Заяц (рисунок). Картина дюрера заяц
*Заяц Дюрера* - luv_vie
Среди шедевров мирового искусства акварель "Заяц" Альбрехта Дюрера примечательна своей скромностью: небольшой размер, сдержанные цвета, немудреная композиция, незначительный сюжет. Если вспомнить прочие "натурные штудии" того же Дюрера, этот зайчишка далеко не так занимателен, как увенчанный рогами олень, сова с огромными глазами, мертвая птица с радужным оперением, экзотический гигант-носорог, клыкастый морж. И все же именно "Заяц" по сей день бьет рекорды популярности не только среди работ Дюрера, но и среди произведений европейского искусства вообще. Чем вот уже пять столетий пленяет нас эта акварель?
Альбрехт Дюрер. Голова оленя. 1503
Прежде всего, познакомимся с "портретируемым". Это самый обычный заяц (Lepus europaeus), по-русски его называют русаком, по-немецки - Feldhase (полевой заяц) из-за приверженности зверька к открытым пространствам. Оригинальное название акварели Дюрера " Feldhase" (или "Junger Hase" – "Зайчонок"), однако чаще эту работу именуют "Заяц Дюрера" – "Dürer-Hase". Причем слово "Заяц" следовало бы писать с заглавной буквы на всех языках, а не только на немецком, как того требует грамматика.
Альбрехт Дюрер. Голова моржа. 1521
Зайцы-русаки и ныне в изобилии обитают в Германии, а уж 500 лет назад встретить зайца было самым обычным делом. У нас нет оснований не доверять преданию о том, что Дюрер, который любил гулять в окрестностях Нюрнберга, нашел больного зайчика (по одной из версий, спас от наводнения), принес домой, выходил и изобразил на листе бумаги. Можно с уверенностью добавить, что акварель создана летом, о чем свидетельствует бурая шубка "модели" – зимой мех русака гораздо светлее. Как свидетельство того, что Дюрер работал с живой натурой, приводят выразительную деталь: в глазу зайца отражается оконный переплет, изображенный с учетом изгиба поверхности зрачка. Некоторые искусствоведы, впрочем, скептически относятся к благостному преданию о спасенном и прирученном зайце, который послушно позировал Дюреру. Скорее всего, считают они, Дюрер работал по памяти, а эффектный прием отражения оконного переплета в зрачке позаимствовал из фламандской живописи. Однако, был ли заяц живым зверьком, охотничьим трофеем или чучелом, он по праву обрел бессмертие в мире искусства.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500
Рисунок выполнен мастерски. «Непревзойденными останутся глаз, принюхивающийся нос, висящее правое и стоящее торчком левое ухо, разнообразие волосяного покрова, который на ушах совершенно иной, чем на влажной шее и спине, не говоря уже о похожих на нити волосках усов. Недостижимой осталась та высшая степень выразительности, когда произведение взывает не только к глазу зрителя, но и в такой же степени к чувству осязания, так что появляется желание прикоснуться и провести по шерсти взад и вперед", - так описывает акварель немецкий искусствовед Куно Миттельштэд. Зайчика действительно хочется погладить. Глядя на него, мы словно ощущаем мягкость бархатистого меха, тепло маленького тела, чувствуем, как бьется пульс. Мы видим буквально каждый волосок на шкурке зайца, но в работе Дюрера нет и следа утомительного жизнеподобия - это действительно сама жизнь!
Замок Кайзерсбург в Нюрнберге.Может быть, где-то здесь Дюрер подобрал зайца?
Пусть не весь секрет обаяния Зайца Дюрера, но хотя бы некоторая его часть раскрывается в трех словах: акварель, гуашь, белила. Акварель, известная на Востоке с давних времен, в Европе начала 16 столетия была еще внове. Дюрер - один из первых европейских художников, работавших в этой сложной технике, его называют родоначальником современной акварели. Прозрачный мягкий акварельный рисунок передает все богатство цвета заячьей шубки, здесь можно насчитать с десяток оттенков: охристо-серый, бурый, светло-коричневый, рыжеватый, бежевый… Поверх текучей акварели плотной матовый гуашью проработаны тысячи волосков, среди которых буквально нет двух одинаковых: они постепенно меняются по толщине и длине в зависимости от того, как лежит мех на теле животного. Ученые установили, что с помощью самых совершенных компьютерных программ нельзя смоделировать шкуру зайца лучше, чем это сделал Дюрер. И наконец, благодаря положенным с ювелирной тонкостью белилам, тело зверька кажется объёмным, мех – легким и блестящим.
Вид на Нюрнберг со стены замка Кайзерсбург
Дюрер выбирает самую выигрышную композицию, чтобы представить свою "модель" объемно. Изображение размещено по диагонали с разворотом в три четверти, взгляд художника направлен сверху. Под пушистой шубкой зайца ощущается конструкция - ладный и разумно сложенный скелет, мы словно видим зверька насквозь.
Дом Дюрера в Нюрнберге, в котором художник жил с 1509 года.
Всматриваясь в природу с восторгом художника и невозмутимостью ученого, Дюрер, кажется, достигает невозможного: объективность и точность "научного пособия" он сочетает с эмоциональностью, предельную детализацию – с целостностью образа. Заяц насторожен, чуток, и в то же время доверчив. При всей своей скромности и малой величине, он полон своеобразного достоинства. Если расшифровать послание, которое вложил художник в этот рисунок, он звучало бы примерно так: "Вот я, заяц, неприметная тварь Божия, но и я часть этого огромного, сложного, прекрасного мира, и во мне есть капля его гармонии и мудрости. Посмотри на меня с приязнью, человек, полюбуйся мною, будь ко мне добр!"
Дом-музей Дюрера в Нюрнберге
"Заяц", на наш взгляд, - работа вполне традиционная по жанру и укладывающаяся в рамки анималистики, но для своего времени она была подлинно новаторской: художник изобразил ПРОСТО зайца. Рисунок полностью свободен от религиозной символики. Это не плодовитый заяц - символ сладострастия, и не белый заяц, обозначающий победу над чувственностью, которого изображают у ног Девы Марии, не символ осторожности, малодушия, бегства от грехов и так далее. Это всего лишь зверек сам по себе, увиденный художником без "упаковки" символов, словно впервые.
Шоколадный "Заяц Дюрера"
Однако не наделенная символическим подтекстом акварель приобрела его независимо от воли автора. Заяц Дюрера стал с течением времени ассоциироваться с пасхальным зайцем Osterhase. Пасхальные открытки и украшения с изображением дюрерова зайца, заячьи фигурки и рельефные медали из шоколада, повторяющие, с большей или меньшей точностью, прототип, – неизменная принадлежность пасхальных дней.
Заяц Дюрера, отлитый вручную из элитного шоколада.
Впрочем, и вне пасхальной символики образ "Зайца Дюрера", как говорится, ушел в народ. Здесь сыграли роль не только совершенство рисунка, но и его небольшой размер, возможность качественного воспроизведения, наконец, сама тема – милый зверек, к которому люди относятся с симпатией. За пять веков своего существования заяц множество раз копировался художниками и репродуцировался. Были времена, когда изображение дюрерова зайца в рамочке создавало уют чуть ли не в каждой немецкой гостиной (и над моим письменным столом висит такая репродукция, я часто поглядываю на нее, когда что-нибудь сочиняю)).. С развитием массового туризма заяц перекочевал на обложки, сумки, коврики для компьютерной мыши, превратился в статуэтки всех цветов, размеров, материалов. Известная немецкая фирма "Штайф" одно время выпускала мягкую игрушку "Заяц Дюрера".
Заяц Дюрера. Мягкая игрушка фирмы "Штайф" и сувенирный пакетик
Как непомерно разбухший символ массовой культуры знаменитый заяц привлек внимание современного скульптора Юргена Герца, благодаря которому в 1984 году на старинной площади перед домом-музеем Дюрера в Нюрнберге появилась шокирующая и, безусловно, впечатляющая скульптурная композиция "Заяц". На низком гранитом постаменте лежит растерзанная туша огромной зайчихи с устремлённым в небо мёртвым янтарным глазом. Жирное тело зайчихи окружают обломки развалившегося ящика, который стал ей тесен, из прорех в туше вылезают зайцы поменьше, то ли проглоченные зайчихой и стремящиеся на волю, то ли пожирающие ее, а скорее всего – то и другое вместе. Перед зубастой пастью лежат обглоданные кости (впрочем, их можно принять и за стебли растений). Самая жуткая деталь – под когтистой лапой явственно видны пальцы ноги поглощенного монстром человека. О Дюрере напоминает вторая часть композиции - установленная на отдельном постаменте крошечная статуэтка дюрерова зайца, отполированная до золотистого блеска. Протестуя против ажиотажа вокруг произведения, подвергающегося губительным метаморфозам, Герц предостерегает нас и от потребительского отношения к природе: отвечая на насилие, она превращает невинных зверьков в опасных отвратительных мутантов. Парадокс в том, что скульптура Герца в свою очередь стала достопримечательностью Нюрнберга, тиражируемой на открытках, при этом популярность Зайца Дюрера нисколько не уменьшилась.
В 2002 году Заяц торжественно отметил 500-летие, и, поскольку оригинал рисунка находится в венском музее Альбертина, вернулся в Нюрнберг весьма необычным путем. Летом 2003 года на Рыночной площади разместилась грандиозная инсталляция "7000 зайцев Дюрера", придуманная скульптором Оттмаром Хёрлем. 7000 зеленых пластмассовых зайцев, рассевшись в строгом порядке, заполнили площадь, что, по словам очевидцев, напоминало то ли газон, то ли огородные грядки. В отличие от мрачной скульптуры Герца, идея непрестанного тиражирования нюрнбергского шедевра трактуется Хёрлем весело и с юмором.Остается сказать несколько слов об оригинале рисунка, который как величайшее сокровище хранится в Вене. Зрителям рисунок показывают, увы, нечасто, и в последнее время не вывозят даже на самые престижные выставки. Состояние наклеенной на картон бумаги и красок таково, что "Заяц" должен соблюдать строгий температурный режим и не повергаться воздействию даже слабого освещения.
Оттмар Хёрль. Инсталляция "7000 зайцев Дюрера" в Нюрнберге. 2003
В залах Альбертины демонстрируется самая лучшая в мире копия "Зайца", а оригинал можно увидеть не чаще, чем раз в 5-10 лет. Весной этого года "Заяц" участвовал в выставке "Основание Альбертины. От Дюрера до Наполеона", но если вы не были в это время в Вене, не стоит огорчаться и ждать годы до следующего явления Зайца Дюрера поклонникам.
Монета достоинством в 10 долларов, выпущенная Британскими Виргинскими островамив 2010 году в серии "Шедевры искусства".
Искусствоведы Альбертины в ответ на сетования советуют просто включить компьютер и найти изображение акварели Дюрера на сайте http://www.google.com/culturalinstitute/project/art-project Благодаря программе " Google Art Project ", - говорят они, - вы можете сколько душе угодно рассматривать акварель в прекрасном качестве без ущерба для произведения. Вам будет виден каждый волосок, каждый коготок зайца и отражение оконного переплета в его кротких глазах. Что ж, Дюрер, наверное, был бы доволен…
Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), № 7(202), 2014
luv-vie.livejournal.com
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. Ну кто же не знает папашу Дюрера... Эх живопись, акварель,. Заяц Дюрера, краски? : trinusss
Ну кто же не знает великого... нет ВЕЛИКОГО АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА! Всяк знает, ключевая фигура истории искусства средневековья и возраждения! А все потому, что начиная с 13 лет юный Альбрехт ставил на своих произведениях клеймо и дату... все четко - нарисовал и подписал и дату, обязательно дату! Я давно копался вокруг да около и все как то руки не доходили, но тут мне попался пост на глаза с интересным названием - "Знания прячут? А оно кому надо, если никто читать не умеет?"http://pro-vladimir.livejournal.com/356702.htmlЯ читать умею, ну и прочитал и наконец то мне попалась информация которой мне не хватало! Но все по порядку...Итак, юный Альбрехт нарисовал серебрянным карандашом автопортрет и поставил впервые свою подпись и дату. "1484. Подпись: "Здесь я нарисовал себя в зеркале в 1494 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер".Техника достаточно сложная: серебряной иглой рисунок наносится на пропитанную особым составом бумагу, серебро вступает во взаимодействие с пропиткой, окисляется, и линии "проявляются"
Какую информацию можно получить из этого рисунка? В 15 веке были уже большие зеркала, была бумага и ребеночек был очень талантлив.Спустя некоторое время молодой Дюрер нарисовал еще один автопортрет и так же подписал его и поставил дату.
Дата очень хорошо читается и на мой неискушенный ум она читается как 1893 год!Но этого же не может быть, скажете ВЫ, это же самый конец 19 века! А на Дюрере висит вся история искусства, ренесанс, то да се!Именно по этому я Дюрером давненько интересуюсь...Дюрер оставил потомкам огромное наследие и среди этого наследия есть ряд "АРТЕФАКТОВ", то есть то чего быть в 16 веке ну ни как не могло, то что не вписывается в общую историю как искусства так и развития технологий!Одним из таких артефактов являются акварели Дюрера. Они прекрасны, они мастерские их довольно много и все они в очень хорошей сохранности. По этому я начну копать Дюрера именно с акварели!
Налюбовались? Да, они прекрасны! Но от этого они не перестали быть акварелями возраст которых ПЯТЬСОТ ЛЕТ!!! Я пока даже не буду говорить о сложности сохранения акварелей художников 19 века, это отдельная песня! Я поговорю об акварели вообще......"Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности)"Основой для акварели является, как правило, бумага.(!!!) Причем бумага отменного качества, чаще всего применяется ВАТМАН, специальным образом подготовленный. Рыхлая бумага не подойдет. Можно использовать специально подготовленный пергамент ( кожа овечек)..."Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи — гуммиарабик и декстрин. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом — бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование. Для защиты от плесени вводится антисептик — фенол." Фенол впервые получен в 1771 году и сразу же стал использоваться в получении красителей.По мнению специалистов XIX века, «для акварельной живописи употребляется или бристольский картон, ватманская бумага, или торшон, кисти беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтральтинтом. Для цветных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская жёлтая, жёлтая охра, терр де Сиена натуральная, таковая же жжёная, киноварь, кармин гаранс, лак-гаранс, кармин жжёный, охра красная, венецианская красная, индийская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона). Ватман впервые получен Уотменом в конце 18 века - http://vaduhan-08.livejournal.com/3470.htmlВот официальная история развития акварели..."В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне. Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьёзного внимания.Так то вот... как "изобрели бумагу в Китае" так и пошла акварель с незапамятных времен а вот распространение получила только в 19 веке! Как всегда.Но давайте обратимся к знаменитому "ЗАЙЦУ" Дюрера.
Бумага, наклеенная на картон, Акварель, гуашь, белила. 25,1 × 22,6 смГалерея Альбертина, Вена
Тут появляется новая техника - гуашь, белила! Тут точно такая же история - известна издревле а применяться широко началась в 19 веке...."Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.
Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась в Европе в средние века.
Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века, обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. Впервые комбинацию двух техник, работая акварелью с добавлением белил, применял художник-маньерист XVI века Паоло Пино[it].Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества. Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь."Однако с гуашью дело обстоит несколько легче в доказательном плане - для гуаши нужны белила, белая краска! Вот краткая история белил...Свинцовые белила известны ещё в Древней Греции и Риме, их применяли в своих произведениях художники Средневековья и Возрождения, использовались до середины 19 века. Краска представляет собой соединение углекислого свинца с его водной окисью. Существовали разные виды свинцовых белил.Данная краска имела чистый белый цвет, не изменяющийся под воздействием света, была пластична, давала плотный слой не отпадающий (даже при свёртывании холста) и не образующий трещин, быстро высыхающая и устойчивая к изменению влажности более, чем любая другая белая краска. Основным недостатком является сильная ядовитость краски. Помимо этого со временем краска становится более прозрачной, теряет свою кроющую силу, чернеет от сернистых соединений. В настоящий момент в промышленности не применяется.Попытки сделать новую белую краску предпринимались давно в связи с сильной ядовитостью свинцовых белил. В 1780 году были впервые открыты цинковые белила, но они не нашли применения. Стоила краска довольно дорого. Только в 1840 году была получена дешёвая и не ядовитая краска. С этого момента началось её фабричное производство. Отрицательным свойством таких белил является склонность к растрескиванию."Свинцовые белила все таки не совсем белые, по сравнению с белилами цинковыми свинцовые серые. Но да и ладно пусть там будут свинцовые белила... пусть, Дюрер, все таки!Но великий "Дюрер" прокололся еще много много раз.Например вот это...
Это называется антропометрия, как водится распространение данная наука получила во второй половине 19 века. Но об этом в следующей серии...
trinusss.livejournal.com
Заяц Альбрехта Дюрера. - rama909
Заяц. Альбрехт Дюрер, 1502«Непревзойденными останутся глаз, принюхивающийся нос, висящее правое и стоящее торчком левое ухо, разнообразие волосяного покрова, который на ушах совершенно иной, чем на влажной шее и спине, не говоря уже о похожих на нити волосках усов. Недостижимой осталась та высшая степень выразительности, когда произведение взывает не только к глазу зрителя, но и в такой же степени к чувству осязания, так что появляется желание прикоснуться и провести по шерсти взад и вперед».(Куно Миттельштэд, искусствовед, автор книги «Альбрехт Дюрер»)Среди работ Альбрехта Дюрера сохранилось множество натуралистических зарисовок: краб, возможно попавшийся художнику ещё во время его первого путешествия в Италию, огромный жук с причудливыми рогами, переливающееся волшебными оттенками синего крыло мёртвой сизоворонки, хмурый морж и даже экзотический носорог (которого Дюрер никогда не видел). Но отчего-то самой известной стала небольшая работа, изображающая обыкновенного зайца. Условно её можно назвать «акварелью», хотя помимо акварели художник использовал гуашь и белила. Дюрер известен, как один из первых мастеров, работавших акварелью, но его техника отличается от привычной нам – она многослойна и при этом настолько изящно-графична, что напоминает рисунок цветными карандашами по прозрачно-тёмной заливке. Пушистый мех зайца Дюрер передал при помощи тысяч тонких мазков – серых, коричневых, рыжевато-бежевых и белильных, коротких и длинных, безупречно передающих короткие волоски на ушах зверька, длинную шерсть на его боках, чуть вьющуюся – на шее и мордочке.Нельзя сказать, чтобы «зайчик» Дюрера был первым зайцем в искусстве – благодаря богатейшей символике, связанной с этим животным, зайцев полно и в живописи, и в скульптуре, и, особенно в миниатюре, где они могут означать осторожность и трусость, плодовитость и сладострастие и даже (но только белые) целомудрие. Новизна дюреровского зайца в том, что он – просто заяц, обычный заяц, ничего не символизирующий заяц, по легенде, подобранный и принесённый в мастерскую самим художником. Всмотревшись, мы даже можем разглядеть в тёмном, выпуклом глазе зверька отражение оконного переплёта. Впрочем, некоторые искусствоведы считают, что этот приём Дюрер позаимствовал у нидерландских мастеров, оставлявших отражение окна то в выпуклом зеркале, то в бокале, то в блестящем шлеме воина.Фальшивый заяц Дюрера. Ганс Хоффманн, 1528Судя по тому, что «Заяц» – один из первых подписанных и датированных рисунков Дюрера, сам автор ценил свою работу. Поклонники таланта художника её тоже оценили: в 1519 году рисунок приобрел нюрнбергский коллекционер Виллибальд Имгоф, и, вероятно, именно он предоставил доступ для его многократного копирования. В настоящее время известно 13 вариантов работы, в том числе и с фальшивой подписью Дюрера, выполненные, преимущественно в XVI веке. «Фальшивый заяц Дюрера» Ханса Хоффмана (1530-1591) датирован 1528 годом - годом смерти Дюрера. Это не единственная вариация работы, выполненная этим художником.Вариация на тему дюреровского зайца. Ганс Хоффманн
В 1588 году рисунок Дюрера оказался в коллекции императора Рудольфа II, в 1783 году попал в придворную библиотеку, потом стал собственностью герцога Альберта Саксен-Тешенского и, наконец, безопасно устроился в хранилище музея Альбертина. Да – именно в хранилище, потому что, как и большинство акварельных и пастельных работ, «Заяц» не любит света и оказывается на публике чрезвычайно редко, предоставив эту честь своей максимально точной копии.
Автор: Оксана Санжарова, artchive.ru
https://zen.yandex.ru/media/artchive/zaiac-albrehta-diurera-5a4a6aad48c85ed76b4caf70
rama909.livejournal.com
Заяц (картина Дюрера) - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2017; проверки требуют 2 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Заяц.«Заяц» — рисунок Альбрехта Дюрера, выполненный художником в 1502 году, одна из известнейших натурных штудий художника.
Описание[ | ]
Рисунок выполнен на почти квадратном листе бумаги, подкрашенном коричневой краской. Изображение сориентировано по диагонали, разворот модели выбран в три четверти, взгляд художника направлен сверху.
По подмалёвку нанесены тёмной краской тени, поверх них почти сухой кистью гуашью проработаны волоски. Техника исполнения сходна с техникой другой известной штудии этого периода — «Большого куска луга». Дюрер успешно справился со сложной задачей передачи световых эффектов разноцветной сложной по фактуре поверхности меха. Вполне вероятно, что рисунок был выполнен в помещении: в глазу зайца отражается переплёт окна. Неизвестно рисовал ли художник живого зайца или охотничий трофей.
«Несмотря на крайнюю степень детализации рисунок сохраняет цельность образа, впечатления. Перед нами настороженно прислушивающийся, пугливый зверек, готовый обратиться в бегство[1].»
Это один из первых рисунков, датированных и подписанных Дюрером, что свидетельствует о том, какое значение художник придавал этой работе.
Провенанс[ | ]
Рисунок хранился в Нюрнберге в собрании коллекционера (1519—1580), в 1588 году стал собственностью императора Рудольфа II и находился в императорской сокровищнице, с 1783 года — в придворной библиотеке. Последним частным владельцем рисунка был герцог Альберт Саксен-Тешенский, коллекция которого легла в основу собрания венской Альбертины.
Повторения[ | ]
Уже в XVI веке, особенно около 1600 года, появилось большое число повторений рисунка Дюрера. В настоящее время известно 13 вариантов «Зайца», в том числе три свободные вариации, представляющие модель в другом ракурсе. Художник-маньерист копировал произведения Дюрера, в том числе и «Зайца», изображая его в лесу и саду.
В 2003 году известный немецкий художник-концептуалист Оттмар Хёрль по случаю 500-летия Альбрехта Дюрера создал инсталляцию "Das große Hasenstück" из 7000 тысяч трехмерных пластиковых зайцев Дюрера на главной рыночной площади Нюрнберга в Германии. Инсталляция заняла 2500 квадратных метров, завоевав мировой успех. В 2014 и 2015 годах Оттмар Хёрль провел еще две концептуальные выставки в Германии, посвященные "Зайцу Дюрера", под названием "Dürer-Hase für die Albertina" (Заяц Дюрера для Альбертины) и "Homage to Dürer" (Посвящение Дюреру), которые также получили мировое признание.
Примечания[ | ]
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid