей, ни побежденных. Но все равно становится понятно, что кровопролития не удалось бы избежать. Поэтому и спасителем для народа стала именно она – омывающая кровью и поливающая слезами война.
Данная картина один из великих памятников российской истории, который сохранил в себе воспоминания людей, которые нам об этом событии никогда не расскажут.
opisanie-kartin.com
Суриков В.И. Покорение Сибири Ермаком. Описание картины.. Художники-передвижники
1895 г. Масло, холст. 285 x 599 см Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Описание картины Сурикова В.И. «Покорение Сибири Ермаком»
На картине изображена многолюдная эпическая сцена экспансии России в Сибири. Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом. В 1581 году войско из более 1,5 тыс. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве. На картине изображена кульминация битвы – обстрел из пушек и пищалей татарского войска и ответные действия татар – стрельба из луков. Сражение происходит посредине реки, которая видна только на переднем плане, а дальше скрыта под человеческими массами. Именно реки служили в те давние времена в неосвоенной Сибири основными ориентирами и своего рода дорогами.
Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно. Картина условно разделена на 2 части: слева – казаки, справа – татары. С характерным для Сурикова правдивым историзмом переданы одежды воинов, их атрибуты – лодки, оружие, знамена. Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски. Даже лица и позы воинов передают ощущения силы/бессилия. Казаки изображены уверенными в себе, напористыми, их позы выдают стремление идти до конца, тогда как татары выглядят беспомощными и побежденными, на их лицах если не паника, то тревога.
Картина была показана на 23 выставке Общества передвижников и оказалась неожиданно актуальной: как раз в это время праздновалось открытие Транссибирской железной дороги и 300-летие покорения Сибири. Картину приобрел царь Николай II, и за нее Совет Академии Художеств присвоил Сурикову звание академика.
Лучшие картины Сурикова В.И.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Картина Покорение сибири Ермаком Суриков В. 1895 г Описание картины
Картина Покорение Сибири Ермаком 1895 год. Суриков будучи сам родом из Сибири, очень страстно уважал свою родину, художник отличался от многих других художников некой закрытостью духа и обладал крепким сибирским характером и вполне вероятно далекие предки возможно тоже были казаками. Он любил свою родину и казаков и их обычаи и изучал прошлое Сибири и исторические эпизоды русской истории происходившие в далеком таежном крае.
В картине Покорение Сибири Ермаком Суриков стремился показать непоколебимый характер казаков в битве с татарами под руководством хана Кучума.
Перед зрителем на полотне представлены две враждующие стороны готовые биться на смерть, картина насыщена движением масс враждующего народа, С левого фланга картины разношерстно разодетые донские казаки с христианскими православными флагами и регалиями, часть казаков по своему статусу хорошо экипирована, защищенные от стрел, мечей и копий нательными куяками и юшманами, дополняют эту экипировку блестящие металлические шлемы, многие русские воины из палят из ружей, матерятся с озлоблением глядят в сторону противника. Среди них атаман Ермак повелительным жестом руки указывает казакам расположение на верху прибрежного косогора наблюдающего за битвой хана Кучума с его князьями.
Напротив русских казаков, полчища не менее отважных и хитрых татар держащих круглые щиты с ихними эмблемами, вооруженные татарскими изогнутыми мечами, метко стреляющие из своих луков, их стрелы летят на казачков и не долетая падают в воду втыкаясь в дно реки еще секунда и кому то из казаков вопьется татарская стрела, слышны душераздирающие крики и стоны.
В этой битве Ермак придумал план победы, и надеялся, что он обязательно сработает ведь казаков по численности было намного меньше и только великой хитростью атамана можно было предрешить исход событий данной битвы. Собственно все так и вышло Ермак вошел в историю России, как победитель и покоритель необъятной Сибири.
В честь данного события царь Иван Грозный простил Ермаку все прошлые грехи, и принял его очень ласково, за Сибирь многих казаков наградил и дал в подмогу дополнительно 300 воинов во главе с князем Семеном Болховским, правда помощь эта была не совсем своевременна.
Татары хитростью и обманом выманивали атаманов со товарищами и убивали и брали в плен. Сам Ермак возвращавшийся из разведки останавливался для ночевки на одном из островов реки Иртыш, но его нахождение было известно татарам по тайному донесению. И когда ночью татары неожиданно напали на пристанище Ермака, он пытался бежать, прыгнул в реку, но неудачно и под весом тяжелой брони не смог плыть и утонул
Работать над детализированной картиной Покорение Сибири Ермаком Сурикову пришлось много, им написано много характерных образов героев произведения, казаков, татаров, остяков, множество этюдов, выискивал различные ружья, щиты, луки со стрелами, кольчуги со шлемами, православные штандарты, одежду татар, лодки и многочисленные детали необходимые к картине, делал зарисовки в разных композициях и решал какие использовать потом в работе, в которой Суриков чрезвычайно глубоко продемонстрировал эпизод тех массовых и трагических событий в истории России.
Картина была продемонстрирована на передвижной выставке в 1895 году получила много различных положительных откликов общественности, картина была по нраву и царской чете, которые тоже ценили те исторические события и готовились к трехсотлетнему юбилею покорения Сибири, соответственно царем работа была выкуплена за 40 тысяч рублей, в этом же году академии художеств Василию Сурикову за данное произведение было присвоено почетное звание академика.
Сегодня картина Сурикова Покорение Сибири Ермаком находится в Русском музее в Санкт Петербурге, ее размер 285 см на 599 см
www.art-portrets.ru