РУССКИЙ ХУДОЖНИК АНДРЕЙ РЯБУШКИН. Рябушкин художник картины
Рябушкин Андрей картины
Рябушкин Андрей Петрович — великий русский художник. Родился 17 октября 1861 года в с.Станическая Слобода. Работал в жанре исторической и жанровой живописи. Его картины в большинстве своём описывают Московский быт времён 17 века.
Любовь к искусству у Андрея Рябушкина появилась ещё в детстве. Его отец и брат занимались иконописью и он, как младший в семье, помогал им. Время от времени Андрей и сам пробовал писать иконы и просто делать рисунки. Когда в 14 лет будущий великий художник осиротел, его талант к изобразительному искусству заметил А. Х. Преображенский, который и дал ему тот самый билетик в жизнь. Преображенский увёз молодое дарование в Москву и определил в училище. Так на небосклоне русского искусства появилась ещё одна звезда. Вскоре после этого Рябушкин бросил училище и уехал в Петербург для того, что бы поступить в Академию Художеств. С его способностями это было сделать довольно просто. Здесь, в Академии, он раскрыл свой талант полностью.
В своих работах Рябушкин изображает не только быт Москвы 17 века, но и различные деревенские темы, которыми увлёкся в последние годы своей жизни. Одной из лучших его картин считается » Свадебный поезд в Москве «, которая была написана в 1901 году. Его знают и помнят как человека большого таланта, который с огромной любовью и преданностью относился к своей стране и истории. Его работы отмечались многочисленными наградами и отзывами, в том числе и иностранных критиков. При жизни его талант оценивали такие великие живописцы, как: И. Е. Репин, В. Д. Поленов и другие. И сейчас его картины находятся в самых известных музеях России.
Рябушкин Андрей Петрович скончался в 1904 году на усадьбе Дидвинов Санкт-Петербургской губернии. Похоронен на Любанском кладбище.
Картины Рябушкина Андрея:
Андрей Петрович Рябушкин
Алеша Попович
В гости
В деревне. Девушка с ведрами
В деревне. К обедне
В тереме
Василий Буслаев
Владимир Красно Солнышко и его жена Апраксия Королевична
Вольга Всеславьевич
Воскресный день
Девочка с куклой
Диакон
Добрыня Никитич
Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)
Илья Муромец
Иоанн Грозный с приближенными
Кабак
Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)
Красная палата
Марфа Посадница
Микула Селянинович
Московская девушка XVII века
Московская улица XVII века в праздничный день
На гулянке
Новичок
Ожидают выхода царя
Пир богатырей у ласкового княза Владимира
Пожалован шубой с царского плеча
Поклон с красного крыльца
Портрет И.Ф.Тюменева
Потешные Петра I в кружале
Прогулка боярышни
Русские женщины XVII столетия в церкви
Садко, богатый новгородский гость
Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)
Святогор
Семья купца в XVII веке
Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате
Слепой гусляр, поющий старинку
Снятие с креста (Голгофа)
Старички (Старики мудрые)
Стрелец
Улица старой Москвы
Вы интересуетесь мировым искусством и хотели бы знать об этом всё? История развития искусства на History of Arts познакомит вас с основными этапами его развития и становления.
Рябушкин Андрей Петрович — русский художник
Русский художник Рябушкин Андрей Петрович . Автор картин: «Втерся парень в хоровод...»; В гости; Возвращение с ярмарки.; Едут. Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце 17 века.; Московская девушка XVII века; и многих других.
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904)
Хрупкий и болезненный, "словно носящий в себе какую-то тайну", "человек большого таланта и больших, скрытых страстей" (М. В. Нестеров), А. П. Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.
Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в МУЖВЗ (1875-82). После смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90).
Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года.
И Рябушкин отправился по старым городам России. Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше). Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает В. И. Сурикова.
Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891) и исторической композиции "Потешные в кружале" (1892; изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке). Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое - отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.
Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, - яркое, красочное "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии - в "думании" о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.
В 1895 г. художник показывает большое полотно "Московская улица XVII века в праздничный день". Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил. На лицах - печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта - "Русские женщины XVII века в церкви" (1899). Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей - синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах.
Эти две картины и "Семья купца в XVII веке" (1896) получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и "мирискусники", на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению "36 художников".
Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом. Изображал Рябушкин и современную деревню, но без былой поэтизации, - он хорошо видел, как разрушается старый уклад ("Втерся парень в хоровод, ну старуха охать...", 1902). В гуаши "Чаепитие" (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом.
Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж "Новгородская церковь". На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта. Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева - В. В. Беляева, где художник прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.
Картины художника
«Втерся парень в хоровод...»
В гости
Возвращение с ярмарки.
Едут. Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце 17 века.
Московская девушка XVII века
Московская улица XVII века в праздничный день
Пожалован шубой с царского плеча
Русские женщины 17 столетия в церкви
Свадебный поезд в Москве (XVII столетие).
Семья купца в XVII веке.
Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате
Церковь
wearts.ru
РУССКИЙ ХУДОЖНИК АНДРЕЙ РЯБУШКИН: kovlam
Боярская дума
И Рябушкин отправился по старым городам России. Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше). Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает В. И. Сурикова.
Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891) и исторической композиции "Потешные в кружале" (1892; изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке). Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое - отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.
Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, - яркое, красочное "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии - в "думании" о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.
Воскресный день, 1889
В 1895 г. художник показывает большое полотно "Московская улица XVII века в праздничный день". Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил. На лицах - печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта - "Русские женщины XVII века в церкви" (1899). Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей - синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах.
Эти две картины и "Семья купца в XVII веке" (1896) получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и "мирискусники", на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению "36 художников".
Семья купца в XVII веке
Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом. Изображал Рябушкин и современную деревню, но без былой поэтизации, - он хорошо видел, как разрушается старый уклад ("Втерся парень в хоровод, ну старуха охать...", 1902). В гуаши "Чаепитие" (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом.
Свадебный поезд в Москве, XVII столетие
Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж "Новгородская церковь". На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта. Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева - В. В. Беляева, где художник прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.
В гости
В деревне. Девушка с ведрами
В деревне. К обедне
В праздничный день
Воскресный день, 1889
Возвращение с ярмарки
Рождество
Втерся парень в хоровод, ну старуха охать
Голова парня
Гусляр поющий
Девочка с куклой
Девушка-чернавка побивает мужиков новгородских
Дорога, 1887
Едут! 1901
Зимнее утро
Иван Грозный с приближенными
Кабак
Князь Глеб Святославович убивает волхва на новгородском вече (Княжеский суд)
Красная палата, 1889
Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии
Михайловская улица в Новгороде
Московская улица XVII века в праздничный день
На гулянке
Новгородская церковь
Новичок
Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии
Ожидают выход царя
Пир богатырей у ласкового князя Владимира, 1888
Пожалован шубой с царского плеча
Поклон с красного крыльца
Портрет диакона
Потешные Петра I в кружале, 1892
Прогулка боярышни
Русские женщины XVII столетия в церкви, 1899
Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате, 1893
Собираются в церковь, 1900
Старички (Старички мудрые)
Стрелец
Улица старой Москвы
Чаепитие
Эсфирь перед Артаксерксом
kovlam.livejournal.com
Рябушкин Андрей Петрович - Биография :: Артпоиск
Вошел в историю русского искусства как талантливый мастер историко-бытового жанра и тонкий бытописатель современной ему крестьянской жизни. Родился в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Отец и старший брат занимались иконописью, и будущий художник помогал им в работе. В четырнадцать лет мальчик осиротел и остался со старшим братом, унаследовавшим профессию отца. Случай помог Рябушкину стать художником: его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. X. Преображенский. Он увез мальчика в Москву, определил его в Училище и принял самое Горячее участие в его судьбе.
Первые произведения Рябушкина, выполненные в Училище, — "Нападение пиратов", "Масленичное гуляние" (1881, ГРМ), "Летний вечер в деревне" (1881, ГРМ) и др. — свидетельствовали об интересе художника к темам, связанным с жизнью русской деревни. Наиболее самостоятельной работой этих лет явилась "Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии" (1880, ГТГ). В этой картине уже чувствовались черты индивидуальности художника: тонкая наблюдательность, сдержанность и мягкость в передаче чувств, добродушная, снисходительная ирония.
Рябушкин не окончил Московское училище. После смерти своего учителя В.Г.Перова Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... он едет в Петербург и в 1882 году поступает в Академию художеств. Большую роль в его серьезной профессиональной подготовке сыграл преподаватель натурного класса П. П. Чистяков. Живописный этюд художника "Натурщик" (1887, Научно-исследовательский музей Академии художеств) был как один из лучших образцов оставлен в Академии. В эти годы Рябушкин много работает над выполнением академических программ на сюжеты библейских сказаний, античной мифологии и римской истории.
Профессора Академии отмечали смелость и новаторство молодого художника, умение добиваться жизненной правды, убедительности композиции, естественности в изображении людей. Одновременно Рябушкин увлекается созданием иллюстраций для популярных в то время журналов "Всемирная иллюстрация" и "Нива".
Дипломную работу Рябушкин посвящает религиозной теме "Снятие с креста" (1890, ГТГ). Работая над ней, художник охладел к первоначальному эскизу, утвержденному Советом Академии, и, не боясь последствий, за месяц до окончания срока написал новую композицию. В результате за нарушение правил конкурса его лишили Большой золотой медали.
В 1890 году, окончив Академию художеств, Рябушкин осуществляет свою мечту — отправляется в путешествие по старинным городам России. Его привлекали памятники древнерусской архитектуры, росписи. В музеях он изучал предметы старины: ткани, домашнюю утварь, костюмы, оружие. Художник был искренно увлечен чтением исторической литературы, летописей и народных сказаний. Вскоре Рябушкин поселился под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении своего друга И. Ф.Тюменева, а в 1901 году переехал в усадьбу Дидвино, принадлежавшую его близкому приятелю В. В. Беляеву. По проекту художника для него была выстроена мастерская с небольшим жилым домом. Здесь тихо и почти безвыездно, занимаясь музыкой и живописью, жил художник. Первыми советчиками и друзьями, строгими критиками его работ были крестьяне, у которых он постоянно бывал на свадьбах, крестинах и семейных торжествах. Деревне Рябушкин обязан созданием лучших своих работ: она питала его искусство, давала неисчерпаемый жизненный материал для творчества.
В 1891 году впервые на выставке передвижников Рябушкин выставил картину "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891, ГРМ). По воспоминаниям друзей, сюжет возник у художника по личным впечатлениям, после того как он побывал на одной из крестьянских свадеб. В картине передан один из торжественных моментов ожидания новобрачных, когда в молчании застыли сидящие на лавках гости, родственники, свахи, подружки... С удивительной простотой и сдержанностью показаны Рябушкиным различные оттенки человеческих чувств.
Художник любуется своими героями, ему близки их нравственная цельность, высокое достоинство. Непосредственность изображения, жизненность персонажей делают картину типичным произведением 90-х годов XIX столетия.
Путешествия Рябушкина по родной стране, серьезное увлечение русской историей, народным эпосом вызвали у него интерес к историческому жанру. В 1892 году он пишет картину "Потешные Петра I в кружале" (ГТГ). Художник обратился к важному событию Петровской эпохи, столкновению стрельцов — представителей старого войска — и новых воинов Петра I — потешных. Но в изображении Рябушкина внутренний конфликт приобрел мирный, обыденный характер. Художника никогда не привлекали драматические, полные напряжения ситуации. Оригинальность, своеобразие подхода Рябушкина к исторической теме верно почувствовали друзья художника. И. Е. Репин писал, что картина "переносит" зрителя в отдаленную эпоху... "Так все неожиданно, не искано и правдиво — хорошая вещь!" В. В. Стасов отмечал, что у Рябушкина "есть какая-то совершенно своя, особенная оригинальность, какой-то свой, свежий, самобытный взгляд..."
В 1893 году Рябушкин создал картину "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (ГТГ). Художник передал с тонкой ядовитой иронией чопорную важность и скуку, царящие на подобных "сидениях". Кажется, что восседают манекены в боярских одеждах, с равнодушными, безучастными лицами обсуждающие государственные дела. В этой картине художник впервые подошел к иному, совершенно своеобразному колористическому решению полотна. Если раньше он прежде всего стремился точно следовать натуре, то сейчас он ставит еще одну, не менее важную задачу — через общий красочный строй полотна раскрыть "дух истории".
В 90-х годах художник исполнил немало заказных работ, рисунки и акварели для различного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Крупной исторической картиной этих лет явилась "Московская улица XVII века" (1896, ГРМ).
Избрав обычный эпизод из жизни Москвы XVII века, художник сумел воссоздать далекую старину, как бы приоткрыл страницу русской истории. Перед зрителями оживает характерный уголок старой Москвы с низкими деревянными и каменными постройками, непролазной грязью. По улице, высоко подобрав полы одежд, идут люди. Молодая женщина в белом платке, красном одеянии осторожно ступает по бревенчатым мосткам, боярин восседает на вороном коне, нищий, сидя перед иконой, просит подаяние... Подобное художник не раз видел во многих провинциальных городах России, поэтому и смог с такой живостью, естественностью представить эту сцену на полотне.
Большая роль в произведении отведена пейзажу. Холодный осенний день, темные тучи, поредевшая листва деревьев вносят печальную ноту в общий настрой. Ясно чувствуется отношение художника к изображаемому — тонкое, добродушное и слегка ироническое. И вместе с тем он восхищается самобытностью, наивной простотой, нарядностью и красочностью этой жизни. В декоративном решении полотна Рябушкин идет от традиции русской иконописи и фресковых росписей. Он не стремится к иллюзорной передаче предметов. Живопись его отличается плотностью, локальными пятнами, декоративной четкостью. Найденная художником живописная система стала его новым творческим открытием, результатом творческого осмысления задач историко-бытового жанра.
Интерес к эпохе XVII века выразился у Рябушкина в замысле создать серию исторических картин-портретов, где были бы запечатлены типы, представляющие разные слои общества того времени. Художнику удалось написать только "Семью купца" (1897, ГРМ). Портрет отличается статичностью композиции, неподвижностью изображенных фигур. Художник показал их не идеализируя и не шаржируя.
Не удовлетворенный первым вариантом, стремясь к единству художественной трактовки всего произведения, Рябушкин переработал и изменил его, усилив гуманистическую основу, сделав более живыми и миловидными образы девушек.
В 1899 году Рябушкин окончил одно из самых любимых полотен "Русские женщины XVII столетия в Церкви" (ГТГ). Художник проявил необыкновенное чувство декоративности, умение создать целостный цветовой ансамбль из красочных одежд женщин и ярких росписей интерьера. Плавным и певучим ритмом, редкой звучностью красок, светлой гармонией картина воспринимается подобно старинной мелодичной песне. Тонкая, изящная живопись напоминает и древние ярославские фрески, и драгоценную эмаль, и старинную миниатюру. Картины Рябушкина "Русские женщины XVII столетия в церкви" и "Семья купца" были награждены почетными дипломами на Международной выставке в Париже.
В 1901 году написана одна из лучших картин художника "Свадебный поезд в Москве" (ГТГ). На полотне вновь оживает далекая Москва XVII века. Быстро движется шумная красочная процессия. На первом плане картины, на фоне темно-серого сарая, выделяется нарядная фигурка молодой печальной девушки, стремящейся уйти подальше от пышного и радостного торжества. Художник многое не досказал, предоставив возможность каждому воспринимать картину по-своему. С необычайной тонкостью передан пейзаж — тихий, задумчивый, пронизанный последними лучами заходящего весеннего солнца. Некоторые места холста едва тронуты кистью, часть деталей осталась в подмалевке, да и сам художник считал эту работу неоконченной, но все-таки картина воспринимается цельной, эмоциональной, выразительной.
В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам, обращается к деревенским темам, пишет картины: "За водой" (1898), "В деревне" (1902, частное собрание), "Втерся парень в хоровод..." (1902, ГТГ), "В деревне. К обедне" (1903, ГТГ). Взгляды на современную ему деревню и отношение к ней нашли отражение в одной из поздних работ художника "Чаепитие" (1903, частное собрание, Москва). Здесь нет былой поэтизации русской деревенской жизни. Эта работа по силе и остроте психологической характеристики может быть поставлена только рядом с картиной С. Коровина "На миру".
В последние годы Рябушкин тяжело болел (туберкулез легких). Врачи советовали ехать в Швейцарию, куда он в 1903 году и отправился. Но поездка оказалась безрезультатной. Вернувшись на родину, в Дидвино, художник, окруженный друзьями, умер в своей .мастерской 10 мая 1904 года. Русское искусство лишилось большого, самобытного, подлинно национального художника.
Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
artpoisk.info
Андрей Рябушкин – исторический живописец
Русское искусство конца XIX – начала XX века богато яркими индивидуальностями. Но и среди них Рябушкин остается мастером, создавшим особенный художественный мир. Его самобытность не заявляла о себе громко и шумно.
А. Рябушкин. «Московская девушка
XVII века». Масло. 1903.
Хорошо знавший художника М. В. Нестеров писал, что «талантливый, тихий-тихий Андрей Петрович Рябушкин... был замкнутый, как бы носящий в себе какую-то тайну. И лишь иногда прорывалась завеса сокровенного, и перед нами мелькали сильные страсти, в нем скрытые». При жизни он не получил широкой известности, а после ранней смерти был почти забыт. Сегодня в это верится с трудом – настолько обеднено было бы наше представление об искусстве того времени без Рябушкина.
Он – исторический живописец, чья главная тема – Русь XVII века. Можно ли было сказать тут что-то новое после великого Сурикова? Под влиянием его полотен оказались многие художники. Но Рябушкин пошел своим путем. Одна из лучших его картин – «Русские женщины XVII столетия в церкви». Здесь нет драматического действия, конфликта, без чего немыслимы суриковские картины. Перед нами неторопливое течение жизни. Бытовая сторона воссоздана не ради нее самой, а во имя поэзии, которая здесь заключена. Живописец тщательно изучал костюмы, утварь ушедшей эпохи, но это не сделало его манеру сухой, протокольной. Рябушкин не копирует буквально древний орнамент, старинные фрески, а свободно их варьирует. С другой стороны, не демонстрирует собственное мастерство, а, напротив, как бы скромно отступает в сторону, давая почувствовать красоту изображенного мира, бережно преподнося ее зрителю. В том образе, который он создает, есть реальность и фантазия, историческая правда и вымысел. Безукоризненный художественный такт, вкус и огромная искренность помогли живописцу избежать малейшего оттенка фальши. Глядя на полотно, нельзя не почувствовать, что под сводами храма совершается нечто важное. Мастер тонко ощутил дух времени, его глубоко волновало то, как передать аромат минувшего.
А. Рябушкин. «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Масло. 1901.
Рябушкин в числе первых стал воспринимать историю сквозь призму искусства XVII века. Красочность, декоративность полотна связаны с нарядностью ярославских росписей, убранства церквей той эпохи, это настоящий праздник цвета. Красота у мастера – признак душевной цельности, искренности. В гармонии красок, выразительно построенной композиции, прихотливости ритмов виден самобытный мастер.
Биография Рябушкина небогата событиями. Он родился 29 октября 1861 года в селе Борисоглебском близ Воронежа. Его отец и старший брат были иконописцами, и в детстве мальчик помогал им. Жизнь его, вероятно, и пошла бы по этому руслу, если бы не встреча с художником А. X. Преображенским. Когда юноша осиротел, тот принял участие в его судьбе, увез в Москву.
С 1875 года Рябушкин занимается в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова, заслуживает их благосклонность. В 1880 году его небольшой эскиз «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» приобретает П. М. Третьяков. Первый успех окрылил, и вскоре Рябушкин оставляет училище и поступает в Академию художеств. В этом шаге не было ничего удивительного. Нетипичным явилось то, что Рябушкин в отличие от многих сверстников доучился там до конца, приняв участие во всех полагавшихся конкурсах. При этом остался чужд духу рутины, который царил тогда в академии, – реформа, которая привела туда крупнейших передвижников, еще не была проведена. Видимо, Рябушкин хорошо знал, чего хочет, и не пренебрегал теми элементами мастерства, которые могла ему дать школа. Над картиной он работал по-своему, не заставляя часами позировать натурщиков, а делая быстрые карандашные наброски, с целью писать по памяти. В 1890 году во время работы над конкурсной программой «Голгофа» Рябушкин дерзко нарушил правила: не удовлетворившись прежним эскизом, заслужившим одобрение начальства, переписал все заново. В результате лишился медали, но себе не изменил.
А. Рябушкин. «Чаепитие». Масло. 1903.
Вместо академической награды Рябушкин получил средства на двухгодичное пребывание за границей – лично от президента академии. Но поехать туда не захотел, а отправился путешествовать по России, побывав в Ростове, Ярославле, Пскове, Новгороде, Киеве, на родине. Можно представить, каковы были его впечатления от домотканых одежд, резных изб, вышивок, старинных песен, которые он, кстати, собирал. Как писал биограф, он «жил и дышал только своим, народным, русским».
В 1891 году мастер написал два варианта картины «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». Характерен сам избранный момент: не событие, а его ожидание. В церкви совершается обряд, молодых ждут, и это – установленный ритуал, он не тяготит, не может наскучить. Рябушкин и в картине на современный сюжет передает прежде всего атмосферу события, и главные его средства – чисто живописные. Лица персонажей не индивидуальны, они важны как сообщество людей, где юность и старость пребывают рядом.
Рябушкин всюду ищет подлинности. Недаром прославился в свое время академический эскиз художника «Эсфирь перед Артаксерксом» – настолько оригинальным он был по ощущению эпохи. Тогда жизненности Рябушкин достиг через добросовестное воспроизведение костюмов, украшений. Сложнейшая задача стояла перед ним при создании картины «Московская улица XVII века в праздничный день». Произведение получилось правдивым, живым, наполненным реально наблюденными сценками. Но не обилие фигур делает его достоверным. Гораздо сильнее воздействует состояние души героини – женщины в красном. Она бредет по непролазной грязи московской улицы, бережно держа в руке свечу. Мысли ее далеко, на лице блуждает улыбка. Она словно боится расплескать переполняющее ее чувство. В этом образе – огромная правда. Чувство тихой просветленности, в котором пребывает женщина, придает полотну особый характер. И действительно, Рябушкин часто выбирает нерядовой, праздничный момент жизни. Однако это нельзя назвать досугом, праздностью, речь идет о минуте, когда человек оставляет труды ради того, чтобы подумать о лучшем, высоком.
А. Рябушкин. «Московская улица XVII века в праздничный день». Масло. 1896.
Герои картины «Семья купца в XVII веке» также изображены в торжественный момент. Мастер пишет их с легкой долей иронии и в то же время откровенно любуется простотой и цельностью натуры. Этот холст вызвал при своем появлении ожесточенные споры. Фигуры здесь застыли, словно на парсунах, и одновременно в них есть нечто комичное, идущее от провинциальной фотографии конца XIX века. Персонажи откровенно, простодушно позируют. Этот прием оказался органичным именно потому, что искусство Рябушкина лишено нарочитости. Интересно, что у живописца даже в работах портретного характера нет личностей как таковых. Лица изображенных лишены неповторимости, но не потому, что художник смеется над ними. Таковы же персонажи, написанные с явной симпатией, например «Московская девушка XVII века». Просто они лишены сосредоточенности на себе, свойственной человеку нового времени, принадлежат народному целому, мысли их направлены куда-то вовне.
Подобное состояние человека воплощено и в известной рябушкинской картине «Едут!» («Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века»). Этот выход вовне состоит здесь в остром чувстве любопытства, которое, подобно волне, захлестнуло толпу. На лицах – ожидание, испуг, жажда зрелища. Молодой стрелец в желтом кафтане сдерживает толпу, в то время как его взгляд тоже устремлен туда, откуда появятся «посольские люди».
В этой картине Рябушкин вновь проявил себя великолепным мастером композиции. Это качество принадлежало к сильным сторонам его дарования. Фрагментарность решения как бы сгущает атмосферу ожидания. По свидетельству современников, мастер прибегал к нестандартному приему – обрезал уже написанные холсты, чтобы добиться нужного эффекта, и всегда делал это смело, безошибочно.
А. Рябушкин. «Семья купца в XVII веке». Масло. 1896.
Картина «Свадебный поезд в Москве» построена «по горизонтали» – протяженность холста усиливает ощущение движения красочного, нарядного санного поезда по тихой московской улочке XVII века. Люди, кони проносятся стрелой. В следующий миг они исчезнут, промелькнут, словно красочное видение, на маковках церквей погаснут последние отблески заката. Ощущение праздника не лишено здесь привкуса печали. До сих пор неясно, каково название произведения, имеется и другой его вариант – «Въезд иностранного посольства в Москву». Для свадебного поезда процессия кажется слишком пышной, для посольской кавалькады не хватает толпы зевак. По-видимому, перед нами метафора «праздника жизни», призванного еще сильнее подчеркнуть течение будней. В картине важен контраст первого и второго планов, яркого, отрадного и как бы спешащей прочь от всего этого героини. Такую же отрешенность мы видели на лице женщины в картине «Московская улица XVII века». Этот мотив, видимо, полюбился художнику. Неучастие в праздничной суете – напоминание об исторической судьбе России. Это Русь XVII века – спящая, застойная, но за внешним оцепенением – огромное духовное богатство, внутренняя значительность. Тут же – жадность к новому, острое любопытство, которым охвачены многие рябушкинские герои.
mirznanii.com
Биография художника Рябушкин Андрей Петрович
17 октября 1861 (село Станичная слобода около Борисоглебска Тамбовской губернии) — 27 апреля 1904 (имение Дидвино Новгородской губернии)
Живописец, график, художник-монументалист.
Родился в крестьянской семье, в которой помимо прочего занимались иконописным ремеслом. Первоначальное художественное образование получил под руководством отца. В 1875 поступил в МУЖВиЗ, учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина.
По окончании курса переехал в Петербурге, поступил в ИАХ, занимался под руководством П. П. Чистякова. В 1887 за этюд натурщика удостоен большой серебряной медали, в 1889 за программную картину «Ангел выводит апостола Петра из темницы» — малой золотой медали. Годом позже выступил соискателем большой золотой медали с картиной «Голгофа», но за отступление от первоначального эскиза не был награжден. Выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени.
В 1891 поселился в имении И. Ф. Тюменева Приволье Новгородской губернии. Тогда же начал участвовать в выставках ТПХВ. В конце 1880-х — 1890-х много путешествовал по городам средней полосы России. В 1890-х писал иконы, создал эскизы мозаик и росписи для соборов в Новороссийске и Варшаве, храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, большого и малого залов, а также церкви петербургской консерватории. Работал в области книжной графики.
В 1895–1898 экспонировал свои картины на выставках Общества художников исторической живописи.
В 1900 за картины «Московская улица XVII века», «Семья купца XVII века», «Русские женщины XVII столетия в церкви» отмечен почетным дипломом на Всемирной выставке в Париже. В том же году переехал в имение художника В. В. Беляева Дидвино. В 1901–1903 принимал участие в выставках «Мира искусства», а также в первой выставке Союза русских художников в 1903. В том же году для лечения выезжал в Швейцарию, посетил Дрезден и Мюнхен.
Мемориальные выставки произведений Рябушкина были организованы в 1912–1913 в Петербурге и Москве. Ретроспективы мастера прошли в 1961 в Москве и Ленинграде, в 1962–1963 — в Минске, Киеве, Львове.
Андрей Рябушкин — один из ведущих русских живописцев рубежа XIX — XX веков. Несмотря на сравнительно небольшой период активной творческой деятельности, всего около пятнадцати лет, художественное наследие Рябушкина достаточно велико: десятки картин, сотни этюдов и рисунков; известно, что только для картины «Голгофа» было написано более пятидесяти подготовительных живописных эскизов и этюдов.
Работал преимущественно в историческо-бытовом жанре. Предметом интереса мастера была допетровская Русь — уклад ее жизни, костюмы, праздники. Художник выработал собственный стиль в живописи, отличительными особенностями которого являются яркие звучные цвета и декоративность. Значительную роль в своих картинах отводил пейзажным мотивам.
Произведения Рябушкина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.
Показать цены на работы художника
artinvestment.ru
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) » Перуница
Рябушкин Андрей Петрович родился в селе Станичная слобода (Тамбовская губерния) 17 (29) октября 1861 в семье крестьянина-иконописца. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-1862) у В.Г.Перова и И.М.Прянишникова, а также в петербургской Академии художеств (1882-1890). Жил в Петербурге, а также в имении "Приволье" своего друга И.Ф.Тюменева (близ Любани под Петербургом). Со времени своего академического "пенсионерства" (когда он поехал не за границу, а по России) много путешествовал по старинным русским городам (Новгород, Киев, Москва, Углич, Ярославль и др.), изучал в музеях местные древности, копировал фрески, писал этюды средневековой архитектуры. Участвовал на выставках "Товарищества передвижников", "Мира искусства" и "Союза русских художников".С 1880-х годов публиковал исторические, жанровые и пейзажные рисунки в журналах "Исторический вестник", "Всемирная иллюстрация" и других. Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы и сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект эмоционально-эстетической "сиюминутности" минувших времен. Среди его картин - "Московская улица XVII века в праздничный день" (1895, ГРМ), "Семья купца в XVII веке" (1896, ГРМ), "Свадебный поезд в Москве" (1901, ГТГ), "Едут" (1901, ГРМ), "Пожалован шубой с царского плеча" (1902, ГРМ).
В некоторых его вещах начала века, к примеру в таких сельских жанрах, как "Втерся парень в хоровод" (1902, ГТГ) и "Чаепитие" (1903, частное собрание, Москва), проступают уже черты своеобразного гротескного протоэкспрессионизма. Рябушкин скоропостижно скончался от туберкулеза в усадьбе Дидвино (близ "Приволья") 27 апреля (10 мая) 1904.
Ещё информация о художнике
Скачать: 6.92 MB
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
www.perunica.ru